Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
Д Е Н Л А Р А Ц Я Г О С У Д А Р С Т В - У Ч А С Т Н И К О В В А Р Ш А В С К О Г О Д О Г О В О Р А Народная Республика Болга рия, Венгерская Народная Рес публика, Германская Демокра тическая Республика, Польская Народная Республика, Социа листическая Республика Румы ния, Союз Советских Социали стических Республик и Чехо словацкая Социалистическая Республика, представленные на совещании Политического кон сультативного комитета госу дарств—участников Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 14—15 мая 1980 г. в Варшаве, подвели итоги 25-летней деятельности их братского оборонительного союза на службе мира н рас смотрели актуальные задачи в борьбе за разрядку и безопас ность в Европе, за упрочение всеобщего мира. I . Участники Совещания Поли тического * консультативного комитета с чувством удовлет-' ворения отметили важное зна чение подписания 25 лет назад в Варшаве Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной по мощи в ответ на образование блока НАТО1, на усиление опас ности войны в Европе и угрозу национальной безопасности миролюбивых государств, * особенно в связи с курсом ру ководящих кругов этого воен ного блока на ремилитариза цию Западной Германии, На протяжении всей этой четверти века наш братский союз, входящие в него госу дарства, взаимодействуя и сот рудничая с другими государст вами, со всеми миролюбивыми силами, уверенно и эффективно решают жизненно важные за дачи — не допустить развязы вания войны в Европе, всемер но способствовать укреплению мира, ослаблению международ ной напряженности, развитию равноправного мирного сот рудничества между государст вами. Участники совещания высоко оценивают результаты, достиг нутые в укреплении братской дружбы между их государст вами, в развитии широкого и Многогранного взаимного сот рудничества, основанного на принципах марксизма-Дениниз- ма, на уважении равноправия, независимости и национального суверенитета, на невмешатель стве Во внутренние дела, това рищеской взаимопомощи и ин тернациональной солидарно сти. В борьбе за мир, безопас ность и разрядку государства —участники Варшавского До говора всегда проявляли и проявляют последовательность и принципиальность, конст руктивный подход и доб рую волю, смелость в выдви жении инициатив и реализм в переговорах, готовность счи таться с законными правами и интересами других. Весь ход мировых собы тий за 25 лет, прошедших со времени подписания Варшав ского Договора, опыт госу дарств—участников Договора убедительно показывают, что в современном мире . каждый шаг вперед в упрочении между народной безопасности, в раз витии процесса разрядки дается в решительной борьбе народов, всех прогрессивных и демократических сил против империалистической политики силы и диктата, конфронтации и развязывания конфликтов, гонки вооружений, вмешатель ства извне во внутренние дела государств. Коренные измене ний в мировом соотношении сил, укрепление позиций и влияния социализма в мире, успехи антиимпериалистиче ской революционной борьбы народов, сил национального освобождения создали необхо димые условия для того, чтобы целеустремленная политика социалистических стран, един ство действий миролюбивых государств и народов вели к важным положительным сдви гам во всей системе межгосу дарственных отношений, упро чению мира и международной безопасности. Самый крупных успех про шедших десятилетий состоит в том, что удалось разорвать трагический цикЛ, когда мир оказывался лишь передышкой между мировыми войнами, раз вернуть в широчайших масш табах борьбу за то, чтобы на всегда исключить войны из жизни человеческого общества. Признаны всеми государства ми территориальные и полити ческие реальности в Европе, сложившиеся в результате по беды народов в антифашист ской войне н послевоенного развития, утверждена неруши мость границ между европей скими государствами, достиг нут прогресс в упрочении ста бильности и развитии мирный межгосударственных отноше ний на европейском континен те. Долгим и нелегким был путь от Австрийского государст венного Договора, заключен ного четверть века назад, к двусторонним договорам Со ветского Союза, Польши, Чехо словакии и Германской Демо- критической Республики с Фе деративной Республикой Гер мании, к четырехстороннему соглашению по Западному Берлину. Продвижением на этом пути была также норма лизация отношений Болгарии, Венгрии и Румынии с ФРГ. Несмотря на преграды, воздви гавшиеся силами империализ ма и реваншизма, этот путь пройден, ряд опасных источни ков напряженности устранен, создана хорошая основа для взаимного доверия между го сударствами в Европе, для их совместной ответственности за судьбы европейского мира й безопасности. Поражепигм приверженцев «холодной войны», европейской и мировой реакции, крупным успехом политики реализма и доброй воли всех участников стало Совещание по безопасно сти и сотрудничеству в. Европе, созванное по инициативе со циалистических стран. Вопло тившее в себе дух взаимопони мания и сотрудничества, мир ного сосуществования госу дарств с различным обществен ным строем, общеевропейское совещание увенчалось приня тием руководителями 35 стран хельсинкского Заключительно го акта - хартии европейского мира и безопасности, долговре менной программы сотрудниче ства на благо всех европейских пародов. Благодаря усилиям социали стических и многих других стран, вопреки упорному про тиводействию империалистиче ских кругов, их военно-про мышленного комплекса, уда лось Продвинуться на некото рых направлениях ограничения гонки вооружений: запрещены испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом про странстве и под водой, дейст вует Договор о нераспростра нении ядерного оружия, госу дарства отказались от разме щения оружия массового унич- тожения на околоземных орби тах и небесных телах, на дне морей и океанов, запрещено и ликвидировано бактериологи ческое (биологическое) и ток синное оружие, введён запрет на военное или любое иное враждебное использование средств воздействия на природ ную среду. Напряженных многолетних усилий потребовало завоева ние первые рубежей на пути ограничения стратегических во оружений и сдерживания тем самым гОнки вооружений на наиболее опасном ее направ лении. Но и в этом труднейшем вопросе удалось на определен ном этапе добиться продвиже ния вперед. Несмотря на попытки про тивников мирного сотрудниче ства противопоставлять одни государства другим, достигнут осязаемый прогресс, особенно в Европе, в нормализации отно шений между странами с раз личным общественным строем, в развитии между ними полити ческих контактов. Немалых результатов, полезных для всех участников сотрудничества, удалось добиться и в развитии равноправных торгово-эконо мических, научно-технических, культурных связей между го сударствами. Какую сторону .межгосудар ственных отношений ни взять, государства—участники Вар шавского Договора всегда вы ступали и выступают в первых рядах борьбы за мир, разрядку и международное сотрудниче ство. В этом находит выраже ние социалистическая природа их внешней политики — глубо ко народной, отвечающей ко ренным интересам человечест ва. Вместе с тем, пока сущест вует блок НАТО и в стремле нии добиться военного превос ходства он продолжает нара щивать свой военный потен циал, государства—участники Варшавского Договора будут предпринимать все необходи мые меры для поддержания на должном уровне своей обороно способности. Они всегда будут проявлять заботу о надежной безопасности своих народов. Подчеркивая это, государст ва—участники Варшавского Договора вновь заявляют, что они никогда не стремились и не будут стремиться к военно му превосходству; они неизмен но выступают за „то, чтобы военное равновесие обеспечи валось на все более низких уровнях, за уменьшение и лик видацию военного противостоя ния в Европе. У них Нет, не было и не будет иной стратеги ческой доктрины, кроме оборо нительной, нет, не было и не будет Намерений создавать по*- тенциал первого ядерного уда ра. В силу самой природы сво его общественного строя они не могут и не будут стремиться к созданию «сфер влияния», к установлению военного или по литического контроля над ка кими-либо районами или меж дународными транспортными коммуникациями. Государствам — -участникам Варшавского Договора, оборо нительного союза социалистиче ских стран, органически чужда блоковая политика. Они неод. нократно заявляли о готовно сти пойти На роспуск своего союза, если одновременно бу дет ликвидирован блок НАТО, предлагали, в качестве первого шага, ликвидировать _ военные организации обеих группиро вок, начиная с взаимного сок ращения военной деятельности. Эти предложения остаются в силе и в настоящее время. Не расширение обоих союзов, не распространение их дея тельности на новые районы, а преодоление разделения Евро пы на военно-политические группировки, ослабление Про. тивостояния между ними, ук репление доверия в отноше ниях между всеми европей скими государствами —- та кова политика государств— участников Варшавского До говора с первых дней его за ключения и по настоящее вре мя. Это позволило бы участни кам обоих союзов уменьшить бремя военных расходов, це ликом сосредоточиться, на за дачах развития и мирного сот рудничества. Страны—участницы Варшав ского Договора этого хотят, они к этому готовы, они неод нократно выдвигали инициати вы, ведущие к этой цели. Инте ресы всех народов требуют, чтобы и страны—члены НАТО заняли конструктивную пози цию. Четверть века назад, когда со времени разгрома фашист ских агрессоров и завершения второй мировой войны Истекло еще только одно десятилетие, государства, представленные на совещании Политического консультативного комитета, вдохновляемые идеей построе ния мира без войн, взяли на себя обязательство работать в братском союзе, чтобы макси мально увеличить свой вклад в решение этой великой задачи. Ныне, когда со времени окончания второй мировой вой ны прошло уже 35 лет, они бо лее чем когда-либо убеждены, что построение такого мира — трудная, но реальная цель. Эта цель будет и впредь оставать ся на первом месте в их поли тике. Они сознают, что многие Важные вопросы, от которых зависят мирное будущее и про гресс человечества, еще не ре шены, особенно в области пре кращения гонки вооружений, которая продолжает усиливать ся, все больше угрожая про цессу разрядки напряженно сти, миру и безопасности наро дов. В последнее время эти проблемы стали еще острее. Но начало строительству прочного мира положено. Оно должно продолжаться. Свою непреклонную реши мость неустанно действовать в этом Направлении вместе со всеми другими миролюбивыми странами’ и общественными си лами государства, представ ленные на совещании Полити ческого консультативного ко митета, торжественно подтвер ждают в день 25-й годовщины подписания их Договора о дружбе, сотрудничестве и вза имной помощи. I I . Участники совещания Поли тического консультативного ко митета рассмотрели в общем контексте развития междуна родного положения обстанов ку, складывающуюся в Европе в настоящий момент, актуаль ные вопросы безопасности и со трудничества на европейском континенте. Они подчеркнули, что ход мировых событий подтвердил правильность оценок и целей, сформулированных в Москов ской декларации государств — участников Варшавского Дого вора от 23 ноября 1978 г. В этой связи участники со вещания отметили, что, с одной стороны, продолжает укреп ляться решимость народов, всех прогрессивных и миролю бивых сил положить конец аг рессивной и угнетательской по литике империализма, колониа лизма и неоколониализма, еще шире развертывается борьба за мир, за разрядку напряжен ности, за прекращение гонки вооружений, за свободу и со циальный прогресс, за мирное равноправное международное сотрудничество на основе вза имного уважения националь ной независимости и суверени тета, невмешательства во внут ренние дела. С другой стороны, участники совещания напомнили, что в Московской декларации они указывали на новый рост ак тивности сиЛ империализма и реакции, на их усилившиеся попытки подчинить своему гос подству независимые государ ства и народы, на подхлестыва ние гонки вооружений, на их грубое вмешательство во внутренние дела других госу дарств, что уже тогда создава ло угрозу для процесса разряд ки, противоречило стремлению народов к миру, свободе, неза висимости и прогрессу. С тем большей озабоченно стью они отмечают, что ныне международное положение ста ло еще сложнее, угроза для де ла мира и разрядки значитель но возросла.. Это является у следствием дальнейшей активи зации империалистической по литики силы, конфронтации и гегемонизма, накопления не решенных международных во просов. Империалистические круги, проводящие эту полити ку, открыто нарушают незави симость и суверенитет • гбсу- дарств, вмешиваются в их внутренние дела, все чаще при меняют в международных от ношениях силу или угрожают ее применением. Наряду с этим создаются все новые препятствия на пути пе рестройки международных эко номических отношений на рав ноправной и справедливой ос нове. В борьбе за энергетиче ские и сырьевые ресурсы все чаще применяется сила или уг роза силой против развиваю щихся стран. Это вызывает не стабильность в межгосударст венных отношениях, ведет к возникновению новых очагов на пряженности. Империалистические и реак ционные силы используют все это для увеличения военных бюджетов, форсирования дол госрочных программ вооруже ния. В результате ' возникают новые препятствия на пути ук репления безопасности в Евро пе, где по-прежнему нет про гресса в деле военной разряд ки и разоружения, продолжает ся наращивание военных рас ходов, войск и вооружений, накапливаются в возрастающих масштабах средства уничтоже ния, особенно ядерные, угро жающие народам континента. Особую опасность таит в се бе решение НАТО о производ стве и размещении в Западной Европе новых американских ра кетно-ядерных средств средней дальности. Если оно будет осу ществлено, обстановка на ев ропейском континенте резко ухудшится, так как увеличение разрушительного потенциала в Европе неизбежно затронет по литический климат и жизненные интересы народов континента, повлечет-за собой новые огром ные расходы, которые еще большим бременем лягут на плечи народов. Отложив ратификацию со- ветско-америкайского Догово ра об ограничении стратегиче ских вооружений (ОСВ-2), приводя, вместе с некоторыми своими союзниками, к застою переговоры по многим важным аспектам ограничения гонки вооружений,. а по некоторым направлениям вообще прервав их, Соединенные Штаты Аме рики действуют вопреки инте ресам международного дове рия и разрядки напряженности, вразрез с решениями специаль ной сессии Генеральной Ас самблеи ООН по разоружению. Множатся факты, когда они перечеркивают подписанные ими политические и торгово- экономические договоры и со глашения, демонстративно от казываются от своих обяза тельств, ломая тем самым прин цип добросовестного выполне ния-обязательств по междуна родному праву, провозглашен ный Уставом ООН и Заключи тельным актом общеевропей ского совещания. Против социалистических го сударств развертываются поли тические и пропагандистские кампании в духе «холодной войны». Правительство США оказывает беспрецедентный на жим на олимпийское движение, в котором воплощается — с давних времен и до наших дней —дух мира, сотрудничества и сближения между народами. Государства, представленные на совещании, поднимают свой голос против всех подобных шагов и действий, против попы ток подорвать разрядку меж дународной напряженности, воспрепятствовать развитию сотрудничества между госу дарствами. Они решительно вы сказываются за то, чтобы не предпринимались шаги, способ ные осложнить положение, что бы все государства объедини ли усилия с целью остановить рост напряженности, продол жить политику разрядкй и мирного Сотрудничества. Участники совещания твердо выступают за то, чтобы не до пустить возрождения обста новки вражды и недоверия на европейском континенте. Для европейских народов, на собст венном опыте убедившихся в том, насколько глубоко раз рядка отвечает их подлинным интересам, продолжение про цесса разрядки, развитие рав ноправного сотрудничества яв ляются, как и для всех народов мира, жизненно важным делом. Необходимо, чтобы нынешние политические, экономические, научно-технические и другие мирные связи между государ ствами—участниками Совеща ния по безопасности и сотруд ничеству в Европе не сокраща лись, а получили дальнейшее развитие, чтобы в рамках поли тических контактов и консуль таций между ними продолжал ся обмен мнениями, идеями, соображениями по актуальным европейским и мировым проб лемам,: Важно также использовать опыт Общеевропейских встреч, состоявшихся в 1978—80 г.г. на основе решений, содержа щихся в хельсинкском Заклю чительном акте. Нужно обе спечить претворение в жизнь >результатов общеевропейского 'совещания по защите окружа ющей среды, провести общеев ропейское совещание по энергетике, подготовка к кото рому уже начата, договорить- ся о проведении аналогичного совещания по транспорту. Вместе с тем участники со вещания Политического кон сультативного комитета счита ют своим долгом подчеркнуть, что продолжение и углубление процесса разрядки на евро- ‘псйском континенте в решаю щей степени зависит от того, насколько бережно будут от носиться все государства — участники общеевропейского совещания к положительному активу, накопленному в Евро пе за последнее десятилетие, насколько последовательно бу дут осуществляться на практи ке все принципы и положения хельсинкского Заключительно го акта. В этой связи они особо об ращают внимание на возобно вившиеся попытки подвергать сомнению суверенитет госу дарств и нерушимость их гра ниц, что противоречит обяза тельствам, взятым на себя по Заключительному акту всеми государствами — участниками общеевропейского совещания. Государства, представлен ные на совещании, исполнены решимости вместе со всеми миролюбивыми странами и об щественными силами отстаи вать и отстоять разрядку меж дународной напряженности, прилагать усилия к тому, что бы делать ее непрерывным и всесторонним процессом, все общим по охвату. Они по- прежнему готовы развивать и углублять отношения со всеми странами Европы и мира,’рас ширяя уже испытанные и про кладывая новые путй сотруд ничества. * По убеждению участников совещания, важную роль в ук реплении разрядки, в упроче ний безопасности и развития сотрудничества в Европе ...мо жет и должна сыграть пред стоящая встреча представите лей государств — участников общеевропейского совещания в Мадриде. Они считают, что нынешнее положение в Европе настоятельно требует, чтобы тщательной подготовке этой встречи было оказано должное внимание всеми ее участника ми и чтобы они стремились создать атмосферу доверия и взаимопонимания, необходимую для успеха встречи. Ответст венность всех участников мад ридской встречи за то, чтобы обеспечить ее проведение в конструктивной обстановке, — велика. Участники совещания Поли тического консультативного комитета считают, что сущест вуют возможности завершить мадридскую встречу согласо ванием практических шагов по военным и политическим аспектам европейской безо пасности, по развитию со трудничества во всех областях. Для этого нужна воля, нужны усилия всех участников встре чи, их готовность искать и на ходить возможности согласо вания конструктивных шагов по каждому разделу Заключи тельного акта. Центральное место среди проблем, от которых зависит укреплеййё- мира в Европе, принадлежит сейчас проблеме военной разрядки и разоруже ния на континенте. Добиться продвижения в во енной разрядке в Европе — это объективная и самая ост рая потребность. Первоочеред ное значение в этом контексте имеет укрепление и расшире ние мер доверия, отказ от при менения силы или угрозы СИ ЛОЙ, ограничение вооруженных сил и вооружений каждого государства или групп госу дарств исключительно потреб ностями обороны, взаимный отказ от попыток достижения военного превосходства. Участники совещания счи- чают, что нет и не может быть непреодолимых препятствий для нахождения практических решений в пользу военной раз рядки в Европе, если все стороны будут подходить к этой задаче с желанием внести свой конструктивный вклад. Примером такого подхода является решение Советского Союза о выводе в односторон нем порядке из Центральной Европы определенного Количе ства своих войск и вооруже ний, включая танковые части. Все государства— участники Варшавского Договора, выра зив положительное отношение к этому миролюбивому шагу СССР в момент его объявле ния, ныне продолжают пол ностью поддерживать его осу ществление. Перед правительства!мн всех государств — участников об щеевропейского совещания уже в течение года находится предложение о созыве конфе ренции по военной разрядке и разоружению в Европе, выдви нутое государствами —участ никами Варшавского Догово ра и конкретизированное в их совмесГных документах. Про ведение такой конференции мо жет стать важной вехой в ук реплении основ европейского мира, в претворении в жизнь обязательства всех.государств — участников общеевропей ского совещания относитель но осуществления эффектив ных мер, направленных на уменьшение военного противо стояния и на содействие разо. *ружению в Европе. Государства, представлен ные на совещании Политиче ского консультативного коми тета, призывают всех участни ков общеевропейского сове щания занять в вопросе о кон ференции по. военной разрядке и разоружению в Европе кон структивную позицию, что бы на мадридской встрече мож но было принять решение о ее созыве. Со своей стороны они готовы внимательно изучить предложения других государств относительно порядка и содер жания работы конференций. Все участники совещания поддерживают предложение Польской Йародной Республи ки о том, чтобы конференция по военной разрядке и разору жению в Европе была прове- ' дена в Варшаве —• горрде, проявившем величайший гё- ройзм и самопожертвование в годы Тяжелых испытаний вто рой мировой войны. Они выра жают надежду, что это пред ложение, встретившее поло жительный отклик во многих европейских странах, получит общую поддержку. Государства, представленные на совещании, высказываются за то, чтобы в подходе к воп росам военной разрядки в Ев ропе материальные меры до верия и разоружения сочетать с политическими и договорно- правовыми шагами по умень шению опасности возникнове ния войны, по укреплению га рантий безопасности госу дарств. К этой цели направле но их предложение 'заключить между всеми государствами— участниками общеевропейско го совещания договор о непри менении первыми друг против друга как ядерных, так н обычных вооружений. Они выступают за принятие и осуществление всех меро приятий и договоренностей, направленных на укрепление политического и правового фундамента соблюдения в Ев ропе принципа неприменения силы или угрозы силой, а так-* же за принятие специальных мер по укреплению гарантий безопасности неядегжых госу дарств Европы. Такие меры могли бы предусматривать, что ядерные державы никогда '* 'не применят ядерное оружие про тив тех европейских государств, — независимо от т участия или неучастия в военных сою зах, — которые не обладают таким оружием и. не имеют на своей территории иностранного ядерного оружия. Эти госу дарства вправе получить и га рантию в том, что против них, в соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой, не будет использовано никакое другое оружие. Государства, представлен ные на совещании Политиче ского консультативного коми тета, придают особое значение такому крупному вопросу, как выработка договоренности по ракетно-ядерному оружию средней дальности. Переговоры по ракетно- ядерному оружию средней дальности возможны, и участ ники совещания поддерживают предложения Советского Сою за на этот счет. Для того, что бы начать такие переговоры, требуется только одно — от менить решение НАТО о произ водстве и размещении в З а падной Европе новых видов американского ракетно-ядер ного оружия или, по крайней мере, приостановить его осу ществление. Они выражают уверенность, что, если все государства будут руководствоваться интересами мира и безопасности европей ских народов и проявят необ ходимую политическую волю, то; при сохранении сложивше гося примерного равновесия сил, наличие которого еще не давно признавали и страны НАТО, не только будет предот вращено дальнейшее опасное усиление гонки ядерных воору жений в Европе, но и откроет ся возможность поддержания этого равновесия на более низ ких уровнях. Народы Европы кровно за интересованы в скорейшем на чале и успешном проведении переговоров по ракетно-ядер ному оружию средней дально сти, в прекращении гонки ядерных вооружений, расшире ния ракетно-ядерных арсеналов на европейском континенте. Это отвечает интересам мира и безопасности всех народов. Государства, представленные на совещании, считают совер шенно недопустимым дальней шее затягивание венских пере говоров о сокращении воору женных сил и вооружений в Центральной Европе. В этом районе сосредоточены огром ные массы войск и самых со временных вооружений, и опас ность этого никто не вправе недооценивать. Социалистические страны— участницы венских перегово ров сделали значительные шаги в интересах сближения пози ций. ОдНаКо участвующие в них страны НАТО не способст вуют успеху дела, а в послед нее время их позиция по суще ству обсуждаемых вопросов отходит еще дальше назад. Между тем, по мнению участ- ников совещания Политическо го консультативного комитета, возможности достижения дого воренностей на венских пере говорах далеко не исчерпаны. Они готовы и впредь прила гать усилия в поисках таких решений, которые, не нанося ущерба безопасности ни одной из сторон, вели бы к сниже нию уровня военного противо стояния в Центральной Европе. Это требует конструктивного подхода от всех участников венских переговоров. Государства, представлен ные на совещании Политиче ского консультативного коми тета, последовательно высту пают за осуществление мер по военной разрядке и в других частях Европы, а также в рай оне Средиземного моря. Соответствующие шаги по району Средиземноморья мог ли бы предусматривать распро странение на него мер доверия, сокращение вооруженных сил в этом районе, вывод из Среди земного моря военных кораб лей, несущих ядерное орудие, отказ от размещения ядерного оружия на территории среди земноморских европейских н неевропейских неядерных стран, что отвечало бы духу хельсинк ского Заключительного акта. Государства-участники Вар шавского Договора готовы к серьезным, деловым перегово. рам по всем этим вопросам. Столь жё последовательно они выступают за принятие/'— действенных мер к обеспечению не только в европейском, но я в глобальном масштабе пере лома в решении вопросов огра-, ничения и прекращения гбнки вооружений, осуществления конкретных мер разоружения, особенно ядерного. Они убеж дены, что выдвинутый государ ствами—участниками Варшав ского Договора широкий комплекс предложений, охваты вающий все направления этой проблемы, указывает надежные пути к таким действиям. Ч4о касается государств, пред ставленных на совещании, То они подтверждают, что нет та кого вида вооружений, который они не были бы готовы огра ничить или сократить на взаим ной основе. Вдохновляемые высокими идеалами социализма и ком мунизма, перед лицом своих народов и народов всего мира государства, представленные на совещании, вновь заявляют о своей решимости умножить усилия, еще активнее бороть ся за военную разрядку, прек ращение гонки вооружений я разоружение; включая сокра щение военных расходов госу. дарСтв, их вооруженных сил я вооружений. III. В ходе Ьбмена мнениями по другим международным вопро сам делегации Народной Рес публики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Герман ской Демократической Рее- публики, Польской Народной Республики, Социалистической Республики Румынии, Союза Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республики подчеркнули, что их Государст ва последовательно выступают за справедливое и прочное мир ное урегулирование конфликт ных ситуаций, в каком бы рай оне мира они ни возникали. Нет таких проблем, глобальных или региональных, которые они не считали бы возможным раз решить политическими средст вами. Это требует строгого уважения суверенных прав и независимости всех госу дарств, полного отказа от вме шательства в их внутренние дела, от применения против них силы или угрозы силой, от попыток устанавливать над ними иностранное господство, превращать их в плацдармы агрессии против других стран. Давно уже мог бы быть установлен прочный мир на Ближнем Востоке. Путь к это му известен, на него не раз указывали и государства, пред ставленные на совещании, — это путь всеобъемлющего ближневосточного политиче ского урегулирования при не посредственном участии всех заинтересованных сторон, включая арабский палестинский народ в лице его представителя — Организации освобождения Палестины, на основе уважения законных интересов всех госу дарств и народов Ближнего Востока, в том числе Израиля. Такое урегулирование тре бует вывода израильских войск со всех оккупированных в 1967 году арабских территорий, восстановления права арабско го народа Палестины на само определение, включая создание собственного независимого государства, обеспечения суве ренитета и безопасности всех государств этого района. Поли тическое урегулирование на Ближнем Востоке требует также, чтобы не предпринима лись действия, затрудняющие достижение этих целей, чтобы никакое государство не вмеши валось во внутренние дела стран и народов этого района, не пыталось предписывать им, какие социально-политические системы о^ш должны у себя устанавливал, не выдвигало претензий и ие посягало на их естественные ресурсы. Участники совещания также подчеркнули Необходимость политического урегулирования положения, сложившегося во круг Афганистана. Такое урегу лирование должно надежно гарантировать полное прекра щение и невозобновление лю бых форм вмешательст ва извне, направленного про тив правительства и народа Афганистана. Вместе с полным прекращением любых форм вмешательства извне, направ ленного претив правительства и народа Афганистана, будет приступлено к выводу совет ских войск из Афганистана в соответствии с заявлениями Со ветского Союза. & ходе обмена мнениями уча стники совещания заявили о своей поддержке неотъемлемо го права народа Ирана само стоятельно, без какого-либо вмешательства извне, решать свою судьбу, определять путь своего развития. Они самым ре шительным и категорическим образом осуждают военно-ди версионную операцию, прове денную недавно США на тер ритории Ирана, как особо гру бый акт насилия, вмешательст ва, нарушения суверенитета Не зависимого государства. Под тверждая, что все государства должны строго соблюдать свои обязательства по Венской кон венции о дипломатических сно шениях, они заявляют, что ни какими предлогами нельзя оп равдать Нарушение суверенн- тёта какой-либо страны, ока зание на нее давления в лю бой форме. Они убеждены в том, что проблемы, возникшие в амери кано-иранских отношениях, должны, как и любые межгосу дарственные проблемы, решать ся путем мирных переговоров, на основе общепризнанных принципов и норм международ ного права при отказе от лю бых военных шагов, от приме нения силы или угрозы силой. Участники совещания заяви ли о своей поддержке предло жения государств Индийского океана о превращении этого района в зону мира, о своей готовности сотрудничать с ни ми в этом деле, в том числе на международной конференции по Индийскому океану, кото рую намечено созвать в рамках ООН в 1981 г. Они отметили вместе с тем, что крупное на ращивание присутствия и дея тельности американского воен ного флота в Индийском океане, расширение существующих и создание там новых иностран ных военных баз находится в прямом противоречии с одоб ренным ООН планом превраще ния Индийского океана в зону мира, вызывает угрозу безо пасности н независимости мно гих стран, ведет к созданию но вого очага международной на пряженности. Страны — участницы сове щания последовательно поддер живают национально-освобо дительную борьбу народов про тив империализма, колониа лизма, расизма, против любых форм господства, за уважение права каждого народа быть полным хозяином своей судь бы, осуществлять свои стрем ления развиваться по путй про гресса. Они с удовлетворением при ветствуют провозглашение не зависимости государства Зим бабве. увенчавшее многолет нюю героическую борьбу наро да этой страны против колони ально-расистского режима, за право на свободную и достой ную жизнь. Участники совеща ния подтвердили свою солидар ность со справедливой борьбой народа Намибии за свободу и независимость, с народом Юж ной Африки, борющимся за ликвидацию режима апартеида и расовой дискриминации. ( Окончание на 3-й стр.). Л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz