Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)
« и П артийная жизнь: нравственный долг коммуниста ПРИВИЛЕГИЯ ОД НА - БЫТ Ь Т АМ , ГДЕ Т РУД НЕЕ Вечером, после нар яд а, оба сидели мрачные... — Му, чт о дела ть б удем, пар т орг? — прервал паузу ди рек т ор совхоза А. А. Емель я нов. — Уж е и райком перепо лошилс я. К а т и тьс я д альше не куда. — И ведь прнйнн -т о вроде никаких! — Л. Л. Лисовой за ходил по кабине ту. — К оровы хорошие, кормим вдоволь. Весь год с молоком, и во т, сч и т ай,' на финише — срыв. Може т, лю дей собра ть?. Н о людей собира ть не по т реб овалось. Ут ром в пар тк ом совхоза «Тульский» пришла до ярк а М. П. Тюрина. — А чего гада ть? — ск азала Мари я П авловна, — Многие ведь рабо т аю т т ак... лишь бы не ругали. В совхозе тр ид ца ть дев ять доярок, а на виду всего п ять—ш есть. Им и поче сти, и премии. Одно слово — передовики. Вы на остальных гляньте. План-то не передови ки вытягивают. Нужно подво дить итоги подекадно. Тогда и «середняк», глядишь, в побе дители выйдет... В тот же день члены парт кома ; обсуднди предложение коммуниста М. П. Тюриной на своем заседании. Состоялся об стоятельный, самокритичный разговор о ходе выполнения плана и социалистических обя зательств, о личном вкладе коммунистов — в первую оче редь руководителей и специа листов. Взвесив все «за» и «против», партком пересмотрел условия соревнования. Оплата за месяц, квартал, на период зимовки скота осталась без из менений. Но был внесен пункт о поощрении доярок, скотни ков, лаборантов, подвозчиков кормов, слесарей, электриков по итогам работы за десяти дневку. В частности, для доя рок установили премии от 5 до 15 рублей, оплату другим работникам скорректировали так, чтобы она зависела от ко личества и качества получен ной продукции. Оценку результатов работы коллектива взял на себя совет доярок. А в совете такие опыт ные доярки, как Л. Н. Пухло- ва, В. М. Рязанцева, Л. С. Понкрашина, А. Ф. Игрунова. Совет определяет победителей, взыскательно требует с нару шителей трудовой и технологи ческой дисциплины. Решения о поощрении передовиков сорев нования красными вымпелами и денежными премиями при нимаются при участии членов партийной группы. Коммуни сты группы трудятся на ключе вых участках отрасли: М. П. Тюрина — доярка, Л. А. Пух- лова — бригадир бригады по выращиванию молодняка, Т. А. Евстратов — ветсанитар, Н. Л. Чеканов — слесарь. Участвуя в заседаниях совета, они зна комят доярок с состоянием дел в отрасли, с теми задачами, которые решает совхозная пар тийная организация. Эти и другие меры дали ощутимый эффект. Уже в пер вый месяц среднедекадное производство молока возросло на 2,2 тонны. Совхоз успешно справился с квартальным, а затем и годовым планами за готовок. Тогда, в 1979-м, жи вотноводы выступили инициа торами районного социалисти ческого соревнования под де визом — «На имеющихся кор мах — больше животноводче ской продукции!». А нынче, в завершающем году пятилетки, они обязались к 110-й годов щине со дня рождения В. И. Ленина завершить задание пя ти месяцев по заготовкам мо лока и мяса, превзойти прош логодний уровень реализации молока на 61 и мяса — на 213 центнеров. Эту инициативу под держал райком партии. На нее откликнулись доярки колхоза «Ленинский путь», совхоза «Пятилетка», других тербун- ских хозяйств. ...Один, казалось бы, рядовой поступок коммуниста вылился в массовое движение. За этим частным случаем руководители увидели целое явление. Удиви тельного тут ничего нет. Лю бой поступок коммуниста не сет в себе воспитательный за ряд. Партийцев, которые активно влияют на дела хозяйства, в совхозе «Тульский» немало. Среди них кавалер ордена Тру дового Красного Знамени шо фер *Д. В. Болгов, бригадир животноводов Л. А. Пухлова, механизатор Н. И. Саввин, звеньевой механизированного свекловодческого звена Н. М. Рязанцев, комбайнер С- К- По- нкрайшн, Уже давно в совхозе трудит ся звеньевой механизированно го свекловодческого звена Н. М. Рязанцев. Первым в районе ос воил опыт братьев Синичкиных. Сам, по собственной инициати ве, ездил за советом к добрин- цам, перенимал исе лучшее на районных семинарах. — В первый раз, — вспоми нает Н. М. Рязанцев, — ехал от Синичкиных злой, расстро енный. Земля у нас не хуже, техника такая же. Эх, думаю, да что ж мы‘ТО за хозяева!,. С автобуса — сразу в парт ком. Берусь, юворю, обрабо тать 100—120 гектаров свеклы с минимумом затрат... Инициативу Николая Ми хайловича одобрил партком, ее поддержали в Тербунском рай коме партии. В 1978 году коммунист Н. М. Рязанцев получил с каждого из 118 гектаров по 218 центнеров корней. Его пример красноре чивее любых слов убедил това рищей в необходимости • рабо тать по новой технологии. Сей час в совхозе уже девять меха низированных свекловодческих звеньев. В минувшем, крайне неблагоприятном, году ученик Н. М. Рязанцева. А. Ф. Диден ко собрал с каждого гектара по 233 центнера корней — ед ва ли не больше всех в районе. — Когда заходит речь о дол ге коммуниста, — говорит, секретарь парткома Л. Л. Ли совой, — то прежде всего име ется в виду производственная сторона. Ходит человек в пе редовиках, регулярно платит членские взн о сы— значит,* примерный партиец. Ну, а что за цифрами и процентами? Есть у нас один коммунист, толковый механизатор, мастер своего дела. В свое время он поставил не один рекорд, даже орден Трудового Красного Знамени имеет. И что же? Об завелся семьей, хозяйством — и куда девалась его активность. Пошлют его подвозить корма на ферму —полдня кое-как от работает и домой. Предложили отремонтировать сеялки (для его же экипажа) — не мое, мол, это дело: Нет, повести за собой других может не просто добросовестный работник и даже не передовик, а человек, лишенный самоуспокоения, творчески мыслящий, кровно заинтересованный в интересах дела. Все эти качества коммунист не получает вместе с партий ным билетом в райкоме. Поэто му партком постоянно направ ляет свои усилия на повышение эффективности воспитательной работы, формирование у чле нов партии, всех тружеников активной жизненной позиции Жестко пресекаются всякие проявления косности, инертно сти, равнодушия. Так, одно время главный зоотехник Г. X. Бабаев, как говорят, впал в административную спячку. По ведение коммуниста обсуДилн на общем партийном собрании, партком вынес ему строгое взыскание. Г. X. Бабаев изме нил отношение к делу, но парт ком не'спешил с выводами. И лишь когда на фермах насту пил перелом, вопрос сняли с контроля. Но важна и личная инициа тива члена парткома. На него ориентируются, с него берут пример коммунисты, все тру женики. На одном из партий ных собраний много добрых слов говорилось о члене парт кома, шофере Д. В. Болгове. Из года в год он вместе с ка валером ордена Ленина комму нистом И. М. Корнеевым из совхоза «Тербунский» за дает тон в социалистическом соревновании водителей райо на, в прошлую уборочную стра ду сделал более 14 тысяч тон но-километров. По предложе нию Д. В. Болгова партком вот уже ряд лет закрепляет моло дых рабочих за коммунистами, передовиками производства. Наставники передают нович кам знания, опыт, мастерство, а заодно, словом и делом, лич ным примером воспитывают у них инициативность, творче ское отношение к делу, инте рес к эксперименту. Со време нем из вчерашних школьников получаются не только хорошие производственники, но и до стойные кандидаты в члены партии. За четыре года пер вичная партийная организация выросла на 13 человек и сей час объединяет в своих рядах 72 члена и 3 кандидата в чле ны КПСС. Среди тех, кто по полнил партийные ряды, шофер II. В. Болгов, механизаторы А. В. Павлов и В. Д. Грешон- ков. Как они, молодые, понимают свой долг? — У коммуниста одна приви легия, — сказал А. В. Павлов, — быть там, где труднее. Что ж, верные слова. Ю. ДЮКАРЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени». С ЧЕРНОЗЕМНОГО ГЕКТАРА П О Л Н О Й М Е Р О Й (Окончание Начало на 1-й стр.) С СЕССИИ ИЗМА ЛКОВСКОГО р Е П И Т Ь НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ДИСЦИПЛИНУ ТРУДА Состоялась первая сессия районного Совета народных де путатов в Измалкове. Рассмотрен организационный вопрос. Председателем исполкома районного Совета избран депутат А. В. Драчев. Сессия обсудила вопрос о задачах Советов народных депу татов по выполнению постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокраще нии«текучести кадров в народном хозяйстве». , РИГАДИР комплекс ной бригады колхо за имени Ленина депутат 3. П. Дорохина, вы ступая на сессии, привела та кой факт. В прошлом году ме ханизатор Н. К. Белокопытов выработал на трщегоре К-700 620 эталонных гектаров, а го дом раньше производительность была еще ниже. Трактор-бога тырь не используется и вполси лы, если учесть, что плановая его выработка должна дости гать 1750 гектаров. — Разве так работают? — с горечью говорила бригадир. — Поле ведь не обманешь. Пахоту затянешь, посеешь не вовремя, запоздаешь с уборкой — вот он и недобор урожая. В колхо зе немало замечательных тру жеников, таких, как механиза торы Л. И. Осипов, А. К. Доро хин. Именно эти, добросовест ные люди, приумножают кол хозное богатство. Их отличают высокая ответственность за по рученный участок работы, ди сциплинированность. Есть, к сожалению, и недобросовестные работники, лодыри и разгиль дяи, для которых хлебороб ская честь ничего не значит. Поэтому нам, депутатам, надо постоянно улучшать воспита тельную работу, добиваться укрепления трудовой дисцип лины на каждом производст венном участке. Докладчик — председатель райисполкома А. В. Драчев, вы ступающие в прениях депутаты с большой озабоченностью го ворили о том, что многие колхо зы и совхозы района не выпол няют планы по производству и заготовкам продукции по ряду показателей, отстают от зада ний пятилетки, район оказался в долгу у государства. Медлен ные темпы роста, а порой топ тание на месте, недобор про дукции растениеводства и жи вотноводства происходят, как правило, из-за низкой исполни тельской дисциплины кадров, бесхозяйственности, снижения ответственности за порученное дело. Успешная работа Чериавско- го отделения «Сельхозтехники». колхозов «Россия», имени XXII партсъезда, совхоза «Пролета рий» во многом объясняется тем, что в коллективах хорошо поставлена воспитательная ра бота, проявляется забота о лю дях, их бытовых нуждах, усло виях труда. Но этого нельзя" сказать о хозяйственных руко водителях, профсоюзных орга низациях совхозов «Заречен- ский*, «Лебяженский», колхоза «40 лет Октября». Здесь прини жена требовательность к кад рам, не получают должного от пора нарушители трудовой ди сциплины. На сессии подчерки валось, что явно недостаточно влияние на трудовые коллекти вы со стороны исполкомов Пятницкого, Лебяженского, Преображенского и некоторых других. Заслуживает внимания опыт внедрения прогрессивной формы организации труда в Измал- ковской ДГ1МК. Об этом рас сказала мастер мехколонны де путат Е. А. Авдеева. — Бригада В. М. Мальцева, — говорит она, —г работая по бригадному подряду, на месяц раньше срока сдала в эксплуа тацию дорогу Измалково — Преображение, по итогам 1979 года коллективу присуждено первое место е о Всероссийском соревнований дорожников. Внедрение бригадного подряда помогло сократить текучесть кадров. В коллективе мехколон- иы широко развиты наставниче ство, товарищеская взаимопо мощь. К сожалению, в ряде коллек тивов совершенствованию ор ганизации труда не уделяется внимание. Когда-то переходили на безнарядную систему рабо ты звеньев в колхозах «Знамя Ленина», «Россия». Звенья по: лучали приличные урожаи. Те перь запушена эта работа. А ведь безнарядная звеньевая система дисциплинировала лю дей, воспитывала у каждого чувство ответственности за со стояние дел в коллективе, за конечные результаты труда. На сессии отмечалось. что усиление темнев строительства жилья, объектов соцкультбыта, улучшение бытового обслужи вания населения, развитие культуры, торговли и общест венного питания, забота о до суге молодежи имеет прямое отношение к закреплению кад ров на селе, поможет поднять дисциплину груда. Но далеко не все исполкомы сельских Со ветов, руководители колхозов и совхозов, профкомы и рабоч комы серьезно занимаются этими важными вопросами. Если на Афанасьевском МХП, в Чернявском отделении «Сель хозтехники» настойчиво реша ют жилищную проблему, то этого не скажешь о некоторых колхозах и совхозах, где жи лые дома строят подолгу или вовсе не строят. Остро стоит жилищный вопрос на маслоза воде, в учреждениях здравоох ранения. Далеко не везде соз даны нормальные бытовые условия молодым специали стам. В этом году в районе поста вили цель построить по 10 квар тир в каждом колхозе и совхо зе. Это большое дело, и за него надо браться основательно сельским строительным органи зациям, • руководителям хо зяйств, исполкомам местных Советов. Только совместные усилия принесут желаемые ре зультаты. Многое предстоит сделать работникам сферы обслужива ния, и, прежде всего, — учреж дений культуры, торговли, об щественного питания. Измалковцы взяли высокие обязательства на завершающий год десятой пятилетки. Преду сматривается резко повысить урожайность зерновых, техниче ских и кормовых культур, про дуктивность скота. Чтобы до биться стабильного роста произ водства продукции земледелия и животноводства, нужна пов седневная и настойчивая рабо та исполкомов Советов, хо зяйственных руководителей, профсоюзных организаций по укреплению трудовой, техноло гической и плановой дисципли ны. Необходимо воспитывать у сельских тружеников ответст венность за порученное дело, добиваться такого положения, чтобы каждому участнику со ревнования были созданы не обходимые условия для высо копроизводительного труда, и он смог бы с честью выпол нить принятые обязательства. ПОВЕСЕННИМ АДРЕСАМ тому нарушается установив шаяся взаимосвязь фермы с по лем. Навоз в больших, количе ствах скапливается на ком плексах, а поля колхозов и совхозов, откуда ушел скот, остаются без удобрений. А ведь земля требует восполнить питательные вещества, отдан ные урожаю. Следует на ме стах выработать и осуществить такие меры, которые позволи ли бы своевременно и полностью вносить навез на поля. Види мо, целесообразно пойти. иа создание крупных, хорошо ос нащенных техникой специали зированных предприятий и от рядов по производству н вы возке органики. Важным резервом повыше ния урожайности, роста вало вых сборов зерна и других продуктов земледелия являет ся совершенствование структу ры посевных площадей, освое ние севооборотов. В послед* • нее время, отметил М. С. Соло- менцев, идут разговоры о том, что хозяйства зоны перегруже ны посевами зерновых, сахар ной свеклы, и поэтому не хва тает площадей под пары. От сюда, делается вывод, и низ кие урожай, и валовые сбо ры зерна. Причем упор делает ся на сокращение посевов зер новых. Можно ли это допу стить? В рекомендациях Все российского отделения ВАСХНИЛ и научно-исследо вательского Института сель ского хозяйства Центрально черноземной полосы имени В. В. Докучаева говорится, что колосовыми следует зани мать половину пашни. Зерно бобовых рекомендуется иметь не менее десяти процентов, а посевы всех зерновых и зерно бобовых культур должны со ставлять 60 процентов пашни. Практика передовых хозяйств убеэвдает, что такая, структура обеспечивает наибольший вы ход продукции с гектара пахот ной земли. Глав ны й з а каз свеклово дов страны досрочно вы полнили коллективы калиб ровочных заводов Украины. Сегодня они отправили по следнюю партию своей продукции в Армению, Гру зию, Казахстан и Литву, до срочно рапортовав о завер шении подготовки посевно го материала. Под будущий урожай подготовлены семена девят надцати сортов и гибридов, отвечающих требованиям интенсивного земледелия. (ТАСС): Важным фактором повыше ния урожайности зерновых также является оптимальное соотношение между озимыми и яровыми посевами. Согласно ре комендациям, озимые в Цент ральном Черноземье должны занимать 22—25 процентов пашни, или половину. посевов колосовых. Однако озимые за нимают здесь всего 16 процен тов, а в Липецкой области — 15 процентов, Тамбовской — 13 процентов. Только за счет уменьшения площади посевов озимых культур хозяйства Черноземья ежегодно недоби рают миллион тонн хлеба! Вся работа по совершенство ванию структуры посевных площадей, внедрению и освое нию севооборотов должна быть подчинена единственной цели — росту валовых сборов зерна. На этом следует сосре доточить внимание всех специ алистов, руководителей хо зяйств и сельскохозяйственных органов. Необходимо уже в этом году сделать крупный шаг в развитии зернового хо зяйства в каждом колхозе и совхозе/ Значительное место в своей речи оратор уделил возделы ванию свеклы. Свекловодство в полной мере обеспечивается минеральными удобрениями, нарастают И поставки высоко производительной техники. Те перь дело за ростом урожайно сти и валовых сборов сладких корней. Следует добиться, что бы каждый гектар свеклович ных плантаций стал участком высокой культуры земледелия. ‘ Не менее важной техниче ской культурой в Чернбземье является подсолнечник. Необ ходимо в корне изменить от ношение к нему. Этот вопрос в прошлом году был подробно рассмотрен на совещании в Краснодаре. Разработаны ме ры по укреплению материаль но-технической базы загото вительных организаций и хо зяйств, занимающихся выра щиванием маслосемян. Говоря о состоянии и ме рах по развитию общественно го животноводства, М. С. Со- ломенцев обратил внимание на пути увеличения производ ства кормов. В хозяйствах Чер ноземья около трех миллионов гектаров, или 25 процентов пашни, занимают кормовые культуры, имеется также свы ше двух миллионов гектаров лугов и пастбищ. На каждую условную голову скота прихо дится двух гектаров угодий, урожайность ..которых остается низкой. В Курской, Тамбовской и Липецкой обла стях сбор сеяных' однолетних и многолетних трав на сено и зеленый корм не превышает 13—29 центнеров, а естествен ных — 3—4 центнеров кормо вых единиц с гектара. Между тем, данные науки и практика передовиков свидетельствуют, что можно получать не менее 40 центнеров кормовых еди ниц с гектара. В решении кор мовой проблемы большое значение имеют семеноводство, подбор наиболее интенсивных культур и сортов трав. Необхо димо шире внедрять посевы люцерны, суданской травы, ко стра безостого, эспарцета, сор го. Задачи и основные направ ления в развитии животновод ства, отметил оратор, недавно подробно обсуждались на со вещании в Ростове. Здесь он обратил внимание на организа цию вокруг промышленных центров молочных и овощных зон, специализированных высо- коиитенсивных хозяйств. Их следует хорошо оснастить тех никой, создать прочную кор мовую базу и иметь годовые надои не менее 4—4,5 тысячи килограммов молока от коро вы. Черноземье является и по ставщиком дешевой говядины. Возможности увеличения ее производства здесь далеко не исчерпаны. Если заключитель ный откорм крупного рогатого скота проводится организован но, то при доращивании молод няк значительно отстает в развитии. Телята, которых спецхозы получают в молоч ном возрасте, достигают жи вого веса в 400—450 кило граммов к 14—16 месяцам от корма. Если.же они поступают в возрасте 12 месяцев и стар ше, то такой вес они набирают только в два-два с половиной года. Большими возможностями располагает зона и в развитии традиционных для нее отрас лей — свиноводстве и овце водстве. Самое серьезное внимание, сказал М. С. Соломенцев, необ ходимо уделят^ развитию лич ных хозяйств, добиваться, что бы каждая сельская семья имела корову, свиней, овец и птицу, обеспечивала продукта ми себя, а их излишки постав ляла на рынок. Партия и правительство про водят большую работу по ук реплению материально-техниче ской базы колхозов и совхозов. Очень важно эффективно ис пользовать имеющуюся тех нику. К сожалению, здесь сни жается коэффициент сменности работы тракторов и других ма шин, их пронзЕодительнс/сть. Так, в целом по зоне средне- , дневная выработка на эталон ный трактор составила в прошлом году всего семь гек таров. Во всех областях зоны снизилась и выработка на зер новой комбайн. Хотел бы особо подчеркнуть, заявцл М. С. Соломенцев, что одной из центральных задач всех хозяйственных органов, руководителей, специалистов колхозов и совхозов является целенаправленная работа по снижению себестоимости про дукции, повышению производи тельности труда, организации производства на новейшей на учно-технической основе. Оратор остановился на миг рации сельского населения в города и промышленные цент ры. В результате ее испытыва ется острый недостаток меха низаторов, животноводов, кад ров других массовых профес сий. Как показали социологи ческие исследования, основной причиной этого явления стало отсутствие в деревнях необхо димых производственных, жи лищных и культурно-бытовых условий. Необходимо больше строить на селе жилья, школ, детских дошкольных учрежде ний, клубов и других объек тов. Четкая программа работы с кадрами намечена в недавно принятом постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальней шем укреплении трудовой дисциплины и сокращении теку чести кадров в народном хо зяйстве». В заключение своей речи М. С. Соломенцев напомнил о неотложных делах по заверше нию подготовки к полевым ра ботам, пожелал сельским тру женикам организованно про вести весенний сев ц заложить хорошую основу для получения высокого урожая в завершаю щем году пятилетки. На совещании выступили первый секретарь Воронежско го обкома партии В. Н. Игна тов, председатель колхоза «Ле нинское знамя» Тамбовской области П. В. Будняк, дирек тор научно-исследовательского института сельского хозяйства Центрально-Черноземной по лосы имени В. В. Докучаева В. Е. Шевченко, председатель колхоза^ «Заря коммунизма» Курской области Герой Соци алистического ТруДа И. П. Груздов, министр сельского хо зяйства РСФСР Л. Я. Фло- рентьев, директор липецкого совхоза «Красный колос» Ге рой Социалистического Труда П. М. Меланьин, председатель исполкома районного Совета народных депутатов из Белго- * родской области Г. С. Дрыгин и другие. • Совещание одобрило предло- • женные учеными рекомендации, которые будут способст вовать, дальнейшему развитию сельскохозяйственного произт водства в колхозах и совхозах Центрального Черноземья. В работе совещания приняли участие ответственные работ ники аппарата ЦК КПСС, Со вета Министров СССР и Сове та Министров РСФСР, союз ных и республиканских мини стерств и ведомств, первые секретари обкомов партии и председатели облисполкомов Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбов ской областей. О - 1111111111111Ш111IIIIII111111Я1111«1111|1111111111III11111111III! III111111111111111111111111II11111111111II1111111111111111П111111111Ш11111111111111П1111|а На Грязинском пищевом комбинате ширится соревнова ние за достойную встречу ленинского юбилея. Ус пешно несет трудовую вахту комсомольско - молодежная смена кониентратного цеха, возглавляемая М. Д. Царик. Сменные задания она ежеднев но выполняет на 120 процентов при отличном качестве выпус каемой проду кции. На снймке: передовые рабо чие концентратного цеха, удар ники коммунистического труда, комсомольцы Людмила Вино градова, Галина Рыслясва, Людмила Севрюкова беседуют с начальником смены Марией Дмитриевной Царик. Фото И. Воронова. Транспорт современного ме таллургического завода — это сложный организм с перепле тением разнообразных связей между отдельными частями — связей технологических, информационных, управляющих. От «здорового», устойчивого функционирования этого организ ма во многом зависит и «здор овье» завода в целом. Это по нятно. Но что такое наилучшая организация работы транспор та! Здесь ясности значительно меньше. ТУПИКИ ЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА к М. ВИКТОРОВ. АФЕДРЕ промышлен ного транспорта Липец кого политехнического института Новолипецкий завод несколько лет назад предло жил разработать некоторые вопросы данной проблемы. Естественно, предполагалось разработать их до такого уров ня, чтобы рекомендации можно было внедрить. С юношеской энергией (а ученые на кафед ре, в основном, молодые) мы взялись за дело. К сожале нию, мы попытались решать частные вопросы и довольно скоро убедились, что этого сделать нельзя, так как не ре шены общие проблемы органи зации промышленных тран спортных систем (ПТС). Сна чала мы возлагали надежды на ведущие институты. Но там много лет работают над. проб лемами магистрального тран спорта и почти совсем не зани маются промышленным. А, как оказалось, разрыв между ни ми значительный. Пришлось констатировать печальный факт: наука просмотрела «взросление» промышленного транспорта. Сеть заводских железных дорог в несколько сот километров по старинке называют «подъездным пу тем». Да-да, так и пишется — подъездной путь Новолипец кого завода. А какие могут быть.проблемы у «подъездного пути»? В этих условиях объективно на наши плечи легла трудная и, в общем-то, непосильная задача — разрабатывать не только частные вопросы, но и общие принципы организации ПТС. Сейчас уже можно ска зать, что определенные резуль таты у нас есть. Цо они, конеч но, не на таком уровне, когда их можно было бы внедрять практически. Главное—проведен необходимый этап исследова ний и «перескочить» через него невозможно. Кстати сказать, основную помощь нам оказали разработки «нетранспортиых» институтов — института кибернетики в Киеве, института проблем уп равления в Москве и другие. Уяснив роль заводского транспорта в совремем.г ус ловиях, мы нашли математиче ское выражение его основной продукции. То есть ту вели чину, которую надо увеличи вать, чтобы повысить произво дительность системы. Понять это было не так просто, как кажется. Я приведу один лример. Вычислитель ный центр Академии на ук СССР взялся как-то оптимизировать работу тран спорта по перевозке материа лов на строительные площадки Москвы. Оптимизировал. Ста ли внедрять предложение, и оказалось, что автотранспорт ные предприятия, как говорит ся, «вылетели в трубу». Марш руты перевозок получились настолько короткими, что не выполнялся план по «основной продукции» — тонно-каломет- рам. Эксперимент прекратили. И так бывает очень часто. На словах утверждается одно, а объективная .цель системы, ко торая обусловливается учиты-, ваемыми показателями (про ще говоря, то, за что платят деньги), может быть совсем другой. Заводской транспорт являет ся, во-первых, самостоятельной характерны значительные не ритмичности, может быть толь ко при гибкой его организации. К этому прийти было тоже не легко, так как многие десяти летия идеалом транспорта счи тается коцвейер. Мы сформули ровали основные принципы гиб кой организации ПТС, подучи ли необходимые математиче ские зависимости. Н а у к а — п р о и з в о д с т в у системой и имеет свои собст венные интересы, во-вторых, — частью завода и должен удов летворять его потребности, и, в третьих, элементом единой транспортной системы страны, а значит, должен хорошо сты коваться с магистральным. В понятии основной продукций необходимо отразить работу транспорта во всех трех «ро лях». Но работу эту до енх пор измеряют в перевезенных тон нах и, как следствие, несконча емый и бесплодный спор ведут заводчане и «магистральщики»: какие вагоны надо в первую очередь выгружать — парка завода или МПС? Нетрудно понять, что показатель этот плохой: можно много возить — и все же сбить завод с рит ма, как это и было зимой ми нувшего года. Мы показали, что эффектив ная работа транспорта в совре менных условиях, для которых Но вот что интересно. Гиб кая организация перевозок — это более высокая форма функ ционирования, а как доказано наукой, она требует лучшей структурной организации. При менительно к ПТС это означа ет более высокий уровень дис циплины, более надежную и оперативную информацию, луч шее знание транспортниками закономерностей работы ПТС. Элементы гибкой организации практика применяла всегда, но без солидной теоретической проработки они так и остались элементами. И в этом направ лении нам нужно еще многое решить. Далее. При ближайшем изу: чении вопроса выяснилось, что надежных и эффективных ме тодов расчета сложных ПТС тоже нет. Мы разработали ме тод моделирования на ЭВМ, позволяющий проводить экспе рименты, близкие к натурным. Его одобрили в институте ки бернетики Академии наук СССР. У V - Однако основная направлен ность наших работ — практи ческие рекомендации. В этом году мы предполагаем разра ботать и внедрить вместе с производственниками улуч шенную организацию перево зок агломерата и окатышей к обоим доменным цехам. Сей час наши научные сотрудники находятся на заводе буквально день и ночь — изучают воз можности и особенности внедре' ния предлагаемых кафедрой рекомендаций. Несколько слов о трудно стях. Первое: нам не хватает людей. Завод выделяет инсти туту значительные суммы. Но внутри института лимиты на заработную плату были распре делены давно, и мы не можем принять сотрудников в соответ ствии с объемами договоров., Сейчас исследованиями в обла- У " сти организации работы тран спорта занимаются на кафедре пять штатных сотрудников (надо бы десять-пятнадцать), но и на них не хватает лими тов. В идим о , завод должен предложить институту немного сократить другие, менее акту альные работы, и расширить исследования в области тран спорта. Второе; при весьма доброжелательном отношении к нам заводских транспортников контакты с ними очень затруд нительны из-за их постоянной занятости. Проблема повыше ния эффективности работы транспорта настолько значи тельна, что требует создания постоянной рабочей группы на заводе. Это неизменно способ ствовало бы увеличению прак тической пользы от исследова ний. п. козлов, доцент Липецкого политех нического института, член научно-методического со вета по промышленному транспорту при Минвузе СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz