Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
О С О Б А Я Б А Т А Р Е Я Д Е ЛО было в дни Смоленского сраже ния. После полу дня 28 июля сорок первого ме ня вызвал генерал-майор И. П. Камера, только вступивший * тогда в должность начальника артиллерии Западного фронта — Великолепов! На перед нем командном пункте,— ска- , зал начарт, — сейчас находит ся главком. К нам прибыла осо бая батарея РГК. Это эрэсы. Немедленно выезжай с батаре ей, к утру быть у главкома. Бдительность — особая. Отве чаешь головой за батарею. Я не знал, что такое «эрэсы», ' а спрашивать у генерала не решился и отправился к началь нику штаба артиллерии фрон та полковнику А. А. Быкову. Он познакомил меня е подпол ковником А. II. Кривошапо- вым, сопровождавшим батарею из Москвы, и вручил документ, которым удостоверялось, что «начальник разведотдела шта ба артиллерии Западного фронта майор Великолепов Н. Н. сопровождает особую 0 * батарею РГК в районе ст. Ва- днно». С этим удостоверением я к отправился. Восточнее Вязь мы мы свернули в сторону от шоссе в лес, проехали километ ра полтора глухой дорогой — и вдруг окрик: «Стой!». Два вооруженных бойца останови ли нашу Машину. Подбежал командир с двумя кубиками на петлицах. Узнав подполков ника А. И. Кривошапова, он пропустил нас дальше. Вскоре под деревьями я увидел большие машины, по крытые брезентовыми чехлами. Они усиленно охранялись. Мы познакомились с командиром батареи старшим лейтенантом Куком, его заместителем и ко мандирами взводов. Затем к нам подощел мужчина в граж данской одежде. Это был один из конструкторов, кото рому поручили проверить в бою действие нового оружия. Великая Оте чественная война застала липча нина майора Николая Николаевича Великоле. лова на зап адных рубеж ах Отчизны. Он воз главлял тогда разведывательный отдел штаба артиллерии Западного фронта. Ко дню Побе ды генерал -майор Н. Н. Великолепов пришел во главе артиллерийской дивизии прорыва. Участвовал в битве под Москвой, освобож де нии Смоленщины, Белоруссии, в боях на зем лях Польши, Венгрии, Австрии. Ниже публикуется отрывок из его книги «Огонь ради победы», вышедшей в Военном издательстве Министерства обороны СССР. Меня познакомили с особой батареей. Она состояла из 9 боевых машин БМ-13. Цифра 13 означала калибр 13 санти метров (точнее 132 миллимет ра). С одной установки чехол был снят. Меня поразило, что у орудия нет ствола, нет за твора, к которым так привык каждый артиллерист. — Как же без ствола стре лять?— невольно вырвался во прос. Командир батареи указал на блестящие стальные полосы, похожие на рельсы. Их было восемь. Оказалось» они-то и дают направление' реактивной мине, как ствол орудия — сна ряду. — Одна установка может сразу выпустить шестнадцать мин,— сказал старший лейге- нат Кун.— Каждая мина, или как мы говорим, эрэс — реак тивный снаряд, весит сорок два килограмма. Осмотрел я с любопытством и кабину боевой машины, отку да при помощи автоматическо го устройства ведется залповый огонь. Все было как будто про сто и в ю же время весьма непривычно. Когда стемнело, мы трону лись в путь. Довольно прямая и широкая магистраль хорошо просматривалась в ту светлую ночь. Я с тревогой поглядывал на небо, опасаясь неожиданно го появления вражеских само летов. Но их, к счастью, не бы ло. По дороге попадались встречные машины. Едущие в них бойцы невольно озирались на закрытые чехлами боевые установки, напоминающие пон тоны. На рассвете расположились в лесу, километрах в семи восточнее станции Вадино. Машины тщательно замаски ровали, вокруг выставили ох ранение. Зятем я повел Криво шапова и Куна на передовой командный пункт. На полянке, окруженной мо лодым леском, у широкого зе леного дерева стояла простая лагерная палатка. Рядом — небольшой сколоченный из до сок столик и скамейка. Встре тивший нас командир отпра вился в эту палатку доложить о Нашем прибытии. Вышел главком Западного стратегического направления Маршал Советского Союза С, К. Тимошенко — человек богатырского роста, без фу ражки, с гладко выбритой го ловой. Мы доложили. Маршал поздоровался, пожав каждому руку могучей ладонью. Под полковник А. М. Крнвошапов вручил ему пакет, в котором, как мне стало теперь известно, генерал-полковник артиллерии Н. Н. Воронов от имени Став ки сообщал о посылке на фронт реактивной батареи. С. К. Тимошенко расспросил о ВОЗМОЖНОСТЯХ НОВОГО ору жия. Старший лейтенант Кун заметно волновался, но стара тельно отвечал на все вопро сы. — На фронте были?— спро сил маршал. — Никак нет,— ответил ко мандир батареи.— Только что отозвали из Военной академии имени Дзержинского. Главком дал несколько практических советов. Он весь ма образно говорил о войне, а его выражение «Одно дело про войну читать в газетах, кни гах, смотреть в кино, но сов сем другое — самому учаетво- вать в боях» хорошо запомни лось. Затем С. К. Тимошенко п РИБЛИЖАЕТСЯ 35- летие великой Побе ды. Событие это каж дый отметит по-своему, и место праздничного торжества у каждого из нас тоже свое. Для меня и моих однополчан, сослуживцев по 139-й Красно знаменной ордена Суворова стрелковой дивизии, таким пунктом праздничной встречи явится высота 224,1 у деревни Рубежанка Куйбышевского района Калужской области. Мы приглашены туда на открытие нового памятника на • месте подвига наших восемнадцати фронтовых товарищей. Ветераны 139-й стрелковой хорошо помнят те незабывае- мые сентябрьские дни сорок третьего. Дивизия с боями про. двигалась на .запад. Впереди Десна, за ней Рославль — ста ринный город Смоленщины. Пе ред деревней Рубежанка темп продвижения замедлился. В по лосе нашего наступления гитле ровцы владели высотой с от меткой 224,1 — господствую щей над местностью. По этой высоте проходила фашистская оборона, которую за глубину, разветвленность инженерных сооружений, насыщенность ог невыми средствами гитлеровцы назвали «валом». Все попытки взять этот опорный пункт с ходу успеха не имели. Тогда решено было создать ударную группу,, кото рая бы под покровом ночной темноты, внезапным ударом вперед. На помощь порошинцам двинулись роты стрелковых ба' тальонов 718-го полка. Они за няли первую и вторую траншей. Но фашистам удалось отрезать группу из восемнадцати бой цов, ведшую бой уже в глубине вражеской обороны, на обрат- рассказал, как две недели на зад, 14 июля 1941 года, пер вая батарея реактивных мино метов под командованием ка питана И. А. Флерова (наш земляк, уроженец села Двуреч- кн Грязннского района. Ред.), произвела залп по скоплению противника под Оршей. — Оружие это весьма эф фективное,— заметил он,— но, как всякое новое дело, требует знаний, сметки н выучки. Маршал приказал батарее двигаться в полосу боевых дей ствий 19-й армии. Узнав, что Кривошапов должен уехать в Москву, а мне надлежало вер нуться в штаб артиллерии фронта, С. К. Тимошенко ска зал: — Я задержу вас. Отправ ляйтесь вместе с батареей. Посмотрите, как она будет дей ствовать, и доложите мне. Лесными дорогами добрались' мы до линии фронта. Команду ющий 19-й армией генерал- лейтенант И. С. Конев, выслу шав доклад, посмотрел на ча сы и тут же поставил нам за дачу. Батарея направилась в стрелковую дивизию, действу ющую на главном направлении. Комдив указал на карте, куда надо дать залп. Огневую позицию было ре шено занять на опушке высо кого редколесья, восточнее по селка Василисино, в двадцати километрах к западу от стан ции Вадино. У ветряной мель ницы на западной окраине по селка расположился наш на блюдательный пункт. Пока батарея скрытно вы двигалась на огневую позицию, старший лейтенант Кун начал готовить исходные данные для открытия огня. Их правиль ность подполковник А. И, Кривошапо!) и я проверили несколько раз. И вот все готово к залпу. Доложили комдиву и в ожида нии сигнала стали наблюдать за полем боя. К западу мест ность несколько понижалась. На пестро-зеленом поле раз бросанно росли низкие кусты. Здесь, в наскоро вырытых не глубоких скопах, залегли наши стрелки. Дальше виднелась речка, а за ней —• неприятель ские окопы. Около построек полуразрушенного села можно было в стереотрубу рассмот реть замаскированные машины. Туда же подходили группы не мецких солдат, двигались по возки. Наконец — сигнал от ком дива, и старший лейтенант Кун скомандовал: «Огонь!» Сзади нас загрохотало. Это 144 реактивные мины начали сры ваться с направляющих полос боевых машин. А затем огнен ные снаряды с оглушительным ревом пронеслись над голова ми, и мы невольно пригнулись. Но, взяв себя в руки, опять впились в окуляры биноклей, с волнением наблюдая за райо ном, где, по расчету, должны были рваться мины. И вот там стали появляться огромные, с ярким блеском вспышки разрывов. Они сопро вождались страшным грохо том. Черная туча из дыма и земли затянула участок об стрела. Ничего нельзя было различить. Проходят секунды, минуты. Постепенно рассеива ется дым разрывов, и теперь видно: в расположении против ника горят постройки, маши ны. Значит, все правильно! По телефону звонит довольный комдив. — Вот это огонь! Силища! Молодцы! Я вижу на липах товарищей улыбки, и мы наперебой начи наем высказывать друг другу свои чувства. Внезапный огонь реактивной батареи оше ломил противника. Уцелевшие гитлеровцы, обезумев от стра ха, спасались бегством, зара жая паникой солдат соседних Подразделений. Надо сказать, и нащи пехо тинцы, тоже поначалу смути лись, когда увидели над собой воющие огненные снаряды. Но потом смело поднялись в ата ку н взяли намеченный рубеж. Н. ВЕЛИКОЛЕПОВ, генерал-майор артиллерии в отставке. Лапин. Взрывная волна от- • бросила его в сторону, он по- : терял сознание, В глубокой яме, заросшей терновником, и нашли его бойцы 718-го стрел кового полка, когда утром полностью овладели высотой. А в октябре 1964 года стало проложила путь наступающим частям. Выполнить эту задачу взя лась группа добровольцев-ком- мунистов из числа нового по полнения, прибывшего из Си бири. Командовал группой младший лейтенант Е. И. По рошин, парторгом был Е, И. Белокоцов. В ночь с 13 на 14 сентября, под прикрытием мощного огне вого налета сотен наших ору дий и минометов, смельчаки ворвались на высоту. Разгоре лась жестокая схватка. Смяв противника в первой траншее, ударная группа устремилась ном скате высоты. Против ге- роев было брошено около 200 гитлеровцев. Силы явно нерав ные. Фашисты окружили смель чаков и предложили сдаться, но получили в ответ шквал ав томатных очередей. Бой длился др рассвета. У героев кончились боеприпасы, дело дошло до рукопашной схватки. Только тогда, когда из восемнадцати в живых осталось всего семеро, да и те были тяжело ранены, враги захватили позицию. Истекающих кровью совет ских воинов фашисты рас стреляли. Чудом уцелел толь ко один — Герасим Ильич известно, что в живых остался и второй герой — Константин Николаевич Власов. Его, тяже лораненого, гитлеровцы взяли в плен. После выздоровления Константину Николаевичу уда лось бежать, и он сражался в партизанском отряде. Прошли годы. На месте за хоронения героических защит ников Родины из 139-й стрел ковой дивизии, на высоте 224,1 поставлен обелиск. В намять о погибших у деревни Рубежан ка появилась песня композито ра В. Баснера «На Безымянной высоте». Михаил Матусовский -гг автор слов песни — был у нас в редакции и знакомился е материалами, опубликованны ми в дивизионной ’гаЗёте о под виге 18-ти героев. И когда ему понадобилось написать для кинокартины «Тищнна» песню- воспоминание о погибших, песню-памятник о тех, кто не дошел до Берлина и положил на алтарь Победы самое доро гое — жизнь, поэт припомнил это сражение на Безымянной высоте... ; Встреча; ветер адов. диШгзии в честь Дня Победы - - уверен — будет волнующей. . И, конечно же, за празднич ным столом разноголосый хор однополчан споет эту пёсшо: Мне часто снятся те ребята— Друзья моих военных дней, Землянка наша в три наката, Сосна, сгоревшая над ней. Как будто вновь я вместе с ними Стою на огненной черте, У незнакомого поселка, На Безымянной высоте. М, ТАМАНИН, работник завода пусковых двигателей, бывший зам. редактора газеты 139-й стрелковой дивизии, подполковник запаса. „ ч ТО за безобразие творится с транспор том! Двадцать минут нет трамвая», — нередко при водится слышать на останов- тг "ках. В редакцию «Ленинского знамени», в Липецкое трамвай но-троллейбусное управление постоянно приходят письма от пассажиров. ' Транспортная организация обязана сделать все, чтобы пассажиру было удобно: вы полнять график движения, вы. брать наиболее подходящий ва риант размещения трамвайных и троллейбусных остановок, рассчитать необходимое коли чество подвижного состава на каждом маршруте, организо вать четкую работу путевого хозяйства и энергоснабжения, выпустить на линию прибран- ч иые и вымытые вагоны. ^ Каждый из нас планирует свой день с учетом работы транспорта — бесперебойной, отлаженной до мелочей. Пас сажира мало интересует, по чьей вине нарушается график движения, по какой причине не вышло на линию достаточное количество трамваев и трол лейбусов. Он считает, что тран спорт должен работать «как часы», и отвечают за это толь ко транспортники. Ну, а что же входит в обя занности пассажира! Он дол жен платить за проезд, соблю дать правила поведения в об щественном транспорте, не на рушать порядок движения, не портить оборудование вагона. Об этом не стоило бы и гово рить. Но давайте войдем в ва гон трамвая или салон трол лейбуса в тот момент, когда водитель объявляет; «Товари щи, приготовьте билеты для проверки контролерам», — и понаблюдаем. Одни спокойно протягивают билеты, другие до стают долгосрочные проездные книжки, третьи... Вот о них-то П ОЛМИЛЛИОНА НА... «ЗАЙЦЕВ» и пойдет речь. Это безбилетни ки. Конечно, мы не собираемся зачислять в категорию непла тельщиков всех подряд. Случа ется, что, поспешив, человек вышел из дому без денег или вовремя не прокомпостировал абонемент. Как правило, такие люди объясняют контролеру ситуацию или тут же. не споря, уплачивают положенный штраф. Но бывает, что на справед ливое требование заплатить за проезд безбилетник отвечает грубостью, начинает сканда лить. Зачастую такие йассажи- ры оправдывают свое поведе ние мизерной стоимостью би лета. «Что я такого сделал? Подумаешь, пять копеек!». Как объяснить взрослым лю дям, что каждый из нас обязан платить долг, будь он большой или малый? Наверное, они воз мутились бы, увидев человека, укравшего в магазине пятико пеечную вещь. А карман-то один — государственный. Тем не менее, многие считают не предосудительным пользовать ся транспортом за государст венный счет. Содержание пассажирского транспорта обходится недеше во. Стоимость билета не меня ется десятилетиями, а протя женность трамвайных и трол лейбусных путей год от года растет, транспорт развивается. Более современный вагон слож нее в эксплуатации, его обслут живание требует постоянного увеличения затрат, повышения квалификации рабочих. Да и сама стоимость нового трамвая и троллейбуса значительно вы ше. Прежде трамвайный вагон стоил 13,8 тысячи рублей, те перь — 25,5 тысячи. Это толь ко одна причина роста себе стоимости перевозок. Жилые микрорайоны значи тельно удалены от промышлен ных предприятий, маршрутная сеть сильно вытянута. Именно длинные"маршруты дают самую высокую себестоимость. Все знают, что трамвайный билет стоит 3 копейки, троллейбусный — 5. А вот трамвайно-троллей бусному управлению поездка одного пассажира обходится в среднем в 8 копеек, а на "'длин ных маршрутах — 20 и более. Нетрудно подсчитать, во что обходятся так называемые «зайцы». За 1979 год в Липец ке было перевезено 66,4 мил лиона людей. Контрольные проверки показали, что 25—30 процентов пассажиров не счи тают нужным оплачивать про езд. Это значит, что 17 миллно" нов человек перевезено бесплат но. Из трехмиллионнон госу дарственной дотации полмил лиона рублей ушло на покры тие таких поездок. Это значит •— в депо стоят неисправные вагоны, нет запасных частей, краски, трамваи иногда выхо дят на линию невымытыми: не хватает средств. Может быть, когда узнают об этом любители бесплатного проезда, им не покажутся та кими уж мелкими злосчастные три—пять копеек. Особо хочется сказать о ра бочих НЛМЗ, пользующихся трамваями на маршрутах «Ки нотеатр «Октябрь» — стан 2000» и «ЛТЗ — доменная печь № 6». Большинство из них не платит за проезд. Мотиви ровка такова: «За нас платит завод». Семь лет назад е НЛМЗ за ключен договор. По его усло виям мы обязаны в указанные заводом часы предоставлять трамваи для перевозки рабо чих. А НЛМЗ должен компен сировать дополнительно воз никшие по этому маршруту убытки. Само собой разумеет ся, что уплаченная заводом компенсация не освобождает рабочих от платы за проезд. По-виднмому, руководителям цехов и служб НЛМЗ необхо димо объяснить рабочим поло жение дел. Кстати, и самому руководству завода пора бы вспомнить о необходимости со блюдать договорные обяза тельства. Какие меры принимаются для сокращения случаев бес платного проезда? В прошлом году проведено 468 рейдов на родных дружинников. Много безбилетников уплатили штраф. Однако работникам управле ния одним не решить проблему «зайцев». Необходима большая воспитательная работа на пред приятиях, в учреждениях и учебных заведениях. Кроме то го, нужна помощь обществен ности во внедрении бесклассо вого — абонементного метода обслуживания — самого удоб ного для пассажиров. Л. ЗОБОВА, начальник планово экономического отдела трамвайно-троллейбусного управления. н. то н к и х, председатель завкома профсоюза. - П О Ч ЕТН О Е ЗВА Н И Е Указом Президиума Вер ховного Совета РСФСР за за слуги в области советской культуры почетное * звание «Заслуженный работник куль туры РСФСР» присвоено Бы кову Борису Алексеевичу — преподавателю Липецкого музыкального училища. ПРЕМЬЕРА В НАРОДНОМ ТЕАТРЕ В нынешнем году Дан - Iкрвекий народный театр будет отмечать свое пяти десятилетие. Самодеятель ный коллектив, готовясь к этой дате, обновляет ре пертуар^ работает над но - |вь 1 ми постановками. Недавно в районном До- |ме культуры состоялась премьера Данковского на ро дного театра. Спектакль по пьесе А. Островского ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ж и зни «Поздняя любовь» был теп ло встречен зрителями. Успешно выступили в нем как ветераны самодеятель ной сцены, так и молодые артисты, недавно пришед шие в театр, — работница райпотребсоюза Лидия Ширяева, начальник строи тельного цеха доломитово го комбината Раиса Полу - карова, сотру дник милиции Раиса Усович, слесарь хим завода Николай Сушилин и другие. ЗАВОДСКОЙ СМОТР САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ Два дня в Доме культуры завода «Свободный сокол» проходил смотр худож ест венной самодеятельцрсти цехов предприятия, посвя щенный 110 -й годовщине со дня рождения В. И. Л е- Н'И'К3 , По единодушному : ре; - шению жюри перйоо^место было присуж дено кшшек тиву трубцеха N2 1. Зрите ли по достоинству оценили выступления цехового хора, танцевального коллектива, чтецов. Заслуженным успехом пользовались и самодея тельные артисты жилищно - коммунального от дела Этому коллективу присуж дено второе место. Третье поделили между собой кол лективы трубцеха N2 2 детских учреждений. СОХРАНЯЯ ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ Липецкое областное от деление Всероссийского общества охраны памятни ков истории и культуры совместно с обкомом ВЛКСМ объявило традици онный месячник благо устройства исторических памятников. В день коммунистиче ского субботника комсо мольцы, учащаяся моло дежь, шефствующие пред приятия Липецка и Ельца приняли активноё участие в работах по сохранению памятников и обелисков, установленных в честь вой нов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Работа по благоустрой ству исторических памят ников завершится к празд нику 35-летия Поб еды со ветского народа в Великой Отечественной войне. Люди редких профессий Х У Д О Ж Н И К С В Е Т А Новая гостиница «Металлург» в Липецке. Фото .А. Гирева, Инженер по свету — так обозначена в театральных про граммках его роль в создании спектакля. Заведующий электроосве тительной частью театра — так именуют его в деловых бума гах. Дирижер светового оркестра. Художник света. Вот, пожалуй, и добрались до самой сути. Тут и время вспомнить слова велихого Ста ниславского, высказанные им ■после просмотра одного из спектаклей: «...Светом испор чены многие декорации и мно гие сцены... Отсутствие чут кости, артистичности, понима ния того, что и дли чего дела ется, все время удивляло и злило. ...Осветитель без вни мания делал то, что ему фор мально Приказано, притом де лал без старания и любви. Но дело электротехника важное. Это работа подлинного арти ста, а не ремесленника. Пос ледний способен лишь испор тить коллективную работу всех творцов спектакля». Не станем откладывать для заключения главное: Иван Аи? дреевич Чуносов, главный ос ветитель областного драмати ческого театра, в полной мере обладает всеми необходимыми для редкой его .. профессии качествами: артистичностью, творческой интуицией, чут костью, старанием. А еще — ’ ^даром изобретателя, рациона лизатора. 1 Повезло театру с Иваном Андреевичем- «с ...Ранннм-ранннм утром начинает свою работу Чуно сов. Доносится из его «каби нета» негромкий шум; стучит, сверлит, пилит. На полках в небольшой мастерской — множество ннс-трумецтов: па яльники, пилы, топоры, свер ла,- дрели, точило, тиски, набо ры гаек, болтов, мотки прово локи. И все это — дЛя нзгог- /говлекня ...чудес. Утолщим: те атральных, электрических. Чу деса — деда хитрые? Вот и творит, выдумывает, ‘пробует Иван Андреевич. Разрешено ему при этом стучать и свер лить до начала дневной репе тиции и между нею и вечер ним спектаклем: «кабинет» Чу- иосова — рядом со сценой. По тому и начинается его рабо чий день зачастую в семь ут ра. «В театре ничего невозмож ного нет», — любил повторять один из режиссеров, с которы ми пришлось работать Чуносо- ву. Часто за этим следовал вы разительный взгляд и в сторо ну инженера по свету. Иван Андреевич все понимал и брал ся за работу. То есть за осу ществление как раз того «не возможного», о чем говорил режиссер. К утренней репети ции следующего дня световое чудо обычно и бывало готово. — А делается это очень просто, —говорит Иван Андре евич, раскрывая тайны свето вого оформления спектаклей, ...Кружатся на сцене легкие серебристые снежинки, мороз ные кружевные узоры украша ют царство Смежной королевы —это движутся в проекцион ных аппаратах диски, изго товленные Иваном Андрееви чем. Прозрачный ледяной свет заливает дворец королевы —• это так называемый холодный фильтр вставлен в прожектор. ...Шумно взрывается благо даря усердию Карлсона игру шечный красно-синий паро воз Малыша. Это сработали сообща аккумулятор, спираль, упрятанная в «трубе» — ба ночке из-под кофе, н горсть дымного пороха с пудрой... Впрочем, может быть, и не стоит раскрывать тайну всех световых эффектов и электри фицированных поделок Чуно сова? Пусть оживает вдруг куст с розовыми бутонами в, сказке Андерсена на сцене. И стучит — точка, тире, точка, тире — телеграфный • аппарат; времен гражданской войны в «Революционном этюде», н движется узенькая бумажная лента, что несет В. И. Ленину последние новости. Один Чуно сов знает, сколько трудов сто ило заставить работать вза правду старенький аппарат, пылившийся долгие годы в старом реквизите... И пусть ме тет метель в «Подробностях жизни», гремит гроза в спек такле «За все хорошее — смерть», день сменяет ночь, а лето — зиму...; Волшебник — свет многое может. Особенно — в руках мастера. Нет специальных инструк ций, учебников для театраль ных инженеров по свету, и мно гие интересные постановочные эффекты, приборы и ириспогт собленця изобретены Чуносо- вьщ. В театре он работает две надцать лет — в совершенстве освоил всю сценическую тех нику и технологию. Ему и ше сти его помощникам — целый электроцех- работает в театре — поручено световое оформление спектакля. Понимать это нуж но не просто как освещение актеров и декораций, чтоб хо рошо видны были зрителям. Световая композиция помогает раскрыть идейное содержание пьесы, создает необходимое настроение и у актеров, и' у зрителей—эмоциональное воз действие света велико, помо гает в создании реалистиче ских образов. Каждый спектакль, каждая картина и мизансцена имеют свое световое оформление, по тому и составляется к каждо му спектаклю партитура све та. В создании ее участвуют режиссер, художник и а элек троосветитель. В распоряжении осветите лей —- около 300 прожекторов разных типов, размещенных в зрительном зале, осветительных ложах, на сцене, десятки дру гих специальных аппаратов, подъемных механизмов. Уп равлять этим сложным хозяй ством помогают дистанцион ный электронный пульт с че тырьмя программами, комму тационный щит и дроссельные стойки в специально оборудо ванном помещении. К слову, как-то пригласили энергетиков с коксохимического производ ства помочь в переоборудова нии этого помещения, а они без помощи Чуносова обойтись нр смогли; сложной показалась ш* осветительная система театру. Новый спектакль — * новые поиски света. Готовится к по становке «Баллада о солдате» — и Иван Андреевич обдумы вает варианты освещения, пе речитывает сценарий. А репе тиции идут, и, что уж скры вать, все ждут дня, когда свет будет поставлен и придет на помощь режиссеру и актерам. А с премьерой работа Чунсн сова не кончается. В спектак ле «Спешите делать добро» первомайский день, по его мнению, необходимо сделать более весенним, с солнечными зайчиками, чтоб небо было глубоким и синим... Световые картины ц сцени ческие эффекты Чуносова ча сто надолго остаются в памяти зрителей. Часто свет в спек такле незаметен — и это тоже хорошо: значит, отлично сыграл сщ свою незаметную и необхо димую роль. Повезло театру с Иваном Андреевичем. Г. КАНЕВА. ИТОГИ ~ВЫСТАВКИ Вчера в липецком кинотеат ре «Космос» закрылась продол жавшаяся две недели XV об ластная филателистическая вы ставка, посвященная 110-й го довщине со дня рождения В. И. Ленина. На ее стендах были представлены многочис ленные марки, почтовые кар точки, конверты, в рисунках которых нашли отражение жизнь и деятельность Влади мира Ильича, торжество Ленин, ских идей. Несколько тысяч липчан познакомились с кол лекциями Ф. Мелихова «Образ вождя в произведениях жи вописи», Ю. Прокшина «Ле нин», Ю. Попова «Художники о В. И. Ленине» и «Города-ге рои», А. Вершинина «Октябрь н космос», А, Кримштейна « В память о Ленине», Д. Смирно ва «С именем Ленина». Жюри подвело итоги выстар- кн. Дипломом первой степени и золотой медалью награжде на коллекция Ю. Прокшина, Серебряным призером стал Д. Смирнов. На третьем месте работа А. Вершинина. «В начале мая в кинотеатре «Космос» откроется XVI об ластная выставка «Липецкфн-, ла-80». На ней будут представ лены коллекции на так назы ваемую свободную тему. Эта весенняя выставка традщшон- на, она проводится уже третий год. XVII областная выставка, откроется в дни московской Олимпиады и будет посвящена этому большому событию. П. КУЗНЕЦОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz