Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

6 апреля 1980 гм № 82 (15 679) Я ША ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ К авалеры ордена Ленина ДЕЛО, КОТОРОМУ ОТДАНА ЧИТА Я КНИГИ О ВОЖДЕ Сегодня исполняется 50 лет со дня учреждения постанов­ лением Президиума ЦИК СССР высшей награды нашей Родины — ордена Ленина. За минувшие полвека тысячи луч­ ших сыновей и дочерей Страны — те, кто честным, добросо­ вестном трудом умножает ее богатство, добивается выдаю­ щихся результатов в промышленности, строительстве, сель­ ском хозяйстве, науке и технике, культуре и искусстве, удо­ стоены этой высокой награды. Со дня образования Липецкой области кавалерами ордена Ленина стали более 600 наших земляков. Об одном из них мы рассказываем сегодня. Р АННИМ весенним ут­ ром спешил Борис Ни- ^ л колаевич к остановке служебного автобуса, Не успел войта в салон, раздалось друж­ ное: — По-здра-вля-ем! — С чем? г - удивился Борис Николаевич. -г- С орденом Ленина!.. Кто-то протянул газету. Гри­ горьев стал вчитываться в строки Указа... Среди других награжденных за строительст­ во второго кислородно-конвер­ торного цеха Новолипецкого металлургического завода Бо- 'Ч рис Николаевич нашел и свою фамилию... Вспомнились напряженные дни стройки. На площадке второго кислородно-конвертор­ ного цеха комсомольско-моло­ дежной бригаде" Григорьева поручили монтировать одну из установок непрерывной разлив­ ки стали. Монтаж агрегата начался значительно позже ос­ тальных, а едать его надо бы­ ло вместе с другими установ­ ками. И слесари Григорьева не только догнали, но и перегнали своих коллег, начавших рань­ ше монтировать соседние уста­ новки. Кстати, так было и на монтаже двух моталок второй очереди стана «2000», где бригада Григорьева буквально вырвала из прорыва два силь­ но отстававших от графика агрегата и сдала их также до­ срочно. Монтажную каску Григорьев впервые надел в послевоенном 1045 году. Для восстановления народного хозяйства, разру­ шенного войной, требовались крепкие молодые руки. Шест­ надцатилетний Борис закончил фабрично-заводское училище в городке Жданове и несколько лет восстанавливал металлур­ гические заводы Украины. Че­ рез три года ему уже доверили руководить бригадой. В начале пятидесятых годов Борис Гри­ горьев приехал в Липецк в командировку вместе с брига­ дой, участвовал в монтаже первой и второй доменных пе­ чей Новолипецкого завода. С ^/«зданием бригада справилась 'быстро. Перед отъездом на родину украинских парней по­ просили принять участие в реконструкции домен на метал­ лургическом заводе «Свобод­ ный сокол». Здесь и свела судьба Григорьева с его ны­ нешней женой Раисой Сергеев­ ной. Так Борис Николаевич навсегда остался в Липецке. Вместе они вырастили и воспи­ тали двух дочерей. Старшая, Люба, в прошлом году закон­ чила Липецкий политехниче­ ский институт, а Галя учится на последнем курсе. Лет пять назад попал Гри­ горьев в больницу. После вы­ здоровления руководители пер­ вого управления «Металлург- прокатмонтаж» решили поды­ скать ему работу полегче. И предложили стать диспетчером на монтажно-заготовительном участке: сиди у телефона да принимай заявки на трубные заготовки, Борис Николаевич вроде бы согласился, утром пришел в диспетчерскую. А через два часа его уже видели вместе с бригадой на площад­ ке, где монтировалось оборудо­ вание вагоноопрокидывате- ля восьмой коксовой батареи. — Так из меня и не полу­ чился диспетчер, — закончил свой рассказ бригадир. Кстати, не раз Григорьеву делались предложения перейти работать на производство. Ме­ ханическое оборудование, ко­ торое он монтировал, знает от­ лично. Да и забот бригадир­ ских не будет. Были также предложения и с НЛМЗ, заво­ да «Свободный сокол». Только всякий раз Борис Николаевич предложения эти отклоняет. Говорит, как можно изменить делу, которому отдал почти всю свою жизнь? —■В нашей работе постоян­ но что-то новое, — говорит Борис Николаевич. — Судите сами, за тридцать пять лет, что я занят на монтаже, еще ни разу не приходилось повто­ рять установку оборудования. Каждый раз узлы новые" А в последние годы они "стали очень сложными и точными. Требуются особая смекалка, творческий подход. Это по мне. За это, видимо, я и люблю свою профессию. За это ее любят и мои товарищи Ни­ колай Журавлев, Виктор Иван­ ников, с которыми я работаю уже много лет подряд. Вместе мы сейчас завершаем нала­ дочные рабош на пятиклете- вом стане цеха холодной про­ катки. Заметим, что и -монтаж сложнейшего 3200-тонного оборудования пятиклетевого стана бригада Григорьева завершила за пять месяцев. Как заметил инженер-наладчик «Металлургпрокатмон т а ж а» И. Л. Станишевский, другой бригаде понадобилось бы для этого времени вдвое больше. Через несколько дней пяти­ клетевой стан выдаст первую продукцию. И в этой ' победе большой вклад кавалера ордена Ленина бригадира Бо­ риса Николаевича Григорьева. А. ВЛАСОВ. Ч д НОГО ЛЕТ НАЗАД вы- /V\ пускник факультета гра­ фики Московского поли­ графического института Игорь Малявкин на суд экзаменато­ ров представил свою диплом­ ную р або ту— иллюстрации к повести С. Злобина «Салават Юлаев». Эти рисунки начинаю­ щего графика так же, как и по­ следующие иллюстрации произ­ ведений советских писателей, бережно сохраненные И. Ма- лявкиным, сейчас — экспонаты его персональной выставки. Скромно соседствуют они с офортами, линогравюрами, пей­ зажами, выполненными уверен­ ной рукой зрелого художника. Стремителен контур самоле­ та, выходящего на старт.. В удивительной нежности голу­ бой цвет «одел» его художник. Упругими, легкими линиями обрисовал массы воздуха, рас­ секаемого истребителем — в графический лист вошло дви­ жение, а у нас осталось чув­ ство восхищения красотой этой ; легкой машины, готовой чи­ стым ранним утром взмыть в ,У высоту, в облака, к солнцу. ■? Офорт «На старт» — первая работа И. Малявкина, получив­ шая право на участие в зо­ нальной выставке. Решена она в романтической тональности, что характерно и для других листов серии из жизни воинов, в основном моряков и летчи­ ков. Однако, замечаешь, чем боль­ ше внимания уделяет худож­ ник этой теме, чем больше ра­ ботает над ней, тем глубже и значительнее его произведения. Романтика и динамизм при­ сутствуют в них по-прежнему, но словно обретают иное свой­ ство, Там, «На старте», на пер­ вом плане была техника. В более поздних листах человек или на равных соседствует с машиной (словно говоря, что в небе успех зависит от них обо­ их) или совсем «вытесняет» ее, что также представляется пра­ вомерным. Художник, глубоко «вошедший» в тему, понял, что во время полета бывают мину­ ты, секунды, когда все реша­ ют только воля и мужество пилота. Полна внутреннего дра­ матизма линогравюра «Руко- Областн ое общество книго­ любов и центральная Липецкая горо дская библиотека прово­ дят в эти дни цикл ленинских чтений. На тему «В. Й. Ленин и мо­ лодежь» выступил перед стар­ шеклассниками средних школ лектор обкома ВЛКСМ В. А. Ноздреватых. Ребята познако­ мились с выставкой книг о жизни и деятельности В. И. Ленина. В плане ленинских чтений такие темы, как «Письма лип­ чан к Ильичу», «В. И. Ленин и культурная революция», «Об­ раз вождя в творчестве В. Маяковского» и другие. В Талицкой средней школе Елецкого района состоялось читательская конференция по поэме Андрея Вознесенско­ го «Лонжюмо», посвященной В. И. Ленину. Ее открыл ди­ ректор школы И, И. Александ­ ров. Учащиеся-восьАликлассни- ки читали отрывки из поэмы, говорили о величии образа В. И. Ленина. А. ПЕТРОВА. В РЕМЯ. Как оно бы­ стро летит! Будто вчера впервые вышел на Луга с косою... — На пятку косы нажи­ май! — поучал старший брат. Косьба — дело не хитрое, но требует сноровки, а уже через час Данила не отставал от брата. Подкошенная трава ложилась в ровные рядки. Ид­ ти с косой радостно. Ни с чем не сравнимый запах травы бод­ рит. Хочется петь во весь го­ лос. Когда началась коллективи­ зация, семья Кузнецовых од­ ной из первых вступила в ар­ тель. Даниле Стефановичу, сельскому активисту, пример­ ному работнику, доверили бри­ гаду. Видя прилежание брига­ дира, колхозники с уважением говорили о нем:' «Башковитый, не по годам серьезный». На всю жизнь запомнился день, когда его, красноармей­ ца, партийная организация полка приняла кандидатом в члены ВКП(б). — Как ты, Данила Кузнецов, мыслишь прожить свою жизнь? — спросил комиссар полка. — Вместе с партией. Делу Ленина отдам все силы, всю жизнь свою, — тихо ответил Данила Стефанович. То собрание проходило в 1930 году. Два года спустя Д. С- Кузнецов стал членом партии. Годы возмужания, зрелости Кузнецова совпали со време­ нем утверждения социалиста ческуй нови на селе. На пар­ тийную работу в деревню Тер- бунскнй райком партии по­ слал самых деятельных и прин­ ципиальных коммунистов. Данила Стефанович возглавил партийную организацию в се­ ле Вислая Поляна, затем ра­ ботал на машинно-трактор­ ной станции, в совхозе. И тогда почувствовал нехватку знаний. — К умной книжке, — вспо­ минает Кузнецов, — сам про­ таптывал путь. Днем — на ра­ боте, а ночью корпел над кни­ гами. Таким путем шли к зна­ ниям многие 'Мои сверстники. Время было огневое. Заклады­ вались первые домны, строи­ лись новые города, утвержда­ лась колхозная жизнь в дерев­ не. Дел у каждого коммуниста было невпроворот. Хорошо, дружно работали и многое успели сделать. Если бы не война... — вздыхает Данила Стефанович. — На фронт ушел в первые дни. В должно- —А вот ‘. почему,—рассказал Данила Стефанович. — Один из моих братьев с детства меч­ тал о садах. Но мечту свою не осуществил. Погиб на войне. Во мне тоже жила любовь к садоводству. К тому же, при­ ехав в Урицкое, увидел разру­ ху. Многие колхозники жили в землянках. Раньше наше село утопало в зелени, а после из­ гнания фашистов не осталось ни одного дерева. Все; уничто­ жили оккупанты. Задумал ук - ден привлекали запахи свеже­ сти, спеющих плодов, ягод. Вскоре на «бросовых» землях стали собирать обильный уро­ жай плодов, овощей. Их хвата­ ло и для колхоза, и для дет­ ских учреждений районного центра. Труд колхозного умельца получил общеизвест­ ное признание. К нему ездили за опытом. Саженпы из питом­ ника Данилы Стефановича .брали жители соседних дере­ вень. Это была счастливая по- Из блокнота журналиста « Д А Н И Л О В Ы П У С Т Ы Р И » ста политрука роты сражался с гитлеровцами на Украине, в донских степях, в Закарпатье. Данила Стефанович не раз выходил Из строя по случаю ранения, но снова н снова воз­ вращался в свою роту. Осенью 1942 года рота Кузнецова в исключительно трудных ус­ ловиях обеспечивала доставку припасов и продуктов пита­ ния сталинградцам. Неболь­ шой отрезок железнодорожного пути, который обслуживала рота, гитлеровцы остервенело бомбили и обстреливали из пу­ шек. Но улетали ' самолеты, бойцы тут же восстанавливали пути. Политрук был душой и со­ вестью роты. Не терялся в самой сложной обстановке. После войны Данила Кузне­ цов вернулся в родное село. Стал садоводом. — Почему именно садово­ дом? — как-то спросил я его. расить. вновь построенное се­ ло. Меня поддержали колхоз­ ники. Вот и стал я садоводом. В первое время у Кузнецова не было помощников. Все де­ лал сам, добывал саженцы, закладывал питомник, оберегал молодые деревца. Лишь после того, как увидели в Колхозе, что Данила всерьез, увлеченно занялся делом, в помощь ему выделили женщин и подрост­ ков. Вместе с ними распахивал пустыри, построил тепличку для выращивания рассады. Нужда в опощах была боль­ шая, и решил Данила Стефа­ нович рядом с садом выращи­ вать капусту, морковь, огурцы, помидоры. Место под овощ­ ные облюбовали в пойме речки. На пригорке, где больше солн­ ца, Посадили ягодные растениям малину, землянику, смородину. Зазеленели Даниловы пусты­ ри. В саду звенели, заливались на разные голоса птицы. Лю- ра в его жизни. В те годы я часто встре­ чался с Кузнецовым. Миновав тополиную аллею, поднимались На холм. Отсюда хорошо про­ сматривалась окраина села, обсаженная плодовыми де­ ревьями. Красивое место. Сады преобразили деревню. И уйдя на пенсию, Кузнецов продолжал трудиться. — Понимаешь, старею. Кому передать начатое дело? Есть в бригаде один паренек. По­ любилась ему земля. Агроно­ мом решил стать. Речь тогда шла об Анатолии Глотове. Позже, окончив Воро­ нежский сельскохозяйствен­ ный институт, Анатолий стал ученым агрономом. Вернулся в родное село, возглавил агро­ номическую службу в колхозе имени Мичурина. Неплохо работает А. А. Гло­ тов. Добрым словом вспомина­ ет своего первого наставника. А что же сады? Неужто забыл Глотов уроки Данилы Стефа­ новича? — Нет, не забыл, — говорит Анатолий Алексеевич. — В то время, когда я учился в инсти­ туте, приболел садовод. После него четырех бригадиров сме­ нили, а потом и вовсе бригада распалась. Без меня выкорче­ вывали сады на 30 гектарах, уничтожили ягодники. Не дает мне покоя мысль о дальних пустырях, которые заросли сорной травой, да и в овощах мы очень нуждаемся. В колхозе две столовые. А ни капусты, ни огурцов, ни .моркови в меню не увидишь... Недавно вместе с первым секретарем Тербунского рай­ кома партии И. С. Зиминым и председателем колхоза имени Мичурина! В. Я. Крыловым мы навестили Данилу Стефанови­ ча. Он все мечтал о родном селе — красивом, утопающем в зелени. — Урицкое, сказал он, — протянулось на многие кило­ метры. Строительство ведется с размахом» Вон какой жи­ вотноводческий комплекс от грохали! И жилые дома про­ сторные, светлые. Но посмот­ рите. Возле дома 1 ни одного деревца, пусто. Неуютно жить в таких домах. Потом зашел разговор о речке Олымчик. у —- Есть у меня большая просьба к райкому партии: помогите построить плотину на речке. Воды для орошения полей и хозяйственных надоб ностей потребуется много, : Олымчик обмелел. Мелиорато­ ры однажды перекрыли речку но вешняя вода размыла пло­ тину. И не стало плесов, сказал Кузнецов. Даниле Кузнецову за 70. Но он сохранил любовь к родному краю, беспокойство о его завтрашнем дне. Это про таких людей говорят в народе: покой им только снится. С. БЕЗЛЕПКИН. водитель полетов», построенная на контрасте черного и бело­ го тонов, своеобразно решен­ ная композиционно. По силе эмоционального воздействия ей равен офорт «Цель вижу — атакую». Сравнивая эти рабо­ ты с офортом «На старте», не можешь не видеть дистанцию, их отделяющую. Дистанцию, В мире интересного ВЕРТОЛЕТ СЛЕСАРЯ КУТСАРА Необычный вертолет замер в воздухе над одним из двори­ ков маленького эстонского городка Пылтсамаа, а затем плавно приземлился прямо у дверей сарая. Пилот без особого труда закатил машину в «ангар». Это вернулся из очередного полета на винтокрылой машине собственной конструкции слесарь ме­ стного молокомбината Л. Кутсар. Вместе с местными жителями умельца, спустившегося с не­ ба, встретила корреспондент ТАСС Т. Мальцева: На ее воп­ рос «Как вам удалось одному построить такое чудо?» Леонид ответил: —Главное—это иметь мечту, а затем уже — приложить труд и старание. С детства увлекался моделями. Все свобод­ ное время проводил в авиамодельном кружке, там же начал работать над чертежами своей первой летающей машины. Много месяцев ушло на то, чтобы оборудовать мастерскую, оснастить ее самодельными устройствами для обработки де­ рева и металла. И зимой, и летом двери мастерской открыты для любопыт­ ных. Для мальчишек нет интересней занятия, чем следить, как работает мастер, Наперебой бросаются они выполнять любое его поручение. Сейчас Л. Кутсар готовит к испытанию свой новый вертолет. ВЫМПЕЛ - ШКОЛЬНОМ У КИНОТЕАТРУ В двадцати двух школах Ли­ пецка действуют школьные ки" нотеатры. Недавно городским отделом народного образо­ вания и кинодирекцией подве­ дены итоги их работы в этом учебном году. Лучшим при­ знан кинотеатр средней шко­ лы № 5, шефом которого яв­ ляется кинотеатр «Заря». Под руководством учителя М. М« Пикалина и старшей пионер­ вожатой Н. Ф. Павловец ребя­ та систематически организуют тематические просмотры дет­ ских художественных филь­ мов, проводят зрительские конференции, занятия клуба правовых знаний «Подросток», киновечера по профориента­ ции. Лучшему детскому кинотеат­ ру вручен переходящий крас­ ный вымпел гороно и киноди- рекции. 7 АПРЕЛЯ — ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ГЛ АВНОЕ БОГАТ СТВО Более тридцати лет назад вступил в силу устав Всемир­ ной организации здравоохране­ ния (ВОЗ), которая была соз­ дана как специализированное учреждение ООН для того, чтобы всемерно способство­ вать достижению всеми наро­ дами максимального уровня здоровья. Именно в этот день, 7 апреля, сказал в беседе с кор­ респондентом ТАСС замести­ тель министра здравоохранения СССР, член Исполнительного комитета ВОЗ Д. Д. Венедик­ тов, мы отмечаем Всемирный день здоровья. В Уставе ВОЗ записано* что здоровье является одним из неотъемлемых прав каждого человека, независимо от его возраста, пола, религии, иму­ щественного или социального состояния, ■> В нашей стране право ‘чело­ века на здоровье гарантирова­ но Конституцией. Однако каж­ дый гражданин обязан и сам бережно относиться к своему здоровью и здоровью других людей. В этой связи мне пред­ ставляется знаменательным де-. виз нынешнего Всемирного дня здоровья — «Курение или здо­ ровье — выбирайте сами!». Папироса не только не укра­ шает человека. Она наносит вред здоровью его самого, со- мочувстрию окружающих. На- вскрывает все новые фак­ ты, свидетельствующие о не­ посредственной связи курения, со многими заболеваниями, в том числе развитием злока­ чественных опухолей. В нашей стране борьбу с этим распространенным злом возглавляет Министерство здравоохранения СССР. Одним из направлений этой борьбы является пропаганда среди на­ селения научных знаний о вре­ де курёйия. Прекращено рекламирование табака и табачных изделий по телевидению, радио и в печати. Запрещено курение во многих общественных местах, на тран­ спорте. Некоторые местные Со­ веты народных депутатов и от­ дельные орган #.ации привле­ кают широкие круги общест­ венности для похода против курения. Примеру города-ку­ рорта Сочи, объявившему за­ прет на курение,- следуют в других городах страны. В ЧЕТКОМ ЖАНРЕ ГРАФИКИ Выставки которую автор прошел нелегко и небыстро, но, судя по всему, успешно. На выставке немало портре­ тов. «Мичман Назаров» — ха­ рактер сосредоточенный, сдер­ жанный. «Поэт из Ганы» — образ мягкого мечтателя-аф- риканца. «Лаборантка Маша» — фломастером подчеркнута острая характерность в облике девушки. Среди этих работ вы­ деляются офорты «Памяти по* • гибших» и «Говорит и показы­ вает Москва». Четкий автор­ ский замысел, верно найденные художественные образы, де­ тальная проработка всех ком­ понентов композиции дают важный результат. Зритель у этих работ останавливается, они заставляют думать, про­ буждая ответные чувства доб­ ра, понимания, сочувствия. Той же цели, пробуждению лучших человеческих чувств, служат и пейзажи. Они очень разные. Художник много и с любовью пишет, как родную среднерусскую природу, так и живописные места, встречаю­ щиеся в творческих команди­ ровках. Не все из них равно­ ценны. На мой взгляд, более удачны работы, отмеченные за­ душевностью, камерностью зву­ чания. Такова акварель «Ти­ шина» — болотистый пруд, окаймленный лесом, в сторонке дремлет камыш. Запоминается пейзаж «У черных екал»—вол­ на набежала на мрачную глы­ бу утеса и застыла на листе десятками серебристых брызг. Легка и воздушна акварель «Весна» — передано зыбкое непостоянство этого времени года. Освоен художником и городской пейзаж — «В гости». Выступая на открытии вы­ ставки, коллега И. В. Маляв- кина, скульптор Ю. Д. ГришКо «одчеркнул в его творчестве такие важные черты, как внут­ реннюю неуспокоенность, актив­ ное отношение к жизни, ко всему новому в ней. Да и сам жанр, в котором работает ху­ дожник, — графика — один и? самых чутких к современности и оперативных видов искусст­ ва. Поэтому вполне правомерно обращение И. В. Малявкина к индустриальной теме, в част­ ности, к Новолипецкому метал­ лургическому заводу, одному из главных предприятий обла­ сти. Что же представляют со­ бой офорты цикла «Цехи Ли­ пецкой Магнитки»? Да, конечно, это не репорта­ жи, не бесстрастная обрисовка увиденного. Д каждом от­ дельном сЛучае, в любом офор­ те заметно авторское отно­ шение к предмету своего рас­ сказа. Художник то любуется величием и размахом завода, его цехов, то восхищается им, как творением рук человече­ ских. Привлекает честное от­ ношение к теме. Ни в одной ра­ боте нет и намека на легковес­ ное украшательство. Автор не скрывает — трудно и напря­ женно работают в этих, цехах люди. Вот только жаль, что сам человек чаще остается за рамками графического листа. Это создает ощущение, что, взявшись за трудную, серьез­ ную тему, и успешно продви­ гаясь вперед в ее осуществле­ нии, автор в середине пути по­ чему-то остановился. Здесь по­ следнее слово им пока не ска­ зано.*, Что сказать о выставке в целом? Во всеоружии при­ шел к ней И. В. Малявкин, представ художником зрелым, мастером своего дела. Ясно обозначены его творческие при­ страстия, его трудолюбие, не­ утомимое подвижничество, рожденное неравнодушным от­ ношением к жизни, к своему современнику. У художника большие возможности, он ус­ пешно работает в разной тех­ нике. Есть и новые планы: сов­ ременное село — его дела, проблемы, люди. ААолйю ска­ зать, что в творчестве графика И. В. Малявкина намечается еще одна тема. Можно назвать ее новой, но, скорее всего, в новом направлении развивается главная тема в творчестве ху­ дожника — человек, наш сов­ ременник, мир, его окружаю­ щий, его созидательный труд на земле. Т. СПАССКАЯ. На снимке: на персональной выставке И. В. Малявкина. фото Ю. Клюева. К РЯДУ молодых пи­ сателей применимо по­ нятие: «Проблема вто­ рой книги», если угодно, драма второй книги. Если в первой книге выдается лучшее, на что способен дебютант, если в нее входят вещи, написанные на одном дыханий, то вторая — это иногда пробуксовка, «холостой ход». Она подчас страдает заданностью: надо писать, раз взялся, причем надо обязательно «расти», то есть переходить от малых про­ изведений к крупным. Этого, к счастью, нельзя ска­ зать о новой повести прозаика Александра , Владимирова «Обида», вышедшей в начале этого года в Центрально-Чер­ ноземном издательстве. 7Его вторая книга при почти неиз­ бежных для молодого автора каких-то творческих просчетах является заметным шагом вперед в становлении молодого писателя. В новом произведении, как и в сборнике «Чистые Ключи», изданном в прошлом году в Москве, чувствуется стремле­ ние автора к показу острых нравственно - психологических ситуаций, в которых герои про­ веряются добром и злом, испы­ тываются на человечность. Но­ вым для творчества А,_Влади­ мирова является то, что персо­ нажи произведения на глазах читателя переживают не одно десятилетие—от коллективиза­ ции сельского хозяйства до Ве­ ликой Отечественной войны, что„ могло бы стать и материалом для большого романа. Вместе с тем автор показывает собы­ тия преимущественно в мораль­ но-этическом плане, за которым просматривается и социально­ исторический конфликт. Нравственные проблемы оби­ ды, мести и наказания, худо­ жественно исследуемые А. Вла­ димировым, связаны с судьба­ ми кулака Маркела Колесова и его сына Алеши. Почувство­ вав угрозу раскулачивания, Маркел вовремя ушел нз род­ ного дома, от крепкого хозяй- ния и одиночество ожесточат его, воспитают в нем неприми­ римую ненависть к людям и новой жизни. Но Маркел про­ считался. Алеша, потеряв отца, внача­ ле очень страдает и мечтает во что бы то ни стало его найти, но постепенно отношение к не- 1111«111111111111111111111Н1<111Н1Н11»1><Н11111111111111111НИН111П*11 И СПЫТАНИЕ НА ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Книги липецких авторов ................. ства, годами накапливаемого добра. Вначале у него была мысль просто сжечь все это, чтобы никому ничего не доста­ лось, но потом он решил более тонкд отомстить своим одно­ сельчанам н новой власти в целом. Маркел задумал бро­ сить дом и оставить на произ­ вол судьбы единственного ма­ ленького сына (жена Колесова умерла). «Ты тут гляди, — мысленно обращается он к Алеше, — за­ поминай, как растаскивать нач­ нут, как тебя люди выгонят из родительского лома. С такой обиды и начнется в тебе, Алешка, мужик колесовской породы. Попробуй их ласку на своей спине. Потерпи, бог даст, может, потом за все соч­ темся...». “ Колесов умышленно идет на такую жестокость, он бросает сына, рассчитывая, что лише- му меняется. Воспитанный в иное время н иной обстановке, он начинает понимать, что отец его — враг всем тем доб­ рым людям, которые привети­ ли и согрели его, Алешку, своим участием. , Таких, как доктор Гуров, милиционер Иван Юшков, педагог детско­ го дома Варвара Ивановна. Именно в детском доме он и обретает свою настоящую се­ мью. Доброту людей, спасших Алешу, продолжает он затем в .собственных поступках. Выйдя из детдома, становится учени­ ком столяра на фабрике, за­ тем — хорошим мастером. И, наконец, возвращается в род- но^ село, где он «вроде бы ро­ дился заново, позабыв сон своего сиротства». Совсем по-другому сложи­ лась судьба Колесова-старшего. Таился он от людей и закона, связался с махровыми преступ­ никами, был арестован, осуж­ ден и всю жизнь душу его «грели» лишь злоба, ненависть да надежда на месть. Отец и сын случайно встре­ чаются в начале войны. Но не захотел Алеша разговаривать с отцом, не подал* ему руки.., Крах Маркела Колесова по­ казан очень убедительно. В непримиримом конфликте столкнулись жестокий индиви- ’ дуализм человека из прошлого и доброта нового человека. Обида Маркела, замешанная на яростной злобе и мститель­ ности, оказывается гибельной для него самого. Выросший В( условиях новой жизни, Алексей' обрекает отца на последнее наказание за бесчеловечность' —- на одиночество и бесприют­ ность. Произведение построено четко и компактно, материал у автора «не расползается», каж- дая подробность нанизывается на стержень основной нравст­ венной проблемы. Вместе с тем надо отметить, что крат­ кость повесЛи иногда оборачи­ вается и своей негативной сто­ роной: кое-где напряженное, плотное повествование пере­ растает в скороговорку, недо­ статочно мотивированы некото­ рые поступки героев. Есть яв­ ные удачи в создании характе­ ров — особенно убедителен Матвей Сорокин, — но в то же время образ Одного из главных героев, Алеши Колесова, не­ сколько схематизирован. Особенно настоятельно хоте­ лось бы пожелать автору избе­ гать избыточных логических построений, оЧерковости описа­ ний и характеристик, а больше доверять «натуре» и художест­ венной изобразительности. В. СЛАВЕЦХИД.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz