Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

'22 ию ня !980 г., Л И 4 3 (15 740) V ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Выставки РАЗНОСТОРОННЕЕ ДА Р ОВАНИЕ В выставочном зале открыта экспозиция произведений заслуженного художника РСФСР ленинградца ДмйТ- ч рия Григорьевича Обоз- ненко. Представлены произве­ дения, достаточно интересно х арактеризу ющие раэн осто- роннее дарование художника. Это и различная по тематике живопись, легкий, мастерски выполненный рисунок, сатири­ ческие плакаты. Д .Г. Обозненко проявляет интерес к очень ответственной и серьезной для художника теме Великой Отечественной войны. Интерес этот не слу­ чаен: подростком Д . X... Обоз, ненко оказался в осажденном Ленинграде, однако произве­ дения его — не конкретные воспоминания, они полны сим­ волического смысла. Вот картина «День Победы». Художник изобразил, казалось бы, очень будничную сцену*, солдаты у пушки на улице города как бы позируют перед фотоаппаратом. Яркий солнеч­ ный день, пыль, вокруг битый кирпич, полуразрушенная сте­ на д о * а. Обстановка создает ощущение только что прошед­ ших боев. И вот, наконец, ти­ шина. Война кончена, но она еще чувствуется во всем; и в усталых позах солдат, и в за ­ пыленных вылинявших гимна­ стерках, и в этих печальных руинах. В картинах этой ж е темы, написанных в 70-е годы, уж е нет такой конкретности сюж е­ та. Они наполнены высокой патетикой, больш им ' эмоцио­ нальным накалом. Это полотно «Победа», написанное к юби­ лейной выставке, посвященной 50-летию образования СССР. Картина «Пал смертью храб­ рых», посвященная 30-летию Победы, и связанная с ней по сюжету карти н а «Командир». Все они исполнены возвышен­ ной торжественности и мону­ ментальности. Немало места в творчестве Обозненко отведено пейзажу. С любовью и теплотой он изоб­ р аж ает природу средней поло­ сы России, вТпды Ленинграда. В чем-то робки и упрощены композиции его ранних-; пейза­ жей: «Лес зеленеет», -«Щучье озеро», «Майские дни»* Точнее и выразительней становится цветовое решение в пейзаж ах «Летний сад», «Майский лес», «Март», «Март. . Суздаль», «Весенние облака» и другие. Много лет Обозненко рабо­ тает в известном коллективе, объединяющем ленинградских художников и поэтов,’ «Боевой карандаш». Им выпущено в свет много сатирических пла­ катов. Без этого раздела вы ­ ставки представление о разно­ стороннем даровании художни­ ка' бы ло бы неполным. С большой находчивостью, остро­ умием и мастерством созданы эти произведения. Н а суд об­ щества выводятся хамство, лицемерие, тунеядство, пьян­ ство, разгильдяйство, словом, все то, что представляет для нас социальное зло. Интересна серия рисунков, посвященная испанской корри­ де. Художник изображ ает р аз­ личные моменты этого увлека­ тельного зрелища. Он смотрит и оценивает происходящее не глазами испанца и, естественно, не может испытывать восторг в каждый момент этой крова­ вой схватки человека и ж ивот­ ного. Он восхищается стройной, ловкой и изящной фигурой то­ реро и видит, как его, ранено­ го, уводят с арены. Во всех рисунках не столько динамизм движения, сколько напряж ен­ ность, в которой чувствует­ ся, концентрация всех физиче­ ских и духовных сил человека перед возможной трагедиен. Таким разносторонним, за­ трагивающим важны е пробле­ мы нашей жизни предстает перед нами творчество Д . Г. Обозненко. Он поднимает очень сложные и ответственные темы, смело работает в разных видах изобразительного искусства, что несомненно привлекает зрителей к его работам. Н. ПРЯМКОВА, искусствовед. ТА К А Я У Н Е ГО П Р О Ф Е С С И Я Этот рассказ мне хочется начать -выдержкой из объе­ мистой книги отзывов и по­ желаний пациентов неврологи­ ческого отделения медсанча­ сти НЛМЗ. «Мы, рабочие Новолипецко­ го металлургического завода, сердечно благодарим неуто­ мимого труженика, человека доброй души, Ивана Михайло­ вича Лаврентьева. С его появ­ лением в палате становится как-то теплее, светлее, в ду­ шу вселяется твердая вере в выздоровление». Когда я читал многочислен­ ные записи, полные искренней признательности всему кол­ лективу отделения, заведую­ щий отделением И. М. Лав­ рентьев смущенно улыбался: такая, мол, у нас профессия — возвращать людям здоровье, и мы просто выполняем свой долг— * * * Казалось бы, что еще нуж­ но врачу-невропатологу? При. боры есть, методика лечения известна. Но не все в них уст­ раивало Лаврентьева. Среди десятков больных, приходив­ ших к нему на прием, были и такие, которым он не в силах был помочь. Тяга к новизне, желание победить болезнь за­ ставляли совершенствовать средства и методы лечения. Как-то в одной из Москов­ ских травматологических кли­ ник Лаврентьев увидел аппа­ рат для лечения костных и су­ ставных заболеваний. Подроб­ но ознакомился с его рабо­ той, привез с собой в Липецк схему, показал ее главврачу медобъединемйя Б. С. Бресле- РУ. — Хорошая штука, но мало­ эффективная, кости да суставы только лечит, — изучив схему, сказал Борис Семенович. — Вот и я так думаю,—согла­ сился с ним Иван Михайлович. С минуту помолчав, поделил­ ся мыслями, которые занимали егб всю дорогу из Москвы. — А что если нам, Борис Семенович, на основе схемы москвичей создать--принципи- О тех, кто рядом: ально новый аппарат, с по­ мощью которого можно лечить всю нервную систему, позво­ ночник, суставы больных, так сказать, аппарат для магни- тотерапии? В тот вечер они просидели в кабинете чуть пи не до полу­ ночи, все чертили схемы, эскизы, предлагали разные варианты нового аппарата, подобного которому еще не было. Свое новое детище, испол­ ненное пока в схемах, эски­ зах и чертежах, они принесли через несколько дней началь­ нику электроремонтного цеха Борису Николаевичу Кусёнко, объяснили ему суть дела. Че­ ловек инициативный, отзывчи. вый на все новое, он сразу по­ нял значимость просьбы вра­ чей, поручил самым лучшим специалистам цеха в предель­ но короткий срок выполнить заказ. Сейчас этот аппарат рабо­ тав* безотказно и вернул здо­ ровье уже сотням больных. Года два назад мне приш­ лось по служебным делам быть в новом корпусе боль­ ницы медсанчасти НЛМЗ и беседовать с Иваном Михайло­ вичем Лаврентьевым. Тогда этот неутомимый человек по­ делился со мной своими но­ выми замыслами: — Был я месяца два назад в одном московском автори­ тетном медицинском заведении и видел там бассейн для лече­ ния пациентов, страдающих заболеваниями позвоночника и нервной системы. Проводит­ ся оно самым простым об­ разом: больного, опирающе­ гося на подлокотники, с подве­ шенными к поясу грузиками спускают в бассейн с теплой водой. Эффект, по словам медиков, неплохой. Но уж очень примитивно сконструи­ рован этот бассейн. Да и пропускная способность бас­ сейна невелика. — А разве можно сделать лучше, чем это удалось уче­ ным? Иван Михайлович.... как-то сразу оживился, по-мальчи шески лихо сдвинул на заты лок белоснежный колпак, а потом задумчиво сказал: —• Пожалуй... Нужно создать такие простые и удобные для больных конструкции подъем­ ников и подножных Площадок, чтобы они спускались в бас­ сейн с лечебной водой и под ннмались обратно автоматиче­ ски. Недавно я поинтересовал­ ся у Лаврентьеве: — Ну, а как ваш замысел с лечебным бассейном и авто магическими подъемниками? — А вот, взгляните! Иван Михайлович с улыбкой положил передо мной автор­ ское свидетельство № 703100 Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий, зарегистрирован нов 21 августа 1979 года. Потом, перелистывая стра­ ницы объемистой тетради, за­ ведующий неврологическим отделением называл фамилии тех, кому этот уникальный бас­ сейн вернул возможность пол­ ноценно Жить и трудиться. Их более трехсот человек! От души поздравив Ивана Михайловича Лаврентьева успехом, я не удержался от вопроса о его новых замыслах — Действительно, есть и но вые задумки, —- сказал Иван Михайлович. — Сейчас вместе с Борисом Семенови­ чем Бреолером работаем над конструкциями механизмов, которые в несколько раз об легчат труд санитарок по ухо ду за тяжелобольными, и еще ндд одним очень нужным мае сажным аппаратом. За разговором мы допоздна засиделись с Иваном Михай ловичем. Мне хотелось поболь ше узнать об этом скромном враче, имя которого с уваже­ нием произносят зарубежные коллеги, о том, как рождают ся его аппараты, возвратившие здоровье сотням людей.*. М. ВЛАСОВ, старший инженер областного совета ВОИР, член Союза журналистов СССР- , Х Р О Н И К А К У Л Ь Т У Р Н О Й Ж И З Н И С т р о й к и у ч а щ и х с я Г ер о й граж данской во й н ы А . А . В ер м ш и ев, м о ло д ы е ельч а н е А н я Гайт ерова и А л еш а О б о - ротов, п о ги бш и е в б о я х с гит леровским и захват ­ чикам и, вк лю ч ен ы в с п и - ски стройотрядов тех­ н и к ум а ж елезнодорож ­ н о го транспорта. Каждый из 85 учащихся отработает за почетных бойцов по нескольку дней. Заработная плата будет пе­ речислена на строительство в городе Липецке памятни­ ка комсомольцу 20 -х годов Валентину Скороходову. ' Один из трех отрядов, созданных в техникуме, уже приступил к работе. Вместе с рабочими СПМ-663 ими начато строи­ тельство нового корпуса железнодорожной больни­ цы. За время летнего тру­ дового семестра учащими­ ся техникума будет освое­ но на объектах города бо­ лее 130 тысяч рублей. Н а г р а д а — Д о м у к у л ь т у р ы П очет ной грамотой В Ц С П С и денеж ной пр ем и ей награж ден к о л ­ лект ив Д о м а культ уры с о вхо за « А гр о н о м » Л е б е - д я н ск о го ра й о на . ВЦСПС подвел очеред­ ные итоги работы коллек­ тивов профсоюзных клу­ бов и дворцов культуры. За успехи в идейно-полити­ ческом, нравственном и эстетическом воспитании и организации досуга трудящихся отмечены раз. личными наградами 24 лучших в стране культ- проеветучреждения. В ы п у с к н о й в м у з ш к о л е '■"-В ли п ец к о й м у зы к а л ь ­ н о й ш к о ле М ~ 1, которая в этом г о д у отмечает сво е сорокатрехлетие, сост оялся о черед ной вы ­ п уск . Аттестаты вручены ше­ стидесяти шести учащимся дневного отделения. Пять­ десят два выпускника окон­ чили школу на «4» и «5». Среди них отличники, лау­ реаты областных конкурсов Ольга Зарницкая, Лариса Попова, Александр Чулков и Надежда Стрельникова. Немало труда в их подго­ товку вложили преподава­ тели училища Л. Н. Рыжо­ ва, В. В. Котляревская, I, А,. Ларполито, Л. Г. Бондарев й другие"'"” ’ ' ' Надолго запомнится ре­ бятам выпускной бал. Прошел он в форме «Му­ зыкального лото». Свое ис­ кусство продемонстриро­ вали и те, кто завтра будет обучать мальчишек и дев­ чонок музыкальной грамо­ те. (№»1т111111пн11т1Н1на1Н1Н111111111111111»П1Па11111аа11111Н11т11П111Ш1Ш111111111И11Ш»нт1ннн11НН11<111111ттП1 и и и т ш т н п и п т сл\ С ЕЛО Высокополье *— глубинка не бог весть какая: рядом Дрязги, в трех километрах — асфальт на Усмань. Но прежде чем попасть в село, долго еще наш вездеход петлял по топкому бездорожью , то и дело буксуя в расквашенных дож дями ко­ леях. Но вот и дом Г. И. По­ повой, приславшей в редакцию тревожное письмо. Утопая в яблоневом цвету, он глядит с открытого возвышения на село распахнутыми окнами. Встретила нас сама хозяйка: — Вы уж извините за беспо­ койство, — смущается она. — Но поймите, не могла я мол­ чать. То, о чем рассказы вает Га­ лина Ивановна, и впрямь нельзя слуш ать равнодушно. Н а фер­ мах усманского колхоза «Со­ ветская Россия» — что ни год, бескормица, надои низкие, учается падеж скота, а в сводках — полный порядок. И все потому, утверж дает Г. И. Попова, что правление, предсе­ датель колхоза стали на путь приписок, обмана государства. Тем ж е, кто возраж ает, соз­ даются такие условия, что ру­ ки опускаются. — С ам а-то я в колхозе не 2 работаю , — говорит Г. И. П о­ пова. — Учительствовала в ме­ стной школе, теперь вот на пенсии. Но мои бывшие ученики и их родители по старой па­ мяти делятся со мной своими заботами, и многие считают, что обстановка сложилась не­ нормальная. — Почему ж е они сами не напишут? — А я вот сейчас приглашу соседку, телятницу Щ ербатых, спросите у нее. — Галина Твановна вышла, но скоро ^уёрнулась... одна. —• О тказалась. Говорит, мне один год до пенсии... П ЕРВАЯ ж е ф раза пред, седателя колхоза Н. И. Писарева, признаться, насторожила: <—■Опять ж алоба? — помор­ щился Николай Иванович. — Небось завхоз пишет? И чего ему не хватает? Должность хорошую ему дал, дум ал — уймется. Так нет! Опять напи- ДОРОГИЕ ОШИБКИ сал... Н е он? Значит, другие нашлись? -... ■, П рочитав письмо Г. Й. По­ повой, он сказал: — Чепуха! Н у как бы мы, посудите сами, при таких бе­ зобразиях выполняли планы? А мы выполняем и д аж е имеем от молочного животноводства кое-какую прибыль! Мы долго беседовали с пред, седателем. Потом мне приш­ лось изучать факты, встре­ чаться со многими людьми. Некоторые, как и председа­ тель, особо подчеркивали: «Мо. ж ет, и есть какие грехи, но ведь прибыль имеем!». Ч то ж , прибыль, действитель­ но, есть. Д аж е в минувшем не­ благоприятном году колхоз получил от продажи молока 18 тысяч рублей. Но за счет чего? Ведь скот обеспечивается кормом наполовину и зимой содержится впроголодь. В истекшую зимовку концентра­ тов, силоса, корнеплодов заго ­ товили 54 процента, сена было 40 процентов потребности. От­ дача кормового гектара на богаре скудна, поливных уго­ дий в колхозе не имеется. Как ж е планы выполняются? «Секрет» оказался проще простого: в колхозе взяли за правило подолгу затягивать перевод первотелок в дойное стадо. Числятся они нетелями, а молоко дают. — В начале этого года, — рассказы вает главный ветврач колхоза А. Н. Старщцнова, — таких дойных «телят*, набра­ лось 50 голов. П опыталась было я включить их в отчет как коров, а председатель: «Не вздумай! З а обман госу­ дарства нас по головке не по­ гладят...». Пусть не погладят, подумала я, зато честно будет, и включила первотелок. П рав­ да, отчет мой не приняли... • Строптивому ветврачу после этого сказали: — Ну, милый человек, выно. сить сор из избы... это зна­ ешь... Видать, мы не сработа­ ем ся.. Вмешайся „ в назреваю ­ щий конфликт секретарь пар­ тийной организации В. А. Кон­ дакова, другие члены партбю ­ ро — и все уладилось бы ко всеобщей пользе. Принципи­ альная, трезвая оценка ситуа­ ции сослужила бы добрый урок председателю, а главное — конфликт был бы правильно понят колхозниками. Но члены партбюро пошли на поводу у правления, и А. Н ..Старшинову они не поддерж али. Тогда-то и покатились по селу слухи, пересуды. — Вот она, справедливость- то... >\ЧЧЧЧ\Ч\\\^ЧЧЧЧУ — К акая там справедли­ вость! Заведующ ая-то фермой, слышали, своей сестре-телят- нице — и корма отборные, и лучших телят. У нее и привесы, и заработки до 250 рублей, а остальные телятницы и по сотне рублей не получают. А тут, как нарочно, еще один случай, который подогрел стра­ сти: сторож у Л . А. Черкасову — родственнику заведующей фермой, отъявленному прогуль­ щику и пьянице, начислила среднемесячную зарплату в первом квартале около 200 рублей. — К ак ж е так? — возмути­ лись колхозники. — Сами ж е руководители во всеуслы­ шанье заявляю т: Черкасова, мол, надо отправлять на прину­ дительное лечение, а ёму вроде как премия. — Ошибка вышла, — с улыбкой говорит Н. И. Писа­ рев. — Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Не многовато ли таких «ошибок»? И почему вдруг так легко «разрешает» себе председатель ошибаться? Ведь не с дровами же он имеет де­ ло — с' людьми! Почему вдруг такое пренебрежение к ним? Бы вш ая учительница Г. И. Попова права, считая, что не­ доброж елательность по отно­ шению к людям, пренебреже. ние их нуждами и запросами, как правило, становится воз­ можным в тех производствен­ ных коллективах, где ослабле­ но влияние общественных орга­ низаций, где со стороны пар­ тийных органов нет контроля за деятельностью хозяйствен, ных руководителей. К чему это привело в колхозе «Советская Россия»? Лю ди разобщены, у них нет общего, коллективного взгляда на колхозные проб­ лемы. К аж дый как бы сам по себе. И потому так часты здесь случаи элементарной бесхо­ зяйственности. Прошлой осенью наемная бригада построила в колхозе телятник. Выплатили ей 12 ты,- сяч рублей. Пришла зима, а поголовье разместить негде: в помещении ни окон, ни две­ рей. Вместо плит на строитель, ство пошел кирпич, в нарушег ние всяких норм. — Стены клали в полтора кирпича, — говорит завхоз Н* Е. П анков. — Сообщил я об этом инженеру отдела капи­ тального строительства А. Г. Сорокину, а он усмехнулся: «Кладите, если у вас — К ав­ каз». Вот мы и строили... Но зим а выдалась не к ав­ казская; в телятнике было хо­ лодно, начался падеж. - И не мудрено. В колхозе, оказы ­ вается, д аж е скудные запасы кормов уплывали в нынешнюю зимовку на личные подворья. Д ело в том, что часть колхоз­ ных лошадей разобрана по домам. И хотя используются они для личных нужд, корм для них без всякого учета от­ рывают от общественного ско­ та. Почему председатель принял такое решение? — Все правильно! — катего­ рично заявляет Н. И. Писарев. — Если лошадей согнать на колхозный двор, их все равно будут использовать дл я личных нужд. У нас д аж е тракто­ ры угоняют. Ч то ж мне, сТоро. жей всюду ставить? Такие вот «аргументь*»... Я СКА ЗАЛ председате­ лю, что пока находился в селе, десятки людей ж аловались мне на несправед­ ливое к ним отношение, на бесхозяйственность, что факты из письма учительницы под­ тверждаю тся. Значит, было бы разумно собраться всем вме­ сте н обсудить возникшие воп­ росы. Ведь большинство «проб, лем» можно очень Легко ре­ шить при заинтересованном отношении обеих сторон. П редседатель решительно отказался. «Они завтра опять напишут. Мне что ж , извинять­ ся перед ними?» О тказался он зайти и к старой учительнице Г. И. Поповой, считая, что делать он это не обязан. И уж совсем спокойно воспринимает происходящее секретарь кол­ хозного партбюро В. А. Кон­ дакова. «Ж алобы , обиды, не­ уважение к людям, игнориро­ вание их мнений? Ну, это че­ ресчур, — ничего такого у нас нет, — считает она. — Д а м а­ ло ли что они напишут!». В этом «они», прозвучавшем в речах председателя и секре­ таря колхозного партбюро, дум ается, и заключается сущ е­ ство проблемы. Руководители «* хозяйства, проводя черту м еж ­ ду собой и теми, кто откры­ то выступает против беспоряд­ ков и злоупотреблений, допу­ скают большую ошибку! Н адо ведь беспокоиться не только о высоких прибылях и доби­ ваться этой цели, не особо вы ­ бирая средства, но и дум ать о воспитательных последствиях хозяйственной деятельности! И очень ж аль, что председа­ тель колхоза пока этого не по. нимает. Пока он лишь настаи­ вает на своем «праве на ошиб­ ку», своеобразно толкуя изве­ стную поговорку: я. мол, рабо­ таю, потому и ошибаюсь. К акая иена его «ошибкам», он не ведает. Прибыль прибылью, | судь­ бы людей, их настроение — куда важнее! Ю. ДКЖАРЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени». •Поэтическая рубрика пристрастья Ароматом ковриг пропеченных, От лучей ц огня золоченых Вдруг дохнет на меня магазин, И припомнится небо лучистое, И псу* маревом степь ( колосиста», Это значит — крестьянский я сын. О, глубокие наши пристрастья! Родники неизбывного счастья! Кто пристрастен, тот счастлив и жив. Я пристрастен к цветению колоса И к звучанью правдивого голоса, И к раздольям родных наших нив* Я пристрастен к российским долинам И к лугам, и домам- исполинам, Что возводит рука земляка. Смотришь солнце над ним, как корона, — И плывут облака, как века. Я пристрастен к славянским реченьям, Плавным, тихим, как Волги теченье. И певучим, как струи Донца, К знойной кари татарского глаза, К зажигательным танцам Кавказа Я пристрастен теперь до конца. Есть у нас, есть пристрастья и корни, И земли нам не надо просторней. Что заморская быль нам, иль небыль? Мы живем под сияющим небом. Это мы—соль и совесть земли. А. ВАСИЛЬЕВ. 13 юношей — выпускников 10-го класса Ивановской средней школы — решили ос­ таться в родном совхозе «Ка­ менский». Еще в школе они овладели специальностью ме­ ханизатора, работали с опыт­ ными наставниками ш тур­ вальными и трактористами. Сейчас они сдают экзамены, а получат аттестаты — для них уж е готовы тракторы. Ребята обратились к выпускникам своего району с письмом, в ко­ тором призывают последовать их примеру. На ^ннмке: выпускники И ва­ новской средней школы, решив­ шие остаться в родном селе. Фото В. Дурнева. У Ж Е ВЫЙДЯ из театра после просмот­ ра «Женитьбы», в толпе зрителей кто-то походя бросил .фразу: «Д а разве это Гоголь? Эк, изувечили..,». С этого и хочется начать разго­ вор о спектакле Томского теат­ ра драмы* П ожалуй, невозможно на­ звать театр, который был бы безразличен к наследию клас­ сической драматургии. Но ес­ ли произведения классиков счи­ таются у нас обязательным элементом репертуара, опре­ деленным каноном, то значи­ тельно сложнее обстоит дело со сценическим решением этих самые незначительные сокра­ щения). Они лишь заострены, выполнены более крупными мазками и потому более рель- ефны. Они постоянно вызыва­ ют смех смех дерзкий, презрительный, убивающий. Так разве это не Гоголь? Более того, вы обратили внимание, в каком поистине трагическом ключе выстроена заключительная сцена спектак­ ля, как замер смех, уступив место уж асу? Разом Оборва­ лись все комедийные ситуа­ ции, и с огромной силой об­ нажились мерзость, убогое не­ вежество, если хотите, жестб- ОБИЖЕН ЛИ Г О Г О Л Ь ? Театр произведений — здесь никаких канонов нет, и каждый режис­ сер трактует пьесу на свой лад. Поиски эти отнюдь не новы, и вовсе не случайно, И. Ильф и Е. Петров еще пятьдесят с лишним л ет назад заставили незабвенного Остапа Бендера, как вы помните, по­ знакомиться с театром «Ко­ лумб», 6 котором вместо эк­ зекутора Яичницы «выносили большую яичницу на сково­ роде» (спектакль «Женитьба» Н. Гоголи), а Кочка рев с Ф ек­ лой пели «куплеты про Чем­ берлена и алименты». Разум еется, это шутка, крайность (хотя нечто подоб­ ное мы вполне еще можем встретить). Ну, а если серьез­ но: как ж е все-таки сегодня ставить классику? «Художник-реалист не сме­ ет быть рабом действительно­ сти. Это правило столь ж е •важное, как и правило дер­ ж ать тесную связь с этой дей­ ствительностью, не разры вать языком привычных для пуб­ лики явлений. Конечно, великий реалисти­ ческий театр прошлого всегда шел по этому пути* Но ИДТИ по какому-либо пути означает ИДТИ ВП Е РЕД . «Горе от ума», «Ревизор», «Женитьба» [едполагают не одну только правду, но и гр отес н-к ар ика- туру, и вне атмосферы такого гротеска не могут йе поблек­ нуть. Но Почему с этими ста­ рыми произведениями не поз­ волить себе опыта пропустить их через гораздо более толстый слой многоразлично изогнуто­ го рефрактора гротеска? «Р е­ визор» есть новое завоевание по этому Пути», — так писал А. В. Луначарский в рецензии 1 |а «Ревизора» в театре Л ^й ер- хольда в 1927 году. - Здесь дчень четко высвет­ лено право театра на творче­ ский поиск своего решения, своего прочтения классической пьесы. В ажно только, чтобы это решение не противоречило автору, не мешало нашему знакомству с произведением классика. Можно понять зрителя, бро­ сившего ту сакраментальную фразу, которая приведена в на­ чале рецензии. Его смутили внешние атрибуты спектакля; грим Феклы, пронзительная желтизна бархатных брюк Ж евакина, неестественная ма­ нера передвигаться Анучкина и Яичницы, испуганно-изум­ ленная маска Агафьи Тихо­ новны, яблочный, скоморо- шечный румянец на щеках Степана и Дуняшки. Н а первый взгляд, оно и в самом деле не очень-то вяж ется с именем великого реалиста Гоголя. Но только на первый взгляд... Главный режиссер театра заслуженный артист РСФСР Ф. Григорьян, поставивший и оформивший «Женитьбу», очень чутко подметил- устрем­ ленность пьесы Н. В. Гоголя к гротеску, крайнему заострению ситуаций и образов. Уже само жанровое ее определение — «совершенно невероятное со­ бытие» •— носит явно гротес­ ковый характер. Это и опреде­ лило весь строй спектакля, Пусть необычный, пусть в чем- то не согласующийся с нашими Привычными представлениями о постановке пьес Гоголя. Но, заметьте, — с нашими привыч­ ными представлениями, а не с самим великим писателем. Ибо нй авторский текст, ни ситуа­ ции пьесы, ни, наконец, соци­ альные типы, созданные авто­ ром, в спектакле не претерпе­ ли ни малейшего смыслового изменения (в тексте сделаны кость расейской обывательщи­ ны тех времен. Т ак разве это не Гоголь? Самым большим достоинст­ вом спектакля мне представля­ ется его художественная за ­ конченность. Все —- грим, д е­ корации, костюмы, продуман­ ности мизансцен — подчинено одной мысли, одному стрем­ лению: четко донести до зри­ теля гоголевский подтекст, силу гоголевского разоблаче­ ния действительности. И по­ смотрите, какое великолепное собрание типов представлено На сцене. Вот внешне элегант­ ный, выутюженный, д аж е в чем-то величественный . П одко- лесин (арТ. В. Антонов). Но только-только мы соприкосну­ лись с ним, как из всех щелей поползла Обломовка, обломов­ щина, Цепкая, вязкая, сковы­ вающ ая всякое желание, вся­ кую мысль. Только бы не за ­ ставили Подколесина принять какое-то решение, только бы ничего не изменилось в этом пояудремотном сущ ествова­ нии. И з-за внешней импозант­ ности вылезло этакое обыва­ тельское мурло... А вот из Кочкарева (заел, арт. РСФСР В. Варенцов) энергия ключом бьет, он себе места из-за нее не находит. Только на что Она направлена? С упоением Кочкарев берет на Себя роль свахи, старается отвадить других женихов от Агафьи Тихоновны. Все сред­ ства Хороши, где-то ужом проползет, где-то тигром рык­ нет. Артист настолько увлечен­ но лепит своего героя, что не­ вольно поддаешься его прав­ де: нашел человек для себя дело и старается изо всех Сил. Только дела лИ? % . М ы 'говорим о типах. А об­ разы ’- ^спектакля — действи­ тельно Т и пы обывательской царской России» И ничего, что грим экзекутора Яичницы не­ сколько экстравагантен, а от­ ставной пехотный офицер Анучкин наделен манерами •жеманной «девицы с претен­ зиями», ничего, что Агафья Тихоновна каж ется однажды удивленной и так к оставшейся в этом качестве. Все это — не пустая прихоть режиссера. Артист Ё. Плахотин наделяет Яичницу медвежьей х-баткой, он и движется, как медведь, — увальнем, тяжелыми п ры ж ­ ками. Такой своего нигде не упустит. Анучкин ж е ар­ тиста А. Постникова —- весь в заоблачных высях, в создан­ ном им фантастическом мире, Где «все говорят по-француз­ ски». Он и жениться готов только при условии, что неве­ ста умеет «ах, ах, по-француз­ ски». Отсюда и манеры, и по­ ходка, и грим — все подчине­ но возданному Характеру. . В спектакле создай удиви­ тельно слаженный актерский ансамбль, в котором на к аж ­ дое движение одного персона­ ж а моментально откликаются остальные. В спектакле нет проходных сцен, нет пустых пауз, он развивается стреми, тельно и целиком захваты вает зрителя. И только недосталок места не позволяет мне под­ робнее остановиться на его других персонажах, хотя к аж ­ дая актерская работа в спек, такле заслуж ивает самого глу­ бокого признания. Мы познакомились с инте­ реснейшей работой наших го­ стей и благодарны им за этот емкий, язвительный, необыч­ ный, но по-настоящему гого­ левский спектакль. К. ТУЕЁНОК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz