Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

12 августа 1979 г., № 186 '(13 483У Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Г о с т ь в о с к р е с н о й с т р а н и ц ы К А К М О Ж Н О Ж И Т Ь Б Е З П Е С Н И ? Сам Виктор Долгих считает, что ему повезло в жизни: есть интересная работа м любимое увлечение. На заводе он руководит техническим бюро. ▲ так как в цехах постоян­ но внедряются новинки, реконструируются агрегаты, авто­ матика наступает широким фронтом, то и простор для творчества практически неограничен.. И на счету молодого инженера немало рационализаторских предложений, ориги­ нальных конструкторских решений, заслуживших высокую оценку специалистов. Но есть у Виктора и другая страсть — музыка. Он руко­ водит вокально-инструментальным ансамблем «Орфей». И здесь специалисты дают высокую оценку его творчеству. Бывают люди, которые не мыслят свою жизнь без горения, которые в любую работу приносят элементы творчества, поиска. К таким, очевидно, и относится Виктор Долгих. Мы беседуем с «мм о его увлечении музыкой. н У, конечно, сейчас скажешь, что ин­ тересовался ею с раВиего детства? — спра­ шиваю я полушутливо. — Угадал, Родился я в се­ ле Большой Хомуден. С дет­ ства слышал песня, которые наполняли мои мать, отец, односельчане, В пять лет дядя подарил мяе игрушечную гар­ мошку, Как утверждали взрослые, я извлекал из нее какие-то «членораздельные» звуки. Когда пошел в школу, то родители купили мне на­ стоящую гармонь. Она н ста­ ла первым музыкальным ин­ струментом в моей жизни. Ну, а потом семья переехала в Липецк, н я записался в ансамбль неси* и пляски До­ ма пионеров. Стал учиться играть на баяне и домре, по­ стигать азы музыкальной гра­ моты. В шестом классе впер­ вые взял в руки гитару, и с того времени она стала моим любимым инструментом, Решили мы с ребятами ор~ шнзовать в сороковой школе свой ансамбль, репетировали после занятий часов по пять. Мы, конечно, были довольны, только школьный сторож по­ стоянно ворчал. Постепенно сыгрались, «за­ звучали», начали выступать на школьных вечерах. Вот так и начинался ансамбль «Ор­ фей». — Ваш ансамбль — лау­ реат многих конкурсов совре­ менной эстрадной песни. Как удалось добиться такой попу­ лярности? — Главный конкурс для вас а « ^'ггани; был во Дворце культуры ме­ таллургов, когда там решили организовать вокально-инстру­ ментальный ансамбль Кол­ лективов, которые были бы не прочь принять патронаж Дворца культуры, было не­ сколько, Мы представили на суд жюри программу с песня­ ми советских композиторов, с первыми своими произведе­ ния миг и победили. Потом я учился в политех­ ническом институте. Тут уж музыкой пришлось заняться всерьез, Работать приходилось много: мы готовились участво­ вать во Всесоюзном фестива­ ле самодеятельного творче­ ства, посвященного 50-летию образования СССР, Мы стали лауреатами фестиваля. Потом «Орфею» выпала честь участ­ вовать в телевизионных кон­ курсах «Молодые голоса», ко­ торые состоялись в Киеве и в Тбилиси. В 1975 году мы, можно сказать, вышли с твор­ ческим отчетом на ударные комсомольские стройки Уд­ муртии. Совпало так, что в Ижевске в это время прово­ дился Праздник песни, н мы приняли в нем: участие.' Ну, а после института надел я солдатскую шинель. Приш­ лось на время расстаться с ребятами. Но с музыкой не •расстался. В армии руководил ансамблем «Лотос», Написал песню на стихи Федора Лаубе «Нежность», посвященную солдатской службе. За эту песню я был награжден дип­ ломом первой степени, а наш ансамбль стал лауреатом. Наверное, в армии я по- цастоящему повял, что такое музыка для людей. Особенно, когда приходилось выступать на учениях. После службы вновь встре­ тился со своими друзьями. «Орфей» уже успел побывать за рубежом за это время. Но главная его аудитория и са­ мый благодарный слушатель — юноши и девушки ударных строек пятилетки. Побивали мы у строителей БАМа, в Не­ черноземье, Узбекистане, Ке­ меровской области. В прош­ лом году меня наградили па­ мятным знаком ЦК ВЛКСМ за пропаганду комсомольской песни. — Ребята в ансамбле а ос­ новном заводские. Ветеран Юрий Пономарев работает в ремонтном цехе сталеплавиль­ ного оборудования, Сергей Букреев в автафанснорт- ыом цехе, а Александр Бирю­ ков — в кислородном произ­ водстве, Виктор Галйпгер ак- • комнанирует в детской спор­ тивной школе. Солистки Оль­ га Сухинченко преподает в детской музыкальной школе, а 1 амара Пономарева — работ­ ница ДК Ш1МЗ, Вот наш «Орфей» в полном составе. Репертуар ансамбля самый разнообразный: песни комсо­ мольские, лирические, народ­ ные и своего собственного со­ чинения, У меня, например, сейчас уже 20 своих песен. Очень сложно порой найти стихи по душе, чтобы поло­ жить их на музыку. Прихо­ дится проематривать массу оборников. Есть у меня ,песий на стихи Анатолия Харитоно­ ва, Михаила Дудина, К 60- легшо ВЛКСМ я написал слова и музыку песни «Ком­ сомол — всегда впереди». Интересуемся мы и народ­ ным творчеством, тгри этом стремимся- сохранить лицо песни, не исказить ее смысл, но в то же время придать ей современное звучание. Боль­ шой популярностью, напри­ мер, у зрителей пользуется песня «Угушка луговая», ко­ торую всегда тепло прини­ мают. — Твое отношение к клас­ сической музыке? — Именно серьезное увле­ чение эстрадой помогло мне стать поклонником музыки Чайковского, Баха, Шопена, Шуберта, Это огромный мир звуков, чувств, открытий. Стараюсь при возможности попасть на концерт классиче­ ской музыки, стал коллекцио­ нировать пластинки. Техника и музыка... Не ме­ шает ли одно другому? **—• Музыка —■ творчество, работа — тоже творчество. Человек расширяет, свой кругозор, повышает культуру, а это помогает ему в работе. Порой по делам производст­ ва приходится бывать в неко­ торых учреждениях, «утря­ сать» вопросы, и в большин­ стве случаев нахожу общий язык, потому что многие знают наш ансамбль. Но это, конечно, шутка, а если гово­ рить серьезно, то времени просто не хватает. Приходит­ ся жертвовать ради музыки. Ничего не поделаешь. Род­ ные мне сочувствуют, пони­ мают. Я вообще не понимаю, как можно жить без песни. Беседу вел В. ЯКУНИН. На снимке: В. П. Долгих. Фото А. Гирева- З А С Ч А С Т Ь Е Д Е Т Е Й «Пусть всегда будет солн­ це!» — девиз фотовыставки ТАСС, которая открылась на ВДНХ СССР, Экспозиция, по­ священная Международному году ребенка, развернута в павильоне «Советская культу­ ра», Представлено около 150 работ, запечатлевших счастли­ вую жизнь юного поколения нашей страны. Дети — единственный при­ вилегированный класс * СССР, В этом вновь убеж­ даешься, знакомясь с фото­ графиями. (Корр. ТАСС). Поэтическая рубрика ГРИБНЫЕ М Е Л О Д Н И Рано-рано, когда травы Все засветятся от рос. Приглашаем вас в дубравы, В .-рощи белые берез. Здесь озера иван-чая Пламенеют, нас встречая. Вяжут низко у земли Свои песенки шмели. Мы ороходим в царство сосен. Где под птичий свист и крик. Из-под мха глядится в просинь Гриб-полковник, боровик. А под ельником, чуть ниже, Отскочихой на тропу Выбегает смелый рыжик. Где один — ищи толпу^. Поспешаем утром рано На зеленые поляны. Тут невестятся вразбежку Щеголихи-сыроежки. Там, где липоньки кудрявые, У «их платьица — багряные, Где орешника кусты — Не багряны, а желты, Где березка и сосна —- У них шляпка — зелена. Сверху смуглый, снизу розовый, Подбоченясь, меж берез, Встал под солнцем подберезовик, Коренастый, как матрос. Видно, я не зря старался, Видно, я не лыком шит, Груздь-красавец мне попался, Словно мраморный стоит. Он несет глоток росы В бело-кремовой тарелке. Из него, наверно, белки Пьют в рассветные часы,- А. ВАСИЛЬЕВ. Х Р О Н И К А К У Л Ь Т У Р Н О Й Ж И З Н И ПО ПУТЕВКАМ ЦК ВЛКСМ Совсем недавно по путев­ кам ЦК ВЛКСМ, побывали на ударных комсомольских стройках Кемеровской я Ки­ ровской областей лучшие мо­ лодежные коллективы худо­ жественной самодеятельности нашей области — вокально- инструментальные ансамбли Дворца культуры ' НЛМЗ «Орфей» и Центрального уни­ вермага города Липецка, А теперь гостей встречают лип­ чане. С 15 августа на ударных стройках ■—• ЦХП Новолилец- кого металлургического заво­ да, Добринечого сахарного за­ вода, легкоатлетического ма­ нежа, перед бойцами студен­ ческих строительных отрядов, тружениками сел будут вы­ ступать комсомольско-моло­ дежные агитационно-художе­ ственные бригады Тамбовско­ го и Ворошиловоградского об­ комов ВЛКСМ, В течение не­ дели агитбригады дадут для липчан свыше двадцати кон­ цертов. ВЫСТАВКА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖНИКА В течение месяца во Двор­ це культуры профсоюзов го­ рода Липецка действовала персональная выставка само­ деятельного художника П, Ф. Дробышева. По профессии •он инженер, работает в бюро эстетики Липецкого трак­ торного завода. Но уже более 15 лет П. Ф. Дробышев с ув­ лечением в свободное время занимается графикой, живо­ писью. Его работы не раз от­ мечались дипломами на обла­ стных выставках. Персональная выставка обобщила творческую работу самодеятельного художника, В ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТАМ Областная научная библио- тиса систематически органи­ зует тематические выставки- просмотры книг для специа­ листов различных отраслей народного хозяйства. Еще две новых выставки начали работать в эти дни: в техническом отделе «Эффек­ тивность и производитель­ ность труда» и «Труд руко­ водителя; методы и стиль ра­ боты» и в сельскохозяйствен­ ном — «Передовая техноло­ гия уборки сахарной свеклы». Выставки дополняются со­ ответствующими обзорами книжных новинок, специаль­ ных периодических изданий. В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО БАРХАТНЫЙ ГОЛОС БАМБИРА Голос незнакомого музы­ кального инструмента прозву­ чал в концерте самодеятель­ ного ансамбля " Дворца куль­ туры .Орджоаикидзевского района Еревана. Он придал популярной старинной песне «Сари овин» необычное бар­ хатное звучание, о котором музыковеды и исследователи знали лишь по литературным: источникам. Еще в средние века историк Мовсес Хоренаци восхищался бархатным звуком бамбира так назывался старинный смычковый инструмент, не до­ живший до наших дней. По­ коления мастеров пытались возродить его. Известный ма­ стер В ,' Бунн даже сделал бамбир. Но седая древность, вступив в мир сегодняшний, еще глубже спрятала свою тайну. На первом же -телеви­ зионном концерте новый бам­ бир под теплом софцтов поте­ рял свое бархатное звучание: размякла кожа, которой был обтянут инструмент, И вот смастерить «неподат­ ливый» бамбир все-таки уда­ лось ученику Буни, руководи­ телю народного ансамбля Мартину Хачатряну. Страст­ ный пропагандист н знаток народного творчества, он соз­ дал своеобразный центр воз­ рождения старинных музы­ кальных инструментов, в ко­ тором объединены студенты училища и музыканты-энтузи­ асты народного творчества, ГОД ИЗДАНИЯ — 1715 «Буквар языка словенско­ го». Эту редкую книгу, отпе­ чатанную на кириллице в 1715 году, обнаружили сотрудники Львовской научной библиоте­ ки Академии наук УССР, До сего времени считалось, что весь тираж книги ' «зачитан» многочисленными учениками и до наших дней не дошел ни один экземпляр. Легендарный буиварь пред­ ставляет из себя небольшой томик карманного формата с гравюрой и орнаментами и содержит старославянский алфавит, отдельные слоги и тексты'для чтения. Г. МАЦЕНКО, корр. ТАСС Львов. -'жгёЕ8М&к: •-.-г «ВТ ОР АЯ СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ» Гастроли Харьковского театра музыкальной комедии Каменный лог. Р ис , Р. Ломоносова. Не случайно творческий коллектив Харьковского театра музыкальной комедии открыл свои гастроли на липецкой земле спектаклем «Вторая свадьба, в Малиновке» — му­ зыкальной комедии по моти­ вам Л. Юхвида «Свадьба в Малиновке» (режиссер-поста­ новщик А. Самохлеб). Во-первых, харьковчане первые осуществили его по­ становку на своей сцене, а затем уже он шагнул на под­ мостки других театров страны. Во-вторых, спектакль в репер­ туаре коллектива — более семи лет, что говорит о его стабильном: успехе у зрителей, И самое главное — музы­ кальная комедия, сюжет кото­ рой основан на событиях, про­ исходящих на украинской зем­ ле в годы Великой Отечествен­ ной войны, несет -в себе важ­ ную героико-патриотическую тему. В открытии гастролей, посвященных большому празд­ нику — 325-летию воссоеди­ нения Украины с Россией, эта работа харьковчан стала, та­ ким образом, закономерной н оправданной. К тому же, важно добавить, в спектакле заняты актеры, как много лет играющие на сцене театра, так и молодые, недавно пришедшие в коллек­ тив, и поэтому уже первое знакомство с харьковчанами, нх творческими возможностя­ ми стало достаточно полным, Эта постановка позволяет сделать вывод о той, что к нам приехал интересный, много работающий, постоянно ищу­ щий, экспериментирующий творческий коллектив, который по праву заслуживает широ­ кого зрительского внимания и интереса. Давно уже отошли » прош­ лое представления, что зада­ ча театра музыкальной коме­ дии — только развлекать з р и - . теля. Современная оперетта, сохраняя привычные рамки жанра, все больше наполняет­ ся новым глубоким Содержа­ нием, радует зрителей интерес­ ным драматургическим мате­ риалом, жизненно полнокроэ* кыми характерами героев, но­ вой сценографией, режиссурой. Спектакль харьковчан «Вто­ рая свадьба в Малиновке» обладает рядом несомненных достоинств, как в режиссер­ ском решении темы, так и в плане исполнительского ма­ стерства актеров. Идейно­ смысловая тема в нем не дов­ леет, а органично сочетается с безудержно веселой комедий- иостью характеров персона­ жей, сюжетных линий, прису­ щих жанру. Художник 3. Лейзерук об­ разно решил оформление спек­ такля. Задник сцены, распи­ санный яркими подсолнухами, символизирующими мирную спокойную тишину Малиновки, по ходу действия перекрыва­ ется надвигающимся на зри­ тельный зал монолитным тя­ желым фасадом здания фаши­ стской комендатуры. Мрачные силуэты гитлеровцев, флаг со свастикой, контуры фасада в финале вновь исчезнут в глу­ бине сцены, открывая пейзаж освобожденного от фашистов села. И вновь засияют, будто живые человеческие лица, те же, обращенные к солнцу, подсолнухи, взмоют вверх красные флаги. Красный цвет — то огонек костра, то луч света, выхватывающий из тем­ ноты героев, то огромное раз­ вевающееся под ветром полот* нище, как символ разгоревше­ гося пожарища народного сопротивления—несет в спек­ такле своеобразную идейно­ смысловую нагрузку. Все это придает ему приподнятость, подчеркивает героико-патрио­ тическое настроение, которым одухотворены герои, В этой работе харьковчан немало исполнителей, пора­ довавших зрителей точностью и яркостью созданных обра­ зов. Вот Яков Александрович (заслуженный артист УССР Е. Холодов). Перед нахми —• человек с глубоким характе­ ром, ставший волею обстоя­ тельств командиром «бабьего гарнизона» на селе. Поведение героя Е. Холодова в любой сиене убедительно, психологи­ чески оправдано. Он и серье­ зен, деловит и лиричен. Он и балагур, за шуткой умею­ щий скрыть тонкую издевку над своим соперником—став- ,ленником фашистов, старостой Попандопуль. Он — всегда в центре событий, всегда —< вожак. Неординарен образ Попан- Лопуло ^ (заслуженный артист УССР В. Робертов). Навер­ ное, легче было бы показать этого отрицательного героя просто смешным, глуповатым, недалеким, жаждущим славы, совсем неважно какой, пусть и у фашистов. Но Поландоцу- ло в исполнении В, Робертова отнюдь _не только пустовато смешной. Актер ведет эту роль в остро ^гротесковом плане, и его герой, в конце концов, как бы изобличает сам себя, изде­ вается над ничтожеством тех кому он служит. Актер вместе с режиссером в отдельных сценах находит такие детали, которые придают тексту новые краски. Вот Попандопуло, на­ пример, в ретивом рвении ищет исчезнувший фашистский флаг и на мгновение застывает, ка­ рикатурно. изображая свасти­ ку. На Этот красноречивый жест актера, вдобавок еще и загримированного «под Гит­ лера», зрители дружно отвеча­ ют смехом. Не так, оказыва­ ется, глуп Попандопуло; сме­ шон, но н несчастен староста, которого никто в селе не счи­ тает больше человеком. Хорошо показали свои твор­ ческие способности молодые исполнители — В. Побережен, создавший образ бесстрашно­ го сельского парня Назара, В. Панкова (Софийка). Полно* кровный характер веселого и романтичного партизана Соле­ ного сумел показать в одной, собственно, небольшой сцене Н. Бутковский. Дружным смехом, подтверж­ дающем симпатии зрителей, зал неизменно встречал «пя­ терку» женщин Малиновки во главе с Комарихой (заслу­ женная артистка УССР Ле- вантовская — Силь). Каждым новым появлением они как бы разряжали драматичность со­ бытий, внося в спектакль за­ ряд оптимизма. И в целом спектакль полу­ чился веселым, какой и долж­ на быть музыкальная комедия, и вместе с тем в нем оптими­ стично прозвучала тема люб­ ви к своему украинскому род­ ному краю, тема патриотизма, верности народа, вставшего на защиту свободы и незави­ симости. Первая встреча ие разоча­ ровала липчан, любителей и ценителей оперетты, н дает все основания надеяться, что от августовских гатролей харь­ ковчан в Липецке можно ждать еще много интересного, Л. ДУБИНА. Б А Ш Н И У ВЕЧНЫХ СНЕГОВ л„ Музеем-заповедником Ака- Адемии наук Грузии объявлено сванское село Ушгули, распо­ ложенное в южных отрогах Кавказского хребта, на высоте 2200 метров над уровнем мо­ ря. Здесь, у линии вечных снегов, реставраторы восста­ новили ансамбль уникальных сооружений средневекового зодчества. Строгой красотой встречают гостей пятьдесят каменных ба­ шен, 8—10 веков стоящих на этой земле. Высота каждой — с пяти-шестиэтажный дом. В ансамбле семи храмов приме­ чательна церковь Ушгуль- ской богородицы с монумен­ тальными фресками и чекан­ ными иконами, украшенными драгоценными камнями. Время оказалось не властно над памятниками, созданными безвестными мастерами — у сооружения относительно хорошо сохранились. Но оно внесло коренные перемены в жизнь сванов. Рядом со ста­ рым Ушгули вырос новый сов­ ременный поселок.На сванских башнях, преграждавших не- хогда путь в Ушгули инозем­ ным захватчикам, поднялись ретрансляционные телевизи­ онные антенны. Древний Ушгули и поселок — повостройка включены . во всесоюзный туристский марш- ИТ*. 1 сж*рр. ТАСС), ИЗ БЛОКНОТА ЖУРНАЛИСТА Так ли живу? Крутой косогор сбегает в широкую балку и, будто споткнувшись о цепкие зарос­ ли вербы, калины и ежевики, останавливается у обвалив­ шейся криницы с замшелым топким берегом. Наверху, возле узкой тропки, густо усеянной подорожником, ва­ ляется ведерный чугун _ без дна, должно быть, венчавший когда-то деревенскую дымо­ ходную трубу. Это все, что осталось от Ивановки, кро­ хотного хуторка, ютившегося ка краю Усманского бора. По вечерам, когда над бал­ кой поднимается яркая авгу­ стовская луна, перепела баю­ кают сонные калины, примо­ стившись на месте старых ива­ новских дворов, где еще не­ сколько лет назад по весне прошелся острый лемех. Шофер Михаил Терехов, которого я знаю уже давно, нынче, в страдную уборочную пору, чаще обычного бывает в этих местах. Остановит свою машину на стерне и смотрит на зеленый островок с невы­ сокой деревянной оградой. Там похоронены его дед и отец. Дедовский порог, отчий дом... Кому же не дороги они? Тем и богаты люди, что ценят Р О Д Н О Е И Б Л И З К О Е и берегут родимое и близкое. Ивановны тоже не из тех, кто не помнит родства, И не горе- горькое случайно набрело на их хуторок, не злая судьба разбросала этих людей по све­ ту белому. В большинстве пе­ реселились они в соседнюю Круч-Байгору, село большое, веселое, где жить куда удоб- ‘ нес. Хоть и спорят сегодня многие литераторы, защищая трогательную поэзию мелких деревушек, где витает, дескать, исконно русский дух, а здра­ вый смысл и экономическая целесообразность берут верх. Спросил я Терехова: не жа­ леет ли он? ' — А чего жалеть, — улыб­ нулся он. — Вот самое житей­ ское: потребуется кусок мыла — пять верст пехом. Рыба ище, где глубже, человек — где лучше... Конечно, иногда вспомнится этот уголок, возь­ мет за душу. Он надолго задумался, ма­ шинально достал измятую пачку папирос. — Понимаешь, на дыбки здесь встал, дед и отец тут впервые учили меня добру. Теперь-то я знаю, что в этом вся суть, главный корень. Вот заедешь сюда, раздумаешься, да и спросишь себя: так ли живу? Мою родную деревеньку, где был сделан первый шаг во земле, тоже кто-то распахал. И я об этом нисколько не жа­ лею. Люди, что уехали оттуда, теперь нашли куда лучшие условия и в труде, и в быту. Но как только появляется возможность, обязательно за­ глядываю на бывшее свое гнездовье, где остался такой же зеленый островок, как возле исчезнувшей Ивановки. Раздугмаюсь и задаю себе тот же вопрос, что и Терехов. Это как бы отчет перед той зем­ лей, где родился. Ведь только адреса у нас разные, а у каж­ дого наверняка есть' свое свя­ тое место, бережно хранящее­ ся в сердце, где человек по- особому строго спрашивает себя; так ли живу? Наследник Поутру, когда трепетная тишина висит над солнечным полем, комбайнер усманского колхоза имени Калинина Иван Дмитриевич Зелепучин нето­ ропливо шагает лесной поло­ сой. ЛлцО его продублено солнцем, обветренное всеми степными .ветрами, крепкая, размашистая походка хозяина. Хлебороб. Но когда он садится за штурвал своего комбайна и окидывает мокрое с низкорос­ лым хлебом поле вниматель­ ным взглядом, мне на память приходят слова народного академика Т. С, Мальцева: «Представьте себе шахматную доску с множеством ч полей- клеток. За доской сидят двое — Природа и Человек. При этом белыми всегда играет природа,1за ней право первого хода: она определяет начало весны, жару, дожди,, замороз­ ки... Чтобы ь этих условиях не проиграть, человек должен правильно ответить на любой коварный ход природы. В его распоряжении, как и у всякого шахматиста, много различных ходов, но всякий раз нужно найти единственно правили-' ный». Иван Дмитриевич трогает машину. Точно учтена обста­ новка, безошибочно выбрана скорость. И тут я замечаю: сын его Иван, которого Зелепукин- старший взял штурвальным, любуется отцом. Не первую страду они вместе. Доволен Д митриевич. Любознательный Иван, жадный до техники. Зайдет на мостик и только успевай отвечать на вопросы, а это как устроено? . А тут как регулировать? А это?.. * , — К комбайну относится, — смеется отец, — как к живому. Когда рисовали на нем первую звездочку, сказал; «Он у нас, как солдат с орденом». Конечно, длинный августов­ ский путь от рассвета до зака­ та за штурвалом, когда и пы­ ли, и пота вдосталь, — не день, проведенный на пляже. Вечером морщится парнишка: побаливают руки, ноет спина. Но он знает: звезды на бунке­ рах рисуют не для красоты, как не дают ордена в качестве украшений. Хочется хоть на часок за­ глянуть в клуб, а отец дает ключи и масленку: — Подтяни, где нужно, смажь. Видишь, сынок, роса. Стало быть, к ведру. Завтра стоять не будем. Иван берег инструменты, и с независимым видом, как по­ ложено бывалому механизато­ ру, идет к машине. Паренек, сам того не ведая, получает от отиа самые полезные уроки, проходит большую науку хле­ боробского мастерства, позна­ ет цену хлеба. Мы с Иваном Дмитриевичем сидим на копне свежей соло­ мы, не спеша толкуем про житье-бытье, про дела колхоз­ ные. И когда речь заходит о нем, Иване, он будто не слы­ шит, продолжает деловито стучать ключами. А я вижу, слышит и радуется похвале. Прощаясь, Иван Дмитрие­ вич поднимается на ноги и, словно о чем-то совсем отвле­ ченном, говорит: — Должно быть, добрый механизатор из него получит­ ся. Выходит, по всем статьям наследник. Но как бы ни старался Зе- лепукин произнести эти слова равнодушно — не пристало хвастаться родным сыном— в голосе все равно звучала гор­ дость, Наверное, самая счаст­ ливая, Отцовская гордость. Возрожденная красота Далеко не на всех картах значилась скромница-речка Белый Колодезь. Ее и длина- то была всего километров пят­ надцать. А стояли на ней во­ дяные мельницы. По весне с треском ломался на омутах лед. И были здесь пескариные перекаты, донные родники, пенные водовороты. Мал>- чиш ки солдатиком прыгали с берега в воду. Был даже та­ кой широкий омут, что они прозвали его Тихий, подра­ зумевая, конечно, океан. Потом Белый Колодезь за­ чах, превратился в мелкий холодный ручеек. А в сырой пойме поднялись такие бурья­ ны, что ни пройти, ни про­ ехать. Сейчас с беспокойством и тревогой много пишут и го­ ворят о судьбе мелеющих, а иногда и просто высыхаю­ щих малых реках. Они не только хранители грунтовых вод, в нашем Черноземье они еще и особая) черта его непов­ торимой красоты. Может быть, совсем пропал бы Белый Колодезь, да в дали люди. В пойме теперь тихие дни блестит больше водяное зеркало, а в ветре* ные — вздымаются почти мео ровые волны. Окрестили вс доем Боринским морем, Дл села, стоявшего на небольшо речке, это и впрямь мор< Соседний колхоз имени Дзе; жинского орошает отсюда пс ля. Море работает на урожа) Но есть у него н моральна миссия. Появились карась, окуне» по берегам на своих длинны ХОДУЛЯХ брОДЯТ ЦаПЛИ, а Д 1 ких уток — количество и< сметное. На воде, будто ь пруду, где множество доман ней птицы, плавают перышк и пушинки. Людям ьсегд приятно, когда рядом с ним дичь чувствует себя авобещг Взрослые' приезжают сюда в отдых, но настоящие хозяев моря — мальчишки. Всмятр] ваешься в их веснушчатые' л: ца, полные восторга, и еа заражаешься нх бесконечны задором. Наверняка, этот синий пр< стор у многих из них пройде через весь праздник детств навсегда врежется в памят Красота не безучастна. Во: рождая или создавая ее, бр< саем такие семена в детск* души, которые потом прор; стут негасимой н страстнс любовью к отчему краю. М няется он год от гмяа, стан» вится все краше. А. ЗАМЯТИН-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz