Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
! б апр е л я 1981 г., № 90 (1 5 98 7 ) ■ ь...|.» ш ш и » а я ш д ,?:-?цш ■1ш «ш ..л к и явя » я я ^ Н а п у т * к профессии * Откровенный р а з г о в о р Ф Зам етк и пе дагога СЕМЬЯ ВИ ШКОЛА Семья и общество... Большое внимание уделено этой про блеме в «Основных направлениях экономического и соци ального развития СССР на 1981-—1985 годы и на период до 1990 года». Решения XXVI съезда партии предусматривают создание наиболее благоприятных условий для упрочения семьи, ее роли в воспитании подрастающего поколения. Это задача комплексная, требующая и дальнейшего укрепления связей семьи и школы, всей организаторской работы с ро дителями. Это дело государственное, за которое работники народного просвещения несут ответственность перед парти ей, перед страной, перед обществом. Почетна и ответственна роль учителя в работе с семьей. В силу своего общественного полож ения он долж ен обеспе чить единство воспитательного процесса в школе и в се мье, добиться согласованных действий той и другой сторо ны, комплексно решать все вопросы школьного и семейного воспитания. «Семья и школа»,— под таким новым названием будет вы ходить в газете «Ленинское знамя» страница, кото- Т р у д о в о е в о с п и т а н и е : о п ы т , п р о б л е м ы У СЕМИ Н е т Т Л Г V \ Л Х Л л Л ? Пятый год в Липецке су ществует межшкольный учеб но-производственный комбинат грудового обучениям и профес сиональной ориентации старше классников. За это время он сделал два выпуска. Тарифно квалификационные удостове рения получили около семиЬот юношей и девушек. Около двад цати процентов выпускников работают на предприятиях и в организациях Липецка по спе циальностям, которые они по лучили в учебно - производ ственном комбинате. В этом году в УПК занимаются три с половиной тысячи старшеклас сников. • Вдумаемся: три с половиной тысячи подростков. Это боль шой отряд, который, будучи хорошо обучен и умело воспи тан, может стать солидным , подспорьем нашим предприяти ям. И именно от предприятий, в первую очередь, зависит ус пех их подготовки к труду на производстве. За УПК закреплены наибо лее крупные рабочие коллекти. вы города, и, надо сказать, что со многими из них сложи лись прочные, деловые контак ты. Например, с Липецкой швейной фирмой, генеральный директор которой А. А. Костин |чно занимается организацией производственного обучения старшеклассников. Фабрика бесперебойно выделяет УПК запасные части к швейным машинам, помогает проводить конкурсы на лучшего по про фессии, организует встречи старшеклассников с передови ками производства, экскурсии. На фабрике со школьницами, как правило, работают наибо лее квалифицированные швеи, которые посвящают их в «тайны» профессии, учат ра ционально использовать время. Сказалась личная инициати ва администрации и на отно шениях с автобазой № 3, ко торая для комбината отремон тировала два автомобиля: у старшеклассников теперь есть возможность освоить вождение под руководством знающих мастеров производственного обучения, опять-таки заботливо выделенных автобазой. Роль мастера в подготовке к труду молодой смены хотелось бы подчеркнуть особо. Он для школьников является как бы полпредом того или иного ра бочего коллектива. Мастер впер вые знакомит с профессией, раскрывает ее «секреты», от него во многом зависит, полю бит ли выбранное (иной раз наугад) дело подросток. Отку да комбинат может взять таких людей, соединяющих в себе, качества опытного профессио нала и педагога? Думается, двух мнений тут быть не мо жет: только с производства, с тех предприятий и организа ций, где и предстоит в буду щем трудиться нынешним старшеклассникам. Тщательно и с большой ответственностью должны подходить к подбору их администрация и общест венные организации. Так, ска жем, как это делают на НЛМЗ, на «Центролите», тракторном и станкостроительном заводах, в объединении «Липецкоблшвей- быт». Пятый год трудится в УПК мастер производственного обучения Н В.. Стрельников направленный тракторным за водом. На предприятии Нико лай Васильевич работал меха ни :ом-водителем, старшим ма стером Потом окончил маши носи лтельный техникум Вначале не псе залилось, по- о с' приходилось трудновато, ьо все-гаки овладел он нелег рую готовят для читателей члены внештатного отдела школ при редакции. Цель и задачи выпусков — освещение всех аспектов взаи моотношения семьи и школы. Важность объединения и коор динации их воспитательного воздействия сегодня особенно возрастает. Планы партии на одиннадцатую пятилетку дикту ют необходимость готовить молодое поколение к будущему так, чтобы уж е в школьные годы юноши и девушки облада ли высоким гражданским чувством, желанием и умением трудиться, стремлением приносить помощь Родине. Сегодня в нашем выпуске представлены разные материа лы, рассказывающие об опыте лучших учителей или под нимающие вопросы нравственного, трудового воспитания. Все они посвящены теме укрепления связей семьи и школы. Некоторые материалы, мы надеемся, вызовут у наших читателей, особенно родителей, ж елание высказать свое мнение по затронутым в них вопросам. Таким откликам мы будем рады и постараемся использовать их в следующих выпусках «Семьи и школы». $ Тридцать лет трудится в ре монтно-механическом цехе Ли пецкого ордена Ленина трак торного завода бригадир сле сарей Н. А. Хальзев. Бывший выпускник ремесленного учи лища стал кадровым рабочим высшей квалификации, а бригада, руководимая им, на стоящей школой жизни для молодежи. Николай Алексеевич обучил своей профессии сле саря-ремонтника около 100 че ловек. На снимке: кавалер ордена Трудовой Славы 111 степени Н. А. Хальзев со своими ны нешними учениками А. Халь- зевым и Н. Благовских. ким искусством педагогики, сейчас успешно обучает ребят слесарному делу. Новолипецкий металлурги ческий завод направил в УПК И. Н. Виноградова. Не только умело строит практические за нятия по электротехнике этот мастер, но и не менее плодот ворно проводит большую мас совую работу по профориен тации. Есть, как видите, в УПК мастера, которые вкладывают в нелегкое дело воспитания всю душу, опыт — жизненный и профессиональный. Однако подводят, и очень серьезно, ком бинат, иные предприятия. Пло хо обеспечивают комбинат ма стерами трикотажные ателье— вместо двух мастеров выдели ли только одного. От Липец кого транспортного управления ждали четырех наставников— пришли только два. Необъяс нимую позицию занимают не которые предприятия. Так, недавно директор завода пу сковых двигателей М. Г. Ант ропов отозвал из УПК единст венного своего мастера, обу чавшего девятиклассников то карному делу, и в нескольких группах из-за этого нарушил ся учебнуй процесс. Никак не найдет подходящего наставни ка для ребят директор Липец кого производственного объе динения грузового автотран спорта А. А. Ефремов — в двух группах практикум де сятиклассников по управлению автомобилем не проводится. Не только мастерами обде ляют комбинат. Начальник Ли пецкого транспортного управ ления А. П. Фролов, например, в соответствии с решением Ли пецкого горкома КПСС и гор исполкома, принятым еще че тыре года назад, должен был направить в УПК два автомо биля. Решение это не выпол нено до сих пор. Не выделя ются УПК и бензин, и запча сти для машин. Не намерен, видимо, вы полнять вышеупомянутое реше ние и станкостроительный за вод: вместо шестнадцати вин торезных станков выделил ком бинату лишь три. Никак не удается и облбыттехнике орга низовать производительный труд школьников по часовому делу. Положением о межшколь ных учебно-производственных комбинатах предусмотрено, что предприятия и организации, где обучаются старшеклассники, обязаны обеспечивать специ альной одеждой, обувью и ре бят, и мастеров производствен ного обучения. Ни одно пред приятие, организация в Липец ке это требование не выпол няют. Хотелось бы напомнить еще об одном — для нормальной организации учебного процесса в УПК каждому профилю не обходимо иметь по три каби нета. Сделать это невозможно из-за нехватки помещений. Нет в УПК также столовой, акто вого зала, подсобных помеще ний, утепленных'гаражей для автомобилей. Видимо, Липецкому гороно, в ведении которого находится комбинат, пришло время поду- матй о расширении его площа ди. Ю. ФЕДЯНИН , директор Липецкого межшкольного учебно производственного комбината; П. КАШМ ЕНС КИИ, ующий внештатным отделом школ «Ленинского знамени». Х о ч у п о д е л и т ь с я... НАШ С ОБС ТВЕННЫЙ П РИМЕР Уважаемая редакция! Прочитала я в газете «Ленинское знамя» статью «Расскажите детям о себе» и не могла удержаться, чтобы не вы сказать свои мысли о роли семьи в воспита нии детей. Вспомнилось мне детство, мама, на примере жизни которой я училась любить Родину, серьезно относиться к труду, своему делу. На мою долю выпали суровые годы минув шей войны и, скажу, нелегкое дело —• воспитать четверых детей. Часто вспоминались мне слова великого педагога А. С. Макарен ко: «Раньше, чем вы начнете воспитывать сво их детей, проверьте ваше собственное пове дение». Старались мы с мужем придерживать ся и другого принципа: учатся дети — учись и ты. Повседневно помнили, что наши ребята — наше будущее. Стремились быть для них примером, считая главной обязанностью — воспитать будущих строителей коммунизма. На протяжении всех лет учебы моих детей педагогический коллектив Данковской средней школы № 2 доверял мне быть председателем родительского комитета. На своих заседаниях, собраниях мы часто ставили вопросы о роди тельской ответственности. Семьи встречались разные, нередко отцы и матери отстающих в учебе детей ссылались на занятость: мол, не когда детей нам контролировать. Действитель но, вырастить ребенка честным и трудолюби вым — тяжелый труд. Однако нет такой при чины, по которой мы могли бы снимать с се бя эту обязанность. Помню сбор отряда имени Гагарина. Дети с большим интересом и вниманием слушали рассказы приглашенных пионеров 20-х годов. Они засыпали нас вопросами. Это еще раз говорит о необходимости чаще, и в кругу се мьи тоже, рассказывать детям о себе, о сво ей работе. Мы должны не только показать ребятам, какими бесстрашными и мужественными были их отцы и деды, какие подвиги совершали они, защищая Отечество, но и добиться, что бы они поняли, что подвиги — не приключе ния, а проявление высшего сознания мужест ва и чувства долга. Эта тема поднималась и у нас дома. Кроме того, вместе с детьми мы совершали поездки по местам, где вместе с мужем воевали. Помню, как мои дети не смогли удержаться от слез, когда мы склонили головы перед хол миком, где захоронена моя фронтовая подру га, разведчица Вера Рыжкова. Вспоминает^я и теплая встреча с ребятами на станции Су- ровнкино Волгоградской области. Столько было вопросов! И сейчас я переписываюсь с ребятами волгоградских, рязанских и киев ских школ, рассказываю им о суровых днях войны. Вывод один: наша собственная жизнь мо жет и должна помогать становлению . моло дых. А. СМОРОДИНО ВА, ветеран войны и труда. г. Данков. «ПРИГЛАШАЕМ Н А С ОБ РАНИЕ РОД ИТЕЛ ЕЙ...» Представим себе на минуту прошли сложный путь к своей такую картину. ...В учительскую не вошла, а вбежала радостно возбужден ная молодая учительница: «То варищи, у меня в десятом! — «ЧП». И когда коллеги, недо умевая, чему же в таком слу чае тут радоваться, посмотрели на нее, добавила: «Все мои ро дители пришли на классное со брание!». А реальность от этой карти ны,. действительно, далека. Я не открою особой тайны, сказав: редко какая школа может гор диться тем, что родители охот но и в большинстве посещают собрания. В конце второй четверти этого учебного года по тради ции школы пригласили родите лей для подведения итогов. Я посетил в трех школах Липец ка №№ 38, 44 и 53 пять за нятий по педагогическому просвещению и четыре клас сных родительских собрания. Прямо скажу, удручающее впе чатление. Из 530 приглашен ных на общешкольные встречи не пришла даже и половина. В средней школе № 53 из 132 родителей школу посетили только 18. Явка на классные собрания была еще ниже. Например, в 10 «А» школы № 38 из 28 пап и мам пришли только трое. Невольно возникает вопрос, почему приглашения школы потеряли в семьях всякий ав торитет? Не претендую на все объемлющий ответ, но постара юсь высказать свою точку зре ния. Какова цель посещения ро дителями школы? Конечно, ус лышать от педагога мнение об успехах своего ребенка. Конеч но, почерпнуть что-то полезное и нз знаний педагогики воспи тания, поскольку далеко не все из нас обладают таланта ми Макаренко или Сухомлин- ского. Давайте посмотрим, что ж$ предлагают родителям! педаго ги школ? Что касается тем на меченных лекций по педагоги ческому всеобучу, то отдадим должное — они интересные, злободневные, нешаблонные. А вот содержание их страдало одним, но принципиальным не достатком: они были, на мой взгляд, очень далеки от бога той, разнообразной школьной жизни. Кого не волнует тема «Нравственное воспитание стар шеклассников», выбранная для общешкольного собрания в СШ № 53? Учительница лите ратуры в течение получаса, замечу — эмоционально, раск рывала перед родителями те му, используя прекрасные при меры по нравственному воспи танию... из журналов и газет. Разговор был по-своему содер жательным, но совершенно не конкретным. Ни одной фами лии учащегося своей школы. Не названо ни одной семьи, опыт по воспитанию детей ко торой был бы одобрен педаго гами школы. Я уже не говорю о том, что, наверное, уместно бы было в тактичной форме на таком собрании обсудить и общие недостатки семейного и школьного воспитания. Серьезную тему «Роль семьи в формировании жизненных планов -старшеклассников» из брали для общего собрания в СШ № 38. И что же? Лектор, учительница химии, сумела из ложить столь сложный мате риал буквально за пятнадцать минут. Сидел я и думал: не ужели нельзя было сделать раз говор интереснее? Ведь в шко ле состоялось четырнадцать выпусков. Многие ее питомцы профессии, стали знатными людьми. Только на Новолипец ком металлургическом заводе трудятся около двухсот вы пускников школы. Почему бы не рассказать о них, не при гласить на встречу? В той же школе чуть позже я побывал на лекции для ро-‘ дителей пятых классов на те му «Трудовое воспитание в семье и школе». И снова—ни одного факта из школьной жизни, ни одной конкретной семьи в качестве хотя бы по ложительного примера. Еще более грустное впечат ление оставили классные соб рания. Согласно положению такое собрание — высший об щественный орган коллектива родителей. Классный родитель ский комитет приглашает мам и пап на встречу, ведет собра ние, определяет весь его ход. Лишь в одном случае из че тырех — в 8 «А» средней шко лы № 44 — это положение бы ло соблюдено, собрание вела председатель родительского комитета. В других же классах встре чи проводили классные руково дители. Повестка дня не объ являлась, протоколы, конечно, не велись. Вопросов, кстати, учителям не задавали, решений не принимали. Родители пас сивно отсидели час и так же молча разошлись. А что они унесли с собой с такой встречи? Собрания в 'ос новном напоминали не довери тельный разговор по душам, а «проработку» родителей за плохую учебу и поведение де тей, примерно, в таком духе: «Ваш сын—способен, но ленив. Вы плохо смотрите за ним». «Таня учится плохо. Почему вы не заглядываете в дневник?». А в 8 «Б» СШ № 53 во время со брания учительница истории и обществоведения, взяв журнал, начала называть фа милии учащихся по алфавиту» бегло оценивая их знания по своему вредмету. Затем строго сказала, что «история на экза менах в институт на первом плане», и быстро ушла. По ее мнению, она сделала доброе дело, «дала квалифицирован ную консультацию по предме ту». Я вовсе не хочу сказать, чтр такая безотрадная картина бы ла во всех школах. Вот, нап ример, 44-ая школа. На общее собрание из 113 пришли 94 родителя. Они с инте ресом прослушали лекцию «Трудовое воспитание и подго товка учащихся к будущей профессии», прочитанную учи тельницей Г. П. Егариной. З а тем выступили приглашенные гости — преподаватели ГПТУ № 13» 20, мастера межшколь ного учебно - производственно го комбината. Их рассказы о рабочих ‘ профессиях были яр кими, конкретными. К тому же в зале были вывешены плака ты, фотостенды, рассказываю щие об учебных заведениях. Было задано немало вопросов. То есть, шел серьезный, затра гивающий всех, разговор, кото рый, думаю, был полезен, за ставил родителей подумать о рабочей профессии сына или дочери более определенно. Такое собрание было одним из занятий двухгодичного ро- - дительского университета, ор ганизованного школой совмест но с Липецким пединститутом. Хорошо прошло и родитель ское собрание в 8 «А», где классным руководителем А. Ф. Ильина. На встречу не пришли — я это подчеркиваю—только пять человек. Обстановка ца рила в классе самая доброже лательная. Никакого разделе ния учеников на «хо роших» и «плохих». Александ ра Федоровна охарактеризо вала работу класса в целом за полугодие, затем — каждого учащегося. Но — как? «Мы с вами делаем успехи — Саша сдержал слово по-мужски». «У Вани одна тройка, это огорча ет и его самого. Надо ему по мочь дома, мы потом с учите лем вместе посоветуемся, как это сделать». «У Миши есть нелюбимые предметы, поэтому пока учится неровно. Ему бы стоило побольше читать». Думаю, что такая встреча с педагогом оставила в серд цах родителей только одно же лание —• еще с большей ответ ственностью исполнять свой ДО ЛГ. Но почему же все-таки та кого рода собрания редки, а типичной картиной стала та, которую я представил ранее? Думаю, что в это-: повинны не только учителя школ. Работа родительских коми тетов, проведение общешколь ных собраний почему-то давно уже не анализируются в рай онных, городских отделах на родного образования. Да и ♦облоно редко когда уделяет внимание этой проблеме. По рой на десятках страниц со ставляются справки и акты различных фронтальных прове рок школ, но эти вопросы об ходят стороной. Так, Левобе режное районо проверяло сред нюю школу № 31. В акте — ни слова о том, какую работу школа ведет с родителями в своих стенах. В материалах проверки средней школы № 54, правда, сказано: «Определена тематика бесед, лекций, роди тельских собраний», но, каков результат этих мероприятий,не говорится. То, что качество работы шко лы с семьей, родителями не контролируется, это факт. Годами не меняется положе ние: во многих школах на ра боту с семьями смотрят как на второстепенное дело. Удов летворяются эпизодическими встречами с родителями, не анализируют качество клас сных и общешкольных собра ний. И, кажется, никого осо бенно не беспокоит, что боль шинство пап и мам давно уже не посещают школу. Взывать к семье, как правило, учителя начинают лишь тогда, » когда ученик перешел в разряд «трудных». Мы начали наш разговор с фантастики: на собрание, к радости учителя, пришли все родители. Немало же «потру дились» в школе для того, чтобы это, само собой разу меющееся. явление восприни малось как «ЧП». Не пора ли разобраться, когда и как это случилось? п. ПЛОХИХ, учитель. От редакции: Публикуя статью ветерана педагоги ческого труда, члена внеш татного отдела школ П. С. Плохих, на наш взгляд, принципиально анализи рующую практику проведе ния родительских собраний, мы обращаемся к вам, до рогие читатели, с просьбой рассказать, а как в школе, где учатся ваши дети, про ходят такие собрания! Вы носятся ли ма их обсуж де ние злободневные вопросы, приносят ли они конкрет ную помощь в воспитании детей! Как сделать роди тельские собрания в школе интересными, полезными, содерж ательными! Э ТОТ Т РУДНЫЙ 8 «А» К АК-ТО после уроков в начале сентября прош лого года, проводив сво их первоклассников домой, я вместе с родителями, которые пришли мне на помощь, оформ ляла класс. Когда дрель умолк ла и планшеты были развеше ны, дверь приоткрылась, и на пороге появились по-празднич ному одетые, девочки из 8 «А». Перебивая друг друга, загово рили: —Ольга Петровна! В нашем классе во вторую смену сего дня занятия. Разрешите «Бри гантину» провести у вас. Об этом очень просила наша Зоя Петровна... «Наша Зоя Петровна»... Это было произнесено таким ува жительным тоном, что я сразу почувствовала, каким автори тетом у ребят пользуется их классный руководитель. ...Девочки быстро украсили •комнату осенними золотистыми листьями, яркими цветами. Мальчики расставили стулья, наладили магнитофоны и про игрьиватель. Торжественно внесли само, вар, чашки, застелили стол скатертью. Вкусно запахло пи рогом. . В этой дружной суете весь- миклассников чувствовалось удивительное предвкушение хо рошего праздника. Они готови лись к «плаванию» на «Бриган тине» под названием «Спраши вай! Отвечают эрудиты!», Я смотрела на мальчишек и девчонок и вспоминала совсем другое. ...С этими же ребятами я познакомилась два года назад. У них тогда был другой клас сный руководитель и занима лись они в той 4же комнате в первую смену, в которой во вторую смену я вела уроки в начальном классе. И я не зна ла, как избавиться от такого соседства: из класса исчезало в^е, даже кольца со штор, ме бель рассыпалась от того, что вывинчивались все болты и шу рупы, украшение класса—как тус—однажды, к общему огор чению моих мальчишек, был превращен в футбольный мяч. Разговоры в учительской о 6 «А» (а год спустя — 7 «А») сводились к тому, что умные в общем-то ребята совершенно не поддаются никакому воспи тательному воздействию, и не без сочувствия отнесся педаго гический коллектив к назначе нию руководителем восьмого «А» 3. П. Семеновой. Не ис пытывала особой радости и са ма Зоя Петровна. Только что она выпустила восьмой класс — и вновь восьмой, да еще та кой, от которого все бежали. Но такая уж наша педагоги ческая работа. Она начала знакомство с те перь уже своими ребятами еще летом. Нигде так не раскрыва ется человек, как в совместном труде, походе, поездке. На ка никулах Зоя Петровна поехала с учащимися на экскурсию в Волгоград. Знакомство с горо- дом-героем, легендарным Ма маевым курганом, совместные переживания, наверное, и яви лись первыми шагами к сбли жению классного руководителя и восьмиклассников. Тогда же выявилось ядро коллектива, на которое впоследствии педагог опиралась в воспитательной работе. Потом был летний трудовой лагерь в совхозе «Дружба» Грязинского района. С каникул вернулись бодрые, загорелые. Учебный год начался с реально намеченных задач. Из 38 учеников класса—поло вина мальчишек. Одни—свое вольны, некоторые могут со рваться до дерзости, нагрубить. С чего начать? А начинать при шлось с установления дисципли ны в классе. Без сознательной дисциплины нет коллектива. Нелегко, ох, нелегко дава лось это! Все свободное от уро ков время Зоя Петровна — в классе и с классом. Ни одной перемены не прошло без ее присутствия. Ученические и родительские собрания стали проходить с отчетом ребят за дисциплину, учебу, проведение свободного времени. Если не помогало — разговор выносил ся на комитет комсомола, ро дительский комитет, малый педсовет. Во время чтения на классном часе писем Сухомлинского сы ну насмешливая ухмылка сползала с лиц даже тех ре бят, с которыми разговоры во обще не давали никаких ре зультатов. Острые товарище ские характеристики, сатириче. ский листок не оставляли рав нодушными никого. Но даже и этого было ма ло. В течение первой четверти по-прежнему очень сильно ощу щалось сопротивление некото рых трудных мальчишек. Зоя Петровна хорошо пони мала, что без помощи родите лей ей не «поднять» класс. И она приглашала отдельных мам и пап на уроки послушать от веты своих детей. Приходили, слушали, испытывая, кто гор дость, а кто и стыд, и вместе с классным руководителем ду мали, как же им .помочь? А вечерами Зоя Петровна писала письма по месту работы родителей, просила администра цию предприятий или организа ций повлиять на тех, кто по- настоящему не занимается вос питанием своих детей, предо ставили их самим себе, или, наоборот, просила поблагода рить таких родителей, чьи де ти хорошо учатся и примерно ведут себя, активны в общест венной работе, трудолюбивы... Нет, нелегкая судьба у клас сного руководителя. Каждый день—«то напряженный труд, сотни сложнейших психологи ческих задач. Только конец по лугодия отразил реальный сдвиг. Ощутимо поднялись ус певаемость, качество знаний. Редкими стали срывы дисцип лины. И вдруг — снова «ЧП»: ученик С. и еще двое восьми классников обвиняются в угоне мопеда. Опять бессонные ночи, тревога за судьбу ребят. Ученический коллектив 8 «А», Зоя Петровна Семенова, их классный руководитель, бе рут подростков на поруки. Им верят, что они сумеют повли ять на парней, и подобных про ступков с их стороны больше не будет. И мальчишки не подвели... Песней прозвучали для Зои Петровны слова записки одно го из них во время болезни классного руководителя: «Зоя Петровна, выздоравливайте! Нам без Вас нельзя!». Не все, конечно, еще преодо лено. Еще не такой он, 8 «А», каким хочется ей. Но главное, кажется, уже есть. Ребят сплотили многие общественные дела, в том числе' клуб «Бри гантина». Этот клуб заслуживает то го, чтобы сказать о нем осо бо. Его создателем стал еще один интересный человек, с неугомонным сердцем, Алла Тихоновна Емельянова, мама ученицы этого класса Ларисы, работник инспекции по делам несовершеннолетних. Дважды в месяц отправляется в «пла вание» команда клуба по соб ственной, нигде не зарегистри рованной карте. Материки, острова, моря на этой «карте» носят необычные названия: «Континент Ленинианы», «По ющие острова», «Земля Геро ев», «Мыс Открытий», «Пик Красоты», «Море Красок». Самым памятным и дорогим для восьмиклассников стал рейс «Бригантины», который назывался «Так мужают маль чишки». Необычной была об становка, в которую перенес лись члены экспедиции. „.Темный класс. На столе ку сочек черного хлеба. Слегка колеблющийся синий язычок пламени огарка свечи. Звучит голос капитана: —• Мы не готовились к это му вечеру, потому что специ ально готовиться к такому нель зя. Это должно быть в серд це каждого. Сегодня мы будем говорить, что переживаем, со прикасаясь с тем великим вре менем, забыть которое не имеем права. Голос капитана сменяет го лос Оли Жарких, читающей фронтовое письмо отца, обра щенное к будущему восемиад- цатилетию сына. Слова, как раскаленные кап ли. Они входят в душу, в них завет — прожить жизнь стоя ще, красиво, по-настоящему. Прожить так, чтобы погибшие за них считали свой долг вы полненным. Надолго останется в памяти мальчишек и девчонок рассказ о материнском подвиге простой украинской крестьянки, об эпи зоде из детства летчика-космо- навта К. Феоктистова, и о ма леньком часовом, стоящем на Посту Памяти. Внимательно вслушиваюсь в стройный хор юношеских голо сов, произносящих клятву: «Взрослые! Будьте спокойны за нас. Мы не знаем войны, но знаем о ней. Если понадобит ся, пойдем в бой за родную страну, не пЬдведем вас, отцы и деды!». > Слушаешь их и еще больше веришь, что в 8 «А» будет на стоящий, крепкий коллектив. О. БОРО ВСКИХ, уч итель н иц а Л ипецк ой средней школы № 69»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz