Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

З Н АМЯ ИИ11Ш1 1||II1 III Г ОЛОВ КИ сыр а аккурат­ но сложены‘в хранилище на полках высоких кон­ тейнеров. Первое впечатление •— на ковриги хлеба похожи, того же теплого желтого цве­ та. Около двух месяцев про­ шло с момента приемки моло­ ка, из которого приготовлен этот сыр. ...Р: |АНО утром прихо­ дит к огромным пя­ титонным ваннам мастер Василий Никифорович Кочетов. Более двадцати лет он варит сыр и безоговорочно признан авторитетом в этом деле. Немалый опыт и у д р у ­ г и х сыроделов, но, как мне сказали, даже один и тот же с уп хозяйки по-разному гото­ вят. Жена Кочетова, Екатери­ на Ильинична, тоже много .лет сыр варит, но первенство Василия Никифоровича приз­ нает, Его сыр — самый вкус­ ный. Его сыр — это три-четы­ ре тысячи тяжелых аппетитных головок за длинную смену в горячий летний сезон. Уже через шесть часов , по сгустку сквашенной в ваннах молочной смеси он определяет: будет толк из нее или нет. Толк обычно бывает. . Какой только сыр ни варил ^Ноасилий Никифорович: гол­ ландский и степной, пошехон­ ский, костромской, алтайский. И стокилограммовые головки швейцарского... В Тербуиах'он готовит российский сыр, а в последний год — новый, вы- |руссиий. Никаких секретов в работе своей мастер не видит. Искренне уверен: главное — как к ней, работе, относишься. С душой если •— все подучит­ ся, по-иному — тут уж ника­ кие самые секретные секреты не .помогут. Но на заводе,-то знают: много лет назад Коче­ тов случайно, следуя просьбе- приказу «надо!», выучился редкой и трудной профессии, не подозревая, что он — сы­ родел божьей милостью. С ИВАНОМ Иванови­ чем Клюевым, ди­ ректором завода, встретиться не пришлось. 'Но оставалось впечатление зна­ комства с ним. Словно был долгий разговор, и директор делился планами, заботами, тревогами. О нем, директоре, о заводе рассказывали люди. Им было о чем рассказывать. Коллектив завода молод. Мо­ лод н директор: .ему нет и сорока. И оттого, может быть, они отлично понимают друг друга. Понимание это — одна из составляющих успехов, ко­ торых уже добились здесь. З а одинна дц ать месяце в этого года Т ер бу нск ий сырза- вод н е полу чил ни одной р ек­ лама ции от п о тре би теле й. Вы­ ра б о тана 1031 тонна сыра от­ личного качества. Перевыпол­ нены планы одиннад цат и меся­ це в по про из водству живот­ ного м асла и молочного саха­ ра. В передовых на заводе •— цех молочного сахара. Пятм- летм и й пл ан выполнен 22 ию­ ня — н а Краснодарс ки й фар­ мацев тически й завод от правь лено 590 тонн ценной продук­ ции , не о бх оди мой для изг о­ товле ния антибиоти ков. Пр и­ быль з авода за это вр емя с о ­ ставила 517 тысяч рублей в мес то заплани рованных 347 ТЫСЯЧ. В коллективе хорошо пом­ нят н другие времена, когда успехи стороной обходили предприятие. Было это два го­ да назад: изношенное обору­ дование капризничало, н е ... до конца..был отлажен технологи * ческйй процесс, текучка кад: ров была привычной и пугаю­ щей. Представители госииспек- шш по качеству часто бра­ ковали продукцию. Руки опус­ кались, и непонятно было, за что браться в первую очередь. Пережить тяжелые времена помогала людям неизменно твердая уверенность директо­ ра: все будет нормально; Уве­ ренность рождена была тща­ тельно, до мелочей продумай* ньш планом действий* И. И. Клюев пригласил в Тербуны опытных спецналто стов. Молодых гпослал учиться в знаменитый мастерами-сыро­ делами Углич, - в техникумы, на курсы. Услышат? однажды. 6Т старшего инженер а*техно • лога Платонова: «Может, ' на сессию в институт не ехать? Пока трудно у нас...», ответил: «Ехать. Учеба — первое ' Дё- ■ Г гк Зайти в - кабинет -директора с деловым предложением мож- но было в любое .время я> всем. Условие поставлено од­ но: мысли должны быть про­ думаны до конца:. Сумеет- ав­ тор защитить предложение я доказать ого необходимость ~* принято и внедряется без про­ медления, .... , Н А ГЛАВНОМ нагаравле- ШШ в те напряженные дни с полной отдачей сил трудились .механики заво­ да. Сегодня почтя ^полностью заменено оборудование.- В хо­ де реконструщйивнедреио "не­ мало рационализаторских предложений. В результате первым в .области завод пере­ шел на выпуск бутербродного маеДа круглый -тод, -без обыч­ ного: перерыва летом, диктуе­ мого особенностями техноло­ гии. Механики, руководимые Николаем Федоровичем Ас­ тафьевым, победили эти осо­ бенности, переоборудовав мпенообразователи и сепара­ торы. В маслоцехе оборудова­ ние дублировано. Если и слу­ чится неисправность, останов­ ки, в работе не будет, механиз­ мы-дублеры заменяет вы­ шедшие из строя. Подготовка кадров и рекон­ струкция — таковы были глав­ ные направления. А можно ли причислить к второстепенным другое? /Г г \г -■ ...Строительство теплицы на сырзаводе. К чему,; спрашива­ ется, лишние хлопоты? С к о ро перестали удивляться: зимой в заводском буфете работницы за копенки покупали . зеленый лук. Урожай снимали бога­ тый, л у к поставляли — по се­ бестоимости — даже в посел­ ковый овощной магазин. Вы­ ращивали и огурцы, поми* \ лоры. ' I • ...Столовая нй’ заводе ироек- том не предусмотрена. Буфет ютился в уголке, здесь и обе­ дали рабочие,-а Кое-кто спе­ шил в перерыв домой. Поме­ щение для столовой выкроили чудом: строители смастерили Навесные рогатки, художник расписал стены. В первое вре- . мя отпускали.;привозные обе- уды; а позже готбзить для себя •стали' сами.1-Вкусно; недорого , V— теперь редко-дето домой на обед идет. -- - ~.До близлежащих. деревень от Тербунов 'не так уж и ' -'близко: от 'пятнадцати ' кило­ метров до двадцати пяти. И б том, чтобы -на сьЬрзаводс ра- ботали жители Яковлево, Сол­ датского, Вторых •1 Тербунов, • несколько лет назад йе слыша­ ли, Теперь работают. Ут­ ром и вечером Ждет рабочих .'"заводской автобус. Трйдцать- • сорок минут в дороге — по •к городским меркам это совсем немного. К весне будет сдан детский сад — совсем .рядом с -, заво­ дом. Молодые специалисты по- -Лучат ща-ртирьг в двух новых домах. Недостатка в кадрах Тер- буускн# сырзавод больше не испытывает. ДЕСЬ легко -рабо­ тать», — заметил в разговоре старший инженер-технолог В. Д. Пла­ тонов. Уточним, чтббы не ввёс- с ри в Заблуждение: Читателей: интересно работать. Подняв | тяжелый г р у з реконструкции, коллектив не отказывается и от того» что является -новинкой на предприятиях "молочной промышленности области, рес­ публики. Пер вы ми в отрасли п о ре­ коменда ции Всес о юзн о г о на­ учно-иссл ед о ват ельск о г о ин­ ст итута сыра тер б унцы приме­ нили н о вый вид за кваски со специальными бакте риями, ун ичтожающими в молЛке все в редные мик роорганиз мы. Вп ервые в республ ике о с­ воили б есс алф ет о чны й ме тод прес сования сыров, предл о ­ женны й учеными. Эт б дало воз можность сэконо мить м а­ т ер иалы: на о бр а б о тку т онны сыра ран ее р асходовалось до 30 метр о в тк ани, теперь же одна спец иальная фор м а в о б о р о те — 5 лет. Улучшились санитарные условия, высво бо­ дились р а бо чие руки. С о зре вани е сыра в пленке д ало не малый эконо мически й эфф ект, устранив часть тяж е­ л ой ручной ра боты. И это бы­ ло одобрено М инистерст во м пищ евой промышленнос ти РСФСР. . З а меститель директ о р а В, К. С теп анов п оказал в цехах те­ лекамеры — на заводе мон­ т ируют ус танов ку пр о мы шл ен­ н о г о тел ев идения, к о торая повы сит о пе ративность ру к о ­ водства пр оизводство м. .......Уже • закрывая блокнот, случайно увидела полоску бу­ маги с непросохшими еще крупными. буквами: «Кто хо­ чет что-пибудь сделать — на­ ходит . средства. Кто ие хочет ничего делать — находит при­ чины». Тербунцы, подумала, пред­ почитают находить средства. Г. КАЧЕВА. ГОСТЬ ВОСКРЕСНОЙ п о л о с ы ПЕРВЫЕ ПЬЕСЫ, ПЕР ВЫЙ УСПЕХ В областном драматическом театре состоялась премьера спектакля «Пришел мужчина к женщине». Его автор — мо­ лодой ленинградский драматург Семен Злотников. Имя Это впервые появилось в репертуарной афише нашего театра, и мы воспользовались возможностью — -драматург присут­ ствовал на премьере спектакля — чтобы побеседовать $ С. Злотниковым и познакомить с Ним липецкого зрителя. ** — Расскажите, пожалуйста, О первых Ваших шагах в дра­ матургии? — Первая моя серьезная встреча с театром состоялась несколько поздно, после ар­ мии. Со школьной скамьи был сильно увдечен ' поэзией, сам писал стихи. Вернувшись пос­ ле службы в Ташкент, услы­ шал, что при Дворце культу­ ры текстильщиков работает театральная студия, в про­ грамме которой В ОСНОВНОМ были поэтические произведе­ ния. Посещал эту студию, занимался заочно на филоло­ гическом факультете 'универ­ ситета, работал корреспонден­ том в спортивной газете. Позже переехал в Ленин­ град. Много ходил в театры, писал рассказы. Один рискнул показать Сергею Юрскому, знал о его внимании к моло­ дым. От него ' впервые услы­ шал: «Вам надо писать пьесу». В 1975 году пьеса появилась, я назвал ее «Бедный Атлант». Попытался исследовать моти­ вы поступка человека на ми­ фологическом материале — что, скажем, потребовалось Атланту, чтобы взять небо на плечи? Пьесу никому не пока- зал. В Ленинграде я по-настоя­ щему узнал и полюбил театр. / Обязан этому городу и тем, что именно в нем впервые хо­ рошо узнал людей, пережив­ ших блокаду. Удивительные, очень чистой души, люди, бес­ компромиссно честные. Свои тяжелые воспоминания несут через всю жизнь, они для них *— мерило поступков, нравст­ венная точка отсчета. Захо­ телось рассказать о них, на­ писал пьесу, но посчитал, что рано выходить с ней к людям. Много писал, но сознатель­ но старался ие поддаваться соблазну скорого выхода . на сцену. Б театре, на мой'бзтляд, недопустимо работать слабо. Это во многом относится и к драматургу. Пьесы ведь не чи­ тают — их слушают, смотрят. Может так случиться — был как-будто не очень заметный недостаток в драматургической основе, а сцена его неожидан* дщ укрупнила, сделала’иежелй- телъво выпуклым. Он режет слух, зрение, а поправить что- то поздно. — Когда и где состоялся Ваш дебют на сцене? — Это было в 1977 году. Ленинградский театр комедии выпустил спектакль, который состоял из двух моих одно­ актных пьес — «Мужья Ан­ тонины» и «Все будет хоро­ шо», Они и сейчас — уже чет­ вертый сезон _ в его репер­ туаре. Несколько позже Ле­ нинградский ТЮЗ поставил по моей пьесе спектакль «Два пуделя». — Какого драматурга» на Ваш взгляд, можно назвать современным драматургом? — С самого начала 'хочу подчеркнуть, что отношу дра­ матургию к совершенно Само­ стоятельному виду литератур­ ного творчества, ставлю ее очень высоко, может быть, на один уровень с поэзией. Во всяком случае, нам необходи­ мо то же требовательное, от-, ветственное отношение, к сло­ ву, которое считаю главным инструментом выражения МЫСЛИ. ■- 'У....... : , Что же касается современ­ ного драматурга, думаю, в первую очередь, он должен быть '"личностью. Доброта — еще одно важное условие. На мой взгляд, свойство это от­ личало создателей образов Дон Кихота, Гамлета... Жела­ тельны, наверное, и макси­ мальное понимание того, чем живут люди, и стремление разобраться.. ,ц ,с в о и х ,.&щуще»м . ниях времен» •—*—•утесгно,—т>бту-“■ ективно. Но только не судить людей. Когда начинаешь су­ дить, становишься тенденци­ озным. Думаю, надо старать­ ся вовлечь зрителя в мир сво­ их мыслей, чувств, подвести' его к какому-то выводу. Для удачного осуществления этого ■ замыелд важны определенные ирофесеибпаиыше «паства. Если говорить о себе -~- . всегда хотелось быть ..' макси- : мально понятым. Иногда слы.-' шишь: зритель не дорос. На мой взгляд, нет плохого зри­ теля — причина неуспеха в нас. Или нс знаем языка, ко­ торым надо говорить с за,- !лом, или йотеряли его... — Как родилась идея пьесы «Пришел мужчина к' женщи­ не»? Как Вы Сами; опреде­ ляете ее тему? 1 * — Тема, кажется, лежит на поверхности пьесы — это проблема одиночества. Но мне хотелось проследить извивы человеческих взаимоотноше­ ний ц 'для' ТОГО. ЧтсГбЬГ ПбнятЬ, что может сблизить совершен­ но незнакомых людей? Что может сделать возможным кх сосуществование? •• Показался •> особенно -удобным вариант с двумя"' героями, он: позволяет более подробно анализировать'1 их отношения. — Насколько полно вопло­ щены Ваши замыслы Липец­ ким театром? -и Постановку своей пьесы я видел в нескольких залах — Свердловска, Львова, Одес- .сьг.,1 Режиссер Й. Райхель- гау$ сделал сЬбктакль в Ли­ пецке в сжатые сроки — все­ го за месяц. По-моему, полу-: чилось талантливо. Интересно и художественное оформле­ ние. Артисты С. Погребняк и В. Пономарев полно 'раскры­ вают авторский замысел. Их исполнение отличает мастерст­ во, нм естк что .с.ка'зать зри- ■ телк>.': В целом постаноаку Л и п к о г о .театра/ ‘рр-^оему, отличают от дургих целомуд­ ренность и исповедальность. Замечательно в этом спек­ такле работали все службы театра. Как автор, я очень благодарен коллективу. — Вы впервые в нашем зри­ тельном зале. Ваши впечат­ ления? .«о-■••' 4 1 ш , Зрителё в''Липецке уди-. ' нательный. Чуткий, Доброже­ лательный. '' / ■ • ; . ■ -— Расскажите о своих Творческих планах. — р Это сценарий для кино­ студии «Ленфильм» и пьеса для Ленинградского ТЮЗа. Работаю также над пьесой, рассказывающей о жизни сов­ ременных ученых. ...Беседа с С. Злотниковым состоялась в полдень, а вече­ ром он вновь, как,и накануне, был на премьере своего спек­ такля, взволнованно следя за реакцией зала. «Самая боль­ шая наука •— урок зрителей», — вспомнила я его слова. Спектакль закончился под бур­ ные- аплодисменты. Кто-то крикнул: «Автора!» Он под­ нялся на сцену, зал заапло­ дировал с новой силой. Это было признание и пожелание новых удач. Т. СПАССКАЯ. МУЗЕЙ И ВУЗ Более десяти лет поддержи­ вает связь с Долгоруковским к р а е в е д ч е с к и м му­ зеем Профессор ; Липецкого пединститута, доктор истори­ ческих наук В. М. Важмнсклн. Он помог музею в исследова­ нии происхождения названия села Долгоруково, а в дин 600-летия Куликовской битвы передал ему большую научную работу на эту тему. В свою очередь, долгоруковский крае­ вед И. А. Христенко, собрав материал о связях земляка- поэта А. М. Жемчужникова , ..с Лг И; Толстым, передал его на кафедру литературы ЛГПЙ. Н. ФИЛИМОНОВ. Заведующая секцией «Тка­ ни» магазина № 8 «Весна» Липецкого горпромторга Ва­ лентина Васильевна Рыбина — ударница > коммунистического труда. .Работает в торговле 20 лет. Она неоднократно при­ знавалась в соревновании на Двание лучшего по профессии- победителем. План десятой пятилетки секция выполнила еще в начале ноября. На снимке: В. В. Рыбина. Фото А. Козина* ОЛПЕЧНЫМ майским днем пришел к памятни­ ку Героям в Липецке Михаил Николаевич Вдовенко. Остановился в сторонке, на­ блюдая, как нескончаемым по­ током идут и идут к Вечному огню; люди, несут цветы. И на­ бежала непрошенная слеза на глаза бывшего взводного, вспомнились слова боевых друзей, тех, кого он уже. не встретит, никогда. Как они мечтали дожить до светлых дней мира! Не заметил, как возле него стали останавливаться убелен­ ные седина ми люди с ордена­ ми и медалями. И услышал Герой .Советского Союза Ми­ хаил Николаевич Вдовенко слова одного из ветеранов: помнят героев люди... Да, никто не забыт, ничто ие забыто. Народ наш свято чтит героев. В этом убежда­ ешься на каждом шагу. Как- то довелось мне побывать в колхозе имени Ильича Доб- рицского района. И в клубе, иа самрм видном месте, я уви­ дел скорбный список одно­ сельчан, не вернувшихся с войны. Много там было фами­ лий, и о каждом в селе пом - нят. Помнят и помогают вдо­ вам фронтовиков, инвалидам войны во всех их житейских заботах, приглашают в свет­ лый день празднества на тор­ жество. Подобных примеров можно привести много. Поименно помнят каждого фронтовика в Елецком локомотивном депо, в селе Черна ва. "Пять лет назад в Липецком драматическом театре была поставлена моя пьеса «Сестра милосердия», рассказавшая о жизни и гибели комсомолки Ксении Константиновой, уро­ женки села Сухая Дубна. .....Прошло много времени, но люди чтут Героя Советского Союза, свято помнят о ней, пишут письма. Пишут члены клуба «Юный медик» из Об­ нинска. Вот письмо от группы елецких учителей: «Жизнь Ксе­ нии Константиновой учит нас мужеству». По-прежнему от­ лично трудится комсомольско- молодежная бригада монтаж­ ников Виктора Акиньшина, из СУ -№. 1Г '' треста «Липецк- строй>н Бригада носит имя Ге­ роя Советского Союза. Ксенин Константиновой. Из Гроднен- ского медицинского института сообщают, что каждый год лучшей студенческой группе присваивается звание группы Имени Героя Советского Союза Константиновой. Сегодня в нашей стране уча­ стники войны окружены поче­ том И всеобщим уважением. Партия и правительство не жалеют средств,7 чтобы улуч­ шить фронтовикам жилищные условия, помочь укрепить здо­ ровье. Так, например, только отдел социального обеспечения Советского района Липецка, где очень внимательно отно­ сятся к нуждам бывших сол­ дат, в нынешнем году выделил бесплатно 22 автомобиля, бо­ лее 100 путевок в санатории инвалидам и участникам Вели­ кой Отечественной войны. И все-таки, нет-нет да и встречаемся мы с отдельными фактами равнодушия, форма­ лизма по отношению к людям, чьи заслуги перед Родиной не­ оценимо велики. В' Правобережном райвоен­ комате имеется толстая папка — переписка, о выделении квартиры бывшему старшему лейтенанту- РЕ II. Кравчуку,- Нельзя спокойно читать форменные отписки руково­ дителей ряда хозяйственных я советских органов. В 1969 го­ ду И. П. Кравчука «временно» поселили в дом на улице име­ ни Салтыкова-Щедрина, 45. Вследствие аварийности строе­ ния все жители из этого зда­ ния, стоящего на подпорках, выселились сами. Сейчас в нем живет одни Кравчук. А тем временем ряд организаций, э том числе Правобережный •райисполком и горисполком, все еще решают, кто должен предоставить жилье ветерану двух войн. ...Мария Афанасьевна Кача­ нова выписала уголь на заво­ де «Свободный сокол», запла­ тила деньги, но.» привезти топливо вдове фронтовика, скончавшегося от ран, было не на чем, помочь никто не дога­ дался, так и осталась старуш­ ка без топлива. А рядом в трех сокольскнх школах вел» поиск «красные следопыты», ходили за многие километры разыскивать неизвестных геро­ ев, но не заметили тех, кто нуждается в- их помощи и вни­ мании в соседнем доме, на соседней улице. Вроде бы мелкий факт, но и маленькая ссадина больно жжет. По вот с горечью рас­ сказали -мне бывшие летчики- липчане о более серьезном слу­ чае. В 300 метрах от деревня Селищи Стебаевского' сельсове­ та, что в- Липецком районе, одиноко стоят два почти ров­ ных с землей холмика. Ни ог­ рады вокруг них нет, .ни над­ писи. • . А ведь тут покоятся останки двух героев-летчиков. И фами­ лии их установлены — капи­ тан Богатов и сержант Ингойн. До сих пор помнят очевидцы тот воздушный неравный бой. Кстати сказать, имена этих ге­ роев золотыми буквами вписа­ ны в историю 208 штурмового полка. А вот память о их под­ виге на липецкой земле до сих нор ие увековечена. Горько писать об этом. Раз­ ве легко сказать о том, что преданы забвению многие те- рон-сокольцы. Более 2 ты­ сяч металлургов «Сокола» в грозные годы войны ушли за­ щищать Родину. 1200 человек отдали свои жизни в боях, с жестоким врагом, но до сих пор нет на заводе ни мемори­ альной доски, не обелиска, ни даже списка погибших. В чем же дело? Оказывается, некому пойти' в липецкие военкоматы и выписать фамилии соколь- цев, героически сражавшихся с лютым врагом, не вернув­ шихся с войны. Уважение к ветеранам. Оно может быть выражено в лю­ бой форме. Пропустить седого инвалида без очереди, усту­ пить место в общественном транспорте, помочь установить телефон, обеспечить жильем, даже протянуть руку при пе­ реходе через улицу — все это не только признак вежливости, ,это наш прямой долг;; Как прекрасен святой девиз Нашего народа: «Никто не за­ быт, ничто не забыто». Так давайте будем следовать этому девизу не только' на славах, но и «а деле. А. БАКЖАНСКИЙ: Н О В Ы Е М А Р К И К 60-летшо ГОЭЛРО Ми­ нистерство связи СССР выпу­ стило новую почтовую марку. В центре ее на фоне знамени скульптурная фигура вождя рядом с изображением тепло­ вой электростанции и ГЭС. На марке памятная надпись: «Ле­ нинскому плану ......ГОЭЛРО 60 лет». Еще одна новая .марка по­ священа известному советско­ му химику и организатору науки Александру Николаеви­ чу Несмеянову,-- который был президентом Академии наук СССР с 1951 по 1961 годы. На марке .— портрет ученого, Ге­ роя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии. Художники мареж-—И- Мар­ тынов и В. Никитин. Выпуск сопровождался гашениями пер­ вого дня на почтамте Москвы, (Корр. ТАСС). ■■ВВ!1Ш11111Ш11111и1Ш1Ш!11111ЪШ1т11Ш111111т1!1(Ш11«|||!1НШ11ШШВР№гВ№!тШ Юмор З ТУ ЖЕНЩИНУ в свет­ лой дубленке приемщи­ ца ювелирной мастер­ ской Нина Тихоновна Троян о* ва приметила сразу: рассмат­ ривая образцы изделий, она шумно обсуждала с подругой фасон облюбованных ею сере­ жек. — Только сделайте такие же, как на картинке. — на­ стаивала она, когда подошла ее очередь делать заказ. —- Что ж, постараемся, А из какого материала? Женщина раскрыла коше­ лек. Среди смятых рублей и медных монет она отыскала какой-то предмет и протянула приемщице. — Планку-то оторвите, она яе из золо та._ по-хозяйски распорядилась клиентка. Приемщица взглянула и ах­ нула: на обшарпанной пласт­ массовой тарелочке передава­ лась в обрамлении серебри­ стых лучей маленькая золотая звездочка. На планке алели слова: «Мать-героиня». .Высшая награда Родины -'Жгшщине-матери. Какими грам­ мами можно измерить все. что стоит за ней? Материнские слезы н бессонные ночи тре­ воги и радости. Силу и неж­ ность женщины, воспитавшей десять детей. Теперь многодет­ ные семьи — редкость, а преж­ де их было немало. Но разве легче тогда доставались ма­ терям их ребятишки? Незадолго до войны достатка Наши духов н ы е ценности в домах прибавилось. Жить бы да радоваться, глядя, как ста­ новятся на ноги дети. Но судьба рассудила иначе— сы­ новья ушли сражаться с вра­ гом. Многие отличились в боях. Многие не вернулись... А дома их ждали матери. В 1944 году наше прави­ тельство учредило единствен­ ную в своем роде награду: по­ четное звание и орден «Мать- героиня». Так Родина отмети­ ла подвиг многодетной матери. За годы работы в ювелир­ ной мастерской Троянова ви* дела многое: поломанные брошки и запонки, серьги й обручальные колЬца, пере­ ставшие цениться их *владель­ цами. Но редчайший орден... Нина Тихоновна держала Звезду на ладони и чувство­ вала, как отогревается застав­ ший кусочек металла, впиты­ вая тепло ее руки. Притихла гомонившая за окошком оче­ редь. Никто не произнес ни слова, но видно было в "этом молчании что-то, смутившее женщину, заставившее- ее сует­ ливо поправить прическу,' за­ пахнуть воротник. — Да вы не подумайте че­ го-нибудь плохого, — торопли­ во заговорила она. — Све­ кровь-то моя умерла давно, а орден после нее старшему су- ну остался. Я и подумала: чем зря ему валяться, лучше к вам снесу. Все-таки, грам­ мов пять золота... Протянув Звезду в окошеч­ ко, Нина Тихоновна не смог­ ла скрыть досадных ноток в голосе: — Возьмите, не сможем мы вам орден на сережки пе­ реплавить. Не положено юве­ лирам награды в работу при­ нимать. Д ействительно, сушествует такое правило. В статусе ор­ дена есть важное, примеча­ ние: «После смерти матери, удостоенной почетного звания «Мать-героиня», орден остает­ ся в ее семье для хранения как память». Мудрый и гуман­ ный закон, Н р он предусмат­ ривает и другое, оберегает,па­ мять о матери от случайного прикосновения недббрых рук. Всегда ли мы сами храним Самое. дорогое — духовное богатство семьи? Конечно, та­ кая награда, как золотая звезда Героя — редкость. Но в каждой семье есть памятные; веши, свои ‘неповторимые фак­ ты биографии, свои удачи и потери. Все это — частицы ис­ тории семьи, рода, всей стра- ны. Хорошо знаю семью липец­ кого инженера В, С. Петрови- чева. Здесь не говорят., гром­ ких слов о долге, О;семейных реликвиях. И; пожалуй, не­ много стесняются своей, стран­ ной привязанности к... са­ погам. Обычным, изрядно раз­ битым кирзовым сапогам. Владимир Степанович вспо­ минает, как в детстве, в разо­ ренном войной белорусском селе он мечтал ходь раз про­ бежаться в них по улице. Где- то далеко, на карельском фронте сражался отец. И мать берегла оставленную им. еще крепкую обувку. Эти сапоги Степан Петровичей получил в 1932 году за ударную работу в колхозе, В его жизни это была первая справная обувь, и одевал он ее не каждый день, а лишь в исключитель­ ных случаях. Отец погиб. Но лишь спустя Шесть лет. когда Володя подрос и поступил в ФЗУ, мать развернула завет­ ные сапоги: обувайся. Сейчас лом ПетроВичевых — полная чаша. Дочь Владимира Степа­ новича ходит в институт в модельных сапожках. Но она, как и другие' дети Петровпче- вых, помнит, что 'не *' вдруг пришел в дом достаток, и не только труд родителей — источник этого достатка. За ним —- история Родины. В старенькой школе добрии- ского села Средняя Матренка есть небольшой скромный" стенд. На нем — фотографии односельчан —- участников Ве­ ликой Отечественной войны. Иные из них пришли с фрон­ та в орденах и медалях, отли­ чились в труде, другие — ни­ чем не приметны. Но школь­ ники знают, что каждый из них — защитник родной зем­ ли. Школьный музей, встречи, с уважаемыми людьми колхо­ за _ все это воспитывает лю­ бовь к своему селу, помогает понять значимость порой ря­ дового, . будничного труда их близких. «От того, как отно­ сится человек в годы детст­ ва к героическому подвигу своих отиов и дедов, зависит его нравственный облик, от­ ношение к общественным ин­ тересам, к труду йа благо Родины...» — писал педагог В. А. Сухомлииский. Учитель­ ница Г. И. Гушина сохранила сочинение Василия Пешкова, младшего из пяти братьев Пешковых, что славно, трудят­ ся в среднематренском колхозе имени Чапаева. В нем есть такие строки: «Моя мечта — стать инженером степных ко­ раблей...», Сейчас Василий — один из лучших комбайнеров хозяйства, собирается учиться дальше. А его отец, Иван Се­ менович, йет-нет, да к скажет, кивнув на переднюю стенку горницы, где среди других фотографий и он сам, молодой шофер МТС: «А на старом «Фордзоне» ты сколько вспа­ хал бы?». У нас немало рабочих- ди­ настий. В каждой семье есть кто-то, кем можно гордиться, о ком нужно помнить. Но порой взрослые, озабоченные: службой/ общественными на­ грузками, бытом не находят времени или не считают нуж- , ным передать детям самое сокровенное, самое важное. В суете повседневных дел мы порой приземляем родствен­ ное обшение. И ребята неред­ ко воспринимают родителей толькб 6 потребительском пла­ не. ■ — Бдбушка купила инте­ ресную книжку... — Тетя достала дубленку... А бабушка — Одна из пер­ вых комсомолок города, тетя — досрочно -выполнила лич­ ную пятилетку. До обидного мало знают порой ребята о самых близких людях. Третье­ классник не- может вспомнить имени бабушки, передовой доярки пригородного совхо­ за, а подросток, который ско­ ро1 получит паспорт, ие может толком объяснить, чем занят на заводе его отец, не знабт, коммунист ли он. Папа не до­ гадался хотя бы разок захва­ тить с собой сына в цех, по­ казать свое рабочее место, познакомить ;с. .. товарищами. Сын привыкает видеть его усталым, раздраженным, но не понимает, что у отид не ла­ дится с пуском нового стан­ ка,.. Как научить его видеть в глазах отца заботу, тревогу, гордость? Видеть и сопережи­ вать? В этой сложной науке немалая роль принадлежит се­ мейным традициям, дорогим памяткам. В нашем доме должно найтись вместо не только модному сервизу, но и тяжелой глиняной кружке ба­ бушки, подаренной ей в день свадьбы, и пожелтевшим фо- тографиям, и комсомоль- скому значку погибшего на войне дяди... На днях приемщице ювелир­ ной мастерской Н. Г. Трояно- вой довелось второй раз в жизни держать в рчке орден «Мать героиня». Простая с виду, немолодая уже женщи­ на привезла его и з' далекого села, чтобы починить отло­ мившуюся планку. Очень про­ сила помочь. Это ос­ талось от мамы ... Е. САВРОВА. ВОСТОРГ ДУШИ — Я очень коммуникабель­ ная. Да, да, ие удивляйтесь. Заявляю прямо. Чтобы ника­ ких недомолвок. Такая я вот. Ну, куда же вы? Мы же так мало говорим. Язык сохнет. А может и совсем исчезнуть. О чем говорить? Да о чем угод­ но. Я могу поддержать любой разговор. Хотя бы об искусст- 'ве. Искусство — это же изу­ мительно, это же восторг ду­ ши. Вы бывали в музеях? Вы помните Джоконду? Эта ус­ мешка, брошенная через века! Нам. Ценителям. Ее же не понимали тогда. А мы взгля­ нули — и поняли. Вы пробова­ ли смотреть на нее глазами художника и домохозяйки од­ новременно? Попробуйте. Не пожалеете. Это впечатляет. Постойте, ну постойте же!..1 Если не хотите о живописи, давайте о кино. Последний за­ граничный фильм смотрели? Цветной! Широкоэкранный!!! ‘ Глаза разбегаются. Она лю-> бит его, он любит другую, а та любит третьего. В маске. Который тоже любит, но еше не знает точно, кого. Короче — жуткая любовь. С цветами, драками, вином и этой... как ее... Ну, она у них одна там... Ну, эта... Фамилию не помню, но все равно — восторг души. Честно. Сходите, не пожалее­ те. Подождите, а про музыку? Про виолончель. Ах, вы с карбюраторами дело имеете? Так давайте о карбюраторах. Кстати, что это такое? Впро­ чем, мне все равно. Чего мол- чать-то? Мне 'сказали, что я очень _ коммуникабельная. Слово-то какое красивое, а? Я его не понимаю, но все равно — восторг души. А. КЛИМОВ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz