Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

ПО БОЕВОМУ ПУТИ Д И В И З И Й ОТПРАВИЛИСЬ В АГИТПОХОД, ПОСВЯЩЕН­ НЫЙ 60-ЛЕТИЮ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ЛИПЕЦ­ КОЙ ОБЛАСТИ, БРИГАДЫ ОБКОМА ВЛКСМ. Необычно выглядел в ми­ нувший четверг Петровский спуск в районе площади Ре­ волюции и краеведческого му­ зея. Юные конники, одетые в форму красноармейцев, участ­ ников гражданской войны, красиво замерли в сёдлах. Ря­ дом с ними — тачанка, напо- минающая легендарную, бое­ вую, с установленным на ней пулеметом. Здесь же — отряд велосипедистов в спортивной форме. На торжественный ми­ тинг собрались комсомольцы города Липецка, партийные и комсомольские работники, почетные гости —• ветераны гражданской и Великой Оте­ чественной войн, комсомола. Митинг был посвящен нача­ лу агитпохода по боевому пути 11 -й Кавалерийской и 61-й стрелковой дивизий, сформированных в Ш19^ году в Липецкой области К. Е. Во- /'"■^'рошиловым. Он организован обкомом ВЛКСМ в рамках Всесоюзного похода комсо­ мольцев и молодежи по мес­ там революционной, боевой и трудовой славы. Как известно, летом 1919 года интервенты предприняли второй поход против Респуб­ лики Советов. Основную ставку они делали на добро­ вольческую армию генерала Деникина. Упорные бои ве­ лись на территории Липецкого края. Белоказачьи полки за- хватили Задонсх и Елец, В эти критические дни в Ли­ пецк был направлен К, Е, Во­ рошилов. Свыше 4,5 тысячи липчан, от­ кликнувшись на призыв за­ щитить Республику Советов от врага, ушли в ряды Крас­ ной Армии. Сформированные в породе Липецке кавалерий­ ская и стрелковая дивизии, вместе с другими воинскими подразделениями сыграли решающую роль ж разгроме войск генерала Деникина, Наступление на Москву было сорвано. Войока белогвардей­ цев покатились на юг. Юные «кр_асные следопы­ ты», в основном учащиеся Сырской средней школы, соб­ рали богатый материал, рас­ сказывающий об этих собы­ тиях, об участии в них вы­ дающегося полководца граж­ данской войны К. Е. Вороши­ лова, Они обратились с ини­ циативой о проведении агит­ похода по боевому пути ди­ визий в обком ВЛКСМ, Ини- Каждый раз, когда в нашем магазине проводится очередная подписка на собрание сочине­ ний того или иного писателя, я наблюдаю, с каким волне- иием участники «жетонной» лотереи ждут разультатов розыгрыша и как радуются, если их номер оказался «сча­ стливым», Но вот парадокс** проходит время, магазин по­ лучает очередные тома, и под­ писчики за ними... не прихо­ дят, Дело доходит до того, что мы вынуждены посылать открытки некоторым «книго- , любам» с убедительной прось­ бой выкупить тома столь же­ ланного совсем недавно для циатива была поддержана. На митинге, котооый открыл секретарь обкома ВЛКСМ Н. В. Пономарев, выступили ветеран гражданской войны Б. В. Орлов, секретарь гор­ кома ВЛКСМ С. А. Тихонов, учитель Сырской средней шко­ лы, комиссар агитпохода М. М. Виленский, секретарь комитета ВЛКСМ ЛГПИ А. Полднев, В честь 60-летия со дня формирования К. Е. Вороши­ ловым в г. Липецке дивизий решено соорудить барельеф. Он будет открыт в октябре нынешнего года. А сейчас на месте бывшего штаба диви­ зий на Петровском спуске у подземного перехода в Ниж­ ний парк участниками митин­ га была установлена мемо­ риальная доска. Почетное пра­ во открыть ее предоставили ветеранам гражданской вой­ ны Б. В. Орлову, А. С, Шин- никову, комиссару агитпохода М. М. Виленскому. В агитпоход по боевому пути Ворошиловских диви­ зий отправились в этот день две группы. Одна из них со­ стоит из юных спортсменов конно-опортивной школы пионерского лагеря «Проме­ тей» Новолипецкого металлур­ гического завода. Во второй ■— велосипедисты — студен­ ты Липецкого пединститута, В числе участников агитпо­ хода есть и лекторы, и само­ деятельные артисты. Марш­ рут охватывает несколько рай­ онов области — Липецкий, Задонский, Хлевенский, Гря- зинский, Добринекий, Уоман- ский, десятки сел. В каждом населенном пункте участники агитпохода выступят с лек­ циями, концертами, проведут митинги н встречи с тружени­ ками сел, молодежью, рас­ скажут о цели агитпохода, о событиях гражданской войны, ее героях. Обе группы соединятся 19 августа в селе Кокь-Колодезь Хлевенского района, где так­ же будет проведен большой митинг и установлена мемо­ риальная доска на здании школы. В этом здании в ок­ тябре-ноябре 1919 года раз­ мещался штаб 4-й кавдивн- еии Конного корпуса. Здесь с участием К. Е. Ворошило­ ва и С. М. Буденного разраба­ тывался план Касторненской операции но разгрому дени­ кинцев. них подоисиого издания. Вот и сейчас нами получены очередные тома собраний со­ чинений Гончарова, Пушки­ на, Чехова, Суркова, Ручьеша, Тсккерея.„ Книги есть, а под­ писчиков что-то не видно. Д а­ же не спешат получать пос­ ледние тома, выдаваемые по квитанции в счет задатка, —• Большой Советской Энцикло­ педии. И невольно задумываешься, а все ли подписчики—истинные книголюбы? Е. ЗЕЛЕНАЯ, старший продавец Липецкого книжного магазина № 8 . ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ В выставочном зале Липец­ ка открылась очередная эк­ спозиция, Она знакомит по­ сетителей с творчеством мо­ лодых художников области. Двадцать пять авторов по­ лучили право представить на выставке свои лучшие произ­ ведения. Основная тематика работ — Липецкий край и его люди. Многие из них посвя­ щены рассказу о молодых современниках — строителях, рабочих, сельских тружени­ ках. ЮБИЛЕЮ СОВЕТСКОГО КИНО Юбилею советского кино — его 60-летию — посвящают елецкие кинофикаторы фести­ вали лучших фильмов. В кино­ театре «Россия» зрители смо­ гут в августе познакомиться с лентами режиссеров, осно­ вателей советского кино — С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, Работники ки­ нотеатра «Ударник», учиты­ вая, что нынешний год — Международный год ребенка, организовали фестиваль «Оте­ чественные киностудии — де­ тям». А в кинотеатре «Про­ жектор» в эти дни зрители имеют возможность посмот­ реть лучшие фильмы студии «Ленфильм». Лекторы город­ ского общества «Знание» В Костроме на проспекте Мира живет гвардии полков­ ник в отставке. Кузьма Пет- 1 рович Чалый, Он пенсионер, I но работает — возглавляет 1 штаб гражданской обороны одного из предприятий, актив­ но участвует в общественной жизни города, В прошлом же — штурман 36-го гвардей­ ского бомбардировочного ор­ денов Суворова и Кутузова Берлинского авиационного полка. В этом авиаполку было воспитано двенадцать Героев Советского Союза, а один воин, стал кавалером ордена Славы всех трех степеней. Начав войну стрелком-бои- бардиром, Кузьма Петрович вскоре стал штурманом эскад­ рильи, а в 1943-ем —■ штур­ маном полка. За годы Вели­ кой Отечественной войны он совершил 148 успешных бое­ вых вылетав. Расскажу о не­ которых из них. В ноябре 1941-го экипажи Героя Советского Союза ставшего лейтенанта И. В, Стружкина и старшего лей­ тенанта Е. П. Горба, где штурманом был лейтенант К. Г1. Чалый, получили зада­ ние нанести бомбовой удзр по большой автоколонне про­ тивника на шоссе Новгород — Чудово. Погода была отвра­ тительной, Сильный снегопад перед началом сеансов — проводят кинообзоры, беседы об актерах, творчестве отдель­ ных режиссеров, истории ки­ но. Большой «Вечер кино» со­ стоялся в городском парке. С успехом прошла зритель­ ская киновикторина «Искус­ ство, рожденное Октябрем», ЧЕСТВУЮТ ВЕТЕРАНОВ 35 лет проработала на сви­ новодческой ферме совхоза «Талицкий» Елецкого района Анна Александровна Дулова. ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ жизни Ударник коммунистического труда, она всегда пользова­ лась в коллективе большим уважением. Всю жизнь отдала сельском работе и Антонина Алексеев­ на Чурляева. Она многие го­ ды была свекловичницей, а последние десять лет труди­ лась на животноводческой ферме, всегда была в числе передовиков. Недавно, когда обеим жен­ щинам пришел срок уходить на пенсию, в совхозе решили отметить это событие торже­ ственно, празднично. Вечер чествования ветеранов труда затруднял полет, но летчики нашли цель и зажгли 14 ав­ томашин. В тот же ден% со­ стоялся второй вылет. В де­ ревне Песочйая северо-восточ­ нее Новгорода была обнару­ жена большая автоколонна врага. При исключительно плохой видимости из-за сне­ гопада летчики вели машины бреющим полетом, прицельно отбомбились и, сделав круг, засняли на фотопленку объя­ тые пламенем машины, в ко­ торых фашисты пытались до­ ставить своим войскам бен­ зин, продовольствие, боепри­ пасы, А это было в конце апреля 1944 года. На Проскуровском аэродроме находилось более трехсот самолетов противни­ ка, из них половина — ист­ ребителей. Аэродром и же­ лезнодорожная станция уси­ ленно защищались зенитной артиллерией, Полк получил приказ всем составом нанести удар но аэродрому. Самолеты Пе-2 взяли курс на Жмеринку, Каменец-По­ дольск. Пройдя 15—17 кило­ метров за линией фронта, сде­ лали раз>ворэт на Проскуро- во. Сплошная облачность. Выйдя на нижнюю ее кром­ ку, начали бомбить. Правое звено несколько уклонилось от основной группы, нанесло состоялся в клубе Ивановско­ го отделения. Директор сов­ хоза Н. А. Погорев, предста­ вители парткома и рабочкома, товарищи по работе поблаго­ дарили А. А. Дулову и А. А. Чурляеву за долголетний и добросовестный труд, поже­ лали им здоровья, счастья. Им вручили медали «Ветерам тру­ да», памятные подарки. В их честь коллектив район­ ного Дома культуры дал ин­ тересный концерт. КОНКУРС СТУДЕНЧЕСКИХ АГИТБРИГАД В Тербунском районном До­ ме культуры состоялся зо­ нальный конкурс агитбригад студенческих строительных отрядов. В нем приняли уча­ стие четыре коллектива из Воловского, Задонского и Тер- бунского районов. Хорошо потрудились сту­ денты нынешним летом в колхозах и совхозах. Но не только работали юноши и де­ вушки. Они выступали перед сельчанами с лекциями, кон­ цертами. Каждый отряд имел и свою агитбригаду. На конкурсе студенты по­ казали интересные програм­ мы, но лучшим было признано выступление агитбригады сту­ денческого отряда Липецкого политехнического института «Спектр». удар по железнодорожной станции, на которой стояли эшелоны немце® с техникой, живой силой и боепрцпасамн, После этой операции раз­ ведка доложила, что ''уничто­ жено |18 самолетов и много повреждено, разбита взлетная полоса, уничтожено и по­ вреждено также много тан­ ков, самоходок. Таких эпизодов за время сражений с немецкими захват­ чиками было много. Окончилась Великая Отече­ ственная война. На груди штурмана сияли три ордена Красного Знамени, Отечест­ венной войны, Красной Звез­ ды, медали. В 1945 году в числе особо отличившихся воинов Кузьма Петрович по­ ехал в Москву на парад По­ беды. После демобилизации из Вооруженных Сил бывший штурман полка работал председателем Липецкого об­ ластного совета ДОСААФ, а затем переехал в Кострому, В Липецке ои часто бывает и сейчас. Здесь у него много друзей и соратников по сов­ местной работе. М. МАТВЕЕВ, член совета ветеранов 36-го гвардейского авиаполка. А ПОД ПИСЧИК ОВ ЧТО-ТО НЕ ВИ Д Н О - 7 9 августа —День Воздушного Флота СССР ШТУРМАН ПОЛКА ЧТ О ОСТАЕТСЯ НА ЗЕМ Л Е Так что же остается? Как потечет эта жизнь без тебя? Изменится ли в ней что-либо с твоим уходом? Вот ведь каким вопросом задается некий Терентий По­ лынков, Тереша, как'называют его односельчане. Правда, недосуг ему, да и непривычно, словесный „ответ искать. Он не из тех, кто умеет громоздить сложные и модные рассуждения о цели бытия, человеческом предна­ значении. Одолев «смутное л. волнение», которое подсту- ''пает в утренний час, при вос­ ходе солнца, когда «ему ка­ жется, что случилось что-то важное, чему он, Тереша, был свидетелем, даже больше —■ участником», он привычно бросает: «Чего зря гута- рить...». И берется за дело, А дело у него нелегкое и, по нынешним временам, — ред­ кое. Дужник он. Дуги ладит. Не всякому ремесло такое по душе, но Тереша его мало сказать — любит, он им гор­ дится. Трудится азартно, страстно, одухотворяя тяж­ кую, на посторонний взгляд, •— нетворческую работу, воз- ,.._у вышая ее до творчества... Герои этой книги «Чистые ключи» (издательство «Совре­ менник», 1979) умеют рабо­ тать. А ее автор, молодой ли­ пецкий литератор Александр Владимиров, умеет с примет­ ливой точностью, очень пла­ стично, увлекательно пере­ дать одновременно и буднич­ ность, и значительность июль­ ского сенокоса или не менее жаркой страды кузнеца, поч­ ти богатырских трудов того же Тереши Полывкова или работы летчиков, для которых романтика риска стала дело­ вой прозой каждого дня. Причем, все это не только колоритные зарисовки «для атмосферы». Чаше всего сце- Т / ны эти насыщены драматиз­ мом, о т закономерно оказы­ ваются и эмоциональными, и смысловыми пиками повество­ вания. Взять, к примеру, ко­ совицу ржи в рассказе «Год­ ки». Дело происходит в пер­ вые дии или недели войны. Прямо в поле приносят Ва­ силию и Степану весть о том, что их призывают в армию. Но вместо того, чтобы по­ спешить домой, побыть пос­ ледние часы с близкими, они еще ожесточеннее берутся за косы. Точно хотят на всю войну надышаться полевым зноем родных мест, пропи­ таться запахами нивы. Еще раз испытать силы свои пе­ ред тем страшным, неизбеж­ ным, требующим нечеловече­ ского напряжения, что им предстоит... А в повести «Чистые клю­ чи», давшей название сборни­ ку, есть прямо противополож­ ный по сути эпизод — в куз­ нице. Закончил ее хозяин вой­ ну, вернулся искалеченный, безногий. Трудно ему теперь у наковальни, да только исто­ сковался он по мирному сво­ ему делу, а потом не хочет и не может бросить его... Есть особый смысл, естест­ венная логика в том, что и горестные, и радостные ми­ нуты переживают эти люди среди обычных занятий и за­ бот. Труд для них — главное оправдание, стержень жизни... И разделяя это представление своих героев, автор откровен­ но любуется ими, не считая,, нужным скрывать, кому от­ дает он симпатии. А. Влади- ’ миров вообще добр к тем, о ком пишет. Он не судья им. Редко уловим мы в его инто­ нации холодок, насторожен­ ную отстраненность, почти не­ приязнь. Один из таких ред­ ких случаев — рассказ «Ут­ ренний разговор», В нем идет речь о человеке, не нашедшем своего места среда людей, точнее —• занявшем чужое, безразличное н ненужное ему место** Вот от таких, действитель­ но, вряд ли что останется на земле. Вряд ли что пе'реме- нитея, опустеет, когда они уй- ДУТ~. Похоже, А, Владимиров и хотел бы ему посочувствовать, да не может* Вглядывается в него пристально, в мысли его проникает, но без теплоты, как бы по необходимости, с недоумением и досадой: кто же ты есть, какой ты, проме­ нявший истинную жизнь на прозябание, ни разу так не испытавший вдохновения и взлета души? Но я продолжу о Терентии Польгнкове и близких ему ге­ роях книги. Никто из них не склонен упорно ломать голо­ ву над «вечными вопросами». Заведи с ними разговор об этом, и каждый, пожалуй, от­ ветит на манер Тереши: «Че­ го зря гутарить?..» И правда: ведь они-то давно уже и проч­ но усвоили, что обыденная их жизнь, погруженная в заботы о хлебе насущном, с надеж­ ным ощущением связи всех со всеми, — с соседями, близки­ ми и дальними, с землей, ре­ кой, лесом, рассветами и за­ катами, — и есть настоящая, правильная жизнь, Честная и человечная. В ней самой за­ ключены ответы на вопросы о смысле ее, цели, назначении— И делают ее такой, прежде всего, две вещи: труд — об этом я уже говорил. — и доб­ рота. Взаимная отзывчивая готовность прийти на помощь, облегчить чужую ношу. Доб­ рота в «Чистых ключах» тол­ куется как вечный и непре­ ложный закон человеческо­ го общежития. На многих страницах дают­ ся разнообразнейшие ситуа­ ции, в которых человек помо­ гает человеку, В «Годках» ослепший старик — один ив тех варяей, что в я е д н » ж день перед уходом на фронт косил рожь, г—• находит опо­ ру в товарище, с которым всю жизнь рядом прожал, через войну плечом к плечу прошел— В «Марье» одинокая, жес­ токо обделенная сч_астьем ста­ рая женщина не только не замыкается в себе, но стре­ мится к общению с теми, кто моложе. Заходит к солдат­ ским вдовам, беседует с ними долгими зимними вечерами. «С приходом Марьи, — сви­ детельствует автор, — у жен­ щин делалось как-то уютнее, спокойнее на душе». Доброта, чуткость сердеч­ ная обьемлют все, Они не мо­ гут обойти человека, они не­ пременно должны найти его, согреть. Мысль эта в книге звучиточень отчетливо. Вспомним хотя бы рассказ «Будет светло—», переберем, наконец, в памяти события повести. « Чистые ключи» — цент­ ральная вещь в сборнике, И не только по объему Глав­ ное — в ней тема соединенно­ сти добротой получае* наи­ более развернутое, в какой-то мере —. итоговое решение. Повесть эта — о военном детстве. О том, как живут н растут в русском селе посреди народной беды, великих испы­ таний мальчишки, Те, чья взрослая зрелость наступит уже после Победы, Какими они станут? Какова атмосфера, в которой форми­ руются их характеры? Об этом н размышляет автор, построивший повесть как цепь небольших новелл, спа­ янных общим, все усиливаю­ щимся к концу мотивом ду­ ховного повзрослення. А взрослеть, в первую очередь, означает усваивать уроки добра. Мы видим мальчише­ ская задиристость, подчас да­ же — жестокость постепенно устую&юг место осознанному КНИГИ ЛИПЕЦКИХ АВТОРОВ желания» помочь, защитить слабого, выручить из беды, Мы понимаем — процесс этот естествен: несмотря на все, вопреки войне, мир, окру­ жающий ребят, добр и чело­ вечен, Не ожесточились люди, не очерствели сердца, напро­ тив: богатство их раскрывает­ ся в трудное время с новой полнотой. От того-то ненавяз­ чивые уроки — деликатной ли учительницы Елены Пет­ ровны, грубоватой ли, боевой и насмешливой Дусяки Ка­ лининой, безымянного сол­ дата, конвоирующего плен­ ных, — так запоминаются ре­ бятам, навсегда остаются в их душах— Произведения А. Владими­ рова лиричны. Он всего силь­ нее там, где меньше заботит­ ся о сюжетном напряжении, событийной увлекательности, \ Для него рассказать исто­ рию, значит понять, объяснить характер человеческий. Он и идет часто за судьбой героя, превращая рассказ в жизне­ описание. Причем, увлекают его люди цельные, ясные, до­ стойно и мужественно живу­ щие. Скажем, герои тех же «Годков» — рассказ этот с «Последним дужником», «Ба­ бушкиной сиренью», «В лесу и в поле» •— принадлежит к лучшим в сборнике- Не всегда, правда, прозаи­ ку удается уйти от „соблазна чисто событийной «завлека­ тельности», и тогда в строе рассказа начинает ощущаться нарочитость, сделанность, ли­ тературность. К счастью, та­ ких рассказов в сборнике ма­ ло. Итак, дебют. И дебют не ученически робкий, а вполне уверенный, профессиональ­ ный, Первая встреча, которая заставляет ожидать с интере­ сом новых книг Александра Владимирова. И. НЕВЕРОВ, Г о с ть в о с к р е с н о й с т р а н и ц ы П О Э З И Я Т В О Р Ч Е С Т В А Черной тенью, стремительно, легко вошел в зал, перепол­ ненный зрителями, мистер Икс. Мистически бесплотен, стоял он между рядами в темноте и смотрел на освещенную сцену. Два «я», два человека как бы жили в нем: один тянулся к сцене, жил тем, что там про­ исходило; другой словно удер­ живал его, бедного артиста цирка, остерегал от мира рос­ коши, фальши, лжи высшего света, И эта раздвоенность, сумятица чувств, охвативших его, уже была понятна зрите­ лям, — хотя актер не произ­ нес еще ни слова— Преодолецке пространства между зрителем и актером было и продолжает быть ос­ новной проблемой творчества артиста Харьковского театра музыкальной комедии, лауреа­ та республиканского конкурса вокалистов Валерия Бол­ конского. Он не столько ви­ дит, сколько чувствует всем своим существом понимание, сопереживание зрительного зала— В гримерной я встретилась с В. Болконским. Он собирался уходить. В его руках был ог­ ромный букет цветов. Широкая обаятельная улыбка, откры­ тое, доброе лицо, И не вери­ лось, что это тот самый таин­ ственный герой «Принцессы цирка» И* Кальмана, Оказа­ лось, Валерий — один из мо­ лодых актеров театра, актер с богатой творческой биографи­ ей. Когда-то однокурсники, вы­ пускники Харьковской консер­ ватории, теперь ведущие соли­ сты Харьковского театра музкомедии, заслуженная ар­ тистка УССР Валентина Пар- челли и Валерий Болконский во многих спектаклях являют­ ся партнерами. Валентина, сразу после окончания вуза стала работать здесь, в муэ- комедии. У Валерия более пе­ страя творческая биография: человек поиска, ои испытывал свои силы на многих сценах: Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Ново­ сибирский оперный, оперная студия Харьковской консерва­ тории, где он исполнял опер­ ные партии Артура в «Оводе», Рощина в «Хождении по му­ кам» А. Спадавеккиа, Рудоль­ фа в «Богеме» Д* Пучинни. И, наконец, свой театр, своя сце­ на. Валерий *— человек твердых, творческих убеждений. Обре­ тение себя на сцене Харьков­ ского театра музыкальной ко­ медии обусловлено тщательно продуманной, д еся ти раз пе- реосознанной трорчедкон плат­ формой. На сцене музкомедии он нашел три важных единст­ ва: вокал, пластику, драму —• то, чему учился многие годы •у разных учителей. В. Болконский мог бы счи­ таться человеком легкой уда­ чи, если бы не (шло известно близким, какой Ценой достает­ ся его успех. Блестящая пер­ спектива со школьной парты. Он мог стать хорошим ме­ таллургом, мог стать инжене­ ром, журналистом... Судьба открыла ему глаза на самого себя. Среди многих вариантов был избран единственный — сцена. Девятиадцатилетним участ­ ником хоровой капеллы, сту­ дентом горнометаллургиче- ского института г. Орджони­ кидзе В. Болконским, заинте­ ресовался присутствовавший на концерте Вано Ильич Му­ радели. Побеседовал с Вале­ рием. Пригласил в Москву, И Валерий расстался с родным городом, родителями, друзья­ ми. Москва учила Валерия петь, быть актером. В коллективе Харьков­ ского театра вряд ли можно отыскать более веселого, жиз­ нерадостного, общительного, человека, хорошего товарища, чем Валерий. Но главным, что определяет характер ак­ тера, являются его роли, Я пыталась понять, как, нз пего ленится гордый, благо­ родный, величественный Рад­ жами из «Баядеры» И. Каль­ мана, ироничный, поэтичный, страдающий Парис из «Прек­ расной Елены» Ж. Оффенба­ ха, герой драматический, глу­ бокий — Михаил Яровой, из героико-романтического спек­ такля «Товарищ Любовь» В. Ильина. Чудо тайн сотворя­ ется трудом. Каждая роль до­ стается дорого: к ней актер долго готовится, мучительно переживает каждый фрагмент роли. Два-три часа большой исповеди, отчета перед зрите­ лем — и пустота-. Да, такая пустота, как-будто в послед­ ний раз сыграл н оудал все, что знал, чем обладал, что мог* Сцена Московского академи­ ческого музыкального, театра им, Станиславского и Немировича-Данченко была первой театральной школой для Валерия, Хорошая школа* Параллельно он занимался в студии Центрального детско­ го театра под руководством народной артистки СССР Ма­ рии Иосшовны Кнебель, Тог­ да, на сиене Московского му­ зыкального театра, ему дове­ ряли играть роль лишь оруже­ носца у Париса в «Прекрас­ ной Елене», теперь же, годы спустя, он играет в спектаклях главные роли. Поэтический склад души как необходимое свойство актера, достается не каждому, Вале­ рию оно помогает не только по-особенному вникать в роль, но и оценивать спектакль в целом, И поэтому, видимо, с таким вдохновением он отзы­ вается о новой постановке те­ атра — «Баядере» И, Кальма­ на, где насыщенный, напол­ ненный чувствами текст. Сыграно двадцать ведущих ролей на сцене театра муз- комедии, десять — на сцене оперного, И с каждой новой ролью — все будто в первый раз. Большая любовь к музыке, начавшаяся в школе с неза­ тейливого «Марша нахимов­ цев», воспитывалась и воспи­ тывается мудрым учителем, преподавателем Харьковской консерватории, кандидатом искусствоведческих наук Еле­ ной Павловной Петровой. Любовь и мастерство. Голос В. Болконского — лирико- драматический тенор, яркого тембра, звучный. Театром не замыкается ду­ ховный мир актера. Музыка — это нечто большее, чем те­ атр. В. Болконский часто вы­ ступает с сольными концерта­ ми, исполняя любимые произ­ ведения: «Отрывок из А. Мюс­ се» С. Рахманинова, «День ли царит...» П. Чайковского на слова А. Апухтина, «Подъ­ езжая под Ижоры» А. Свири­ дова на слова А. Пушкина. В. Болконский участвует в передачах на телевидении, где недавно исполнял сцену из оперетты «Барышня-кре­ стьянка» по мотивам одно­ именной повести А. Пушкина, оперетты, в которой около пя­ ти лет назад дебютировал на сцене Харьковского театра музкомедни. - «Благословен н год, и день, **г час., и та пора, и время, и мгновенье, и тот прекрасный Край, и то селенье, где был я ИШ? в полон двух милых '■глаз», — звучат со сцены про- ' ‘никновенные строки из соне­ тов Петрарки. В них излива­ ется высокая, поэтическая ду­ ша античного героя Париса в «Прекрасной Елене» Ж. Оф­ фенбаха. Этими словами мож­ но я подытожить творческий путь Валерия Болконского* Л. СИМАКОВА. 11111111111111 Ш и 111 П т 11111111 НН 1 иШ 1111 т 1111 т 11111111 Ш 1111 Ш 1 т Л Ш 1111 Ш 11111 Ш 1 Ш 1 т Ш 1 и 11 т Педагогический институт. Рис, Р, Ломоносова. СМОТРИТЕЛЬ ПТИЧЬИХ ГНЕЗД Если бы в городах сущест­ вовала такая должность — «смотритель птичьих гнезд», то в Майкопе ее непременно занял бы В. С, Творогов, Вот уже десять лет свободное вре­ мя он отдает' необычному ув­ лечению •— коллекционирова­ нию... птичьих гнезд. Нет, он не уносит их домой — его коллекция разбросана по всему городу. Изо дня в день обходив он улицу за улицей и, если в городе появится перна­ тый новосел, заметит его пер­ вым. Свои ежедневные обходы построит так, чтобы навестить залетную птаху — узнает, как ей живется на новом месте, какие заботы ее одолевают. Два года назад он предска­ зал, что в Майкопе приживут­ ся грачи. Тогда ему мало кто верил. А теперь в городском парке живет около семидесяти грачиных семейств. Каждого нового знакомого Василий Семенович непремен­ но поведет в экскурсию по го­ роду, покажет, где живут трясогузки, горихвостки, зяб­ лики, расскажет, как им мож­ но помочь в трудные времена. РЕСТАВРАТОРЫ В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ Седой Казанский кремль принимает первозданный вид: завершена реставрация его древнейшей ча^тя ■—пашой я И Н В И Н и н т е р е с н о д л я в е е к — ■ восточной стен и башен* Этот памятник русской ар­ хитектуры середины XVI века возведен, как гласит летопись, «по подобию Московского» под руководством зодчих Постни­ ка Яковлева и Ивана Ширяя* Кремль сооружен на холме, на месте деревянной крепости, сгоревшей во время войн* Вы­ сокие башни с проездными во­ ротами, центральной из кото­ рых является Спасская, и крепостные стены из белого известняка составляют строй­ ный многогранник. Специалисты и рабочие Та­ тарской научно-реставрацион­ ной мастерской сумели вос­ создать изящество линий древ­ них мастеров. С башен и стен снята штукатурка, наложен­ ная в ходе различных пере­ строек прошлых веков и ис­ кажавшая первоначальную архитектуру кремля. Во мно­ гих местах пришлось восста­ навливать каменную кладку* Для реставрация известковые камня выпиливали в тех же карьерах, что были откры­ ты первостроителями на бере­ гу Волги. По историческим рисункам и гравюрам воссоз­ даны деревянные шатры до­ зорных башен. Внушительный вид имеют восточные стены Кремля — толщина их более трех метров. По расположенному на их верху боевому ходу воины перевозили пушки, а в глубо­ ких нишах хранили боеприпа­ сы. Реставраторы заново ело- , жили боевой ход. Кладка ве­ лась, как и в старину, специ­ ально обожженными кирпича­ ми, «елочкой»* Восстановлена и деревянная кровля, защи­ щавшая стрельцов от паляще­ го солнца и ливней. Сейчас реставраторы Тата­ рии приступают к восстанов­ лению северных стен и башен древнего кремля. КОММЕРЦИЯ КАМЕННОГО ВЕКА Коренные жители Запо­ лярья вели торговлю с сосед­ ними племенами еще три ты­ сячи лет нйзад. Такой вывод сделали ученые Ленинградско­ го отделения института архе­ ологии Академии наук СССР в результате раскопок, проведен­ ных нынешним летом на Коль­ ском полуострове. Найдены многочисленные предметы, слу­ жившие в те времена деньга­ ми, — изделия из янтаря, на­ конечники стрел из кремния. (Корр. ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz