Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

О ПРОФТЕХУЧИ ЛИЩЕ: КАК ГОТОВИТСЯ ПОПОЛНЕНИЕ! О ЗАВОД И ШКОЛА: КОН ­ ТАКТЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО О ПОСВЯ­ ЩАЕТСЯ НАШЕМУ ЗЕМЛЯКУ... О КОГДА ЗАНЯТИЯ ОКОНЧЕНЫ. СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛЕНА ВНЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ РЕДАКЦИИ. В директивных документах партии и правительства указы­ вается, что подготовка рабочих кадров массовых профессий для народного хозяйства должна осуществляться главным об­ разом через систему профтехобразования. Как выполняют­ ся эти требования! С ЕТЬ учебных заведений перед системой профтехобразо- профтехобразования в вания сложные задачи. ------ л ---------- ------ Посмотрим, например, как ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЯ У Р О К В М У З Е Е профтехобразования в нашей области доста­ точно развита. Она представле­ на в основном двумя типами училищ — средними ГПТУ и ОПТУ, которые за три года обучения дают будущим моло­ дым рабочим профессию и об­ щее среднее образование, а Л'акже техническими училища­ ми, которые готовят кадры ра­ бочих из выпускников десяти­ летки. База учебных заведений профтехобразования в послед­ ние годы значительно окрепла. Более 60 процентов учащихся занимаются сейчас в новых современных зданиях. Выросла обеспеченность училищ техни­ кой, учебным оборудованием.. Качественно изменился состав педагогических кадров: высшее образование имеют все препо­ даватели профтехучилищ, 84 процента мастеров производст­ венного обучения — специали­ сты с высшим и средним обра­ зованием. Как видим, возможности для подготовки рабочей смены у нас неплохие и, в основном, они успешно реализуются: за четы­ ре года пятилетки система профтехобразования дала «пу­ тевку в жизнь» 64 тысячам мо­ лодых рабочих, большая часть которых имеет среднее образо­ вание. Однако напряженные произ­ водственные планы различных отраслей народного хозяйства области, выполнение которых прямо зависит от кадров, уров­ ня их квалификации, ставит осуществляется подготовка ра­ бочих для сельскохозяйствен­ ного производства. Ею занима­ Дело значительно бы попра­ вилось, если бы молодежь в училища зачисляли в основ­ ном по направлениям хозяйств и путевкам райкомов комсо­ мола. Пока по направлениям хозяйств зачисляется лишь два процента учащихся и семь про­ центов по путевкам комсомола. Хотя кому, как не руководите­ лю, лучше знагь, сколько рабо­ ннх грубо нарушается трудо­ вое законодательство. Моло­ дым рабочим не снижаются нормы выработки. В первые шесть месяцев после трудоуст­ ройства не создаются условия для повышения мастерства и достижения более высокой производительности труда, Не­ редко юноши и дейушки исполь­ зуются не по специальности. мые короткие сроки пересмот­ реть структуру ОПТУ. Плани­ рование подготовки кадров рабочих массозых профессий требуется привести в полное соответствие,с потребностью в Них всех отраслей сельскохо­ зяйственного производства. Недостает в области квали­ фицированных кадров и на ме­ таллургических, машинострои- ются в девяти училищах и во многих их филиалах. Многие хозяйства, некоторые райкомы партии и райисполкомы при этом делают упор на подготов­ ку кадров именно в филиалах СП'ГУ, поэтому сейчас их кон­ тингент значительно возрос. Са­ мо по себе это неплохо. Однако настораживает, что многие из слушателей проходят курс обу­ чения по 3—1 раза. По отче­ там получается, что ежегодно мы готовим большое число ме­ ханизаторов, а в хозяйствах по-прежнему не хватает рабо­ чих рук. Видимо, «необходимо увеличить основной контингент учащихся сельских профтех­ училищ и строже подходить к зачислению слушателей в фи­ лиалы. * Нельзя признать совершен­ ной и практику комплектования училищ. Выполнение плана идет, главным образом, по «ва­ лу», а вот набрать такое коли­ чество учащихся по каждой специальности, чтобы обеспе­ чить потребность в них хо­ зяйств, пока не удается. чих и каких специальностей требуется сейчас или потребу­ ется в будущем хозяйству. Кол­ хозы и совхозы вместе с педа­ гогами местных школ должны совершенствовать профориента­ ционную работу, внимательнее подходить к отбору учащихся для учебы в профтехучилищах. Несомненно, это скажется и иа закреплении молодежи на селе: по окончании училища выпускники, как правило, на­ правляются на работу в свои хозяйства. Однако, и здесь нельзя по­ лагаться на самотек. Статисти­ ка показывает, что сейчас лишь 43 процента выпускников сель­ ских профтехучилищ остаются в колхозах, совхозах,'работают по избранной- специальности. Одна из основных причин те­ кучести кадров — неправиль­ ное отношение руководителей хозяйств к молодым рабочим. Проверка колхозов и совхозов Лебедянского, Усманского, Даиковского, Чаплыгинского, Хлевенского и Елецкого райо­ нов показала, что во многих из Выпускники средних профтех1- училищ обязаны отработать по направлению два года, и на это время освобождаются от дей­ ствительной службы в армии. Однако многие руководители хозяйств то ли по незнанию, а скорее всего по собственной не­ радивости, нс оформляют эту отсрочку. В сельских профтехучилищах до сих пор не ведется подго­ товка по таким очень нужным для животноводства специаль­ ностям, как мастер машинного доения, механизатор животно­ водческих ферм, мастср-налад- чик по техническому обслужи­ ванию и ремонту оборудова­ ния животноводческих ферм и комплексов. Недостаточно го­ товится механизаторов мелио­ ративных работ, слесарей-ре- монтников и мастеров-налад- чиков по техническому обслу­ живанию машинно-тракторного парка, слесарей-сантехников и ряда других специальностей. Областным управлениям профтехобразования и сельско­ го хозяйства необходимо в са- тельных предприятиях, в строи­ тельных организациях. Учебные заведения систематически не выполняют заявки Главлипецк- строя, Липецкого тракторного завода и ряда других предпри­ ятий, испытывают постоянные трудности в комплектовании, а училища строительного профи­ ля ежегодно недобирают 20 процентов учащихся до плана. Дело тут и в том, наверное, что многие педагогические кол­ лективы, особенно городских школ, все еше недостаточно ак­ тивно ориентируют ребят на рабочие профессии.' В оправда­ ние нередко можно слышать, что строительные профессии, дескать, ие пользуются попу­ лярностью у молодежи. Но сумел же педагогический кол­ лектив липецкой средней шко­ лы № 15 в прошлом году ' на­ править семнадцать выпускни­ ков восьмых классов на учебу в строительные училища. Наконец, нельзя не сказать о слабой материальной базе ряда учебных заведений проф­ техобразования. Выделяемые на эти цели капиталовложения систематически не осваиваются. Медленно возводятся комплекс СГ1ТУ-9 в Данкове, мастерские ТУ-27, до сих лор не начато строительство СПТУ-6 в Чап­ лыгине. С крупными недоделка­ ми сдано управлением «Ли- пецксельстрой» здание^учебно- лабораторного корпуса Хлевен­ ского СПТУ-3. которое оказа­ лось совершенно непригодным к эксплуатации. Главлипецк- строй медленно решает воп­ росы строительства ГПТУ-5 и 8, хотя известно, что эти училища размещены в неприспособлен­ ных аварийных зданиях, не имеют общежитии. ' Год от года все стремитель­ нее развивается многоотрасле­ вое хозяйство области, берутся напряженные обязательства, повышается спрос за качество. Ни одна из этих важных госу­ дарственных задач не может быть решена без достаточного обеспечения кадрами, без их высокой квалификации, творче­ ского подхода к делу. Подго­ товка грамотного, надежного рабочего пополнения, которое ждут и в сельском хозяйстве, и в промышленности, — задача не только органов профессио­ нально-технического и народно­ го образования, но также и тёх, кто отвечает за обеспечение прочной материальной базы училищ — областного управле­ ния сельского хозяйства, стро­ ительных' организаций. Внима­ тельнее должны относиться к молодым производственникам и руководители местных цартий- Иых, советских и хозяйствен­ ных органов. В. ШЕГЛОВ, заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений обкома КПСС. СДЕЛАТЬ ДОСУГ ИНТЕРЕСНЕЕ В районе автопарка в Ли­ пецке за последние годы вырос огромный жилой массив, к ко­ торому примыкают 15-й микро­ район и частный сектор вплоть до села Сырское. Теснятся многоэтажные дома-красавцы. Тесно и неуютно в их дворах мальчишкам и девчонкам. Сколько раз наблюдал я, как в утренние часы «пик», в пере­ полненных автобусах, троллей­ бусах едут мальчишки и дев­ чонки во дворцы культуры и спорта, кинотеатры, на ста­ дионы, которые, увы, располо­ жены в районах очень уда­ ленных от их домов. Десятки их сверстников вынуждены коротать свой досуг на улице, во дворе, в подъезде... Так не­ трудно завести и сомнительные знакомства. Да, к сожалению, нет в рай­ оне, о котором я говорю, ни культурно-просветительных уч­ реждений, ни спортивных со­ оружений. Не спроектировали их вовремя. Кому же по силам восполнить этот просчет й уме- о организовать детский до- щ*1х.уг'> Школе? Но возьмем одну из трех, здесь имеющихся, — семнадца­ тую. Учебный процесс в ней организован в две смены, кро­ ме того, в ее классах зани­ маются «вечерники». В таких условиях нелегко полноценно осуществлять внешкольную работу. Нет у нее и единого шефа в лице крупного пред­ приятия, которое могло бы не только проводить очередной ремонт здания, но и постоян­ но заботиться об укреплении материально-технической ба­ зы, ассигновать проведение культурно-массовых и спор­ тивных мероприятий, напра­ вить своих общественников для организации досуга подро­ стков. И все-таки школа может стать организующим центром внеклассной работы с детьми. При условии, если ей окажут соответствующую поддержку партийные, советские органы, комсомольские организации. Мне представляется возмож­ ным и целесообразным соста­ вить единый комплексный план, который бы свел воеди­ но воспитательную работу средних школ №№ 17, 21 и 45, музыкальной школы № 8, (с открытием музыкальных клас­ сов при средней школе), дет­ ского сектора ДК профсоюзов (его филиал при школе), рай­ онного совета физкультуры (с разработкой конкретных меро­ приятий для этого района), детско-юношеских спортивных школ Советского района, стан­ ции юных техников, кинотеат­ ра «Спутник» и, конечно же, комнат школьника. Вполне реальна и возмож­ ность использования базы на­ ходящихся в районе автопарка профтехучилищ, машинострои­ тельного и строительного тех­ никумов. Они располагают прекрасными спортивными за­ лами н площадками, актовы­ ми залами. Общую координацию идейно­ воспитательной работы по ме­ сту жительства должны осу­ ществлять идеологические комиссии партийных комитетов близлежащих крупных пред­ приятий. Думается, что с этой задачей успешно справится партком автоколонны 1415, ко­ нечно, при активной поддерж­ ке партийных организаций других предприятий и учреж­ дений. Надо приложить все усилия и добиться, чтобы де­ тям всех возрастов жилось в этом густонаселенном районе весело и интересно. В. ГОЦУЛЯК. ...Ленинский зал средней мко.Ты № 44 Липецка. В один из зимних дней его заполнили старшеклассники, свободные от уроков учителя. Начался первый этап ленинских чтений, посвященный нашему земляку, страстному пропагандисту марксизма в России Г. В. Пле. ханову. Слово взяла преподаватель истории и обществоведения Н. Д. Широкова.’ Она напом­ нила присутствующим, какую высокую оценку деятельности Г. В. Плеханова дал В. И. Ленин. О первых пропаганду стах марксизма в России рас­ сказала кандидат историче­ ских наук, доцент Липецкого политехнического института Л. И. Мещерякова. Ее доклад дополнили содержательные вы­ ступления учащихся, каждое из которых комментировалось, уточнялось, обобщалось педа­ гогом. . Эти политические чтения бы­ ли подготовлены и проведены совместно учителями школы и научными сотрудниками Дома, музея Г. В. Плеханова. Со­ стоялись они и в Липецком металлургическом техникуме. Второй этап чтений состо­ ится в марте—апреле и будет посвящен 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина и пройдет в средней школе № 44. В подготовке его самое жи­ вое участие принимают сотруд. ники Дома-музея Г. В. Пле! Ханова. Но проведением ноли, тических чтений не ограничива­ ется их связь с учебными за. ведениями Липецка.. В метал­ лургическом техникуме, сред­ них школах №№,1 и 44 созда­ ны группы лекторов-обществен- нркод, Их выступлениям пред, шествует большая подготови­ тельная работа. С помощью специальной ан. кеты в музее выясняют, что юные лекторы знают о Плеха­ нове, какую помощь хотелось бы им получить от научных сотрудников. Ребята знакомят­ ся с членами совета содейст­ вия музею: партийными работ­ никами, научными сотрудника­ ми липецких вузов, учителями истории и обществоведения средних школ. Для будущих лекторов проводится экскурсия пр музею, в их распоряжение поступают экспонаты, специ­ альная литература. Заключают эту большую работу само­ стоятельные рефераты: «Г. В. Плеханов — первый марксист России», «Работа В. И. Ленина и Г. В. Плеханова в «Искре», «Плеханов и революционное наследие 70-х годов» и другие. Их рецензируют и' прослуши­ вают научные сотрудники До. ма-музея. И только после этого старшеклассникам раз­ решают выступать перед ауди­ торией. Важна роль юных лекторов. общественников в идейно-по. литическом воспитании уча, щихся. Взять, к примеру, сред­ нюю школу № 1. Здесь такая группа была впервые создана два года назад. Юные лекторы выступали в младших классах на политинформациях, сопро. вождая свои беседы показом диафильмов. Лучшие из них стали незаменимыми помощни­ ками преподавателей в прове. денин классных часов, роди­ тельских собраний. В этом учебном году из де„ вятиклассников в школе созда­ на новая группа лекторов. В ^средней школе Кз 44 та­ кая группа состоит из 35 че­ ловек. На них-то и легла ос­ новная нагрузка при подготов­ ке политических чтений. Хотелось бы рассказать еще об одной форме содружества школы и музея. Вот уже вто. рой год учительница 44-й шко­ лы Н. Д. Широкова проводит. уроки и внеклассные занятия непосредственно в Доме-музее Г. В. Плеханова, используя редкие фотографии, историче­ ские документы. Так, напри­ мер, удачно прошли уроки На темы: «Распространение марк­ сизма в России», «Группа «Ос. вобОждение труда», «Ленин о Плеханове» и т. д. Не так Дав­ но она .провела в музее заня. тие с девятиклассниками на тему: «Второй съезд партии». После ее объяснения школь­ ники самостоятельно работали 'с документами, конспектирова­ ли их. «..:Много было интересных уроков, — пишет в своем со­ чинении 'девятиклассница Л. Черемнсова, — но особенно мне запомнился тот, что про. шел в Доме-музее Г. В. ПлеХа. нова. С помощью документов и фотографий, которые там находятся, мы смогли нагляд. но представить себе -жизнь Г. В. Плеханова, а также жизнь его соратников и дру­ зей». Отношения Дома-музея Г. В. Плеханова и 44-й средней школы скреплены договором, регулирующим их взйимоогно, шения. Школа, помимо других обязательств взялась наблю­ дать за санитарным состоянием и общим порядком на террито. рии музея, организовать у себя уголок «Наш земляк Г. В. Плеханов». Дом-музей, в ,свою очередь, обязался осуществить те мероприятия, о которых мы сегодня рассказали. Опыт содружества средних Школ № 1 и № 44 с Домом- Музеем Г. В. Плеханова пред­ ставляется интересным и за. служивает широкого распро­ странен ия. П. КАШМЕНСКИЙ, вношт. корр. «Ленинского знамени». На заводе «Свободный сокол» стали традиционными встре­ чи передовиков производства, руководителей предприятия и специалистов со старшеклассниками. Для участия в одной из них, « среднюю школу № 3, бы ли приглашены старший инже­ нер Дома техники облсовета НТО И. К. Угольное, начальник сектора технического обучения завода «Свободный сокол» С. М. Цыкина, заливщик-труболитейщик трубцеха № 2 Герой Социалистического Труда В. П. Саунин, шлифовщица ремонт­ но-механического цеха Н. Д. Курилова. С огромным интересом слуш али ребята рассказ Героя Со­ циалистического Труда В.’ П. Саунина (на снимке) о почет­ ной профессии труболитейщика. Фото П. Мысина. ЮНАЯ СМ ЕНА МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ СПАСИБО , МАСТЕР ! По результатам первого полугодия первое место в социалистическом соревно­ вании учащихся ГПТУ-20 за­ няла группа слесарей-мон- тажников, где мастером Александр Иванович По­ пов. Группе вручено перехо­ дящее Красное знамя учи­ лища. С ОВСЕМ недавно, в шко­ ле, эти ребята не отли­ чались особым приле­ жанием, их дневники пестрели самыми разными отметками. Теперь они признаются, что ма­ стер разбудил в них интерес к будущей профессии, заставил иначе смотреть на учебу. Без крепких знаний, говорит он им, нельзя стать хорошим специа­ лист-ом. добиться высокого ма­ стерства. Сам Александр Иванович с гордостью показывает нагляд­ ные пособия, кабинет спеитех- нологяи, оформленные руками его питомцев. Возникшую у ре­ бят тягу к творчеству помога­ ют поддерживать другие пре­ подаватели. Нередко советует­ ся Он с ними и о том, как луч­ ше подготовиться к очередному практическому занятию. Считает полезными мастер и встречи своих нынешних пи­ томцев с молодыми производ­ ственниками, бывшими воспи­ танниками училища. Такие встречи стали традиционными в группе. Отличник профтехобразова­ ния А. И. Попов стремится быть в курсе всех забот своих пи­ томцев. Одних ободрит при не­ удаче, других пожурит, знает, кто с кем дружит, как ребята проводят свое свободное время. «Строгий, но справедливый», - гак отзываются подростки о своем наставнике, кстати, вое питавшем уже не одно поколе­ ние молодой рабочей смены. Э. БЕЛОУСОВА. Для того, чтобы трудовое обучение было более действен­ ным и эффективным, нужны новые формы работы, макси­ мально приближенные к совре­ менному производству. К тако­ му выводу пришли и в коллек­ тиве лебедянской средней шко­ лы № 3, и на машинострои­ тельном заводе. По договорен­ ности школы с администра­ цией два года назад на пред­ приятии начал работать учеб­ но-производственный участок. Старшеклассники стали обу­ чаться нужным заводу профес­ сиям токаря, слесаря, фрезе­ ровщика. Прежде, чем переступить по­ рог проходной, ребята получа­ ют широкую информацию о профессиях, и это помогает им правильно сделать свой выбор. Учебно-производственный уча­ сток имеет 12 токарных, 3 фрезерных, 2 сверлильных, 3 заточных станка и один дово­ дочный. Есть и слесарное отде­ ление на шесть рабочих мест. Теоретические занятия ведут опытные, обладающие Педаго­ гическими способностями ин­ женеры Л. П. Городнин, Ю. И. Зобнина, В. В. Скуридин, Л. Г. Фомина. Практическим навы­ кам ребят обучают хорошо подготовленные инструкторы Т. М. Живаев, А. С. ГорДов, М. Д. Газин. Пб школьному расписанию на занятия отво­ дится четыре часа в неделю. Они проводятся по программе, разработанной сообща педаго­ гами и машиностроителями. З а­ числяются на участок ребята приказом по заводу и школе. • Практические занятия макси­ мально приближены к режиму предприятия. Учащимся выда­ ются постоянные пропуска, спецодежда. Все они при по­ ступлении на завод и в даль­ нейшем каждый квартал прохо­ дят инструктаж по технике бе­ зопасности, Как и в цехах, на участке дается сменное зада­ ние. Школьники выполняют заказы цехов, отделов завода, выпускают детали для инстру­ ментальной и литейной оснаст­ ки, втулки для насосов, детали для изделий ширпотреба. За изготовленную продукцию им начисляется заработная плата. Все это помогает воспитывать у ребят самостоятельность, от­ ветственность за порученное дело. На время летней практики старшеклассники распределя­ ются по цехам, комплектуется группа и на учебно-производ­ ственном учаегке. Многие оста­ ются работать на заводе н на весь период каникул. В конце второго года обуче­ ния выпускники сдают экза­ мены по теории и практике, по­ лучают удостоверение по из­ бранной профессии. Впервые минувшей весной 49 юношей и девушек получили эти удосто­ верения вместе с аттестатами зрелости. Из них тридцать че­ ловек остались работать на за­ воде. Мы считаем, что новая форма трудового обучения оп­ равдала себя, у нее хорошая перспектива. На учебно-про­ изводственном участке сейчас осваивают рабочие профессии еще 115 старшеклассников. В. ЛЕЛЯВИН, преподаватель по труду Лебедянской средней школы № 3. М ОИ школьные годы... Они прошли на ве­ чернем отделении Елец­ кого рабфака. Право же, нескучное было это время. Взять хотя бы наше отношение к стенной газете. Называлась она «Учеба и труд» и состоя, ла из двух листов ватмана. В редколлегию входили — Леня Кожухов, Петя Грицких, Тама­ ра Федорова, Зоя Гартвиг, Миша Шаповалов н я. С ка­ ким увлечением выпускали мы очередной номер! А он включал не меньше двенадцати заметок, раскры­ вающих интересную, но очень трудную жизнь «вечерников». Яркое, красочное оформление, едкие карикатуры. Около газеты всегда толпились ребя. та, что-то оживленно обсуж. дая, <) чем-то споря. Мы на­ блюдали за ними со стороны, испытывая большое мораль­ ное удовлетворение за добро­ совестно выполненное общест­ венное поручение. Позже, и в школах, и на службе в армии, мне часто приходилось принимать актив­ ное участие в выпуске стенных газет, боевых Листков, «мол­ ний». Всякий раз я убеждался, что стенная печать воспитыва­ ет принципиальность, честность, обостряет чувство критиче­ ского отношения к не­ достаткам, способствует раз. витию идейно-политического уровня людей — взрослых и детей. И вот в начале нынешнего учебного года мне довелось познакомиться с состоянием стенной печати в некоторых школах Липецка и Ельца. Сра. зу скажу: пестрая картина предстала глазам. Огромное удовольствие ис­ пытал я от просмотра газет, которые выпускаются в липец, ких школах №№ 24 и 55, в елецких — №№ 1 и 15. Они выразительны по оформлению, содержательны, жизнь школы — как на ладони. В Липецкой двадцать четвер­ той школе система)-ически вы­ ходят пионерская и комсо­ мольская газеты. «Юность» — это орган школьного комитета комсомола. В ней — тринад­ цать заметок й все под разны. мй подписями. «Рапортует комсомольская группа», «Са­ мое интересное дело года», «Мы и шефы завода пусковых двигателей», «Расскажи об ин­ тересном человеке» — о двух комсомольцах школы, «Фаита- где стенная печать недооцени, вается, находится в запущен­ ном состоянии. В липецких школах №№ 3, 7 и 28 не смог­ ли показать мне ни одной (!) газеты за все первое полугодие. В школе № 43 за вторую чет­ верть выпущен лишь один но­ мер стенгазеты, в которой из трех заметок лишь одна рас­ сказывает о жизни комсомоль­ цев школы. Последнее приме­ чательно: частенько приходится видеть, что стенные газеты не зия-фантазия» — девять фан­ тазий на школьные темы, «Хроника интересных событий», — короткие репортажи из раз­ ных классов... Показался мне интересным с точки зрения расширения кругозора ребят, развития их пытливости и любознательно, сти . «Календарь важнейших событий», который выпускают в елецкой средней школе № 1. Один из его номеров прошло­ го года был Посвящен 210- летию со дня рождения И. А. Крылова, великого русского баснописца, Другой — юбилею освобождения родного города от ИёмёцКО-фашистскйХ зах­ ватчиков, третий — главному школьному празднику, началу . учебного года. Календарь всег­ да великолепно, с художест­ венным вкусом оформлен, ярко иллюстрирован — пользуется большим успехом у учащихся. «Вот так бы в каждой шко­ ле», — подумалось мне. Немало, к сожалению, еще педагогических коллективов, отражают во всей полноте жизнь своего коллектива, ни. онерской и комсомольской ор­ ганизаций. Их заметки изоби. луют общими фразами, расхо­ жими штампами, с ними сосед, ствуют стихи и статьи, пере­ писанные из центральных и об. ластных газет. Передо мной газета «Комсо­ мол» липецкой средней школы № 4. В ней восемь материалов: передовая, в которой не сказа, но ни слова о делах комсо­ мольцев школы, стихотворение А. Безыменского, четыре за. метки под рубрикой «В мире науки» н В разделе «Немного юмора» помещены три карика­ туры, о воспитательной ценно, сти которых говорить не При­ ходится. Вот и все содержание газеты. А ведь выпущена она в школе, чей коллектив насчи. тывает сотни комсомольцев и пионеров. Так неужели трудно найти материал — хороший или плохой, но свой, из собст­ венной жизни? И кому нужна такая газета, сделанная от первой до последней строки педагогом? В «Комсомольском прожек, торе» школы № 36 — три ма­ териала н все без подписей. Правильно ли это? Не, воспи. тываем ли мы тем самым у ребят беспринципность, при­ способленчество, формализм в выполнений общественных по­ ручений? Мне представляется, что такая практика не отвеча­ ет воспи те л ьны м целям, ко. горые с то я т перед нашей шко­ лой. Участие в «Комсомоль­ ском прожекторе», в работе редакции стенгазеты должно бы, наоборот, воспитывать у мальчишек и девчонок та­ кие важные качества, как принципиальность, смелое от, стаивание своих взглядов, своей жизненной позиции, Что и говорить, это серьез­ ные педагогические просчеты. А появились они Вследствие недооценки некоторыми руко­ водителями школ роли стенной печати, ее значения в деле раз­ вития самостоятельности уча. 1ЦИХСЯ. Но это не единственная причина,- Многие Организаторы внешкольной работы и стар­ шие пионервожатые не могут плодотворно в этом направле. нии работать, так как не име­ ют достаточного опыта. По­ этому, наверное, целесообразно было бы йровёСтн для них семинар с показом лучших стенгазет, дать возможность Систематического обмена опы­ том на курсах института усо. вершенствования учителей. Не^ плохо бы раз в год проводить смотр-коню -щ стенной печати В школе, райойе, городе с поощрением 'лучших участни­ ков. И конечно, обязательно следует обсуждать вопросы «школьной стенной» на парт, бюро Или партийном собрании, на заседании комитета комсо­ мола, совете дружины. Необ. ходимо поднять в школах уровень публикаций в стенных газетах. п. ПЛОХИХ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz