Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
'22 ию ня !980 г., Л И 4 3 (15 740) V ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Выставки РАЗНОСТОРОННЕЕ ДА Р ОВАНИЕ В выставочном зале открыта экспозиция произведений заслуженного художника РСФСР ленинградца ДмйТ- ч рия Григорьевича Обоз- ненко. Представлены произве дения, достаточно интересно х арактеризу ющие раэн осто- роннее дарование художника. Это и различная по тематике живопись, легкий, мастерски выполненный рисунок, сатири ческие плакаты. Д .Г. Обозненко проявляет интерес к очень ответственной и серьезной для художника теме Великой Отечественной войны. Интерес этот не слу чаен: подростком Д . X... Обоз, ненко оказался в осажденном Ленинграде, однако произве дения его — не конкретные воспоминания, они полны сим волического смысла. Вот картина «День Победы». Художник изобразил, казалось бы, очень будничную сцену*, солдаты у пушки на улице города как бы позируют перед фотоаппаратом. Яркий солнеч ный день, пыль, вокруг битый кирпич, полуразрушенная сте на д о * а. Обстановка создает ощущение только что прошед ших боев. И вот, наконец, ти шина. Война кончена, но она еще чувствуется во всем; и в усталых позах солдат, и в за пыленных вылинявших гимна стерках, и в этих печальных руинах. В картинах этой ж е темы, написанных в 70-е годы, уж е нет такой конкретности сюж е та. Они наполнены высокой патетикой, больш им ' эмоцио нальным накалом. Это полотно «Победа», написанное к юби лейной выставке, посвященной 50-летию образования СССР. Картина «Пал смертью храб рых», посвященная 30-летию Победы, и связанная с ней по сюжету карти н а «Командир». Все они исполнены возвышен ной торжественности и мону ментальности. Немало места в творчестве Обозненко отведено пейзажу. С любовью и теплотой он изоб р аж ает природу средней поло сы России, вТпды Ленинграда. В чем-то робки и упрощены композиции его ранних-; пейза жей: «Лес зеленеет», -«Щучье озеро», «Майские дни»* Точнее и выразительней становится цветовое решение в пейзаж ах «Летний сад», «Майский лес», «Март», «Март. . Суздаль», «Весенние облака» и другие. Много лет Обозненко рабо тает в известном коллективе, объединяющем ленинградских художников и поэтов,’ «Боевой карандаш». Им выпущено в свет много сатирических пла катов. Без этого раздела вы ставки представление о разно стороннем даровании художни ка' бы ло бы неполным. С большой находчивостью, остро умием и мастерством созданы эти произведения. Н а суд об щества выводятся хамство, лицемерие, тунеядство, пьян ство, разгильдяйство, словом, все то, что представляет для нас социальное зло. Интересна серия рисунков, посвященная испанской корри де. Художник изображ ает р аз личные моменты этого увлека тельного зрелища. Он смотрит и оценивает происходящее не глазами испанца и, естественно, не может испытывать восторг в каждый момент этой крова вой схватки человека и ж ивот ного. Он восхищается стройной, ловкой и изящной фигурой то реро и видит, как его, ранено го, уводят с арены. Во всех рисунках не столько динамизм движения, сколько напряж ен ность, в которой чувствует ся, концентрация всех физиче ских и духовных сил человека перед возможной трагедиен. Таким разносторонним, за трагивающим важны е пробле мы нашей жизни предстает перед нами творчество Д . Г. Обозненко. Он поднимает очень сложные и ответственные темы, смело работает в разных видах изобразительного искусства, что несомненно привлекает зрителей к его работам. Н. ПРЯМКОВА, искусствовед. ТА К А Я У Н Е ГО П Р О Ф Е С С И Я Этот рассказ мне хочется начать -выдержкой из объе мистой книги отзывов и по желаний пациентов неврологи ческого отделения медсанча сти НЛМЗ. «Мы, рабочие Новолипецко го металлургического завода, сердечно благодарим неуто мимого труженика, человека доброй души, Ивана Михайло вича Лаврентьева. С его появ лением в палате становится как-то теплее, светлее, в ду шу вселяется твердая вере в выздоровление». Когда я читал многочислен ные записи, полные искренней признательности всему кол лективу отделения, заведую щий отделением И. М. Лав рентьев смущенно улыбался: такая, мол, у нас профессия — возвращать людям здоровье, и мы просто выполняем свой долг— * * * Казалось бы, что еще нуж но врачу-невропатологу? При. боры есть, методика лечения известна. Но не все в них уст раивало Лаврентьева. Среди десятков больных, приходив ших к нему на прием, были и такие, которым он не в силах был помочь. Тяга к новизне, желание победить болезнь за ставляли совершенствовать средства и методы лечения. Как-то в одной из Москов ских травматологических кли ник Лаврентьев увидел аппа рат для лечения костных и су ставных заболеваний. Подроб но ознакомился с его рабо той, привез с собой в Липецк схему, показал ее главврачу медобъединемйя Б. С. Бресле- РУ. — Хорошая штука, но мало эффективная, кости да суставы только лечит, — изучив схему, сказал Борис Семенович. — Вот и я так думаю,—согла сился с ним Иван Михайлович. С минуту помолчав, поделил ся мыслями, которые занимали егб всю дорогу из Москвы. — А что если нам, Борис Семенович, на основе схемы москвичей создать--принципи- О тех, кто рядом: ально новый аппарат, с по мощью которого можно лечить всю нервную систему, позво ночник, суставы больных, так сказать, аппарат для магни- тотерапии? В тот вечер они просидели в кабинете чуть пи не до полу ночи, все чертили схемы, эскизы, предлагали разные варианты нового аппарата, подобного которому еще не было. Свое новое детище, испол ненное пока в схемах, эски зах и чертежах, они принесли через несколько дней началь нику электроремонтного цеха Борису Николаевичу Кусёнко, объяснили ему суть дела. Че ловек инициативный, отзывчи. вый на все новое, он сразу по нял значимость просьбы вра чей, поручил самым лучшим специалистам цеха в предель но короткий срок выполнить заказ. Сейчас этот аппарат рабо тав* безотказно и вернул здо ровье уже сотням больных. Года два назад мне приш лось по служебным делам быть в новом корпусе боль ницы медсанчасти НЛМЗ и беседовать с Иваном Михайло вичем Лаврентьевым. Тогда этот неутомимый человек по делился со мной своими но выми замыслами: — Был я месяца два назад в одном московском автори тетном медицинском заведении и видел там бассейн для лече ния пациентов, страдающих заболеваниями позвоночника и нервной системы. Проводит ся оно самым простым об разом: больного, опирающе гося на подлокотники, с подве шенными к поясу грузиками спускают в бассейн с теплой водой. Эффект, по словам медиков, неплохой. Но уж очень примитивно сконструи рован этот бассейн. Да и пропускная способность бас сейна невелика. — А разве можно сделать лучше, чем это удалось уче ным? Иван Михайлович.... как-то сразу оживился, по-мальчи шески лихо сдвинул на заты лок белоснежный колпак, а потом задумчиво сказал: —• Пожалуй... Нужно создать такие простые и удобные для больных конструкции подъем ников и подножных Площадок, чтобы они спускались в бас сейн с лечебной водой и под ннмались обратно автоматиче ски. Недавно я поинтересовал ся у Лаврентьеве: — Ну, а как ваш замысел с лечебным бассейном и авто магическими подъемниками? — А вот, взгляните! Иван Михайлович с улыбкой положил передо мной автор ское свидетельство № 703100 Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий, зарегистрирован нов 21 августа 1979 года. Потом, перелистывая стра ницы объемистой тетради, за ведующий неврологическим отделением называл фамилии тех, кому этот уникальный бас сейн вернул возможность пол ноценно Жить и трудиться. Их более трехсот человек! От души поздравив Ивана Михайловича Лаврентьева успехом, я не удержался от вопроса о его новых замыслах — Действительно, есть и но вые задумки, —- сказал Иван Михайлович. — Сейчас вместе с Борисом Семенови чем Бреолером работаем над конструкциями механизмов, которые в несколько раз об легчат труд санитарок по ухо ду за тяжелобольными, и еще ндд одним очень нужным мае сажным аппаратом. За разговором мы допоздна засиделись с Иваном Михай ловичем. Мне хотелось поболь ше узнать об этом скромном враче, имя которого с уваже нием произносят зарубежные коллеги, о том, как рождают ся его аппараты, возвратившие здоровье сотням людей.*. М. ВЛАСОВ, старший инженер областного совета ВОИР, член Союза журналистов СССР- , Х Р О Н И К А К У Л Ь Т У Р Н О Й Ж И З Н И С т р о й к и у ч а щ и х с я Г ер о й граж данской во й н ы А . А . В ер м ш и ев, м о ло д ы е ельч а н е А н я Гайт ерова и А л еш а О б о - ротов, п о ги бш и е в б о я х с гит леровским и захват чикам и, вк лю ч ен ы в с п и - ски стройотрядов тех н и к ум а ж елезнодорож н о го транспорта. Каждый из 85 учащихся отработает за почетных бойцов по нескольку дней. Заработная плата будет пе речислена на строительство в городе Липецке памятни ка комсомольцу 20 -х годов Валентину Скороходову. ' Один из трех отрядов, созданных в техникуме, уже приступил к работе. Вместе с рабочими СПМ-663 ими начато строи тельство нового корпуса железнодорожной больни цы. За время летнего тру дового семестра учащими ся техникума будет освое но на объектах города бо лее 130 тысяч рублей. Н а г р а д а — Д о м у к у л ь т у р ы П очет ной грамотой В Ц С П С и денеж ной пр ем и ей награж ден к о л лект ив Д о м а культ уры с о вхо за « А гр о н о м » Л е б е - д я н ск о го ра й о на . ВЦСПС подвел очеред ные итоги работы коллек тивов профсоюзных клу бов и дворцов культуры. За успехи в идейно-полити ческом, нравственном и эстетическом воспитании и организации досуга трудящихся отмечены раз. личными наградами 24 лучших в стране культ- проеветучреждения. В ы п у с к н о й в м у з ш к о л е '■"-В ли п ец к о й м у зы к а л ь н о й ш к о ле М ~ 1, которая в этом г о д у отмечает сво е сорокатрехлетие, сост оялся о черед ной вы п уск . Аттестаты вручены ше стидесяти шести учащимся дневного отделения. Пять десят два выпускника окон чили школу на «4» и «5». Среди них отличники, лау реаты областных конкурсов Ольга Зарницкая, Лариса Попова, Александр Чулков и Надежда Стрельникова. Немало труда в их подго товку вложили преподава тели училища Л. Н. Рыжо ва, В. В. Котляревская, I, А,. Ларполито, Л. Г. Бондарев й другие"'"” ’ ' ' Надолго запомнится ре бятам выпускной бал. Прошел он в форме «Му зыкального лото». Свое ис кусство продемонстриро вали и те, кто завтра будет обучать мальчишек и дев чонок музыкальной грамо те. (№»1т111111пн11т1Н1на1Н1Н111111111111111»П1Па11111аа11111Н11т11П111Ш1Ш111111111И11Ш»нт1ннн11НН11<111111ттП1 и и и т ш т н п и п т сл\ С ЕЛО Высокополье *— глубинка не бог весть какая: рядом Дрязги, в трех километрах — асфальт на Усмань. Но прежде чем попасть в село, долго еще наш вездеход петлял по топкому бездорожью , то и дело буксуя в расквашенных дож дями ко леях. Но вот и дом Г. И. По повой, приславшей в редакцию тревожное письмо. Утопая в яблоневом цвету, он глядит с открытого возвышения на село распахнутыми окнами. Встретила нас сама хозяйка: — Вы уж извините за беспо койство, — смущается она. — Но поймите, не могла я мол чать. То, о чем рассказы вает Га лина Ивановна, и впрямь нельзя слуш ать равнодушно. Н а фер мах усманского колхоза «Со ветская Россия» — что ни год, бескормица, надои низкие, учается падеж скота, а в сводках — полный порядок. И все потому, утверж дает Г. И. Попова, что правление, предсе датель колхоза стали на путь приписок, обмана государства. Тем ж е, кто возраж ает, соз даются такие условия, что ру ки опускаются. — С ам а-то я в колхозе не 2 работаю , — говорит Г. И. П о пова. — Учительствовала в ме стной школе, теперь вот на пенсии. Но мои бывшие ученики и их родители по старой па мяти делятся со мной своими заботами, и многие считают, что обстановка сложилась не нормальная. — Почему ж е они сами не напишут? — А я вот сейчас приглашу соседку, телятницу Щ ербатых, спросите у нее. — Галина Твановна вышла, но скоро ^уёрнулась... одна. —• О тказалась. Говорит, мне один год до пенсии... П ЕРВАЯ ж е ф раза пред, седателя колхоза Н. И. Писарева, признаться, насторожила: <—■Опять ж алоба? — помор щился Николай Иванович. — Небось завхоз пишет? И чего ему не хватает? Должность хорошую ему дал, дум ал — уймется. Так нет! Опять напи- ДОРОГИЕ ОШИБКИ сал... Н е он? Значит, другие нашлись? -... ■, П рочитав письмо Г. Й. По повой, он сказал: — Чепуха! Н у как бы мы, посудите сами, при таких бе зобразиях выполняли планы? А мы выполняем и д аж е имеем от молочного животноводства кое-какую прибыль! Мы долго беседовали с пред, седателем. Потом мне приш лось изучать факты, встре чаться со многими людьми. Некоторые, как и председа тель, особо подчеркивали: «Мо. ж ет, и есть какие грехи, но ведь прибыль имеем!». Ч то ж , прибыль, действитель но, есть. Д аж е в минувшем не благоприятном году колхоз получил от продажи молока 18 тысяч рублей. Но за счет чего? Ведь скот обеспечивается кормом наполовину и зимой содержится впроголодь. В истекшую зимовку концентра тов, силоса, корнеплодов заго товили 54 процента, сена было 40 процентов потребности. От дача кормового гектара на богаре скудна, поливных уго дий в колхозе не имеется. Как ж е планы выполняются? «Секрет» оказался проще простого: в колхозе взяли за правило подолгу затягивать перевод первотелок в дойное стадо. Числятся они нетелями, а молоко дают. — В начале этого года, — рассказы вает главный ветврач колхоза А. Н. Старщцнова, — таких дойных «телят*, набра лось 50 голов. П опыталась было я включить их в отчет как коров, а председатель: «Не вздумай! З а обман госу дарства нас по головке не по гладят...». Пусть не погладят, подумала я, зато честно будет, и включила первотелок. П рав да, отчет мой не приняли... • Строптивому ветврачу после этого сказали: — Ну, милый человек, выно. сить сор из избы... это зна ешь... Видать, мы не сработа ем ся.. Вмешайся „ в назреваю щий конфликт секретарь пар тийной организации В. А. Кон дакова, другие члены партбю ро — и все уладилось бы ко всеобщей пользе. Принципи альная, трезвая оценка ситуа ции сослужила бы добрый урок председателю, а главное — конфликт был бы правильно понят колхозниками. Но члены партбюро пошли на поводу у правления, и А. Н ..Старшинову они не поддерж али. Тогда-то и покатились по селу слухи, пересуды. — Вот она, справедливость- то... >\ЧЧЧЧ\Ч\\\^ЧЧЧЧУ — К акая там справедли вость! Заведующ ая-то фермой, слышали, своей сестре-телят- нице — и корма отборные, и лучших телят. У нее и привесы, и заработки до 250 рублей, а остальные телятницы и по сотне рублей не получают. А тут, как нарочно, еще один случай, который подогрел стра сти: сторож у Л . А. Черкасову — родственнику заведующей фермой, отъявленному прогуль щику и пьянице, начислила среднемесячную зарплату в первом квартале около 200 рублей. — К ак ж е так? — возмути лись колхозники. — Сами ж е руководители во всеуслы шанье заявляю т: Черкасова, мол, надо отправлять на прину дительное лечение, а ёму вроде как премия. — Ошибка вышла, — с улыбкой говорит Н. И. Писа рев. — Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Не многовато ли таких «ошибок»? И почему вдруг так легко «разрешает» себе председатель ошибаться? Ведь не с дровами же он имеет де ло — с' людьми! Почему вдруг такое пренебрежение к ним? Бы вш ая учительница Г. И. Попова права, считая, что не доброж елательность по отно шению к людям, пренебреже. ние их нуждами и запросами, как правило, становится воз можным в тех производствен ных коллективах, где ослабле но влияние общественных орга низаций, где со стороны пар тийных органов нет контроля за деятельностью хозяйствен, ных руководителей. К чему это привело в колхозе «Советская Россия»? Лю ди разобщены, у них нет общего, коллективного взгляда на колхозные проб лемы. К аж дый как бы сам по себе. И потому так часты здесь случаи элементарной бесхо зяйственности. Прошлой осенью наемная бригада построила в колхозе телятник. Выплатили ей 12 ты,- сяч рублей. Пришла зима, а поголовье разместить негде: в помещении ни окон, ни две рей. Вместо плит на строитель, ство пошел кирпич, в нарушег ние всяких норм. — Стены клали в полтора кирпича, — говорит завхоз Н* Е. П анков. — Сообщил я об этом инженеру отдела капи тального строительства А. Г. Сорокину, а он усмехнулся: «Кладите, если у вас — К ав каз». Вот мы и строили... Но зим а выдалась не к ав казская; в телятнике было хо лодно, начался падеж. - И не мудрено. В колхозе, оказы вается, д аж е скудные запасы кормов уплывали в нынешнюю зимовку на личные подворья. Д ело в том, что часть колхоз ных лошадей разобрана по домам. И хотя используются они для личных нужд, корм для них без всякого учета от рывают от общественного ско та. Почему председатель принял такое решение? — Все правильно! — катего рично заявляет Н. И. Писарев. — Если лошадей согнать на колхозный двор, их все равно будут использовать дл я личных нужд. У нас д аж е тракто ры угоняют. Ч то ж мне, сТоро. жей всюду ставить? Такие вот «аргументь*»... Я СКА ЗАЛ председате лю, что пока находился в селе, десятки людей ж аловались мне на несправед ливое к ним отношение, на бесхозяйственность, что факты из письма учительницы под тверждаю тся. Значит, было бы разумно собраться всем вме сте н обсудить возникшие воп росы. Ведь большинство «проб, лем» можно очень Легко ре шить при заинтересованном отношении обеих сторон. П редседатель решительно отказался. «Они завтра опять напишут. Мне что ж , извинять ся перед ними?» О тказался он зайти и к старой учительнице Г. И. Поповой, считая, что делать он это не обязан. И уж совсем спокойно воспринимает происходящее секретарь кол хозного партбюро В. А. Кон дакова. «Ж алобы , обиды, не уважение к людям, игнориро вание их мнений? Ну, это че ресчур, — ничего такого у нас нет, — считает она. — Д а м а ло ли что они напишут!». В этом «они», прозвучавшем в речах председателя и секре таря колхозного партбюро, дум ается, и заключается сущ е ство проблемы. Руководители «* хозяйства, проводя черту м еж ду собой и теми, кто откры то выступает против беспоряд ков и злоупотреблений, допу скают большую ошибку! Н адо ведь беспокоиться не только о высоких прибылях и доби ваться этой цели, не особо вы бирая средства, но и дум ать о воспитательных последствиях хозяйственной деятельности! И очень ж аль, что председа тель колхоза пока этого не по. нимает. Пока он лишь настаи вает на своем «праве на ошиб ку», своеобразно толкуя изве стную поговорку: я. мол, рабо таю, потому и ошибаюсь. К акая иена его «ошибкам», он не ведает. Прибыль прибылью, | судь бы людей, их настроение — куда важнее! Ю. ДКЖАРЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени». •Поэтическая рубрика пристрастья Ароматом ковриг пропеченных, От лучей ц огня золоченых Вдруг дохнет на меня магазин, И припомнится небо лучистое, И псу* маревом степь ( колосиста», Это значит — крестьянский я сын. О, глубокие наши пристрастья! Родники неизбывного счастья! Кто пристрастен, тот счастлив и жив. Я пристрастен к цветению колоса И к звучанью правдивого голоса, И к раздольям родных наших нив* Я пристрастен к российским долинам И к лугам, и домам- исполинам, Что возводит рука земляка. Смотришь солнце над ним, как корона, — И плывут облака, как века. Я пристрастен к славянским реченьям, Плавным, тихим, как Волги теченье. И певучим, как струи Донца, К знойной кари татарского глаза, К зажигательным танцам Кавказа Я пристрастен теперь до конца. Есть у нас, есть пристрастья и корни, И земли нам не надо просторней. Что заморская быль нам, иль небыль? Мы живем под сияющим небом. Это мы—соль и совесть земли. А. ВАСИЛЬЕВ. 13 юношей — выпускников 10-го класса Ивановской средней школы — решили ос таться в родном совхозе «Ка менский». Еще в школе они овладели специальностью ме ханизатора, работали с опыт ными наставниками ш тур вальными и трактористами. Сейчас они сдают экзамены, а получат аттестаты — для них уж е готовы тракторы. Ребята обратились к выпускникам своего району с письмом, в ко тором призывают последовать их примеру. На ^ннмке: выпускники И ва новской средней школы, решив шие остаться в родном селе. Фото В. Дурнева. У Ж Е ВЫЙДЯ из театра после просмот ра «Женитьбы», в толпе зрителей кто-то походя бросил .фразу: «Д а разве это Гоголь? Эк, изувечили..,». С этого и хочется начать разго вор о спектакле Томского теат ра драмы* П ожалуй, невозможно на звать театр, который был бы безразличен к наследию клас сической драматургии. Но ес ли произведения классиков счи таются у нас обязательным элементом репертуара, опре деленным каноном, то значи тельно сложнее обстоит дело со сценическим решением этих самые незначительные сокра щения). Они лишь заострены, выполнены более крупными мазками и потому более рель- ефны. Они постоянно вызыва ют смех смех дерзкий, презрительный, убивающий. Так разве это не Гоголь? Более того, вы обратили внимание, в каком поистине трагическом ключе выстроена заключительная сцена спектак ля, как замер смех, уступив место уж асу? Разом Оборва лись все комедийные ситуа ции, и с огромной силой об нажились мерзость, убогое не вежество, если хотите, жестб- ОБИЖЕН ЛИ Г О Г О Л Ь ? Театр произведений — здесь никаких канонов нет, и каждый режис сер трактует пьесу на свой лад. Поиски эти отнюдь не новы, и вовсе не случайно, И. Ильф и Е. Петров еще пятьдесят с лишним л ет назад заставили незабвенного Остапа Бендера, как вы помните, по знакомиться с театром «Ко лумб», 6 котором вместо эк зекутора Яичницы «выносили большую яичницу на сково роде» (спектакль «Женитьба» Н. Гоголи), а Кочка рев с Ф ек лой пели «куплеты про Чем берлена и алименты». Разум еется, это шутка, крайность (хотя нечто подоб ное мы вполне еще можем встретить). Ну, а если серьез но: как ж е все-таки сегодня ставить классику? «Художник-реалист не сме ет быть рабом действительно сти. Это правило столь ж е •важное, как и правило дер ж ать тесную связь с этой дей ствительностью, не разры вать языком привычных для пуб лики явлений. Конечно, великий реалисти ческий театр прошлого всегда шел по этому пути* Но ИДТИ по какому-либо пути означает ИДТИ ВП Е РЕД . «Горе от ума», «Ревизор», «Женитьба» [едполагают не одну только правду, но и гр отес н-к ар ика- туру, и вне атмосферы такого гротеска не могут йе поблек нуть. Но Почему с этими ста рыми произведениями не поз волить себе опыта пропустить их через гораздо более толстый слой многоразлично изогнуто го рефрактора гротеска? «Р е визор» есть новое завоевание по этому Пути», — так писал А. В. Луначарский в рецензии 1 |а «Ревизора» в театре Л ^й ер- хольда в 1927 году. - Здесь дчень четко высвет лено право театра на творче ский поиск своего решения, своего прочтения классической пьесы. В ажно только, чтобы это решение не противоречило автору, не мешало нашему знакомству с произведением классика. Можно понять зрителя, бро сившего ту сакраментальную фразу, которая приведена в на чале рецензии. Его смутили внешние атрибуты спектакля; грим Феклы, пронзительная желтизна бархатных брюк Ж евакина, неестественная ма нера передвигаться Анучкина и Яичницы, испуганно-изум ленная маска Агафьи Тихо новны, яблочный, скоморо- шечный румянец на щеках Степана и Дуняшки. Н а первый взгляд, оно и в самом деле не очень-то вяж ется с именем великого реалиста Гоголя. Но только на первый взгляд... Главный режиссер театра заслуженный артист РСФСР Ф. Григорьян, поставивший и оформивший «Женитьбу», очень чутко подметил- устрем ленность пьесы Н. В. Гоголя к гротеску, крайнему заострению ситуаций и образов. Уже само жанровое ее определение — «совершенно невероятное со бытие» •— носит явно гротес ковый характер. Это и опреде лило весь строй спектакля, Пусть необычный, пусть в чем- то не согласующийся с нашими Привычными представлениями о постановке пьес Гоголя. Но, заметьте, — с нашими привыч ными представлениями, а не с самим великим писателем. Ибо нй авторский текст, ни ситуа ции пьесы, ни, наконец, соци альные типы, созданные авто ром, в спектакле не претерпе ли ни малейшего смыслового изменения (в тексте сделаны кость расейской обывательщи ны тех времен. Т ак разве это не Гоголь? Самым большим достоинст вом спектакля мне представля ется его художественная за конченность. Все —- грим, д е корации, костюмы, продуман ности мизансцен — подчинено одной мысли, одному стрем лению: четко донести до зри теля гоголевский подтекст, силу гоголевского разоблаче ния действительности. И по смотрите, какое великолепное собрание типов представлено На сцене. Вот внешне элегант ный, выутюженный, д аж е в чем-то величественный . П одко- лесин (арТ. В. Антонов). Но только-только мы соприкосну лись с ним, как из всех щелей поползла Обломовка, обломов щина, Цепкая, вязкая, сковы вающ ая всякое желание, вся кую мысль. Только бы не за ставили Подколесина принять какое-то решение, только бы ничего не изменилось в этом пояудремотном сущ ествова нии. И з-за внешней импозант ности вылезло этакое обыва тельское мурло... А вот из Кочкарева (заел, арт. РСФСР В. Варенцов) энергия ключом бьет, он себе места из-за нее не находит. Только на что Она направлена? С упоением Кочкарев берет на Себя роль свахи, старается отвадить других женихов от Агафьи Тихоновны. Все сред ства Хороши, где-то ужом проползет, где-то тигром рык нет. Артист настолько увлечен но лепит своего героя, что не вольно поддаешься его прав де: нашел человек для себя дело и старается изо всех Сил. Только дела лИ? % . М ы 'говорим о типах. А об разы ’- ^спектакля — действи тельно Т и пы обывательской царской России» И ничего, что грим экзекутора Яичницы не сколько экстравагантен, а от ставной пехотный офицер Анучкин наделен манерами •жеманной «девицы с претен зиями», ничего, что Агафья Тихоновна каж ется однажды удивленной и так к оставшейся в этом качестве. Все это — не пустая прихоть режиссера. Артист Ё. Плахотин наделяет Яичницу медвежьей х-баткой, он и движется, как медведь, — увальнем, тяжелыми п ры ж ками. Такой своего нигде не упустит. Анучкин ж е ар тиста А. Постникова —- весь в заоблачных высях, в создан ном им фантастическом мире, Где «все говорят по-француз ски». Он и жениться готов только при условии, что неве ста умеет «ах, ах, по-француз ски». Отсюда и манеры, и по ходка, и грим — все подчине но возданному Характеру. . В спектакле создай удиви тельно слаженный актерский ансамбль, в котором на к аж дое движение одного персона ж а моментально откликаются остальные. В спектакле нет проходных сцен, нет пустых пауз, он развивается стреми, тельно и целиком захваты вает зрителя. И только недосталок места не позволяет мне под робнее остановиться на его других персонажах, хотя к аж дая актерская работа в спек, такле заслуж ивает самого глу бокого признания. Мы познакомились с инте реснейшей работой наших го стей и благодарны им за этот емкий, язвительный, необыч ный, но по-настоящему гого левский спектакль. К. ТУЕЁНОК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz