Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Сегодня — Д ен ь медицинского работника «•тнпптнтпптшш 111 п|1тпн>л^ ОКТОР.,. Как час то он аетлива, д оброж е лательна. 8 в / I с тан ов ится для мног их М ного в рем ени уделяет инва- семей близким челове- лидам труда и войны. Ведь это Е ком, с которым делятся самым люди, требующие особого“?ии. 8 личным, сокровенным. мания и такта.' М аргарита 5 Уж е стала пенсионеркой те- Владимировна всегда найдет Е рапевт М аргарита Владимиров, для них нуж ное на Анисимова, но с любимой работой не рассталась. И по. преж нему к ней на прием приходят десятки людей. Вот ветеран труда, бывший слово, « даст добрый совет. Вот и лю- бят ее в коллективе студеное. 5 ских горняков: с горем ли, 8 с радостью — всегда к ней. Е Она и поддерж ит, и подска- Е рабочий Студеновского рудо- ж ет, а если услышит интерес- 8 «НАШ ДО КТОР... » ЩЕДРОСТЬ, ПОИСК, ОПТИМИЗМ Примерным медработником является комсомолка Людми­ ла Самойличенко, работница аптеки № 62 г. Липецка. Фото В. Финогина. управления. Болезнь нагряну, ную задумку, то сразу молодо 5 ла внезапно, к кому пойти с заблестят ее глаза. В такие 8 такой бедой, как не к ней, —- минуты в руках ее появляет. 8 своему давно знакомому док. ся лист бумаги — строится Е тору. Она поймет, помож ет. И план. И все знают: раз уж она 5 правда: человек только — на взялась за что-то, то обяза- Е тельнд доведет до конца. Профессиональным меди. В цинским работником М арта- Е рита Владимировна стала дав. 5 но, в военном 1943 году, ц порог, а чутье уж е подсказы­ вает ей, что тяготит его. И сразу вся — внимание. Почув. ствовав это, рабочий успокаи­ вается, словно раскрывается навстречу теплу, и ж дет, что Тогда она, выпускница Воро- В скаж ет М аргарита Владими- неж ского мединститута, была Е ровна. А она не спешит, тща. направлена на работу в госпи- В тельно взвешивает каж дое таль. А через год —— новое Е слово, советуется с коллегами, назначение — в Липецк, Проходит время, и тот ж е М. В, Анисимова создавала Е человек вновь появляется в ее больницу Студеновского рудо. Е кабинете: управления, многие годы была 8 Спасибо, доктор, вы мне ее главным врачом. В огром- В помогли!.. Таких случаев ни один, ни два — сотни. Работа напряж енная, тре­ бующая большой самоотдачи, но она всегда собрана, при- ном коллективе нет человека который бы не знал ее. А луч- 8 шее признание ее заслуг — Е теплые идущие от всей души 5 слова «Наш доктор»... Г. КРАСНОКУТСКИЙ. Е Службой здоровья называем мы сейчас систему нёшего 8 здравоохранения. В нашей области постоянно улучшается 1 медицинское обслуживание трудящихся, растет арсенал л е - § чебных средств. Научно-технический прогресс предъявляет Е новые требования и к работникам медицины. О том, какими | качествами должен обладать современный врач, с нашим § |корреспондентом беседует заслуженный врач РСФСР, зам е -» ститель заведующего областным отделом здравоохранения Е Антонина Тимсфеевна Солонуха. 8 — Антонина Тимофеевна, ном отделении, которое воз- Е гушел в прошлое милый чудак главляет В. М. Турусова, с ус. 8 8 — земский врач, единственным цехом внедрена микрохирургия, Е 8 оружием которого были стето- новейшую аппаратуру исполь- е 8 скоп и скальпель... зует анестезиолог А. А. Колод- 8 8 — ...Но осталась доброта, кин. На счету одного только Е Е самоотверженность, готовность заведующего отделением, ото- ™ (Щежечасно бороться за жизнь и ляринголога областной больни- 8 8 здоровье человека. По-ирежне. цы Юрия Андреевича Устьяно. Е Ему именно эти качества врача ва помимо кандидатской дне- Е « больше всего ценят люди,'ф сертддид:;;7 авторских свиде- В Влебедянском селе Троеку;рщ> тельетй;; ;:Щ .различные изобре- 5 Е каждый знает педиатра,, тений, . Вного врача участковой болыш- — Пациенты нередко р а с -“ 8ды Анастасию Кирилловну сказывают знакомым о «чуде- 8 8 Боровкову. Многое было в ее сах», которые творят медики с Е 5 многолетней практике сроч- помощью новой техники, на- Е ® Еные вызовы к тяжелобольным, пример, о лечении зубов без Е десятки километров пути пеги. боли... 8 ком>по бездорож.ыо, бессонные — Действительно, на службе Е — Короткое пребывание в 8 ночи У детской кроватки. А работников медицины .сдано- Е нашем городе — это лишь 2 главное, постоянный труд, же. вится все больше современной 8 часть ваших гастролей в Со- длаьне помочь больному прео- аппаратуры, которая делает Е ветском Союзе,Марцела? «долезь недуг. Огромным: ува- лечение более эффективным. 8—Шесть недель мы проведем -жением односельчан пользует- Много новшествпоявилось и Е в вашей стране: Ялта, Таллин, цея эта женщина. „ у стоматологов. Некоторые из Е Харьков, Калининград, Воро- Е “ Знание медицинском „ау- Них предложены нашими ли- 8 не^ Липецк, Москва, и пос- » ки’ чуткость, доброта и тер- пецкими врачами И. П. Краюш- » ледние концерты, в начале Япение, вера, что болезнь будет кпиым< и ф . Борзых, д. ф 8 июля _ в Ленинграде. Это не ■побеждена... Все это — неотъ- Молодовым. 8 первые мои гастроли в ВРаЗД' Из "от" " ок' в в ветском Союзе. Какие? 5 творческий поиск? областной больнице, назову 5 - Безусловно, и он необхо- д Д11ета,шионнь,й ' ц я „ р и1 -яим . Ведь знания, если их пов- электрокардиограмм К гастролям Новосибирского театра музыкальной комедии С большим успехе :л г Липецке прошли гастроли мастеров чехословацкой эстрады и популярной пе­ вицы М арцелы Лвйферо- вой. Сотки липчан побыва­ ли на концертах во Дворце спорта «Звездный». Перед отъездом певица ответила на несколько вопросов нашего корреспондента. « РАДА ЗНАКОМСТВУ » ледние - в енинграде. то . Со- При- знаюсь, трудно сосчитать. Пре­ доставляется возможность приехать, и я никогда не от- дседневно не пополнять, меиз- из районов области, который Е называюсь, будь то длитель- Е бежно Убывают’ Настоящий дает В03М0ЖН0СТЬ расшифро- Е ные выступления или участие Е врач стРемится овладеть новы- вывать ЭКГ на расстоянии, и - в концертах звезд мировой 8 ми методами лечения и диаг- кзотопную лабораторию, п о з-5 эстрады. К этой поездке мы Е ностики. По немыслимо при- В0ЛНВШуЮ расширить диапазон Е приготовили новую программу, § - ! - Ь- ИХ_ПО_Трафарету’__ИйаЧе обследования больных. 8 включили в нее произведения ■попросту превратишься в ре- Е месленпика. Врач в своей 8 практической деятельности Е всегда выступает как исследо- Еватель, и это качество нужно Е воспитывать в себе постоянно. — Антонина Тимофеевна, а » какую поддержку мы можем Е оказать сельскому врачу? 8 — Сейчас в областном цент- Е ре мы можем оказывать амбу- В У нас есть врачи, которые ве. ляторно-полнклшшческую по- Е дут глубокие научные исследо. мощь по 48 различным сп е-« вания. Начальник областного циальностям. Пожалуй, Нет не- В бюро судмедэкспертизы А. А. обходимости иметь в район- Е Мовшович работает над док- ных больницах врачей по каж- 8 торской диссертацией, кандида- дой узкой специальности. Их с 8 тами медицинских наук стали успехом заменяет так пазы- Е ваемая выездная поликлйни- 8 ка. Специалисты областной Е больницы в минувшем году 460 Е чехословацких композиторов, песни многих стран и конти­ нентов. 'Особую часть состав­ ляют советские песни. Их люблю я,-их любйт. И" слуша­ тели. « ■; — А как приняли Вас липча­ не? — Прекрасно! О, только не подумайте о нескромности. Я считаю, только так и надо ра­ ботать, чтобы твои выступле­ ния оценивались на отлично. Где бы я ни выступала — в Москве, Рис-де-Жанейро или Липецке, стараюсь работать с максимальной отдачей... — Может быть, в этом и секрет в:*л ей популярности, Марцела? Кстати, расскажите немного о вашем пути к эст­ раде. — Пела я с детских лет. Но вот о том, что это станет моей профессией, не думала. Окон­ чила медицинский институт в Братиславе, стала хирургом. Но пришло время, и Надо бы­ ло принять окончательное ре­ шение; хирургом мне быть или певицей... А начало всему по­ ложил музыкальный фильм «Последняя станция — ритм», где я и играла, и пела. На ежегодном фестивале теле­ фильмов в швейцарском го­ родке Монтр'о ему была при­ суждена первая премия. ' : — Вы побывали во многих стравслс, были участницей и победительницей многих меж­ дународных конкурсов. И, ко­ нечно, встречались с разными слушателями. Советские слу­ шатели — какие они? — Телевидение в наше вре­ мя сделало большое дело: оно стерло различия между слу­ шателями, к примеру, Москвы и окраин страны. И потому о разных уровнях музыкальных знаний говорить не Приходит­ ся. А общий уровень этот до­ вольно высок. Он-то и не поз­ воляет артисту делать никаких скидок. — Чем занято ваше свобод-, ное время? — Я и сейчас учусь — в Братиславском университете на факультете философии, специальность — эстетика. Во время гастролей стараюсь больше увидеть, узнать о стране, городе, в котором вы­ ступаю. Интервью вела Г. КАЧЕВА. С того дня, когда на реклам­ ных щитах Новосибирска по­ явились афиши о первом спек­ такле музыкальной комедий* прошел двадцать один год... 2 февраля 1959 года оперет­ той И. Дунаевского «Вольный ветер» начал свою творческую жизнь шестой театр города. Тревоги и радости, удачи и поражения, постоянный напря­ женный труд - - Такой путь любого театрального коллек­ тива. На этом пути неизбеж­ ны различные этапы, но, пожа­ луй, нигде они так контрастно не выявляются, как В само­ бытном, Ярком, по-своему трудном искусстве музыкаль­ ной комедий. Кто-то когда-то легкомыс­ ленно назвал этот жанр «лег­ ким». Музыкальная.,комедия наше время должна отвечать всем высоким требованиям, предъявленным к искусству театра, его авторам, режиссе­ рам, художникам. Кроме того, в этом жанре главными сред­ ствами художественной выра­ зительности являются музыка, вокал. Музыкальная же дра­ матургия спектаклей идет . ру­ ка об руку с хореографией, хоровым искусством И драма­ тическими сценами. Семнадцать лет назад ода в из корифеев Советской оперет­ ты Г. Яром писал: «Новоси­ бирский театр оперетты имеет свой почерк — почерк легкий, акварельный, но твердый. Эта твердость рождена точностью устремлений театра, его реали­ стическими традициями,..». Главное, магистрадйиое на­ правление счастливо намети­ лось уже первыми постановка­ ми, которые осуществили на­ родный артист РСФСР Л. Ми­ хайлов и режиссер М. Дотли­ вов в «Вольном ветре», «Свадьбе в Малиновке», В опе­ реттах «Летучая мышь» И. Штрауса и «Веселая вдо­ ва» Ф. Легара. Его можно оп­ ределить как верность значи­ тельной теме, как героико-ро­ мантическую приподнятость в душевную чело,вечность в со­ четании 0 яркими комедийны­ ми красками, юмором, жизне­ радостнеетью й' настоящей/де­ мократичностью... Эти «черты лица» молодого коллектива еще ярче выяви­ лись в «Севастопольском вальсе» К. Листова, в «Холоп­ ке» Н, Стрельникова, в Штра­ усовском «Цыганском бароне». Смело заявили о себе, начинай с «Вольного ветра», Ирэиа Велланскяя, Татьяна Романо­ ва, Маогарита Аврорскай, Ар­ кадий Воронцов. Неподдельным задором, не­ утомимостью в работе отме­ чены годы становления театра. Тогда же он пополнился боль­ шой группой молодежи. Среди них была» ставшие сегодня ве­ дущими артистами, О. Баши- щ А. Прохоров, И. Ромашко, М. Оджубейская. * За дирижерским пультом первых постановок молодого Театра стоял Заслуженный ар­ тист РСФСР Аллан /Колени.. В том, что коллектив и сейчас стремятся к совершенствова- .ишо вокальной и музыкальной культуры, немалая заслуга этого высокопрофессионально­ го, вдумчивого музыканта. II сегодня играют в Оркестре его ученшй-ветсраны Г. .ЙёТров- ская, В. Романенко, С. Аверин, А. Каиивец. Хореографы В. Ювачева к О. Покровский, балетмейстер И. Сюороз, хормейстер Т. Бу­ сыгина, дирижер 'В. Чагин и многие другое помогли своим трудом созданию спектаклей, становлению театра. Девяно­ сто восемь постановок осуще­ ствлено за эти годы иа сцене Нсжосйбирского театра музы­ кальной комедий. Семьдесят пят* «их принадлежат со» ветск-им композиторам и дра­ матургам. В ЭТОМ ОДНИ «3 ОТ* лнчИтельных черт театра —- Пропаганда произведений со­ ветских авторов. Сейчас коллективом руково­ дят опытные мастера: главный Дирижер .театра заслуженный артист РСФСР В. Цнгельман, главный художник С. Болле, главный хормейстер Т. Горбеи- ко, главный балетмейстер В; Нава&а. Наш сегодняшний день.,. Он отмечен всё. тем же творче­ ским поиском. За эти годы мы не оставляли работы над соз­ дайнем норых музыкально- драматЯчеСкИХ йрбйзВ'еДёййЙ **• «У мбря Обского* Г. Иванова, «Ветры весенние» В. Левашо­ ва, «Рябина красная» Г. Ива­ нова. Эти музыкальные коме­ дий заложили прочный фунДа- мент работы с местиымй' к о й - позиторши. Автором пьес ал я пиХ ста.Т арТист театра Икая Ромашко. Активно сотруднича­ ет с ' коллективом выпускник Иовбсйбггрской консерватор ии Григорий ' Гоберник. БоЛее ста ■ прОЩЛа йа сЦёне ’ёГб .му­ зыкальная кбмеДйя «С любо­ вью1'не шутят». Это яркое музыкальное произведение Но, ставлено более чем в десяти театрах, нашей страны. В ми- кувшем сезоне театр поставил еще одно произведение Г. Го* берника. Это музыкальная ко­ медия «А поутру они просну­ лись...», Оозданная на матерма- № пьесы для театра лауреата Ленинской премии В..Шукши­ на (лнбретТо В. Зимина, А. Моачана). Спектаклем Заии- тересо.вались многие театры. Качество постановок, и инте­ рес к ким зрителя определя­ ются, «а наш взгляд, не толь­ ко хорошей музыкой, но я добротной интересной драма­ тургией. Поэтому в последние годы на нашей сиене широко идут и находят зрительский отклик произведения А. Арбу­ зова и Лойе де Вега, А. Твар­ довского и Кальдерона, Н. Гоголя, М. Шолохова, В. Шукинта. Выросло третье поколение артистов. Вместе с заслужен­ ной артисткой РСФСР А. Ла­ дыженской, Ю. Тарасовичем, 1С. Цыганковым, О. Ивановой, В. Волле, А. Полещиковой, Г. Гросманом, В. Одинцовым, А. Ореховским в ведущих ро­ лях с ' успехом выступают К>. Зубкова, С. Юдина, В. Ку­ чин, В. Емельянов, В. Состия и другие. Все увереннее заяв­ ляет о себе творческими успе­ хами на нашей сцене группа молодежи, недавно пришедшей в театр; Л. Бандмай, Л. Во­ робьев, А. Выскребенцеб, М. Михайлов, И. Тихомолов, Н. Черпоусова. Многообразна Црзиь твор­ ческого коллектив^' Большое место в ней занимает и обще- ствепяая работа. Постоянные выезды с концертами и спек­ таклями к труженикам села, тесная связь с производством, с Войнами Советской Армии Ишколами города. Искусство музыкальной ко­ медии — синтетическое, слож­ ное. Со дня своего рождения театр добивается высокой по- становоччой культуры, стре­ мится к совершенствованию вокального и актерского ма­ стерства, стремится в своих спектаклях выполнять одну из сложных задач советского те­ атра — исследовать жизнь средствами искусства, говорить со сцейы о нравственных и моральных проблемах, нести людям радость. Липецким зрителям мы при­ везли пятнадцать своих лучших спектаклей. Среди них: «Бабий бупт» и «Сладка ягода» Ё. Птичкина, «А поутру они просггулйсь...» п «С любовью не шутят» Г. Гобериика, «Тет­ ка Чарлся» О. Фельимана, из классики — «Летучая мышь», «Король вальса» и «Цьп'ан- ский барон» И. Штрауса, «Сильва», «Принцесса цирка» И. Кальмана и другие. Вы­ ступления нашего театра нач­ нутся 1 июля на сцене драма­ тического театра и во Дворце культуры профсоюзов и про­ длятся до конца месяца. А, МОВЧАН, ТЛаВныЙ режиссер те:*гра, народный артист РСФСР. Поэтическая рубрика СВЕТЛАНА М ЁКШЕН. тт тр м Ц Л Г Л ПГО Ь Ш А 1 ш Чем богаты — тем и рады, все при нас, нё под замком. На колодезные клады, на процентовые вклады не позаримся тайком. Не случайные подачки не прокатишь с ветерком- нё уедешь дальше дачкй, не примкнешь открыто к драчке ми по «оле, ни силком. Не копить, ё жить охота так, как встарь заведено: чтоб до одури — работе, чтоб веселье — без подсчета, сколько стоило оно. Без надрыва постигая зов последней крутизны, позабыть на грани края, чем дорож е ж изнь другая, если эТОй нет цены. раз выезжали в районы и оказали консультативную по­ мощь 10 тысячам больных. Большие надежды мы возла­ гаем на строящуюся сейчас многопрофильную областную пациенты 8 главный хирург облздравотде Е ла В. Е. Жилин, заведующая Е профцентром областной боль- 8 иицы Л. И. Бадина и еще не- Е сколько врачей. 5 Участковые сельские, да и 8 центральные районные боль­ ницы не располагают той ба_ -ч._/Зой, которая имеется в Липец- . 8 ке. Но и там некоторые вра. больницу. Сельские Е чи делают серьезные попытки 8 найти в своем опыте то зерно, 8 из которого может «произра- Е сти» научная работа. Е Среди липецких врачей не- 8 мало людей пытливых, ищу- Е щих. Пожалуй, особенно пло- 8 дотворно, творчески трудятся 8 медики областной больницы — Е нейрохирург М. В. Жидков, 8 травматолог Н. А. Боровков, хирург В. П. Одиноченко, ос­ воившие- в последние годы ряд 1 уникальных операций. В глаз. | | | | | 11 Ш | 11111 и 1 и 1 ш и 11111111111 ПН|а 1 |||>|«||<>ааа>а ||||*|||а |*| | | | | | * » ||к Хорошо известно, что моло­ дость — категория не столь­ ко метрическая, сколько — социальная, — не сумма лет, но, скорее, сумма обязательств перед обществом, народом, че­ ловечеством. И в искусстве: быть молодым — задача куда как непростая! Ну, разумеет­ ся, гении справлялись с ней смогут получать здесь самую я словно бы вовсе без усилий, квалифицированную медицин- 8 свои высочайшие рубежи они скую помощь. Е часто брали без особого воз- Но предугадать возможное 8 растного разбега. «Герой на- течение болезни, ее причину — Е шего времени» был написан для этого мало только знаний, Е 25-летним Лермонтовым, «Ре- только опыта. Нужно опреде- 5 визор» — 27-летнпм Гоголем, ленное чутье, умение пропик- Е Первая книга «Тихого Дона» иуться состраданием к боль- “ вышла, когда автору ее мину- ному человеку. И, конечно, ни- 8 ло всего 23. Эти ранние какая машина не сможет вы- Е «вспышки» художественной лечить так, как исцеляет порой 8 гениальности могут быть не­ доброе слово, ободряющая 8 толкованы только как формы улыбка врача. _ _ __ Е раннего гражданского возму- М АСТЕРСТВО 0 РАБОТЕ С ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В ЛИПЕЦКОЙ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВСТРЕЧИ В ЦЕХАХ эт< В Липецке гастролирует Томский театр драмы. По приглашению пред, приятий актеры побывали на заводах — тракторном, «Свободный сокол», встре­ тились с рабочими и слу­ ж ащими. Две встречи со­ стоялись в кислородно­ конверторном цехе № 2 и на домне № 6 Новолипец­ кого металлургического завода. Ведущие актеры расска­ зали об истории города Томска и театра — одного из старейших в Сибири. На творческих встречах были показаны сцены из спек­ таклей. ПОКАЗЫВАЕТ ФОТОКЛУБ Экспозицию, посвящен­ ную М еж дународному дню защиты детей, органи­ зовал фотоклуб Липецкого политехнического инсти­ тута. За небольшой срок клуб организовал три фо­ товыставки, рассказываю­ щие о людях труда, студен­ честве, природе. Его члены принимали участие в городской выставке и конкурсе Всероссийского фотоклуба «Кадр». жания людей, неслыханно щедро наделенных даром об­ разного жизнеощущения. И мы не устанем учиться у клас­ сиков в первую очередь этой удивительной, виртуозной чут­ кости к духовным запросам современников, чувству без­ раздельной ответственности за каждое произносимое в мире и о мире слово. Между тем для известной части нынешних молодых лите­ раторов дело обстоит несколь­ ко иначе: почему-то превыше всего они ценят в искусстве техническую сноровку, лихость пера, стилистические аттрак­ ционы. А некоторые заходят в своих формалистических при­ страстиях столь далеко, что уже и вовсе стыдятся быть по­ нятыми и д о с т у п н ы м и доста­ точно широкому кругу читате­ лей. За элитарным изыском и I языковой взвинченностью по- * рою сквозят холод и скука, а иной раз и непролазный эго­ изм. В немалой степени это проистекает из наивного, а то и ложного понимания приро­ ды художественной формы и литературного мастерства. Ду­ мают: выстроить интригу, рас­ положить фигуры, скомпоно­ вать материал, подыскать подходящую рифму или эпи­ тет — это по части мастерст­ ва. А вот идеи, оценки, взгля­ ды, высказываемые героями или автором, — это уже миро­ воззрение, это содержание ли­ тературного текста. Нет ниче­ го ошибочней! Дело в том, что сама форма в искусстве сплошь содержательна. Мы так и говорим: «содержатель­ ная форма», вновь и вновь повторяя эти проницательные ленинские слова. Мировоззрение писателя пронизывает все утолки, все микроны созданного им худо­ жественного мира, оно везде­ суще. Древние греки говорили: мы смотрим глазами, но видим — мозгом. Так вот, литератур­ ное мастерство — это прежде всего умение «видеть мозгом», — ухватывать суть вещей там, где взору открывается бездна разноликих деталей, отвевать зерна от плевел, подлинные конфликты — от ложных, кра­ соту — от красивости, доброту — от душевной расслабленно­ сти. Поиски точного слова в искусстве — это всегда поиски точного смысла: экономная композиция — это строго вы­ веренный угол зрения: художе­ ственно построенное время — логика судьбы человеческой. Таков, вкратце, круг вопро­ сов, составивших основное содержание работы «литера­ турной мастерской», созданной в прошлом году при Липецкой писательской организации. Ядро этой своеобразной лабо­ ратории — творческая моло­ дежь: выпускница Литератур­ ного института им. А. М. Горького Ирина Алимова, ма­ стер производственного обу­ чения ГПТУ № 10 Иван Харин, инженер Владимир Петров, студент политехнического ин­ ститута Сергей Мязин, худож­ ник Геннадий Рязанцев, фи­ лолог Владимир Богданов, журналистка Елена Добрякова и многие другие. Среди посто­ янных участников бесед и спо­ ров на эстетические темы —- автор двух интересных, издан­ ных в Москве и Воронеже книг Александр Владимиров, романист Лев Шувалов, уже давно работающая в литерату­ ре Ольга Кравцова. В жарких словесных бата­ лиях оттачивают свой вкус, корректируют общее свое по­ нимание художественной об­ разности наши молодые крити­ ки Татьяна Князева, Ольга Ляхова, Владимир Славецкий, преподавательница Липецкого пединститута Ольга Олейнико­ ва. Живое, заинтересованное участие в работе нашей «ма­ стерской» принимают и про­ фессиональные литеоаторы — члены Союза писателей СССР руководитель областной писа­ тельской организации Иван Завражин, Светлана Мекшен, Владислав Зорин, Владимир Полянский. Не окололитера­ турная суета, а товарищеская, требовательная помощь моло­ дым становится этической нормой н практической повсе­ дневностью для каждого чле­ на нашего коллектива. И вот — результаты: широко публи­ куются Иван Харин, Людми­ ла Парщикова, Александра Тамбовская, сравнительно не. давно подборка их стихотворе­ ний была' напечатана в «Подъ­ еме»., На совещаниях-семинарах и областных, и республикан­ ских, и зональных они достой­ но представляют липецкую творческую. интеллигенцию. На протяжений всего года занятия в «литературной ма­ стерской» были посвящены од­ ной проблеме — «Мировоззре­ ние и профессиональная уме­ лость». Тематической пестроте мы предпочли движение «вглубь предмета» —- сосредо­ точенное изучение тех художе­ ственных «реальностей», кото­ рые в конечном счете обеспечи­ ваются идейной Позицией пи­ сателя, уровнем его сознатель­ ности, формой участия в исто, рическом процессе. Разговор на эту тему строился с опорой на философско-эстетическое и литературно-критическое на­ следие Маркса, Энгельса и Ле­ нина. Блистательные ленин­ ские статьи о Льве Толстом помогли участникам этого ув­ лекательно .интересного диало­ га, так сказать, увидеть в действий, в рабочем состоянии важнейшие механизмы творче­ ского мышления, его единство и диалектическую многомер­ ность. Обращались мы и к не­ преходящему художественно­ му опыту классиков — отече­ ственных и зарубежных. В ряду наиболее авторитетных н «громких» имен, прозвучав­ ших в нашей «мастерской», — Достоевский, Бальзак, Чехов, Горький и другие. Одно из занятий; связанное с бунин­ ской новеллистикой, носило характер коллективного об­ суждения итогов домашнего задания; наши авторы имели возможность поверить собст­ венные, индивидуальные на­ блюдения общей позиции, ело- Жившейся непосредственно в живом, многоголосом разгово­ ре о «разуме» И «предрассуд­ ках» в прозе Ивана Букина. Наконец, в орбиту «мастер­ ской» была вовлечены не толь­ ко «великие и бессмертные». Речь шла также и о произве­ дениях. липецких авторов» кни­ гах, уже увидевших свет и на­ шедших своего благодарного читателя. Я хотел бы упомя­ нуть в этой связи Поэтический сборник Светланы Мекшен «В дом войди» — стихи, зача­ стую покоряющие высотой нравственной авторской само­ проверки, «энергией» несогла­ сия с собственным ощущением уже завоеванных житейских рубежей. «Литературная мастерская» — вполне сложившаяся и са­ мостоятельная органйзацион- ко-тзорческая форма. Она не дублирует, не подменяет со­ бою другие, традиционные формы деятельности Липецкой писательской организации, на­ пример, работу секций. Разни­ ца в акцентах: то, что в одном случае воспринимается как цель, в другом становится средством. Например, расска­ зы Ирины Алимовой «Случай­ ный мотив» й «Угол зрения», несомненно, могут стать пред­ метом специального обсужде­ ния на заседании секции про­ зы, и эти же рассказы были «привлечены» в качестве ил­ люстративного материала на одном из занятий «литмастер- ской», где завязался острый спор о мере «присутствия» мировоззрения в художествен­ ной детали или подробности. Так что, О наших организаци­ онно-творческих «жанрах» можно бы сказать словами классика: все х<Аши, кроме скучного. ^ Нам глубоко чужды вуль­ гарные представления о взаи­ модействии теории художест­ венного творчества и художе­ ственной практики. Только очень наивные люди могут всерьез полагать, будто инте­ ресная, умная и яркая по ора­ торской манере лекция о сущ­ ности литературного образа уже и сама по себе гаранти­ рует создание полнокровного литературного образа. Нет, ко­ нечно. Й все же... Пусть не сразу, но исподволь, такая лекция окажет определенное воздействие на личность мо­ лодого автора, в какой-то сте­ пени умножит его духовно- эстетический потенциал, а уж «с тех вершин» повлияет и на его творческие Усилия. С. ВАЙМА профессор, доктор ^ филологических наук, член Союза писателей СССР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz