Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
Сегодня — Д ен ь медицинского работника «•тнпптнтпптшш 111 п|1тпн>л^ ОКТОР.,. Как час то он аетлива, д оброж е лательна. 8 в / I с тан ов ится для мног их М ного в рем ени уделяет инва- семей близким челове- лидам труда и войны. Ведь это Е ком, с которым делятся самым люди, требующие особого“?ии. 8 личным, сокровенным. мания и такта.' М аргарита 5 Уж е стала пенсионеркой те- Владимировна всегда найдет Е рапевт М аргарита Владимиров, для них нуж ное на Анисимова, но с любимой работой не рассталась. И по. преж нему к ней на прием приходят десятки людей. Вот ветеран труда, бывший слово, « даст добрый совет. Вот и лю- бят ее в коллективе студеное. 5 ских горняков: с горем ли, 8 с радостью — всегда к ней. Е Она и поддерж ит, и подска- Е рабочий Студеновского рудо- ж ет, а если услышит интерес- 8 «НАШ ДО КТОР... » ЩЕДРОСТЬ, ПОИСК, ОПТИМИЗМ Примерным медработником является комсомолка Людми ла Самойличенко, работница аптеки № 62 г. Липецка. Фото В. Финогина. управления. Болезнь нагряну, ную задумку, то сразу молодо 5 ла внезапно, к кому пойти с заблестят ее глаза. В такие 8 такой бедой, как не к ней, —- минуты в руках ее появляет. 8 своему давно знакомому док. ся лист бумаги — строится Е тору. Она поймет, помож ет. И план. И все знают: раз уж она 5 правда: человек только — на взялась за что-то, то обяза- Е тельнд доведет до конца. Профессиональным меди. В цинским работником М арта- Е рита Владимировна стала дав. 5 но, в военном 1943 году, ц порог, а чутье уж е подсказы вает ей, что тяготит его. И сразу вся — внимание. Почув. ствовав это, рабочий успокаи вается, словно раскрывается навстречу теплу, и ж дет, что Тогда она, выпускница Воро- В скаж ет М аргарита Владими- неж ского мединститута, была Е ровна. А она не спешит, тща. направлена на работу в госпи- В тельно взвешивает каж дое таль. А через год —— новое Е слово, советуется с коллегами, назначение — в Липецк, Проходит время, и тот ж е М. В, Анисимова создавала Е человек вновь появляется в ее больницу Студеновского рудо. Е кабинете: управления, многие годы была 8 Спасибо, доктор, вы мне ее главным врачом. В огром- В помогли!.. Таких случаев ни один, ни два — сотни. Работа напряж енная, тре бующая большой самоотдачи, но она всегда собрана, при- ном коллективе нет человека который бы не знал ее. А луч- 8 шее признание ее заслуг — Е теплые идущие от всей души 5 слова «Наш доктор»... Г. КРАСНОКУТСКИЙ. Е Службой здоровья называем мы сейчас систему нёшего 8 здравоохранения. В нашей области постоянно улучшается 1 медицинское обслуживание трудящихся, растет арсенал л е - § чебных средств. Научно-технический прогресс предъявляет Е новые требования и к работникам медицины. О том, какими | качествами должен обладать современный врач, с нашим § |корреспондентом беседует заслуженный врач РСФСР, зам е -» ститель заведующего областным отделом здравоохранения Е Антонина Тимсфеевна Солонуха. 8 — Антонина Тимофеевна, ном отделении, которое воз- Е гушел в прошлое милый чудак главляет В. М. Турусова, с ус. 8 8 — земский врач, единственным цехом внедрена микрохирургия, Е 8 оружием которого были стето- новейшую аппаратуру исполь- е 8 скоп и скальпель... зует анестезиолог А. А. Колод- 8 8 — ...Но осталась доброта, кин. На счету одного только Е Е самоотверженность, готовность заведующего отделением, ото- ™ (Щежечасно бороться за жизнь и ляринголога областной больни- 8 8 здоровье человека. По-ирежне. цы Юрия Андреевича Устьяно. Е Ему именно эти качества врача ва помимо кандидатской дне- Е « больше всего ценят люди,'ф сертддид:;;7 авторских свиде- В Влебедянском селе Троеку;рщ> тельетй;; ;:Щ .различные изобре- 5 Е каждый знает педиатра,, тений, . Вного врача участковой болыш- — Пациенты нередко р а с -“ 8ды Анастасию Кирилловну сказывают знакомым о «чуде- 8 8 Боровкову. Многое было в ее сах», которые творят медики с Е 5 многолетней практике сроч- помощью новой техники, на- Е ® Еные вызовы к тяжелобольным, пример, о лечении зубов без Е десятки километров пути пеги. боли... 8 ком>по бездорож.ыо, бессонные — Действительно, на службе Е — Короткое пребывание в 8 ночи У детской кроватки. А работников медицины .сдано- Е нашем городе — это лишь 2 главное, постоянный труд, же. вится все больше современной 8 часть ваших гастролей в Со- длаьне помочь больному прео- аппаратуры, которая делает Е ветском Союзе,Марцела? «долезь недуг. Огромным: ува- лечение более эффективным. 8—Шесть недель мы проведем -жением односельчан пользует- Много новшествпоявилось и Е в вашей стране: Ялта, Таллин, цея эта женщина. „ у стоматологов. Некоторые из Е Харьков, Калининград, Воро- Е “ Знание медицинском „ау- Них предложены нашими ли- 8 не^ Липецк, Москва, и пос- » ки’ чуткость, доброта и тер- пецкими врачами И. П. Краюш- » ледние концерты, в начале Япение, вера, что болезнь будет кпиым< и ф . Борзых, д. ф 8 июля _ в Ленинграде. Это не ■побеждена... Все это — неотъ- Молодовым. 8 первые мои гастроли в ВРаЗД' Из "от" " ок' в в ветском Союзе. Какие? 5 творческий поиск? областной больнице, назову 5 - Безусловно, и он необхо- д Д11ета,шионнь,й ' ц я „ р и1 -яим . Ведь знания, если их пов- электрокардиограмм К гастролям Новосибирского театра музыкальной комедии С большим успехе :л г Липецке прошли гастроли мастеров чехословацкой эстрады и популярной пе вицы М арцелы Лвйферо- вой. Сотки липчан побыва ли на концертах во Дворце спорта «Звездный». Перед отъездом певица ответила на несколько вопросов нашего корреспондента. « РАДА ЗНАКОМСТВУ » ледние - в енинграде. то . Со- При- знаюсь, трудно сосчитать. Пре доставляется возможность приехать, и я никогда не от- дседневно не пополнять, меиз- из районов области, который Е называюсь, будь то длитель- Е бежно Убывают’ Настоящий дает В03М0ЖН0СТЬ расшифро- Е ные выступления или участие Е врач стРемится овладеть новы- вывать ЭКГ на расстоянии, и - в концертах звезд мировой 8 ми методами лечения и диаг- кзотопную лабораторию, п о з-5 эстрады. К этой поездке мы Е ностики. По немыслимо при- В0ЛНВШуЮ расширить диапазон Е приготовили новую программу, § - ! - Ь- ИХ_ПО_Трафарету’__ИйаЧе обследования больных. 8 включили в нее произведения ■попросту превратишься в ре- Е месленпика. Врач в своей 8 практической деятельности Е всегда выступает как исследо- Еватель, и это качество нужно Е воспитывать в себе постоянно. — Антонина Тимофеевна, а » какую поддержку мы можем Е оказать сельскому врачу? 8 — Сейчас в областном цент- Е ре мы можем оказывать амбу- В У нас есть врачи, которые ве. ляторно-полнклшшческую по- Е дут глубокие научные исследо. мощь по 48 различным сп е-« вания. Начальник областного циальностям. Пожалуй, Нет не- В бюро судмедэкспертизы А. А. обходимости иметь в район- Е Мовшович работает над док- ных больницах врачей по каж- 8 торской диссертацией, кандида- дой узкой специальности. Их с 8 тами медицинских наук стали успехом заменяет так пазы- Е ваемая выездная поликлйни- 8 ка. Специалисты областной Е больницы в минувшем году 460 Е чехословацких композиторов, песни многих стран и конти нентов. 'Особую часть состав ляют советские песни. Их люблю я,-их любйт. И" слуша тели. « ■; — А как приняли Вас липча не? — Прекрасно! О, только не подумайте о нескромности. Я считаю, только так и надо ра ботать, чтобы твои выступле ния оценивались на отлично. Где бы я ни выступала — в Москве, Рис-де-Жанейро или Липецке, стараюсь работать с максимальной отдачей... — Может быть, в этом и секрет в:*л ей популярности, Марцела? Кстати, расскажите немного о вашем пути к эст раде. — Пела я с детских лет. Но вот о том, что это станет моей профессией, не думала. Окон чила медицинский институт в Братиславе, стала хирургом. Но пришло время, и Надо бы ло принять окончательное ре шение; хирургом мне быть или певицей... А начало всему по ложил музыкальный фильм «Последняя станция — ритм», где я и играла, и пела. На ежегодном фестивале теле фильмов в швейцарском го родке Монтр'о ему была при суждена первая премия. ' : — Вы побывали во многих стравслс, были участницей и победительницей многих меж дународных конкурсов. И, ко нечно, встречались с разными слушателями. Советские слу шатели — какие они? — Телевидение в наше вре мя сделало большое дело: оно стерло различия между слу шателями, к примеру, Москвы и окраин страны. И потому о разных уровнях музыкальных знаний говорить не Приходит ся. А общий уровень этот до вольно высок. Он-то и не поз воляет артисту делать никаких скидок. — Чем занято ваше свобод-, ное время? — Я и сейчас учусь — в Братиславском университете на факультете философии, специальность — эстетика. Во время гастролей стараюсь больше увидеть, узнать о стране, городе, в котором вы ступаю. Интервью вела Г. КАЧЕВА. С того дня, когда на реклам ных щитах Новосибирска по явились афиши о первом спек такле музыкальной комедий* прошел двадцать один год... 2 февраля 1959 года оперет той И. Дунаевского «Вольный ветер» начал свою творческую жизнь шестой театр города. Тревоги и радости, удачи и поражения, постоянный напря женный труд - - Такой путь любого театрального коллек тива. На этом пути неизбеж ны различные этапы, но, пожа луй, нигде они так контрастно не выявляются, как В само бытном, Ярком, по-своему трудном искусстве музыкаль ной комедий. Кто-то когда-то легкомыс ленно назвал этот жанр «лег ким». Музыкальная.,комедия наше время должна отвечать всем высоким требованиям, предъявленным к искусству театра, его авторам, режиссе рам, художникам. Кроме того, в этом жанре главными сред ствами художественной выра зительности являются музыка, вокал. Музыкальная же дра матургия спектаклей идет . ру ка об руку с хореографией, хоровым искусством И драма тическими сценами. Семнадцать лет назад ода в из корифеев Советской оперет ты Г. Яром писал: «Новоси бирский театр оперетты имеет свой почерк — почерк легкий, акварельный, но твердый. Эта твердость рождена точностью устремлений театра, его реали стическими традициями,..». Главное, магистрадйиое на правление счастливо намети лось уже первыми постановка ми, которые осуществили на родный артист РСФСР Л. Ми хайлов и режиссер М. Дотли вов в «Вольном ветре», «Свадьбе в Малиновке», В опе реттах «Летучая мышь» И. Штрауса и «Веселая вдо ва» Ф. Легара. Его можно оп ределить как верность значи тельной теме, как героико-ро мантическую приподнятость в душевную чело,вечность в со четании 0 яркими комедийны ми красками, юмором, жизне радостнеетью й' настоящей/де мократичностью... Эти «черты лица» молодого коллектива еще ярче выяви лись в «Севастопольском вальсе» К. Листова, в «Холоп ке» Н, Стрельникова, в Штра усовском «Цыганском бароне». Смело заявили о себе, начинай с «Вольного ветра», Ирэиа Велланскяя, Татьяна Романо ва, Маогарита Аврорскай, Ар кадий Воронцов. Неподдельным задором, не утомимостью в работе отме чены годы становления театра. Тогда же он пополнился боль шой группой молодежи. Среди них была» ставшие сегодня ве дущими артистами, О. Баши- щ А. Прохоров, И. Ромашко, М. Оджубейская. * За дирижерским пультом первых постановок молодого Театра стоял Заслуженный ар тист РСФСР Аллан /Колени.. В том, что коллектив и сейчас стремятся к совершенствова- .ишо вокальной и музыкальной культуры, немалая заслуга этого высокопрофессионально го, вдумчивого музыканта. II сегодня играют в Оркестре его ученшй-ветсраны Г. .ЙёТров- ская, В. Романенко, С. Аверин, А. Каиивец. Хореографы В. Ювачева к О. Покровский, балетмейстер И. Сюороз, хормейстер Т. Бу сыгина, дирижер 'В. Чагин и многие другое помогли своим трудом созданию спектаклей, становлению театра. Девяно сто восемь постановок осуще ствлено за эти годы иа сцене Нсжосйбирского театра музы кальной комедий. Семьдесят пят* «их принадлежат со» ветск-им композиторам и дра матургам. В ЭТОМ ОДНИ «3 ОТ* лнчИтельных черт театра —- Пропаганда произведений со ветских авторов. Сейчас коллективом руково дят опытные мастера: главный Дирижер .театра заслуженный артист РСФСР В. Цнгельман, главный художник С. Болле, главный хормейстер Т. Горбеи- ко, главный балетмейстер В; Нава&а. Наш сегодняшний день.,. Он отмечен всё. тем же творче ским поиском. За эти годы мы не оставляли работы над соз дайнем норых музыкально- драматЯчеСкИХ йрбйзВ'еДёййЙ **• «У мбря Обского* Г. Иванова, «Ветры весенние» В. Левашо ва, «Рябина красная» Г. Ива нова. Эти музыкальные коме дий заложили прочный фунДа- мент работы с местиымй' к о й - позиторши. Автором пьес ал я пиХ ста.Т арТист театра Икая Ромашко. Активно сотруднича ет с ' коллективом выпускник Иовбсйбггрской консерватор ии Григорий ' Гоберник. БоЛее ста ■ прОЩЛа йа сЦёне ’ёГб .му зыкальная кбмеДйя «С любо вью1'не шутят». Это яркое музыкальное произведение Но, ставлено более чем в десяти театрах, нашей страны. В ми- кувшем сезоне театр поставил еще одно произведение Г. Го* берника. Это музыкальная ко медия «А поутру они просну лись...», Оозданная на матерма- № пьесы для театра лауреата Ленинской премии В..Шукши на (лнбретТо В. Зимина, А. Моачана). Спектаклем Заии- тересо.вались многие театры. Качество постановок, и инте рес к ким зрителя определя ются, «а наш взгляд, не толь ко хорошей музыкой, но я добротной интересной драма тургией. Поэтому в последние годы на нашей сиене широко идут и находят зрительский отклик произведения А. Арбу зова и Лойе де Вега, А. Твар довского и Кальдерона, Н. Гоголя, М. Шолохова, В. Шукинта. Выросло третье поколение артистов. Вместе с заслужен ной артисткой РСФСР А. Ла дыженской, Ю. Тарасовичем, 1С. Цыганковым, О. Ивановой, В. Волле, А. Полещиковой, Г. Гросманом, В. Одинцовым, А. Ореховским в ведущих ро лях с ' успехом выступают К>. Зубкова, С. Юдина, В. Ку чин, В. Емельянов, В. Состия и другие. Все увереннее заяв ляет о себе творческими успе хами на нашей сцене группа молодежи, недавно пришедшей в театр; Л. Бандмай, Л. Во робьев, А. Выскребенцеб, М. Михайлов, И. Тихомолов, Н. Черпоусова. Многообразна Црзиь твор ческого коллектив^' Большое место в ней занимает и обще- ствепяая работа. Постоянные выезды с концертами и спек таклями к труженикам села, тесная связь с производством, с Войнами Советской Армии Ишколами города. Искусство музыкальной ко медии — синтетическое, слож ное. Со дня своего рождения театр добивается высокой по- становоччой культуры, стре мится к совершенствованию вокального и актерского ма стерства, стремится в своих спектаклях выполнять одну из сложных задач советского те атра — исследовать жизнь средствами искусства, говорить со сцейы о нравственных и моральных проблемах, нести людям радость. Липецким зрителям мы при везли пятнадцать своих лучших спектаклей. Среди них: «Бабий бупт» и «Сладка ягода» Ё. Птичкина, «А поутру они просггулйсь...» п «С любовью не шутят» Г. Гобериика, «Тет ка Чарлся» О. Фельимана, из классики — «Летучая мышь», «Король вальса» и «Цьп'ан- ский барон» И. Штрауса, «Сильва», «Принцесса цирка» И. Кальмана и другие. Вы ступления нашего театра нач нутся 1 июля на сцене драма тического театра и во Дворце культуры профсоюзов и про длятся до конца месяца. А, МОВЧАН, ТЛаВныЙ режиссер те:*гра, народный артист РСФСР. Поэтическая рубрика СВЕТЛАНА М ЁКШЕН. тт тр м Ц Л Г Л ПГО Ь Ш А 1 ш Чем богаты — тем и рады, все при нас, нё под замком. На колодезные клады, на процентовые вклады не позаримся тайком. Не случайные подачки не прокатишь с ветерком- нё уедешь дальше дачкй, не примкнешь открыто к драчке ми по «оле, ни силком. Не копить, ё жить охота так, как встарь заведено: чтоб до одури — работе, чтоб веселье — без подсчета, сколько стоило оно. Без надрыва постигая зов последней крутизны, позабыть на грани края, чем дорож е ж изнь другая, если эТОй нет цены. раз выезжали в районы и оказали консультативную по мощь 10 тысячам больных. Большие надежды мы возла гаем на строящуюся сейчас многопрофильную областную пациенты 8 главный хирург облздравотде Е ла В. Е. Жилин, заведующая Е профцентром областной боль- 8 иицы Л. И. Бадина и еще не- Е сколько врачей. 5 Участковые сельские, да и 8 центральные районные боль ницы не располагают той ба_ -ч._/Зой, которая имеется в Липец- . 8 ке. Но и там некоторые вра. больницу. Сельские Е чи делают серьезные попытки 8 найти в своем опыте то зерно, 8 из которого может «произра- Е сти» научная работа. Е Среди липецких врачей не- 8 мало людей пытливых, ищу- Е щих. Пожалуй, особенно пло- 8 дотворно, творчески трудятся 8 медики областной больницы — Е нейрохирург М. В. Жидков, 8 травматолог Н. А. Боровков, хирург В. П. Одиноченко, ос воившие- в последние годы ряд 1 уникальных операций. В глаз. | | | | | 11 Ш | 11111 и 1 и 1 ш и 11111111111 ПН|а 1 |||>|«||<>ааа>а ||||*|||а |*| | | | | | * » ||к Хорошо известно, что моло дость — категория не столь ко метрическая, сколько — социальная, — не сумма лет, но, скорее, сумма обязательств перед обществом, народом, че ловечеством. И в искусстве: быть молодым — задача куда как непростая! Ну, разумеет ся, гении справлялись с ней смогут получать здесь самую я словно бы вовсе без усилий, квалифицированную медицин- 8 свои высочайшие рубежи они скую помощь. Е часто брали без особого воз- Но предугадать возможное 8 растного разбега. «Герой на- течение болезни, ее причину — Е шего времени» был написан для этого мало только знаний, Е 25-летним Лермонтовым, «Ре- только опыта. Нужно опреде- 5 визор» — 27-летнпм Гоголем, ленное чутье, умение пропик- Е Первая книга «Тихого Дона» иуться состраданием к боль- “ вышла, когда автору ее мину- ному человеку. И, конечно, ни- 8 ло всего 23. Эти ранние какая машина не сможет вы- Е «вспышки» художественной лечить так, как исцеляет порой 8 гениальности могут быть не доброе слово, ободряющая 8 толкованы только как формы улыбка врача. _ _ __ Е раннего гражданского возму- М АСТЕРСТВО 0 РАБОТЕ С ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В ЛИПЕЦКОЙ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВСТРЕЧИ В ЦЕХАХ эт< В Липецке гастролирует Томский театр драмы. По приглашению пред, приятий актеры побывали на заводах — тракторном, «Свободный сокол», встре тились с рабочими и слу ж ащими. Две встречи со стоялись в кислородно конверторном цехе № 2 и на домне № 6 Новолипец кого металлургического завода. Ведущие актеры расска зали об истории города Томска и театра — одного из старейших в Сибири. На творческих встречах были показаны сцены из спек таклей. ПОКАЗЫВАЕТ ФОТОКЛУБ Экспозицию, посвящен ную М еж дународному дню защиты детей, органи зовал фотоклуб Липецкого политехнического инсти тута. За небольшой срок клуб организовал три фо товыставки, рассказываю щие о людях труда, студен честве, природе. Его члены принимали участие в городской выставке и конкурсе Всероссийского фотоклуба «Кадр». жания людей, неслыханно щедро наделенных даром об разного жизнеощущения. И мы не устанем учиться у клас сиков в первую очередь этой удивительной, виртуозной чут кости к духовным запросам современников, чувству без раздельной ответственности за каждое произносимое в мире и о мире слово. Между тем для известной части нынешних молодых лите раторов дело обстоит несколь ко иначе: почему-то превыше всего они ценят в искусстве техническую сноровку, лихость пера, стилистические аттрак ционы. А некоторые заходят в своих формалистических при страстиях столь далеко, что уже и вовсе стыдятся быть по нятыми и д о с т у п н ы м и доста точно широкому кругу читате лей. За элитарным изыском и I языковой взвинченностью по- * рою сквозят холод и скука, а иной раз и непролазный эго изм. В немалой степени это проистекает из наивного, а то и ложного понимания приро ды художественной формы и литературного мастерства. Ду мают: выстроить интригу, рас положить фигуры, скомпоно вать материал, подыскать подходящую рифму или эпи тет — это по части мастерст ва. А вот идеи, оценки, взгля ды, высказываемые героями или автором, — это уже миро воззрение, это содержание ли тературного текста. Нет ниче го ошибочней! Дело в том, что сама форма в искусстве сплошь содержательна. Мы так и говорим: «содержатель ная форма», вновь и вновь повторяя эти проницательные ленинские слова. Мировоззрение писателя пронизывает все утолки, все микроны созданного им худо жественного мира, оно везде суще. Древние греки говорили: мы смотрим глазами, но видим — мозгом. Так вот, литератур ное мастерство — это прежде всего умение «видеть мозгом», — ухватывать суть вещей там, где взору открывается бездна разноликих деталей, отвевать зерна от плевел, подлинные конфликты — от ложных, кра соту — от красивости, доброту — от душевной расслабленно сти. Поиски точного слова в искусстве — это всегда поиски точного смысла: экономная композиция — это строго вы веренный угол зрения: художе ственно построенное время — логика судьбы человеческой. Таков, вкратце, круг вопро сов, составивших основное содержание работы «литера турной мастерской», созданной в прошлом году при Липецкой писательской организации. Ядро этой своеобразной лабо ратории — творческая моло дежь: выпускница Литератур ного института им. А. М. Горького Ирина Алимова, ма стер производственного обу чения ГПТУ № 10 Иван Харин, инженер Владимир Петров, студент политехнического ин ститута Сергей Мязин, худож ник Геннадий Рязанцев, фи лолог Владимир Богданов, журналистка Елена Добрякова и многие другие. Среди посто янных участников бесед и спо ров на эстетические темы —- автор двух интересных, издан ных в Москве и Воронеже книг Александр Владимиров, романист Лев Шувалов, уже давно работающая в литерату ре Ольга Кравцова. В жарких словесных бата лиях оттачивают свой вкус, корректируют общее свое по нимание художественной об разности наши молодые крити ки Татьяна Князева, Ольга Ляхова, Владимир Славецкий, преподавательница Липецкого пединститута Ольга Олейнико ва. Живое, заинтересованное участие в работе нашей «ма стерской» принимают и про фессиональные литеоаторы — члены Союза писателей СССР руководитель областной писа тельской организации Иван Завражин, Светлана Мекшен, Владислав Зорин, Владимир Полянский. Не окололитера турная суета, а товарищеская, требовательная помощь моло дым становится этической нормой н практической повсе дневностью для каждого чле на нашего коллектива. И вот — результаты: широко публи куются Иван Харин, Людми ла Парщикова, Александра Тамбовская, сравнительно не. давно подборка их стихотворе ний была' напечатана в «Подъ еме»., На совещаниях-семинарах и областных, и республикан ских, и зональных они достой но представляют липецкую творческую. интеллигенцию. На протяжений всего года занятия в «литературной ма стерской» были посвящены од ной проблеме — «Мировоззре ние и профессиональная уме лость». Тематической пестроте мы предпочли движение «вглубь предмета» —- сосредо точенное изучение тех художе ственных «реальностей», кото рые в конечном счете обеспечи ваются идейной Позицией пи сателя, уровнем его сознатель ности, формой участия в исто, рическом процессе. Разговор на эту тему строился с опорой на философско-эстетическое и литературно-критическое на следие Маркса, Энгельса и Ле нина. Блистательные ленин ские статьи о Льве Толстом помогли участникам этого ув лекательно .интересного диало га, так сказать, увидеть в действий, в рабочем состоянии важнейшие механизмы творче ского мышления, его единство и диалектическую многомер ность. Обращались мы и к не преходящему художественно му опыту классиков — отече ственных и зарубежных. В ряду наиболее авторитетных н «громких» имен, прозвучав ших в нашей «мастерской», — Достоевский, Бальзак, Чехов, Горький и другие. Одно из занятий; связанное с бунин ской новеллистикой, носило характер коллективного об суждения итогов домашнего задания; наши авторы имели возможность поверить собст венные, индивидуальные на блюдения общей позиции, ело- Жившейся непосредственно в живом, многоголосом разгово ре о «разуме» И «предрассуд ках» в прозе Ивана Букина. Наконец, в орбиту «мастер ской» была вовлечены не толь ко «великие и бессмертные». Речь шла также и о произве дениях. липецких авторов» кни гах, уже увидевших свет и на шедших своего благодарного читателя. Я хотел бы упомя нуть в этой связи Поэтический сборник Светланы Мекшен «В дом войди» — стихи, зача стую покоряющие высотой нравственной авторской само проверки, «энергией» несогла сия с собственным ощущением уже завоеванных житейских рубежей. «Литературная мастерская» — вполне сложившаяся и са мостоятельная органйзацион- ко-тзорческая форма. Она не дублирует, не подменяет со бою другие, традиционные формы деятельности Липецкой писательской организации, на пример, работу секций. Разни ца в акцентах: то, что в одном случае воспринимается как цель, в другом становится средством. Например, расска зы Ирины Алимовой «Случай ный мотив» й «Угол зрения», несомненно, могут стать пред метом специального обсужде ния на заседании секции про зы, и эти же рассказы были «привлечены» в качестве ил люстративного материала на одном из занятий «литмастер- ской», где завязался острый спор о мере «присутствия» мировоззрения в художествен ной детали или подробности. Так что, О наших организаци онно-творческих «жанрах» можно бы сказать словами классика: все х<Аши, кроме скучного. ^ Нам глубоко чужды вуль гарные представления о взаи модействии теории художест венного творчества и художе ственной практики. Только очень наивные люди могут всерьез полагать, будто инте ресная, умная и яркая по ора торской манере лекция о сущ ности литературного образа уже и сама по себе гаранти рует создание полнокровного литературного образа. Нет, ко нечно. Й все же... Пусть не сразу, но исподволь, такая лекция окажет определенное воздействие на личность мо лодого автора, в какой-то сте пени умножит его духовно- эстетический потенциал, а уж «с тех вершин» повлияет и на его творческие Усилия. С. ВАЙМА профессор, доктор ^ филологических наук, член Союза писателей СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz