Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
•«V Д О Б Р Ы Е В Е Т Р Ы «Здравствуйте, уважаемый Валерий Гаврилович! Вот так, вроде незаметно, минул год моей солдатской службы. В последнее время все чаще за думываюсь, куда подаваться после армии. Решил так: нече го искать счастья в чужих кра ях, вернусь в родное село». Директор лебедянского сов хоза « К ультура» В. Г. Самоду ров еще раз пробежал глазами исписанный размашистым по черком тетрадный листок и не вольно вспомнил, как минув шей осенью провожали Сергея Кантеева в армию. Жил парень без родителей, и провожали его на сл ужбу всем миром. И сей час из хозяйства ид ут в часть то праздничные открытки, а то и денежные переводы... В дверь кабинета заглянул парторг А. И. Печенкин. *— Не забыл, Валерий Гаври лович? Сегодня в семь... Нет, директор не забыл... Да и как забыть такое событие: ведь торжественный вечер по священия в рабочие проводил ся в совхозе впервые. И первый блин, вопреки поговорке, вышел нс комом. Молодые парни, не много скованные в штатских костюмах — большинство толь ко на днях из армии — сидели на самом почетном месте в сельском кл убе и выглядели именинниками. Конечно же, пришли и ветераны, чтобы дать молодым наказ работать на родной земле так же, как рабо тали ойи — честно и добросо вестно. На др угой день в хо зяйстве только и разговоров было, что об этом вечере... И посвящение в рабочие, и торжественные проводы в ар мию, и переписка с воинами— все это для совхоза пока в ди ковин ку. Заводить такие тради ции начал новый директор, возглавивший хозяйство два с половиной года назад. «Беспо койный. человек» — так Отозвался о нем в разговоре один на животноводов и, дума ется, очень точно подметил ос новную, черту характера В. Г. Самодурова. Начал директор со строитель ства жилья. Совхоз « К ульту ра» — хозяйство крупное, но в последние годы заметно обез людевшее. В отделении имени 1 Мая,- например, которое по площади Пашни--с-иной колхоз, механизаторов было по паль цам пересчитать. Ясно, что и хозяйство хромало на обе но ги. Поэтому одной из основных задач, которые наметил для свиноводство. Оно тоже претер пело изменения: за короткий срок были полностью реконст руированы два свинарника. Ре- себя В. Г. Самодуров, возгла- зультат не заставил себя ждать: вив совхоз, стало закрепление общее валовое производство кадров. Н у, а будет жилье, бу- привеса возросло вдвое. Р е дут м кадры — жизнь не р^з конструкция позволила, увели- доказывала эту простую исти- чить поголовье свиней почти до ну. Уже в 1980 год у хозспосй- 10 тысяч, что в полтора раза бом было построено пять квар. превышает проектн ую мощ- тир, а нынче — еше 1 3. Бук- ность совхозных ферм. Ну, а в вально на глазах начал менять ся облик центральной усадьбы совхоза, которую украсили ак куратные кирпичные дома. Ключи от новых квартир в первую очередь получили моло дожены. И за ними дело не стало: только за последнее вре мя в хозяйстве отзвенело шесть свадеб. А одновременно моло дые шоферы и механизаторы том, как изменились условия труда животноводов, наглядно убеждаешься, побывав в старом и реконструированном помещениях. ■— Сами видите, на сколько у нас лучше, — говорит скотник А. Д. Журавлев. — И воздух свежее, и чистота, а главное —* почти полная механизация. Реконструкцию остальных Алексей Галкин, Виктор Гуля- свинарников в хозяйстве наме- ев, Владимир Морковин, Вик- Чают осуществить в самое бли- тор Пальчиков вместе с жена- жайшее время, и, как полагают мм, которые тоже работают в в совхозе, вопрос о кадрах сви- совхозе, справили и новоселья, новодов будет снят. Не в обиде На Днях женился сын передо- и доярки: переоборудованы два вой доярки В. М. Назаровой— коровника, в летний лагерь под- И. Н. Шахов и А. И. Кочетков, телятницы А. Г. Седых и А. А. Журавлева и их товари щи по. работе обязались до конца года продать государст ву дополнительно к заданию 90 тонн молока н 70 тонн мяса. Еще три года назад здесь о таком и не мечтали... Любые изменения всегда луч ше видны со стороны. Не один год приезжал в совхоз помо гать на полевых работах моло дой слесарь - монтажник Алек сандр Бирюков, и в последнее время стал все чаще обращать внимание на добрые перемены в жизни села. И однажды за думался парень: а не осесть ли в этих краях постоянно? Сам из крестьянской семьи, в горо де, как говорится, ни кола, ни двора... Наконец решился, по шел к директору. — Правильно надумал, — одобрил тот. И пошутил — же ну, правда, не обещаю, а вот квартиру дадим. — Жену н сам найду, — улыбнулся Александр. — У вас в селе выбор богатый. А вот Юрию Юрьевичу Ур- банасу расстаться с городом было куда сложнее: как-никак, прожил там два десятка лет. Сына литовского крестьянина забросила в Липецк армейская служба. Работал слесарем, и совсем было уж стал городским человеком... Но и его позвала Вячеслав. Демобилизовавшись, ведена вода, которую раньше земля — переехал в совхоз, сел решил парень остаться в хозяи стве, на совхозной пасеке рабо тает и его жена Валентина. Дорогими гостями были на этой свадьбе директор и парторг. Да И пришли они н ес пустыми ру ками: от имени совхоза препод несли молодым подарок — сте реопроигрыватель. А ко Дню Конституции пода рок получили уже все совхоз ные семьи — вступил в строй новый детский сад. — Теперь мы й горя не зна ем, — рассказывает бригадир центральной мелочной фермы Л. И. Ланец. — Ведь раньше, бывало, дояркд — на работу, а у самой душа не на месте: Как там ребятишки? Некоторые многодетные матери из-за это го вообще дома сидели. А вот сейчас даже 3. А. Татаринова — у нее девять ребятишек — трудится на ферме. Скоро,, ду маем .ввести для доярок пяти дневную неделю. Год от года улучшаются- и условия труДа рабочих совхо за. Проведена полная реконст рукция двух мастерских, ко торые сейчас отвечают всем современным требованиям. Значительно обновился авто парк, и не случайно молодые парни охотно йдут в шоферы. ОдПой из важных отраслей экономики хозяйства является приходилось возить за несколь- за руль трактора. Здесь же же- ко километров. нился, получил квартиру. В Иным стало и отношение к нынешнем году на пахоте зяби людям, их нуждам. До недав- добился на своем К-700 одного него времени привозить топли- из лучших результатов в райо- во рабочим совхоза приходи- не — 1400 гектаров. За удар- лось, как правило; на попутных ный труд его наградили преми- машинах, что и времени отни мало много, и деньги шоферы- «леваки» брали немалые. Уз нав об этом, В. Г. Самодуров распорядился выделять на пере возку топлива совхозный тран спорт. А нынешним летом зате ял директор перестройку пог ребов на личных подворьях. -— Хлопот мы с этим делом хлебнули столько, что, навер ное, два новых дома было бы легче построить, — признается Валерий Гаврилович. — Но ведь люди поосили... Люди просили... Звучит это у директора как самое автори тетное распоряжение. А раз так, значит, выполнять его на до обязательно. Й люди в дол гу не Остались, на доброе отно шение ответили ударным тру си, и немалой — 12 0 0 рублей! — Разве в городе я имел та кой заработок? — говорит Ю. Ю. Урбанас. — Так что, с какой стороны ни возьми, о пе реезде в село не жалею. И хотя подобных примеров по ка немного, но уже и они го ворят сами за себя: раз люди потянулись в совхоз далее из городов, значит, хозяйство все крепче становится на ноги. Конечно, нерешенные пробле мы здесь еще есть, и глаза на них не закрывают. По-прежне му скуп хлебный гектар, мало заготавливается кормов, а от сюда и высока себестоимость молока и мяса. Да и нехватка кадров пока довольно острая. И все-таки уезжал я из хозяй- дом. Уже в первый год дирек- ства с чувством того, что из- Торства В. Г. СамоДурова дела в хозяйстве пошли на поправку, и ныне совхоз впервые-за де сять месяцев выполнил годовой план почти по всем основным показателям заготовок 'живот новодческой продукции. Дояр ки В. Н. Безлепкина и А. А. Феоктистов, скотники менения здесь произошли необ ратимые и коллективу совхоза во главе с 1 его беспокойным директором преодолеть остаю щиеся трудности вполне по си лам. И. БЕЗБОРОДОВ, спец. корр. «Ленинского знамени». 11111П1Ш1111111ШШ11111!111111111Ш1(11ППП1ШШ111ШШ11Ш1|||||1:!11Ш11Ш!!1111!11111 т!Ш |1Ш11111111Ш1П111||||1|||ШШПН!П. С ЕГО Д Н Я В ВЫП У СК Е: • Р А С С К А З О БЕСПО КОЙНОМ ЧЕЛОВЕКЕ ф ПРЕДИСЛОВИЕ К СПЕКТАКЛЮ (ЗАМЕТКИ ЮРИСТА К Л У Б Ы БИБЛИОТЕКЕ В областной научной библио теке уже несколько лет успеш_ но работает «Клуб любителей искусств», объединяющий по клонников музыки, театрально го искусства, живописи. Только за последнее время состоялись такие вечера, как «Лермонтов и музыка», «Песни Пьера Бе ранже», «Бах и джаз», лекция - концерт. Это объединение — не един ственное в библиотеке. Уже давно действует клуб молодых специалистов. А недавно от крыт «Кругозор». Первое его занятие было посвящено теме «Борьба за мир — дело всех народов». Рабочие и студенты, инженеры и служащие, учителя и пенсионеры встретились с руководителем лекторской группы обкома КПСС, кандида том исторических наук Н. А. Приваловым и ответственным секретарем областного коми тета защиты мира Н. А. Куч мой. Гости ответили на много численные вопросы присут ствующих. В рамках «Кругозора» пла нируется цикл занятий на тему «По странам мира». В конце ноября при отделе иностранной литературы от крывается клуб любителей иностранных языков. Есть у работников библиоте ки задумка объединить истин ных любителей книги для обсуждения новинок советской и зарубежной прозы и поэзии в клубе «Зеленая лампа». Мы приглашаем в этот клуб всех желающих, ждем их заинтере сованных предложений. Л. БЛИНОВА, заместитель директора областной научной библиотеки. / 8 В т еат ре — премьера «ТАТУИРОВАННАЯ Р О З А » Вчера в областном драматическом театре имени Л. Н. Толстого состоялась премьера спектакля по пьесе американ ского драматурга Теннесси Уильямса «Татуированная роза». Мы попросили режиссера Б. Н. Голубицкого рассказать о том, как шла работа над этой постановкой. В ПОСЛЕДНИЕ се зоны, — сказал Б. Н. Голубицкий, Первый снег. Фото Н. Ткаченко. В С Т Р Е Ч А Ч В госпитале умирал от ран мой друг, земляк и спаситель. Умирал тихо, без стона и лишь цзредка, когда приходил в се бя, шептал воспаленными губа ми: — Прости меня... Ну, что молчишь? г — Да за что же прощать-то? — недоуменно, в который уже раз спрашивал я. л: — Передашь письмо Маше— узнаешь... — Ну, хорошо, хорошо, про-' щаю. Нс волнуйся только... И письмо передам. Все сделаю... Василий, удовлетворенно кив нув головой, затих. Я закрыл ’ему глаза, и потрясенный, хо тя уже повидал немало смер тей. вышел из Госпиталя, сел йа скамейку и вспомнил под робности того боя... Гитлеровцы в пятый раз бро сились в атаку. Они тогда бы ли еше не пуганые, шли во весь рост, горланя пьяными го лосами. На месте скошенных нашими очередями вырастали "Все новые и новые цепи. Дело дошло до рукопашной. Откуда- то сбоку на меня бросился вер- знла-фащист, выбил из рук вин товку. Видно, и магазин его «шмайсера» был тоже пуст, и Мы сцепились в смертельной схватке. Немец был могуч, и потухающим сознанием я ухва тил засученные по локоть рука ва его френча, запах шнапса и железные тиски пальцев у себя на горле.. Когда я очнулся, было тихо. Увидел перед собой Василия Синицына. — Чуть-чуть бы еще и... Вон он, гад, показал Василий. Немец лежал рядом, широко раскинув голые по локоть руки. ’ Так Василий Синицын стал моим спасителем. И вот он умер у меня на глазах, близкий и в то же время далекий сейчас. И я обязан выполнить его пос леднюю просьбу: найти его Машу при любых обстоятельст вах, передать ей письмо. Долго мне пришлось носить письмо друга. В со ле того, как Василий побывал по ранению в Лебяжьем и по моей просьбе навестил Марию, я больше не получал от нее ни весточки... - — Коля! — воскликнула она был страдальчески. — Ведь Василий пя- сказал... Он сказал... ты... без в вести... Так что же мы стоим? унимая волнение, сказала ставе своей роты переброшен в сорок Том н? Дальний Восток, район Ворошнлова-Уссурийска участвовал в разгроме Квантуй- она’. — Проходи в дом. ской армии, и лишь в сентябре За чаем мы и не заметили, сорок восьмого демобилизовал- как завечерело. Уснул, свер- Улицу Покровскую я нашел не сразу, хотя родился и про вел юность в Лебяжьем. Ока залось, это даже не улица, а небольшой переулок, затеряв шийся на городской окраине. И дом не похож на городской: просто деревенская изба с вет хим заборчиком и соломенной крышей. Около избы в куче песка иг рал худенький, лет пяти-ше сти мальчонка. Вот он выпря мился й 1 «долго-долго смотрел на меня, а затем, заплакав, по бежал с криком: — Мамка!.. Папка приехал! Что-то знакомое показалось мне в мальчонке. Нос горбин- ла она. нувшись калачиком, мальчик, сын Василия. Мне пора было уходить. , . — А это тебе переслал Васи-, лий, — наконец решился я. -п Вот... письмог Пока Мария читала, я рас сматривал фотоальбом. Нашел фотографию, на которой мы с всю сняты вместе со всем де сятым классом. Как недавно и как давно это было! Я взглянул на Марию. Она стояла у окна, не шелохнув шись, устремив взгляд в одну точку, и молчала. Развернутый лист письма дрожал в ее руке. Он раскаивается и просит у нас прощения... — прошепта- кой, голубые ясные глаза.. Тем временем дверь откры лась, и мальчик, держась ру чонкой за подол юбки, вывел на улицу еще молодую, но уже привядшую и усталую женщи ну. . Но что это? Передо мной стояла Та самая... Мария. Не может быть! Я ведь шел к другой МарНи. А эта — Васи лий говорил — умерла от ти фа... Я уже... — выдавил я. — Он умер у меня на руках. Да и ты... Он ведь любил... Про щай... Пойду я... Мария вдруг качнулась ко мне, но остановилась, как перед невидимой преградой. — Так скоро? И йочь на дво ре.... — Нет, Мария, пойду. Надо мне одному побыть... Когда я уходил, уже взяв шись за дверную ручку., неволь- —на нашей сцене совсем не шли пьесы западных драматургов. Это, на мой взгляд, большой пробел. Очень хотелось бы время от времени знакомить зрителей с лучшим, что имеет ся в мировой драматургий. В этом году исполнилось 70 лет со дня рождения Т. Уиль ямса, одного из известнейших американских драматургов. Пьесы его идут на сценах все го мира, и у советского зрите ля в последние годы наметил ся устойчивый творчеству, творчества Уильямса поражает. Им написано более 30 пьес. Наиболее известные из них: «Трамвай», «Желание», «Ор фей спускается в ад», «Слад коголосая птица юности», «Кошка на раскаленной кры ше», «Лето и дым», «Стеклян ный зверинец». Уильямса называют «живой легендой», «живым классиком». Можно по-разному относиться к его творчеству, но не счи таться с тем воздействием,ко торое он оказывает на мировой театр, нельзя. Это писатель, принесший свою интонацию в драматургию, в мир вообще. Уильямса правильно называют писателем социальным. Он беспощаден к той системе, в которой живет и о которой пи шет. Безусловно, это нас прив лекает, нам близки интонации «резкого реализма брали именно «Татуированную розу»? — Это одна из самых лучших и любимых пьес Уильямса, и несмотря на тридцатилетие ее жизни на подмостках разных сиен мира, она остается совре менной и сегодня. Ее героиня Серафима — обыкновенная женщина, каких, вероятно, много в Америке, у нас, в мире вообще. Пьесу эту кто-то из критиков окрестил «биографией души», и это действительно так. Ж и зн ь ,к о торую Серафима проживает за время спектакля, столь насы- интерес к его' шена событиями внутреннего, Интенсивность душевного порядка, что их хва тило бы на много жизней. Се- рафйна делла Роза отличается от окружающих ее людей тем, что она хочет жить со своей верой, которую она видит в любви. Ее постоянное, последо вательное подчинение этой вере, поиск этой веры делают героиню чрезвычайно привлека тельной. Мы ставим пьесу в острой форме, с . определением общей атмосферы, как невеселого кар навала жизни, происходящего вокруг Серафимы. Карнавала, на котором торгуют всем на свете, где нет Любви, а есть ее суррогаты, эрзацы. Нам кажет ся, что вокруг Серафимы ходят странные люди, похожие,,,на монстров, «амбарные крысы», как она сама их называет. Лю- *дк заняты делом, бизнесом, многим даже кажется, что они заняты любовью. Но «подлин- Проблемы, которые Уиль- ной любви, подлинной красоты ямс вот уже около полувека не знал из них никто», — гово- ставит в своих пьесах, волнуют рнт Серафина. И в этом мире, не только американского зрите- не знающем любви, героиня ля. Они общечеловечны, каса- сохраняет неистребимую во ются каждого. ' всяком настоящем живом чеЛо- — Почему изо всех извест- врке страсть, стремление к ве ных драм этого писателя вы- ре, любви. Это выводит ее со дна жизни, она находит в себе силы для новой жизни. В этом неиссякаемый оптимизм пьесы, ее большая человечность. Уильямс настаивает на исключительности простого, «одного из всех», человека в том случае, если он ищет свою веру, свою любовь. — Несколько слов об акте рах, занятых в этом спектакле — Исполнительница главной роли — актриса Р. Карева х-о рошо знакома липецкому зри телю по спектаклям: «На бой ком месте», «Страсти по Барба ре» .«Спешите делать добро» Работа над ролью Серафины потребовала от нее упорного поиска своего решения этого образа, каких-то новых актер ских возможностей. В спектак- ле также заняты актриса Л. Мунирова, артисты Г. Гер ман, А. Магдалинин, В. Лин- дегрин и А. Тихий. В этом спек такле зритель увидит наших заслуженных артистов РСФСР Ю. Ганину, Г. Бессчетнова. — Теперь о работе тех, кого, как принято говорить, не видит зритель. — Уильямс активно вмешива ет в жизнь спектакля такие его пластические компоненты, как свет, музыка, пространство, оформление, цвет, костюм. У него каждая мелочь имеет чрез вычайно' важное значение. Для оформления спектакля мы пригласили главного ху дожника московского театра имени Станиславского И. В. По. пова. Выбор обоснован общно стью наших взглядов на образ ную систему пьесы. Мы ведь не ставили своей задачей ра зыграть бытовую историю, *а стремились обнажить поэтиче ский смысл произведения, де лающий его притчей, мифом. Музыкальное оформление осуществил заведующий музы кальной частью нашего театра В. И. Плешков: в основу поло жены национальные итальян ские и американские мотивы. Итальянская музыка звучит как воспоминание, как память о ро дине, о том, чего герои лише,- ны. Американская — это то, что вторгается в их жизйъ, Что несет с собой новые приметы времени и мира, в котором ойи живут. Коллектив был очень увлечен работой над спектаклем, и те перь мы .с большим волнением ждем, как примет его зритель-.. Беседу вела ,. Г. МЯЧИНА. П о э т и ч е с к а я р у б р и к а В. ЗОРИН. УТРЕННИЙ ТРАМВАЙ На конечной Трамвай штукатуры у-•- штурмуют/ Шесть утра, Озорные девчата В настывшем салоне, А на окнах мороз Африканские пальмы рисует, Изнутри на стекле Отпечатаны чьи-то ладони. Дальше — больше! Девчонок теснят «деликатно» Парни в шлемах Соседней монтажной бригады... В толкотне терпеливой Их несет кольцевой До «Прокатной», Где опять ожидаются «Штурм» и «Осада». Я люблю это время Говорливое, скученное, Когда взгляды открыты, Когда шуточки всякие. Схлынет бойкий народ, И трамваю становится скучно. Он бежит по кольцу, Уныло позвякивая. Г О Р Ь К А Я П Т И Ц А На жару выхожу, Стыну на стуже, Гляну в небо, погляжу: А там ворон кружит. Два распластанных крыла — Черный плат вдовицы. — Появились, что ль, дела, У тебя, у птицы? Каркнул, как просыпал град, Сгинул в чащу разом, Где скрывает воронят От дурного глаза. Кровь родней своя, поди ж, Горькая ты, птица! Вдруг, да к ним — беда. Взлетишь, Словно плат вдовицы. Знаю, нет твоей вины, Что на свете бойни/'Г- Но висишь, как знакКвойны. От того и больно! -г. — Ты ли это, Коля?—упав- По оглянулся: Мария стояла на том же месте и в той же по зе... Вот и все. — Как все? — подал из ти шины голос один из моих слу шателей.—* А потом что было? — А что было?.. Ничего. Те перь у нас, кроме Петра, еще двое. Уже выросли. О Василии вспоминаем... По-доброму!.. шим голосом произнесла она.— Как же так?.. И быстро, словно боясь чего, то, схватила на руки малыша, будто защищая его и одновре менно защищаясь им.., Ошеломленный, наблюдал я за плачущей Марией, хотел и не мог спросить: как же наша прощальная встреча, клятвы и письма ее, нежные и многообе щающие? Так вот почему пос- К. НАЗАРОВ. Л Ю Б И Т Е Л Я М К И Н О В народном университете, работающем при Дворце куль туры профсоюзов, открыт фа культет искусства кино. Он создан совместными усилиями управления кинофикаций, об ластной конторы по прокату фильмЪв и организацией об щества «Знание» Советского района. Его слушатели — пре- лауреатах Ленинской премии подаватели и учащиеся вузов, Занятия, которые ведут работ техникумов, служащие. ники управления кинофикации, В программе киноуниверси- заканчиваются демонстрацией тета 17 занятий. Это лекции по художественного фильма по истории советского кино, о теме, Планируется просмотр Творчестве выдающихся ре- обсуждение новых Лент, жиссеров, бессмертной кино- пениниане, кинематографистах- Т. ДМИТРИЕВА . В ПРОХОДНОМ ДВОРЕ На темы морали После очередной ссоры ба- лись. Когда речь шла о том, П Е С Н И Д Р У Ж Б Ы МИНСК, (Корр 1АС.С). Все- Программу фестиваля ук- союзный фестиваль искусств рашают Ленинградская акаде- «Бслорусская музыкальная осень» начался а республике. В этом традиционном праздни ке, который пройдет в промыш ленных центрах и сельских районах Белоруссии, участвуют посланцы многих городов стра ны, ■■.”* . мическая хоровая капелла име ни Глинки, Сибирский русский народный хор, ансамбль ганца Грузии, оркестр народной му зыки «Флуераш» из Молдавии, другие известные коллективы. Любителей вокального искус ства ждут встречи с народны ми артистами СССР А. Ведер* никовыМ, X. Круммом, Е. Сер- кебаевым. С. Данюлюк. Они исполнят новые произведения, посвященные любимой Отчиз не, дружбе народов-братьев. В дни праздника состоится более 500 концертов и творче ских встреч. бушка с упреком сказала им: — Вы хоть бы ребенка по жалели. Ведь сын у вас, о нем подумайте! Нина Васильевна с досадой отмахнулась от матери. Тут и так жизнь уходит, бабий век, как известно, короток. Гля дишь, и старость подойдет не заметно, а что она, Нина, ви дела хорошего? С мужем все равно жизнь нс сложилась, по стоянно сходятся и расходятся. Пора кончать эту трагикоме дию. Может быть, и она встре тит еще хорошего человека, и будут у нее любовь, счастье. А ребенок. Что ж... Сережке неплохо и у бабушки. Если бы Нина Васильевна рассуждала о сыне, как о себе самой, то она бы, видимо, ча ще вспоминала, что со дня рождения ее сын Сергей нахо дится на бабушкиных руках. И мать, и отец постоянно твер дили, что им некогда: работа, собственные сложные взаимоот ношения, обиды, скандалы сов сем вытеснили из их жизни маленького человека. А он, между тем, с каждым днем все пристальнее вгляды вался в жизнь, людей, окру жающую действительность. В широко распахнутых мальчише ских глазах таились тысячи вопоосов. Сережкииы впечатления о мире стремительно усложня- почему облетает одуванчик, а деревья зеленые, тут еще ба бушка сравнительно легко справлялась. Но мальчик рос и тянулся, как и его сверстники, к знаниям. Его интересовали и космос, и техника, и книжки «подетективнее», и музыка сов ременная... Бабушка все чаще просто и не знала, что и отвечать вну ку. И тогда Сергей шел во двор, к товарищам, мальчишкам из восьмого или девятого клас сов, искал ответы на волную щие его вопросы и, как пра вило, их находил. Удивляться тут нечему: ведь на той самой злополучной «улице», о кото рой мы так много говорим в отрицательном смысле, можно порой получить и первые хо рошие уроки: смелости, муже ства, дружбы. Но на улице же подростку преподнесут и первую сигаре ту, и первый стакан вина. Здесь, в знакомом проходном дворе, впервые из уст маль чишки вырывается нецензур ное слово, а однажды он под нимет руку на малыша. Без условно, чаше всего сложив шаяся во дворе атмосфера рождает в молодых людях добрые начала, но если чело век слаб характером, безволен, психологически не подготовлен к жизненным испытаниям, тог да при первых же встречах со злом он не может ему противо стоять и легко ломается. Нечто подобное и произошло с Сергеем. Подготовить его нравственно и морально к вос приятию жизни было некому. Отец и мать, наконец, окон чательно разошлись. Но отец вскоре совершенно забыл о су ществовании сына. А мать... После развода Нина Васильев на, работающая в отделе кад ров одного из заводов города, как мать-одиночка, получила отдельную квартиру. Государ ство создало все условия для того, чтобы эта женщина мог ла вырастить нравственно и физически здорового сына. Однако, как вскоре выясни лось, Нина Васильевна ни ми нуты не собиралась жить в пре доставленной ей квартире вме сте с сыном. Эгоистически за ботясь только о себе, она ре шила устроить личную жизнь. «Кому нужен чужой ребенок?» — рассуждала она. И остался Сережа полно стью на попечении бабушки. В четырнадцать лет Сергею разрешалось гулять по улицам •допоздна, так же, как и хо дить куда угодно и с кем угодно. Подросток стал чрез вычайно вспыльчив, груб В об ращении. Часто и беспричинно он избивал во дворе малышей, пропускал занятия в школе. Великовозрастные «дружки» не заставили себя ждать. Вместе с ними Сергей подолгу исче зал из дому, бесцельно бродил по городу, сквернословил. Вскоре его поставили на учет в инспекции по делам несовер шеннолетних при Советском райисполкоме г. Липецка, под ростком стала заниматься об щественность. Однако слишком, видимо, поздно пришло это не обходимое внимание взрослых. родительское общение с расту щим человеком большой груд... Что Ас связывало мать с сыном, как помогала она ему стать взрослым, достойным общества человеком? — Я так занята на работе,— только и ответила Нина Ва сильевна. Вот мы и возвратились к на чалу. Ребенок со своего рож- «Дружки» с улицы не отпуска- дения был предоставлен само;- ли Сергея. Однажды вместе с другими подростками он со вершил кражу из местного клуба и с похищенными веща ми был задержан работниками милиции ночью на улице. ...Слезы катились из Сережи ных глаз, худенькие, неокреп шие плечи судорожно подер гивались. А рядом с ним стоя ла мать, не 'зная, куда девать ся от стыда. Сын и мать держали ответ перед народным судом за со вершившееся преступление, за свою жизнь. — Неужели вы думаете, что мы хотели воспитать из Сергея преступника? — повторяла Ни на Васильевна. Безусловно, судья и народ ные заседатели об этом не ду мали, и, более того, уверены были, что родители хотели вос питать в сыне только хорошие, добрые чувства. Но что отец Сергея и она, мать, сделали для этого? Ведь воспитание, му себе. Ни школа, ни окру жающая среда — ничто так не формирует личность, не опре деляет поступки молодого че ловека, как •семья — главная и первая ячейка общества. Именно здесь закладываются основы будущего характера, привычек, моральные устои. Но именно семьи у Сергея никогда и не было... И з е т о при живых родителях... Как говорится, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. И, как правило, . кончается трагедией, когда родители, не сея, не затрачийая труда, на деются пожать урожай добра и человечности. Нет. На невоз деланном. иеоблагороженном поле растут только сорняки... Н. УСИК, член областной комиссии по делам несовершенно летних.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz