Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1980 г. (г. Липецк)

1 6 но яб р я 1980 г., № 26 4 (15 8 6 1? — ............................. ............... - - _ Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ ПОДВИГ ДВАДЦАТИ ВОСЬМИ Два часа с небольшим на электропоезде от Москвы — и вот он, разъезд Дубосеково, навечно вошедший в историю Великой Отечественной войны, в историю наших Вооруж ен­ ных Сил. Разъезд стал симво­ лом муж ества, отваги и доб­ лести советских воинов, за­ щитников Москвы в грозные осенние месяцы сорок пер­ вого. И сюда зимой и летом, в любую погоду приезж ают люди из самых различных уголков нашей страны, из-за рубеж а. В двухстах метрах от разъ­ езда стоит скромный гранит­ ный памятник-плита. На ней надпись: «Высота 251. Здесь 1 6 ноября 1941 года, защищая М оскву, сраж ались 28 героев- панфиловцев. Славные сыны нашего народа преградили дорогу 50 фашистским тан­ кам». А ниже, в правом углу, — слова: «От имени сердца, от имени жизни повторяем: вечная слава героям!». Ря­ дом — сохранившиеся до на­ ших дней окопы, безмолвные свидетели подвига, окопы, в которых стояли насмерть пан­ филовцы. „.Гитлеровцы рвались к М о­ скве. У разъезда Дубосеково — в деревнях Красикове, Му- ромцево, Жданово — они со­ средоточили более 80 танков, два полка пехоты, шесть мино­ метных и четыре артиллерий­ ских батареи, сильные группы автоматчиков. Гитлеровцы имели приказ прорваться на стыке 316-й стрелковой диви­ зии генерала И. В. Панфилова и кавалерийской группы гене­ рала Л. М. Доватора в тыл на­ ших войск, выйти на Волоко­ ламское шоссе и с ходу, в тот ж е день, ворваться в М оскву. Оборону у высоты 251 зани­ мал взвод истребителей тан­ ков четвертой роты 1075-го полка 316-й стрелковой диви­ зии. Ранним утром 16 ноября на позицию панфиловцев об­ рушились стаи фашистских са­ молетов. Вот что рассказал впоследствии участник этого боя, один из пяти героев, ос- тавщихся в живых, Григорий М елентьевич Шемякин: • Взрывы грохотали один за другим. Не успел леденя­ щий ветер развеять дым, * как видим, поднимаются цепи враж еских автоматчиков. А тут поземка вихрит по полю. Идут фашисты во весь рост сомкнутыми шеренгами. Толь­ ко подошли они метров на 100, как раздался свист. По этому сигналу открыли огонь. М етко застрочил из пулемета Н икт о не забыт , ничто не забыто Иван Шепетков, Я его знал. Работал он акробатом в Алма- Атинском цирке. Локбть к локтю стреляли по автоматчи­ кам колхозник казах Алик- бай Касаев, слесарь Гавриил Митин, колхозник киргиз Дюйшонкул Шопоков... Отби­ ли атаку. Тогда противник бросил против нас 20 танков и под их прикрытием еще большую группу автоматчи­ ков. Как раз в это время я и увидал политрука нашей ро­ ты Василия Клочкова. Не уси­ дел он на наблюдательном пункте, пробрался к нам в окопы под бешеным огнем! Не дрогнули панфиловцы. Во враж еские танки полетели гранаты, бутылки с горючей смесью, заговорили противо­ танковые' руж ья. Перед око­ пами героев остались стоять 14 машин, остальные поверну­ ли назад. Но и ряды защитни­ ков рубеж а поредели — ведь четыре часа длился этот бой. И только бойцы успели пе­ ревязать раны, как на окопы двинулись еще 30 фашистских танков. В этот момент воины услыхали голос Клочкова: — Братцы! Велика Россия, а отступать некуда! Позади — Москва! Сноза слышатся выстрелы из противотанковых руж ей, летят гранаты в машины с кре­ стами на броне. Горяг оста­ новленные танки, но другие упорно лезут на окопы... Кон­ чились боеприпасы, гибнут смельчаки. Тяж ело раненный Василий Клочков сж имает последнюю связку гранат и бросается под тяж елый танк. М уж ество и стойкость со­ ветских воинов победили. Враж еские танки были оста­ новлены, не прошли к М оскве. ...В километре от этого свя­ щенного места — небольшая деревня Нелидово. Здесь, в местном клубе, создан музей панфиловцев. Среди его экс­ понатов — Указ о присвоении звания Героя Советского Сою ­ за всем 28 воинам, защищав­ шим этот рубеж . На одной из фотографий — политрук Ва­ силий Клочков с маленькой дочкой перед отъездом на фронт: На карточке он напи­ сал: «И за будущее дочки ухож у я на войну». В витринах собраны личные вещи и ору­ жие героев, найденные на ме­ сте боя. А неподалеку от музея, на окраине Нелидово, находится братская могила героев-пан- филоБцез, !Ча памятнике — имена похороненных здесь воинов и слова: «3 памяти на­ родной подвиг'ваш бессм ер­ тен». Тридцать девять лет прошло с того памятного дня. Но бес­ смертный подвиг двадцати восьми панфиловцев никогда не забудется, слава о нем и о совершивших его будет пе­ реходить из поколения в поко­ ление. А. АШМАРИН. К А К И Е ПРОВОДЫ БЕЗ ПЕСЕН... Завтра —Международный день студентов ЕСЛИ РЯДОМ Д Р У З Ь Я С той поры, к огда над тер­ риторией Латинс к ой Амери ки взвилс я флаг свободной. Кубы, прошел 21 год. И все это вре­ мя советс кий и кубинский на­ роды стоят рядом, плечом к пле чу. Сегодня, пожалуй, трудно назвать какую-либ о отрасль, в к оторой бы мы не сотрудничали. Большую помощь о казывает Страна Советов моему народу в подготов ке наци ональных ка дров специалистов. Впервые кубинские сту денты приехали в Советс кий Союз в 1961 году. Их было тогда немного. Сей­ час уже тысячи кубинцев обу­ чаются в СССР — слушают ле кции в униве рситетах, ин­ ститутах, техни кумах , за канчи­ вают аспи рантуру. Липец кий г осударственный педагогиче ский институт при­ нял первых посланцев Кубы в 1975 году. Все ода сейчас ус­ пешно работают на родине, преподают русс кий язы к и другие предметы. Сейчас в Липец ке обучаются 118 кубин­ ских юношей и девуше к , став­ ших студентами физи к о-мате­ матичес к ого и биолого-хими­ ческ ого фа культет ов. Я учусь на третьем ку рсе физи к о - математичес к ого фа культета . Очень люблю ире к расную, точную нау ку — ма тематику . Интерес к ней цюз ник еще в ш коле . Там же, в ш коле, впервые Попробовал себя в качестве п реподавателя. Дело в том, что, начиная с девятого класса , кубинские ребята одну половину дня учатся, а другую — работают. Моей родине по ка не достает учителей, поэтому нек оторым хорошо успевающим старше­ классникам , разрешают само­ стоятельно вести отдельные запятая. Перед своим первым уро к ом я очень волновался — встретиться предстояло с ре­ бятами лишь на год моложе меня. По все за к ончилось благополучно, и каж дая следу­ ющая встреча с моим класс ом, хотя и была по-прежнему от­ ветственной, заставляя много сидеть над учебни ками , но на­ долго оставляла в душе чув­ ство большой радости от вы­ полненного долга, от общения с ребятами. Словом, я тогда убедился, что учитель — это мое призвание. Немногие у нас удостаива­ ются чести учиться в вашей стране, хотя желание та к ое есть у каж дого молодого- ку­ бинца — мы х орошо наслыша­ ны о пре к расных советс ких ву­ зах , о преподавателях, высо к о­ квалифици рованных, чут ких и доброжелательных. Трудно нам приходится: ведь овладеваем мы русским языком в основном уже в ин- м ш ш т ш ю н и н я и ш к П О ЗД РА ВЛ ЕН И Е В ЕТ ЕР А Н А У работников Дома культу­ ры Чаплыгинского завода аг­ регатов и педагогов подшеф­ ной школы № 1 стало доброй традицией совместно прово­ дить тематические вечера — встречи трех поколений с людьми различных профес­ сий, молодеж ные балы, дет­ ские утренники. Недавно такой вечер со­ стоялся для ребят младших и средних классов. Около соро­ ка учащихся были торж ест­ венно приняты на нем в пио­ неры. Первым поздравил их с этим большим, радостным событием в ж изни почетный гость, ветеран войны и труда завода агрегатов С. Д. Ачка­ сов. В свою очередь ребята приняли гостя в почетные пио­ неры школы. А. ИВАНОВ. статуте . Но, преодолевая мно­ гие трудности, всегда чув­ ствуем плечо советс ких дру­ зей — преподавателей, студен­ тов. Для нас организуются к онсультации, проводятся ин­ дивидуальные . занятия. От имени своих друзей хочу сей­ час поблагодарить замеча­ тельного педагога Надежду Владимировну Тарна кину , от­ давшую нам много сил, време­ ни. Она и теперь помогает от­ к рывать «се креты» русского язы ка . Не меньше благодарен я и Марте Владимировне Зуб к о­ вой: ее советы, ре к омендация очень пригодились, к огда пи­ сал первую свою научную ра­ боту об особенностях и за к о­ номерностях Кубин ск ой рево­ люции, о влиянии «а нее Ве­ ли к ого О кт ября. Чут кие , доброжелательные люди о к ружают нас, иностран­ ных студентов, везде, где при­ ходится бывать: в аудитори­ ях, читальных залах, в ш к олах и домах пионеров. Во вне­ урочное время мы с удоволь­ ствием встречаемся и с тру­ жени ками п редприятий, и со ш к ольни ками , расс казываем о Кубе, о нашей революции, о пионер ск ой организации своей страны. Довелось мне та кже п оработать месяц в одном из цехов Липец к ого завода пу ск о­ вых двигателей. Предприятие, его люди очень понравились, В Липец ке нашел я новых друзей: немец Уве Заломон, русс кие ребята Леня Лома кин , Костя Немцев и многие дру­ гие. Часто бываем вместе — занимаемся, отдыхаем — нам интересно друг с другом. Честно говоря, с Липец к ом я сроднился. Даже в к орот кие летние каникулы у се бя на родине скучаю п о городу, ин­ ституту, друзьям, хочется по­ с к орее сюда вернуться... Сейчас учебный год в са­ мом разгаре. Времени свобод­ ного почти нет, оно отдано учебни кам , общественной ра­ боте — одно ку рсни ки-кубищты выб рали меня своим к омсо­ мольским вожаком . Определе­ на тема новой научной работы — теперь она будет непосред­ ственно касатьс я моей специ­ альности. Много читаю, зна к омлюсь с новыми людьми, смотрю филь­ мы. ХЬчу лучше знать вашу страну, ее людей, историю, культу ру, чтобы по о к ончании учебы, приехать на Кубу и по­ стараться воспитать в наших детях все лучшее, чем богат ваш (народ. ФИДЕЛЬ КАСТРО ГОНСАЛЕС, студент ЛГПИ. На Сним ке: кубинцы — ст уденты биофа ка ЛГП И на Занятиях. Фото Г. К остылева. В ЦЕНТРАЛЬНОМ выста­ вочном зале Москвы открылась ш е с т а я республиканская худож е­ ственная выставка «Советская Россия». Выставка проходит под девизом «Худож ники России — навстречу XXVI съезду партии». Более семи НА ВЫСТАВКЕ В МОСКВЕ тысяч произведений ж ивопи­ си, графики, скульптуры, мо- нументальнЬго и декоративно- прикладного искусства ярко отраж ают мысли и чувства, дела и свершения нашего сов­ ременника. Интерес посе­ тителей вызывает творчестао заслуж енного худож ника РСФСР липчанина Юрия Гришко. Скульптурный порт­ рет сварщика М алиновского выделяется психологиче­ ской характеристикой, вы­ соким профессиональным мастерством. Пользуются ус­ пехом элегическое полотно Александра Сорочкина «В са­ ду», картина Вилена Дворян- чикова «Бригада первой электросталеплавильной печи», И вновь — ноябрь. Вновь собрались в сборном пунк­ те Правобереж ного рай­ военкомата молодые лип­ чане-призывники. Род­ ственники и товарищи при­ шли проводить на трудную и почетную вахту завтраш­ них воинов-ракетчиков, авиаторов, связистов, де­ сантников, моряков... Митинг открыл заведую­ щий отделом Правобереж ­ ного райкома комсомола Н. И. Кунаев. С напутствием выступил воин-ветеран под­ полковник запаса, участник Великой Отечественной войны Д. В. Устинов. Он рассказал 6 славных тра­ дициях Советской Армии и Военно-М орского Флота. От имени будущих воинов комсомолец, электромон­ тажник треста «Жилстрой» В. Губин обещал вместе с товарищами с честью нести воинскую служ бу, защи­ щать Родину. Ну какие ж е проводы без песен? Тепло встрети­ ли призывники выступле­ ние участников худож ест­ венной самодеятельности Липецкого облпотребсою­ за, . И вот протяжный гудок тепловоза известил: пора а путь! В эти дни отправляются липчане служ ить Родине и со сборных пунктов других райвоенкоматов област­ ного центра. Всем им нащи пож елания больших успе­ хов. , Ю. КЛЮЕВ, На снимке: о служ бе рассказывают призывникам приехавшие в отпуск солдаты Александр Бахла- т ов и Заки Гази зов. Фото автора* С ДИСПЕТЧЕРОМ заво­ да «Эльта» Геннадием Шеламовым я встрети­ лась через нес к оль к о дней пос­ ле его возвращения из путе­ шествия по столицам союзных республи к Закавказь я и Средней Азии. Геннадий был полон впечатлений от поезд ки: с увлечением расс казывал он о людях, с к оторыми позна к о­ мился в дороге, о трудностях, ' встреченных в пути, о необы­ чайно к расивой природе новых мест. 1 2 тысяч кил ометров за 32 дня проехали они с товари­ щами на мотоци клах: ма ршрут был неле гким . — Не проще ли путешество­ вать на автобусе, в поезде? —- спросила я. Геннадий ответил: Может, и проще, но не Д ОРОГА К ГОРИ ЗОНТУ Увлечения люблю я быть пассивным наб­ людателем. Дороги, дороги, дороги... Они с детства не давали' п ок оя Гене Шедамову, манили за со­ бой, обещая что-то необычай­ ное, с ка зочное. До горизонта, казал ось ему тогда, было сов­ сем недале к о. Ка к-т о Гена пы­ тался дойти до него пе шко м... А потом родители купили ему вел осипед. И сразу стало больше дорог в его жизни- А горизонт? Он отодвинулся еще дальше... В старших классах Генн адий стал заниматься в велосипед­ ной секции- У делял время и теннису, волейболу, бегу, прыж кам — эт о помогало ему одерживать победы в спортив­ ных соревнованиях. Выезжая на трассу, он мысленно назна­ чал себе ориентиры и время, за к оторое должен доехать' до них. Свистел в ушах ветер, наматывались на к олеса кил о­ метры, и все сильнее станови­ лась любовь к дорогам. Толь­ ко теперь к ней еще присоеди­ нилась и радость ощущени я большой ск орости. Первый маршрут Геннадия пролегал по Военпо-Грузин- ск ой дороге. Он был участни­ ком группы, в состав которой входили опытные мотоци кли­ сты. И теперь почти каж дый отпус к п роводит ои в походах. Особенно любит путешество­ вать по Кав казу . Ка к-т о под­ считал, что земной шар обо­ гнул на своем мотоци кле четы­ ре раза. Прежде чем отпра­ виться в путь, Шеламюв тща­ тельно составляет маршрут. Определяя задания на каж дый день, ни к огда не позволяет се­ бе сделать лишние остановки или задержаться где-то ва день. Вот и последний марш­ рут он составил сам. А его товарищи' Валентин Селнфа- нов, Ви кт ор Брезинцев, Сер­ гей Лома кин , Владимир Мина­ ев присоединились к нему, У каж дого за плечами — нема­ лый туристс кий опыт, к все- таки в пути пришлось " нелег­ ко . Не раз дорога проверяла на прочность их дружбу. ...Сейчас они часто собира­ ются вместе — участни ки мо­ т опробегов: смотрят отснятые слайды, вспоминают путешест­ вие день за днем. И решают, ку да отправиться во время следующего отпус ка . Г. ИВАНОВА. г. Елец. Б И Б Л И О Т Е К А - ТРУЖЕНИКАМ СЕЛА Совершенствуется полити к о-воспитательная работа по ме­ сту жительство, к оторую проводят работни ки Че рнавс к ой сельс кой библиотеки . Они рассматривают ее как важн ое зве­ но в системе идейно-нравственного воспитания людей. Суть всей работы составляет изучение интересов читателя и ру к оводство его чтением, Библиоте ка ри стремятся а ктивн о содействовать научно-техничес ко му прогрессу сельс кого хо­ з яйства, привле кают т рудящихся к участию в социалистиче­ с ком соревновании, к решению насущны х эк ономичес ких за­ дач. Большой популярностью у жителей Чернявы пользуются диспуты, литературные вечера, читательс кие ко нференции. С успехом провели библиоте ка ри 3. В. Князева и 11. ГГ Сер­ геева читательс кую кон ференцию по книгам Л . И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина», Содержательно и к расочно всегда оформляются книжные выставки ,'среди к о­ торых — «Край наш липецкий », «Советс ка я молодежь и Кон­ ституция», «Будь готов к защите Отечества». , В идеологичес кой, политико -воспитательной работе работ­ ни ки Че рнавс к ой сельс кой библиотеки широ ко используют проведение устных журналов, в ходе к оторых пропаганди­ руется .передовой опыт лучших тружени к ов, Растет число читателей библиоте ки , среди > них — дояр ка к олхоза «Россия» М. И. Зуб к ова, тра кт ористы Н. Е. Савен­ к ов и А. И. Власов, то ка рь С. Т. Под к олзин, энергети к к ол­ хоза К. А. Гуштю к. Они приходят за книгами в свободное от работы время. А в период ответственных сельскохозяйствен­ ных кампаний библиотека выезжает в поле. ЭКСПОНАТЫ 0 ГЕРОЕ-ЗЕМЛЯКЕ Кавалер трех орденов Крас­ ного Знамени М. И. Шупаев в годы Великой Отечественной войны командовал партизан­ скими соединениями и прошел с ними путь до Чехословацких Татр, Об этом он написал кни­ гу «11 тысяч километров по тылам врага», изданную в Чехословакии и Центрально­ черноземным книжным изда­ тельством. М. И. Шупаев — урож енец деревни Гущинка Долгоруков­ ского района, и поэтому исто­ рико-революционный музей района занялся сбором мате­ риалов о герое-земляке, В фонде уже немало экспона­ тов. В их числе — книги М . И. Шупаева, фотографии воен­ ной поры, боевые награды. Недавно их пополнил еще один экспонат — девятый но­ мер ж урнала «М олодая гвар­ дия» за этот год. Опублико­ ванная в нем большая статья В. Кондаурова «Словацкая ле­ генда» рассказывает об от­ важ ном герое-земляке. Г ОВОРЯТ, выбор про­ фессии — как бы второе % рождение человека. Он должен быть хорошо'- проду­ ман, глубоко осознан. Именно так сформулирована одна из важных педагогических задач в известном постановлении партии и правительства, пре- дуематривающем дальнейшее совершенствование трудового обучения и воспитания школь­ ников. Для ее осуществлений есть немало эффективных пу­ тей, и один из них — учебно- производствеиные комбинаФы, которых в нашей стране сей­ час насчитывается около двух тысяч. Такой межшкольный ком­ бинат в Липецке появился три года назад. И необходимость его, как важного звена, орга­ нически связующего школу с производством, сразу стала очевидной. С каждым Iодом в этом убеждаешься все больше. Где. основания д л я , такой убежденности? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно проследить судьбы наших вос­ питанников. \ П. Павлович сейчас учится на механическом факультете Л нпецк.ого политехнического института. Как пришел в вуз юноша? _ До девятого класса, — рассказывает II. Павлович, — всерьез не задумывался о том, кем стану, многие про­ фессии знал" лишь теоретиче­ ски. В комбинате решил по­ пробовать силы в слесарном деле. Представление имел о нем весьма расплывчатое. Те­ перь уверен — интереснее этого дела нет, могу работать на любом механическом заво­ де. В комбинате меня научили всем основным слесарным опе­ рациям. После сдачи квали­ фикационных экзаменов мне был присвоен первый раз­ ряд. Теперь я окончательно и твердо решил стать метал­ листом. Занятия в нашем комбинате определили дальнейший путь в жизни Л. Петровой, Е. Ра­ мазановой, пришедших после школы в коллектив Липецкого производственного швейного объединения. Их сверстница Л. Смольянинова, познакомив­ шись в комбинате с торговым делом, поступила в коопера­ тивный техникум. Этот список можно продолжить, на многих предприятиях города работают сейчас наши воспитанники. А к нам пришли другие старшеклассники. Более трех тысяч подростков из двадцати восьми школ Липецка принял в этом учебном году комби­ нат. Выбор специальностей мы предложили им довольно широкий — по пятнадцати профилям. Есть возможность выбрать дело по душе. Учат школьников труду более трид­ цати высококвалифицирован­ ных специалистов из двадцати базовых предприятий, а так­ же а з технических училищ. Я назвала число имеющихся у нас специальностей^ Но мо­ жет возникнуть справедливый вопрос — почему именно’ эти пятнадцать профессий ' пред­ ставлены в комбинате? Мы знакомим подростков с то­ карным, фрезерным, слесар­ ным, трикотажным и швейным производствами, с деревообра­ боткой и электротехникой. Ре­ передал в комбинат все необ­ ходимое, чтобы обеспечить производительный- труд шкоДь» ников. На преподавательскую работу направлена— ннженер- электрик Н. С. Дейнено. 134 девятиклассника с первого сентября приступили к заня* тиям по специально разрабо­ танной программе. Педагогический коллектив П Р О Ф Е С С И Я П О Д У Ш Е С о дня открытия в Липецко межшкольного учебно-про­ изводственного комбината прошло три года. За э то время комбинат стал важным центром трудовой подготовки и про­ фессиональной ориентации старшеклассников. Б ольшой трудовой школой по праву называют его липчане, О сегод­ няшних заботах коллектива рассказывает заместитель дирек­ тора комбината по учебной работе А. И. Караваева. бята изучают автодело, тор-, говлю, часовое, дело. Им пре­ подаются основы стеногра­ фии, машинописи и современ­ ного делопроизводства. Ста­ раемся мы привлечь молодежь и к народным промыслам, школьники приобщаются к ис­ кусству елецких кружевниц, за«имаются художеств-еннон росписью и вышивкой. ч Основание для выбора того или иного профиля — пртреб- ности народного. хозяйства области в рабочих- кадрах. Следование этому требованию заставляет коллектив комби­ ната, ' порой, и перестраивать кое-что в организации учебно­ го процесса. Так, в 1977 году был открыт профиль «радио­ электроника», по которому в Липецке нет базового пред­ приятия. С этого же учебного года руководство НЛМЗ за­ менило его новым — «автома­ тизированные системы управ­ ления». Кстати, в этом боль­ шую заинтересованность про­ явил начальник отдела АСУ В. П. Сайдаков. ■Дело в том, что в последние годы на заво­ де стали широко применяться ЭВМ для управления техно­ логическими процессами ме- таллургического производет­ ва. Выросла потребность в кадрах операторов-электро- механиков по ремонту и тех- ническом-у обслуживанию ЭВМ. Специалисты завода под­ считали — если хотя бы один процент выпускников комби­ ната по этому профилю станет ежегодно приходить в отдел, вопрос пополнения кадров будет в ближайшее время ре­ шен. Понимая всю полезность комбината ■внимательно сле­ дит за изменением в области спроса на рабочих всех ква­ лификаций, Сейчас вместе с педагогами средних школ ста­ раемся ориентировать ребят на выбор специальностей для тя­ желой промышленности. Не бьпвает постоянной необходи­ мость в кадрах в сфере обслу­ живания — она. то возрастает, то снижается. Другая задача, над которой работает наш коллектив, — это всемерное приближение учебного процесса к условиям производства. В первое время ребята овладевают навыками по избранной профессии, с са­ мого начала мы объединяем их в бригады, которые сорев­ нуются друг с другом. При­ мерно со второго полугодия начинается выпуск продук­ ции. ао заказам базовых пред­ приятий. Так, в минувшем учебном году будущие слеса­ ри, токарц-фрезеровщикн и деревообработчики изготав- ливали .переплетные станки для школьных библиотек, уча­ щиеся трикотажного цеха вя­ зали детские костюмчики, бу­ дущие швеи шили рабочую одежду... Надо признать, без помощи базовых предприятий трудно добиться хороших результатов. Со многими шефствующими коллективами мы работаем, что называется, рука об руку. На заводе пусковых двига­ телей, скажем, все наши идеи и планы находят реальное, практическое воплощение. Например, с начала нынешнего учебного года руководство предприятия создало хорошие условия для учебы н работы пятистам школьникам непо­ средственно в цехах, <ва рабо­ чих местах. Ребята будут изу- « чать здесь тока рно-фрезервов ' и. слесарное дело. В каждом ■' дехе для этого выделены учеб­ ные кабинеты, определены в наставники лучшие рабочие. Это — токарь А. П. Воропай, наладчики М. Г. Струков, В. И. Меркулов, В. С. Гурьев и другие. Только за минувший сентябрь школьниками, кото­ рые трудятся в первом и чет­ вертом цехах, изготовлено б тысяч поршней. Заметно ме­ няются подростки, и внутрен­ не становятся более собран­ ными, дисциплинированными, Уважительно относятся они к труду — своему и товарищей. — Здесь все мне интересно, и не хочется уходить после смены домой. Возникает же­ лание поработать еще, —■ го­ ворит десятиклассник сорок пятой школы К. Ивченко. На заводе, — поддержи- ваедт его С. Б.сшдарь и С. Зи- мелков из пятьдесят- второй школы, — видишь важность а нужность труда, Работать хо­ чется быстро, умело... ...Внимательно и заботливс относятся к организации про­ изводительного труда учащих­ ся руководители - швейнот фирмы. В ближайшие дни 171- десятиклассниц займут рабо­ чие места и в ее цехах. Зака­ зы объединения «Елецкие кру­ жева» также выполняют на­ ши восьмиклассницы, готовук Продукцию сдают в СЛф предприятия. Обучающнес; Торговому делу после 27ро.хож- деиия теории работают в про дозольствеппых магазина: А'еЛ? 99 и 100. Данные предварительной анкетирования среди выпу скннков 1980 года показы­ вают, что постепенно происхо лит переориентация учащихс5 на массовые профессии. (Эд­ нако мы не должны забывать что живучи старые представ лени я о видимой п-рестнжиосы иных профессий, многие без отчетно следуют «моде» — по ступать в вуз непременно ера зу после школы. Широко рас пространены эти пред-ставле ния прежде всего среди ро­ дителей учащихся. Из 1791 наших выпускников 514 зая вили, что пойдут работать ш полученной специальноетI только в том случае, «если н< поступят в институты». Видимо, нам и педагога? школ надо больше виимани: уделять ц'р-офо-рлентаниодаю1 работе не только среди ребят но и среди родителей. Толью вместе мы сможем помоч: юношам'и девушкам правили но выбрать место в жизни, по мочь им обрести настояще счастье — счастье в любимо? труде. А. КАРАВАЕВА, заместитель директ ора межшкольного учебно- производственного комби­ нат*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz