Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

А ДНЕМ — тренировки. К началу одной из них приехала я во Дворец спорта «Звездный», прошла в зал и удивилась. «Раз, два, три, четыре», — отсчитывал Алексей Николаевич Уланов, а за ним по льду скользили де­ вушки в синих тренировочных костюмах. Остановка; «Девоч­ ки, на прыжки переходим» — и тренировка продолжается. Все более усложняются эле- .менты, которые предлагает повторить артисткам Уланов: он строг и требователен. — Первый вопрос, Алексей Николаевич, — о тренировке. Правильно ли я поняла: вы не только репетировали, но и учили... — Вы не ошиблись. Мы ор­ ганизовали своеобразную творческую лабораторию, ко­ торая давала бы возможность повышать свой профессиональ­ ный уровень артистам балета на льду. Специальных училищ, где готовили бы артистов балета на льду, нет. Вот и решили мы с Людмилой помочь балери­ нам, делающим на коньках первые шаги, овладеть техни­ кой фигурного катания. Основ­ ная наша задача — девушки должны освоить минимальный набор движений, который не­ обходим для свободы дейст­ вий на льду. Полтора паса в день — это помимо дневных трудных репетиций и вечерних спектаклей—тратят балерины на дополнительные занятия, но выигрывают в другом: сложное на первых порах движение становится простым, и на спек­ такле девушки чувствуют себя уверенно, работа становится интереснее* ведь уже не ме­ шает тревога: как бы нё оши­ биться... — Наблюдая за трениров­ кой, я заметила, как вы строги к ученицам, совсем редко улы­ баетесь... — Мы улыбаемся постоян­ но... на спектаклях. А' днем ра­ ботаем. Кстати, всем участни­ цам нашей группы я ставлю условие — не пропускать за­ нятий. Не признаю никаких уважительных причин, кроме, может быть, сверхуважитель­ ных, но такие бывают ред- ческого балета и фигуриста. Спортивную программу мы легко могли бы поставить и сами. Но в балете все намно­ го сложнее: балет немыслим без артистичности. Артист ба­ лета должен донести до зрите­ лей идею, мысли и чувства, за­ ложенные в музыкальном про- не надо переносить уже соз­ данное на сцене на лед. ■ А. Уланов: — Действитель­ но, нет ни одного движения на сцене, которое можно было бы взять и перенести на лед: на льду оно будет другим. Общее — одно, музыкальный материал, и постановка на Гост и в о с к р е с н о й п о л о с ы ТРУД, ВД ОХНОВЕНИЕ, Р А Д О С Т Ь . Зал погрузился в т е м но ту. Т оржес т в енно звучи 1 голос в е дущего программу диктора: «Серебряный при­ зер XI Олимпийских игр, пятикратный серебряный при­ зер чемпионатов мира и Европы, мастер спорта меж­ дународного класса Людмила Смирнова, чемпион XI Олимпийских игр, четырехкратный, чемпион мира и Европы, заслуженный мастер спорта Алексей Ула­ нов...». Под все нарастающий гром аплодисментов вспыхивают длинные лучи прожекторов и освещают ледовую сцену. Липчане аплодируют фигуристам. ко. Именно так и в нашей ра­ боте: устал или не устал, не­ важно себя чувствуешь или настроение плохое, все равно выходишь на лед. — Как вы готовите свои но­ мера для выступления? — Первой нашей серьезной работой в балете на льду бы­ ло «Адажио» на музыку Аль­ бинони. Поставил его для нас главный балетмейстер Куйбы­ шевского театра оперы и ба­ лета Игорь Чернышов. Не удивляйтесь, Игорь — ленин­ градец, знакомы мы давно, а в Куйбьриев его пригласили работать. Эта первая работа показала необходимость творческого союза балетмейстера класси- изведенйи. Вот тут и необхо­ дим опыт профессионального балетмейстера. Л. Смирнова: — «Адажио» длилось девять минут. Чтобы было понятно, как это нелегко, скажу: любая произвольная программа спортсмена-фигури- ста рассчитана не более, чем на пять минут. Но мы наме­ ренно избегали сокращений в музыкальном произведении. Па-де-де из балета Минкуса «Дои-Кихот», с которым мы выступаем в Липецке, также поставлено Игорем Чернышо­ вым. Это первая наша попыт­ ка поставить на льду произве­ дение классического балетного репертуара. — Существует мнение, что льду — новая, возможная только здесь. Мне кажется, это как перевод с иностранного: один переводчик делает его отлично от другого, непремен­ но сохраняя при этом верность идее литературного произве­ дения. И артисты балета на льду «переводят» на свой «язык» музыкальное произведение, создавая нечто новое. — Многие любители фигур­ ного катания, вероятно, пом­ нят телевизионную передачу: известный танцевальный дуэт — Пахомова и Горшков — прощался со спортом. Приз­ наюсь, у меня лично впечатле­ ние такое осталось: тяжело, горько‘расставание со спор­ том.., — Наш переход из спорта в балет был естественным, зако­ номерным. Это был еще и пе­ реход на ступеньку вверх. Объясню: спорт прекрасно развивает физические способ­ ности человека, совершенст­ вуется техника фигурного ка­ тания. А вот артистичность — на втором плйне. «Красивым» катанием тренерам заниматься некогда, главное — постоян­ ное усложнение программы. И судьи в первую очередь оце­ нивают сложность элементов. Критерии оценки артистично­ сти не определены. Помните выступления канадца Толлера Крэнстона? Он ушел в про­ фессиональный балет именно потому,-что не устраивала его эта односторонность: оцени­ вался только труд его, но не вдохновение. — Кто ждет вас в Ленингра­ де? Л. Смирнова: — Коля, сын, ему четыре года. И видим мы его так редко — гастроли, га­ строли... Впереди — поездки в Минск, гастроли в Чехосло­ вакии, потом — Одесса... — Как Коля относится... Л. Смирнова (улыбается): —... к конькам? С двух лет на льду уверенно держится. — Любимые занятия в сво­ бодное время? А. Уланов: — Занятий мно­ го, да времени мало, вот беда. Людмила вяжет, я люблю ки­ носъемки. Общие увлечения — книги, музыка, театр. Впрочем, самое главное занятие — Колька... • ...С последними звуками му­ зыки застыли герои балета Минкуса. П о льду медленно шла к Смирновой и Уланову пятилетняя липчанка с тюльпа­ нами. Зал аплодировал со­ листам балета. Беседу вела Г. КАЧЕВА. СМОТР САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Лев -Т олстовском районе проходит смотр художествен­ ной самодеятельности. Про­ грамма выступлений коллекти­ вов подчинена ленинской те­ матике. Открыли смотр гагаринцы. Председатель исполкома сельского Совета М. Я. Про- светова рассказала о том, как изменилось село за годы Со­ ветской власти. С успехом прошло выступление духо­ вого оркестра районного Дома культуры, создателем которого был старейший ком­ мунист А. И. Коротеев, в юно­ шеские годы служивший тру­ бачом в армии С. М. Буден­ ного. В. ИВАННИКОВ. «В МИРЕ КНИГ» Так называется клуб книго­ любов, созданный при Цент­ ральной межсоюзной библио­ теке. На очередном его засе­ дании состоялось обсуждение нового произведения Д. Гра­ нина «Эта странная жизнь». С обзором творчества писателя выступила заведующая отде­ лом обслуживания читателей М. Е. Лебедева. Н. ПЕРЛ. .ЫН СБЕРЕЧЬ ВСЕ ТО, ЧТО МЫ ЗОВЕМ РОССИЕЙ... Каждый поэт ищет «сво- 'его» читателя, и, находя его, 'Обретает верного союзника, ; мысли и чувства которого со* "звучны с мыслями и чувствами 'самого поэта. Такой читатель есть и у Сергея Панюшкина. «Армия» его союзников до-' вольно велика, и союз этот скреплен кровью, пролитой в боях за нашу Родину в Вели­ кой Отечественной войне. Потому-то самые горячие, са­ мые заинтересованные отклики на свои книги поэт получает от ветеранов, с которыми он прошагал многие километры фронтовых дорог. .... «Активная позиция тгисате- ; ля, — сказал первый секретарь правления СП СССР Г. Мар­ ков на декабрьском пленуме правления Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР, — это свойство, при­ сущее творческой личности, это общественная страсть писате­ ля, его мировоззрение и убеж­ дение, его манера жизни и борьбы, безраздельно отданные родной литературе, служению своему народу и партии». В прошлом году у С. Па­ нюшкина вышло сразу две книги: одна — «Правый борт» в Центрально-Черноземном издательстве, другая — «Мо­ ряна» — в «Советском писате­ ле». На первый взгляд, книги эти неоднозначны. В «Правом борте» опубликованы преиму­ щественно стихи о суровых днях войны на Балтике. «То­ нальность» ее определяется такими стихами, как на «Доро- ге жизни», «Шли в атаку», «После морского боя» и мно­ гими другими. Лирическому герою С. Панюшкина чужды компромиссы, нет для него альтернативы в выборе своего поведения и поступков: ...А надпись Об опасной стороне Была в блокаду непонятна мне, — пишет он в одном из стихотво­ рений. — Коль сторону Опасную Покину — Там взрыв, А тут — осколки В спину. С опасной стороны Мне не свернуть! А коль ударит Так пускай уж В грудь. Так же аллегорично, но с большим гражданским муже­ ством он говорит в стихотворе­ нии «Малые земли»: И если гром тревоги вечевой Вновь позовет Меня, солдата, к бою, Прикрою накрепко В час роковой Большую землю Малою землею. Он и сегодня в строю, вете­ ран, лирический герой поэта. Защищавший Россию в суро­ вые годы войны, он и сегодня не мыслит себя без России, без всеопределяющей любви к Родине. Сберечь во взгляде быстрый отблеск синий, Подобно доброй грозовой стреле... Сберечь все то, что мы зовем Россией, Все, без чего нет жизни на Земле! В стихах С. Панюшкина, особенно в сборнике «Правый борт», не найдешь «чистой» лирики, это лирика набатная, зовущая к добру, к труду со­ зидательному, к сбережению коммунистических идеалов во имя мира и во имя справедли­ вости на планете. «Моряна» — сборник иного плана. Здесь автор выступает как бы с более тяжелой осна­ сткой своего поэтического ко­ рабля. Он и в этом сборнике как рыбак и военный моряк не расстается с морем, но запо­ ведная поэтическая струна звучит в стихах уже по-ново­ му: появляется и плавная, доверительная интонация, ко­ торая наталкивает читателя на раздумья о смысле челове­ ческого бытия, о добре и зле, о бережном отношении людей друг к другу, ко всему тому, что их окружает. Стал суеверен я В домах Ьысотных, Услышать лебедя, Увидеть лотос Зовет Ильмень меня, Диктует возраст. Да, возраст обязывает ко многому. С возрастом прихо­ дит мудрость, и неторопливый взгляд становится пристальным и глубоким. Поэт уже не тер­ пит суетности, легкости в мыс­ лях, отчетливо начинает пони­ мать свою огромную ответст­ венность перед молодым поко­ лением, и он не хочет, чтобы «звуки угасали без следа, не успев стать песенной стро­ кою». Большого накала до­ стигает мысль поэта в пред­ смертном монологе Ша­ ляпина, в историческом этюде «Хан Абдурахман», в поэме «Ярила», посвященной Петру I, дням, когда по царскому указу строились в Липецке первые домны. Но и в этих стихах С. Па­ нюшкин — тот же боец, тот же воин земли русской. Однако встречаются в поэ­ зии С. Панюшкина и «наклад­ ные расходы», по словам В. Маяковского. "Стихи без адреса, стихи перенасыщенные архаизмами, которые, конечно же, не украшают сборники и вряд ли найдут своего читате­ ля. Автору не стоило бы под­ мешивать эту «ложку дегтя», — хотя она и мало влияет на содержание сборников — к бочке горьковатого, терпкого и целительного меда. В. ЧЕРНОВ. Они встретились в район­ ном военкомате, эти боевые подтянутые парни, уволенные в запас воины. В разных мес­ тах служили они, кто на Севе­ ре, кто на Юге, кто на Восто­ ке, кто на Западе, с честыо ох­ раняя мир и спокойствие на­ шей Родины. А теперь им пред­ стоит работать на одном за­ воде, некоторым, возможно, и в одном цехе. Все они — металлурги. Одни, как, напри­ мер, Виктор Терехов и Юрий. Иноземцев, закончили метал­ лургический техникум. Другие до армии были рабочими, как, скажем, Николай Медведев, трудившийся слесарем на кок­ сохимическом производстве НЛМЗ. Армейская служба за­ калила их, многому научила. Некоторые из них, ушедшие в армию комсомольцами, верну­ лись в родной город кандида­ тами в члены КПСС. И, ко­ нечно, все соскучились не только по дому, но и по люби­ мому делу, по Иоволипецкому заводу, с которым решили свя­ зать свою жизнь и Виктор Терехов, и Алексей Сапрыкин, и Юрий Иноземцев, и Николай Медведев (на снимке — слева направо). Фото и текст Ю. Клюева. В О З В Р А Щ Е Н И Е Д ЕСЯТКИ новых тури­ стских маршрутов и тематических экскур­ сий по ленинским местам на­ шей страны разработаны в свя­ зи с подготовкой к 110-й годов­ щине со дня рождения основа­ теля Коммунистической партии и Советского государства. П О П АМ Я ТНЫ М М ЕСТАМ О первых • днях советской власти рассказывает экскур­ сия по Ленинграду «Начало но­ вой эры». Экскурсия по Москве — «Один день в жизни В. И. Ленина» — повествует о рабо­ чем дне вождя 1 мая 1920 го­ да. \ Ленинская тема занимает сейчас ведущее место в работе экскурсионных учреждений, со­ общили корреспонденту ТАСС в Центральном совете по туриз' му и экскурсиям ВЦСПС. По ленинским местам проходит свыше 700 маршрутов. Жизни и деятельности Влади­ мира Ильича, его .соратников посвящено более 300 экскурсий. (ТАСС). Р А С С К А З о «м ало й Третьяко вк е » А. Березин. «Данков. Художественная галерея». «Художник РСФСР», 1930. Данковекая художественная галерея состоит из обширно­ го собрания художественных произведений выдающихся ма­ стеров советского изобразительного искусства. Книга содержит краткую статью о старинном русском го. роде Данкове н монографические очерки о шестидесяти де­ вяти художниках, чьи произведения экспонируются в галерее. Издание представляет президент Академии художеств СССР народный художник СССР Николай Васильевич ТомскАй. З ТА КНИГА — об изобразительном • ис­ кусстве. О том, как со­ ветские мастера книги и резца своим творчеством воспе­ вают величие героических дел нашего народа, красоту родной земли. В большой и нужной работе по пропаганде изобразительно­ го искусства, в котором вопло­ щены великие свершения со­ ветских людей, их жизнь, их труд, их мечты, их любовь и преданность Родине, — осно­ вополагающее значение имели решения исторического XXV съезда КПСС. ; Неизмеримо возросла ответ­ ственность художественной ин­ теллигенции нашей страны и в связи с постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем улуч­ шении идеологической, полити­ ко-воспитательной работы». В этом постановлении выдвинуты' новые задачи по воспитанию советских людей в духе бес­ предельной преданности идеям коммунизма. В осуществлении этих грандиозных предначерта­ ний большая роль принадлежит деятелям литературы и искус­ ства. Наше время — время неис­ черпаемых возможностей для широкой пропаганды изобра­ зительного искусства. Искус­ ство проникает теперь в самые глубинные районы нашей Ро­ дины и приобщает советских людей к миру прекрасного, за­ каляет их идейно, возвышает нравственно и духовно. Сей­ час картинные галереи стали достоянием не только крупных городов, но и многих районных центров, сел и деревень. Более сорока «малых Тре4ъяковок» насчитывает только одна Рос­ сийская Федерация. Художест­ венные галереи открыты в се­ лах Кубани и Подмосковья, Калужской и Ростовской об­ ластей, на Сахалине и в Чи­ тинской области, на Крайнем Севере (бухта Тикси) и в по­ селке Ува Мордовской АССР. В начале 1979 года была также открыта художественная гале­ рея на БАМе, в поселке Севе- ро-Байкальск. Эта книга посвящена одной из первых «малых Третьяко­ вой» — художественной гале­ рее в старинном русском город­ ке Данкове Липецкой области. Данковекая галерея, созданная более десяти лет назад,—• примечательное явление нашей современной советской культу­ ры. Автор книги Александр Бе­ резин живо и интересно рас­ сказывает о том, как формиро­ валось это художественное собрание. В Данковской гале­ рее зритель получает представ­ ление о творчестве выдающих­ ся художников, составляющих гордость советского искусства. Здесь экспонируются произве­ дения А. Пластова, М. Ани­ кушина, П. Корина, А. Дейне- ки, Кукрыниксов, М. Манизе- ра, Е. Вучетича, В. Цигаля, В. Ефанова, А. Лактионова, Н. Ромадина, А. Никича, В, Цыплакова, Е. Балашовой, Е. Кибрика, Н. Пономарева, .Д. Дубинского, Е. Моисеенко, A. Мыльникова, В, Нечитайло, B. Щтраниха, А. и С, Ткачевых, Ю. Кугача, Е. Зверькова, В. Иванова и многих других. Эта книга содержит около се­ мидесяти очерков о жизни и творчестве художников, чьи ра­ боты представлены в Данков­ ской художественной галерее. .А. Березин — журналист-ис­ кусствовед, автор многих книг и статей по вопросам изобрази­ тельного искусства — ярко, лаконично и очень емко по со­ держанию, с большой любовью характеризует творчество этих мастеров. Особенностью книги «Дан­ ков. Художественная галерея» является также и то обстоя­ тельство, чт^о очерки о худож­ никах сопровождаются прек­ расными фотопортретами, ис­ полненными замечательным ма- стером этого жанра Лввом Ивановым. мс Глубоко убежден, что это из­ дание будет хорошим подарком не только для посетителей Данковской галереи, но для всех знатоков и любителей изобразительного искусства нашей страны. Эта книга даст им представление о жизненном и творческом пути большого отряда советских художников, поможет пополнить свои пред­ ставления о мире прекрасного, Н. ТОМСКИЙ, президент Академии художеств СССР. («Книжное обозрение» № 2, 1979 г.). такое кощунст- АВТОМАТИЧЕСКИЙ Л А Б О Р А Н Т ЛЧ\ЛХЧ\ЧЧЧЧЧ\\\ЧЧ\Ч\\^>ЧЧЧ\\Ч\\\^ \ч ЧЕЛОВЕК КОЛЛЕКТИВ ПРОИЗВОДСТВО « ТРЕВОГА» НЕ ПОЯВИЛАСЬ ЦВЕТЕТ АВОКАДО Даже мороз не может оста­ новить начавшееся цветение вечнозеленого растения — аво­ кадо. / Культивируют авокадо в Аб­ хазии, куда его завезли из Южной Америки. Растения хо­ рошо прижились, и в честь вто­ рой родины их сорта назвали «грузинским», «абхазским». Это растение мексиканцы некогда называли «коровой бедняка». В его плодах содер­ жатся все витамины, ценное масло, много белков. Этот плод может поддерживать жизнь в человеческом организме при добавлении только воды. (Корр. ТАСС). \ЧЧЧ\У\\^^ ...Утро было солнечным, светлым* Какое-то особое, при­ поднятое настроение царило в каждом цехе, на каждом уча­ стке Липецкого тракторного. Весь завод жил доброй вестью: за предыдущие сутки с глав­ ного конвейера сошло двад­ цать сверхплановых пропаш­ ных тракторов! В сборочном чувствовали се­ бя именинниками. И потому работали с утроенной энергией. Узел к узлу, деталь к детали — на глазах появляется новый трактор. Сейчас распахнутся ворота — и он, новичок, уйдет к новым хозяевам. Лишь на мгновение оторвавшись от дела, люди поглядят ему вслед, и опять — за работу. В пересменок я стояла у проходной. Сотни тракторо­ строителей прошли мимо — лица их светились радостью... И хотелось бы написать об этом, и о людях, которые умеют побеждать. И все-таки пишу о другом. О том, что случилось в те же самые сут­ ки... * * * На заводе разбили трактор. Молодой водитель с авто­ транспортного цеха отрабо­ тал во вторую смену, отметил­ ся у мастера и... захотелось ему покататься. На только что изготовленном тракторе. Сел за руль, на бешеной скорости кружил вдоль заводских ал­ лей. До тех пор, пока не нале­ тел иа один из стендов... Кажется, чрезвычайное .про­ исшествие должно было взвол­ новать всех. Но проходит день, другой — никаких отзвуков этой истории. Напрасно ищу оперативный выпуск «Комсо­ мольского прожектора» или «тревоги». В цехах, в отделах о случившемся спрашиваю — плечами пожимают: «Что-то не слыхали». Да как же так?! Объяснение пришло неожи­ данно: в рядах недавно со­ шедших с конвейера машин я увидела несколько искалечен­ ных. На них тоже «поката­ лись». Разбиты капоты, раз­ бортовано колесо... Трактор номер 126517. Трактор номер 172312... Вспомнились слова сборщика Ивана Егорова: «Мы трактора не пб номерам разли­ чаем. В каждый ведь душу свою вкладываем». Может, и эти машины его сердцем согре­ ты. И вот — разбили... Выходит, случаи такие не редкость? Поинтересовалась у рабочих, специалистов, и мне представали целый список происшествий. Две машины, сошедшие с конвейера, повредили в один день Дмитрий Дергунов и Виктор Антонов. На тракторе надумал поехать домой Алек­ сандр Порядин. И ведь уехал! На голубом Т-40А доставил своих друзей в столовую Ва­ лерий Панов, а столовая, меж­ ду прочим, в нескольких ша­ гах. Сверкающие новенькой краской машины выбрали средством для увеселительных прогулок по заводу Вячеслав Родин, Владимир Зверев, Юрий Гончаров... Так что же получается?' Сходит с конвейера машина, в которую вложено столько средств и труда, а судьба ее, оказывается, может целиком зависеть от любителей «пока­ таться»? Но, позвольте, ведь каждый трактор должен не только учитываться, но и охра­ няться! И неужели можно так запросто: захотел в соседний цех к приятелю съездить, при­ шел на площадку, выбрал трактор поновее — и поехал? Иду на площадку, где стоят подготовленные к сдаче трак­ тора. Ограждений нет, шлаг­ баумов тоже. Больше часа на­ ходилась я здесь, демонстра­ тивно разглядывала, намерен­ но трогала руками аккумуля­ торы и проводку, даже заби­ ралась в кабину. И никто (!) не спросил, зачем здесь посто­ ронний человек. Я успела изу­ чить опись комплектации тракторов: в каждой кабине прикреплен бумажный листо­ чек. Наверное, он очень нужен. Но что значат все эти обяза­ тельные описи, если так до­ ступно любому разукомплек­ товать машину? Заговорила с одним из рабо­ чих, удивилась существующим порядкам. И в ответ услышала новую историю... Недавно в котловане, что был неподалеку от площадки, нашли искалеченный трактор. Возмущенные рабочие думали, что меры будут приняты са­ мые строгие. Но никаких мер не последовало, а на следую­ щий день в котловане обнару­ жили... еще одну машину. Восстанавливать их уже не было смысла... Потом мне объяснили, что «ЧП» тщательно разобрали... и вообще меры приняты. Не знаю, что это за меры, только на площадке готовой продук­ ции хозяина по-прежнему нет. Площадку, конечно, надо огородить, говорили мне в парткоме, в отделе охраны.. Этот недостаток мы исправим, Да разве дело только в ог­ раде? Разве в этом состоит «недостаток»? Ведь прежде всего надо тревогу бить, по­ скольку на заводе происходят грубейшие нарушения правил внутреннего распорядка, а об­ щественные организации не придают эти факты огласке, не задумываются над тем, по­ чему иной молодой человек так неуважительно относится к труду своих товарищей, по­ чему так беспечно позволяет себе губить созданное руками десятков людей. Видимо, надо честно признать, что не у всех рабочих воспитали гордость за свою профессию, не научи­ ли быть непримиримыми к бесхозяйственности, недисцип­ линированности. Пусть нару­ шителей мало. Тем более, по­ чему же тракторозаводцы, ко­ торым дорога честь и маркг предприятия, которые по пра­ ву гордятся своими замеча­ тельными традициями, оказы­ ваются столь пассивны, когда дело касается серьезных нару­ шений трудовой дисциплины? Говорила я с передовиками, с ветеранами завода. Павел Петрович Беспалов, например, работает на ЛТЗ около трид­ цати лет. Именно он, тщатель­ но проверяя готовую к сдаче продукцию, дает ей «добро». — Поверьте, очень больно и обидно бывает, когда возвра­ щают к нам на участок разби­ тый или «раскулаченный» трак­ тор! — сказал Павел Петро­ вич.— Только что выпестова­ ли его, одели «с иголочки» — и заново восстанавливай! Я уже не говорю о том, что за­ частую переделки обходятся в сотни рублей. Я—о граждан­ ской незрелости человека, со­ вершившего во... Плохо, что не слышат этих слов горе-лихачи. Плохо, что мало кто из молодых рабочих знает историю старенького трактора, который стоит на постаменте в Тербунах. Дол­ го и безотказно служила эта машина людям. Когда на тер­ риторию района вступили гит­ леровцы, колхозники спрятали и спасли трактор. После войны откопали его, долго работали на нем, а когда совсем соста­ рился — поставили на пьеде­ стал. Как памятник золотым рукам. Немало добрых примеров и сейчас можно использовать, воспитывая молодых рабочих; на заводе трудятся замечатель­ ные люди, отличные мастера своего дела. Но при этом нельзя замалчивать и негатив­ ные факты. Надо поднимать на борьбу с недостатками весь коллектив, воспитывать в лю­ дях нетерпимое отношение к тем, кто не дорожит честью предприятия. Именно об этом и говорится в постановлении партии и правительства о дальнейшем укреплении трудо­ вой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве. К сожалению, на заводе поступают вопреки этил: требованиям. , * * * ...Уходя с завода, задержа­ лась я на проходной, в отделе вневедомственной охраны. Ра­ ботник отдела И. Ф. Ломышев в ответ на многие мой вопро­ сы вздохнул и сказал: — Вот и я об угонах, ава­ риях наших тракторов хотел или в прокуратуру, или в га­ зету написать... — И что же, передумали? — Да нет. В парткоме не по­ советовали... Г. КАЙДАШКО. Ученые СССР и ГДР за по­ следние 10 лет создали и пере­ дали в производство ряд при­ боров для использования в на­ учно - исследовательских ин­ ститутах, в медицинских, сель­ скохозяйственных и промыш­ ленных учреждениях. При этом большая часть технических и теоретических задач была ре­ шена впервые в мировой прак­ тике. В настоящее время предприя­ тие «Карл Цейс» начало вы­ пуск анализаторов «Морфо- квант», который можно широко использовать для решения практических задач в генетике (анализ хромосом для диагно­ стики наследственных заболе­ ваний и селекции домашнего скота и сельскохозяйственных культур), в медицине (цитоди­ агностика, контроль консерван­ та крови), в пищевой промыш­ ленности, в производстве дис­ персных сред и т. д. Он позво­ ляет проводить за короткое время экспресс-анализ микро­ объектов и изучать их индиви­ дуальные характеристики. «Морфоквант» не только об­ легчил труд медработников, но и предоставил им качественно новые возможности. В частно­ сти, с помощью нового прибора можно изучить хромосомные болезни (в настоящее время из­ вестно около 1000 таких болез­ ней). Для их диагностики и правильного лечения, а оно возможно в ряде случаев, необ­ ходим анализ хромосом, состав­ ление «хромосомной карты». Дело это трудоемкое, занимаю­ щее у опытного исследователя несколько недель и даже меся­ цев. Анализ' хромосом с помо­ щью «Морфокванта» упрощает и ускоряет весь процесс. И. ШМЕЛЕВ. (АЛН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz