Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
13 д екабря 1981 г., № 287 (16 184) ЛЕНИН СКОЕ ЗНАМЯ кто к я ЖЙЙИВД1Ш !М 1М № 11№ № М ^ ^ К АК ПУТЕВ ОД Н АЯ З В Е З Д А Недавно исполнилось 40 лет со дня гибели партизанки, ком сомолки, Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. В редакцию пришло письмо учительницы школы № 5 И. П. Желтухиной, которая рассказывает о жизни комсомольской организации класса, носящего имя героини. ...Это было семь лет назад. 29 ноября пионерскому отряду четвертого «Б» класса торжест венно присвоили имя Зои Кос модемьянской. Ребята добива лись права носить его больше года, а затем провели сбор отря. да, на. котором решили жить и учиться- так, чтобы быть до стойными ее славного имени. С этого памятного дня Зоя Космодемьянская незримо при сутствовала во всех делах, на чинаниях нашего класса. Мы много читали о героине, побыва ли в 201-й московской школе, где девушка училась. В музее этой школы остались сувени рами красные галстуки моих воспитанников, вступивших в комсомол. Л еще через год в день памяти Зои Космодемьян ской у места казни ее, в де ревне Петрищеве Рузского рай она Московской области, и ос тальным ребятам были вруче ны комсомольские билеты. Можно ли выразить словами чувства, владевшие тогда мои ми воспитанниками? Класс воз вращался домой теперь уже полностью комсомольским. Поиск сведений о Зое про должался. Из маленькой замет ки журнала «Политическая аги тация» мы узнали, что на Елецкой швейной фабрике мас сового пошива бригада Л. По лухиной, встав на вахту Памя ти, включила Зою Космодемь янскую в свой состав и еже дневно отрабатывает норму за героиню. Списались, встрети лись, с тех пор и дружим. В прошлом году вместе с девуш ками из этой бригады Л. Зама- райкиной и Р. Кретовой мы по бывали в поселке Космодемьян ский в Подмосковье, встрети лись с местными девятиклассни ками. В музее поселковой шко лы подарили нам копию пись ма крестьянки П. Я. Кулик, в котором говорится о том, как провела последнюю ночь перед казнью Зоя. С именем 3. Космодемьян ской мой класс трудился на по лях подшефного хозяйства. ...Все эти последние годы на блюдаю за своими ребятами. Многие заметно изменились, строже относятся к себе, тре бовательнее к товарищам. По нятие Родины стало ближе для них, осязаемее. Яркой путевод ной звездой стал для них под виг 3 он КосмоДемьянской, жизнь ее была и будет служить •верным ориентиром во всей последующей жизни. И. ЖЕЛТУХИНА, учитель, Б Ы Т Ь похожим Н А О Т Ц А . . . Жизнь подсказывает, что са. мый надежный выбор жизнен ного пути бывает, если дети идут по стопам родителей. Лучшая профориентация —• се мейная, и школе надо ценить это доброе влияние родителей на детей, всячески его под держивать и развивать. В совхозе «Кубань» немало таких семей, где профессия хлебороба, животновода пере даемся из поколения в поколе ние. Всем, к примеру, известна семья Николая Никаноровича Свинцева, бригадира трактор, ной бригады отделения «Энер гия». Много лет добросовестно работает он в хозяйстве. И де ти пошли по его стопам. Стар шая дочь Галя — счетный ра ботник в соседнем хозяйстве/ Сын Виктор начинал свой путь трактористом в нашем совхозе, а теперь избран председате лем рабочего комитета хозяй ства. Младший, Юрий — шо фер. Участник войны Т. Н. Кли менко много сил отдал вос становлению родного хозяйст ва в послевоенные годы, дол гое время возглавлял самые трудные участки совхоза. Сей час он на пенсии, но до сих пор продолжает посильно трудить ся: Его сын Валерий после окончания сельхозинститута руководит свиноводческим Комплексом совхоза «Правда». Дочь Наталья — бухгалтер совхоза имени Крупской. Вто рая дочь Ольга — сельский библиотекарь. И таких трудовых династий в совхозе много. Это Ключан- ские, Карташовы, Сапрыкины, Бирюковы, Денисовы, Талиц- кие... Надо сказать, что в хо зяйстве »м особый почет. Ни один большой праздник в на шем сельском Доме культуры не обходится без добрых слов в их адрес.- Активно пропагандируют сельские профессии и учителя нашей школы. Они приглашают передовиков на классные часы, школьные вечера профессий, проводят экскурсии в совхоз ную мастерскую, на фермы. В этой профориентационной работе важно дать почувство вать ребятам не только, так сказать, праздничную, парад, ную сторону труда, но и по вседневные его сложности, помочь» увидеть и в буднях привлекательность, нужность профессии сельского тружени ка. В гостях у наших ребят побывали и совхозный эконо мист, и механизатор, и спе. циалисты, руководители совхо за. Ребята уже в школе пробу ют свои силы в настоящем, взрослом деле: учатся водить машину, трактор, работают в ученической производственной бригаде, на пришкольном уча стке. Вместе с аттестатом зре лости старшеклассники полу чают и удостоверения механи затора широкого профиля тре тьего разряда. ' ~ . Ежегодно 8— 12 выпускников нашей школы остаются в селе. Молодым, как правило, дове ряют новую технику. И они от вечают на это доверие добро совестным трудом. Нам, учи телям, приятно бывает слышать на вечерах в сельском Доме культуры, как чествуют вы пускников школы механизато ров Сергея Ивановича и Сергея Николаевича Бирюковых, Ни колая Ключанских. Механиза тора Николая Талицких избра ли депутатом районного Сове та. А Сергей Бирюков, выпуск ник прошлого годя, принят не давно кандидатом в члены партии. И многие из назван ных избрали отцовскую про фессию, достайно продолжают семейные трудовые традиции. Видеть результаты своей воспитательной работы нам, сельским педагогам, конечно, отрадно. Ведь молодежь — это завтрашний расцвет села, его будущее. Ю. НЕКРАСОВА, директор Княже-Байгорской средней школы Грязинского района. РЯДОМ СО ВЗРОСЛЫМИ ^сть на окраине Липецка, в рабочем поселке Матыр - с кий, средняя школа № 5 4. Она была построена лет де сять назад. В школе обучают ся около девятисот учащихся. Большое внимание уделяют педагоги трудовому воспи танию ребят. Учащиеся рабо тают на опытном участке, где выращивают цветы и овощи, каждое лето помогают в ре монте школы. В минувшем учебном году ребята собрали более двадцати пяти тонн ме таллолома и макулатуры , хог рошо потрудились в хозяйст вах подшефного Краснинского района, в совхозе «Дружба» и на птицефабрике «Россия». Липецкий горком ВЛКСМ на градил трудовой отряд стар шеклассников «Романтик» По четной грамотой за активное участие в летней трудовой четверти «Мой труд вливает ся в труд моей республики». Кропотливый труд учителей совместно с родителями при носит свои результаты. Многие выпускники связывают жизнь с сельскими профессиями, П. СЕРГЕЕВ. н ЕТ, сейчас из этих ребят никто в на шем пятой трактор, ном цехе не работает.- Невесело прозвучали эти слова в устах начальника бюро < организации труда и зарплаты Ю. Н. Лезвинз. Год назад ® цех пришло около двадцати! вы пускников школы и ПТУ, а ос тались — единицы. Да что за давним примером ходить, если уже в этом году в цех напра вили четырех выпускников ГПТУ № 13, из которых двое попросились в отпуск и не вер. нулись и третий побывал уже у начальника цеха с заявлени ем об уходе. Пока уговорили, остался, но надолго ли? Чем же не устраивает моло дых работа? Отчасти тем, что корпус старый, не отвечает требованиям современного про изводства. Да и оборудование не последнего образца!. Все эти вопросы будут решены лишь в процессе реконструкции заво да, но цех не может стоять. И тут надо было' принять все меры, чтобы в таких сложных обстоятельствах создать креп кий коллектив, добиться того, чтобы у каждого кадрового ра бочего была надежная смена, чтобы в цехе были по-особому крепки традиции наставничест ва, боевая комсомольская орга_ низания. - Но вот встретилась я с Ва силием Кунициным. Паренек пришел сюда, окончив восемь классов. Оформили его учени ком протяжника в июле этого года. Работает вроде недавно, но уже трижды переводили его с участка на участок: с пятого на четвертый, потом наоборот. На вопрос,- есть ли у него на ставник, Василий ответил, не. решительно глядя на председа теля цехового совета наставки, ков Валентину Чернышову: «Не знаю». — Да как же не знаешь, Вася! — воскликнула В. Чер нышова. — Я же тебе говори ла — Алексей Шарков твой наставник. Не запомнил? Василий лишь плечами по жал, ничуть не стыдясь своей забывчивости: какая разница, кого к нему «прикрепили», если на самом-то деле никакого на ставничества нет. А между тем- А. Шаркова в цехе называли в числе лучших молодых настав ников. Дальше выяснилось, не про явила особого интереса к Ва- силению и комсомольская орга низация цеха^ Общественных поручений ему никто не давал, о спортивных мероприятиях на заводе он не знает, самодея тельностью никогда не увле кался. Ну, а свободное время как проводит? Не хочет больше Василий говорить на эту тему. Повер- пятого тракторного, по сути, бездействовала ровно год, на ■виду у заводского комитета ВЛКСМ. Комсорг цеха Борис Солосин, как пояснил мне поз же секретарь комитета ВЛКСМ предприятия Г. Богданов, сов сем отстранился от своих обя занностей, а потом, не дожи даясь отчетно-выборного соб- Р а б о ч а я п е д а г о г и к а Т РУ Д Н Ы Й Ш А Г в ПР ОФ Е СС И Ю Всякий путь, говорят, начинается с первого шага. И пер вый самостоятельный шаг на своем жизненном пути выпуск ники школ, профтехучилищ делают на заводах, стройках, предприятиях службы быта. Каким он был, этот шаг! Как прошел первый рабочий день, месяц, год! Кто помог нович кам адаптироваться в коллективе! Наш внештатный коррес пондент В. Калужйна познакомилась с молодыми рабочими двух цехов Липецкого тракторного завода. нулся, зашагал из цеха, сига рета, которую до этого мял в руках, уже во рту. Выйдет из ворот, зашагает, подражая кому-то, вразвалку, независи мо, сам в себе. Интересно, что он думает о заводе, работе, на долго ли задержится в цехе? А мы с В. Чернышовой ста. ли выяснять, как все-таки ра ботает цеховое комсомольское бюро. Может, только Василий остался таким вот «неучтен ным»? Мы вместе подходили к тем, кто пришел в цех за пос ледний год, кого Валя сама выбирала для беседы, Мишу Клишевского она от рекомендовала «активным ком. сомольцеМ». А сам он откро венно признался, что о делах комсомольцев цеха рассказать ничего не может. Не помнит, когда последний раз было соб рание. Правда, поручение у не. го есть: ему сказали, что он будет пионервожатым у семи классников подшефной школы, И „он туда уже сходил, позна комился с ребятами. Но пока, честно говоря, ничего не сде лал для них. Комсомольская организация рания, и вообще перешел на работу в другой цех. Стоит ли удивляться тому, что новички не приживаются в этом коллективе? Кто хочет работать, оста ется, — сказала В. Чернышова. — А не хочет — как его заста. вйгпь дело полюбить? Жаль, что не пошли мы с председателе}* совета наставни ке® вместе дальше, в соседний, четвертый механосборочный ц е|. Все, абсолютно все здесь было иначе. Я беседовала с не давними выпускниками того же ГПТУ-13—Игорем Шумели- ным, Сашей Есиповым, Таней Филатовой, Валей Азарных и многими другими, и все они первым делом тепло отзыва лись о своих наставниках: бри гадире электромонтеров А. В. Безрукавникове, А. Е. О-трубян. никове, молодых рабочих Н. Клишине и А. Беляеве, А Саша Есипов назвал еще с благодарностью и имя инспек тора отдела кадров Л. В. Ды мовой. Это она, однажды побе. седовав с подростком по-ду шам, узнала, что ему в трак торном цехе № 1, куда его сна. чала направили, скучно без спорта. И Людмила Васильев на помогла перевестись Саше в механосборочный. Вот уж где спорт в п.очете! Каждую неде лю в цехе проводится • День здоровья. После смены все идут на заводской стадион «Пламя». Молодежи нравится' в цехе многое. И то, что здесь уделя ется большое внимание учебе. Татьяна к Валентина, уже ра ботая в механосборочном, .по ступили в вечерний механиче ский техникум. Обычные ребята приходят в цех, случается, и трудные, но становятся в коллективе хоро шими рабочими, активными в общественной жизни. Валерий Коетюхин пришел из школы с репутацией не лестной. Но наставник, токарь-универ, сал, ударник коммунистическо го труда Вячеслав Александ рович Усов немало потратил душевных сил, времени, чтобы Валерий стал настоящим ра бочим: и специальность помог освоить, и поступить в техни кум заставил. Сейчас Валерий работает прилежно, о прежней характеристике никто и не вспоминает. Развито в четвертом механо сборочном и бригадное настав ничество, новичков вклю чают в сбстав Лучших Комсо мольско - молодежных бригад, и уже не один наставник берет на себя ответственность за вос питание молодого рабочего, весь коллектив бригады. Два цеха, два разных подхо да к молодежи. И результаты разные. В пятый трахторный идти порой уговаривают, в мё ханосборочный — просятся са ми. Есть о чем задуматься, о чем поразмышлять... В. КАЛУЖЙНА. ОТ РЕДАКЦИИ: Публикуя корреспонденцию нашего вне штатного корреспондента, мы адресуем ее последние стро ки парткому, комитету ВЛКСМ ЛТЗ и заводскому совету наставников, высказать свое мнение или поделиться опытом тех, кто занят воспитанием молодой ра бочей смены: как обстоят дела в вашем трудовом кол лективе, охотно ли пополняет его молодежь, а если нет, то как вы сами считаете, поче му? В Ц Е Н Т Р Е - ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ Состоялось совместное совещание работников профтех образования и общественного питания, участники которого обсудили вопросы улучшения работы столовых ПТУ. В ходе его выступили — начальник областного управления профтех образования В. Ф. Суханов, заместитель начальника областно. го управления торговли Т. П. Ермакова, начальник жилищно. бытового отдела управления профтехобразования Е. Ф. При - хо дченко, заведующие столовыми, директора училищ. Был рассмотрен опыт работы ряда училищ и столовых. Более двадцати тысяч юношей и девушек обучается сейчас в профтехучилищах области. И в последнее время сделано немало в организации их питания: почти для всех столовых подобраны квалифицированные кадры, установлено современ ное оборудование. Вместе с тем, как отмечалось на совеща нии, еще немало недостатков в организации обслуживания учащихся: нарушается технология приготовления пищи, плохо оборудованы некоторые столовые, ремонт их помещений ча сто проводят несвоевременно и т. д. Участники совещания говорили также о важности воспи тания бережного отношения к хлебу, о рациональном расхо довании продуктов, о необходимости действенного отноше ния к лозунгу пятилетки «Экономика должна быть эконом ной». Приводился пример ГПТУ № 10, в столовой которого практически нет хлебных пищевых отходов. Отмечалась важ ность дальнейшего развития подсобных хозяйств, которые есть почти во всех сельских профтехучилищах. С. ПОПОВА. Часто в редакционных папках, где хранятся предна значенные для публикации фотографии, особенно много сним ков, герой которых — дети. Секрет тут прост: никто не дер жится перед объективом так естественно, как наши мальчиш ки и девчонки. Их ясные глаза, их улыбки, навсегда запечат ленные фотокамерой, невольно вызывают ответную улыбку, Одну из таких фоторабот мы и предлагаем вниманию читателей «Семьи и школы». Ее автор А. Козин. > О н аш и х д ет я х «Я САМ» Дождь. Под большим зонтом лока в парту, под стол. Ктй- идут мама и двое сыновей, нибудь потом уберет, только не Мальчикам на вид шесть и два. сам виновник. Они идут после трудового дня: В семье ребенок не приучен у мамы в руках дамская сум- убирать посуду за собой — и в ка у старшего — авоська с школе он оставляет после себя хлебом, у младшего — мешо- всюду беспорядок. По тому, с, чек с одеждой для переодева- какой брезгливостью Саша бе. НИя В яслях. В какой-То МО- рет половую тряпку во время мент маме стало жаль млад- дежурства, с какой ожесточец- шего, и она попыталась взять ной лихостью метет пол, не- его мешочек. Но сьгн твердо и трудно догадаться, что во врё. настойчиво сказал: «Я сам!». мя домашних уборок он высы- «Я сам!» - как часто мы лается в другую комнату или слышим от наших малышей эти на улицу. К сожалению, это слова. Но дети взрослеют, и все наблюдается не только среди реже звучит «Я сам», все чаше мальчиков, но и среди девочек - «Некогда!», «Сделаешь са. которые, принято — ' ма», «Ну вот, опять...». А возраст уже такой, когда хотелось бы груз житейских забот разделить с теми, кого Так любили, так заботливо обе регали в их лучшие годы от домашних дел. Думалось, что еще успеет дочка и настоять ся у плиты, и настираться. Но вот годы прошли, а по-прежне му стирает, кухарит, моет полы сама мама. А дочке все неког- считать, должны быть первыми помощ ницами мамы. Приучение детей к труду, привитое им трудолюбия. — это в большой мере спо собность родителей к терпели вому, ежедневному и система тическому воспитанию. За. нятие это долгое, кро потливое, но вполне посильное. Первое, с чего необходимо начать, — это научиться конт- да, все куда-то спешит. Спешит ролировать себя, заставлять так, что немытой остается по. себя терпеливо ждать, пока ре суда после обеда, неубранной бенок справится с порученным квартира. делом. Второе: не отгонять ре. И приходят запоздалые раз- бейка, когда он,- пусть неумело, думья: почему так случается? делает с вами общее дело. Не Кого винить в этом? Ну, кокеч- ругайте его за неумелость. Не но же, их, здоровых, сильных спешите заклеймить: «Ну что бездельников, белоручек! у тебя за руки!». Не жалейте Но, может, не торопиться с разбитой чашки. Это сделал обвинениями, а сесть и. вепри- ваш ребенок. Он учился, а урок нить, как спешили сделать то, этот оправдает жизнь, о чем ребенок говорил: «Я сам!» и еще хорс>шо бы зап0№ить; Что вы тогда делали. Смея- нет ЧЙСто «женской», «немуж- лись, когда сын, увидев воду с к о й » работы в доме. Не взва- на полу, бежал за тряпкой и, лиВайте все на свои плечи, смешно кряхтя, развозил ее Подключайте к своим заботам по комнате? Подбодрили, по хвалили за труд? Нет, вы про сто отняли у него тряпку, мяг ко нашлепали, сказали: «Идя играй! Я сама! Не столько поможешь, сколько грязи раз вею семью. Посильная работа найдется для всех: от взрос лых до малышей. День уборки в семье Лены М. проходит так: папа забывает про шахматы и склоняется над везешь...» Вспомните, сколько стиральной машиной, Лена) сма раетеря няоста и обиды было В хивает пыль с мебели, пылесо- глазенках сына. Он получил сит ст арш и й -В о л о д я - первый урок безделья. Ему на. моет ^ ол в ^ омнате послс глядно показали, что в его тру. уборки-Лены, а мама готовит де не нуждаются. Потом таких ^ е д . Иногда они меняют- уроков становилось все больше: Ся обязанностями, но всегда — «Не лезь в мужу - убирать, трудное делают мужчины. В после тебя!», «Брось веник, ка- э т о й семье неписаный закон: кую пыль поднял.». И неиз- кто закончит первым,- помогает менное: другим.-Главное, поскорее со Иди учи уроки, я сама... всем справиться, и отдыхать Вы были молоды* всюду ус- всем вместе. Может, оттого у певали, не успевали только тер- ш мн.ого совместного свобод- пеливо приучать ребенка к тру. ного времени, когда можно ду, к умению себя обслужить, договорить, почитать, пошить, вам помочь. сходить в кино* театр* в то- Но, может быть, дети так ве- сти> дут себя только дома? Нет, те к! слову о «мужской» и «не- же самые привычки проявля- мужской» работе в семье. Воль ются ощутимо и в школе. Наблюдая за ребятами шинств© городских, да теперь на уже и Часть сельских жителей Приглашаем в свою очередь. ..И Ш е щ , после, уроков, во вре. живет ® благо отпоенных квао1 ™ — - — МЯ их дежурства ” Д * Э Д ^ ...т и р а х ? и . вопрос о заготовке проведения праздников .дров, :работе по двору и дру- се, не раз замечал я сугубо мужских делах, шие, с которым проходит; дето которых много в индивидуаль- мимо оброненной про^каш ки, Ном доме. сам собою отпадает, цветов, которые надо бы- по- следовательно, мужчины в зна- лцть, испачканных панелей, яителыной мере от него освО- шкафов, парт. И если я пред- бождены. Не освобождаются с лагала ему полить цветы, под- благоустройством квартиры! нять промокашку, ребенок тут только женщины. А им в*дь же занимал позу. тоже хочется почитать, пови- Почему я. Кто бросил, даться с подругами, наконец, тот пусть и поднимет. И спешит просто посидеть у телевизора уити. Я поднимаю промокашку Вместе Со семьей. Именно и наблюдаю за реакцией. Ре- ,в общем труде хорошо прояв- акции по сути никакой. «Ну и что? Мама так делает каждый раз!». В школьной столовой — са мообслуживание. Существует твердый закон для всех: «Поел — убери за собой». О нем зна ют все, и все же нередко гряз ные тарелки остаются На сто лах. Что это: детство, ребячли вость или отражение чего-то другого, более существенного, сложившегося годами? Ребенок съел конфету, а обертку бросил. Если это слу чилось дома, за ней нагнется мама, бабушка, если на ули це,—то мимо нее пройдут. А ляется лад семьи, взаимоуваже. кие, любовь детей к родителям. Здесь родители узнают, что их сын или дочь хорошо воспита ны, что они смогут удачно по строить свою семью, свою дальнейшую жизнь. Воспитывая детей в любви к труду, в небоязни делать на совесть, без чувства. . жерт венности какое-то полезное де ло, вы закладываете .фунда мент счастья будущейАих се мьи, будущей трудовой дея тельности. От вас во: *гй№огом будет зависеть, займут ли ваши дети достойное место , в обще- вот вырван испорченный лист ственной, трудовой жизни стра. из тетради, альбома, но не ны. _ отнесен на перемене в урну. Он О. КОРШЕМЮК, брошен вместе е огрызком яб- учительница. Д И Н А И Я — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анатолий Николае, вич Клейменов. Я буду препо давать у вас английский язык. Так начался в нынешнем учебном году первый урок у выпускника Липецкого педаго гического института Анатолия Клейменова в средней школе села Воробьевка Хлевенского района. Клейменовых хорошо знают в <1111Ш111111Е1111и 111111111и ( 111111111111111111ШШ1>П иииП 111111Х11111и т 111иП 11Ш1ХП1и 12П1М11П111и т 111и 11111111Ш11111Ш и 111Ш 1] |11Ш и 111Ш 11111Ш 1111111и 111и 11111и*111111Ш111111111111и 1111Ш11ШШ 11Ш Ш П т |1Ш и 1ШШ111и 1и 111 ^ Да, здесь все радует глаз. Современный, прекрасно обору дованный зрительный зал на двести мест, уютное фойе. В нем часто организуются вы ставки книг. В дальнейшем бу дут и выставки детского твор чества, и живой уголок. И ВСЕ ЖЕ, что так манит девчонок и мальчишек в кинотеат. ры? Всемогущее телевидение проигрывает, когда выбор, между ним — доступным, до машним, и кино—праздничным* коллективным, делают дети. Может быть, привлекает сам поход в кинотеатр, ощущение единения, - сопереживание со всем залом? Особенно, если ря дом ровесники, товарищи. Если смотреть кино пришли всем классом, школой. Все чаще кино выступает >в роли воспитателя, верного по мощника педагогов. И, пожа луй, один из ярких тому приме ров—работа детского кинозала при кинотеатре «Маяк», распо ложенного в жилом районе Ли пецкого тракторного завода. Прошли лишь считанные ме сяцы со дня его открытия, а он уже стал одним из инте ресных внешкольных учрежде ний города. С самого начала детский сектор Дворца культу ры тракторостроителей разра- П О М О Щ Н И К У Ч И Т Е Л Я Р е п о рт аж и з д ет с к о го к и н о з а л а ботал ряд тематических меро приятий, позволяющих сочетать показ фильмов и общение де тей с людьми труда, ветерана ми войны, творческой интелли генцией. В связи с этим хочу поде литься впечатлениями от не давно состоявшейся премьеры фильма «Ленинградцы — дети мои». ...Зал был полон. В руках у ребят я видела отпечатанные в типографии приглашения на премьеру. К тому же, как поз же выяснилось, многие к ней специально готовились: читали по заданию учителей книги о Ленинграде, его защитниках. И вот теперь пионеры нетерпели во поглядывали на экран, предвкушая встречу с новым фильмом. Но сначала увидели на просцениуме женщину, в ко торой многие узнали библиоте каря Наталию Павловну Рол- дугину: она часто помогает им подбирать книги в городской детской библиотеке. — Сегодня мы с вами будем смотреть новый фильм о войне, — обратилась Наталия Павлов на к школьникам. — Однако главными героями картины будут не мужественные воины, а дети, такие же, как и вы, а также те, кто не жалел себя для спасения их жизней, — уз бекские женщины. Урезая скуд ный кусок хлеба у своих детей, стали они матерями и для юных ленинградцев. Блокада Ленинграда... Что знают о ней сегодняшние пио неры? Рассказ библиотекаря о суровом военном времени неза метно перешел в беседу. Поде лилась впечатлениями о прочи танном девочка, ее сменил один сверстник, другой... Так завя зался разговор. И не только о прошлом, но и о нынешней за боте Родины о Детях. Примеры из своей жизни приводили школьники, говорили также о ценности хлеба, который и се годня, в мирное время, так же дорог, как и в годы войны. Только после этого смотрели фильм. Посерьезневшие, ребята разошлись по домам. Им было о чем подумать. А остались в зале лишь девочки в белых кофточках и одинаковых голу бых сарафанчиках. — Это и есть хозяева зала, члены клуба «Орленок», — по ясняет Нина Александровна Коняева, инструктор по работе с детьми. Директор кинозала Ира Во- локитйна и старший контролер Тамара Измайлова — шести классницы средней школы № 25—рассказали о работе клу ба, о том, как «орлята» стали пропагандистами кино в своих школах. Растят здесь и своих киномехаников. Скоро они бу дут самостоятельно демонстри ровать фильмы. Девочки, с ко торыми я познакомилась, вхо дят в совет клуба. Его задачи: дежурство в зале, опрос обще ственного мнения, после чего вносятся изменения в репер туар. Шесть дней в неделю двери кинозала открыты для ребят. По вторникам и пятницам де монстрируются учебные филь мы. Учителя проводят здесь ки- ноуроки по различным предме там. Среда, четверг, суббота — дни мероприятий и просмотров художественных и докумен тальных фильмов. Их смотрят с утра малыши из детских са дов и групп продленного дня. Днем фильмы показывают раз ным группам школьников. Воскресенье— день развлекав тельного фильма. — С удовольствием приходят к нам и родители, — говорит Нина Александровна. «— И мы рады этому: значит, нравится у нас. Не только с библиотекой и школами поддерживают кон такт вбепитатели Детского сек тора Дворца культуры. Они ра ботают совместно с Домом пи онеров, музыкальной школой, с комсомольцами завода. Кинозал только начинает свою жизнь, находится в поре становления. Но и сейчас вид но: воспитатели на правильном пути. Используется имеющийся опыт работы с детьми, идет по иск новых форм. Здесь счита ют важным не останавливаться на достигнутом, а идти со своими воспитанниками рядом и — как положено старшим — чуть впереди. К. ВАСИЛЬЕВА. - селе. Глава семьи, Николай Захарович, многое лет пре. подает географию, его жена, Кира Иосифовна — учительниц ца начальных классов. Оба — активные общественники Не так много прошло вре мени с того дня, хогда начал ся педагогический стаж их сы. на, Анатолия,- но уже можно сказать, что из него получится хороший учитель. ДРУЖАТ С ПТУ Крепкая дружба связывает школьников Двуреченской средней школы Грязинского района с учащимися Октябрь, ского ОПТУ. Ребята уже не раз побывали с экскурсиями в училище. Сельские педагоги справедливо Считают: пусть ребята лучше один раз увидят, как обучают рабочим професси. ям, чем сто раз услышат. Но, конечно, мастера и пре подаватели училища охотно приезжают и в школу, встреча, югея с учащимися, рассказыва ют о том, где работают выпуск, ники СИТУ после окончания учебы. Силами двух комсомоль ских организаций ребята уст раивают совместные концерты. Профессии, которые дает СПТУ, становятся все популяр, нее у школьников. В прошлом учебном году в Октябрьское училище поступило девять вы пускников Двуреченской шко лы, а в этом одиннадцать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz