Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

5 апреля 1981 г., № 81 СТ 5 Ш ) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Ч У В С Т В О Х О З Я И Н А Осенняя ночь была темной и холодной. Во все стороны от большака—ни звука, ни огонь, ка. Степь будто погрузилась в непробудный сон. И вдруг на повороте, из-за невысокого холма, брызнул навстречу нам яркий свет фар. На свеклович­ ном поле работал комбайн. Механизатор, в котором мы сразу узнали известного нова­ тора Н. Синячкина из добрин- ского колхоза имени Ильича, устало улыбнувшись, сказал: •— Время поджимает. Не ос. тавлять же урожай под снегом, •— и чуть помедлив, добавил: *— Не по-хозяйски это... Хозяин... Мы часто произно­ сим это слово, слышим его по радио, оно нередко мелькает в газетах. Прошлой осенью мне довелось быть свидетелем та­ кой сцены: приехал на загон­ ку директор долгоруковского совхоза имени Тимирязева И. В. Соколов. Прошел по стерне, обнаружил несколько колосков. Крепко досталось виновнику брака. А это был Начинающий комбайнер. Рас­ пекал он его строго, но как-то о-отцовски, не унижая челове­ ческого достоинства. А когда уехал, один из механизаторов уважительно и тепло заметил: — Добрый хозяин. Хорошо с таким работать. Эта фраза рядового рабоче­ го нисколько не удивила. Не раз приходилось слышать вме­ сто «директор», «начальник», «заведующий» — «хозяин». В свою очередь и руководитель, желая, например, на собрании подчеркнуть заслуги рабочего перед предприятием, не преми­ нет сказать: — Настоящий хозяин произ­ водства! Такая похвала радует чело­ века, зовет его на новые тру­ довые достижения. Навсегда исчезли в нашей стране не только наскрозь про­ гнившие взаимоотношения хо­ зяина и работника, но и преж­ нее понятие этих слов. Социа­ листический образ жизни вло­ жил в них совершенно новый смысл. Настоящий хозяин се­ годня тот, кто душой болеет за общее дело, работает в полную силу, умеет заглянуть в завтрашний день. Как сейчас помнится пуск кислородно-конверторного цеха № 2 на Новолипецком метал­ лургическом заводе. Многие рабочие, специалисты, не гово­ ря уже о руководителях пред­ приятия, отработав день, ос­ тались в цехе на ночь. Металл должен пойти в назначенный срок! Эта мысль, а вернее, чув­ ство долга перед страной, гна­ ло усталость, заставляло рабо­ тать с удвоенной энергией, Никто, разумеется, не произно­ сил громких слов. Просто рабо­ тали, как велит совесть. А сколько собралось «болельщи­ ков»! Сотни металлургов и строителей были в цехе — те, кто своими руками поднимал, давал жизнь новому гиганту. И пришли они не посмотреть на эффектное зрелище, а бес­ покоились за дела своих това­ рищей, значит, и за общее дело: как он пойдет — ККЦ-2? •Недавно наша газета расска­ зала о людях первого конвер­ торного цеха, которые в усло­ виях действующего произ­ водства реконструировали цех, в несколько раз увеличив вы­ пуск стали. Это ли не хозяе­ ва завода? А кто заставлял измалков- ских механизаторов М. Сухо­ руких и И. Бачурина в одну из осенних ночей работать до ут­ ра под пронизывающим ветром и мокрым снегом, чтобы утром поставить в строй сломавшийся на пахоте зяби трактор? Никто не обязывал и грязинских свекловодов В. Рысляева, В. Столповских и М. Гордеева почти три дня без отдыха от темна до темна мастерить при­ способления, которые помогли избежать простоев свеклоком­ байнов в ненастную погоду. Наверняка, эти люди не дума­ ли о почете, личной выгоде. Вот вроде бы факт непри­ метный, а говорит он тоже о многом. Нелегка работа у по­ варихи добровского колхоза имени Калинина М. Колупае- вой. С первой весенней бо­ розды до глубокой осени она — на полевом стане. Надо приготовить пищу, потом раз­ везти ее к каждому агрегату. За длинный летний день так намается, что хоть с ног ва­ лись. А все равно найдет вре­ мя нарвать полевых цветов, по­ ставить букеты в столовой. Людям приятно, а у нее на душе вдвойне светло от теп­ лых слов: — Спасибо, дорогая хозяюш­ ка. Людей, честно исполняющих свой гражданский долг, — не перечесть. Трудами их богатеет страна. Не зря с особой гор­ достью поем мы в песне: «Че­ ловек проходит как хозяин необъятной Родины своей». Но, к сожалению, чувство хозяина не для всех равнознач_ но. Вот доверили человеку ру­ ководящий пост, даже самый незначительный, и, смотришь, возомнил он о своей персоне невесть что. Чаще всего это идет от низкой культуры, не­ достаточного воспитания. Недавно на одном из торго­ вых предприятий наблюдал я такой случай. Совсем моло­ дой директор так грубо разносил рабочего склада, что у того дрожал подбородок. Пыл грубияна нисколько не остановила даже медаль фрон­ товика на груди подчиненного. А когда я заметил, что, мол, негоже так, никому и ни при каких обстоятельствах не поз­ волено у нас топтать человече­ ское достоинство, директор раздраженно^бросил: — Хозяин тут я! Несколько дней назад на пленуме Липецкого городского комитета партии остро критико­ вали директора хлебокомби­ ната Н. В. Ляхова за пренеб­ режение к нуждам рабочих. Пренебрежение... Написал это слово и задумался. Как-то не по себе стало от мысли: руко­ водитель, которому вместе с производством во многом вве­ ряются судьбы людей, и вдруг... пренебрежение. Словом, нет- нет да и объявится «хозяин», так сказать, навыворот. Не изжито до сих пор такое. Приходят люди к должностно­ му лицу на прием. А должно­ стного лица нет, задерживает­ ся. Кто-то из посетителей ос­ тался неудовлетворенным. Но самое пагубное в этой ситуации то, что это лицо, как видно, считает, что его ранг оправ­ дывает высокомерное отноше­ ние к людям. Тоже ведь «хо­ зяин»... А кому не знакома такая картина. Подходишь к окошеч­ ку официального учреждения. За стеклянной дверцей — ми­ лое, кроткое создание. Обра­ щаешься, разумеется, с дело; вым вопросом, а в ответ — июль внимания, будто не слы­ шит. Скажешь погромче — так это милое и кроткое создание с таким треском захлопнет око­ шечко, что и сам не рад, что обратился. А как же — «хо­ зяйка». Мы далеки от мысли, что в отношениях между людьми все должно быть гладко. Всякое бывает: и острые споры, и го­ рячие перепалки. Но одно, ког­ да такие столкновения идут от интересов общего дела, желания улучшить его, и сов­ сем другое — от черствости, равнодушия, несправедливости, идущих от капризов новояв­ ленного «хозяйчика». Иногда просто диву даешься, глядя на его поведение. Захо­ дит рабочий, например, к уп­ равляющему совхозным отде­ лением. Тот, не отрываясь от бумаг, небрежно машет ру­ кой: дескать, занят, не до тебя. И человек уходит, удрученный этаким барским жестом. А между тем пришел он не про­ сителем по какому-нибудь пу­ стяковому «личному вопросу», хотя и в этом случае не дол­ жен остаться без внимания, а по делам производственным, к тому же неотложным. У него только что родилось деловое предложение, он спешит сразу же поделиться своей мыслью, потому что уверен: его задум­ ка пойдет на пользу производ­ ству. Невнимание же, как го­ ворят, отбило руки. В другой раз к такому руководителю пойти не захочется. Чувство хозяина своего дела, завода, страны — одно из са­ мых прекрасных, Счастливы те, в ком оно жйвет крепко. О та­ ких поэт Расул Гамзатов ска­ зал, что они сродни высоким звездам. А. ЗАМЯТИН. В ОЗ В РАЩ ЕНИЕ ТОЛ СТОГО Я пишу не рецензию, а, ско­ рее, «заметки». В них — первый и скорый взгляд на липецкую драматическую премьеру —• «Возвращение на круги своя». ■Спектакль этот я считаю не­ сомненным достижением теат­ ра и «персональной» удачей мо­ лодого, одаренного режиссера Бориса Голубицкого. Спек­ такль — о Толстом, а Толстой колоссален, необъятен. Вспом­ ним емкую ленинскую харак­ теристику: «Глыба». Между тем театру предстоя­ ло сценически акцентировать лишь некоторые из предложен­ ных драматургом событий ду­ ховной и нравственной жизни этого титана. Задача, скажем, непростая. Чему отдать пред­ почтение? Что отодвинуть на второй или даже на третий план, не нанеся при этом ху­ дожественной травмы всему повествованию? Если не оши­ баюсь, драматургия в данном случае не слишком сковывала творческий потенциал режиссе­ ра —•' следуя тексту пьесы, можно бы, например, специаль­ но «сыграть» Толстого в его Отношении к ближайшей среде '(крестьяне, дети, внуки, до­ машний врач, секретарь и т. д.), или «уход Толстого» (побег из Ясной Поляны), его последние, скитальческие дни. А можно бы особым образом направить аналитический режиссерский объектив на один из самых «вулканичных» участков пьесы — непрерывную, иссушающую, но и возвышающую тоже, по­ лемику Льва Николаевича с женой, Софьей Андреевной. Театр поступил иначе: театр играет Толстого. Это очень су­ щественный, принципиально важный акцент, и можно лишь подивиться отваге, с какой принял на свои плечи этот нелегкий «акцент» заслужен­ ный артист республики М. Н. Соболев. Философский и нрав­ ственный центр спектакля —• духовный мир Толстого, неуто­ мимая работа его мысли и чувства. Что же касается среды, то она возникает лишь в той мере, в какой становится «материалом» для этой безо­ становочной, всеобъемлющей ( работы. Разговоры с крестья­ нами, с заезжим психиатром, детьми, Гольденвейзером, сек­ ретарем и — главное — с Софьей Андреевной, ощущают­ ся как «моменты» или «мгнове­ ния» необычайно интенсивной внутренней жизни Толстого. Здесь все обращено к нему, как к духовному солнцу, и каждый персонаж, словно ан­ тенна, ориентирован на его высокую нравственную волну. Мы хорошо знаем: в исто­ рии человечества Толстой — один из величайших правдо­ искателей: неисчислимые, неп­ редставимые муки доставляла ему невозможность всецело, до конца, бескомпромиссно осу­ ществить свое учение в себе самом, в границах собственной судьбы, привести в полное со­ ответствие со всем образом мыслей свой образ жизни. И дело тут не столько в том,что приходилось облачаться в хол­ щовую блузу и тачать мужиц­ кие сапоги, сколько в остром неприятии любой формы бар­ ского эгоизма и сибаритства, аристократической заносчиво­ сти и спеси в отношении к лю­ дям обездоленным, социально униженным, зато нравственно чистым и прекрасным. Мне кажется, М. Н. Соболе­ ву удалось донести до зри­ тельного зала эту идейную до­ минанту духовного облика Тол. стого. Вместе с тем ненавяз­ чиво, но вполне определенно и пластично показывает он, сколь противоречивым был этот облик: моралистическая суро­ вость уживалась в нем с дет­ ской незащищенностью, несги­ баемая реалистическая трез­ вость — с гениальным просто­ душием, например, с наивной верой в то, что для него, Тол­ стого, ^природа сделает исклю­ чение —- учитывая его громад­ ные заслуги перед человечест­ вом, подарит ему личное бес­ смертие. И семейный разлад, уже на исходе жизни «под­ толкнувший» Толстого к бегст­ ву из Ясной Поляны, во мно­ гом был порождением необы­ чайной сложности его натуры. Мне нравится, что театр не опустился до выяснения «ко­ нечной истины»: так кто же из них все-таки прав —• Лев Ни­ колаевич или Софья Андреев­ на? Театр пошел иным путем — он предпринял попытку ра­ скрыть перед нами, зрителями, не степень правоты каждого из участников этой захватываю­ щей семейной драмы, а мас­ штабы их духовных возможно­ стей. Мы не вправе винить Софью Андреевну в том, что ей не были доступны те нрав­ ственные выси и дали, к кото­ рым радостно устремлялся «освобожденный» Толстой. И мы не вправе укорять Толсто­ го в невнимании (эпизодиче­ ском, конечно) к простейшим, необходимейшим предпосыл­ кам житейского благополучия всех чад его и домочадцев,— ну, разумеется, нуждались они и в хлебе насущном, и в одеж­ де, и в крове, и в развлечени­ ях, — однако нуждались и в той целительной нравственной атмосфере, которую «выраба­ тывал» [в нескончаемых спорах с самим* собою Толстой! Случа­ лось: в «минуту жизни труд­ ную», когда на яснополянскую усадьбу обрушивалась беда, Толстой спешил к «истоку» — к письменному столу, чтобы на языке своего искусства запе­ чатлеть и пережить потрясшее его событие. В такие вот ми­ нуты Софье Андреевне каза­ лось, что не бумаге, а в пер­ вую очередь ей, жене и помощ­ нице, должен бы отдать он сочувственные и утешительные слова. Но с другой стороны,— подумаем! — разве, сострадая на языке своего искусства не отдельному человеку, а людям, Толстой тем самым, пусть кос­ венно, пусть в высшем смыс­ ле, не сочувствовал, не состра­ дал в данной ситуации также и отдельному человеку, — на­ пример, той же Софье Андре­ евне? Причем, сострадал неиз­ меримо глубже и интимней, чем мог бы это сделать «нату­ рально» —• вне искусства. Р а­ зумеется, такая постановка вопроса не таит в себе ничего парадоксального: вспомним, сколь живо и родственно ощу­ щала ее другая знаменитая пи­ сательская жена—Анна Гри­ горьевна Достоевская! М. В. Якушкина, сыгравшая в нашем театре Софью Андреевну, я уверен, исподволь проникнется ■сознанием этой диалектической двойственности своей роли, и тогда в исполнении ее просту­ пят черты подлинной трагедий, ноети. Несколько слов — о досто­ верности внешнего облика пер­ сонажей. Толстой узнается тот­ час же: патриаршая борода, кустистые брови, кряжистость, широкая кость. Но, может быть, такой Толстой — слиш­ ком Толстой, и наше восприя­ тие его — инерционно? Мне почему-то кажется, что полно­ та узнавания здесь несколько препятствует глубине откры­ тия; возможен ведь и другой пластический вариант, когда не­ которое внешнее несходство — при внутреннем) правдоподобии — становится катализатором духовной зрительской активно­ сти, и тогда даже в телесном, физическом облике героя мы обнаруживаем то, что прежде от взора нашего как-то усколь­ зало. «Возвращение на круги своя» — спектакль оптимисти­ ческий, и финальная сцена — Астапово, болезнь и смерть Толстого — как нельзя более точно фиксирует эту общую его тональность. Над остываю­ щим, навсегда «уходящим»- те­ лом великого старца склоняет­ ся Душан Маковицкий — до­ машний врач и ученик Толсто­ го. В руке у него — стакан вина: «Лев Нико^аебич, овлаж- ните ваши уста!!»— это и жест отчаяния, и эмоциональ­ ный срыв, и тайная надежда... И что же? Свершается' чудо: призыв услышан — тяжелые, старческие веки не распахива­ ются, но чутко вздрагивают, возвещая о возвращении Льва Толстого — из черноты небы­ тия, из немыслимой уже да­ ли, — возвращение не на кру­ ги своя, а в лоно неостанови­ мой жизни. С. ВАЙМ АН, доктор филологических наук. УЧАТСЯ ЮРИСТЫ В облисполкоме состоялся семинар заведующих внештат­ ными юридическими отделами исполкомов городских и район­ ных Советов народных депута. тов. На семинаре глубоко рас­ смотрены права и обязанности внештатных юридических отде­ лов, планирование и организа­ ция их работы. Этому посвя­ тила свое выступление Заме­ ститель начальника отдела юстиции облисполкома А. Г. Ильина. Начальник отдела об­ щего надзора областной проку­ ратуры П. И. Масик рассказал о порядке проведения и оформ­ ления проверок. Главный пра­ вовой инспектор облсовпрофа П. Е. Горюшкин проинформи­ ровал о характере нарушений трудового законодательства и мерах по их предулрежденмо. Об основных направлениях ра­ боты внештатных юридических отделов по оказанию правовой помощи сельскохозяйственным организациям рассказала эко­ номист областного управления сельского хозяйства Н. А. Не­ стерова. Участники семинара обменя­ лись опытом работы. Н. ВЕДЯ ЙКИНА, старший консультант отдела юстиции облисполкома. Весна. Рис. С. Костюнина. ПРИЖ ИЛА СЬ В УЧ ИЛИЩ Е П Е С Н Я В ГПТУ № 21 около 500 уча­ стников художественной само­ деятельности. На днях юноши и девушки собрались в акто­ вом зале, чтобы торж ествен­ ным вечером подвести итоги смотра худож ественной само­ деятельности, посвященного XXVI съезду КПСС. Присутст­ вовали на вечере преподава­ тели, мастера, учащиеся. Луч­ шие самодеятельные артисты были награждены грамотами, сувенирами. В Ы П У С К д л я САМ Ы Х М АЛ ЕНЬ К ИХ Завершилась традиционная Неделя детской книги. В кинолектории, городском Доме пионеров, в библиоте­ ках и Дворцах культуры с юными читателями встрети­ лись авторы книг Для детей и юношества Ю. Я. Шифрина, И. С. Завражин, А. М. Тума- ровская, Л. В. Тактаева. Сегодня мы публикуем стихи для детей литератора из с. Плоское Тихона Дмитриева, книжка которого готовится к выпуску Центрально-Чернозем­ ным книжным издательством, учительницы С. Б. Брейзман и воспитателя детского сада Р. Е. Дергуновой — членов литературно-творческой студии при ДК НЛМЗ. КОНЬКИ Мне какое дело, Если холода! Я ступаю смело На площадку льда. С новыми коньками Вышел на каток, Но пока без мамы Устоять не мог. С. БРЕЙЗМАН, учительница. ОХОТНИК Дед Илья тропой знакомой В лес приходит не с ружьем — С кистью, с красками, с альбомом И с простым карандашом. Из норы лисичка выйдет, Птица сядет на гнездо, И на дедушку в обиде Не останется никто. Даж е волк — лесной разбойник, Не боялся встречи с ним. Он красуется в альбоме Жив, здоров и невредим. ГДЕ ЖЕ ПЧЕЛЫ? На полу юла кружит, Как пчелиный рой жужжит. Заглянул я в щелки — Ни единой пчелки. Т. ДМИТРИЕВ. РАДОСТЬ Радость в доме поселилась, В светлой комнате большой, В свеж ей шторе отразилась, В чистой раме голубой, В пестрой юбке, 4 В синей чашке, В добрых маминых глазах, У Сереж ки и Наташки На веснушчатых носах. Р. ДЕРГУНОВА, воспитательница детсада. «Ш А Г И СО ВЕТСК И Х П ЯТИ Л ЕТО К » Экспозиция книг на эту тему вызвала большой интерес по­ сетителей областной научной библиотеки. Она познакомила с литературой, рассказываю­ щей об истории советских пя­ тилеток, успехах социалистиче. ского и коммунистического строительства. Экспонирова­ лось около 500 изданий: про­ изведения В. И. Ленина, доку­ менты съездов и конференций, Пленумов ЦК КПСС, постанов­ ления по важнейшим вопросам хозяйственного и культурного строительства, сборники про изведений руководителей пар­ тии и правительства, моногра­ фии, мемуары. ЛЮБИТЕЛЯМ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ В Липецком Дворце культу­ ры профсоюзов организован клуб любителей классической гитары, объединивший людей разного возраста и профессий. Участники клуба принимали участие в смотре худож ествен­ ной самодеятельности Новоли­ пецкого металлургического за­ вода, выступали на вечере мо­ лодоженов, в общежитиях. В будущем клуб предполагает организовать свой оркестр. Руководит клубом препода­ ватель Липецкого музыкально­ го училища В. Скрыльников. Среди его воспитанников Э. Хлебников, рабочий куз­ нечного цеха завода «Свобод­ ный сокол», В. Балбаков, шо­ фер таксомоторного парка, и многие другие. ю м о р Н Е Р В Ы О П А С Н А Я С Т У П Е Н Ь Как вы думаете, отчего у человека нервы не в порядке? От ожидания! Ведь он посто­ янно чего-то ждет. Ждет, что вот сейчас кто-нибудь подой­ дет — и такое скажет! Ждет час, другой, третий... Глаз уже подергивается, рука подраги­ вает, на лбу — испарина. То есть, весь на пределе. И тут действительно подходит кто-то сзади. Ты весь съеживаешься, весь — как пружина. А тебе — прямо в затылок: «Добрый день, Игорюша! Как самочув­ ствие, как настроение? Ты се­ годня прекрасно выглядишь! А я тебе такие подфарники для машины достал!». Он-то сказал — и в сторону. А у те­ бя сразу — стресс. Потому, что без водготовки. Надо ведь как? «Слушай, Кепкин, черт тебя подери, ты где болтаешь­ ся, почему я тебя ни разу се­ годня не видел? Ты это брось, а то ведь... И не забудь взносы заплатить!». То есть, чтоб все было естественно, как и долж­ но быть. А то один вот так стоял в троллейбусе на задней площадке и все боялся, что войдут контролеры. А тут дей­ ствительно вошли какие-то лю­ ди, сказали, что он миллион­ ный пассажир, и вручили ему сувенир — годовой проездной билет. А у человека — сердце. Дыхание перехватило, пульс еле-еле, пришлось выносить и — в больницу. Или еще. Идешь вот ты по улице, луже конца- края не видно. Как Каспийское море,- Ждешь, что сейчас тебя так обрызгают, так обдадут, так уделают... И ведь не спря­ таться, не перебежать. Сжима­ ешься в комок, готовый ко все­ му. А он подъезжает, тормозит, останавливается и спрашивает, куда подвезти. Конечно же, мо­ ментально подскакивает давле­ ние, кружится голова, в гла­ зах — какое-то мерцание, и ты уже — пациент. Да лучше бы ты меня грязью обдал! Зачем же на нервах играть, что я тебе сделал? И вот так каждый раз. Ну, что вы все улыбаетесь? Наступите мне на ногу, заденьте локтем, сбрось­ те мне что-нибудь на голову с балкона, включите все дрели за стеной, отключите свет и во­ ду в квартире — пощадите мое здоровье, не играйте на нервах! А. КЛИМОВ. Как-то в Центральном уни. вермаге Липецка в канун праздника — Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота я стал невольным свиде­ телем озабоченного разговора двух женщин, как я понял, мам школьников младших клас­ сов. Одна из них огорченно сказала: ■— Ума не приложу, что ку­ пить! Дочка толкует: подоро­ же и поинтересней. Тогда и Сережа, ее сосед по парте, за­ явила она, мне тоже 8 Марта преподнесет хороший подарок. И откуда у них с этих лет та­ кая расчетливость!.. — Да, теперь открыткой и букетиком цветов не отдела­ ешься, — подхватила та, что постарше. — У меня сын увле­ кается резьбой по дереву. Я и говорю ему: подари соседке по парте полочку, что сам сделал. Ведь красивая, удобная и полезная. И ты знаешь, что он на это ответил: «Ну что тЫ, мама! Двадцатый век кончает­ ся, а ты о самоделках толку­ ешь...». В разговор вступила еще одна женщина, уже пожилая. Она тоже со вздохом подели­ лась: — Уже час бегаю с этажа на этаж, не придумаю, что купить моим внучкам для подарка мальчикам. И что за поветрие такое! Сколько помню, в наше время ничего подобного не бы­ ло... Да, действительно, такое яв­ ление в последние годы в на­ ших школах распространилось: к 23 февраля девочки дарят подарки мальчикам, а в жен­ ский праздник — мальчики — девочкам. На первый взгляд даже как будто неплохо. На­ верное, те, кто первым доду­ мался до этого, исаддил из добрых побуждений. Пусть, мол, дети в праздничный день с особым вниманием от­ несутся друг к другу, выразят этим уважительное отношение к сверстнику или сверстнице. Но что же на деле получа­ ется? Ведь дарят-то ребята сегодня не поделки, с любовью изготовленные своими руками, а, при молчаливом согласии пе­ дагогов, вещи, которые приоб­ ретают в магазинах, порой за кругленькую сумму, их матери и бабушки. Что это воспитывает в де­ тях? В первую очередь, мелкую расчетливость, меркантилизм. Нередко это приводит к нездо­ ровому соперничеству: кто ко­ му подарит вещь подороже. А какие травмы в детских душах происходят, когда эти незаработанные своим трудом подарки школьники вручают друг другу на виду? Одна зна­ комая мне мама дочери-пяти­ классницы, когда мы с ней разговорились на эту тему, с горечью пожаловалась: — Два дня не могла после женского праздника Олю успо­ коить. Когда все мальчики вручали подарки, сосед по парте ничего ей не подарил. А после урока подошел, дер­ нул за рукав и, протянув иг­ рушку, ухмыляясь, сказал: «На, держи уж! Хорошая шту­ ка, даже отдавать жалко...» У мальчишки вообще нет поня­ тия, что он Олю не порадовал, а больно обидел. Пришла доч­ ка домой и выбросила, плача, игрушку в мусоропровод... Непоправимый вред детско­ му сознанию приносит эта, не­ известно откуда взявшаяся в наших школах, прямо скажем, дурная традиция. Написал это и подумал: а так ли уж неизвестно, откуда появилась она? Не стоит ли по­ искать ее корень в других, то­ же не лучших традициях, ко­ торые упорно продолжают жить и не только в школах, но и в детских дошкольных уч­ реждениях. Это — сбор средств с родителей на приобретение ценных подарков педагогам- воспитателям детских садов и учителям. Иван Александрович Рыж­ ков, коммунист с полувековым партийным стажем, в прошлом — педагог, прислал недавно в редакцию газеты «Ленинское знамя» отпечатанное на пишу­ щей машинке «извещение». Та­ кое же, как он пояснил, было вручено учащимся 3 «Б» клас­ са средней школы № 28 г. Ли­ пецка накануне 8 МарТа. При­ вожу его полностью: «Тов. ро­ дители! (оставлено место для фамилии и имени школьника). Просим вас передать с вашим ребенком три рубля для подар­ ка учительнице. Родительский комитет». Мы тщательно проверили это письмо. Вначале в школе за­ явили, что такой случай в их педагогическом коллективе не­ возможен. Совершенно ’ невоз­ можен! Но после того, как вместе с директором школы А. С. Федоровым мы посетили автора письма, руководитель школы вынужден был признать, что «факты имели место»'. И деньги собирали, и подарок вручили... И давайте говорить откро­ венно .— разве такой факт в этой, конкретной школе, еди­ ничен? В большинстве школ родители преподносят учителям подарки «— на День учителя, к 8 Марта. «А что тут такого! —■ говорят даже некоторые роди­ тели. — Мы таким образом выражаем признательность пе­ дагогу за его нелегкий труд». Вот и давайте посмотрим —• что же тут такого? Как прави­ ло, деньги на подарок родите­ ли собирают через самих ребят. Никто не думает, какие чувст­ ва все эти сборы вызывают в детских душах. Представим се­ бе, например, такую ситуацию. Кто-то из родителей по каким- либо причинам не смог при­ слать со своим ребенком деньги на подарок учительнице. А чуть позже педагог, заметим— вполне справедливо — поста­ вила этому ученику двойку по своему предмету. Что может подумать ребенок? Группа рабочих Новолипец. кого металлургического завода — товарищи Михайлюк, Ры . женков, Чуканов, Залетов, Ушков в письме в редакцию также возмущаются порочной практикой сбора денег с роди­ телей на приобретение ценных подарков учителям и утверж­ дают, что это оказывает отри­ цательное влияние на воспита­ ние детей. Сейчас идет последняя учеб­ ная четверть. Незаметно при­ дет пора экзаменов в восьмых и десятых классах, а вслед за ними — выпускных вечеров в школах. Если судить по опыту прошлых лет, вновь в редак­ цию устремится поток писем и начнется серия -телефонных звонков в связи со сбором де­ нежных средств с родителей на проведение выпускных вечеров. Суммы, как правило, внуши­ тельны1— порой до тридцати рублей. Как это обычно происходит? Родительский комитет выносит решение, а руководители школ занимают позу бесстрастных наблюдателей. А когда из рай- оно, гороно раздаются требова­ ния прекратить эту порочную практику, иные руководители! школ, учителя оправдываются: «Мы тут ни при чем. Это ини­ циатива пап и мам. С них и спрашивайте». Но ведь их прямой долг —• осуществлять педагогическое руководство деятельностью ро­ дительских комитетов. Пред­ седатель же общешкольного родительского комитета явля­ ется членом педагогического совета учебного заведения. Еще в 1972 году издан при­ каз, подписанный министром просвещения СССР М. А. Про­ кофьевым, о запрещении сбора денег с родителей на орга­ низацию выпускных школь­ ных вечеров. В этом до­ кументе содержатся и тре­ бования к проведению (ци­ тирую) «выпускных вечеров в школах как торжественных ак­ тов, подытоживающих много­ летнюю учебную и воспита­ тельную работу педагогических коллективов и учащихся. Та­ кие вечера должны проводить­ ся на высоком организацион­ ном и политическом уровне с широким привлечением пред­ ставителей шефствующих ор­ ганизаций и родителей». Бесспорно, материальное благосостояние народа за последние годы значительно возросло. Но нельзя же ис­ пользовать его й о вред воспи­ танию детей. П. КАШМЕНСКИЙ, заведующий внештатным отделом школ «Ленинского знамени». ТЕРН РА СТЕТ НА М А Н ГЫШ Л А К Е Появление зарослей дикора­ стущего терна в Восточном Прикаспии удивило ботаников. Ведь долгие годы считалось, что плодовые деревья в солон­ чаковой пустыне не растут. Суров климат безводного по­ луострова Мангышлак: от ми­ нус 30 до плюс 45 градусов ко­ леблются здесь годовые тем­ пературы. И все же наперекор ему щетинятся иглами терно­ вые заросли. Акклиматизировавшиеся в пустыне растения послужат ос­ новой для создания засухо­ устойчивых пород фруктовых деревьев на Мангышлаке. (ТАСС1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz