Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

СПЛА В ТРУДА З и к и и и П н П I I П С О БЛ А СТ Н О Й Н А У Ч Н О - П РА К Т И Ч ЕСК О Й К О Н ФЕРЕН Ц И И Как уже сообщалось, в Липецке со­ стоялась областная научно-практиче­ ская конференция «Профсоюзы и со­ вершенствование деятельности школ коммунистического труда в свете по­ становления ЦК КПСС «О дальней­ шем улучшении идеологической, по­ литико-воспитательной работы». Конференция проходила в обста­ новке особой приподнятости. Собрав­ шиеся руководители школ коммуни­ стического труда, пропагандисты, председатели методических советов, лекторы с горячим одобрением встретили решения июньского Плену­ ма ЦК КПСС о созыве 23 февраля 1981 года очередного XXV I съезда партии. Все понимают: достойная встреча предстоящего съезда — это главное, чем будет жить вся страна. Его решения определят дальнейшее направление всей работы по: коммуни­ стическому строительству и воспита­ нию трудящихся. О ткры л^ конференцию вступитель­ ным словом секретарь обкома КПСС Н. Ф . Богатырев. С докладом перед участниками конференции выступил председатель облсовпрофа И. А. Чу- нихин. — Н аша страна, — сказал в своем докладе И. А. Чунихнн, — вступила в ответственный этап завершения десятой пяти­ летки и подготовки к XXVI съезду КПСС. Период после XXV съезда КПСС, как и се­ мидесятые годы в целом, был насыщен большими делами и событиями в жизни партии и народа. Мы продвинулись впе­ ред во всех областях социаль­ но-экономического развития. Значительно возросло благо­ состояние советских людей. Упрочились международные позиции нашего государства. С небывалым подъемом рабо­ тают в завершающем году пя­ тилетки и труженики нашей области. Пятимесячный план по реализации продукции про­ мышленностью выполнен на 102 процента. С производствен­ ными заданиями справились все предприятия и объедине­ ния. По сравнению с тем же периодом прошлого года объ­ ем производства валовой про­ дукции возрос на 4 процента. План по росту производитель­ ности труда выполнен работ­ никами промышленности так­ же с цревышеннем. В -это же время за счет государственных средств введено в действие новых основных фондов на 66 миллионов рублей"(на 26 про Получается взаимное обогаще­ ние. От пропагандиста в этом случае требуется дифференци­ рованный подход к слушате­ лям с тем, чтобы в процессе учебы каждый из них смог пополнить свои политические, и професснональио-тсхничеёкиб 'знания. -Ш *.«)•**'• ■По отношению ;к 1971 Г Щ р когда вышло постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы школ коммунистиче­ ского труда», сеть школ, их ко­ личество и численность воз­ росли вдвое. Произошли зна­ чительные качественные Изме­ нения в содержании работы, организованнее стал учебный процесс, улучшились подбор и обучение пропагандистских кадров. Слушателей сейчас насчитывается более 43 тысяч. Эффективность школ комму­ нистического труда измеряется прежде всего трудовой актив­ ностью слушателей. Почти 70 процентов их — ударники' коммунистического труда, без малого 14 тысяч человек вы­ полнили задания десятой пяти­ летки к 110-й годовщине то дня рождения В. И. Ленина, более 4 тысяч имеют лицевые счета экономии и личные пла­ ны роста производительности труда, 17 .тысяч участвуют в различные общественных фор- центов <$ольшс соответствуют * мах управления производством, го периода прошлого года)”' Увеличился объем предостав­ ляемых населению бытовых ус­ луг. На 19,3 тысячи квадрат­ ных метров больше, чем за 5 месяцев прошлого года, введе­ но в действие жилых домов. Успешно справились с пяти­ месячным заданием труженики сельского хозяйства. Реализа­ ция всех видов скота и птицы увеличилась ,,цо...сращ]ШшК 1 .. 'с соотадсдеушшм церлодом прошлого года на 4,4 тььсяни. около 6 тысяч выполняют обя­ занности политинформаторов, агитаторов, наставников, 260^ человек являются народными’ депутатами. Активными помощниками партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, администрации в-, выполнении принятых коллективами со­ циалистических обязательств, в улучшении воспитательной работы среди трудящихся з а ­ рекомендовали себя школы тонн.*' Озтгамизолднно 'Ттповедпл 2 коммунистического труда на весениий—сев: Сейчас большое внимание уделяется заготовке кормов, уходу за посевами., лагерному содержанию скота. Успешное выполнение планов и заданий — результат массо­ вого трудового энтузиазма, творческой активности метал­ лургов, строителей, колхозни­ ков, рабочих совхозов, работ­ ников других отраслей народ­ ного х о з я й с т в а . - - ..... Определяя, гак*"лучше тургас низовать соревнование, шире развивать самодеятельный по­ чни масс; В?-Иг-Л емки подчер­ кивал:- «Ни* на минутучте за­ будут рабочие;-что им-^нужна сила знания».' • За прошедшее время сдела­ но немало по поиску и внедре­ нию в жизнь эффективных форм и методов пропаганды марксизма-ленинизма, полити­ ческих и экономических знаний. Возникшие по инициативе широких масс школы коммуни­ стического труда стали одним из наиболее действенных спо­ собов пропаганды марксизма- ленинизма, передового произ­ водственного опыта, вовлече­ ния рабОЧИХ II колхозников в социалистическое соревнова­ ние, в активную общественную деятельность. Прошедший учебный год ха­ рактеризуется углубленным изучением в школах докумен­ тов и решений XXV съезда партии, ноябрьского (1979 г.) Пленума ЦК КПСС, всесто­ ронней подготовкой к празд­ нованию 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина, 35-летию Победы в Великой Отечественной войне. Содер­ жание и направленность заня­ тий определили принятые ЦК КПСС постановления о даль­ нейшем улучшении идеологиче­ ской, политико-воспитатель­ ной работы, о совершенствова­ нии хозяйственного механизма и другие. В школах коммунистического труда занимаются люди с раз­ ным уровнем образования: ес­ ли у молодежи не менее вось­ ми классов, то у пожилых встречается еше и начальное. Подчас появлялось желание подобрать людей по обще­ образовательному признаку. Мы не пошли на это. Сила школ коммунистического тру­ да состоит именно в том, что они объединяют разных людей — и начинающих трудовую жизнь, и прошедших большой жизненный путь, и тех, кто только встал за станок, и вир­ туозов своего дела. Моло­ дежь привносит творческий за­ дор, а люди старшего поколе­ ния — трудовые традиции. Новоли-пецком металлургиче­ ском заводе, на заводах «Сво­ бодный сокол», тракторном, цементном, «Эльге», Грязин- ском заводе гидрооборудова­ ния, а также в колхозе имени Ленина Добринского района, областной сельскохозяйствен­ ной опытной станции, совхозе «Красный колос». Примером большого влияния экономической учебы на повы­ шение трудовой и обществен­ ной активности рабочих служит школа коммунистиче­ ского труда второго листопро­ катного цеха НоЁОЛИлецкбт# металлургического завода, ко­ торой руководит мастер Б. А, Жуков. Борис Арнольдович Жуков пришел в 1968 году в цех электрослесарем, затем освоил профессии оператора и стар­ шего термиста, был в свое вре­ мя активным слушателем шко. лы коммунистического труда. После окончания политехни­ ческого института стал масте­ ром. Теперь сам возглавляет школу коммунистического тру­ да. В ней 18 слушателей — из его бригады. Выработка у слушателей, как правило, вы­ ше, чем в среднем по участку, все они — ударники коммуни­ стического труда, каждый тре­ тий — рационализатор, освоил несколько смежных профессий. Сам Б. А. Жуков по итогам смотра за первый .квартал зт#-.. го года признан , лучшим Ш - ' стером завода. Но не только производст­ венно-экономическими . показа­ телями измеряется эффектив­ ность работы школ коммуни­ стического труда. Они активно способствуют укреплению тру­ довой дисциплины, созданию стабильных производственных коллективов. Большая работа в этом на­ правлении проводится в строительных орган.изациях треста «Липецкстрой». Здесь девятнадцать школ, в которых занимаются 478 человек. Слу­ шатели являются примером 'в~ труде и быту. Занятия в шкФ-' лах коммунистического труда воспитывают у людей непри­ миримость к недисциплиниро­ ванности и бесхозяйственности. Конкретные предложения и замечания слушателей внима­ тельно рассматриваются в ко­ митетах профсоюза и учиты­ ваются при разработке планов социально-экономического раз­ вития. Глубокое изучение ' ко­ декса строителя коммунизма помогает сплочению коллекти­ вов, исправлению недостатков и упущений, созданию хороше­ го морально-психологического климата. Все это, как отмеча­ лось в постановлении ЦК КПСС «О работе партийного комитета треста «Лппецкстрой» по закреплению кадров и соз­ данию стабильного трудового коллектива строителей», позво- : м ш : . партийной,-: 1 фбфсою*шой1 :ТГ7КШСОМоль«шй'' ортаипзаци ям ; „трестз «Липенкстррй^добиться •рачительных, результатов, в воспитательной * работе. Остановившись на главной цели школ коммунистического •труда — практически изучать. и внедрять передовой произ­ водственный опыт, И. А. Чуни- хин подчеркнул, что, если бы все рабочие достигли уровня передовиков, можно было бы повысить производительность труда в промышленности на 30—40 процентов. Примеров творческого отно­ шения к делу немало в произ­ водственных коллективах на-' шей области. Так, слушателями школ коммунистического труда колхоза «Заря коммунизма» Воловского района изучен и внедрен передовой опыт доб- ринских свекловодов Синички­ ных* Их последователь звень­ евой И. Ф. Комаров ПЪлучйл в прошлом году по 225 центне­ ров корней с гектара. Слуша­ тели школы коммунистическо­ го труда птицефабрики «Ли­ пецкая» выступили недавно с инициативой дать дополнитель­ ную продукцию на сэконом­ ленных кормах. Их поддержа­ ли работники совхоза «Руднич­ ный», Троицкого межхозяйст­ венного предприятия. В школах коммунистического труда обкома профсоюза ра­ ботников строительства и промстройматериалов большое внимание уделено изучению почина строителей и монтаж­ ников Свердловской области: «Пятилет нее задание бригады •— меньшим составом». Ини­ циативу пОдДёржали' 274 бригады. При этом высвобож­ дено 369 рабочих. Все они вошли в состав вновь создан­ ных бригад. В труболитейном цехе № 1 завода «Свободный сокол» слушателями школ. успешно внедрен метод отливки труб с минусовыми допусками. Сей­ час все трубы в этом цехе вы­ пускаются с государственным Знаком качества при значи­ тельной экономии металла. Эти факты свидетельствуют о том, что занятия школ ком­ мунистического труда по овла­ дению передовым опытом ста­ ли'строиться как органическое и логическое продолжение тео­ ретических знаний по основам экономики. Именно это слия­ ние, эта взаимосвязь теории и практики рождают творческую инициативу у слушателей, по­ буждают их к рационализа­ торской и изобретательской деятельности, способствуют внедрению нучной органнза- нии труда на рабочих местах, помогают не только повторять достижения передовиков, но и вскрывать и приводить в дей­ ствие новые резервы производ­ ства. Следует отметить и такой немаловажный фактор разви­ тия общественной ... рабочих, как выполнение слу­ шателями поручений, связан­ ных с- работой•чпкбл* практи­ ческих заданий по- проведению .•Аналитической работыГ- на уча­ стках, в бригадах, цехах. В соответствии с постановле­ ниями ЦК КПСС н Президи­ ума ВЦСПС, направленными :на дальнейшее совершенствова­ ние деятельности школ* ком­ мунистического труда, проф­ союзы области под руководст­ вом партийных организаций образовали при областных, районных и фабрично-завод­ ских комитетах профсоюзов 127 общественных методических советов по руководству рабо­ той школ коммунистического труда. Координирует их дея­ тельность по всем направле­ ниям областной методический совет, созданный при облсов- профе. В составе советов — ведущие специалисты всех от­ раслей,- ученые, преподаватели, экономисты, партийные, проф­ союзные и комсомольские ра­ ботники, новаторы и передови­ ки, производства. Методическим советом обл- созпрофа за последние два го­ да рассмотрено девять вопро­ сов, обсуждение которых было направлено на дальнейшее со­ вершенствование работы школ коммунистического труда и повышение мастерства • пропа­ гандистов. Кроме того/ им обобщен и распространен опыт работы школ коммунистическо­ го труда двух цехов Новоли- пецкого металлургического, тракторного и станкострои­ тельного заводов, елецкого производственного объедиме-; иия «Эльта», северо-западной котельной города Липецка, ^ совхоза' «Дмитряшевский», ма- * газина №* 44 Липецкого гор- * промторга. Методическими советами на каждый, учебный год составля­ ется подробный план работы, включающий прежде всего контроль за качеством заня­ тий, оказание помощи руково­ дителям школ и пропаганди­ стам. - Успех политической и эконо­ мической учебы, говорится в постановлении ЦК КПСС- •«О дальнейшем улучшении идеоло­ гической, политико-воспита­ тельной работы», всецело зави­ сит от теоретического и мето­ дического уровня пропаганди­ стских кадров. К пропаганди­ стской работе в школах ком­ мунистического труда привле­ чено 1850 квалифицированных специалистов народного хозяй­ ства, руководящих и инженер­ но-технических работников, мастеров, членов обществ «Знание», ВОИР и НТО, проф- сбШНых активистов. В их чис­ ле 1163 коммунистов, почти 1200 человек имеют высшее образование, более половины — стаж пропагандистской рабо­ ты свыше шести лет. Многие из них Тесно увязы­ вают теорию с практическими делами коллективов. Так про­ водят занятия большинство пропагандистов школ Лебедян­ ского машиностроительного завода, треста «Железобетон», областной больницы № 1, Грузинского завода гидрообо­ рудования, производственного объединения «Елецкие круже­ ва», кинотеатра «Спутник», Центрального универмага, объединения «Липецкшвей- быт» и многих других. В области сложилась опреде­ ленная система работы с про­ пагандистскими кадрами. Для них организуются семинары. Проводят их совместно- обл- совпроф и Дом политического просвещения обкома КПСС. Кроме того, ежемесячно прово­ дится переподготовка пропа­ гандистов иа семинарах при районных комитетах партии, а иа крупных заводах — Новоли- пецком металлургическом, тракторном, «Свободном соко­ ле».* дополнительно создали свои постоянно действующие семинары. Введены также в практику индивидуальные кон­ сультации;' собеседования опыт­ ных пропагандистов с начина­ ющими. ■' В числе хорошо зарекомендо­ вавших себя методов обучения — практические задания, под­ готовка рефератов, разбор конкретных производственных ситуаций, собеседования. Так, пропагандист Липецкой сельскохозяйственной опыт­ ной станции заведующая отде­ лом животноводства кандидат сельскохозяйственных наук Р. Н. Черных, прививая слуша­ телям экономические знания, учит не только изыскивать ре­ зервы производства, но и рас­ считывать эффективность их использования. При изучении темы «Рост производительно­ сти труда — основа высокой эффективности» Раиса Наза­ ровна предметно, на примере опытной станции, объяснила, из чего складывается произ­ водительность труда, а затем попросила слушателей выпол­ нить практические задания; рассчитать и обосновать, что каждый из них может сделать для повышения эффективности труДа. Задания были выпол­ нены.' Предложения оказались ценными и были реализованы. «Школа научила всех нас * глубже анализировать свой труд,— делилась мыслями с подругами по работе доярка Р. А,- Марценюк,— После изу­ чения тем о внутрихозяйствен­ ном расчете я начала лучше понимать, из чего складывает­ ся прибыль хозяйства, а также мой заработок». Изучение, а затем и внедрение передозых методов и приемов труда пло­ дотворно сказывается на пока­ зателях фермы. В прошлом го­ ду надои от каждой коровы превысили в среднем три с по­ ловиной тысячи килограммов молока. По сравнению с 1974 годом в три раза больше ста­ ло доярок, перешагнувших ру­ беж надоев в 3500 килограм­ мов молока от коровы. Всем дояркам присвоено звание ударника коммунистического труда. «Школа коммунистиче­ ского труда не только способ­ ствует производственной ак­ тивности,— говорит Р. Н. Чер­ ных,— она помогает сплотить слушателей в дружный, боевой коллектив». Цо было бы, конечно,, непра­ вильным успокаиваться на до­ стигнутом, считать, что эконо­ мическая теория везде связа­ на с производственной практи­ кой, что . всюду занятия со­ провождаются эффективными результатами. Еще не изжит до конца сугубо просветитель­ ский подход к учебе, имеющий место в ряде школ. Анализ экономической деятельности трудовых коллективов подчас - подменяется поверхностной ин­ формацией о текущих делах, неглубоко раскрывается со­ циально-политический опыт хозяйствования. И в развитии сети школ есть недостатки, особенно на селе, в коммунальном хозяйстве, на предприятиях автотранспор­ та и шоссейных дорог. Недав­ няя проверка показала, что в Грязинской автоколонне среди слушателей школ коммунисти­ ческого труда почти нет води­ телей автомашин, в трамвай­ но-троллейбусном управлении 80 процентов рабочих вообще не охвачены политической и экономической учебой, в Хле- венском районе не учатся две тысячи свекловодов, механиза­ торов, сельских строителей. Бездействуют методические советы некоторых райкомов профсоюза сельского хозяйства, в том числе Грязинского, Чап- лыгйнского, Хлевенского рай­ онов. * Некоторые пропагандисты «успейают» изложить материал той или иной тёмы за 30—40 минут, Хотя ее объем рассчи­ тан на полтора, а иногда и на три часа занятий. В ряде школ увлекаются лекционным методом проведе­ ния занятий в ущерб деловым собеседованиям, выполнению практических заданий. В настоящее время над шко­ лами коммунистического тру­ да шефствуют более 30 клу­ бов, домов и дворцов культу­ ры, 48 библиотек профсоюзов. Дворец культуры тракторного завода составляет специальный план мероприятий для слу­ шателей школ коммунистиче­ ского труда, в котором глав­ ное внимание уделено вопро­ сам нравственного и эстетиче­ ского воспитания в полном соответствии ю четвертым раз­ делом учебной программы. Подводя итоги прошедшего учебного года,— сказал в за­ ключение докладчик,— мы в то же время определяем новые задачи с учетом особенностей предстоящего периода — до­ стойной встречи XXVI съезда КПСС и успешной реализации его решений. Через три месяца начнется новый учебный год. Готовясь к нему, комитетам профсоюзов необходимо осу­ ществить тщательный подбор пропагандистов, руководите­ лей школ коммунистического труда, скомплектовать, а там, где необходимо, расширить сеть школ, оборудовать места проведения занятий, оснастить их техническими средствами и наглядными пособиями, про­ вести семинары. Задача состоит также в том, чтобы поднять идейно-теорети­ ческий уровень занятий, вести учебный процесс в тесном единстве с узловыми пробле­ мами развития экономики и конкретными задачами трудо­ вых коллективов. Дело иерзо- ■степенной важности профсоюз­ ных комитетов — организовать в каждом коллективе учет, анализ и реализацию критиче­ ских замечаний и предложений слушателей по совершенство­ ванию хозяйственной деятель­ ности. Необходимо и далее, глубоко и своевременно ин­ формировать пропагандистов и слушателей школ по актуаль­ ным вопросам, связанным с решением народнохозяйствен­ ных задач. Неуклонно усиливать эф­ фективность идейного воешь тания, обеспечивать высокий уровень политической и эконо­ мической учебы — таково од­ но из важнейших требований постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеоло­ гической, политико-воспита­ тельной работы». Партийное руководство учебой (Из выступления секретаря Елецкого горкома КПСС Т. Н. ДЕНИСОВОЙ) Вопросы совершенствования работы школ коммунистическо­ го труда регулярно рассмат­ риваются ’ на бюро горкома КПСС, в первичных партий­ ных организациях, на семина­ рах секретарей парткомов и партбюро, председателей фаб­ рично-заводских и местных ко­ митетов профсоюзов. Ежегод­ но проводятся научно-практи­ ческие и теоретические конфе­ ренции, обобщается опыт луч­ ших пропагандистов. Как известно, .1979/80 учеб­ ный год был ленинским юбилей­ ным гбдом. Он- -начался темой «Ленинизм — революционное знамя нашей эпохи» и закон­ чился темой «Дело Лёнина живет и побеждает». Поэтому и в работе.с! пропагандисткой: особое внимание уделялось ленинской тематике. Для про­ пагандистов была прочитана лекция «В. И. Ленин— вождь, товарищ, человек» (по воспо­ минаниям современников), про­ ведены две теоретические конференции: «Ленинизм—жи­ вое и действенное учение марк­ сизма», «В. И. Ленин — мыс­ литель, революционер». На секциях пропагандистов про­ ведены практические заня­ тия по°работам В! И. Ленина о коммунистическом строитель­ стве н другие. С целью постоянного инфор­ мирования пропагандистов ор­ ганизуются их встречи с секре­ тарями горкомов партии,, от­ ветственными работниками ис­ полкома городского Совета, руководителями предприятий и организаций города. В помощь им были разработаны матери­ алы: «Елец от выборов до вы­ боров», «Повышение уровня плановой работы» (по поста­ новлению ЦК КПСС «О даль­ нейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государ­ ственных органов»), «Об ито­ гах работы коллективов горо­ да в 1979 году» и другие. Сейчас в Ельце 80 процен­ тов пропагандистов участвуют в движении «Пропагандист — пятилетке эффективности и ка­ чества». Только на заводе «Эльта» они оказали помощь 375 работникам в подготовке социалистических обязательств и 18 новаторам — в разра­ ботке рационализаторских предложений. На элементном заводе почти 500 рабочим бы­ ла оказана помощь в разработ­ ке планов повышения произ­ водительности труда. Остановившись на упущени­ ях в работе школ коммуни­ стического труда, Т. Н. Дени­ сова выразила пожелание, что­ бы отраслевые обкомы проф­ союзов, особенно работников культуры, торговли, общест­ венного питания активнее за­ нялись обобщением передово­ го опыта в подведомственных организациях с целью реко­ мендовать его для изучения слушателями школ коммуни­ стического труда. В центре внимания— социалистическое соревнование (Из выступления председателя завкома Новолмпецкого металлургического завода С. И. ВЕРИГИНА) работы за 1979 год почти 8 тысяч из. них значительно пе­ ревыполнили личные социали­ стические обязательства. Советские профсоюзы, — сказано в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучше­ нии идеологической, политико- воспитательной работы»,—при­ званы совместно с руководи­ телями предприятий и пар­ тийными организациями доби­ ваться* повышения роли тру­ довых коллективов как в про­ изводстве, так и в идейно-вос­ питательной работе. 8500 металлургов — слуша­ телей пгкол коммунистического труда участвуют в соревнова­ нии за коммунистическое от­ ношение к труду. По итогам С призывом развернуть со­ ревнование' за перевыполнение плановых заданий 1980 года и пятилетки в целом обрати­ лась к коллективу завода бри­ гада горновых, возглавляемая слушателем школы коммуни­ стического труда Н. Ф. Чуно- совым. Бригада, возглавляемая ру­ ководителем школы коммуни­ стического труда Н. А. Ледов- ских, выступила с инициати­ вой развернуть движение за сокращение простоев основно­ го оборудования, повышение исполнительской дисциплины, культуры, и эстетики произ­ водства под Девизом «Рабоче­ му месту г— образцовый поря­ док, оборудованию — отлич­ ное содержание». Таких примеров много по за­ воду. Начало каждому из этих движений было положено на занятиях школ коммунистиче­ ского труда. Сегодня все слушатели школ развернули социалистическое соревнование за сохранность оборудования, совершенство­ вание тёхнологии производст­ ва, повсеместное соблюдение техники безопасности. Все они активно участвуют в заводских смотрах и конкурсах, направ­ ленных на совершенствование производства. Методический совет—в действии (Из выступления председателя методического совета обкома профсоюза рабочих пищевой промышленности Л. И. ЧЕРНЫХ) Замечательный педагог и пи­ сатель А. С. Макаренко гово­ рил, что можно заставить че­ ловека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим его не будут воспиты­ вать политически и нравствен­ но, если он не будет участво­ вать в общественной и поли­ тической жизни, то этот труд не даст никакого положитель­ ного результата. Формированию активной жизненной позиции слушателей и подчинена работа методиче­ ского совета, под контролем которого находятся 97 школ коммунистического труда. Методический совет заботит­ ся о том, чтобы слушатели глубоко изучали постановле­ ния партии и правительства. Он не только своевременно раскрывает сущность и значе­ ние того или иного почина, пе­ редового опыта, следит за его внедрением, но и показывает самих новаторов, передовиков — их моральный облик, глубо­ кое понимание ими обществен­ ных интересов, своего патрио­ тического долга перед Родн­ иной, перед коллективом. С помощью методического совета изучен ряд новых тех­ нологических приемов, приме­ ненных на своих и родствен­ ных предприятиях. Это позво­ лило на сегодня 42 вида про­ дукции пищевой промышлен­ ности области маркировать го­ сударственным Знаком каче­ ства. Практическая реализация знаний (Из выступления руководителя школы коммунистического труде Калининского межхозяйственного предприятия А. П. ОВЧИННИКОВОЙ) Изучение опыта передовиков в школе коммунистического труда и применение его ка практике позволило перейти на повышенную норму обслу­ живания '„в группе доращива­ ния мбЛбййяка, на откорме сви­ ней, ^"результате чего высво­ бодилось' шестнадцать жи­ вотноводов. Этими кздрамЙ были доукомплектованы под­ менные бригады для работы в выходные дни и в период от­ пусков основных работников. Сейчас все рабочие предприя­ тия трудятся с 8 до 16 часов, кроме того, имеют один вы­ ходной день в неделю по скользящему графику. Метод обучения в нашей, школе таков. Вначале слуша­ тели отвечают на все вопро­ сы, которые были поставлены на предыдущем занятии, за­ тем проводится информирова­ ние о решениях, принятых ад­ министрацией по предложени­ ям, внесенным слушателями ранее. И, наконец,—новая те­ ма. Она обязательно увязыва­ ется с жизнью предприятия, района, области. Усвоив, что материал лучше воспринимается, когда подает­ ся в форме беседы, я, да и другие руководители школ на­ шего хозяйства, чаще всего ис­ пользуем эту форму обуче­ ния. , В заключение занятий мы разбираем вопросы, которые возникли в процессе учебы, слушатели записывают литера­ туру, которую необходимо про­ работать к следующим за­ нятиям. К каждому занятию обяза­ тельно готовятся наглядные пособия. Правилом школы ста­ ло привлечение к чтению лек­ ций специалистов хозяйства и передовых животноводов. Основное условие эффективности (Из выступления И. С. ШАГУНОВА, консультанта Дома политического просвещения обкома КПСС) Через областные курсы и семинары удается ежегодно готовить до тысячи руководи­ телей школ, то есть их боль­ шую часть. Однако подготов­ ка проводится далеко не раз­ номерно..,по отраслям народно­ го хозяц^тра. Особенно з не­ выгодно^,, положении оказыва­ ются сельские пропагандисты, которые как раз более других нуждаются в квалифицирован­ ной теоретической и методиче­ ской помощи. Серьезные недостатки есть и в содержании работы методи­ ческих секций районных семи­ наров пропагандистов, кото­ рые являются основной фор­ мой учебы и руководителей школ коммунистического тру­ да. Планами предусмотрены, как правило, лишь лекции и методические установки и иг­ норируются собеседования. Не все пропагандисты пользуются при подготовке к занятиям первоисточниками, а в резуль­ тате и слушателей не учат ме­ тодике изучения и конспекти­ рования работ. Опыт последних лет пока­ зывает, что сейчас, когда ко­ личество школ повсеместно возросло и продолжает неук­ лонно расти, охватить имею­ щееся число пропагандистов областными курсовыми меро­ приятиями практически невоз­ можно. В этих условиях пеле­ сообразно учебу основного контингента пропагандистов осуществлять в городах и рай­ онах, но на более высоком ка­ чественном уровне. При этом особое внимание обратить на коренное улучшение секцион­ ной работы. На секции руко­ водителей школ рассматривать не только методику проведе­ ния занятий вообще, но и пу­ ти дальнейшего совершенство­ вания всего учебно-воспита­ тельного процесса по каждому из четырех разделов учебного плана. Не первый год идет разго­ вор о практических заданиях слушателям, но многие пропа­ гандисты их не применяют. Это серьезное упущение, отражаю­ щееся на качестве занятий. Не менее важно — закреп­ ление кадров пропагандистов. В. И. Ленин подчеркивал, что людей, которые ведут пропа­ гандистскую работу, «...надо специализировать, занимать их целиком и беречь сугубо». Се­ годняшний пропагандист дол­ жен не только ясно и убеди­ тельно излагать новый матери­ ал, но и быть готовым к разъяснению нового партийно­ го документа., решения, к объ­ яснению и комментированию того или иного факта, явле­ ния общественной жизни, к формированию здорового об­ щественного мнения вокруг происходящих событий. В бу­ дущем учебном году необходи­ мо развивать и углублять пат­ риотическое движение «Пропа­ гандист—пятилетке». Ш и р е и с п о л ь з о в а т ь п е р е д о в о й о п ы т (Из рекомендаций научно-практической конференции по Настойчиво добиваться по­ вышения научного уровня про­ водимых занятий, усиления связи изучаемых проблем с жизнью, с решениями стоящих хозяйственных и политических ссвершенствованню работы школ коммунистического труда) задач, повышения деловито­ сти, конкретности, эффектив­ ности в?ей политико-воспита­ тельной работы в школах. Центральное место в учеб­ ном процессе школ коммуни­ стического труда по-прежнему должно занимать глубокое и прочное усвоение всеми слу­ шателями ленинского теоре­ тического наследия, решений партии и правительства, трудов и выступлений Генерального секретаря ЦК КПСС, Предсе­ дателя Президиума Верховно­ го Совета СССР товарища Л. И. Брежнева. Особое внимание следует уделять раскрытию ветичия коммунистических идеалов, всепобеждающей силы марк­ сизма-ленинизма, сущности со­ ветского образа жизни, до­ стижений развитого социали­ стического общества, показу плодотворной неутомимой деятельности КПСС по укреп­ лению могущества нашей Ро­ дины и обеспечению мира на земле. Важнейшим направлением деятельности школ коммуни­ стического груда следует счи­ тать глубокое изучение соци­ ально-экономической полити­ ки КПСС, направленной на повышение материального бла­ госостояния и культуры наро­ да, всемеоное развитие со­ циалистического соревнования, движения за коммунистиче­ ское отношение к труду, изу­ чение и внедрение передово­ го производственного опыта, достижений науки и техники, настойчивую борьбу за укреп­ ление трудовой дисциплины, повышение ответственности за порученное дело, за эконо­ мию и бережное отношение к социалистической собственно­ сти. Творческое изучение опыта лучших предприятий, участ­ ков, бригад, передовиков пя­ тилетки, прогрессивных мето­ дов организации труда, новой технологии производства со­ четать с определением эконо­ мической эффективности нов­ шества в конкретных услови­ ях, с выявлением местных ре­ зервов улучшения производ­ ства, путей их практического использования. Добиваться обязательного внедрения ре­ комендованного опыта, при-4" ема, почина в установленный срок. Партийным и профсоюзным организациям улучшить под­ бор, учебу и воспитание про­ пагандистских кадров для школ коммунистического тру­ да, окружить их повседнев­ ной заботой и вниманием, В работе с пропагандистами шире использовать передовой опыт, постоянно выделять об­ разцы пропагандистского ма­ стерства, делать их широким достоянием. Отчет с научно-практической конференции под­ готовила внештатный корр. «Ленинского знамени» В. ШЕВЧЕНКО. х

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz