Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

« и П артийная жизнь: нравственный долг коммуниста ПРИВИЛЕГИЯ ОД НА - БЫТ Ь Т АМ , ГДЕ Т РУД НЕЕ Вечером, после нар яд а, оба сидели мрачные... — Му, чт о дела ть б удем, пар т орг? — прервал паузу ди­ рек т ор совхоза А. А. Емель я­ нов. — Уж е и райком перепо­ лошилс я. К а т и тьс я д альше не­ куда. — И ведь прнйнн -т о вроде никаких! — Л. Л. Лисовой за­ ходил по кабине ту. — К оровы хорошие, кормим вдоволь. Весь год с молоком, и во т, сч и т ай,' на финише — срыв. Може т, лю дей собра ть?. Н о людей собира ть не по т­ реб овалось. Ут ром в пар тк ом совхоза «Тульский» пришла до­ ярк а М. П. Тюрина. — А чего гада ть? — ск азала Мари я П авловна, — Многие ведь рабо т аю т т ак... лишь бы не ругали. В совхозе тр ид­ ца ть дев ять доярок, а на виду всего п ять—ш есть. Им и поче­ сти, и премии. Одно слово — передовики. Вы на остальных гляньте. План-то не передови­ ки вытягивают. Нужно подво­ дить итоги подекадно. Тогда и «середняк», глядишь, в побе­ дители выйдет... В тот же день члены парт­ кома ; обсуднди предложение коммуниста М. П. Тюриной на своем заседании. Состоялся об­ стоятельный, самокритичный разговор о ходе выполнения плана и социалистических обя­ зательств, о личном вкладе коммунистов — в первую оче­ редь руководителей и специа­ листов. Взвесив все «за» и «против», партком пересмотрел условия соревнования. Оплата за месяц, квартал, на период зимовки скота осталась без из­ менений. Но был внесен пункт о поощрении доярок, скотни­ ков, лаборантов, подвозчиков кормов, слесарей, электриков по итогам работы за десяти­ дневку. В частности, для доя­ рок установили премии от 5 до 15 рублей, оплату другим работникам скорректировали так, чтобы она зависела от ко­ личества и качества получен­ ной продукции. Оценку результатов работы коллектива взял на себя совет доярок. А в совете такие опыт­ ные доярки, как Л. Н. Пухло- ва, В. М. Рязанцева, Л. С. Понкрашина, А. Ф. Игрунова. Совет определяет победителей, взыскательно требует с нару­ шителей трудовой и технологи­ ческой дисциплины. Решения о поощрении передовиков сорев­ нования красными вымпелами и денежными премиями при­ нимаются при участии членов партийной группы. Коммуни­ сты группы трудятся на ключе­ вых участках отрасли: М. П. Тюрина — доярка, Л. А. Пух- лова — бригадир бригады по выращиванию молодняка, Т. А. Евстратов — ветсанитар, Н. Л. Чеканов — слесарь. Участвуя в заседаниях совета, они зна­ комят доярок с состоянием дел в отрасли, с теми задачами, которые решает совхозная пар­ тийная организация. Эти и другие меры дали ощутимый эффект. Уже в пер­ вый месяц среднедекадное производство молока возросло на 2,2 тонны. Совхоз успешно справился с квартальным, а затем и годовым планами за­ готовок. Тогда, в 1979-м, жи­ вотноводы выступили инициа­ торами районного социалисти­ ческого соревнования под де­ визом — «На имеющихся кор­ мах — больше животноводче­ ской продукции!». А нынче, в завершающем году пятилетки, они обязались к 110-й годов­ щине со дня рождения В. И. Ленина завершить задание пя­ ти месяцев по заготовкам мо­ лока и мяса, превзойти прош­ логодний уровень реализации молока на 61 и мяса — на 213 центнеров. Эту инициативу под­ держал райком партии. На нее откликнулись доярки колхоза «Ленинский путь», совхоза «Пятилетка», других тербун- ских хозяйств. ...Один, казалось бы, рядовой поступок коммуниста вылился в массовое движение. За этим частным случаем руководители увидели целое явление. Удиви­ тельного тут ничего нет. Лю­ бой поступок коммуниста не­ сет в себе воспитательный за­ ряд. Партийцев, которые активно влияют на дела хозяйства, в совхозе «Тульский» немало. Среди них кавалер ордена Тру­ дового Красного Знамени шо­ фер *Д. В. Болгов, бригадир животноводов Л. А. Пухлова, механизатор Н. И. Саввин, звеньевой механизированного свекловодческого звена Н. М. Рязанцев, комбайнер С- К- По- нкрайшн, Уже давно в совхозе трудит­ ся звеньевой механизированно­ го свекловодческого звена Н. М. Рязанцев. Первым в районе ос­ воил опыт братьев Синичкиных. Сам, по собственной инициати­ ве, ездил за советом к добрин- цам, перенимал исе лучшее на районных семинарах. — В первый раз, — вспоми­ нает Н. М. Рязанцев, — ехал от Синичкиных злой, расстро­ енный. Земля у нас не хуже, техника такая же. Эх, думаю, да что ж мы‘ТО за хозяева!,. С автобуса — сразу в парт­ ком. Берусь, юворю, обрабо­ тать 100—120 гектаров свеклы с минимумом затрат... Инициативу Николая Ми­ хайловича одобрил партком, ее поддержали в Тербунском рай­ коме партии. В 1978 году коммунист Н. М. Рязанцев получил с каждого из 118 гектаров по 218 центнеров корней. Его пример красноре­ чивее любых слов убедил това­ рищей в необходимости • рабо­ тать по новой технологии. Сей­ час в совхозе уже девять меха­ низированных свекловодческих звеньев. В минувшем, крайне неблагоприятном, году ученик Н. М. Рязанцева. А. Ф. Диден­ ко собрал с каждого гектара по 233 центнера корней — ед­ ва ли не больше всех в районе. — Когда заходит речь о дол­ ге коммуниста, — говорит, секретарь парткома Л. Л. Ли­ совой, — то прежде всего име­ ется в виду производственная сторона. Ходит человек в пе­ редовиках, регулярно платит членские взн о сы— значит,* примерный партиец. Ну, а что за цифрами и процентами? Есть у нас один коммунист, толковый механизатор, мастер своего дела. В свое время он поставил не один рекорд, даже орден Трудового Красного Знамени имеет. И что же? Об­ завелся семьей, хозяйством — и куда девалась его активность. Пошлют его подвозить корма на ферму —полдня кое-как от­ работает и домой. Предложили отремонтировать сеялки (для его же экипажа) — не мое, мол, это дело: Нет, повести за собой других может не просто добросовестный работник и даже не передовик, а человек, лишенный самоуспокоения, творчески мыслящий, кровно заинтересованный в интересах дела. Все эти качества коммунист не получает вместе с партий­ ным билетом в райкоме. Поэто­ му партком постоянно направ­ ляет свои усилия на повышение эффективности воспитательной работы, формирование у чле­ нов партии, всех тружеников активной жизненной позиции Жестко пресекаются всякие проявления косности, инертно­ сти, равнодушия. Так, одно время главный зоотехник Г. X. Бабаев, как говорят, впал в административную спячку. По­ ведение коммуниста обсуДилн на общем партийном собрании, партком вынес ему строгое взыскание. Г. X. Бабаев изме­ нил отношение к делу, но парт­ ком не'спешил с выводами. И лишь когда на фермах насту­ пил перелом, вопрос сняли с контроля. Но важна и личная инициа­ тива члена парткома. На него ориентируются, с него берут пример коммунисты, все тру­ женики. На одном из партий­ ных собраний много добрых слов говорилось о члене парт­ кома, шофере Д. В. Болгове. Из года в год он вместе с ка­ валером ордена Ленина комму­ нистом И. М. Корнеевым из совхоза «Тербунский» за­ дает тон в социалистическом соревновании водителей райо­ на, в прошлую уборочную стра­ ду сделал более 14 тысяч тон­ но-километров. По предложе­ нию Д. В. Болгова партком вот уже ряд лет закрепляет моло­ дых рабочих за коммунистами, передовиками производства. Наставники передают нович­ кам знания, опыт, мастерство, а заодно, словом и делом, лич­ ным примером воспитывают у них инициативность, творче­ ское отношение к делу, инте­ рес к эксперименту. Со време­ нем из вчерашних школьников получаются не только хорошие производственники, но и до­ стойные кандидаты в члены партии. За четыре года пер­ вичная партийная организация выросла на 13 человек и сей­ час объединяет в своих рядах 72 члена и 3 кандидата в чле­ ны КПСС. Среди тех, кто по­ полнил партийные ряды, шофер II. В. Болгов, механизаторы А. В. Павлов и В. Д. Грешон- ков. Как они, молодые, понимают свой долг? — У коммуниста одна приви­ легия, — сказал А. В. Павлов, — быть там, где труднее. Что ж, верные слова. Ю. ДЮКАРЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени». С ЧЕРНОЗЕМНОГО ГЕКТАРА П О Л Н О Й М Е Р О Й (Окончание Начало на 1-й стр.) С СЕССИИ ИЗМА ЛКОВСКОГО р Е П И Т Ь НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ДИСЦИПЛИНУ ТРУДА Состоялась первая сессия районного Совета народных де­ путатов в Измалкове. Рассмотрен организационный вопрос. Председателем исполкома районного Совета избран депутат А. В. Драчев. Сессия обсудила вопрос о задачах Советов народных депу­ татов по выполнению постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокраще­ нии«текучести кадров в народном хозяйстве». , РИГАДИР комплекс­ ной бригады колхо­ за имени Ленина депутат 3. П. Дорохина, вы­ ступая на сессии, привела та­ кой факт. В прошлом году ме­ ханизатор Н. К. Белокопытов выработал на трщегоре К-700 620 эталонных гектаров, а го­ дом раньше производительность была еще ниже. Трактор-бога­ тырь не используется и вполси­ лы, если учесть, что плановая его выработка должна дости­ гать 1750 гектаров. — Разве так работают? — с горечью говорила бригадир. — Поле ведь не обманешь. Пахоту затянешь, посеешь не вовремя, запоздаешь с уборкой — вот он и недобор урожая. В колхо­ зе немало замечательных тру­ жеников, таких, как механиза­ торы Л. И. Осипов, А. К. Доро­ хин. Именно эти, добросовест­ ные люди, приумножают кол­ хозное богатство. Их отличают высокая ответственность за по­ рученный участок работы, ди­ сциплинированность. Есть, к сожалению, и недобросовестные работники, лодыри и разгиль­ дяи, для которых хлебороб­ ская честь ничего не значит. Поэтому нам, депутатам, надо постоянно улучшать воспита­ тельную работу, добиваться укрепления трудовой дисцип­ лины на каждом производст­ венном участке. Докладчик — председатель райисполкома А. В. Драчев, вы­ ступающие в прениях депутаты с большой озабоченностью го­ ворили о том, что многие колхо­ зы и совхозы района не выпол­ няют планы по производству и заготовкам продукции по ряду показателей, отстают от зада­ ний пятилетки, район оказался в долгу у государства. Медлен­ ные темпы роста, а порой топ­ тание на месте, недобор про­ дукции растениеводства и жи­ вотноводства происходят, как правило, из-за низкой исполни­ тельской дисциплины кадров, бесхозяйственности, снижения ответственности за порученное дело. Успешная работа Чериавско- го отделения «Сельхозтехники». колхозов «Россия», имени XXII партсъезда, совхоза «Пролета­ рий» во многом объясняется тем, что в коллективах хорошо поставлена воспитательная ра­ бота, проявляется забота о лю­ дях, их бытовых нуждах, усло­ виях труда. Но этого нельзя" сказать о хозяйственных руко­ водителях, профсоюзных орга­ низациях совхозов «Заречен- ский*, «Лебяженский», колхоза «40 лет Октября». Здесь прини­ жена требовательность к кад­ рам, не получают должного от­ пора нарушители трудовой ди­ сциплины. На сессии подчерки­ валось, что явно недостаточно влияние на трудовые коллекти­ вы со стороны исполкомов Пятницкого, Лебяженского, Преображенского и некоторых других. Заслуживает внимания опыт внедрения прогрессивной формы организации труда в Измал- ковской ДГ1МК. Об этом рас­ сказала мастер мехколонны де­ путат Е. А. Авдеева. — Бригада В. М. Мальцева, — говорит она, —г работая по бригадному подряду, на месяц раньше срока сдала в эксплуа­ тацию дорогу Измалково — Преображение, по итогам 1979 года коллективу присуждено первое место е о Всероссийском соревнований дорожников. Внедрение бригадного подряда помогло сократить текучесть кадров. В коллективе мехколон- иы широко развиты наставниче­ ство, товарищеская взаимопо­ мощь. К сожалению, в ряде коллек­ тивов совершенствованию ор­ ганизации труда не уделяется внимание. Когда-то переходили на безнарядную систему рабо­ ты звеньев в колхозах «Знамя Ленина», «Россия». Звенья по: лучали приличные урожаи. Те­ перь запушена эта работа. А ведь безнарядная звеньевая система дисциплинировала лю­ дей, воспитывала у каждого чувство ответственности за со­ стояние дел в коллективе, за конечные результаты труда. На сессии отмечалось. что усиление темнев строительства жилья, объектов соцкультбыта, улучшение бытового обслужи­ вания населения, развитие культуры, торговли и общест­ венного питания, забота о до­ суге молодежи имеет прямое отношение к закреплению кад­ ров на селе, поможет поднять дисциплину груда. Но далеко не все исполкомы сельских Со­ ветов, руководители колхозов и совхозов, профкомы и рабоч­ комы серьезно занимаются этими важными вопросами. Если на Афанасьевском МХП, в Чернявском отделении «Сель­ хозтехники» настойчиво реша­ ют жилищную проблему, то этого не скажешь о некоторых колхозах и совхозах, где жи­ лые дома строят подолгу или вовсе не строят. Остро стоит жилищный вопрос на маслоза­ воде, в учреждениях здравоох­ ранения. Далеко не везде соз­ даны нормальные бытовые условия молодым специали­ стам. В этом году в районе поста­ вили цель построить по 10 квар­ тир в каждом колхозе и совхо­ зе. Это большое дело, и за него надо браться основательно сельским строительным органи­ зациям, • руководителям хо­ зяйств, исполкомам местных Советов. Только совместные усилия принесут желаемые ре­ зультаты. Многое предстоит сделать работникам сферы обслужива­ ния, и, прежде всего, — учреж­ дений культуры, торговли, об­ щественного питания. Измалковцы взяли высокие обязательства на завершающий год десятой пятилетки. Преду­ сматривается резко повысить урожайность зерновых, техниче­ ских и кормовых культур, про­ дуктивность скота. Чтобы до­ биться стабильного роста произ­ водства продукции земледелия и животноводства, нужна пов­ седневная и настойчивая рабо­ та исполкомов Советов, хо­ зяйственных руководителей, профсоюзных организаций по укреплению трудовой, техноло­ гической и плановой дисципли­ ны. Необходимо воспитывать у сельских тружеников ответст­ венность за порученное дело, добиваться такого положения, чтобы каждому участнику со­ ревнования были созданы не­ обходимые условия для высо­ копроизводительного труда, и он смог бы с честью выпол­ нить принятые обязательства. ПОВЕСЕННИМ АДРЕСАМ тому нарушается установив­ шаяся взаимосвязь фермы с по­ лем. Навоз в больших, количе­ ствах скапливается на ком­ плексах, а поля колхозов и совхозов, откуда ушел скот, остаются без удобрений. А ведь земля требует восполнить питательные вещества, отдан­ ные урожаю. Следует на ме­ стах выработать и осуществить такие меры, которые позволи­ ли бы своевременно и полностью вносить навез на поля. Види­ мо, целесообразно пойти. иа создание крупных, хорошо ос­ нащенных техникой специали­ зированных предприятий и от­ рядов по производству н вы­ возке органики. Важным резервом повыше­ ния урожайности, роста вало­ вых сборов зерна и других продуктов земледелия являет­ ся совершенствование структу­ ры посевных площадей, освое­ ние севооборотов. В послед* • нее время, отметил М. С. Соло- менцев, идут разговоры о том, что хозяйства зоны перегруже­ ны посевами зерновых, сахар­ ной свеклы, и поэтому не хва­ тает площадей под пары. От­ сюда, делается вывод, и низ­ кие урожай, и валовые сбо­ ры зерна. Причем упор делает­ ся на сокращение посевов зер­ новых. Можно ли это допу­ стить? В рекомендациях Все­ российского отделения ВАСХНИЛ и научно-исследо­ вательского Института сель­ ского хозяйства Центрально­ черноземной полосы имени В. В. Докучаева говорится, что колосовыми следует зани­ мать половину пашни. Зерно­ бобовых рекомендуется иметь не менее десяти процентов, а посевы всех зерновых и зерно­ бобовых культур должны со­ ставлять 60 процентов пашни. Практика передовых хозяйств убеэвдает, что такая, структура обеспечивает наибольший вы­ ход продукции с гектара пахот­ ной земли. Глав ны й з а каз свеклово­ дов страны досрочно вы­ полнили коллективы калиб­ ровочных заводов Украины. Сегодня они отправили по­ следнюю партию своей продукции в Армению, Гру­ зию, Казахстан и Литву, до­ срочно рапортовав о завер­ шении подготовки посевно­ го материала. Под будущий урожай подготовлены семена девят­ надцати сортов и гибридов, отвечающих требованиям интенсивного земледелия. (ТАСС): Важным фактором повыше­ ния урожайности зерновых также является оптимальное соотношение между озимыми и яровыми посевами. Согласно ре­ комендациям, озимые в Цент­ ральном Черноземье должны занимать 22—25 процентов пашни, или половину. посевов колосовых. Однако озимые за­ нимают здесь всего 16 процен­ тов, а в Липецкой области — 15 процентов, Тамбовской — 13 процентов. Только за счет уменьшения площади посевов озимых культур хозяйства Черноземья ежегодно недоби­ рают миллион тонн хлеба! Вся работа по совершенство­ ванию структуры посевных площадей, внедрению и освое­ нию севооборотов должна быть подчинена единственной цели — росту валовых сборов зерна. На этом следует сосре­ доточить внимание всех специ­ алистов, руководителей хо­ зяйств и сельскохозяйственных органов. Необходимо уже в этом году сделать крупный шаг в развитии зернового хо­ зяйства в каждом колхозе и совхозе/ Значительное место в своей речи оратор уделил возделы­ ванию свеклы. Свекловодство в полной мере обеспечивается минеральными удобрениями, нарастают И поставки высоко­ производительной техники. Те­ перь дело за ростом урожайно­ сти и валовых сборов сладких корней. Следует добиться, что­ бы каждый гектар свеклович­ ных плантаций стал участком высокой культуры земледелия. ‘ Не менее важной техниче­ ской культурой в Чернбземье является подсолнечник. Необ­ ходимо в корне изменить от­ ношение к нему. Этот вопрос в прошлом году был подробно рассмотрен на совещании в Краснодаре. Разработаны ме­ ры по укреплению материаль­ но-технической базы загото­ вительных организаций и хо­ зяйств, занимающихся выра­ щиванием маслосемян. Говоря о состоянии и ме­ рах по развитию общественно­ го животноводства, М. С. Со- ломенцев обратил внимание на пути увеличения производ­ ства кормов. В хозяйствах Чер­ ноземья около трех миллионов гектаров, или 25 процентов пашни, занимают кормовые культуры, имеется также свы­ ше двух миллионов гектаров лугов и пастбищ. На каждую условную голову скота прихо­ дится двух гектаров угодий, урожайность ..которых остается низкой. В Курской, Тамбовской и Липецкой обла­ стях сбор сеяных' однолетних и многолетних трав на сено и зеленый корм не превышает 13—29 центнеров, а естествен­ ных — 3—4 центнеров кормо­ вых единиц с гектара. Между тем, данные науки и практика передовиков свидетельствуют, что можно получать не менее 40 центнеров кормовых еди­ ниц с гектара. В решении кор­ мовой проблемы большое значение имеют семеноводство, подбор наиболее интенсивных культур и сортов трав. Необхо­ димо шире внедрять посевы люцерны, суданской травы, ко­ стра безостого, эспарцета, сор­ го. Задачи и основные направ­ ления в развитии животновод­ ства, отметил оратор, недавно подробно обсуждались на со­ вещании в Ростове. Здесь он обратил внимание на организа­ цию вокруг промышленных центров молочных и овощных зон, специализированных высо- коиитенсивных хозяйств. Их следует хорошо оснастить тех­ никой, создать прочную кор­ мовую базу и иметь годовые надои не менее 4—4,5 тысячи килограммов молока от коро­ вы. Черноземье является и по­ ставщиком дешевой говядины. Возможности увеличения ее производства здесь далеко не исчерпаны. Если заключитель­ ный откорм крупного рогатого скота проводится организован­ но, то при доращивании молод­ няк значительно отстает в развитии. Телята, которых спецхозы получают в молоч­ ном возрасте, достигают жи­ вого веса в 400—450 кило­ граммов к 14—16 месяцам от­ корма. Если.же они поступают в возрасте 12 месяцев и стар­ ше, то такой вес они набирают только в два-два с половиной года. Большими возможностями располагает зона и в развитии традиционных для нее отрас­ лей — свиноводстве и овце­ водстве. Самое серьезное внимание, сказал М. С. Соломенцев, необ­ ходимо уделят^ развитию лич­ ных хозяйств, добиваться, что­ бы каждая сельская семья имела корову, свиней, овец и птицу, обеспечивала продукта­ ми себя, а их излишки постав­ ляла на рынок. Партия и правительство про­ водят большую работу по ук­ реплению материально-техниче­ ской базы колхозов и совхозов. Очень важно эффективно ис­ пользовать имеющуюся тех­ нику. К сожалению, здесь сни­ жается коэффициент сменности работы тракторов и других ма­ шин, их пронзЕодительнс/сть. Так, в целом по зоне средне- , дневная выработка на эталон­ ный трактор составила в прошлом году всего семь гек­ таров. Во всех областях зоны снизилась и выработка на зер­ новой комбайн. Хотел бы особо подчеркнуть, заявцл М. С. Соломенцев, что одной из центральных задач всех хозяйственных органов, руководителей, специалистов колхозов и совхозов является целенаправленная работа по снижению себестоимости про­ дукции, повышению производи­ тельности труда, организации производства на новейшей на­ учно-технической основе. Оратор остановился на миг­ рации сельского населения в города и промышленные цент­ ры. В результате ее испытыва­ ется острый недостаток меха­ низаторов, животноводов, кад­ ров других массовых профес­ сий. Как показали социологи­ ческие исследования, основной причиной этого явления стало отсутствие в деревнях необхо­ димых производственных, жи­ лищных и культурно-бытовых условий. Необходимо больше строить на селе жилья, школ, детских дошкольных учрежде­ ний, клубов и других объек­ тов. Четкая программа работы с кадрами намечена в недавно принятом постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальней­ шем укреплении трудовой дисциплины и сокращении теку­ чести кадров в народном хо­ зяйстве». В заключение своей речи М. С. Соломенцев напомнил о неотложных делах по заверше­ нию подготовки к полевым ра­ ботам, пожелал сельским тру­ женикам организованно про­ вести весенний сев ц заложить хорошую основу для получения высокого урожая в завершаю­ щем году пятилетки. На совещании выступили первый секретарь Воронежско­ го обкома партии В. Н. Игна­ тов, председатель колхоза «Ле­ нинское знамя» Тамбовской области П. В. Будняк, дирек­ тор научно-исследовательского института сельского хозяйства Центрально-Черноземной по­ лосы имени В. В. Докучаева В. Е. Шевченко, председатель колхоза^ «Заря коммунизма» Курской области Герой Соци­ алистического ТруДа И. П. Груздов, министр сельского хо­ зяйства РСФСР Л. Я. Фло- рентьев, директор липецкого совхоза «Красный колос» Ге­ рой Социалистического Труда П. М. Меланьин, председатель исполкома районного Совета народных депутатов из Белго- * родской области Г. С. Дрыгин и другие. • Совещание одобрило предло- • женные учеными рекомендации, которые будут способст­ вовать, дальнейшему развитию сельскохозяйственного произт водства в колхозах и совхозах Центрального Черноземья. В работе совещания приняли участие ответственные работ­ ники аппарата ЦК КПСС, Со­ вета Министров СССР и Сове­ та Министров РСФСР, союз­ ных и республиканских мини­ стерств и ведомств, первые секретари обкомов партии и председатели облисполкомов Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбов­ ской областей. О - 1111111111111Ш111IIIIII111111Я1111«1111|1111111111III11111111III! III111111111111111111111111II11111111111II1111111111111111П111111111Ш11111111111111П1111|а На Грязинском пищевом комбинате ширится соревнова­ ние за достойную встречу ленинского юбилея. Ус­ пешно несет трудовую вахту комсомольско - молодежная смена кониентратного цеха, возглавляемая М. Д. Царик. Сменные задания она ежеднев­ но выполняет на 120 процентов при отличном качестве выпус­ каемой проду кции. На снймке: передовые рабо­ чие концентратного цеха, удар­ ники коммунистического труда, комсомольцы Людмила Вино­ градова, Галина Рыслясва, Людмила Севрюкова беседуют с начальником смены Марией Дмитриевной Царик. Фото И. Воронова. Транспорт современного ме­ таллургического завода — это сложный организм с перепле­ тением разнообразных связей между отдельными частями — связей технологических, информационных, управляющих. От «здорового», устойчивого функционирования этого организ­ ма во многом зависит и «здор овье» завода в целом. Это по­ нятно. Но что такое наилучшая организация работы транспор­ та! Здесь ясности значительно меньше. ТУПИКИ ЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА к М. ВИКТОРОВ. АФЕДРЕ промышлен­ ного транспорта Липец­ кого политехнического института Новолипецкий завод несколько лет назад предло­ жил разработать некоторые вопросы данной проблемы. Естественно, предполагалось разработать их до такого уров­ ня, чтобы рекомендации можно было внедрить. С юношеской энергией (а ученые на кафед­ ре, в основном, молодые) мы взялись за дело. К сожале­ нию, мы попытались решать частные вопросы и довольно скоро убедились, что этого сделать нельзя, так как не ре­ шены общие проблемы органи­ зации промышленных тран­ спортных систем (ПТС). Сна­ чала мы возлагали надежды на ведущие институты. Но там много лет работают над. проб­ лемами магистрального тран­ спорта и почти совсем не зани­ маются промышленным. А, как оказалось, разрыв между ни­ ми значительный. Пришлось констатировать печальный факт: наука просмотрела «взросление» промышленного транспорта. Сеть заводских железных дорог в несколько сот километров по старинке называют «подъездным пу­ тем». Да-да, так и пишется — подъездной путь Новолипец­ кого завода. А какие могут быть.проблемы у «подъездного пути»? В этих условиях объективно на наши плечи легла трудная и, в общем-то, непосильная задача — разрабатывать не только частные вопросы, но и общие принципы организации ПТС. Сейчас уже можно ска­ зать, что определенные резуль­ таты у нас есть. Цо они, конеч­ но, не на таком уровне, когда их можно было бы внедрять практически. Главное—проведен необходимый этап исследова­ ний и «перескочить» через него невозможно. Кстати сказать, основную помощь нам оказали разработки «нетранспортиых» институтов — института кибернетики в Киеве, института проблем уп­ равления в Москве и другие. Уяснив роль заводского транспорта в совремем.г ус­ ловиях, мы нашли математиче­ ское выражение его основной продукции. То есть ту вели­ чину, которую надо увеличи­ вать, чтобы повысить произво­ дительность системы. Понять это было не так просто, как кажется. Я приведу один лример. Вычислитель­ ный центр Академии на­ ук СССР взялся как-то оптимизировать работу тран­ спорта по перевозке материа­ лов на строительные площадки Москвы. Оптимизировал. Ста­ ли внедрять предложение, и оказалось, что автотранспорт­ ные предприятия, как говорит­ ся, «вылетели в трубу». Марш­ руты перевозок получились настолько короткими, что не выполнялся план по «основной продукции» — тонно-каломет- рам. Эксперимент прекратили. И так бывает очень часто. На словах утверждается одно, а объективная .цель системы, ко­ торая обусловливается учиты-, ваемыми показателями (про­ ще говоря, то, за что платят деньги), может быть совсем другой. Заводской транспорт являет­ ся, во-первых, самостоятельной характерны значительные не­ ритмичности, может быть толь­ ко при гибкой его организации. К этому прийти было тоже не­ легко, так как многие десяти­ летия идеалом транспорта счи­ тается коцвейер. Мы сформули­ ровали основные принципы гиб­ кой организации ПТС, подучи­ ли необходимые математиче­ ские зависимости. Н а у к а — п р о и з в о д с т в у системой и имеет свои собст­ венные интересы, во-вторых, — частью завода и должен удов­ летворять его потребности, и, в третьих, элементом единой транспортной системы страны, а значит, должен хорошо сты­ коваться с магистральным. В понятии основной продукций необходимо отразить работу транспорта во всех трех «ро­ лях». Но работу эту до енх пор измеряют в перевезенных тон­ нах и, как следствие, несконча­ емый и бесплодный спор ведут заводчане и «магистральщики»: какие вагоны надо в первую очередь выгружать — парка завода или МПС? Нетрудно понять, что показатель этот плохой: можно много возить — и все же сбить завод с рит­ ма, как это и было зимой ми­ нувшего года. Мы показали, что эффектив­ ная работа транспорта в совре­ менных условиях, для которых Но вот что интересно. Гиб­ кая организация перевозок — это более высокая форма функ­ ционирования, а как доказано наукой, она требует лучшей структурной организации. При­ менительно к ПТС это означа­ ет более высокий уровень дис­ циплины, более надежную и оперативную информацию, луч­ шее знание транспортниками закономерностей работы ПТС. Элементы гибкой организации практика применяла всегда, но без солидной теоретической проработки они так и остались элементами. И в этом направ­ лении нам нужно еще многое решить. Далее. При ближайшем изу: чении вопроса выяснилось, что надежных и эффективных ме­ тодов расчета сложных ПТС тоже нет. Мы разработали ме­ тод моделирования на ЭВМ, позволяющий проводить экспе­ рименты, близкие к натурным. Его одобрили в институте ки­ бернетики Академии наук СССР. У V - Однако основная направлен­ ность наших работ — практи­ ческие рекомендации. В этом году мы предполагаем разра­ ботать и внедрить вместе с производственниками улуч­ шенную организацию перево­ зок агломерата и окатышей к обоим доменным цехам. Сей­ час наши научные сотрудники находятся на заводе буквально день и ночь — изучают воз­ можности и особенности внедре' ния предлагаемых кафедрой рекомендаций. Несколько слов о трудно­ стях. Первое: нам не хватает людей. Завод выделяет инсти­ туту значительные суммы. Но внутри института лимиты на заработную плату были распре­ делены давно, и мы не можем принять сотрудников в соответ­ ствии с объемами договоров., Сейчас исследованиями в обла- У " сти организации работы тран­ спорта занимаются на кафедре пять штатных сотрудников (надо бы десять-пятнадцать), но и на них не хватает лими­ тов. В идим о , завод должен предложить институту немного сократить другие, менее акту­ альные работы, и расширить исследования в области тран­ спорта. Второе; при весьма доброжелательном отношении к нам заводских транспортников контакты с ними очень затруд­ нительны из-за их постоянной занятости. Проблема повыше­ ния эффективности работы транспорта настолько значи­ тельна, что требует создания постоянной рабочей группы на заводе. Это неизменно способ­ ствовало бы увеличению прак­ тической пользы от исследова­ ний. п. козлов, доцент Липецкого политех­ нического института, член научно-методического со­ вета по промышленному транспорту при Минвузе СССР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz