Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
ТЕШШШ О «Р ешающий, наиболее острый участок сегодня — внедрение научных открытий и изобретений... Нужно устранить все, что делает процесс внедрения нового трудным, медленным, болезненным. Производство должно быть жизненно заинтересовано в том, чтобы быстрее и лучше осваивать плоды мысли, плоды труда ученых и кон структоров. Решение этой задачи — дело, конечно, непростое, требующее ломки устаревших привычек и показателей. Но оно совершенно необходимо для страны, для народа, ДЛЯ нашего будущего». (Из доклада Л. И. Брежнева на XXVI съезде КПСС). Условия, в которых народное хозяйство будет развиваться в 80-е годы, подчеркивалось на XXVI съезде КПСС, делают еще более настоятельным ускорение научно-технического прогресса. Это означает, что на всех участках общественного производства необходимо настойчиво внедрять прогрессив ные технологические решения, шире использовать достиж е. ния науки и техники. Успешнее решить эту задачу можно при активном участии изобретателей и рационализаторов, которых в нашей области насчитывается более 65 тысяч человек. В минувшей пятилетке они от внедрения технических новшеств сэкономили около 250 миллионов рублей. С их помощью комплексно механизировано и автоматизировано около 200 производств, цехов и участков, введено в строй 300 автома тических и механизированных поточных линий и установок, внедрено 1800 прогрессивных технологических процессов. Изобретатели и рационализаторы области в десятой пяти, летке еж егодно входили в число победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании республик, краев и областей. За успехи в развитии технического творчества областная ор. ганизация ВОИР награждена Почетной грамотой ВЦСПС. Однако успехи, достигнутые в прошлом, не могут гаранти ровать безусловного решения сложных проблем, которые выдвигаются на первый план сейчас, на старте одиннадцатой пятилетки. Перевод экономики на интенсивный путь разви тия требует уж е не частичных мер по ликвидации того или иного «узкого» места на производстве, а осуществления ши рокой программы совершенствования хозяйственного меха, низма. Преж де всего качественно иной долж на быть деятель, ность инженерных служб предприятий, строек, объединений. Дело над-о поставить так, чтобы хозяйственные руководители, по образному выражению Л. И, Бреж нева, буквально гонялись за техническими новшествами, а не шарахались от них, не об ходили их стороной. Настала пора оценивать работу коллекти вов над выполнением планов научно-технического прогресса по использованию в производстве изобретений, то есть дей ствительно ценных и перспективных разработок, могущих су щественно изменить облик производства. В нашей области немало коллективов, где техническое творчество трудящихся ориентируется именно на создание изобретений. Например, все значительные успехи коллективов заводов Новолипецкого металлургического, Липецкого трак торного, Данковского химического, «Свободный сокол», су мевших за годы пятилетки резко поднять свой производст венный потенциал, связаны с использованием в повседневной практике новейших достиж ений отечественной науки и тех ники. Характерно, что такой ориентации придерживаются не только на крупных предприятиях. Так, десятки изобретений внед^ ли за годы пятилетки на заводах «Центролит», Ли пецком станкостроительном, Чаплыгинском агрегатов, в тре сте «Липецкстройтранс», облмеж колхозстройобъединении. И не случайно в этих коллективах значительно возросли объемы производства, ускорился рост производительности труда, улучшилось качество выпускаемой продукции. И наоборот, там, где вопросы научно-технического прогресса трактуются упрощенно, где всю техническую политику сводят лишь к выявлению «узких» мест, — там и успехи скромные, и пла ны выполняются с большим напряж ением, как это постоянно бывает на заводах «Прож екторные угли», Лебедянском стро ительно-отделочных машин, в тресте «Спецстрой», Организация научно-технического творчества долж на тес нее смыкаться с целями, определенными в планах и социали стических обязательствах трудовых коллективов. И здесь не обходимо многое сделать руководителям первичных органи. заций общества ВОИР. Преж де всего надо умело направлять творческий поиск рационализаторов и изобретателей, чтобы они действовали не в отрыве от насущных проблем произ водства, а решали конкретные технические задачи. К приме ру, в промышленности, капитальном строительстве и сель ском хозяйстве области медленно растет производительность труда. Основная причина отставания —■низкий уровень меха низации и автоматизации труда, большая доля физически тяжелых операций. Как реагируют на эти проблемы изобрета тели и рационализаторы? К сож алению, слабо. Многие из них, увлекаясь глобальными темами, не очень охотно занимаются разработкой механизмов и приспособлений, облегчающих труд людей, а советы ВОИР часто забывают подумать о том, как лучше заинтересовать нопаторов, помочь им внедрить поданные предлож ения. Организации ВОИР пока сгщбо ориентируют творческие коллективы на разработку новшеств, которые существенно влияют на качество продукции, на более экономное исполь зование сырья, материалов, электроэнергии. Липецкие изобретатели и рационализаторы -не раз доказы вали, что им по плечу решение больших и сложных техниче ских проблем. Теперь важно умело распорядиться накоплен ным опытом, улучшить организацию технического творчества с тем, чтобы успешно выполнить задания одиннадцатой пяти летки, исторические решения XXVI съезда КПСС." Успешно трудится коллектив механического участка прес сового цеха ЛТЗ, возглавляемый старшим мастером Е. Д. Мозгалиным. За 24 года работы коммунист Е. Д. Мозгалин накопил большой опыт, он умеет найти подход к людям, зна ет все тонкости производства. Активный общественник, член совета мастеров, член цехового комитета профсоюза, он немало сил и времени отдает рационализаторству. На снимке: Е. Д. Мозгалин. Фото В. Финогина. О БЫЧНО проектанты на изменения в чертежах идут неохотно. Мастер А. В. Гавриков знал :об этом. И, тем не менее, он предложил свой вариант, так как видел возможность изменить глубину положения фундаментов с де сяти до двух метров. Ну что ж, с иронией сказали ему, если так дальше дело пой дет, то вскоре мы вообще бу^ дем стррить здания прямо на песке... Гавриков тогда только начи нал работать. После института его назначили мастером в одиннадцатое управление тре ста «Липецкстрой». Это было время начала строительства цеха холодной прокатки угле родистой стали — объекта, ко торый ни по темпам, ни по сложности не имеет аналогов в практике строительства Ли пецкой Магнитки. Но Гавриков в свои двадцать пять рассуж дал так: что строишь — про катный гигант или трансформа-, торную подстанцию — не это главное. Главное — .как стро-„ ишь. И его вариант вовсе не был «зданием на песке», каковым он казался на первый взгляд. Были аргументы, были расчеты. Да, «вытащить» фундаменты с отметки минус «10» до ми нус «2» заманчиво. Тут тебе — и экономия времени, бетона, ар матуры, трудовых затрат... И не придется, .возможно, иметь дело с напором прдземных вод, как это было при бетонирова нии фундаментов под оборудо вание петлевого устройства то го же цеха... Идея- инженера Гаврикова сводилась к следующему. Про ектом предусматривалось одно временное бетонирование фун даментов под каркас здания и под оборудование. И с одной отметки — минус «10»... Зна чит, нужен дренаж, водопони- жение, потому что на этом уровне вступала в силу сти хия — грунтовые воды. Бороть ся с ней — и дорого, и долго. И нет противоядия, когда речь идет о тяжеловесных несущи.х конструкциях, таких, как кар кас здания. Но почему на этой же глубине закладываются фундаменты под оборудование, вес которого всего несколько тонн? Значит, можно это сде лать и с отметки минус 2, пред варительно утрамбовав грунт? Гавриков предусмотрел все. Не надо специально уплотнять землю, это произойдет само со бой, когда тяжелые гусеничные краны будут монтировать кар- бетонирования она не была го това. Вот где пригодился опыт! Началась его, так сказать, эксплуатация, но уже в воз росших масштабах, С помощью главного инженера СУ-11 О. С. Гриднева Гавриков подготовил обоснование для изменения глубины заложения фундамеи- кас здания. Были в этом предложении и другие преимущества. Одно временное бетонирование осно ваний под каркас и под обору дование сужало фронт работ. Выход напрашивался сам со бой ■— делать фундаменты под оборудование в последнюю оче редь в искусственно утрамбо ванном грунте с измененной глубиной заложения. Проектанты и кураторы из управления капитального строи тельства НЛМЗ в конце кон цов согласились с вариантом инженера Гаврикова. Были, правда, некоторые опасения. Но тщательный анализ пока зал: все в расчетах Гаврикова правильно. Сразу после окончания строительства блока химуста- новок участок во главе с теперь уже старшим прорабом А. В. Гавриковым перевели на агре гат непрерывного отжига — главный объект второго этапа первой очереди цеха холодной прокатки углеродистой стали. Здесь предстояло готовить фундаменты под каркас здания от 79-й до 96-й оси, с глубиной заложения 14 метров. Предварительный «прокол» грунта показал: до 10—12 мет ров вглубь грунт хороший, дальше — плывун. Проект пре дусматривал систему водопо- нижения, но к моменту начала тов с 14 до 10—12 метров — в зависимости от особенностей грунта. Проектировщики и за казчики на этот раз быстро да ли «добро». Нет смысла подробно оста навливаться на том, как внед рялось это предложение. Ска жем так: в целом — успешно. При этом было сэкономлено 118 кубометров товарного бето на, выработка грунта сократи лась более чем на 2 тысячи ку бометров. Общий экономиче ский эффект составил 82,9 ты сячи рублей. В известном постановлении Центрального Комитета КПСС о работе партийного комитета треста «Липецкстрой», в част ности, отмечалось, что созда нию стабильного трудового коллектива, кроме всего проче го, помогают постоянная забота об улучшении условий и каче ства труда, новаторский под ход к проблемам совершенст вования технологического про цесса, сокращение доли тяже лого физического труда. Не оценимую помощь в решении этой важнейшей задачи оказы вают изобретателе и рациона лизаторы ведущего строитель ного подразделения области. Только один из них, инженер А. В. Гавриков, внедрил за прошлое пятилетие шесть ра ционализаторских предложе ний, которые принесли в общей сложности около 100 тысяч рублей условной годовой эко. номии. Но дело даже не в рублях, хотя и это само по се бе немаловажно. Все без исключения новшества, внед ренные Гавриковым, облег чают труд. Если к этому доба вить, что на участке, которым руководит А. В. ^Гавриков, примерно каждый десятый — изобретатель или рационализа тор, станет понятно, почему именно этот коллектив счита ется лучшим в одиннадцатом строительном управлении и од ним из лучших в тресте «Ли пецкстрой». Даже в прошлом, неблагоприятном в целом для строителей, году коллектив уча стка значительно превысил плановые показатели. В част ности, по объему производства план выполнен на 112, а по росту производительности тру да — на 103 процента. В настоящее время коллек тив участка занят бетонирова нием фундамента под агрегат горячего оцинкования, объемом 7 тысяч кубометров бетона. — Когда получаешь проект, — говорит А. В. Гавриков, —> то думаешь прежде всего о том, как исполнить его наибо лее рационально. В проекте этого фундамента, к примеру, были явные несовершенства: очень большая доля товарного бетона. Если учесть, что в фун даменте три тоннеля, специа листу станет ясно, насколько это трудоемкая работа. Прав да, конструкции тоннелей в итоге заменили на элементы из сборного железобетона. Это не сомненная заслуга инженерной службы треста. Он, конечно, поскромничал. Не обошлось и тут без его участия. Так же, как при пе реходе на комплексный бригад ный подряд, при внедрении бе тононасоса... Инженер Гаври ков всегда там, где нужны технические новшества, где требуются новые оригинальные идеи. И закономерно, что его труд на строительстве первой очереди цеха холодной прокат ки углеродистой стали отмечен правительственной наградой. В. БУРКОВ» Т ЕМЫ для рационализа торских предложений, возникают по-разному. Вот однажды бригадир слеса рей Алексей Иванович Панов обратил наше внимание на та кую проблему.,.. и Для >перевозки сыпучих ма териалов используются, как известно, специальные вагоны— думпкары. Но, если при транспортировке сыпучих срок их службы, можно сказать, не ограничен, т о ' при перевозке камня он не превышал к трех четырех месяцев. Причем после этого кузов вагона не -подле жал никакому ремонту: его ре зали и отправляли на пере плавку. Все понимали: не по-хозяй ски ЭТО. ■*">! ' • И вот А. И. Панов предло жил усилить конструкцию ва гона и, в первую очередь, дни ще. Нельзя сказать, чтобы это было открытием: идея, как го ворят, лежала на поверхности. Усилить— да, но как? — Кузов вагона выполняется из гнутых профилей, — сказал Панов. — А что, если сделать его из швеллера? Вопрос был Задан, надо, было над ним Подумать. Во- . первых, швеллер — дефицит, ЗНАЧИТ ИНТЕРЕСНЕЕ фондами на него и в то время управление не располагало. Во- вторых, усиление конструкций неизбежно ведет к- увеличению веса вагона. В-третьих, нужна специальная площадка для сварки элементов. Не буду подробно останавли ваться на том, как решались все эти вопросы на практике. Скажу лишь,- что коллективны ми усилиями идею в конце концов удалось воплотить в жизнь. Сро^ эксплуатации к у -, зовов, усиленных швеллером, увеличился до трех лет. Годо вой экономический эффект со ставил около пяти тысяч руб лей. Подчеркиваю, поиски велись коллективно. Свой вклад в со здание новой конструкции ‘ку зова в той или иной мере внес ли- семь- человек. Вот так и' сформировалась у нас комп лексная творческая бригада. В ее составе — бригадир Иван Васильевич Леонтьев, слесари Виктор Дмитриевич Макарен ко и Василий Ефимович Нико ненко, начальник цеха Василий Семенович Кузнецов и другие. Удача, щ к известно, окры ляет, побуждает к действию. И мы решили сосредоточить свое внимание на «узких» ме стах. Их было более чем до статочно. Одно из них — заправка тепловозов топливом, которая осуществлялась с помощью обычных бензовозов. Произво дительность их невелика, про стои составляли иногда двое суток. Проблема? Безусловно. А как мы ее решили? Своими силами сварили емкость на 97 кубометров, уто пили ее в землю, сделали при ямок. Это позволило сливать топливо самотеком, на что ухо дило 30—40 минут. Дальней ший ход мысли напрашивался сам собой: закачивать топливо из емйости в тепловозы с по мощью насосов. Отыскали на сосы. Правда, они не отвечали требуемым характеристикам, надо было их «дотягивать», но это уже, как говорят, было делом техники. И вот итог: на этой операции отпала надобность в людях и бензовозах. Производитель ность повысилась в десятки раз, значительно сократились простои. А годовой экономиче ский эффект составил около 5 тысяч рублей. Значительно больше энергии, изобретательности и терпе ния потребовали от нас раз работка и внедрение полуавто мата для наплавки гребней ко лесных пар вагонов. Дело в том, что проблема стирания гребней колес в наших усло виях превратилась в сущее бед ствие. Минимально допустимая толщина гребня не должна превышать 25 миллиметров. На обычных железнодорожных магистралях срок службы греб ней составляет три и более го да. У нас же он не превышал шести месяцев — из-за очень сложного профиля иебеводных путей и максимальной нагруз ки на оси. Через полгода ко лесные пары возвращались в депо, где производилась на плавка гребней,,, Процесс очень трудоемкий и длительный: один сварщик на одну колес ную пару тратил три дня. Бывая в командировках на родственных предприятиях страны, я часто интересовался, как поставлено это дело у коллег. Но ничего сколько-ни будь существенного, достойного заимствования, долгое время не попадалось. И все же мне по везло. Будучи на Лебединском горно-обогатительном комбина те, я обратил внимание на полу автомат для наплавки гребней. Правда, в самой процедуре наплавки наблюдался сущест венный изъян: надо было сни мать колесные пары и ставить их на специальный стенд. Но главное — была найдена отправная точка. После коллективного обсуж дения в творческой бригаде идею приняли за основу. Нача лась работа — трудная, кро потливая, но интересная. В конйе концов нам удалось не только внедрить передвижной полуавтомат, но и производить наплавку гребней, не снимая осей. Теперь за три рабочих дня обрабатывается не одна, а шесть колесных пар. Плюс экономится время, которое раньше тратилось на демонтаж и монтаж осей. На операции заняты всего два человека. По опыту работы я знаю, что один из сложных вопросов в деятельности рационализа торов — разработка техниче ской документации, экономиче ский обсчет. У нас, к счастью, таких проблем нет. Лично я с рационализацией связан давно и прочно, дело это люблю. Ни когда не отказывает наМ в по мощи и наша экономическая служба, и, в частности, ее ру ководитель В. К. Голосова. По итогам прошлого года наша творческая бригада вы шла победителем в областном социалистическом соревнова нии. Победа, конечно, радует, вдохновляет, но и ко многому обязывает. Наш небольшой, но дружный коллектив понимает это. И мы постараемся быть постоянно на уровне тех задач, которые поставлены перед но ваторами производства XXVI съездом КПСС. В. ПАРШИН, руководитель комплексной творческой бригады железно дорожного цеха Студеновско- го рудоуправления. КАК ПОМОЧЬ СЕЛЬСКИМ Д в а п и с ь м а на одну тему НЕ ИЖДИВЕНЧЕСТВО, А СОТРУДНИЧЕСТВО Рационализаторы Измалков- ского района неоднократно отмечались за успехи в техни ческом творчестве. Только в прошлом году они внедрили 160 предложений с экономическим эффектом 52,4 тысячи рублей. Кроме того, мы сэкономили 50 тысяч рублей от использования изобретений. Однако не об успехах хочется сказать, а о трудностях, с ко торыми постоянно сталкивают ся наши изобретатели и рацио нализаторы. Партия и правительство, выдвигая программу создания агропромышленного комплек са, как известно, поставили за дачу: максимально механизиро вать и автоматизировать тех нологические процессы в сель скохозяйственном производст ве. до минимума свести ручной и тяжелый физический труд. Это задача и экономического, и социального плана. И поэто му на ее решение направляют ся огромные средства, в том числе и на развитие изобрета тельства и рационализации. Но вот используются эти средства не всегда эффективно. Не секрет, что в хозяйствах района пока низок общий уровень механизации производ ства, особенно в животновод стве. До недавнего времени в районе было 32 кормоцеха. На бумаге все они числились как механизированные. А по суще ству они представляли собой набор кустарно выполненных механизмов. Кое-как приспо собленные к работе, многие из них вскоре вышли из строя. 12 цехов пришлось закрыть в свя зи с тем, что не обеспечивались требуемые условия для безо пасной работы обслуживающе го персонала. Низкий уровень механизации кормопроизводства — это не только наша беда. Промыш ленность пока не произво дит высокопроизводительного, удобного в эксплуатации обо рудования для кормоцехов. Объявленный несколько лет назад Всесоюзный конкурс на лучшую конструкцию кор моцеха пока положительного результата не принес. Где же выход? Можно, конечно, под держивать работоспособность существующих ‘цехов, совер шенствовать их работу, но вот беда — нет у нас для этого ни оборудования, ни запасных ча стей. Да и высококвалифици рованных специалистов, спо собных выполнять э т у работу на должном техническом уров не, на селе пока не хватает. Значит, встает вопрос о шеф стве. Мне думается, надо вся чески поощрять помошь *спе- циалистов промышленных предприятий сельским новато рам. Как я уже гово рил, только в прошлом году наши новаторы внедрили 160 рационализаторских предложе ний. И ни одно из них не оформлено так, как того тре буют правила. Выходит, пред ложения не имеют юридической силы. Могли бы помочь в оформлении документации на ши шефы из Елецкого горно- обогатительного / комбината. Однако ни один Специалист из Ельца, бывая в районе, не счел нужным поинтересоваться состоянием изобретательства и рационализации, .. Вот и получается, что сель ские умельцы внедряют, десят ки новинок, и одновременно ни один новатор в районе не имеет авторского свидетельства на изобретение Или рационализа торское предложение. Разумеется, есть тут и вина районного совета ВОИР. Од нако, без помощи шефов нам не обойтись. Хочется верить, что они, наконец, изменят свое отношение к неотложным нуж дам сельских новаторов. В. ЩЕДРИН, председатель Измалковского районного совета ВОИР. Письмо В. Щедрина — не первое на эту тему в редакцион. ной почте. Сельские инженеры давно уж е отмечают плодо. творность творческого содруж ества с рационализаторами промышленных предприятий, подчеркивают необходимость дальнейшего совершенствования форм и методов совместной работы. Не приходится сомневаться в том, что такие контак ты в принципе не только желательны, но и необходимы. Это — требование жизни, следование которому принесет хоро шие результаты, будет способствовать росту творческой ак_ тивности новаторов, позволит усовершенствовать многие сельскохозяйственные механизмы, улучшить технологию, ус ловия труда работников полей и ферм. Вместе с тем еще не везде выработаны формы подобного рода сотрудничества, не всегда удается добиться системности и целенаправленно, сти в этой важной и, подчеркнем еще раз, крайне нужной деятельности рационализаторов и изобретателей как про. мышленных предприятий, так и колхозов и совхозов. Именно поэтому не во всех районах, заводах и страйках умеют нала, дить такую работу, о чем и свидетельствует письмо В. Щед рина. А ведь в области накоплен богатый опыт оказания шеф. сксй помощи! Думается, измалковцзм и ельчанам следует за. интересоваться практикой работы рационализаторов Новоли пецкого металлургического завода. С этой целью мы и пуб ликуем статью Н. Абрамова, председателя заводского совета ВОИР. В своей практической дея тельности администрация и об щественные организации Новог липецкого металлургического завода уделяют большое вни мание вопросам шефской помо щи селу, в том числе развитию технического творчества в сов хозах Данковского района. Выполняя решения партии и правительства об ускорении технического перевооружения сельского хозяйства, коллектив завода оказывает разносто роннюю помощь подшефным хозяйствам. Например, боль шое количество техники, посту пающей на село, обострило проблему ее хранения, обслу живания, ремонта, обеспечения запасными частями. Силами шефов с целью улучшения ис пользования машинно-трактор. ного парка в Данковском рай оне реконструировано и по строено 7 автогаражей, 10 пунктов технического обслужи вания, 2 машинных двора, 2 механические мастерские. Большое внимание при ока зании шефской помощи мы уде ляем развитию материально- технической базы животновод ства. С этой целью построены десятки кормоцехов, сенных ба шен, цехов по приготовлению травяной муки, силосных тран шей, помещений для крупного рогатого скота, откормочных плошадок и летних лагерей для животных. Активисты заводской орга низации ВОИР постоянно вы езжают в хозяйства для ока зания практической помощи при внедрении предложений сельских новаторов — оформ ляют документацию, подсчиты вают экономический эффект и т. д. С этой целью на заводе издаются распоряжения глав ного инженера с конкретным техническим заданием. Регулярно посещают под шефные совхозы член заводско го совета ВОИР инженер агло цеха И. М. Карташев, конст руктор листопрокатного цеха № 3 В. Н. Ефимов, начальник ферросплавного цеха И. В. Лу- говцев, начальник цеха водо снабжения А. Г. Кружков и другие. В содружестве со спе циалистами совхозов они раз рабатывают и внедряют пред ложения, направленные на дальнейшее улучшение техно логии сельскохозяйственного производства. Чтобы постоянно укреплять творческие связи но ваторов подшефных совхозов и шефствующих цехов, было при нято совместное постановле ние администрации и общест венных организаций НЛМЗ, советских и общественных ор ганизаций Данковского района «О развитии изобретательства и рационализации в подшефных совхозах Данковского района». Выполняя требования этого по становления, коллективы нова торов заключают договоры о творческом содружестве, где принимают на себя конкретные обязательства. Такие договоры существуют, например, между совхозом «Березовский» и аг- лоцехом, птицефабрикой «Дан- ковская» и карбидосажевым цехом. В документах XXVI съезда КПСС, дальнейшему развитию сельскохозяйственного произ водства отводится значительное место. Это предполагает и ук- репдеиие сельских организаций общества рационализаторов и изобретателей, которые обяза ны активнее воздействовать на повышение эффективности производства. Эта задача мо жет быть выполнена только в том случае, если техническому творчеству сельских тружени ков будут уделять должное внимание не только коллективы промышленных предприятий, но и хозяйственные руководи тели местных совхозов. По ка еще часты случаи, когда предложения рабочих совхозов не оформляются, не выплачива ется длительное время автор ское вознаграждение. Не всег да поощряется и деятельность рабочих шефствующих пред приятий. Приведу только один пример. В совхозе «Красное зйамя» машинист тепловоза уп равления железнодорожного транспорта НЛМЗ С. Н. Тру шин в 1979 году подал рацио нализаторское предложение по совершенствованию карто фелеуборочного комбайна. Но винка была внедрена, но адми; нистрация совхоза до сих пор не выплатила автору возна граждение. Подобное отноше ние проявляется и к местным авторам. Потому-то в совхозе за весь прошлый год было по дано только 3 предложения. А там, где проявляется за бота о новаторах, строго соб людается законодательство по рационализации, там хозяйства успешно совершенствуют техни ку и технологию сельскохозяй ственного производства. При мером может служить совхоз имени Куйбышева, в котором самое большое в районе число новаторов и внедренных пред ложений. За прошлый год здесь внедрено 23 предложе ния с экономическим эффектом около 15 тысяч рублей. Приме чательно, что большая часть новинок — это результат твор ческого контакта заводских и сельских новаторов. Заводской совет ВОИР и впредь будет делать все необ ходимое для развития такого содружества, что положительно скажется на 'развитии техниче ского творчества на селе, бу дет способствовать дальнейше му повышению эффективности сельскохозяйственного произ водства. Н. АБРАМОВ, председатель совета ВОИР Новолипецкого металлургиче ского завода»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz