Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
30 м арта Т980 г., № 7б'Т15'673Т Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ --- -==^—===^= п| Х & сяреанм 4 г в ы п у с к гЧ , ВЕ ПЕСНИ Они во всем разные. Перва я —п ес н я-м арш. В т ора я —пес ня- гимн. Речь иде т о песн ях «См е ло, т оварищи, в ногу!» и «Мо лода я гв арди я». Мы, липчане, с т авим их р ядом, т ак как в их создании учас тв овали наши земл як и. А вт ором песни «Смело, т ова рищи, в ногу!» яв л я етс я Л е о нид Пе тр озич Радин — заме ча т ель ный русский революцио нер-марксис т, проле т арский поэ т, с ора т ник В. И. Ленина, ученый-химик. Уроженец Раненбурга (т е перь г. Чаплыгин) Л. П. Радин успешно окончил ес те ственный факультет Петербургского уни верситета со степенью кандида та естественных наук. Перед ним открывалась заманчивая научная карьера. Но он пред почел ей тернистый путь рево- люционера-профессионала. С осени 1892 года Радин живет в Москве. Для размножения революционных листовок . и брошюр он сконструировал в 1894 году мимеограф—аппарат для оттисков. Радин активно участвует в деятельности московского «Рабочего союза», организует подпольную типографию. В 1895 году под псевдонимом «Яков Пасынков» он публикует книгу «Простое слово о мудрой науке (начатки химии)». В ноябре 1896 года, в связи с провалом «Рабочего союза», Радин был арестован и заклю чен в одиночную камеру Та ганской тюрьмы. Там в 1897 году он и создает свою знаме нитую песню «Смело, товари щи, в ногу!», которой суждено было стать боевым маршем русского рабочего класса. Один из революционеров, вспоминая о первом появлении Радина среди ссыльных Вят ской губернии, пишет: «...не знакомый товарищ заинтересо вал нас. Обменявшись новостя ми из этапного быта и с воли, конечно, затянули... обычные в нашем быту революционные песни. Но каков был наш восторг, когда изнемогавший, казалось, от усталости, боль ной и разбитый Леонид Петро вич неожиданно соскочил с постели и с вдохновенным ли цом, с горящими глазами за пел звучным голосом неведо мый нам рабочий марш «Сме ло, товарищи, в ногу!». Скром ный, молчаливый, болезненный ыа вид ученый на наших гла зах преобразился в пламенного певца рабочего восстания про тив гнета царей и капитала. Этот рабочий гимн мы услыша ли тогда впервые, но никогда больше я не слышал такого вдохновенного исполнения. Столько чувства, огня и силы мог вложить в него только сам певец — автор этого марша». Песню «Смело, товарищи, в ногу!» очень любил В. И. Ле нин. Услышал ее Владимир Ильич в 1898 году, находясь в сибирской ссылке. П. Н. Лепе- шинский, соратник В. И. Лени, на, рассказывает: «Помню, как в 1898 году мы, первые ссыль ные социал-демократы... с шум ным восторгом подхватили привезенный в ссылку... новый мотив получившей быстрое распространение среди питер ских рабочих песенки «Смело, товарищи, в ногу!»... ...Тюрьма и ссылки надломи, ли силы Леонида Петровича Радина, и обострившийся ту беркулез весной 1900 года свел его в могилу. Скончался он в Ялте на руках А. П. Чехова. ...Песня «Молодая гвардия» написана известным советским поэтом Александром Безымен ским. Об этом знают все. Но, наверное, многим неизвестно, что эта первая комсомольская песня была создана по ини циативе и при активном уча стии нашего замечательного земляка Петра Ивановича Смо родина, уроженца села Борин- ское. Петр Иванович был одним из организаторов комсомола, активным участником Октябрь ского вооруженного восстания в Петрограде и гражданской войны. П. И. Смородин был генеральным секретарем ЦК РКСМ. В 1928 году ЦК партии направил его на партийную работу в Ленинград. Друг и соратник С. М. Кирова, он стал любимцем ленинградских рабочих. Многие черты П. И. Смородина воплощены народ, ным артистом СССР Борисом Чирковым в образе Максима. Его имерем названы улица на Выборгской стороне Ленингра да н пионерские дружины во многих школах города на Неве. С теплым юмором вспоми нает Александр Безыменский о роли Смородина в создании песни «Молодая гвардия». Весной 1922 года комсомоль ский поэт Александр Безымен ский получил приглашение «немедленно явиться» на засе дание бюро Центрального Ко митета комсомола. «Я через две минуты уже входил в кабинет секретаря ЦК РКСМ, — вспоминает поэт, — ибо жил в том же доме, на два этажа выше... Меня жестом пригласили сесть. Я довольно робко приземлился, не кладя руки на колени, ибо поджи дал какого-то розыгрыша. Чле ны бюро приблизились ко мне и, как по команде, занесли на до мной правые руки со сжаты ми кулаками. Так и есть! Ро зыгрыш! Нельзя подать виду, что ты поверил в это. Будь что будет1 Голос «докладчика», секрета ря Центрального Комитета Петра Смородина прозвучал сухо: — На повестке дня бюро Центрального Комитета Рос сийского Коммунистического Союза Молодежи один вопрос: о написании комсомольской песни, комсомольского гимна. Член РКСМ Саша Безымен ский! Тебе поручается в тече ние трех недель такую песню создать. В случае малейших колебаний с твоей стороны, все карающие десницы, подня тые сейчас над тобой, опустят ся по назначению и раздробят твою голову '1вместе с выше означенными колебаниями. Все». Безыменский попросил одоб рить припев Чесни; «Мы — мо лодая гвардия рабочих и крестьян». Просьбу удовлетворили. Ма ло того, Смородин вызвал сте нографистку и продиктовал решение бюро об утверждении припева. Песня была написана сразу же после заседания бюро. В три часа ночи Безыменский по телефону сообщил об этом Смородину. Не откладывая ни минуты, тот созвал членов бю ро ЦК. Комсомольский гимн пришелся им по душе. Через полчаса все они дружно пели его вместе с поэтом. Выделяясь из хора, летел в предутреннюю тишь московских улиц звонкий голос Петра Смородина: Мы поднимаем знамя — Товарищи, сюда! ' Идите строить с нами Республику труда! Чтоб труд владыкой мира стал И всех в одну семью спаял, В бой, молодая гвардия Рабочих и крестьян!.. Буквально за месяц песня «Молодая гвардия» облетела всю страну. Были годы, когда ее даже печатали на страницах комсомольских билетов. Ни одно собрание, ни одна празд ничная встреча юношей и де вушек не обходились без «Мо лодой гвардии». И совсем не случайно краснодонские под польщики во главе с Олегом Кошевым назвали себя «моло догвардейцами». Когда мы слышим замеча тельные песни «Смело, товари щи, в ногу!» и «Молодая гвар дия», перед нами встают обра зы людей, причастных к их созданию, — славных наших земляков-липчан Леонида Пет ровича Радина и Петра Ивано вича Смородина. К. ОГРЫЗКОВ. СНОВА В ДАЛЬНИЙ РЕЙС Танкер «Липецк» Новорос сийского ордена Октябрьской Революции морского пароход ства, над которым шефствует коллектив Липецкого трак торного завода, после рейса в Буэнос-Айрес прибыл в порт Ильичевск. Это стало известно из пись ма В. Еременко, первого по мощника капитана танкера, носящего имя нашего города. Он, в частности, пишет: «Сей час предполагается рейс в Ин дию, затем, возможно, пойдем во Вьетнам, Европу и лишь потом на родину. Ориентиро вочно уходим на 3—4 месяца, хотя этот срок может про длиться. От имени всех членов эки пажа танкера передаю привет и самые добрые пожелания руководству, партийному ко митету, завкому профсоюза, ко митету ВЛКСМ и всем трудя щимся завода». Программа грузоперевозок четвертого года пятилетки экипажем танкера, как сооб щает бассейновая газета «Чер номорец», завершена успешно. Сверх плана перевезено свыше 900 тонн груза, сэкономлено 125 тонн топлива и 519 кило граммов масел, выполнено ре монтных работ на 15 тысяч рублей. Ю. КОЧКИН. В МИР Е В Е С Е ЛЫХ С К А З О К И праздничной, и напряжен ной была прошедшая неделя для коллектива областного театра кукол. Еще бы: ведь у ребят — каникулы! В фойе раз местилась яркая выставка дет ских рисунков — непосредст венных впечатлений по про смотренным новым спектаклям. За время каникул коллектив театра дал 16 спектаклей, ко торые посмотрели около четы рех тысяч учащихся. Не забыли актеры и сель ских ребят. Выездные спектак ли по пьесе Е. Чеповецкого «Веселый мышонок» состоя лись в домах культуры посел ков Дачный и Казинка. Л. ИВАНОВА. У ВИКТОРА Полозкова рабочий день начи нается рано. В седь мом часу утра он уже на ногах: надо прогреть милицей ский «Уазик», приготовиться в дорогу. Инспектору уголовного розыска кабинет «противопока зан», ему надо быть постоянно среди людей. Человек он веселый, не уны вающий, хотя приходится ему иметь дело с далеко не веселы ми людьми. Любят его за принципиальность, мужество, отзывчивость. Не случайно, ког да Виктор еще был шофером в родном совхозе «Ключ жизни», его избрали депутатом сель ского Совета, членом райкома комсомола. И потому, когда он перешел на работу в милицию Елецкого района, стал лучшим оперативным работником, со своим совхозом по-прежнему связи не прерывает. Всего пятый год служит в милиции Виктор, а стал насто ящим мастером своего дела, пользуется заслуженным авто ритетом не только в Елецком райотделе, но и среди работ ников органов внутренних дел области. Его фотография неиз менно вывешивается на Доску- почета областного управления,- Недавно лейтенант Полозков умело задержал и обезвредил; вооруженного преступника, проявив при этом недюжинную смелость и смекалку, за что на чальник областного управления внутренних дел В. Г. Коршунов наградил его денежной преми ей. Надо сказать, что премий и благодарностей он заслужил ■ "II НИМИ 1ИР И11ИИ— ШИШИ1IIIIII П ОРТРЕТОВ Лени на не видно, по- " хожих не было и нет, века уж дорисуют, видно, недорисованный портрет...». Не мог угадать автор этих хрестоматийных ныне строк пролетарский поэт Николай Полетаев, как неожиданно от зовутся они спустя почти шесть десятилетий в раздумьях писателя совсем иной эпохи. Вот о чем говорит в прологе к новой своей широко идущей в советских и зарубежных театрах пьесе «Революционный этюд (Синие кони на красной траве)» драматург Михаил Шатров; «Мы не берем на се бя смелость создавать иллю зию портретного сходства, мы попытаемся материализовать слова Надежды Константинов ны Крупской: «Образ Ленина — это мысль Ленина». По-мо ему, непривычное решение, предложенное Шатровым, не трудно понять. Ведь даже са мые великие из мастеров экранного или сценического «цеха» не могли исчерпать неисчерпаемого — духовных, интеллектуальных, нравствен ных глубин ленинской личности и полностью совпасть с нею в сердце зрителя. «Похожих не было и нет...». Вот и решился драматург, взяв в союзники режиссеров н актеров, отказаться от невы полнимого. Принять за основу такой примерно договор со зрителем: мы не беремся вос создавать этот образ во всем его объеме. Мы, твои совре менники, попробуем с твоею помощью лишь представить, эскизно наметить, каким он мог быть, Владимир Ильич. Какими были окружавшие его люди. Каким видится* нам его время из нынешнего дня... На липецкой сцене актер, исполняющий роль Ленина, — А. Магдалинин. Он выходит без портретного грима и начи нает говорить о своем герое в третьем лице. О том, как нача лось для Ленина это утро — обычное утро председателя Совнаркома. И вот актер в первый раз садится за стол Ленина. Осто рожно, пожалуй, даже неуве ренно касается его рукой. Это пока еще человек последней четверти двадцатого века, Х у до ж ни к и - л ен и нс к ом у ю би л ею В выставочном зале открыта очередная областная выставка липецких художников, кото рая как бы итожит их пятилет ний — после выставок зональ ной — «Край черноземный» и республиканской — «Советская Россня-5», проходивших в 1974 году, -г- поиск и посвяща ется 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Разумеется, представлены не только новые работы, но и те, с которыми зритель знаком по предыдущим экспозициям. Ведь за минувшее время наши художники участвовали и в ше стнадцати республиканских и всесоюзных выставках. Большое полотно Е. Сальни кова, групповой «Портрет руко водителей комсомольского шта ба стройки домны № б» при влекает внимание не только остротой тематики и сложно стью жанра, но и ярким обоб щенным плакатным языком. Целый ряд живописных про изведений представил А. Со- рочкнн. Бесспорно заслуживают са мого пристального внимания произведения такого мастера живописи, как заслуженный художник РСФСР В. С. Соро кин. В его незатейливых по сюжетным мотивам пейзажах, очень мягких и лирических по настроению, чувствуется тон кая душа художника. Ярок фейерверк красок в натюрмортах В. С. Сорокина. Жизнеутверждающий темпе рамент художника раскрывает ся в смелом сочетании цветов от мягких изумрудно-зеленых до ярких звенящих, как россы пи драгоценных камней, золо тистых, сапфировых и рубино вых оттенков. Новую работу «1919 год. Казнь комиссара Вермишева» показал на выставке живописец В. Лузанов. Это первое произ ведение из цикла, названного «Баллада об отцах». Большое полотно В. Дворян- чнкова «Доменщики» решено в мажорном ключе с четким рит мическим построением. Худож ник создает ощущение напря женного, сосредоточенного рит ма труда. Много разных произведений представил скульптор Ю. Гриш- ко: тут и выразительная кОх\спо- зиция «Пастухи совхоза «Крас ный колос», «Поэт Кольцов». Всего на выставке экспониру- ‘ ется одиннадцать новых произ ведений скульптора. Среди них большой интерес зрителей вы зывает групповая композиция «Доменщики», монументальная по размерам и выполненная в обобщенной форме. Вдохновен ная поэзия труда ощущается в | портретах рабоЧих-домешци- ков А. Вальвы и В. Малинов ского. Немало интересных работ показали молодые скульпторы Е. Вольфсон, И. Мазур, В. Пи- кулев, А. Вагнер, В. Загорский, В. Сапрыкин. Успешно поработали и гра фики. Красиво найдена гармо ния цветов в натюрмортах А. Жданова. (Утеплым задум чивым настроением создан лист «Первый автобус». Не сколько пейзажей М. Виногра дова «Осень». «Петровский спуск», «Петровский спуск с памятником Петру I», «Ниж ний парк — место встречи уча стников съезда «Земля и Во ля» и другие отличаются свой ственной этому художнику мягкой гаммой оттенков. .. Удачно представлены на вы ставке и художники фабрики «Липецкие узоры» М. Синева, М. Пачуева, В. Петрищева. Особенно хотелось бы отметить новую работу М. Пачуевой — набор «Праздничный». Роспись выполнена по чистому фону дерева без характерной для хохломы «позолоты». Узор, на поминающий вышивку гладью, красиво и выразительно читает ся на светлом поле, простота формы предметов не мешает ему. Недавно в городе Брянске проходило заседание зонально го художественного выставоч ного комитета. Туда были от правлены лучшие работы ли пецких художников, создан ные за пять лет. Большинство из них приняты на зональную выставку, которая откроется в середине апреля, к празднова нию 110-й годовщины со дня рождения В. II. Ленина. - Н. ПРЯМКОВА, искусствовед. ПОЛОЗКОВ РАЗБЕРЕТСЯ ... — Будни милиции 1 ..... :.... немало, но самая дорогая для него благодарность—слова про стых людей, жизнь и *груд ко торых он охраняет. А в селах района люди, попавшие в беду, всегда просят: — Полозкова пришлите: По лозков быстро разберется. В марте прошлого года из магазина села Казаки неизве стные украли несколько ящикоз водки. Пока следователь ос матривал взломанные запоры и дверь, Виктор Семенович уже знал, в каком доме большого села шел горой пир и дым сто ял коромыслом, и по его пред ложению работники милиции заглянули к некой Зинаиде Дятловой, где и задержали с поличным всю преступную группу, в числе которой были неоднократно судимый В. Доб- риц и И. Гдршин. В,другой раз четверо пре ступников ограбили сторожа местной школы. Один из них ударил старика по голове, за тем преступники очистили его карманы. Потерпевший утверж дал, кто ограбившие его моло дые люди живут не в селе Ка заки, так как он их не знает. Однако кое-какие приметы наз вал. И снова В. С. Полозков тянет тонкую ниточку следст вия, тщательно определяет на правление поиска. Он зашел в местный ресторан «Отдых» и поинтересовался, не обслужи вали ли в этот день в рестора не группу подгулявших ребят. — Да, обслуживали, — под твердили официантки. •— Один из них Клёвцов Петр, Житель деревни Дерновка: ' " . Ранее дважды судимого за ограбления Клевцова. и его брата Владимира, тоже суди мого за хулиганство, Полозков хорошо знал и вскоре устано вил и других соучастников ог рабления — Юрия Морозова и Олега Бородина. В доме Клез- цовых при обыске обнаружи лись вещи сторожа. Оперативная осведомленность не приходит к работнику мили ции сама собой, она дается в результате неустанной кропот ливой работы, -тесных' контак тов с общественностью.' У "В. С. Полозкова на участке десят ки добровольных помощников, он поддерживает живую связь с активом опорного пункта в селе Казаки, со своими внеш татными сотрудниками Н. П. Семенихнным, Н. Ф. Корепано вым, В. А. Иляковым и рядом других, с сельскими дружин никами. За порядок в сеад* ском Доме культуры он не беспокоится: его надежно здесь обеспечивают дружинни ки крахмало-паточного заво да. Осенью от директора совхо за «Искра» В. И.' Семынина поступило сообщение: вечером угнан трактор «Беларусь», на котором увезли с фермы не сколько мешков фуража. Едва Полозков прибыл на место происшествия, ему тут же со общили, что днем около трак тора крутился Вячеслав Дят лов. А вскоре и трактор, и мешки были обнаружены ин спектором на пустыре в; бурья не. С поличным был задержан г и Дятлов, ранее отбывавший | наказание за кражи. '• ;- Виктор Семенович уделяет большое внимание предупре дительно-профилактической ра боте. В январе по его инициа тиве проведено несколько засе даний совета опорного пункта, бытовой комиссии, товарище ских судов. К некоторым пра вонарушителям и пьяницам, не поддающимся мерам общест венного воздействия, приняла меры, предусмотренные зако ном. Несколько семейных де-;* боширов были осуждены на- < родным судом по материалам, ' подготовленным Полозковым. Честные люди, труженики благодарны лейтенанту Полоз. кову за его нелегкий, но по четный труд. А. ВАСИЛЬЕВ, манор милиции. буннннш с мет ЙШСЯНДРЙ ЙМЙТРИЕВЙ ШШШШМир твоих увлечений Бунин и Елец. Неразрывно связано имя великого русско го писателя, лауреата Нобе левской премии Ивана Алексе евича Бунина с этим городом. ’ Здесь, неподалеку от Ельца, на хуторе Бутырки, прошли дет ские годы будущего писателя. С Десятилетнего возраста И. А. Бунин учится в Елецкбй мужской гимназии, а, оставив ее, он снова живет в Елецком уезде, но уже в деревне Озер ки. Ёще будучи гимназистом, И. А. Бунин начинает писать первые стихи. Здесь, в Ельце, начинается литературная био графия писателя. Описания го рода, окрестных сел и дере вень находим мы на страницах многих его произведений. Большую коллекцию мате риалов о знаменитом земляке собрал слесарь елецкого завода «Эльта» Александр Владимире- • вич Дмитриев. Его бунинскому собранию немногим ббЛее двух*’1 лет, но уже сейчас оно пред ставляет несомненный интерес для многих любителей твор чества крупнейшего русского писателя. На книжных полках — многочисленные издания произведений ,И. А. Бунина. Среди них — т$и собрания со чинений: шеститомник 1915 года, пятитомник 1956 го да и девятитомник 1965—67 го дов. Хорошим дополнением к этим собраниям являются два-- книги из серии «Литературное наследство». В них собраны не-щ» изданные рассказы, статьи ц ч стихотворения Бунина, а также ■ воспоминания о писателе, статьи о его творчестве. Ря дом с собраниями сочинений —* несколько десятков томов избранных произведений. Среди них — книги, изданные по ини циативе М. Горького в изда тельстве «Знание», а также два дореволюционных сборника русских поэтов, где помещены стихотворения И. А. Бунина, Широко представлена в кол лекции Литература о писателе и его творчестве: книги А. Ба- бореко, В. Афанасьева, О. Ми хайлова, А. Волкова, В. Гей- дёко, А. Долгополова, Ю. Гон чарова, некоторые из них с ав тографами. Кроме того, Алек сандр Владимирович собрал десятки фотографий писателя и людей, его окружавших. Коллекционер и книголюб большое внимание уделяет краеведческой литературе, ред ким книгам по истории Ельца и елецкого края, А. В. Дмит риев ведет большую переписку с коллегами по увлечению, а также с людьми, встречав шимися с И. А. Буниным. Сре. ди й’Их — племянник писателя Николай Иосифович Ласкар- жевский, переводчик произве дений И. А. Бунина на эстон ский язык Юрий Дмитриевич Шумаков и 'другие. Большую помощь в подборке материалов оказывают А. В. Дмитриеву местные книголюбы. Александр Владимирович —- председатель городского клуба любителей книги. Он ча сто знакомит членов клуба со своей коллекцией, рассказы- вает. о ее новых пополнениях, с выставками книг и материа- лов. .выступает на заводах,* в *. библиотеках и школах города. Мечдщ коллекционера — видеть , в -Ельце литературный 'музей писателей-земляков. Н. ГОНЧАРОВА, ответственный секретарь областного правления общества книголюбов. На снимке: А. В. Дмитриев. ВРЕМЯ, один из нас, благоговейно и трепетно попытавшийся уга дать, что чувствовал, что ду мал, Чем тревожился в дале ком двадцатом году тот, чей кабинет воспроизвел на сцене театральный художник... Чудо произойдет спустя не сколько минут. Мы вдруг узна ем, нет, пожалуй, ощутим в этом невысоком, незагримиро- ванном актере нечто очень до рогое, близкое, убеждающее. Ленинское. И вместе с тем бу дем по-прежнему осознавать: перед нами все-таки актер. Однако уже — и Ленин! Если хотите, это почти необъяснимо, но в этом — вся сила, все бессмертие театрального ис кусства. В иные мгновения, правда, трудно окончательно уйти из- под власти зрительской инер ции. Вот актер отошел в глубь сцены, оказался спиной к залу. Невысокая коренастая фигура. Много раз описанный слегка грассирующий голос. И кажет ся — сейчас вот повернется, приблизится к рампе и увидишь знакомое с детства по порт ретам лицо. Повернулся... Приблизился... Нет, лицо сов сем другое. И возникает — пусть на секунды, но возни кает! — ощущение, что чего-то недостает. Что-то потеряно. Ты очутился за границей условно сти, очерченной театром. Надо сделать усилие, чтобы вновь вступить в ее круг. Не смею настаивать на точ ности своего ощущения. Ленин ская роль в целом удалась. В ней есть искренняя увлечен ность, темперамент, которые не могут не передаться залу, не найти живого и благодарного отзвука у зрителей. Пожалуй, если определять эмоциональ ную доминанту образа, то можно взять слова Ильича прямо из спектакля; «...Глав ное в революции — быть моло дым!». Пьеса Михаила Шатрова необычно сложна для постанов ки. На главный и самый труд ный вопрос В, Пахомов отве- КОТОРОЕ ВСЕГДА С НАМИ Т Е А Т Р тил вместе с актером убеди тельно. Но были и другие трудные вопросы... «Опыт публицистической драмы...». Таково авторское определение жанра пьесы. Какое слово здесь всего важ нее? Рискну предположить: Михаил Шатров сделал бы ударение на все три. Да, дра ма, написанная в излюбленной им манере сценической хрони ки, исторического репортажа. Правда, драматизм ее, напря жение действия как бы ушли под почву с поверхности сю жета, в отличие, скажем, от «Шестого июля» или «Боль шевиков», где событийная острота обусловлена самим вы бором материала — день лево эсеровского мятежа, день, ког да совершено покушение на Ленина... В «Революционном этюде» — обычный, в общем- то, день. Уточним — обычно трудный, насыщенный забота ми, тревогами, встречами день вождя молодой Советской рес публики. Пьеса в значитель ной своей части построена как серия диалогов Ильича — с журналистом, крестьянином- ходоком, Кларой Цеткин, мо лодым сотрудником СНК, не коей работницей госаппарата Сапожниковой... Беседы эти ничем вроде бы друг с другом не связаны. Од нако их цементирует, придавая им подлинную энергию, драма тическое движение, мысль Ле нина о завтрашнем дне рево люции. О будущем страны, ко торое •зависит и от его собе седников. От тех, кого они вольно или невольно представ ляют, чьи настроения выра жают. Не случайно в первой же сцене Владимир Ильич скажет доктору Обуху (арт. Ю. Репин): мне нужно бы еще лет двадцать пять — до вести до конца начатое... Он, конечно, понимает (а мы зна- ем), что у него меньше, на много меньше, трагически ма ло времени. Эта заданная с первых страниц пьесы (и с первых минут спектакля) точ ка отсчета заставляет по-осо бому воспринимать диалоги, на которые не скупится дра матург. Вслушиваться: о чем спорит, в чем настойчиво убеждает своих собеседников Ленин, что хбчет передать им, кому предстоит продолжать.. Но «Революционный этюд» — не просто драма, а драма публицистическая. Публици стичность же неизменно под разумевает остроту, актуаль ность, если не злободневность проблематики. Что же придает эти качества рассказу о собы тиях шестидесятилетней дав ности? То, что все мы, по сло вам из пролога, «родом из ре волюции». То, что Ленин в тот день, как и во все другие дни своей жизни, думал о нас. И сказанное им тогда звучит для нас как сегодняш нее. Его мысли о коммунизме, о нравственности и культуре; о том, сколь опасен разрыв между словом и делом; сколь губительно бюрократическое равнодушие к человеку, ком- чванство, ложь людей, кото рым доверено представлять Советскую власть, решать ее именем; о том, что «никто в мире не сможет скомпромети ровать коммунистов, если они сами себя не скомпромети руют», никто «не сможет по мешать победе коммунистов, если сами коммунисты не по мешают ей». Это и напутствие. И предостережение. И надеж да: вы, идущие вслед, будете, — должны быть! — достойны нас, стоявших у истоков... И наконец, третье слово жан ровой формулы Шатрова: опыт, то есть проба, экспери мент. Как мне показалось, из трехчленной, шатровской фор мулы главный режиссер театра, постановщик спектакля В. Па хомов и актеры отчетливо выделили для себя слово «драма». Они в какой-то мере поверили в зрителя боль ше, чем драматург, предусмот ревший целую систему эмо ционального стимулирования зала. Поверили, что интерес может держаться, прежде все го, диалогом, внутренним дей ствием. Потому так скромен по сравнению с указаниями драматурга спектакль (худож ник А. Нестеров), потому нет в нем ни гитар, ни современных песен, да и хор, в сущности, отсутствует. На этом пути у театра, есте ственно, достаточно н обрете ний и потерь. Там, где у Лени на — А. Магдалинина есть со беседник с точно, а зачастую — резко, заостренно заявлен ными позицией и характером, от сцены не оторвешься. Я в первую очередь имею в виду эпизоды с корреспондентом РОСТа Долговым (арт. А. Ти хий), крестьянином из Сибири (в этой роли я видел заел, артистов РСФСР В. Бокова и М. Соболева, каждый из кото рых по-своему интересен), Са пожниковой (эту роль также исполняют две актрисы, причем справедливо будет выделить Г. Гончарову). Но вот идет чрезвычайно важная сцена с молодым сотрудником Совнар кома. Она сильно написана М. Шатровым. Ленин столк нулся с человеком, обрастаю щим чиновничьим жирком. Удобно устроившимся. Успев шим усвоить нехитрую чинов ничью премудрость: живи и другим жить давай. Это ему бросает Ленин слова, что ни кто не может скомпрометиро вать коммунистов, если они сами себя не скомпромети руют... Так — в пьесе. В спектакле же у Ленина про сто-напросто нет оппонента. Есть робкий, с гимназическим видом стоящий перед Влади миром Ильичем паренек, пра во же, не заслуживающий столь серьезного отношения. Прин ципиальный для спектакля (наряду с разговором Ленина и Сапожниковой) эпизод утратил накал, поскольку на одном из полюсов нет напряжения. Еще менее удался, к сожале нии), эпизод встречи Ленина в кругу семьи с, Кларой Цеткин, Неявный спор с решениями, запланированными пьесой, — дело трудное. Скажем, вклю чил драматург в нее своеоб разные «отчеты» о двух моло дежный диспутах — судя по всему, основа их —- реально существующие, дошедшие до нас документы. Наверное, в ряду других компонентов (хор, песни и т. д.) они были бы ор ганичны. Но в спектакле обл- драмтеатра их воспринимаешь как что-то чересчур громкое, бьющее на внешний эффект, трудно сочетаемое с главным — ленинскими сценами. И еще, по-моему, один до садный просчет: в спектакле читают потрясающие документ ты о мужестве людей той эпо хи. О героической гибели ком сомольцев. Но воздействие этих свидетельств как-то при глушено. Между тем они крайне важны, ибо призваны создать фон времени. Атмос феру его, трагическую и воз вышенную... Я говорю об этих просчетах подробно,* потому что они осо бенно бросились в глаза в сравнении с лучшими частями спектакля, с сильными цент ральными кусками его. «Века уж дорисуют, видно, недорисованный портрет...». Прошли не века, только деся тилетия. А в ленинском порт рете, созданном усилиями ма стеров разных искусств, приба вилось немало важных штри хов. Мы, и художники, и зри тели, сознавая, что полного успеха здесь все равно не до биться, упрямо «дорисовыва ем» его. Не можем «не дорисо вывать». Потому что, думая о Ленине, мы думаем о самих себе. Ведем с Ильичем нескончае мый диалог о жизни. О револю ции. О коммунизме. Ведь Ле нин и сегодня наш современ ник. Участник нашей борьбы, наших исканий... И. НЕВЕРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz