Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
ТВОРЧЕСК ИХ УСПЕХОВ ВАМ , НАСТАВНИК И ЮНЫХ! Т РАДИЦ И О н Н Ы И праздник учителей про ходит а знаменатель ное время: работники просве щения области, как и все тру женики страны, готовятся до стойно встретить XXVI съезд партии. Сегодня мы с удовлет ворением отмечаем, что посто янное внимание и забота о школе партийных и советских органов, напряженный и само отверженный труд учителей, щедрая помощь шефствую щих организаций, колхозов н совхозов, всей общественности принесли свои положительные результаты. 3 развитии народного обра зования области произошел новый качественный рост. Практически завершен переход ко всеобщему среднему обра зованию молодежи. Выполнен План по приему учащихся в девятые классы, по группам продленного дня, детским са дам,, вечерним (сменным) а очно-заочным школам. За пар ты «вечерок» в этом учебном году сели свыше девятнадцати тысяч человек. Успеваемость достигла 9§,6 процента, улуч шилось качество знаний школь ников. За всеми этими успехами стоит кропотливый труд учите ля, его каждодневные заботы и тревоги за судьбу подраста ющего поколения. Партия вы соко ценит гражданский под виг, беззаветное служение учителя народу и делает ' все для неуклонного духовного роста педагога, всесторонней подготовки его к высокому своему призванию. Только в этом году свыше 3 тысяч учащихся . пришли в новые школы, около 200 учительских семей справили новоселье. Заметно изменился качест венный состав педагогических кадров. Если в начале десятой пятилетки с высшим образо ванием в 4—10-х классах рабо тало 79,6 процента учителей, то сейчас — 95,8 процента. Только за годы десятой пяти летки 50 педагогов нашей об ласти удостоены Почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», 304—награж дены значком «Отличник на родного просвещения», 53 — «Отличник просвещения СССР». Сегодня хочется среди многочисленных мастеров пе- Сегод ня—День учителя важен. В нынешнем учебном году введен новый план, по которому во всех школах идет углубленное трудовое обуче ние, четыре часа в неделю в 9—10-х классах. Такое обуче ние требует хорошей матери альной базы как в городских, Так и в сельских школах. Кол* хозы и совхозы области выде лили своим подшефным учеб ным заведениям свыше 500 ряду с профессиональной ориентацией, школа должна в решающей мере влиять на комплектование учебных заве дений системы профтехобразо вания, заботиться о том, что бы выпускники находили свое место в сфере материального производства, особенно в се ле. Встречая День учителя, мы с удовольствием отмечаем, что В РЕ МЯ Н ОВЫ Х С В Е Р Ш Е Н И Й дагогического труда назвать лучших, Это учителя липец ких школ № 10 и №' 46 М. Ф. Ролдугииа й Т. Ф. Лаврова, Лебедянской средней школы № 1 •*-» Л. Н. Леонтьева, Доб- ровокой средней школы — С. А. Князева и многие, мно гие другие. Встречая свой праздник, подводя итоги ра боты по выполнению историче ских решейий XXV съезда партии, педагогические кол лективы школ концентрируют внимание на "нерешенных проблемах* Жиз«ь идет впе ред, предъявляя все более вы сокие требования к труду учи теля, Сегодня мы ставим цель полнее использовать возмож ности урока как самой испы танной и проверенной формы организации учебно-воспита тельного процесса. Есть на стоятельная необходимость совершенствования трудового обучения и воспитания, про фессиональной ориентаций учащихся, закрепления моло дежи на селе. Этот участок нашего педа гогического труда особенно тракторов, 300 автомобилей, комбайны и другую технику. Учащиеся обрабатывают более 26 тысяч гектаров земли, ведут природоохранительную рабо ту, принимают активное уча стие в уборке урожая, заго товке кормов. Вместе с тем многие учени ческие производственные бри гады до сих пор не имеют по стоянно закрепленных участ ков земли, необходимого набо ра машин, и старшеклассники не в. полной мере познают труд земледельца. А познать его можно только при условии непосредственного и постоян ного участия ребят в сель ском производстве. Ясно, что без соответствующей базы, целиком и полностью подчи ненной учебной цели, постав ленной задачи не решить. Предстоит еще многое сде лать для оборудования каби нетов механизаций сельского хозяйства, автодела и агро техники, трудового обучения для учащихся младших клас сов. в основном преодолено второ годничество, неуклонно повы шается качество знаний Н уровень воспитанности школь ников, укрепляются трудовые навыки. Вместе с Тем налицо и недостатки в воспитании де тей ц подростков, диссонанс воспитательного влияний семьи и школы. Эти изъяны часто возникают из-за того, что мы еще не добились тесного кон такта семьи и педагогов. Сегодня, как и в прошедшие годы, органической частью учебно-воспитательного про цесса на уроках й во вне урочное время является Вос питание ребят на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, на революционных, боевых н трудовых традициях . партии й народа. Важное значение придается урокам этики, которые с ны нешнего учебного года прово дятся во всех классах И на которых идет разговор о пра вах и обязанностях, о друж бе и товариществе, О долге и чести, об отношении К со циалистической собственности, о нашем советском образе жизни, о человеке коммуни стического общества. Проблемы, стоящие перед школой сегодня, масштаб ность и социальная значимость работы учителя требуют от не го постоянно повышать свой идейно-теоретический уровень и методическое мастерство. Особенно важно, чтобы пере довой педагогический опыт как можно раньше становился достоянием всех школ и внед рялся в практику работы. Не давно проведен ряд областных семинаров. Учителя, директора школ с интересом изучили ра боту средних школ: Б.-Хому- тецкой Добровокого района — по организации спортивно* массовой работы, Паршннов* ской Добрннского района — по оборудованию учебных ка бинетов, Стегаловской Долго руковского района -г- по орга низации природоохранительной работы. Осуществление всеобщего среднего образования молоде жи настоятельно требует комплексного решения всех задач, стоящих перед школой, объединения усилий школы, семьи, общественных органи заций и трудовых коллекти вов, повседневной кропотли вой работы над тем, чтобы каждая школа, каждый дет ский сад стали образцовыми воспитательными учреждения ми. Просвещенцы нашей области не раз доказывали, что они могут успешно решать слож нейшие проблемы педагогиче ского труда, мастерски овладе вать новейшими приемами обу чения и воспитания. И позд равляя многотысячную армию учительства, хочется заверить, что педагоги, как всегда, бу дут на уровне тех задач, ко торый ставит перед нами Пар тия. В. ШАТАЛОВ, заведующий областным отделом народного образования. Вопрос ставится так, что на- «11*|1аанкв«11ЕН111П11111ПВ11>й«1тн1ак1амаа1ви111111В1111111111111111111и111«|111а1111а1а1Н1111111гз1П1111за1эгп1Н11тЕа1Н1г1Пп1В1111111111т11ДП1»ат1а1«1а1Ш1т1тп111П11111111« ЕДАГОГА, о котором Поддерживаем почин моск овск их к оллег .Женя М. не отличался - политическому воспитанию примерным поведением. Очень подвижный, он нередко пропу скал Мимо ушей замечания учителей, перешептывался с то варищами, в то время, как другие сидели, склонившись нИд тетрадками. Но вот школьники > начали убирать картофель в совхозе «Сенцовский», Накануне в классах прошли собрания, на которых детям рассказали о трудностях уборки этого года, создали звенья, договорились об учете собранного урожая. И к немалому удивлению, те самые ребятишки, которые не всегда ладили с дисциплиной, стали уже по-иному относить^ ся к делу. Женя просто преоб разился. Он работал буквально без передышки, то и дело об ращаясь к классному руково дителю: — Зинаида Митрофановна, запишите —* у Меня 60. — Это означало, что Женя уже собрал 60 ведер клубней. Дух соревнования захватил все классы, участвовавшие в уборке. На Поле подводились Жтоги работы, а в школе на другой день на стенде, посвя щенном ударной вахте в честь XXVI съезда КПСС, появи лись «молний», в которых на зывались Передовики уборки и те, кто не очень старался. Сейчас подведены итоги ра боты. 40 лучших учащихся, от личившихся на уборке, поедут на экскурсию в Воронеж. 15 ребят награждены Почетными грамотами, многим, объявлена благодарность. На собственном опыте мы убедились, что коллективный труд, если.он четко организо ван и увязан с воспитательны ми задачами, влияет на школь ников куда больше, чем любая хорошо подготовленная беседа. Конечно* трудовое воспитание надо проводить в комплексе с идейно-политичеоким, нравст- венным, и это-—одна из глав ных задач, над которой рабо тает сейчас школа. Поэтому призыв педагогических кол лективов двенадцати москов ских школ, выступивших в на чале нового учебного года с инициативой научить каждого школьника учиться, жить и ра ботать по-коммунистически, нашел среди наших учителей горячую поддержку. Были разработаны и приня ты мероприятия, направленные На Дальнейшее совершенство вание процесса обучения и воспитания, повышение роли ученических организаций. Важнейшее значение педаго гический коллектив придает учащихся. Эта тема проходит через многие классные часы, пионерские сборы. Помню один такой классный час. Выступала мать нашего ученика. Она рассказала о бюджете семьи, о том. как де ти И взрослые проводят кани кулы и отпуск, куда ездят, что покупают и т. д. После этого ребятам были зачитаны дан ные из статуправления, пред ставленные по нашей прось бе: чГо имеет советская семья из общественных фондов. И в заключение были приведены факты из Жизни молодежи За рубежом, 6 Так называемом «праве» на бесправие. К теме советского образа жизни будем обращаться и впредь. Мы пришли к выве ду: когда эта работа прово дится систематически, она дает свои результаты. По-прежнему на уроках будем широко ис пользовать документы партии и правительства, книги Л. И. Брежнева, в которых находим ответы на многие волнующие нас вопросы. Инициатива москвичей оз наменовать XXVI съезд КПСС дальнейшим улучшением ра боты по обучению и воспита нию учащихся — это большая программа, рассчитанная на длительный период. Реализа ция педагогических идей обра щения требует повышения эф фективности каждого урока, его идейно-политической на правленности. И здесь нам есть •на кого равняться. Я имею в виду опыт липецких учите лей начала шестидесятых го дов. Не следует отказываться от педагогического наследия наших коллег, как эго иногда бывает, необходимо умножать их славные традиции. Давно пора переиздать многие мате риалы о липецком опыте. У истоков липецкого опыта стояли и учителя нашей шко лы: заслуженная учительница ШКОЛЫ РСФСР Н. с. Некрасо ва, отличники народного про свещения А. И. Щербакова, И. П. Полянская, К. Г. Епан- чйна. С их участием мы пла нируем организовать несколько открытых уроков, провести собеседование по книге «Ли пецкий опыт». Своевременное решение это го вопроса поможет педагоги ческому коллективу города успешнее решать актуальные задачи Обучения и воспитания. Ф. РОМАННИКОВ, директор средней * школы № 16. ; Липецк. п хочу рассказать, зовут Николай Иванович Грибцов. Три года назад ой окончил Липецкий педагоги ческий институт, факультет физ 1 йоспитанйя, и с тех пор ра ботает организатором внекласс ной и внешкольной работы Добровской средней школы и, естественно, учителем физ культуры. В школе этой Николая Ива новича приметили, когда он только проходил практику в Добром. И позже доверили ему ответственную должность завуча по воспитательной ра боте. У него богатое «личное хо зяйство» — школа лыжни ков, в которой занимается добрая половина всех ребят, ежегодный" лагерь труда и от дыха, педагогический отряд, клуб вожатых, комсомольская организация •старшеклассни ков, оркестр, агитпробеги, кроссы, походы по родному краю, легкоатлетические сорев нования молодежи села... Николай Иванович все Педа гогические принципы подкреп ляет личным примером. Уроки у него всегда качествен ные, добротные, честные. Не случайно физкультура у ребят— в числе любимых предметов. В лагере труда и отдыха завуч по воспитательной работе тру дится сам, показывая Пример и не принуждая. На трени ровки он является пунктуаль но, в любую погоду. На вече рах отдыха старшеклассников или в походах берет гитару н поет с ребятами свои люби мые песни, на комсомольском собрании ие отмалчивается, выступает критично и по делу. Взялся он за подготовку лыжников и уже через год вы вел Команду школы на обла стные соревнования—попали в призеры. Высмотрел способных ребят и подготовил их в ин ститут. Почувствовал, что не хватает опыта работы со старшеклассниками, в отпуск поехал работать в Пионерский лагерь — попросился рядовым вожатым. «Талант педагога — это не объятность замыслов», — го ворил Василий Александрович Сухомлинский. Николай Ива нович не топчется на месте, все время ищет. За три года работы он успел попробовать с малышами и «Веселые стар ты», й русские потешки, и па рад октябрятских войск, я цирк октябрят—веселых ребят. А с пионерами провел «Зарни цу», русские игрища, малую Олимпиаду, конкурсы строя й песни, солдатский час мужест ва. Со старшими Опробовал осенний бал, конкурс «А иу-ка, парни», праздник политической песни. Я говорю «опробовал», значит проверил действенность воспитательных дел и взял их н к постоянное Вооружение. — Он очень вырос, —• гово рит о Николае Ивановиче ди ректор школы- Надежда Сте пановна Мйчина. — Вырос как организатор, как учитель, вы сокой культуры. Молод сельский учитель Ни колай Иванович Грибцов, но уже сейчас явственна суть его подхода к государственному делу воспитания ребят, пар тийное отношение к профес сии. Труд его сродни нелегко му труду крестьянскому. Но несравненно ощущение счастья — почувствовать радость в воспитании ребенка — един ственной и неповторимой на шей ценности. С. ШМАКОВ, декан факультета физического воспитания ЛГПЙ, кандидат педагогических наук. Прозвенел звонок, объявляя о конце урока, но не спешат покидать кабинет десятикласс ники, тесной стайкой окружили свою учительницу. Два года назад пришла в коллектив Часто-Дубравскон средней школы молодой пре подаватель физики Людмила Алексеевна Зуева, а уже ус пела завоевать авторитет и учеников, и товарищей по ра боте. Семью Зуевых в Частой Дубраве встретили гостеприим но—колхоз предоставил удоб ную квартиру, детям — места в садике и яслях. Мужа Люд милы Алексеевны пригласили работать в СПТУ-4. На снимке: Людмила Алек сеевна Зуева со своими учени ками, которые решили остаться по окончании школы в родном селе. Фото и текст Ю. Клюева. « ' Ш 'Щ й & , ' 4 Около двадцати лет ведет уроки труда преподаватель липецкой средней школы № 46 Александр Иванович Пономарев. Его любят ученики, уважают коллеги. Стараниями этого человека хорошо оборудованы обе мастерские — по дерево, и металлообработке, Задолго до звонка спешат сюда ребята —1 поделиться за думкой с учителем, спросить совета. А когда по вечерам пустеет школа, в окнах мастерских долго еще горит свет — идут занятия в тех нических кружках. Ребята из сорок шестой школы отлично владеют начальными навыками труда. Они не раз выходили победителями в городских и районных смотрах детского тех нического творчества. На снимке: А. И. Пономарев с восьмикласс никами » В. Бондаревым, Г. Зарецким, А. Разомазовым. Фото В. Ельшаева. С ЛЕГК ОЙ РУКИ МАСТЕРА Когда Александр Степано вич Карочеико, мастер ГПТУ № 27, впервые ведет своих учеников через проходную Но волипецкого металлургического завода, то непременно при остановится и окажет: —- Запомните, ребята, этот Момент. Д ес яти Лет вы буде те встречаться , здесь друг с Другом. •Немыслимым кажется этот срок семнадцатилет ним. Ма стер их понимает и в тот же день непременно знакомит ре бят с кем-то из своих бывших учеников. Скажем, е В. П. Ев докимовым, проработавшим иа заводе 43 года. И удивление воспитанников исчезает, с ува жением смотрят они на вете рана. Александр Степанович чут ко улавливает самые тончай шие проявления души подро стков. С утра до вечера он с ребятами. Даже на заводской практике он ходит от одного к другому, спрашивает, точно ли запомнили расположение ключей на пультах, связь меж ду рычагами, приводом и ис полнительным механизмом. Он гоняет учеников с пролета на пролет, пока они не усвоят все хитрости профессии оператора УНРС. Запыхаются, устанут, бегая с этажа на этаж, кто-то и заворчит в сердцах, а мастер только усмехнется: — Я предупреждал: здесь люди с характером нужны, а не хлюпики. Конечно, и жарко тут, и пыльно подчас, но... тя жело в учений—легко в бою... И непременно тут же рас скажет что-либо смешное. По смеются ребята — и уста лость как рукой снимет... Самые же беспокойные дни у мастера, когда ученикам до веряют самостоятельную ра боту на разливке стали. Во- семнадцаТнлетние работают в три смены, и нередко Алек сандр Степанович приходит в цех среди йбчи: — Ну, как дела? Спать хо чется? Ничего, привыкнете, - - подбадривает он. Вроде ниче го особенного ие сказал, но, смотришь, засияли глаза у парня: хорошо все-таки, когда рядом этот спокойный, умуд ренный жизнью человек. Еже дневно .Александр Степанович составляет для каждого уче ника по определенной „ теме карточку-задание. Знает: это дисциплинирует, повышает чув ство ответственности у ребят, так легче и мастеру учитывать их работу, не перегружать, считаясь со способностями каждого. Не все его коллеги это делают, немного пока у Ка- рочёйко последователей. Видно, не всем по плечу разработан ный им метод: много с карточ ками хлопот. А к беспокойному человеку Александру Степановичу всег да льнет детвора. Он частый гость в Школах города. Рас сказывает ребятам о том, ка кая нужда была у страны раньше в металле, и о том, что теперь мы вышли на первое место в мире по выплавке стали. Знакомит школьников с различными рабочими про фессиями, ■устраивает экскур сии на завод, в училище. И стоит ли удивляться, что только в этом году вместо планируемых 25 человек на брали в группу операторов УНРС в два раза больше: столько поступило заявлений. • С беспокойным мастером Ка- роченко быстро и незаметно не пройдешь по заводской территории. С ним здорова ются, его окликают, чтобы на . минутку остановиться, о чем- то сообщить, поделиться ново стью. Это все его ученики. Еще одна характерная черта Александра Степановича — уважение человеческого досто инства каждого воспитанни ка. Никому и никогда не ве шает он ярлыков, верит в скрытые возможности человека и умеет вселить эту веру в .своих подопечных. Как-то, говорят, показывая новичкам кислородмо-конвер- торый цех, мастер заметил, что один ученик, несмотря иа запрет, тайком закурил. ' — Виктор Николаевич?! — удивленно воскликнул Каро- ченко, подойдя к подростку. Парнишка замер, пораженный не столько внезапным появле нием мастера, сколько непри вычным —- по имени-отчеству — обращением. — Что с вами, Виктор Ни колаевич? — повторил строго мастер, едва сдерживая улыб ку при виде испуганно округ ленных мальчишеских глаз и как-то беспомощно торчащих ушей. — Это вы меня?.., — все еще не верил парень. — А потом признался: — В школе-то меня только хулиганом звали..* Позже Виктор открыл ма стеру свою боль. После вось мого класса хотелось ему пой ти в ПТУ, стать рабочим, неза висимым человеком. Но ро дители и учителя пришли в ужас: лучший ученик *— н в ПТУ? Сумели, конечно, на стоять, чтобы он закончил де сять классов. Мальчишка сми рился, но чувство протеста против опеки росло и Озлобля ло его, стал он плохо учиться, хулиганить, пропускать уроки. После школы все-таки пришел в ПТУ. Но способность к са моконтролю была уже утраче на. Александру Степановичу пришлось начинать с главного с воспитания у пария ува жения к самому себе и к дру гим. Случается, мастеру воспиты вать и родителей. Припомина ет сейчас Александр Степано вич такой случай. Пообещал отец сыну мотоцикл. Обрадо вался парнишка, права полу чил. Отец сдержал слово, но сказал сыну: «Постригись, да с хулиганами своими лохматы ми брось дружбу водить, тог да доверю тебе машину». Па рень обиделся, стал грубить родителям, бросил занятия, в училище приходил мрачнее ту чи.' Встревожился Александр Степанович и Как-то вечерком направился к нему домой. Уз нав о причине конфликта, по советовал отцу: — Научите сына ухаживать за мотоциклом. Пусть он его По детальке разберет и собе рет — вот и забудутся лох матые дружки. В ином Случае вы только оттолкнете сына на всегда... Послушался отец. Теперь сын его учится иа инженера, самостоятельный человек». — Если бы не Александр Степанович, не знаю, как бы сложилась моя судьба. — Это уже говорит преподаватель училища М. Н. Яворский. М. Н. Яворский был авиа тором, а после увольнения из армии пришел в ГПТУ, где Кароченко был тогда замести телем директора. Александр Степанович предложил Явор скому поработать мастером, а обучение продолжить в метал лургическом техникуме. Вни мательно следил за первыми шагами молодого мастера, по могал в начинаниях. Это по предложению А. С. Кароченко группа М. Н. Яворского сде лала электрифицированную схему токарно-винторезного станка с имитацией его ра боты, оборудовала кабинет программированного обучения. А Кароченко уже нацеливал М. Н. Яворского на институт. Сейчас он—специалист с вузов ским дипломом, работает в своем училище. Что и говорить, «легкая ру ка» у Александра Степановича. ...Почти 45 лет проработал Кароченко в двадцать седьмом училище. Подготовил заводу свыше 12 тысяч рабочих по 80 специальностям. . Ныне он Заслуженный работник проф техобразования. ИеМолод, по явилась седина, медленнее ста ла поступь, говорит нетороп ливо. Но в работе все так же бодр и деятелен, так же беспо койна его душа. Не грозит ей старость. Александр Степа нович Кароченко — Мастер пожизненно. И. АЛИМОВА. 111ав11а1а111111гг:111111111нк:1||||1111111а111111111:п(111111га11111Пав1а1111г»11111«аав«11твааааак1аавааапа1111111а1аш11а1а1Ш11111111111Ш13111Н11111Ш111Ш111Ш11111шш1111111аа111111111111Ш1111Ш11Ш111Ш11шн1Ш1 Страница подготовлена нештатным школ «Ленинского знамени». отделом СТРАНИЦА ИСТОРИИ Шел шестой год после рево люции. Совсем юная Страна Советов, отразив нападения внутренней и внешней реак ции, закладывала основы бу дущей жизни. Главной задачей той поры было создание своей экономики, чтобы молодая республика не задохнулась от голода и холода. Исторический феномен социализма вызвал у людей стремление не только к «хлебу единому», но и к знаниям, к просвещению. Рабочие и кре стьяне засели за тетради и учебники. Впервые в истории человечества они и их . деТи А ДЕЛО ПРОДОЛЖАЛО ЖИТЬ... получили право на образова ние, и также впервые просве щенцы-патриоты стали служить непосредственно народу. Об одном из таких просвещенцев а хотелось бы рассказать. Антон Иванович Островский родился в 1888 году в семье крестьянина. Семья была чрез вычайно бедная: ни земли, ни скота, ни сельскохозяйствен ного инвентаря. С рацийх лет Антон Иванович столкнулся с нйщетон. Но огромное желание стать учителем помогло ему,- несмотря на все трудности и лишения, закончить курс учи тельской семинарии. Долгие годы педагогической деятельности А. И. Островско го были связаны с нашим кра ем. Сначала он преподавал в Елецкой приходской школе, а в 1918 году обосновался в се ле Иоаосильском нынешнего Тербунского района. Это было бурное время. Лю- ;и решительно ломали старый строй, созидали новую жизнь. Требовались знающие и обра зованные люди. Повсюду соз давались школы, большие и маленькие, где миллионы го родских и деревенских ребяти шек учились пибать и считать. Тяга к Знаниям была огрбмна. Новосйльская школа первой ступени состояла из трех классов. Не хватало учебни ков, тетрадей, карандашей, топлива. В этих условиях и пришлось работать Антону Ивановичу. Преподавал он своим питомцам (а их было около пятидесяти в трех клас сах) свои любимые предметы — русский язык и арифмети ку. Он организовал в селе культурно - просветительный кружок, который объединял и детей, и взрослых, Антон Иванович снискал глубокое уважение к себе кол лег и односельчан. Он не был членом партия, но к лю бой работе подходил по-пар тийному: принципиально и добросовестно, не щадя себя, но требуя особой награды за труд, хотя приходилось содер жать семью на одно небогатое учительское жалованье. Сельчане любили своего учителя за доброту и заботу, за человечность. Но иначе от носились к нему враги Совет ской власти. В октябре 1923 года Елецкая уездная газета «Набат» сообщила: «В селе Новосильском Тербунской во лости неизвестным выстрелом в окно убит наповал местный школьный работник Остров ский». Позже было установле но, что случилось это злодея ние 16 сентября 1923 года в десять часов вечера. Антон Иванович находился в это вре мя в школе. Пуля врага обо? рвала его жизнь, когда он на ходился на посту. Более под робных сведений не сохрани лось, однако известно точно, что преступники были пойманы и преданы суду. Сельский учитель был убит, но начатое им дело продол жало жить... Сегодня, в праздник учите лей страны, мы с благодарно, сгыо вспоминаем о тех, кто шел первым, создавая основы советской школьной педаго гики. * В. ЛАНИКИН, в. п о л я к о в , научные сотрудники Государственного архива Липецкой области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz