Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

30 м арта Т980 г., № 7б'Т15'673Т Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ --- -==^—===^= п| Х & сяреанм 4 г в ы п у с к гЧ , ВЕ ПЕСНИ Они во всем разные. Перва я —п ес н я-м арш. В т ора я —пес ня- гимн. Речь иде т о песн ях «См е­ ло, т оварищи, в ногу!» и «Мо­ лода я гв арди я». Мы, липчане, с т авим их р ядом, т ак как в их создании учас тв овали наши земл як и. А вт ором песни «Смело, т ова­ рищи, в ногу!» яв л я етс я Л е о­ нид Пе тр озич Радин — заме­ ча т ель ный русский революцио­ нер-марксис т, проле т арский поэ т, с ора т ник В. И. Ленина, ученый-химик. Уроженец Раненбурга (т е­ перь г. Чаплыгин) Л. П. Радин успешно окончил ес те ственный факультет Петербургского уни­ верситета со степенью кандида­ та естественных наук. Перед ним открывалась заманчивая научная карьера. Но он пред­ почел ей тернистый путь рево- люционера-профессионала. С осени 1892 года Радин живет в Москве. Для размножения революционных листовок . и брошюр он сконструировал в 1894 году мимеограф—аппарат для оттисков. Радин активно участвует в деятельности московского «Рабочего союза», организует подпольную типографию. В 1895 году под псевдонимом «Яков Пасынков» он публикует книгу «Простое слово о мудрой науке (начатки химии)». В ноябре 1896 года, в связи с провалом «Рабочего союза», Радин был арестован и заклю­ чен в одиночную камеру Та­ ганской тюрьмы. Там в 1897 году он и создает свою знаме­ нитую песню «Смело, товари­ щи, в ногу!», которой суждено было стать боевым маршем русского рабочего класса. Один из революционеров, вспоминая о первом появлении Радина среди ссыльных Вят­ ской губернии, пишет: «...не­ знакомый товарищ заинтересо­ вал нас. Обменявшись новостя­ ми из этапного быта и с воли, конечно, затянули... обычные в нашем быту революционные песни. Но каков был наш восторг, когда изнемогавший, казалось, от усталости, боль­ ной и разбитый Леонид Петро­ вич неожиданно соскочил с постели и с вдохновенным ли­ цом, с горящими глазами за­ пел звучным голосом неведо­ мый нам рабочий марш «Сме­ ло, товарищи, в ногу!». Скром­ ный, молчаливый, болезненный ыа вид ученый на наших гла­ зах преобразился в пламенного певца рабочего восстания про­ тив гнета царей и капитала. Этот рабочий гимн мы услыша­ ли тогда впервые, но никогда больше я не слышал такого вдохновенного исполнения. Столько чувства, огня и силы мог вложить в него только сам певец — автор этого марша». Песню «Смело, товарищи, в ногу!» очень любил В. И. Ле­ нин. Услышал ее Владимир Ильич в 1898 году, находясь в сибирской ссылке. П. Н. Лепе- шинский, соратник В. И. Лени, на, рассказывает: «Помню, как в 1898 году мы, первые ссыль­ ные социал-демократы... с шум­ ным восторгом подхватили привезенный в ссылку... новый мотив получившей быстрое распространение среди питер­ ских рабочих песенки «Смело, товарищи, в ногу!»... ...Тюрьма и ссылки надломи, ли силы Леонида Петровича Радина, и обострившийся ту­ беркулез весной 1900 года свел его в могилу. Скончался он в Ялте на руках А. П. Чехова. ...Песня «Молодая гвардия» написана известным советским поэтом Александром Безымен­ ским. Об этом знают все. Но, наверное, многим неизвестно, что эта первая комсомольская песня была создана по ини­ циативе и при активном уча­ стии нашего замечательного земляка Петра Ивановича Смо­ родина, уроженца села Борин- ское. Петр Иванович был одним из организаторов комсомола, активным участником Октябрь­ ского вооруженного восстания в Петрограде и гражданской войны. П. И. Смородин был генеральным секретарем ЦК РКСМ. В 1928 году ЦК партии направил его на партийную работу в Ленинград. Друг и соратник С. М. Кирова, он стал любимцем ленинградских рабочих. Многие черты П. И. Смородина воплощены народ, ным артистом СССР Борисом Чирковым в образе Максима. Его имерем названы улица на Выборгской стороне Ленингра­ да н пионерские дружины во многих школах города на Неве. С теплым юмором вспоми­ нает Александр Безыменский о роли Смородина в создании песни «Молодая гвардия». Весной 1922 года комсомоль­ ский поэт Александр Безымен­ ский получил приглашение «немедленно явиться» на засе­ дание бюро Центрального Ко­ митета комсомола. «Я через две минуты уже входил в кабинет секретаря ЦК РКСМ, — вспоминает поэт, — ибо жил в том же доме, на два этажа выше... Меня жестом пригласили сесть. Я довольно робко приземлился, не кладя руки на колени, ибо поджи­ дал какого-то розыгрыша. Чле­ ны бюро приблизились ко мне и, как по команде, занесли на­ до мной правые руки со сжаты­ ми кулаками. Так и есть! Ро­ зыгрыш! Нельзя подать виду, что ты поверил в это. Будь что будет1 Голос «докладчика», секрета­ ря Центрального Комитета Петра Смородина прозвучал сухо: — На повестке дня бюро Центрального Комитета Рос­ сийского Коммунистического Союза Молодежи один вопрос: о написании комсомольской песни, комсомольского гимна. Член РКСМ Саша Безымен­ ский! Тебе поручается в тече­ ние трех недель такую песню создать. В случае малейших колебаний с твоей стороны, все карающие десницы, подня­ тые сейчас над тобой, опустят­ ся по назначению и раздробят твою голову '1вместе с выше­ означенными колебаниями. Все». Безыменский попросил одоб­ рить припев Чесни; «Мы — мо­ лодая гвардия рабочих и крестьян». Просьбу удовлетворили. Ма­ ло того, Смородин вызвал сте­ нографистку и продиктовал решение бюро об утверждении припева. Песня была написана сразу же после заседания бюро. В три часа ночи Безыменский по телефону сообщил об этом Смородину. Не откладывая ни минуты, тот созвал членов бю­ ро ЦК. Комсомольский гимн пришелся им по душе. Через полчаса все они дружно пели его вместе с поэтом. Выделяясь из хора, летел в предутреннюю тишь московских улиц звонкий голос Петра Смородина: Мы поднимаем знамя — Товарищи, сюда! ' Идите строить с нами Республику труда! Чтоб труд владыкой мира стал И всех в одну семью спаял, В бой, молодая гвардия Рабочих и крестьян!.. Буквально за месяц песня «Молодая гвардия» облетела всю страну. Были годы, когда ее даже печатали на страницах комсомольских билетов. Ни одно собрание, ни одна празд­ ничная встреча юношей и де­ вушек не обходились без «Мо­ лодой гвардии». И совсем не случайно краснодонские под­ польщики во главе с Олегом Кошевым назвали себя «моло­ догвардейцами». Когда мы слышим замеча­ тельные песни «Смело, товари­ щи, в ногу!» и «Молодая гвар­ дия», перед нами встают обра­ зы людей, причастных к их созданию, — славных наших земляков-липчан Леонида Пет­ ровича Радина и Петра Ивано­ вича Смородина. К. ОГРЫЗКОВ. СНОВА В ДАЛЬНИЙ РЕЙС Танкер «Липецк» Новорос­ сийского ордена Октябрьской Революции морского пароход­ ства, над которым шефствует коллектив Липецкого трак­ торного завода, после рейса в Буэнос-Айрес прибыл в порт Ильичевск. Это стало известно из пись­ ма В. Еременко, первого по­ мощника капитана танкера, носящего имя нашего города. Он, в частности, пишет: «Сей­ час предполагается рейс в Ин­ дию, затем, возможно, пойдем во Вьетнам, Европу и лишь потом на родину. Ориентиро­ вочно уходим на 3—4 месяца, хотя этот срок может про­ длиться. От имени всех членов эки­ пажа танкера передаю привет и самые добрые пожелания руководству, партийному ко­ митету, завкому профсоюза, ко­ митету ВЛКСМ и всем трудя­ щимся завода». Программа грузоперевозок четвертого года пятилетки экипажем танкера, как сооб­ щает бассейновая газета «Чер­ номорец», завершена успешно. Сверх плана перевезено свыше 900 тонн груза, сэкономлено 125 тонн топлива и 519 кило­ граммов масел, выполнено ре­ монтных работ на 15 тысяч рублей. Ю. КОЧКИН. В МИР Е В Е С Е ЛЫХ С К А З О К И праздничной, и напряжен­ ной была прошедшая неделя для коллектива областного театра кукол. Еще бы: ведь у ребят — каникулы! В фойе раз­ местилась яркая выставка дет­ ских рисунков — непосредст­ венных впечатлений по про­ смотренным новым спектаклям. За время каникул коллектив театра дал 16 спектаклей, ко­ торые посмотрели около четы­ рех тысяч учащихся. Не забыли актеры и сель­ ских ребят. Выездные спектак­ ли по пьесе Е. Чеповецкого «Веселый мышонок» состоя­ лись в домах культуры посел­ ков Дачный и Казинка. Л. ИВАНОВА. У ВИКТОРА Полозкова рабочий день начи­ нается рано. В седь­ мом часу утра он уже на ногах: надо прогреть милицей­ ский «Уазик», приготовиться в дорогу. Инспектору уголовного розыска кабинет «противопока­ зан», ему надо быть постоянно среди людей. Человек он веселый, не уны­ вающий, хотя приходится ему иметь дело с далеко не веселы­ ми людьми. Любят его за принципиальность, мужество, отзывчивость. Не случайно, ког­ да Виктор еще был шофером в родном совхозе «Ключ жизни», его избрали депутатом сель­ ского Совета, членом райкома комсомола. И потому, когда он перешел на работу в милицию Елецкого района, стал лучшим оперативным работником, со своим совхозом по-прежнему связи не прерывает. Всего пятый год служит в милиции Виктор, а стал насто­ ящим мастером своего дела, пользуется заслуженным авто­ ритетом не только в Елецком райотделе, но и среди работ­ ников органов внутренних дел области. Его фотография неиз­ менно вывешивается на Доску- почета областного управления,- Недавно лейтенант Полозков умело задержал и обезвредил; вооруженного преступника, проявив при этом недюжинную смелость и смекалку, за что на­ чальник областного управления внутренних дел В. Г. Коршунов наградил его денежной преми­ ей. Надо сказать, что премий и благодарностей он заслужил ■ "II НИМИ 1ИР И11ИИ— ШИШИ1IIIIII П ОРТРЕТОВ Лени­ на не видно, по- " хожих не было и нет, века уж дорисуют, видно, недорисованный портрет...». Не мог угадать автор этих хрестоматийных ныне строк пролетарский поэт Николай Полетаев, как неожиданно от­ зовутся они спустя почти шесть десятилетий в раздумьях писателя совсем иной эпохи. Вот о чем говорит в прологе к новой своей широко идущей в советских и зарубежных театрах пьесе «Революционный этюд (Синие кони на красной траве)» драматург Михаил Шатров; «Мы не берем на се­ бя смелость создавать иллю­ зию портретного сходства, мы попытаемся материализовать слова Надежды Константинов­ ны Крупской: «Образ Ленина — это мысль Ленина». По-мо­ ему, непривычное решение, предложенное Шатровым, не­ трудно понять. Ведь даже са­ мые великие из мастеров экранного или сценического «цеха» не могли исчерпать неисчерпаемого — духовных, интеллектуальных, нравствен­ ных глубин ленинской личности и полностью совпасть с нею в сердце зрителя. «Похожих не было и нет...». Вот и решился драматург, взяв в союзники режиссеров н актеров, отказаться от невы­ полнимого. Принять за основу такой примерно договор со зрителем: мы не беремся вос­ создавать этот образ во всем его объеме. Мы, твои совре­ менники, попробуем с твоею помощью лишь представить, эскизно наметить, каким он мог быть, Владимир Ильич. Какими были окружавшие его люди. Каким видится* нам его время из нынешнего дня... На липецкой сцене актер, исполняющий роль Ленина, — А. Магдалинин. Он выходит без портретного грима и начи­ нает говорить о своем герое в третьем лице. О том, как нача­ лось для Ленина это утро — обычное утро председателя Совнаркома. И вот актер в первый раз садится за стол Ленина. Осто­ рожно, пожалуй, даже неуве­ ренно касается его рукой. Это пока еще человек последней четверти двадцатого века, Х у до ж ни к и - л ен и нс к ом у ю би л ею В выставочном зале открыта очередная областная выставка липецких художников, кото­ рая как бы итожит их пятилет­ ний — после выставок зональ­ ной — «Край черноземный» и республиканской — «Советская Россня-5», проходивших в 1974 году, -г- поиск и посвяща­ ется 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Разумеется, представлены не только новые работы, но и те, с которыми зритель знаком по предыдущим экспозициям. Ведь за минувшее время наши художники участвовали и в ше­ стнадцати республиканских и всесоюзных выставках. Большое полотно Е. Сальни­ кова, групповой «Портрет руко­ водителей комсомольского шта­ ба стройки домны № б» при­ влекает внимание не только остротой тематики и сложно­ стью жанра, но и ярким обоб­ щенным плакатным языком. Целый ряд живописных про­ изведений представил А. Со- рочкнн. Бесспорно заслуживают са­ мого пристального внимания произведения такого мастера живописи, как заслуженный художник РСФСР В. С. Соро­ кин. В его незатейливых по сюжетным мотивам пейзажах, очень мягких и лирических по настроению, чувствуется тон­ кая душа художника. Ярок фейерверк красок в натюрмортах В. С. Сорокина. Жизнеутверждающий темпе­ рамент художника раскрывает­ ся в смелом сочетании цветов от мягких изумрудно-зеленых до ярких звенящих, как россы­ пи драгоценных камней, золо­ тистых, сапфировых и рубино­ вых оттенков. Новую работу «1919 год. Казнь комиссара Вермишева» показал на выставке живописец В. Лузанов. Это первое произ­ ведение из цикла, названного «Баллада об отцах». Большое полотно В. Дворян- чнкова «Доменщики» решено в мажорном ключе с четким рит­ мическим построением. Худож­ ник создает ощущение напря­ женного, сосредоточенного рит­ ма труда. Много разных произведений представил скульптор Ю. Гриш- ко: тут и выразительная кОх\спо- зиция «Пастухи совхоза «Крас­ ный колос», «Поэт Кольцов». Всего на выставке экспониру- ‘ ется одиннадцать новых произ­ ведений скульптора. Среди них большой интерес зрителей вы­ зывает групповая композиция «Доменщики», монументальная по размерам и выполненная в обобщенной форме. Вдохновен­ ная поэзия труда ощущается в | портретах рабоЧих-домешци- ков А. Вальвы и В. Малинов­ ского. Немало интересных работ показали молодые скульпторы Е. Вольфсон, И. Мазур, В. Пи- кулев, А. Вагнер, В. Загорский, В. Сапрыкин. Успешно поработали и гра­ фики. Красиво найдена гармо­ ния цветов в натюрмортах А. Жданова. (Утеплым задум­ чивым настроением создан лист «Первый автобус». Не­ сколько пейзажей М. Виногра­ дова «Осень». «Петровский спуск», «Петровский спуск с памятником Петру I», «Ниж­ ний парк — место встречи уча­ стников съезда «Земля и Во­ ля» и другие отличаются свой­ ственной этому художнику мягкой гаммой оттенков. .. Удачно представлены на вы­ ставке и художники фабрики «Липецкие узоры» М. Синева, М. Пачуева, В. Петрищева. Особенно хотелось бы отметить новую работу М. Пачуевой — набор «Праздничный». Роспись выполнена по чистому фону дерева без характерной для хохломы «позолоты». Узор, на­ поминающий вышивку гладью, красиво и выразительно читает­ ся на светлом поле, простота формы предметов не мешает ему. Недавно в городе Брянске проходило заседание зонально­ го художественного выставоч­ ного комитета. Туда были от­ правлены лучшие работы ли­ пецких художников, создан­ ные за пять лет. Большинство из них приняты на зональную выставку, которая откроется в середине апреля, к празднова­ нию 110-й годовщины со дня рождения В. II. Ленина. - Н. ПРЯМКОВА, искусствовед. ПОЛОЗКОВ РАЗБЕРЕТСЯ ... — Будни милиции 1 ..... :.... немало, но самая дорогая для него благодарность—слова про­ стых людей, жизнь и *груд ко­ торых он охраняет. А в селах района люди, попавшие в беду, всегда просят: — Полозкова пришлите: По­ лозков быстро разберется. В марте прошлого года из магазина села Казаки неизве­ стные украли несколько ящикоз водки. Пока следователь ос­ матривал взломанные запоры и дверь, Виктор Семенович уже знал, в каком доме большого села шел горой пир и дым сто­ ял коромыслом, и по его пред­ ложению работники милиции заглянули к некой Зинаиде Дятловой, где и задержали с поличным всю преступную группу, в числе которой были неоднократно судимый В. Доб- риц и И. Гдршин. В,другой раз четверо пре­ ступников ограбили сторожа местной школы. Один из них ударил старика по голове, за­ тем преступники очистили его карманы. Потерпевший утверж­ дал, кто ограбившие его моло­ дые люди живут не в селе Ка­ заки, так как он их не знает. Однако кое-какие приметы наз­ вал. И снова В. С. Полозков тянет тонкую ниточку следст­ вия, тщательно определяет на­ правление поиска. Он зашел в местный ресторан «Отдых» и поинтересовался, не обслужи­ вали ли в этот день в рестора­ не группу подгулявших ребят. — Да, обслуживали, — под­ твердили официантки. •— Один из них Клёвцов Петр, Житель деревни Дерновка: ' " . Ранее дважды судимого за ограбления Клевцова. и его брата Владимира, тоже суди­ мого за хулиганство, Полозков хорошо знал и вскоре устано­ вил и других соучастников ог­ рабления — Юрия Морозова и Олега Бородина. В доме Клез- цовых при обыске обнаружи­ лись вещи сторожа. Оперативная осведомленность не приходит к работнику мили­ ции сама собой, она дается в результате неустанной кропот­ ливой работы, -тесных' контак­ тов с общественностью.' У "В. С. Полозкова на участке десят­ ки добровольных помощников, он поддерживает живую связь с активом опорного пункта в селе Казаки, со своими внеш­ татными сотрудниками Н. П. Семенихнным, Н. Ф. Корепано­ вым, В. А. Иляковым и рядом других, с сельскими дружин­ никами. За порядок в сеад* ском Доме культуры он не беспокоится: его надежно здесь обеспечивают дружинни­ ки крахмало-паточного заво­ да. Осенью от директора совхо­ за «Искра» В. И.' Семынина поступило сообщение: вечером угнан трактор «Беларусь», на котором увезли с фермы не­ сколько мешков фуража. Едва Полозков прибыл на место происшествия, ему тут же со­ общили, что днем около трак­ тора крутился Вячеслав Дят­ лов. А вскоре и трактор, и мешки были обнаружены ин­ спектором на пустыре в; бурья­ не. С поличным был задержан г и Дятлов, ранее отбывавший | наказание за кражи. '• ;- Виктор Семенович уделяет большое внимание предупре­ дительно-профилактической ра­ боте. В январе по его инициа­ тиве проведено несколько засе­ даний совета опорного пункта, бытовой комиссии, товарище­ ских судов. К некоторым пра­ вонарушителям и пьяницам, не поддающимся мерам общест­ венного воздействия, приняла меры, предусмотренные зако­ ном. Несколько семейных де-;* боширов были осуждены на- < родным судом по материалам, ' подготовленным Полозковым. Честные люди, труженики благодарны лейтенанту Полоз. кову за его нелегкий, но по­ четный труд. А. ВАСИЛЬЕВ, манор милиции. буннннш с мет ЙШСЯНДРЙ ЙМЙТРИЕВЙ ШШШШМир твоих увлечений Бунин и Елец. Неразрывно связано имя великого русско­ го писателя, лауреата Нобе­ левской премии Ивана Алексе­ евича Бунина с этим городом. ’ Здесь, неподалеку от Ельца, на хуторе Бутырки, прошли дет­ ские годы будущего писателя. С Десятилетнего возраста И. А. Бунин учится в Елецкбй мужской гимназии, а, оставив ее, он снова живет в Елецком уезде, но уже в деревне Озер­ ки. Ёще будучи гимназистом, И. А. Бунин начинает писать первые стихи. Здесь, в Ельце, начинается литературная био­ графия писателя. Описания го­ рода, окрестных сел и дере­ вень находим мы на страницах многих его произведений. Большую коллекцию мате­ риалов о знаменитом земляке собрал слесарь елецкого завода «Эльта» Александр Владимире- • вич Дмитриев. Его бунинскому собранию немногим ббЛее двух*’1 лет, но уже сейчас оно пред­ ставляет несомненный интерес для многих любителей твор­ чества крупнейшего русского писателя. На книжных полках — многочисленные издания произведений ,И. А. Бунина. Среди них — т$и собрания со­ чинений: шеститомник 1915 года, пятитомник 1956 го­ да и девятитомник 1965—67 го­ дов. Хорошим дополнением к этим собраниям являются два-- книги из серии «Литературное наследство». В них собраны не-щ» изданные рассказы, статьи ц ч стихотворения Бунина, а также ■ воспоминания о писателе, статьи о его творчестве. Ря­ дом с собраниями сочинений —* несколько десятков томов избранных произведений. Среди них — книги, изданные по ини­ циативе М. Горького в изда­ тельстве «Знание», а также два дореволюционных сборника русских поэтов, где помещены стихотворения И. А. Бунина, Широко представлена в кол­ лекции Литература о писателе и его творчестве: книги А. Ба- бореко, В. Афанасьева, О. Ми­ хайлова, А. Волкова, В. Гей- дёко, А. Долгополова, Ю. Гон­ чарова, некоторые из них с ав­ тографами. Кроме того, Алек­ сандр Владимирович собрал десятки фотографий писателя и людей, его окружавших. Коллекционер и книголюб большое внимание уделяет краеведческой литературе, ред­ ким книгам по истории Ельца и елецкого края, А. В. Дмит­ риев ведет большую переписку с коллегами по увлечению, а также с людьми, встречав­ шимися с И. А. Буниным. Сре. ди й’Их — племянник писателя Николай Иосифович Ласкар- жевский, переводчик произве­ дений И. А. Бунина на эстон­ ский язык Юрий Дмитриевич Шумаков и 'другие. Большую помощь в подборке материалов оказывают А. В. Дмитриеву местные книголюбы. Александр Владимирович —- председатель городского клуба любителей книги. Он ча­ сто знакомит членов клуба со своей коллекцией, рассказы- вает. о ее новых пополнениях, с выставками книг и материа- лов. .выступает на заводах,* в *. библиотеках и школах города. Мечдщ коллекционера — видеть , в -Ельце литературный 'музей писателей-земляков. Н. ГОНЧАРОВА, ответственный секретарь областного правления общества книголюбов. На снимке: А. В. Дмитриев. ВРЕМЯ, один из нас, благоговейно и трепетно попытавшийся уга­ дать, что чувствовал, что ду­ мал, Чем тревожился в дале­ ком двадцатом году тот, чей кабинет воспроизвел на сцене театральный художник... Чудо произойдет спустя не­ сколько минут. Мы вдруг узна­ ем, нет, пожалуй, ощутим в этом невысоком, незагримиро- ванном актере нечто очень до­ рогое, близкое, убеждающее. Ленинское. И вместе с тем бу­ дем по-прежнему осознавать: перед нами все-таки актер. Однако уже — и Ленин! Если хотите, это почти необъяснимо, но в этом — вся сила, все бессмертие театрального ис­ кусства. В иные мгновения, правда, трудно окончательно уйти из- под власти зрительской инер­ ции. Вот актер отошел в глубь сцены, оказался спиной к залу. Невысокая коренастая фигура. Много раз описанный слегка грассирующий голос. И кажет­ ся — сейчас вот повернется, приблизится к рампе и увидишь знакомое с детства по порт­ ретам лицо. Повернулся... Приблизился... Нет, лицо сов­ сем другое. И возникает — пусть на секунды, но возни­ кает! — ощущение, что чего-то недостает. Что-то потеряно. Ты очутился за границей условно­ сти, очерченной театром. Надо сделать усилие, чтобы вновь вступить в ее круг. Не смею настаивать на точ­ ности своего ощущения. Ленин­ ская роль в целом удалась. В ней есть искренняя увлечен­ ность, темперамент, которые не могут не передаться залу, не найти живого и благодарного отзвука у зрителей. Пожалуй, если определять эмоциональ­ ную доминанту образа, то можно взять слова Ильича прямо из спектакля; «...Глав­ ное в революции — быть моло­ дым!». Пьеса Михаила Шатрова необычно сложна для постанов­ ки. На главный и самый труд­ ный вопрос В, Пахомов отве- КОТОРОЕ ВСЕГДА С НАМИ Т Е А Т Р тил вместе с актером убеди­ тельно. Но были и другие трудные вопросы... «Опыт публицистической драмы...». Таково авторское определение жанра пьесы. Какое слово здесь всего важ­ нее? Рискну предположить: Михаил Шатров сделал бы ударение на все три. Да, дра­ ма, написанная в излюбленной им манере сценической хрони­ ки, исторического репортажа. Правда, драматизм ее, напря­ жение действия как бы ушли под почву с поверхности сю­ жета, в отличие, скажем, от «Шестого июля» или «Боль­ шевиков», где событийная острота обусловлена самим вы­ бором материала — день лево­ эсеровского мятежа, день, ког­ да совершено покушение на Ленина... В «Революционном этюде» — обычный, в общем- то, день. Уточним — обычно трудный, насыщенный забота­ ми, тревогами, встречами день вождя молодой Советской рес­ публики. Пьеса в значитель­ ной своей части построена как серия диалогов Ильича — с журналистом, крестьянином- ходоком, Кларой Цеткин, мо­ лодым сотрудником СНК, не­ коей работницей госаппарата Сапожниковой... Беседы эти ничем вроде бы друг с другом не связаны. Од­ нако их цементирует, придавая им подлинную энергию, драма­ тическое движение, мысль Ле­ нина о завтрашнем дне рево­ люции. О будущем страны, ко­ торое •зависит и от его собе­ седников. От тех, кого они вольно или невольно представ­ ляют, чьи настроения выра­ жают. Не случайно в первой же сцене Владимир Ильич скажет доктору Обуху (арт. Ю. Репин): мне нужно бы еще лет двадцать пять — до­ вести до конца начатое... Он, конечно, понимает (а мы зна- ем), что у него меньше, на­ много меньше, трагически ма­ ло времени. Эта заданная с первых страниц пьесы (и с первых минут спектакля) точ­ ка отсчета заставляет по-осо­ бому воспринимать диалоги, на которые не скупится дра­ матург. Вслушиваться: о чем спорит, в чем настойчиво убеждает своих собеседников Ленин, что хбчет передать им, кому предстоит продолжать.. Но «Революционный этюд» — не просто драма, а драма публицистическая. Публици­ стичность же неизменно под­ разумевает остроту, актуаль­ ность, если не злободневность проблематики. Что же придает эти качества рассказу о собы­ тиях шестидесятилетней дав­ ности? То, что все мы, по сло­ вам из пролога, «родом из ре­ волюции». То, что Ленин в тот день, как и во все другие дни своей жизни, думал о нас. И сказанное им тогда звучит для нас как сегодняш­ нее. Его мысли о коммунизме, о нравственности и культуре; о том, сколь опасен разрыв между словом и делом; сколь губительно бюрократическое равнодушие к человеку, ком- чванство, ложь людей, кото­ рым доверено представлять Советскую власть, решать ее именем; о том, что «никто в мире не сможет скомпромети­ ровать коммунистов, если они сами себя не скомпромети­ руют», никто «не сможет по­ мешать победе коммунистов, если сами коммунисты не по­ мешают ей». Это и напутствие. И предостережение. И надеж­ да: вы, идущие вслед, будете, — должны быть! — достойны нас, стоявших у истоков... И наконец, третье слово жан­ ровой формулы Шатрова: опыт, то есть проба, экспери­ мент. Как мне показалось, из трехчленной, шатровской фор­ мулы главный режиссер театра, постановщик спектакля В. Па­ хомов и актеры отчетливо выделили для себя слово «драма». Они в какой-то мере поверили в зрителя боль­ ше, чем драматург, предусмот­ ревший целую систему эмо­ ционального стимулирования зала. Поверили, что интерес может держаться, прежде все­ го, диалогом, внутренним дей­ ствием. Потому так скромен по сравнению с указаниями драматурга спектакль (худож­ ник А. Нестеров), потому нет в нем ни гитар, ни современных песен, да и хор, в сущности, отсутствует. На этом пути у театра, есте­ ственно, достаточно н обрете­ ний и потерь. Там, где у Лени­ на — А. Магдалинина есть со­ беседник с точно, а зачастую — резко, заостренно заявлен­ ными позицией и характером, от сцены не оторвешься. Я в первую очередь имею в виду эпизоды с корреспондентом РОСТа Долговым (арт. А. Ти­ хий), крестьянином из Сибири (в этой роли я видел заел, артистов РСФСР В. Бокова и М. Соболева, каждый из кото­ рых по-своему интересен), Са­ пожниковой (эту роль также исполняют две актрисы, причем справедливо будет выделить Г. Гончарову). Но вот идет чрезвычайно важная сцена с молодым сотрудником Совнар­ кома. Она сильно написана М. Шатровым. Ленин столк­ нулся с человеком, обрастаю­ щим чиновничьим жирком. Удобно устроившимся. Успев­ шим усвоить нехитрую чинов­ ничью премудрость: живи и другим жить давай. Это ему бросает Ленин слова, что ни­ кто не может скомпрометиро­ вать коммунистов, если они сами себя не скомпромети­ руют... Так — в пьесе. В спектакле же у Ленина про­ сто-напросто нет оппонента. Есть робкий, с гимназическим видом стоящий перед Влади­ миром Ильичем паренек, пра­ во же, не заслуживающий столь серьезного отношения. Прин­ ципиальный для спектакля (наряду с разговором Ленина и Сапожниковой) эпизод утратил накал, поскольку на одном из полюсов нет напряжения. Еще менее удался, к сожале­ нии), эпизод встречи Ленина в кругу семьи с, Кларой Цеткин, Неявный спор с решениями, запланированными пьесой, — дело трудное. Скажем, вклю­ чил драматург в нее своеоб­ разные «отчеты» о двух моло­ дежный диспутах — судя по всему, основа их —- реально существующие, дошедшие до нас документы. Наверное, в ряду других компонентов (хор, песни и т. д.) они были бы ор­ ганичны. Но в спектакле обл- драмтеатра их воспринимаешь как что-то чересчур громкое, бьющее на внешний эффект, трудно сочетаемое с главным — ленинскими сценами. И еще, по-моему, один до­ садный просчет: в спектакле читают потрясающие документ ты о мужестве людей той эпо­ хи. О героической гибели ком­ сомольцев. Но воздействие этих свидетельств как-то при­ глушено. Между тем они крайне важны, ибо призваны создать фон времени. Атмос­ феру его, трагическую и воз­ вышенную... Я говорю об этих просчетах подробно,* потому что они осо­ бенно бросились в глаза в сравнении с лучшими частями спектакля, с сильными цент­ ральными кусками его. «Века уж дорисуют, видно, недорисованный портрет...». Прошли не века, только деся­ тилетия. А в ленинском порт­ рете, созданном усилиями ма­ стеров разных искусств, приба­ вилось немало важных штри­ хов. Мы, и художники, и зри­ тели, сознавая, что полного успеха здесь все равно не до­ биться, упрямо «дорисовыва­ ем» его. Не можем «не дорисо­ вывать». Потому что, думая о Ленине, мы думаем о самих себе. Ведем с Ильичем нескончае­ мый диалог о жизни. О револю­ ции. О коммунизме. Ведь Ле­ нин и сегодня наш современ­ ник. Участник нашей борьбы, наших исканий... И. НЕВЕРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz