Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я — ----------- ---------------------- --------------------------------— Г О Р О Д А ОДНОЙ ПРОФ Е ССИ И Путь лежал в Западную Си бирь. Кемерово, Новокузнецк, Гаштагол — таков маршрут творческой командировки. Огромный край. О каждом из его городов можно расска зать много интересного, Каж дый из них своеобразен, ходя, шутят сибиряки, их край осо бенно хорош зимой, когда стол украшают знаменитые пельме ни и рыжики, выдержанные в бочонках сорок с лишним дней. Я застал в начале нюня че ремшу, или колбу (с ударением на последнем слоге) — удиви тельная трава, растет только в тайге и не приживается на грядках у дома. Перистые стебли напоминают чеснок, трава считается целебной. В мае молодые побеги черемши заготавливают впрок, солят и на всю- долгую зиму это луч шая приправа ко всем блюдам. Лето здесь короткое. Вот по чему на приусадебных участ ках редко увидишь яблоню ~ фрукты не успевают созреть. Зато осенью тайга щеДра на сочную малину, красную смо родину—кислицу, как ее здесь ^дназызают. Сквозь буйные заро сли ежевики не пробраться* Вкусен н таежный мед. А гу стое молоко в эту пору не от личишь от сливок. И мальчиш ки уже сейчас облюбовали кед ровые делянки, обещающие большой урожай орешков — первое лакомство и детей, и взрослых. ...Так уж, видно, устроен человек;’ Попав в новые места, начинает невольно сравнивать их с родными... Сибирские города простор ные, размашистые. В Кемерово, например, один проспект Мира тянется через город ил не сколько километров. Здесь раз мещены драматический театр, краеведческий музей. Река Томь рассекает город. А при вокзальная площадь схожа с липецкой. Правда, вокзал ’ у сибиряков —; со всеми вспомо гательными службами удобно размещен на двух этажах, л вот зеленью город беднее нашего, хотя в каких-нибудь десяти-пятнадцати километрах от черты города начинается тайга. Кемерово — город химиков, а Новокузнецк, можно сказать, город одной с Липецком про фессии. До отъезда наши ме таллурги дали мне адреса сво их коллег, у которых они а свое время учились, а многие проходили практику после уче- ш аш 11 Н 1111 Ш 111 Ш 11 ( 1 Ша 111 « 11 *1 бы з политехническом институ те на Запсибе. Впрочем, лю ди одной профессии, особенно Металлурги, всегда тесно свя заны мейлу собой, будь они за пять-восемь и более тысяч ки лометров друг от друга. Знают в Новокузнецке и наших Ге роев Социалистического Труда '-*• машиниста дистрибутора второго кислородно-конвертор ного цеха НЛМЗ А. С. Гагари на, заместителя начальника ККЦ-2 Н. Д. Карпова, стар шего сталевара П. А. Озерова. «Как там дышит шестая? И з б л о к н о т а п и с а т е л я Что нового на ЦХП?» — вот вопросы, наиболее характер ные, при встречах. Оно и по нятно. Ведь с вводом в строй второго кислородню-конвертор ного. цеха Нозодипецхий завод значительна увеличил выплавку стали, и сибирякам волей-нево л е й пришлось делиться славою. Бывшие ученики' опередили своих учителей. Западно-Сибирский метал лургический комбинат начал выдавать свою продукцию пят надцать лет назад. Здееь впер вые за Уральским хребтом было освоено конвортерше производство стали, освоено с невиданной до тех пор быстро той. Новокузнецк встречает при езжих еловами из известного стихотворения В. Маяковского. На фасадах домов строки; «Я знаю-, город будет...» Мне вспомнились слова ветерана труда- Виталия Ильича. Смита. Пятяадцатйл'етним Мальчон кой помогал он отцу-зСмле- ус.троителю делать съемку пло щадки под будущий Запсиб, Однажды они с отцом воз вращались ночью со смены. «Под ногами у нас было Хлип кое болото, а в небе полыха ла малиновая зарница — это выдавал металл Кузнецкий комбинат. Отец сказал: придет время, и здесь будет завод, за горится, сын, и наша зарни ца..,». В 1979 году коллектив заво да вышел на годовой рубеж — 7,5 миллиона тони стали. На аглофабрикё НЛМЗ стажиро вались многие будущие агломе ратчики Запсиба, те, что снабжают домны «хлебом»... Такой же напряженный ритм работ, как и у нас на ЦХП, "чувствуется на площадке вто рого металлургического ком бината города. Здесь соору жается ЗСПЦ-2- Броские пла каты; «До первой плавки в электро'сталеплазильиом цехе металлургического комбината осталось...». Кому из наших строителей ие знакомы такие стоочкв! Растет и хорошеет Новокуз нецк. Население его перевали ло за 700 тысяч человек. Исто рия города связана с именем великого русского писателя. Недавно здесь открылся лите ратурно-мемориальный музей Федора Михайловича Достоев ского. Скромный музей воз вращает нас к событиям ог ромной важности в биографии писателя. Как известно, за участие в деятельности тайного «Общест ва пропаганды» Ф. М. Досто евский и его товарищи после инсценировки казни иа Семе новском плацу были отправле ны в Сибирь-на каторгу. Жизнь и правы каторжан показаны в романах «Записки из мертвого дома», «Преступление и нака зание», «Братья Карамазовы». После каторги Федор Михай лович отправляется на бес срочную солдатскую службу. В Семипалатинске знакомится с Марией Дмитриевной Исае вой. Любовь к ней окрылила писателя. «Но крайней мере жил, хоть и страдал, да жил», писал он позже. Семья Исае вых переезжает в Кузнецк, са мовольно едет туда и Досто евский. 27 января 1857 года в Кузнецке произошло одно из важнейших событий его лич ной биографии, нашедшее ото бражение в «Кроткой» и В «Идиоте»: 6 февраля Федор Михайлович и Мария Дмитри евна венчались. Через два го да Достоевские покидают Си бирь. Надо было проехать по России более пяти тысяч верст. Это был и путь писателя к мировой славе... И как кстати вписался скромный домик-музей в инду стриальную мощь города, ко торую предсказал еще М. В. Ломоносов; «Российское могущество при растать будет Сибирью». В. ЗОРИН. Кемерово — Новокузнецк — Липецк. | ОТ СОБРАТЬЕВ ПО ПЕРУ К 8 0 ~ л ет и ю с о д н я р о ж д е н и я п и с а т е л я - з е м л я к а Н . А , З а д о н с к о г о Ис полнилось 80 лет со дня рождения нашего земляка, из вестного писателя Н. А. Задонского, В личном архиве лите ратора осталась обширная переписка с читателями, литера торами и журналистами, учеными и краеведами, друзьями. Разобрав эпистолярное наследие Н. А. Задонского, его дочь —журналистка Н, Н. Задонская поготовипа к публикации не сколько статей. Одна из них предлагается читателям нашей газеты. О ТЕЦ МОЙ — ровес ник века. Поколение, к которому он при надлежит, прошло через суровые испытания. Мне довелось быть его по мощницей и секретарем, на блюдать его и в труде, и в общении с людьми, и иа от дыхе. Ие только близких, ко и всех знавших его, поражали его оптимизм, целеустремлен ность, какая-то творческая одержимость. После перенесенного в 1965 году тяжелого заболевания круг его личных контактов за метно сократился. И особенно большую роль стала играть переписка. В его рабочем сто- ,/ле хранятся письма академи ков Н. М. Дружинина, Н. К. Гудзия. Н. Ф. Бельчикова, в отдельной папке — письма писателей родного ему доку ментально-исторического жан ра С, Н. Голубова, Л. И. Та ковского, С. П. Бородина, Г. И. Серебряковой и других. Автор широко известного исторического романа «Дмит рий Донской», трилогии «Звез ды над Самаркандом» и мно гих других исторических про изведений Сергей Петрович Бородин жил в Ташкенте. Между ним и Н. А. Задонским, начиная с конца 50-х годов, велась не частая, но постоян ная переписка. В 1964 году Воронежское книгонздательст. во выпустило небольшую книжку Н. Задонского «Тайны времен минувших». С, П. Бо родину она была послана с дарственной надписью. И в ответ пришло письмо, датиро- шное 8 декабря 1964 года: •^«Д орогой Николай Алексее вич! Большое спасибо за книгу, а еще больше за добрую па мять. Книгу я, как только по лучил вчера, так, не отры ваясь, и прочитал ее всю, со жалея, что столь коротка. Но за нею чувствуется какая-то большая работа, еше, как вид но, незаконченная, а это — от той работы «искры с нако вальни». Что мне было осо бенно дорого в ней, — это внимание к людям, жизнь ко торых была тесно связана с писателями и в тон или иной мере влияла на них и через них на литературу. Впоследсг- вии по различным причинам и обстоятельствам люди эти за былись, потомки все чаще стали проходить мимо их мо гил, пока вообще они не за росли бурьяном забвения. А между тем литературный про цесс не может быть ясен, ес ли видеть только фигуры пер вого ряда, позабыв тех, НТО некогда жил в тесном общении с этим первым рядом, «под пирал» егб, был его тылом. Поэтому так интересно бы ло страница за страницей вни кать в образ Н. Н, Муравье ва»- С Арнольдом Ильичом Гес сеном, автором книги «Во глубине сибирских руд», Н. А. Задонский познакомился в мае 1963 года, в редакции журнала «В мире книг», где выступал с сообщением о найденных им письмах де кабристов к Н. Н. Муравье ву, Книгу «Во глубине сибир ских руд...» А. И. Гессен че рез два года прислал с такой дарственной надписью: Дорогой Николай Алексее вич! На одну из любимых по лок поставил я подаренную мне Вами книгу о декабристах — «Горы и звезды». И буду рад, если эта моя книга о них займет такое же место и у Вас». Письма коллег, собратьев но перу, значительны не только потому, что в них оценка твор чества писателя-историка да ется мастерами жанра истори ческой прозы, знатоками прошлого Родины. Одновре менно письма эти в какой-то мере характеризуют граждан ские и личностные качества авторов. Н. ЗАДОНСКАЯ, секретарь комиссии по ли. тературному наследию пи сателя Н. А. Задонского. ★ Большой популярностью у зрителей пользуется танце вальный ансамбль Дворца культуры Новолипецкого ме таллургического завода. Он частый гость на строитель ных площадках, в цехах заво дов, в селах. Талантливый коллектив был удостоен почетного права вы ступать в Москве перед уча стниками и гостями Олимпий ских игр. На снимке: женская группа ансамбля металлургов на ре петиции, Фото Г. Костылева. ★ ( ' ПЕКТАКДЕМ «Ри- ^ чард 111» в Липецке начались гастроли Орен бургского драматического те атра имени М. Горького. Историки уверяют^ что Ри чард Ш вовсе не был таким ужасным уродом и преступным узурпатором, каким он изобра жен в знаменитой трагедии Шекспира. Так что, великий драматург погрешил нротив ис тины*' Нет, он, очевидно, верил старым книгам и Преданиям, Но суть даже не в этом. Глав ное — пересказав их для те атра, Шекспир обнажил в легенде такую необъятную и страшную правду, что вопрос, каким был реальный Ричард, теряет всякую острогу. Шек спир сочинил трагедию не об одном из английских королей. Не об одном из локальных отрезков истории Англии. Он повел речь о природе деспоти ческой власти как таковой. О губительности н для человека, и для государства вседозво ленности и аморализма. В «Ричарде 111» блистатель но написана центральная роль. Актеры — мечтают о ней с не меньшим вожделением, чем о Гамлете или Лире. Пьеса ув лекательная, динамичная. В этой пьесе есть бесстрашное исследование истоков н пос ледствий жестокости и крова вого беззакония, возведенных, так сказать, в государствен ный, политический принцип. Вот что привлекает сегодня к «Ричарду III» внимание ре жиссеров, актеров, зрителей. Нам, хранящим неугасающе гневную память о преступле ниях фашизма, с болью уз нающих о новостях из Чили или Боливии, естественно, откликнуться на тревогу ста рого английского писателя. Ведь она так созвучна нашей тревоге! Параллели с современностью в оренбургском спектакле не назойливы, но очевидны. По становка трагедии Шекспира, Г Е Р О Е В И М Е Н А Л ЕТОМ прошлого го да группа аквалан гистов — членов Ни колаевского морского клу ба «Садко» по заданию музея обороны и освобожде ния Севастополя работала в Казачьей бухте. Она обнару жила обломки бомбардиров щика ИЛ-4 с останками трех погибших авиаторов. Из воды были извлечены десятки пред метов, среди которых пистолет ТТ № 1310, пластинка ордена Отечественной войны I сте пени (XV21870). Какой части принадлежал самолет? Кто йа нем летал? Начались поиски. В разные инстанции пошли письма. Первое из них — в Цент ральный архив Министер ства Вооруженных Сил СССР. В ответе оттуда сообщалось, что в состав экипажа входили; командир ИЛ-4, летчик гвардии лейтенант Михаил Васильевич Голубев, вместо стрелка — комсорг авиаполка гвардии лейтенант Константин Николаевич Васильев, штурман — гвардии лейтенант Федор Алексеевич Кичайнин. Четвер тым в экипаже был радист Александр Тихонович Кузне цов, ваш земляк из Чаплыгин- ского района. В ответе из архива говори лось, что 24-й гвардии авиа ционный полк, куда входил экипаж ИЛ-4, за отличия в боях за , Севастополь получил почетное наименование «Се вастопольского» и завершил войну в Берлине. В результате продолжитель ной переписки с ветеранами части удалось пополнить пер воначальные сведения о по гибшем экипаже. Наиболее ценные из них сообщил быв ший штурман этой машины майор запаса Ф. А. Кичайнин. Ныне он работает диспетчером в Ростовском аэропорту. Вот что рассказал Федор Алексеевич: — Шли тяжелые бои за освобождение Севастопо ля. С аэродрома Станислав, чик (Черкасская область) на боевое задание вылетели че тыре экипажа самолетов авиа ции дальнего действия. Одним из них командовал лейтенант Голубев. Курс — на Севасто поль^- чтобы нанести удар по Херсонесскому аэродрому, по судам противника, стоявшим в севастопольских бухтах. К цели подходили с юго- востока на высоте трех тысяч метров, затем снизились и пошли на прицельное бомбоме тание. Ударом в Казачьей бух те судно с гитлеровцами по шло ко дну. Яростно били вражеские зе нитки. От прямого попадания снаряда машина стала неуп равляемой. Командир приказал нам покинуть самолет. Но ие все успели это сделать. Стремительно, горящим факе лом ИЛ-4 врезался в пучину Казачьей бухты. Я спасся чу дом. Попав снова в свою часть, продолжал громить врага до победоносного окончания вой ны. Так, в результате кропотли вой поисковой работы имена героев стали известными. Д, МУРАТОВ, участник боев за Севастополь. ГОСТИ ИЗ ГДР В Липецком государственном педагогическом институ те летние краткосрочные курсы русского языка для граждан из Германской Демократической Республики работают шестой год. Недавно сюда прибыли жители Иены, Котбуса, Лейпцига, Дрездена, Эрфурта, Веймара, Карл Маркс-штадта и других горо дов ГДР. Среди них — школь ники, студенты, учителя рус- ского языка. В составе группы также известные немецкие ученые — доктор филологии Рената Эйзенгартен и доктор физики Герхард Видерхольд. ЮНЫЕ ЛАУРЕАТЫ В Нальчике закончился смотр коллективов художест венной самодеятельности си стемы профтехобразов ания, участвовавших во Всероссий ской эстафете «Заветам Ленина верны». Почетного звания ла уреата были удостоены уча стники ансамбля песни и пляски учащихся профтехобра зования Липецкой области. Дипломы лауреатов были вру чены также солистам ансамб ля Е. Алехиной и С. Жарико ву, ансамблю гусляров. Липецкие ребята победили и в смотре-конкурсе произве дений изобразительного и де коративно-прикладного искус ства. Здесь лауреатами стали Л. Проскурина и В. Кротов. В НАРОДНОМ Т Е А Т Р Е - ПРЕМЬЕРА Коллектив народного театра Дворца культуры завода «Сво бодный сокол» осуществил по становку спектакля по пьесе молодого сибирского драма турга И. Ворфоломеева «Свя той и грешный». Новая работа самодеятельных артистов вы звала интерес зрителей ост рой постановкой проблем сов ременности. В главной роли — молодой артист С. Клоков. По ставили спектакль Н. Мышак и Л. Стена. П о э т и ч е с к а я р у б р и к а В маленьком грузинском селе, носившем раньше название Багдади, а теперь переименованном в Мая ковский, состоялся традиционный праздник, посвящен, ный дню рождения поэта. Почетное право среди дру гих представлять Российскую Федерацию на этих Днях Маяковского было предоставлено липецкой поэтессе Светлане Мекшен. Ее впечатления о поездке на родину поэта легли в стихи, которые мы сегодня предлагаем нашим читателям. ГРУЗИНСКИЕ ДЕТИ Залетная птица Кавказа, признаюсь — без чувства вины: я не восхитилась ни разу богатством чужой стороны. Экзотики пышной соседство и сытый восторг соловьев не тронули завистью сердца мне — жителю скромных краев. Но все же за муки от жажды ко мне снизошли небеса ■— и я услыхала однажды грузинских детей голоса. На сонный проспект Руставели Скорей не всерьёз, а шутя, как будто бы спрыгнув с качелей, сбежались три смуглых дождя, вернее — три капли живые, слетевшие с туч озорных: Лолита, Натела и Мзия — три первых подружки моих. Что им — до июльского зноя, до этой нещадной жары... В них было движенье такое, как в горном бурленьи Куры. Они танцевали и пели, не мысля хоть чуть отдохнуть, как будто весельем хотели застывшее солнце спугнуть. Лолита, Натела, и Мзия — их песенки мчались за мной, когда на Тбилиси впервые обрушился дождь проливной, ГИМНАЗИЯ МАЯКОВСКОГО Не ученичества фантазии, а фантастическую высь принес ом в жесткий ритм гимназии, в губернский город Кутаис. Не из-за той ли парты тесной, опередив подсказок срам, поставив всех и все на место,, он в первый раз сказал: — Я сам! Покуда класс без прегрешения глотал азы церковных книг, глаголы сильного спряжения он укрощал, как псов цепных. Гнушаясь нормами приличности, он вывел формулу свою, поставив знак категоричности меж «ненавижу» и «люблю». Он знал в.озможность невозможного, чтобы из классной заперти бесповоротно и восторженно в революцию уйти. Еще Риони обомлелая металась в берегах тугих, но был предвестьем «Марша левого» гул кутаисских мостовых. ,С. МЕКШЕН. ПОМОЩНИКИ ПЕДАГОГОВ - РОДИТЕЛИ На очередном заседании пре зидиума областного совета педагогического общества подведены итоги второго тура смотра-конкурса на лучший уголок первичной организации «За творческий педагогический труд». Отмечена успешная ра бота в этом направлении Елец кого й Липецкого городских отделений, а также районных; — Левобережного, Правобе режного г. Липецка, ряда дру гих. Первые премии присуждены первичным организациям Луб- новской средней школы Липец кого района и детского сада № 27 города Ельца. Смотр показал, что в пос ледние годы в селе Сухая Луб- на под влиянием местных учи телей повысился общеобразо вательный уровень молодых родителей. Активно действует родительский комитет, найдена эффективная форма — совет производственных воспитате лей. Частые гости в школе — лучший шофер совхоза «Дмит ровский» 'А.. И. Денежкин и тракторист И. Н. Дашков. А. ИВАНОВ. при всей общечеловеческой неисчерпаемости произведения великого драматурга, сегодня не может, наверное, осуществ ляться вне актуального соци ального, политического, нрав ственного контекста. И режис сер спектакля заслуженный деятель искусств РСФСР Н. >Тхакумашев уверенно и точно обозначил эти связи и аналогии буквально с первой же сцены. С той самой, когда герцог Глостер, будущий ко роль Ричард 111, появляется среди нестройно горланящих какую-то , песенку солдат. Очень похожий на них — про стовато-нескладный, грубова тый, весело улыбающийся. В такой же, как у них, видав шей виды, удобной для похода и драки, отнюдь не герцогской одежде, С такой же, как у всех, кружкой, наполненной вином. И свой монолог-при знание, ключевой монолог- экспозицию дальнейших собы тий он начинает, дружески обращаясь именно к ним. Это го нет у Шекспира, но это ни в чем ие противоречит Шекс пиру. Ну, конечно же, Ричард мог, Ричард должен быть своим человеком для этих — так и хочется напасать—штурмови ков XV века. Он наверняка старался завоевать у них попу лярность. Охотно — и по ду шевной склонности, и по дальновидному расчету — раз делял их застолья, буйства, поддерживал, если не изобре тал, грубые их забавы. И знал: на этих ему можно положить ся, когда понадобится унич тожить одного за другим пре тендентов на трон, расправить ся с неугодными людьми... Убедился: перед тупо безжа лостной, не обремененной сове стью, силой не устоит ничто. Ни правда. Ни справедливость. Ни закон. У оренбуржцев и монологи- то главного героя, в коих из лагает он тайные свои мысли и планы, превратились почти в диалоги. Ричард беззастенчиво изливается собеседнику, чаще всего — Бекингему. Ьекингем и парни в солдатской форме — свои люди. Сообщники. Им позволено узнать, если не все, то многое. Их ведь все равно ничто не смутит... «Гвардия» Ричарда —- сол даты, они же гонцы, телохра нители, убийцы — обязанно стей у его исполнительных, ловких и четких ребят множе ство, — в спектакле чрезвычай но активна и вездесуща. Толь ко что двое из них прикончили очередную жертву в Тауэре. И вот уже, сняв красные кол паки палачей, заняли свое место в оцеплении вокруг по моста, на котором разыгрыва ет новый акт своего авантюр ного и свирепого представле ния их хозяин Ричард. Взаимоотношения Ричарда с «гвардией» прослежены в спек такле с первой до последней сцены. Когда короля на оосу^ ортском поле, как зверя, об ложат враги, когда он, скрипя зубами, будет нетерпеливо вы слушивать известия о вспых нувших повсеместно восста ниях, мы заметим в его солда тах кое-какие перемены. Они будут все так же сноровисты и исполнительны, но теперь словно бы автоматически, по привычке. И резкости Ричарда нм начнут казаться чуть бо лее обидными, чем раньше. И, наконец, естественная развяз ка: в ответ иа удар ногой, на раздраженное оскорбление кто- то из солдат коротко ткнет Ричарда ножом. У Шекспира, как известно, Глостер погиба ет куда благороднее —• в бою, от меча главного соперника и недруга Ричмонда, будущего короля Генриха VII. Но пред ложенный театром финал ри- чардовской карьеры вполне ло гичен для данного спектакля. Авторы постановки опять на шли нужным подчеркнуть: си ла умного, хитрого, виртуоз ного лицедея и демагога Р о стера, несмотря на всю его незаурядность, не столько в нем самом, сколько в них, в этих убийцах с профессио нально поставленным ударом. Увидели: пора менять хозяи на — п сменили, привычным способом избавившись от прежнего... Мы еще встретимся с ними, не без удивления заметив их там, в глуби не сцены, в знакомых позах стражей-телохранителей, когда юный рыцарь в белом— граф Ричмонд, счастливый по бедитель Ричарда (А. Внуков) будет произносить заключи тельный возвышенно-благород ный монолог о мире и спра ведливости. Мир и справедли вость? Когда эти стоят за спиной?.. Бедная Англия... Но вернемся к Ричарду. Упитанный, сильный Ричард заел. арт. РСФСР А. Соло, дилина чем-то даже напо минает Фальстафа. Секрет его воздействия на окружаю, щих в той огромной самоотда. че, с какой он разрешает лю бую промежуточную на пу ти к трону задачу. Он все делает с неистовой энергией, буквально в поте лица, -— оболыцает ли леди Анну, по сылает ли убийц к брату Кла. рейсу, демонстрирует ли на совете фальшивое дружелюбие к лорду Хостингсу... Чем ближе к развязке, тем меньше в нем остается ирису, щего ему когда-то полнокров ного фальстафовского жизне любия, тем озлобленнее, исте ричнее, издерганнее его интона ции и жесты. В него впервые, быть может, входит страх. Он различает во мгле своей души проблески совести, через ко торые ранее перешагивал как бы шутя. Оказывается, есть даже в таком, как он, челове ке, нечто более неистребимое, более живучее, чем жажда власти, жажда самоутвержде- ния вопреки всему и всем... Это «нечто» — совесть. От нее никуда не убежишь, и она бу. дет посылать тебе страшные призраки твоих жертв... Тема совести — одна из ве дущих в спектакле Н. Тхаку- машева. Совести и неотврати мости возмездия. Люди в «Ри чарде 111» живут точно в ос. леплении. Каждый видит толь, ко себя, свое: свои обиды, свои потери, свои рухнувшие надеж ды. Здесь клянутся и тут же клянут. Обещают дружбу и верность и тут же и предают. Это — мир ричардов. Ча стичка Ричарда заключена в любом. И в проклинающей, злорадствующей Маргарите (3. Улановская), и в сладко речивом Бекннгеме, интересно- сыгранном Д. Грушевским. И в «светлейшем пэре». И в пос- леднем латнике. Не смолкают в дворцовых залах дикие, клокочущие ненавистью пе ребранки, Звенят мечи. В теат ре меньше всего озабочены придворным этикетом — как и Шекспир, авторы спектакля стремятся напрямую прорвать ся сквозь оболочку видимо сти к сути характеров и взаи моотношений, бесстрашно, концентрированно выявить их... И только в последнюю мину ту эти люди каются. Испыты вают боль за неправедно про житую жизнь, за пролитую кровь. Прозревают. В ту са мую минуту, когда встанут над ними палачи в красных кол паках, когда нависнет и начнет неотвратимо снижаться щит с большим белым крестом -« этим шитом в миг расправы закрывают от нас очередную жертву.,. Поздние сожаления, бесплодные покаяния. Нака зание совершается. Правда, и наказующий также грешен, и ему придет срок распла титься... Потому-то соединил художник-постановщик С. Ше велев в сценическом простран стве спектакля дворец со скле* ном. Спектакль окончен. В чем-то неожиданный. Масштабный. Очень выразительный по ре жиссерским решениям, точ ность и образная емкость их таковы, что лаж е отдельные не слишком яркие актерские работы (я видел только один актерский состав) не могут уменьшить цельности зритель ского впечатления и полноты постижения замысла. Он дает основания с особым интересом ожидать новых спектаклей гастрольной афиши. И. НЕВЕРОВ. Т Е А Т Р КОРОЛИ И СОЛДАТЫ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz