Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

ТРУД —ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ ж и з н и П ройдет пять месяцев с небольшим, и в школах прозвенит традиционный последний звонок. В жизнь войдут сотни юношей и девушек, целое поколение молодых людей. И пе­ ред каждым встанет роПрос, важнее которого, пожалуй, нет в этом возрасте — кем быть, какую дорогу избрать в ж из­ ни! Вопрос, действительно, важный, и не только для школьни­ ков. Невиданными темпами развивается экономика нашей страны—растет число промышленных предприятий, предприя­ тий сферы обслуживания, на индустриальную основу пе­ реводится сельское хозяйство, огромен размах промышлен­ ного и жилищного строительства. . Много славных трудовых свершений на счету советских людей, ко о«Це более грандиозны планы одиннадцатой пяти­ летки. Их успешное осуществление зависит, главным обра­ зом, от того, кто завтра придет на заводы и фабрики, поля и стройки.' Иными словами, успех—в руках тех самых моло­ дых людей, кто пока учится, сидит за партой в школе или профессионально-техническом училище. Успех будет определен уровнем нх профессиональной квалификации, сте­ пенью их гражданской зрелости. Вот почему вопрос, каза­ лось бы; личный — «кем быть!» перерастает в проблему большой общественной значимости. Мы не мож ем не заметить того отрадного факта, Как вы­ рос в последние годы престиж рабочей профессии. Все больше юношей и девушек получают ее в учебных заведе­ ниях профтехобразования, встают к станкам, садятся за руль трактора, за штурвал комбайна, идут в ж ивотноводст­ во. Этот перелом в отношении к рабочим профессиям — итог большой работы, проведенной в десятой пятилетке пар­ тийными и советскими органами, работниками народного и профессионально-технического образования совместно с производственными коллективами. В последние годы была существенно укреплена учебно-ма­ териальная база трудового обучения, .что, в свою очередь, позволило развивать многие эффективные формы воспита­ ния рабочей смены. Сегодня сотни юношей и девушек в городах и селах знакомятся с самыми разнообразными НАЧИНАЕТСЯ С МА ЛОГО Примеры дет ского трудолю­ бия. Их великое множество можно найти в буднях школь­ ной жизни. Вот первоклассни­ ки. Из разных семей пришли они в школу, и замечаешь этб не только по тому, как они читают, пишут... ...Встречая ребят перед уро- . нами в вестибюле, я нередко наблюдаю, как семилетняя Ан-' Жушка сама старается Пра­ вильно повесить пальто, ров­ ненько поставить обувь, не пройдет и мимо упавшей чу­ жой шубки — обязательно поднимет и повесит так же ак­ куратно, как и свое пальто. Но всему видно, не чурается тру­ да эта девочка. Да и на уро­ ках сама старается решать любой сложности пример. Тру­ долюбивый, упорный, самосто­ ятельный человек уже угады­ вается в этой первокласснице. ...А как интересны ребячьи поделки, которые экспониру­ ются на выставках детского творчества! Здесь по-иному от­ крываются даже те ребята, о которых, казалось бы, знаешь почти все. Наша девятикласс­ ница Наташа Астрелина — учится на «отлично», увлекает­ ся спортом, прекрасно играет ка баяне, а вот еше, оказыва­ ется, любит она шить и вязать. Искусно вяжет и Лена Зуба­ рева. Про Лену и Наташу мы мо­ жем сказать, что любовь к труду привили им школа и се­ мья. Ну, а в случае с перво­ классницей Аннушкой? Кто ей- то привил первые трудовые на. выки? Думается, двух мнений быть не может. Конечно, се­ мья, родители. Хочу рассказать об одной из таких семей. Это было четыре года на- 4«>зад, в день 8 Марта. Своеоб­ разно поздравил меня тогда Коля Иловайский, подарил ма­ ленького пингвиненка, которого сам сделал. Игрушка была вы. полнена так искусно, что по­ разила не только меня — по глазам ребяг было видно, они только и ждали перемену, что­ бы рассмотреть ее Получше, расспросить одноклассника, как ему удалось смастерить такое чудо. Коля охотно и серьезно де­ лился с друзьями своими «се­ кретами». А" я подумала, чтб этот успех с ним сегодня не­ зримо делит вся его семья, в первую очередь, отец и мать. Мама, Галина Петровна, ра­ ботает расчетчицей на швейной фабрике, она — на все руки мастерица: с удовольствием кулинарит, шьег, вяжет, выщи- .вает. Стали подрастать ее ®а-- лышн Коля и Володя — она с трех лет начала и им приви­ вать вкус к рукоделию. Не за­ метил, как увлекся домоводст­ вом и папа, Юрий Павлович Иловайский, главный механик швеййой фабрики. С простень­ ких игрушек начинали ребя­ тишки, а позже с родителями мастерили уже украшения на новогоднюю елку, костюмы к школьному бал-маскараду. А однажды в день своего рожде­ ния получила Галина Петров­ на от одного нз сыновей свя­ занный им красивый и теплый шарф. Давно не делят в этой дружной и трудолюбивой се­ мье заботы на «взрослые» и «детские», все вершат вместе. Незаметно, тонко, без крика и назиданий помогают При этом сыновьям отец и мать. Вместе готовят, накрывают на стол— весело делают это, с шутками. И не с таких ли мелочей на­ чинается правильное отноше­ ние к труду, в «любом его про­ явлении? Если братья Иловай­ ские дежурят в классе, за чи­ стоту и порядок можно ру­ чаться. Без напоминаний, охот­ но каждый из них и пол тща­ тельно вымоет, и цветы польет. О многом говорит и внешний вид этих подростков: они всег­ да подтянуты, аккуратны. С раннего детства знают маль­ чики цену труда, вложенного в каждую вещь. В такой же семье, с устояв­ шимися трудовыми традиция­ ми, вырос и Сергей Никитин, десятиклассник, мой сосед по лестничной площадке. У него по всем предметам отличные оценки. Поинтересовалась я однажды — какие же уроки самые любимые? И нисколько не удивилась, когда юноша на. звал среди- других урок труда. Любит он,, знаю, занятия в ма­ стерской. Но дело не только в этом. Сергей с ранних лет вос­ питан На уважении к труду. В школьной анкете он при­ знался, что обязан этим отцу. Олег Егорович Никитин может не только электропроводку починить, прибить полочку, от­ ремонтировать телевизор, но и не гнушается, казалось бы, чи­ сто венских забот. Так вос­ питывай В своего сына. Отто- го-то у Сергея в руках всякое дело спорится, с душой он вы. полняет любое поручение и дома, и в школе. Сейчас мож­ но уверенно сказать — вырос трудолюбивый, отзывчивый че­ ловек. А все начинается с малого... Л. ПАШКОВА, учительница Грязинской средней школы № 4. ТОЛЬКО ФАКТЫ В последние годы многие школы области накопили немалый опыт профориен­ тационной работы с учащи­ мися в начальных классах, где, как известно, заклады­ ваются основы трудового обучения и воспитания. Ин­ тересно и на высоком ме­ тодическом уровне прово­ дят занятия учителя А. Е. Федюнина из Старо-Копы- ловской начальной школы Лебедянского района, Л. К. Демина — из Хмельницкой Елецкого, Л, Н. Никуличев из Косыреоской Липецкого районов. * ж * Учителя Г. В. Гаврилова из Липецкой средней шко­ лы № 44, И. В. Соловьева из Лебедянской средней школы N2 1, В, К. Кастор- ных из Ивановской Елецко­ го района проводят кон­ курсы на лучшую самодел­ ку. Это вносит в занятия элемент соревнования, по­ вышает прилежность, уче­ ников. Лучшие поделки ре­ бят отбираются на выстав­ ки, которые обычно при­ урочиваются к праздникам, родительским собраниям. В. СТЕЦЮК. профессиями ш„ учебных цехах и на участках базовых пред­ приятий, к мастерских, школьных бригадах, учебно-произ­ водственных комбинатах, в трудовых объединениях старше­ классников. Крепче стало содруж ество педагогических и производственных коллективов. В школы и ГПТУ пришло не‘ мало передовых производственников, ставших чуткими и умелыми наставниками подростков. В десятой пятилетке бы­ ли введены новые учебные программы в школах и системе профтехобразования, немало сделано по повышению квали­ фикации учителей труда. В эти дни, когда в стране широко обсуж дается проект ЦК КПСС к XXVI съезду партии, хотелось бы заострить внимание на резервах, которых еще немало в нелегком и сложном деле трудовой подготовки молодеж и. Не все педа­ гогические коллективы до конца используют тот богатый ар­ сенал средств, которым владеет современная школа. Сле­ дует усилить политехнические начала в преподавании основ­ ных предметов, более разнообразно и содерж ательно про­ водить внеклассные мероприятия. Знания, чуткость и такт — именно эти качества сегодня особо необходимы педагогу, занимающемуся профессиональной ориентацией. Следует внимательнее изучать жизненные устремления, способности, интересы воспитанников и ,, беря в союзники семью, стре­ миться тонко воздействовать на формирование у ребят ува­ жения к рабочей профессии, к человеку-труж енику. Наше общество заинтересовано в том, чтобы профессио­ нальные устремления выпускников совпадали с потребно­ стями народного хозяйства в кадрах. И поэтому следует с самого раннего возраста, еще в семье, прививать ребенку первые трудовые навыки, всемерно развивать их в школь­ ные годы, помогать молодому рабочему делать первые са­ мостоятельные шаги на производстве. Только тогда можно сказать уверенно, что нами сделано все для правильного определения юношами и девушками своего места в жизни. Сегодняшняя Страница, подготовленная внештатным отде­ лом школ «Ленинского знамени», посвящена трудовому вос­ питанию молодеж и. Липецкий учебно-производ ственный комбинат стал хорошей базой для трудового обучения школьников областного цент­ ра. В его мастерских учащиеся с удовольствием овладевают профессиями швеи, токаря, фрезеровщика, столяра й многими другими. На снимке: в одной из мастерских учебно-производственного комбината. На втором плане справа — мастер производствен­ ного обучения токарей по металлу Виктор Иванович Новохат- ский. Окончив Липецкий машино строительный техникум, он работал на тракторном заводе. В учебно-производственный комбинат пришел по собственному желанию, любит и умеет работать со школьниками, является хорошим наставником их. Фото В. Базылева. Н А С Т А В Н И К И У Ч Е Н И К Экспериментальный цех Липецкого тракторного завода. Его продукций — новые модели тракторов, усовершенство­ ванные машины серийного выпуска. Слож ная техника, современное оборудование... Сама спе­ цифика производства цеха требует умелых рук, специаль­ ных знаний. Но, бывая в экспериментальном, всегда отмеча­ ешь — работают здесь не только кадровые рабочие. Больше половины — молодеж ь до тридцати лет. . Приобретать мастерство юношам и девушкам помогает хорошо развитое в коллективе движ ение наставничества. Юрнй Чернышов пришел в цех немногим более года На­ зад .Что успел он в своей трудовой жизни за это время! На этот вопрос Юра ответил: «Многого бы не успел, если бы Не наставник, мастер цеха, коммунист Б. Д. Овсянников». Борис Дмитриевне — не просто наставник, он носит звание «Лучший наставник министерства». ВОт мм и решили: пусть и мастер, и ученик расскаж ут сегодня О Себе, О том, как встре«Ммот в Цехе молодеж ь, кай помогают Юношам пройти Путь становления рвбочегб. В. Д. Овсянников: «В НАШЕЙ М ЕЛ О Ч ЕЙ РАБОТЕ Н ЕТ» Работа в нашем цехе такая, что просто необходимо быть станочником -универсалом. Ко* нечно, это под силу не каж ­ дому, поэтому вовсе , не Хочу сказать, что, уж если к нам молодые приходйт, то непре­ менно каждый остается. Ухо­ дят, есля чувствуют, что не »х это дело. Отмечу а другое — среди части кшошей ;') девушек распространен, я бы сказал, несколько •снисходительней взгляд на нашу профессию. Не знаю, в чем тут соль. Вспоми­ най? свою молодость, пятидеея. тыс годы — тогда быть ста­ ночником считалось почетно, значительно, А теперь... Не сказались ля родительские опа­ сения; «Ты что, хочешь всю жизнь у станка простОйТь?». Сейчас парни охотнее идут в слесари, тракторисТьинсТшта- тела. Но, выбирая подчас болеё высокую зарплату, парень не учитывает,, например, такой стороны, как однообразие тру­ да. Нередко,, проработав год, он приходит снова к нам. На­ ша задача, задача наставни­ ков, помочь утвердйтьей имен­ но В правильности выбора про­ фессии. А это возможно лишь тогда, когда твой ученик уви­ дит краСоту труда. Чувствуете, какие высокие материи? Но, я уверен, что без такого отношения, такого на­ строя нельзя браться за вос­ питание молодого рабочего. Поэтому наставничество у нас в цехе считается делом почет­ ным. Лучшие по производ ст­ венным показателям, по педа. готическим способностям, по нравственным качествам стано­ вятся наставниками. Утверж­ дается эго звание на совмест­ ных заседаниях цехкома, парт­ бюро с участием начальника цеха, секретаря комсомольской организации. . Исходя из опыта, мы ввела в цехе своеобразный испыта­ тельный срок. Наставник и ученик две-три недели должны поработать бок о бок, и толь­ ко тогд|, когда они хорошо узнают друг друга , ощутят, что они «психологически сов­ местимы», цеховой совет на­ ставников утверждает их «До­ говор рабочей дружбы»— так мы его назвали. В нем опреде­ ляются обязательства воспита­ теля и ученика друг, перед другом, трудовые показатели, участие в общественных делах коллектива, повышение профес­ сиональной квалификации... Приходят к нам разные ре­ бята. С одним—никаких хло­ пот: все схватывает налету, трудолюбив, дисциплинирован, общителен. С другим иной раз и за голову возьмешься. Га­ даешь: то ли в нем детства еще через край, то лй пе той «взрослости» уже нахватайся. Опаздывает, а то и вовсе про­ гуливает, что поручишь, — де­ лает через ПСнь-кблоду. По­ пробуй, бтШця брйчяйу! Ищешь: в семье, ив улице, в кругу его друзей... Вот, напри­ мер, один из Моих учеников стал пропускать занятий в .тех­ никуме. Исчезал по Вечерам неизвестно куда. Стал озлоб­ ленным каким-то, угрЮмым, Не раз разговаривал с его ма­ терью, с ним. А узнал причи­ ну от его друзей. Оказалось, переживает паренек появление В доме отчима. Мы мйбго раз беседовали потом с вдш о жизни, семье. Постепенно ои успокоился, увлекся работой, учебой. А вот другой случай. Пар­ нишка только чтб пришел к нам й вдруг не вышел не ра­ боту. Нет его день, другой. Пошел к нему домой, а оя чуть не в слезы: «Не пойду в цех, стыдно!» Оказываете», в первый-то день оп проспал. Не услышал звонка буДмльйн- ка. Уговорил его, обещал, что в цехе никто не узнает. Никто н не узйал. Вот так, приходят несмыш­ ленышами, а становятся до­ стойными уважений людьми. Думаю, не обидитей на ценя Виктор Иванович Скворцов, если напомню ёг6 юность. Пришел ко мне еще семнадца­ ти не исполнилось. Даля ему место в общежитии, пошел учиться в школу рабочей мо­ лодёжи. А тут появились раз­ ные «друзья», и не до учебы стало. Пришлось нам с ним Поработать. Когда ушел в ар­ мию, переписывались. Однаж­ ды в письме попросил рекомен­ дацию для Вступления в члены партии. Я дал ему рекоменда­ цию. После службы в армий Виктор вернулся на завод, за­ кончил техникум, работал ма- 4стером. А сейчас он — стар­ ший мастер, сам — наставник молодежи. В цехе у нас больше Парней, чем девушек, поэтому часты проводы в армию. Переписывав емся с молодыми солдатами, бываем в курсе их службы. А после службы всем цехом встречаем. Большинство к нам возвращаются — на свои ра­ бочие места. Недавно верну­ лись слесари Александр Алту­ хов, Геннадий Рогатовский, электросварщики Владимир Кладов, Анатолий Морозов... Мы считаем особенно важ ­ ным укрепление стабильности коллектива. В Этом, есть и за­ слуга наших цеховых настав­ ников. И еще одну ‘особенность в нашем Общественном поруче­ нии. хотелось бы подчеркнуть. Сам наставник, какими бы прекрасными качествами т обладал, должен постоянно учиться. Сейчас ребята прихо­ дят к нам совсем не такие, как, скажем, лет пятнадцать назад. Они грамотнее^ йо ра­ ботать с «имя не просто. ВО- первых, у большинства нёт трудовых навыков, во-йторых, сложнее стал Их рнутрёйййй мир. Без знаний пеДагОгикя, психблогйй не обойтись. Эта знаний даСТ нам система обу­ чения на заводе, пройде ёсего — народный университет на­ ставников. Занятия в нем -~ лекцни, семинары, практикумы, встречи, обсуждение книг И кинофильмов — не Позволяют нам работать Вслепую. Прово­ дят их опытные Педагоги, со. циолога, юристЫ, ййстайийкй, руководители- производства. Большое мачшйе для моло­ дых рабочих имеет участие в социалистическом сОреВнОйа- ни«. ребята до восемнадцати лет берут индивидуальные обя­ зательства, «тоги вЫпСшгенйй которых подводятся отдельно. Разработана система мер по­ ощрения победителей. Сейчас подростки наравне со старши­ ми участвуют в соревнований Под девйЗОМ «План двух меся­ це» к открытий XXVI Съез­ да Партии!». Работая наставником, не рва убеждался, КаК велико значе­ ние поощрения молодых. У нас В цехе стали традиционны­ ми такие формы, как торжест­ венное Посвящение в рабо­ чие, вручение паспортов, по­ здравление с днем рождения, с первой получкой. Ведь эти события происходят только одни раз в жизни и надо, что­ бы они запомнились невСёГДа. Поощряются и наставники. Это и почетные звания «Луч- шйй наставник» цеха, завода, отрасли, Почетные грамоты, денежные премии а ценные подарки. ,Нё сделаю открытия, сказав, что Главное в работе с людь­ ми — внимание к ним. И вся наша работа направлена на то, чтобы молодой человек осо­ знал свою необходимость и от­ ветственность перёД общест­ вом зй все, чТО Ой ДВлает. В Этом вопросе мелочей нет. Здесь и строжайшее соблюде­ ние законодательства, охраня­ ющего труд подростков и аре. доставляющего им льготы, К своевременное повышение раз­ рядов. Бот, например, если мы с Юрой Чернышовым догово­ рились получить третий раз­ ряд, то добьемся этого. А Ведь Пришел он к нам совсем маль­ чишкой, трудно привыкал к дисциплине. Теперь выполняет й даже Перевыполняет норму, учится. Да лучше пусть Ой сам б се­ бе расскажет. Юрий Чернышов: «В ЦЕХЕ М НЕ НРАВИТСЯ» нЙ? Посте восьмого класса шяя понта работать. Ку/ ТЯКогО вопроса не возникало. КонеЧнЮ, На тракторный. Па Этом заводе трудится почти *сй моя семья: отец, мать, старшая сестра, старший брат. Мой отец, Александр Ивано­ вич, работает выбивальщиком ш фасонной итейном цехе. Оя— передовик Производства, не раз награждался Почётными гра­ мотами. , Дома у нас всегда много говорили о заводе, рассказыва­ ли каждый о своем цехё. Мо­ жет быть, ЭТО ПОВЛИЯЛО на мой выбор, а, может то, что люблю технику, работу е ме­ таллом. После восьмилетки вместе о десятью своими одноклассни­ ками сразу же поступил в 8с- черний. Липецкий механиче­ ский техникум, сейчас учусь на втором курсе. Идти на работу в экспери­ ментальный посоветовал отеЦ. Встретили менй хорошо, йрк4- зали цех, рассказали, что здесь делают. Понравилась мне ра­ бота слесаря. Первый мой на­ ставник профессии учй Л до При своения первого разрйда. Потом стал работать самостО- ятельно. И вот, казалось бы,, что всё у меня в порядке,'а тут й на­ чались длй Меня трудйбстнГ.' Ес­ ли по-честному, свалившиеся На меня «взрослые» обязанно­ сти не сразу оказались ПО' плечу, нё был готов к такой ответственности: есть задание — выполняй, умей рассчитать свое время сам, успеть в срок... Даже старался Кое-ког­ да увильнуть от дела, с друзь­ ями поболтать У нас одно вре­ мя не было мастера, Поэтому и контроля строгого за Моей работой не было. А пбтом Назначили к вай мастером Бориса Дмитриеви­ ча Ойсянмйкоёа. Ну, думаю, будет йодгбмять, покрикивать. Но оя не подгонял, а как-то всегда оказывался рядом, ес­ ли Что-то у меня не получа­ лось. Подойдет, станет рядом, и мы разбираемся вместе, где не так, й чего Я ещё не знаю. Борке Дмитриевич — мой наставник, мы заключили с ним «Договор рабочей друж­ бы». Теперь я по-другому от­ ношусь к делу, больше знаю ж больше умею, Поэтому рабо­ тать стало интересней. Я, ко­ нечно, не хочу сказать, что так уж быстро «Перевосшугался». Сам вИЖу свой недостатки. Но теперь считаю, что главное—- самому за себя отвечать. В НаШем цехе мне нравятся. Много молодежи, почти все учатся В техникуме, В вечер­ них школах и институтах. Мой наставник владеет не­ сколькими специальностями — зуборезчик,, слесарь, фрезеров­ щик, шлнцешлнфовщнк. Мне бы хотелось работать так же, как он, спокойно» уверенно. Но до этого пока далеко: что- то не Получается, я начинаю спешить, суетиться... В цехе Бориса Дмитриевича все уважают. Если он делает, замечание, то по существу, н так, что не обидно. Нашего мастера уже много' лет подряд избирают предсе­ дателем цехкома. Это говорит о его отзывчивости и добром от­ ношении к людям. А еще он депутат Левобережного рай­ совета.. Я скажу так: случись у ме­ ня неприятность, даже если бы об этОм больше никто не знал, я расскажу о ней своему на­ ставнику, Потому что знаю — он поможет. Недавно мне присвоен вто­ рой разряд. Борне Дмитриевич помог мне подготовиться, во­ время сдать экзамен. Впереди — третий разряд. А в буду­ щем ~ служба в армии, окон­ чание техникума, и дальше В институт. Хочу стать инжене­ ром. Вообще я своей жнзныб до­ волен: днем — работа, вече­ ром учеба. Конечно, сво­ бодного времени мало, но тем оно ценнее. В выходные часто хожу в кино. Последнее вос­ кресенье был в краеведческом музее. Люблю отдых на при­ роде. Летом на мопеде езжу на рыбалку, хожу за грибами. Иногда бываю на молодежных вечерах во Дворце культуры или в ди скотеке, которую на. ши комсомольцы организовали в кафе « Липчаива». Не знаю, как Кто, а я счи­ таю, что работать, да еще учиться йо этой же Специаль­ ности интересно и полезно. З А Ш Т У Р В А Л О М Пять лет прошло с тех пор, как студенты машшюсгрон- тельного факультета Липецкого политехнич еского института выступили с инициативой соз­ дать свой отряд механизаторов для участия в уборке урожая в хозяйствах. Она была одоб­ рена обкомом В ЛКСМ, нашла поддержку в других . учебных заведениях. Все эти годы студенты ЛПИ в жаркую летнюю страду ра­ ботали на полях области. В последнем трудовом семестре их сводный отряд насчитывал более 160 молодых механиза­ торов. Помощь их весьма ощутима. Только в 1980 году ими скоше­ но сельскохозяйственных куль­ тур на площади 2670 гектаров, намолочено 25,5 тысячи цент­ неров зерна, проведены поле­ вые работы на площади 3,5 тысячи гектаров, перевезено 3180,, тони сочных кормов, от­ ремонтировано немало сель­ скохозяйственной техники. Многие бойцы отряда пока­ зали образцы работы. В. Сури­ ков в совхозе «Казанский» Тербунекого района намолотил около четырех тысяч центне­ ров зерна и в соревновании механизаторов хозяйства занял третье место. В числе лучших на уборке урожая по праву 'называли студентов — з сов­ хозе «Боринский» А. Шумили­ на, на Липецкой опытной сельскохозяйственной станции В. Пожидаева, в совхозе «Двуреченский» А. Шелягияа. Работа в отряде «Жатва» и самим студентам дает очень много: возможность глубже познать технику, нужды сель­ ского хозяйства, учит ценить труд тех, кто растит хлеб, вос­ питывает коллективизм. Она немало помогает также в изу­ чении специальных предметов, выполнении курсовых проектов, научных работ. Но было бы неверно считать, что все вопросы организации летнего трудового семестра на­ шим отрядом уже решены. Де­ ло это кропотливое, тем более, что каждая новая страда несет свои сложности. Есть они и у нас, и не все порою мы можем разрешить только своими си­ лами. . Отряд «Жатва» формируется в основном за счет студентов первого и второго курсов ма- шиностро ительного факульте- та. Как я уже отмечал, он на­ считывает более 160 бойцов. Конечно, это немало. Но, учи­ тывая острую потребность хо­ зяйств в механизаторах, мы считаем, что наш студенческий отряд МОЖНО II нужно УВС ЛИ- чить. И он пополни тся. В ны­ нешнем году в уборке урожая примут участие не только но­ вички, но и «ветераны» — сту­ денты четвертого курса фа­ культета. Такое решение они приняли сами. У кнх уже есть опыт участия в «Жатве», и для тех, кто впервые сядет за штурвал комбайнов, они ста­ нут наставниками. Подготовку к будущему ле­ ту мы ведем с начала учеб­ ного года. Базой для обучения стало Октябрьское СЩУ-8 Усманского района. За счет ча­ сов практики'студенты каждую неделю на один день выезжают в училище. Они Проходят Пол­ ный курс подготовки механиза­ торов широкого профиля ПО 280-часовой программе. Поми­ мо теоретических занятий, на учебном полигоне СПТУ-8 первокурсники осваивают прак­ тическое вождение гусеничных и колесных тракторов. В мае состоятся *экзаме«ш, Студенты, успешно сдавшие их, получат удостоверения тпахТоцйсга- мйшитшетё третьего класса с правок работы Я на комбайнах. Студенты второго_курса спе­ циальности «Автомобиль и ав­ томобильное хозяйство» про­ ходят обучение й Липецком ГПТУ- 19. Пройдя теоретиче­ ский курс автомобиля и прак­ тически освоив его вождение* изучив правила уличного дви­ жения, они также после сдайи экзамена получат удостовере­ ния водител я-лрофессйонада третьего класса. Как будто, подготовка ве­ дется широкая, планомерная. Однако практика нашей рабо­ ты на полях хозяйств области показала, что «е все студенты, прошедшие курс обучения при СПТУ-8, умеют хорошо водить трактор, $ большинство и ра­ ботать ва комбайне. Миё ду­ мается, целесообразнее было бы сейчас Увеличить объем практических занятий. Ведь, когда мы приезжаем на Убор­ ку урожая в то или иное хозяйство, времени «а освое­ ние техники нет. Надо заранее хорошо овладеть всеми навы­ ками Рождения, УМёть своими силами провести несложный ремонт. Учиться всему э то м у нужно в зимнее врем*-. Ду­ маю, что штабу ССО есть над чем поработать. У отряда много и других проблем. Одна нз них — слож­ ность созданий коллектива за такой короткий срок, когда студенты работают механиза­ торами в хозяйствах области. Поэтому мы стремимся форми­ рование отрядов проводить иеиосредствешго в 'учебных группах. * Недостаточное внимание от­ рядам механизаторов уделяют зональные штабы ССО. Призе- ду такой пример. Наша об* лесть систематически испыты­ вает нехватку механизаторов как в период уборки, так и вспашки зяби, сева озимых. А бойцов отряда, детом работав­ ших в хозяйствах, осенью по­ чему-то НаправДяЮт в Сой- доз «Агроном» убирать яблоки. Конечно, разумнее было бы к в это время использовать нх на механизаторской работе. В последнее время нз наших студентов - машиностроителей создана специальна^ бригада, которая оказывает значитель­ ную помощь Липецкому трак­ торному заводу в и спытании новой техники. Однако хоте­ лось бы, чтобы наши студен­ ты не только участвовал я в этих работах, но и привлека­ лись бы к теоретической и практической разработке но­ вых моделей тракторов. Для нас, как будущих инженеров, это было бы очень полезно. Нет пока широких связей между комитетами комсомола Липецкого тракторного завода И нашего ин ститута, хотя V них есть немало общих Вопросов в связи с тем, что наши студен­ ты проходят на . предприятий практику. Отряды механизаторов, кро­ ме нашего вуза, существуют также в сельскохозяйственных техникумах й сельских ПТУ области* Правда, по сравнению с нашим они рока малочислен­ ны. Их надо расширять. С тем, чтобы улучшать ру­ ководство студенческими отря­ дами механизаторов, сделать его более* оперативным, на мой взгляд, пришла пор» подумать о создании областного штаба студенческих отрядов механи­ заторов. иадслив его правами зонального штаба ССО. По примеру других областей можно и нужной летнее время создавать студенческие убо- рочцо-тра*нспортпые комплек­ сы. 6 комплексе обычно бы­ вает ряд звеньев: три убо­ рочных, оснащенных комбайна­ ми «Нива» и «Колос», тран­ спортное, звено подготовки по­ лей, техобслуживания и ремон­ та. В течение июля-сентября уборочно-транспортный комп­ лекс проводит весь цикл сель­ скохозяйственных работ. Та­ кие молодёжные объединения в нашей области можно соз­ дать на базе районных подраз­ делений «Сельхозтехники», в крупных технически оснащен­ ных совхозах. Как ц все советские люд», бойцы отряда механизаторов «Жатва» сейчас обсуждают проект ЦК КПСС к XXVI съезду партии «Основные йа- правления экономического я социального развития СССР на 1981—1985 годы и на пе­ риод до 1990 года». И нам бы очень хотелось, чтобы в нем нашло отражение такое поже­ лание: промышленные и сель­ скохозяйственные предприятия должны планировать прием студенческих строительных я механизаторских отрядов, проявлять должную заботу об их размещении и питании, обес­ печении техникой, способство­ вать рациональной организации их труда. Д. ИЕВЕЖИН, студент III курса машино­ строительного факультета Липецкого политехнич еского института, командир отряда «Жуваа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz