Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 Х Р О Н И К А К У Л Ь Т У Р Н О Й жизни 1 ноября 1981 г., № 253 (16 150) ■■■■■■■— квявшвяятшш поэтам, сумевшим почувство- вать сказочную красоту и напи­ сать так много наполненных удивительной силой, трогаю­ щих до боли строк про робкие осинки с худыми плечиками ветвей, завыванье осеннего ветра в еловых распадках, горькую печаль обнаженных берез, синюю светлынь пред­ зимних осинников — про лес наш русский. Пока он будет стоять под небом, до тех пор пленять ему людей. И сказано о нем далеко не все. Красоты только одной березовой ро­ щицы хватит еще на многие самые вдохновенные поэтиче­ ские творения. Недавно на опушке под мо­ лодым кленом увидел я маши­ ну и в ней человека, созер­ цавшего лес. Он не выходил наружу — боялся, что на­ мокнет под густыми каплями, падавшими с дерева. И так за­ хотелось крикнуть: да что же ты, товарищ дорогой! Пусть эти капли намочат, уп дут за ворот, кольнут ледяной иголкой. Так это же, понима­ ешь, счастье, сама жизнь! В это время он открыл дверцу автомобиля, и о кле­ новый ствол лязгнула пустая консервная банка. Сомнения не было: это один из тех, кто, не моргнув ■ глазом, пустит юную березку на банный ве­ ник, кто дубок-подросток прев­ ратит в огородный кол. ...После осеннего денька, проведенного в старом замше­ лом лесу, сарай с сеновалом кажется уютным и теплым. От комнаты упорно отказы­ ваюсь, иначе, чего доброго, проспишь петухов. Лежишь на мягком ароматном сене, а за стенкой сеет сонный дождик, ноябрь баюкает ряби­ ну в палисаднике, опускается тихая и добрая осенняя ночь. А. ЗАМЯТИН. пимо хочется куда-то на лу- С м о т р любительских фильмов В Липецк ом городском ки­ нолектории состоялся област­ ной смотр-конкурс любитель­ ских фильмов — «Мы за пар­ тией идем, славя Родину де­ лами». На нем было представ­ лено четырнадцать новых ки­ нолент, снятых членами народ­ ных киностудий «Липецкие зори» областного научно-мето­ дического центра, «Нива» Лев- Толстовского районного Дома культуры, Чернавского сель­ ского ДК Измалковского рай­ она и фотоклуба г. Лебедяни. Лучшие работы отмечены дипломами. Среди них филь­ мы, снятые членом студии «Липецкие зори» Е. И. Бажи­ ным, Г. К. Насулецкйм из Лебедяни, В. Ф. Халяпиннм из Чернавы. Все они посвящены людям труда, рассказывают о родном крае, его сегодняш­ ней нови. Две киноленты — «Краски осени» Е. И. Бажина и «На берегах Дона» О. Н. Суворо­ вой (студия «Липецкие зори») рекомендованы членами жюри для участия во Всероссийском фестивале любительских филь­ мов, который будет прохо­ дить в Москве в конце нояб­ ря. Кинофикаторы у ч а т с я На базе Кузовского сель~ ского Дома культуры Грязин- ского района прошел област­ ной семинар работников ки­ нофикации области. Его уча­ стники прослушали доклад на­ чальника областного управле­ ния кинофикации Н. Р. Рубле­ ва о развитии советского ки­ ноискусства на современном этапе, обменялись опытом ра­ боты по использованию доку­ ментального и научного кино в идейно-политическом воспи­ тании трудящихся, пропаганде передового опыта в сельском хозяйстве, формированию ре­ пертуарных планов и рекла­ мированию фильмов. Теоретические занятия были дополнены практическими. Участники семинара побывали на киновикторине, посвящен­ ной Дню рождения комсомо­ ла. Ее подготовили для стар­ шеклассников работники кино­ театра «Чайка» г. Грязи. Ме­ тодист Елецксй городской ки­ нодирекции А. М. Цыкова про­ вела киновечер «Право жизнь», рассказывающий борьбе коммунистов разных стран за мир. А методист Хле- венской кинодирекции О. А. Пожидаева показала своим коллегам тематический кино- сеанс, посвященный творче­ ству актрисы Инны Чуриковой. Отправляются в походы Учащиеся липецкой средней школы № 31 вместе с учителя­ ми часто совершают экскурсии и туристические походы по родному краю. На этот раз школьники пятых классов по­ бывали с автобусной экскур­ сией в городе Ельце. Они оз­ накомились с местным крае­ ведческим музеем, а вместе с его директором А. П. Небуко посетили многие па­ мятные места города. зеленых косах березок проби­ лась ржавая прожелть. Глухая рань... Непривычно тихо, тихо до звона в ушах было вокруг. Только камыши да осока шепеляво вели свою извечную беседу, по темной воде пробегала сонная дрожь. С высокой осины, должно быть, под тяжестью обильной росы сорвался лист, крапленый багрянцем. Он описал в воз­ духе широкий полукруг и лег на песчаную кромку берега до бела обмытую волнами. Я поднял ег.о. Съежившийся, с побледневшими и усохшими прожилками, он был мертв. Летом, под ярким веселым солнцем, как-то не замечаешь быстротечного времени, а тут невольно подумалось: бежит, торопится жизнь... - Теперь вот уже и ноябрь ступил на порог. Не шелестят под ногами палые листья, ле­ жат они плотно, будто спрес­ сованные. Всласть поплясали н-а них осенние дожди. Только сверкнет кое-где червоное зо­ лото старого дубняка, да на омежьях возле леса выглянет из-за пожухлой травы исхле­ станная ветром головка дико­ го клевера. Замирает жизнь на полях и в лесу. Все чаще хмурится небо, роняя на землю леде­ нящую влагу, тонет в серой полумгле волнистая нитка го­ ризонта. Хоть вымокнешь и озябнешь, а все же хорошо в ненастье пройтись дальней за­ брошенной просекой. Выйдешь к какой-нибудь глухой балке — покой первозданный, аж холодок по спине. Дышишь мокрым пряным воздухом род­ никовой чистоты, приглядыва­ ешься внимательно — за каж ­ дым деревом чудится, по крайней мере, волк-разбойник. Во время охотничьих скита­ ний пришлось однажды заноче­ вать в такой лесной глуши. Хоть и ружьишко лежало ря­ дом, а признаюсь: жутковато было. Лес будоражит какой- то неразгаданной тайной, по­ давляет ни с чем не сравнимым величием. Наверное, отсюда начиналось святое вдохнове­ ние Саврасова, Левитана, Шишкина, чьи полотна застав­ ляют трепетно биться сердца. Земной понтон писателям и К 40-летию битвы под Москвой ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ Стояла глубокая осень. К началу декабря 41-го бои с немецко-фашистскими захват­ чиками достигли наивысшего напряжения. Упорные сраже­ ния шли на ближайших под­ ступах к Москве. Части 34-го немецкого армейского корпуса, нацеленные на Данков, Лебе­ дянь и Касторное, 4 декабря захватили Елец. Гитлеровское юмандование, ослепленное ус­ пехами летних месяцев, счита­ ло, что Красная Армия разби­ та и столица Советского госу­ дарства вот-вцт падет. Однако тяжелые испытания первого лета, войны не сломи­ ли боевого духа наших войск, не поколебали стойкости наро­ да. Выполняя директиву Став­ ки, командующий Юго-Запад­ ным фронтом маршал С. К. Тимошенко решил разгромить группировку ' гитлеровских войск в районе Ельца и ока­ зать. помощь войскам Запад­ ного фронта в разгроме вто­ рой танковой армии Гудериа- на, готовившей удар во фланг Фронта с целью окружения Москвы. Для выполнения на­ меченной задачи были созда­ ны две группы войск. Одна из них —^ северо-восточнее Ельца из частей 13-й армии. Ко­ мандовал группой генерал-май­ ор К. С. Москаленко. Юго-за­ паднее Ельца, в районе Тербу- ны—Водово, •сосредоточивалась фронтовая • группе, которой командовал, генерал-лейтенант Ф. Я. Костенко. В состав группы кроме пехотных и мо­ тострелковых подразделений входил 5-й- кавалерийский коопус генерал-майора В. Д. Крюченкина. Выполняя приказ, бойцы корпуса, совершив 150-кило­ метровый переход, к рассвету 5 декабря сосредоточились в районе Волово. Разведка сооб­ щила, что перед нашими вой­ сками находилась прибывшая из Австрии 95-я пехотная дивизия фашистов, Собрав у себя командиров, В. Д. Крюченкин торжествен­ но объявил: — И мы дождались! Полу­ чен приказ идти ."в наступле­ ние... Мы, кто испил горькую чашу пораженийр;"кто отсту­ пая, видел в глазах женщин и детей немой вопрос: «Почему уходите, на кого нас бросае­ те?». Слова генерала взволно­ вали до глубины души. «На­ стал и наш час!»— говорили, расходясь по своим местам, командиры. В ночь на 7 декабря конни­ ки заняли исходные позиции для наступленид^ кркопы бы­ ла доставлена Д горячая еда, бойцы перебрасывались шутка­ ми. С переднего поста наблю­ дения передали: «По дороге движется колонна вражеской пехоты с танками и артилле­ рией». Вскоре показались глав­ ные силы 95-й пехотной диви­ зии немцев. Заухали пушки, затрещали пулеметы и автоматы. Огнем своих пулеметов бойцы Федо­ ров, Колесников, Хабибулин, Лабанидзе буквально косили фашистов, бегущих по снежно­ му полю. Открыли огонь из противотанковых ружей бро­ небойщики Смирнов, Михай­ лов, Покртило. Командир тан­ кового взвода лейтенант Люб- кик подал своим танкистам сигнал к атаке... Гитлеровцы понесли боль­ шие потери и откатились на­ зад. В штаб корпуса был до­ ставлен плененный офицер. При нем нашли приказ коман­ дира вражеской дивизии, из которого стало ясно, что гит­ леровцы не подозревали о со-, средоточении фронтовой груп­ пы наших войск. Пленного до­ прашивал генерал Крюченкин. — Командир дивизии фон Арним,— сказал тот,— объя­ вил, что перед нами находятся только небольшие отряды рус­ ских войск. Нас ориентирова­ ли, что при энергичной атаке они отойдут, не принимая боя. О первых боях конников можно судить по историческим документам. «6 декабря,—го­ ворится во втором томе «Ис­ тории Великой Отечественной войны»,— наступление на Елец развернули войска 13-ой ар­ мии... 7 декабря в сражение вступила оперативная группа фронта, наносившая в этой операции главный удар в тыл елецкой группировки противни­ ка. Наиболее успешно дейст­ вовали 1 гвардейская стрелко­ вая дивизия генерал-майора И. Н. Руссиянова и 5 кавале­ рийский корпус, которым ко­ мандовал генерал-майор В. Д. Крюченкин. К исходу дня стрел_ковые части продвинулись на 15 километров, а кавалери­ сты в боях за Захаровну и Алексеевну разгромили до 2 батальонов 95 пехотной диви­ зии». Выбив гитлеровцев из За- харовки, 34-й кавполк насту­ пал вдоль западного берега реки Олым в направлении села Навесное. Представитель штаба 3-й кавдивизии разыскал команди­ ра и комиссара полка в не­ большом хуторе. Приняв па­ кет, командир Подполковник П. П. Брикель прочитал его и передал комиссару А. И. Си­ дорову. — Вручим перед боем? — спросил его. —• Это будет правильно, Па­ вел Порфирьевич,—сказал ко­ миссар. Пулеметный эскадрон стар­ шего лейтенанта Нагибина го­ товился к выступлению, когда в его расположение прибыла группа командиров. — Постройте эскадрон!— приказал П. П. Брикель. Нагибин был удивлен неожи­ данным появлением команди­ ра и комиссара полка. «Мо­ жет, в чем-то провинился?»— тревожно думал комэск. Нет, вины за собой он не чувство­ вал. Нелегко далась его бой­ цам Захаровка. Погибли заме­ чательные пулеметчики сер­ жант Колесников , лейтенант Сндорчук, помкомвзвода Фе­ доров, рядовые Савин и Маль­ цев... Строй замер. Ханташу Ну- радинову приказали 'сделать два шага вперед. Он стоял под сотнями любопытных взглядов. До слуха донеслось: — Наградить орденом Крас­ ной Звезды... Вручая пулеметчику награ­ ду, командир полка сказал Нурадинову: — Гордись! Ты награжден орденом первым в полку! Продолжая наступление, кон­ ники к исходу 10 декабря пе­ ререзали шоссе Елец—Ливны и освободили ряд населенных пунктов. К исходу 11 декабря конни­ ки прошли с боями около двухсот километров и освобо­ дили от фашистов более вось­ мидесяти сел и деревень. Не­ смотря на высокие темпы на­ ступления, кавкорпус должен был ускорить продвижение на север, так как от этого зави­ село, останется ли елецкая группировка войск противника в кольце или успеет ускольз­ нуть. 11 декабря полки 3-й и 32-й кавдивизйй выбили немцев из Шатилова и Россошное, разгромили штаб 34-го армей­ ского корпуса фашистов. Ко­ мандир корпуса генерал Метц спасся от плена, бежав на са­ молете. В одном из домов бой­ цы обнаружили сотни посы­ лок, подготовленных к отправ­ ке в Германию, в которых бы­ ли уложены награбленные гит­ леровцами продукты, одежда. Кавалеристы захватили много военного имущества. Части группы войск генера­ ла Москаленко обошли Измал- ково с севера и перерезали последние проселочные дороги, по которым враг мог уйти на северо-запад. Теперь все коммуникации елецкой группировки немецких войск были в наших руках. Запер­ тые в треугольнике Измалко- во ■— Россошное — Успенское, гитлеровцы предпринимали от­ чаянные попытки вырваться из окружения. На какие только уловки не пускались фашисты! Южнее деревни Давыдово, идя в атаку, они гнали перед собой местных жителей. Тяжелые бои завязались у Россошного. «Зная блестящие качества конников Крюченки­ на,— писал после войны мар­ шал И. X. Баграмян,— мы на­ деялись, что они выстоят... Ка­ валеристам пришлось играть роль наковальни, в то время как гвардейская дивизия Рус­ сиянова являлась молотом, не­ прерывно бьющим по окру­ женным фашистам». Вот как впоследствии они- сывал эти события бывший ко­ мандир 445-го полка 134-й пе­ хотной дивизии генерал-майор Вильгельм Кунце: / «14 декабря 134-я пехотная дивизия двинулась"тремя пол­ ковыми колоннами на запад в район РоссрШное, где генерал Метц отМ'л приказ на выход из окружения... В 18 часов в полной темноте при 20 граду­ сах мороза и снежном покро­ ве в 40 сантиметров начался прорыв. Несмотря на дву­ кратную атаку, прорваться че­ рез реку Любавша не смог­ ли... В ночь на 15 декабря в своей машине на дороге за­ стрелился командир дивизии генерал-лейтенант фон Кахен- гаузен. Командир 445-го полка, принявший временное коман­ дование дивизией, приказал начать атаку на узком фрон­ те, чтобы прорвать кольцо хо­ тя бы в одном месте. При первых проблесках зари совет­ ские пулеметы открыли огонь по немецким батальонам... Мо­ ральное впечатление от разры'- ьа мин нового оружия «ка­ тюш», которые тоже открыли’ огонь по голодным, замерзшим -немецким частям, было очень ве тико...» В результате стремительного удара под Ельцом войска пра­ вого крыла Юго-Западного фронта освободили 8 тысяч квадратных километров совет­ ской земли, свыше 400 насе­ ленных пунктов, в том числе города Елец,^Ефремов, Ливны. Фашисты потеряли более 12 тысяч человек. Командование высоко оце­ нило действия кавалеристов. 5-й кавкорпус был преобразо­ ван в 3-й гвардейский кавале­ рийский корпус. Участвуя в последующих боях, они с че­ стью донесли свое гвардейское знамя до Эльбы, где и встре­ тили Победу. К. КРУТИКОВ, подполковник в отставке, бывший офицер штаба Гродненского орденов Ленина и Красного Знамени кавкорпуса. жок или на росную лесную поля-нку. Про это желание пи­ сал недавно даже один круп­ ный журнал: «Горожанин все больше нуждается в смене ре­ жима жизнедеятельности, в полноценном отдыхе, в восста­ новлении физических и психи­ ческих сил вдали от городской суматохи, от огромных ' стрес­ совых перегрузок. Где же, как не на природе, .в тиши• можно удовлетворить эти потребно­ сти?..». А может, за город, на про­ стор, тянет потому, что, говоря словами поэта Ярослава. Сме- лякова, В гудки индустрии .поверя, Спав от волнения с лица, Мы вышли все из сельской двери, Сошли с крестьянского крыльца... Но ,как . бы там ни было, , а перед загородной поездкой не устоять. Еду к старому другу Петру Николаевичу Вен- деревск'нх в крохотную лес­ ную деревеньку Песковатку, что в Усманском районе. Очень дорожу дружбой с этим стра­ стным любителем и большим знатоком природы, отдавшим здешней земле без малого пятьдесят лет. Вот уже не один год предо­ ставляет он мне персональный, прямо-таки тургеневский сено­ вал, рядом с которым в довер­ шение к экзотике живут семь удивительно голосистых пету­ хов. О тех концертах, которые они устраивают ночью и на восходе солнца, горожане мо­ гут только мечтать. Нынешним летом стояла та­ кая жара, что, казалось, не остынут ни земля, ни небо. .Но однажды сентябрьским рассветом вышел я на улицу деревеньки и понял: пришла осень. Над речкой’ Усманкой курился густой серый туман, с огородов и приречного луга холодными струями тек вяжу­ щий запах озябшей "травы, вя­ лой картофельной богвы, а в Т ЕМАТИЧЕСКИЕ вече­ ра, кинофестивали, торжественные премь­ еры, кинопанорамы, отчеты пе­ ред зрителями — таким разно­ образием форм отличается ра­ бота Елецкой городской кино­ дирекции в последнее время. Значительно окрепла' связь с обществом «Знание» ■— перед I■IIIIШ III1IтIIIП тIIП «IIIIп1I РАСТЕТ ЧИСЛО З Р И Т Е Л Е Й н п л т и т т т т т п т н и т ) демонстрацией фильмов чи­ таются лекции из цикла «Реше­ ния XXVI съезда КПСС —- в жизнь». Выступают перед зри­ телями и участники само­ деятельных коллективов горо­ да. Особое внимание уделяют ельчане детской аудитории. В городе действуют три детских кинотеатра, которые, в свою очередь, оказывают большую помощь школам в пропаганде произведений советского кино­ искусства. Поэтому не случаен и ре­ зультат —■с начала года елец­ кие кинофикаторы обслужили сверх плана 170 тысяч человек, на 27 тысяч детей больше, чем предусматривалось, побывало в городских кинотеатрах. Т. ОСАДЧАЯ. Заслуженным авторитетом и любовью пользуется у липчан народный фольклорный ансамбль Дворца культуры профсою­ зов «Россиянка». Он частый гость металлургов, тракторо-. строителей, колхозников и рабочих совхозов. Песни, задорные частушки, хороводные пляски находят теплый прием у зри­ телей. На снимке: группа участников ансамбля. Фото Г. Костылева. В МИРЕ МУЗЫКИ В Задонской средней школе № 2 уже несколько лет рабо­ тает музыкальный лекторий, которым руководит учительни­ ца В. Н. Провоторова. Занятия его проходят по абонементам. Ежемесячно к учащимся при­ езжают артисты областной филармонии,. Москонцерта. На очередном занятии из никла вечеров «Великие сыны России» ребята прослушали литературно - музых а л ь н у ю композицию «Глинка-Пушкин». Солисты И. Крашевская и С. Струкачев, пианист И. Тим­ ченко исполнили произведения композитора на стихи Пушки­ на, показали фрагменты из опер «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».. Музыкальный лекторий с удовольствием посещает боль­ шинство учащихся школы. Пятница, кончается послед­ ний рабочий день недели... Расслабишься немного и вдруг ясно чувствуешь — утомился изрядно. А на городских ули­ цах редеет поток грузовиков и все больше появляется юр­ ких, легковых малолитражек. Ловишь себя на мысли: нестер- Г ОЛОСА З НАЯ, что выстав­ ка молодежная, зна­ комиться с ней идешь с особым чувством, слегка волнуясь от предвкуше­ ния встречи с чьим-то новым именем, с чьей-то первой рабо­ той. Вместе с тем, в подобных экспозициях есть возможность проследить и развитие творче­ ства уже знакомых художни­ ков. Не исключение — нынешняя выставка, третья молодежная. На тех, что ей предшествова­ ли, интересно' и разнопланово выступали скульпторы/ Боль­ шой группой представлены они и сейчас: В. Сапрыкин, И. Ма­ зур, С. Белый, П. Нестеркин — их работы открывают г экспо­ зицию. В основном, это раз­ мышления после встреч с тружениками промышленных предприятий и хозяйств обла­ сти. Заметен интерес к челове­ ку труда. Правда, не одинаков итог, который венчает поиск молодых в рамках этой доста­ точно сложной темы. Наиболь­ ший интерес вызывают работы В. Сапрыкина. Он «застает» своих металлургов, кажется, в не очень рабочий момент, но умеет уловить при этом пусть едва заметное, но именно то главное, что характеризует каждого из них. К глубокому проникновению во внутренний мир человека стремится Н. Шилов. Наблю­ дательностью, желанием осмыс­ лить изображаемое, воплотить в гипсе не просто конкретную личность, а определенный со­ циальный, человеческий тип, отмечены произведения А. Ваг­ нера («Стройотрядовец Мали­ ков», «Тренер»). Теплое ав­ торское чувство сделало очень лиричной другую его работу — «Аня». Ид того, что предлагает на­ шему вниманию Е. Вольфсон, пожалуй, наибольшей закон­ ченностью мысли и формы от­ мечена композиция «Песня», в очередной раз подтверждаю­ щая оригинальность творческо­ го видения этого автора, свое­ образие его почерка. Впервые столь полно на молодежной выставке пред­ ставлено декоративно-приклад­ ное искусство. Елецкие кру­ жевницы и мастерицы фабри­ ки «Липецкие узоры» показа­ ли себя достойными преем­ ницами традиций старшего поколения. Их работы стали поистине украшением экспози­ ции. ^ Большая же ее часть отведе­ на под полотна живописцев. Авторов не так много, но те, что присутствуют, показывают свое творчество достаточно полно. Это позволяет соста­ вить объективное представле­ ние о направлениях, в которых развивается творчество моло­ дых художников. Разнообразный (в смысле ТРЕТЬЕЙ МОЛОДЕЖ НОЙ = Выставки = географической принадлежно­ сти) пейзаж пишет О. Маляз- кин. Но, думается, большего успеха он достигает, расска­ зывая о среднерусской приро­ де. Чувствуется, ему по-осо­ бому милы и прихотливая реч­ ка, что спокойно несет меж пологих берегов свои вешние воды, и вольная ширь полей, и тихие березки. Избегая опи­ сания конкретных деталей, художник, судя по всему, стремится к созданию обоб­ щенного образа природы род­ ных мест. Одной-единственной, но об­ ращающей на себя внимание картиной, которую потом дол­ го хранишь в памяти, пред­ ставлен Н. Углов. Это пейзаж, правда, по своей живописно- пластической характеристике совсем иной, чем у О. Маляв- кина. Н. Углов концентрирует внимание на определенном состоянии природы. Ту же цель преследуют В. Пушков, С. Ни- китенков, А. Колыхалов. Осо­ бо хочется отметить пронизан­ ные тонким лиризмом акварели А. Колыхалова. Умелое владе­ ние техникой позволяет авто­ ру передавать многообразие и глубину чувств, которые рож­ дает у человека тесное сопри­ косновение с миром природы. Запоминаются пейзажи А. Си­ монова, Д. Днкарева. Широко в экспозиции пока­ зан портрет. Обращают на се­ бя внимание работы в этом жанре И. Чемякинон, Г. Мар­ ченко и Д. Дергунова. Три портрета — три коротких, но емких рассказа о женщине. И. Чемякина свою героиню, немолодую уже горожанку, дает крупным планом на фойе примет уходящей осени: птицы улетают, падает последняя листва с деревьев. Время кос­ нулось и этой женщины, в глазах которой читается гамма самых противоречивых чувств, а лицо сохраняет ясное спо­ койствие. В противовес скры­ тому динамизму этой работы в основе «Автопортрета» ельчан- ки Г. Марченко пластически- цветовой ритм спокойный, дан характер самоуглубленный, мягкий. В одной тональности с ним решен как будто и ли­ рический портрет Д. Дергунова «Таня». Но этому автору, ду­ мается, удалось и большее. Пронизанный солнцем сад, си­ дящая под густыми кронами его деревьев молодая женщина — все это, сливаясь в один образ, рождает ощущение цельности, счастливой гармо­ нии человека с природой. В самом начале мы уже ска­ зали о внимании скульптороз к так называемой производствен­ ной теме. Разрабатывают ее в своих ппоизведениях и живо­ писцы. Правда, не всегда ус­ пешно. В заводских пейзажах порой улавливаешь холодное, лишенное мысли и чувства, описание внешнего вида пред­ приятий: темные пролеты цехов, голые переплетения труб, пустые дворы... Прямая иллю­ стративность не вызывает ин­ тереса. Единственное исклю­ чение — полотно Б. Инкелеса «В заводской столовой». Ос­ тальные его работы — лишь эскизы, подступы к решению большой и важной темы. Интересным оказалось пер­ вое знакомство с творчеством Олега и Ольги Кузиных. Мы позволили себе объединить их произведения единой оцен­ кой, так как, думается, отли­ чаются они общи',—своеобраз­ ным использованием цвета, по­ иском интересных композици­ онных решений, сильным стрем­ лением к самовыражению. Внутренняя неуспокоенность, взволнованный взгляд на -ок­ ружающее — и это характерно для Кузиных. Как видим, на выставке представлено Творчество и сов­ сем молодых художников, де­ лающих лишь первые шаги в искусстве, а также их коллег, с работами которых мы уже знакомы. И тем, и другим хо­ чется пожелать большего жан­ рового разнообразия, более пристального интереса к явле­ ниям жизни, к главной ценно­ сти—человеку-труженику. Соз­ данию живописного полотна, скульптурной композиции дол­ жна предшествовать большая работа ума и сердца. К сожалению, на нынешней выставке, как и на предыду­ щей, вновь преобладают пейзаж и портрет, словно бы молодые живописцы и скульпторы нахо­ дятся на подступах к жизни с ее проблемами, яркими че­ ловеческими характерами. Ма­ ло создается произведений, свидетельствующих о стрем­ лении художника осмыслить тот или иной факт действитель­ ности. У скульпторов очень ощутимо отсутствие духовного контакта с моделью. Это яв­ ные свидетельства того, что облик художника-гражданина у молодых еще только форми­ руется. Помочь им в этом ста­ новлении — ближайшая зада­ ча их старших товарищей по искусству, зрелых мастеров живописи, скульптуры. Т. СПАССКАЯ. На снимках: работа Г. Мар­ ченко «Автопортрет»; изде­ лия фабрики «Липецкие узо­ ры». Фото Ю. Клюег а. Алексей СМОЛЬНИКОВ. БЫЛАЯ МОЛОДОСТЬ — Дышите глубже. Так. Еще. Вот так... — Мой доктор стетоскоп переставляет. Седой чудак, что обо мне он знает! Как я дышу? А в самом деле — как? Я никогда не слушал, как дышал. Наверное, дышалось мне неплохо: В твой крестный час — Не дай соврать, эпоха! — Я от твоих полков не отставал. — Простуда? —- Да, наверно, простывал. — Курил? — Курил. Вкусна была махорка, Когда с высот Зееловских, с пригорка Берлин на горизонте проступал! — Одышка? — Доктор, ветры всей Земли С сиренью вешней, с гарью, с горьким дымом — Мы пили их! Мы были молодыми, Мы надышаться миром не могли!.. Когда б все это было не со мной — Прости меня, старик, за простодушье, Не от одышки б умер — От удушья, Как рыба та, что выбросил прибой. ПРИРОДА И М Ы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz