Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

19 ок тября 1980 г., № 241 (15 838)' — — Щ||||11 ■! I 111 1111|'IIIИ1«|Ц||Ц|||>Я1Дй1л^38г» Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Г ость в о с к р е с н о й п о л о сы ЛЕГКИХ РОЛЕЙ НЕ БЫВАЕТ Имя се годняшнего гостя газеты, артиста областного драма- тического театра Виталия Васильевича Пономарева, хорошо знакомо липчанам. Около двадцати лет отдано им сцене. За это время сыграны десятки ролей, больших и маленьких, классического и современного репертуара. Широта творче­ ского диапазона, глубокий психологизм, убедительность — вот главные отличительные свойства его актерского почерка. Недавно Виталию Васильевичу Пономареву присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. - В ИТАЛИИ Василье­ вич, где и когда состоялся Ваш первый выход на профессиональную сцену? — Первые спектакли, в ко­ торых мне было доверено .участвовать, — это «Алексей Кольцов» и «Летом небо вы­ сокое» в Воронежском госу­ дарственном драматическом театре. Говорю «доверено», потому что в ту пору я был очень^ молод н шел только первый год моего обучения в студии, созданной при этом театре. Роли были крошечные. В «Алексее Кольцове», напри­ мер, я произносил одно- единствениое слово: «Пожа­ луйте». Зато в «Виринее» иг­ рал уже в нескольких эпизо­ дах. На втором курсе участво­ вал в постановке «Барабанщи­ цы»... Все эти роли, казалось бы, незначительные. Но хорошо, что они были в первый же год учебы. За это благодарен сво- •им учителям Ф. Е. Шишнгину и Л. С. Броневому, а также за то, что смогли привить трепет­ ное отношение ко всему, что связано со сценой. Это чувст­ во и по сей день со мной. Учи­ теля наши были требователь­ ны и честны — откровенно, не обещая сладкой жизни, го­ ворили, о радостях и трудно­ стях профессии актера. Мне нравилось наблюдать, как ра­ ботали эти актеры над ролью — каждый по-своему. Одного отличала тяга к яркой теат­ ральности, другой, добиваясь особой сценической правдиво­ сти, углублялся во внутрен­ ние пласты характера, копаясь в его закоулках, стараясь разо­ браться в невидимых течениях мыслей и чувств, Теперь, спу­ стя многие годы самостоятель­ ной работы, понимаю, что зна­ чит «высший пилотаж» у акте­ ра. Это — яркая театральная форма, соединенная со сцени­ ческой правдивостью. А на липецкой сцене первая большая роль — Хлестаков в «Ревизоре». Серьезная труд­ ность, с которой я тогда стол­ кнулся, — преодоление сло­ жившегося стереотипа. Хлеста­ кова многие играли откровен­ ным вралем и авантюристом. Нам же с режиссером А. Г. Новиковым показалось более приемлемым другой решение образа —- показать* скрытую под внешним, наносным слоем как бы вторую суть этого че­ ловека, нереализованную до сих пор только потому, что не было к тому благоприятных обстоятельств... Многое при­ шлось тогда в себе преодолеть, в том числе и скованность, не­ уверенность... Однако, помню, пресса хорошо отозвалась об этой работе. — Итак, дебют был удачным. А как Вы оцениваете свою дальнейшую актерскую судь­ бу? — Сразу скажу — без­ облачной жизнь свою назвать не могу. Не очень-то верю лю­ дям, которые говорят, что ра­ бота — радость. Радость, по- моему, приходит позже, когда, скажем, сделана роль и пони­ маешь, что сделал ее неплохо. А все, что было до этого, — нелегкий труд, бессонница, нер. вы... С каждой новой ролью все начинается заново, как с белого листа: ищешь, решаешь, разгадываешь. Бывает, пос­ ле готового спектакля уходишь растерянным, так -как чувст­ вуешь — что-то ты не дотянул, что-то помешало. Мысленно прогоняешь всю роль, нахо­ дишь ошибку... Но бывают у актера и совершенно удиви­ тельные, минуты, для определе­ ния которых трудно, пожалуй, найти точные слова — это ми­ нуты полного слияния с обра­ зом, минуты высшего творче­ ского счастья. Ради них стоит актеру жить, трудиться... ~ Виталий Васильевич, у Вас есть особенно любимые роли? — Роли, как дети, чем труд­ нее даются, тем они дороже. Легких ролей не бывает, — во всяком случае, у меня не бы­ ло. В любой, даже эпизодиче­ ской, хочешь открыть то, что не нашли другие исполнители. А когда работаешь в одном городе и не один десяток лет, возникает еще одна трудность — преодоление стереотипа, созданного тобой же. Так, в спектакле «А поутру они прос­ нулись» я играю сантехника и в пьесе «Гуманоид в небе мчится», над которой мы сей­ час работаем, есть сантехник дядя Коля — играть его вновь предстоит мне. А повториться я просто не имею права. Так же искал я и «своего» Карлсона и Бессудного. Рабо­ тая над Карлсоном, иногда до­ ходил до отчаяния, думал, что уже не получится ничего. И вдруг — слова песен­ ки, которую поет мой ге­ рой; «Я часто прячусь за трубой...». Буквально уви­ дел этого одинокого жителя крыш, понял и природу его ро­ бости, застенчивости, угадал желание прийти на помощь такому же одинокому сущест­ ву. быть ему другом. К слову, очень мне дороги те работы, где рельефно про­ ходит тема человеческой доб­ роты, противостоящей душев­ ной черствости, бездуховности. С этой стороны интересны ха­ рактеры простых и скромных людей, живущих не на показ, а согласно законам собствен­ ной совести, готовых в любую минуту отозваться На чужую боль, протянуть в помощь ру­ ку. В доброте и участии нуж­ дается каждый человек. Об этом «гозорил» я ролью Силь- в'ы в «Старшем сыне», об этом — Лис в «Маленьком принце» и, не удивляйтесь. Бессудный в спектакле «На бойком ме­ сте»... — Над чем Вы сейчас рабо­ таете? -— Как я уже сказал, мне поручена роль сантехника Дяди Коли в спектакле для подро­ стков А. Хмелика «Гуманоид в небе мчится». Кроме того, в театре начались первые читки пьесы А. Чехова «Чайка», где мне предстоит сыграть Сорина. — О каких ролях Вы меч­ таете? — О^ень хотелось бы сы­ грать главную роль в «Царе Федоре Ивановиче» А. Тол­ стого и Аркашку Счастливцева в «Лесе» А. Островского. — Этих драматургов Вы назвали вместе случайно? — Пожалуй, нет. На. мой взгляд, именно классика дает актеру широчайшие возмож­ ности для наиболее полного самовыражения, не стесняя ни­ какими рамками. Беседу записала Т. СПАССКАЯ. Т в о р ч е с т в о ю н ы х К О Г Д А ОБЩЕЖИТИИ ПРАЗДНИК Завершился первый смотр художественной самодеятель­ ности молодежных общежитий области, в котором приняли участие около тысячи юношей и девушек. Он был посвящен 110-летию со дня рождения В. И. Ленина. Об итогах смот­ ра сегодня рассказывает старший методист межсоюзного Дома самодеятельного творчества В. В. Андросова. О Т К Р Ы Т И Е М И Р А . ОБЛАСТНОМ выста- воином зале закончила работу выставка. ра­ бот учащихся Липецкой детской художественной шко­ лы № 1. Уже четвертый раз показывают они свои произве­ дения зрителям. Сложна творческая работа с юными. Прививая учащим­ ся определенные навыки, нельзя бесцеремонно вторгаться в их мир, нарушать частоту и не­ посредственность детского вос­ приятия жизни. Процесс обу­ чения должен определяться атмосферой заинтересованно­ сти, постоянно стимули­ рующей творчество ребят. И в этом плане Липец­ кая детская художест­ венная школа за последние не­ сколько лет достигла успехов. О результатах серьезной пе­ дагогической работы наглядно свидетельствует новая вы­ ставка. Разнообразнее и инте­ реснее и по тематике, и по ис­ полнению стали работы ребят. Если на первой выставке, че­ тыре года назад, были показа­ ны в основном лишь акварели, то сейчас большинство работ выполнено гуашью, много произведений, сделанных па­ стелью, есть графика, декора­ тивные гобелены. Дети больше всего любят рисовать, лепить на вольную тему, проявляя свою фанта­ зию. Много акварелей и гуашей посвящено школе, спорту, иг­ рам во дворе, — словом, той повседневной жизни, которая окружает ребят. Внимательные, сосредоточен­ ные и такие разные лица малы­ шей смотрят на нас с акварели Гали Фелофьяновой «Урок в первом классе». Галя Гре­ бенникова назвала свою работу «Бабушка», А вот еще одна акварель: изумрудно-зеленые ! " полянки, маленькие бревенча­ тые домики, т лавке возле од­ ного из них сидит старушка за вязаньем, а рядом пасется ко­ за. Удивительной теплотой и лаской веет от этого уютного, почти сказочного мира. Не случайно и другая работа юной художницы посвящена сказоч­ ному сюжету «Хозяйка Мед­ ной горы». Яркая декоративность, ост­ рая наблюдательность отлича­ ют произведения Лены Балы­ ковой «Продавец цветов» и «День Победы». Особенно ин­ тересно последнее, выполненное пастелью. Серьезная патриоти­ ческая тема решена с детской непосредственностью, эмоцио­ нально: красные стены и башни Московского Кремля, синее небо, праздничная толпа и че­ ловек в военной форме, которо­ го подбрасывают вверх. Этот момент взлета в детском вос­ приятии действительно инте­ ресен. Поразительно не­ ожиданное и точное художе­ ственное видение события. Мир детства полон радост­ ных открытий, ярких впечатле­ ний, звенящих красок. Не­ вольно останавливают взгляд зрители на работах Тани Пчельниковой «Осень», Лены Бажулиной «В путь», Ларисы Поповой «Скоро праздник», портрете Сергея Пинчука «Мой дедушка». Много примечательного со­ здано ребятами в мелкой пла­ стике. Традиционная лепка из пластилина , представлена композициями, связанными с впечатлениями от зоопарка, раскрываются в них темы спор­ та и труда. Внимательное и достаточно верное наблюдение живой натуры присуще рабо­ там Гали Баевой, Гали По­ номаревой, Кости Жарикова, Алеши Быкова и других. На выставке Впервые показа­ ны отдельные фигурки и ком­ позиции, выполненные из глины и раскрашенные гуашью. Под­ ражая народной игрушке, дети украсили костюмы своих ге­ роев яркими пестрыми узора­ ми. Хороши композиции на сказочные .сюжеты «Курочка ряба», «Сказка о попе и работ­ нике его Балде», фигурки «Всадник» и «Мой • любимый котенок». Работа с глиной в детской художественной школе только начинается, но это многообеща­ ющее начало. Липчанам хорошо известно, что в бывшем селе Романово, ныне Ленино, когда- то был развит гончарный про­ мысел. Мастера изготавливали различную посуду и игрушки. Сейчас, к сожалению, в Лени­ но гончарством никто не за­ нимается, но есть еще несколь­ ко человек, хорошо знающих секреты промысла. Привлечь бы их к преподаванию в худо­ жественной школе! На мой взгляд, это самый реальный путь к возрождению замеча­ тельного народного искусства. Думается, что городскому от­ делу народного образования, областному управлению куль­ туры и другим заинтересован­ ным организациям необходимо оказать реальную помощь ху­ дожественной школе в этом важном начинании. Конечно, продолжение его станет воз­ можным при наличии хорошей учебно-материальной базы. Пока что теснота помещений школы создает препятствия для этого. Сейчас планируется создание двух филиалов детской худо­ жественной школы в поселках заводов «Свободный сокол» и тракторного, а центральное по­ мещение будет оборудовано для работ по прикладному ис­ кусству. Однако подходящие помещения для филиалов пока не выделены. Хочется надеять­ ся, что городской Совет на­ родных депутатов окажет в этом содействие. Н. ПРЯМКОВА, искусствовед. ПЕСНИ ЛИПЕЦКИХ АВТОРОВ с н ы Стихи Б. Шальнева. СЛ ОКО И НО. Атл ________ Музыка А. Астахова. А Модельеры липецкой обувной фабрики «Липецкоблбыт» подготовили к республиканскому семинару, который будет проводиться с 20 октября в г. Саранске, 60 пар обуви с учетом моделей 1981 и 1982 годов. В них представлены виды летней, зимней и демисезонной обуви. На снимке: мастер Л. М. Отраднова и модельер Н. Н. Краснянская отбирают новые модели обуви. Фото Ю. Клюева. ШИРОКОЕ ПРИЗНАНИЕ С Р а . с т е - р я - л н с в е р ч к и ^ п о -т ^ с н -н ы х у/-лах в е ~ к о . - —-— ^ ;---------.1» , --------—1 .»—■ ■ "■■■—ч у ч>/.есВ<ки д е .р с . В е н х к ч е ры т . мы р т * в о „ с и г я в о г г щ о ё ^ с к о х в е - г у е л - к о - г а х , о - , п А _____________ с Т Г.1 —I ПЯТЬЯ » к р у .гу н е с .к о н - 9 У- С- - м о н - *Ои/п. Но/ Л нго/п Ясл-.но взрой Ва-ми а. - л о . е . п о . к о .. Н € - у . - Л /ту С большим успехом в Ли­ пецком Дворце культуры проф­ союзов прошли гастроли во­ кально-инструментального ан­ самбля из ГДР «Карат». Лип­ чане имели возможность по­ знакомиться с творчеством ин­ тересного коллектива, получив­ шего широкое признание как V себя на родине, так и за ру­ бежом. «Карат» исполняет рок-му­ зыку и строго придерживается канонов этого жанра. Высо­ кое профессиональное мастер­ ство создает на сцене чудес­ ный зрелищный спектакль све­ томузыки. Музыканты играют вдохновенно, импровизация югашввшнванинавшннананвянанвн сочетается с тончайшим артис­ тизмом. Накал каждого кон­ церта возрастает в продолже­ ние всех двух часов, настрое­ ние исполнителей передается слушателям и между ними воз­ никает тот эмоциональный кон­ такт, о котором, несомненно, мечтает каждый артист, каж­ дый коллектив. Гастроли «Карата» в Совет­ ском Союзе продолжаются. Сейчас его выступления смот­ рят зрители Тамбова. А липча­ не, наверняка, надолго запом­ нят высокопрофессиональные | концерты артистов из ГДР. | С. ЩЕТИНИН. \ О р г к о м и т е т подвел итоги .смотра, определил победителей. С ними зрители смогут познакомиться на заключительном концерте, который состоится в ноябре. Сразу скажу, что хороших кол­ лективов немало. Назову в числе лучших самодеятельных артистов общежитий Лебе­ дянского педагогического учи­ лища, треста «Липецкстрой», ЖКУ НЛМЗ, Липецкого про­ изводственно-швейного объе­ динения, тракторного завода, строительного техникума. С некоторыми нам уже при­ ходилось встречаться и рань­ ше, на других смотрах, в кон­ цертах. Однако нас интересо­ вал общий уровень самодея­ тельного творчества молодежи, проживающей в общежитиях, тенденции его развития. Счи­ талось, что уровень этот год от года не растет. И вот смотр выявил как положительные стороны, так н многие просче­ ты и ошибки. Сначала о положительном. В ходе смотра создано один­ надцать новых самодеятельных коллективов. Это — ансамбль русской песни «Липчанка» в общежитии швейного объеди­ нения, агитбригада связистов, вокальный ансамбль строите­ лей (общежитие по улице Космоиа.втов, 30), сводный хор ЖКУ НЛМЗ и другие. Заметно улучшилось испол­ нительское мастерство участни­ ков ансамбля народных ин­ струментов и исполнителей бальных танцев общежития строительного техникума. Хо­ рошее впечатление осталось от хорового и' танцевального кол­ лективов, эстрадного ансамбли Лебедянского педучилища и политехнического института. Программы всех концертов участников смотра отличала тематическая направленность. Особенно успешно выступи­ ли в смотре липецкие строите­ ли. Ими сделана была хоро­ шая заявка уже в первом ту­ ре. Программы коллективов отличала четкая идейная на­ правленность, разнообразие жанров. Смотр был хорошо организован, привлек внимание большого числа молодежи. Победителям торжественно вручались призы и подарки. Характерно и то, что строите-, ли первыми провели свой от­ раслевой смотр. Значит, дав­ но были готовы к нему, кол­ лективы художественной са­ модеятельности существуют здесь не для отчета, не формы ради, а дейструют постоянно, используются как важное средство организации досуга молодежи. Мы познакомились с плана­ ми воспитательной работы об­ щежитий — участников смот­ ра. Оказалось, что самодея­ тельные артисты участвуют в проведении вечеров отдыха, в чествовании передовиков тру­ да, в торжествах, посвященных праздничным датам. Словом, они становятся неотъемлемой частью жизни молодежных общежитий Главлипецкстро^. Хотелось бы, чтобы их при­ меру последовали и общежи- тия других обкомов профсою­ за. Ниже своих возможностей показались на смотре метал­ лурги, которые не добились массового участия молодежи в художественном творчестве, так же, как и машиностроите­ ли. У них из 25 общежитий в смотре приняли участие толь­ ко 6. Совершенно не участво­ вали в смотре сельские труже­ ники, рабочие организаций ав­ тотранспорта и шоссейных до­ рог, пищевики, работники юс- торговли и потребкооперации. Во всех общежитиях обла­ сти проживают десятки тысяч юношей и девушек. В смотре приняли участие около тыся­ чи. Конечно, это мало. Дума­ ется, сказалось невнимание к организации самодеятельного творчества со стороны отрас­ левых обкомов профсоюзов. А ведь под их началом не толь­ ко общежития, но и клубы, дома и дворцы культуры. По­ мощь этих учреждений обще­ житиям пока незначительна, а нередко и вообще ее нет, в клубах привыкли работать по старинке: или в собственных стенах, или же в цехах пред­ приятий. Между тем и база, и кадры вполне позволяют клу­ бам и домам культуры выйти за пределы традиционного круга своих обязанностей. Смотр показал, как однообра­ зен досуг молодежи, прожива­ ющей в ряде общежитий. Сде­ лать его ярким и красивым— долг учреждений культуры, за­ водских комитетов профсоюза. Думается, что забота об этом явится одной из главных в деятельности отраслевых обко­ мов. Еще одна характерная осо­ бенность смотра: двадцать процентов его участников — студенты вузов, учащиеся средних специальных учебных заведений. Что ж, есть все основания порадоваться успе­ ху, доставшемуся на долю обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, липецких вузов — политехнического и педагогического, Усмаиского и Лебедянского педучилищ. У каждого из этих учебных за­ ведений сейчас немало воз­ можностей для развития само­ деятельного творчества моло­ дежи, и они, судя по всему, используются в полной мере. Их программы отличали жан­ ровое разнообразие, высокая исполнительская культура, творчество и выдумка в поста­ новке номеров. Но, с радостью отмечая рост мастерства уча­ стников художественной само­ деятельности — студентов и учащихся, хотелось бы выска­ зать и пожелание. Может быть, стоит студенческим об­ щежитиям взять шефство над рабочими? Думается, такой контакт мог быть взаимно по­ лезным. Помочь осуществить его — дело городских комите­ тов комсомола. Коллективы общежитий вправе рассчиты­ вать и на помощь музыкаль­ ного училища, драматического театра, филармонии, музыкаль­ ных школ. В делом же первый област­ ной смотр художественной са­ модеятельности общежитий следует рассматривать как важный этап в деле дальней­ шего развития самодеятельно­ го творчества молодежи. В. АНДРОСОВА, старший методист межсоюзного Дома са­ модеятельного творчества. же. пн не мнене.у.же. лне. му- у . ъ гп ________ е-7 ________ г7 А ” - - Г у т А ~ ] К и н о 0 ДОБРОТЕ, О СЧ АСТЬЕ, О ЛЮ БВИ Р9ТЬ от с к в о з. ной 0$мсняа.№Щ*н*ООли. 9- ™от ‘ъ о . л и . Растеряли сверчки в потаенных углах Вековые свои деревенские ритмы... И во сне я в отцовских бегу сапогах, И опять я в кругу нескончаемой битвы. Этот ранний рассвет снова . в сизом дыму, Опоясано взрывами алое поле... ...Неуж ели не мне, неуж ели ему — Умереть от сквозной обж игающей боли? Мой отец! Мы не виделись тысячу лет Я не мальчик уж е. Мы теперь одногодки Не серчай, я принес тебе поздний привет, «Веломором» тебя угощу — не махоркой. Покури. Так давно мне хотелось с тобой По муж ски разрешить все большие вопросы — Через десять секунд начинается бой. Больно слабые куришь, сынок, папиросы. Я встаю во весь рост и шагаю вперед, Задыхаясь от едкого, ж гучего дыма. Только чувствую; пуля меня не берет, Только вижу: снаряды проносятся мимо. Я удачи такой не прощаю себе Прямо сердцем ^ужой пулемет закрываю. ...Просыпаюсь в отцовской просторной избе Снова сердце болит будто рана сквозная. ЛЕГЕНДАРНОЕ ИМЯ ГЕРОЯ 26 октября исполняется сто лет со дня рождения Героя Советского Союза доктора во­ енных наук, профессора, гене- рала-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Михайловича Карбышева. Имя Карбышева стало ле­ гендарным. Его гёроическая борьба в фашистском плену, в концлагере Маутхаузен служит примером высочайшего муже­ ства, на котором воспитывает­ ся молодое поколение граждан нашей великой Родины. Жизни и борьбе этого заме­ чательного патриота посвяще­ ны фильмы — художественный «Родины солдат» и хроникаль­ но-документальный — «Гене­ рал Карбышев». В связи со знаменательным юбилеем эти ленты будут широко показаны в кинотеатрах Липецка и об­ ласти. Этот фильм только выходит на экраны области, но можно говорить уверенно, что ему предрешена счастливая судь­ ба — его заметят и полюбят. Пусть читатели не истолкуют такое вступление к нашему разговору о кинокартине «Впервые замужем» за рекла­ му авансом. Новая работа из­ вестного советского режиссера Иосифа Хейфица по повести писателя Павла Нилина не нуждается в этом. Многое в фильме уже по до­ стоинству оценено кинокрити­ ками, он отмечен несколькими наградами кинофестивалей — за мастерство режиссуры, за лучшее исполнение женской роли молодой актрисой Малого театра Евгенией Глушенко... Но лучшая ему награда —- зрительский успех. Там, где фильм уже идет, кинотеатры не пустуют. Чем же объяс­ няется этот интерес? Ведь и тема ленты — не нова (только за последний год вышло около десятка добротных фильмов о любви, «женской» судьбе, вза­ имоотношениях в семье, роди­ телей и детей), не нов сюжет. До сих пор еще не сошел с экрана фильм «Москва слезам не верит» с почти таким же вариантом конца — с осчаст­ ливленной добрым «принцем» героиней — Золушкой. Жених Тони Болотниковой — Ефим Емельянович, конечно, мало напоминает обаятельного сле­ саря-интеллектуала из ленты «Москва слезам не верит». Этот человек, много пережив­ ший, хлебнувший горя, умею­ щий нести свою одинокую судьбу достойно, располагает к себе. В отличие от своего не­ вольного кинематографического двойника в нем отсутствует всякая поза. Уж он-то не бу­ дет, к примеру, приглашать своих друзей, чтобы их устами убедить любимую женщину в своих достоинствах. Но, с дру­ гой стороны, ведь и Ефим Емельянович является Тоне, как нечаянный, почти сказоч­ ный подарок судьбы... Все так/.. Может быть, что- то в новом фильме и покажет­ ся зрителям знакомым. Но тем не менее впечатление он ос­ тавляет особое, будто есть в нем какая-то магия. Он Не за­ бывается, и ловишь . себя на мысли, что даже спустя дол­ гое время после просмотра к нему снова возвращаешься, с чем-то споришь, что-то ре­ шаешь, в каких-то выводах ут­ верждаешься... Думаю, что это, прежде все­ го, происходит потому, что в основе фильма лежит психоло­ гически точная, жизненно убе­ дительная история, расска­ занная к тому же талантливо, — как. в повести, так и на эк­ ране. В ней ничто не приду, мано, но — увидено. Ничто не приукрашено, а еще того глав­ нее — не приуменьшено. Эта достоверность вызывает и на­ ше доверие к героям, и сочув­ ствие к ним, сопереживание, соучастие, и, кйк итог, — со- размышление. Можно, конечно, рассматри­ вать этот фильм, как еще один интересный рассказ о «женской» судьбе. Актриса Е. Глушенко действительно глубоко и проникновенно до­ несла до нас безмерную лю­ бовь к своей героине. И все же новая лента не только об этом — о наконец-то обретенном Тоней счастье. В основе ее вопрос., намеренно авторами не разрешенный, адресованный зрителям: что же составляет понятие «личное счастье», как и во имя чего стоит жить? Во­ прос, этот тоже — «вечный». Всегда стоял он и всегда бу­ дет стоять перед каждым. Но в фильме он звучит еще и очень современно. Острый конфликт матери и дочери, понятной болыо от­ зывающийся в сердцах зрите­ лей, не только «семейный». Это не просто взаимонепонима- ние двух людей, а столкнове­ ние, противостояние разных отношений к жизни. Противо­ положна оценка матери и до­ чери того, что в жизни есть главное, что составляет ее суть. Героиня фильма Тоня Болот­ никова, на первый взгляд, жен. щина простая, совсем незамет­ ная, с несчастливой судьбой, оказывается человеком необык­ новенно чистым и стойким нравственно. «Это фильм о женской душе», — подчеркнул в одном из интервью сам ре­ жиссер Иосиф Хейфиц. Какие бы тяготы не выпада­ ли на долю героини — а она и дочь без отца вырастила, и выучила, на ноги поставила ее, и всю жизнь сама, своими ру­ ками хлеб насущный честным трудом зарабатывала, жерт­ вуя порой для этого даже праздниками, — а все же су­ мела остаться сама собой; то есть душу свою уберегла: не озлобилась на других, не рас­ теряла доброты к людям, не утратила внимания к чужому горю. Выстояла! И потому встреча ее с Ефимом Емелья­ новичем. хоть и оказалась счастливой случайностью, но была во многом и закономер­ ностью: тот ведь тоже потому и потянулся ,к Тоне, что не ут­ ратил живой души. За их об- оетенное счастье остается только порадоваться. А все-таки откуда же эта тревога, которая ^.остается в нас, несмотря на счастливый конец? Вот и подошли мы к основному, что хотели сказать нам авторы фильма. Счастли­ вая развязка — всегда радует, но ведь она — случайность для Тони. А не будь этой встречи, что тогда? Ведь ге­ роиня уже решилась на самое страшное — уход из жизни... Авторы фильма, обостряя ситуацию, подводят нас к ак­ тивному размышлению. Как же так случилось, что за свою доброту к людям, к дочери, Тоня не приобретает ничего, кроме отчаяния, одиночества? Почему рядом с ней вырастает человек — без души, такой не­ похожий на нее? На это фильм не отвечает. Он только дает нам обшир­ ную «информацию к размыш­ лению». По какому пути поис­ ка ни пойди — найдется ответ, за которым видится своя проб­ лема. Что могла она, мать — Тоня отдала дочери. Работала поч­ тальоном, судомойкой, лишь бы Тамарочка не чувствовала себя в чем-то хуже других де­ тей, лишь бы имела при ны- нешней-то, хорошей жизни все, чего раньше не имела она са­ ма. И не заметила, как изба­ ловала Тамару, как выросла рядом эгоистка. А с другой стороны, когда ей и замечать- то было — всю жизнь работе отдала. Вот и сразу две проб­ лемы. Первая: мало ли их, та­ ких семей, где всего двое — мать да ребенок? И вторая: так ли уж полезна чрезмерная любовь матери, если добрых плодов не дает? А вот и третья. Многое мо­ жет сказать экранный кадр, мастерски выстроенный худож­ ником! На первом плане в нем — неприкаянная Тоня. Сидит она, как гостья в собственном доме. На втором — с равно­ душными, отрешенными лица­ ми три стройных, как лани, красавицы-подружки по тан­ цевальному ансамблю, отби­ вают чечетку под развеселую музыку, во главе с Тамароч­ кой. Репетируют. А на третьем — работает включенный теле­ визор, на его экране выступа­ ет прославленный молодежный хореографический коллектив —* где-то на большой сцене, на большом торжестве. А проблем ма, о которой хотели сказать всем этим авторы фильма, та­ кая — что же сделать надо, чтобы такая обеспеченная, с широкими возможностями жизнь юношей и девушек раз­ вивала у молодежи не только их вкус, но и души? Вот такой это фильм, кото­ рый можно прочитать порой, как книгу, а который не дает однозначных ответов, а все больше задает вопросы. И последний из них — а что же будет с Тамарочкой? Смот­ рит она из окна на уезжаю­ щую к новой счастливой жизни мать и — плачет... У нее ведь тоже все впервые, в том числе и замужество. В чем же ее ви­ на, а может, беда, что сча­ стье к ней гак и не пришло? Что ня это скажем мы, зри­ тели? Л. ДУБИНА-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz