Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

М ар т 1980 г о д а I Л И П Е Ц К О Й ЦХ П: ЧЕРЕЗ Д ВЕ НЕДЕЛИ - КОМПЛЕКСНОЕ ОПРОБОВАНИЕ | На самом крупном и мощном агрегате поперечной резки строящегося цеха-гиганта разрезан первый сталь­ ной лист. К ОГДА проходишь по э т о­ му мощному фундамен­ ту, даже не вери тс я, что его во звели всего тр и брига­ ды: бе тонщ ики С. Н. Новикова, мон т ажники А. М. Кирюшина и арма турщ ики Н. С. Сидоро­ ва из в т орого управлени я тр ест а «Липецкме т аллург- стр ой». А ведь здесь смон­ т ировано свыше 120 кубоме тр ов сборного и уложено дев ять ты­ с яч кубом етр ов моноли т ного бе т она — на тыс ячу кубом етр ов больше, чем уложено во все фундамен ты дрессировочного с т ана. Мне вспоминае тс я авгус т м и­ нувшего года, когда рабочую эс т афе ту о т стр ои телей прин я­ л и мон т ажники управлени я «М ет аллургпрока тм он т аж-2». В сжа тые ср оки им необходимо было смон т ирова ть б олее тыс я­ ч и тонн сл ожного оборудова­ ни я. Чтобы у ск ори ть дело, сле­ сари-мон т ажники Владимира Григорьевича Александрова, Евгени я Дм и тр иевича Барабан­ щикова и Никола я Ст е пановича Хол яп ина решили т огда рабо­ т а ть мет одом бригадного под­ р яд а. Э т о позволило значи тель­ но увеличи ть производи тель­ но сть тру да. Например, днев­ на я норм а механомон т ажника равна 300 килограммам ус т а­ новленного оборудовани я. А в эт их бригадах вырабо тк а в иные дни сос т авл я л а около се­ мисо т к илограммов! Когда на площадку по ст упи­ ли 185 -тонные, так называемые летучие ножницы, и при их ос­ мотре обнаружился серьезный заводской дефект в одном из узлов, бригада Е. Д. Барабан­ щикова быстро разобрала ме­ ханизм, устранила заводской брак. Но это было еще не все. Когда пришло время сборки, оказалось, что единственный мостовой кран занят на другом объекте и перебросить обору­ дование к месту монтажа не­ чем. Свободное «окно» у крана появилось только в выходной день. И в воскресенье бригада в полном составе вместе с кра­ новщицей явилась на площад­ ку, завершила сборку и устано­ вила ножницы на фундамент. Монтажники шли след в след за строителями, а иногда дахсе опережая их. Так было, напри­ мер, в насосно-аккумуляторной станции и маслоподвале, обслу­ живающих ныне агрегат резки. — На базе, нашего управле­ ния, под открытым небом была создана точная копия масло- подвала и насосной станции,— рассказал инженер-наладчик Е. Н. Ливенцов. — Только вместо бетонных фундаментов наши монтажники изготовили металлические тумбочки. З а­ тем оборудование погрузили на специальные платформы и при­ везли на рабочую площадку. Когда строители завершили свои работы в насосной и мас­ лоподвале, мы разделили обо­ рудование на крупные узлы я по частям установили его в проектное положение. Всего сложную операцию проделали за месяц — вдвое быстрее нор­ мативного времени. Заметим, что и наладочные работы по механической части агрегата также вели специали- . сты второго управления «Ме- таллургпрокатмонтаж». За ко­ роткое время ими было уста­ новлено и налажено девять пневмогидропанелей, сделана сложная трубная разводка от панелей к мощным цилиндрам, которых на агрегате насчиты­ вается свыше семидесяти. Электрическую часть агрега­ та монтировали н налаживали специалисты Кишиневского уп­ равления треста «Молдэлектро-• монтаж». Они также продемон­ стрировали высокое профессио­ нальное мастерство и завидную смекалку. Например, трубная обвязка агрегата поперечной резки дол­ жна быть выполнена гибкими металлическими рукавами. Этот материал очень ненадеж­ ный. Молдавские специалисты предложили срой вариант: сде­ лать всю обвйзку агрегата в специальных коробах, которые сами же и изготовили. Благо­ даря этому выиграли дополни­ тельное время. Обычно на об­ вязку подобных агрегатов тре­ буется, как минимум, трое су­ ток. А бригады управились всего за полсмены. • И вот первый агрегат цеха- гиганта в строю. Недалек тот день, когда на автомобильные и машиностроительные заводы страны пойдет липецкая углеро- дистая сталь. А. ИВАНОВ. На рисунке: агрегат попереч­ ной резки. Рис. А. Литвинова. РАЗРЕЗАН ПЕРВЫЙ СТА ЛЬНОЙ ЛИСТ НАГРАДЫ ВДНХ За разработку и внедрение комплекса мероприятий по использованию прогрессивных конструктивных и техно­ логических решений при строительстве объектов шестой доменной печи Новолипецкого металлургического завода, позволивших обеспечить досрочный ввод в действие аг­ регата, главный комитет ВДНХ СССР наградил Дипло­ мом первой степени трест «Липецкстрой», золотой ме­ далью главного инженера треста А. В. Соболева, сере­ бряными медалями управляющего трестом А. А. Лунева, заместителя управляющего Н. П. Пашинова, начальника комплекса А. И. Губанова, бронзовыми медалями стар­ шего прораба И. В. Михеева, бригадиров В. М. Ельча- нинова, В. И. Бутырина, И. Н. Покачалова и других то­ варищей, всего 21 человека. Дипломами третьей степени награждены первое, седьмое, девятое и десятое управле­ ния. • Строители используют накопленный опыт и при воз­ ведении цеха холодной прокатки углеродистой стали. Щироко применяется профилированный стальной настил. Его использование в покрытии цеха позволило выпол­ нить работу методом конвейерно-блочного монтажа. Впервые в практике сооружения подобных объектов производилась сборка блоков с пролетом 42 метра, что вдвое больше ранее монтируемых. Для ограждения цеха применены трехслойные стеновые панели типа «сэндвич». - * • Все фундаменты иод оборудование выполнены в сборно­ монолитном варианте с применением «Г» и «О-образных элементов, блоков замкнутого сечения, универсальных дырчатых блоков. Армирование фундаментов произве­ дено укрупненными армоблоками заводского изготовле­ ния. Подача бетона в монолитные конструкции осущест­ влялась с помощью бетононасосов. Работы по возведению объектов комплекса ЦХП ве­ дутся в основном методом бригадного подряда. А. КОРОТЕЕВА, старший инженер технического отдела треста «Липецкстрой». 1 1 1 Т С ЛЕПЯЩАЯ белизна по­ мещений, лабораторная чистота и строгая рабо­ чая тишина — это главный вы­ числительный центр нового цеха. Узнаю, что через час электронно-вычислитель­ ная машина должна опраши­ вать один из механизмов дрес­ сировочного стана — клиновое устройство. Это уже примета нынешних будней электрон­ щиков и программистов. — Много сил, настойчивости и времени отдали каши инже­ неры, чтобы одержать первую победу: выйти на двусторон­ нюю связь электронно-вычис­ лительной машины с первым технологическим оборудова­ нием,— говорит заместитель начальника отдела АСУ Ново- ямпецкого заьода А. Н. Нехо- ЭВМ рошев.— Локальная наладка всех ЭВМ завершена успешно, в короткие сроки. Это первый этап отработки автоматизиро­ ванной системы управления производством. Следующий этап нашей работы — инфор­ мационное обеспечение АСУ. На дрессировочном стане он уже завершается. Как только машина сможет принять всю информацию с объекта, слово свое скажут наши программи­ сты. Нехорошее с удовольствием рассказывал о своих специа­ листах. Наладку АСУ дресси­ ровочного стана, например, ве­ дут старший инженер-про­ граммист Н. И. Минаев и мнже- В СЕГО месяц понадобился специалистам пуско-на­ ладочного управления треста «Металлургпрокатмон- таж» для того, чтобы наладить и опробовать без нагрузки каж ­ дый из 122 цилиндров дресси­ ровочного стана. Таким обра­ зом, завершена поузловая про­ крутка механического н гид­ триков-наладчиков Юрий Ев­ геньевич Мамченко, наладка электроприводов идет удовле­ творительно. Известная всей стройке бригада слесарей-монтажников Андрея Николаевича Бартене­ ва уже произвела установку рабочих валков в центральной части агрегата^ Надо заметить, Д р е с с и р о в о ч н ы й : ПОСЛЕДНИЕПРИГОТОВЛЕНИЯ равлического оборудования важнейшего объекта нового ли­ стопрокатного комплекса, •— У нас никаких проблем нет,—сказал старший инженер- наладчик «Металлургпрокат- монтажа» Я. С. Драгокупел,— в назначенный срок все наши механизмы начнут работать в нужном режиме. Напомним, что пробная дрес­ сировка стальной полосы назна­ чена на 25 марта. Сейчас на мощном агрегате механики сов­ местно с электриками-наладчи- камн и представителями ино­ странной фирмы—поставщика оборудования отрабатывают системы управления механиз­ мами с пультов пневмо-, гидро- и электроприводов. Как счита­ ет один из руководителей элек- что эта бригада отличилась не только на монтаже сложного агрегата, значительно опередив установленные сроки, но и про­ явила мастерство в наладочных работах. При механическом опробова­ нии узла разматывателя руло­ нов неожиданно из строя вы­ шла одна из ведущих деталей. Чтобы заменить ее, надо было весь узел почти полностью ра­ зобрать и собрать заново. Вре­ мени, кстати, на эту операцию пуско-наладочной программой не предусматривалось. Андрей Николаевич со своими товари­ щами мастерски справился е поставленной задачей. В сжа­ тые сроки серьезная неполадка в сложном узле была устране­ на^ А. ВЛАСОВ. ЗАПРАШИВАЕТ нер-электронщмк Ю. А. Цука­ нов под руководством замести­ теля начальника АСУ цеха хо­ лодной прокатки А. Л. Савро- ва. Они уже приняли на ЭВМ около 230 сигналов (всего их должно быть триста) с локаль­ ных систем стана, датчиков, шкафов управления электро­ двигателями. Наладку АСУ пятиклетевого стана выполняют под руковод­ ством того же А. Л. Саврова начальники секторов, програм­ мисты В. А. Громов, В. Ф. Ино­ земцев и инженер-электрон­ щик Е. И. Шкатов. Здесь все гораздо сложнее— велики объ­ емы работ. Но после того, как специалисты «Юговосюкэлемг тромонтажа» сумели форси­ ровать наладку электронных шкафов управления, начале» сбор информации, ,то есть на ЭВМ прокатного стана стали поступать соответствующие сигналы. «Лед тронулся»,— об­ радовались электронщики и программисты. Отличились и инженеры М. И. Староватых, В. А. Гетун и В. В. Галядкин, работавшие на позже построенном вычисли­ тельном центре травильного отделения. Всего за пять дней они выполнили локальную на­ ладку трех вычислительных машин: двух —» для управле- И1Щ ЖННШМ Пятиклетевой: П РИШ Л И В Д В ИЖ ЕН И Е ГЛ А В НЫ Е П РИ ВО ДЫ — Ну, ребята, как говорится, ни пуха... Включаем,— тихо проговорил Г. Н. Чурилов, на­ чальник участка автоматизиро­ ванных электроприводов НЛМЗ. Вздрогнули и почти неощути­ мо завибрировали четыре мощ­ ных спаренных электродвига­ теля, быстро набирая обороты. Началось опробование главных приводов крайней, пятой, кле­ ти прокатного стана. Неделей раньше заводские специалисты совместно с элек­ троналадчиками только начина­ ли заключительную ревизию моторов, проверку электриче­ ских цепей. Один за другим включались главные транс­ форматоры и преобразователи тока. — Хочется поскорее ожи­ вить все двадцать двигателей главных приводов, а с ними и вспомогательные механизмы,— говорит старший прораб пуско­ наладочного управления «Юго- востокэлектромонтаж» В. А, Печкин.— Ребята стараются изо всех сил. Еще в декабре перешли на график продленно­ го рабочего дня. Дел очень много. Например, программные автоматы управления двигате­ лями применены у нас впервые, требуют большой и тщательной доработки. Эту задачу успешно решают инженеры В. В. Бессо­ нов и Ю. А. Арефин. Наладку других сложных автоматов па­ раллельно с ними провели ин­ женеры Д. В. Монастырный, Б. В. Данилин и А. Т. Саввин. Сегодня у электроналадчиков новый ответственный этап; они выходят широким фронтом на поузловую прокрутку механиз­ мов стана. По утверждению Печкина, сегодня от наладчи­ ков, как никогда, требуется спо­ койствие, собранность, точная оценка своих действий. И, ко­ нечно, не обойтись без высокого мастерства и полного взаимо­ понимания межд^ бригадами, В. В. Бессонов и Г. Н. Милю­ тин налаживают электронику шкафов управления. Месяца полтора назад их участок, наи­ более сложный, тревожил всех: возникла угроза, что наладка задержится. Как форсировать дело? Количеством людей здесь не возьмешь, только умением. Помогла хорошая подготовка (три месяца специалисты учи­ лись в Северо-Донецке на таких же уникальных системах). А здесь они сумели выработать свою методику диагностики неисправностей. Милютин при­ думал даже приспособление- приставку, сократившую время на вспомогательные операции. В общем, управляющая элек­ троника сегодня уже не «узкое» место. — Глазное в нашем деле — не нервничать, не суетиться в любой ситуации,— повторяет Милютин.— Умеет создать этот рабочий настрой наш руково­ дитель Леонтий Филиппович Ракитин. Великолепно ориенти­ руется в любом положейии, координирует усилия десятков наладчиков и знает до тонко­ стей, чем занимается каждый. Всегда удивительно спокоен. Кроме того, Ракитин — рацио­ нализатор, изобретатель. ...Завершается подготовка к последовательному включению остальных двигателей главных приводов. Теперь задача: отра­ ботать двигатели на холостом ходу. Затем подойдет время сцеплять их с рабочими валка­ ми прокатного стана. В. ТЕСЛОВ. КОЛПАКОВЫЕ ПЕЧИ ПОСТАВЛЕНЫ НА СУШКУ Эта ответственная операция осуществлялась в несколько этапов. Сначала коксовый и доменный газы пришли на га- зоповысительную станцию по мощным стальным эстакадам. Здесь произошло их смешива­ ние в определенной пропорции. Эта смесь уже по другой эста­ каде подошла вплотную к стенам цеха. А на днях сме­ шанный газ приняли в отделе­ нии отжига рулонов стальной полосы. И на каждом этапе проводились тщательные испы­ тания трубопроводов, проверя­ лось каждое соединение, каж­ дый стык. И вот, наконец, прЪ- изошло главное: в нескольких печах уже зажглись газовые горелки. Первым, кого я увидел в от­ делении отжига, был Иван Его­ рович Ганьшин, один из луч­ ших бригадиров «Коксохим- монтажа». Улыбающийся, до­ вольный. Его бригада с прош­ лой осени вела в этом огром­ ном полукилометровом отде­ лении монтаж нагревательных колпаков, стендов под них, об­ вязку печей газопроводами. Первую «захватку» — сто стендов — монтажники устано­ вили еще до 20 декабря. Самой трудоемкой была рихтовка стендов. Сначала допуски пред­ полагали отклонения до 20 миллиметров, а потом, в силу необходимости (чтобы надеж­ нее работали печи), их умень­ шили в десять раз. Бригада вы­ полнила и эти требования. На­ чала с двух стендов, а потом, освоившись, монтировала за. смену до шести стендов. Осо­ бенно отличились при этом Н. А. Тишаков, А. М.. Бобков, А. Г. Ревин, С. И, Двуречен- ский. Так же быстро бригада ов­ ладела техникой обвязки кол­ паков. Если первое время, чтобы закончить обвязку, оста­ вались до восьми, то позже стали успевать к семи, а потом укладывались и к пяти часам вечера, успевая даже подгото­ вить к обвязке следующий колпак. Это было настоящее соревнование со временем,. с самими собой, и хотелось, что­ бы каждый день заканчивался пусть небольшой, но победой. Последние дни-бригада Гань- шина вела окраску всего обо­ рудования «серебрянкой». По­ могала им не менее известная на стройке бригада Н. В. Пы- шина, которая успешно закон­ чила монтаж и испытание той самой трарсы, по которой сего­ дня пришел сюда газ. Теперь эти первые пятьдесят колпаков, выстроившиеся в несколько ря­ дов вдоль пролета, еще больше напоминают серебристые сига­ рообразные тела ракет, приго­ товившихся к старту. Надо отметить, что хорошо поработали в отделении отжи­ га и коллективы «Юговостсж- стальконструкции-1», «Союз- теплостроя», девятого управле­ ния и «Отделстроя-1» треста «Липецкстрой». Первые обес­ печили успех остальных, смон­ тировав всего за три месяца / покрытие здания (с очень ши­ роким 42-метровым пролетом) конвейерным методом надвиж­ ки готовых блоков. Вторые применили много эффективных новшеств, выполняя огнеупор­ ную защиту отжиговых печей. Готовность половины отделе­ ния отжига такова, что на днях рабочая комиссия приня­ ла решение начать оформление соответствующего акта о пере­ даче объекта в эксплуатацию. Вместе с заводским масте­ ром Владимиром Ивановичем Куличковым мы стоим возле крайних колпаковых печей, внутри которых бушует пламя. На второй день температура за­ щитной оболочки уже достигла 150 градусов. Просушивается не только жароупорная «рубаш­ ка» колпаков, стендов. Горячий воздух поступает вниз, в под­ земную систему боровов. Сде­ ланы борова не из кирпича, как обычно, а из жароупорного сборного железобетона по пред­ ложению инженеров «Союзтеп- лостроя». Строительные рабо­ ты, благодаря этому, ускори­ лись, долговечнее будут борова, но прогревать их надо медлен­ но и осторожно — дело новое. Трафик сушки разработан на­ учно-исследовательским инсти­ тутом, сушка будет вестись по­ этапно, на первые 50 печей по­ надобится 24 дня. Максималь­ ная температура достигнет 800 градусов. Потом газ отключат, печам дадут остыть. — Осторожность нам крайне необходима,— говорит Кулич­ ков,— Очень легко вывести из строя борова, то есть подзем­ ную часть, а добраться до нее будет очень непросто. За ре­ жимом сушки тщательно следят приборы-автоматы. „.В помещении контрольно­ измерительных приборов и средств автоматики — рабочая тишина. Бок о бок с заводча­ нами здесь продолжают тру­ диться наладчики из треста «Центрмонтажавтоматика» под руководством прораба В. Н. Калмыкова. Пришли они сюда еще в октябре. Контролирова­ ли монтажников, проверяли схемы, искали ошибки. А с ян­ варя началась, по их словам, настоящая наладка: настройка систем управления, сигнализа­ ции и регулировки технологии Автоматика сегодня работает отлично, считают они. Бес­ шумно выводят самописцы тон­ кие изломанные дорожки, по­ нятные одним специалистам. В любой момент можно узнать давление или расход газа, тем­ пературу в нагревающихся пе­ чах. А в будущем регулировка теплового режима в термиче­ ском отделении будет осущест­ вляться. с помощью электрон­ но-вычислительной машины. Как только закончится суш­ ка первой группы печей и в них подадут защитный газ, в кол­ паки будут заложены пробные рулоны тонкого стального лис та* РАКАМШИЛИН. ОБСТАНОВКУ травильного агрегата и одной — для системы регистрации неисправностей. Им теперь нужна готовность агрегатов, чтобы с включением механиз­ мов начать приемку сигналов, С первого февраля все спе­ циалисты по АСУ в новом цехе перешли на график продлен­ ного рабочего дня. Обстановка становится все более напря­ женной и сложной. Ведь скоро электронщики и программисты останутся один на один со своими машинами. Понимая, что без них ни прокатный, ни дрессировочный станы не за­ пустить, специалисты стара­ ются максимально использо- Даже в час обеденного пере­ рыва ЭВМ не выключается, продолжая проверку поступа­ ющей информации. Обедают инженеры по очереди. Вместе с Нехорошевым мы побывали на пульте управле­ ния дрессировочным станом. Анатолий Никифорович пере­ вел ключ, и на крохотном эле­ ктронном табло замелькали цифры, показывающие изме­ нение одного из параметров работы стана. Это означало, что сигнал с импульсного дат­ чика, установленного на обо­ рудовании, пошел на электрон­ ный шкаф автоматическим уп- Р4НМ1ФМ1ММ ДВИПТ#ММ1Ц |ц § ц •— на кросс и устройство связи с объектом (УСО), а с него — на электронно-вычислитель­ ную машину, которая нахо дится в полукилометре отсю­ да. Сигнал возбуждает про­ грамму ЭВМ, подключает ма шину к работе, заставляет ее принять решение и выдать команду. УСО — это собствен­ но часть ЭВМ, впервые в за­ водской практике отодвинутая на такое расстояние от вычис лительного центра. Близился вечер, но Нехоро­ шее и его товарищи не хотели уходить с объекта, не «проиг­ рав» через электронно вычис­ лительную машину тот самый механизм — клиновое устрой­ ство дрессировочного стана... В. ВАСИЛЬЕВ. Заштрихованные к л е т к и На несколько сот метров протянулся непрерывно­ травильный агрегат. Нес­ колько белоснежных пуль­ тов управления возвышают­ ся над сложным оборудо­ ванием. Несмотря на обилие дневного света, пульты уп­ равления имеют дополни­ тельное освещение от лю­ минесцентных ламп. Идет наладка управляющих при­ боров. По бетонной лестнице поднимаемся в просторный машинный зал. Хозяевами сегодня здесь стали специа­ листы первого Липецкого участка Воронежского пу­ ско-наладочного управле­ ния «Юговостокэлектро- монтаж». Руководитель группы по наладке управ­ ляющих приборов В. Г. Пу- ляев рассказывает: — На непрерывно-тра­ вильном агрегате смонти­ ровано 45 мощных элек­ трических приводов. Наша задача — вдохнуть в них жизнь, сделать так, чтобы все они заработали строго в соответствии с'проектным решением. Подходим к одному из многочисленных электро­ шкафов. Владимир Гаврило­ вич открывает его створки, и перед глазами возникает множество кабелей. Каждая жилка в них имеет свой соб­ ственный номер. Невольно думаешь: сколько же надо времени и труда, чтобы ра­ зобраться в этих сложных коммутационных перепле­ тениях, схемах присоедине­ ния! — Бывает, что и смены не хватает для того, чтобы отыскать одну необходимую жилку, — как бы угадав мои мысли, говорит В. Г. Пуляев. — Но спешить нам тоже нельзя. Ведь каждый из этих шкафов — своеоб­ разная вычислительная ма­ шина с ячейками памяти, не которые с программирую­ щего прибора будет зада­ ваться рабочая программа. Без знания специального «языка» не только эксплуа­ тировать сложную аппарату­ ру, но и наладку ее вести нельзя. Мы прошли специ­ альный курс его изучения заранее, когда еще в маш- зале работали строители и монтажники. Тогда же были укомплектованы и рабочие звенья, которые сегодня в дут здесь наладку. Звеньев, занимающихся наладкой управляющих при­ боров, шесть, столько, сколько' в машзале рядов с электрошкафами. Инжене­ ры-наладчики, в основном, молодые, многим из них нет и тридцати. Николай Гого­ лев и Александр Белоцер­ ковский направлены сюда Новолипецким металлурги­ ческим ‘заводом. У щитов управления гид равликой и смазкой масло- подвалов непрерывно-тра­ вильного агрегата мы по­ знакомились с инженерами наладчиками Игорем Наго­ вицыным и Василием Че- боксаровым. Наговицын уверенно ориентируется многочисленных схемах разложенных тут же, на де ревянных стеллажах. Вот он берет в руки специаль­ ный прибор. Неспешно, словно минер, начинает «прощупывать» одну элек­ трическую цепь за другой Время от времени склоня­ ется над стеллажом, делает какие-то пометки. Как поз же выяснилось, он сверял монтажную схему с принци пиальной. На последней по явилось несколько заштри­ хованных клеток. Значит, эти цепи проверены и гото вы к работе. Так по крупицам — клет ка за клеткой, схема за схемой — наладчики при ближаются к заветной цели. Хорошими помощниками у наладчиков стали порта­ тивные приемо-передаю щие радиостанции. А опе­ ративная связь им просто необходима, потому что хо­ зяйство их разбросано на многие сотни метров по всему 'непрерывно-тра вильному агрегату. И на всех его участках можно сегодня встретить специа­ листов пуско-наладочного управления «Юговостде- илектромонтаж». А. ДОНЦОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz