Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
-я Л и т е р а т о р ы Винницкой области в г о с т я х Г / Анатолий ЗВИРЫК . у «Ленинского знамени> РУБЕЖИ ТВ ОРЧЕСТВА Бесе д а с от ветственным Со ю з а п и са т е ле й сек ретарем У к р аи н ы В бурной и многогранной культурной жизни области весо мое место занимает деятельность писательской организации. Литераторы выступают активными помощниками партийной организации во всей идеологической работе, пропаганде со ветского образа жизни. За последнее время вышло из печати немало прозаических и поэтических сборников подолян, герои которых — наши современники. О делах и творчестве винницких литераторов, их творче ских планах корреспондент «Винницкой правды» попросил рассказать ответственного секретаря Винницкой писательской организации Анатолия Агафоновича Бортняка. Винницкой организации А. Б о р т н я к о м — в НАЧАЛЕ четвер того года пятилетки трудовые коллекти вы подводят итоги, намечают планы на будущее. Читателям интересно узнать о делах и творчестве винницких писате лей. — Обзор наших творческих итогов хочу начать с одного, я бы сказал, самокритичного за мечания: произведения по дольских литераторов еще да леко не полностью отражают нашу жизнь. Но позволю себе сказать, что подольские литераторы, на мой взгляд, работали твор чески, старались идти в ногу со временем, быть в гуще жизни, нести моральную пи сательскую ответственность за все, что происходит вокруг. К бесспорным нашим твор ческим достижениям можно отнести плодотворную работу Николая Рябого, который выпу стил два романа: «Окна» — произведение о современном колхозном селе, о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и о на следии героических рево люционных, боевых и трудовых традиций народа. Другой ро ман — «Большой летний тре угольник» — этв* широкое ост росюжетное полотно из жизни шахтеров. Одним из самых привлекательных образов его является парторг Виктор Ре- шетько, человек большой души, ума и культуры. Уместно заме тить, что никогда еще подоль ские литераторы так широко не обращались к образу ком муниста в своем творчестве, как в последние годы. Партий ный руководитель выведен и в романах Дмитрия Дереча «Профессор Жупанский» и Леонида Пастушенка «Точка Архимеда», в поэтических сборниках Нины Гнатюк и дру гих книгах. Замечу, что повесть нашего писателя Григория Усача «Вы бор» принесла автору звание победителя конкурса Госком издата и празления Союза пи сателей Украины на лучшее произведение к 60-летию Ве ликого Октября. За пьесу «Ра дужная сказка», поставленную Черкасским театром кукол, Г. Усач награжден дипломом и премией Министерства культу ры Союза ССР. Плодотворным был послед ний период и для Василия Кобца, который издал поэти ческий сборник «Полнозерни- ца» и художественно-доку ментальную повесть «Будни, как праздник», посвященную хлеборобам колхоза «Россия» Черкасщины, и для Нины Гна тюк — автора содержательной лирической книжки «Посеяла рожь», и для Анатолия Зви- рыка — автора интересной повести «День твоего имени». — А что вы скажете о твор честве молодых? — Назову сначала новые книги молодых прозаиков и поэтов. Это поэтические сбор ники «Пшеничные лучи» В. Гарвасюка, «Братья по ог ню» М. Каменюка, коллектив ный сборник прозы и поэзии «всходы», который знакомит с *целой группой активных и, я бы сказал, перспективных начинающих литераторов. Наш литературный резерв требует постоянного внимания и поддержки. Тут широкое поле деятельности для кружка молодых авторов областного литературного объединения. В работе с творческой моло дежью необходимо объеди нять усилия Союза писателей, профсоюзных и комсомоль ских организаций, областного Дома народного творчества. — Анатолий Агафонович, расскажите о вкладе писателей — винничан в укрепление братской дружбы русского и украинского народов. — Надо отметить, что братст во русского и украинского народов — центральная тема многих произведений винниц ких литераторов. Они пишут о тюменских нефтяниках и строителях могучего Урала. Писатели — винничане ак тивно пропагандируют лучшие достижения русской советской литературы. На страницах газет и журналов часто печа таются в их переводах произ ведения Константина Симоно ва, Ивана Стаднюка, Андрея Вознесенского, Евгения Вино курова, Константина Ваншен- кина, Николая Доризо. В свою очередь, многие произведения литератороз Винничины пере ведены на русский язык. Особенно крепкие связи ус тановились между Винницкой, Липецкой и Кабардино-Бал карской писательскими орга низациями. Писательская организация области проводит литератур ные вечера дружбы, Дни рус ской советской литературы. Новый размах набрала работа в связи с 3 25-летием воссое динения Украины с Россией — большим праздником всех народов Страны Советов, во время которого состоится об мен писательскими делега циями. Интервью вел М. Нович. 1 ~\ 1ждш1| ци а ни ав» им н1дидид хп«ишцмш»|в1»ц|нвитививищииц—иицттщиииимнниввиввиидвииииивинииищиивтиинипиимиививнимиитивввммвввииивититивнивчввявмиввмв—ия—■ н % А ГРУДИ у Сергея Ван- жулы три золотые по лоски — знаки тяжелых ранений — и десять боевых орденов и медалей. Начищен ные до блеска, с радужным сиянием муаровых лент, они сверкают на солнце так, что даже глаза слезятся. Военную форму Сергей одевает каждое воскресенье и в праздники. Прежде, чем выйти на улицу, он долго прилаживает к ворот нику старенькой гимнастерки неширокий, белый лоскуток, старательно прошивает его с обратной стороны, терпеливо и тщательно натирает суконкой боевые регалии, пока не уло вит в их сверкающем отраже нии своих черных, словно мас лины, глаз, крючковатого, тол стого носа, посеревшего, мор щинистого лба. Затем он долго начищает ваксой сапоги, как-то по-моло децки одевает фуражку, и, ког- д^ выходит за новую, пахну щую сосновой смолой калитку, любо посмотреть на его ладно подогнанный офйцерский на ряд, на сосредоточенно-сияю щее лицо, озаренное и непод дельной торжественностью, и нескрываемой гордостью, и еще <щм-то таким, чего никак не постигнут односельчане. В дни, когда Банжула появ ляется на улице в военной форме, люди как будто забы вают его имя и почтительно величают Сергея старшим лей тенантом. Почти в каждой хате села есть свои бывшие фронтовики — солдаты, сержанты или офицеры, и когда они встре чаются с празднично шествую щим старшине лейтенантом Ванжулой, каждый, как того требуют уставы, по-военному четко приветствует его, резко вскинув к фуражке руку и на какое-то мгновение застыв в безмолвной неподвижности. — Здравия желаю, товарищ старший лейтенант!.. Рядовым пехотинцем преодо лел Сергей Банжула грохочу щие рубежи войны от первого ее ошеломительного грома на границе до самого Сталингра да, где своей дважды навылет простреленной грудью накреп ко преградил путь врагу, потес нил его назад. Без отпусков и малейших передышек, в жар ких схватках дошел он почти до самого Берлина, подняв шись в долгом, утомительном наступлении до командира ро- :ы . у? „За чужой, неприветливой ре кой Одер, когда поредевшая в боях Сергеева рога броси лась на ровной местности в атаку, из-за мощных, глубоко вросших в землю вражеских укреплений проиграли шести ствольные «.скрипачи», неисто во ударили пушки и... пол ностью накрыли роту сокруши тельным огНем. Окровавленный, тяжело из раненный старший лейтенант в беспамятстве вскочил на коле ни и, увидев, что его искром санное войной, и без того ма лочисленное подразделение уже никогда не поднимется с земли и не бросится вслед за ним в схватку, неистово и ди ко закричал: — Рр-р-ро-ота-а! Слышали тот пронзительный, зовущий возглас и солдаты соседних рот, батальонов и врачи полевого госпиталя, ку да в густых, синих сумерках привезли иссеченного оскол ками Банжулу. Слышали воачи. Но это бы ло позже. А когда санитары торопливо внесли истерзанное тело Ванжулы в операцион ную, главный хирург, щуп ленький седоволосый полков ник, здесь же осмотрел без жизненного старшего лейте нанта и безнадежно махнул руко#. А ночью, когда врачи и мед сестры непробудно спали, кое- как примостившись на скамь ях и табуретках, в широком, темном коридоре госпиталя, / г располагавшегося в небольшой сельской школе, внезапно гря нуло, словно ошеломляющий выстрел: — Рр-ро-ота-а! Когда включили свет, при выкший ко всем неожиданно стям медицинский персонал с испугом увидел в конце кори дора, возле широко распахну той двери покойницкой, за коптелого, неожиданно во скресшего старшего лейтенан та. Пытаясь подняться на ноги, он цепко держался дрожащей рукой за высокий подоконник, и жадно искал, шарил, ловил что-то перед собой невидящи на что-то живое, трепетное, опасливо упирает их в зелень, внимательно прислушивается. Затем осторожно поднимает вилы с травой вверх, придир чиво осматривает их и только тогда кладет сочную ношу в пахнущую свежим молоком кормушку. В воскресенье же или в праздники Сергея не узнать. Тщательно выбритый, туго пе ретянутый широким ремнем и портупеями, он в своей офи церской форме сразу становит ся моложе на добрых два де сятка лет—стройным, подтяну тым, подчеркнуто-приветливым и чрезвычайно внимательным к — Рр-р-ро-ота-а! В эти торжественные минуты он не ощущает неумолимого бега времени. .Безмятежное солнечное сегодня вдруг про валивается в давно отгремев шее прошлое с его зловещими бурями и грузами, сводит гвардии старшего лейтенанта с его истрепанной, немноголюд ной, но живой стрелковой ро той, с каждым ее бойцом. И он готов с нею на любые / ис пытания. Он строит ее, как это делал неоднократно. — В две шеренги!.. *— Смир-рр-ра-р-ра!„ — По порядку номеров! ми, налитыми кровью глазами. В тот же миг Ванжулу быст ро доставили в операционную, извлекли из его крепкого, жи вучего тела двадцать больших и малых осколков и в сопро вождении фельдшера отправи ли в тыловой госпиталь. Это было давно. А теперь Сергей Банжула просто инвалид войны, кото рого тяжелые ранения, конту зия и потеря в бою роты пере несли в мир какой-то неосоз нанной, невыразимой печа ли, неясных представлений, смутных расплывчатых воспо минаний. В будни Сергей живет пол ной жизнью. Косит за селом клевер и тимофеевку, подво зит их на ферму, закладывает свежую зелень в кормушки, заигрывает с молоденькими доярками. В будни Сергей трудится усердно и старатель но. Любая работа ему по ду ше — дело кипит в его силь ных, костистых руках, душа ликует от радости. Возьмется ли он на лугу за косу, или подносит скоту душистую, пах нущую солнцем траву — все делает охотно, легко, с нас лаждением. И только время от времени Сергей вдруг отставит в сторо ну вилы, помрачнев, устремит свой острый, вопросительный взгляд в примятую охапку травы и замрет: безуспешно старается что-то вспомнить, пробиться сквозь неизвестно как и откуда нависшую над ним гнетущую завесу. % Спустя минуту он снова бе рется за вилы и, словно боясь наткнуться острыми зубьями своим односельчанам. Не пройдет, чтобы не поздоро ваться, не удержится, чтобы не заговорить с каждым: — Доброе утро, Филипп Ро дионович! — Здравия желаю, товарищ лейтенант! — Не возвратился Федор? — Где,там... Разве оттуда** — А он на каком? — Да ведь спрашивал уже. Со второго Прибалтийского писал. — Тогда жди. Скоро и дома будет. На воскресенье за столье. Мои же возвратились. Вся рота. Вот только один... Ну, выпал из памяти. Затерял ся. Стараюсь вспомнить — ни как. Словно его и не было сов сем. И заспешит. — Ну, я пойду, Родионович. Сами знаете: ждут, служба. И снова, немного прихрамы вая на левую ногу, не спеша, шествует широкой, зеленой улицей. Убеленный сединой, расписанный шрамами, торже ственный, празднично одетый. В той же военной гимнастерке, в которой окунался в оглу шительный грохот и пожари ща, в тех же полевых, пропах ших гарью и пылью погонах, в стоптанных по долгим и уха бистым дорогам сапогах. Всякий раз привычно рас правляет под порыжевшим ремнем складки на гимнастер ке, всякий раз четко вскиды вает к вылинявшей фуражке тяжелую руку. Здоровается. На перекрестке мягко уку танных вишневой и вербовой кипенью центральных улиц, напротив нового белокаменно го клуба с четырьмя величест венными колоннами, Сергей неторопливо пересекает ука танную машинами и исхожен ную курами площадь. Направ ляется туда, где на крутой, из серого бетона отлитой стене, рядом с склонившейся в горе стном раздумье гранитной Скорбящей Матерью длинными столбцами вытянулись на мра морных плитах стройные ше ренги имен павших в боях за Родину односельчан. Со всех огненных дорог, со всех фрон тов сошлись они к родному селу и, словно для торжест венного парада, напротив сво их же окон, калиток, напротив своих семей, четко выстрои лись в боевые отделения, взво ды, роты. Сергей останавливается воз ле памятника, долго и требова тельно смотрит на испещрен ный золотыми буквами мра мор, затем круто выпячивает грудь, вытягивается в струнку, захватывает полные легкие воздуха я неожиданно выкри кивает: Придирчиво и.Vтребователь но ввинчивается глазами в во ображаемые шеренги. Чтобы ничья грудь излишне не выпя чивалась, ничье лицо чтобы не шелохнулось. —- ...Ррас-считайсь! И чутко улавливает откуда- то„из небытья, издалека, отку да-то из-под тяжелых, не раз перепаханных плугами памяти тугих пластов времени: — Первый! — Второй!.. — Десятый!., — Двадцатый!.. — Двадцать второй непол ный!.. «Двадцать второй непол ный... Почему вдруг неполный? — непонимающе задумывается Ванжула. — В двух шеренгах сорок три бойца. А было ведь нас сорок четыре. Где же он, сорок четвертый?» Сергей мрачнеет, вопрошаю ще морщит лоб, Словно при сматриваясь к лицам вы строенных в две шеренги вои нов неторопливо проходит ми мо блестящих, слегка трону тых розовыми прожилками мраморных плит. Всматривается, ищет, разы скивает. Переводит пытливый взгляд на ровные шеренги ве селых, белолицых изб, носящих мягкое украинское имя «хаты», на склонившуюся в горьком раздумье Скорбящую Мать. Так где же он, сорок четвер тый?.. И сразу же спохватывается, возвращается назад. — Рядовой Абдурахманов! — выразительно и громко на чинает перекличку. И звонким, волнующим эхом торопливо отвечают приземи стые, разнаряженные вербы над прудом: — Я! — Рядовой Багланов! И, радостно шелестя, друж но откликаются широко и привольно разлившиеся за околицами бескрайние хлебные океаны: - Я ! — Сержант Воронов! И упруго, задорно звенит от затянутых легкой синеватой дымкой косогоров торжествен ный стальной рокот моторов: — Я! — Младший лейтенант Ва- силэ Хосан! — Я-а — многоголосо ка тится, издали плещется от цветущих скопищ желтоголо вых подсолнухов. — Ефрейтор Лиикус! — Рядовой Кудасов! — Рядовой Сидоренко! — Медсестра Наталья По пова! — Я1 — Я-а! — Я-а-а-а! — гулко отзыва, ется отовсюду эха — Старшина Шарафутди нов! — пронзительно выкрики вает Сергей и вдруг выжида тельно запинается. — Ря\до-вой... Придирчиво всматривается в недвижно застывший строй и ищет, ий*ет... От напряжения радужно го рят черные глаза Ванжулы, и молодые, суровые лица перед ними, слегка шелохнувшись, расплываются в нечеткие, бес форменные пятна, а колючий отблеск расплавленных на солнце, погнутых и поцара панных осколками касок сли вается в длинный, остро сия ющий меч, который то вдруг искривится серыми изгибами пыльных Дорог, то позубрится крутыми изломами траншей. Щурясь от этого колючего сияния, Сергей выжидающе смотрит перед собой, стараясь выхватить из прогорклой поро хом и окаменевшей от напря жения шеренги именно того, невесть куда пропавшего, уте рянного памятью. Но видгаг только... ...налившиеся огнем глаза, ...плотно окованные сыро мятью железные челюсти из- под стальных касок, ...накрепко приваренные к оружию руки. «А было же нас сорок четы ре...» Сергей задумчиво переводит взгляд в живую, залитую жел товатым половодьем хлебов степь с разгонистыми ветрами на ней, с загадочными перепе лиными перекличками, и вдруг припоминает то ли где-то ус лышанное им, то ли собствен ными глазами увиденное: кро ваво-черные дымы над изра ненной, закопченной землей, и страшные громы, и грохот, и крики, и стоны..; И это мгно венно увиденное словно раско вывает Сергея, на какую-то короткую минуту возвращает его к действительности. Одна ко он снова встречается глаза ми с серым немым мрамором, с сотнями запечатленных имен на нем, снова видит перед со бой застывшие шеренги... Замирают, каменеют сердца у тех, кто случайно Оказался на площади и украдкой, вино вато смотрит на Сергея, погру женного в химерические розы ски, на жуткий, торжествен ный церемониал его встречи с погибшей рйтой. Спустя минуту старший лей тенант вновь проходит перед строем, останавливается, то ропливо расправляет под рем нем гимнастерку, напрягается весь. — Рр-ро-та-а!.. —- Шш-ша-а-гом!.. Рассеивая по площади осле пительную россыпь блесток от густо облепивших его грудь орденов и медалей, вытянув шись в струнку, стоит он перед боевым войском на правом фланге. - _ Потом расправляет плечи, лихо взбивает на затылок фу* ражку, задорно восклицает на всю площадь: — ...Мм-ма-арш! Четко чеканя шаг н прижав к бокам костистые, наработан ные руки, старший лейтенант Ванжула торжественно ше ствует мимо памятника. За тем немного замедляет движе ние, снова набирает полную грудь воздуха. — Правое плечо впе-е-еред!.. — направляет роту в зеленую реку улицы. Издали наблюдая за Сергеем и отыскивая глаза ми на холодных мраморных плитах имена самых родных, самых дорогих, близких, не стыдясь плачут солдатские матери, Жены, сыновья и доче ри погибших. Едва сдержи вают слезы бывшие фронтови ки... Где же он? Сорок четвертый, где? Ни среди живых его, ни среди мертвых. Перевод автора. РЕКОМЕНДАЦИЯ Новелла —- МУЖЕСТВО ПОДО ЛЯНИНА После окончания школы Вла димир Забаштанский решил стать, как и отец, рабочим гра нитных карьеров. На восем надцатом году жизни во время несчасшого случая он лишился зрения и рук. Началась дол гая и тяжелая борьба за жизнь. Появилась не менее трудная и важная проблема': как даль ше жить? Наверное, тогда н родились в сердце поэтические строки, которые потом вошли в сборник «Моя узкоколейка». Поэт заявил: «Иду за советом к Павке, как к Жухраю он хо дил когда-то. Научи, Паёка, одолеть ужас тьмы, дай терпе ние бороться, выстоять в борьбе». Недавно в издательстве «Молодь» вышла его новая книга «Синие скалы». Это не совсем обычный сборник. У него два автора — подолянин Владимир Забаштанский и болгарин Дамян Дамянов, стихи которого перевел на ук раинский язык наш земляк. Стихи болгарского поэта Дамяна Дамянова, которые входят во второй раздел сбор ника, стали настоящим экзаме ном переводческого мастерст ва. Как справедливо отметил в предисловии к книге поэт Платон Воронько, стихи бол гарского поэта читаются так, будто они были написаны на украинском языке, вместе с тем они не лишены чисто бол гарского колорита. Н. ОГОРОДНИК, студент. ПЕСНЯ О РОССИИ Музыка Р. Мархлевского. Слова Григория Усача. Ты спроси у меня: далеко ли Россия? Я отвечу — и каждый поймет: Не считай в километрах дороги к России, Ведь она в моем сердце живет. Припев: Россия, ты родная сестра Украины, Россия, дорогая моя страна, Россия, мы с тобою в стремленьях едины, Россия, перед нами дорога одна. Мысли, чувства о нем, о березовом крае, Как святыню, По жизни несу. Он знаком мне —- от ширя могучей, бескрайней До малейшей тропинки в лесу. Припев. Сеет солнце Россия лучи золотые, Мир теплом этим щедро согрет. Светит миру ейянье великой России — Нашей дружбы немеркнущий свет. На таком собрании не пола гается много говорить. Поэтому начну с самого главного: меха низатор Виктор Маланич до стоин быть коммуниотом. Кто-то выдумал, что сын не отвечает за дела отца, а отец за сына. В нашем хлебопа шеском роду этого нет. Ты, Виктор, никогда не видел свое го отца, а он тебе то же самое сказал бы. Таким уж Прокоп Был человеком: строгим, пря мым, смелым. А познакомились мы с ним мальчишками во время Отече ственной войны, когда нас вез ли в Германию, а мы удрали. Где-то там, в конторе колхоза, сейчас моет полы простая тет ка Марина, которая тогда еще ше была теткой. Она меня я Прокопа взяла за руки и пове ла сквозь метель на хутор Будки к своим родственникам. Не вечные люди, но вечны их дела — это мы все знаем. Те нелегкие послевоенные годы записаны в толстые книги на шего народа. Из них вы узнае те, что мы пахали на коровах. У нас с Прокопом была одна такая коровенка на двоих — один шел возле нее, помогал тянуть ярмо, а второй споты кался за плугом. Потом Появи лись лошади, но мы с Проко пом уже учились на трактори стов... Это была весна, Когда всюду цвели сады и так пёли соло вьи, что больше уж никог да не будут так петь. Разуме ется, мы с Прокопом оба влю бились. И пусть мне простят те, что любили, н все те, кото рые еще будут любить, но, ка жется, такой любви не было до тех пор н больше тоже никог да не будет: цветов не дарили —• вся земля цвела. Половина мужчин не Вернулась с войны, а много возвратилось изувечен ных. Мы стали взрослыми мужчинами, поженились, и у нас должны были родиться сы ны. Разве это не счастье? В тот солнечный день уже отцвели сады, а листья при пеклись на солнце, пахло ле том. Был как раз полдень, ког да мы с Прокопом заметили пожар. Тогда из конюшни мы выпустили всех лошадей, кроме одного коня. А конюшню ох ватило такое пламя, что страш но было смотреть. И все-таки Прокоп Маланич в последний раз Бросился в огонь — такой у него был характер. Я мог бы про это и не гово рить, потому что принимают в партию не Прокопа, а его сы на. Но ка* же можно, чтоб при таком торжественном событии не вспомнить родного отца? И то неправда, что отец не отве чает за сына — Прокоп еще тогда, кбгда его сын и не ро дился, уже нес ответствеи- ность за него. Не может быть безотцовщины в нашем хлебо пашеском роду! Да, и ты, Виктор, отвечаешь перед отцом. Ибо каждый твой шаг — это продолжение его пути. Мне иногда даже досад но, что у меня дочь. Я вот смотрю на Виктора Маланича и будто вижу Прокопа. Иног да даже забывёю и хочу на звать Виктора именем его от- ■а. И, кажется, однажды все- таки назвал. Это было той весной, когда Виктор взялся возглавлять ме ханизированное звено. Помни те, сколько собралось людей, когда Виктор Маланич вывел свою машинерию к плантации? Все окружили его, и мне са мому стало страшно: я тогда как раз стал бригадиром трак торной бригады и отвечал, таи сказать, за механизатора. Смотрел на бороны-скребни цы, которыми впервые хотел прорезать посевы молодой звеньевой, с испугом. Но по том взглянул на Виктора, на его упрямо сдвинутые брови, и сам не знаю, как порасталкал впереди трактора людей, крик нул: «Вперед, Прокоп!» И больше я ничего не имев сказать. А сейчас слово за Вик тором Прокоповичем— И й * • Винница строится. Рио. В. Петренко. мет I Не ечи-таи о кило-мет - рах до-ро-ги *. Рос-см- и Ведь о -ч а в и о -е м сердце*»- .6- ?, . . Ст . Ч, К ал я )вто р> < 2 . и «л» , с*/„ ОХО-ЧVОЛ/« Я г--------------------------------- п 1 = 5 4 г ___ ___• "* ____ _ _ .. _ __
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz