Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

НА ПОР О Г Е НОВОЙ ПЯТИЛЕТКИ В обстановке всенародного патриотического подъема ра­ ботники народного образова­ ния нашей области несут предсъездовскую вахту, По­ становление ЦК КПСС «О со­ циалистическом соревновании за достойную встречу XXVI съезда КПСС» они восприняли как программу действий. В эти дни в учебных заведе­ ниях области подводятся ито­ ги десятой пятилетки. XXV съезд партии в области про­ свещения определил главную задачу — осуществление все­ общего обязательного среднего образования. Она успешно ре­ шена. Сегодня свыше 99 про­ центов выпускников восьмых классов получают среднее об­ разование. З а этим показате­ лем — большая организатор­ ская работа партийных и со­ ветских органов, профсоюзных, комсомольских организаций, всей общественности. Эта ра­ бота была направлена прежде всего на создание благоприят­ ных условий для осуществле­ ния среднего шеербуиа.^ З авер­ шен пятилетний план строи­ тельства школ: введено зданий на 26 тысяч 'ученических мест. Получили новые помещения многие учебные заведения профтехобразования и прежде всего сельские училища. Осуществление широкой про­ граммы строительства позво­ лило перевести на односмен­ ную работу более 80 процен­ тов школ, а па селе —- свыше 93 процентов. Особенно успеш­ но возводились учебные за­ ведения в Лев-Толстовском районе, где полностью завер­ шено сооружение школьных зданий по типовым проектам, а также в Краснинском, Ста- новлянском, Хлевенском райо­ нах. К строительству объектов народного образования внима­ тельно отнеслись колхозы « З а­ веты Ильича», имени. Ленина. «50 лет Октября» Липецкого, «Свобода» Болонского, имени Куйбышева ЧаплЫгйнского районов, совхозы «Липецкий», «Добринский», «Политово», «Маяк», имени Мичурина, трест «Жилстрой», управление «Липецк селвстрой». Необходи­ мо отметить, что большая за­ бота о школьном строительст­ ве проявлялась в нынешней пятилетке в Липецке, где воз­ ведено 8 школ почти на 10 тысяч мест. В областном цент­ ре, несмотря на бурный рост населения, количество школ с односменными занятиями уве­ личилось. Одно из решающих условий успешного осуществления сред­ него всеобуча — педагогиче­ ские кадры. В этой пятилетке интенсивно развивались Ли­ пецкий и Елецкий педагогиче­ ские институты. З н ачительно вырос контингент студентов на дневной и заочной формах обучения. Он теперь составля­ ет около пяти с половиной ты­ сяч человек. Открыты новые факультеты. Теперь в области есть возможность готовить учителей для школ по всем предметам, за исключением музыки и географии. Все это позволило паднять,.: образова­ тельный уровень педагогов. Сейчас около 90 процентов учителей, работающих в чет­ вертых-десятых классах, име­ ют высшее образование. Отрадно, что образователь­ ный уровень учителей сельских школ рос высокими темпами. Их состав заметно омолодил­ ся в результате взятого в де­ сятой пятилетке курса иа под­ готовку сельских учителей, главным образом, из выпуск­ ников местных школ. В ряде районов сократилась текучесть педагогических кадров, так как больше внимания теперь уделяется устройству быта учителей, улучшению их жи­ лищных условий. 1 250 новосе­ лий справили педагоги в ны­ нешней пятилетке. Особенно успешно работают с кадрами в Добровском, Елецком, Ли­ пецком районах. Улучшился состав педагогических кадров и в наших профтехучилищах: высшее образование имеют все преподаватели, 90 процентов мастеров производственного обучения получили или завер­ шают высшее либо среднее специальное образование. Десятая пятилетка названа пятилеткой качества. В полной мере это относится и к шко­ ле. Не только в установленные сроки дать среднее образова­ ние молодым людям, по и во­ оружить их глубокими и проч­ ными знаниями — стало нор­ мой для многих педагогиче­ ских коллективов. 70 процен­ тов школ закончили минувший учебный год без неуспеваю­ щих, до 41 процента детей учатся на «хорошо» и «отлич­ но». Взятый партиен курс на повышение эффективности и качества остается магистраль­ ным. Чтобы эта ключевая за­ дача решалась успешно, в пе­ редовых педагогических кол­ лективах стремятся всемерно повышать трудовую активность всех работников, улучшать стиль и методы руководства. В этом справедливо видят за­ лог успеха педагоги многих школ: Никитской — Измал- ковского, Краснинской, Замар- тыновской — ДобровсКого, Дрязгинской — Усманского, Ивановской — \Елецкого рай­ онов, школы-интерната № 1 г. Ельца, средних школ №Ма 19, 24, 51 г. Липецка, а также восьмилетних: Астаповской — Л, Толстовского, Александ­ ровской — Воловского райо­ нов, технического училища № 20, ГПТУ-28, ОПТУ-7, 8 и других. В ходе социалистического соревнования за высокую эф­ фективность и качество у нас выявилось немало прекрасных преподавателей, чей опыт стал достоянием всей области. Сре­ ди них педагоги средних школ: Липецкой № 55 — заслужен­ ный учитель школы РСФСР А. Н. Пивоваров, Ивановской — Елецкого района — В. В. Лупарева, Воловской — Е. А. Л укьянчикова, Троекуровской — В. И. Добросоцкая, Дан- ковской № 1 — С. И. Борисо­ ва, Елецкой № 5 — Н. А. Во­ допьянова, Больше-Полянской школы ТербуНСкого района — Д. И. Крылова" и другие. Есть замечательные настав­ ники и в училищах. Более со­ рока лет отдал воспитанию молодежи мастер производст­ венного обучения двадцать седьмого технического .учили­ ща Александр Степанович Ко- ,роче н(Ко, подготовивший толь­ ко за десятую пятилетку око­ ло 130 молодых рабочих для Новолипецкого металлургиче­ ского завода. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что облоно, институт усовершенст­ вования учителей и управле­ ние профтехобразования дол­ жны активнее обобщат®' опыт лучших, всемерно способство­ вать его внедрению в практи­ ку школ, училищ. В завершающем году деся­ той пятилетки наша страна отметила 110-ю годовщину со дня рождения В. И. Ленина и 35-летне Победы советского народа в Великой Отечествен­ ной войне. Эти замечательные события наполнили новым бо­ гатым содержанием воспита­ тельную работу, заметно акти­ визировали ее. Исключительно благотворное влияние оказали иа постановку физкультурно- спортивной работы в детских коллективах Игры XXII Олим­ пиады в Москве. Более 90 ты­ сяч школьников и учащихся системы профтехобразования области приняли участие в спортивных соревнованиях и туристских походах. Дальней­ шее развитие получило трудо­ вое воспитание детей в учени- ческах производственных бри­ гадах, которые объединяют 24 тысячи учащихся, в школь­ ных лесничествах и трудовых отрядах старшеклассников. Ты­ сячи студентов и учащихся участвуют в уборке урожая. Начинается новый учебный год. Для работников просве­ щения — это уже первый год одиннадцатой пятилетки. Всту­ пая в пего, мы хорошо пони­ маем, что не все из намечен­ ного Осуществлено, нс все про­ блемы решены. Во многих рай­ онах, в первую очередь, в Данковском, Измалковском, Левобережном города Липец­ ка, в Грязикском, нз-за слабой постановки учебно-воспитатель­ ного процесса происходит зна­ чительный отток учащихся из школ до окончания ими вось­ ми классов. Высок отсев стар­ шеклассников в Лебедянском, Болонском, Тербуиском и не­ которых других районах. Боль­ шие потерн контингента в учебных заведениях профтех­ образования. Из-за серьезных упущений в воспитании часть учащихся совершает правона­ рушения. Нельзя мириться и с теку­ честью педагогических кадров. Из Задонского, Хлевенского, Добринского районов, напри­ мер, ежегодно уезжают почти столько же учителей, сколько туда направляются. Острой проблемой остается строительство школ, интерна­ тов, столовых и спортивных сооружений. Это, в первую очередь, касается Воловского и Чаплыпшского районов, го­ рода Усмани. По вине трестов «Пром-строй», «Липецкетрой», управления «Липецксельстрой» срываются планы ввода в строй профессионально-техни­ ческих училищ. И еще одна проблема требу­ ет внимания. В постановлении ЦК КПСС и Совета Минист­ ров СССР «О дальнейшем со­ вершенствовании обучения, воспитания учащихся общеоб­ разовательных школ и подго­ товки их к труду» сказано: «Необходимость решительного поворота школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере материального произ­ водства, к обоснованному вы­ бору профессии должна быть глубоко осознана советским учительством, учащимися и их родителями». Конечно, в этом плане делается многое. Совер­ шеннее становится база для трудового обучения. Учениче­ ские производственные брига­ ды на селе обеспечены необхо­ димой техникой. Есть в обла­ сти учебно-производствен!!ый комбинат, на промышленных предприятиях создано 12 уча­ стков и цехов, где трудятся старшеклассники. Подавляю­ щее большинство школ распо­ лагает нужным количеством кабинетов и учебными мастер­ скими. Проводится работа по профессиональной ориентации учащихся. И все же она не дает желаемых результатов. Многие отрасли народного хо­ зяйства области, в первую очередь, строительство и сель­ ское хозяйство, испытывают большую потребность в моло­ дых рабочих. Но с большим трудом комплектуются про­ фессионально - технические училища, являющиеся главной базой профессиональной под­ готовки рабочей молодежи. Дело в том, что в професси­ ональной ориентации школьни­ ков еще много формализма, нет должной системы, вся дея­ тельность нередко сводится к эпизодическим массовым меро­ приятиям. Индивидуальная работа с учащимися во мно­ гих школах отсутствует. Нема­ лый вред наносит разобщен­ ность между школами и учеб­ ными заведениями профтехоб­ разования. К сожалению, немалая часть учителей, руководителей школ и работников органов народ­ ного образования не считает эту работу своей прямой обя­ занностью. А преподаватели и мастера училищ не проявляют настойчивости и инициативы в установлении тесных повсе­ дневных контактов с учителя­ ми и учащимися. Серьезным недостатком является и то, что к профессиональной ориента­ ции подростков не привлека­ ются родители. В наступающем учебном го­ ду надо так организовать ра­ боту по профориентации, что­ бы не повторить прошлых ошибок. Вести ее необходимо в тесном союзе школ, учебных заведений профтехобразова­ ния, семьи и производственных коллективов при самом актив­ ном участии комсомола. На почетную я ответствен­ ную трудовую вахту встали работники народного образо­ вания. Ощущая на каждом шагу заботу и помощь ле­ нинской партии, Советского правительства, педагоги, масте­ ра ПТ!?, воспитатели области приложат все силы, чтобы до­ стойно встретить XXVI съезд Коммунистической партии Со­ ветского Союза. .А . КЛЮЕВА, заведующая отделом науки и учебных заведений обкома КПСС, ГОТОШТЬ ТРУДУ! ЗА П Р О Ф Е С С И Е Й — В ЧАСТУЮ ДУБРАВУ •— Конечная!— объявил во­ дитель автобуса «Липецк — село Частая Дубрава». Большая группа юношей и девушек, весело переговарива­ ясь, поспешила к корпусам, стоящим неподалеку в окру­ жении буйной зелени. Конеч­ но, ребята из училища, реши­ ли мы, и отправились за ними. Как всегда, в эти послед­ ние дни перед началом нового учебного года в училище кипе­ ла звонкоголосая жизнь. Шум­ но было около стенда с распи­ санием занятий. В учебных ка­ бинетах шли последние приго­ товления к первому уроку: ре­ бята опробовали новые при­ боры, размещали наглядные пособия. Мы разговорились с Юрой Смирновым, который вместе с преподавателем монтировал электроустановку в классе ав­ томобильной подготовки (сни­ мок справа). Как-никак, а Юра в училище — старожил, он уже на третьем курсе. Его бу­ дущая профессия пчеловод-шо­ фер. Нравится ли ему в сель­ ском училище? В ответ Юра улыбнулся: «Конечно!» Ему, коренному горожанину, но душе жйвдйис- ные места, где расположено училище, — лес, пруды, поля. Здесь учатся много юношей и девушек — выпускников го­ родских школ. Сельское проф­ техучилище привлекло их ши­ роким выбором профессий. Оно готовит пчеловодов, пче- ловодов-шеферов, мастеров сельскрго строительства, хи- микоз-лаборантов, механиза­ торов широкого профиля... Это учебное заведение, да­ ющее молодежи и среднее об­ разование, одно из новых в области, оно рождено в нача­ ле десятой пятилетки. Совсем недавно состоялся в нем пер­ вый выпуск специалистов для села, и, конечно, для колхоза «Заветы Ильича», который яв­ ляется базовым предприятием СПТУ-4. Крепко дружат училище и колхоз. На базе пчеловодче­ ского комплекса ребята прохо­ дят производственную прак­ тику, на полях хозяйства по­ могают выращивать и убирать урожай, водят тракторы и комбайны. В училище много техники, своя мастерская, спортзал, столовая, современ­ но оборудованные общежития. Словом, закончил Юра свой рассказ, только -учись! В СПТУ обучается пятьсот юношей и девушек. Ежегод­ ный набор — около двухсот учащихся. Приезжают сюда не только со всех уголков обла­ сти, но и страны, оттуда, где развито пчеловодческое хозяй­ ство. В' тот день, когда мы побы­ вали в училище, приемная ко­ миссия заканчивала свою ра­ боту. Перед членами комиссии — В. А. Кофановой, замести- телем директора по учебво- производственной работе Е. В. Анненковым и секретарем ком­ сомольской организации Юри­ ем Дота сидели Нина Кобзева и Сережа Тихонов (снимок слева). Оба они окон­ чили восемь классов, Сережа — липецкой средней школы № 28, а Нина— местной, сель­ ской. Оба они выбор сделали еще в школе. Нина не раз бы­ ла на пчеловодческом ком­ плексе колхоза, мечтает быть химиком-лаборантом. А Сере­ жа любит технику, поэтому и подал заявление на специаль­ ность — пчеловод-шофер. После того, как ребята сда­ ли документы, мы еще раз вместе с ними прошли- по светлым просторным корпусам, заглянули в столовую (снимок внизу слева), в которой все сверкало чистотой, в мастер­ скую, где пока царила тишина. И согласились с Юрой Смирно­ вым — хорошо учиться в этом сельском училище! Л. ИГОРЕВА Фото В. Базылева. в КАКИМ БЫТЬ ВОЖ АТОМУ ? В Липецке прошли традици­ онные сборы пионервожатых области. Они открылись плену­ мом областного совета пионер­ ской организации, обсудившим вопрос подготовки дружин к XXVI съезду партии. Затем начал работу семинар. Его программа была насыщен на разнообразными занятиями, ставившими Целью обучить во­ жатых эффективным формам работы с детьми в условиях школы, в свободное от уро­ ков время. Организаторы се­ минара приложили много вы­ думки, фантазии, чтобы сде­ лать каждое мероприятие ин­ тересным и полезным. А. ЛАРИЧЕВА «УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ...» Восемнадцать лет — таков педагогический стаж Татьяны Федоровны Лавровой, учительницы начальных классов Ли­ пецкой сорок шестой средней школы. Годы эти заполнены неустанным трудом й поиском, и теперь от многих коллег Татьяны Федоровны часто слышишь заинтересованное — копыт Лавровой», «урок Лавровой...» Д ел о в том, что в клас­ се у нее, как правило, девяносто процентов ребят учатся на «четыре» й «пять», около половины е е воспитанников — отличники. Лаврова награждена Почетной грамотой Мини­ стерства просвещения РСФСР, знаком «Отличник народного просвещения». Ее опыт обобщ ен Липецким институтом усо­ вершенствования учителей, изучается в НИИ школ республи­ канского Министерства просвещения. Недавно Татьяне Ф е­ доровне Лавровой присвоено почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР. К ' АЖДЫИ ХДЕПЬ остав­ ляет ощущение незавер­ шенности, и это чувство долго не покидает — поздни­ ми вечерами, между тетрадка­ ми, книгами, домашними де­ лами часто встают перед Тать­ яной Федоровной лица ее вос­ питанников. Кто-то был сего­ дня грустен — у него непри­ ятности в семье. Как найти слова, чтобы утешить его, как помочь ему, как сделать, что­ бы родители не ссорились хо­ тя бы при нем, берегли дет­ скую душу? Кто-то не очень внимательно слушал обьясне- пие _ вероятно, чего-то недо­ понял, упустил нить, вот и стало ему неинтересно. С ним надо позаниматься особо. А может, есть какой-то просчет в структуре урока? Нужно еще раз все проанализировать. Мысли, сомнения, строгий са­ моотчет: нс просмотрела ли, не упустила ли чего в харак­ тере кого-то из мальчишек или 'девчонок? От этих раздумий, наверное, и возникает чувство незавершенности дня. И появ­ ляется острое желание доде­ лать, что-то поправить, “успеть больше... Наверное, поэтому каждое утро она идет в шко­ лу с тем же нетерпеливым же­ ланием поскорее увидеть своих подопечных, как и в начале своего учительского пути. Тринадцать лет назад, пере­ ехав в Липецк, Татьяна Федо­ ровна не без колебаний приня­ ла предложение работать в на­ чальных классах. Тут ведь что самое трудное? Пятиклассник или семиклассник имеет уже навыки учебы, навыки жизни в коллективе. А здесь — ма­ лыши. Развитие у них не оди­ наковое — многое ведь опре­ деляется в семье, а семьи раз­ ные. С дисциплиной они не в ладах — да это и понятно: не­ легко с непривычки просидеть весь урок. Татьяна Федоровна начала с родителей. Раз в не­ делю приглашала их в школу, советовала, чем и как помочь первоклашкам. Во втором классе собирались уже поре­ же, а в третьем —■раза три- четыре за весь год. Не было в том надобности: для мам и пап уроки педагогики Татьяны Федоровны не прошли бес­ следно. Родителей она просила не заставлять детей переписывать черновики начисто: ведь ей, учительнице, очень важно ви­ деть весь процесс работы школьника. Убеждала: не сле­ дует наказывать ребенка за малейшую провинность. Учила приглядываться к детям, изу­ чать их характеры. Так вместе и воспитывали ребят. Мамы и папы помогли обо­ рудовать и кабинет, где теперь ведет уроки Татьяна Федоров­ на. Сделали вместительные за­ стекленные шкафы — на пол­ ках книги, учительница собра­ ла отличную библиотечку. А вот приобретения школы: бо­ гатый гербарий, коллекции различных материалов для опытов, наглядные пособия. В кабинете есть и диапроек­ тор, и проигрыватель с пла­ стинками. Урок Лавровой ни­ когда не превращается в мо­ нолог учителя: 45 минут на­ сыщены неожиданностями, здесь и самый нелюбопытный ребенок увлечется, незаметно для себя включится в процесс- познания нового, в нем про­ будится жажда учиться. — Потому-то Татьяна Федо­ ровна так много успевает сде­ лать за урок,— рассказывает Г. 51. Белкина, принявшая у Т. Ф. Лавровой очередной вы­ пуск третьеклассников.— Зна­ ния у ее воспитанников проч­ ные, глубокие. Дети собранны, дисциплинированны. На сборах выступают с интересными до­ кладами, радуют самостоятель­ ностью мышления, А как рев­ ниво относятся к.успехам сво­ его 'класса! В общем, мне по­ везло. Легко и приятно ра­ ботать с выпуском Татьяны Федоровны. Т / ^ ч ЛАВРОВА стре- мится учитывать * * особенности дет­ ской психологии. Применяя элементы игры, хоровое произ­ ношение букв и слогов, она терпеливо ведет воспитанников в увлекательное путешествие в прекрасную страну знаний. Ориентируется на сильных уче­ ников, не давая им скучать. Постепенно и незаметно — от урока к уроку, месяц за ме­ сяцем — подтягивает осталь­ ных до их уровня. Много за­ нимается дополнительно. Про­ ходит время, класс выравнива­ ется, привыкает к требовани­ ям учительницы. Улучшается дисциплина. Между тем, Тать­ яна Федоровна никогда не по­ вышает на ребят голос, стара­ ется избегать менторских, по­ учающих интонаций. У нее от природы мягкий, доброжела­ тельный характер. Отзывчивость, активная доб­ рота — вот качества, которые, по мнению коллег, отличают. 'Г. Ф. Лаврову. Как-то надол­ го заболела Г. Я. Белкина, только принявшая ребят от Татьяны Федоровны. «Как быть?»— тревожился завуч. Лаврова без раздумий замени­ ла коллегу, хотя пришлось ра­ ботать в две смены. Причем, это была не формальная заме­ на. Татьяна Федоровна и с от­ стающими занималась после уроков, и родительские «обра­ щая вроводала, да я больную учительницу не забывала про­ ведать, успокоить: болит у той сердце за ребят. Вот такой же доброй и сер- дечной навсегда запоминают первую учительницу ученики. Помнят' занятия в танцеваль­ ном и драматическом кружках (Татьяна Федоровна хорошо играет иа аккордеоне), ласко­ вое, ободряющее прикоснове­ ние к плечу, если тебе трудно, интересные уроки. — Особенно удается, — под­ черкнула завуч Г. И. Мальги­ на,— Татьяне Федоровне ра­ бота по развитию речи. Успехи поразительные. дети пишут сочинения ярким, красочным языком, точно передают свои чувства и мысли. И это, действительно, так. Вот небольшие отрывки из двух сочинений ее третьеклас­ сников. О цветущей черемухе пишет Лариса Рослякова: «Нельзя не заглядеться' на звездный узор белоснежных лепестков... Кра­ сива черемуха в майскую по­ ру. Словно живой фонтан ук­ рашает поляну белая красави­ ца. Далеко разлит ее аромат. Жаль, что часто обижают че­ ремуху. Бездушные люди це­ лыми охапками обламывают ее ветви...». Любуется белоствольными березами Юра Попов: «Тонкие ветки их окутаны нежной из­ морозью. Под лучами зимнего солнца иней сверкает, перели­ вается розовато-сиреневым а золотистым цветом...». Читая сочинения, я припом­ нила, что Татьяна Федоровна говорила ыяе о специальных тетрадках, которые ведут ре­ бята. Это — тематический и толковый словарики, тетради с выписками из книг, с правила­ ми грамматики. И отдельно — о цвете. Сюда дети заносят названия всевозможных цвето­ вых оттенков, о которых даже некоторые из нас, взрослых, не знают. Тут и шафрановый, и аметистовый. Серый, оказы­ вается, может быть поэтично назван дымчатым или пепель­ ным. Со временем дети уже легко ориентируются в цвето­ вом богатстве мира, точно на­ зывают едва уловимые оттен­ ки. Лаврова умеет открыть сво­ им воспитанникам красоту окружающего. Ей помогают и книги, и репродукции живопис­ ных полотен, и прогулки с ре­ бятами по городу, в парки. Все это тоже становится для детей уроком — уроком люб­ ви к родной природе, родной земле, любви, которая перера­ стает в любовь к Родине в высоком гражданском смысле слова. «Чистое небо — это мир, это наше счастье,—пишет тре­ тьеклассница Марина Завьяло­ ва.-— 51 люблю летом гулять по лесу, слушать, как тихо шелестят листвой деревья, вды­ хать аромат лесных цветов. Спасибо вам, живые и мерт­ вые, за чистое небо!». 1 Б РИГА Д А ЮН ЫХ ЗЕ М ЛЕ Д ЕЛЬЦЕ В н Е ПРАВДА ЛИ, лучше всего итожат труд педа­ гога эти детские стро­ ки? В них так и видится яс­ ная, добрая улыбка первой учительницы. И вместе с ее учениками, маленькими и уже взрослыми, выпускниками, вме­ сте с их родителями, хочется сказать: «Спасибо, Татьяна Федоровна!». И, АЛИМОВА Одни из основных резервов пополнения кадров сельскохо­ зяйственного производства — выпускники средних школ. Все больше их остается на родной земле, в колхозах и совхозах, где трудятся родители, стар­ шие братья и сестры. В этом немалая заслуга педагогиче­ ских коллективов. В практике школ немало форм, позволяю­ щих эффективно вести проф­ ориентацию. Об одной из них — объединении ребят в уче­ ническую производственную бригаду — рассказывается се­ годня. Восемнадцать лет существу­ ет ученическая производствен­ ная бригада, организованная при Болылебоевской средней школе Долгоруковского рай­ она. За это время сложились и стали прочными, деловыми отношения с совхозом «Боль- ше-Боевский». Хозяйство пре­ доставило всю необходимую технику, за бригадой закреп­ лено 120 -гектаров земли, обес­ печена она и семенным фон­ дом, удобрениями. В таких ус­ ловиях можно интересно ра­ ботать, со знанием дела воз­ делывать землю. Ученическая производствен­ ная бригада, действующая круглый год, выполняет весь цикл работ — от предпосевной обработки земли до уборки урожая. Еще с осени начина­ ют ребята готовить урожай будущего года. На своем уча­ стке зимой они проводят сне­ гозадержание, а весной — бо­ ронование, культивацию и дру­ гие агротехнические меропрня- тия. В зимнее время активно идет и агроучеба, которую прозодят специалисты совхоза: главный агроном А. И. Узулов и главный экономист В. С. Бо- еЕа. О чем они беседуют в часы занятий с подростками? В первую очередь, о необходи­ мости бережного, рачительного использования земли и техни­ ки, помогают изучать основы агротехники, знакомят с пере­ довыми методами ухода за посевами. Словом, всесторонне готовится бригада к трудово­ му лету. Примечательно, что с пер­ вых дней образования учени­ ческого коллектива в нем при­ дают первостепенное значение социалистическому соревнова­ нию. Условия его разрабаты­ вает совет бригады, он же при подведении итогов учитывает, как соблюдаются правила аг­ ротехники, каково качество выполняемых работ, как они были организованы и соблю­ далась ли трудовая дисципли­ на. Условия соревнования члены бригады обсуждают на произ­ водственном собрании, на ко­ тором, как правило, присутст­ вует дирекция совхоза. Итрги подводятся ежедневно на ли­ нейках, в «молниях». Так, в этом году лучшим по праву признан участок звена № 3, в котором трудились Г. Боева, С. Боев, О. Поршнева, С. Оле­ нина, Н. Крюкова и другие ребята. Они награждены ту­ ристскими путевками. Ребята охотно участвуют в в конкурсах сельскохозяйст­ венных профессий. Сама бри- Ц гадир О. Новикова в этом го- ДУ на районном конкурсе юных пахарей заняла первое место, а в областном — второе. Много ценных качеств вы­ рабатывает школа у ребят с помощью производственной бригады. Самое же главное — воспитывает любовь к земле, к труду на ней. Из восемнад­ цати выпускников этого года пятеро получили квалифика­ цию тракториста и остались работать в совхозе «Больше- Боевский». Двое __ Г. Морга- чев и В. Филатов — поступи­ ли в сельскохозяйственный ин­ ститут, а шесть их одноклас­ сников будут учиться в СПТУ. А. ПАВЛОВ. ВЕСТИ ИЗ ШКОЛ Большое значение придают в Елецком районе кабинетной системе занятий. На нее за го­ ды десятой пятилетки переве­ дено 16 школ. Всего же учеб­ ных кабинетов, хорошо осна­ щенных необходимым оборудо­ ванием и пособиями, сейчас- насчитывается около двухсот. Это дает возможность прово­ дить различные эксперименты и опыты на уроках физики, химии, бирлогии. Роль таких практических занятий очевид­ на: быстрее и лучше усваива­ ется теоретический материал. В одной только Ивановской средней школе — 14 хорошо оборудованных кабинетов. Примечательно, что созданы они силами учителей и родите-, лей. Педагогический коллек­ тив подошел к новой системе обучения не формально, опре­ делив главной своей задачей создание учебно-методических комплексов по каждой теме, к \ каждому уроку. Учителя стре­ мятся привлечь ребят к твор­ честву, пробудить и развить у них интерес к предметам. Не случайно в этой школе самая высокая успеваемость в районе. Уже третий год под­ ряд почти половина ивановских ребят учатся только на «чет­ верки» и «пятерки». * / * * За годы десятой пятилетки в Липецкой области открылись четыре новые детские музы­ кальные школы: три в област­ ном центре и одна в Ельце. Вдвое увеличилось количество их филиалов в сельской мест­ ности, почти на 1400 человек вырос контингент учащихся. Сейчас в области работают 31 музыкальная и одна худо­ жественная школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz