Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

ТВОРЧЕСК ИХ УСПЕХОВ ВАМ , НАСТАВНИК И ЮНЫХ! Т РАДИЦ И О н Н Ы И праздник учителей про­ ходит а знаменатель­ ное время: работники просве­ щения области, как и все тру­ женики страны, готовятся до­ стойно встретить XXVI съезд партии. Сегодня мы с удовлет­ ворением отмечаем, что посто­ янное внимание и забота о школе партийных и советских органов, напряженный и само­ отверженный труд учителей, щедрая помощь шефствую­ щих организаций, колхозов н совхозов, всей общественности принесли свои положительные результаты. 3 развитии народного обра­ зования области произошел новый качественный рост. Практически завершен переход ко всеобщему среднему обра­ зованию молодежи. Выполнен План по приему учащихся в девятые классы, по группам продленного дня, детским са­ дам,, вечерним (сменным) а очно-заочным школам. За пар­ ты «вечерок» в этом учебном году сели свыше девятнадцати тысяч человек. Успеваемость достигла 9§,6 процента, улуч­ шилось качество знаний школь­ ников. За всеми этими успехами стоит кропотливый труд учите­ ля, его каждодневные заботы и тревоги за судьбу подраста­ ющего поколения. Партия вы­ соко ценит гражданский под­ виг, беззаветное служение учителя народу и делает ' все для неуклонного духовного роста педагога, всесторонней подготовки его к высокому своему призванию. Только в этом году свыше 3 тысяч учащихся . пришли в новые школы, около 200 учительских семей справили новоселье. Заметно изменился качест­ венный состав педагогических кадров. Если в начале десятой пятилетки с высшим образо­ ванием в 4—10-х классах рабо­ тало 79,6 процента учителей, то сейчас — 95,8 процента. Только за годы десятой пяти­ летки 50 педагогов нашей об­ ласти удостоены Почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», 304—награж­ дены значком «Отличник на­ родного просвещения», 53 — «Отличник просвещения СССР». Сегодня хочется среди многочисленных мастеров пе- Сегод ня—День учителя важен. В нынешнем учебном году введен новый план, по которому во всех школах идет углубленное трудовое обуче­ ние, четыре часа в неделю в 9—10-х классах. Такое обуче­ ние требует хорошей матери­ альной базы как в городских, Так и в сельских школах. Кол* хозы и совхозы области выде­ лили своим подшефным учеб­ ным заведениям свыше 500 ряду с профессиональной ориентацией, школа должна в решающей мере влиять на комплектование учебных заве­ дений системы профтехобразо­ вания, заботиться о том, что­ бы выпускники находили свое место в сфере материального производства, особенно в се­ ле. Встречая День учителя, мы с удовольствием отмечаем, что В РЕ МЯ Н ОВЫ Х С В Е Р Ш Е Н И Й дагогического труда назвать лучших, Это учителя липец­ ких школ № 10 и №' 46 М. Ф. Ролдугииа й Т. Ф. Лаврова, Лебедянской средней школы № 1 •*-» Л. Н. Леонтьева, Доб- ровокой средней школы — С. А. Князева и многие, мно­ гие другие. Встречая свой праздник, подводя итоги ра­ боты по выполнению историче­ ских решейий XXV съезда партии, педагогические кол­ лективы школ концентрируют внимание на "нерешенных проблемах* Жиз«ь идет впе­ ред, предъявляя все более вы­ сокие требования к труду учи­ теля, Сегодня мы ставим цель полнее использовать возмож­ ности урока как самой испы­ танной и проверенной формы организации учебно-воспита­ тельного процесса. Есть на­ стоятельная необходимость совершенствования трудового обучения и воспитания, про­ фессиональной ориентаций учащихся, закрепления моло­ дежи на селе. Этот участок нашего педа­ гогического труда особенно тракторов, 300 автомобилей, комбайны и другую технику. Учащиеся обрабатывают более 26 тысяч гектаров земли, ведут природоохранительную рабо­ ту, принимают активное уча­ стие в уборке урожая, заго­ товке кормов. Вместе с тем многие учени­ ческие производственные бри­ гады до сих пор не имеют по­ стоянно закрепленных участ­ ков земли, необходимого набо­ ра машин, и старшеклассники не в. полной мере познают труд земледельца. А познать его можно только при условии непосредственного и постоян­ ного участия ребят в сель­ ском производстве. Ясно, что без соответствующей базы, целиком и полностью подчи­ ненной учебной цели, постав­ ленной задачи не решить. Предстоит еще многое сде­ лать для оборудования каби­ нетов механизаций сельского хозяйства, автодела и агро­ техники, трудового обучения для учащихся младших клас­ сов. в основном преодолено второ­ годничество, неуклонно повы­ шается качество знаний Н уровень воспитанности школь­ ников, укрепляются трудовые навыки. Вместе с Тем налицо и недостатки в воспитании де­ тей ц подростков, диссонанс воспитательного влияний семьи и школы. Эти изъяны часто возникают из-за того, что мы еще не добились тесного кон­ такта семьи и педагогов. Сегодня, как и в прошедшие годы, органической частью учебно-воспитательного про­ цесса на уроках й во вне­ урочное время является Вос­ питание ребят на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, на революционных, боевых н трудовых традициях . партии й народа. Важное значение придается урокам этики, которые с ны­ нешнего учебного года прово­ дятся во всех классах И на которых идет разговор о пра­ вах и обязанностях, о друж­ бе и товариществе, О долге и чести, об отношении К со­ циалистической собственности, о нашем советском образе жизни, о человеке коммуни­ стического общества. Проблемы, стоящие перед школой сегодня, масштаб­ ность и социальная значимость работы учителя требуют от не­ го постоянно повышать свой идейно-теоретический уровень и методическое мастерство. Особенно важно, чтобы пере­ довой педагогический опыт как можно раньше становился достоянием всех школ и внед­ рялся в практику работы. Не­ давно проведен ряд областных семинаров. Учителя, директора школ с интересом изучили ра­ боту средних школ: Б.-Хому- тецкой Добровокого района — по организации спортивно* массовой работы, Паршннов* ской Добрннского района — по оборудованию учебных ка­ бинетов, Стегаловской Долго­ руковского района -г- по орга­ низации природоохранительной работы. Осуществление всеобщего среднего образования молоде­ жи настоятельно требует комплексного решения всех задач, стоящих перед школой, объединения усилий школы, семьи, общественных органи­ заций и трудовых коллекти­ вов, повседневной кропотли­ вой работы над тем, чтобы каждая школа, каждый дет­ ский сад стали образцовыми воспитательными учреждения­ ми. Просвещенцы нашей области не раз доказывали, что они могут успешно решать слож­ нейшие проблемы педагогиче­ ского труда, мастерски овладе­ вать новейшими приемами обу­ чения и воспитания. И позд­ равляя многотысячную армию учительства, хочется заверить, что педагоги, как всегда, бу­ дут на уровне тех задач, ко­ торый ставит перед нами Пар­ тия. В. ШАТАЛОВ, заведующий областным отделом народного образования. Вопрос ставится так, что на- «11*|1аанкв«11ЕН111П11111ПВ11>й«1тн1ак1амаа1ви111111В1111111111111111111и111«|111а1111а1а1Н1111111гз1П1111за1эгп1Н11тЕа1Н1г1Пп1В1111111111т11ДП1»ат1а1«1а1Ш1т1тп111П11111111« ЕДАГОГА, о котором Поддерживаем почин моск овск их к оллег .Женя М. не отличался - политическому воспитанию примерным поведением. Очень подвижный, он нередко пропу­ скал Мимо ушей замечания учителей, перешептывался с то­ варищами, в то время, как другие сидели, склонившись нИд тетрадками. Но вот школьники > начали убирать картофель в совхозе «Сенцовский», Накануне в классах прошли собрания, на которых детям рассказали о трудностях уборки этого года, создали звенья, договорились об учете собранного урожая. И к немалому удивлению, те самые ребятишки, которые не всегда ладили с дисциплиной, стали уже по-иному относить^ ся к делу. Женя просто преоб­ разился. Он работал буквально без передышки, то и дело об­ ращаясь к классному руково­ дителю: — Зинаида Митрофановна, запишите —* у Меня 60. — Это означало, что Женя уже собрал 60 ведер клубней. Дух соревнования захватил все классы, участвовавшие в уборке. На Поле подводились Жтоги работы, а в школе на другой день на стенде, посвя­ щенном ударной вахте в честь XXVI съезда КПСС, появи­ лись «молний», в которых на­ зывались Передовики уборки и те, кто не очень старался. Сейчас подведены итоги ра­ боты. 40 лучших учащихся, от­ личившихся на уборке, поедут на экскурсию в Воронеж. 15 ребят награждены Почетными грамотами, многим, объявлена благодарность. На собственном опыте мы убедились, что коллективный труд, если.он четко организо­ ван и увязан с воспитательны­ ми задачами, влияет на школь­ ников куда больше, чем любая хорошо подготовленная беседа. Конечно* трудовое воспитание надо проводить в комплексе с идейно-политичеоким, нравст- венным, и это-—одна из глав­ ных задач, над которой рабо­ тает сейчас школа. Поэтому призыв педагогических кол­ лективов двенадцати москов­ ских школ, выступивших в на­ чале нового учебного года с инициативой научить каждого школьника учиться, жить и ра­ ботать по-коммунистически, нашел среди наших учителей горячую поддержку. Были разработаны и приня­ ты мероприятия, направленные На Дальнейшее совершенство­ вание процесса обучения и воспитания, повышение роли ученических организаций. Важнейшее значение педаго­ гический коллектив придает учащихся. Эта тема проходит через многие классные часы, пионерские сборы. Помню один такой классный час. Выступала мать нашего ученика. Она рассказала о бюджете семьи, о том. как де­ ти И взрослые проводят кани­ кулы и отпуск, куда ездят, что покупают и т. д. После этого ребятам были зачитаны дан­ ные из статуправления, пред­ ставленные по нашей прось­ бе: чГо имеет советская семья из общественных фондов. И в заключение были приведены факты из Жизни молодежи За рубежом, 6 Так называемом «праве» на бесправие. К теме советского образа жизни будем обращаться и впредь. Мы пришли к выве­ ду: когда эта работа прово­ дится систематически, она дает свои результаты. По-прежнему на уроках будем широко ис­ пользовать документы партии и правительства, книги Л. И. Брежнева, в которых находим ответы на многие волнующие нас вопросы. Инициатива москвичей оз­ наменовать XXVI съезд КПСС дальнейшим улучшением ра­ боты по обучению и воспита­ нию учащихся — это большая программа, рассчитанная на длительный период. Реализа­ ция педагогических идей обра­ щения требует повышения эф­ фективности каждого урока, его идейно-политической на­ правленности. И здесь нам есть •на кого равняться. Я имею в виду опыт липецких учите­ лей начала шестидесятых го­ дов. Не следует отказываться от педагогического наследия наших коллег, как эго иногда бывает, необходимо умножать их славные традиции. Давно пора переиздать многие мате­ риалы о липецком опыте. У истоков липецкого опыта стояли и учителя нашей шко­ лы: заслуженная учительница ШКОЛЫ РСФСР Н. с. Некрасо­ ва, отличники народного про­ свещения А. И. Щербакова, И. П. Полянская, К. Г. Епан- чйна. С их участием мы пла­ нируем организовать несколько открытых уроков, провести собеседование по книге «Ли­ пецкий опыт». Своевременное решение это­ го вопроса поможет педагоги­ ческому коллективу города успешнее решать актуальные задачи Обучения и воспитания. Ф. РОМАННИКОВ, директор средней * школы № 16. ; Липецк. п хочу рассказать, зовут Николай Иванович Грибцов. Три года назад ой окончил Липецкий педагоги­ ческий институт, факультет физ 1 йоспитанйя, и с тех пор ра­ ботает организатором внекласс­ ной и внешкольной работы Добровской средней школы и, естественно, учителем физ­ культуры. В школе этой Николая Ива­ новича приметили, когда он только проходил практику в Добром. И позже доверили ему ответственную должность завуча по воспитательной ра­ боте. У него богатое «личное хо­ зяйство» — школа лыжни­ ков, в которой занимается добрая половина всех ребят, ежегодный" лагерь труда и от­ дыха, педагогический отряд, клуб вожатых, комсомольская организация •старшеклассни­ ков, оркестр, агитпробеги, кроссы, походы по родному краю, легкоатлетические сорев­ нования молодежи села... Николай Иванович все Педа­ гогические принципы подкреп­ ляет личным примером. Уроки у него всегда качествен­ ные, добротные, честные. Не случайно физкультура у ребят— в числе любимых предметов. В лагере труда и отдыха завуч по воспитательной работе тру­ дится сам, показывая Пример и не принуждая. На трени­ ровки он является пунктуаль­ но, в любую погоду. На вече­ рах отдыха старшеклассников или в походах берет гитару н поет с ребятами свои люби­ мые песни, на комсомольском собрании ие отмалчивается, выступает критично и по делу. Взялся он за подготовку лыжников и уже через год вы­ вел Команду школы на обла­ стные соревнования—попали в призеры. Высмотрел способных ребят и подготовил их в ин­ ститут. Почувствовал, что не хватает опыта работы со старшеклассниками, в отпуск поехал работать в Пионерский лагерь — попросился рядовым вожатым. «Талант педагога — это не­ объятность замыслов», — го­ ворил Василий Александрович Сухомлинский. Николай Ива­ нович не топчется на месте, все время ищет. За три года работы он успел попробовать с малышами и «Веселые стар­ ты», й русские потешки, и па­ рад октябрятских войск, я цирк октябрят—веселых ребят. А с пионерами провел «Зарни­ цу», русские игрища, малую Олимпиаду, конкурсы строя й песни, солдатский час мужест­ ва. Со старшими Опробовал осенний бал, конкурс «А иу-ка, парни», праздник политической песни. Я говорю «опробовал», значит проверил действенность воспитательных дел и взял их н к постоянное Вооружение. — Он очень вырос, —• гово­ рит о Николае Ивановиче ди­ ректор школы- Надежда Сте­ пановна Мйчина. — Вырос как организатор, как учитель, вы­ сокой культуры. Молод сельский учитель Ни­ колай Иванович Грибцов, но уже сейчас явственна суть его подхода к государственному делу воспитания ребят, пар­ тийное отношение к профес­ сии. Труд его сродни нелегко­ му труду крестьянскому. Но несравненно ощущение счастья — почувствовать радость в воспитании ребенка — един­ ственной и неповторимой на­ шей ценности. С. ШМАКОВ, декан факультета физического воспитания ЛГПЙ, кандидат педагогических наук. Прозвенел звонок, объявляя о конце урока, но не спешат покидать кабинет десятикласс­ ники, тесной стайкой окружили свою учительницу. Два года назад пришла в коллектив Часто-Дубравскон средней школы молодой пре­ подаватель физики Людмила Алексеевна Зуева, а уже ус­ пела завоевать авторитет и учеников, и товарищей по ра­ боте. Семью Зуевых в Частой Дубраве встретили гостеприим­ но—колхоз предоставил удоб­ ную квартиру, детям — места в садике и яслях. Мужа Люд­ милы Алексеевны пригласили работать в СПТУ-4. На снимке: Людмила Алек­ сеевна Зуева со своими учени­ ками, которые решили остаться по окончании школы в родном селе. Фото и текст Ю. Клюева. « ' Ш 'Щ й & , ' 4 Около двадцати лет ведет уроки труда преподаватель липецкой средней школы № 46 Александр Иванович Пономарев. Его любят ученики, уважают коллеги. Стараниями этого человека хорошо оборудованы обе мастерские — по дерево, и металлообработке, Задолго до звонка спешат сюда ребята —1 поделиться за­ думкой с учителем, спросить совета. А когда по вечерам пустеет школа, в окнах мастерских долго еще горит свет — идут занятия в тех­ нических кружках. Ребята из сорок шестой школы отлично владеют начальными навыками труда. Они не раз выходили победителями в городских и районных смотрах детского тех­ нического творчества. На снимке: А. И. Пономарев с восьмикласс­ никами » В. Бондаревым, Г. Зарецким, А. Разомазовым. Фото В. Ельшаева. С ЛЕГК ОЙ РУКИ МАСТЕРА Когда Александр Степано­ вич Карочеико, мастер ГПТУ № 27, впервые ведет своих учеников через проходную Но­ волипецкого металлургического завода, то непременно при­ остановится и окажет: —- Запомните, ребята, этот Момент. Д ес яти Лет вы буде­ те встречаться , здесь друг с Другом. •Немыслимым кажется этот срок семнадцатилет ним. Ма­ стер их понимает и в тот же день непременно знакомит ре­ бят с кем-то из своих бывших учеников. Скажем, е В. П. Ев­ докимовым, проработавшим иа заводе 43 года. И удивление воспитанников исчезает, с ува­ жением смотрят они на вете­ рана. Александр Степанович чут­ ко улавливает самые тончай­ шие проявления души подро­ стков. С утра до вечера он с ребятами. Даже на заводской практике он ходит от одного к другому, спрашивает, точно ли запомнили расположение ключей на пультах, связь меж­ ду рычагами, приводом и ис­ полнительным механизмом. Он гоняет учеников с пролета на пролет, пока они не усвоят все хитрости профессии оператора УНРС. Запыхаются, устанут, бегая с этажа на этаж, кто-то и заворчит в сердцах, а мастер только усмехнется: — Я предупреждал: здесь люди с характером нужны, а не хлюпики. Конечно, и жарко тут, и пыльно подчас, но... тя­ жело в учений—легко в бою... И непременно тут же рас­ скажет что-либо смешное. По­ смеются ребята — и уста­ лость как рукой снимет... Самые же беспокойные дни у мастера, когда ученикам до­ веряют самостоятельную ра­ боту на разливке стали. Во- семнадцаТнлетние работают в три смены, и нередко Алек­ сандр Степанович приходит в цех среди йбчи: — Ну, как дела? Спать хо­ чется? Ничего, привыкнете, - - подбадривает он. Вроде ниче­ го особенного ие сказал, но, смотришь, засияли глаза у парня: хорошо все-таки, когда рядом этот спокойный, умуд­ ренный жизнью человек. Еже­ дневно .Александр Степанович составляет для каждого уче­ ника по определенной „ теме карточку-задание. Знает: это дисциплинирует, повышает чув­ ство ответственности у ребят, так легче и мастеру учитывать их работу, не перегружать, считаясь со способностями каждого. Не все его коллеги это делают, немного пока у Ка- рочёйко последователей. Видно, не всем по плечу разработан­ ный им метод: много с карточ­ ками хлопот. А к беспокойному человеку Александру Степановичу всег­ да льнет детвора. Он частый гость в Школах города. Рас­ сказывает ребятам о том, ка­ кая нужда была у страны раньше в металле, и о том, что теперь мы вышли на первое место в мире по выплавке стали. Знакомит школьников с различными рабочими про­ фессиями, ■устраивает экскур­ сии на завод, в училище. И стоит ли удивляться, что только в этом году вместо планируемых 25 человек на­ брали в группу операторов УНРС в два раза больше: столько поступило заявлений. • С беспокойным мастером Ка- роченко быстро и незаметно не пройдешь по заводской территории. С ним здорова­ ются, его окликают, чтобы на . минутку остановиться, о чем- то сообщить, поделиться ново­ стью. Это все его ученики. Еще одна характерная черта Александра Степановича — уважение человеческого досто­ инства каждого воспитанни­ ка. Никому и никогда не ве­ шает он ярлыков, верит в скрытые возможности человека и умеет вселить эту веру в .своих подопечных. Как-то, говорят, показывая новичкам кислородмо-конвер- торый цех, мастер заметил, что один ученик, несмотря иа запрет, тайком закурил. ' — Виктор Николаевич?! — удивленно воскликнул Каро- ченко, подойдя к подростку. Парнишка замер, пораженный не столько внезапным появле­ нием мастера, сколько непри­ вычным —- по имени-отчеству — обращением. — Что с вами, Виктор Ни­ колаевич? — повторил строго мастер, едва сдерживая улыб­ ку при виде испуганно округ­ ленных мальчишеских глаз и как-то беспомощно торчащих ушей. — Это вы меня?.., — все еще не верил парень. — А потом признался: — В школе-то меня только хулиганом звали..* Позже Виктор открыл ма­ стеру свою боль. После вось­ мого класса хотелось ему пой­ ти в ПТУ, стать рабочим, неза­ висимым человеком. Но ро­ дители и учителя пришли в ужас: лучший ученик *— н в ПТУ? Сумели, конечно, на­ стоять, чтобы он закончил де­ сять классов. Мальчишка сми­ рился, но чувство протеста против опеки росло и Озлобля­ ло его, стал он плохо учиться, хулиганить, пропускать уроки. После школы все-таки пришел в ПТУ. Но способность к са­ моконтролю была уже утраче­ на. Александру Степановичу пришлось начинать с главного с воспитания у пария ува­ жения к самому себе и к дру­ гим. Случается, мастеру воспиты­ вать и родителей. Припомина­ ет сейчас Александр Степано­ вич такой случай. Пообещал отец сыну мотоцикл. Обрадо­ вался парнишка, права полу­ чил. Отец сдержал слово, но сказал сыну: «Постригись, да с хулиганами своими лохматы­ ми брось дружбу водить, тог­ да доверю тебе машину». Па­ рень обиделся, стал грубить родителям, бросил занятия, в училище приходил мрачнее ту­ чи.' Встревожился Александр Степанович и Как-то вечерком направился к нему домой. Уз­ нав о причине конфликта, по­ советовал отцу: — Научите сына ухаживать за мотоциклом. Пусть он его По детальке разберет и собе­ рет — вот и забудутся лох­ матые дружки. В ином Случае вы только оттолкнете сына на­ всегда... Послушался отец. Теперь сын его учится иа инженера, самостоятельный человек». — Если бы не Александр Степанович, не знаю, как бы сложилась моя судьба. — Это уже говорит преподаватель училища М. Н. Яворский. М. Н. Яворский был авиа­ тором, а после увольнения из армии пришел в ГПТУ, где Кароченко был тогда замести­ телем директора. Александр Степанович предложил Явор­ скому поработать мастером, а обучение продолжить в метал­ лургическом техникуме. Вни­ мательно следил за первыми шагами молодого мастера, по­ могал в начинаниях. Это по предложению А. С. Кароченко группа М. Н. Яворского сде­ лала электрифицированную схему токарно-винторезного станка с имитацией его ра­ боты, оборудовала кабинет программированного обучения. А Кароченко уже нацеливал М. Н. Яворского на институт. Сейчас он—специалист с вузов­ ским дипломом, работает в своем училище. Что и говорить, «легкая ру­ ка» у Александра Степановича. ...Почти 45 лет проработал Кароченко в двадцать седьмом училище. Подготовил заводу свыше 12 тысяч рабочих по 80 специальностям. . Ныне он Заслуженный работник проф­ техобразования. ИеМолод, по­ явилась седина, медленнее ста­ ла поступь, говорит нетороп­ ливо. Но в работе все так же бодр и деятелен, так же беспо­ койна его душа. Не грозит ей старость. Александр Степа­ нович Кароченко — Мастер пожизненно. И. АЛИМОВА. 111ав11а1а111111гг:111111111нк:1||||1111111а111111111:п(111111га11111Пав1а1111г»11111«аав«11твааааак1аавааапа1111111а1аш11а1а1Ш11111111111Ш13111Н11111Ш111Ш111Ш11111шш1111111аа111111111111Ш1111Ш11Ш111Ш11шн1Ш1 Страница подготовлена нештатным школ «Ленинского знамени». отделом СТРАНИЦА ИСТОРИИ Шел шестой год после рево­ люции. Совсем юная Страна Советов, отразив нападения внутренней и внешней реак­ ции, закладывала основы бу­ дущей жизни. Главной задачей той поры было создание своей экономики, чтобы молодая республика не задохнулась от голода и холода. Исторический феномен социализма вызвал у людей стремление не только к «хлебу единому», но и к знаниям, к просвещению. Рабочие и кре­ стьяне засели за тетради и учебники. Впервые в истории человечества они и их . деТи А ДЕЛО ПРОДОЛЖАЛО ЖИТЬ... получили право на образова­ ние, и также впервые просве­ щенцы-патриоты стали служить непосредственно народу. Об одном из таких просвещенцев а хотелось бы рассказать. Антон Иванович Островский родился в 1888 году в семье крестьянина. Семья была чрез­ вычайно бедная: ни земли, ни скота, ни сельскохозяйствен­ ного инвентаря. С рацийх лет Антон Иванович столкнулся с нйщетон. Но огромное желание стать учителем помогло ему,- несмотря на все трудности и лишения, закончить курс учи­ тельской семинарии. Долгие годы педагогической деятельности А. И. Островско­ го были связаны с нашим кра­ ем. Сначала он преподавал в Елецкой приходской школе, а в 1918 году обосновался в се­ ле Иоаосильском нынешнего Тербунского района. Это было бурное время. Лю- ;и решительно ломали старый строй, созидали новую жизнь. Требовались знающие и обра­ зованные люди. Повсюду соз­ давались школы, большие и маленькие, где миллионы го­ родских и деревенских ребяти­ шек учились пибать и считать. Тяга к Знаниям была огрбмна. Новосйльская школа первой ступени состояла из трех классов. Не хватало учебни­ ков, тетрадей, карандашей, топлива. В этих условиях и пришлось работать Антону Ивановичу. Преподавал он своим питомцам (а их было около пятидесяти в трех клас­ сах) свои любимые предметы — русский язык и арифмети­ ку. Он организовал в селе культурно - просветительный кружок, который объединял и детей, и взрослых, Антон Иванович снискал глубокое уважение к себе кол­ лег и односельчан. Он не был членом партия, но к лю­ бой работе подходил по-пар­ тийному: принципиально и добросовестно, не щадя себя, но требуя особой награды за труд, хотя приходилось содер­ жать семью на одно небогатое учительское жалованье. Сельчане любили своего учителя за доброту и заботу, за человечность. Но иначе от­ носились к нему враги Совет­ ской власти. В октябре 1923 года Елецкая уездная газета «Набат» сообщила: «В селе Новосильском Тербунской во­ лости неизвестным выстрелом в окно убит наповал местный школьный работник Остров­ ский». Позже было установле­ но, что случилось это злодея­ ние 16 сентября 1923 года в десять часов вечера. Антон Иванович находился в это вре­ мя в школе. Пуля врага обо? рвала его жизнь, когда он на­ ходился на посту. Более под­ робных сведений не сохрани­ лось, однако известно точно, что преступники были пойманы и преданы суду. Сельский учитель был убит, но начатое им дело продол­ жало жить... Сегодня, в праздник учите­ лей страны, мы с благодарно, сгыо вспоминаем о тех, кто шел первым, создавая основы советской школьной педаго­ гики. * В. ЛАНИКИН, в. п о л я к о в , научные сотрудники Государственного архива Липецкой области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz