Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
М ар т 1980 г о д а I Л И П Е Ц К О Й ЦХ П: ЧЕРЕЗ Д ВЕ НЕДЕЛИ - КОМПЛЕКСНОЕ ОПРОБОВАНИЕ | На самом крупном и мощном агрегате поперечной резки строящегося цеха-гиганта разрезан первый сталь ной лист. К ОГДА проходишь по э т о му мощному фундамен ту, даже не вери тс я, что его во звели всего тр и брига ды: бе тонщ ики С. Н. Новикова, мон т ажники А. М. Кирюшина и арма турщ ики Н. С. Сидоро ва из в т орого управлени я тр ест а «Липецкме т аллург- стр ой». А ведь здесь смон т ировано свыше 120 кубоме тр ов сборного и уложено дев ять ты с яч кубом етр ов моноли т ного бе т она — на тыс ячу кубом етр ов больше, чем уложено во все фундамен ты дрессировочного с т ана. Мне вспоминае тс я авгус т м и нувшего года, когда рабочую эс т афе ту о т стр ои телей прин я л и мон т ажники управлени я «М ет аллургпрока тм он т аж-2». В сжа тые ср оки им необходимо было смон т ирова ть б олее тыс я ч и тонн сл ожного оборудова ни я. Чтобы у ск ори ть дело, сле сари-мон т ажники Владимира Григорьевича Александрова, Евгени я Дм и тр иевича Барабан щикова и Никола я Ст е пановича Хол яп ина решили т огда рабо т а ть мет одом бригадного под р яд а. Э т о позволило значи тель но увеличи ть производи тель но сть тру да. Например, днев на я норм а механомон т ажника равна 300 килограммам ус т а новленного оборудовани я. А в эт их бригадах вырабо тк а в иные дни сос т авл я л а около се мисо т к илограммов! Когда на площадку по ст упи ли 185 -тонные, так называемые летучие ножницы, и при их ос мотре обнаружился серьезный заводской дефект в одном из узлов, бригада Е. Д. Барабан щикова быстро разобрала ме ханизм, устранила заводской брак. Но это было еще не все. Когда пришло время сборки, оказалось, что единственный мостовой кран занят на другом объекте и перебросить обору дование к месту монтажа не чем. Свободное «окно» у крана появилось только в выходной день. И в воскресенье бригада в полном составе вместе с кра новщицей явилась на площад ку, завершила сборку и устано вила ножницы на фундамент. Монтажники шли след в след за строителями, а иногда дахсе опережая их. Так было, напри мер, в насосно-аккумуляторной станции и маслоподвале, обслу живающих ныне агрегат резки. — На базе, нашего управле ния, под открытым небом была создана точная копия масло- подвала и насосной станции,— рассказал инженер-наладчик Е. Н. Ливенцов. — Только вместо бетонных фундаментов наши монтажники изготовили металлические тумбочки. З а тем оборудование погрузили на специальные платформы и при везли на рабочую площадку. Когда строители завершили свои работы в насосной и мас лоподвале, мы разделили обо рудование на крупные узлы я по частям установили его в проектное положение. Всего сложную операцию проделали за месяц — вдвое быстрее нор мативного времени. Заметим, что и наладочные работы по механической части агрегата также вели специали- . сты второго управления «Ме- таллургпрокатмонтаж». За ко роткое время ими было уста новлено и налажено девять пневмогидропанелей, сделана сложная трубная разводка от панелей к мощным цилиндрам, которых на агрегате насчиты вается свыше семидесяти. Электрическую часть агрега та монтировали н налаживали специалисты Кишиневского уп равления треста «Молдэлектро-• монтаж». Они также продемон стрировали высокое профессио нальное мастерство и завидную смекалку. Например, трубная обвязка агрегата поперечной резки дол жна быть выполнена гибкими металлическими рукавами. Этот материал очень ненадеж ный. Молдавские специалисты предложили срой вариант: сде лать всю обвйзку агрегата в специальных коробах, которые сами же и изготовили. Благо даря этому выиграли дополни тельное время. Обычно на об вязку подобных агрегатов тре буется, как минимум, трое су ток. А бригады управились всего за полсмены. • И вот первый агрегат цеха- гиганта в строю. Недалек тот день, когда на автомобильные и машиностроительные заводы страны пойдет липецкая углеро- дистая сталь. А. ИВАНОВ. На рисунке: агрегат попереч ной резки. Рис. А. Литвинова. РАЗРЕЗАН ПЕРВЫЙ СТА ЛЬНОЙ ЛИСТ НАГРАДЫ ВДНХ За разработку и внедрение комплекса мероприятий по использованию прогрессивных конструктивных и техно логических решений при строительстве объектов шестой доменной печи Новолипецкого металлургического завода, позволивших обеспечить досрочный ввод в действие аг регата, главный комитет ВДНХ СССР наградил Дипло мом первой степени трест «Липецкстрой», золотой ме далью главного инженера треста А. В. Соболева, сере бряными медалями управляющего трестом А. А. Лунева, заместителя управляющего Н. П. Пашинова, начальника комплекса А. И. Губанова, бронзовыми медалями стар шего прораба И. В. Михеева, бригадиров В. М. Ельча- нинова, В. И. Бутырина, И. Н. Покачалова и других то варищей, всего 21 человека. Дипломами третьей степени награждены первое, седьмое, девятое и десятое управле ния. • Строители используют накопленный опыт и при воз ведении цеха холодной прокатки углеродистой стали. Щироко применяется профилированный стальной настил. Его использование в покрытии цеха позволило выпол нить работу методом конвейерно-блочного монтажа. Впервые в практике сооружения подобных объектов производилась сборка блоков с пролетом 42 метра, что вдвое больше ранее монтируемых. Для ограждения цеха применены трехслойные стеновые панели типа «сэндвич». - * • Все фундаменты иод оборудование выполнены в сборно монолитном варианте с применением «Г» и «О-образных элементов, блоков замкнутого сечения, универсальных дырчатых блоков. Армирование фундаментов произве дено укрупненными армоблоками заводского изготовле ния. Подача бетона в монолитные конструкции осущест влялась с помощью бетононасосов. Работы по возведению объектов комплекса ЦХП ве дутся в основном методом бригадного подряда. А. КОРОТЕЕВА, старший инженер технического отдела треста «Липецкстрой». 1 1 1 Т С ЛЕПЯЩАЯ белизна по мещений, лабораторная чистота и строгая рабо чая тишина — это главный вы числительный центр нового цеха. Узнаю, что через час электронно-вычислитель ная машина должна опраши вать один из механизмов дрес сировочного стана — клиновое устройство. Это уже примета нынешних будней электрон щиков и программистов. — Много сил, настойчивости и времени отдали каши инже неры, чтобы одержать первую победу: выйти на двусторон нюю связь электронно-вычис лительной машины с первым технологическим оборудова нием,— говорит заместитель начальника отдела АСУ Ново- ямпецкого заьода А. Н. Нехо- ЭВМ рошев.— Локальная наладка всех ЭВМ завершена успешно, в короткие сроки. Это первый этап отработки автоматизиро ванной системы управления производством. Следующий этап нашей работы — инфор мационное обеспечение АСУ. На дрессировочном стане он уже завершается. Как только машина сможет принять всю информацию с объекта, слово свое скажут наши программи сты. Нехорошее с удовольствием рассказывал о своих специа листах. Наладку АСУ дресси ровочного стана, например, ве дут старший инженер-про граммист Н. И. Минаев и мнже- В СЕГО месяц понадобился специалистам пуско-на ладочного управления треста «Металлургпрокатмон- таж» для того, чтобы наладить и опробовать без нагрузки каж дый из 122 цилиндров дресси ровочного стана. Таким обра зом, завершена поузловая про крутка механического н гид триков-наладчиков Юрий Ев геньевич Мамченко, наладка электроприводов идет удовле творительно. Известная всей стройке бригада слесарей-монтажников Андрея Николаевича Бартене ва уже произвела установку рабочих валков в центральной части агрегата^ Надо заметить, Д р е с с и р о в о ч н ы й : ПОСЛЕДНИЕПРИГОТОВЛЕНИЯ равлического оборудования важнейшего объекта нового ли стопрокатного комплекса, •— У нас никаких проблем нет,—сказал старший инженер- наладчик «Металлургпрокат- монтажа» Я. С. Драгокупел,— в назначенный срок все наши механизмы начнут работать в нужном режиме. Напомним, что пробная дрес сировка стальной полосы назна чена на 25 марта. Сейчас на мощном агрегате механики сов местно с электриками-наладчи- камн и представителями ино странной фирмы—поставщика оборудования отрабатывают системы управления механиз мами с пультов пневмо-, гидро- и электроприводов. Как счита ет один из руководителей элек- что эта бригада отличилась не только на монтаже сложного агрегата, значительно опередив установленные сроки, но и про явила мастерство в наладочных работах. При механическом опробова нии узла разматывателя руло нов неожиданно из строя вы шла одна из ведущих деталей. Чтобы заменить ее, надо было весь узел почти полностью ра зобрать и собрать заново. Вре мени, кстати, на эту операцию пуско-наладочной программой не предусматривалось. Андрей Николаевич со своими товари щами мастерски справился е поставленной задачей. В сжа тые сроки серьезная неполадка в сложном узле была устране на^ А. ВЛАСОВ. ЗАПРАШИВАЕТ нер-электронщмк Ю. А. Цука нов под руководством замести теля начальника АСУ цеха хо лодной прокатки А. Л. Савро- ва. Они уже приняли на ЭВМ около 230 сигналов (всего их должно быть триста) с локаль ных систем стана, датчиков, шкафов управления электро двигателями. Наладку АСУ пятиклетевого стана выполняют под руковод ством того же А. Л. Саврова начальники секторов, програм мисты В. А. Громов, В. Ф. Ино земцев и инженер-электрон щик Е. И. Шкатов. Здесь все гораздо сложнее— велики объ емы работ. Но после того, как специалисты «Юговосюкэлемг тромонтажа» сумели форси ровать наладку электронных шкафов управления, начале» сбор информации, ,то есть на ЭВМ прокатного стана стали поступать соответствующие сигналы. «Лед тронулся»,— об радовались электронщики и программисты. Отличились и инженеры М. И. Староватых, В. А. Гетун и В. В. Галядкин, работавшие на позже построенном вычисли тельном центре травильного отделения. Всего за пять дней они выполнили локальную на ладку трех вычислительных машин: двух —» для управле- И1Щ ЖННШМ Пятиклетевой: П РИШ Л И В Д В ИЖ ЕН И Е ГЛ А В НЫ Е П РИ ВО ДЫ — Ну, ребята, как говорится, ни пуха... Включаем,— тихо проговорил Г. Н. Чурилов, на чальник участка автоматизиро ванных электроприводов НЛМЗ. Вздрогнули и почти неощути мо завибрировали четыре мощ ных спаренных электродвига теля, быстро набирая обороты. Началось опробование главных приводов крайней, пятой, кле ти прокатного стана. Неделей раньше заводские специалисты совместно с элек троналадчиками только начина ли заключительную ревизию моторов, проверку электриче ских цепей. Один за другим включались главные транс форматоры и преобразователи тока. — Хочется поскорее ожи вить все двадцать двигателей главных приводов, а с ними и вспомогательные механизмы,— говорит старший прораб пуско наладочного управления «Юго- востокэлектромонтаж» В. А, Печкин.— Ребята стараются изо всех сил. Еще в декабре перешли на график продленно го рабочего дня. Дел очень много. Например, программные автоматы управления двигате лями применены у нас впервые, требуют большой и тщательной доработки. Эту задачу успешно решают инженеры В. В. Бессо нов и Ю. А. Арефин. Наладку других сложных автоматов па раллельно с ними провели ин женеры Д. В. Монастырный, Б. В. Данилин и А. Т. Саввин. Сегодня у электроналадчиков новый ответственный этап; они выходят широким фронтом на поузловую прокрутку механиз мов стана. По утверждению Печкина, сегодня от наладчи ков, как никогда, требуется спо койствие, собранность, точная оценка своих действий. И, ко нечно, не обойтись без высокого мастерства и полного взаимо понимания межд^ бригадами, В. В. Бессонов и Г. Н. Милю тин налаживают электронику шкафов управления. Месяца полтора назад их участок, наи более сложный, тревожил всех: возникла угроза, что наладка задержится. Как форсировать дело? Количеством людей здесь не возьмешь, только умением. Помогла хорошая подготовка (три месяца специалисты учи лись в Северо-Донецке на таких же уникальных системах). А здесь они сумели выработать свою методику диагностики неисправностей. Милютин при думал даже приспособление- приставку, сократившую время на вспомогательные операции. В общем, управляющая элек троника сегодня уже не «узкое» место. — Глазное в нашем деле — не нервничать, не суетиться в любой ситуации,— повторяет Милютин.— Умеет создать этот рабочий настрой наш руково дитель Леонтий Филиппович Ракитин. Великолепно ориенти руется в любом положейии, координирует усилия десятков наладчиков и знает до тонко стей, чем занимается каждый. Всегда удивительно спокоен. Кроме того, Ракитин — рацио нализатор, изобретатель. ...Завершается подготовка к последовательному включению остальных двигателей главных приводов. Теперь задача: отра ботать двигатели на холостом ходу. Затем подойдет время сцеплять их с рабочими валка ми прокатного стана. В. ТЕСЛОВ. КОЛПАКОВЫЕ ПЕЧИ ПОСТАВЛЕНЫ НА СУШКУ Эта ответственная операция осуществлялась в несколько этапов. Сначала коксовый и доменный газы пришли на га- зоповысительную станцию по мощным стальным эстакадам. Здесь произошло их смешива ние в определенной пропорции. Эта смесь уже по другой эста каде подошла вплотную к стенам цеха. А на днях сме шанный газ приняли в отделе нии отжига рулонов стальной полосы. И на каждом этапе проводились тщательные испы тания трубопроводов, проверя лось каждое соединение, каж дый стык. И вот, наконец, прЪ- изошло главное: в нескольких печах уже зажглись газовые горелки. Первым, кого я увидел в от делении отжига, был Иван Его рович Ганьшин, один из луч ших бригадиров «Коксохим- монтажа». Улыбающийся, до вольный. Его бригада с прош лой осени вела в этом огром ном полукилометровом отде лении монтаж нагревательных колпаков, стендов под них, об вязку печей газопроводами. Первую «захватку» — сто стендов — монтажники устано вили еще до 20 декабря. Самой трудоемкой была рихтовка стендов. Сначала допуски пред полагали отклонения до 20 миллиметров, а потом, в силу необходимости (чтобы надеж нее работали печи), их умень шили в десять раз. Бригада вы полнила и эти требования. На чала с двух стендов, а потом, освоившись, монтировала за. смену до шести стендов. Осо бенно отличились при этом Н. А. Тишаков, А. М.. Бобков, А. Г. Ревин, С. И, Двуречен- ский. Так же быстро бригада ов ладела техникой обвязки кол паков. Если первое время, чтобы закончить обвязку, оста вались до восьми, то позже стали успевать к семи, а потом укладывались и к пяти часам вечера, успевая даже подгото вить к обвязке следующий колпак. Это было настоящее соревнование со временем,. с самими собой, и хотелось, что бы каждый день заканчивался пусть небольшой, но победой. Последние дни-бригада Гань- шина вела окраску всего обо рудования «серебрянкой». По могала им не менее известная на стройке бригада Н. В. Пы- шина, которая успешно закон чила монтаж и испытание той самой трарсы, по которой сего дня пришел сюда газ. Теперь эти первые пятьдесят колпаков, выстроившиеся в несколько ря дов вдоль пролета, еще больше напоминают серебристые сига рообразные тела ракет, приго товившихся к старту. Надо отметить, что хорошо поработали в отделении отжи га и коллективы «Юговостсж- стальконструкции-1», «Союз- теплостроя», девятого управле ния и «Отделстроя-1» треста «Липецкстрой». Первые обес печили успех остальных, смон тировав всего за три месяца / покрытие здания (с очень ши роким 42-метровым пролетом) конвейерным методом надвиж ки готовых блоков. Вторые применили много эффективных новшеств, выполняя огнеупор ную защиту отжиговых печей. Готовность половины отделе ния отжига такова, что на днях рабочая комиссия приня ла решение начать оформление соответствующего акта о пере даче объекта в эксплуатацию. Вместе с заводским масте ром Владимиром Ивановичем Куличковым мы стоим возле крайних колпаковых печей, внутри которых бушует пламя. На второй день температура за щитной оболочки уже достигла 150 градусов. Просушивается не только жароупорная «рубаш ка» колпаков, стендов. Горячий воздух поступает вниз, в под земную систему боровов. Сде ланы борова не из кирпича, как обычно, а из жароупорного сборного железобетона по пред ложению инженеров «Союзтеп- лостроя». Строительные рабо ты, благодаря этому, ускори лись, долговечнее будут борова, но прогревать их надо медлен но и осторожно — дело новое. Трафик сушки разработан на учно-исследовательским инсти тутом, сушка будет вестись по этапно, на первые 50 печей по надобится 24 дня. Максималь ная температура достигнет 800 градусов. Потом газ отключат, печам дадут остыть. — Осторожность нам крайне необходима,— говорит Кулич ков,— Очень легко вывести из строя борова, то есть подзем ную часть, а добраться до нее будет очень непросто. За ре жимом сушки тщательно следят приборы-автоматы. „.В помещении контрольно измерительных приборов и средств автоматики — рабочая тишина. Бок о бок с заводча нами здесь продолжают тру диться наладчики из треста «Центрмонтажавтоматика» под руководством прораба В. Н. Калмыкова. Пришли они сюда еще в октябре. Контролирова ли монтажников, проверяли схемы, искали ошибки. А с ян варя началась, по их словам, настоящая наладка: настройка систем управления, сигнализа ции и регулировки технологии Автоматика сегодня работает отлично, считают они. Бес шумно выводят самописцы тон кие изломанные дорожки, по нятные одним специалистам. В любой момент можно узнать давление или расход газа, тем пературу в нагревающихся пе чах. А в будущем регулировка теплового режима в термиче ском отделении будет осущест вляться. с помощью электрон но-вычислительной машины. Как только закончится суш ка первой группы печей и в них подадут защитный газ, в кол паки будут заложены пробные рулоны тонкого стального лис та* РАКАМШИЛИН. ОБСТАНОВКУ травильного агрегата и одной — для системы регистрации неисправностей. Им теперь нужна готовность агрегатов, чтобы с включением механиз мов начать приемку сигналов, С первого февраля все спе циалисты по АСУ в новом цехе перешли на график продлен ного рабочего дня. Обстановка становится все более напря женной и сложной. Ведь скоро электронщики и программисты останутся один на один со своими машинами. Понимая, что без них ни прокатный, ни дрессировочный станы не за пустить, специалисты стара ются максимально использо- Даже в час обеденного пере рыва ЭВМ не выключается, продолжая проверку поступа ющей информации. Обедают инженеры по очереди. Вместе с Нехорошевым мы побывали на пульте управле ния дрессировочным станом. Анатолий Никифорович пере вел ключ, и на крохотном эле ктронном табло замелькали цифры, показывающие изме нение одного из параметров работы стана. Это означало, что сигнал с импульсного дат чика, установленного на обо рудовании, пошел на электрон ный шкаф автоматическим уп- Р4НМ1ФМ1ММ ДВИПТ#ММ1Ц |ц § ц •— на кросс и устройство связи с объектом (УСО), а с него — на электронно-вычислитель ную машину, которая нахо дится в полукилометре отсю да. Сигнал возбуждает про грамму ЭВМ, подключает ма шину к работе, заставляет ее принять решение и выдать команду. УСО — это собствен но часть ЭВМ, впервые в за водской практике отодвинутая на такое расстояние от вычис лительного центра. Близился вечер, но Нехоро шее и его товарищи не хотели уходить с объекта, не «проиг рав» через электронно вычис лительную машину тот самый механизм — клиновое устрой ство дрессировочного стана... В. ВАСИЛЬЕВ. Заштрихованные к л е т к и На несколько сот метров протянулся непрерывно травильный агрегат. Нес колько белоснежных пуль тов управления возвышают ся над сложным оборудо ванием. Несмотря на обилие дневного света, пульты уп равления имеют дополни тельное освещение от лю минесцентных ламп. Идет наладка управляющих при боров. По бетонной лестнице поднимаемся в просторный машинный зал. Хозяевами сегодня здесь стали специа листы первого Липецкого участка Воронежского пу ско-наладочного управле ния «Юговостокэлектро- монтаж». Руководитель группы по наладке управ ляющих приборов В. Г. Пу- ляев рассказывает: — На непрерывно-тра вильном агрегате смонти ровано 45 мощных элек трических приводов. Наша задача — вдохнуть в них жизнь, сделать так, чтобы все они заработали строго в соответствии с'проектным решением. Подходим к одному из многочисленных электро шкафов. Владимир Гаврило вич открывает его створки, и перед глазами возникает множество кабелей. Каждая жилка в них имеет свой соб ственный номер. Невольно думаешь: сколько же надо времени и труда, чтобы ра зобраться в этих сложных коммутационных перепле тениях, схемах присоедине ния! — Бывает, что и смены не хватает для того, чтобы отыскать одну необходимую жилку, — как бы угадав мои мысли, говорит В. Г. Пуляев. — Но спешить нам тоже нельзя. Ведь каждый из этих шкафов — своеоб разная вычислительная ма шина с ячейками памяти, не которые с программирую щего прибора будет зада ваться рабочая программа. Без знания специального «языка» не только эксплуа тировать сложную аппарату ру, но и наладку ее вести нельзя. Мы прошли специ альный курс его изучения заранее, когда еще в маш- зале работали строители и монтажники. Тогда же были укомплектованы и рабочие звенья, которые сегодня в дут здесь наладку. Звеньев, занимающихся наладкой управляющих при боров, шесть, столько, сколько' в машзале рядов с электрошкафами. Инжене ры-наладчики, в основном, молодые, многим из них нет и тридцати. Николай Гого лев и Александр Белоцер ковский направлены сюда Новолипецким металлурги ческим ‘заводом. У щитов управления гид равликой и смазкой масло- подвалов непрерывно-тра вильного агрегата мы по знакомились с инженерами наладчиками Игорем Наго вицыным и Василием Че- боксаровым. Наговицын уверенно ориентируется многочисленных схемах разложенных тут же, на де ревянных стеллажах. Вот он берет в руки специаль ный прибор. Неспешно, словно минер, начинает «прощупывать» одну элек трическую цепь за другой Время от времени склоня ется над стеллажом, делает какие-то пометки. Как поз же выяснилось, он сверял монтажную схему с принци пиальной. На последней по явилось несколько заштри хованных клеток. Значит, эти цепи проверены и гото вы к работе. Так по крупицам — клет ка за клеткой, схема за схемой — наладчики при ближаются к заветной цели. Хорошими помощниками у наладчиков стали порта тивные приемо-передаю щие радиостанции. А опе ративная связь им просто необходима, потому что хо зяйство их разбросано на многие сотни метров по всему 'непрерывно-тра вильному агрегату. И на всех его участках можно сегодня встретить специа листов пуско-наладочного управления «Юговостде- илектромонтаж». А. ДОНЦОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz