Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

ТЕШШШ О «Р ешающий, наиболее острый участок сегодня — внедрение научных открытий и изобретений... Нужно устранить все, что делает процесс внедрения нового трудным, медленным, болезненным. Производство должно быть жизненно заинтересовано в том, чтобы быстрее и лучше осваивать плоды мысли, плоды труда ученых и кон­ структоров. Решение этой задачи — дело, конечно, непростое, требующее ломки устаревших привычек и показателей. Но оно совершенно необходимо для страны, для народа, ДЛЯ нашего будущего». (Из доклада Л. И. Брежнева на XXVI съезде КПСС). Условия, в которых народное хозяйство будет развиваться в 80-е годы, подчеркивалось на XXVI съезде КПСС, делают еще более настоятельным ускорение научно-технического прогресса. Это означает, что на всех участках общественного производства необходимо настойчиво внедрять прогрессив­ ные технологические решения, шире использовать достиж е. ния науки и техники. Успешнее решить эту задачу можно при активном участии изобретателей и рационализаторов, которых в нашей области насчитывается более 65 тысяч человек. В минувшей пятилетке они от внедрения технических новшеств сэкономили около 250 миллионов рублей. С их помощью комплексно механизировано и автоматизировано около 200 производств, цехов и участков, введено в строй 300 автома­ тических и механизированных поточных линий и установок, внедрено 1800 прогрессивных технологических процессов. Изобретатели и рационализаторы области в десятой пяти, летке еж егодно входили в число победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании республик, краев и областей. За успехи в развитии технического творчества областная ор. ганизация ВОИР награждена Почетной грамотой ВЦСПС. Однако успехи, достигнутые в прошлом, не могут гаранти­ ровать безусловного решения сложных проблем, которые выдвигаются на первый план сейчас, на старте одиннадцатой пятилетки. Перевод экономики на интенсивный путь разви­ тия требует уж е не частичных мер по ликвидации того или иного «узкого» места на производстве, а осуществления ши­ рокой программы совершенствования хозяйственного меха, низма. Преж де всего качественно иной долж на быть деятель, ность инженерных служб предприятий, строек, объединений. Дело над-о поставить так, чтобы хозяйственные руководители, по образному выражению Л. И, Бреж нева, буквально гонялись за техническими новшествами, а не шарахались от них, не об­ ходили их стороной. Настала пора оценивать работу коллекти­ вов над выполнением планов научно-технического прогресса по использованию в производстве изобретений, то есть дей­ ствительно ценных и перспективных разработок, могущих су­ щественно изменить облик производства. В нашей области немало коллективов, где техническое творчество трудящихся ориентируется именно на создание изобретений. Например, все значительные успехи коллективов заводов Новолипецкого металлургического, Липецкого трак­ торного, Данковского химического, «Свободный сокол», су­ мевших за годы пятилетки резко поднять свой производст­ венный потенциал, связаны с использованием в повседневной практике новейших достиж ений отечественной науки и тех­ ники. Характерно, что такой ориентации придерживаются не только на крупных предприятиях. Так, десятки изобретений внед^ ли за годы пятилетки на заводах «Центролит», Ли­ пецком станкостроительном, Чаплыгинском агрегатов, в тре­ сте «Липецкстройтранс», облмеж колхозстройобъединении. И не случайно в этих коллективах значительно возросли объемы производства, ускорился рост производительности труда, улучшилось качество выпускаемой продукции. И наоборот, там, где вопросы научно-технического прогресса трактуются упрощенно, где всю техническую политику сводят лишь к выявлению «узких» мест, — там и успехи скромные, и пла­ ны выполняются с большим напряж ением, как это постоянно бывает на заводах «Прож екторные угли», Лебедянском стро­ ительно-отделочных машин, в тресте «Спецстрой», Организация научно-технического творчества долж на тес­ нее смыкаться с целями, определенными в планах и социали­ стических обязательствах трудовых коллективов. И здесь не­ обходимо многое сделать руководителям первичных органи. заций общества ВОИР. Преж де всего надо умело направлять творческий поиск рационализаторов и изобретателей, чтобы они действовали не в отрыве от насущных проблем произ­ водства, а решали конкретные технические задачи. К приме­ ру, в промышленности, капитальном строительстве и сель­ ском хозяйстве области медленно растет производительность труда. Основная причина отставания —■низкий уровень меха­ низации и автоматизации труда, большая доля физически тяжелых операций. Как реагируют на эти проблемы изобрета­ тели и рационализаторы? К сож алению, слабо. Многие из них, увлекаясь глобальными темами, не очень охотно занимаются разработкой механизмов и приспособлений, облегчающих труд людей, а советы ВОИР часто забывают подумать о том, как лучше заинтересовать нопаторов, помочь им внедрить поданные предлож ения. Организации ВОИР пока сгщбо ориентируют творческие коллективы на разработку новшеств, которые существенно влияют на качество продукции, на более экономное исполь­ зование сырья, материалов, электроэнергии. Липецкие изобретатели и рационализаторы -не раз доказы­ вали, что им по плечу решение больших и сложных техниче­ ских проблем. Теперь важно умело распорядиться накоплен­ ным опытом, улучшить организацию технического творчества с тем, чтобы успешно выполнить задания одиннадцатой пяти­ летки, исторические решения XXVI съезда КПСС." Успешно трудится коллектив механического участка прес­ сового цеха ЛТЗ, возглавляемый старшим мастером Е. Д. Мозгалиным. За 24 года работы коммунист Е. Д. Мозгалин накопил большой опыт, он умеет найти подход к людям, зна­ ет все тонкости производства. Активный общественник, член совета мастеров, член цехового комитета профсоюза, он немало сил и времени отдает рационализаторству. На снимке: Е. Д. Мозгалин. Фото В. Финогина. О БЫЧНО проектанты на изменения в чертежах идут неохотно. Мастер А. В. Гавриков знал :об этом. И, тем не менее, он предложил свой вариант, так как видел возможность изменить глубину положения фундаментов с де­ сяти до двух метров. Ну что ж, с иронией сказали ему, если так дальше дело пой­ дет, то вскоре мы вообще бу^ дем стррить здания прямо на песке... Гавриков тогда только начи­ нал работать. После института его назначили мастером в одиннадцатое управление тре­ ста «Липецкстрой». Это было время начала строительства цеха холодной прокатки угле­ родистой стали — объекта, ко­ торый ни по темпам, ни по сложности не имеет аналогов в практике строительства Ли­ пецкой Магнитки. Но Гавриков в свои двадцать пять рассуж­ дал так: что строишь — про­ катный гигант или трансформа-, торную подстанцию — не это главное. Главное — .как стро-„ ишь. И его вариант вовсе не был «зданием на песке», каковым он казался на первый взгляд. Были аргументы, были расчеты. Да, «вытащить» фундаменты с отметки минус «10» до ми­ нус «2» заманчиво. Тут тебе — и экономия времени, бетона, ар­ матуры, трудовых затрат... И не придется, .возможно, иметь дело с напором прдземных вод, как это было при бетонирова­ нии фундаментов под оборудо­ вание петлевого устройства то­ го же цеха... Идея- инженера Гаврикова сводилась к следующему. Про­ ектом предусматривалось одно­ временное бетонирование фун­ даментов под каркас здания и под оборудование. И с одной отметки — минус «10»... Зна­ чит, нужен дренаж, водопони- жение, потому что на этом уровне вступала в силу сти­ хия — грунтовые воды. Бороть­ ся с ней — и дорого, и долго. И нет противоядия, когда речь идет о тяжеловесных несущи.х конструкциях, таких, как кар­ кас здания. Но почему на этой же глубине закладываются фундаменты под оборудование, вес которого всего несколько тонн? Значит, можно это сде­ лать и с отметки минус 2, пред­ варительно утрамбовав грунт? Гавриков предусмотрел все. Не надо специально уплотнять землю, это произойдет само со­ бой, когда тяжелые гусеничные краны будут монтировать кар- бетонирования она не была го­ това. Вот где пригодился опыт! Началась его, так сказать, эксплуатация, но уже в воз­ росших масштабах, С помощью главного инженера СУ-11 О. С. Гриднева Гавриков подготовил обоснование для изменения глубины заложения фундамеи- кас здания. Были в этом предложении и другие преимущества. Одно­ временное бетонирование осно­ ваний под каркас и под обору­ дование сужало фронт работ. Выход напрашивался сам со­ бой ■— делать фундаменты под оборудование в последнюю оче­ редь в искусственно утрамбо­ ванном грунте с измененной глубиной заложения. Проектанты и кураторы из управления капитального строи­ тельства НЛМЗ в конце кон­ цов согласились с вариантом инженера Гаврикова. Были, правда, некоторые опасения. Но тщательный анализ пока­ зал: все в расчетах Гаврикова правильно. Сразу после окончания строительства блока химуста- новок участок во главе с теперь уже старшим прорабом А. В. Гавриковым перевели на агре­ гат непрерывного отжига — главный объект второго этапа первой очереди цеха холодной прокатки углеродистой стали. Здесь предстояло готовить фундаменты под каркас здания от 79-й до 96-й оси, с глубиной заложения 14 метров. Предварительный «прокол» грунта показал: до 10—12 мет­ ров вглубь грунт хороший, дальше — плывун. Проект пре­ дусматривал систему водопо- нижения, но к моменту начала тов с 14 до 10—12 метров — в зависимости от особенностей грунта. Проектировщики и за­ казчики на этот раз быстро да­ ли «добро». Нет смысла подробно оста­ навливаться на том, как внед­ рялось это предложение. Ска­ жем так: в целом — успешно. При этом было сэкономлено 118 кубометров товарного бето­ на, выработка грунта сократи­ лась более чем на 2 тысячи ку­ бометров. Общий экономиче­ ский эффект составил 82,9 ты­ сячи рублей. В известном постановлении Центрального Комитета КПСС о работе партийного комитета треста «Липецкстрой», в част­ ности, отмечалось, что созда­ нию стабильного трудового коллектива, кроме всего проче­ го, помогают постоянная забота об улучшении условий и каче­ ства труда, новаторский под­ ход к проблемам совершенст­ вования технологического про­ цесса, сокращение доли тяже­ лого физического труда. Не­ оценимую помощь в решении этой важнейшей задачи оказы­ вают изобретателе и рациона­ лизаторы ведущего строитель­ ного подразделения области. Только один из них, инженер А. В. Гавриков, внедрил за прошлое пятилетие шесть ра­ ционализаторских предложе­ ний, которые принесли в общей сложности около 100 тысяч рублей условной годовой эко. номии. Но дело даже не в рублях, хотя и это само по се­ бе немаловажно. Все без исключения новшества, внед­ ренные Гавриковым, облег­ чают труд. Если к этому доба­ вить, что на участке, которым руководит А. В. ^Гавриков, примерно каждый десятый — изобретатель или рационализа­ тор, станет понятно, почему именно этот коллектив счита­ ется лучшим в одиннадцатом строительном управлении и од­ ним из лучших в тресте «Ли­ пецкстрой». Даже в прошлом, неблагоприятном в целом для строителей, году коллектив уча­ стка значительно превысил плановые показатели. В част­ ности, по объему производства план выполнен на 112, а по росту производительности тру­ да — на 103 процента. В настоящее время коллек­ тив участка занят бетонирова­ нием фундамента под агрегат горячего оцинкования, объемом 7 тысяч кубометров бетона. — Когда получаешь проект, — говорит А. В. Гавриков, —> то думаешь прежде всего о том, как исполнить его наибо­ лее рационально. В проекте этого фундамента, к примеру, были явные несовершенства: очень большая доля товарного бетона. Если учесть, что в фун­ даменте три тоннеля, специа­ листу станет ясно, насколько это трудоемкая работа. Прав­ да, конструкции тоннелей в итоге заменили на элементы из сборного железобетона. Это не­ сомненная заслуга инженерной службы треста. Он, конечно, поскромничал. Не обошлось и тут без его участия. Так же, как при пе­ реходе на комплексный бригад­ ный подряд, при внедрении бе­ тононасоса... Инженер Гаври­ ков всегда там, где нужны технические новшества, где требуются новые оригинальные идеи. И закономерно, что его труд на строительстве первой очереди цеха холодной прокат­ ки углеродистой стали отмечен правительственной наградой. В. БУРКОВ» Т ЕМЫ для рационализа­ торских предложений, возникают по-разному. Вот однажды бригадир слеса­ рей Алексей Иванович Панов обратил наше внимание на та­ кую проблему.,.. и Для >перевозки сыпучих ма­ териалов используются, как известно, специальные вагоны— думпкары. Но, если при транспортировке сыпучих срок их службы, можно сказать, не ограничен, т о ' при перевозке камня он не превышал к трех­ четырех месяцев. Причем после этого кузов вагона не -подле­ жал никакому ремонту: его ре­ зали и отправляли на пере­ плавку. Все понимали: не по-хозяй­ ски ЭТО. ■*">! ' • И вот А. И. Панов предло­ жил усилить конструкцию ва­ гона и, в первую очередь, дни­ ще. Нельзя сказать, чтобы это было открытием: идея, как го­ ворят, лежала на поверхности. Усилить— да, но как? — Кузов вагона выполняется из гнутых профилей, — сказал Панов. — А что, если сделать его из швеллера? Вопрос был Задан, надо, было над ним Подумать. Во- . первых, швеллер — дефицит, ЗНАЧИТ ИНТЕРЕСНЕЕ фондами на него и в то время управление не располагало. Во- вторых, усиление конструкций неизбежно ведет к- увеличению веса вагона. В-третьих, нужна специальная площадка для сварки элементов. Не буду подробно останавли­ ваться на том, как решались все эти вопросы на практике. Скажу лишь,- что коллективны­ ми усилиями идею в конце концов удалось воплотить в жизнь. Сро^ эксплуатации к у -, зовов, усиленных швеллером, увеличился до трех лет. Годо­ вой экономический эффект со­ ставил около пяти тысяч руб­ лей. Подчеркиваю, поиски велись коллективно. Свой вклад в со­ здание новой конструкции ‘ку­ зова в той или иной мере внес­ ли- семь- человек. Вот так и' сформировалась у нас комп­ лексная творческая бригада. В ее составе — бригадир Иван Васильевич Леонтьев, слесари Виктор Дмитриевич Макарен­ ко и Василий Ефимович Нико­ ненко, начальник цеха Василий Семенович Кузнецов и другие. Удача, щ к известно, окры­ ляет, побуждает к действию. И мы решили сосредоточить свое внимание на «узких» ме­ стах. Их было более чем до­ статочно. Одно из них — заправка тепловозов топливом, которая осуществлялась с помощью обычных бензовозов. Произво­ дительность их невелика, про­ стои составляли иногда двое суток. Проблема? Безусловно. А как мы ее решили? Своими силами сварили емкость на 97 кубометров, уто­ пили ее в землю, сделали при­ ямок. Это позволило сливать топливо самотеком, на что ухо­ дило 30—40 минут. Дальней­ ший ход мысли напрашивался сам собой: закачивать топливо из емйости в тепловозы с по­ мощью насосов. Отыскали на­ сосы. Правда, они не отвечали требуемым характеристикам, надо было их «дотягивать», но это уже, как говорят, было делом техники. И вот итог: на этой операции отпала надобность в людях и бензовозах. Производитель­ ность повысилась в десятки раз, значительно сократились простои. А годовой экономиче­ ский эффект составил около 5 тысяч рублей. Значительно больше энергии, изобретательности и терпе­ ния потребовали от нас раз­ работка и внедрение полуавто­ мата для наплавки гребней ко­ лесных пар вагонов. Дело в том, что проблема стирания гребней колес в наших усло­ виях превратилась в сущее бед­ ствие. Минимально допустимая толщина гребня не должна превышать 25 миллиметров. На обычных железнодорожных магистралях срок службы греб­ ней составляет три и более го­ да. У нас же он не превышал шести месяцев — из-за очень сложного профиля иебеводных путей и максимальной нагруз­ ки на оси. Через полгода ко­ лесные пары возвращались в депо, где производилась на­ плавка гребней,,, Процесс очень трудоемкий и длительный: один сварщик на одну колес­ ную пару тратил три дня. Бывая в командировках на родственных предприятиях страны, я часто интересовался, как поставлено это дело у коллег. Но ничего сколько-ни­ будь существенного, достойного заимствования, долгое время не попадалось. И все же мне по­ везло. Будучи на Лебединском горно-обогатительном комбина­ те, я обратил внимание на полу­ автомат для наплавки гребней. Правда, в самой процедуре наплавки наблюдался сущест­ венный изъян: надо было сни­ мать колесные пары и ставить их на специальный стенд. Но главное — была найдена отправная точка. После коллективного обсуж­ дения в творческой бригаде идею приняли за основу. Нача­ лась работа — трудная, кро­ потливая, но интересная. В конйе концов нам удалось не только внедрить передвижной полуавтомат, но и производить наплавку гребней, не снимая осей. Теперь за три рабочих дня обрабатывается не одна, а шесть колесных пар. Плюс экономится время, которое раньше тратилось на демонтаж и монтаж осей. На операции заняты всего два человека. По опыту работы я знаю, что один из сложных вопросов в деятельности рационализа­ торов — разработка техниче­ ской документации, экономиче­ ский обсчет. У нас, к счастью, таких проблем нет. Лично я с рационализацией связан давно и прочно, дело это люблю. Ни­ когда не отказывает наМ в по­ мощи и наша экономическая служба, и, в частности, ее ру­ ководитель В. К. Голосова. По итогам прошлого года наша творческая бригада вы­ шла победителем в областном социалистическом соревнова­ нии. Победа, конечно, радует, вдохновляет, но и ко многому обязывает. Наш небольшой, но дружный коллектив понимает это. И мы постараемся быть постоянно на уровне тех задач, которые поставлены перед но­ ваторами производства XXVI съездом КПСС. В. ПАРШИН, руководитель комплексной творческой бригады железно­ дорожного цеха Студеновско- го рудоуправления. КАК ПОМОЧЬ СЕЛЬСКИМ Д в а п и с ь м а на одну тему НЕ ИЖДИВЕНЧЕСТВО, А СОТРУДНИЧЕСТВО Рационализаторы Измалков- ского района неоднократно отмечались за успехи в техни­ ческом творчестве. Только в прошлом году они внедрили 160 предложений с экономическим эффектом 52,4 тысячи рублей. Кроме того, мы сэкономили 50 тысяч рублей от использования изобретений. Однако не об успехах хочется сказать, а о трудностях, с ко­ торыми постоянно сталкивают­ ся наши изобретатели и рацио­ нализаторы. Партия и правительство, выдвигая программу создания агропромышленного комплек­ са, как известно, поставили за­ дачу: максимально механизиро­ вать и автоматизировать тех­ нологические процессы в сель­ скохозяйственном производст­ ве. до минимума свести ручной и тяжелый физический труд. Это задача и экономического, и социального плана. И поэто­ му на ее решение направляют­ ся огромные средства, в том числе и на развитие изобрета­ тельства и рационализации. Но вот используются эти средства не всегда эффективно. Не секрет, что в хозяйствах района пока низок общий уровень механизации производ­ ства, особенно в животновод­ стве. До недавнего времени в районе было 32 кормоцеха. На бумаге все они числились как механизированные. А по суще­ ству они представляли собой набор кустарно выполненных механизмов. Кое-как приспо­ собленные к работе, многие из них вскоре вышли из строя. 12 цехов пришлось закрыть в свя­ зи с тем, что не обеспечивались требуемые условия для безо­ пасной работы обслуживающе­ го персонала. Низкий уровень механизации кормопроизводства — это не только наша беда. Промыш­ ленность пока не произво­ дит высокопроизводительного, удобного в эксплуатации обо­ рудования для кормоцехов. Объявленный несколько лет назад Всесоюзный конкурс на лучшую конструкцию кор­ моцеха пока положительного результата не принес. Где же выход? Можно, конечно, под­ держивать работоспособность существующих ‘цехов, совер­ шенствовать их работу, но вот беда — нет у нас для этого ни оборудования, ни запасных ча­ стей. Да и высококвалифици­ рованных специалистов, спо­ собных выполнять э т у работу на должном техническом уров­ не, на селе пока не хватает. Значит, встает вопрос о шеф­ стве. Мне думается, надо вся­ чески поощрять помошь *спе- циалистов промышленных предприятий сельским новато­ рам. Как я уже гово­ рил, только в прошлом году наши новаторы внедрили 160 рационализаторских предложе­ ний. И ни одно из них не оформлено так, как того тре­ буют правила. Выходит, пред­ ложения не имеют юридической силы. Могли бы помочь в оформлении документации на­ ши шефы из Елецкого горно- обогатительного / комбината. Однако ни один Специалист из Ельца, бывая в районе, не счел нужным поинтересоваться состоянием изобретательства и рационализации, .. Вот и получается, что сель­ ские умельцы внедряют, десят­ ки новинок, и одновременно ни один новатор в районе не имеет авторского свидетельства на изобретение Или рационализа­ торское предложение. Разумеется, есть тут и вина районного совета ВОИР. Од­ нако, без помощи шефов нам не обойтись. Хочется верить, что они, наконец, изменят свое отношение к неотложным нуж­ дам сельских новаторов. В. ЩЕДРИН, председатель Измалковского районного совета ВОИР. Письмо В. Щедрина — не первое на эту тему в редакцион. ной почте. Сельские инженеры давно уж е отмечают плодо. творность творческого содруж ества с рационализаторами промышленных предприятий, подчеркивают необходимость дальнейшего совершенствования форм и методов совместной работы. Не приходится сомневаться в том, что такие контак­ ты в принципе не только желательны, но и необходимы. Это — требование жизни, следование которому принесет хоро­ шие результаты, будет способствовать росту творческой ак_ тивности новаторов, позволит усовершенствовать многие сельскохозяйственные механизмы, улучшить технологию, ус­ ловия труда работников полей и ферм. Вместе с тем еще не везде выработаны формы подобного рода сотрудничества, не всегда удается добиться системности и целенаправленно, сти в этой важной и, подчеркнем еще раз, крайне нужной деятельности рационализаторов и изобретателей как про. мышленных предприятий, так и колхозов и совхозов. Именно поэтому не во всех районах, заводах и страйках умеют нала, дить такую работу, о чем и свидетельствует письмо В. Щед­ рина. А ведь в области накоплен богатый опыт оказания шеф. сксй помощи! Думается, измалковцзм и ельчанам следует за. интересоваться практикой работы рационализаторов Новоли­ пецкого металлургического завода. С этой целью мы и пуб­ ликуем статью Н. Абрамова, председателя заводского совета ВОИР. В своей практической дея­ тельности администрация и об­ щественные организации Новог липецкого металлургического завода уделяют большое вни­ мание вопросам шефской помо­ щи селу, в том числе развитию технического творчества в сов­ хозах Данковского района. Выполняя решения партии и правительства об ускорении технического перевооружения сельского хозяйства, коллектив завода оказывает разносто­ роннюю помощь подшефным хозяйствам. Например, боль­ шое количество техники, посту­ пающей на село, обострило проблему ее хранения, обслу­ живания, ремонта, обеспечения запасными частями. Силами шефов с целью улучшения ис­ пользования машинно-трактор. ного парка в Данковском рай­ оне реконструировано и по­ строено 7 автогаражей, 10 пунктов технического обслужи­ вания, 2 машинных двора, 2 механические мастерские. Большое внимание при ока­ зании шефской помощи мы уде­ ляем развитию материально- технической базы животновод­ ства. С этой целью построены десятки кормоцехов, сенных ба­ шен, цехов по приготовлению травяной муки, силосных тран­ шей, помещений для крупного рогатого скота, откормочных плошадок и летних лагерей для животных. Активисты заводской орга­ низации ВОИР постоянно вы­ езжают в хозяйства для ока­ зания практической помощи при внедрении предложений сельских новаторов — оформ­ ляют документацию, подсчиты­ вают экономический эффект и т. д. С этой целью на заводе издаются распоряжения глав­ ного инженера с конкретным техническим заданием. Регулярно посещают под­ шефные совхозы член заводско­ го совета ВОИР инженер агло­ цеха И. М. Карташев, конст­ руктор листопрокатного цеха № 3 В. Н. Ефимов, начальник ферросплавного цеха И. В. Лу- говцев, начальник цеха водо­ снабжения А. Г. Кружков и другие. В содружестве со спе­ циалистами совхозов они раз­ рабатывают и внедряют пред­ ложения, направленные на дальнейшее улучшение техно­ логии сельскохозяйственного производства. Чтобы постоянно укреплять творческие связи но­ ваторов подшефных совхозов и шефствующих цехов, было при­ нято совместное постановле­ ние администрации и общест­ венных организаций НЛМЗ, советских и общественных ор­ ганизаций Данковского района «О развитии изобретательства и рационализации в подшефных совхозах Данковского района». Выполняя требования этого по­ становления, коллективы нова­ торов заключают договоры о творческом содружестве, где принимают на себя конкретные обязательства. Такие договоры существуют, например, между совхозом «Березовский» и аг- лоцехом, птицефабрикой «Дан- ковская» и карбидосажевым цехом. В документах XXVI съезда КПСС, дальнейшему развитию сельскохозяйственного произ­ водства отводится значительное место. Это предполагает и ук- репдеиие сельских организаций общества рационализаторов и изобретателей, которые обяза­ ны активнее воздействовать на повышение эффективности производства. Эта задача мо­ жет быть выполнена только в том случае, если техническому творчеству сельских тружени­ ков будут уделять должное внимание не только коллективы промышленных предприятий, но и хозяйственные руководи­ тели местных совхозов. По­ ка еще часты случаи, когда предложения рабочих совхозов не оформляются, не выплачива­ ется длительное время автор­ ское вознаграждение. Не всег­ да поощряется и деятельность рабочих шефствующих пред­ приятий. Приведу только один пример. В совхозе «Красное зйамя» машинист тепловоза уп­ равления железнодорожного транспорта НЛМЗ С. Н. Тру­ шин в 1979 году подал рацио­ нализаторское предложение по совершенствованию карто­ фелеуборочного комбайна. Но­ винка была внедрена, но адми; нистрация совхоза до сих пор не выплатила автору возна­ граждение. Подобное отноше­ ние проявляется и к местным авторам. Потому-то в совхозе за весь прошлый год было по­ дано только 3 предложения. А там, где проявляется за­ бота о новаторах, строго соб­ людается законодательство по рационализации, там хозяйства успешно совершенствуют техни­ ку и технологию сельскохозяй­ ственного производства. При­ мером может служить совхоз имени Куйбышева, в котором самое большое в районе число новаторов и внедренных пред­ ложений. За прошлый год здесь внедрено 23 предложе­ ния с экономическим эффектом около 15 тысяч рублей. Приме­ чательно, что большая часть новинок — это результат твор­ ческого контакта заводских и сельских новаторов. Заводской совет ВОИР и впредь будет делать все необ­ ходимое для развития такого содружества, что положительно скажется на 'развитии техниче­ ского творчества на селе, бу­ дет способствовать дальнейше­ му повышению эффективности сельскохозяйственного произ­ водства. Н. АБРАМОВ, председатель совета ВОИР Новолипецкого металлургиче­ ского завода»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz