Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
А ДНЕМ — тренировки. К началу одной из них приехала я во Дворец спорта «Звездный», прошла в зал и удивилась. «Раз, два, три, четыре», — отсчитывал Алексей Николаевич Уланов, а за ним по льду скользили де вушки в синих тренировочных костюмах. Остановка; «Девоч ки, на прыжки переходим» — и тренировка продолжается. Все более усложняются эле- .менты, которые предлагает повторить артисткам Уланов: он строг и требователен. — Первый вопрос, Алексей Николаевич, — о тренировке. Правильно ли я поняла: вы не только репетировали, но и учили... — Вы не ошиблись. Мы ор ганизовали своеобразную творческую лабораторию, ко торая давала бы возможность повышать свой профессиональ ный уровень артистам балета на льду. Специальных училищ, где готовили бы артистов балета на льду, нет. Вот и решили мы с Людмилой помочь балери нам, делающим на коньках первые шаги, овладеть техни кой фигурного катания. Основ ная наша задача — девушки должны освоить минимальный набор движений, который не обходим для свободы дейст вий на льду. Полтора паса в день — это помимо дневных трудных репетиций и вечерних спектаклей—тратят балерины на дополнительные занятия, но выигрывают в другом: сложное на первых порах движение становится простым, и на спек такле девушки чувствуют себя уверенно, работа становится интереснее* ведь уже не ме шает тревога: как бы нё оши биться... — Наблюдая за трениров кой, я заметила, как вы строги к ученицам, совсем редко улы баетесь... — Мы улыбаемся постоян но... на спектаклях. А' днем ра ботаем. Кстати, всем участни цам нашей группы я ставлю условие — не пропускать за нятий. Не признаю никаких уважительных причин, кроме, может быть, сверхуважитель ных, но такие бывают ред- ческого балета и фигуриста. Спортивную программу мы легко могли бы поставить и сами. Но в балете все намно го сложнее: балет немыслим без артистичности. Артист ба лета должен донести до зрите лей идею, мысли и чувства, за ложенные в музыкальном про- не надо переносить уже соз данное на сцене на лед. ■ А. Уланов: — Действитель но, нет ни одного движения на сцене, которое можно было бы взять и перенести на лед: на льду оно будет другим. Общее — одно, музыкальный материал, и постановка на Гост и в о с к р е с н о й п о л о с ы ТРУД, ВД ОХНОВЕНИЕ, Р А Д О С Т Ь . Зал погрузился в т е м но ту. Т оржес т в енно звучи 1 голос в е дущего программу диктора: «Серебряный при зер XI Олимпийских игр, пятикратный серебряный при зер чемпионатов мира и Европы, мастер спорта меж дународного класса Людмила Смирнова, чемпион XI Олимпийских игр, четырехкратный, чемпион мира и Европы, заслуженный мастер спорта Алексей Ула нов...». Под все нарастающий гром аплодисментов вспыхивают длинные лучи прожекторов и освещают ледовую сцену. Липчане аплодируют фигуристам. ко. Именно так и в нашей ра боте: устал или не устал, не важно себя чувствуешь или настроение плохое, все равно выходишь на лед. — Как вы готовите свои но мера для выступления? — Первой нашей серьезной работой в балете на льду бы ло «Адажио» на музыку Аль бинони. Поставил его для нас главный балетмейстер Куйбы шевского театра оперы и ба лета Игорь Чернышов. Не удивляйтесь, Игорь — ленин градец, знакомы мы давно, а в Куйбьриев его пригласили работать. Эта первая работа показала необходимость творческого союза балетмейстера класси- изведенйи. Вот тут и необхо дим опыт профессионального балетмейстера. Л. Смирнова: — «Адажио» длилось девять минут. Чтобы было понятно, как это нелегко, скажу: любая произвольная программа спортсмена-фигури- ста рассчитана не более, чем на пять минут. Но мы наме ренно избегали сокращений в музыкальном произведении. Па-де-де из балета Минкуса «Дои-Кихот», с которым мы выступаем в Липецке, также поставлено Игорем Чернышо вым. Это первая наша попыт ка поставить на льду произве дение классического балетного репертуара. — Существует мнение, что льду — новая, возможная только здесь. Мне кажется, это как перевод с иностранного: один переводчик делает его отлично от другого, непремен но сохраняя при этом верность идее литературного произве дения. И артисты балета на льду «переводят» на свой «язык» музыкальное произведение, создавая нечто новое. — Многие любители фигур ного катания, вероятно, пом нят телевизионную передачу: известный танцевальный дуэт — Пахомова и Горшков — прощался со спортом. Приз наюсь, у меня лично впечатле ние такое осталось: тяжело, горько‘расставание со спор том.., — Наш переход из спорта в балет был естественным, зако номерным. Это был еще и пе реход на ступеньку вверх. Объясню: спорт прекрасно развивает физические способ ности человека, совершенст вуется техника фигурного ка тания. А вот артистичность — на втором плйне. «Красивым» катанием тренерам заниматься некогда, главное — постоян ное усложнение программы. И судьи в первую очередь оце нивают сложность элементов. Критерии оценки артистично сти не определены. Помните выступления канадца Толлера Крэнстона? Он ушел в про фессиональный балет именно потому,-что не устраивала его эта односторонность: оцени вался только труд его, но не вдохновение. — Кто ждет вас в Ленингра де? Л. Смирнова: — Коля, сын, ему четыре года. И видим мы его так редко — гастроли, га строли... Впереди — поездки в Минск, гастроли в Чехосло вакии, потом — Одесса... — Как Коля относится... Л. Смирнова (улыбается): —... к конькам? С двух лет на льду уверенно держится. — Любимые занятия в сво бодное время? А. Уланов: — Занятий мно го, да времени мало, вот беда. Людмила вяжет, я люблю ки носъемки. Общие увлечения — книги, музыка, театр. Впрочем, самое главное занятие — Колька... • ...С последними звуками му зыки застыли герои балета Минкуса. П о льду медленно шла к Смирновой и Уланову пятилетняя липчанка с тюльпа нами. Зал аплодировал со листам балета. Беседу вела Г. КАЧЕВА. СМОТР САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Лев -Т олстовском районе проходит смотр художествен ной самодеятельности. Про грамма выступлений коллекти вов подчинена ленинской те матике. Открыли смотр гагаринцы. Председатель исполкома сельского Совета М. Я. Про- светова рассказала о том, как изменилось село за годы Со ветской власти. С успехом прошло выступление духо вого оркестра районного Дома культуры, создателем которого был старейший ком мунист А. И. Коротеев, в юно шеские годы служивший тру бачом в армии С. М. Буден ного. В. ИВАННИКОВ. «В МИРЕ КНИГ» Так называется клуб книго любов, созданный при Цент ральной межсоюзной библио теке. На очередном его засе дании состоялось обсуждение нового произведения Д. Гра нина «Эта странная жизнь». С обзором творчества писателя выступила заведующая отде лом обслуживания читателей М. Е. Лебедева. Н. ПЕРЛ. .ЫН СБЕРЕЧЬ ВСЕ ТО, ЧТО МЫ ЗОВЕМ РОССИЕЙ... Каждый поэт ищет «сво- 'его» читателя, и, находя его, 'Обретает верного союзника, ; мысли и чувства которого со* "звучны с мыслями и чувствами 'самого поэта. Такой читатель есть и у Сергея Панюшкина. «Армия» его союзников до-' вольно велика, и союз этот скреплен кровью, пролитой в боях за нашу Родину в Вели кой Отечественной войне. Потому-то самые горячие, са мые заинтересованные отклики на свои книги поэт получает от ветеранов, с которыми он прошагал многие километры фронтовых дорог. .... «Активная позиция тгисате- ; ля, — сказал первый секретарь правления СП СССР Г. Мар ков на декабрьском пленуме правления Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР, — это свойство, при сущее творческой личности, это общественная страсть писате ля, его мировоззрение и убеж дение, его манера жизни и борьбы, безраздельно отданные родной литературе, служению своему народу и партии». В прошлом году у С. Па нюшкина вышло сразу две книги: одна — «Правый борт» в Центрально-Черноземном издательстве, другая — «Мо ряна» — в «Советском писате ле». На первый взгляд, книги эти неоднозначны. В «Правом борте» опубликованы преиму щественно стихи о суровых днях войны на Балтике. «То нальность» ее определяется такими стихами, как на «Доро- ге жизни», «Шли в атаку», «После морского боя» и мно гими другими. Лирическому герою С. Панюшкина чужды компромиссы, нет для него альтернативы в выборе своего поведения и поступков: ...А надпись Об опасной стороне Была в блокаду непонятна мне, — пишет он в одном из стихотво рений. — Коль сторону Опасную Покину — Там взрыв, А тут — осколки В спину. С опасной стороны Мне не свернуть! А коль ударит Так пускай уж В грудь. Так же аллегорично, но с большим гражданским муже ством он говорит в стихотворе нии «Малые земли»: И если гром тревоги вечевой Вновь позовет Меня, солдата, к бою, Прикрою накрепко В час роковой Большую землю Малою землею. Он и сегодня в строю, вете ран, лирический герой поэта. Защищавший Россию в суро вые годы войны, он и сегодня не мыслит себя без России, без всеопределяющей любви к Родине. Сберечь во взгляде быстрый отблеск синий, Подобно доброй грозовой стреле... Сберечь все то, что мы зовем Россией, Все, без чего нет жизни на Земле! В стихах С. Панюшкина, особенно в сборнике «Правый борт», не найдешь «чистой» лирики, это лирика набатная, зовущая к добру, к труду со зидательному, к сбережению коммунистических идеалов во имя мира и во имя справедли вости на планете. «Моряна» — сборник иного плана. Здесь автор выступает как бы с более тяжелой осна сткой своего поэтического ко рабля. Он и в этом сборнике как рыбак и военный моряк не расстается с морем, но запо ведная поэтическая струна звучит в стихах уже по-ново му: появляется и плавная, доверительная интонация, ко торая наталкивает читателя на раздумья о смысле челове ческого бытия, о добре и зле, о бережном отношении людей друг к другу, ко всему тому, что их окружает. Стал суеверен я В домах Ьысотных, Услышать лебедя, Увидеть лотос Зовет Ильмень меня, Диктует возраст. Да, возраст обязывает ко многому. С возрастом прихо дит мудрость, и неторопливый взгляд становится пристальным и глубоким. Поэт уже не тер пит суетности, легкости в мыс лях, отчетливо начинает пони мать свою огромную ответст венность перед молодым поко лением, и он не хочет, чтобы «звуки угасали без следа, не успев стать песенной стро кою». Большого накала до стигает мысль поэта в пред смертном монологе Ша ляпина, в историческом этюде «Хан Абдурахман», в поэме «Ярила», посвященной Петру I, дням, когда по царскому указу строились в Липецке первые домны. Но и в этих стихах С. Па нюшкин — тот же боец, тот же воин земли русской. Однако встречаются в поэ зии С. Панюшкина и «наклад ные расходы», по словам В. Маяковского. "Стихи без адреса, стихи перенасыщенные архаизмами, которые, конечно же, не украшают сборники и вряд ли найдут своего читате ля. Автору не стоило бы под мешивать эту «ложку дегтя», — хотя она и мало влияет на содержание сборников — к бочке горьковатого, терпкого и целительного меда. В. ЧЕРНОВ. Они встретились в район ном военкомате, эти боевые подтянутые парни, уволенные в запас воины. В разных мес тах служили они, кто на Севе ре, кто на Юге, кто на Восто ке, кто на Западе, с честыо ох раняя мир и спокойствие на шей Родины. А теперь им пред стоит работать на одном за воде, некоторым, возможно, и в одном цехе. Все они — металлурги. Одни, как, напри мер, Виктор Терехов и Юрий. Иноземцев, закончили метал лургический техникум. Другие до армии были рабочими, как, скажем, Николай Медведев, трудившийся слесарем на кок сохимическом производстве НЛМЗ. Армейская служба за калила их, многому научила. Некоторые из них, ушедшие в армию комсомольцами, верну лись в родной город кандида тами в члены КПСС. И, ко нечно, все соскучились не только по дому, но и по люби мому делу, по Иоволипецкому заводу, с которым решили свя зать свою жизнь и Виктор Терехов, и Алексей Сапрыкин, и Юрий Иноземцев, и Николай Медведев (на снимке — слева направо). Фото и текст Ю. Клюева. В О З В Р А Щ Е Н И Е Д ЕСЯТКИ новых тури стских маршрутов и тематических экскур сий по ленинским местам на шей страны разработаны в свя зи с подготовкой к 110-й годов щине со дня рождения основа теля Коммунистической партии и Советского государства. П О П АМ Я ТНЫ М М ЕСТАМ О первых • днях советской власти рассказывает экскур сия по Ленинграду «Начало но вой эры». Экскурсия по Москве — «Один день в жизни В. И. Ленина» — повествует о рабо чем дне вождя 1 мая 1920 го да. \ Ленинская тема занимает сейчас ведущее место в работе экскурсионных учреждений, со общили корреспонденту ТАСС в Центральном совете по туриз' му и экскурсиям ВЦСПС. По ленинским местам проходит свыше 700 маршрутов. Жизни и деятельности Влади мира Ильича, его .соратников посвящено более 300 экскурсий. (ТАСС). Р А С С К А З о «м ало й Третьяко вк е » А. Березин. «Данков. Художественная галерея». «Художник РСФСР», 1930. Данковекая художественная галерея состоит из обширно го собрания художественных произведений выдающихся ма стеров советского изобразительного искусства. Книга содержит краткую статью о старинном русском го. роде Данкове н монографические очерки о шестидесяти де вяти художниках, чьи произведения экспонируются в галерее. Издание представляет президент Академии художеств СССР народный художник СССР Николай Васильевич ТомскАй. З ТА КНИГА — об изобразительном • ис кусстве. О том, как со ветские мастера книги и резца своим творчеством воспе вают величие героических дел нашего народа, красоту родной земли. В большой и нужной работе по пропаганде изобразительно го искусства, в котором вопло щены великие свершения со ветских людей, их жизнь, их труд, их мечты, их любовь и преданность Родине, — осно вополагающее значение имели решения исторического XXV съезда КПСС. ; Неизмеримо возросла ответ ственность художественной ин теллигенции нашей страны и в связи с постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем улуч шении идеологической, полити ко-воспитательной работы». В этом постановлении выдвинуты' новые задачи по воспитанию советских людей в духе бес предельной преданности идеям коммунизма. В осуществлении этих грандиозных предначерта ний большая роль принадлежит деятелям литературы и искус ства. Наше время — время неис черпаемых возможностей для широкой пропаганды изобра зительного искусства. Искус ство проникает теперь в самые глубинные районы нашей Ро дины и приобщает советских людей к миру прекрасного, за каляет их идейно, возвышает нравственно и духовно. Сей час картинные галереи стали достоянием не только крупных городов, но и многих районных центров, сел и деревень. Более сорока «малых Тре4ъяковок» насчитывает только одна Рос сийская Федерация. Художест венные галереи открыты в се лах Кубани и Подмосковья, Калужской и Ростовской об ластей, на Сахалине и в Чи тинской области, на Крайнем Севере (бухта Тикси) и в по селке Ува Мордовской АССР. В начале 1979 года была также открыта художественная гале рея на БАМе, в поселке Севе- ро-Байкальск. Эта книга посвящена одной из первых «малых Третьяко вой» — художественной гале рее в старинном русском город ке Данкове Липецкой области. Данковекая галерея, созданная более десяти лет назад,—• примечательное явление нашей современной советской культу ры. Автор книги Александр Бе резин живо и интересно рас сказывает о том, как формиро валось это художественное собрание. В Данковской гале рее зритель получает представ ление о творчестве выдающих ся художников, составляющих гордость советского искусства. Здесь экспонируются произве дения А. Пластова, М. Ани кушина, П. Корина, А. Дейне- ки, Кукрыниксов, М. Манизе- ра, Е. Вучетича, В. Цигаля, В. Ефанова, А. Лактионова, Н. Ромадина, А. Никича, В, Цыплакова, Е. Балашовой, Е. Кибрика, Н. Пономарева, .Д. Дубинского, Е. Моисеенко, A. Мыльникова, В, Нечитайло, B. Щтраниха, А. и С, Ткачевых, Ю. Кугача, Е. Зверькова, В. Иванова и многих других. Эта книга содержит около се мидесяти очерков о жизни и творчестве художников, чьи ра боты представлены в Данков ской художественной галерее. .А. Березин — журналист-ис кусствовед, автор многих книг и статей по вопросам изобрази тельного искусства — ярко, лаконично и очень емко по со держанию, с большой любовью характеризует творчество этих мастеров. Особенностью книги «Дан ков. Художественная галерея» является также и то обстоя тельство, чт^о очерки о худож никах сопровождаются прек расными фотопортретами, ис полненными замечательным ма- стером этого жанра Лввом Ивановым. мс Глубоко убежден, что это из дание будет хорошим подарком не только для посетителей Данковской галереи, но для всех знатоков и любителей изобразительного искусства нашей страны. Эта книга даст им представление о жизненном и творческом пути большого отряда советских художников, поможет пополнить свои пред ставления о мире прекрасного, Н. ТОМСКИЙ, президент Академии художеств СССР. («Книжное обозрение» № 2, 1979 г.). такое кощунст- АВТОМАТИЧЕСКИЙ Л А Б О Р А Н Т ЛЧ\ЛХЧ\ЧЧЧЧЧ\\\ЧЧ\Ч\\^>ЧЧЧ\\Ч\\\^ \ч ЧЕЛОВЕК КОЛЛЕКТИВ ПРОИЗВОДСТВО « ТРЕВОГА» НЕ ПОЯВИЛАСЬ ЦВЕТЕТ АВОКАДО Даже мороз не может оста новить начавшееся цветение вечнозеленого растения — аво кадо. / Культивируют авокадо в Аб хазии, куда его завезли из Южной Америки. Растения хо рошо прижились, и в честь вто рой родины их сорта назвали «грузинским», «абхазским». Это растение мексиканцы некогда называли «коровой бедняка». В его плодах содер жатся все витамины, ценное масло, много белков. Этот плод может поддерживать жизнь в человеческом организме при добавлении только воды. (Корр. ТАСС). \ЧЧЧ\У\\^^ ...Утро было солнечным, светлым* Какое-то особое, при поднятое настроение царило в каждом цехе, на каждом уча стке Липецкого тракторного. Весь завод жил доброй вестью: за предыдущие сутки с глав ного конвейера сошло двад цать сверхплановых пропаш ных тракторов! В сборочном чувствовали се бя именинниками. И потому работали с утроенной энергией. Узел к узлу, деталь к детали — на глазах появляется новый трактор. Сейчас распахнутся ворота — и он, новичок, уйдет к новым хозяевам. Лишь на мгновение оторвавшись от дела, люди поглядят ему вслед, и опять — за работу. В пересменок я стояла у проходной. Сотни тракторо строителей прошли мимо — лица их светились радостью... И хотелось бы написать об этом, и о людях, которые умеют побеждать. И все-таки пишу о другом. О том, что случилось в те же самые сут ки... * * * На заводе разбили трактор. Молодой водитель с авто транспортного цеха отрабо тал во вторую смену, отметил ся у мастера и... захотелось ему покататься. На только что изготовленном тракторе. Сел за руль, на бешеной скорости кружил вдоль заводских ал лей. До тех пор, пока не нале тел иа один из стендов... Кажется, чрезвычайное .про исшествие должно было взвол новать всех. Но проходит день, другой — никаких отзвуков этой истории. Напрасно ищу оперативный выпуск «Комсо мольского прожектора» или «тревоги». В цехах, в отделах о случившемся спрашиваю — плечами пожимают: «Что-то не слыхали». Да как же так?! Объяснение пришло неожи данно: в рядах недавно со шедших с конвейера машин я увидела несколько искалечен ных. На них тоже «поката лись». Разбиты капоты, раз бортовано колесо... Трактор номер 126517. Трактор номер 172312... Вспомнились слова сборщика Ивана Егорова: «Мы трактора не пб номерам разли чаем. В каждый ведь душу свою вкладываем». Может, и эти машины его сердцем согре ты. И вот — разбили... Выходит, случаи такие не редкость? Поинтересовалась у рабочих, специалистов, и мне представали целый список происшествий. Две машины, сошедшие с конвейера, повредили в один день Дмитрий Дергунов и Виктор Антонов. На тракторе надумал поехать домой Алек сандр Порядин. И ведь уехал! На голубом Т-40А доставил своих друзей в столовую Ва лерий Панов, а столовая, меж ду прочим, в нескольких ша гах. Сверкающие новенькой краской машины выбрали средством для увеселительных прогулок по заводу Вячеслав Родин, Владимир Зверев, Юрий Гончаров... Так что же получается?' Сходит с конвейера машина, в которую вложено столько средств и труда, а судьба ее, оказывается, может целиком зависеть от любителей «пока таться»? Но, позвольте, ведь каждый трактор должен не только учитываться, но и охра няться! И неужели можно так запросто: захотел в соседний цех к приятелю съездить, при шел на площадку, выбрал трактор поновее — и поехал? Иду на площадку, где стоят подготовленные к сдаче трак тора. Ограждений нет, шлаг баумов тоже. Больше часа на ходилась я здесь, демонстра тивно разглядывала, намерен но трогала руками аккумуля торы и проводку, даже заби ралась в кабину. И никто (!) не спросил, зачем здесь посто ронний человек. Я успела изу чить опись комплектации тракторов: в каждой кабине прикреплен бумажный листо чек. Наверное, он очень нужен. Но что значат все эти обяза тельные описи, если так до ступно любому разукомплек товать машину? Заговорила с одним из рабо чих, удивилась существующим порядкам. И в ответ услышала новую историю... Недавно в котловане, что был неподалеку от площадки, нашли искалеченный трактор. Возмущенные рабочие думали, что меры будут приняты са мые строгие. Но никаких мер не последовало, а на следую щий день в котловане обнару жили... еще одну машину. Восстанавливать их уже не было смысла... Потом мне объяснили, что «ЧП» тщательно разобрали... и вообще меры приняты. Не знаю, что это за меры, только на площадке готовой продук ции хозяина по-прежнему нет. Площадку, конечно, надо огородить, говорили мне в парткоме, в отделе охраны.. Этот недостаток мы исправим, Да разве дело только в ог раде? Разве в этом состоит «недостаток»? Ведь прежде всего надо тревогу бить, по скольку на заводе происходят грубейшие нарушения правил внутреннего распорядка, а об щественные организации не придают эти факты огласке, не задумываются над тем, по чему иной молодой человек так неуважительно относится к труду своих товарищей, по чему так беспечно позволяет себе губить созданное руками десятков людей. Видимо, надо честно признать, что не у всех рабочих воспитали гордость за свою профессию, не научи ли быть непримиримыми к бесхозяйственности, недисцип линированности. Пусть нару шителей мало. Тем более, по чему же тракторозаводцы, ко торым дорога честь и маркг предприятия, которые по пра ву гордятся своими замеча тельными традициями, оказы ваются столь пассивны, когда дело касается серьезных нару шений трудовой дисциплины? Говорила я с передовиками, с ветеранами завода. Павел Петрович Беспалов, например, работает на ЛТЗ около трид цати лет. Именно он, тщатель но проверяя готовую к сдаче продукцию, дает ей «добро». — Поверьте, очень больно и обидно бывает, когда возвра щают к нам на участок разби тый или «раскулаченный» трак тор! — сказал Павел Петро вич.— Только что выпестова ли его, одели «с иголочки» — и заново восстанавливай! Я уже не говорю о том, что за частую переделки обходятся в сотни рублей. Я—о граждан ской незрелости человека, со вершившего во... Плохо, что не слышат этих слов горе-лихачи. Плохо, что мало кто из молодых рабочих знает историю старенького трактора, который стоит на постаменте в Тербунах. Дол го и безотказно служила эта машина людям. Когда на тер риторию района вступили гит леровцы, колхозники спрятали и спасли трактор. После войны откопали его, долго работали на нем, а когда совсем соста рился — поставили на пьеде стал. Как памятник золотым рукам. Немало добрых примеров и сейчас можно использовать, воспитывая молодых рабочих; на заводе трудятся замечатель ные люди, отличные мастера своего дела. Но при этом нельзя замалчивать и негатив ные факты. Надо поднимать на борьбу с недостатками весь коллектив, воспитывать в лю дях нетерпимое отношение к тем, кто не дорожит честью предприятия. Именно об этом и говорится в постановлении партии и правительства о дальнейшем укреплении трудо вой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве. К сожалению, на заводе поступают вопреки этил: требованиям. , * * * ...Уходя с завода, задержа лась я на проходной, в отделе вневедомственной охраны. Ра ботник отдела И. Ф. Ломышев в ответ на многие мой вопро сы вздохнул и сказал: — Вот и я об угонах, ава риях наших тракторов хотел или в прокуратуру, или в га зету написать... — И что же, передумали? — Да нет. В парткоме не по советовали... Г. КАЙДАШКО. Ученые СССР и ГДР за по следние 10 лет создали и пере дали в производство ряд при боров для использования в на учно - исследовательских ин ститутах, в медицинских, сель скохозяйственных и промыш ленных учреждениях. При этом большая часть технических и теоретических задач была ре шена впервые в мировой прак тике. В настоящее время предприя тие «Карл Цейс» начало вы пуск анализаторов «Морфо- квант», который можно широко использовать для решения практических задач в генетике (анализ хромосом для диагно стики наследственных заболе ваний и селекции домашнего скота и сельскохозяйственных культур), в медицине (цитоди агностика, контроль консерван та крови), в пищевой промыш ленности, в производстве дис персных сред и т. д. Он позво ляет проводить за короткое время экспресс-анализ микро объектов и изучать их индиви дуальные характеристики. «Морфоквант» не только об легчил труд медработников, но и предоставил им качественно новые возможности. В частно сти, с помощью нового прибора можно изучить хромосомные болезни (в настоящее время из вестно около 1000 таких болез ней). Для их диагностики и правильного лечения, а оно возможно в ряде случаев, необ ходим анализ хромосом, состав ление «хромосомной карты». Дело это трудоемкое, занимаю щее у опытного исследователя несколько недель и даже меся цев. Анализ' хромосом с помо щью «Морфокванта» упрощает и ускоряет весь процесс. И. ШМЕЛЕВ. (АЛН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz