Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
ТРУД —ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ ж и з н и П ройдет пять месяцев с небольшим, и в школах прозвенит традиционный последний звонок. В жизнь войдут сотни юношей и девушек, целое поколение молодых людей. И пе ред каждым встанет роПрос, важнее которого, пожалуй, нет в этом возрасте — кем быть, какую дорогу избрать в ж из ни! Вопрос, действительно, важный, и не только для школьни ков. Невиданными темпами развивается экономика нашей страны—растет число промышленных предприятий, предприя тий сферы обслуживания, на индустриальную основу пе реводится сельское хозяйство, огромен размах промышлен ного и жилищного строительства. . Много славных трудовых свершений на счету советских людей, ко о«Це более грандиозны планы одиннадцатой пяти летки. Их успешное осуществление зависит, главным обра зом, от того, кто завтра придет на заводы и фабрики, поля и стройки.' Иными словами, успех—в руках тех самых моло дых людей, кто пока учится, сидит за партой в школе или профессионально-техническом училище. Успех будет определен уровнем нх профессиональной квалификации, сте пенью их гражданской зрелости. Вот почему вопрос, каза лось бы; личный — «кем быть!» перерастает в проблему большой общественной значимости. Мы не мож ем не заметить того отрадного факта, Как вы рос в последние годы престиж рабочей профессии. Все больше юношей и девушек получают ее в учебных заведе ниях профтехобразования, встают к станкам, садятся за руль трактора, за штурвал комбайна, идут в ж ивотноводст во. Этот перелом в отношении к рабочим профессиям — итог большой работы, проведенной в десятой пятилетке пар тийными и советскими органами, работниками народного и профессионально-технического образования совместно с производственными коллективами. В последние годы была существенно укреплена учебно-ма териальная база трудового обучения, .что, в свою очередь, позволило развивать многие эффективные формы воспита ния рабочей смены. Сегодня сотни юношей и девушек в городах и селах знакомятся с самыми разнообразными НАЧИНАЕТСЯ С МА ЛОГО Примеры дет ского трудолю бия. Их великое множество можно найти в буднях школь ной жизни. Вот первоклассни ки. Из разных семей пришли они в школу, и замечаешь этб не только по тому, как они читают, пишут... ...Встречая ребят перед уро- . нами в вестибюле, я нередко наблюдаю, как семилетняя Ан-' Жушка сама старается Пра вильно повесить пальто, ров ненько поставить обувь, не пройдет и мимо упавшей чу жой шубки — обязательно поднимет и повесит так же ак куратно, как и свое пальто. Но всему видно, не чурается тру да эта девочка. Да и на уро ках сама старается решать любой сложности пример. Тру долюбивый, упорный, самосто ятельный человек уже угады вается в этой первокласснице. ...А как интересны ребячьи поделки, которые экспониру ются на выставках детского творчества! Здесь по-иному от крываются даже те ребята, о которых, казалось бы, знаешь почти все. Наша девятикласс ница Наташа Астрелина — учится на «отлично», увлекает ся спортом, прекрасно играет ка баяне, а вот еше, оказыва ется, любит она шить и вязать. Искусно вяжет и Лена Зуба рева. Про Лену и Наташу мы мо жем сказать, что любовь к труду привили им школа и се мья. Ну, а в случае с перво классницей Аннушкой? Кто ей- то привил первые трудовые на. выки? Думается, двух мнений быть не может. Конечно, се мья, родители. Хочу рассказать об одной из таких семей. Это было четыре года на- 4«>зад, в день 8 Марта. Своеоб разно поздравил меня тогда Коля Иловайский, подарил ма ленького пингвиненка, которого сам сделал. Игрушка была вы. полнена так искусно, что по разила не только меня — по глазам ребяг было видно, они только и ждали перемену, что бы рассмотреть ее Получше, расспросить одноклассника, как ему удалось смастерить такое чудо. Коля охотно и серьезно де лился с друзьями своими «се кретами». А" я подумала, чтб этот успех с ним сегодня не зримо делит вся его семья, в первую очередь, отец и мать. Мама, Галина Петровна, ра ботает расчетчицей на швейной фабрике, она — на все руки мастерица: с удовольствием кулинарит, шьег, вяжет, выщи- .вает. Стали подрастать ее ®а-- лышн Коля и Володя — она с трех лет начала и им приви вать вкус к рукоделию. Не за метил, как увлекся домоводст вом и папа, Юрий Павлович Иловайский, главный механик швеййой фабрики. С простень ких игрушек начинали ребя тишки, а позже с родителями мастерили уже украшения на новогоднюю елку, костюмы к школьному бал-маскараду. А однажды в день своего рожде ния получила Галина Петров на от одного нз сыновей свя занный им красивый и теплый шарф. Давно не делят в этой дружной и трудолюбивой се мье заботы на «взрослые» и «детские», все вершат вместе. Незаметно, тонко, без крика и назиданий помогают При этом сыновьям отец и мать. Вместе готовят, накрывают на стол— весело делают это, с шутками. И не с таких ли мелочей на чинается правильное отноше ние к труду, в «любом его про явлении? Если братья Иловай ские дежурят в классе, за чи стоту и порядок можно ру чаться. Без напоминаний, охот но каждый из них и пол тща тельно вымоет, и цветы польет. О многом говорит и внешний вид этих подростков: они всег да подтянуты, аккуратны. С раннего детства знают маль чики цену труда, вложенного в каждую вещь. В такой же семье, с устояв шимися трудовыми традиция ми, вырос и Сергей Никитин, десятиклассник, мой сосед по лестничной площадке. У него по всем предметам отличные оценки. Поинтересовалась я однажды — какие же уроки самые любимые? И нисколько не удивилась, когда юноша на. звал среди- других урок труда. Любит он,, знаю, занятия в ма стерской. Но дело не только в этом. Сергей с ранних лет вос питан На уважении к труду. В школьной анкете он при знался, что обязан этим отцу. Олег Егорович Никитин может не только электропроводку починить, прибить полочку, от ремонтировать телевизор, но и не гнушается, казалось бы, чи сто венских забот. Так вос питывай В своего сына. Отто- го-то у Сергея в руках всякое дело спорится, с душой он вы. полняет любое поручение и дома, и в школе. Сейчас мож но уверенно сказать — вырос трудолюбивый, отзывчивый че ловек. А все начинается с малого... Л. ПАШКОВА, учительница Грязинской средней школы № 4. ТОЛЬКО ФАКТЫ В последние годы многие школы области накопили немалый опыт профориен тационной работы с учащи мися в начальных классах, где, как известно, заклады ваются основы трудового обучения и воспитания. Ин тересно и на высоком ме тодическом уровне прово дят занятия учителя А. Е. Федюнина из Старо-Копы- ловской начальной школы Лебедянского района, Л. К. Демина — из Хмельницкой Елецкого, Л, Н. Никуличев из Косыреоской Липецкого районов. * ж * Учителя Г. В. Гаврилова из Липецкой средней шко лы № 44, И. В. Соловьева из Лебедянской средней школы N2 1, В, К. Кастор- ных из Ивановской Елецко го района проводят кон курсы на лучшую самодел ку. Это вносит в занятия элемент соревнования, по вышает прилежность, уче ников. Лучшие поделки ре бят отбираются на выстав ки, которые обычно при урочиваются к праздникам, родительским собраниям. В. СТЕЦЮК. профессиями ш„ учебных цехах и на участках базовых пред приятий, к мастерских, школьных бригадах, учебно-произ водственных комбинатах, в трудовых объединениях старше классников. Крепче стало содруж ество педагогических и производственных коллективов. В школы и ГПТУ пришло не‘ мало передовых производственников, ставших чуткими и умелыми наставниками подростков. В десятой пятилетке бы ли введены новые учебные программы в школах и системе профтехобразования, немало сделано по повышению квали фикации учителей труда. В эти дни, когда в стране широко обсуж дается проект ЦК КПСС к XXVI съезду партии, хотелось бы заострить внимание на резервах, которых еще немало в нелегком и сложном деле трудовой подготовки молодеж и. Не все педа гогические коллективы до конца используют тот богатый ар сенал средств, которым владеет современная школа. Сле дует усилить политехнические начала в преподавании основ ных предметов, более разнообразно и содерж ательно про водить внеклассные мероприятия. Знания, чуткость и такт — именно эти качества сегодня особо необходимы педагогу, занимающемуся профессиональной ориентацией. Следует внимательнее изучать жизненные устремления, способности, интересы воспитанников и ,, беря в союзники семью, стре миться тонко воздействовать на формирование у ребят ува жения к рабочей профессии, к человеку-труж енику. Наше общество заинтересовано в том, чтобы профессио нальные устремления выпускников совпадали с потребно стями народного хозяйства в кадрах. И поэтому следует с самого раннего возраста, еще в семье, прививать ребенку первые трудовые навыки, всемерно развивать их в школь ные годы, помогать молодому рабочему делать первые са мостоятельные шаги на производстве. Только тогда можно сказать уверенно, что нами сделано все для правильного определения юношами и девушками своего места в жизни. Сегодняшняя Страница, подготовленная внештатным отде лом школ «Ленинского знамени», посвящена трудовому вос питанию молодеж и. Липецкий учебно-производ ственный комбинат стал хорошей базой для трудового обучения школьников областного цент ра. В его мастерских учащиеся с удовольствием овладевают профессиями швеи, токаря, фрезеровщика, столяра й многими другими. На снимке: в одной из мастерских учебно-производственного комбината. На втором плане справа — мастер производствен ного обучения токарей по металлу Виктор Иванович Новохат- ский. Окончив Липецкий машино строительный техникум, он работал на тракторном заводе. В учебно-производственный комбинат пришел по собственному желанию, любит и умеет работать со школьниками, является хорошим наставником их. Фото В. Базылева. Н А С Т А В Н И К И У Ч Е Н И К Экспериментальный цех Липецкого тракторного завода. Его продукций — новые модели тракторов, усовершенство ванные машины серийного выпуска. Слож ная техника, современное оборудование... Сама спе цифика производства цеха требует умелых рук, специаль ных знаний. Но, бывая в экспериментальном, всегда отмеча ешь — работают здесь не только кадровые рабочие. Больше половины — молодеж ь до тридцати лет. . Приобретать мастерство юношам и девушкам помогает хорошо развитое в коллективе движ ение наставничества. Юрнй Чернышов пришел в цех немногим более года На зад .Что успел он в своей трудовой жизни за это время! На этот вопрос Юра ответил: «Многого бы не успел, если бы Не наставник, мастер цеха, коммунист Б. Д. Овсянников». Борис Дмитриевне — не просто наставник, он носит звание «Лучший наставник министерства». ВОт мм и решили: пусть и мастер, и ученик расскаж ут сегодня О Себе, О том, как встре«Ммот в Цехе молодеж ь, кай помогают Юношам пройти Путь становления рвбочегб. В. Д. Овсянников: «В НАШЕЙ М ЕЛ О Ч ЕЙ РАБОТЕ Н ЕТ» Работа в нашем цехе такая, что просто необходимо быть станочником -универсалом. Ко* нечно, это под силу не каж дому, поэтому вовсе , не Хочу сказать, что, уж если к нам молодые приходйт, то непре менно каждый остается. Ухо дят, есля чувствуют, что не »х это дело. Отмечу а другое — среди части кшошей ;') девушек распространен, я бы сказал, несколько •снисходительней взгляд на нашу профессию. Не знаю, в чем тут соль. Вспоми най? свою молодость, пятидеея. тыс годы — тогда быть ста ночником считалось почетно, значительно, А теперь... Не сказались ля родительские опа сения; «Ты что, хочешь всю жизнь у станка простОйТь?». Сейчас парни охотнее идут в слесари, тракторисТьинсТшта- тела. Но, выбирая подчас болеё высокую зарплату, парень не учитывает,, например, такой стороны, как однообразие тру да. Нередко,, проработав год, он приходит снова к нам. На ша задача, задача наставни ков, помочь утвердйтьей имен но В правильности выбора про фессии. А это возможно лишь тогда, когда твой ученик уви дит краСоту труда. Чувствуете, какие высокие материи? Но, я уверен, что без такого отношения, такого на строя нельзя браться за вос питание молодого рабочего. Поэтому наставничество у нас в цехе считается делом почет ным. Лучшие по производ ст венным показателям, по педа. готическим способностям, по нравственным качествам стано вятся наставниками. Утверж дается эго звание на совмест ных заседаниях цехкома, парт бюро с участием начальника цеха, секретаря комсомольской организации. . Исходя из опыта, мы ввела в цехе своеобразный испыта тельный срок. Наставник и ученик две-три недели должны поработать бок о бок, и толь ко тогд|, когда они хорошо узнают друг друга , ощутят, что они «психологически сов местимы», цеховой совет на ставников утверждает их «До говор рабочей дружбы»— так мы его назвали. В нем опреде ляются обязательства воспита теля и ученика друг, перед другом, трудовые показатели, участие в общественных делах коллектива, повышение профес сиональной квалификации... Приходят к нам разные ре бята. С одним—никаких хло пот: все схватывает налету, трудолюбив, дисциплинирован, общителен. С другим иной раз и за голову возьмешься. Га даешь: то ли в нем детства еще через край, то лй пе той «взрослости» уже нахватайся. Опаздывает, а то и вовсе про гуливает, что поручишь, — де лает через ПСнь-кблоду. По пробуй, бтШця брйчяйу! Ищешь: в семье, ив улице, в кругу его друзей... Вот, напри мер, один из Моих учеников стал пропускать занятий в .тех никуме. Исчезал по Вечерам неизвестно куда. Стал озлоб ленным каким-то, угрЮмым, Не раз разговаривал с его ма терью, с ним. А узнал причи ну от его друзей. Оказалось, переживает паренек появление В доме отчима. Мы мйбго раз беседовали потом с вдш о жизни, семье. Постепенно ои успокоился, увлекся работой, учебой. А вот другой случай. Пар нишка только чтб пришел к нам й вдруг не вышел не ра боту. Нет его день, другой. Пошел к нему домой, а оя чуть не в слезы: «Не пойду в цех, стыдно!» Оказываете», в первый-то день оп проспал. Не услышал звонка буДмльйн- ка. Уговорил его, обещал, что в цехе никто не узнает. Никто н не узйал. Вот так, приходят несмыш ленышами, а становятся до стойными уважений людьми. Думаю, не обидитей на ценя Виктор Иванович Скворцов, если напомню ёг6 юность. Пришел ко мне еще семнадца ти не исполнилось. Даля ему место в общежитии, пошел учиться в школу рабочей мо лодёжи. А тут появились раз ные «друзья», и не до учебы стало. Пришлось нам с ним Поработать. Когда ушел в ар мию, переписывались. Однаж ды в письме попросил рекомен дацию для Вступления в члены партии. Я дал ему рекоменда цию. После службы в армий Виктор вернулся на завод, за кончил техникум, работал ма- 4стером. А сейчас он — стар ший мастер, сам — наставник молодежи. В цехе у нас больше Парней, чем девушек, поэтому часты проводы в армию. Переписывав емся с молодыми солдатами, бываем в курсе их службы. А после службы всем цехом встречаем. Большинство к нам возвращаются — на свои ра бочие места. Недавно верну лись слесари Александр Алту хов, Геннадий Рогатовский, электросварщики Владимир Кладов, Анатолий Морозов... Мы считаем особенно важ ным укрепление стабильности коллектива. В Этом, есть и за слуга наших цеховых настав ников. И еще одну ‘особенность в нашем Общественном поруче нии. хотелось бы подчеркнуть. Сам наставник, какими бы прекрасными качествами т обладал, должен постоянно учиться. Сейчас ребята прихо дят к нам совсем не такие, как, скажем, лет пятнадцать назад. Они грамотнее^ йо ра ботать с «имя не просто. ВО- первых, у большинства нёт трудовых навыков, во-йторых, сложнее стал Их рнутрёйййй мир. Без знаний пеДагОгикя, психблогйй не обойтись. Эта знаний даСТ нам система обу чения на заводе, пройде ёсего — народный университет на ставников. Занятия в нем -~ лекцни, семинары, практикумы, встречи, обсуждение книг И кинофильмов — не Позволяют нам работать Вслепую. Прово дят их опытные Педагоги, со. циолога, юристЫ, ййстайийкй, руководители- производства. Большое мачшйе для моло дых рабочих имеет участие в социалистическом сОреВнОйа- ни«. ребята до восемнадцати лет берут индивидуальные обя зательства, «тоги вЫпСшгенйй которых подводятся отдельно. Разработана система мер по ощрения победителей. Сейчас подростки наравне со старши ми участвуют в соревнований Под девйЗОМ «План двух меся це» к открытий XXVI Съез да Партии!». Работая наставником, не рва убеждался, КаК велико значе ние поощрения молодых. У нас В цехе стали традиционны ми такие формы, как торжест венное Посвящение в рабо чие, вручение паспортов, по здравление с днем рождения, с первой получкой. Ведь эти события происходят только одни раз в жизни и надо, что бы они запомнились невСёГДа. Поощряются и наставники. Это и почетные звания «Луч- шйй наставник» цеха, завода, отрасли, Почетные грамоты, денежные премии а ценные подарки. ,Нё сделаю открытия, сказав, что Главное в работе с людь ми — внимание к ним. И вся наша работа направлена на то, чтобы молодой человек осо знал свою необходимость и от ветственность перёД общест вом зй все, чТО Ой ДВлает. В Этом вопросе мелочей нет. Здесь и строжайшее соблюде ние законодательства, охраня ющего труд подростков и аре. доставляющего им льготы, К своевременное повышение раз рядов. Бот, например, если мы с Юрой Чернышовым догово рились получить третий раз ряд, то добьемся этого. А Ведь Пришел он к нам совсем маль чишкой, трудно привыкал к дисциплине. Теперь выполняет й даже Перевыполняет норму, учится. Да лучше пусть Ой сам б се бе расскажет. Юрий Чернышов: «В ЦЕХЕ М НЕ НРАВИТСЯ» нЙ? Посте восьмого класса шяя понта работать. Ку/ ТЯКогО вопроса не возникало. КонеЧнЮ, На тракторный. Па Этом заводе трудится почти *сй моя семья: отец, мать, старшая сестра, старший брат. Мой отец, Александр Ивано вич, работает выбивальщиком ш фасонной итейном цехе. Оя— передовик Производства, не раз награждался Почётными гра мотами. , Дома у нас всегда много говорили о заводе, рассказыва ли каждый о своем цехё. Мо жет быть, ЭТО ПОВЛИЯЛО на мой выбор, а, может то, что люблю технику, работу е ме таллом. После восьмилетки вместе о десятью своими одноклассни ками сразу же поступил в 8с- черний. Липецкий механиче ский техникум, сейчас учусь на втором курсе. Идти на работу в экспери ментальный посоветовал отеЦ. Встретили менй хорошо, йрк4- зали цех, рассказали, что здесь делают. Понравилась мне ра бота слесаря. Первый мой на ставник профессии учй Л до При своения первого разрйда. Потом стал работать самостО- ятельно. И вот, казалось бы,, что всё у меня в порядке,'а тут й на чались длй Меня трудйбстнГ.' Ес ли по-честному, свалившиеся На меня «взрослые» обязанно сти не сразу оказались ПО' плечу, нё был готов к такой ответственности: есть задание — выполняй, умей рассчитать свое время сам, успеть в срок... Даже старался Кое-ког да увильнуть от дела, с друзь ями поболтать У нас одно вре мя не было мастера, Поэтому и контроля строгого за Моей работой не было. А пбтом Назначили к вай мастером Бориса Дмитриеви ча Ойсянмйкоёа. Ну, думаю, будет йодгбмять, покрикивать. Но оя не подгонял, а как-то всегда оказывался рядом, ес ли Что-то у меня не получа лось. Подойдет, станет рядом, и мы разбираемся вместе, где не так, й чего Я ещё не знаю. Борке Дмитриевич — мой наставник, мы заключили с ним «Договор рабочей друж бы». Теперь я по-другому от ношусь к делу, больше знаю ж больше умею, Поэтому рабо тать стало интересней. Я, ко нечно, не хочу сказать, что так уж быстро «Перевосшугался». Сам вИЖу свой недостатки. Но теперь считаю, что главное—- самому за себя отвечать. В НаШем цехе мне нравятся. Много молодежи, почти все учатся В техникуме, В вечер них школах и институтах. Мой наставник владеет не сколькими специальностями — зуборезчик,, слесарь, фрезеров щик, шлнцешлнфовщнк. Мне бы хотелось работать так же, как он, спокойно» уверенно. Но до этого пока далеко: что- то не Получается, я начинаю спешить, суетиться... В цехе Бориса Дмитриевича все уважают. Если он делает, замечание, то по существу, н так, что не обидно. Нашего мастера уже много' лет подряд избирают предсе дателем цехкома. Это говорит о его отзывчивости и добром от ношении к людям. А еще он депутат Левобережного рай совета.. Я скажу так: случись у ме ня неприятность, даже если бы об этОм больше никто не знал, я расскажу о ней своему на ставнику, Потому что знаю — он поможет. Недавно мне присвоен вто рой разряд. Борне Дмитриевич помог мне подготовиться, во время сдать экзамен. Впереди — третий разряд. А в буду щем ~ служба в армии, окон чание техникума, и дальше В институт. Хочу стать инжене ром. Вообще я своей жнзныб до волен: днем — работа, вече ром учеба. Конечно, сво бодного времени мало, но тем оно ценнее. В выходные часто хожу в кино. Последнее вос кресенье был в краеведческом музее. Люблю отдых на при роде. Летом на мопеде езжу на рыбалку, хожу за грибами. Иногда бываю на молодежных вечерах во Дворце культуры или в ди скотеке, которую на. ши комсомольцы организовали в кафе « Липчаива». Не знаю, как Кто, а я счи таю, что работать, да еще учиться йо этой же Специаль ности интересно и полезно. З А Ш Т У Р В А Л О М Пять лет прошло с тех пор, как студенты машшюсгрон- тельного факультета Липецкого политехнич еского института выступили с инициативой соз дать свой отряд механизаторов для участия в уборке урожая в хозяйствах. Она была одоб рена обкомом В ЛКСМ, нашла поддержку в других . учебных заведениях. Все эти годы студенты ЛПИ в жаркую летнюю страду ра ботали на полях области. В последнем трудовом семестре их сводный отряд насчитывал более 160 молодых механиза торов. Помощь их весьма ощутима. Только в 1980 году ими скоше но сельскохозяйственных куль тур на площади 2670 гектаров, намолочено 25,5 тысячи цент неров зерна, проведены поле вые работы на площади 3,5 тысячи гектаров, перевезено 3180,, тони сочных кормов, от ремонтировано немало сель скохозяйственной техники. Многие бойцы отряда пока зали образцы работы. В. Сури ков в совхозе «Казанский» Тербунекого района намолотил около четырех тысяч центне ров зерна и в соревновании механизаторов хозяйства занял третье место. В числе лучших на уборке урожая по праву 'называли студентов — з сов хозе «Боринский» А. Шумили на, на Липецкой опытной сельскохозяйственной станции В. Пожидаева, в совхозе «Двуреченский» А. Шелягияа. Работа в отряде «Жатва» и самим студентам дает очень много: возможность глубже познать технику, нужды сель ского хозяйства, учит ценить труд тех, кто растит хлеб, вос питывает коллективизм. Она немало помогает также в изу чении специальных предметов, выполнении курсовых проектов, научных работ. Но было бы неверно считать, что все вопросы организации летнего трудового семестра на шим отрядом уже решены. Де ло это кропотливое, тем более, что каждая новая страда несет свои сложности. Есть они и у нас, и не все порою мы можем разрешить только своими си лами. . Отряд «Жатва» формируется в основном за счет студентов первого и второго курсов ма- шиностро ительного факульте- та. Как я уже отмечал, он на считывает более 160 бойцов. Конечно, это немало. Но, учи тывая острую потребность хо зяйств в механизаторах, мы считаем, что наш студенческий отряд МОЖНО II нужно УВС ЛИ- чить. И он пополни тся. В ны нешнем году в уборке урожая примут участие не только но вички, но и «ветераны» — сту денты четвертого курса фа культета. Такое решение они приняли сами. У кнх уже есть опыт участия в «Жатве», и для тех, кто впервые сядет за штурвал комбайнов, они ста нут наставниками. Подготовку к будущему ле ту мы ведем с начала учеб ного года. Базой для обучения стало Октябрьское СЩУ-8 Усманского района. За счет ча сов практики'студенты каждую неделю на один день выезжают в училище. Они Проходят Пол ный курс подготовки механиза торов широкого профиля ПО 280-часовой программе. Поми мо теоретических занятий, на учебном полигоне СПТУ-8 первокурсники осваивают прак тическое вождение гусеничных и колесных тракторов. В мае состоятся *экзаме«ш, Студенты, успешно сдавшие их, получат удостоверения тпахТоцйсга- мйшитшетё третьего класса с правок работы Я на комбайнах. Студенты второго_курса спе циальности «Автомобиль и ав томобильное хозяйство» про ходят обучение й Липецком ГПТУ- 19. Пройдя теоретиче ский курс автомобиля и прак тически освоив его вождение* изучив правила уличного дви жения, они также после сдайи экзамена получат удостовере ния водител я-лрофессйонада третьего класса. Как будто, подготовка ве дется широкая, планомерная. Однако практика нашей рабо ты на полях хозяйств области показала, что «е все студенты, прошедшие курс обучения при СПТУ-8, умеют хорошо водить трактор, $ большинство и ра ботать ва комбайне. Миё ду мается, целесообразнее было бы сейчас Увеличить объем практических занятий. Ведь, когда мы приезжаем на Убор ку урожая в то или иное хозяйство, времени «а освое ние техники нет. Надо заранее хорошо овладеть всеми навы ками Рождения, УМёть своими силами провести несложный ремонт. Учиться всему э то м у нужно в зимнее врем*-. Ду маю, что штабу ССО есть над чем поработать. У отряда много и других проблем. Одна нз них — слож ность созданий коллектива за такой короткий срок, когда студенты работают механиза торами в хозяйствах области. Поэтому мы стремимся форми рование отрядов проводить иеиосредствешго в 'учебных группах. * Недостаточное внимание от рядам механизаторов уделяют зональные штабы ССО. Призе- ду такой пример. Наша об* лесть систематически испыты вает нехватку механизаторов как в период уборки, так и вспашки зяби, сева озимых. А бойцов отряда, детом работав ших в хозяйствах, осенью по чему-то НаправДяЮт в Сой- доз «Агроном» убирать яблоки. Конечно, разумнее было бы к в это время использовать нх на механизаторской работе. В последнее время нз наших студентов - машиностроителей создана специальна^ бригада, которая оказывает значитель ную помощь Липецкому трак торному заводу в и спытании новой техники. Однако хоте лось бы, чтобы наши студен ты не только участвовал я в этих работах, но и привлека лись бы к теоретической и практической разработке но вых моделей тракторов. Для нас, как будущих инженеров, это было бы очень полезно. Нет пока широких связей между комитетами комсомола Липецкого тракторного завода И нашего ин ститута, хотя V них есть немало общих Вопросов в связи с тем, что наши студен ты проходят на . предприятий практику. Отряды механизаторов, кро ме нашего вуза, существуют также в сельскохозяйственных техникумах й сельских ПТУ области* Правда, по сравнению с нашим они рока малочислен ны. Их надо расширять. С тем, чтобы улучшать ру ководство студенческими отря дами механизаторов, сделать его более* оперативным, на мой взгляд, пришла пор» подумать о создании областного штаба студенческих отрядов механи заторов. иадслив его правами зонального штаба ССО. По примеру других областей можно и нужной летнее время создавать студенческие убо- рочцо-тра*нспортпые комплек сы. 6 комплексе обычно бы вает ряд звеньев: три убо рочных, оснащенных комбайна ми «Нива» и «Колос», тран спортное, звено подготовки по лей, техобслуживания и ремон та. В течение июля-сентября уборочно-транспортный комп лекс проводит весь цикл сель скохозяйственных работ. Та кие молодёжные объединения в нашей области можно соз дать на базе районных подраз делений «Сельхозтехники», в крупных технически оснащен ных совхозах. Как ц все советские люд», бойцы отряда механизаторов «Жатва» сейчас обсуждают проект ЦК КПСС к XXVI съезду партии «Основные йа- правления экономического я социального развития СССР на 1981—1985 годы и на пе риод до 1990 года». И нам бы очень хотелось, чтобы в нем нашло отражение такое поже лание: промышленные и сель скохозяйственные предприятия должны планировать прием студенческих строительных я механизаторских отрядов, проявлять должную заботу об их размещении и питании, обес печении техникой, способство вать рациональной организации их труда. Д. ИЕВЕЖИН, студент III курса машино строительного факультета Липецкого политехнич еского института, командир отряда «Жуваа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz