Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
28 мая 1980 г., 7Т97 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ' 8 С Л О В О О Л Е Н И Н Е В этом учебном году в учи тельской нашей школы появи лась необычная рукописная книга «.Слово о Ленине и пар тии на уроке». А мысль соз дать ее возникла так. В период подготовки к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина многие педагоги широко ис пользовали в своей работе ле нинскую тему. Обобщить опыт проведения таких уроков, уро ков воспитания на примере жизни и деятельности вождя революции, мы считали необхо димым и полезным. Вот и ре шили: будем писать сами кни гу коллективного педагогиче ского труда. Каждый учитель может сделать в ней свою за пись или рассказать об опыте коллег. ^ Мы и не ожидали, что книга каж ется столь объемной. В ^чяи подготовки к празднованию знаменательной даты в школе было проведено более семисот ленинских уроков. Листаю страницы, вчитыва юсь в записи, вспоминаю те классные часы, на которых при сутствовал сам. Полезная ко пилка для каждого учителя! Вот обычный урок чтения во втором классе «Б». Дети вмес те с учительницей С. С. Щед риной читают рассказ о весне^ Софья Сергеевна приготовила Урок и. в шк оле дяя ребят репродукцию карти ны — В. И. Ленин в окруже нии детей в парке. Буйство ве сенних красок, солнечный день... Ребята с интересом разгляды вают картину. А потом они со ставляют устный рассказ по те ме «Ильич и дети». Вспомина ют прочитанные книги, фильмы о Ленине. Дети не любят нази дательности, но вот такой раз говор о вожде революций, пар тии, которым они обязаны сво им счастливым детством, им понятен, он запомнится надол го. Живой интерес у ребят вызы вают всегда уроки заслужен ной учительницы школ РСФСР Н. С. Некрасовой. Она удиви тельно умеет использовать до полнительный материал, рас ширяя не только знания ребят по своему предмету, но и их общественно-политический кру гозор, привлекая внимание к фактам истории страны. В чет вертом классе учащиеся изу чали материал об охране недр СССР. Все, кажется, было обычным. Но вот Нина Серге евна начала рассказывать о чу десном уголке природы на Юж ном Урале — Ильменских го рах, где обнаружено свыше ста сорока различных минералов, в дети оживились. Интересно бы ло ям узнать, что В, И. Ленин еще в 1920 году подписал дек рет о создании здесь заповед ника площадью более тридцати тысяч гектаров. «Вдумайтесь только, ребята! Шла граждан ская война, шли жестокие бои за республику Советов, а Иль ич, предвидя будущее, забо тился о сохранении народных богатств!». Уже почти сорок лет заповедник на Урале носит имя вождя революции, добави ла Нина Сергеевна. Урок имел не только логическую завер шенность, но и большое воспи тательное значение. На другом занятии с пяти классниками, рассказывая де тям о могучем дереве-секвойе, родина которой далекая Кали форния, учительница использо вала стихи А. Вознесенского «Секвойя Ленина»: В автомобильной Калифорнии, Где солнце пахнет канифолью, есть парк секвой. Из них одна Ульянову посвящена. Стихи стали связующим мо стиком к беседе о значении ре волюции, совершенной в нашей стране под руководством В. И. Ленина, партии, для роста са мосознания рабочего класса капиталистических стран. Активно использовали ленин скую тематику преподаватели старших классов. Знакомя уча щихся с романом Л . Толстого «Анна Каренина», учительница литературы Л. А. Федорова обратила их внимание на ленин ские статьи о творчестве ве ликого русского писателя, по советовала, как лучше пользо ваться ими в подготовке сочи нений. Многие уроки обществоведе ния, истории, географии по праву можно назвать ленин скими — так тесно увязаны они с деятельностью вождя, с претворением в жизнь его вели ких идей. В учебном процессе учителя широко разъясняли школьникам материалы XXV съезда партии, другие партий ные документы, трилогию Л. И. Брежнева, значение которой так высоко оценено Коммуни стической партией. Ленинская тема стала глав ной в период подготовки к зна менательному празднику и во внеклассной работе. Классные часы, пионерские сборы, клуб ные занятия с октябрятами, ле нинские зачеты в старших классах — их было множество в нынешнем учебном году. На пионерский сбор в 4 классе «Б» ребята пригласили кавалера ор дена Ленина, водителя автоко лонны № 1143 Василия Сергее вича Леонова. Он рассказл де тям о том, как вместе с това рищами участвовал в работе по сооружению объектов Ново липецкого металлургического завода, за что и был отмечен высшей наградой Родины. «Слово о Ленине и партии на уроке». Эта рукописная книга, созданная учителями нашей школы, станет отныне хорошим подспорьем в нашей дальней шей воспитательной работе с ребятами. Ведь вопрос «делать жизнь с кого?» для них далеко не риторический, они жаждут нравственного идеала. И самый светлый, самый дорогой для нас пример — жизнь н деятель ность Владимира Ильича Ле нина. Ф. Р ОМАН НИ КОВ, директор Липецкой средней школы № 16. В ЛЕБЕДЯНСКОМ пед училище арошла неделя солидарности с моло дежью мира. В группах были прочитаны лекции о жизни уча щихся, студентов в других странах. В училище действовала вы- В ФОНД М И Р А ставка книжных новинок на иностранных языках, были вы пущены специальные плакаты на английском и немецком языках с обзором политиче ских событий. Закончилась неделя вечером, на котором было объявлено о переводе в фонд мира трехсот рублей, заработанных студен тами на консервном заводе, где трудилась каждая группа. Причем, это уже стало доброй традицией — часть средств, заработанных на субботниках, при сборе макулатуры и ме- таллома, в стройотряде, пере числять в фонд мира. Только в прошлом году студентами бы ло переведено , таким образом свыше пятисот рублей. В. ЕФИМОВА. П О З А Д А Н И Ю У Ч Е Н Ы Х В течение многих лет в Вислопселянской средней школе Тербунского района работает кружок юных на туралистов. В нем занима ются ученики, склонные к исследовательской работе, наблюдательности, Они про водят опыты — программ ные и по заданию научно- исследовательских учреж дений. Так, по просьбе Ом ского НИИ члены кружка провели сортоиспытание кукурузы «Новинка», «Одес ская», «Днепропетров- ская-403». Они установили, что #*з этих трех сортов зеленой массы больше у ку курузы с названием «Дне пре петро*вская-403». С од ного гектара ребята собра ли ее 485 центнеров. А по заданию Краснодарского НИИ зерновых культур кружковцы проверили эк сперимент по испытанию сортов ячменя, люцерны в местных условиях. Все опыты юннаты стави ли согласно рекомендован ным методическим мате риалам, подробно велись дневники фенологических наблюдений. Е. ИВАНОВА. ПЕДА ГО ГА И РО ДИ ТЕЛЯ Нет важнее цели у советской школы, чем формирование у молодежи коммунистического мировоззрения, преданности коммунистическим идеалам. И эту задачу невозможно ре шить без нравственного воспитания подрастающего поколе ния. Передать молодежи моральный опыт старших, помочь выработать активную жизненную позицию, какую предпо лагает социалистический образ жизни, подготовить к активно му участию в труде, характер которого существенно изме нился в условиях научно-технической революции, — на это направлен учебно-воспитательный процесс школы, училищ. Решая столь сложную задачу, педагогические коллективы опираются на активную помощь партийных, общественных организаций, используют роль семьи в формировании лично сти ребенка. Ведь действенность нравственного воспитания на практике зависит в значительной мере от комплексного ис пользования объективных и субъективных факторов, различ ных методов и средств морального воздействия на личность. В сегодняшнем выпуске «Страницы педагога и родителя» члены нештатного отдела школ редакции рассказывают об опыте постановки нравственного воспитания учащихся в учебных, заведениях области, рабочих коллективах, общест венных организациях, по местужительства. У И С Т О К А Л И Ч Н О С Т И Р а зм ы ш л ен и я о б а т е и с т и ч е с к о м в о сп и т а н и и Надежда Константиновна Крупская в своих воспомина ниях о В. И. Ленине писала: «К пятнадцати годам у Влади мира Ильича сложилось уже твердое убеждение, что рели гия — это выдумка людей, соз нательный или бессознательный обман». Да и сам Ильич од нажды на вопрос анкеты; «Ес ли Вы неверующий, то с какого возраста?» — ответил: «С 16 лет». В шестнадцать —■ убежден ный атеист. Это возраст ны нешних старшеклассников.,. Конечно, наши дети живут в другое время, они сызмала вос питываются в духе марксист* ско-ленинской идеологии. Этому способствует народное образо вание, средства массовой ком муникации и информации — книги, театры, кино, телевиде ние. И все же самоуспокаиваться нельзя. Религиозный дурман живуч, невежество еще во мно гих семьях передается детям через верующих бабушек и де душек. Пагубно влияет на не окрепшее сознание школьников наличие всевозможных, активно действующих сект. Встречаются еще и родители, зараженные ’религиозным опиумом. В липецких школах — N° 41* •и Елецкой средней № 1, рас положенной, кстати, в центре города, в начале нынешнего учебного года были проведены опросы, анкетирование учащих ся, итоги которых заставляют серьезно задуматься о пробле ме атеистического воспитания подрастающего поколения. Ос тановимся на результатах ан* кетирования, проведенного . в Елецкой средней школе № 1. На вопросы дали ответы более 150 старшеклассников, почти все они — комсомольцы. Что же показал опрос? А вот что. В отдельных семьях име ются иконы, отмечаются рели гиозные праздники. Некоторые учащиеся указали, что в детст ве их крестили, заставляли по сещать со взрослыми церковь. Кое-кто из ребят затруднил ся четко, уверенно определить 'свою жизненную позицию, от вечая на вопросы: «Веришь ли г в бога?», «Какую роль игра ть религия в обществе?». 83 ученика совсем не читали ате истической литературы. Такие ответы, прямо ска жем, настораживают, обязыва ют по-новому посмотреть на ра боту с учащимися и родителя ми, заставляют задуматься: а все ли делают педагогические коллективы школ в важном де ле атеистического воспитания? И если не все, то где те просче ты, которые приводят к невос полнимым потерям в формиро вании личности ребенка. Хочу сразу отметить, что ате истическое воспитание в шко лах, о которых идет речь, ведет ся не худшим образом. Педа гогический коллектив той же Елецкой школы № 1 ис пользует разнообразные фор мы. В школе, например, уже много лет регулярно выпуска ется стенгазета «Юный атеист». Отлично оформлен уголок «Ис кусство разоблачает религию», где собраны высказывания ученых и писателей о боге, о религии, репродукции картин великих художников антирели гиозной тематики, имеются ре комендательные списки атеис тической литературы для вне классного чтения. Работает ки нолекторий по атеистическому воспитанию для учащихся пя тых-седьмых классов. Определенная работа ведется и педагогическим коллективом Липецкой средней школы № 41, расположенной в сокольском районе, на окраине города. Хорошая постановка атеистиче ского воспитания здесь особен но важна. В микрорайоне шко лы работают две секты — бап тистов и адвентистов-суббот- ников, есть дети, на которых верующие родители оказывают слишком большое влияние. Так некоторые дети из семей адвентистов, в субботу в шко лу не приходят, пропускают массовые мероприятия. В ха рактеристике классного руко водителя на одного из пяти классников я прочел: «А. И. в столовой никогда не съест мяс ного, не ходит в кино. На воп рос, почему он не бывает в школе по субботам, отвечает: «Я не могу, наша вера этого не допускает». Я и сам посетил, готовя эту статью, молитвенные дома бап тистов и адвентистов, располо женные в районе этой школы. Вместе со взрослыми стояли и пели учащиеся вторых и чет вертых классов. Еще раз подчеркну, что шко ла, как говорится, рук не опу скает. Лекторская группа и классные руководители прово дят беседы по классам, вечера химии, читательские конферен ции, общешкольный месячник по атеизму в апреле каждого учебного года. Есть в школе так же, как и у ельчан, хорошая наглядная агитация. И вместе с тем не могу ут верждать, что атеистическое воспитание в школах, с работой которых я познакомился, по ставлено хорошо. Недостатки есть, и немалые. И, прежде все го, в планировании. В тон же Елецкой школе № 1 на 1979—1980 учебный год наме чено провести десятки комсо мольских собраний, пионерских сборов, общественных вечеров, семинаров, преподавателей — и ни одного массового мероприя тия по атеизму. В планах работ всех классных руководителей Липецкой школы № 41 я нашел только одну (1) беседу на эту тему. Все это говорит о том, что школы во многом не доходят в своей работе до главного звена — семьи, родителей, оказыва ющих на детей огромное влия ние. Нельзя сказать, чтобы в этом плане ничего не дела лось. В Елецкой школе № 1, Липецкой — № 41 взяты на ин дивидуальный учет дети из ве рующих семей. Классные руко водители бывают п семьях, вни мательны к учащимся, стре мятся вовлечь их в обществен ную жизнь класса, школы, "Но учителя, как сами они нередко признаются, не всегда одержи вают победу, встречаясь с ре лигиозным фанатизмом той или иной семьи. С верующими родителями в школах работают слабо. Как метко сказала мне одна учи тельница: «Мы воспитываем атеистов-родителей, а верую щие остаются в стороне». Пер вые шаги к работе с верующи ми семьями сделали в школе № 41, где создан родительский атеистический лекторий. Про ведены занятия на темы: «Се мейный климат», «Происхожде ние христианства, его сущ ность, секты, их вера, дела» и другие. Но посещаемость этого лектория верующими родите лями пока недостаточна. В школах нет комплексного подхода в индивидуальной ра боте с учащимися. Все возла гается на классного руководи теля, которому, конечно же, это не всегда по силам. Слабо помогают школам в атеистическом воспитании об щественные организации базо вых предприятий и учреждений. Вот пример. Над средней шко лой № 41 шефствуют 5 цехов завода «Свободный сокол». Многое есть в совместных пла нах работы шефов и подшеф ных, кроме одного — атеисти ческой работы с учащимися, их родителями в трудовых кол лективах. Школа молодых ате истов, созданная несколько лет назад при заводском комитете комсомола, сейчас бездейству ет. Как там пояснили мне — «нет хороших лекторов-атеис- тов». В заводской газете «За чу гун» материалы по атеистиче ской пропаганде публикуются от случая к случаю. В Доме культуры предприя тия задумали было организо вать при подшефной школе № 41 филиал народного уни верситета — факультет научно го атеизма. Но хорошее дело так и не нашло осуществления. Учителя говорят, что виноваты культработники, проявившие пассивность, а те, в свою оче редь, ссылаются на Правобе режную организацию общества «Знание». Да и в самом Доме культуры за весь год не было проведено ни одного антирегн- озного вечера. В областном кинопрокате мне дали справку о наличии кинофильмов атеистического содержания. Их оказалось око ло тридцати. Но, как выясни лось, ленты лежат «мертвым грузом», ни кинотеатр «Метал лург», ни Дом культуры завода «Свободный сокол» заявок на них не дают. Как видим, далеко не все средства и формы используют педагогические коллективы школ, общественные организа ции подшефных предприятий и учреждений в атеистическом воспитании учащихся. А работа требует повседневного, кропот ливого труда. Тем важнее не упустить в ней ничего, даже ме лочей. Ведь речь идет о форми ровании мировоззрения буду щей личности. П. ПЛОХИХ, заслуженный работник школы РСФСР. ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ Липецкой детской музыкальной школе № 4 двадцать лет. За эти годы она выпустила бо лее 600 человек, 140 из них стали музыканта- ми-профессионалами. Три года назад при школе открылось хоре ографическое отделение, пока единственное в области. Недавно его воспитанники с успе хом выступили в очередном отчетном концер те на сцене Дворца культуры завода «Сво бодный сокол». Малыши легко и свободна ис полнили классический экзерсис. Их старшие товарищи показали более сложные номера — «Маленькое адажио» на музыку Д. Шостако вича, классические вариации и этюды, по строенные на элементах русского и белорус ского танцев. Из хореографических миниатюр особенно понравилась зрителям «Муха-цоко- гуха», где в главных партиях были заняты Э. Зевина, О. Почеревина, К. Ореханов, И. Пет- рукевич. В заключение концерта ребята по казали композицию, посвященную предстоя, щей Московской Олимпиаде. : ■ Ш И Н шШШ Для выпускников школ прозвенел последний звонок. Торже ственным был этот ритуал в Липецкой средней школе № 12, запечатленный на снимке. Фото В. Ельшаева. ДОРОГА К КНИГЕ Дорога к книге.» Не всегда она бывает прямой и легкой. Но не пройти ее нельзя, ибо это один из путей нравствен ного совершенствования человека, духовного его мужания. Велика при этом роль педагога, во многих случаях главного посредника между учеником и книгой. Почетная, цо и трудная роль. Как успешнее справиться с ней! Об этом размышляет сегодня учитель литературы. В школы рабочей молодежи юноши и девушки нередко при ходят спустя 6—8 лет после окончания восьми классов дневной школы. И порою за все эти годы человек ни ра зу (!) не обращался к книге. Представьте: характер его сформировался, устоялись взгляды, привычки, а познания в области литературы не идут дальше восьмого класса школь ной программы. И вот тут пре подавателю литературы вечер ней школы предстоит поднять «целину». При знакомстве с учениками принято предлагать составить список литературы, прочитан ной за лето. Кто-то, выясняет ся, читает много, но бесси стемно, нёизбирательно, что попало. Кто-то вообще ничего не читает. «Некогда — работа, дети» — любому учителю ли тературы в «вечерке» знаком этот ответ. «Некогда» — это отговорка. Как пробиться сквозь глу хую стену нелюбви к книге* представления о ней, как о праздном развлечении? Один ученик в минуту открове ния сообщил между прочим, что никогда не бывает без де ла: слесарит, работает на огороде, — не то, что некото рые, сядут с книгой и убива ют время. «Книга — безделье», это не подростковое недомыс лие, это уже убеждение. По пробуй-ка его изменить, ведь человеку уже давно за двад цать... А менять надо. И дума ется, что в школах рабочей молодежи особую важность приобретает характер препо давания. Необходимо главный акцент делать на то, чтобы ученик заинтересовался те мой, потянулся к книге, и са-. мостоятельно захотел навер стать то, что когда-то упу стил, разобраться в том, чего не понял. «Литература ничуть не легче математики», — эта заповедь памятна мне еще со студенче ской скамьи. Действительно, разве можно без труда, без затрат душевной энергии, по нять сложные духовные иска ния героев Льва Толстого, не гладкий путь к революции Александра Блока? Но, к со жалению, на иных уроках ли тературы доминируют и упро щение сложного, и выпрямле ние того, что в живой своей плоти — многомерно. И все ради той, я бы сказала без нравственной цели, чтобы уче ник в нужный момент отчека нил «правильный» ответ, им не прочувствованный, равно душно заученный, а потом от швырнул книгу и никогда больше не вернулся к-ней. Какой урок в воспитатель ном смысле более продуктивен? Тот ли, в котором до буквы продумана методика, который строен по композиции, изобилу ет наглядными средствами, но выполнен ремесленнически, без искры вдохновения? Мне ка жется, лучше не успеть вы полнить что-то из плана, в чем-то, если необходимо, отой* ти от намеченного, — лишь бы не упустить из виду главную цель: заинтересовать, увлечь, зажечь, заставить думать! До сих пор помню слова .одного из моих учителей в вузе: «Ученик не сосуд, который надо заполо нить, а факел, который надо зажечь». По-моему, мудро ска* за но. Не надо заставлять за учивать массу подробных, но не обязательных фактов, глав ное — помочь прЬникнуть в сущность произведения, И еще, Педагог не обязательно дол жен «разжевывать» свою лек цию. Пусть его ученики иногда чувствуют недосягаемость вер шин знаний учителя, пусть воз никнет у них зависть к тому, что он так много знает, так глубоко чувствует, и желание сравняться с ним. Преподаватель литературы остро ощущает свое бессилие перед стеной равнодушия осо бенно в том случае, если нельзя взять в союзники семью, ибо нет там культа книги, ува жения к ней. У учителя днев ной школы есть возможности влиять на ученика с помощью его родителей, тогда как в школе рабочей молодежи за частую сами ученики оказыва ются, если так можно выра зиться, нерадивыми родителя ми. В свое время им не помог ли полюбить книгу, теперь есть опасность, что и они не при общат к литературе своих де- Тей. Сейчас, правда, наблюда ется массовое увлечение при обретением художественной литературы. Но порой видят в библиотеке часть комфорта, домашнего интерьера. Хотя — кто знает? — может быть, да же такой путь послужит им пульсивным толчком к чтению? Начнут читать, заинтересовав шись яркой обложкой, а при дут... к Пушкину? Книга нуждается в умелой- прбпагачде, для этого педагог может использовать арсенал хотя н не новых, но действен ных форм. Это и читательские конференции, и литературные диспуты, и встречи с писателя ми. Это и бесконечное множе ство различны^ методических приемов, рекомендаций, разра боток, способствующих повы шению качества урока. Но КПД от использования этих форм обычно невысок, если в основе их не лежит творчество, энтузиазм, поиск. И в кото рый раз убеждаешься: личность преподавателя — вот что опре деляет степень его влияний на воспитанников. У современного педагога много соперников — кино, телевидение, средства информации. И все-таки ничто не сможет заменить непосред ственного контакта с наставник ком. Но при одном условии: ес ли учитель — не звание, не должность, — призвание. Учи тель должен быть интересен ученику всегда, на каждом уроке. Любовь и уважение к нему непременно повлечет за собой и любовь к предмету. Наша внутренняя культура, степень участия в обществен ной жизни школы, города, страны, наша постоянная тяга к духовному обогащению — дают о себе знать и в работе с воспитанниками. У школы рабочей молодежи много проблем, трудностей. Каждый педагог решает и свои предметные, и общие воспита тельные задачи. Учитель лите ратуры ответствен не только зз оценки, которые выставляет ученикам, но главное — за ту долгую, пожизненную лю бовь к книге, которая в конеч ном итоге формирует духов ность, обогащает личность. М . СЕРОВА. П О Д Г О Т О В Ь С Е Б Е С М Е Н У Молод коллектив специализи рованного треста «Спецфунда- менттяжстрой», много у него проблем. И одна из них — за крепление кадров. В связи со все возрастающими объемами производства численность ра ботающих здесь в целом за этот год должна почти удвоиться. В тресте недавно разработа ли комплексные мероприятия по укреплению трудовой дис циплины и сокращению текуче сти кадров. Среди других пре дусмотренных мер — развитие и широкое распространение коллективного и индивидуаль ного наставничества. Этой фор ме воспитания придают особое значение, так как каждый тре тий рабочий треста — в воз расте до 30 лет. Кому же доверено шефство над молодой сменой? В тресте более 40 опытных, высококва лифицированных рабочих, бри гадиров. инженерно-техниче ских работников, увлеченно за нимающихся с молодежью Объединяет их богатый жиз ценный опыт, любовь к избран ной профессии, чувство гордо сти за принадлежность к рабо чему классу, высокая требова тельность к себе и товарищам ...Одна из лучших в СМУ Хо 5 — комплексная бригада, воз Дей с т ву ет совет наставников главляемая заслуженным стро ителем РСФСР коммунистом Николаем Ивановичем Барди ным. Слава о строителях пере шагнула границы треста. На счету у бригады немало трудо вых побед, по, пожалуй, самая главная — сплоченность, друж ный коллектив: за последние два года здесь не припомнят ни одного случая нарушения тру довой дисциплины. Четырем рабочим нет еще тридцати, и они окружены дружеской за ботой и вниманием со стороны своих старших товарищей, опытных кадровых рабочих. Молодежь просится к Барди ну: привлекает здоровый нрав ственный климат в его бригаде, да и то, что заработки тут вы сокие, — тоже обстоятельство немаловажное. Уже несколько лет строители трудятся по ме тоду бригадного подряда, им доверяют сложные работы на пусковых объектах. Каждый год приходят нович ки — после школы, из училищ. Но, случается, и так. Во многих организациях успел поработать совсем еше молодой Александр М-, прежде чем попал к Н. И. Бардину, Приглядевшись к парню, Николай Иванович лич но взял над ним шефство. Не легким оно оказалось. Подо печный то опоздает на работу, то совсем прогуляет, к спирт ному успел приохотиться. Об щая обстановка высокой тре бовательности в бригаде и по стоянный контроль со стороны Николая Ивановича, однако, сделали свое. Парень стал ме няться в лучшую сторону... Многим ребятам помог ут вердиться в жизни и главный механик 53-го управления тре ста Ефим Васильевич Кузнецов. Окончив ГПТУ-6, в котором многие его считали «трудным», пришел в управление Анатолий Колпаков. Ефим Васильевич стал парню поистине старшим другом. Помогая делать пер вые шаги на производстве, про никся его заботами, вместе они вникали в тонкости дела, кото рое на первых порах может по казаться и трудным, и не столь интересным, как думалось. Сейчас у Анатолия нет нару шений дисциплины. В случае же с молодым слесарем Виталием Мокроусовым Е. В. Кузнецову пришлось проявить особую нас тойчивость. Не сразу, но убе дил наставник своего учениз в необходимости продолжа' учебу в техникуме... Что и говорить, хлопотно нелегко быть наставником молодых, еще неокрепшз ребят. Однако, число общее' венных воспитателей в трес растет. Среди них — монта> ник, депутат Левобережно; районного Совета народнь депутатов И. Я. Пономаре бригадир М. М. Шопнн, ста ший прораб А. С. Проскурин многие другие. Администраш треста с особой заботой отн сится к этим людям, их общее венная работа поощряется м териально и морально. Одназ все острее ощущают наставш ки потребность поделиться др с другом опытом, не хвата им и знаний основ педагогии психологии. Для этого в тре те создан совет наставников, плане которого проведение теоретических семинаров, слетов наставников. Организ ция такого совета в условиз столь молодого треста, коне но, дело непростое. Есть тру ности и в подборе лекторов-п дагогов, и в составлении соо ветствующих методических ра работок. Но начало положено. В. ГОЦУЛ я к .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz