Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ жизни СМО ТР ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ Л ю д и с о в е т с к о й д е р е в н и П РОСЫПАЛАСЬ она всегда без будильника. Торопливо собиралась. Ни одной половицей не скрип нет: ребятишки еще малень кие, пусть поспят подольше. Только к двери, — а .из своей комнаты Танюшка, уже оде тая. — Мама, и я с тобой! Тогда она была еще школь ницей, но к работе матери присматривалась с интересом, цепко. Научилась доить коров, потом тренировалась, чдобы N.. — Хорошо ли -подумала, Марья? Партия-то наша, доч ка, — совесть людская. Такие слова не . забываются. Мария Ильинична всей душой болеет за колхозные дела. Вырос в хозяйстве большой животноводческий комплекс. Не ферма — фабрика. Все здесь механизировано. Кому оставлять такое богатство, кто сменит их, сегодняшних его хозяев? Волнует это Ма рию Ильиничну. Вот почему онд с особой радостью встре- ✓ 4 “ ЗАПАХ ПОЛЫНИ '■^доильный аппарат за несколь ко минут собирать. После де вятого класса на районном конкурсе мастеров машинного доения заняла первое место. Мария Ильинична Заврнна радовалась: ведь нс только дочкино, но и ее мастерство оценили. Верилось ей тогда, что закончит Таня школу, и будут работать они вместе. .Но жизнь иначе повернулась: Таню после техникума напра вили в другое село и лишь изредка удастся ей навестить мать. Забегает и на ферму, иногда подменяет ее денек- другой,' а потом надо уезжать. Пустеет дом. Скоро и' млад ший, Юра, уйдет служить в армию. Не привыкла Мария Ильи нична к одиночеству. Все время на людях. Есть у нее тайная мысль перетянуть Та ню в свое село. Размечтается иногда о том, как бы вну чат нянчила, как радовалась бы. Д а время такое: свои тропки у, детей теперь. У Марии Ильиничны жи ва мать.' Дом рядом. Ко му, как не ей выложить душу. : ' Старушке на де вятый десяток, а все еще не покидает ее практическая сметка, не уходит сила из натруженных рук. Много лет была она передовой работни цей, бригадиром. В тридцатые * Дцы приходилось и за пред седателя колхоза оставаться. Малограмотная крестьянка, а с делом справлялась. Вес у нес ладилось, и люди ее уважа ли. А уж для собственных де тей не было выше авторитета. Имеццо к. матери пришла Ма рия Ильинична, когда оешила вступить в партию. Василиса Парамоновна, коммунист с трндцатцлетним стажем, ска зала ей тогда: чает на комплексе школьниц, которые приходят сюда на летнюю практику^, В колхозе считают ее одной из лучших наставниц молодежи. Не про сто тонкости своей работы раскрывает она девчатам, а учит горячей любви к родному уголку, учит понимать, что его краса и богатство колхо за в их руках. Неплохие девчата перени мали у нее мастерство в этом году: рвета Размолодина и Таня Бахаева. Трудились сно ровисто. Г 1 о всему чувство валось, что ,по душе им рабо та на ферме. Многое переняли они у наставницы, а главное — научились тому отношению к делу, которое присуще ей. Дочери скотника Василия Филипповича Андросова, окончив десятилетку, решили работать на ферме. И тут Ма рия Ильинична, как говорит ся, приложила руку. Вместе с ней трудятся Ев докий Степановна Епифанцева и Анна Яковлевна Найденова. Четы'рс года назад звено при няло группу первотелок. Не легко дались им сегодняшние десять килограммов молока от коровы в день, В этом ма леньком коллективе царят на стоящая дружба, постоянная взаимовыручка. Увидит во время дойки Мария Ильинич на, что у напарницы ведра полные,^ сама подхватит и от несет. Если надо, и доильный аппарат наладит , 1 и корову поможет вычистить. За всю жизнь она ни разу ни с кем не поссорилась, никому гру бого слова не сказала. Однажды заметила, что Мария Петрова. доярка опытная и трудолюбивая, по крикивает на новенькую, ког да та делает не так, как нуж но. Стала та как-то поить те ленка, а молоко на пол про лилось. Петрова целую выво лочку устроила начинающей доярке. Заврнна спокойно по дошла к Петровой: — Ты бы лучше помогла, толку-то больше будет. Бёспохонт Зазрину, что в некоторых звеньях- дела идут похуже. Вот, например, пятый корпус. Никак не могут по добрать туда третьего чело века. Доярки" то и дело ме няются. Здесь с М. Н. Пет ровой и А. И. Лыткиной ра ботала Мария Ильинична. Звено было передовым. А по том Заврину перевели в дру гой корпус, и дела пошли на убыль. Явилась к зоотехнику. — Давайте хорошенько обсудим, кого можно напра вить в пятый корпус. Когда наша беседа е Мари ей Ильинкчной подходила к концу, она вдруг заторопи лась. Нужно было накормить сына, управиться с. делами на огороде, а потом забежать в правление. Хотелось пого ворить с Галиной Петровной Злобиной, секретарем партий ной организации колхоза. Заз- рина несколько лет бы ла членом райкома партии, депутатом райсовета, членом правления колхоза. И теперь у нее важное партийное дело; она партгрупорг на комплек се. Два раза в месяц Заврнна собирает коммунистов, чтобы обсудить результаты работы, поговорить о том, как’ лучше наладить соревнование жи вотноводов, улучшить качест во продукции. Вопросов мно го. Выступает она всегда сме ло, открыто. И на колхозных собраниях не отмалчивается, прямо и откровенно говорит о том, что ее волнует. Настояла, иацрнмер, чтобы правление строже относилось в тем, кто плохо работает в колхозе, от сиживается на своих огоро дах, внесла немало предложе ний, направленных на улучше ние строительства, ...Над селом опустился ве чер. Кончился еще один день, полный напряженного труда и хлопот. Мария Ильинична возвращается домой. Идет проселком, потом дворами. Не спешит. Юрка ушел в ки но, а Василиса Па_рамрновйа, мать, ложится рано. Вот и те перь в ее окнах уже нет света. Домик матери растворился в сумерках, и только острый за пах. полыни напоминает еще о полуденном зное... Уезжая, я думала о том, что хорошо, когда есть вот та кие люди. И всю дорогу меня пресле довал этот острый, и удиви тельно чистый запах полыни... В чера в совхозе «Капа- бинский» впервые в Задон ском районе был прове ден смотр готовности к уборке свеклы. Он был организован парткомом, рабочкомом и комитетом комсомола совхоза совме стно с культпросветработ никами села, которым большую методическую помощь оказали районный отдел культуры и РДК. Смотр открыл директор совхоза Ю. В. Кожин, теп ло приветствовавший меха- низатороз, О готовности к работе рапортовали ему звеньевые и 4 бригадиры уборочных комплексов. С яркой, содержательной программой выступили перед свекловодами сельские культпросвет работники, а также коллек тивы районного Дома куль туры. Тружеников привет ствовали пионеры, передо викам производства, отли чившимся на севе и обра ботке посевов свеклы, бы ли вручены грамоты, су вениры. ИДЕТ КОНКУРС... В начале августа в Ли пецкой области был объ явлен конкурс на лучшую детскую работу — рису нок, поделку, фотографию. Он проходил в пионерских лагерях всех областных комитетов профсоюза. В межсоюзный Дом само деятельного творчества уже поступили первые работы. Жюри вниматель но знакомится с ними, от бирает лучшие — в начале сентября работы победи телей областного конкурса будут отправлены в Мо скву на выставку, посвя щенную Международному году ребенка. Е. САВРОВА. Колхоз «1 Мая» Дсбровского р-на.’ БИБЛИОТЕКА — УЧИТЕЛЮ Работнику областной научной библиотеки сов местно с Левобережным отделом народного обра-. зования Липецка провели Дни специалиста для пре подавателей школ района. Их вниманию была пред ложена выставка-просмотр методической литературы по всем предметам, обзо ры произведений художе ственной литературы, мето дических пособий по исто рии и биологии. Такие же дйи специалиста будут Ор ганизованы и дЛя педаго гов Советского района Ли пецка. КАКОЙ ПАРК ЛУЧШЕ! \ Три мрсяца продолжал ся смотр благоустройства и архитектуры парков обла сти, в котором приняли участие одиннадцать уч реждений культуры. Побе дил коллектив Централь него парка культуры и от дыха Липецка. С его живо писными уголками, заг.е чатленными на фотосним ках, познакомятся посети тели павильона цветовод ства и озеленения ВДНХ СССР. Там же будет де монстрироваться цветной кинофильм о парке. т ЕПЛАЯ майская ночь одна из тех, когда не бывает полной темноты, словно день не меркнет до конца, а всю ночь вплоть до утренней зари стоит таинственный серебри сто-тусклый отсвет: то ли это повиднело от белой пены са дов, волнами набегающих на задворья хат, то ли это какой- нибудь марсианский свет при зрачно струится на землю, не давая тьме сгуститься. Пряно , веет молодой зеле нью, вольно дышит земля, еше по-весеннему влащная, осво божденная от ЗИМНИХ оков, .когда еще не заросли бывшие водотоки и на дне оврагов и низин лежит нетронутая вет рами мелкая песчаная, зыбь, в точности повторив игру павод ка, и только редкие бледно- зеленые шильца цепкого пырея пронзают налой. Тихо. И неистовствуют со ловьи. Так свищут, так сыплют чечетку, так выкомарнвают за мысловатые коленца, что... Не соловьи—разйойннки. В такие ночи старики моло деют, у молодых — словно крылья отрастают, и пронзи тельнее ощущаешь, как мучи тельно хорошо на земле н доб’ реет душа, и полнится покая нием за свершенные и несвер шенные проступки. вверх. Хо-хо... ся. концами Кблодная? Эти аккуратные усики боль ше всего взбесили Фомича. — Ты же академию кончил, верно? , — Ну, допустим...— агро ном перестал улыбаться. — Что Г. того.? * — Культурный, верно? А хокаещь... — Да нет такой... колод ной... серы, дед!.. Не завезли, что ль? Агроном опять засмеялся. — Извини... Вообще нет, нё существует в природе.!, — Ну? Не существует? — Окинул оценивающе агронома ные рубццамн ягод, аккурат ные шпалеры, обвешенные тя желыми зеленцами, вымерзнет виноград... Вот ведь штука-то какая. —VФедор Фомич, — сказал вдруг агроном. — взял бы ты под свое начало наш заречный луг, а? Технику б тебе дали, людей, орошение б поставили... Двести га, есть где развер нуться! — С кем? — Что с кем? —- Р азвор3чиваться-то? Вот с ними? — кивнул на кривые грядки Нюшкиного огорода. — С Витькой Сорокой? Он со своими ребятенками сидит, Гремят соловьи..., Вот один процокал на огороде Никиты Семенова, и будто бросая вы зов соперникам, замолчал на минуту, и тут же ему. отозвал ся переливистым коленцем другой, откуда-то из-за дома Фомича, стоящего наискосок от пустого Никитиного по дворья. И сразу же подхватил это коленце третий — из ди ких зарослей вишенника на усадьбе у Натальи Зыбиной, чья низенькая хата по самую крышу утонула в. посадках.. И не просто подхватил, а повто рил коленце в такой виртуоз ной вариации цоканья, щебе та, насмешливого свиста, тре- щетки, словно старался во что бы то. ни стало перещеголять фомичевского. «А ну-ка, ну- ка» — мысленно поощряет «своего» Фомич и затаенно прислушивается. И будто по желанию хозяина соловей ото звался длинной, захлебываю- ще-радостной трелью, «Раз, два, три... семь... десять... пят надцать!», ■— считал коленца Фомич, и когда на двадцатом соловей закончил немыслимо виртуозным переливом, восхи щенно Вздохнул: «Вот это завернул, ш'ельмец. Соседкнн- то — ни в подметен!» Фомич на пенсии, но ..еще ■ крепок той жилистой крепо стью, какая свойственна че ловеку, привычному к косе, вилам, топору, к любой работе. Узловатые, клешниеше руки еще тверды, еще не потеряли силы и все, что выходило из- под них, было грубо, но проч но* как и сами они. Дом у Фомича крепок, забои ыа мощ ных столбах прям, доски вре заны в паз, огород — ухожен — ни соринки. Кусты МЙЛННЫ аккуратно подвязаны к тыч кам, ягодник чист, аккуратны парники со всевозможной рас садой, которой он снабжает все село. Держит пчел, .семей десять. — Никак, Фомйч, ты слозо какое знаешь! — .удивляется всякий раз Нюшка Сорокина, соседка слева. — Вместе редис сеяли: у меня — не пыхнул, а у тебя, гляди-ко, грядки — как кнутом хлнетнуты. .' ' — Ты б свово бугая застави ла мозгой да руками пошеве лить — и У тебя б хлыелнуло, — с назиданием и не без тай ного довольства отвечает'Фо мич. Он постоянно удивляет со седей: помидоры у него, что арбузы, огуречные плети не стелются по земле, а тянутся вверх по проволоке, воду для полива качает из колодца электричеством... Как-то зашел домой к сов хозному агроному, молодому спортивному парню. — У тебя колодная сера есть? , — Что-о-о? — агроном от ложил безопасную брнтЕу, ко торой подправлял модные уси ки перед зеркалом. — Какая, .какая? — Усики его вдруг на чали растягиваться и загибать- с головы до ног. Того повело, как лист на огне. — Я серьезно... —Ну да... Ежёлй не нк>хал то н не существует,., . За. что вам только дипломы дают? — Это дед, уж не твоя за бота, а министра... — И его б носом ткнуть в твой огород: свою грядку че ловек не ухолил, а ему обчест- г.енную землю доверили... Агроном покраснел, покосил ся за окно, где в штакетной ограде на заросших грядках и впрямь чахли кое-как посажен ные помидоры. Железные мышцы заиграли, напряглись, как на ринге. — С кем. ты, Игорь? .— спросил из глубины квартиры истомный после сна, голос, Поставь чай...—Агроном рас слабился, засмеялся. — Постой, Лен... Тут... спор профессиональный... А для чего тебе сера-то, дед? . — А-а... че с тобой воду толочь?... •— затоптался Фо мич, собираясь уходить. — Да ты погоди!. Модщт, не обязательно... Смотря для че го-. — Бель на огурец напала. Вроде цинком лист кроет, опосля сворачивает... На заво де один подсказал: колодной серой вспрыснуть надо. — А ну, пойдем, глянем... Пришли. Агроном остановил ся пораженный. — Да у тебя, дед, целая опытная станция! Огурец-то рясный... Это что же за сорт такой? «Успех»? И виноград! Неужто прижился? — А чего б ему? На зиму лозу землицей, ай соломкой прикрою, да снежком... — И все это сам? — не пе реставал удивляться агроном. — Нет, дядя пришел и на садил, — съязвил. Фомич. — Куда ж ты такую прорву деваешь? — Куда... Ты магазинный лук видал? Мочало мочалом. А я подам прямо с грядочкц, перо к перу, как снег Грустит. Городскому человеку не день ги дороги, ему товар, какой надо, дай,.. — Да, Дед, конъюнктуру ты усвоил... Агроном словно забыл, за чем пришел. Сорвал и кинул в рот туш крупные рубиново сочные, ягоды малины. Ягоды терпкие, з апашистые, чуть с киёлинкой. Молчал, _ думал. Глядел на Нюшкнн огород с кривыми бороздами кое-как протяпэнной картошки. И по чему-то вономнцлея институт, общежитие, студенческие пи рушки, капустники... Как все тогда казалось простым, воз можным, достижимым. Только бы получить диплом, а там-то уж... А что тут-то? Вот он сто ит перед ним, полуграмотной мужик, может, последний из могикан... Собственник, модер низированный всевластным вскрм научно-технической ре волюции. .Любнть ли и жало: вать его или наоборот? А ведь уйдет, он, и исчезнут вот эти пышные кусты, окраплен- .................... '1411 1111 т и » ! III ежели Нюшка "на четушку даст. Иначе не соглашается... — Я тащ,, — сказал агро ном. — А вообще-то грустно все это, расстроил ты меня, дед... — Агроном удрученно махнул рукой и направился к своему дому. Но через два шага обернулся: — Да, а се ра-то тебе нужна коллоидная... Граммов двадцать на ведро. Завтра буду в районе, спрошу у химиков... С тех пор сво_бодными вече рами зачастил агроном к Фо мичу. Сидят, беседуют, иногда спорят. И эти беседы стали для них чем-то вроде вечер ней молитвы для верующего. Без них неуютно было обоим, вроде как день прожит непол но, незавершенно, будто упу щено какое-то неотложное дело и оно бередит душу, не дает спать. — Говоришь, клевер сеяли? — спрашивал Фомич. —■Это где же? — А там, на Казацком буг ре... — От, хозяева! На плешине у председателя и.до больше б получили. — Опять ты недоволен? — Там зимой снежинки не где зацепиться. Как е лысины в овраг сдирает. — Ничего.,, Снегозадержа ние проведем... *— Задержишь... ветер шта нами... Агроном обижался, — Не пойму я, Фомич.., Критикуешь, критикуешь..'. Все не так да не этак? А сам?.. Силенка-то есть, мог бы и по работать в совхозе-то... Ишь ты!.. Быдёор! А вот это видел? — метнулся он в ., сени, и вынес ивовую плетенку с двумя мочаль ными петлями. — Знаешь, что это? То-то... А я эту севалку, почитай, лет сорок с шеи не сымал. А, .в. ей с зерном-то — пуда полтора. Ты токо в кгшо видал, как вручную сеять, а я все глудки на полях пересчитал евоймя двоимя. Отдубасил свое за спасибо... Иногда к ним подсаживает ся Витька Сорока, обаладвщнй эр день от безделья, пьянень кий. Витька — штукатур и маляр, вольный и беззаботный, как небесная птица. Жил в го роде—не понравилось: надое ло каждый день на работу 1 вставать. Года три, пока об хаживал Нюшку, гулял по се лу с двухрядкой. Женился, — отпел, гармош ку, кажется, пропил и теперь днями сидит на пороге своего дома, лениво созерцает быст ротекущую жизнь села. Нюш ка, круглая, плотная молодая баба (она оаботает дояркой), заводилась по утрам. — Заявлю,, заявлю, .вдтяра! Пришьют тебе за тунеядство. За что ж мне казнеиня така-а-я-а!.. голосила она. ’г- У других мужья как мужья. Все в дом, все для деток сво их... А этому алкашу хоть тра ва не растя. Погляди, погляди, бесстыжие глаза... *Вон, Фомич — .старик, а как ни выйдешь — все в огороде копается!.. — Ему, куркулю, много де нег нада...ы-Фо.мич для Вить ки, что ячмень н'а глазу: ме шает, а ничего не поделаешь, терпи... — А-а-а! — взвивалась Нюшка. — А тебе не надо! Тебе б только вино жрать! Ты вон даже с ребятишками не посидишь, к соседям вожу... — Холуев давно отменили. Ставь пол-литру — посижу. Сходились на четвертинке. Нюшка зло выбрасывала дзе мятые рублевки: «На! Пода вись!» Но в Совет почему-то не заявляла. ...Гремят соловьи... Ночь как будто еще посветлела, неисто во накалилась, напряглась, го товая разрешиться теплым погожим днем. Фомич сидит на лавочке, отдыхает. Намаянная спина приятно поднывает, из рук уходит дневная усталость. Он воспринимает !^сь этот весенний мир с полным созна нием своего достоинства и ис полненного предназначения. Выходит из дому и молча подсаживается Витька Сорока. — Не спится, дед? А .соло- вьй-то!.. — тихо умиляется он. — Один, прямо под окном жарит. Спать, паразит, не дает. —- Хе,.„ не . дает... Небось, днем бока отлежал, — усмеха ется Фомнч. Появляется и агроном, под саживается на другой конец скамейки. — Вот говоришь; мне рабо тать... — обращается к нему Фомич, продолжая дШшй разговор. — Ты поначалу его вот заставь. Мыслимо ли, му жик в сорок лет дома сидит? — Мне и так неплохо, — спокойно отвечает Витька. Кому много надо, пусть й вкалывает. — Не-с-т, — начинает . на каляться Фомич. — Паразит ты, Витька. Избаловали вас,.. Рыло в масле и нос в табаке, а пален о палец не ударите. По старым временам тебе бы с сумой ходить... — Ого,, вспомнил! — .смеет ся Витька. — Шестьдесят лёт уж прошло.... На тр и власть Советская, чтоб всём хорошо было. — Ага... и лодырям, по-тво ему. Ты же, паразит, ноне хлеб жрал? Жрал. Да, небось, с салом, да чай с сахаром... Не бось, у Нищ ки ц на вино вы- мозжил. Считай, пятерку на тебя государство потратило. А и всей прибыли-то от тебя, как от козла молока. — Ну да, — тоже закипает Витька. — А ты с рынка чер вонцы государству несешь. Возьмите, мол, товарищи до рогие, на освоение несметных богатств Сибири и Дальнего Востока. Душевное спасибо, товарищ Кузякин. за патрио тический поступок... Так итог ль? Хрена с два... Все в чулок, в чулок!... Жмот... г — Тьфу! Балабон. Эти чер вонцы и на твоем вон огоро де лежат, тебе, лодырю, лень спину переломить. В го-су- дар-ству! В войну я на танк десять тыщ внес... И спасибо говорили Кузякину... Говори ли! — Ты —• деньги, а мой отец — жизнь... — Так, то отец!,. Он, по койный, всю жнеть вытягивал ся на поле. Д . тебе земля сейчас — ничто, прёх.... Бес- . полезный ты человек, Нюшка каждый день плачет... — .Ты. б лучше про . бдбку вспомнил,. дед. .Как она тебе на смёртвом одре' ■ грехшто проехала... Хо-хо! — засмеял ся Витька и, обращаясь к аг роному, досказывает. -— Слышь, Игорь. Матвеич.... . По дошел он, говорит, прости, мол, Наталья, коль виноват... А она из последних сил шмяк ему по морде... Хо...-хо! Агроном молчит.., .Мысли ч о том, что завтра надо ... сеять кукурузу, ощущение велико лепия ночи и земли, соловьи ный цокот и этот . нескончае мый спор Витьки с Фомичом, который он слушал в пол-.уха, — все это вяжется в голове его в какой-то сложный, за путанный клубок... А ночь дивная.. И так ликующе-яро стно цветсньё, так романтич- но-целомудр енен запад белого вищенника! Но почему-то за крадывается в его сердце тре вога и боль... м. сожин . Т/ 1 Г АР? «*' ■НИМ З Д Е С Ь ЖЙЛ Г о г о л ь Заповедник-музей Н. В. Го голя решено создать в бывшей усадьбе в селе Яновщина — ныне Гоголево Шишацского района Полтавской области. Здесь прошли детские годы писателя, сюда часто при езжал он и позже. Отдыхал, слушал полные очарования народные предания и поверья, вдохновлявшие его творчество. Время й войны не пощади ли старинных построек. По сохранившимся чертежам и рисункам предстоит заново возвести дом семьи писателя И. небольшой флигель, где он любил работать, соорудить грот и уютную беседку в тени лесопарка, над прохладными прудами. Для музея -заповедника уже собрано более 200 экспо натов. В. МУЗЫЧЕНКО, I корр. ТАСС. Полтава. Закончились выступления агитационно - художественных коллективов Тамбовского и Борощиловградского обкомов комсомола,' направленных в ’ипецкую область по путев- ж-^ам ЦК ВЛКСМ. Самодея тельные артисты побывали на строительных площадках це ха холодной прокатки НЛМЗ ц Добринского сахарного за вода, выступали перед бойца ми студенческих стройотрядов и тружениками сел области. Ими дано 16 концертов, в ко торых участвовало 4 тысячи зрителей. Во вторник, 28 августа, к липчанам приедет еще один агитационно-художественн ы й коллектив, на этот раз из Томска. На снимках: тепло встрети ли строители цеха холодной прокатки углеродистой стали " выступление агитбригад, ^ Л л тп К Рлкшж Фото В. Ель аева. ★ Ш Ш иШ П Щ Ш П Ш Ш Ш П П Я 1Ш П Ш 1 и и т п ш и т ш п и и а » н 1 и д и и м и 1 м ш « и и 1 и ш 1 ш » и ш и я и а т » 1 т п и т и а я ш и 11 т 1 и 1 й п 1 >й АЯДЕРА» принад лежит к тем оперет там Имре Кальма на, которые созданы в период расцвета творческих сил ком позитора и вобрали в себя многие лучшие его качества: мелодическое богатство, ос нованное на национальных венгерских мотивах, строй ность в завершенность сюже та, развернутые хоры, дуэты, музыка которых органично вплетается в развитие собы тий и создает тот эмоциональ ный настрой, который четко характеризует ситуации, скла дывающиеся в сценическом по вествовании. Для коллектива Харьков ского театра музыкальной ко медии обращение к «Баяде- ре» (а она поставлена глаз ным режиссером театра В. Дубчаком веете лишь не сколько месяцев назад) пред ставляется мне вполне зако номерным.. Не только в силу ее общей популярности. Но, вероятно, больше в силу твор ческих осооспностеи именно этого театра. Дело вот в чём. Если бы мы захотели проана лизировать всю афишу наших гостей до неизбежно обнару жили, что спектакли чисто раз влекательного плана зани мают в ней незначительное место, да и особым успехом они не пользуются. Зато в спектакли, психологически и эмоционально наполненные, построенные на реальных жизненных конфликтах, поста новочный коллектив вклады вает много фантазии, души, находок, что получает соот ветствующий отклик зритель ного зала. Вот это стремле ние коллектива к углублению психологического конфликта, усилению драматической вы разительности при. бережном сохранении музыкальной тка ни влечет его к произведе ниям значительным (разуме ется, в своем жанре) и, более того, вносит в спектакли то, что мы обычно называем све жестью постановки. ТЕАТРА МУЗКОМЕДИИ « » С этих позиций пришел театр и к «Баядере», представ ления которой на липецкой сцене оставили приятное впе чатление и были очень тепло приняты. Думается, что главное до стоинство спектакля, опреде лившее его успех, залржено в цельности режиссерского за- . мьтсла постановки и его цеше- ния. В исполнении наших го стей «Баядера» стала лириче ским музыкальным рассказом, о зарождающейся любви меж ду Раджами, и Одеттой, о преградах на пути этой любви и радости их преодоления. Вы делив лирическтю линию спектакля, режиссер на стойчиво акцентирует на ней внимание зрителей: для этого используются звучания орке стра и хора, построение ми зансцен, умелое вкрапление хореографических миниатюр, подсветка. Более того, он до бивается от героев трепетно сти подлинного чувства, вол нения, выраженных и вокаль ными и (что встречается го раздо реже) драматическими средствами. При этом, разу меется, вовсе не исключаются характерные для жанра кас кадные танцы, комические эпизоды, но при всей их ярко сти, нс они составляют изю минки спектакля. В результа те «Баядера» избавилась от налета сентиментальности, стала более глубокой и выра зительной по содержанию, не утратив блеска и остроты ко медии.’ Мне не хотелось бы выде лять кого-либо в стройном ансамбле . исполнителей, тем более, что все они .довольно четко следуют, ,, намеченным режиссером курсом Если за служенный артист ' УССР В. Подсадный (Раджами), за служенная артистка УССР А. Дадалнна (Одетта) и ар тист П. Цуцура (Умфир) соз дают образы своих героев мягкими реалистическими маз ками, достигая жизненной до стоверности в передаче их пе реживаний, то А. Хорольская (Мариетта), В. Побережен (Наполеон), А. Клейн (Фи липп) смело используют гро тескные краски, обнаруживая хороший актерский темпера мент, гибкую пластику, чем придают спектаклю тот жиз нерадостный, веселый харак тер, который свойствен жанру., Оперетта немыслима без танцев, а театр музыкальной комедии — без балетной труп пы. И если мы по праву упо минаем добрым словом таниы каскадные (вспомните «Шнм- ми» в исполнении А. Хороль- ской, В. Побережна и А. Клей на), то «Жрина огня» в бле стящем исполнении солистки балета А. Золотаревой, «Лутннца» (солистка И. Кле пикова) и «Лотос» (солисты Т. Редина и В. Мусеенко), следующие один за другим, составили великолепную хо реографическую картину, де лающую честь постановщику танцев балетмейстеру театра В. Попову. Рассказывая о «Баядере», нельзя не сказать о художни ке С. Кузозкинс. Постановка спектакля, декорации, костю мы, подсветка — вес это отме чено тонким вкусом, изящест вом, а главное — зримо и точно помогает режиссерской концепции. Все сказанное вовсе не озна чает, что «Баядера» лишена недостатков и в постановке наших гостей может считать ся неким эталоном. Наверное, мы могли бы упрекнуть харь ковчан в некоторых наклад ках в звучании оркестра, в несоответствии между возра стом некоторых исполнителей и образом героев, которые они создают, в скороговорке На полеона, за .которой порой теряются и проходят незаме ченными интересные, острые реплики, наконец, не так хо рошо, как хотелось бы, испол нена вокальная партия Рад жами. Могли, если бы зада лись целью, изыскивать огрехи на общем цельном, интерес ном полотне. Думается, что все это в значительной мере искупается артистической искренностью взволнован ностью чувства, и отдельные шероховатости Еовсе не мо гут опцеделить зрительского отношения в целом к мягкому, приятному и веселому спек таклю. К. ГУРЕНОК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz