Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

28 мая 1980 г., 7Т97 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ' 8 С Л О В О О Л Е Н И Н Е В этом учебном году в учи­ тельской нашей школы появи­ лась необычная рукописная книга «.Слово о Ленине и пар­ тии на уроке». А мысль соз­ дать ее возникла так. В период подготовки к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина многие педагоги широко ис­ пользовали в своей работе ле­ нинскую тему. Обобщить опыт проведения таких уроков, уро­ ков воспитания на примере жизни и деятельности вождя революции, мы считали необхо­ димым и полезным. Вот и ре­ шили: будем писать сами кни­ гу коллективного педагогиче­ ского труда. Каждый учитель может сделать в ней свою за­ пись или рассказать об опыте коллег. ^ Мы и не ожидали, что книга каж ется столь объемной. В ^чяи подготовки к празднованию знаменательной даты в школе было проведено более семисот ленинских уроков. Листаю страницы, вчитыва­ юсь в записи, вспоминаю те классные часы, на которых при­ сутствовал сам. Полезная ко­ пилка для каждого учителя! Вот обычный урок чтения во втором классе «Б». Дети вмес­ те с учительницей С. С. Щед­ риной читают рассказ о весне^ Софья Сергеевна приготовила Урок и. в шк оле дяя ребят репродукцию карти­ ны — В. И. Ленин в окруже­ нии детей в парке. Буйство ве­ сенних красок, солнечный день... Ребята с интересом разгляды­ вают картину. А потом они со­ ставляют устный рассказ по те­ ме «Ильич и дети». Вспомина­ ют прочитанные книги, фильмы о Ленине. Дети не любят нази­ дательности, но вот такой раз­ говор о вожде революций, пар­ тии, которым они обязаны сво­ им счастливым детством, им понятен, он запомнится надол­ го. Живой интерес у ребят вызы­ вают всегда уроки заслужен­ ной учительницы школ РСФСР Н. С. Некрасовой. Она удиви­ тельно умеет использовать до­ полнительный материал, рас­ ширяя не только знания ребят по своему предмету, но и их общественно-политический кру­ гозор, привлекая внимание к фактам истории страны. В чет­ вертом классе учащиеся изу­ чали материал об охране недр СССР. Все, кажется, было обычным. Но вот Нина Серге­ евна начала рассказывать о чу­ десном уголке природы на Юж­ ном Урале — Ильменских го­ рах, где обнаружено свыше ста сорока различных минералов, в дети оживились. Интересно бы­ ло ям узнать, что В, И. Ленин еще в 1920 году подписал дек­ рет о создании здесь заповед­ ника площадью более тридцати тысяч гектаров. «Вдумайтесь только, ребята! Шла граждан­ ская война, шли жестокие бои за республику Советов, а Иль­ ич, предвидя будущее, забо­ тился о сохранении народных богатств!». Уже почти сорок лет заповедник на Урале носит имя вождя революции, добави­ ла Нина Сергеевна. Урок имел не только логическую завер­ шенность, но и большое воспи­ тательное значение. На другом занятии с пяти­ классниками, рассказывая де­ тям о могучем дереве-секвойе, родина которой далекая Кали­ форния, учительница использо­ вала стихи А. Вознесенского «Секвойя Ленина»: В автомобильной Калифорнии, Где солнце пахнет канифолью, есть парк секвой. Из них одна Ульянову посвящена. Стихи стали связующим мо­ стиком к беседе о значении ре­ волюции, совершенной в нашей стране под руководством В. И. Ленина, партии, для роста са­ мосознания рабочего класса капиталистических стран. Активно использовали ленин­ скую тематику преподаватели старших классов. Знакомя уча­ щихся с романом Л . Толстого «Анна Каренина», учительница литературы Л. А. Федорова обратила их внимание на ленин­ ские статьи о творчестве ве­ ликого русского писателя, по­ советовала, как лучше пользо­ ваться ими в подготовке сочи­ нений. Многие уроки обществоведе­ ния, истории, географии по праву можно назвать ленин­ скими — так тесно увязаны они с деятельностью вождя, с претворением в жизнь его вели­ ких идей. В учебном процессе учителя широко разъясняли школьникам материалы XXV съезда партии, другие партий­ ные документы, трилогию Л. И. Брежнева, значение которой так высоко оценено Коммуни­ стической партией. Ленинская тема стала глав­ ной в период подготовки к зна­ менательному празднику и во внеклассной работе. Классные часы, пионерские сборы, клуб­ ные занятия с октябрятами, ле­ нинские зачеты в старших классах — их было множество в нынешнем учебном году. На пионерский сбор в 4 классе «Б» ребята пригласили кавалера ор­ дена Ленина, водителя автоко­ лонны № 1143 Василия Сергее­ вича Леонова. Он рассказл де­ тям о том, как вместе с това­ рищами участвовал в работе по сооружению объектов Ново­ липецкого металлургического завода, за что и был отмечен высшей наградой Родины. «Слово о Ленине и партии на уроке». Эта рукописная книга, созданная учителями нашей школы, станет отныне хорошим подспорьем в нашей дальней­ шей воспитательной работе с ребятами. Ведь вопрос «делать жизнь с кого?» для них далеко не риторический, они жаждут нравственного идеала. И самый светлый, самый дорогой для нас пример — жизнь н деятель­ ность Владимира Ильича Ле­ нина. Ф. Р ОМАН НИ КОВ, директор Липецкой средней школы № 16. В ЛЕБЕДЯНСКОМ пед­ училище арошла неделя солидарности с моло­ дежью мира. В группах были прочитаны лекции о жизни уча­ щихся, студентов в других странах. В училище действовала вы- В ФОНД М И Р А ставка книжных новинок на иностранных языках, были вы­ пущены специальные плакаты на английском и немецком языках с обзором политиче­ ских событий. Закончилась неделя вечером, на котором было объявлено о переводе в фонд мира трехсот рублей, заработанных студен­ тами на консервном заводе, где трудилась каждая группа. Причем, это уже стало доброй традицией — часть средств, заработанных на субботниках, при сборе макулатуры и ме- таллома, в стройотряде, пере­ числять в фонд мира. Только в прошлом году студентами бы­ ло переведено , таким образом свыше пятисот рублей. В. ЕФИМОВА. П О З А Д А Н И Ю У Ч Е Н Ы Х В течение многих лет в Вислопселянской средней школе Тербунского района работает кружок юных на­ туралистов. В нем занима­ ются ученики, склонные к исследовательской работе, наблюдательности, Они про­ водят опыты — программ­ ные и по заданию научно- исследовательских учреж­ дений. Так, по просьбе Ом­ ского НИИ члены кружка провели сортоиспытание кукурузы «Новинка», «Одес­ ская», «Днепропетров- ская-403». Они установили, что #*з этих трех сортов зеленой массы больше у ку­ курузы с названием «Дне­ пре петро*вская-403». С од­ ного гектара ребята собра­ ли ее 485 центнеров. А по заданию Краснодарского НИИ зерновых культур кружковцы проверили эк­ сперимент по испытанию сортов ячменя, люцерны в местных условиях. Все опыты юннаты стави­ ли согласно рекомендован­ ным методическим мате­ риалам, подробно велись дневники фенологических наблюдений. Е. ИВАНОВА. ПЕДА ГО ГА И РО ДИ ТЕЛЯ Нет важнее цели у советской школы, чем формирование у молодежи коммунистического мировоззрения, преданности коммунистическим идеалам. И эту задачу невозможно ре­ шить без нравственного воспитания подрастающего поколе­ ния. Передать молодежи моральный опыт старших, помочь выработать активную жизненную позицию, какую предпо­ лагает социалистический образ жизни, подготовить к активно­ му участию в труде, характер которого существенно изме­ нился в условиях научно-технической революции, — на это направлен учебно-воспитательный процесс школы, училищ. Решая столь сложную задачу, педагогические коллективы опираются на активную помощь партийных, общественных организаций, используют роль семьи в формировании лично­ сти ребенка. Ведь действенность нравственного воспитания на практике зависит в значительной мере от комплексного ис­ пользования объективных и субъективных факторов, различ­ ных методов и средств морального воздействия на личность. В сегодняшнем выпуске «Страницы педагога и родителя» члены нештатного отдела школ редакции рассказывают об опыте постановки нравственного воспитания учащихся в учебных, заведениях области, рабочих коллективах, общест­ венных организациях, по местужительства. У И С Т О К А Л И Ч Н О С Т И Р а зм ы ш л ен и я о б а т е и с т и ч е с к о м в о сп и т а н и и Надежда Константиновна Крупская в своих воспомина­ ниях о В. И. Ленине писала: «К пятнадцати годам у Влади­ мира Ильича сложилось уже твердое убеждение, что рели­ гия — это выдумка людей, соз­ нательный или бессознательный обман». Да и сам Ильич од­ нажды на вопрос анкеты; «Ес­ ли Вы неверующий, то с какого возраста?» — ответил: «С 16 лет». В шестнадцать —■ убежден­ ный атеист. Это возраст ны­ нешних старшеклассников.,. Конечно, наши дети живут в другое время, они сызмала вос­ питываются в духе марксист* ско-ленинской идеологии. Этому способствует народное образо­ вание, средства массовой ком­ муникации и информации — книги, театры, кино, телевиде­ ние. И все же самоуспокаиваться нельзя. Религиозный дурман живуч, невежество еще во мно­ гих семьях передается детям через верующих бабушек и де­ душек. Пагубно влияет на не­ окрепшее сознание школьников наличие всевозможных, активно действующих сект. Встречаются еще и родители, зараженные ’религиозным опиумом. В липецких школах — N° 41* •и Елецкой средней № 1, рас­ положенной, кстати, в центре города, в начале нынешнего учебного года были проведены опросы, анкетирование учащих­ ся, итоги которых заставляют серьезно задуматься о пробле­ ме атеистического воспитания подрастающего поколения. Ос­ тановимся на результатах ан* кетирования, проведенного . в Елецкой средней школе № 1. На вопросы дали ответы более 150 старшеклассников, почти все они — комсомольцы. Что же показал опрос? А вот что. В отдельных семьях име­ ются иконы, отмечаются рели­ гиозные праздники. Некоторые учащиеся указали, что в детст­ ве их крестили, заставляли по­ сещать со взрослыми церковь. Кое-кто из ребят затруднил­ ся четко, уверенно определить 'свою жизненную позицию, от­ вечая на вопросы: «Веришь ли г в бога?», «Какую роль игра­ ть религия в обществе?». 83 ученика совсем не читали ате­ истической литературы. Такие ответы, прямо ска­ жем, настораживают, обязыва­ ют по-новому посмотреть на ра­ боту с учащимися и родителя­ ми, заставляют задуматься: а все ли делают педагогические коллективы школ в важном де­ ле атеистического воспитания? И если не все, то где те просче­ ты, которые приводят к невос­ полнимым потерям в формиро­ вании личности ребенка. Хочу сразу отметить, что ате­ истическое воспитание в шко­ лах, о которых идет речь, ведет­ ся не худшим образом. Педа­ гогический коллектив той же Елецкой школы № 1 ис­ пользует разнообразные фор­ мы. В школе, например, уже много лет регулярно выпуска­ ется стенгазета «Юный атеист». Отлично оформлен уголок «Ис­ кусство разоблачает религию», где собраны высказывания ученых и писателей о боге, о религии, репродукции картин великих художников антирели­ гиозной тематики, имеются ре­ комендательные списки атеис­ тической литературы для вне­ классного чтения. Работает ки­ нолекторий по атеистическому воспитанию для учащихся пя­ тых-седьмых классов. Определенная работа ведется и педагогическим коллективом Липецкой средней школы № 41, расположенной в сокольском районе, на окраине города. Хорошая постановка атеистиче­ ского воспитания здесь особен­ но важна. В микрорайоне шко­ лы работают две секты — бап­ тистов и адвентистов-суббот- ников, есть дети, на которых верующие родители оказывают слишком большое влияние. Так некоторые дети из семей адвентистов, в субботу в шко­ лу не приходят, пропускают массовые мероприятия. В ха­ рактеристике классного руко­ водителя на одного из пяти­ классников я прочел: «А. И. в столовой никогда не съест мяс­ ного, не ходит в кино. На воп­ рос, почему он не бывает в школе по субботам, отвечает: «Я не могу, наша вера этого не допускает». Я и сам посетил, готовя эту статью, молитвенные дома бап­ тистов и адвентистов, располо­ женные в районе этой школы. Вместе со взрослыми стояли и пели учащиеся вторых и чет­ вертых классов. Еще раз подчеркну, что шко­ ла, как говорится, рук не опу­ скает. Лекторская группа и классные руководители прово­ дят беседы по классам, вечера химии, читательские конферен­ ции, общешкольный месячник по атеизму в апреле каждого учебного года. Есть в школе так же, как и у ельчан, хорошая наглядная агитация. И вместе с тем не могу ут­ верждать, что атеистическое воспитание в школах, с работой которых я познакомился, по­ ставлено хорошо. Недостатки есть, и немалые. И, прежде все­ го, в планировании. В тон же Елецкой школе № 1 на 1979—1980 учебный год наме­ чено провести десятки комсо­ мольских собраний, пионерских сборов, общественных вечеров, семинаров, преподавателей — и ни одного массового мероприя­ тия по атеизму. В планах работ всех классных руководителей Липецкой школы № 41 я нашел только одну (1) беседу на эту тему. Все это говорит о том, что школы во многом не доходят в своей работе до главного звена — семьи, родителей, оказыва­ ющих на детей огромное влия­ ние. Нельзя сказать, чтобы в этом плане ничего не дела­ лось. В Елецкой школе № 1, Липецкой — № 41 взяты на ин­ дивидуальный учет дети из ве­ рующих семей. Классные руко­ водители бывают п семьях, вни­ мательны к учащимся, стре­ мятся вовлечь их в обществен­ ную жизнь класса, школы, "Но учителя, как сами они нередко признаются, не всегда одержи­ вают победу, встречаясь с ре­ лигиозным фанатизмом той или иной семьи. С верующими родителями в школах работают слабо. Как метко сказала мне одна учи­ тельница: «Мы воспитываем атеистов-родителей, а верую­ щие остаются в стороне». Пер­ вые шаги к работе с верующи­ ми семьями сделали в школе № 41, где создан родительский атеистический лекторий. Про­ ведены занятия на темы: «Се­ мейный климат», «Происхожде­ ние христианства, его сущ­ ность, секты, их вера, дела» и другие. Но посещаемость этого лектория верующими родите­ лями пока недостаточна. В школах нет комплексного подхода в индивидуальной ра­ боте с учащимися. Все возла­ гается на классного руководи­ теля, которому, конечно же, это не всегда по силам. Слабо помогают школам в атеистическом воспитании об­ щественные организации базо­ вых предприятий и учреждений. Вот пример. Над средней шко­ лой № 41 шефствуют 5 цехов завода «Свободный сокол». Многое есть в совместных пла­ нах работы шефов и подшеф­ ных, кроме одного — атеисти­ ческой работы с учащимися, их родителями в трудовых кол­ лективах. Школа молодых ате­ истов, созданная несколько лет назад при заводском комитете комсомола, сейчас бездейству­ ет. Как там пояснили мне — «нет хороших лекторов-атеис- тов». В заводской газете «За чу­ гун» материалы по атеистиче­ ской пропаганде публикуются от случая к случаю. В Доме культуры предприя­ тия задумали было организо­ вать при подшефной школе № 41 филиал народного уни­ верситета — факультет научно­ го атеизма. Но хорошее дело так и не нашло осуществления. Учителя говорят, что виноваты культработники, проявившие пассивность, а те, в свою оче­ редь, ссылаются на Правобе­ режную организацию общества «Знание». Да и в самом Доме культуры за весь год не было проведено ни одного антирегн- озного вечера. В областном кинопрокате мне дали справку о наличии кинофильмов атеистического содержания. Их оказалось око­ ло тридцати. Но, как выясни­ лось, ленты лежат «мертвым грузом», ни кинотеатр «Метал­ лург», ни Дом культуры завода «Свободный сокол» заявок на них не дают. Как видим, далеко не все средства и формы используют педагогические коллективы школ, общественные организа­ ции подшефных предприятий и учреждений в атеистическом воспитании учащихся. А работа требует повседневного, кропот­ ливого труда. Тем важнее не упустить в ней ничего, даже ме­ лочей. Ведь речь идет о форми­ ровании мировоззрения буду­ щей личности. П. ПЛОХИХ, заслуженный работник школы РСФСР. ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ Липецкой детской музыкальной школе № 4 двадцать лет. За эти годы она выпустила бо­ лее 600 человек, 140 из них стали музыканта- ми-профессионалами. Три года назад при школе открылось хоре­ ографическое отделение, пока единственное в области. Недавно его воспитанники с успе хом выступили в очередном отчетном концер­ те на сцене Дворца культуры завода «Сво­ бодный сокол». Малыши легко и свободна ис­ полнили классический экзерсис. Их старшие товарищи показали более сложные номера — «Маленькое адажио» на музыку Д. Шостако­ вича, классические вариации и этюды, по­ строенные на элементах русского и белорус­ ского танцев. Из хореографических миниатюр особенно понравилась зрителям «Муха-цоко- гуха», где в главных партиях были заняты Э. Зевина, О. Почеревина, К. Ореханов, И. Пет- рукевич. В заключение концерта ребята по­ казали композицию, посвященную предстоя, щей Московской Олимпиаде. : ■ Ш И Н шШШ Для выпускников школ прозвенел последний звонок. Торже­ ственным был этот ритуал в Липецкой средней школе № 12, запечатленный на снимке. Фото В. Ельшаева. ДОРОГА К КНИГЕ Дорога к книге.» Не всегда она бывает прямой и легкой. Но не пройти ее нельзя, ибо это один из путей нравствен­ ного совершенствования человека, духовного его мужания. Велика при этом роль педагога, во многих случаях главного посредника между учеником и книгой. Почетная, цо и трудная роль. Как успешнее справиться с ней! Об этом размышляет сегодня учитель литературы. В школы рабочей молодежи юноши и девушки нередко при­ ходят спустя 6—8 лет после окончания восьми классов дневной школы. И порою за все эти годы человек ни ра­ зу (!) не обращался к книге. Представьте: характер его сформировался, устоялись взгляды, привычки, а познания в области литературы не идут дальше восьмого класса школь­ ной программы. И вот тут пре­ подавателю литературы вечер­ ней школы предстоит поднять «целину». При знакомстве с учениками принято предлагать составить список литературы, прочитан­ ной за лето. Кто-то, выясняет­ ся, читает много, но бесси­ стемно, нёизбирательно, что попало. Кто-то вообще ничего не читает. «Некогда — работа, дети» — любому учителю ли­ тературы в «вечерке» знаком этот ответ. «Некогда» — это отговорка. Как пробиться сквозь глу­ хую стену нелюбви к книге* представления о ней, как о праздном развлечении? Один ученик в минуту открове­ ния сообщил между прочим, что никогда не бывает без де­ ла: слесарит, работает на огороде, — не то, что некото­ рые, сядут с книгой и убива­ ют время. «Книга — безделье», это не подростковое недомыс­ лие, это уже убеждение. По­ пробуй-ка его изменить, ведь человеку уже давно за двад­ цать... А менять надо. И дума­ ется, что в школах рабочей молодежи особую важность приобретает характер препо­ давания. Необходимо главный акцент делать на то, чтобы ученик заинтересовался те­ мой, потянулся к книге, и са-. мостоятельно захотел навер­ стать то, что когда-то упу­ стил, разобраться в том, чего не понял. «Литература ничуть не легче математики», — эта заповедь памятна мне еще со студенче­ ской скамьи. Действительно, разве можно без труда, без затрат душевной энергии, по­ нять сложные духовные иска­ ния героев Льва Толстого, не­ гладкий путь к революции Александра Блока? Но, к со­ жалению, на иных уроках ли­ тературы доминируют и упро­ щение сложного, и выпрямле­ ние того, что в живой своей плоти — многомерно. И все ради той, я бы сказала без­ нравственной цели, чтобы уче­ ник в нужный момент отчека­ нил «правильный» ответ, им не прочувствованный, равно­ душно заученный, а потом от­ швырнул книгу и никогда больше не вернулся к-ней. Какой урок в воспитатель­ ном смысле более продуктивен? Тот ли, в котором до буквы продумана методика, который строен по композиции, изобилу­ ет наглядными средствами, но выполнен ремесленнически, без искры вдохновения? Мне ка­ жется, лучше не успеть вы­ полнить что-то из плана, в чем-то, если необходимо, отой* ти от намеченного, — лишь бы не упустить из виду главную цель: заинтересовать, увлечь, зажечь, заставить думать! До сих пор помню слова .одного из моих учителей в вузе: «Ученик не сосуд, который надо заполо­ нить, а факел, который надо зажечь». По-моему, мудро ска* за но. Не надо заставлять за­ учивать массу подробных, но не обязательных фактов, глав­ ное — помочь прЬникнуть в сущность произведения, И еще, Педагог не обязательно дол­ жен «разжевывать» свою лек­ цию. Пусть его ученики иногда чувствуют недосягаемость вер­ шин знаний учителя, пусть воз­ никнет у них зависть к тому, что он так много знает, так глубоко чувствует, и желание сравняться с ним. Преподаватель литературы остро ощущает свое бессилие перед стеной равнодушия осо­ бенно в том случае, если нельзя взять в союзники семью, ибо нет там культа книги, ува­ жения к ней. У учителя днев­ ной школы есть возможности влиять на ученика с помощью его родителей, тогда как в школе рабочей молодежи за­ частую сами ученики оказыва­ ются, если так можно выра­ зиться, нерадивыми родителя­ ми. В свое время им не помог­ ли полюбить книгу, теперь есть опасность, что и они не при­ общат к литературе своих де- Тей. Сейчас, правда, наблюда­ ется массовое увлечение при­ обретением художественной литературы. Но порой видят в библиотеке часть комфорта, домашнего интерьера. Хотя — кто знает? — может быть, да­ же такой путь послужит им­ пульсивным толчком к чтению? Начнут читать, заинтересовав­ шись яркой обложкой, а при­ дут... к Пушкину? Книга нуждается в умелой- прбпагачде, для этого педагог может использовать арсенал хотя н не новых, но действен­ ных форм. Это и читательские конференции, и литературные диспуты, и встречи с писателя­ ми. Это и бесконечное множе­ ство различны^ методических приемов, рекомендаций, разра­ боток, способствующих повы­ шению качества урока. Но КПД от использования этих форм обычно невысок, если в основе их не лежит творчество, энтузиазм, поиск. И в кото­ рый раз убеждаешься: личность преподавателя — вот что опре­ деляет степень его влияний на воспитанников. У современного педагога много соперников — кино, телевидение, средства информации. И все-таки ничто не сможет заменить непосред­ ственного контакта с наставник ком. Но при одном условии: ес­ ли учитель — не звание, не должность, — призвание. Учи­ тель должен быть интересен ученику всегда, на каждом уроке. Любовь и уважение к нему непременно повлечет за собой и любовь к предмету. Наша внутренняя культура, степень участия в обществен­ ной жизни школы, города, страны, наша постоянная тяга к духовному обогащению — дают о себе знать и в работе с воспитанниками. У школы рабочей молодежи много проблем, трудностей. Каждый педагог решает и свои предметные, и общие воспита­ тельные задачи. Учитель лите­ ратуры ответствен не только зз оценки, которые выставляет ученикам, но главное — за ту долгую, пожизненную лю­ бовь к книге, которая в конеч­ ном итоге формирует духов­ ность, обогащает личность. М . СЕРОВА. П О Д Г О Т О В Ь С Е Б Е С М Е Н У Молод коллектив специализи­ рованного треста «Спецфунда- менттяжстрой», много у него проблем. И одна из них — за­ крепление кадров. В связи со все возрастающими объемами производства численность ра­ ботающих здесь в целом за этот год должна почти удвоиться. В тресте недавно разработа­ ли комплексные мероприятия по укреплению трудовой дис­ циплины и сокращению текуче­ сти кадров. Среди других пре­ дусмотренных мер — развитие и широкое распространение коллективного и индивидуаль­ ного наставничества. Этой фор­ ме воспитания придают особое значение, так как каждый тре­ тий рабочий треста — в воз­ расте до 30 лет. Кому же доверено шефство над молодой сменой? В тресте более 40 опытных, высококва лифицированных рабочих, бри­ гадиров. инженерно-техниче ских работников, увлеченно за нимающихся с молодежью Объединяет их богатый жиз ценный опыт, любовь к избран ной профессии, чувство гордо сти за принадлежность к рабо чему классу, высокая требова тельность к себе и товарищам ...Одна из лучших в СМУ Хо 5 — комплексная бригада, воз Дей с т ву ет совет наставников главляемая заслуженным стро­ ителем РСФСР коммунистом Николаем Ивановичем Барди­ ным. Слава о строителях пере­ шагнула границы треста. На счету у бригады немало трудо­ вых побед, по, пожалуй, самая главная — сплоченность, друж­ ный коллектив: за последние два года здесь не припомнят ни одного случая нарушения тру­ довой дисциплины. Четырем рабочим нет еще тридцати, и они окружены дружеской за­ ботой и вниманием со стороны своих старших товарищей, опытных кадровых рабочих. Молодежь просится к Барди­ ну: привлекает здоровый нрав­ ственный климат в его бригаде, да и то, что заработки тут вы­ сокие, — тоже обстоятельство немаловажное. Уже несколько лет строители трудятся по ме­ тоду бригадного подряда, им доверяют сложные работы на пусковых объектах. Каждый год приходят нович­ ки — после школы, из училищ. Но, случается, и так. Во многих организациях успел поработать совсем еше молодой Александр М-, прежде чем попал к Н. И. Бардину, Приглядевшись к парню, Николай Иванович лич­ но взял над ним шефство. Не­ легким оно оказалось. Подо­ печный то опоздает на работу, то совсем прогуляет, к спирт­ ному успел приохотиться. Об­ щая обстановка высокой тре­ бовательности в бригаде и по­ стоянный контроль со стороны Николая Ивановича, однако, сделали свое. Парень стал ме­ няться в лучшую сторону... Многим ребятам помог ут­ вердиться в жизни и главный механик 53-го управления тре­ ста Ефим Васильевич Кузнецов. Окончив ГПТУ-6, в котором многие его считали «трудным», пришел в управление Анатолий Колпаков. Ефим Васильевич стал парню поистине старшим другом. Помогая делать пер­ вые шаги на производстве, про­ никся его заботами, вместе они вникали в тонкости дела, кото­ рое на первых порах может по­ казаться и трудным, и не столь интересным, как думалось. Сейчас у Анатолия нет нару­ шений дисциплины. В случае же с молодым слесарем Виталием Мокроусовым Е. В. Кузнецову пришлось проявить особую нас­ тойчивость. Не сразу, но убе­ дил наставник своего учениз в необходимости продолжа' учебу в техникуме... Что и говорить, хлопотно нелегко быть наставником молодых, еще неокрепшз ребят. Однако, число общее' венных воспитателей в трес растет. Среди них — монта> ник, депутат Левобережно; районного Совета народнь депутатов И. Я. Пономаре бригадир М. М. Шопнн, ста ший прораб А. С. Проскурин многие другие. Администраш треста с особой заботой отн сится к этим людям, их общее венная работа поощряется м териально и морально. Одназ все острее ощущают наставш ки потребность поделиться др с другом опытом, не хвата им и знаний основ педагогии психологии. Для этого в тре те создан совет наставников, плане которого проведение теоретических семинаров, слетов наставников. Организ ция такого совета в условиз столь молодого треста, коне но, дело непростое. Есть тру ности и в подборе лекторов-п дагогов, и в составлении соо ветствующих методических ра работок. Но начало положено. В. ГОЦУЛ я к .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz