Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ жизни СМО ТР ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ Л ю д и с о в е т с к о й д е р е в н и П РОСЫПАЛАСЬ она всегда без будильника. Торопливо собиралась. Ни одной половицей не скрип­ нет: ребятишки еще малень­ кие, пусть поспят подольше. Только к двери, — а .из своей комнаты Танюшка, уже оде­ тая. — Мама, и я с тобой! Тогда она была еще школь­ ницей, но к работе матери присматривалась с интересом, цепко. Научилась доить коров, потом тренировалась, чдобы N.. — Хорошо ли -подумала, Марья? Партия-то наша, доч­ ка, — совесть людская. Такие слова не . забываются. Мария Ильинична всей душой болеет за колхозные дела. Вырос в хозяйстве большой животноводческий комплекс. Не ферма — фабрика. Все здесь механизировано. Кому оставлять такое богатство, кто сменит их, сегодняшних его хозяев? Волнует это Ма­ рию Ильиничну. Вот почему онд с особой радостью встре- ✓ 4 “ ЗАПАХ ПОЛЫНИ '■^доильный аппарат за несколь­ ко минут собирать. После де­ вятого класса на районном конкурсе мастеров машинного доения заняла первое место. Мария Ильинична Заврнна радовалась: ведь нс только дочкино, но и ее мастерство оценили. Верилось ей тогда, что закончит Таня школу, и будут работать они вместе. .Но жизнь иначе повернулась: Таню после техникума напра­ вили в другое село и лишь изредка удастся ей навестить мать. Забегает и на ферму, иногда подменяет ее денек- другой,' а потом надо уезжать. Пустеет дом. Скоро и' млад­ ший, Юра, уйдет служить в армию. Не привыкла Мария Ильи­ нична к одиночеству. Все время на людях. Есть у нее тайная мысль перетянуть Та­ ню в свое село. Размечтается иногда о том, как бы вну­ чат нянчила, как радовалась бы. Д а время такое: свои тропки у, детей теперь. У Марии Ильиничны жи­ ва мать.' Дом рядом. Ко­ му, как не ей выложить душу. : ' Старушке на де­ вятый десяток, а все еще не покидает ее практическая сметка, не уходит сила из натруженных рук. Много лет была она передовой работни­ цей, бригадиром. В тридцатые * Дцы приходилось и за пред­ седателя колхоза оставаться. Малограмотная крестьянка, а с делом справлялась. Вес у нес ладилось, и люди ее уважа­ ли. А уж для собственных де­ тей не было выше авторитета. Имеццо к. матери пришла Ма­ рия Ильинична, когда оешила вступить в партию. Василиса Парамоновна, коммунист с трндцатцлетним стажем, ска­ зала ей тогда: чает на комплексе школьниц, которые приходят сюда на летнюю практику^, В колхозе считают ее одной из лучших наставниц молодежи. Не про­ сто тонкости своей работы раскрывает она девчатам, а учит горячей любви к родному уголку, учит понимать, что его краса и богатство колхо­ за в их руках. Неплохие девчата перени­ мали у нее мастерство в этом году: рвета Размолодина и Таня Бахаева. Трудились сно­ ровисто. Г 1 о всему чувство­ валось, что ,по душе им рабо­ та на ферме. Многое переняли они у наставницы, а главное — научились тому отношению к делу, которое присуще ей. Дочери скотника Василия Филипповича Андросова, окончив десятилетку, решили работать на ферме. И тут Ма­ рия Ильинична, как говорит­ ся, приложила руку. Вместе с ней трудятся Ев­ докий Степановна Епифанцева и Анна Яковлевна Найденова. Четы'рс года назад звено при­ няло группу первотелок. Не­ легко дались им сегодняшние десять килограммов молока от коровы в день, В этом ма­ леньком коллективе царят на­ стоящая дружба, постоянная взаимовыручка. Увидит во время дойки Мария Ильинич­ на, что у напарницы ведра полные,^ сама подхватит и от­ несет. Если надо, и доильный аппарат наладит , 1 и корову поможет вычистить. За всю жизнь она ни разу ни с кем не поссорилась, никому гру­ бого слова не сказала. Однажды заметила, что Мария Петрова. доярка опытная и трудолюбивая, по­ крикивает на новенькую, ког­ да та делает не так, как нуж­ но. Стала та как-то поить те­ ленка, а молоко на пол про­ лилось. Петрова целую выво­ лочку устроила начинающей доярке. Заврнна спокойно по­ дошла к Петровой: — Ты бы лучше помогла, толку-то больше будет. Бёспохонт Зазрину, что в некоторых звеньях- дела идут похуже. Вот, например, пятый корпус. Никак не могут по­ добрать туда третьего чело­ века. Доярки" то и дело ме­ няются. Здесь с М. Н. Пет­ ровой и А. И. Лыткиной ра­ ботала Мария Ильинична. Звено было передовым. А по­ том Заврину перевели в дру­ гой корпус, и дела пошли на убыль. Явилась к зоотехнику. — Давайте хорошенько обсудим, кого можно напра­ вить в пятый корпус. Когда наша беседа е Мари­ ей Ильинкчной подходила к концу, она вдруг заторопи­ лась. Нужно было накормить сына, управиться с. делами на огороде, а потом забежать в правление. Хотелось пого­ ворить с Галиной Петровной Злобиной, секретарем партий­ ной организации колхоза. Заз- рина несколько лет бы­ ла членом райкома партии, депутатом райсовета, членом правления колхоза. И теперь у нее важное партийное дело; она партгрупорг на комплек­ се. Два раза в месяц Заврнна собирает коммунистов, чтобы обсудить результаты работы, поговорить о том, как’ лучше наладить соревнование жи­ вотноводов, улучшить качест­ во продукции. Вопросов мно­ го. Выступает она всегда сме­ ло, открыто. И на колхозных собраниях не отмалчивается, прямо и откровенно говорит о том, что ее волнует. Настояла, иацрнмер, чтобы правление строже относилось в тем, кто плохо работает в колхозе, от­ сиживается на своих огоро­ дах, внесла немало предложе­ ний, направленных на улучше­ ние строительства, ...Над селом опустился ве­ чер. Кончился еще один день, полный напряженного труда и хлопот. Мария Ильинична возвращается домой. Идет проселком, потом дворами. Не спешит. Юрка ушел в ки­ но, а Василиса Па_рамрновйа, мать, ложится рано. Вот и те­ перь в ее окнах уже нет света. Домик матери растворился в сумерках, и только острый за­ пах. полыни напоминает еще о полуденном зное... Уезжая, я думала о том, что хорошо, когда есть вот та­ кие люди. И всю дорогу меня пресле­ довал этот острый, и удиви­ тельно чистый запах полыни... В чера в совхозе «Капа- бинский» впервые в Задон­ ском районе был прове­ ден смотр готовности к уборке свеклы. Он был организован парткомом, рабочкомом и комитетом комсомола совхоза совме­ стно с культпросветработ­ никами села, которым большую методическую помощь оказали районный отдел культуры и РДК. Смотр открыл директор совхоза Ю. В. Кожин, теп­ ло приветствовавший меха- низатороз, О готовности к работе рапортовали ему звеньевые и 4 бригадиры уборочных комплексов. С яркой, содержательной программой выступили перед свекловодами сельские культпросвет­ работники, а также коллек­ тивы районного Дома куль­ туры. Тружеников привет­ ствовали пионеры, передо­ викам производства, отли­ чившимся на севе и обра­ ботке посевов свеклы, бы­ ли вручены грамоты, су­ вениры. ИДЕТ КОНКУРС... В начале августа в Ли­ пецкой области был объ­ явлен конкурс на лучшую детскую работу — рису­ нок, поделку, фотографию. Он проходил в пионерских лагерях всех областных комитетов профсоюза. В межсоюзный Дом само­ деятельного творчества уже поступили первые работы. Жюри вниматель­ но знакомится с ними, от­ бирает лучшие — в начале сентября работы победи­ телей областного конкурса будут отправлены в Мо­ скву на выставку, посвя­ щенную Международному году ребенка. Е. САВРОВА. Колхоз «1 Мая» Дсбровского р-на.’ БИБЛИОТЕКА — УЧИТЕЛЮ Работнику областной научной библиотеки сов­ местно с Левобережным отделом народного обра-. зования Липецка провели Дни специалиста для пре­ подавателей школ района. Их вниманию была пред­ ложена выставка-просмотр методической литературы по всем предметам, обзо­ ры произведений художе­ ственной литературы, мето­ дических пособий по исто­ рии и биологии. Такие же дйи специалиста будут Ор­ ганизованы и дЛя педаго­ гов Советского района Ли­ пецка. КАКОЙ ПАРК ЛУЧШЕ! \ Три мрсяца продолжал­ ся смотр благоустройства и архитектуры парков обла­ сти, в котором приняли участие одиннадцать уч реждений культуры. Побе дил коллектив Централь него парка культуры и от дыха Липецка. С его живо писными уголками, заг.е чатленными на фотосним ках, познакомятся посети тели павильона цветовод ства и озеленения ВДНХ СССР. Там же будет де­ монстрироваться цветной кинофильм о парке. т ЕПЛАЯ майская ночь одна из тех, когда не бывает полной темноты, словно день не меркнет до конца, а всю ночь вплоть до утренней зари стоит таинственный серебри­ сто-тусклый отсвет: то ли это повиднело от белой пены са­ дов, волнами набегающих на задворья хат, то ли это какой- нибудь марсианский свет при­ зрачно струится на землю, не давая тьме сгуститься. Пряно , веет молодой зеле­ нью, вольно дышит земля, еше по-весеннему влащная, осво­ божденная от ЗИМНИХ оков, .когда еще не заросли бывшие водотоки и на дне оврагов и низин лежит нетронутая вет­ рами мелкая песчаная, зыбь, в точности повторив игру павод­ ка, и только редкие бледно- зеленые шильца цепкого пырея пронзают налой. Тихо. И неистовствуют со­ ловьи. Так свищут, так сыплют чечетку, так выкомарнвают за­ мысловатые коленца, что... Не соловьи—разйойннки. В такие ночи старики моло­ деют, у молодых — словно крылья отрастают, и пронзи­ тельнее ощущаешь, как мучи­ тельно хорошо на земле н доб’ реет душа, и полнится покая­ нием за свершенные и несвер­ шенные проступки. вверх. Хо-хо... ся. концами Кблодная? Эти аккуратные усики боль­ ше всего взбесили Фомича. — Ты же академию кончил, верно? , — Ну, допустим...— агро­ ном перестал улыбаться. — Что Г. того.? * — Культурный, верно? А хокаещь... — Да нет такой... колод­ ной... серы, дед!.. Не завезли, что ль? Агроном опять засмеялся. — Извини... Вообще нет, нё существует в природе.!, — Ну? Не существует? — Окинул оценивающе агронома ные рубццамн ягод, аккурат­ ные шпалеры, обвешенные тя­ желыми зеленцами, вымерзнет виноград... Вот ведь штука-то какая. —VФедор Фомич, — сказал вдруг агроном. — взял бы ты под свое начало наш заречный луг, а? Технику б тебе дали, людей, орошение б поставили... Двести га, есть где развер­ нуться! — С кем? — Что с кем? —- Р азвор3чиваться-то? Вот с ними? — кивнул на кривые грядки Нюшкиного огорода. — С Витькой Сорокой? Он со своими ребятенками сидит, Гремят соловьи..., Вот один процокал на огороде Никиты Семенова, и будто бросая вы­ зов соперникам, замолчал на минуту, и тут же ему. отозвал­ ся переливистым коленцем другой, откуда-то из-за дома Фомича, стоящего наискосок от пустого Никитиного по­ дворья. И сразу же подхватил это коленце третий — из ди­ ких зарослей вишенника на усадьбе у Натальи Зыбиной, чья низенькая хата по самую крышу утонула в. посадках.. И не просто подхватил, а повто­ рил коленце в такой виртуоз­ ной вариации цоканья, щебе­ та, насмешливого свиста, тре- щетки, словно старался во что бы то. ни стало перещеголять фомичевского. «А ну-ка, ну- ка» — мысленно поощряет «своего» Фомич и затаенно прислушивается. И будто по желанию хозяина соловей ото­ звался длинной, захлебываю- ще-радостной трелью, «Раз, два, три... семь... десять... пят­ надцать!», ■— считал коленца Фомич, и когда на двадцатом соловей закончил немыслимо виртуозным переливом, восхи­ щенно Вздохнул: «Вот это завернул, ш'ельмец. Соседкнн- то — ни в подметен!» Фомич на пенсии, но ..еще ■ крепок той жилистой крепо­ стью, какая свойственна че­ ловеку, привычному к косе, вилам, топору, к любой работе. Узловатые, клешниеше руки еще тверды, еще не потеряли силы и все, что выходило из- под них, было грубо, но проч­ но* как и сами они. Дом у Фомича крепок, забои ыа мощ­ ных столбах прям, доски вре­ заны в паз, огород — ухожен — ни соринки. Кусты МЙЛННЫ аккуратно подвязаны к тыч­ кам, ягодник чист, аккуратны парники со всевозможной рас­ садой, которой он снабжает все село. Держит пчел, .семей десять. — Никак, Фомйч, ты слозо какое знаешь! — .удивляется всякий раз Нюшка Сорокина, соседка слева. — Вместе редис сеяли: у меня — не пыхнул, а у тебя, гляди-ко, грядки — как кнутом хлнетнуты. .' ' — Ты б свово бугая застави­ ла мозгой да руками пошеве­ лить — и У тебя б хлыелнуло, — с назиданием и не без тай­ ного довольства отвечает'Фо­ мич. Он постоянно удивляет со­ седей: помидоры у него, что арбузы, огуречные плети не стелются по земле, а тянутся вверх по проволоке, воду для полива качает из колодца электричеством... Как-то зашел домой к сов­ хозному агроному, молодому спортивному парню. — У тебя колодная сера есть? , — Что-о-о? — агроном от­ ложил безопасную брнтЕу, ко­ торой подправлял модные уси­ ки перед зеркалом. — Какая, .какая? — Усики его вдруг на­ чали растягиваться и загибать- с головы до ног. Того повело, как лист на огне. — Я серьезно... —Ну да... Ежёлй не нк>хал то н не существует,., . За. что вам только дипломы дают? — Это дед, уж не твоя за­ бота, а министра... — И его б носом ткнуть в твой огород: свою грядку че­ ловек не ухолил, а ему обчест- г.енную землю доверили... Агроном покраснел, покосил­ ся за окно, где в штакетной ограде на заросших грядках и впрямь чахли кое-как посажен­ ные помидоры. Железные мышцы заиграли, напряглись, как на ринге. — С кем. ты, Игорь? .— спросил из глубины квартиры истомный после сна, голос, Поставь чай...—Агроном рас­ слабился, засмеялся. — Постой, Лен... Тут... спор профессиональный... А для чего тебе сера-то, дед? . — А-а... че с тобой воду толочь?... •— затоптался Фо­ мич, собираясь уходить. — Да ты погоди!. Модщт, не обязательно... Смотря для че­ го-. — Бель на огурец напала. Вроде цинком лист кроет, опосля сворачивает... На заво­ де один подсказал: колодной серой вспрыснуть надо. — А ну, пойдем, глянем... Пришли. Агроном остановил­ ся пораженный. — Да у тебя, дед, целая опытная станция! Огурец-то рясный... Это что же за сорт такой? «Успех»? И виноград! Неужто прижился? — А чего б ему? На зиму лозу землицей, ай соломкой прикрою, да снежком... — И все это сам? — не пе­ реставал удивляться агроном. — Нет, дядя пришел и на­ садил, — съязвил. Фомич. — Куда ж ты такую прорву деваешь? — Куда... Ты магазинный лук видал? Мочало мочалом. А я подам прямо с грядочкц, перо к перу, как снег Грустит. Городскому человеку не день­ ги дороги, ему товар, какой надо, дай,.. — Да, Дед, конъюнктуру ты усвоил... Агроном словно забыл, за­ чем пришел. Сорвал и кинул в рот туш крупные рубиново­ сочные, ягоды малины. Ягоды терпкие, з апашистые, чуть с киёлинкой. Молчал, _ думал. Глядел на Нюшкнн огород с кривыми бороздами кое-как протяпэнной картошки. И по­ чему-то вономнцлея институт, общежитие, студенческие пи­ рушки, капустники... Как все тогда казалось простым, воз­ можным, достижимым. Только бы получить диплом, а там-то уж... А что тут-то? Вот он сто­ ит перед ним, полуграмотной мужик, может, последний из могикан... Собственник, модер­ низированный всевластным вскрм научно-технической ре­ волюции. .Любнть ли и жало: вать его или наоборот? А ведь уйдет, он, и исчезнут вот эти пышные кусты, окраплен- .................... '1411 1111 т и » ! III ежели Нюшка "на четушку даст. Иначе не соглашается... — Я тащ,, — сказал агро­ ном. — А вообще-то грустно все это, расстроил ты меня, дед... — Агроном удрученно махнул рукой и направился к своему дому. Но через два шага обернулся: — Да, а се­ ра-то тебе нужна коллоидная... Граммов двадцать на ведро. Завтра буду в районе, спрошу у химиков... С тех пор сво_бодными вече­ рами зачастил агроном к Фо­ мичу. Сидят, беседуют, иногда спорят. И эти беседы стали для них чем-то вроде вечер­ ней молитвы для верующего. Без них неуютно было обоим, вроде как день прожит непол­ но, незавершенно, будто упу­ щено какое-то неотложное дело и оно бередит душу, не дает спать. — Говоришь, клевер сеяли? — спрашивал Фомич. —■Это где же? — А там, на Казацком буг­ ре... — От, хозяева! На плешине у председателя и.до больше б получили. — Опять ты недоволен? — Там зимой снежинки не­ где зацепиться. Как е лысины в овраг сдирает. — Ничего.,, Снегозадержа­ ние проведем... *— Задержишь... ветер шта­ нами... Агроном обижался, — Не пойму я, Фомич.., Критикуешь, критикуешь..'. Все не так да не этак? А сам?.. Силенка-то есть, мог бы и по­ работать в совхозе-то... Ишь ты!.. Быдёор! А вот это видел? — метнулся он в ., сени, и вынес ивовую плетенку с двумя мочаль­ ными петлями. — Знаешь, что это? То-то... А я эту севалку, почитай, лет сорок с шеи не сымал. А, .в. ей с зерном-то — пуда полтора. Ты токо в кгшо видал, как вручную сеять, а я все глудки на полях пересчитал евоймя двоимя. Отдубасил свое за спасибо... Иногда к ним подсаживает­ ся Витька Сорока, обаладвщнй эр день от безделья, пьянень­ кий. Витька — штукатур и маляр, вольный и беззаботный, как небесная птица. Жил в го­ роде—не понравилось: надое­ ло каждый день на работу 1 вставать. Года три, пока об­ хаживал Нюшку, гулял по се­ лу с двухрядкой. Женился, — отпел, гармош­ ку, кажется, пропил и теперь днями сидит на пороге своего дома, лениво созерцает быст­ ротекущую жизнь села. Нюш­ ка, круглая, плотная молодая баба (она оаботает дояркой), заводилась по утрам. — Заявлю,, заявлю, .вдтяра! Пришьют тебе за тунеядство. За что ж мне казнеиня така-а-я-а!.. голосила она. ’г- У других мужья как мужья. Все в дом, все для деток сво­ их... А этому алкашу хоть тра­ ва не растя. Погляди, погляди, бесстыжие глаза... *Вон, Фомич — .старик, а как ни выйдешь — все в огороде копается!.. — Ему, куркулю, много де­ нег нада...ы-Фо.мич для Вить­ ки, что ячмень н'а глазу: ме­ шает, а ничего не поделаешь, терпи... — А-а-а! — взвивалась Нюшка. — А тебе не надо! Тебе б только вино жрать! Ты вон даже с ребятишками не посидишь, к соседям вожу... — Холуев давно отменили. Ставь пол-литру — посижу. Сходились на четвертинке. Нюшка зло выбрасывала дзе мятые рублевки: «На! Пода­ вись!» Но в Совет почему-то не заявляла. ...Гремят соловьи... Ночь как будто еще посветлела, неисто­ во накалилась, напряглась, го­ товая разрешиться теплым погожим днем. Фомич сидит на лавочке, отдыхает. Намаянная спина приятно поднывает, из рук уходит дневная усталость. Он воспринимает !^сь этот весенний мир с полным созна­ нием своего достоинства и ис­ полненного предназначения. Выходит из дому и молча подсаживается Витька Сорока. — Не спится, дед? А .соло- вьй-то!.. — тихо умиляется он. — Один, прямо под окном жарит. Спать, паразит, не дает. —- Хе,.„ не . дает... Небось, днем бока отлежал, — усмеха­ ется Фомнч. Появляется и агроном, под­ саживается на другой конец скамейки. — Вот говоришь; мне рабо­ тать... — обращается к нему Фомич, продолжая дШшй разговор. — Ты поначалу его вот заставь. Мыслимо ли, му­ жик в сорок лет дома сидит? — Мне и так неплохо, — спокойно отвечает Витька. Кому много надо, пусть й вкалывает. — Не-с-т, — начинает . на­ каляться Фомич. — Паразит ты, Витька. Избаловали вас,.. Рыло в масле и нос в табаке, а пален о палец не ударите. По старым временам тебе бы с сумой ходить... — Ого,, вспомнил! — .смеет­ ся Витька. — Шестьдесят лёт уж прошло.... На тр и власть Советская, чтоб всём хорошо было. — Ага... и лодырям, по-тво­ ему. Ты же, паразит, ноне хлеб жрал? Жрал. Да, небось, с салом, да чай с сахаром... Не­ бось, у Нищ ки ц на вино вы- мозжил. Считай, пятерку на тебя государство потратило. А и всей прибыли-то от тебя, как от козла молока. — Ну да, — тоже закипает Витька. — А ты с рынка чер­ вонцы государству несешь. Возьмите, мол, товарищи до­ рогие, на освоение несметных богатств Сибири и Дальнего Востока. Душевное спасибо, товарищ Кузякин. за патрио­ тический поступок... Так итог ль? Хрена с два... Все в чулок, в чулок!... Жмот... г — Тьфу! Балабон. Эти чер­ вонцы и на твоем вон огоро­ де лежат, тебе, лодырю, лень спину переломить. В го-су- дар-ству! В войну я на танк десять тыщ внес... И спасибо говорили Кузякину... Говори­ ли! — Ты —• деньги, а мой отец — жизнь... — Так, то отец!,. Он, по­ койный, всю жнеть вытягивал­ ся на поле. Д . тебе земля сейчас — ничто, прёх.... Бес- . полезный ты человек, Нюшка каждый день плачет... — .Ты. б лучше про . бдбку вспомнил,. дед. .Как она тебе на смёртвом одре' ■ грехшто проехала... Хо-хо! — засмеял­ ся Витька и, обращаясь к аг­ роному, досказывает. -— Слышь, Игорь. Матвеич.... . По­ дошел он, говорит, прости, мол, Наталья, коль виноват... А она из последних сил шмяк ему по морде... Хо...-хо! Агроном молчит.., .Мысли ч о том, что завтра надо ... сеять кукурузу, ощущение велико­ лепия ночи и земли, соловьи­ ный цокот и этот . нескончае­ мый спор Витьки с Фомичом, который он слушал в пол-.уха, — все это вяжется в голове его в какой-то сложный, за­ путанный клубок... А ночь дивная.. И так ликующе-яро­ стно цветсньё, так романтич- но-целомудр енен запад белого вищенника! Но почему-то за­ крадывается в его сердце тре­ вога и боль... м. сожин . Т/ 1 Г АР? «*' ■НИМ З Д Е С Ь ЖЙЛ Г о г о л ь Заповедник-музей Н. В. Го­ голя решено создать в бывшей усадьбе в селе Яновщина — ныне Гоголево Шишацского района Полтавской области. Здесь прошли детские годы писателя, сюда часто при­ езжал он и позже. Отдыхал, слушал полные очарования народные предания и поверья, вдохновлявшие его творчество. Время й войны не пощади­ ли старинных построек. По сохранившимся чертежам и рисункам предстоит заново возвести дом семьи писателя И. небольшой флигель, где он любил работать, соорудить грот и уютную беседку в тени лесопарка, над прохладными прудами. Для музея -заповедника уже собрано более 200 экспо­ натов. В. МУЗЫЧЕНКО, I корр. ТАСС. Полтава. Закончились выступления агитационно - художественных коллективов Тамбовского и Борощиловградского обкомов комсомола,' направленных в ’ипецкую область по путев- ж-^ам ЦК ВЛКСМ. Самодея­ тельные артисты побывали на строительных площадках це­ ха холодной прокатки НЛМЗ ц Добринского сахарного за­ вода, выступали перед бойца­ ми студенческих стройотрядов и тружениками сел области. Ими дано 16 концертов, в ко­ торых участвовало 4 тысячи зрителей. Во вторник, 28 августа, к липчанам приедет еще один агитационно-художественн ы й коллектив, на этот раз из Томска. На снимках: тепло встрети­ ли строители цеха холодной прокатки углеродистой стали " выступление агитбригад, ^ Л л тп К Рлкшж Фото В. Ель аева. ★ Ш Ш иШ П Щ Ш П Ш Ш Ш П П Я 1Ш П Ш 1 и и т п ш и т ш п и и а » н 1 и д и и м и 1 м ш « и и 1 и ш 1 ш » и ш и я и а т » 1 т п и т и а я ш и 11 т 1 и 1 й п 1 >й АЯДЕРА» принад­ лежит к тем оперет­ там Имре Кальма­ на, которые созданы в период расцвета творческих сил ком­ позитора и вобрали в себя многие лучшие его качества: мелодическое богатство, ос­ нованное на национальных венгерских мотивах, строй­ ность в завершенность сюже­ та, развернутые хоры, дуэты, музыка которых органично вплетается в развитие собы­ тий и создает тот эмоциональ­ ный настрой, который четко характеризует ситуации, скла­ дывающиеся в сценическом по­ вествовании. Для коллектива Харьков­ ского театра музыкальной ко­ медии обращение к «Баяде- ре» (а она поставлена глаз­ ным режиссером театра В. Дубчаком веете лишь не­ сколько месяцев назад) пред­ ставляется мне вполне зако­ номерным.. Не только в силу ее общей популярности. Но, вероятно, больше в силу твор­ ческих осооспностеи именно этого театра. Дело вот в чём. Если бы мы захотели проана­ лизировать всю афишу наших гостей до неизбежно обнару­ жили, что спектакли чисто раз­ влекательного плана зани­ мают в ней незначительное место, да и особым успехом они не пользуются. Зато в спектакли, психологически и эмоционально наполненные, построенные на реальных жизненных конфликтах, поста­ новочный коллектив вклады­ вает много фантазии, души, находок, что получает соот­ ветствующий отклик зритель­ ного зала. Вот это стремле­ ние коллектива к углублению психологического конфликта, усилению драматической вы­ разительности при. бережном сохранении музыкальной тка­ ни влечет его к произведе­ ниям значительным (разуме­ ется, в своем жанре) и, более того, вносит в спектакли то, что мы обычно называем све­ жестью постановки. ТЕАТРА МУЗКОМЕДИИ « » С этих позиций пришел театр и к «Баядере», представ­ ления которой на липецкой сцене оставили приятное впе­ чатление и были очень тепло приняты. Думается, что главное до­ стоинство спектакля, опреде­ лившее его успех, залржено в цельности режиссерского за- . мьтсла постановки и его цеше- ния. В исполнении наших го­ стей «Баядера» стала лириче­ ским музыкальным рассказом, о зарождающейся любви меж­ ду Раджами, и Одеттой, о преградах на пути этой любви и радости их преодоления. Вы­ делив лирическтю линию спектакля, режиссер на­ стойчиво акцентирует на ней внимание зрителей: для этого используются звучания орке­ стра и хора, построение ми­ зансцен, умелое вкрапление хореографических миниатюр, подсветка. Более того, он до­ бивается от героев трепетно­ сти подлинного чувства, вол­ нения, выраженных и вокаль­ ными и (что встречается го­ раздо реже) драматическими средствами. При этом, разу­ меется, вовсе не исключаются характерные для жанра кас­ кадные танцы, комические эпизоды, но при всей их ярко­ сти, нс они составляют изю­ минки спектакля. В результа­ те «Баядера» избавилась от налета сентиментальности, стала более глубокой и выра­ зительной по содержанию, не утратив блеска и остроты ко­ медии.’ Мне не хотелось бы выде­ лять кого-либо в стройном ансамбле . исполнителей, тем более, что все они .довольно четко следуют, ,, намеченным режиссером курсом Если за­ служенный артист ' УССР В. Подсадный (Раджами), за­ служенная артистка УССР А. Дадалнна (Одетта) и ар­ тист П. Цуцура (Умфир) соз­ дают образы своих героев мягкими реалистическими маз­ ками, достигая жизненной до­ стоверности в передаче их пе­ реживаний, то А. Хорольская (Мариетта), В. Побережен (Наполеон), А. Клейн (Фи­ липп) смело используют гро­ тескные краски, обнаруживая хороший актерский темпера­ мент, гибкую пластику, чем придают спектаклю тот жиз­ нерадостный, веселый харак­ тер, который свойствен жанру., Оперетта немыслима без танцев, а театр музыкальной комедии — без балетной труп­ пы. И если мы по праву упо­ минаем добрым словом таниы каскадные (вспомните «Шнм- ми» в исполнении А. Хороль- ской, В. Побережна и А. Клей­ на), то «Жрина огня» в бле­ стящем исполнении солистки балета А. Золотаревой, «Лутннца» (солистка И. Кле­ пикова) и «Лотос» (солисты Т. Редина и В. Мусеенко), следующие один за другим, составили великолепную хо­ реографическую картину, де­ лающую честь постановщику танцев балетмейстеру театра В. Попову. Рассказывая о «Баядере», нельзя не сказать о художни­ ке С. Кузозкинс. Постановка спектакля, декорации, костю­ мы, подсветка — вес это отме­ чено тонким вкусом, изящест­ вом, а главное — зримо и точно помогает режиссерской концепции. Все сказанное вовсе не озна­ чает, что «Баядера» лишена недостатков и в постановке наших гостей может считать­ ся неким эталоном. Наверное, мы могли бы упрекнуть харь­ ковчан в некоторых наклад­ ках в звучании оркестра, в несоответствии между возра­ стом некоторых исполнителей и образом героев, которые они создают, в скороговорке На­ полеона, за .которой порой теряются и проходят незаме­ ченными интересные, острые реплики, наконец, не так хо­ рошо, как хотелось бы, испол­ нена вокальная партия Рад­ жами. Могли, если бы зада­ лись целью, изыскивать огрехи на общем цельном, интерес­ ном полотне. Думается, что все это в значительной мере искупается артистической искренностью взволнован­ ностью чувства, и отдельные шероховатости Еовсе не мо­ гут опцеделить зрительского отношения в целом к мягкому, приятному и веселому спек­ таклю. К. ГУРЕНОК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz