Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
19 ок тября 1980 г., № 241 (15 838)' — — Щ||||11 ■! I 111 1111|'IIIИ1«|Ц||Ц|||>Я1Дй1л^38г» Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Г ость в о с к р е с н о й п о л о сы ЛЕГКИХ РОЛЕЙ НЕ БЫВАЕТ Имя се годняшнего гостя газеты, артиста областного драма- тического театра Виталия Васильевича Пономарева, хорошо знакомо липчанам. Около двадцати лет отдано им сцене. За это время сыграны десятки ролей, больших и маленьких, классического и современного репертуара. Широта творче ского диапазона, глубокий психологизм, убедительность — вот главные отличительные свойства его актерского почерка. Недавно Виталию Васильевичу Пономареву присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. - В ИТАЛИИ Василье вич, где и когда состоялся Ваш первый выход на профессиональную сцену? — Первые спектакли, в ко торых мне было доверено .участвовать, — это «Алексей Кольцов» и «Летом небо вы сокое» в Воронежском госу дарственном драматическом театре. Говорю «доверено», потому что в ту пору я был очень^ молод н шел только первый год моего обучения в студии, созданной при этом театре. Роли были крошечные. В «Алексее Кольцове», напри мер, я произносил одно- единствениое слово: «Пожа луйте». Зато в «Виринее» иг рал уже в нескольких эпизо дах. На втором курсе участво вал в постановке «Барабанщи цы»... Все эти роли, казалось бы, незначительные. Но хорошо, что они были в первый же год учебы. За это благодарен сво- •им учителям Ф. Е. Шишнгину и Л. С. Броневому, а также за то, что смогли привить трепет ное отношение ко всему, что связано со сценой. Это чувст во и по сей день со мной. Учи теля наши были требователь ны и честны — откровенно, не обещая сладкой жизни, го ворили, о радостях и трудно стях профессии актера. Мне нравилось наблюдать, как ра ботали эти актеры над ролью — каждый по-своему. Одного отличала тяга к яркой теат ральности, другой, добиваясь особой сценической правдиво сти, углублялся во внутрен ние пласты характера, копаясь в его закоулках, стараясь разо браться в невидимых течениях мыслей и чувств, Теперь, спу стя многие годы самостоятель ной работы, понимаю, что зна чит «высший пилотаж» у акте ра. Это — яркая театральная форма, соединенная со сцени ческой правдивостью. А на липецкой сцене первая большая роль — Хлестаков в «Ревизоре». Серьезная труд ность, с которой я тогда стол кнулся, — преодоление сло жившегося стереотипа. Хлеста кова многие играли откровен ным вралем и авантюристом. Нам же с режиссером А. Г. Новиковым показалось более приемлемым другой решение образа —- показать* скрытую под внешним, наносным слоем как бы вторую суть этого че ловека, нереализованную до сих пор только потому, что не было к тому благоприятных обстоятельств... Многое при шлось тогда в себе преодолеть, в том числе и скованность, не уверенность... Однако, помню, пресса хорошо отозвалась об этой работе. — Итак, дебют был удачным. А как Вы оцениваете свою дальнейшую актерскую судь бу? — Сразу скажу — без облачной жизнь свою назвать не могу. Не очень-то верю лю дям, которые говорят, что ра бота — радость. Радость, по- моему, приходит позже, когда, скажем, сделана роль и пони маешь, что сделал ее неплохо. А все, что было до этого, — нелегкий труд, бессонница, нер. вы... С каждой новой ролью все начинается заново, как с белого листа: ищешь, решаешь, разгадываешь. Бывает, пос ле готового спектакля уходишь растерянным, так -как чувст вуешь — что-то ты не дотянул, что-то помешало. Мысленно прогоняешь всю роль, нахо дишь ошибку... Но бывают у актера и совершенно удиви тельные, минуты, для определе ния которых трудно, пожалуй, найти точные слова — это ми нуты полного слияния с обра зом, минуты высшего творче ского счастья. Ради них стоит актеру жить, трудиться... ~ Виталий Васильевич, у Вас есть особенно любимые роли? — Роли, как дети, чем труд нее даются, тем они дороже. Легких ролей не бывает, — во всяком случае, у меня не бы ло. В любой, даже эпизодиче ской, хочешь открыть то, что не нашли другие исполнители. А когда работаешь в одном городе и не один десяток лет, возникает еще одна трудность — преодоление стереотипа, созданного тобой же. Так, в спектакле «А поутру они прос нулись» я играю сантехника и в пьесе «Гуманоид в небе мчится», над которой мы сей час работаем, есть сантехник дядя Коля — играть его вновь предстоит мне. А повториться я просто не имею права. Так же искал я и «своего» Карлсона и Бессудного. Рабо тая над Карлсоном, иногда до ходил до отчаяния, думал, что уже не получится ничего. И вдруг — слова песен ки, которую поет мой ге рой; «Я часто прячусь за трубой...». Буквально уви дел этого одинокого жителя крыш, понял и природу его ро бости, застенчивости, угадал желание прийти на помощь такому же одинокому сущест ву. быть ему другом. К слову, очень мне дороги те работы, где рельефно про ходит тема человеческой доб роты, противостоящей душев ной черствости, бездуховности. С этой стороны интересны ха рактеры простых и скромных людей, живущих не на показ, а согласно законам собствен ной совести, готовых в любую минуту отозваться На чужую боль, протянуть в помощь ру ку. В доброте и участии нуж дается каждый человек. Об этом «гозорил» я ролью Силь- в'ы в «Старшем сыне», об этом — Лис в «Маленьком принце» и, не удивляйтесь. Бессудный в спектакле «На бойком ме сте»... — Над чем Вы сейчас рабо таете? -— Как я уже сказал, мне поручена роль сантехника Дяди Коли в спектакле для подро стков А. Хмелика «Гуманоид в небе мчится». Кроме того, в театре начались первые читки пьесы А. Чехова «Чайка», где мне предстоит сыграть Сорина. — О каких ролях Вы меч таете? — О^ень хотелось бы сы грать главную роль в «Царе Федоре Ивановиче» А. Тол стого и Аркашку Счастливцева в «Лесе» А. Островского. — Этих драматургов Вы назвали вместе случайно? — Пожалуй, нет. На. мой взгляд, именно классика дает актеру широчайшие возмож ности для наиболее полного самовыражения, не стесняя ни какими рамками. Беседу записала Т. СПАССКАЯ. Т в о р ч е с т в о ю н ы х К О Г Д А ОБЩЕЖИТИИ ПРАЗДНИК Завершился первый смотр художественной самодеятель ности молодежных общежитий области, в котором приняли участие около тысячи юношей и девушек. Он был посвящен 110-летию со дня рождения В. И. Ленина. Об итогах смот ра сегодня рассказывает старший методист межсоюзного Дома самодеятельного творчества В. В. Андросова. О Т К Р Ы Т И Е М И Р А . ОБЛАСТНОМ выста- воином зале закончила работу выставка. ра бот учащихся Липецкой детской художественной шко лы № 1. Уже четвертый раз показывают они свои произве дения зрителям. Сложна творческая работа с юными. Прививая учащим ся определенные навыки, нельзя бесцеремонно вторгаться в их мир, нарушать частоту и не посредственность детского вос приятия жизни. Процесс обу чения должен определяться атмосферой заинтересованно сти, постоянно стимули рующей творчество ребят. И в этом плане Липец кая детская художест венная школа за последние не сколько лет достигла успехов. О результатах серьезной пе дагогической работы наглядно свидетельствует новая вы ставка. Разнообразнее и инте реснее и по тематике, и по ис полнению стали работы ребят. Если на первой выставке, че тыре года назад, были показа ны в основном лишь акварели, то сейчас большинство работ выполнено гуашью, много произведений, сделанных па стелью, есть графика, декора тивные гобелены. Дети больше всего любят рисовать, лепить на вольную тему, проявляя свою фанта зию. Много акварелей и гуашей посвящено школе, спорту, иг рам во дворе, — словом, той повседневной жизни, которая окружает ребят. Внимательные, сосредоточен ные и такие разные лица малы шей смотрят на нас с акварели Гали Фелофьяновой «Урок в первом классе». Галя Гре бенникова назвала свою работу «Бабушка», А вот еще одна акварель: изумрудно-зеленые ! " полянки, маленькие бревенча тые домики, т лавке возле од ного из них сидит старушка за вязаньем, а рядом пасется ко за. Удивительной теплотой и лаской веет от этого уютного, почти сказочного мира. Не случайно и другая работа юной художницы посвящена сказоч ному сюжету «Хозяйка Мед ной горы». Яркая декоративность, ост рая наблюдательность отлича ют произведения Лены Балы ковой «Продавец цветов» и «День Победы». Особенно ин тересно последнее, выполненное пастелью. Серьезная патриоти ческая тема решена с детской непосредственностью, эмоцио нально: красные стены и башни Московского Кремля, синее небо, праздничная толпа и че ловек в военной форме, которо го подбрасывают вверх. Этот момент взлета в детском вос приятии действительно инте ресен. Поразительно не ожиданное и точное художе ственное видение события. Мир детства полон радост ных открытий, ярких впечатле ний, звенящих красок. Не вольно останавливают взгляд зрители на работах Тани Пчельниковой «Осень», Лены Бажулиной «В путь», Ларисы Поповой «Скоро праздник», портрете Сергея Пинчука «Мой дедушка». Много примечательного со здано ребятами в мелкой пла стике. Традиционная лепка из пластилина , представлена композициями, связанными с впечатлениями от зоопарка, раскрываются в них темы спор та и труда. Внимательное и достаточно верное наблюдение живой натуры присуще рабо там Гали Баевой, Гали По номаревой, Кости Жарикова, Алеши Быкова и других. На выставке Впервые показа ны отдельные фигурки и ком позиции, выполненные из глины и раскрашенные гуашью. Под ражая народной игрушке, дети украсили костюмы своих ге роев яркими пестрыми узора ми. Хороши композиции на сказочные .сюжеты «Курочка ряба», «Сказка о попе и работ нике его Балде», фигурки «Всадник» и «Мой • любимый котенок». Работа с глиной в детской художественной школе только начинается, но это многообеща ющее начало. Липчанам хорошо известно, что в бывшем селе Романово, ныне Ленино, когда- то был развит гончарный про мысел. Мастера изготавливали различную посуду и игрушки. Сейчас, к сожалению, в Лени но гончарством никто не за нимается, но есть еще несколь ко человек, хорошо знающих секреты промысла. Привлечь бы их к преподаванию в худо жественной школе! На мой взгляд, это самый реальный путь к возрождению замеча тельного народного искусства. Думается, что городскому от делу народного образования, областному управлению куль туры и другим заинтересован ным организациям необходимо оказать реальную помощь ху дожественной школе в этом важном начинании. Конечно, продолжение его станет воз можным при наличии хорошей учебно-материальной базы. Пока что теснота помещений школы создает препятствия для этого. Сейчас планируется создание двух филиалов детской худо жественной школы в поселках заводов «Свободный сокол» и тракторного, а центральное по мещение будет оборудовано для работ по прикладному ис кусству. Однако подходящие помещения для филиалов пока не выделены. Хочется надеять ся, что городской Совет на родных депутатов окажет в этом содействие. Н. ПРЯМКОВА, искусствовед. ПЕСНИ ЛИПЕЦКИХ АВТОРОВ с н ы Стихи Б. Шальнева. СЛ ОКО И НО. Атл ________ Музыка А. Астахова. А Модельеры липецкой обувной фабрики «Липецкоблбыт» подготовили к республиканскому семинару, который будет проводиться с 20 октября в г. Саранске, 60 пар обуви с учетом моделей 1981 и 1982 годов. В них представлены виды летней, зимней и демисезонной обуви. На снимке: мастер Л. М. Отраднова и модельер Н. Н. Краснянская отбирают новые модели обуви. Фото Ю. Клюева. ШИРОКОЕ ПРИЗНАНИЕ С Р а . с т е - р я - л н с в е р ч к и ^ п о -т ^ с н -н ы х у/-лах в е ~ к о . - —-— ^ ;---------.1» , --------—1 .»—■ ■ "■■■—ч у ч>/.есВ<ки д е .р с . В е н х к ч е ры т . мы р т * в о „ с и г я в о г г щ о ё ^ с к о х в е - г у е л - к о - г а х , о - , п А _____________ с Т Г.1 —I ПЯТЬЯ » к р у .гу н е с .к о н - 9 У- С- - м о н - *Ои/п. Но/ Л нго/п Ясл-.но взрой Ва-ми а. - л о . е . п о . к о .. Н € - у . - Л /ту С большим успехом в Ли пецком Дворце культуры проф союзов прошли гастроли во кально-инструментального ан самбля из ГДР «Карат». Лип чане имели возможность по знакомиться с творчеством ин тересного коллектива, получив шего широкое признание как V себя на родине, так и за ру бежом. «Карат» исполняет рок-му зыку и строго придерживается канонов этого жанра. Высо кое профессиональное мастер ство создает на сцене чудес ный зрелищный спектакль све томузыки. Музыканты играют вдохновенно, импровизация югашввшнванинавшннананвянанвн сочетается с тончайшим артис тизмом. Накал каждого кон церта возрастает в продолже ние всех двух часов, настрое ние исполнителей передается слушателям и между ними воз никает тот эмоциональный кон такт, о котором, несомненно, мечтает каждый артист, каж дый коллектив. Гастроли «Карата» в Совет ском Союзе продолжаются. Сейчас его выступления смот рят зрители Тамбова. А липча не, наверняка, надолго запом нят высокопрофессиональные | концерты артистов из ГДР. | С. ЩЕТИНИН. \ О р г к о м и т е т подвел итоги .смотра, определил победителей. С ними зрители смогут познакомиться на заключительном концерте, который состоится в ноябре. Сразу скажу, что хороших кол лективов немало. Назову в числе лучших самодеятельных артистов общежитий Лебе дянского педагогического учи лища, треста «Липецкстрой», ЖКУ НЛМЗ, Липецкого про изводственно-швейного объе динения, тракторного завода, строительного техникума. С некоторыми нам уже при ходилось встречаться и рань ше, на других смотрах, в кон цертах. Однако нас интересо вал общий уровень самодея тельного творчества молодежи, проживающей в общежитиях, тенденции его развития. Счи талось, что уровень этот год от года не растет. И вот смотр выявил как положительные стороны, так н многие просче ты и ошибки. Сначала о положительном. В ходе смотра создано один надцать новых самодеятельных коллективов. Это — ансамбль русской песни «Липчанка» в общежитии швейного объеди нения, агитбригада связистов, вокальный ансамбль строите лей (общежитие по улице Космоиа.втов, 30), сводный хор ЖКУ НЛМЗ и другие. Заметно улучшилось испол нительское мастерство участни ков ансамбля народных ин струментов и исполнителей бальных танцев общежития строительного техникума. Хо рошее впечатление осталось от хорового и' танцевального кол лективов, эстрадного ансамбли Лебедянского педучилища и политехнического института. Программы всех концертов участников смотра отличала тематическая направленность. Особенно успешно выступи ли в смотре липецкие строите ли. Ими сделана была хоро шая заявка уже в первом ту ре. Программы коллективов отличала четкая идейная на правленность, разнообразие жанров. Смотр был хорошо организован, привлек внимание большого числа молодежи. Победителям торжественно вручались призы и подарки. Характерно и то, что строите-, ли первыми провели свой от раслевой смотр. Значит, дав но были готовы к нему, кол лективы художественной са модеятельности существуют здесь не для отчета, не формы ради, а дейструют постоянно, используются как важное средство организации досуга молодежи. Мы познакомились с плана ми воспитательной работы об щежитий — участников смот ра. Оказалось, что самодея тельные артисты участвуют в проведении вечеров отдыха, в чествовании передовиков тру да, в торжествах, посвященных праздничным датам. Словом, они становятся неотъемлемой частью жизни молодежных общежитий Главлипецкстро^. Хотелось бы, чтобы их при меру последовали и общежи- тия других обкомов профсою за. Ниже своих возможностей показались на смотре метал лурги, которые не добились массового участия молодежи в художественном творчестве, так же, как и машиностроите ли. У них из 25 общежитий в смотре приняли участие толь ко 6. Совершенно не участво вали в смотре сельские труже ники, рабочие организаций ав тотранспорта и шоссейных до рог, пищевики, работники юс- торговли и потребкооперации. Во всех общежитиях обла сти проживают десятки тысяч юношей и девушек. В смотре приняли участие около тыся чи. Конечно, это мало. Дума ется, сказалось невнимание к организации самодеятельного творчества со стороны отрас левых обкомов профсоюзов. А ведь под их началом не толь ко общежития, но и клубы, дома и дворцы культуры. По мощь этих учреждений обще житиям пока незначительна, а нередко и вообще ее нет, в клубах привыкли работать по старинке: или в собственных стенах, или же в цехах пред приятий. Между тем и база, и кадры вполне позволяют клу бам и домам культуры выйти за пределы традиционного круга своих обязанностей. Смотр показал, как однообра зен досуг молодежи, прожива ющей в ряде общежитий. Сде лать его ярким и красивым— долг учреждений культуры, за водских комитетов профсоюза. Думается, что забота об этом явится одной из главных в деятельности отраслевых обко мов. Еще одна характерная осо бенность смотра: двадцать процентов его участников — студенты вузов, учащиеся средних специальных учебных заведений. Что ж, есть все основания порадоваться успе ху, доставшемуся на долю обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, липецких вузов — политехнического и педагогического, Усмаиского и Лебедянского педучилищ. У каждого из этих учебных за ведений сейчас немало воз можностей для развития само деятельного творчества моло дежи, и они, судя по всему, используются в полной мере. Их программы отличали жан ровое разнообразие, высокая исполнительская культура, творчество и выдумка в поста новке номеров. Но, с радостью отмечая рост мастерства уча стников художественной само деятельности — студентов и учащихся, хотелось бы выска зать и пожелание. Может быть, стоит студенческим об щежитиям взять шефство над рабочими? Думается, такой контакт мог быть взаимно по лезным. Помочь осуществить его — дело городских комите тов комсомола. Коллективы общежитий вправе рассчиты вать и на помощь музыкаль ного училища, драматического театра, филармонии, музыкаль ных школ. В делом же первый област ной смотр художественной са модеятельности общежитий следует рассматривать как важный этап в деле дальней шего развития самодеятельно го творчества молодежи. В. АНДРОСОВА, старший методист межсоюзного Дома са модеятельного творчества. же. пн не мнене.у.же. лне. му- у . ъ гп ________ е-7 ________ г7 А ” - - Г у т А ~ ] К и н о 0 ДОБРОТЕ, О СЧ АСТЬЕ, О ЛЮ БВИ Р9ТЬ от с к в о з. ной 0$мсняа.№Щ*н*ООли. 9- ™от ‘ъ о . л и . Растеряли сверчки в потаенных углах Вековые свои деревенские ритмы... И во сне я в отцовских бегу сапогах, И опять я в кругу нескончаемой битвы. Этот ранний рассвет снова . в сизом дыму, Опоясано взрывами алое поле... ...Неуж ели не мне, неуж ели ему — Умереть от сквозной обж игающей боли? Мой отец! Мы не виделись тысячу лет Я не мальчик уж е. Мы теперь одногодки Не серчай, я принес тебе поздний привет, «Веломором» тебя угощу — не махоркой. Покури. Так давно мне хотелось с тобой По муж ски разрешить все большие вопросы — Через десять секунд начинается бой. Больно слабые куришь, сынок, папиросы. Я встаю во весь рост и шагаю вперед, Задыхаясь от едкого, ж гучего дыма. Только чувствую; пуля меня не берет, Только вижу: снаряды проносятся мимо. Я удачи такой не прощаю себе Прямо сердцем ^ужой пулемет закрываю. ...Просыпаюсь в отцовской просторной избе Снова сердце болит будто рана сквозная. ЛЕГЕНДАРНОЕ ИМЯ ГЕРОЯ 26 октября исполняется сто лет со дня рождения Героя Советского Союза доктора во енных наук, профессора, гене- рала-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Михайловича Карбышева. Имя Карбышева стало ле гендарным. Его гёроическая борьба в фашистском плену, в концлагере Маутхаузен служит примером высочайшего муже ства, на котором воспитывает ся молодое поколение граждан нашей великой Родины. Жизни и борьбе этого заме чательного патриота посвяще ны фильмы — художественный «Родины солдат» и хроникаль но-документальный — «Гене рал Карбышев». В связи со знаменательным юбилеем эти ленты будут широко показаны в кинотеатрах Липецка и об ласти. Этот фильм только выходит на экраны области, но можно говорить уверенно, что ему предрешена счастливая судь ба — его заметят и полюбят. Пусть читатели не истолкуют такое вступление к нашему разговору о кинокартине «Впервые замужем» за рекла му авансом. Новая работа из вестного советского режиссера Иосифа Хейфица по повести писателя Павла Нилина не нуждается в этом. Многое в фильме уже по до стоинству оценено кинокрити ками, он отмечен несколькими наградами кинофестивалей — за мастерство режиссуры, за лучшее исполнение женской роли молодой актрисой Малого театра Евгенией Глушенко... Но лучшая ему награда —- зрительский успех. Там, где фильм уже идет, кинотеатры не пустуют. Чем же объяс няется этот интерес? Ведь и тема ленты — не нова (только за последний год вышло около десятка добротных фильмов о любви, «женской» судьбе, вза имоотношениях в семье, роди телей и детей), не нов сюжет. До сих пор еще не сошел с экрана фильм «Москва слезам не верит» с почти таким же вариантом конца — с осчаст ливленной добрым «принцем» героиней — Золушкой. Жених Тони Болотниковой — Ефим Емельянович, конечно, мало напоминает обаятельного сле саря-интеллектуала из ленты «Москва слезам не верит». Этот человек, много пережив ший, хлебнувший горя, умею щий нести свою одинокую судьбу достойно, располагает к себе. В отличие от своего не вольного кинематографического двойника в нем отсутствует всякая поза. Уж он-то не бу дет, к примеру, приглашать своих друзей, чтобы их устами убедить любимую женщину в своих достоинствах. Но, с дру гой стороны, ведь и Ефим Емельянович является Тоне, как нечаянный, почти сказоч ный подарок судьбы... Все так/.. Может быть, что- то в новом фильме и покажет ся зрителям знакомым. Но тем не менее впечатление он ос тавляет особое, будто есть в нем какая-то магия. Он Не за бывается, и ловишь . себя на мысли, что даже спустя дол гое время после просмотра к нему снова возвращаешься, с чем-то споришь, что-то ре шаешь, в каких-то выводах ут верждаешься... Думаю, что это, прежде все го, происходит потому, что в основе фильма лежит психоло гически точная, жизненно убе дительная история, расска занная к тому же талантливо, — как. в повести, так и на эк ране. В ней ничто не приду, мано, но — увидено. Ничто не приукрашено, а еще того глав нее — не приуменьшено. Эта достоверность вызывает и на ше доверие к героям, и сочув ствие к ним, сопереживание, соучастие, и, кйк итог, — со- размышление. Можно, конечно, рассматри вать этот фильм, как еще один интересный рассказ о «женской» судьбе. Актриса Е. Глушенко действительно глубоко и проникновенно до несла до нас безмерную лю бовь к своей героине. И все же новая лента не только об этом — о наконец-то обретенном Тоней счастье. В основе ее вопрос., намеренно авторами не разрешенный, адресованный зрителям: что же составляет понятие «личное счастье», как и во имя чего стоит жить? Во прос, этот тоже — «вечный». Всегда стоял он и всегда бу дет стоять перед каждым. Но в фильме он звучит еще и очень современно. Острый конфликт матери и дочери, понятной болыо от зывающийся в сердцах зрите лей, не только «семейный». Это не просто взаимонепонима- ние двух людей, а столкнове ние, противостояние разных отношений к жизни. Противо положна оценка матери и до чери того, что в жизни есть главное, что составляет ее суть. Героиня фильма Тоня Болот никова, на первый взгляд, жен. щина простая, совсем незамет ная, с несчастливой судьбой, оказывается человеком необык новенно чистым и стойким нравственно. «Это фильм о женской душе», — подчеркнул в одном из интервью сам ре жиссер Иосиф Хейфиц. Какие бы тяготы не выпада ли на долю героини — а она и дочь без отца вырастила, и выучила, на ноги поставила ее, и всю жизнь сама, своими ру ками хлеб насущный честным трудом зарабатывала, жерт вуя порой для этого даже праздниками, — а все же су мела остаться сама собой; то есть душу свою уберегла: не озлобилась на других, не рас теряла доброты к людям, не утратила внимания к чужому горю. Выстояла! И потому встреча ее с Ефимом Емелья новичем. хоть и оказалась счастливой случайностью, но была во многом и закономер ностью: тот ведь тоже потому и потянулся ,к Тоне, что не ут ратил живой души. За их об- оетенное счастье остается только порадоваться. А все-таки откуда же эта тревога, которая ^.остается в нас, несмотря на счастливый конец? Вот и подошли мы к основному, что хотели сказать нам авторы фильма. Счастли вая развязка — всегда радует, но ведь она — случайность для Тони. А не будь этой встречи, что тогда? Ведь ге роиня уже решилась на самое страшное — уход из жизни... Авторы фильма, обостряя ситуацию, подводят нас к ак тивному размышлению. Как же так случилось, что за свою доброту к людям, к дочери, Тоня не приобретает ничего, кроме отчаяния, одиночества? Почему рядом с ней вырастает человек — без души, такой не похожий на нее? На это фильм не отвечает. Он только дает нам обшир ную «информацию к размыш лению». По какому пути поис ка ни пойди — найдется ответ, за которым видится своя проб лема. Что могла она, мать — Тоня отдала дочери. Работала поч тальоном, судомойкой, лишь бы Тамарочка не чувствовала себя в чем-то хуже других де тей, лишь бы имела при ны- нешней-то, хорошей жизни все, чего раньше не имела она са ма. И не заметила, как изба ловала Тамару, как выросла рядом эгоистка. А с другой стороны, когда ей и замечать- то было — всю жизнь работе отдала. Вот и сразу две проб лемы. Первая: мало ли их, та ких семей, где всего двое — мать да ребенок? И вторая: так ли уж полезна чрезмерная любовь матери, если добрых плодов не дает? А вот и третья. Многое мо жет сказать экранный кадр, мастерски выстроенный худож ником! На первом плане в нем — неприкаянная Тоня. Сидит она, как гостья в собственном доме. На втором — с равно душными, отрешенными лица ми три стройных, как лани, красавицы-подружки по тан цевальному ансамблю, отби вают чечетку под развеселую музыку, во главе с Тамароч кой. Репетируют. А на третьем — работает включенный теле визор, на его экране выступа ет прославленный молодежный хореографический коллектив —* где-то на большой сцене, на большом торжестве. А проблем ма, о которой хотели сказать всем этим авторы фильма, та кая — что же сделать надо, чтобы такая обеспеченная, с широкими возможностями жизнь юношей и девушек раз вивала у молодежи не только их вкус, но и души? Вот такой это фильм, кото рый можно прочитать порой, как книгу, а который не дает однозначных ответов, а все больше задает вопросы. И последний из них — а что же будет с Тамарочкой? Смот рит она из окна на уезжаю щую к новой счастливой жизни мать и — плачет... У нее ведь тоже все впервые, в том числе и замужество. В чем же ее ви на, а может, беда, что сча стье к ней гак и не пришло? Что ня это скажем мы, зри тели? Л. ДУБИНА-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz