Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
д л я м о л о д ы х Растет авторитет народного т еатра Дворца культ уры НЛМЗ *~В вагон пое зда, преодоле вая сопротивление оторопелого проводника, врывается моло дой взбудораженный человек. Что нужно ему? Для себя лично — ничего. Но от людей, едущих в этом вагоне, в сло жившейся ситуации во многом зависит судьба хорошего че ловека, честного работника, и Леня Шиндин по своим внут ренним убеждениям не может быть к ней безучастным. Он яростно добивается, убеждает, доказывает, вкладывая в бе седы с этими людьми всю свою душу, весь пыл. И столько ис кренности, такое страстное ут верждение чистоты человече ских отношений звучит в его словах, что зритель не может не поддержать, не присоеди ниться к нравственному поис ку Шиндина, не может не за думаться и над своей жиз ненной позицией. Таков главный герой — от крытый, взволнованный, горя чий — спектакля «Кто за Дон- Кихота?* (по известной пьесе А. Гельмана «Мы, нижеподпи савшиеся.,.»), которую поста вил народный молодежный театр драмы, стиха и песни Дворца культуры Новолипец кого металлургического заво да (исполнитель роли Лени Шиндина — В. Дель). А если мы посмотрим езде и другие спектакли театра, то убедимся, что вот эти качества — искренность, взволнован ность — прежде всего присущи каждой из его постановок. И не они ли стали одной из тех притягательных сил, которые в короткий срок создали теат ру такую популярность? Не смотря на молодость (он су ществует немногим более трех лет), театру присвоено почет ное звание народного театра, он стал лауреатом Всероссий ского и Всесоюзного конкур сов. Руководитель его Виталий Петрович Трескин так форму лирует задачи коллектива: «Мы ставим не спектакли. Мы хо тим ставить проблемы». Может быть, это сказано с некоторым молодым максимализмом. Но обратите внимание на афишу театра: «Прощание в июле» Вампилова, «Тиль» Горина, «Вестсайдская история» Ло- рентса, «Кто за Дон-Кихота?» (это — кроме ряда детских постановок), а впереди — «До третьих петухов» Шукшина, «Любовь» Петрушанскойн- Каждая из этих пьес содер жит комплекс социальных ■ нравственных проблем. Мы уже говорили о пьесе А. Гельмана. А вот «Вестсайд ская история», повествующая о двух враждебных молодеж- В О СНЕ Серафим Петрович застонал,, вялыми руками схва тился за голову, сжал старь!е сухие волосы. Ему приснилась пуля. Она показалась черной точкой из-за вражеских окопов и медленно поплыла к нему. Чувствуя ее приближение, он ощутил неприятный холодок и зуд в межглазье. Пуля ускоря ла свое движение, полет ее был грозен и неотвратим. Сера фим Петрович услышал ее близкий шорох, противное цве- канье рассекаемого воздуха и проснулся. Он еще не открывал глаза, И 9 уже обрадовался, сообра зив, что это всего лишь — сон. А когда разомкнул веки и увидел знакомый, с трещинами на побелке потолок, иа душе стало легко. * —- Ах, чтоб тебя! — выдох нул он из груди застоявшийся воздух, — Приснится же та кое. Напугался до смерти, словно.не летели в меня вза правдашние пули. Шорох, однако, не прекра щался. Прищурив глаза, Сера фим Петрович взглянул на ок но, свет которого казался не привычно ярким. В проеме мелькало темное пятно. Сера фим Петрович присмотрелся: меж оконных рам билась си ница. Она хотела на волю, на свежий утренний холод, но крылья встречали невидимую преграду. Серафим Петрович откинул одеяло, поднялся, прошлепал к окну босиком по холодному полу. Синица лежала между рам, раскрылившись и зава лясь набок. Маленьким черным глазком она испуганно смотре ла на человека. Сорвавшись внезапно с места, отчаянно за металась, обивая о стекло уп ругие крылья. — Перестань! —• приказал Серафим Петрович. — Ишь, растрепыхалась. Синица словно поняла его. Не складывая крыльев, она шлепнулась на пожелтевшую бумагу, проложенную меж рам. Птица упала .рядом с облупив шейся, но еш.е блестящей иг рушкой, изображавшей елоч ную шишку. В двух других окнах лежали сверкающие ша ры, розовые стеклянные гриб ки, маленькие пыльные Деды Морозы. Два года назад их положила для красоты покой ная жена Серафима Петровича. Он давно уже собирался под новить рамы, но как-то неза метно отошел от многих до машних дел, перевел всю имев шуюся скотину и ограничился тем, что сам готовил себе п о -. есть да иногда прибирал в комнате. — Сейчас, сейчас, — тороп ливо бормотал он, натягивая нахоложенную за ночь рубаш ку. ' — Как же тебя угораздило, голубушка? — спросил 01 ^ за глядывая под кровать в поис ках второго валенка. — Хотела крошками поживиться, а попа лась в ловушку?.. Где же этот проклятый валенок? Ага, вот он, за сундук завалился... Без хозяйки живу, милая птичка, все раскидано. А'сам я рас сеянный. Дожил, вот, что и стакан воды подать некому. Эхе-хе— Из открытой форточки, в которую залетела оголодавшая синица, тянуло холодом. Пти ца, не двигаясь, глядела на Серафима Петровича. Глаз ее сверкал, словно маленький стальной подшипник. — Хлебных корок у меня с полмешка скопилось. Нет зу бов, ыеяем жевать. Вставлять зубы —*в райцентр надо ехать, а у меня времени нет. Педагог я, понимаешь? Ребят учу. Как учитель, вроде бы, по агроном- скому делу. На курсах тракто ристов преподаю. Пацаны меня уважают. Правда, хулиганят иногда, но ничего, я их к по рядку приучу — вс'я зима впе реди. У Базылева, механика, сильно балуются. Базылев им электротехнику читает. Здоро венный такой мужик, этот Ба зылев. Кулак — с ведро. А ре бятишки его не боятся ни ка пельки... Где же пиджак? Ку да я его вчера повесил? Серафим Петрович озабочен но завертел головой. —- Вон висит-. Подойдя к раме, Серафим Петрович потолкал ее рукой- Рама держалась прочно, даже не скрипнула. * — Ах ты бесова кость! При дется рычагом поддеть, Серафим Петрович напра вился к двери, снял с вешалки телогрейку, толкнул скрипу чую дверь и вышел в промерз лые сени. Обвыкаясь глазами, он некоторое время постоял на месте. Ему почудилось, будто вновь наступила ночь. Сера фим Петрович нащупал в кар- А . ТИТОВ. ХОРОШЕЕ УТРО Ра с с к а з мане остроугольный коробок спичек, достал его, и вскоре желтоватый огонек осветил темные стены. В небольшом ящике, стоя щем на полке, нашлась боль шая самодельная отвертка, сделанная из автомобильного клапана. Заодно Серафим Пет рович прихватил плоскогубцы. Морозное железо липло ,к ру кам, с легким треском отди ралось от кожи. Синица была на месте. Уви дев человека, вновь затрепы халась и, ударившись о стекло, упала. — Слушай, птичка, слишком холодные инструменты, прямо в руках невозможно держать... Ты не спеши, я их погрею, ладно? Плита еще теплая, на нее и положу. Вот так— А я тем временем замазку отковы ряю. Он взял столовый нож и начал вытаскивать из оконных щелей сухую затвердевшую замазку. — Из этого окна всегда ду ло. Щели большие. Жена хво рала, ну я и замазал их на мертво... Вот тебя выручу, печку буду топить. Потом со ображу позавтракать и на курсы пойду. Класс у нас обо рудован в старой колхозной мастерской. Парты самодель ные, некрашеные, но смотрятся солидно. Только доска мне не нравится — на вид доска как доска, а станешь мелом на ней писать г— мел липнет. Покра сили какой-то дрянью и вот уже полгода не просыхает... В классе тепло — ребята печку топят. Сегодня Вашошка Зай цев дежурит. Парнишка ста рательный, аккуратный. Что в работе, что в учебе. Из него толковый тракторист выйдет... Серафим Петрович перестал работать, пошевелил затекши ми пальцами. — Вначале-то дежурных у нас не было. Полагалось убор щице конторской, Лизавете, мести и топить наше помеще ние, потому как с конторой мы •почти что рядом. Но Лизавета •— скандальная баба, с ней лучше не связываться. Хо лодно было в нашем клас се, намусорено. Глядел я, гля дел на беспорядок, „да и стал приходить пораньше: растоплю печку, пол подмету, а если грязь, особенно осенью, то и помою его. И как-то раз не управился до уроков — ребята приходят, а я пол скоблю. «Сейчас, — говорю, — ребята, закончу и приступим к заня тиям», На следующее утро при шел, а в классе натоплено, чи сто. Курсанты мои заявляются, посмеиваются потихоньку про меж себя, словно ничего и не случилось. А потом график на стенку повесили — кто, зна чит, по каким дням дежурит. Работать меня председатель усватал, а так я на пенсии ■уже был. Пришел, говорит: «Выручай, Петрович. Агроном ша второй месяц с больным ре бенком сидит. Когда-выйдет на работу, сама не знает. С кол хозными делами мы и без нее управляемся, не„ у нас от-сры- ных ватагах с одной улицы обычного американского горо да, распря которых доходит до кровавой поножовщины и ги бели ребят. Не динамика и не неожиданные повороты сюжета привлекли театр к этой пьесе. Он увидел в ней возможность показать зрителю социальные корни явления, присущего американскому обществу: де ление наций на «высшую» (собственно Американцы) и «низшую» (в нашем случае —» пуэрториканцы),, усиленно раз дуваемое «стражем порядка» —’ полицией. Он увидел судь бы жителей городских окраин в условиях капиталистического мира, и именно об этом ярко и убедительно рассказал зри телю. Интересно, что вот такого сосредоточения зрительского внимания на проблемных уз лах своих постановок, призыва аудитории к раздумьям, театр добивается всеми своими сред ствами: и силой актерского воздействия, и оформлением сопутствующих спектаклям ат рибутов. Скажем, в програм ме к тому же спектаклю «Кто за Дон-Кихота?» вы не найде те обычного перечня действую щих лиц и исполнителей. Зато обнаружите совсем уж необыч ный «Бюллетень для голосова ния» — коллектив приглашает вается филиал от училища. Кадры трактористов будем го товить. А ты, агроном— Вот и будешь учить ребят самым простым вещам. Что сам вспомнишь, а что в книжке по смотришь. Идет, Петрович?». Я Ы у отвечаю: «Какой из меня преподаватель, Борис Николаевич? До войны ведь учился-то». Серафим Петрович задумал ся, поглядел в окно на даль ний лес. * — Говорили мы с председа телем, говорили, ну и согла сился я. И не жалею. Привык к этому делу. Серафим Петрович вытер вспотевший лоб. — Еле теплая плита, но вро де бы согреваются инструмен ты, — сказал он, подходя к печке и трогая инструмента. •— Что притихла. кнопка? Кошки у меня нет, не словит.-# Сейчас вот с тобой управ люсь и пойду к своим ребятам. Сегодня вопросы задавать нм буду. И в тетрадку погляды вать ие велю. Я спрошу: «Хро мов! Скажи-ка, дружок, как на бугре будешь сеять—вдоль или поперек? Ну-ка ответь!». «Поперек», — скажет Хро мов. Он парень ушлый, в де ревне живет, с отцом на трак торе работал. «А почему?» — спрошу я. Он лохматую голову почешет и скажет: «Ну... Чтоб эта—/ Чтоб водой не размывало, ког да дождь сильный врежет». Посажу на место Хромова, подниму Лаухина: «Лаухин. Какие виды эрозии ты зна ешь?». «Ветровая, водная...». И так далее. Этот все четко отбарабанит. Отличник. Потом подниму длинного Манаенкова. Этот всегда в угол, к печке жмется. Не прочь во время урока вздремнуть. «А ну, Манаенков, скажи, сколько зЪрен пшеницы надо высевать на гектар по нор ме?». «Мильен... Мильен с чем-то, — скажет тот.—Толь ко зачем это нужно, Петро вич? Сколько посею, столько и будет». Ленивый стервец, но хит рый. «Да, — скажу, — Манаен ков, считать эти зернышки ни кто за тобой не будет, но знать ты обязан. Ты же меха низатор широкого профиля!», А Петухова спрошу, какие виды удобрений он изучил. Этому всегдй подсказывают. Только и слышен шепот: «Ка лийные, фосфорные, азот ные...». Петухов все слово в слово повторит. Привык, зна чит, чтобы ему подсказывали. Иной раз ерунду подскажут нарочно, а он возьмет да и ляпнет вслух. Тут и я не могу удержаться от смеха. Серафим Петрович улыбнул ся, задумчиво потер морщини стое лицо рукой. — Инструмент согрелся. Можно открывать. Он отогнул плоскогубцами два гвоздя, придерживающих раму, поддел ее отверткой. Рама затрещала. После не скольких сильных рывков, ра ма подалась. Придерживая ее плечом, Серафим Петрович бросил на пол отвертку, быст ро сунул правую руку в пыль ный оконный проем. Синица из последних сил за билась о стекла. Пугаясь этого мягкого живого стука, 1 Сера фим Петрович загнал синицу в угол, схватил ее. Вытащив птичку наружу, он прихлопнул раму, чтобы она не грохнулась оземь, вдавил ее ■потуже свободной рукой. Синица молча и упруго притихла в кулаке. Сердце ее тюкало словно маленький поршневой движок, ощутимо потрясая руку, грея ее изнут ри горячим теплом. — Испугалась, глупышка. Смотри, лопнет сердечко-то... Не бойся, отпущу. А сделаю кормушку, повешу — прилетай тогда в гости. Он распахнул пошире фор точку, высунул на мороз руку и разжал кулак. Форк! — и синица стремительно исчезлй в голубом холодном воздухе. Серафим Петрович не успел проводить ее даже взглядом. — Во! Как пуля! Он вздохнул и прикрыл фор точку. зрителей подать свои голос «за» и «против» тех героев, которые выведены в спектак ле. Ответы тщательно собира ются и послужат основанием для серьезного обсуждения творческих удач и просчетов коллектива. А просчеты были. Трудно избежать их, когда творческий поиск ведется столь интенсив но. Все, кажется, что-то где-то недоделали, какой-то эпизод хотелось бы выстроить еще яр че, выразительней. А такта, тонкого понимания законов сцены еще подчас недостает, и тогда происходит «пере хлест», вызывающий у зрйтеля обманчивое впечатление. Так случилось с «Вестсайдской ис торией», спектаклем, который пришлось снимать с репертуа ра и дорабатывать. И сейчас еще в нем внешнее напряжение блистательно поставленных сцен, драк, танцев для иного зрителя порой способно ото двинуть на второй план глав ное — напряжение внутреннее, основанное на остром социаль ном конфликте— Но театру вовремя помогли понять ошибку, а сам он сумел быстро и энергично внести не обходимые коррективы. Теперь этот яркий, волнующий, инте ресный своей режиссурой и хорошим чувством ансамбля спектакль занимает достойное место в репертуаре театра. А зритель с удовольствием отметит возросшее ма стерство самодеятельных ар тистов Г. Макарова (Рифф), Н. Нестеркиной (Мария), А. Елфимова (Бернардо) и многих других. Коллектив живет напряжен ной творческой жизнью. Мало сказать, что его репетиции поч ти ежедневны, хотя вовсе не просто рабочему человеку (скажем, помощнику машини ста тепловоза В. Никитину, старшему экономисту Г. Мака рову, преподавателю О. Брон никовой, студенту В. Кандыби- ну и многим другим) выкраи вать для этого время. Репети ции требуют еще и значитель ных затрат физических сил: кроме работы над очередным спектаклем, где каждая мизан сцена, каждый жест, интона ция повторяются, оттачиваются сотни раз, в них вхбдят еще и уроки сценического мастерст ва, вокального и хореографи ческого искусства и даже— каратэ. К тому же артисты сами конструируют и монтиру ют световое оформление и де корации ко всем своим поста новкам. Чтобы читателю было ясно, что это означает, ска жем: к спектаклю «Кто за' Дон-Кихота?», к примеру, соз дана сложная сварная кон струкция, на которую ушло 150 метров стальных труб, причем все чертежи и ..свароч ные работы выполнили сами артисты. Согласитесь, нужно очень любить искусство, креп ко верить, что взятый на себя дополнительный труд принесет пользу людям, чтобы вот с такой самоотверженностью от давать себя самодеятельному театру. А может, именно в та кой буче и расцветают творче ские силы... Конечно, Виталий Петрович при всем своем энтузиазме и работоспособности никогда не смог бы вполне удовлетворить той жажды познания, которую так энергично проявляет моло дежный коллектив. Но у руко водителя театра оказалось не мало добровольных помощни ков — среди самодеятельных артистов нашлись преподавате ли музыки, хореографии, инже неры, спортивные работники, газоэлектросварщики, элект рики. Вбирая в себя основы сценического искусства, они щедро делятся с коллективом всем, что знают, умеют сами. У народного театра ново липецких металлургов инте ресные планы, которые учиты вают запросы и молодежной, и детской аудитории (для по следней разработан отдельный репертуар). У него—неуемное желание как можно чаще встречаться со зрителем, бу дить его мысль и чувство, призывать своим искусством к нравственному совершенство ванию. И это — прекрасно. К. ГУРЕНОК. ЗИМНЯЯ УХА Быль В ЗИМНЕМ ПАРКЕ. Фотоэтюд А. Гирева. ЛОТЕРЕЯ ЖУРНАЛИСТОВ Поступили в продажу билеты Международ ной солидарности журналистов 1980 года, цель которой —1- сбор средств для оказания помощи журналистским организациям Афри ки, Азии и Латинской Америки. В лотерее уча ствуют Союзы журналистов семи стран: Бол гарии. Венгрии, Советского Союза, Чехосло вакии, Монгольской Народной Республики, Германской Демократической Республики и Социалистической Республики Вьетнам. В СССР на 6,5 миллиона билетов будет разы грано 40 тысяч выигрышей, среди которых легковые автомобили «Волга», «Жигули», «Москвич», «Вартбург», «Шкода», поездки в Венгрию, Болгарию. ГДР и Чехословакию, кинокамеры, фотоаппараты, транзисторное приемники, холодильники и многие другие импортные и отечественные товары. Билеты можно приобрести в областном центре по адресу:^ площадь Плеханова, Дом печати, комната № 305, а также в районных организациях Союза журналистов СССР. Це на билета 30 копеек. Тираж лотереи состоится, в декабре 1980 года в Праге. Не люблю я зимнюю рыбал ку. Какая радость сидеть у луики, словно неприкаянный, да еще на морозе? Другое де ло та тихая пора, когда гаснут последние костры листопада. Ходишь по опушке, загребаешь, как в детстве, ногами палые листья, любуешься всласть, на душе — блаженный покой. А набросишь резвого гончака на теплый русачий след — сердце замрет. Пробежит по его телу нетерпеливая дрожь и пошло, пошло... Гончак то лает зали висто, то азартно визжит, то стонет, задыхаясь* от страсти и ярости. А из леса — много голосое эхо. Музыка, да и только. Что и говорить, охота — от дых непревзойденный, настоя щая мужская забава. Когда подстрелишь того самого ру сачка и едешь в трамвае уже вечером, а трофей болтается за плечами, все, и особенно женщины, рассматривают тебя с любопытством, уважительно. Жене завидуют: не жаркое, а голубая мечта каждой хозяй ки. Тут чувствуешь себя вроде как космонавтом, который только что пожаловал с орби ты. Нет, не люблю я зимнюю рыбачку. Более того, свысока отношусь к тем, кто ею зара жен. Прохожу с ружьецом ми мо человека, что остервенело крутит свой ледоруб, а с него пот ручьем, и злорадно думаю: поделом тебе, фанатик. А вот соседи мои, счетовод Семен Иванович Тверитнев, человек .уже немолодой, и сле сарь Петр Синицын, без зим ней рыбалки просто жить не могут. Принеси домой каждо му из них бесплатно по суда ку на пуд — не возьмут, а скажи, что на Дону окуньки берут «с налету», побегут в самую злую стужу. И вот что любопытно, других стараются втравить в это дело. На днях приходит ко мне Тверитнев и говорит; мол, так и так, выз вал его под выходной сам главный бухгалтер треста Ми хаил Алексеевич Потапов и улыбается, дескать, возьми, Семен Иванович, с собой све жего воздуха глотнуть. Про коптился в кабинете табаком, как краковская колбаса. Михаил Алексеевич слывет человеком хмурым и раздражи тельным. А в последнее время у него стали пошаливать нер вы, появилась бессонница. Его жена, розовоще^ая цветущая Роза Трофимовна, принесла из аптеки целую сумку лекарств. Кроме того, успела побывать у трех врачей и теперь чуть ли не за рукав тащила мужа на прием. Тверитнев знал это, по тому что экономист Роза Тро фимовна на работе сидела за соседним столом и побаивался ее. Поведав об этом, счетовод заглянул мне в глаза. — Может, и ты попробуешь, а? Места в «Жигулях» хватит. ...Дробно звонит будильник, Наскоро перекусив, выскакиваю на улицу. В машине рядом с 1 веритневым беззаботно дымит сигаретой Петро. Заезжаем к Потапову. Он выходит из квартиры взвинченный и злой. Оказавшись между двух огней, Семен Иванович робко прого ворил: — Может,, того, Розу Тро фимовну пригласим? Пусть по забавится... Бухгалтер твердо отрезает: — Женщине на корабле ве место. Желтый серп месяца, мед ленно ниспадая к земле, кра снеет и тонет где-то в чащо бах приречного леса. Не мигая, горят россыпи лучистых льди нок—звезд. Ночь медленно под нимает свой темный полог, за которым проступают сосны, похожие на гигантские свечи. Торопливо бурим лунки. По тапов, тяжело дыша, расстеги вает полушубок, чертыхается. Но я улавливаю: веселеет с каждой минутой. Когда блес нуло солнце, он вдруг подошел ко мне. — Знаете, на кого сейчас лес похож? На мельника. Я удивился: лес и... мелушх. Сравнение какое-то неожидан ное. А пригляделся, и верно, стоит он весь белый, припоро шенный мелкой снежной пылью. Деревья, кустарники — все покрылось тонким матовым налетом. Потапов почему-то стал вни мательно всматриваться в мо лодую рябинку, растерявшую в осеннем хороводе свои крас ные бусы, и крепыша-клена, поднявшегося на берегу ря дом с ней. Потом тихо и за думчиво произнес: — Мать честная, да они шепчутся. Вот только не слышно — снегири поют. Солнце поднималось все вы ше, зажигая снега призрачным синеватым огнем. Возле лунок Тверитнева и Синицина росли кучки увесистых окуней и плотвиц. Заполдень Петро развязал свой рюкзак и торже ственно объявил: — Будем варить уху. — Уха зимою? На снегу! — бухгалтер пришел в такой вос торг, какого никто не ожидал. — Ну, братцы, удивили, вот так удивили!.. Мы, не сговариваясь, взя лись за руки и пошли вокруг Синицына в пляс, Потапов да же стал издавать какие-то па пуасские кличи. Тут мы сразу перешли на «ты». Это были прекрасные минуты. На нас, как дымок костра, пахнуло да лекое детство. Готовить уху Синицын, ра зумеется, никому не доверил. Помогать он разрешил только Семену Ивановичу ,1 оказавше муся крупным специалистом по монтажу котла и треноги. Когда закончили трапезу, По тапов сказал: — Конечно, можно купить рыбы и сварить уху дома. Но где. купишь эту прелесть, — и он показал на берега речки, сверкающие мериадами ослепи тельных блесток. — Мать че стная, это же праздник... , 7 Я вновь убедился: красота природы делает людей поэта ми. В город мы вернулись, ког да на улицах уже горели огни. Потапов в квартиру ввалился весело, шумно. Роза Трофимов на посмотрела на посвежев шее, покрытое морозным зага ром лицо мужа и догадалась: к врачам он не пойдет. Утром я зашел в магазин «Старт» и Ъразу увидел Потапова. Он покупал зимние рыболовные снасти. Я молча стал в оче редь за ним, А. ЗАМЯТИН. М О Д Е Л Ь З Е М Л Е Т Р Я С Е Н И Я Модель землетрясения, воспроизведенная компьютером подсказала ученым Ленинградского горного института мето дику расчета надежной облицовки тоннелей Байкало-Амур ской магистрали. Специалисты смоглй рассчитать конструкции горных коридоров, остающихся незыблемыми при сильных на тисках стихии. (ТАСС). ЧАСТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Советский суд не только карает правонарушителей. Главная его задача — профи лактика, предупреждение пре ступлений, воспитание граж дан в духе уважения к совет ским законам и нормам, ком мунистической морали. При рассмотрении уголовных дел суды тщательно исследуют все обстоятельства, при кото рых совершено преступление. Для этого материалы дела пре даются широкой гласности, а когда это необходимо, выно сятся так называемые частные определения. Частное определение — это решение суда по выявленным в ходе судебного процесса причинам и условиям, веду щим к совершению преступле ния. Уголовно-процессуальный ко декс РСФСР обязывает долж ностных лиц, в адрес которых вынесено частное определение, немедленно принимать меры к устранению недостатков, и сообщать об этом суду в ме сячный срок. О том, какую пользу делу приносит частное определение, покажу на таком примере. К уголовной ответственности был привлечен А. Бородин, кото рый неоднократно совершал хищения газовых плит со скла да Липецкого СМУ треста «Росгазстрой». + В ходе разбирательства де ла суд установил, что хищение плит стало возможным потому, что хранились они в примитив, ном помещении без крыши, сторожа халатно относились к своим обязанностям. Правобережный ’ рч&онньщ В недавно принятом постановлении ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране пра вопорядка и усилении борьбы с правонаруше ниями» обращено внимание руководителей предприятий, строек, учреждений, секретарей партийных комитетов, председателей комите тов профсоюзов на их персональную ответст венность за состояние дисциплины и правопо рядка, своевременное реагирование на сиг налы о фактах антиобщественного поведения. ---------------------- Г--------------- 9 народней суд, наказав вора, вынес частное определение в адрес руководства треста, в которбм было обращено вни мание на плохую охрану мате риальных ценностей и потребо вал закрыть каналы хищений. Через некоторое время уп равляющий трестом «Росгаз строй» В. И. Федоров сообщил народному суду, что по част ному определению приняты меры: оборудована охранно- пожарная сигнализация на всех зданиях и сооружениях, в том числе и на централь ном складе, на базе СМУ установлен контрольно-про пускной пункт. Запланировано также строительство капиталь ного склада для хранения ма- термальных ценностей. Суды выносят частные оп ределения также на непра вильное поведение отдельных граждан, противоречащее нормам нашей морали. Ру ководители и общественные ор ганизации, в адрес которых направляются частные -опреде ления, в основном правильно и своевременно реагируют. Есть случаи, и их немало, когда выносятся частные опре деления о благородных по ступках граждан. Советский районный народный суд, рас сматривая дело по обвинению И. Тарасова, совершившего хи щение из магазина «Экспресс», сделал вывод, что преступле ние было раскрыто благодаря бдительности кассира сберега тельной кассы Ф. А. Захаро вой. Она, находясь с ребенком в магазине, обратила внима ние, как один из покупателей прятал в портфель дорого стоящие вещи. О своих подо- зрениях Захарова сообщила работникам магазина, которые задержали гражданина и ули чили его в воровстве. О проявленной бдительности и находчивости Захаровой, на родный суд поставил в извест ность начальника УВД. При казом по управлению она была награждена ценным подарком. Судами области в 1978 году было вынесено 485 частных определений, в прошлом — 370 По большинству из них при няты правильные и своевре менные меры. К сожалению руководители хозяйств и обще ственных организаций не всег да реагируют на частные оп ределения судов. На скамье подсудимых ока зался несовершеннолетний ра бочий ЖБИ-2 Печников. Он в пьяном виде совершил хули ганство. В судебном заседании было установлено, что на этом предприятии никакой воспита тельной работы с подростка ми не проводится. Вызванный в суд председатель цехового комитета профсоюза И. И. Се- востьянов оказался в нелов ком положении. Он не в со стоянии был рассказать о том, что же делается по трудовому и нравственному воспитанию людей. Он также не знал, что Печников за короткое время совершил 24 прогула. Однако никто не занялся подрост ком, не поинтересовался, что •же происходит с ним. Бездей ствие старших привело парня на скамью подсудимых. Народный суд, естественно, не мог пройти мимо недостат ков в воспитательной работе в дерево-обделочном цехе и довел до сведения секретаря партийной организации и пред седателя завкома профсоюза. В течение месяца они обязаны были принять действенные ме ры по улучшению воспитатель ной работы, особенно с подро стками и сообщить об этом су ду. Но шло время, а от вета ие было. Не по следовало и после того, как народный суд трижды писал руководителям завода напоми нание. Или такой пример.-В колхозе «1 Мая» Усма некого района была убита женщина. Убий цей оказался несовершеннолет ний Вендеревских. Суд уста новил, что в день совершения преступления он и несовершен нолетние братья Беляевы не однократно распивали спирт ные напитки. Покупали их в дежурном магазине с. Девица. Судебная коллегия по уголов ным делам областного суда пришла к выводу, что способ ствовало пьянке и совершению тяжкого преступления, грубое нарушение правил советской торговли. Поэтому был поставлен во- прос о вынесении частного оп ределения в адрес руководите лей Усманского райпо о на казании работника торговли, продававшего подросткам вино. В месячный срок ответ не был получен. Делались письменные напоминания, дважды шел раз., говор об этом по телефону. Результат тот же. Затем было послано письмо в райком КПСС с просьбой воздейство вать на председателя райпо В. Ф. Матовых, чтобы тот при- пял соответствующие меры к продавцу. Но никто не ответил суду. Так, случай продажи спиртного детям не получил должной опенки, виновные не были наказаны. Выполняя решение партии об усилении борьбы за образ цовый общественный порядок, судебные органы нашей обла сти активизируют работу по предупреждению правонаруше ний. Частное определение суда — одна из форм деятельности в этом направлении. И очень важно, чтобы руководители предприятий, учреждений, об щественных организаций по- деловому реагировали на су дебные документы. Н. УСИК, заместитель председателя областного суда, заслуженный юрист РСФСР*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz