Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

! б апр е л я 1981 г., № 90 (1 5 98 7 ) ■ ь...|.» ш ш и » а я ш д ,?:-?цш ■1ш «ш ..л к и явя » я я ^ Н а п у т * к профессии * Откровенный р а з г о в о р Ф Зам етк и пе­ дагога СЕМЬЯ ВИ ШКОЛА Семья и общество... Большое внимание уделено этой про­ блеме в «Основных направлениях экономического и соци­ ального развития СССР на 1981-—1985 годы и на период до 1990 года». Решения XXVI съезда партии предусматривают создание наиболее благоприятных условий для упрочения семьи, ее роли в воспитании подрастающего поколения. Это задача комплексная, требующая и дальнейшего укрепления связей семьи и школы, всей организаторской работы с ро­ дителями. Это дело государственное, за которое работники народного просвещения несут ответственность перед парти­ ей, перед страной, перед обществом. Почетна и ответственна роль учителя в работе с семьей. В силу своего общественного полож ения он долж ен обеспе­ чить единство воспитательного процесса в школе и в се­ мье, добиться согласованных действий той и другой сторо­ ны, комплексно решать все вопросы школьного и семейного воспитания. «Семья и школа»,— под таким новым названием будет вы­ ходить в газете «Ленинское знамя» страница, кото- Т р у д о в о е в о с п и т а н и е : о п ы т , п р о б л е м ы У СЕМИ Н е т Т Л Г V \ Л Х Л л Л ? Пятый год в Липецке су­ ществует межшкольный учеб­ но-производственный комбинат грудового обучениям и профес­ сиональной ориентации старше­ классников. За это время он сделал два выпуска. Тарифно­ квалификационные удостове­ рения получили около семиЬот юношей и девушек. Около двад­ цати процентов выпускников работают на предприятиях и в организациях Липецка по спе­ циальностям, которые они по­ лучили в учебно - производ­ ственном комбинате. В этом году в УПК занимаются три с половиной тысячи старшеклас­ сников. • Вдумаемся: три с половиной тысячи подростков. Это боль­ шой отряд, который, будучи хорошо обучен и умело воспи­ тан, может стать солидным , подспорьем нашим предприяти­ ям. И именно от предприятий, в первую очередь, зависит ус­ пех их подготовки к труду на производстве. За УПК закреплены наибо­ лее крупные рабочие коллекти. вы города, и, надо сказать, что со многими из них сложи­ лись прочные, деловые контак­ ты. Например, с Липецкой швейной фирмой, генеральный директор которой А. А. Костин |чно занимается организацией производственного обучения старшеклассников. Фабрика бесперебойно выделяет УПК запасные части к швейным машинам, помогает проводить конкурсы на лучшего по про­ фессии, организует встречи старшеклассников с передови­ ками производства, экскурсии. На фабрике со школьницами, как правило, работают наибо­ лее квалифицированные швеи, которые посвящают их в «тайны» профессии, учат ра­ ционально использовать время. Сказалась личная инициати­ ва администрации и на отно­ шениях с автобазой № 3, ко­ торая для комбината отремон­ тировала два автомобиля: у старшеклассников теперь есть возможность освоить вождение под руководством знающих мастеров производственного обучения, опять-таки заботливо выделенных автобазой. Роль мастера в подготовке к труду молодой смены хотелось бы подчеркнуть особо. Он для школьников является как бы полпредом того или иного ра­ бочего коллектива. Мастер впер­ вые знакомит с профессией, раскрывает ее «секреты», от него во многом зависит, полю­ бит ли выбранное (иной раз наугад) дело подросток. Отку­ да комбинат может взять таких людей, соединяющих в себе, качества опытного профессио­ нала и педагога? Думается, двух мнений тут быть не мо­ жет: только с производства, с тех предприятий и организа­ ций, где и предстоит в буду­ щем трудиться нынешним старшеклассникам. Тщательно и с большой ответственностью должны подходить к подбору их администрация и общест­ венные организации. Так, ска­ жем, как это делают на НЛМЗ, на «Центролите», тракторном и станкостроительном заводах, в объединении «Липецкоблшвей- быт». Пятый год трудится в УПК мастер производственного обучения Н В.. Стрельников направленный тракторным за водом. На предприятии Нико лай Васильевич работал меха ни :ом-водителем, старшим ма стером Потом окончил маши носи лтельный техникум Вначале не псе залилось, по- о с' приходилось трудновато, ьо все-гаки овладел он нелег­ рую готовят для читателей члены внештатного отдела школ при редакции. Цель и задачи выпусков — освещение всех аспектов взаи­ моотношения семьи и школы. Важность объединения и коор­ динации их воспитательного воздействия сегодня особенно возрастает. Планы партии на одиннадцатую пятилетку дикту­ ют необходимость готовить молодое поколение к будущему так, чтобы уж е в школьные годы юноши и девушки облада­ ли высоким гражданским чувством, желанием и умением трудиться, стремлением приносить помощь Родине. Сегодня в нашем выпуске представлены разные материа­ лы, рассказывающие об опыте лучших учителей или под­ нимающие вопросы нравственного, трудового воспитания. Все они посвящены теме укрепления связей семьи и школы. Некоторые материалы, мы надеемся, вызовут у наших читателей, особенно родителей, ж елание высказать свое мнение по затронутым в них вопросам. Таким откликам мы будем рады и постараемся использовать их в следующих выпусках «Семьи и школы». $ Тридцать лет трудится в ре­ монтно-механическом цехе Ли­ пецкого ордена Ленина трак­ торного завода бригадир сле­ сарей Н. А. Хальзев. Бывший выпускник ремесленного учи­ лища стал кадровым рабочим высшей квалификации, а бригада, руководимая им, на­ стоящей школой жизни для молодежи. Николай Алексеевич обучил своей профессии сле­ саря-ремонтника около 100 че­ ловек. На снимке: кавалер ордена Трудовой Славы 111 степени Н. А. Хальзев со своими ны­ нешними учениками А. Халь- зевым и Н. Благовских. ким искусством педагогики, сейчас успешно обучает ребят слесарному делу. Новолипецкий металлурги­ ческий завод направил в УПК И. Н. Виноградова. Не только умело строит практические за­ нятия по электротехнике этот мастер, но и не менее плодот­ ворно проводит большую мас­ совую работу по профориен­ тации. Есть, как видите, в УПК мастера, которые вкладывают в нелегкое дело воспитания всю душу, опыт — жизненный и профессиональный. Однако подводят, и очень серьезно, ком­ бинат, иные предприятия. Пло­ хо обеспечивают комбинат ма­ стерами трикотажные ателье— вместо двух мастеров выдели­ ли только одного. От Липец­ кого транспортного управления ждали четырех наставников— пришли только два. Необъяс­ нимую позицию занимают не­ которые предприятия. Так, недавно директор завода пу­ сковых двигателей М. Г. Ант­ ропов отозвал из УПК единст­ венного своего мастера, обу­ чавшего девятиклассников то­ карному делу, и в нескольких группах из-за этого нарушил­ ся учебнуй процесс. Никак не найдет подходящего наставни­ ка для ребят директор Липец­ кого производственного объе­ динения грузового автотран­ спорта А. А. Ефремов — в двух группах практикум де­ сятиклассников по управлению автомобилем не проводится. Не только мастерами обде­ ляют комбинат. Начальник Ли­ пецкого транспортного управ­ ления А. П. Фролов, например, в соответствии с решением Ли­ пецкого горкома КПСС и гор­ исполкома, принятым еще че­ тыре года назад, должен был направить в УПК два автомо­ биля. Решение это не выпол­ нено до сих пор. Не выделя­ ются УПК и бензин, и запча­ сти для машин. Не намерен, видимо, вы­ полнять вышеупомянутое реше­ ние и станкостроительный за­ вод: вместо шестнадцати вин­ торезных станков выделил ком­ бинату лишь три. Никак не удается и облбыттехнике орга­ низовать производительный труд школьников по часовому делу. Положением о межшколь­ ных учебно-производственных комбинатах предусмотрено, что предприятия и организации, где обучаются старшеклассники, обязаны обеспечивать специ­ альной одеждой, обувью и ре­ бят, и мастеров производствен­ ного обучения. Ни одно пред­ приятие, организация в Липец­ ке это требование не выпол­ няют. Хотелось бы напомнить еще об одном — для нормальной организации учебного процесса в УПК каждому профилю не­ обходимо иметь по три каби­ нета. Сделать это невозможно из-за нехватки помещений. Нет в УПК также столовой, акто­ вого зала, подсобных помеще­ ний, утепленных'гаражей для автомобилей. Видимо, Липецкому гороно, в ведении которого находится комбинат, пришло время поду- матй о расширении его площа­ ди. Ю. ФЕДЯНИН , директор Липецкого межшкольного учебно­ производственного комбината; П. КАШМ ЕНС КИИ, ующий внештатным отделом школ «Ленинского знамени». Х о ч у п о д е л и т ь с я... НАШ С ОБС ТВЕННЫЙ П РИМЕР Уважаемая редакция! Прочитала я в газете «Ленинское знамя» статью «Расскажите детям о себе» и не могла удержаться, чтобы не вы­ сказать свои мысли о роли семьи в воспита­ нии детей. Вспомнилось мне детство, мама, на примере жизни которой я училась любить Родину, серьезно относиться к труду, своему делу. На мою долю выпали суровые годы минув­ шей войны и, скажу, нелегкое дело —• воспитать четверых детей. Часто вспоминались мне слова великого педагога А. С. Макарен­ ко: «Раньше, чем вы начнете воспитывать сво­ их детей, проверьте ваше собственное пове­ дение». Старались мы с мужем придерживать­ ся и другого принципа: учатся дети — учись и ты. Повседневно помнили, что наши ребята — наше будущее. Стремились быть для них примером, считая главной обязанностью — воспитать будущих строителей коммунизма. На протяжении всех лет учебы моих детей педагогический коллектив Данковской средней школы № 2 доверял мне быть председателем родительского комитета. На своих заседаниях, собраниях мы часто ставили вопросы о роди­ тельской ответственности. Семьи встречались разные, нередко отцы и матери отстающих в учебе детей ссылались на занятость: мол, не­ когда детей нам контролировать. Действитель­ но, вырастить ребенка честным и трудолюби­ вым — тяжелый труд. Однако нет такой при­ чины, по которой мы могли бы снимать с се­ бя эту обязанность. Помню сбор отряда имени Гагарина. Дети с большим интересом и вниманием слушали рассказы приглашенных пионеров 20-х годов. Они засыпали нас вопросами. Это еще раз говорит о необходимости чаще, и в кругу се­ мьи тоже, рассказывать детям о себе, о сво­ ей работе. Мы должны не только показать ребятам, какими бесстрашными и мужественными были их отцы и деды, какие подвиги совершали они, защищая Отечество, но и добиться, что­ бы они поняли, что подвиги — не приключе­ ния, а проявление высшего сознания мужест­ ва и чувства долга. Эта тема поднималась и у нас дома. Кроме того, вместе с детьми мы совершали поездки по местам, где вместе с мужем воевали. Помню, как мои дети не смогли удержаться от слез, когда мы склонили головы перед хол­ миком, где захоронена моя фронтовая подру­ га, разведчица Вера Рыжкова. Вспоминает^я и теплая встреча с ребятами на станции Су- ровнкино Волгоградской области. Столько было вопросов! И сейчас я переписываюсь с ребятами волгоградских, рязанских и киев­ ских школ, рассказываю им о суровых днях войны. Вывод один: наша собственная жизнь мо­ жет и должна помогать становлению . моло­ дых. А. СМОРОДИНО ВА, ветеран войны и труда. г. Данков. «ПРИГЛАШАЕМ Н А С ОБ РАНИЕ РОД ИТЕЛ ЕЙ...» Представим себе на минуту прошли сложный путь к своей такую картину. ...В учительскую не вошла, а вбежала радостно возбужден­ ная молодая учительница: «То­ варищи, у меня в десятом! — «ЧП». И когда коллеги, недо­ умевая, чему же в таком слу­ чае тут радоваться, посмотрели на нее, добавила: «Все мои ро­ дители пришли на классное со­ брание!». А реальность от этой карти­ ны,. действительно, далека. Я не открою особой тайны, сказав: редко какая школа может гор­ диться тем, что родители охот­ но и в большинстве посещают собрания. В конце второй четверти этого учебного года по тради­ ции школы пригласили родите­ лей для подведения итогов. Я посетил в трех школах Липец­ ка №№ 38, 44 и 53 пять за­ нятий по педагогическому просвещению и четыре клас­ сных родительских собрания. Прямо скажу, удручающее впе­ чатление. Из 530 приглашен­ ных на общешкольные встречи не пришла даже и половина. В средней школе № 53 из 132 родителей школу посетили только 18. Явка на классные собрания была еще ниже. Например, в 10 «А» школы № 38 из 28 пап и мам пришли только трое. Невольно возникает вопрос, почему приглашения школы потеряли в семьях всякий ав­ торитет? Не претендую на все­ объемлющий ответ, но постара­ юсь высказать свою точку зре­ ния. Какова цель посещения ро­ дителями школы? Конечно, ус­ лышать от педагога мнение об успехах своего ребенка. Конеч­ но, почерпнуть что-то полезное и нз знаний педагогики воспи­ тания, поскольку далеко не все из нас обладают таланта­ ми Макаренко или Сухомлин- ского. Давайте посмотрим, что ж$ предлагают родителям! педаго­ ги школ? Что касается тем на­ меченных лекций по педагоги­ ческому всеобучу, то отдадим должное — они интересные, злободневные, нешаблонные. А вот содержание их страдало одним, но принципиальным не­ достатком: они были, на мой взгляд, очень далеки от бога­ той, разнообразной школьной жизни. Кого не волнует тема «Нравственное воспитание стар­ шеклассников», выбранная для общешкольного собрания в СШ № 53? Учительница лите­ ратуры в течение получаса, замечу — эмоционально, раск­ рывала перед родителями те­ му, используя прекрасные при­ меры по нравственному воспи­ танию... из журналов и газет. Разговор был по-своему содер­ жательным, но совершенно не конкретным. Ни одной фами­ лии учащегося своей школы. Не названо ни одной семьи, опыт по воспитанию детей ко­ торой был бы одобрен педаго­ гами школы. Я уже не говорю о том, что, наверное, уместно бы было в тактичной форме на таком собрании обсудить и общие недостатки семейного и школьного воспитания. Серьезную тему «Роль семьи в формировании жизненных планов -старшеклассников» из­ брали для общего собрания в СШ № 38. И что же? Лектор, учительница химии, сумела из­ ложить столь сложный мате­ риал буквально за пятнадцать минут. Сидел я и думал: не­ ужели нельзя было сделать раз­ говор интереснее? Ведь в шко­ ле состоялось четырнадцать выпусков. Многие ее питомцы профессии, стали знатными людьми. Только на Новолипец­ ком металлургическом заводе трудятся около двухсот вы­ пускников школы. Почему бы не рассказать о них, не при­ гласить на встречу? В той же школе чуть позже я побывал на лекции для ро-‘ дителей пятых классов на те­ му «Трудовое воспитание в семье и школе». И снова—ни одного факта из школьной жизни, ни одной конкретной семьи в качестве хотя бы по­ ложительного примера. Еще более грустное впечат­ ление оставили классные соб­ рания. Согласно положению такое собрание — высший об­ щественный орган коллектива родителей. Классный родитель­ ский комитет приглашает мам и пап на встречу, ведет собра­ ние, определяет весь его ход. Лишь в одном случае из че­ тырех — в 8 «А» средней шко­ лы № 44 — это положение бы­ ло соблюдено, собрание вела председатель родительского комитета. В других же классах встре­ чи проводили классные руково­ дители. Повестка дня не объ­ являлась, протоколы, конечно, не велись. Вопросов, кстати, учителям не задавали, решений не принимали. Родители пас­ сивно отсидели час и так же молча разошлись. А что они унесли с собой с такой встречи? Собрания в 'ос­ новном напоминали не довери­ тельный разговор по душам, а «проработку» родителей за плохую учебу и поведение де­ тей, примерно, в таком духе: «Ваш сын—способен, но ленив. Вы плохо смотрите за ним». «Таня учится плохо. Почему вы не заглядываете в дневник?». А в 8 «Б» СШ № 53 во время со­ брания учительница истории и обществоведения, взяв журнал, начала называть фа­ милии учащихся по алфавиту» бегло оценивая их знания по своему вредмету. Затем строго сказала, что «история на экза­ менах в институт на первом плане», и быстро ушла. По ее мнению, она сделала доброе дело, «дала квалифицирован­ ную консультацию по предме­ ту». Я вовсе не хочу сказать, чтр такая безотрадная картина бы­ ла во всех школах. Вот, нап­ ример, 44-ая школа. На общее собрание из 113 пришли 94 родителя. Они с инте­ ресом прослушали лекцию «Трудовое воспитание и подго­ товка учащихся к будущей профессии», прочитанную учи­ тельницей Г. П. Егариной. З а­ тем выступили приглашенные гости — преподаватели ГПТУ № 13» 20, мастера межшколь­ ного учебно - производственно­ го комбината. Их рассказы о рабочих ‘ профессиях были яр­ кими, конкретными. К тому же в зале были вывешены плака­ ты, фотостенды, рассказываю­ щие об учебных заведениях. Было задано немало вопросов. То есть, шел серьезный, затра­ гивающий всех, разговор, кото­ рый, думаю, был полезен, за­ ставил родителей подумать о рабочей профессии сына или дочери более определенно. Такое собрание было одним из занятий двухгодичного ро- - дительского университета, ор­ ганизованного школой совмест­ но с Липецким пединститутом. Хорошо прошло и родитель­ ское собрание в 8 «А», где классным руководителем А. Ф. Ильина. На встречу не пришли — я это подчеркиваю—только пять человек. Обстановка ца­ рила в классе самая доброже­ лательная. Никакого разделе­ ния учеников на «хо­ роших» и «плохих». Александ­ ра Федоровна охарактеризо­ вала работу класса в целом за полугодие, затем — каждого учащегося. Но — как? «Мы с вами делаем успехи — Саша сдержал слово по-мужски». «У Вани одна тройка, это огорча­ ет и его самого. Надо ему по­ мочь дома, мы потом с учите­ лем вместе посоветуемся, как это сделать». «У Миши есть нелюбимые предметы, поэтому пока учится неровно. Ему бы стоило побольше читать». Думаю, что такая встреча с педагогом оставила в серд­ цах родителей только одно же­ лание —• еще с большей ответ­ ственностью исполнять свой ДО ЛГ. Но почему же все-таки та­ кого рода собрания редки, а типичной картиной стала та, которую я представил ранее? Думаю, что в это-: повинны не только учителя школ. Работа родительских коми­ тетов, проведение общешколь­ ных собраний почему-то давно уже не анализируются в рай­ онных, городских отделах на­ родного образования. Да и ♦облоно редко когда уделяет внимание этой проблеме. По­ рой на десятках страниц со­ ставляются справки и акты различных фронтальных прове­ рок школ, но эти вопросы об­ ходят стороной. Так, Левобе­ режное районо проверяло сред­ нюю школу № 31. В акте — ни слова о том, какую работу школа ведет с родителями в своих стенах. В материалах проверки средней школы № 54, правда, сказано: «Определена тематика бесед, лекций, роди­ тельских собраний», но, каков результат этих мероприятий,не говорится. То, что качество работы шко­ лы с семьей, родителями не контролируется, это факт. Годами не меняется положе­ ние: во многих школах на ра­ боту с семьями смотрят как на второстепенное дело. Удов­ летворяются эпизодическими встречами с родителями, не анализируют качество клас­ сных и общешкольных собра­ ний. И, кажется, никого осо­ бенно не беспокоит, что боль­ шинство пап и мам давно уже не посещают школу. Взывать к семье, как правило, учителя начинают лишь тогда, » когда ученик перешел в разряд «трудных». Мы начали наш разговор с фантастики: на собрание, к радости учителя, пришли все родители. Немало же «потру­ дились» в школе для того, чтобы это, само собой разу­ меющееся. явление восприни­ малось как «ЧП». Не пора ли разобраться, когда и как это случилось? п. ПЛОХИХ, учитель. От редакции: Публикуя статью ветерана педагоги­ ческого труда, члена внеш­ татного отдела школ П. С. Плохих, на наш взгляд, принципиально анализи­ рующую практику проведе­ ния родительских собраний, мы обращаемся к вам, до­ рогие читатели, с просьбой рассказать, а как в школе, где учатся ваши дети, про­ ходят такие собрания! Вы­ носятся ли ма их обсуж де­ ние злободневные вопросы, приносят ли они конкрет­ ную помощь в воспитании детей! Как сделать роди­ тельские собрания в школе интересными, полезными, содерж ательными! Э ТОТ Т РУДНЫЙ 8 «А» К АК-ТО после уроков в начале сентября прош­ лого года, проводив сво­ их первоклассников домой, я вместе с родителями, которые пришли мне на помощь, оформ­ ляла класс. Когда дрель умолк­ ла и планшеты были развеше­ ны, дверь приоткрылась, и на пороге появились по-празднич­ ному одетые, девочки из 8 «А». Перебивая друг друга, загово­ рили: —Ольга Петровна! В нашем классе во вторую смену сего­ дня занятия. Разрешите «Бри­ гантину» провести у вас. Об этом очень просила наша Зоя Петровна... «Наша Зоя Петровна»... Это было произнесено таким ува­ жительным тоном, что я сразу почувствовала, каким автори­ тетом у ребят пользуется их классный руководитель. ...Девочки быстро украсили •комнату осенними золотистыми листьями, яркими цветами. Мальчики расставили стулья, наладили магнитофоны и про­ игрьиватель. Торжественно внесли само, вар, чашки, застелили стол скатертью. Вкусно запахло пи­ рогом. . В этой дружной суете весь- миклассников чувствовалось удивительное предвкушение хо­ рошего праздника. Они готови­ лись к «плаванию» на «Бриган­ тине» под названием «Спраши­ вай! Отвечают эрудиты!», Я смотрела на мальчишек и девчонок и вспоминала совсем другое. ...С этими же ребятами я познакомилась два года назад. У них тогда был другой клас­ сный руководитель и занима­ лись они в той 4же комнате в первую смену, в которой во вторую смену я вела уроки в начальном классе. И я не зна­ ла, как избавиться от такого соседства: из класса исчезало в^е, даже кольца со штор, ме­ бель рассыпалась от того, что вывинчивались все болты и шу­ рупы, украшение класса—как­ тус—однажды, к общему огор­ чению моих мальчишек, был превращен в футбольный мяч. Разговоры в учительской о 6 «А» (а год спустя — 7 «А») сводились к тому, что умные в общем-то ребята совершенно не поддаются никакому воспи­ тательному воздействию, и не без сочувствия отнесся педаго­ гический коллектив к назначе­ нию руководителем восьмого «А» 3. П. Семеновой. Не ис­ пытывала особой радости и са­ ма Зоя Петровна. Только что она выпустила восьмой класс — и вновь восьмой, да еще та­ кой, от которого все бежали. Но такая уж наша педагоги­ ческая работа. Она начала знакомство с те­ перь уже своими ребятами еще летом. Нигде так не раскрыва­ ется человек, как в совместном труде, походе, поездке. На ка­ никулах Зоя Петровна поехала с учащимися на экскурсию в Волгоград. Знакомство с горо- дом-героем, легендарным Ма­ маевым курганом, совместные переживания, наверное, и яви­ лись первыми шагами к сбли­ жению классного руководителя и восьмиклассников. Тогда же выявилось ядро коллектива, на которое впоследствии педагог опиралась в воспитательной работе. Потом был летний трудовой лагерь в совхозе «Дружба» Грязинского района. С каникул вернулись бодрые, загорелые. Учебный год начался с реально намеченных задач. Из 38 учеников класса—поло­ вина мальчишек. Одни—свое­ вольны, некоторые могут со­ рваться до дерзости, нагрубить. С чего начать? А начинать при­ шлось с установления дисципли­ ны в классе. Без сознательной дисциплины нет коллектива. Нелегко, ох, нелегко дава­ лось это! Все свободное от уро­ ков время Зоя Петровна — в классе и с классом. Ни одной перемены не прошло без ее присутствия. Ученические и родительские собрания стали проходить с отчетом ребят за дисциплину, учебу, проведение свободного времени. Если не помогало — разговор выносил­ ся на комитет комсомола, ро­ дительский комитет, малый педсовет. Во время чтения на классном часе писем Сухомлинского сы­ ну насмешливая ухмылка сползала с лиц даже тех ре­ бят, с которыми разговоры во­ обще не давали никаких ре­ зультатов. Острые товарище­ ские характеристики, сатириче. ский листок не оставляли рав­ нодушными никого. Но даже и этого было ма­ ло. В течение первой четверти по-прежнему очень сильно ощу­ щалось сопротивление некото­ рых трудных мальчишек. Зоя Петровна хорошо пони­ мала, что без помощи родите­ лей ей не «поднять» класс. И она приглашала отдельных мам и пап на уроки послушать от­ веты своих детей. Приходили, слушали, испытывая, кто гор­ дость, а кто и стыд, и вместе с классным руководителем ду­ мали, как же им .помочь? А вечерами Зоя Петровна писала письма по месту работы родителей, просила администра­ цию предприятий или организа­ ций повлиять на тех, кто по- настоящему не занимается вос­ питанием своих детей, предо­ ставили их самим себе, или, наоборот, просила поблагода­ рить таких родителей, чьи де­ ти хорошо учатся и примерно ведут себя, активны в общест­ венной работе, трудолюбивы... Нет, нелегкая судьба у клас­ сного руководителя. Каждый день—«то напряженный труд, сотни сложнейших психологи­ ческих задач. Только конец по­ лугодия отразил реальный сдвиг. Ощутимо поднялись ус­ певаемость, качество знаний. Редкими стали срывы дисцип­ лины. И вдруг — снова «ЧП»: ученик С. и еще двое восьми­ классников обвиняются в угоне мопеда. Опять бессонные ночи, тревога за судьбу ребят. Ученический коллектив 8 «А», Зоя Петровна Семенова, их классный руководитель, бе­ рут подростков на поруки. Им верят, что они сумеют повли­ ять на парней, и подобных про­ ступков с их стороны больше не будет. И мальчишки не подвели... Песней прозвучали для Зои Петровны слова записки одно­ го из них во время болезни классного руководителя: «Зоя Петровна, выздоравливайте! Нам без Вас нельзя!». Не все, конечно, еще преодо­ лено. Еще не такой он, 8 «А», каким хочется ей. Но главное, кажется, уже есть. Ребят сплотили многие общественные дела, в том числе' клуб «Бри­ гантина». Этот клуб заслуживает то­ го, чтобы сказать о нем осо­ бо. Его создателем стал еще один интересный человек, с неугомонным сердцем, Алла Тихоновна Емельянова, мама ученицы этого класса Ларисы, работник инспекции по делам несовершеннолетних. Дважды в месяц отправляется в «пла­ вание» команда клуба по соб­ ственной, нигде не зарегистри­ рованной карте. Материки, острова, моря на этой «карте» носят необычные названия: «Континент Ленинианы», «По­ ющие острова», «Земля Геро­ ев», «Мыс Открытий», «Пик Красоты», «Море Красок». Самым памятным и дорогим для восьмиклассников стал рейс «Бригантины», который назывался «Так мужают маль­ чишки». Необычной была об­ становка, в которую перенес­ лись члены экспедиции. „.Темный класс. На столе ку­ сочек черного хлеба. Слегка колеблющийся синий язычок пламени огарка свечи. Звучит голос капитана: —• Мы не готовились к это­ му вечеру, потому что специ­ ально готовиться к такому нель­ зя. Это должно быть в серд­ це каждого. Сегодня мы будем говорить, что переживаем, со­ прикасаясь с тем великим вре­ менем, забыть которое не имеем права. Голос капитана сменяет го­ лос Оли Жарких, читающей фронтовое письмо отца, обра­ щенное к будущему восемиад- цатилетию сына. Слова, как раскаленные кап­ ли. Они входят в душу, в них завет — прожить жизнь стоя­ ще, красиво, по-настоящему. Прожить так, чтобы погибшие за них считали свой долг вы­ полненным. Надолго останется в памяти мальчишек и девчонок рассказ о материнском подвиге простой украинской крестьянки, об эпи­ зоде из детства летчика-космо- навта К. Феоктистова, и о ма­ леньком часовом, стоящем на Посту Памяти. Внимательно вслушиваюсь в стройный хор юношеских голо­ сов, произносящих клятву: «Взрослые! Будьте спокойны за нас. Мы не знаем войны, но знаем о ней. Если понадобит­ ся, пойдем в бой за родную страну, не пЬдведем вас, отцы и деды!». > Слушаешь их и еще больше веришь, что в 8 «А» будет на­ стоящий, крепкий коллектив. О. БОРО ВСКИХ, уч итель н иц а Л ипецк ой средней школы № 69»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz