Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я — ----------- ---------------------- --------------------------------— Г О Р О Д А ОДНОЙ ПРОФ Е ССИ И Путь лежал в Западную Си­ бирь. Кемерово, Новокузнецк, Гаштагол — таков маршрут творческой командировки. Огромный край. О каждом из его городов можно расска­ зать много интересного, Каж­ дый из них своеобразен, ходя, шутят сибиряки, их край осо­ бенно хорош зимой, когда стол украшают знаменитые пельме­ ни и рыжики, выдержанные в бочонках сорок с лишним дней. Я застал в начале нюня че­ ремшу, или колбу (с ударением на последнем слоге) — удиви­ тельная трава, растет только в тайге и не приживается на грядках у дома. Перистые стебли напоминают чеснок, трава считается целебной. В мае молодые побеги черемши заготавливают впрок, солят и на всю- долгую зиму это луч­ шая приправа ко всем блюдам. Лето здесь короткое. Вот по­ чему на приусадебных участ­ ках редко увидишь яблоню ~ фрукты не успевают созреть. Зато осенью тайга щеДра на сочную малину, красную смо­ родину—кислицу, как ее здесь ^дназызают. Сквозь буйные заро­ сли ежевики не пробраться* Вкусен н таежный мед. А гу­ стое молоко в эту пору не от­ личишь от сливок. И мальчиш­ ки уже сейчас облюбовали кед­ ровые делянки, обещающие большой урожай орешков — первое лакомство и детей, и взрослых. ...Так уж, видно, устроен человек;’ Попав в новые места, начинает невольно сравнивать их с родными... Сибирские города простор­ ные, размашистые. В Кемерово, например, один проспект Мира тянется через город ил не­ сколько километров. Здесь раз­ мещены драматический театр, краеведческий музей. Река Томь рассекает город. А при­ вокзальная площадь схожа с липецкой. Правда, вокзал ’ у сибиряков —; со всеми вспомо­ гательными службами удобно размещен на двух этажах, л вот зеленью город беднее нашего, хотя в каких-нибудь десяти-пятнадцати километрах от черты города начинается тайга. Кемерово — город химиков, а Новокузнецк, можно сказать, город одной с Липецком про­ фессии. До отъезда наши ме­ таллурги дали мне адреса сво­ их коллег, у которых они а свое время учились, а многие проходили практику после уче- ш аш 11 Н 1111 Ш 111 Ш 11 ( 1 Ша 111 « 11 *1 бы з политехническом институ­ те на Запсибе. Впрочем, лю­ ди одной профессии, особенно Металлурги, всегда тесно свя­ заны мейлу собой, будь они за пять-восемь и более тысяч ки­ лометров друг от друга. Знают в Новокузнецке и наших Ге­ роев Социалистического Труда '-*• машиниста дистрибутора второго кислородно-конвертор­ ного цеха НЛМЗ А. С. Гагари­ на, заместителя начальника ККЦ-2 Н. Д. Карпова, стар­ шего сталевара П. А. Озерова. «Как там дышит шестая? И з б л о к н о т а п и с а т е л я Что нового на ЦХП?» — вот вопросы, наиболее характер­ ные, при встречах. Оно и по­ нятно. Ведь с вводом в строй второго кислородню-конвертор­ ного. цеха Нозодипецхий завод значительна увеличил выплавку стали, и сибирякам волей-нево­ л е й пришлось делиться славою. Бывшие ученики' опередили своих учителей. Западно-Сибирский метал­ лургический комбинат начал выдавать свою продукцию пят­ надцать лет назад. Здееь впер­ вые за Уральским хребтом было освоено конвортерше производство стали, освоено с невиданной до тех пор быстро­ той. Новокузнецк встречает при­ езжих еловами из известного стихотворения В. Маяковского. На фасадах домов строки; «Я знаю-, город будет...» Мне вспомнились слова ветерана труда- Виталия Ильича. Смита. Пятяадцатйл'етним Мальчон­ кой помогал он отцу-зСмле- ус.троителю делать съемку пло­ щадки под будущий Запсиб, Однажды они с отцом воз­ вращались ночью со смены. «Под ногами у нас было Хлип­ кое болото, а в небе полыха­ ла малиновая зарница — это выдавал металл Кузнецкий комбинат. Отец сказал: придет время, и здесь будет завод, за­ горится, сын, и наша зарни­ ца..,». В 1979 году коллектив заво­ да вышел на годовой рубеж — 7,5 миллиона тони стали. На аглофабрикё НЛМЗ стажиро­ вались многие будущие агломе­ ратчики Запсиба, те, что снабжают домны «хлебом»... Такой же напряженный ритм работ, как и у нас на ЦХП, "чувствуется на площадке вто­ рого металлургического ком­ бината города. Здесь соору­ жается ЗСПЦ-2- Броские пла­ каты; «До первой плавки в электро'сталеплазильиом цехе металлургического комбината осталось...». Кому из наших строителей ие знакомы такие стоочкв! Растет и хорошеет Новокуз­ нецк. Население его перевали­ ло за 700 тысяч человек. Исто­ рия города связана с именем великого русского писателя. Недавно здесь открылся лите­ ратурно-мемориальный музей Федора Михайловича Достоев­ ского. Скромный музей воз­ вращает нас к событиям ог­ ромной важности в биографии писателя. Как известно, за участие в деятельности тайного «Общест­ ва пропаганды» Ф. М. Досто­ евский и его товарищи после инсценировки казни иа Семе­ новском плацу были отправле­ ны в Сибирь-на каторгу. Жизнь и правы каторжан показаны в романах «Записки из мертвого дома», «Преступление и нака­ зание», «Братья Карамазовы». После каторги Федор Михай­ лович отправляется на бес­ срочную солдатскую службу. В Семипалатинске знакомится с Марией Дмитриевной Исае­ вой. Любовь к ней окрылила писателя. «Но крайней мере жил, хоть и страдал, да жил», писал он позже. Семья Исае­ вых переезжает в Кузнецк, са­ мовольно едет туда и Досто­ евский. 27 января 1857 года в Кузнецке произошло одно из важнейших событий его лич­ ной биографии, нашедшее ото­ бражение в «Кроткой» и В «Идиоте»: 6 февраля Федор Михайлович и Мария Дмитри­ евна венчались. Через два го­ да Достоевские покидают Си­ бирь. Надо было проехать по России более пяти тысяч верст. Это был и путь писателя к мировой славе... И как кстати вписался скромный домик-музей в инду­ стриальную мощь города, ко­ торую предсказал еще М. В. Ломоносов; «Российское могущество при­ растать будет Сибирью». В. ЗОРИН. Кемерово — Новокузнецк — Липецк. | ОТ СОБРАТЬЕВ ПО ПЕРУ К 8 0 ~ л ет и ю с о д н я р о ж д е н и я п и с а т е л я - з е м л я к а Н . А , З а д о н с к о г о Ис полнилось 80 лет со дня рождения нашего земляка, из­ вестного писателя Н. А. Задонского, В личном архиве лите­ ратора осталась обширная переписка с читателями, литера­ торами и журналистами, учеными и краеведами, друзьями. Разобрав эпистолярное наследие Н. А. Задонского, его дочь —журналистка Н, Н. Задонская поготовипа к публикации не­ сколько статей. Одна из них предлагается читателям нашей газеты. О ТЕЦ МОЙ — ровес­ ник века. Поколение, к которому он при­ надлежит, прошло через суровые испытания. Мне довелось быть его по­ мощницей и секретарем, на­ блюдать его и в труде, и в общении с людьми, и иа от­ дыхе. Ие только близких, ко и всех знавших его, поражали его оптимизм, целеустремлен­ ность, какая-то творческая одержимость. После перенесенного в 1965 году тяжелого заболевания круг его личных контактов за­ метно сократился. И особенно большую роль стала играть переписка. В его рабочем сто- ,/ле хранятся письма академи­ ков Н. М. Дружинина, Н. К. Гудзия. Н. Ф. Бельчикова, в отдельной папке — письма писателей родного ему доку­ ментально-исторического жан­ ра С, Н. Голубова, Л. И. Та­ ковского, С. П. Бородина, Г. И. Серебряковой и других. Автор широко известного исторического романа «Дмит­ рий Донской», трилогии «Звез­ ды над Самаркандом» и мно­ гих других исторических про­ изведений Сергей Петрович Бородин жил в Ташкенте. Между ним и Н. А. Задонским, начиная с конца 50-х годов, велась не частая, но постоян­ ная переписка. В 1964 году Воронежское книгонздательст. во выпустило небольшую книжку Н. Задонского «Тайны времен минувших». С, П. Бо­ родину она была послана с дарственной надписью. И в ответ пришло письмо, датиро- шное 8 декабря 1964 года: •^«Д орогой Николай Алексее­ вич! Большое спасибо за книгу, а еще больше за добрую па­ мять. Книгу я, как только по­ лучил вчера, так, не отры­ ваясь, и прочитал ее всю, со­ жалея, что столь коротка. Но за нею чувствуется какая-то большая работа, еше, как вид­ но, незаконченная, а это — от той работы «искры с нако­ вальни». Что мне было осо­ бенно дорого в ней, — это внимание к людям, жизнь ко­ торых была тесно связана с писателями и в тон или иной мере влияла на них и через них на литературу. Впоследсг- вии по различным причинам и обстоятельствам люди эти за­ былись, потомки все чаще стали проходить мимо их мо­ гил, пока вообще они не за­ росли бурьяном забвения. А между тем литературный про­ цесс не может быть ясен, ес­ ли видеть только фигуры пер­ вого ряда, позабыв тех, НТО некогда жил в тесном общении с этим первым рядом, «под­ пирал» егб, был его тылом. Поэтому так интересно бы­ ло страница за страницей вни­ кать в образ Н. Н, Муравье­ ва»- С Арнольдом Ильичом Гес­ сеном, автором книги «Во глубине сибирских руд», Н. А. Задонский познакомился в мае 1963 года, в редакции журнала «В мире книг», где выступал с сообщением о найденных им письмах де­ кабристов к Н. Н. Муравье­ ву, Книгу «Во глубине сибир­ ских руд...» А. И. Гессен че­ рез два года прислал с такой дарственной надписью: Дорогой Николай Алексее­ вич! На одну из любимых по­ лок поставил я подаренную мне Вами книгу о декабристах — «Горы и звезды». И буду рад, если эта моя книга о них займет такое же место и у Вас». Письма коллег, собратьев но перу, значительны не только потому, что в них оценка твор­ чества писателя-историка да­ ется мастерами жанра истори­ ческой прозы, знатоками прошлого Родины. Одновре­ менно письма эти в какой-то мере характеризуют граждан­ ские и личностные качества авторов. Н. ЗАДОНСКАЯ, секретарь комиссии по ли. тературному наследию пи­ сателя Н. А. Задонского. ★ Большой популярностью у зрителей пользуется танце­ вальный ансамбль Дворца культуры Новолипецкого ме­ таллургического завода. Он частый гость на строитель­ ных площадках, в цехах заво­ дов, в селах. Талантливый коллектив был удостоен почетного права вы­ ступать в Москве перед уча­ стниками и гостями Олимпий­ ских игр. На снимке: женская группа ансамбля металлургов на ре­ петиции, Фото Г. Костылева. ★ ( ' ПЕКТАКДЕМ «Ри- ^ чард 111» в Липецке начались гастроли Орен­ бургского драматического те­ атра имени М. Горького. Историки уверяют^ что Ри­ чард Ш вовсе не был таким ужасным уродом и преступным узурпатором, каким он изобра­ жен в знаменитой трагедии Шекспира. Так что, великий драматург погрешил нротив ис­ тины*' Нет, он, очевидно, верил старым книгам и Преданиям, Но суть даже не в этом. Глав­ ное — пересказав их для те­ атра, Шекспир обнажил в легенде такую необъятную и страшную правду, что вопрос, каким был реальный Ричард, теряет всякую острогу. Шек­ спир сочинил трагедию не об одном из английских королей. Не об одном из локальных отрезков истории Англии. Он повел речь о природе деспоти­ ческой власти как таковой. О губительности н для человека, и для государства вседозво­ ленности и аморализма. В «Ричарде 111» блистатель­ но написана центральная роль. Актеры — мечтают о ней с не меньшим вожделением, чем о Гамлете или Лире. Пьеса ув­ лекательная, динамичная. В этой пьесе есть бесстрашное исследование истоков н пос­ ледствий жестокости и крова­ вого беззакония, возведенных, так сказать, в государствен­ ный, политический принцип. Вот что привлекает сегодня к «Ричарду III» внимание ре­ жиссеров, актеров, зрителей. Нам, хранящим неугасающе гневную память о преступле­ ниях фашизма, с болью уз­ нающих о новостях из Чили или Боливии, естественно, откликнуться на тревогу ста­ рого английского писателя. Ведь она так созвучна нашей тревоге! Параллели с современностью в оренбургском спектакле не назойливы, но очевидны. По­ становка трагедии Шекспира, Г Е Р О Е В И М Е Н А Л ЕТОМ прошлого го­ да группа аквалан­ гистов — членов Ни­ колаевского морского клу­ ба «Садко» по заданию музея обороны и освобожде­ ния Севастополя работала в Казачьей бухте. Она обнару­ жила обломки бомбардиров­ щика ИЛ-4 с останками трех погибших авиаторов. Из воды были извлечены десятки пред­ метов, среди которых пистолет ТТ № 1310, пластинка ордена Отечественной войны I сте­ пени (XV21870). Какой части принадлежал самолет? Кто йа нем летал? Начались поиски. В разные инстанции пошли письма. Первое из них — в Цент­ ральный архив Министер­ ства Вооруженных Сил СССР. В ответе оттуда сообщалось, что в состав экипажа входили; командир ИЛ-4, летчик гвардии лейтенант Михаил Васильевич Голубев, вместо стрелка — комсорг авиаполка гвардии лейтенант Константин Николаевич Васильев, штурман — гвардии лейтенант Федор Алексеевич Кичайнин. Четвер­ тым в экипаже был радист Александр Тихонович Кузне­ цов, ваш земляк из Чаплыгин- ского района. В ответе из архива говори­ лось, что 24-й гвардии авиа­ ционный полк, куда входил экипаж ИЛ-4, за отличия в боях за , Севастополь получил почетное наименование «Се­ вастопольского» и завершил войну в Берлине. В результате продолжитель­ ной переписки с ветеранами части удалось пополнить пер­ воначальные сведения о по­ гибшем экипаже. Наиболее ценные из них сообщил быв­ ший штурман этой машины майор запаса Ф. А. Кичайнин. Ныне он работает диспетчером в Ростовском аэропорту. Вот что рассказал Федор Алексеевич: — Шли тяжелые бои за освобождение Севастопо­ ля. С аэродрома Станислав, чик (Черкасская область) на боевое задание вылетели че­ тыре экипажа самолетов авиа­ ции дальнего действия. Одним из них командовал лейтенант Голубев. Курс — на Севасто­ поль^- чтобы нанести удар по Херсонесскому аэродрому, по судам противника, стоявшим в севастопольских бухтах. К цели подходили с юго- востока на высоте трех тысяч метров, затем снизились и пошли на прицельное бомбоме­ тание. Ударом в Казачьей бух­ те судно с гитлеровцами по­ шло ко дну. Яростно били вражеские зе­ нитки. От прямого попадания снаряда машина стала неуп­ равляемой. Командир приказал нам покинуть самолет. Но ие все успели это сделать. Стремительно, горящим факе­ лом ИЛ-4 врезался в пучину Казачьей бухты. Я спасся чу­ дом. Попав снова в свою часть, продолжал громить врага до победоносного окончания вой­ ны. Так, в результате кропотли­ вой поисковой работы имена героев стали известными. Д, МУРАТОВ, участник боев за Севастополь. ГОСТИ ИЗ ГДР В Липецком государственном педагогическом институ­ те летние краткосрочные курсы русского языка для граждан из Германской Демократической Республики работают шестой год. Недавно сюда прибыли жители Иены, Котбуса, Лейпцига, Дрездена, Эрфурта, Веймара, Карл Маркс-штадта и других горо­ дов ГДР. Среди них — школь­ ники, студенты, учителя рус- ского языка. В составе группы также известные немецкие ученые — доктор филологии Рената Эйзенгартен и доктор физики Герхард Видерхольд. ЮНЫЕ ЛАУРЕАТЫ В Нальчике закончился смотр коллективов художест­ венной самодеятельности си­ стемы профтехобразов ания, участвовавших во Всероссий­ ской эстафете «Заветам Ленина верны». Почетного звания ла­ уреата были удостоены уча­ стники ансамбля песни и пляски учащихся профтехобра­ зования Липецкой области. Дипломы лауреатов были вру­ чены также солистам ансамб­ ля Е. Алехиной и С. Жарико­ ву, ансамблю гусляров. Липецкие ребята победили и в смотре-конкурсе произве­ дений изобразительного и де­ коративно-прикладного искус­ ства. Здесь лауреатами стали Л. Проскурина и В. Кротов. В НАРОДНОМ Т Е А Т Р Е - ПРЕМЬЕРА Коллектив народного театра Дворца культуры завода «Сво­ бодный сокол» осуществил по­ становку спектакля по пьесе молодого сибирского драма­ турга И. Ворфоломеева «Свя­ той и грешный». Новая работа самодеятельных артистов вы­ звала интерес зрителей ост­ рой постановкой проблем сов­ ременности. В главной роли — молодой артист С. Клоков. По­ ставили спектакль Н. Мышак и Л. Стена. П о э т и ч е с к а я р у б р и к а В маленьком грузинском селе, носившем раньше название Багдади, а теперь переименованном в Мая­ ковский, состоялся традиционный праздник, посвящен, ный дню рождения поэта. Почетное право среди дру­ гих представлять Российскую Федерацию на этих Днях Маяковского было предоставлено липецкой поэтессе Светлане Мекшен. Ее впечатления о поездке на родину поэта легли в стихи, которые мы сегодня предлагаем нашим читателям. ГРУЗИНСКИЕ ДЕТИ Залетная птица Кавказа, признаюсь — без чувства вины: я не восхитилась ни разу богатством чужой стороны. Экзотики пышной соседство и сытый восторг соловьев не тронули завистью сердца мне — жителю скромных краев. Но все же за муки от жажды ко мне снизошли небеса ■— и я услыхала однажды грузинских детей голоса. На сонный проспект Руставели Скорей не всерьёз, а шутя, как будто бы спрыгнув с качелей, сбежались три смуглых дождя, вернее — три капли живые, слетевшие с туч озорных: Лолита, Натела и Мзия — три первых подружки моих. Что им — до июльского зноя, до этой нещадной жары... В них было движенье такое, как в горном бурленьи Куры. Они танцевали и пели, не мысля хоть чуть отдохнуть, как будто весельем хотели застывшее солнце спугнуть. Лолита, Натела, и Мзия — их песенки мчались за мной, когда на Тбилиси впервые обрушился дождь проливной, ГИМНАЗИЯ МАЯКОВСКОГО Не ученичества фантазии, а фантастическую высь принес ом в жесткий ритм гимназии, в губернский город Кутаис. Не из-за той ли парты тесной, опередив подсказок срам, поставив всех и все на место,, он в первый раз сказал: — Я сам! Покуда класс без прегрешения глотал азы церковных книг, глаголы сильного спряжения он укрощал, как псов цепных. Гнушаясь нормами приличности, он вывел формулу свою, поставив знак категоричности меж «ненавижу» и «люблю». Он знал в.озможность невозможного, чтобы из классной заперти бесповоротно и восторженно в революцию уйти. Еще Риони обомлелая металась в берегах тугих, но был предвестьем «Марша левого» гул кутаисских мостовых. ,С. МЕКШЕН. ПОМОЩНИКИ ПЕДАГОГОВ - РОДИТЕЛИ На очередном заседании пре­ зидиума областного совета педагогического общества подведены итоги второго тура смотра-конкурса на лучший уголок первичной организации «За творческий педагогический труд». Отмечена успешная ра­ бота в этом направлении Елец­ кого й Липецкого городских отделений, а также районных; — Левобережного, Правобе­ режного г. Липецка, ряда дру­ гих. Первые премии присуждены первичным организациям Луб- новской средней школы Липец­ кого района и детского сада № 27 города Ельца. Смотр показал, что в пос­ ледние годы в селе Сухая Луб- на под влиянием местных учи­ телей повысился общеобразо­ вательный уровень молодых родителей. Активно действует родительский комитет, найдена эффективная форма — совет производственных воспитате­ лей. Частые гости в школе — лучший шофер совхоза «Дмит­ ровский» 'А.. И. Денежкин и тракторист И. Н. Дашков. А. ИВАНОВ. при всей общечеловеческой неисчерпаемости произведения великого драматурга, сегодня не может, наверное, осуществ­ ляться вне актуального соци­ ального, политического, нрав­ ственного контекста. И режис­ сер спектакля заслуженный деятель искусств РСФСР Н. >Тхакумашев уверенно и точно обозначил эти связи и аналогии буквально с первой же сцены. С той самой, когда герцог Глостер, будущий ко­ роль Ричард 111, появляется среди нестройно горланящих какую-то , песенку солдат. Очень похожий на них — про­ стовато-нескладный, грубова­ тый, весело улыбающийся. В такой же, как у них, видав­ шей виды, удобной для похода и драки, отнюдь не герцогской одежде, С такой же, как у всех, кружкой, наполненной вином. И свой монолог-при­ знание, ключевой монолог- экспозицию дальнейших собы­ тий он начинает, дружески обращаясь именно к ним. Это­ го нет у Шекспира, но это ни в чем ие противоречит Шекс­ пиру. Ну, конечно же, Ричард мог, Ричард должен быть своим человеком для этих — так и хочется напасать—штурмови­ ков XV века. Он наверняка старался завоевать у них попу­ лярность. Охотно — и по ду­ шевной склонности, и по дальновидному расчету — раз­ делял их застолья, буйства, поддерживал, если не изобре­ тал, грубые их забавы. И знал: на этих ему можно положить­ ся, когда понадобится унич­ тожить одного за другим пре­ тендентов на трон, расправить­ ся с неугодными людьми... Убедился: перед тупо безжа­ лостной, не обремененной сове­ стью, силой не устоит ничто. Ни правда. Ни справедливость. Ни закон. У оренбуржцев и монологи- то главного героя, в коих из­ лагает он тайные свои мысли и планы, превратились почти в диалоги. Ричард беззастенчиво изливается собеседнику, чаще всего — Бекингему. Ьекингем и парни в солдатской форме — свои люди. Сообщники. Им позволено узнать, если не все, то многое. Их ведь все равно ничто не смутит... «Гвардия» Ричарда —- сол­ даты, они же гонцы, телохра­ нители, убийцы — обязанно­ стей у его исполнительных, ловких и четких ребят множе­ ство, — в спектакле чрезвычай­ но активна и вездесуща. Толь­ ко что двое из них прикончили очередную жертву в Тауэре. И вот уже, сняв красные кол­ паки палачей, заняли свое место в оцеплении вокруг по­ моста, на котором разыгрыва­ ет новый акт своего авантюр­ ного и свирепого представле­ ния их хозяин Ричард. Взаимоотношения Ричарда с «гвардией» прослежены в спек­ такле с первой до последней сцены. Когда короля на оосу^ ортском поле, как зверя, об­ ложат враги, когда он, скрипя зубами, будет нетерпеливо вы­ слушивать известия о вспых­ нувших повсеместно восста­ ниях, мы заметим в его солда­ тах кое-какие перемены. Они будут все так же сноровисты и исполнительны, но теперь словно бы автоматически, по привычке. И резкости Ричарда нм начнут казаться чуть бо­ лее обидными, чем раньше. И, наконец, естественная развяз­ ка: в ответ иа удар ногой, на раздраженное оскорбление кто- то из солдат коротко ткнет Ричарда ножом. У Шекспира, как известно, Глостер погиба­ ет куда благороднее —• в бою, от меча главного соперника и недруга Ричмонда, будущего короля Генриха VII. Но пред­ ложенный театром финал ри- чардовской карьеры вполне ло­ гичен для данного спектакля. Авторы постановки опять на­ шли нужным подчеркнуть: си­ ла умного, хитрого, виртуоз­ ного лицедея и демагога Р о ­ стера, несмотря на всю его незаурядность, не столько в нем самом, сколько в них, в этих убийцах с профессио­ нально поставленным ударом. Увидели: пора менять хозяи­ на — п сменили, привычным способом избавившись от прежнего... Мы еще встретимся с ними, не без удивления заметив их там, в глуби­ не сцены, в знакомых позах стражей-телохранителей, когда юный рыцарь в белом— граф Ричмонд, счастливый по­ бедитель Ричарда (А. Внуков) будет произносить заключи­ тельный возвышенно-благород­ ный монолог о мире и спра­ ведливости. Мир и справедли­ вость? Когда эти стоят за спиной?.. Бедная Англия... Но вернемся к Ричарду. Упитанный, сильный Ричард заел. арт. РСФСР А. Соло, дилина чем-то даже напо­ минает Фальстафа. Секрет его воздействия на окружаю, щих в той огромной самоотда. че, с какой он разрешает лю­ бую промежуточную на пу­ ти к трону задачу. Он все делает с неистовой энергией, буквально в поте лица, -— оболыцает ли леди Анну, по­ сылает ли убийц к брату Кла. рейсу, демонстрирует ли на совете фальшивое дружелюбие к лорду Хостингсу... Чем ближе к развязке, тем меньше в нем остается ирису, щего ему когда-то полнокров­ ного фальстафовского жизне­ любия, тем озлобленнее, исте­ ричнее, издерганнее его интона­ ции и жесты. В него впервые, быть может, входит страх. Он различает во мгле своей души проблески совести, через ко­ торые ранее перешагивал как бы шутя. Оказывается, есть даже в таком, как он, челове­ ке, нечто более неистребимое, более живучее, чем жажда власти, жажда самоутвержде- ния вопреки всему и всем... Это «нечто» — совесть. От нее никуда не убежишь, и она бу. дет посылать тебе страшные призраки твоих жертв... Тема совести — одна из ве­ дущих в спектакле Н. Тхаку- машева. Совести и неотврати­ мости возмездия. Люди в «Ри­ чарде 111» живут точно в ос. леплении. Каждый видит толь, ко себя, свое: свои обиды, свои потери, свои рухнувшие надеж­ ды. Здесь клянутся и тут же клянут. Обещают дружбу и верность и тут же и предают. Это — мир ричардов. Ча­ стичка Ричарда заключена в любом. И в проклинающей, злорадствующей Маргарите (3. Улановская), и в сладко­ речивом Бекннгеме, интересно- сыгранном Д. Грушевским. И в «светлейшем пэре». И в пос- леднем латнике. Не смолкают в дворцовых залах дикие, клокочущие ненавистью пе­ ребранки, Звенят мечи. В теат­ ре меньше всего озабочены придворным этикетом — как и Шекспир, авторы спектакля стремятся напрямую прорвать­ ся сквозь оболочку видимо­ сти к сути характеров и взаи­ моотношений, бесстрашно, концентрированно выявить их... И только в последнюю мину­ ту эти люди каются. Испыты­ вают боль за неправедно про­ житую жизнь, за пролитую кровь. Прозревают. В ту са­ мую минуту, когда встанут над ними палачи в красных кол­ паках, когда нависнет и начнет неотвратимо снижаться щит с большим белым крестом -« этим шитом в миг расправы закрывают от нас очередную жертву.,. Поздние сожаления, бесплодные покаяния. Нака­ зание совершается. Правда, и наказующий также грешен, и ему придет срок распла­ титься... Потому-то соединил художник-постановщик С. Ше­ велев в сценическом простран­ стве спектакля дворец со скле* ном. Спектакль окончен. В чем-то неожиданный. Масштабный. Очень выразительный по ре­ жиссерским решениям, точ­ ность и образная емкость их таковы, что лаж е отдельные не слишком яркие актерские работы (я видел только один актерский состав) не могут уменьшить цельности зритель­ ского впечатления и полноты постижения замысла. Он дает основания с особым интересом ожидать новых спектаклей гастрольной афиши. И. НЕВЕРОВ. Т Е А Т Р КОРОЛИ И СОЛДАТЫ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz