Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 Х Р О Н И К А К У Л Ь Т У Р Н О Й жизни 1 ноября 1981 г., № 253 (16 150) ■■■■■■■— квявшвяятшш поэтам, сумевшим почувство- вать сказочную красоту и напи сать так много наполненных удивительной силой, трогаю щих до боли строк про робкие осинки с худыми плечиками ветвей, завыванье осеннего ветра в еловых распадках, горькую печаль обнаженных берез, синюю светлынь пред зимних осинников — про лес наш русский. Пока он будет стоять под небом, до тех пор пленять ему людей. И сказано о нем далеко не все. Красоты только одной березовой ро щицы хватит еще на многие самые вдохновенные поэтиче ские творения. Недавно на опушке под мо лодым кленом увидел я маши ну и в ней человека, созер цавшего лес. Он не выходил наружу — боялся, что на мокнет под густыми каплями, падавшими с дерева. И так за хотелось крикнуть: да что же ты, товарищ дорогой! Пусть эти капли намочат, уп дут за ворот, кольнут ледяной иголкой. Так это же, понима ешь, счастье, сама жизнь! В это время он открыл дверцу автомобиля, и о кле новый ствол лязгнула пустая консервная банка. Сомнения не было: это один из тех, кто, не моргнув ■ глазом, пустит юную березку на банный ве ник, кто дубок-подросток прев ратит в огородный кол. ...После осеннего денька, проведенного в старом замше лом лесу, сарай с сеновалом кажется уютным и теплым. От комнаты упорно отказы ваюсь, иначе, чего доброго, проспишь петухов. Лежишь на мягком ароматном сене, а за стенкой сеет сонный дождик, ноябрь баюкает ряби ну в палисаднике, опускается тихая и добрая осенняя ночь. А. ЗАМЯТИН. пимо хочется куда-то на лу- С м о т р любительских фильмов В Липецк ом городском ки нолектории состоялся област ной смотр-конкурс любитель ских фильмов — «Мы за пар тией идем, славя Родину де лами». На нем было представ лено четырнадцать новых ки нолент, снятых членами народ ных киностудий «Липецкие зори» областного научно-мето дического центра, «Нива» Лев- Толстовского районного Дома культуры, Чернавского сель ского ДК Измалковского рай она и фотоклуба г. Лебедяни. Лучшие работы отмечены дипломами. Среди них филь мы, снятые членом студии «Липецкие зори» Е. И. Бажи ным, Г. К. Насулецкйм из Лебедяни, В. Ф. Халяпиннм из Чернавы. Все они посвящены людям труда, рассказывают о родном крае, его сегодняш ней нови. Две киноленты — «Краски осени» Е. И. Бажина и «На берегах Дона» О. Н. Суворо вой (студия «Липецкие зори») рекомендованы членами жюри для участия во Всероссийском фестивале любительских филь мов, который будет прохо дить в Москве в конце нояб ря. Кинофикаторы у ч а т с я На базе Кузовского сель~ ского Дома культуры Грязин- ского района прошел област ной семинар работников ки нофикации области. Его уча стники прослушали доклад на чальника областного управле ния кинофикации Н. Р. Рубле ва о развитии советского ки ноискусства на современном этапе, обменялись опытом ра боты по использованию доку ментального и научного кино в идейно-политическом воспи тании трудящихся, пропаганде передового опыта в сельском хозяйстве, формированию ре пертуарных планов и рекла мированию фильмов. Теоретические занятия были дополнены практическими. Участники семинара побывали на киновикторине, посвящен ной Дню рождения комсомо ла. Ее подготовили для стар шеклассников работники кино театра «Чайка» г. Грязи. Ме тодист Елецксй городской ки нодирекции А. М. Цыкова про вела киновечер «Право жизнь», рассказывающий борьбе коммунистов разных стран за мир. А методист Хле- венской кинодирекции О. А. Пожидаева показала своим коллегам тематический кино- сеанс, посвященный творче ству актрисы Инны Чуриковой. Отправляются в походы Учащиеся липецкой средней школы № 31 вместе с учителя ми часто совершают экскурсии и туристические походы по родному краю. На этот раз школьники пятых классов по бывали с автобусной экскур сией в городе Ельце. Они оз накомились с местным крае ведческим музеем, а вместе с его директором А. П. Небуко посетили многие па мятные места города. зеленых косах березок проби лась ржавая прожелть. Глухая рань... Непривычно тихо, тихо до звона в ушах было вокруг. Только камыши да осока шепеляво вели свою извечную беседу, по темной воде пробегала сонная дрожь. С высокой осины, должно быть, под тяжестью обильной росы сорвался лист, крапленый багрянцем. Он описал в воз духе широкий полукруг и лег на песчаную кромку берега до бела обмытую волнами. Я поднял ег.о. Съежившийся, с побледневшими и усохшими прожилками, он был мертв. Летом, под ярким веселым солнцем, как-то не замечаешь быстротечного времени, а тут невольно подумалось: бежит, торопится жизнь... - Теперь вот уже и ноябрь ступил на порог. Не шелестят под ногами палые листья, ле жат они плотно, будто спрес сованные. Всласть поплясали н-а них осенние дожди. Только сверкнет кое-где червоное зо лото старого дубняка, да на омежьях возле леса выглянет из-за пожухлой травы исхле станная ветром головка дико го клевера. Замирает жизнь на полях и в лесу. Все чаще хмурится небо, роняя на землю леде нящую влагу, тонет в серой полумгле волнистая нитка го ризонта. Хоть вымокнешь и озябнешь, а все же хорошо в ненастье пройтись дальней за брошенной просекой. Выйдешь к какой-нибудь глухой балке — покой первозданный, аж холодок по спине. Дышишь мокрым пряным воздухом род никовой чистоты, приглядыва ешься внимательно — за каж дым деревом чудится, по крайней мере, волк-разбойник. Во время охотничьих скита ний пришлось однажды заноче вать в такой лесной глуши. Хоть и ружьишко лежало ря дом, а признаюсь: жутковато было. Лес будоражит какой- то неразгаданной тайной, по давляет ни с чем не сравнимым величием. Наверное, отсюда начиналось святое вдохнове ние Саврасова, Левитана, Шишкина, чьи полотна застав ляют трепетно биться сердца. Земной понтон писателям и К 40-летию битвы под Москвой ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ Стояла глубокая осень. К началу декабря 41-го бои с немецко-фашистскими захват чиками достигли наивысшего напряжения. Упорные сраже ния шли на ближайших под ступах к Москве. Части 34-го немецкого армейского корпуса, нацеленные на Данков, Лебе дянь и Касторное, 4 декабря захватили Елец. Гитлеровское юмандование, ослепленное ус пехами летних месяцев, счита ло, что Красная Армия разби та и столица Советского госу дарства вот-вцт падет. Однако тяжелые испытания первого лета, войны не сломи ли боевого духа наших войск, не поколебали стойкости наро да. Выполняя директиву Став ки, командующий Юго-Запад ным фронтом маршал С. К. Тимошенко решил разгромить группировку ' гитлеровских войск в районе Ельца и ока зать. помощь войскам Запад ного фронта в разгроме вто рой танковой армии Гудериа- на, готовившей удар во фланг Фронта с целью окружения Москвы. Для выполнения на меченной задачи были созда ны две группы войск. Одна из них —^ северо-восточнее Ельца из частей 13-й армии. Ко мандовал группой генерал-май ор К. С. Москаленко. Юго-за паднее Ельца, в районе Тербу- ны—Водово, •сосредоточивалась фронтовая • группе, которой командовал, генерал-лейтенант Ф. Я. Костенко. В состав группы кроме пехотных и мо тострелковых подразделений входил 5-й- кавалерийский коопус генерал-майора В. Д. Крюченкина. Выполняя приказ, бойцы корпуса, совершив 150-кило метровый переход, к рассвету 5 декабря сосредоточились в районе Волово. Разведка сооб щила, что перед нашими вой сками находилась прибывшая из Австрии 95-я пехотная дивизия фашистов, Собрав у себя командиров, В. Д. Крюченкин торжествен но объявил: — И мы дождались! Полу чен приказ идти ."в наступле ние... Мы, кто испил горькую чашу пораженийр;"кто отсту пая, видел в глазах женщин и детей немой вопрос: «Почему уходите, на кого нас бросае те?». Слова генерала взволно вали до глубины души. «На стал и наш час!»— говорили, расходясь по своим местам, командиры. В ночь на 7 декабря конни ки заняли исходные позиции для наступленид^ кркопы бы ла доставлена Д горячая еда, бойцы перебрасывались шутка ми. С переднего поста наблю дения передали: «По дороге движется колонна вражеской пехоты с танками и артилле рией». Вскоре показались глав ные силы 95-й пехотной диви зии немцев. Заухали пушки, затрещали пулеметы и автоматы. Огнем своих пулеметов бойцы Федо ров, Колесников, Хабибулин, Лабанидзе буквально косили фашистов, бегущих по снежно му полю. Открыли огонь из противотанковых ружей бро небойщики Смирнов, Михай лов, Покртило. Командир тан кового взвода лейтенант Люб- кик подал своим танкистам сигнал к атаке... Гитлеровцы понесли боль шие потери и откатились на зад. В штаб корпуса был до ставлен плененный офицер. При нем нашли приказ коман дира вражеской дивизии, из которого стало ясно, что гит леровцы не подозревали о со-, средоточении фронтовой груп пы наших войск. Пленного до прашивал генерал Крюченкин. — Командир дивизии фон Арним,— сказал тот,— объя вил, что перед нами находятся только небольшие отряды рус ских войск. Нас ориентирова ли, что при энергичной атаке они отойдут, не принимая боя. О первых боях конников можно судить по историческим документам. «6 декабря,—го ворится во втором томе «Ис тории Великой Отечественной войны»,— наступление на Елец развернули войска 13-ой ар мии... 7 декабря в сражение вступила оперативная группа фронта, наносившая в этой операции главный удар в тыл елецкой группировки противни ка. Наиболее успешно дейст вовали 1 гвардейская стрелко вая дивизия генерал-майора И. Н. Руссиянова и 5 кавале рийский корпус, которым ко мандовал генерал-майор В. Д. Крюченкин. К исходу дня стрел_ковые части продвинулись на 15 километров, а кавалери сты в боях за Захаровну и Алексеевну разгромили до 2 батальонов 95 пехотной диви зии». Выбив гитлеровцев из За- харовки, 34-й кавполк насту пал вдоль западного берега реки Олым в направлении села Навесное. Представитель штаба 3-й кавдивизии разыскал команди ра и комиссара полка в не большом хуторе. Приняв па кет, командир Подполковник П. П. Брикель прочитал его и передал комиссару А. И. Си дорову. — Вручим перед боем? — спросил его. —• Это будет правильно, Па вел Порфирьевич,—сказал ко миссар. Пулеметный эскадрон стар шего лейтенанта Нагибина го товился к выступлению, когда в его расположение прибыла группа командиров. — Постройте эскадрон!— приказал П. П. Брикель. Нагибин был удивлен неожи данным появлением команди ра и комиссара полка. «Мо жет, в чем-то провинился?»— тревожно думал комэск. Нет, вины за собой он не чувство вал. Нелегко далась его бой цам Захаровка. Погибли заме чательные пулеметчики сер жант Колесников , лейтенант Сндорчук, помкомвзвода Фе доров, рядовые Савин и Маль цев... Строй замер. Ханташу Ну- радинову приказали 'сделать два шага вперед. Он стоял под сотнями любопытных взглядов. До слуха донеслось: — Наградить орденом Крас ной Звезды... Вручая пулеметчику награ ду, командир полка сказал Нурадинову: — Гордись! Ты награжден орденом первым в полку! Продолжая наступление, кон ники к исходу 10 декабря пе ререзали шоссе Елец—Ливны и освободили ряд населенных пунктов. К исходу 11 декабря конни ки прошли с боями около двухсот километров и освобо дили от фашистов более вось мидесяти сел и деревень. Не смотря на высокие темпы на ступления, кавкорпус должен был ускорить продвижение на север, так как от этого зави село, останется ли елецкая группировка войск противника в кольце или успеет ускольз нуть. 11 декабря полки 3-й и 32-й кавдивизйй выбили немцев из Шатилова и Россошное, разгромили штаб 34-го армей ского корпуса фашистов. Ко мандир корпуса генерал Метц спасся от плена, бежав на са молете. В одном из домов бой цы обнаружили сотни посы лок, подготовленных к отправ ке в Германию, в которых бы ли уложены награбленные гит леровцами продукты, одежда. Кавалеристы захватили много военного имущества. Части группы войск генера ла Москаленко обошли Измал- ково с севера и перерезали последние проселочные дороги, по которым враг мог уйти на северо-запад. Теперь все коммуникации елецкой группировки немецких войск были в наших руках. Запер тые в треугольнике Измалко- во ■— Россошное — Успенское, гитлеровцы предпринимали от чаянные попытки вырваться из окружения. На какие только уловки не пускались фашисты! Южнее деревни Давыдово, идя в атаку, они гнали перед собой местных жителей. Тяжелые бои завязались у Россошного. «Зная блестящие качества конников Крюченки на,— писал после войны мар шал И. X. Баграмян,— мы на деялись, что они выстоят... Ка валеристам пришлось играть роль наковальни, в то время как гвардейская дивизия Рус сиянова являлась молотом, не прерывно бьющим по окру женным фашистам». Вот как впоследствии они- сывал эти события бывший ко мандир 445-го полка 134-й пе хотной дивизии генерал-майор Вильгельм Кунце: / «14 декабря 134-я пехотная дивизия двинулась"тремя пол ковыми колоннами на запад в район РоссрШное, где генерал Метц отМ'л приказ на выход из окружения... В 18 часов в полной темноте при 20 граду сах мороза и снежном покро ве в 40 сантиметров начался прорыв. Несмотря на дву кратную атаку, прорваться че рез реку Любавша не смог ли... В ночь на 15 декабря в своей машине на дороге за стрелился командир дивизии генерал-лейтенант фон Кахен- гаузен. Командир 445-го полка, принявший временное коман дование дивизией, приказал начать атаку на узком фрон те, чтобы прорвать кольцо хо тя бы в одном месте. При первых проблесках зари совет ские пулеметы открыли огонь по немецким батальонам... Мо ральное впечатление от разры'- ьа мин нового оружия «ка тюш», которые тоже открыли’ огонь по голодным, замерзшим -немецким частям, было очень ве тико...» В результате стремительного удара под Ельцом войска пра вого крыла Юго-Западного фронта освободили 8 тысяч квадратных километров совет ской земли, свыше 400 насе ленных пунктов, в том числе города Елец,^Ефремов, Ливны. Фашисты потеряли более 12 тысяч человек. Командование высоко оце нило действия кавалеристов. 5-й кавкорпус был преобразо ван в 3-й гвардейский кавале рийский корпус. Участвуя в последующих боях, они с че стью донесли свое гвардейское знамя до Эльбы, где и встре тили Победу. К. КРУТИКОВ, подполковник в отставке, бывший офицер штаба Гродненского орденов Ленина и Красного Знамени кавкорпуса. жок или на росную лесную поля-нку. Про это желание пи сал недавно даже один круп ный журнал: «Горожанин все больше нуждается в смене ре жима жизнедеятельности, в полноценном отдыхе, в восста новлении физических и психи ческих сил вдали от городской суматохи, от огромных ' стрес совых перегрузок. Где же, как не на природе, .в тиши• можно удовлетворить эти потребно сти?..». А может, за город, на про стор, тянет потому, что, говоря словами поэта Ярослава. Сме- лякова, В гудки индустрии .поверя, Спав от волнения с лица, Мы вышли все из сельской двери, Сошли с крестьянского крыльца... Но ,как . бы там ни было, , а перед загородной поездкой не устоять. Еду к старому другу Петру Николаевичу Вен- деревск'нх в крохотную лес ную деревеньку Песковатку, что в Усманском районе. Очень дорожу дружбой с этим стра стным любителем и большим знатоком природы, отдавшим здешней земле без малого пятьдесят лет. Вот уже не один год предо ставляет он мне персональный, прямо-таки тургеневский сено вал, рядом с которым в довер шение к экзотике живут семь удивительно голосистых пету хов. О тех концертах, которые они устраивают ночью и на восходе солнца, горожане мо гут только мечтать. Нынешним летом стояла та кая жара, что, казалось, не остынут ни земля, ни небо. .Но однажды сентябрьским рассветом вышел я на улицу деревеньки и понял: пришла осень. Над речкой’ Усманкой курился густой серый туман, с огородов и приречного луга холодными струями тек вяжу щий запах озябшей "травы, вя лой картофельной богвы, а в Т ЕМАТИЧЕСКИЕ вече ра, кинофестивали, торжественные премь еры, кинопанорамы, отчеты пе ред зрителями — таким разно образием форм отличается ра бота Елецкой городской кино дирекции в последнее время. Значительно окрепла' связь с обществом «Знание» ■— перед I■IIIIШ III1IтIIIП тIIП «IIIIп1I РАСТЕТ ЧИСЛО З Р И Т Е Л Е Й н п л т и т т т т т п т н и т ) демонстрацией фильмов чи таются лекции из цикла «Реше ния XXVI съезда КПСС —- в жизнь». Выступают перед зри телями и участники само деятельных коллективов горо да. Особое внимание уделяют ельчане детской аудитории. В городе действуют три детских кинотеатра, которые, в свою очередь, оказывают большую помощь школам в пропаганде произведений советского кино искусства. Поэтому не случаен и ре зультат —■с начала года елец кие кинофикаторы обслужили сверх плана 170 тысяч человек, на 27 тысяч детей больше, чем предусматривалось, побывало в городских кинотеатрах. Т. ОСАДЧАЯ. Заслуженным авторитетом и любовью пользуется у липчан народный фольклорный ансамбль Дворца культуры профсою зов «Россиянка». Он частый гость металлургов, тракторо-. строителей, колхозников и рабочих совхозов. Песни, задорные частушки, хороводные пляски находят теплый прием у зри телей. На снимке: группа участников ансамбля. Фото Г. Костылева. В МИРЕ МУЗЫКИ В Задонской средней школе № 2 уже несколько лет рабо тает музыкальный лекторий, которым руководит учительни ца В. Н. Провоторова. Занятия его проходят по абонементам. Ежемесячно к учащимся при езжают артисты областной филармонии,. Москонцерта. На очередном занятии из никла вечеров «Великие сыны России» ребята прослушали литературно - музых а л ь н у ю композицию «Глинка-Пушкин». Солисты И. Крашевская и С. Струкачев, пианист И. Тим ченко исполнили произведения композитора на стихи Пушки на, показали фрагменты из опер «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».. Музыкальный лекторий с удовольствием посещает боль шинство учащихся школы. Пятница, кончается послед ний рабочий день недели... Расслабишься немного и вдруг ясно чувствуешь — утомился изрядно. А на городских ули цах редеет поток грузовиков и все больше появляется юр ких, легковых малолитражек. Ловишь себя на мысли: нестер- Г ОЛОСА З НАЯ, что выстав ка молодежная, зна комиться с ней идешь с особым чувством, слегка волнуясь от предвкуше ния встречи с чьим-то новым именем, с чьей-то первой рабо той. Вместе с тем, в подобных экспозициях есть возможность проследить и развитие творче ства уже знакомых художни ков. Не исключение — нынешняя выставка, третья молодежная. На тех, что ей предшествова ли, интересно' и разнопланово выступали скульпторы/ Боль шой группой представлены они и сейчас: В. Сапрыкин, И. Ма зур, С. Белый, П. Нестеркин — их работы открывают г экспо зицию. В основном, это раз мышления после встреч с тружениками промышленных предприятий и хозяйств обла сти. Заметен интерес к челове ку труда. Правда, не одинаков итог, который венчает поиск молодых в рамках этой доста точно сложной темы. Наиболь ший интерес вызывают работы В. Сапрыкина. Он «застает» своих металлургов, кажется, в не очень рабочий момент, но умеет уловить при этом пусть едва заметное, но именно то главное, что характеризует каждого из них. К глубокому проникновению во внутренний мир человека стремится Н. Шилов. Наблю дательностью, желанием осмыс лить изображаемое, воплотить в гипсе не просто конкретную личность, а определенный со циальный, человеческий тип, отмечены произведения А. Ваг нера («Стройотрядовец Мали ков», «Тренер»). Теплое ав торское чувство сделало очень лиричной другую его работу — «Аня». Ид того, что предлагает на шему вниманию Е. Вольфсон, пожалуй, наибольшей закон ченностью мысли и формы от мечена композиция «Песня», в очередной раз подтверждаю щая оригинальность творческо го видения этого автора, свое образие его почерка. Впервые столь полно на молодежной выставке пред ставлено декоративно-приклад ное искусство. Елецкие кру жевницы и мастерицы фабри ки «Липецкие узоры» показа ли себя достойными преем ницами традиций старшего поколения. Их работы стали поистине украшением экспози ции. ^ Большая же ее часть отведе на под полотна живописцев. Авторов не так много, но те, что присутствуют, показывают свое творчество достаточно полно. Это позволяет соста вить объективное представле ние о направлениях, в которых развивается творчество моло дых художников. Разнообразный (в смысле ТРЕТЬЕЙ МОЛОДЕЖ НОЙ = Выставки = географической принадлежно сти) пейзаж пишет О. Маляз- кин. Но, думается, большего успеха он достигает, расска зывая о среднерусской приро де. Чувствуется, ему по-осо бому милы и прихотливая реч ка, что спокойно несет меж пологих берегов свои вешние воды, и вольная ширь полей, и тихие березки. Избегая опи сания конкретных деталей, художник, судя по всему, стремится к созданию обоб щенного образа природы род ных мест. Одной-единственной, но об ращающей на себя внимание картиной, которую потом дол го хранишь в памяти, пред ставлен Н. Углов. Это пейзаж, правда, по своей живописно- пластической характеристике совсем иной, чем у О. Маляв- кина. Н. Углов концентрирует внимание на определенном состоянии природы. Ту же цель преследуют В. Пушков, С. Ни- китенков, А. Колыхалов. Осо бо хочется отметить пронизан ные тонким лиризмом акварели А. Колыхалова. Умелое владе ние техникой позволяет авто ру передавать многообразие и глубину чувств, которые рож дает у человека тесное сопри косновение с миром природы. Запоминаются пейзажи А. Си монова, Д. Днкарева. Широко в экспозиции пока зан портрет. Обращают на се бя внимание работы в этом жанре И. Чемякинон, Г. Мар ченко и Д. Дергунова. Три портрета — три коротких, но емких рассказа о женщине. И. Чемякина свою героиню, немолодую уже горожанку, дает крупным планом на фойе примет уходящей осени: птицы улетают, падает последняя листва с деревьев. Время кос нулось и этой женщины, в глазах которой читается гамма самых противоречивых чувств, а лицо сохраняет ясное спо койствие. В противовес скры тому динамизму этой работы в основе «Автопортрета» ельчан- ки Г. Марченко пластически- цветовой ритм спокойный, дан характер самоуглубленный, мягкий. В одной тональности с ним решен как будто и ли рический портрет Д. Дергунова «Таня». Но этому автору, ду мается, удалось и большее. Пронизанный солнцем сад, си дящая под густыми кронами его деревьев молодая женщина — все это, сливаясь в один образ, рождает ощущение цельности, счастливой гармо нии человека с природой. В самом начале мы уже ска зали о внимании скульптороз к так называемой производствен ной теме. Разрабатывают ее в своих ппоизведениях и живо писцы. Правда, не всегда ус пешно. В заводских пейзажах порой улавливаешь холодное, лишенное мысли и чувства, описание внешнего вида пред приятий: темные пролеты цехов, голые переплетения труб, пустые дворы... Прямая иллю стративность не вызывает ин тереса. Единственное исклю чение — полотно Б. Инкелеса «В заводской столовой». Ос тальные его работы — лишь эскизы, подступы к решению большой и важной темы. Интересным оказалось пер вое знакомство с творчеством Олега и Ольги Кузиных. Мы позволили себе объединить их произведения единой оцен кой, так как, думается, отли чаются они общи',—своеобраз ным использованием цвета, по иском интересных композици онных решений, сильным стрем лением к самовыражению. Внутренняя неуспокоенность, взволнованный взгляд на -ок ружающее — и это характерно для Кузиных. Как видим, на выставке представлено Творчество и сов сем молодых художников, де лающих лишь первые шаги в искусстве, а также их коллег, с работами которых мы уже знакомы. И тем, и другим хо чется пожелать большего жан рового разнообразия, более пристального интереса к явле ниям жизни, к главной ценно сти—человеку-труженику. Соз данию живописного полотна, скульптурной композиции дол жна предшествовать большая работа ума и сердца. К сожалению, на нынешней выставке, как и на предыду щей, вновь преобладают пейзаж и портрет, словно бы молодые живописцы и скульпторы нахо дятся на подступах к жизни с ее проблемами, яркими че ловеческими характерами. Ма ло создается произведений, свидетельствующих о стрем лении художника осмыслить тот или иной факт действитель ности. У скульпторов очень ощутимо отсутствие духовного контакта с моделью. Это яв ные свидетельства того, что облик художника-гражданина у молодых еще только форми руется. Помочь им в этом ста новлении — ближайшая зада ча их старших товарищей по искусству, зрелых мастеров живописи, скульптуры. Т. СПАССКАЯ. На снимках: работа Г. Мар ченко «Автопортрет»; изде лия фабрики «Липецкие узо ры». Фото Ю. Клюег а. Алексей СМОЛЬНИКОВ. БЫЛАЯ МОЛОДОСТЬ — Дышите глубже. Так. Еще. Вот так... — Мой доктор стетоскоп переставляет. Седой чудак, что обо мне он знает! Как я дышу? А в самом деле — как? Я никогда не слушал, как дышал. Наверное, дышалось мне неплохо: В твой крестный час — Не дай соврать, эпоха! — Я от твоих полков не отставал. — Простуда? —- Да, наверно, простывал. — Курил? — Курил. Вкусна была махорка, Когда с высот Зееловских, с пригорка Берлин на горизонте проступал! — Одышка? — Доктор, ветры всей Земли С сиренью вешней, с гарью, с горьким дымом — Мы пили их! Мы были молодыми, Мы надышаться миром не могли!.. Когда б все это было не со мной — Прости меня, старик, за простодушье, Не от одышки б умер — От удушья, Как рыба та, что выбросил прибой. ПРИРОДА И М Ы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz