Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
6 апреля 1980 гм № 82 (15 679) Я ША ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ К авалеры ордена Ленина ДЕЛО, КОТОРОМУ ОТДАНА ЧИТА Я КНИГИ О ВОЖДЕ Сегодня исполняется 50 лет со дня учреждения постанов лением Президиума ЦИК СССР высшей награды нашей Родины — ордена Ленина. За минувшие полвека тысячи луч ших сыновей и дочерей Страны — те, кто честным, добросо вестном трудом умножает ее богатство, добивается выдаю щихся результатов в промышленности, строительстве, сель ском хозяйстве, науке и технике, культуре и искусстве, удо стоены этой высокой награды. Со дня образования Липецкой области кавалерами ордена Ленина стали более 600 наших земляков. Об одном из них мы рассказываем сегодня. Р АННИМ весенним ут ром спешил Борис Ни- ^ л колаевич к остановке служебного автобуса, Не успел войта в салон, раздалось друж ное: — По-здра-вля-ем! — С чем? г - удивился Борис Николаевич. -г- С орденом Ленина!.. Кто-то протянул газету. Гри горьев стал вчитываться в строки Указа... Среди других награжденных за строительст во второго кислородно-конвер торного цеха Новолипецкого металлургического завода Бо- 'Ч рис Николаевич нашел и свою фамилию... Вспомнились напряженные дни стройки. На площадке второго кислородно-конвертор ного цеха комсомольско-моло дежной бригаде" Григорьева поручили монтировать одну из установок непрерывной разлив ки стали. Монтаж агрегата начался значительно позже ос тальных, а едать его надо бы ло вместе с другими установ ками. И слесари Григорьева не только догнали, но и перегнали своих коллег, начавших рань ше монтировать соседние уста новки. Кстати, так было и на монтаже двух моталок второй очереди стана «2000», где бригада Григорьева буквально вырвала из прорыва два силь но отстававших от графика агрегата и сдала их также до срочно. Монтажную каску Григорьев впервые надел в послевоенном 1045 году. Для восстановления народного хозяйства, разру шенного войной, требовались крепкие молодые руки. Шест надцатилетний Борис закончил фабрично-заводское училище в городке Жданове и несколько лет восстанавливал металлур гические заводы Украины. Че рез три года ему уже доверили руководить бригадой. В начале пятидесятых годов Борис Гри горьев приехал в Липецк в командировку вместе с брига дой, участвовал в монтаже первой и второй доменных пе чей Новолипецкого завода. С ^/«зданием бригада справилась 'быстро. Перед отъездом на родину украинских парней по просили принять участие в реконструкции домен на метал лургическом заводе «Свобод ный сокол». Здесь и свела судьба Григорьева с его ны нешней женой Раисой Сергеев ной. Так Борис Николаевич навсегда остался в Липецке. Вместе они вырастили и воспи тали двух дочерей. Старшая, Люба, в прошлом году закон чила Липецкий политехниче ский институт, а Галя учится на последнем курсе. Лет пять назад попал Гри горьев в больницу. После вы здоровления руководители пер вого управления «Металлург- прокатмонтаж» решили поды скать ему работу полегче. И предложили стать диспетчером на монтажно-заготовительном участке: сиди у телефона да принимай заявки на трубные заготовки, Борис Николаевич вроде бы согласился, утром пришел в диспетчерскую. А через два часа его уже видели вместе с бригадой на площад ке, где монтировалось оборудо вание вагоноопрокидывате- ля восьмой коксовой батареи. — Так из меня и не полу чился диспетчер, — закончил свой рассказ бригадир. Кстати, не раз Григорьеву делались предложения перейти работать на производство. Ме ханическое оборудование, ко торое он монтировал, знает от лично. Да и забот бригадир ских не будет. Были также предложения и с НЛМЗ, заво да «Свободный сокол». Только всякий раз Борис Николаевич предложения эти отклоняет. Говорит, как можно изменить делу, которому отдал почти всю свою жизнь? —■В нашей работе постоян но что-то новое, — говорит Борис Николаевич. — Судите сами, за тридцать пять лет, что я занят на монтаже, еще ни разу не приходилось повто рять установку оборудования. Каждый раз узлы новые" А в последние годы они "стали очень сложными и точными. Требуются особая смекалка, творческий подход. Это по мне. За это, видимо, я и люблю свою профессию. За это ее любят и мои товарищи Ни колай Журавлев, Виктор Иван ников, с которыми я работаю уже много лет подряд. Вместе мы сейчас завершаем нала дочные рабош на пятиклете- вом стане цеха холодной про катки. Заметим, что и -монтаж сложнейшего 3200-тонного оборудования пятиклетевого стана бригада Григорьева завершила за пять месяцев. Как заметил инженер-наладчик «Металлургпрокатмон т а ж а» И. Л. Станишевский, другой бригаде понадобилось бы для этого времени вдвое больше. Через несколько дней пяти клетевой стан выдаст первую продукцию. И в этой ' победе большой вклад кавалера ордена Ленина бригадира Бо риса Николаевича Григорьева. А. ВЛАСОВ. Ч д НОГО ЛЕТ НАЗАД вы- /V\ пускник факультета гра фики Московского поли графического института Игорь Малявкин на суд экзаменато ров представил свою диплом ную р або ту— иллюстрации к повести С. Злобина «Салават Юлаев». Эти рисунки начинаю щего графика так же, как и по следующие иллюстрации произ ведений советских писателей, бережно сохраненные И. Ма- лявкиным, сейчас — экспонаты его персональной выставки. Скромно соседствуют они с офортами, линогравюрами, пей зажами, выполненными уверен ной рукой зрелого художника. Стремителен контур самоле та, выходящего на старт.. В удивительной нежности голу бой цвет «одел» его художник. Упругими, легкими линиями обрисовал массы воздуха, рас секаемого истребителем — в графический лист вошло дви жение, а у нас осталось чув ство восхищения красотой этой ; легкой машины, готовой чи стым ранним утром взмыть в ,У высоту, в облака, к солнцу. ■? Офорт «На старт» — первая работа И. Малявкина, получив шая право на участие в зо нальной выставке. Решена она в романтической тональности, что характерно и для других листов серии из жизни воинов, в основном моряков и летчи ков. Однако, замечаешь, чем боль ше внимания уделяет худож ник этой теме, чем больше ра ботает над ней, тем глубже и значительнее его произведения. Романтика и динамизм при сутствуют в них по-прежнему, но словно обретают иное свой ство, Там, «На старте», на пер вом плане была техника. В более поздних листах человек или на равных соседствует с машиной (словно говоря, что в небе успех зависит от них обо их) или совсем «вытесняет» ее, что также представляется пра вомерным. Художник, глубоко «вошедший» в тему, понял, что во время полета бывают мину ты, секунды, когда все реша ют только воля и мужество пилота. Полна внутреннего дра матизма линогравюра «Руко- Областн ое общество книго любов и центральная Липецкая горо дская библиотека прово дят в эти дни цикл ленинских чтений. На тему «В. Й. Ленин и мо лодежь» выступил перед стар шеклассниками средних школ лектор обкома ВЛКСМ В. А. Ноздреватых. Ребята познако мились с выставкой книг о жизни и деятельности В. И. Ленина. В плане ленинских чтений такие темы, как «Письма лип чан к Ильичу», «В. И. Ленин и культурная революция», «Об раз вождя в творчестве В. Маяковского» и другие. В Талицкой средней школе Елецкого района состоялось читательская конференция по поэме Андрея Вознесенско го «Лонжюмо», посвященной В. И. Ленину. Ее открыл ди ректор школы И, И. Александ ров. Учащиеся-восьАликлассни- ки читали отрывки из поэмы, говорили о величии образа В. И. Ленина. А. ПЕТРОВА. В РЕМЯ. Как оно бы стро летит! Будто вчера впервые вышел на Луга с косою... — На пятку косы нажи май! — поучал старший брат. Косьба — дело не хитрое, но требует сноровки, а уже через час Данила не отставал от брата. Подкошенная трава ложилась в ровные рядки. Ид ти с косой радостно. Ни с чем не сравнимый запах травы бод рит. Хочется петь во весь го лос. Когда началась коллективи зация, семья Кузнецовых од ной из первых вступила в ар тель. Даниле Стефановичу, сельскому активисту, пример ному работнику, доверили бри гаду. Видя прилежание брига дира, колхозники с уважением говорили о нем:' «Башковитый, не по годам серьезный». На всю жизнь запомнился день, когда его, красноармей ца, партийная организация полка приняла кандидатом в члены ВКП(б). — Как ты, Данила Кузнецов, мыслишь прожить свою жизнь? — спросил комиссар полка. — Вместе с партией. Делу Ленина отдам все силы, всю жизнь свою, — тихо ответил Данила Стефанович. То собрание проходило в 1930 году. Два года спустя Д. С- Кузнецов стал членом партии. Годы возмужания, зрелости Кузнецова совпали со време нем утверждения социалиста ческуй нови на селе. На пар тийную работу в деревню Тер- бунскнй райком партии по слал самых деятельных и прин ципиальных коммунистов. Данила Стефанович возглавил партийную организацию в се ле Вислая Поляна, затем ра ботал на машинно-трактор ной станции, в совхозе. И тогда почувствовал нехватку знаний. — К умной книжке, — вспо минает Кузнецов, — сам про таптывал путь. Днем — на ра боте, а ночью корпел над кни гами. Таким путем шли к зна ниям многие 'Мои сверстники. Время было огневое. Заклады вались первые домны, строи лись новые города, утвержда лась колхозная жизнь в дерев не. Дел у каждого коммуниста было невпроворот. Хорошо, дружно работали и многое успели сделать. Если бы не война... — вздыхает Данила Стефанович. — На фронт ушел в первые дни. В должно- —А вот ‘. почему,—рассказал Данила Стефанович. — Один из моих братьев с детства меч тал о садах. Но мечту свою не осуществил. Погиб на войне. Во мне тоже жила любовь к садоводству. К тому же, при ехав в Урицкое, увидел разру ху. Многие колхозники жили в землянках. Раньше наше село утопало в зелени, а после из гнания фашистов не осталось ни одного дерева. Все; уничто жили оккупанты. Задумал ук - ден привлекали запахи свеже сти, спеющих плодов, ягод. Вскоре на «бросовых» землях стали собирать обильный уро жай плодов, овощей. Их хвата ло и для колхоза, и для дет ских учреждений районного центра. Труд колхозного умельца получил общеизвест ное признание. К нему ездили за опытом. Саженпы из питом ника Данилы Стефановича .брали жители соседних дере вень. Это была счастливая по- Из блокнота журналиста « Д А Н И Л О В Ы П У С Т Ы Р И » ста политрука роты сражался с гитлеровцами на Украине, в донских степях, в Закарпатье. Данила Стефанович не раз выходил Из строя по случаю ранения, но снова н снова воз вращался в свою роту. Осенью 1942 года рота Кузнецова в исключительно трудных ус ловиях обеспечивала доставку припасов и продуктов пита ния сталинградцам. Неболь шой отрезок железнодорожного пути, который обслуживала рота, гитлеровцы остервенело бомбили и обстреливали из пу шек. Но улетали ' самолеты, бойцы тут же восстанавливали пути. Политрук был душой и со вестью роты. Не терялся в самой сложной обстановке. После войны Данила Кузне цов вернулся в родное село. Стал садоводом. — Почему именно садово дом? — как-то спросил я его. расить. вновь построенное се ло. Меня поддержали колхоз ники. Вот и стал я садоводом. В первое время у Кузнецова не было помощников. Все де лал сам, добывал саженцы, закладывал питомник, оберегал молодые деревца. Лишь после того, как увидели в Колхозе, что Данила всерьез, увлеченно занялся делом, в помощь ему выделили женщин и подрост ков. Вместе с ними распахивал пустыри, построил тепличку для выращивания рассады. Нужда в опощах была боль шая, и решил Данила Стефа нович рядом с садом выращи вать капусту, морковь, огурцы, помидоры. Место под овощ ные облюбовали в пойме речки. На пригорке, где больше солн ца, Посадили ягодные растениям малину, землянику, смородину. Зазеленели Даниловы пусты ри. В саду звенели, заливались на разные голоса птицы. Лю- ра в его жизни. В те годы я часто встре чался с Кузнецовым. Миновав тополиную аллею, поднимались На холм. Отсюда хорошо про сматривалась окраина села, обсаженная плодовыми де ревьями. Красивое место. Сады преобразили деревню. И уйдя на пенсию, Кузнецов продолжал трудиться. — Понимаешь, старею. Кому передать начатое дело? Есть в бригаде один паренек. По любилась ему земля. Агроно мом решил стать. Речь тогда шла об Анатолии Глотове. Позже, окончив Воро нежский сельскохозяйствен ный институт, Анатолий стал ученым агрономом. Вернулся в родное село, возглавил агро номическую службу в колхозе имени Мичурина. Неплохо работает А. А. Гло тов. Добрым словом вспомина ет своего первого наставника. А что же сады? Неужто забыл Глотов уроки Данилы Стефа новича? — Нет, не забыл, — говорит Анатолий Алексеевич. — В то время, когда я учился в инсти туте, приболел садовод. После него четырех бригадиров сме нили, а потом и вовсе бригада распалась. Без меня выкорче вывали сады на 30 гектарах, уничтожили ягодники. Не дает мне покоя мысль о дальних пустырях, которые заросли сорной травой, да и в овощах мы очень нуждаемся. В колхозе две столовые. А ни капусты, ни огурцов, ни .моркови в меню не увидишь... Недавно вместе с первым секретарем Тербунского рай кома партии И. С. Зиминым и председателем колхоза имени Мичурина! В. Я. Крыловым мы навестили Данилу Стефанови ча. Он все мечтал о родном селе — красивом, утопающем в зелени. — Урицкое, сказал он, — протянулось на многие кило метры. Строительство ведется с размахом» Вон какой жи вотноводческий комплекс от грохали! И жилые дома про сторные, светлые. Но посмот рите. Возле дома 1 ни одного деревца, пусто. Неуютно жить в таких домах. Потом зашел разговор о речке Олымчик. у —- Есть у меня большая просьба к райкому партии: помогите построить плотину на речке. Воды для орошения полей и хозяйственных надоб ностей потребуется много, : Олымчик обмелел. Мелиорато ры однажды перекрыли речку но вешняя вода размыла пло тину. И не стало плесов, сказал Кузнецов. Даниле Кузнецову за 70. Но он сохранил любовь к родному краю, беспокойство о его завтрашнем дне. Это про таких людей говорят в народе: покой им только снится. С. БЕЗЛЕПКИН. водитель полетов», построенная на контрасте черного и бело го тонов, своеобразно решен ная композиционно. По силе эмоционального воздействия ей равен офорт «Цель вижу — атакую». Сравнивая эти рабо ты с офортом «На старте», не можешь не видеть дистанцию, их отделяющую. Дистанцию, В мире интересного ВЕРТОЛЕТ СЛЕСАРЯ КУТСАРА Необычный вертолет замер в воздухе над одним из двори ков маленького эстонского городка Пылтсамаа, а затем плавно приземлился прямо у дверей сарая. Пилот без особого труда закатил машину в «ангар». Это вернулся из очередного полета на винтокрылой машине собственной конструкции слесарь ме стного молокомбината Л. Кутсар. Вместе с местными жителями умельца, спустившегося с не ба, встретила корреспондент ТАСС Т. Мальцева: На ее воп рос «Как вам удалось одному построить такое чудо?» Леонид ответил: —Главное—это иметь мечту, а затем уже — приложить труд и старание. С детства увлекался моделями. Все свобод ное время проводил в авиамодельном кружке, там же начал работать над чертежами своей первой летающей машины. Много месяцев ушло на то, чтобы оборудовать мастерскую, оснастить ее самодельными устройствами для обработки де рева и металла. И зимой, и летом двери мастерской открыты для любопыт ных. Для мальчишек нет интересней занятия, чем следить, как работает мастер, Наперебой бросаются они выполнять любое его поручение. Сейчас Л. Кутсар готовит к испытанию свой новый вертолет. ВЫМПЕЛ - ШКОЛЬНОМ У КИНОТЕАТРУ В двадцати двух школах Ли пецка действуют школьные ки" нотеатры. Недавно городским отделом народного образо вания и кинодирекцией подве дены итоги их работы в этом учебном году. Лучшим при знан кинотеатр средней шко лы № 5, шефом которого яв ляется кинотеатр «Заря». Под руководством учителя М. М« Пикалина и старшей пионер вожатой Н. Ф. Павловец ребя та систематически организуют тематические просмотры дет ских художественных филь мов, проводят зрительские конференции, занятия клуба правовых знаний «Подросток», киновечера по профориента ции. Лучшему детскому кинотеат ру вручен переходящий крас ный вымпел гороно и киноди- рекции. 7 АПРЕЛЯ — ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ГЛ АВНОЕ БОГАТ СТВО Более тридцати лет назад вступил в силу устав Всемир ной организации здравоохране ния (ВОЗ), которая была соз дана как специализированное учреждение ООН для того, чтобы всемерно способство вать достижению всеми наро дами максимального уровня здоровья. Именно в этот день, 7 апреля, сказал в беседе с кор респондентом ТАСС замести тель министра здравоохранения СССР, член Исполнительного комитета ВОЗ Д. Д. Венедик тов, мы отмечаем Всемирный день здоровья. В Уставе ВОЗ записано* что здоровье является одним из неотъемлемых прав каждого человека, независимо от его возраста, пола, религии, иму щественного или социального состояния, ■> В нашей стране право ‘чело века на здоровье гарантирова но Конституцией. Однако каж дый гражданин обязан и сам бережно относиться к своему здоровью и здоровью других людей. В этой связи мне пред ставляется знаменательным де-. виз нынешнего Всемирного дня здоровья — «Курение или здо ровье — выбирайте сами!». Папироса не только не укра шает человека. Она наносит вред здоровью его самого, со- мочувстрию окружающих. На- вскрывает все новые фак ты, свидетельствующие о не посредственной связи курения, со многими заболеваниями, в том числе развитием злока чественных опухолей. В нашей стране борьбу с этим распространенным злом возглавляет Министерство здравоохранения СССР. Одним из направлений этой борьбы является пропаганда среди на селения научных знаний о вре де курёйия. Прекращено рекламирование табака и табачных изделий по телевидению, радио и в печати. Запрещено курение во многих общественных местах, на тран спорте. Некоторые местные Со веты народных депутатов и от дельные орган #.ации привле кают широкие круги общест венности для похода против курения. Примеру города-ку рорта Сочи, объявившему за прет на курение,- следуют в других городах страны. В ЧЕТКОМ ЖАНРЕ ГРАФИКИ Выставки которую автор прошел нелегко и небыстро, но, судя по всему, успешно. На выставке немало портре тов. «Мичман Назаров» — ха рактер сосредоточенный, сдер жанный. «Поэт из Ганы» — образ мягкого мечтателя-аф- риканца. «Лаборантка Маша» — фломастером подчеркнута острая характерность в облике девушки. Среди этих работ вы деляются офорты «Памяти по* • гибших» и «Говорит и показы вает Москва». Четкий автор ский замысел, верно найденные художественные образы, де тальная проработка всех ком понентов композиции дают важный результат. Зритель у этих работ останавливается, они заставляют думать, про буждая ответные чувства доб ра, понимания, сочувствия. Той же цели, пробуждению лучших человеческих чувств, служат и пейзажи. Они очень разные. Художник много и с любовью пишет, как родную среднерусскую природу, так и живописные места, встречаю щиеся в творческих команди ровках. Не все из них равно ценны. На мой взгляд, более удачны работы, отмеченные за душевностью, камерностью зву чания. Такова акварель «Ти шина» — болотистый пруд, окаймленный лесом, в сторонке дремлет камыш. Запоминается пейзаж «У черных екал»—вол на набежала на мрачную глы бу утеса и застыла на листе десятками серебристых брызг. Легка и воздушна акварель «Весна» — передано зыбкое непостоянство этого времени года. Освоен художником и городской пейзаж — «В гости». Выступая на открытии вы ставки, коллега И. В. Маляв- кина, скульптор Ю. Д. ГришКо «одчеркнул в его творчестве такие важные черты, как внут реннюю неуспокоенность, актив ное отношение к жизни, ко всему новому в ней. Да и сам жанр, в котором работает ху дожник, — графика — один и? самых чутких к современности и оперативных видов искусст ва. Поэтому вполне правомерно обращение И. В. Малявкина к индустриальной теме, в част ности, к Новолипецкому метал лургическому заводу, одному из главных предприятий обла сти. Что же представляют со бой офорты цикла «Цехи Ли пецкой Магнитки»? Да, конечно, это не репорта жи, не бесстрастная обрисовка увиденного. Д каждом от дельном сЛучае, в любом офор те заметно авторское отно шение к предмету своего рас сказа. Художник то любуется величием и размахом завода, его цехов, то восхищается им, как творением рук человече ских. Привлекает честное от ношение к теме. Ни в одной ра боте нет и намека на легковес ное украшательство. Автор не скрывает — трудно и напря женно работают в этих, цехах люди. Вот только жаль, что сам человек чаще остается за рамками графического листа. Это создает ощущение, что, взявшись за трудную, серьез ную тему, и успешно продви гаясь вперед в ее осуществле нии, автор в середине пути по чему-то остановился. Здесь по следнее слово им пока не ска зано.*, Что сказать о выставке в целом? Во всеоружии при шел к ней И. В. Малявкин, представ художником зрелым, мастером своего дела. Ясно обозначены его творческие при страстия, его трудолюбие, не утомимое подвижничество, рожденное неравнодушным от ношением к жизни, к своему современнику. У художника большие возможности, он ус пешно работает в разной тех нике. Есть и новые планы: сов ременное село — его дела, проблемы, люди. ААолйю ска зать, что в творчестве графика И. В. Малявкина намечается еще одна тема. Можно назвать ее новой, но, скорее всего, в новом направлении развивается главная тема в творчестве ху дожника — человек, наш сов ременник, мир, его окружаю щий, его созидательный труд на земле. Т. СПАССКАЯ. На снимке: на персональной выставке И. В. Малявкина. фото Ю. Клюева. К РЯДУ молодых пи сателей применимо по нятие: «Проблема вто рой книги», если угодно, драма второй книги. Если в первой книге выдается лучшее, на что способен дебютант, если в нее входят вещи, написанные на одном дыханий, то вторая — это иногда пробуксовка, «холостой ход». Она подчас страдает заданностью: надо писать, раз взялся, причем надо обязательно «расти», то есть переходить от малых про изведений к крупным. Этого, к счастью, нельзя ска зать о новой повести прозаика Александра , Владимирова «Обида», вышедшей в начале этого года в Центрально-Чер ноземном издательстве. 7Его вторая книга при почти неиз бежных для молодого автора каких-то творческих просчетах является заметным шагом вперед в становлении молодого писателя. В новом произведении, как и в сборнике «Чистые Ключи», изданном в прошлом году в Москве, чувствуется стремле ние автора к показу острых нравственно - психологических ситуаций, в которых герои про веряются добром и злом, испы тываются на человечность. Но вым для творчества А,_Влади мирова является то, что персо нажи произведения на глазах читателя переживают не одно десятилетие—от коллективиза ции сельского хозяйства до Ве ликой Отечественной войны, что„ могло бы стать и материалом для большого романа. Вместе с тем автор показывает собы тия преимущественно в мораль но-этическом плане, за которым просматривается и социально исторический конфликт. Нравственные проблемы оби ды, мести и наказания, худо жественно исследуемые А. Вла димировым, связаны с судьба ми кулака Маркела Колесова и его сына Алеши. Почувство вав угрозу раскулачивания, Маркел вовремя ушел нз род ного дома, от крепкого хозяй- ния и одиночество ожесточат его, воспитают в нем неприми римую ненависть к людям и новой жизни. Но Маркел про считался. Алеша, потеряв отца, внача ле очень страдает и мечтает во что бы то ни стало его найти, но постепенно отношение к не- 1111«111111111111111111111Н1<111Н1Н11»1><Н11111111111111111НИН111П*11 И СПЫТАНИЕ НА ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Книги липецких авторов ................. ства, годами накапливаемого добра. Вначале у него была мысль просто сжечь все это, чтобы никому ничего не доста лось, но потом он решил более тонкд отомстить своим одно сельчанам н новой власти в целом. Маркел задумал бро сить дом и оставить на произ вол судьбы единственного ма ленького сына (жена Колесова умерла). «Ты тут гляди, — мысленно обращается он к Алеше, — за поминай, как растаскивать нач нут, как тебя люди выгонят из родительского лома. С такой обиды и начнется в тебе, Алешка, мужик колесовской породы. Попробуй их ласку на своей спине. Потерпи, бог даст, может, потом за все соч темся...». “ Колесов умышленно идет на такую жестокость, он бросает сына, рассчитывая, что лише- му меняется. Воспитанный в иное время н иной обстановке, он начинает понимать, что отец его — враг всем тем доб рым людям, которые привети ли и согрели его, Алешку, своим участием. , Таких, как доктор Гуров, милиционер Иван Юшков, педагог детско го дома Варвара Ивановна. Именно в детском доме он и обретает свою настоящую се мью. Доброту людей, спасших Алешу, продолжает он затем в .собственных поступках. Выйдя из детдома, становится учени ком столяра на фабрике, за тем — хорошим мастером. И, наконец, возвращается в род- но^ село, где он «вроде бы ро дился заново, позабыв сон своего сиротства». Совсем по-другому сложи лась судьба Колесова-старшего. Таился он от людей и закона, связался с махровыми преступ никами, был арестован, осуж ден и всю жизнь душу его «грели» лишь злоба, ненависть да надежда на месть. Отец и сын случайно встре чаются в начале войны. Но не захотел Алеша разговаривать с отцом, не подал* ему руки.., Крах Маркела Колесова по казан очень убедительно. В непримиримом конфликте столкнулись жестокий индиви- ’ дуализм человека из прошлого и доброта нового человека. Обида Маркела, замешанная на яростной злобе и мститель ности, оказывается гибельной для него самого. Выросший В( условиях новой жизни, Алексей' обрекает отца на последнее наказание за бесчеловечность' —- на одиночество и бесприют ность. Произведение построено четко и компактно, материал у автора «не расползается», каж- дая подробность нанизывается на стержень основной нравст венной проблемы. Вместе с тем надо отметить, что крат кость повесЛи иногда оборачи вается и своей негативной сто роной: кое-где напряженное, плотное повествование пере растает в скороговорку, недо статочно мотивированы некото рые поступки героев. Есть яв ные удачи в создании характе ров — особенно убедителен Матвей Сорокин, — но в то же время образ Одного из главных героев, Алеши Колесова, не сколько схематизирован. Особенно настоятельно хоте лось бы пожелать автору избе гать избыточных логических построений, оЧерковости описа ний и характеристик, а больше доверять «натуре» и художест венной изобразительности. В. СЛАВЕЦХИД.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz