Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
НА ПОР О Г Е НОВОЙ ПЯТИЛЕТКИ В обстановке всенародного патриотического подъема ра ботники народного образова ния нашей области несут предсъездовскую вахту, По становление ЦК КПСС «О со циалистическом соревновании за достойную встречу XXVI съезда КПСС» они восприняли как программу действий. В эти дни в учебных заведе ниях области подводятся ито ги десятой пятилетки. XXV съезд партии в области про свещения определил главную задачу — осуществление все общего обязательного среднего образования. Она успешно ре шена. Сегодня свыше 99 про центов выпускников восьмых классов получают среднее об разование. З а этим показате лем — большая организатор ская работа партийных и со ветских органов, профсоюзных, комсомольских организаций, всей общественности. Эта ра бота была направлена прежде всего на создание благоприят ных условий для осуществле ния среднего шеербуиа.^ З авер шен пятилетний план строи тельства школ: введено зданий на 26 тысяч 'ученических мест. Получили новые помещения многие учебные заведения профтехобразования и прежде всего сельские училища. Осуществление широкой про граммы строительства позво лило перевести на односмен ную работу более 80 процен тов школ, а па селе —- свыше 93 процентов. Особенно успеш но возводились учебные за ведения в Лев-Толстовском районе, где полностью завер шено сооружение школьных зданий по типовым проектам, а также в Краснинском, Ста- новлянском, Хлевенском райо нах. К строительству объектов народного образования внима тельно отнеслись колхозы « З а веты Ильича», имени. Ленина. «50 лет Октября» Липецкого, «Свобода» Болонского, имени Куйбышева ЧаплЫгйнского районов, совхозы «Липецкий», «Добринский», «Политово», «Маяк», имени Мичурина, трест «Жилстрой», управление «Липецк селвстрой». Необходи мо отметить, что большая за бота о школьном строительст ве проявлялась в нынешней пятилетке в Липецке, где воз ведено 8 школ почти на 10 тысяч мест. В областном цент ре, несмотря на бурный рост населения, количество школ с односменными занятиями уве личилось. Одно из решающих условий успешного осуществления сред него всеобуча — педагогиче ские кадры. В этой пятилетке интенсивно развивались Ли пецкий и Елецкий педагогиче ские институты. З н ачительно вырос контингент студентов на дневной и заочной формах обучения. Он теперь составля ет около пяти с половиной ты сяч человек. Открыты новые факультеты. Теперь в области есть возможность готовить учителей для школ по всем предметам, за исключением музыки и географии. Все это позволило паднять,.: образова тельный уровень педагогов. Сейчас около 90 процентов учителей, работающих в чет вертых-десятых классах, име ют высшее образование. Отрадно, что образователь ный уровень учителей сельских школ рос высокими темпами. Их состав заметно омолодил ся в результате взятого в де сятой пятилетке курса иа под готовку сельских учителей, главным образом, из выпуск ников местных школ. В ряде районов сократилась текучесть педагогических кадров, так как больше внимания теперь уделяется устройству быта учителей, улучшению их жи лищных условий. 1 250 новосе лий справили педагоги в ны нешней пятилетке. Особенно успешно работают с кадрами в Добровском, Елецком, Ли пецком районах. Улучшился состав педагогических кадров и в наших профтехучилищах: высшее образование имеют все преподаватели, 90 процентов мастеров производственного обучения получили или завер шают высшее либо среднее специальное образование. Десятая пятилетка названа пятилеткой качества. В полной мере это относится и к шко ле. Не только в установленные сроки дать среднее образова ние молодым людям, по и во оружить их глубокими и проч ными знаниями — стало нор мой для многих педагогиче ских коллективов. 70 процен тов школ закончили минувший учебный год без неуспеваю щих, до 41 процента детей учатся на «хорошо» и «отлич но». Взятый партиен курс на повышение эффективности и качества остается магистраль ным. Чтобы эта ключевая за дача решалась успешно, в пе редовых педагогических кол лективах стремятся всемерно повышать трудовую активность всех работников, улучшать стиль и методы руководства. В этом справедливо видят за лог успеха педагоги многих школ: Никитской — Измал- ковского, Краснинской, Замар- тыновской — ДобровсКого, Дрязгинской — Усманского, Ивановской — \Елецкого рай онов, школы-интерната № 1 г. Ельца, средних школ №Ма 19, 24, 51 г. Липецка, а также восьмилетних: Астаповской — Л, Толстовского, Александ ровской — Воловского райо нов, технического училища № 20, ГПТУ-28, ОПТУ-7, 8 и других. В ходе социалистического соревнования за высокую эф фективность и качество у нас выявилось немало прекрасных преподавателей, чей опыт стал достоянием всей области. Сре ди них педагоги средних школ: Липецкой № 55 — заслужен ный учитель школы РСФСР А. Н. Пивоваров, Ивановской — Елецкого района — В. В. Лупарева, Воловской — Е. А. Л укьянчикова, Троекуровской — В. И. Добросоцкая, Дан- ковской № 1 — С. И. Борисо ва, Елецкой № 5 — Н. А. Во допьянова, Больше-Полянской школы ТербуНСкого района — Д. И. Крылова" и другие. Есть замечательные настав ники и в училищах. Более со рока лет отдал воспитанию молодежи мастер производст венного обучения двадцать седьмого технического .учили ща Александр Степанович Ко- ,роче н(Ко, подготовивший толь ко за десятую пятилетку око ло 130 молодых рабочих для Новолипецкого металлургиче ского завода. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что облоно, институт усовершенст вования учителей и управле ние профтехобразования дол жны активнее обобщат®' опыт лучших, всемерно способство вать его внедрению в практи ку школ, училищ. В завершающем году деся той пятилетки наша страна отметила 110-ю годовщину со дня рождения В. И. Ленина и 35-летне Победы советского народа в Великой Отечествен ной войне. Эти замечательные события наполнили новым бо гатым содержанием воспита тельную работу, заметно акти визировали ее. Исключительно благотворное влияние оказали иа постановку физкультурно- спортивной работы в детских коллективах Игры XXII Олим пиады в Москве. Более 90 ты сяч школьников и учащихся системы профтехобразования области приняли участие в спортивных соревнованиях и туристских походах. Дальней шее развитие получило трудо вое воспитание детей в учени- ческах производственных бри гадах, которые объединяют 24 тысячи учащихся, в школь ных лесничествах и трудовых отрядах старшеклассников. Ты сячи студентов и учащихся участвуют в уборке урожая. Начинается новый учебный год. Для работников просве щения — это уже первый год одиннадцатой пятилетки. Всту пая в пего, мы хорошо пони маем, что не все из намечен ного Осуществлено, нс все про блемы решены. Во многих рай онах, в первую очередь, в Данковском, Измалковском, Левобережном города Липец ка, в Грязикском, нз-за слабой постановки учебно-воспитатель ного процесса происходит зна чительный отток учащихся из школ до окончания ими вось ми классов. Высок отсев стар шеклассников в Лебедянском, Болонском, Тербуиском и не которых других районах. Боль шие потерн контингента в учебных заведениях профтех образования. Из-за серьезных упущений в воспитании часть учащихся совершает правона рушения. Нельзя мириться и с теку честью педагогических кадров. Из Задонского, Хлевенского, Добринского районов, напри мер, ежегодно уезжают почти столько же учителей, сколько туда направляются. Острой проблемой остается строительство школ, интерна тов, столовых и спортивных сооружений. Это, в первую очередь, касается Воловского и Чаплыпшского районов, го рода Усмани. По вине трестов «Пром-строй», «Липецкетрой», управления «Липецксельстрой» срываются планы ввода в строй профессионально-техни ческих училищ. И еще одна проблема требу ет внимания. В постановлении ЦК КПСС и Совета Минист ров СССР «О дальнейшем со вершенствовании обучения, воспитания учащихся общеоб разовательных школ и подго товки их к труду» сказано: «Необходимость решительного поворота школы к улучшению подготовки молодежи к труду в сфере материального произ водства, к обоснованному вы бору профессии должна быть глубоко осознана советским учительством, учащимися и их родителями». Конечно, в этом плане делается многое. Совер шеннее становится база для трудового обучения. Учениче ские производственные брига ды на селе обеспечены необхо димой техникой. Есть в обла сти учебно-производствен!!ый комбинат, на промышленных предприятиях создано 12 уча стков и цехов, где трудятся старшеклассники. Подавляю щее большинство школ распо лагает нужным количеством кабинетов и учебными мастер скими. Проводится работа по профессиональной ориентации учащихся. И все же она не дает желаемых результатов. Многие отрасли народного хо зяйства области, в первую очередь, строительство и сель ское хозяйство, испытывают большую потребность в моло дых рабочих. Но с большим трудом комплектуются про фессионально - технические училища, являющиеся главной базой профессиональной под готовки рабочей молодежи. Дело в том, что в професси ональной ориентации школьни ков еще много формализма, нет должной системы, вся дея тельность нередко сводится к эпизодическим массовым меро приятиям. Индивидуальная работа с учащимися во мно гих школах отсутствует. Нема лый вред наносит разобщен ность между школами и учеб ными заведениями профтехоб разования. К сожалению, немалая часть учителей, руководителей школ и работников органов народ ного образования не считает эту работу своей прямой обя занностью. А преподаватели и мастера училищ не проявляют настойчивости и инициативы в установлении тесных повсе дневных контактов с учителя ми и учащимися. Серьезным недостатком является и то, что к профессиональной ориента ции подростков не привлека ются родители. В наступающем учебном го ду надо так организовать ра боту по профориентации, что бы не повторить прошлых ошибок. Вести ее необходимо в тесном союзе школ, учебных заведений профтехобразова ния, семьи и производственных коллективов при самом актив ном участии комсомола. На почетную я ответствен ную трудовую вахту встали работники народного образо вания. Ощущая на каждом шагу заботу и помощь ле нинской партии, Советского правительства, педагоги, масте ра ПТ!?, воспитатели области приложат все силы, чтобы до стойно встретить XXVI съезд Коммунистической партии Со ветского Союза. .А . КЛЮЕВА, заведующая отделом науки и учебных заведений обкома КПСС, ГОТОШТЬ ТРУДУ! ЗА П Р О Ф Е С С И Е Й — В ЧАСТУЮ ДУБРАВУ •— Конечная!— объявил во дитель автобуса «Липецк — село Частая Дубрава». Большая группа юношей и девушек, весело переговарива ясь, поспешила к корпусам, стоящим неподалеку в окру жении буйной зелени. Конеч но, ребята из училища, реши ли мы, и отправились за ними. Как всегда, в эти послед ние дни перед началом нового учебного года в училище кипе ла звонкоголосая жизнь. Шум но было около стенда с распи санием занятий. В учебных ка бинетах шли последние приго товления к первому уроку: ре бята опробовали новые при боры, размещали наглядные пособия. Мы разговорились с Юрой Смирновым, который вместе с преподавателем монтировал электроустановку в классе ав томобильной подготовки (сни мок справа). Как-никак, а Юра в училище — старожил, он уже на третьем курсе. Его бу дущая профессия пчеловод-шо фер. Нравится ли ему в сель ском училище? В ответ Юра улыбнулся: «Конечно!» Ему, коренному горожанину, но душе жйвдйис- ные места, где расположено училище, — лес, пруды, поля. Здесь учатся много юношей и девушек — выпускников го родских школ. Сельское проф техучилище привлекло их ши роким выбором профессий. Оно готовит пчеловодов, пче- ловодов-шеферов, мастеров сельскрго строительства, хи- микоз-лаборантов, механиза торов широкого профиля... Это учебное заведение, да ющее молодежи и среднее об разование, одно из новых в области, оно рождено в нача ле десятой пятилетки. Совсем недавно состоялся в нем пер вый выпуск специалистов для села, и, конечно, для колхоза «Заветы Ильича», который яв ляется базовым предприятием СПТУ-4. Крепко дружат училище и колхоз. На базе пчеловодче ского комплекса ребята прохо дят производственную прак тику, на полях хозяйства по могают выращивать и убирать урожай, водят тракторы и комбайны. В училище много техники, своя мастерская, спортзал, столовая, современ но оборудованные общежития. Словом, закончил Юра свой рассказ, только -учись! В СПТУ обучается пятьсот юношей и девушек. Ежегод ный набор — около двухсот учащихся. Приезжают сюда не только со всех уголков обла сти, но и страны, оттуда, где развито пчеловодческое хозяй ство. В' тот день, когда мы побы вали в училище, приемная ко миссия заканчивала свою ра боту. Перед членами комиссии — В. А. Кофановой, замести- телем директора по учебво- производственной работе Е. В. Анненковым и секретарем ком сомольской организации Юри ем Дота сидели Нина Кобзева и Сережа Тихонов (снимок слева). Оба они окон чили восемь классов, Сережа — липецкой средней школы № 28, а Нина— местной, сель ской. Оба они выбор сделали еще в школе. Нина не раз бы ла на пчеловодческом ком плексе колхоза, мечтает быть химиком-лаборантом. А Сере жа любит технику, поэтому и подал заявление на специаль ность — пчеловод-шофер. После того, как ребята сда ли документы, мы еще раз вместе с ними прошли- по светлым просторным корпусам, заглянули в столовую (снимок внизу слева), в которой все сверкало чистотой, в мастер скую, где пока царила тишина. И согласились с Юрой Смирно вым — хорошо учиться в этом сельском училище! Л. ИГОРЕВА Фото В. Базылева. в КАКИМ БЫТЬ ВОЖ АТОМУ ? В Липецке прошли традици онные сборы пионервожатых области. Они открылись плену мом областного совета пионер ской организации, обсудившим вопрос подготовки дружин к XXVI съезду партии. Затем начал работу семинар. Его программа была насыщен на разнообразными занятиями, ставившими Целью обучить во жатых эффективным формам работы с детьми в условиях школы, в свободное от уро ков время. Организаторы се минара приложили много вы думки, фантазии, чтобы сде лать каждое мероприятие ин тересным и полезным. А. ЛАРИЧЕВА «УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ...» Восемнадцать лет — таков педагогический стаж Татьяны Федоровны Лавровой, учительницы начальных классов Ли пецкой сорок шестой средней школы. Годы эти заполнены неустанным трудом й поиском, и теперь от многих коллег Татьяны Федоровны часто слышишь заинтересованное — копыт Лавровой», «урок Лавровой...» Д ел о в том, что в клас се у нее, как правило, девяносто процентов ребят учатся на «четыре» й «пять», около половины е е воспитанников — отличники. Лаврова награждена Почетной грамотой Мини стерства просвещения РСФСР, знаком «Отличник народного просвещения». Ее опыт обобщ ен Липецким институтом усо вершенствования учителей, изучается в НИИ школ республи канского Министерства просвещения. Недавно Татьяне Ф е доровне Лавровой присвоено почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР. К ' АЖДЫИ ХДЕПЬ остав ляет ощущение незавер шенности, и это чувство долго не покидает — поздни ми вечерами, между тетрадка ми, книгами, домашними де лами часто встают перед Тать яной Федоровной лица ее вос питанников. Кто-то был сего дня грустен — у него непри ятности в семье. Как найти слова, чтобы утешить его, как помочь ему, как сделать, что бы родители не ссорились хо тя бы при нем, берегли дет скую душу? Кто-то не очень внимательно слушал обьясне- пие _ вероятно, чего-то недо понял, упустил нить, вот и стало ему неинтересно. С ним надо позаниматься особо. А может, есть какой-то просчет в структуре урока? Нужно еще раз все проанализировать. Мысли, сомнения, строгий са моотчет: нс просмотрела ли, не упустила ли чего в харак тере кого-то из мальчишек или 'девчонок? От этих раздумий, наверное, и возникает чувство незавершенности дня. И появ ляется острое желание доде лать, что-то поправить, “успеть больше... Наверное, поэтому каждое утро она идет в шко лу с тем же нетерпеливым же ланием поскорее увидеть своих подопечных, как и в начале своего учительского пути. Тринадцать лет назад, пере ехав в Липецк, Татьяна Федо ровна не без колебаний приня ла предложение работать в на чальных классах. Тут ведь что самое трудное? Пятиклассник или семиклассник имеет уже навыки учебы, навыки жизни в коллективе. А здесь — ма лыши. Развитие у них не оди наковое — многое ведь опре деляется в семье, а семьи раз ные. С дисциплиной они не в ладах — да это и понятно: не легко с непривычки просидеть весь урок. Татьяна Федоровна начала с родителей. Раз в не делю приглашала их в школу, советовала, чем и как помочь первоклашкам. Во втором классе собирались уже поре же, а в третьем —■раза три- четыре за весь год. Не было в том надобности: для мам и пап уроки педагогики Татьяны Федоровны не прошли бес следно. Родителей она просила не заставлять детей переписывать черновики начисто: ведь ей, учительнице, очень важно ви деть весь процесс работы школьника. Убеждала: не сле дует наказывать ребенка за малейшую провинность. Учила приглядываться к детям, изу чать их характеры. Так вместе и воспитывали ребят. Мамы и папы помогли обо рудовать и кабинет, где теперь ведет уроки Татьяна Федоров на. Сделали вместительные за стекленные шкафы — на пол ках книги, учительница собра ла отличную библиотечку. А вот приобретения школы: бо гатый гербарий, коллекции различных материалов для опытов, наглядные пособия. В кабинете есть и диапроек тор, и проигрыватель с пла стинками. Урок Лавровой ни когда не превращается в мо нолог учителя: 45 минут на сыщены неожиданностями, здесь и самый нелюбопытный ребенок увлечется, незаметно для себя включится в процесс- познания нового, в нем про будится жажда учиться. — Потому-то Татьяна Федо ровна так много успевает сде лать за урок,— рассказывает Г. 51. Белкина, принявшая у Т. Ф. Лавровой очередной вы пуск третьеклассников.— Зна ния у ее воспитанников проч ные, глубокие. Дети собранны, дисциплинированны. На сборах выступают с интересными до кладами, радуют самостоятель ностью мышления, А как рев ниво относятся к.успехам сво его 'класса! В общем, мне по везло. Легко и приятно ра ботать с выпуском Татьяны Федоровны. Т / ^ ч ЛАВРОВА стре- мится учитывать * * особенности дет ской психологии. Применяя элементы игры, хоровое произ ношение букв и слогов, она терпеливо ведет воспитанников в увлекательное путешествие в прекрасную страну знаний. Ориентируется на сильных уче ников, не давая им скучать. Постепенно и незаметно — от урока к уроку, месяц за ме сяцем — подтягивает осталь ных до их уровня. Много за нимается дополнительно. Про ходит время, класс выравнива ется, привыкает к требовани ям учительницы. Улучшается дисциплина. Между тем, Тать яна Федоровна никогда не по вышает на ребят голос, стара ется избегать менторских, по учающих интонаций. У нее от природы мягкий, доброжела тельный характер. Отзывчивость, активная доб рота — вот качества, которые, по мнению коллег, отличают. 'Г. Ф. Лаврову. Как-то надол го заболела Г. Я. Белкина, только принявшая ребят от Татьяны Федоровны. «Как быть?»— тревожился завуч. Лаврова без раздумий замени ла коллегу, хотя пришлось ра ботать в две смены. Причем, это была не формальная заме на. Татьяна Федоровна и с от стающими занималась после уроков, и родительские «обра щая вроводала, да я больную учительницу не забывала про ведать, успокоить: болит у той сердце за ребят. Вот такой же доброй и сер- дечной навсегда запоминают первую учительницу ученики. Помнят' занятия в танцеваль ном и драматическом кружках (Татьяна Федоровна хорошо играет иа аккордеоне), ласко вое, ободряющее прикоснове ние к плечу, если тебе трудно, интересные уроки. — Особенно удается, — под черкнула завуч Г. И. Мальги на,— Татьяне Федоровне ра бота по развитию речи. Успехи поразительные. дети пишут сочинения ярким, красочным языком, точно передают свои чувства и мысли. И это, действительно, так. Вот небольшие отрывки из двух сочинений ее третьеклас сников. О цветущей черемухе пишет Лариса Рослякова: «Нельзя не заглядеться' на звездный узор белоснежных лепестков... Кра сива черемуха в майскую по ру. Словно живой фонтан ук рашает поляну белая красави ца. Далеко разлит ее аромат. Жаль, что часто обижают че ремуху. Бездушные люди це лыми охапками обламывают ее ветви...». Любуется белоствольными березами Юра Попов: «Тонкие ветки их окутаны нежной из морозью. Под лучами зимнего солнца иней сверкает, перели вается розовато-сиреневым а золотистым цветом...». Читая сочинения, я припом нила, что Татьяна Федоровна говорила ыяе о специальных тетрадках, которые ведут ре бята. Это — тематический и толковый словарики, тетради с выписками из книг, с правила ми грамматики. И отдельно — о цвете. Сюда дети заносят названия всевозможных цвето вых оттенков, о которых даже некоторые из нас, взрослых, не знают. Тут и шафрановый, и аметистовый. Серый, оказы вается, может быть поэтично назван дымчатым или пепель ным. Со временем дети уже легко ориентируются в цвето вом богатстве мира, точно на зывают едва уловимые оттен ки. Лаврова умеет открыть сво им воспитанникам красоту окружающего. Ей помогают и книги, и репродукции живопис ных полотен, и прогулки с ре бятами по городу, в парки. Все это тоже становится для детей уроком — уроком люб ви к родной природе, родной земле, любви, которая перера стает в любовь к Родине в высоком гражданском смысле слова. «Чистое небо — это мир, это наше счастье,—пишет тре тьеклассница Марина Завьяло ва.-— 51 люблю летом гулять по лесу, слушать, как тихо шелестят листвой деревья, вды хать аромат лесных цветов. Спасибо вам, живые и мерт вые, за чистое небо!». 1 Б РИГА Д А ЮН ЫХ ЗЕ М ЛЕ Д ЕЛЬЦЕ В н Е ПРАВДА ЛИ, лучше всего итожат труд педа гога эти детские стро ки? В них так и видится яс ная, добрая улыбка первой учительницы. И вместе с ее учениками, маленькими и уже взрослыми, выпускниками, вме сте с их родителями, хочется сказать: «Спасибо, Татьяна Федоровна!». И, АЛИМОВА Одни из основных резервов пополнения кадров сельскохо зяйственного производства — выпускники средних школ. Все больше их остается на родной земле, в колхозах и совхозах, где трудятся родители, стар шие братья и сестры. В этом немалая заслуга педагогиче ских коллективов. В практике школ немало форм, позволяю щих эффективно вести проф ориентацию. Об одной из них — объединении ребят в уче ническую производственную бригаду — рассказывается се годня. Восемнадцать лет существу ет ученическая производствен ная бригада, организованная при Болылебоевской средней школе Долгоруковского рай она. За это время сложились и стали прочными, деловыми отношения с совхозом «Боль- ше-Боевский». Хозяйство пре доставило всю необходимую технику, за бригадой закреп лено 120 -гектаров земли, обес печена она и семенным фон дом, удобрениями. В таких ус ловиях можно интересно ра ботать, со знанием дела воз делывать землю. Ученическая производствен ная бригада, действующая круглый год, выполняет весь цикл работ — от предпосевной обработки земли до уборки урожая. Еще с осени начина ют ребята готовить урожай будущего года. На своем уча стке зимой они проводят сне гозадержание, а весной — бо ронование, культивацию и дру гие агротехнические меропрня- тия. В зимнее время активно идет и агроучеба, которую прозодят специалисты совхоза: главный агроном А. И. Узулов и главный экономист В. С. Бо- еЕа. О чем они беседуют в часы занятий с подростками? В первую очередь, о необходи мости бережного, рачительного использования земли и техни ки, помогают изучать основы агротехники, знакомят с пере довыми методами ухода за посевами. Словом, всесторонне готовится бригада к трудово му лету. Примечательно, что с пер вых дней образования учени ческого коллектива в нем при дают первостепенное значение социалистическому соревнова нию. Условия его разрабаты вает совет бригады, он же при подведении итогов учитывает, как соблюдаются правила аг ротехники, каково качество выполняемых работ, как они были организованы и соблю далась ли трудовая дисципли на. Условия соревнования члены бригады обсуждают на произ водственном собрании, на ко тором, как правило, присутст вует дирекция совхоза. Итрги подводятся ежедневно на ли нейках, в «молниях». Так, в этом году лучшим по праву признан участок звена № 3, в котором трудились Г. Боева, С. Боев, О. Поршнева, С. Оле нина, Н. Крюкова и другие ребята. Они награждены ту ристскими путевками. Ребята охотно участвуют в в конкурсах сельскохозяйст венных профессий. Сама бри- Ц гадир О. Новикова в этом го- ДУ на районном конкурсе юных пахарей заняла первое место, а в областном — второе. Много ценных качеств вы рабатывает школа у ребят с помощью производственной бригады. Самое же главное — воспитывает любовь к земле, к труду на ней. Из восемнад цати выпускников этого года пятеро получили квалифика цию тракториста и остались работать в совхозе «Больше- Боевский». Двое __ Г. Морга- чев и В. Филатов — поступи ли в сельскохозяйственный ин ститут, а шесть их одноклас сников будут учиться в СПТУ. А. ПАВЛОВ. ВЕСТИ ИЗ ШКОЛ Большое значение придают в Елецком районе кабинетной системе занятий. На нее за го ды десятой пятилетки переве дено 16 школ. Всего же учеб ных кабинетов, хорошо осна щенных необходимым оборудо ванием и пособиями, сейчас- насчитывается около двухсот. Это дает возможность прово дить различные эксперименты и опыты на уроках физики, химии, бирлогии. Роль таких практических занятий очевид на: быстрее и лучше усваива ется теоретический материал. В одной только Ивановской средней школе — 14 хорошо оборудованных кабинетов. Примечательно, что созданы они силами учителей и родите-, лей. Педагогический коллек тив подошел к новой системе обучения не формально, опре делив главной своей задачей создание учебно-методических комплексов по каждой теме, к \ каждому уроку. Учителя стре мятся привлечь ребят к твор честву, пробудить и развить у них интерес к предметам. Не случайно в этой школе самая высокая успеваемость в районе. Уже третий год под ряд почти половина ивановских ребят учатся только на «чет верки» и «пятерки». * / * * За годы десятой пятилетки в Липецкой области открылись четыре новые детские музы кальные школы: три в област ном центре и одна в Ельце. Вдвое увеличилось количество их филиалов в сельской мест ности, почти на 1400 человек вырос контингент учащихся. Сейчас в области работают 31 музыкальная и одна худо жественная школы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz