Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

27 д екабря 1981 г-,№ 297. <16 194) Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ ) 3 И з л е т о п и с и Л и п е ц к о й М а г н и т к и ОНИ БЫЛИ П Е Р В Ы М И Я осторожно перебираю пожелтевшие от времени доку* менты, вглядываюсь в фотографии, держу в руках знаки, ко - пии приказов, выписки из трудовой книжки. В старых коро­ бочках лежат ордена Лени на, Трудового Красного. Знаме­ ни, «Знак Почета», медали. А вот фотокопия квитанции, в которой сказано, что предъявитель сего сдал в годы Великой Отечественной войны большую сумму денег в фонд обороны. Все это принадлежало замечательному человеку — первому газовщику первой доменной печи Нозолипецкого металлурги­ ческого завода Ивану Иосифовичу Иванмсову. П ЕРВЫМ делом, при­ быв в Липецк и кое-как разместившись в доме приезжих, Иван пошел через осенний лес, смахивая с лица тонкие паутинки, к домне. Под ногами мягко шуршал ковер опавших листьев. «Где же тут может быть домна? — дивился Иванисов. — Вон в Макеевке за пять верст воздуходувки видны»... Неожиданно лес расступился и газовщик остановился пора­ женный. Перед ним в окруже­ нии соснового бора высилась печь. Она словно парила в воздухе. Не в пример старым макеевским печам она оказа­ лась раза в четыре мощнее. По­ разило его и обилие малозна­ комых приборов. Раньше-то он пользовался только ртутными и водяными манометрами, а тут даже названий многих не знал... И закрутилась жизнь на но­ вом месте. Назначили Иванисо- ва старшим газовщиком в бригаду мастера Николая Еф -. ремовича Сочнева. В те беспокойные дни ма­ ленький Липецк жил предстоя­ щим пуском первой домны. На­ ступало 6 ноября 1934 года— канун XVII годовщины Вели­ кой Октябрьской революции. Все кругом ходили взволнован­ ные, радостные. Бригада Соч- иева заступала на смену в 15 часов. Ей вроде бы не повезло. Разжигать печь доверили бригаде Ефима Тетеревятни- кова. Но Иван чуть свет прибежал на домну, глядит, а там вся его бригада. Так и «протолкались» до начала о к ­ ей смены. Бригада Тетеревят- никова разжечь домну не смог­ ла и пришлось выполнить эту почетную операцию смене Соч­ нева. Вот как вспоминает самый момент пуска первой домны Иван Иосифович Иванисов: — Незадолго перед приездом в Липецк я купил часы «Па­ вел Буре». Точное время пока­ зывали. Взглянул на часы. Бы­ ло ровно 15 часов 15 минут, когда раздалась долгожданная команда начальника смены Григория Шабанова — подать дутье. Я быстро открываю шиберы холодного и гбрячего воздуха. В горне печи ярко вспыхивает голубое пламя. Оборачиваюсь и вижу Шабанова. Он радост­ но улыбается и показывает мне брльшой палец. Хотелось побывать нам на городском митинге, посвящен­ ном пуску печи, но домну без присмотра не бросишь. И мы были не в обиде, тем более, что нашей бригаде снова повезло: на следующий день мы полу, чили первый чугун. Много плавок довелось мне видеть на своем веку, но эта казалась самой знаменательной. Затаил дыхание, когда проби­ вали летку, И вот бурый дым окутал своды цеха и густо-ог­ ненный поток первого липецко­ го чугуна сначала медленно, затем все быстрее и быстрее устремился по желобу в ковш. Чувствую, слезы текут по лицу. А кругом радостные крики, поздравления. Каждый человек понимает счастье по-своему. Для Ивана Иосифовича Иванисова высшим счастьем был труд. Рассказы­ вают, что он прямо чуть ли не бежал на смену. Суровый выдалась зима 1939 — 1940 года. Тяжелое по­ ложение создалось в доменном цехе. Руда, кокс, известь смерза­ лись в вагонах. Вся тогдашняя «механизация» — ломы, лопаты да кирки против Деда Мороза были бессильны. Но главное— не хватало рабочих рук. На пло. Чцадке сырья было много, а в бункерах — пусто. Стали гото­ вить печи к переводу на тихий ход. И вдруг по доменному разнесся сЛух, что в бригаде Иванисова категорически воз­ ражают против этого. Оказа­ лось, что бригада по догово­ ренности выходила на смену на два-три часа раньше: помогали разгружать сырье. Вскоре почин бригады Ивани- сова стал всеобщим достояни­ ем. Перёводить печи на тихий ход не пришлось. Однажды произошел такой случай. День был обычный. От­ работав смену, бригада Ивана Иосифовича вышла на сбор металлолома. И вот в самый разгар работы кто-то из ребят крикнул: — Иван, гляди-ка, люди сюда идут, со знаменами. Стояли и смотрели на нео­ бычное шествие, недоуменно переглядывались: «Какой се­ годня праздник?» Когда колонна поравнялась с бригадой Йванисова, тогдаш­ ний секретарь парткома завода Фадей Фадеевич Михалевский вышел вперед: — Дорргие друзья! — с чув­ ством произнес он. — Дорогой Иван Иосифович! Разрешите от имени всего коллектива завода сердечно поздравить вашу бригаду с присвоением почетно­ го звания победителей Всесо­ юзного социалистического со­ ревнования. Впервые в истории завода мы одержали такую победу... Позже они узнали, как все произошло. Рабочие возвраща­ лись со смены. У проходной уз­ навали радостную весть: брига­ де Иванисова присуждено пер­ вое место в стране. Стихийно собралась большая группа. По. явились партийные работники, организовали людей. И пришла мысль поздравить победителей прямо на работе. — А теперь, — предложил Фадей Фадеевич, — давайте от­ метим эту новость, разделим на всех радость, поможем име­ нинникам собрать металличе­ ский лом на литейном дворе... Работали до темноты, собра­ ли 500 тонн лома. ...Бригада Ивана Иосифови­ ча заканчивала смену, как вдруг к нему подошел началь­ ник цеха, тронул за плечо. — Что случилось? — спросил Иванисов. — Ваня, — сказал он. — Нас в Москву, в Кремль вызывают. И протянул озадаченному ма­ стеру огненного дела телеграм­ му, в которой говорилось о награждении лучших доменщи­ ков Новолипецкого металлур­ гического завода орденами Союза ССР. Позж,е получил Иван Иоси­ фович Иванисов орден Трудо­ вого Красного Знамени, затем орден Ленина, но первую свою награду — орден «Знак Поче­ та», врученный ему всесоюз­ ным старостой — Михаилом Ивановичем Калининым, ценил особо. Над мирной советской стра­ ной грянул военный гром. И по сей день помнят ветераны 23 июня 1941 года. На общезавод­ ском митинге выступил знатный доменщик страны Иванисов. Он сказал: — Мне довелось участвовать в гражданской войне, громить врагов молодой Советской рес­ публики в составе 11 армии, ко­ торой командовал Сергей Ми­ ронович Киров. Испытают нашу силу и фашисты. Я призываю товарищей, остающихся в тылу, утроить , усилия, давать для нужд фронта больше металла, а сам ухожу в действующую армию. Однако планам Иванисова не суждено было сбыться: заяв­ ление ему вернули и дали от­ ветственное партийное поруче­ ние — оставаться в тылу, пла­ вить металл для фронта. По­ горевал Иван Иосифович и взялся за дело. Не заметил, как закрутила его тыловая круго­ верть. Кем только в то грозное время не довелось быть газов­ щику. Собирал домохозяек и пенсионеров, устраивал на за­ вод, подменял товарищей на любом посту. — Я только после дня По.' беды оглядется вокруг сумел Всю войну на одном дыхании провел. И снова вернулся он в род­ ной доменный. И проработал на должности сменного мастера печи до 1956 года. И только по болезни, с болью в душе ушел Иванисов от горна. Шли годы. Не успели огля нуться бывшие' иванисовцы — члены молодежной бригады как время посеребрило их голо- вы, а потом не стало первого газовщика завода. Его постоян ный заводской пропуск стал музейным экспонатом. А. БАЮКАНСКИЙ. , .Б ЕЗ музыки труд­ но представить себе жизнь чело­ века, без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бед­ на», — это высказывание Д. Шостаковича невольно при­ помнилось мне на концерте симфонического оркестра Во­ ронежского государственного института искусств. Ожидания многочисленной аудитории, заполнившей боль - Гастроли С ТУДЕНЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ шей зал Дворца культуры просоюзов, не были обмануты. И качество звучания, и реперту­ ар, и трактовка музыкальных произведений соответствовали требованиям хорошего профес­ сионального оркестра. Программа как нельзя луч­ ше отразила романтический настрой молодежного творче­ ского коллектива. «Поэмой юности, улыбающейся своим мечтам» назвал Первую сим­ фонию Л. Бетховена Ромен Роллан. Она открыла выступле­ ние оркестра, руководимого доцентом Воронежского ин­ ститута искусств Феликсом Комлевым. Темпераментная музыка ис­ панского танца «Наварра» ле­ гендарного скрипача и компо­ зитора П. Сарасате широко из --~ ве стна. В отчетном концерте солирующий дуэт преподава­ телей института искусств Л. Давыдовой и А. Никитина с точным ощущением стилевых особенностей произведения исполнил в сопровождении ор­ кестра этот изысканный ше­ девр. Конёчно, строго анализируя профессиональные исполни­ тельские возможности оркест­ ра, можно отметить и эпизоди­ ческую неустойчивость ансамб­ ля между отдельными партия­ ми, и небезукоризненность строя, и некомпактность зву­ чания струнной группы. Но эти шероховатости проститель­ ны творческому коллективу, преследующему вполне опре­ деленные учебные цели и за­ дачи. Надо учесть и то, что это только начало концертной прак­ тики оркестра в нынешнем се зоне.. Коллектив Воронежского ин­ ститута искусств, выступивший в нашем городе, хочется на­ звать перспективным, и побла­ годарить его за то, что мы ус­ лышали шедевры мировой му­ зыкальной классики. В. ВАНДЫШЕВ. В ЛИПЕЦКЕ закончи­ ла работу выставка, ставшая своеобразным творческим отчетом ху­ дожников области. Одна из ее. особенностей — разнообразие жанров, каждый из которых, за небольшим исключением, пред­ ставлен довольно большим чис­ лом авторов. Экспозицию открывали, рас­ положенные по соседству, порт­ реты, выполненные известными липецкими живописцами В. Дворянчиковым и В. ЛуАа- иовым. Горновой, прокатчик, стале­ вар — люди огненной профес­ сии — металлурги, стали героя­ ми трлотен В. Дворянчикова. Первое, на что обращаешь вни­ мание,—это монументальность созданных образов. Мужествен­ ны, сдержанны лица рабочих, в позе, осанке — достоинство и основательность. Это люди, ис­ пытывающие гордость за свою профессию, способные решать большие и сложные задачи. В каждом подчеркнута харак­ терность, вместе с тем автору удалось подняться и до обоб­ щений. создать образ рабочего человека. Общий колорит полотен В. Лузанова — теплый. Дума­ ется. это не случайно: 1 автор рассказывает о людях земли— животноводах совхоза «Лес­ ной». Художник заметно любу­ ется своими Героями, пригла­ шая в союзники и зрителя. К людям труда обращается и М.* Сапрыкина. Однако этому автору хотелось бы пожелать более глубокого проникновения в духовный мир героев, более тонкой психологической разра­ ботки характеров. В жанре портрета выступают также И. Углов и Н. Климов. Этих живописцев, не похожих друг на друга по творческой манере, объединяет общее — задушевность интонации. Уг­ лову удалось передать тре­ петность тонкого женского лица, состояние мимолетной, корот­ кой задумчивости. Климов стремится к глубокому проник­ новению во внутренний мир ге­ роини. за внешней простотой которой он почувствовал и пе­ редал характер ■сложный, где смелость и решительность уди­ вительно уживаются с хрупкой беззащитностью. Неподалеку от «Потрста де­ вушки» помещена другая рабо­ та Н. Климова—картина «Ве­ чер». На лавочке у бревенчато­ го дома сидят трое — старик со старушкой, да внучка. Си­ дят как будто рядом, а все же нет меж ними единения: кажет­ ся, ненадолго забежала в этот мир бревенчатых домишек, буй­ ных палисадников, уютных ста- бое время года. Воспевая ее, авторы прибегают к разной технике, пишут акварелью, тем­ перой, маслом. Живописцам с успехом вторят графики, ра­ боты которых тоже подкупают лиричностью. Рядом с извест­ ными именами Н. Даньшина, И. Колесникова, Н. Углова, В. Слушника, А. Климова впер­ вые на областной выставке по­ явилось имя молодого худож­ ника О. Кузина. .Можно ска- И. Мазура, Э. Вознесенской — у каждого, заметно, выработал ся свой почерк, определились творческие пристрастия. Жен ские образы привлекают Э. Воз­ несенскую, она создает их, ок рашивая собственным мягким, любовным отношением. Цель­ ные, мужественные характеры у героев В. Сапрыкина. Инте­ ресы А. Вагнера более широки и разнообразны, чем у его кол­ лег, его произведения отлича- Н А ПОД СТУПАХ К В АЖ Н ОЙ ТЕМ Е Выставки С большим успехом развивается в Липецком учебно­ производственном комбинате искусство лаковой мини, атюры. Творческую' группу возглавляет художник Виктор Федоровий Блинов. Популярностью и спросом у поку­ пателей не только Липецка, но и Москвы, Ленинграда, Минска пользуются созданные работниками группы изделия с художественной росписью—на темы былин, сказок, на совре­ менные мотивы. ( На снимках: художник лаковой миниатюры В. Ф. Блинов; его работа «Сказка о золотом петушке»; изделия липецкого учебно-опытного производственного комбината. Фото В. Лизунова. рых улочек, девочка-непоседа, пройдет мгновение—и убежит она в другую, шумную и весе­ лую, свою жизнь. Автор под­ черкивает это цветом и компо­ зиционно. А у зрителя рожда­ ется смешанное чувство: и гру­ стно, и улыбнуться хочется. Неменьший эмоциональный отклик вызвали большие полот­ на А. Новоселова и В. Лузано­ ва. Наверное, в работе Новосе­ лова можно найти определен­ ные художественные просчеты. Но окрашенная светлым ав­ торским мироощущением, она покоряет жизнеутверждающим началом, счастливой гармонией человеческих взаимоотноше­ ний. < «Васильки» — так назвал свою работу В. Лузанов. Она — о счастливой, безмятежной по­ ре человеческой жизни, о юно­ сти, когда светлы мечты, воз­ вышенны идеалы, когда душа открыто тянется к свету и теп­ лу, как и эти голубые, нежные цветы, что разбросаны тут и там в синеющем летнем поле. Очень широко был представ­ лен на выставке пейзаж. В ос­ новном. это уголки родной природы, которая хороша в лю- зать, что дебют состоялся. В пейзаже «Июньское утро» до­ статочно умело передан зани­ мающийся летний день в Дерев­ не, то еле уловимое состояние природы, когда уходит плотная темнота ночи и рождается но­ вый день. Автор использует удачное цветовое решение, ори­ гинальна и композиция его ра­ боты. Натюрморт был представлен произведениями Н. Звонарева, Н. Курлакова, А. Дюженкова, А. Сорочкина, Н. Углова. Луч­ шие из них, такие как «Осен­ ний натюрморт» Н. Звонарева и «Нарциссы» А. Дюженкова, одухотворены авторской мыс­ лью, эмоциональны и образны. Изящество отделки, хороший вкус, разнообразие творческих индивидуальностей продемонст­ рировали мастера хохломской росписи. Особо хочется сказать о скульптуре. Жаль, что нынеш­ няя выставка не дала возмож­ ность познакомиться с новыми работами заслуженного худож­ ника РСФСР Ю. Гришко — он не был представлен в экспози­ ции. Что касается других — А. Вагнера, В. Сапрыкина ют законченность формы, яс­ ность мысли. Выставка продемонстрирова­ ла похвальный, ранее только намечавшийся, а теперь все яв­ ственнее проступающий, инте­ рес художников к человеку труда и его внутреннему миру. Не все работы удачны, многие грешат или декоративностью, или просто информативны, без попытки обобщить, осмыслить увиденное. Однако то лучшее, что показали живописцы и скульпторы, говорит о больших резервах темы «Человек и его время». Яркие судьбы, актуаль­ ные проблемы ждут своего во­ площения в художественных произведениях. Задача, безу­ словно, непростая, но решение ее по плечу нашим художни­ кам: выставка показала доста­ точно высокий их профессио­ нальный уровень. Это позволя­ ет надеяться на встречу в скором будущем с произведе­ ниями яркими, талантливыми, исследуюшими сложные нрав­ ственные и социальные проб­ лемы времени. Это самый вер­ ный путь к сердцу современно­ го зрителя. Т. СПАССКАЯ. Л и п е ц к и е у з о р ы ■■МУ, < а . - : V * к : ' ' .. V . ■ - '■ • • •• . : . V - . -л- .> • :; - > у - •• • . • ^ ** ' __ / ■ V '1 1 Р - В те а тр е — п р е м ь е р а «ЗАКОН ВЕЧНОСТИ» В Липецком драматическом театре имени Л. Н. Толстого закончилась работа над спектаклем «Закон вечности» по од­ ноименному роману лауреата Ленинской премии Н. Думбад - зе. 29 декабря его впервые увидят зрители. А накануне пре­ мьеры состоялась наша беседа с постановщиком, заслужен­ ным деятелем искусств РСФСР В. М. Пахомовым. — Театр не впервые обращается к творчеству национальных авторов. Достаточно перечислить премьеры только этого года — «Тринадцатый председатель» А. Абдуллина, «Возвращение на круги своя» И. Друцэ. Теперь вот — «Закон вечности» Н. Думбадзе. Чем объяснить этот интерес к национальной драматургии? — Ч. Айтматов,. И. Друцэ, Н. Думбадзе, А. Абдуллин —■ писатели эти составляют гордость не только тех республик, которые они представляют, но и всей нашей многонациональ­ ной советской литературы, украшая ее. С большой охотой об­ ращаются к их творчеству театры. Думаю, это можно объяс­ нить стремлением расширить палитру творческого коллектива. Есть возможность ближе познакомиться с традициями народа той или' иной республики, с его историей, проблемами сегод­ няшнего дня. Лучшие произведения национальных авторов по­ коряют поэтическим видением мира, глубиной философских обобщений, зрелостью мысли. Поднимаются в них, как прави­ ло, очень сегодня актуальные нравственные, социальные проб­ лемы, исследуются волнующие всех нас взаимоотношения че­ ловека с природой, с окружающими его людьми. Все это в полной мере можно отнести и к творчеству Н. Думбадзе, к его роману «Закон вечности». — Что Вам как постановщику особенно дорого в этом про­ изведении? — Его главный герой. Это писатель, коммунист Бачана Ра- мишвили, человек сложной, трудной судьбы. Ребенком остал­ ся он без родителей, детство пришлось на войну. Немало труд­ ностей довелось преодолеть ему и в последующие годы. По сути, вся жизнь этого честного, неравнодушного человека есть борьба с жестокостью и несправедливостью. Мы просле­ живаем жизнь Бачаны с детских лет, застаем его уже седым, зрелым человеком и '— что самое для нас важное — несмотря ни на что, сохранившим в себе глубокую, выстраданную убежденность коммуниста в правоте своего дела, своих прин­ ципов. Проследить важные этапы становления этого характера бы­ ло для нас важной целью, но не единственной. Большое зна­ чение придаем мы идейному противоборству, возникающему между Бачаной Рамишвили и священником Иорамом, которых судьба свела в больничной палате. Идет противоборство рйль- ных, выношенных убеждений, и на этом мы строили конфликт спектакля. Норам, отдавший служению религии всю жизнь, естественно, не может напрочь отречься от своих принципов. Но в финале он, обращаясь к богу, просит у него защиты для Бачаны, что представляется нам очень существенным для ре­ шения конфликта между этими людьми. —Для постановки Вы выбрали инсценировку романа, сделан­ ную Е. Падве. Чем обусловлен выбор? — В самом деле, уже существует несколько вариантов пе­ ревода «Закона вечности» на язык сцены, и театры могут выбирать — в зависимости от своих творческих устремлений, пристрастий. Нам по душе работ а Е. Падве, так как она наибо­ лее полно сохраняет авторский текст с его многочисленными лирическими отступлениями, несущими важные размышления о смысле жизни, о предназначении человека. Это соответство­ вало и нашей цели воссоздания в спектакле атмосферы в: сокого эмоционального накала. Кстати, будет у нас действо­ вать и герой, которого пет в романе,—поэт. Будут звучать сти­ хи великого грузинского классика Шота Руставели. Думаю, об­ ращение к его поэзии правомерно — стихи удивительно сов­ падают с настроением романа. —■ «Закон вечности» — так назвал Н. Думбадзе свое произ­ ведение. Сделал это далеко не случайно. Какой смысл видите Вы в этих словах? — Видимо, такой же, как и автор первоисточника. Веками вырабатывало человечество нравственные устои, которые должны стать законом нашей жизни, законом жизни каждого человека. — Разработка нравственной тематики становится в хоро­ шем смысле традиционной для нашего театра... — Проблема нравственных исканий человека, в самом деле, очень близка нашему коллективу. К ней мы обращались и в «Возвращении на круги своя», в «Чайке», «Татуированной ро­ зе».. Герои А. Чехова мечтают о нравственном идеале, у Т. Уильямса они рвутся к чистому, светлому. Наш Бачана Р а­ мишвили размышляет над теми же вечными вопросами добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти. Но о необходимости любви между людьми, взаимопонимания, самопожертвования он говорит дерзко, смело. Кому-то покажется, возможно, что делает он это слишком резко. Думаю, однако, что коммунист по духу, по глубокому убеждению имеет на это право. — И в заключение — о тех, с кем Вы работали над спек­ таклем. — Художественное оформление осуществил Л. Розсоха. Ис­ пользована в спектакле музыка французского композитора Ж. М. Шарра. В ролях заняты: А. Тихий, Ю. Шапиро, заслу­ женный артист РСФСР В, Пономарев, А. Магдалинин, С. Пог­ ребняк, В. Бражник, О. Овчинникова, большая группа других артистов нашего театра. В ВИННОМ отделе продо. вольственного магазина толпятся мужчины. Ста­ раясь подражать «бывалым», к прилавку подходит парнишка, вчерашний выпускник ГПТУ. Всего несколько месяцев рабо­ тает *он на Липецком трактор­ ном заводе. Ему еще нет и во­ семнадцати. Вечером, вернувшись с рабо­ ты, усТавший ложится он в об­ щежитии на кровать и уплыва­ ет в свои мечты, очень светлые и очень скромные. Сегодня по­ лучил аванс. Можно купить туфли. Конечно, он купит са­ мые лучшие. Он всегда будет покупать самое лучшее. День­ ги у него будут, потому что те- А разве продавец магазина № 31 г. Ельца Александра Моргачева, продавшая подро­ сткам Старых и Откупщикову водку, не видела, что, они дети? Разве она не понимала, что ре­ бята, напившись, могут натво­ рить бед? Видела и наверняка все понимала, но осталась рав­ нодушной. Торговать человека научили, а понимание,граждан­ ского долга воспитать не су­ мели. Вот еще одно уголовное, де­ ло. Вновь в первых строках приговора знакомая фраза: «находясь в нетрезвом состоя­ нии»... Опять водка. Тракторист Добровской МПМК Мамонов, работая на строительстве ко- ТП11ПП1П111Е1П1111(11ГПЯ]ТП51!1Т111111«ТЛ1111П11111111Л1111111П1ПII НАЧАЛОСЬ С РЮМКИ ПШ 11Ш111ИШ1ШШ ПШШ На темы морали п.ерь он — рабочий человек. Парень встаёт с койки и идет в универмаг. Но на пороге ма­ газина встречает дружка. — Плюнь ты на эти туфли, — говорит Тот и властно берет под руку. — Пойдем, плеснем на колосники. С утра горит внутри. И вот они у винного при­ лавка. Парень отсчитывает руб- 1 ли, те самые, которые берег на туфли. Он должен быть «муж­ чиной», вести себя смело и са­ мостоятельно, уметь пить из горлышка... И пьет в тени за­ бора. Вместе со своим другом. От непривычки мутит в голове. Но он непременно должен быть мужчиной... Вспомнить дальнейшее ему помогли в милиции, а затем — в народном суде. Вдвоем на темной улице встретили прохо­ жего, ограбили и избили его. Так для С. Двуреченского, только начавшего трудовую жизнь, закончилось прикоснове­ ние к спиртному. Из зала суда его увели под конвоем, увели на несколько лет. Передо мной стопка уголов­ ных дел. Они самые разные. Но почти каждое начинается с одного — с бутылки. Вот два пятнадцатилетних ельчанина Валерий Старых и Владимир Откупщиков купили в мага­ зине № 31 Елецкого горпище- торга четыре бутылки водки, напились и пошли на пляж, где встретили несколько мальчишек, ловивших удочками рыбу. Ку­ ражились, заставляли их пить. Когда те отказались, Старых и Откупщиков убили одиннадца­ тилетнего мальчика. Дело за­ кончилось скамьей подсудимых, справедливой расплатой. Когда вчитываешься в такие дела, всякий раз приходит одна и та же мысль. Да, виноват человек. Виноват в том, что напился, совершил преступле­ ние. И очень правильно, что закон строго покарал преступ­ ника. И в то же время чув­ ствуется какая-то горечь в ду­ ше: а все ли мы сделали и де­ лаем, чтобы не было пьянства, не было преступлений? Может и не напился бы в тот день Двуреченский, если бы прода­ вец исполнила свою обязан­ ность и не продала водку не­ совершеннолетнему. И не про­ сто не продала, а с душевным участием сказала ему: — Не надо пить, юноша. ровника в колхозе «Свободный сокол», напился. А когда ма­ стер Моргунов предложил Ма­ монову поставить бульдозер, он набросился на него и избил. Хулиган, конечно, получил по заслугам. Но почему окружаю­ щие допустили пьянку на ра­ бочем месте? Почему товарищи по работе не удержали руку, потянувшуюся к бутылке. Сегодня на многих пред­ приятиях и В хозяйствах ведут решительную и настой­ чивую борьбу с выпивохами, нарушителями дисциплины и общественного- порядка. К сожалению, этого не ска” жешь о некоторых хозяйствах Данковского района. Работники милиции в этом году задержали и доставили в медицинский вытрезвитель 19 рабочих совхо­ за «Куликовский». По каждому случаю направлены сообщения туда с просьбой принять соот­ ветствующие меры и уведомить об этом милицию. Но, увы, от­ ветов не поступило. Значитель­ но возросло число задержанных пьяных из районного объеди­ нения «Сельхозтехника». Одна­ ко борьбы с пьянством здесь по существу нет: молчат обще­ ственные организации, совет профилактики бездействует, товарищеский суд заседает от случая к случаю. На Данковский завод ЖБИ-6, где директором Н. И. Коновалов, председатель за­ водского комитета профсоюза В. И. Никитин и председатель совета профилактики И. В. Мишин, из медицинского вы­ трезвителя было направлено 23 сообщения о задержании ра­ бочих в пьяном виде. А о принятых мерах с предприятия —ни слова. Оказалось, что все милицейские сообщения пред­ ставлялись в бухгалтерию, с правонарушителей удерживался штраф. На этом вся работа заканчивалась. Настоящая борьба с любите­ лями выпить, нарушителями дисциплины требует создания такой атмосферы в коллективе, в которой всякие нарушения общественного порядка воспри- *нимались бы как «ЧГЬ.^И в каждом конкретном случае ана­ лизировались бы причины и следствия, выносилась самая строгая оценка проступка. Н. УСИК, * заместитель председателя облсуда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz