Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

15 февраля 1981 г., № 39 (15 936)’ ЛЕНИНСКОЕ 3 НАМЯ Р а ссказы о делегатах XXV / съезда КПСС ЗВЕЗДЫ НА ЗЕМЛЕ З А Ж И Г А Ю Т С Я От степей тянуло таким гу­ стым да застойным жаром, что все притихло, разомлели и поникли клевера, . и даже здесь, на пасеке, у лесополосы, не слышно было пчел. Зоотехник из района, каза­ лось, не замечал духоты. — Простонет слов! Это же форменное фз|тиганство!.. — Дак сами же виноваты! •— рассмеялся председатель колхоза А.’Ф * ^Глазьев..; Зоотехдош йв возражал: ви­ новат, реннка пофорсить, поста- - вил мотоцикл на самом виду и /'“■‘чже глушкйь же стал. А тут, куда не возились, этот сор­ ванец на р^о$ипсде. Спор­ тивное трико, к о с и ч к и вразлет. «Это чей нее конь без привязи? — смеется:1 А не боитесь, что угонят,^*, -^Попробуй, если такая смел|М..». А девчушка усмехнулась", велосипед в сто- ]роиу, — й т й '5 седло мотоцик­ ла... Только е®* и видели... — Три чдщ .уже ждем, — зоотехник не находил себе ме­ ста. — Разбидр машину... И тут на прЬселок выскочил • мотоцикл. Девушка, словно заправский мотогонщик, сдела­ ла крутой вираж и лнхо за­ тормозила. — Добрый конек! —~ выдох­ нула она. — На велосипеде ,за день бригаду не объедешь. А с вашей помощью в два счета обернулась, побывала на фер­ ме и в мастерской, объехала кое-кого из колхозников.., Спасибо!.. —- Какая еще бригада? — насторожился зоотехник. Но тут же заулыбался: — А-а, так эго ты Марья-бригадирка? Правду говорят: лиха!.. Истории этой без малого двадцать лет. Марью-брига-* дирку давно уже величают Марией Алексеевной. И вело­ сипед поржавел. В шестьдесят втором колхоз купил М. А. Кузнецовой мотоцикл. А те­ перь вот уже второй год она колесит по полям на «Москви­ че», которым награждена за ударную работу. ' Но историю с мотоциклом в колхозе имени Чапаева пом­ нят и при случае нс преми­ нут рассказать: знай, мол, на­ ших, среднематренских! А М. А. Кузнецова и впрямь здесь своя: дед ее Михаил Де­ нисович Волков сколачивал в Средней Матренке первую коммуну, отец Алексей Михай­ лович — был первым брига­ диром... После десятилетки Мария сразу подала документы в Ус- манский сельхозтехникум, н, приезжая на каникулы, дни на­ пролет проводила р. поле у комбайнов и тракторов, рабо­ тала на току. А когда пришло время «распределяться», объя­ вила с радостью подругам: — Еду в свой колхоз! — Да ты что? — удивилась Валя Шишлова.—Первый раз­ ряд по велоспорту н волейбо­ лу, на руках диплом — и грязь месить? Давай-ка лучше со мной в Липецк. В Липецк? —■ра ссмеялась Мария. — А что там, на ас­ фальте, что ли, хлеб стали сеять? В колхозе тоже были удив­ лены. Сначала тем, что она, дипломированный специалист, решилась пойти в помощники к бригадиру-практику, потом, спустя год, тем, что ее саму назначили бригадиром: уж больно молода, да и не жен­ ское это дело. Только скоро стали раздаваться и другие голоса: — Мария-то день и ночь то на ферме, то в иоле, — гово­ рили на селе. — Видать, и впрямь хочет в передовики бригаду вывести... —• Характером-то вся в отца. На полевом стане скамейки стояли. Бывало, до полудня трактористы засиживаются, семечки щелкают. Так >брать приказала: нечего, мол, шеп­ таться. Каждое утро вывеши­ вает наряды. А в них указаны персональное задание, факти­ ческая выработка, заработки. Словом, ленивый и тот от ра­ боты не отвертится,,. Марии от таких разговоров радостно, но< и тревожно. В ее распоряжении — сотни людей, 2,5 тысячи гектаров пашни, молочная ферма, машинно- тракторный парк, словом, — полколхоза. Недаром же ее в шутку называют вторым председателем. А справится ли она, оправдает ли доверие? Надо увлечь людей. Чем? Сво­ им азартом, заработками? Ну, азарту ей, положим, не зани­ мать. А вот с заработками похуже. Надои молока от ко­ ровы около тысячи килограм­ мов, скупы урожаи зерновых. Мария решила начать с зем­ ли. Вместе с агрономом про­ анализировала состав почв. Оказалось, что в бригаде зем­ ля бедна фосфором, а ее что ни год заправляли азотом. Те­ перь нужно было внести по­ правки в агрохимические кар­ тограммы, применять мине­ ральные туки с учетом состава почв. Результаты обследований заставили иначе взглянуть И на роль навоза. По расчетам, выходило, что урожай ежегод­ но выносит гумуса больше, чем его компенсируют. На ферме скопились целые залежи навоза, а на поля его вывози­ ли мало. Мария решила в те­ чение зимы весь навоз пере­ бросить на пашню. Для этого был сформирован отряд из «колесников». И, кроме того, включила гусеничные тракто­ ры с санями, несколько авто­ машин. Вплоть до апрельских ростепелей работала техни­ ка на полях. А бригадир была уже полна новых замыс­ лов, Объехала все пустоши и околицы, взяла на учет каж­ дый клочок бросовых и залеж­ ных земель. По весне стали их распахивать, да засевать. И опять в душе тревога: не упу­ стить бы чего, как-никак пер­ вая посевная. Однажды заоха­ ла на второе поле и чуть не расплакалась: делянка, где па­ шет В. И. Карпов, сплошь в глыбах да развалах. — Кто ж тебя так пахать учил? — едва сдерживая гнев, сказала она. — Ведь это... зем Ля. К ней надо с душой да поклоном.., — Всем не накланяешься! — вспылил механизатор. — А не нравится, так и совсем пахать не буду! И стал выворачивать трактор на обочину. Мария наперерез бросилась. — Стой! Не пущу1 — Даже с лица сошла: так близко на­ двинулся трактор. Тракторист опешил. Механизаторы, наблюдав­ шие эту сцену, качали голова­ ми: вот это, мол, бригадир... В тот год в бригаде собрали на круг с гектара по 15 цент­ неров зерна, свыше 1600 кило­ граммов молока было получе­ но от коровы. По нынешним меркам — результат более чем скромный, А тогда это было нанрысшим достижением в районе. За опытом в бригаду зачастили делегации из сосед­ них хозяйств, и всякий раз, встречая гостей, Мария Алек­ сеевна не могла сдержать вол­ нения: — Да какой тут передовой опыт! Ну, работаем, иазелн на земле кое-какой порядок. Вы приезжайте через год-другой... И, замечая недоверчивые взгля­ ды, с еще большей истовостью отдавалась работе. День на дворе или ночь, зной, мороз или вязкое распутье — всегда ее видели то в поле, то на ферме, то на крестьянском подворье. В народе нс гаснет ИИ одна добрая искра. За Кузнецовой потянулись все колхозники. В Средней Мат- рецке и поныне цомцят случай е тем же В. И. Карповым. По осени направили его пахать зябь. День-другрй проходит — трактор В. И. Карпова «на Приколе», а сам он Вхместо за­ болевшей жены свеклу чистит. Главный агроном М. А. Астая- кова уж и добром просила, и грозилась: «Поимей совесть! Зябь пахать надо... Свеклу уберут без тебя!» Механизатор свое твердит: «На пахоте за­ платят копейки, а на свекле — как минимум тысячу получу». Но стоило переговорить с Кар­ повым Марии, как он в тот же день сел на трактор и рабо­ тал так, что до конца страды не выходил из передовиков. О чем был тог разговор — никому неведомо,-но когда ав­ торитет бригадира таков, что люди, ради общей пользы го­ товы поступиться личными ин­ тересами, в успехе можно не сомневаться. Уже тогда, в ше­ стидесятые годы, в колхозе стало правилом, что первая бригада раньше других управ­ ляется с полевыми работами, намного щедрее получает уро­ жаи. И даже хлеборобы из со­ седних хозяйств, проезжая среднем атренскими больша­ ками, не могли сдержать вос­ торга: так тучны Марьины поля!.. В шестьдесят пятом году Кузнецову наградили орденом Ленина, она была принята в ряды Коммун истической пар. тин. И хоть прибавилось об­ щественных хлопот —■почти с той же поры она—бессмен­ ный член обкома КПСС и парткома колхоза, председа­ тель группы народного конт­ роля, —• Мария Алексеевна все эти годы не прекращала искать пути роста отдачи по­ лей и фермы, Будучи в Кот- бусском округе ГДР, она пере­ няла н затем применила у се­ бя комбинированный способ кормопрнготовления, по мето­ ду Синичкиных организовала выращивание сахарной свек­ лы без затрат ручного труда, Теперь в бригаде трое звень­ евых—С. К. Щигров, А. Д. Гар­ шин, И. И. Зиборов — на всей площади 270 гектаров еже­ годно получают по 350—400 центнеров корней с гектара, а в прошлом году собрали по 449 центнеров. До 30—35 цент­ неров с гектара доведена уро­ жайность зерновых, до 15 — подсолнечника, до 410 цент­ неров кукурузы на силос, до 2300 килограммов надой моло­ ка от коровы. И не случайно, к ордену Ленина у М. А. Кузне­ цовой прибавили сь орден Тру­ дового Красного Знамени, зо­ лотая и две бронзовые медали ВДНХ. А недавно коммуниста­ ми области Марии Алексеевне оказана высокая честь: она избрана делегатом XXVI съез­ да КПСС. ...Последний раз с ВДНХ М. А. Кузнецова приехала пол­ ная новых замыслов. По тради­ ции вечером, в кругу семьи она стала делиться планами, показала фотографии, где она снята С космонавтами Г. Т, Береговым, В. А. Щаталовым й П. И. Климуком. Старшая дочь, девятиклассница Ирина, попросила: — Мам,, а что они рассказы­ вали про звезды? - - Они сказали, что звезды зажигаются на земле, — от­ ветила Мария Алексеевна. Ю. ДЮКАРЕВ, Колхоз имени Чапаева Добрниский район. К Л УБЫ О Б Л А СТИ - СЪ Е ЗД У ПА РТИИ Вчера в клубах области на­ чалась п редсъезд овская дека­ да «Мы делу Ленина и партии верны» — св оеоб разны й ра­ п орт районных, сельских до­ мов культуры и клубов пар­ тийному съезду. Вот, например, как пройдет она в Долгоруковском районе. Как творческий отчет произ­ водственных участков о вы- полнении плана десятой пяти­ летки состоится вечер-репор­ таж «От съезда к съезду» в Стрелецком СДК. Интересный вечер-портрет старейшего жи. вотиовода, лауреата Государ­ ственной премии СССР И. Ф. Шацких «В селе родном судь­ ба моя» пройдет в Братовщин- ском, устный журнал «Бери с коммунистов пример» — в Жерновском домах культуры. Полным ходом идет подго­ товка к вечеру-встрече трех поколений «Земля отцов —- твоя земля» в колхозе имени Владимира Ильича Воловского района. Разнообразными формами работы насыщена предсъез- довская декада Лев-Толстов- ского районного Дома куль­ туры, предусматривающая конкурс рисунков, встречи с передовиками производства. 8 день открытия съезда состо­ ится большой праздничный концерт «Звени, поколения песня». Декада-рапорт закончится 23 февраля большими массо­ выми мероприятиями: театра­ лизованными концертами, те- матическими вечерами, празд­ никами улиц. О. К УРАКИ НА. В КРУГУ СЕМЬИ В театре — премьера 22 февраля в областном драматическом театре со­ стоится премьера спектакля «Тринадцатый председатель» по пьесе А. Абдуллина. Наш корреспондент попросил рас­ сказать о новой работе поста­ новщика спектакля, режиссера Б. Н. Голубицкого и исполни­ теля главной роли, заслужен­ ного артиста УССР Н. Ф. Земцова. Б. Н. Голубицкий: — Пьеса А. Абдуллина уже знакома части липецких зри­ телей. Они видели ее в поста- Сновке гастролировавшего в ‘. 'нашем городе Томского театра драмы. По я все-таки позво­ лю себе коротко напомнить ее сюжет. ...В одно из отстающих хо­ зяйств был в свое время назна­ чен очередной., тринадцатый, председатель. Вместе с колхоз­ никами он" кулажил нелегкие, но счастливые годы, наполнен­ ные напряженным трудом, поднял разваленное хозяйство. Мы застаем председателя в острый момент: за частичное нарушение финансовой дис­ циплины он привлечен к уго­ ловной ответственности, идет судебное разбирательство его дела. Выступают многочис­ ленные свидетели •— колхозни­ ки, и факты как будто под- «ТРИНАДЦАТЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ» тверждрются: да, иарущеки я были. По вместе с тем возни­ кает и вопрос: почему они ста­ ли возможны? Только ли под­ судимый в них виноват? Как видите, в основе пьесы —острый конфликт. Но не толь­ ко этим она привлекла, заста­ вив взяться за сценическое воплощение. Драматург под­ нимает тему, которая очень близка нашему театру, — те­ му активного, гражданского участия в жизни, неравнодуш­ ного отношения к актуальным проблемам современности, не­ терпимости к недостаткам. А. Абдуллин взял как будто локальный конфликт, показал очень конкретных людей. Вро­ де бы он поднимает вопросы чисто ■ сельскохозяйственные. Но это только на первый взгляд. На самом же деле эти вопросы белее объемны, ши­ роки, касаются каждого из нас, независимо от сферы производственной деятельно­ сти. Пьеса но содержанию мкогоплаиова, позволяет вы­ сказаться по целому ряду проблем. Например, проблема взаимоотношений коллектива и руководителя: каким должен быть настоящий трудовой кол­ лектив? Какая роль при этом .его руководителя? Не менее важен и вопрос нравственно­ го обеспечения деловых ка­ честв человека. Каждое дейст­ вующее лицо в спектакле, рас­ сказывая о себе, о председате­ ле, поднимает ту или иную проблему, и каждая остра, злободневна. В связи с этим мы оказались перед необходимостью, — .по­ казывая монолитное единство трудового коллектива, раскрыть характер каждого персонажа, его индивидуальность. Задача нелегкая — надо показать лю­ дей, их судьбы, биографии. Для меня, как для постанов­ щика, очень важна в спектак­ ле тема народа, возвышающе­ го голос в защиту председате­ ля, давшего людям веру в свой колхоз, в самих, себя. Н. Ф. Земцов: — Роль председателя Сага- деева для меня первая боль­ шая работа на липецкой сцене, До этого я сыграл ее в Томске. Встреча с моим героем принес­ ла огромное творческое сча­ стье. Очень честная эта пьеса, очень необходимая. Откуда та­ кие выводы? В последнее вре­ мя в газетах, по радио, теле­ видению все чаше рассказы­ вается о предприимчивых, гра­ мотных, деловых руководите­ лях, создающих вокруг себя такую обстановку, которая обеспечивает широкий простор для творчества, инициативы ра­ бочего человека. Таких людей уже немало, а нужно, чтобы стало еще больше. Они .в авангарде нашей сегодняшней жизни, и им трудно. Трудно­ сти, как правило, идут от та­ кого, свойства натуры, как не­ умение жить спокойно, равно­ душно, от стремления многое «брать на себя» — и большую часть работы, и ответствен­ ность за ее результат.' Из встреч со зрителями раз­ ных профессий знаю, что мно­ гие в судьбе Сагааеева узнают свои трудности, свои пробле­ мы. Это означает, что драма­ тург верно определил «болевые точки», своевременно поднял эти вопросы, и решает их, по- моему, серьезно, стараясь до­ браться до глубинных причин конфликта. На мой взгляд, спектакль на такую тему должен быть не фланирующим, размышля­ ющим, а прямым, бескомпро­ миссным, пожалуй, даже жест­ ким. Мой Сагадеев удивитель­ ный человек. Деловитость, предприимчивость у него не­ раздельны с добротой, заботой о людях. Несомненно. Сагадеев нисколько опережает срое вре­ мя. И такие как он, всегда были нужны ЛЮДЯМ.- Б. Н, Голубицкий: — И последнее, что хотелось бы сказать — спектакль будет показан в канун открытия XXVI съезда, он посвящен это­ му знаменательному событию в жизни страны. Очень ждем встречи со зрителями. На снимке: артисты Г. Гончарова и Н. Земцов в новом спектакле. В СЯКИЕ письма с жало­ бами на плохую работу сельских учреждений ч^/культуры встречаются в редакционной почте, но это письмо невольно вы­ зывало к себе интерес. Прежде всего тем, что автором его был человек, который по роду деятельности как раз и призван сам заботиться о хо­ рошем отдыхе односельчан —- культпросветработник, а точ­ нее — киномеханик Двуречен- ского сельского Дома культу­ ры Грязииского района Мария Афанасьевна Ледецева. Дей ствительно, не часто встретишь, чтобы кто-либо во всеуслышание заявлял о себе, что он работает плохо. А М. А. Ледеиева ничего не скрывала: ее киноустановка систематиче­ ски не справляется с планом, не ходят люди в Дом культу­ ры, иной раз фильм смотрят три-пять человек. Бывают и исключения: по субботам на­ езжает из города молодежь, но тогда нет никакого порядка. Во время просмотра стоит шум, по залу ходят, курят, «бросая окурки в экран». Во многом киномеханик ви­ нит директора Дома культу­ ры — Л. В. Ба синских, вся работа которой сводится к то­ му, чтобы только открыть да закрыть помещение. Были слу­ чаи, что и сеансы срывались. < То не могли найти ключ от двери, то из-за неисправной электропроводки^, ____ письмо ПОЗВАЛО В ДОРОГУ -и------ -------—------------- -------- Плохо, когда в Доме куль­ туры нет хозяев. Но еще хуже, когда есть, да нет меж ними лада. Как оказалось, о том, что директор и киномеханик уже давно не находят «общего язы­ ка», прекрасно осведомлены в Двуреченском сельском Сове­ те, в чьем ведомстве находит­ ся культпросветучреждение. Председатель сельсовета А. С. Шатилов работает в этой должности около года, но при­ помнил, что М. А. Ледеиева бы­ ла у него, и не раз, с теми же вопросами, о которых она на­ писала в редакцию. И что же? Проверили фак­ ты? Были приняты какие-либо меры? Нет, специально работу Дома культуры в сельсовете не обсуждали. Свое мнение по этому пово­ ду председатель сельсовета вы­ разил неопределенно: — Знаете, как бы тут лич­ ные мотивы не сказывались... Л. В. Ба синских — культра­ ботник, конечно, неопытный, а М. А. Ледеиева более двад­ цати лет в кинофикации,.. Всем этим Анатолий Сера­ фимович дал понять, что, воз­ можно, дело тут всего лишь в самолюбии, в ненужной амби­ «ЛИЧНЫЕ» МОТИВЫ ции более старшего по возра. сту работника. Секретарь сельсовета Л. Г. Пахомова охотно поддержала; — Бывает так, характерами не сошлись... Ну что ж, давайте, наконец, разберемся, насколько мотивы автора письма «личные». Двуречки — красивое село, многолюдное, хотя оснований для тревог у руководителей совхоза «Двуречецский» нема­ ло — близость города сказы­ вается на текучести кадров, особенно молодых. Заботой о молодежи и было продикто­ вано решение построить за счет хозяйства в Двуречках вместо старого клуба-развалюхи Дом культуры. Средств не жалели, отгрохали настоящий дворец: хорошая сцена, удобный зал, комнаты Для репетиций, биб­ лиотека, музыкальные инстру­ менты купили — все, кажется, есть. Одного нет. Некому новый Дом культуры возглавить. С того времени, как он возвы­ шается посреди села, смени, лись несколько директоров. Но не было среди них ни одного клубного специалиста. Люба Ба синских тоже человек дале­ кий от культпросветработы — она учится заочно в технологи­ ческом институте, А клубная работа? При этом вопросе Лю­ ба даже плечами зябко пове­ ла, Не знает она ее. Может, потому, признает ся она совсем уж откровенно, мало что у нее и получается. В чем же тут не права Ма­ рия Афанасьевна, всю жизнь проработавшая в родном селе, деловые качества которой не­ плохо оценили и в Грязниской киноднрекции? Что в Дом культуры, который до сих пор, как в давние времена, так и зовут «клубом», никто не хо­ дит? Так этого никто не от­ рицает, далее сам председатель сельсовета. Да и что там делать-то? За весь минувший год состоялся всего один (!) тематический вечер, посвященный чествова­ нию передовиков производст­ ва Двуреченекого отделения совхоза. Кружков художественной самодеятельности нет, некому их вести. Несколько месяцев назад в Доме культуры украли усилитель, без которого, собст­ венно, нельзя использовать на- бор музыкальных инструмен­ тов... Какие уж тут личные моти­ вы руководили М. А. Ледене- во й! Просто надоело человеку, что его незаслуженно ругают. Ведь даже элементарных усло­ вий у киномеханика для рабо­ ты нет. Всю зиму в Доме культуры была неисправна электропроводка и нельзя бы­ ло нормально демонстрировать фильмы. Мер же никто це при­ нял. Люба Ба сицских сказала, что и на ее просьбы не реаги­ ровали ни в сельском Совете, ни в конторе совхоза. А ведь как все оказалось просто! Спустя три дня, как мы уехали из села, стало известно, что электропроводку — в срочном порядке—почи­ нили. В том-то й дело, что легче объяснить неполадки в Доме культуры взаимоотношения?.*}! его работников, чем помочь наладить его работу. Может, и Люба многое бы смогла, если бы ее научили, поддер­ жали. Есть в ДК совет, и вхо­ дят в него уважаемые на се­ ле люди — рабочие, специали­ сты. Но совет этот значится лишь на бумаге. Давно не ходят в Дом куль­ туры учителя средней школы, живут своим коллективом, обособленно. Кстати, партий­ ную организацию отделения возглавляет директор шко­ лы П. И. Колчев. Да н комсомольцам отделения, на­ верное, под силу навести по­ рядок в Доме культуры, по- РАССКАЖИТЕ Д Е Т Я М О С Е Б Е мочь организовать молодеж­ ную агитбригаду, художествен, ную самодеятельность, " хотя бы начав с местной школы, где есть среди учащихся начинающие баянисты. Серьезные претензии надо предъявить районному отделу культуры. За целый год его работники не удосужились по­ мочь молодому директору ор­ ганизовать показательный ве- чер, составить рабочий план, подсказать, где найти хопощин сценарий. Правда, посылали Любу на обла стные курсы, но в это время там учились методисты. Программа ей, но­ вичку, оказалась просто не до силам, Двуречки не только краси­ вое село. У него славная ис­ тория. Эго село — родина нескольких Героев Советского Союза. Гордятся односельчане и именами известных земля­ ков, прославивших себя в на­ уке, народном просвещении, общественной деятельности... Благодатный материал для клубной работы, для воспита­ ния молодежи. Кто же возьмется за то, чтобы пошире открыть двери дворца, возведенного » центре села, кто Оживит его работу, чтобы пошли сюда люди — на вечер или в кино, или просто на огонек? Л. ДУБИНА. Грязинский район. Мы говорим — и совершен­ но справедливо, — что роди­ тели должны быть опорой школы. И в то же время, как часто еше все-таки слышишь в учительских, по телевидению, в случайных разговорах на улице, в трамвае: «Родители все меньше уделяют внимания своим детям». «Не уважает Нынешняя молодежь отца и Мать...». «Надо больше рабо­ тать с семьями, чаше посещать их». «Не следует баловать ро­ дителей, наведываясь к ним на дом, они сами должны прихо­ дить в школу, по собственной инициативе». На первый взгляд, противо­ речивые мнения. Но я не слу­ чайно, привел их здесь все вместе. На мой взгляд, они свидетельствуют о двух важ­ ных вещах. Во-первых, о не­ обыкновенной актуальности, вопроса взаимоотношений се­ мьи и школы. Во-вторых, о том, что это важное дело для обеих сторон — и родителей, и педагогов — как нераспахан­ ная целина, которую, чтобы поднять, надо искать и искать средства среди тех резервов, которых в надоем педагогиче­ ском арсенале великое множе­ ство. Бот, скажем, можно так по- •ставить вопрос: а хородоо ли мы, педагоги, знаем родителей своих учеников? Они ведь — папы н мамы — все разные. У одних большой жизненный опыт, который, если объеди­ нить с педагогическим, — даст несравненный воспитательный эффект. У других такого опы­ та мет, зато есть страстное желание из своего ребенка сделать настоящего человека. Таким только бы помочь не­ много. Случаются, правда, в школьной практике и такие, кто совершенно' не занимается воспитанием своих 'детей, а если и делают это, то метода­ ми, которые нам не подходят, поскольку чужды они морали, и принципам, выработанным нашим обществом.' |Г здесь инициатива должна быть пол­ ностью в руках учителя. Да, значительно легче вос­ питывать школьника, если хог рошо знаешь его семью, ее морально-психологический мик­ роклимат, Бывает он соткан из многих, неуловимых на первый взгляд, деталей, А нам надо их видеть, знать, чтобы успешно воспитывать. И для этого почему бы це поинтере­ соваться, каковы истоки той или иной семьи, какова ее ро­ дословная? Она ведь хранит память близких людей — от­ ца, матери, дедушки, бабуш­ ки... Расшевелите ее, растре­ вожьте — и вам откроются ярчайшие страницы истории нашего народа, современных будней, наполненных напря­ женным трудом во славу Ро­ дины. Заставьте внимательно присмотреться к ним ребенка, и это поможет на конкретном примере жизни очень близких ему людей глубже понять ис­ торию страны, лучше разо­ браться в ее настоящем, легче выбрать идеал, на который можно было бы равняться. Да, забываем мы нередко о семье, как об источнике такой важ­ ной, необходимой педагогам, информации. Захотелось мне как-то вос­ полнить этот пробел. ■ Рещил попросить ребят —■и тех, у кого был классовым руководи­ телем, и тех, у кого вел лите­ ратуру, взять интервью у родителей, близких родственни­ ков. Чтобы рассказали они сыновьям и дочерям о том, как складывалась их жизнь с раннего детства, как прошли школьные годы, о начале тру­ довой деятельности, об уча­ стии в войне, о нынешней своей работе. Сто пятьдесят девятиклассников за три ме­ сяца должны были собрать ин­ формацию, обработать ее и оформить по каждому вопро­ су в отдельные тетради. Поговорил, конечно, и с ро­ дителями на собраниях, разъ­ яснил цель этой работы: про­ сил все до мелочей припом­ нить из своей жизни. Надо сказать, папы н мамы меня охотно поддержали. С энтузиазмом, которого, признаться, не очень ждал, принялись ребята за дело. По вечерам, в свободное вре­ мя, садились е карандашом и тетрадкой рядом с папами и мамами, старательно записы­ вая все, что услышат. Интереснейший, скажу вам, результат вышел из этого! То, что я прочел в некоторых школьных тетрадках, по со­ держанию вполне подходило для газетного, журнального очерка. ...У своего семидесятилетне­ го деда взял интервью Же­ ня С. Дед, оказывается, рос в многодетной семье, без отца остался полутора лет. Сыз­ мальства вкусил нелегкий крестьянский труд — вил ве­ ревки', ездил в ночное, возил удобрения в поле, смазывал дегтем, казавшиеся ему, ребен­ ку, огромными, колеса телеги. Да к тому же и морально было тяжело — жил-то маль­ чик у дяди, хлеб свой отраба­ тывал. ...Мама Люды Б. тоже из многодетной семьи, жили они в Добром. Девочке исполнился год, когда случился неурожай, в деревнях начался голод. Ма­ ма Люды припоминает, что ходила она в «пальто» из хол ста, на ногах — лапти, к которым в сырую погоду при­ вязывались колодки. ...Узнал о тяготах семьи своей мамы и Валера Ч.: ели чаще кулещ и картошку, чай пили без сахара, мясу радова­ лись по праздникам. Одежду детям шили из старого тря­ пья, а об игрушках они и мечтать не смели. От себя мой ученик приписал, помню, сле­ дующее: «Стыдно мне теперь перед мамой за плохую оцен­ ку, за случайно вырвавшееся грубое слово. Стараюсь сде­ лать для нее что-то хорошее, чтобы чаше она радовалась». Было заметно — вечерние беседы между детьми и роди­ телями помогли им лучше уз­ нать друг друга, между ними или заново пролегли, или ок­ репли незримые нити душевной близости, основанные на сопе­ реживании, уважении, сочувст­ вии. Многие отцы моих учеников прошли дорогами войны. Пана Юры А. служил мичманом на Балтийском флоте, защищал Ленинград, о свобождал мно­ гие города Западной Европы, награжден двумя орденами Красной Звезды. После тя­ желого ранения продолжал воевать отец Вцти С., брал Берлин. Сколько благородных, патриотических чувств вызва­ ли у сыновей эти отцовские уроки отваги и мужества. «Я горд сознанием того, — писал Юра А., — что и мои родите­ ли внесли вклад в историче­ скую борьбу советского наро­ да за наше счастливое буду­ щее. А4ы готовы, если потребу­ ется, повторить подвиг наших отцов и матерей». Не меньшее восхищение и уважение вызывают у ребят и трудовые успехи родителей. В семье одной моей, ученицы незаметно сложился своеоб­ разный культ профессии ниже, нера-строителя. Вое дело в том, что очень любил свою ра­ боту отец, много говорил о ней, принося в семью заботы и тревоги трудового дня. Если что-то не ладилось у него — переживала вся семья. И вот что написала об отце дочь; «Мы все, чем можем, стараем­ ся ему помочь. Очень любим его работу, знаем почти все до­ ма, им построенные». Отец другой девочки работал в кол­ лективе коммунистического труда коксового цеха Н ЛМЗ. Бригада п остоянно перевыпол­ няла плац, портреты многих рабочих, в том числе и отца моей ученицы, красовались на Доске почета. «Я очень гор­ жусь папой и его бригадой». Думаю, это признание, услы­ шанное от собственного ребен­ ка, не менее дорого, чем мно­ гие высокие награды. «Жизнь наших отцов и ма­ терей» — таким общим заго­ ловком снабдили мы несколь­ ко стендов, на которых были вывешены самые интересные интервью. Принесли ребята из дома и фотографии пап и мам — их тоже поместили на стендах. На целый месяц это место стало самым популярным и оживленным в школе. Ребя­ та читали интервью, возбуж­ денно обсуждали их, с повы­ шенным интересом вгляды­ ваясь в лица родителей своих одноклассников. С портретов на них смотрели простые люди, внешне ничем не примечатель­ ные. Но каждый, кто познако­ мился с их рассек аза ми о се­ бе, теперь уже знал: в судь­ бах этих тружеников прело­ милась история нашей страны, они — продолжатели славных традиций народа, своими ру­ ками творящие его прекрасное будущее. Мне же родитель­ ские биографии, семейные ро­ дословные учеников еще долго и верно служили и на класс­ ных часах, и на уроках, не раз выручали в трудных случаях школьной жизни. п. ПЛОХИХ, учитель .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz