Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

13 д екабря 1981 г., № 287 (16 184) ЛЕНИН СКОЕ ЗНАМЯ кто к я ЖЙЙИВД1Ш !М 1М № 11№ № М ^ ^ К АК ПУТЕВ ОД Н АЯ З В Е З Д А Недавно исполнилось 40 лет со дня гибели партизанки, ком­ сомолки, Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. В редакцию пришло письмо учительницы школы № 5 И. П. Желтухиной, которая рассказывает о жизни комсомольской организации класса, носящего имя героини. ...Это было семь лет назад. 29 ноября пионерскому отряду четвертого «Б» класса торжест­ венно присвоили имя Зои Кос­ модемьянской. Ребята добива­ лись права носить его больше года, а затем провели сбор отря. да, на. котором решили жить и учиться- так, чтобы быть до­ стойными ее славного имени. С этого памятного дня Зоя Космодемьянская незримо при­ сутствовала во всех делах, на­ чинаниях нашего класса. Мы много читали о героине, побыва­ ли в 201-й московской школе, где девушка училась. В музее этой школы остались сувени­ рами красные галстуки моих воспитанников, вступивших в комсомол. Л еще через год в день памяти Зои Космодемьян­ ской у места казни ее, в де­ ревне Петрищеве Рузского рай­ она Московской области, и ос­ тальным ребятам были вруче­ ны комсомольские билеты. Можно ли выразить словами чувства, владевшие тогда мои­ ми воспитанниками? Класс воз­ вращался домой теперь уже полностью комсомольским. Поиск сведений о Зое про­ должался. Из маленькой замет­ ки журнала «Политическая аги­ тация» мы узнали, что на Елецкой швейной фабрике мас­ сового пошива бригада Л. По­ лухиной, встав на вахту Памя­ ти, включила Зою Космодемь­ янскую в свой состав и еже­ дневно отрабатывает норму за героиню. Списались, встрети­ лись, с тех пор и дружим. В прошлом году вместе с девуш­ ками из этой бригады Л. Зама- райкиной и Р. Кретовой мы по­ бывали в поселке Космодемьян­ ский в Подмосковье, встрети­ лись с местными девятиклассни­ ками. В музее поселковой шко­ лы подарили нам копию пись­ ма крестьянки П. Я. Кулик, в котором говорится о том, как провела последнюю ночь перед казнью Зоя. С именем 3. Космодемьян­ ской мой класс трудился на по­ лях подшефного хозяйства. ...Все эти последние годы на­ блюдаю за своими ребятами. Многие заметно изменились, строже относятся к себе, тре­ бовательнее к товарищам. По­ нятие Родины стало ближе для них, осязаемее. Яркой путевод­ ной звездой стал для них под­ виг 3 он КосмоДемьянской, жизнь ее была и будет служить •верным ориентиром во всей последующей жизни. И. ЖЕЛТУХИНА, учитель, Б Ы Т Ь похожим Н А О Т Ц А . . . Жизнь подсказывает, что са. мый надежный выбор жизнен­ ного пути бывает, если дети идут по стопам родителей. Лучшая профориентация —• се­ мейная, и школе надо ценить это доброе влияние родителей на детей, всячески его под­ держивать и развивать. В совхозе «Кубань» немало таких семей, где профессия хлебороба, животновода пере­ даемся из поколения в поколе­ ние. Всем, к примеру, известна семья Николая Никаноровича Свинцева, бригадира трактор, ной бригады отделения «Энер­ гия». Много лет добросовестно работает он в хозяйстве. И де­ ти пошли по его стопам. Стар­ шая дочь Галя — счетный ра­ ботник в соседнем хозяйстве/ Сын Виктор начинал свой путь трактористом в нашем совхозе, а теперь избран председате­ лем рабочего комитета хозяй­ ства. Младший, Юрий — шо­ фер. Участник войны Т. Н. Кли­ менко много сил отдал вос­ становлению родного хозяйст­ ва в послевоенные годы, дол­ гое время возглавлял самые трудные участки совхоза. Сей­ час он на пенсии, но до сих пор продолжает посильно трудить­ ся: Его сын Валерий после окончания сельхозинститута руководит свиноводческим Комплексом совхоза «Правда». Дочь Наталья — бухгалтер совхоза имени Крупской. Вто­ рая дочь Ольга — сельский библиотекарь. И таких трудовых династий в совхозе много. Это Ключан- ские, Карташовы, Сапрыкины, Бирюковы, Денисовы, Талиц- кие... Надо сказать, что в хо­ зяйстве »м особый почет. Ни один большой праздник в на­ шем сельском Доме культуры не обходится без добрых слов в их адрес.- Активно пропагандируют сельские профессии и учителя нашей школы. Они приглашают передовиков на классные часы, школьные вечера профессий, проводят экскурсии в совхоз­ ную мастерскую, на фермы. В этой профориентационной работе важно дать почувство­ вать ребятам не только, так сказать, праздничную, парад, ную сторону труда, но и по­ вседневные его сложности, помочь» увидеть и в буднях привлекательность, нужность профессии сельского тружени­ ка. В гостях у наших ребят побывали и совхозный эконо­ мист, и механизатор, и спе. циалисты, руководители совхо­ за. Ребята уже в школе пробу­ ют свои силы в настоящем, взрослом деле: учатся водить машину, трактор, работают в ученической производственной бригаде, на пришкольном уча­ стке. Вместе с аттестатом зре­ лости старшеклассники полу­ чают и удостоверения механи­ затора широкого профиля тре­ тьего разряда. ' ~ . Ежегодно 8— 12 выпускников нашей школы остаются в селе. Молодым, как правило, дове­ ряют новую технику. И они от­ вечают на это доверие добро­ совестным трудом. Нам, учи­ телям, приятно бывает слышать на вечерах в сельском Доме культуры, как чествуют вы­ пускников школы механизато­ ров Сергея Ивановича и Сергея Николаевича Бирюковых, Ни­ колая Ключанских. Механиза­ тора Николая Талицких избра­ ли депутатом районного Сове­ та. А Сергей Бирюков, выпуск­ ник прошлого годя, принят не­ давно кандидатом в члены партии. И многие из назван­ ных избрали отцовскую про­ фессию, достайно продолжают семейные трудовые традиции. Видеть результаты своей воспитательной работы нам, сельским педагогам, конечно, отрадно. Ведь молодежь — это завтрашний расцвет села, его будущее. Ю. НЕКРАСОВА, директор Княже-Байгорской средней школы Грязинского района. РЯДОМ СО ВЗРОСЛЫМИ ^сть на окраине Липецка, в рабочем поселке Матыр - с кий, средняя школа № 5 4. Она была построена лет де­ сять назад. В школе обучают­ ся около девятисот учащихся. Большое внимание уделяют педагоги трудовому воспи­ танию ребят. Учащиеся рабо­ тают на опытном участке, где выращивают цветы и овощи, каждое лето помогают в ре­ монте школы. В минувшем учебном году ребята собрали более двадцати пяти тонн ме­ таллолома и макулатуры , хог рошо потрудились в хозяйст­ вах подшефного Краснинского района, в совхозе «Дружба» и на птицефабрике «Россия». Липецкий горком ВЛКСМ на­ градил трудовой отряд стар­ шеклассников «Романтик» По­ четной грамотой за активное участие в летней трудовой четверти «Мой труд вливает­ ся в труд моей республики». Кропотливый труд учителей совместно с родителями при­ носит свои результаты. Многие выпускники связывают жизнь с сельскими профессиями, П. СЕРГЕЕВ. н ЕТ, сейчас из этих ребят никто в на­ шем пятой трактор, ном цехе не работает.- Невесело прозвучали эти слова в устах начальника бюро < организации труда и зарплаты Ю. Н. Лезвинз. Год назад ® цех пришло около двадцати! вы­ пускников школы и ПТУ, а ос­ тались — единицы. Да что за давним примером ходить, если уже в этом году в цех напра­ вили четырех выпускников ГПТУ № 13, из которых двое попросились в отпуск и не вер. нулись и третий побывал уже у начальника цеха с заявлени­ ем об уходе. Пока уговорили, остался, но надолго ли? Чем же не устраивает моло­ дых работа? Отчасти тем, что корпус старый, не отвечает требованиям современного про­ изводства. Да и оборудование не последнего образца!. Все эти вопросы будут решены лишь в процессе реконструкции заво­ да, но цех не может стоять. И тут надо было' принять все меры, чтобы в таких сложных обстоятельствах создать креп­ кий коллектив, добиться того, чтобы у каждого кадрового ра­ бочего была надежная смена, чтобы в цехе были по-особому крепки традиции наставничест­ ва, боевая комсомольская орга_ низания. - Но вот встретилась я с Ва­ силием Кунициным. Паренек пришел сюда, окончив восемь классов. Оформили его учени­ ком протяжника в июле этого года. Работает вроде недавно, но уже трижды переводили его с участка на участок: с пятого на четвертый, потом наоборот. На вопрос,- есть ли у него на­ ставник, Василий ответил, не. решительно глядя на председа­ теля цехового совета наставки, ков Валентину Чернышову: «Не знаю». — Да как же не знаешь, Вася! — воскликнула В. Чер­ нышова. — Я же тебе говори­ ла — Алексей Шарков твой наставник. Не запомнил? Василий лишь плечами по­ жал, ничуть не стыдясь своей забывчивости: какая разница, кого к нему «прикрепили», если на самом-то деле никакого на­ ставничества нет. А между тем- А. Шаркова в цехе называли в числе лучших молодых настав­ ников. Дальше выяснилось, не про­ явила особого интереса к Ва- силению и комсомольская орга­ низация цеха^ Общественных поручений ему никто не давал, о спортивных мероприятиях на заводе он не знает, самодея­ тельностью никогда не увле­ кался. Ну, а свободное время как проводит? Не хочет больше Василий говорить на эту тему. Повер- пятого тракторного, по сути, бездействовала ровно год, на ■виду у заводского комитета ВЛКСМ. Комсорг цеха Борис Солосин, как пояснил мне поз­ же секретарь комитета ВЛКСМ предприятия Г. Богданов, сов­ сем отстранился от своих обя­ занностей, а потом, не дожи­ даясь отчетно-выборного соб- Р а б о ч а я п е д а г о г и к а Т РУ Д Н Ы Й Ш А Г в ПР ОФ Е СС И Ю Всякий путь, говорят, начинается с первого шага. И пер­ вый самостоятельный шаг на своем жизненном пути выпуск­ ники школ, профтехучилищ делают на заводах, стройках, предприятиях службы быта. Каким он был, этот шаг! Как прошел первый рабочий день, месяц, год! Кто помог нович­ кам адаптироваться в коллективе! Наш внештатный коррес­ пондент В. Калужйна познакомилась с молодыми рабочими двух цехов Липецкого тракторного завода. нулся, зашагал из цеха, сига­ рета, которую до этого мял в руках, уже во рту. Выйдет из ворот, зашагает, подражая кому-то, вразвалку, независи­ мо, сам в себе. Интересно, что он думает о заводе, работе, на­ долго ли задержится в цехе? А мы с В. Чернышовой ста. ли выяснять, как все-таки ра­ ботает цеховое комсомольское бюро. Может, только Василий остался таким вот «неучтен­ ным»? Мы вместе подходили к тем, кто пришел в цех за пос­ ледний год, кого Валя сама выбирала для беседы, Мишу Клишевского она от­ рекомендовала «активным ком. сомольцеМ». А сам он откро­ венно признался, что о делах комсомольцев цеха рассказать ничего не может. Не помнит, когда последний раз было соб­ рание. Правда, поручение у не. го есть: ему сказали, что он будет пионервожатым у семи­ классников подшефной школы, И „он туда уже сходил, позна­ комился с ребятами. Но пока, честно говоря, ничего не сде­ лал для них. Комсомольская организация рания, и вообще перешел на работу в другой цех. Стоит ли удивляться тому, что новички не приживаются в этом коллективе? Кто хочет работать, оста­ ется, — сказала В. Чернышова. — А не хочет — как его заста. вйгпь дело полюбить? Жаль, что не пошли мы с председателе}* совета наставни­ ке® вместе дальше, в соседний, четвертый механосборочный ц е|. Все, абсолютно все здесь было иначе. Я беседовала с не­ давними выпускниками того же ГПТУ-13—Игорем Шумели- ным, Сашей Есиповым, Таней Филатовой, Валей Азарных и многими другими, и все они первым делом тепло отзыва­ лись о своих наставниках: бри­ гадире электромонтеров А. В. Безрукавникове, А. Е. О-трубян. никове, молодых рабочих Н. Клишине и А. Беляеве, А Саша Есипов назвал еще с благодарностью и имя инспек­ тора отдела кадров Л. В. Ды­ мовой. Это она, однажды побе. седовав с подростком по-ду­ шам, узнала, что ему в трак­ торном цехе № 1, куда его сна. чала направили, скучно без спорта. И Людмила Васильев­ на помогла перевестись Саше в механосборочный. Вот уж где спорт в п.очете! Каждую неде­ лю в цехе проводится • День здоровья. После смены все идут на заводской стадион «Пламя». Молодежи нравится' в цехе многое. И то, что здесь уделя­ ется большое внимание учебе. Татьяна к Валентина, уже ра­ ботая в механосборочном, .по­ ступили в вечерний механиче­ ский техникум. Обычные ребята приходят в цех, случается, и трудные, но становятся в коллективе хоро­ шими рабочими, активными в общественной жизни. Валерий Коетюхин пришел из школы с репутацией не лестной. Но наставник, токарь-универ, сал, ударник коммунистическо­ го труда Вячеслав Александ­ рович Усов немало потратил душевных сил, времени, чтобы Валерий стал настоящим ра­ бочим: и специальность помог освоить, и поступить в техни­ кум заставил. Сейчас Валерий работает прилежно, о прежней характеристике никто и не вспоминает. Развито в четвертом механо­ сборочном и бригадное настав­ ничество, новичков вклю­ чают в сбстав Лучших Комсо­ мольско - молодежных бригад, и уже не один наставник берет на себя ответственность за вос­ питание молодого рабочего, весь коллектив бригады. Два цеха, два разных подхо­ да к молодежи. И результаты разные. В пятый трахторный идти порой уговаривают, в мё ханосборочный — просятся са­ ми. Есть о чем задуматься, о чем поразмышлять... В. КАЛУЖЙНА. ОТ РЕДАКЦИИ: Публикуя корреспонденцию нашего вне­ штатного корреспондента, мы адресуем ее последние стро ки парткому, комитету ВЛКСМ ЛТЗ и заводскому совету наставников, высказать свое мнение или поделиться опытом тех, кто занят воспитанием молодой ра бочей смены: как обстоят дела в вашем трудовом кол­ лективе, охотно ли пополняет его молодежь, а если нет, то как вы сами считаете, поче­ му? В Ц Е Н Т Р Е - ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ Состоялось совместное совещание работников профтех­ образования и общественного питания, участники которого обсудили вопросы улучшения работы столовых ПТУ. В ходе его выступили — начальник областного управления профтех­ образования В. Ф. Суханов, заместитель начальника областно. го управления торговли Т. П. Ермакова, начальник жилищно. бытового отдела управления профтехобразования Е. Ф. При - хо дченко, заведующие столовыми, директора училищ. Был рассмотрен опыт работы ряда училищ и столовых. Более двадцати тысяч юношей и девушек обучается сейчас в профтехучилищах области. И в последнее время сделано немало в организации их питания: почти для всех столовых подобраны квалифицированные кадры, установлено современ­ ное оборудование. Вместе с тем, как отмечалось на совеща­ нии, еще немало недостатков в организации обслуживания учащихся: нарушается технология приготовления пищи, плохо оборудованы некоторые столовые, ремонт их помещений ча­ сто проводят несвоевременно и т. д. Участники совещания говорили также о важности воспи­ тания бережного отношения к хлебу, о рациональном расхо­ довании продуктов, о необходимости действенного отноше­ ния к лозунгу пятилетки «Экономика должна быть эконом­ ной». Приводился пример ГПТУ № 10, в столовой которого практически нет хлебных пищевых отходов. Отмечалась важ­ ность дальнейшего развития подсобных хозяйств, которые есть почти во всех сельских профтехучилищах. С. ПОПОВА. Часто в редакционных папках, где хранятся предна­ значенные для публикации фотографии, особенно много сним­ ков, герой которых — дети. Секрет тут прост: никто не дер­ жится перед объективом так естественно, как наши мальчиш­ ки и девчонки. Их ясные глаза, их улыбки, навсегда запечат­ ленные фотокамерой, невольно вызывают ответную улыбку, Одну из таких фоторабот мы и предлагаем вниманию читателей «Семьи и школы». Ее автор А. Козин. > О н аш и х д ет я х «Я САМ» Дождь. Под большим зонтом лока в парту, под стол. Ктй- идут мама и двое сыновей, нибудь потом уберет, только не Мальчикам на вид шесть и два. сам виновник. Они идут после трудового дня: В семье ребенок не приучен у мамы в руках дамская сум- убирать посуду за собой — и в ка у старшего — авоська с школе он оставляет после себя хлебом, у младшего — мешо- всюду беспорядок. По тому, с, чек с одеждой для переодева- какой брезгливостью Саша бе. НИя В яслях. В какой-То МО- рет половую тряпку во время мент маме стало жаль млад- дежурства, с какой ожесточец- шего, и она попыталась взять ной лихостью метет пол, не- его мешочек. Но сьгн твердо и трудно догадаться, что во врё. настойчиво сказал: «Я сам!». мя домашних уборок он высы- «Я сам!» - как часто мы лается в другую комнату или слышим от наших малышей эти на улицу. К сожалению, это слова. Но дети взрослеют, и все наблюдается не только среди реже звучит «Я сам», все чаше мальчиков, но и среди девочек - «Некогда!», «Сделаешь са. которые, принято — ' ма», «Ну вот, опять...». А возраст уже такой, когда хотелось бы груз житейских забот разделить с теми, кого Так любили, так заботливо обе­ регали в их лучшие годы от домашних дел. Думалось, что еще успеет дочка и настоять­ ся у плиты, и настираться. Но вот годы прошли, а по-прежне­ му стирает, кухарит, моет полы сама мама. А дочке все неког- считать, должны быть первыми помощ­ ницами мамы. Приучение детей к труду, привитое им трудолюбия. — это в большой мере спо­ собность родителей к терпели­ вому, ежедневному и система­ тическому воспитанию. За. нятие это долгое, кро­ потливое, но вполне посильное. Первое, с чего необходимо начать, — это научиться конт- да, все куда-то спешит. Спешит ролировать себя, заставлять так, что немытой остается по. себя терпеливо ждать, пока ре­ суда после обеда, неубранной бенок справится с порученным квартира. делом. Второе: не отгонять ре. И приходят запоздалые раз- бейка, когда он,- пусть неумело, думья: почему так случается? делает с вами общее дело. Не Кого винить в этом? Ну, кокеч- ругайте его за неумелость. Не но же, их, здоровых, сильных спешите заклеймить: «Ну что бездельников, белоручек! у тебя за руки!». Не жалейте Но, может, не торопиться с разбитой чашки. Это сделал обвинениями, а сесть и. вепри- ваш ребенок. Он учился, а урок нить, как спешили сделать то, этот оправдает жизнь, о чем ребенок говорил: «Я сам!» и еще хорс>шо бы зап0№ить; Что вы тогда делали. Смея- нет ЧЙСто «женской», «немуж- лись, когда сын, увидев воду с к о й » работы в доме. Не взва- на полу, бежал за тряпкой и, лиВайте все на свои плечи, смешно кряхтя, развозил ее Подключайте к своим заботам по комнате? Подбодрили, по­ хвалили за труд? Нет, вы про­ сто отняли у него тряпку, мяг­ ко нашлепали, сказали: «Идя играй! Я сама! Не столько поможешь, сколько грязи раз­ вею семью. Посильная работа найдется для всех: от взрос­ лых до малышей. День уборки в семье Лены М. проходит так: папа забывает про шахматы и склоняется над везешь...» Вспомните, сколько стиральной машиной, Лена) сма­ раетеря няоста и обиды было В хивает пыль с мебели, пылесо- глазенках сына. Он получил сит ст арш и й -В о л о д я - первый урок безделья. Ему на. моет ^ ол в ^ омнате послс глядно показали, что в его тру. уборки-Лены, а мама готовит де не нуждаются. Потом таких ^ е д . Иногда они меняют- уроков становилось все больше: Ся обязанностями, но всегда — «Не лезь в мужу - убирать, трудное делают мужчины. В после тебя!», «Брось веник, ка- э т о й семье неписаный закон: кую пыль поднял.». И неиз- кто закончит первым,- помогает менное: другим.-Главное, поскорее со Иди учи уроки, я сама... всем справиться, и отдыхать Вы были молоды* всюду ус- всем вместе. Может, оттого у певали, не успевали только тер- ш мн.ого совместного свобод- пеливо приучать ребенка к тру. ного времени, когда можно ду, к умению себя обслужить, договорить, почитать, пошить, вам помочь. сходить в кино* театр* в то- Но, может быть, дети так ве- сти> дут себя только дома? Нет, те к! слову о «мужской» и «не- же самые привычки проявля- мужской» работе в семье. Воль­ ются ощутимо и в школе. Наблюдая за ребятами шинств© городских, да теперь на уже и Часть сельских жителей Приглашаем в свою очередь. ..И Ш е щ , после, уроков, во вре. живет ® благо отпоенных квао1 ™ — - — МЯ их дежурства ” Д * Э Д ^ ...т и р а х ? и . вопрос о заготовке проведения праздников .дров, :работе по двору и дру- се, не раз замечал я сугубо мужских делах, шие, с которым проходит; дето которых много в индивидуаль- мимо оброненной про^каш ки, Ном доме. сам собою отпадает, цветов, которые надо бы- по- следовательно, мужчины в зна- лцть, испачканных панелей, яителыной мере от него освО- шкафов, парт. И если я пред- бождены. Не освобождаются с лагала ему полить цветы, под- благоустройством квартиры! нять промокашку, ребенок тут только женщины. А им в*дь же занимал позу. тоже хочется почитать, пови- Почему я. Кто бросил, даться с подругами, наконец, тот пусть и поднимет. И спешит просто посидеть у телевизора уити. Я поднимаю промокашку Вместе Со семьей. Именно и наблюдаю за реакцией. Ре- ,в общем труде хорошо прояв- акции по сути никакой. «Ну и что? Мама так делает каждый раз!». В школьной столовой — са­ мообслуживание. Существует твердый закон для всех: «Поел — убери за собой». О нем зна­ ют все, и все же нередко гряз­ ные тарелки остаются На сто­ лах. Что это: детство, ребячли­ вость или отражение чего-то другого, более существенного, сложившегося годами? Ребенок съел конфету, а обертку бросил. Если это слу­ чилось дома, за ней нагнется мама, бабушка, если на ули­ це,—то мимо нее пройдут. А ляется лад семьи, взаимоуваже. кие, любовь детей к родителям. Здесь родители узнают, что их сын или дочь хорошо воспита­ ны, что они смогут удачно по­ строить свою семью, свою дальнейшую жизнь. Воспитывая детей в любви к труду, в небоязни делать на совесть, без чувства. . жерт­ венности какое-то полезное де­ ло, вы закладываете .фунда­ мент счастья будущейАих се­ мьи, будущей трудовой дея­ тельности. От вас во: *гй№огом будет зависеть, займут ли ваши дети достойное место , в обще- вот вырван испорченный лист ственной, трудовой жизни стра. из тетради, альбома, но не ны. _ отнесен на перемене в урну. Он О. КОРШЕМЮК, брошен вместе е огрызком яб- учительница. Д И Н А И Я — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анатолий Николае, вич Клейменов. Я буду препо­ давать у вас английский язык. Так начался в нынешнем учебном году первый урок у выпускника Липецкого педаго­ гического института Анатолия Клейменова в средней школе села Воробьевка Хлевенского района. Клейменовых хорошо знают в <1111Ш111111Е1111и 111111111и ( 111111111111111111ШШ1>П иииП 111111Х11111и т 111иП 11Ш1ХП1и 12П1М11П111и т 111и 11111111Ш11111Ш и 111Ш 1] |11Ш и 111Ш 11111Ш 1111111и 111и 11111и*111111Ш111111111111и 1111Ш11ШШ 11Ш Ш П т |1Ш и 1ШШ111и 1и 111 ^ Да, здесь все радует глаз. Современный, прекрасно обору­ дованный зрительный зал на двести мест, уютное фойе. В нем часто организуются вы­ ставки книг. В дальнейшем бу­ дут и выставки детского твор­ чества, и живой уголок. И ВСЕ ЖЕ, что так манит девчонок и мальчишек в кинотеат. ры? Всемогущее телевидение проигрывает, когда выбор, между ним — доступным, до­ машним, и кино—праздничным* коллективным, делают дети. Может быть, привлекает сам поход в кинотеатр, ощущение единения, - сопереживание со всем залом? Особенно, если ря­ дом ровесники, товарищи. Если смотреть кино пришли всем классом, школой. Все чаще кино выступает >в роли воспитателя, верного по­ мощника педагогов. И, пожа­ луй, один из ярких тому приме­ ров—работа детского кинозала при кинотеатре «Маяк», распо­ ложенного в жилом районе Ли­ пецкого тракторного завода. Прошли лишь считанные ме­ сяцы со дня его открытия, а он уже стал одним из инте­ ресных внешкольных учрежде­ ний города. С самого начала детский сектор Дворца культу­ ры тракторостроителей разра- П О М О Щ Н И К У Ч И Т Е Л Я Р е п о рт аж и з д ет с к о го к и н о з а л а ботал ряд тематических меро­ приятий, позволяющих сочетать показ фильмов и общение де­ тей с людьми труда, ветерана­ ми войны, творческой интелли­ генцией. В связи с этим хочу поде­ литься впечатлениями от не­ давно состоявшейся премьеры фильма «Ленинградцы — дети мои». ...Зал был полон. В руках у ребят я видела отпечатанные в типографии приглашения на премьеру. К тому же, как поз­ же выяснилось, многие к ней специально готовились: читали по заданию учителей книги о Ленинграде, его защитниках. И вот теперь пионеры нетерпели­ во поглядывали на экран, предвкушая встречу с новым фильмом. Но сначала увидели на просцениуме женщину, в ко­ торой многие узнали библиоте­ каря Наталию Павловну Рол- дугину: она часто помогает им подбирать книги в городской детской библиотеке. — Сегодня мы с вами будем смотреть новый фильм о войне, — обратилась Наталия Павлов­ на к школьникам. — Однако главными героями картины будут не мужественные воины, а дети, такие же, как и вы, а также те, кто не жалел себя для спасения их жизней, — уз­ бекские женщины. Урезая скуд­ ный кусок хлеба у своих детей, стали они матерями и для юных ленинградцев. Блокада Ленинграда... Что знают о ней сегодняшние пио­ неры? Рассказ библиотекаря о суровом военном времени неза­ метно перешел в беседу. Поде­ лилась впечатлениями о прочи­ танном девочка, ее сменил один сверстник, другой... Так завя­ зался разговор. И не только о прошлом, но и о нынешней за­ боте Родины о Детях. Примеры из своей жизни приводили школьники, говорили также о ценности хлеба, который и се­ годня, в мирное время, так же дорог, как и в годы войны. Только после этого смотрели фильм. Посерьезневшие, ребята разошлись по домам. Им было о чем подумать. А остались в зале лишь девочки в белых кофточках и одинаковых голу­ бых сарафанчиках. — Это и есть хозяева зала, члены клуба «Орленок», — по­ ясняет Нина Александровна Коняева, инструктор по работе с детьми. Директор кинозала Ира Во- локитйна и старший контролер Тамара Измайлова — шести­ классницы средней школы № 25—рассказали о работе клу­ ба, о том, как «орлята» стали пропагандистами кино в своих школах. Растят здесь и своих киномехаников. Скоро они бу­ дут самостоятельно демонстри­ ровать фильмы. Девочки, с ко­ торыми я познакомилась, вхо­ дят в совет клуба. Его задачи: дежурство в зале, опрос обще­ ственного мнения, после чего вносятся изменения в репер­ туар. Шесть дней в неделю двери кинозала открыты для ребят. По вторникам и пятницам де­ монстрируются учебные филь­ мы. Учителя проводят здесь ки- ноуроки по различным предме­ там. Среда, четверг, суббота — дни мероприятий и просмотров художественных и докумен­ тальных фильмов. Их смотрят с утра малыши из детских са­ дов и групп продленного дня. Днем фильмы показывают раз­ ным группам школьников. Воскресенье— день развлекав тельного фильма. — С удовольствием приходят к нам и родители, — говорит Нина Александровна. «— И мы рады этому: значит, нравится у нас. Не только с библиотекой и школами поддерживают кон­ такт вбепитатели Детского сек­ тора Дворца культуры. Они ра­ ботают совместно с Домом пи­ онеров, музыкальной школой, с комсомольцами завода. Кинозал только начинает свою жизнь, находится в поре становления. Но и сейчас вид­ но: воспитатели на правильном пути. Используется имеющийся опыт работы с детьми, идет по­ иск новых форм. Здесь счита­ ют важным не останавливаться на достигнутом, а идти со своими воспитанниками рядом и — как положено старшим — чуть впереди. К. ВАСИЛЬЕВА. - селе. Глава семьи, Николай Захарович, многое лет пре. подает географию, его жена, Кира Иосифовна — учительниц ца начальных классов. Оба — активные общественники Не так много прошло вре­ мени с того дня, хогда начал­ ся педагогический стаж их сы. на, Анатолия,- но уже можно сказать, что из него получится хороший учитель. ДРУЖАТ С ПТУ Крепкая дружба связывает школьников Двуреченской средней школы Грязинского района с учащимися Октябрь, ского ОПТУ. Ребята уже не раз побывали с экскурсиями в училище. Сельские педагоги справедливо Считают: пусть ребята лучше один раз увидят, как обучают рабочим професси. ям, чем сто раз услышат. Но, конечно, мастера и пре­ подаватели училища охотно приезжают и в школу, встреча, югея с учащимися, рассказыва­ ют о том, где работают выпуск, ники СИТУ после окончания учебы. Силами двух комсомоль­ ских организаций ребята уст­ раивают совместные концерты. Профессии, которые дает СПТУ, становятся все популяр, нее у школьников. В прошлом учебном году в Октябрьское училище поступило девять вы­ пускников Двуреченской шко­ лы, а в этом одиннадцать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz