Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
12 августа 1979 г., № 186 '(13 483У Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Г о с т ь в о с к р е с н о й с т р а н и ц ы К А К М О Ж Н О Ж И Т Ь Б Е З П Е С Н И ? Сам Виктор Долгих считает, что ему повезло в жизни: есть интересная работа м любимое увлечение. На заводе он руководит техническим бюро. ▲ так как в цехах постоян но внедряются новинки, реконструируются агрегаты, авто матика наступает широким фронтом, то и простор для творчества практически неограничен.. И на счету молодого инженера немало рационализаторских предложений, ориги нальных конструкторских решений, заслуживших высокую оценку специалистов. Но есть у Виктора и другая страсть — музыка. Он руко водит вокально-инструментальным ансамблем «Орфей». И здесь специалисты дают высокую оценку его творчеству. Бывают люди, которые не мыслят свою жизнь без горения, которые в любую работу приносят элементы творчества, поиска. К таким, очевидно, и относится Виктор Долгих. Мы беседуем с «мм о его увлечении музыкой. н У, конечно, сейчас скажешь, что ин тересовался ею с раВиего детства? — спра шиваю я полушутливо. — Угадал, Родился я в се ле Большой Хомуден. С дет ства слышал песня, которые наполняли мои мать, отец, односельчане, В пять лет дядя подарил мяе игрушечную гар мошку, Как утверждали взрослые, я извлекал из нее какие-то «членораздельные» звуки. Когда пошел в школу, то родители купили мне на стоящую гармонь. Она н ста ла первым музыкальным ин струментом в моей жизни. Ну, а потом семья переехала в Липецк, н я записался в ансамбль неси* и пляски До ма пионеров. Стал учиться играть на баяне и домре, по стигать азы музыкальной гра моты. В шестом классе впер вые взял в руки гитару, и с того времени она стала моим любимым инструментом, Решили мы с ребятами ор~ шнзовать в сороковой школе свой ансамбль, репетировали после занятий часов по пять. Мы, конечно, были довольны, только школьный сторож по стоянно ворчал. Постепенно сыгрались, «за звучали», начали выступать на школьных вечерах. Вот так и начинался ансамбль «Ор фей». — Ваш ансамбль — лау реат многих конкурсов совре менной эстрадной песни. Как удалось добиться такой попу лярности? — Главный конкурс для вас а « ^'ггани; был во Дворце культуры ме таллургов, когда там решили организовать вокально-инстру ментальный ансамбль Кол лективов, которые были бы не прочь принять патронаж Дворца культуры, было не сколько, Мы представили на суд жюри программу с песня ми советских композиторов, с первыми своими произведе ния миг и победили. Потом я учился в политех ническом институте. Тут уж музыкой пришлось заняться всерьез, Работать приходилось много: мы готовились участво вать во Всесоюзном фестива ле самодеятельного творче ства, посвященного 50-летию образования СССР, Мы стали лауреатами фестиваля. Потом «Орфею» выпала честь участ вовать в телевизионных кон курсах «Молодые голоса», ко торые состоялись в Киеве и в Тбилиси. В 1975 году мы, можно сказать, вышли с твор ческим отчетом на ударные комсомольские стройки Уд муртии. Совпало так, что в Ижевске в это время прово дился Праздник песни, н мы приняли в нем: участие.' Ну, а после института надел я солдатскую шинель. Приш лось на время расстаться с ребятами. Но с музыкой не •расстался. В армии руководил ансамблем «Лотос», Написал песню на стихи Федора Лаубе «Нежность», посвященную солдатской службе. За эту песню я был награжден дип ломом первой степени, а наш ансамбль стал лауреатом. Наверное, в армии я по- цастоящему повял, что такое музыка для людей. Особенно, когда приходилось выступать на учениях. После службы вновь встре тился со своими друзьями. «Орфей» уже успел побывать за рубежом за это время. Но главная его аудитория и са мый благодарный слушатель — юноши и девушки ударных строек пятилетки. Побивали мы у строителей БАМа, в Не черноземье, Узбекистане, Ке меровской области. В прош лом году меня наградили па мятным знаком ЦК ВЛКСМ за пропаганду комсомольской песни. — Ребята в ансамбле а ос новном заводские. Ветеран Юрий Пономарев работает в ремонтном цехе сталеплавиль ного оборудования, Сергей Букреев в автафанснорт- ыом цехе, а Александр Бирю ков — в кислородном произ водстве, Виктор Галйпгер ак- • комнанирует в детской спор тивной школе. Солистки Оль га Сухинченко преподает в детской музыкальной школе, а 1 амара Пономарева — работ ница ДК Ш1МЗ, Вот наш «Орфей» в полном составе. Репертуар ансамбля самый разнообразный: песни комсо мольские, лирические, народ ные и своего собственного со чинения, У меня, например, сейчас уже 20 своих песен. Очень сложно порой найти стихи по душе, чтобы поло жить их на музыку. Прихо дится проематривать массу оборников. Есть у меня ,песий на стихи Анатолия Харитоно ва, Михаила Дудина, К 60- легшо ВЛКСМ я написал слова и музыку песни «Ком сомол — всегда впереди». Интересуемся мы и народ ным творчеством, тгри этом стремимся- сохранить лицо песни, не исказить ее смысл, но в то же время придать ей современное звучание. Боль шой популярностью, напри мер, у зрителей пользуется песня «Угушка луговая», ко торую всегда тепло прини мают. — Твое отношение к клас сической музыке? — Именно серьезное увле чение эстрадой помогло мне стать поклонником музыки Чайковского, Баха, Шопена, Шуберта, Это огромный мир звуков, чувств, открытий. Стараюсь при возможности попасть на концерт классиче ской музыки, стал коллекцио нировать пластинки. Техника и музыка... Не ме шает ли одно другому? **—• Музыка —■ творчество, работа — тоже творчество. Человек расширяет, свой кругозор, повышает культуру, а это помогает ему в работе. Порой по делам производст ва приходится бывать в неко торых учреждениях, «утря сать» вопросы, и в большин стве случаев нахожу общий язык, потому что многие знают наш ансамбль. Но это, конечно, шутка, а если гово рить серьезно, то времени просто не хватает. Приходит ся жертвовать ради музыки. Ничего не поделаешь. Род ные мне сочувствуют, пони мают. Я вообще не понимаю, как можно жить без песни. Беседу вел В. ЯКУНИН. На снимке: В. П. Долгих. Фото А. Гирева- З А С Ч А С Т Ь Е Д Е Т Е Й «Пусть всегда будет солн це!» — девиз фотовыставки ТАСС, которая открылась на ВДНХ СССР, Экспозиция, по священная Международному году ребенка, развернута в павильоне «Советская культу ра», Представлено около 150 работ, запечатлевших счастли вую жизнь юного поколения нашей страны. Дети — единственный при вилегированный класс * СССР, В этом вновь убеж даешься, знакомясь с фото графиями. (Корр. ТАСС). Поэтическая рубрика ГРИБНЫЕ М Е Л О Д Н И Рано-рано, когда травы Все засветятся от рос. Приглашаем вас в дубравы, В .-рощи белые берез. Здесь озера иван-чая Пламенеют, нас встречая. Вяжут низко у земли Свои песенки шмели. Мы ороходим в царство сосен. Где под птичий свист и крик. Из-под мха глядится в просинь Гриб-полковник, боровик. А под ельником, чуть ниже, Отскочихой на тропу Выбегает смелый рыжик. Где один — ищи толпу^. Поспешаем утром рано На зеленые поляны. Тут невестятся вразбежку Щеголихи-сыроежки. Там, где липоньки кудрявые, У «их платьица — багряные, Где орешника кусты — Не багряны, а желты, Где березка и сосна —- У них шляпка — зелена. Сверху смуглый, снизу розовый, Подбоченясь, меж берез, Встал под солнцем подберезовик, Коренастый, как матрос. Видно, я не зря старался, Видно, я не лыком шит, Груздь-красавец мне попался, Словно мраморный стоит. Он несет глоток росы В бело-кремовой тарелке. Из него, наверно, белки Пьют в рассветные часы,- А. ВАСИЛЬЕВ. Х Р О Н И К А К У Л Ь Т У Р Н О Й Ж И З Н И ПО ПУТЕВКАМ ЦК ВЛКСМ Совсем недавно по путев кам ЦК ВЛКСМ, побывали на ударных комсомольских стройках Кемеровской я Ки ровской областей лучшие мо лодежные коллективы худо жественной самодеятельности нашей области — вокально- инструментальные ансамбли Дворца культуры ' НЛМЗ «Орфей» и Центрального уни вермага города Липецка, А теперь гостей встречают лип чане. С 15 августа на ударных стройках ■—• ЦХП Новолилец- кого металлургического заво да, Добринечого сахарного за вода, легкоатлетического ма нежа, перед бойцами студен ческих строительных отрядов, тружениками сел будут вы ступать комсомольско-моло дежные агитационно-художе ственные бригады Тамбовско го и Ворошиловоградского об комов ВЛКСМ, В течение не дели агитбригады дадут для липчан свыше двадцати кон цертов. ВЫСТАВКА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖНИКА В течение месяца во Двор це культуры профсоюзов го рода Липецка действовала персональная выставка само деятельного художника П, Ф. Дробышева. По профессии •он инженер, работает в бюро эстетики Липецкого трак торного завода. Но уже более 15 лет П. Ф. Дробышев с ув лечением в свободное время занимается графикой, живо писью. Его работы не раз от мечались дипломами на обла стных выставках. Персональная выставка обобщила творческую работу самодеятельного художника, В ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТАМ Областная научная библио- тиса систематически органи зует тематические выставки- просмотры книг для специа листов различных отраслей народного хозяйства. Еще две новых выставки начали работать в эти дни: в техническом отделе «Эффек тивность и производитель ность труда» и «Труд руко водителя; методы и стиль ра боты» и в сельскохозяйствен ном — «Передовая техноло гия уборки сахарной свеклы». Выставки дополняются со ответствующими обзорами книжных новинок, специаль ных периодических изданий. В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО БАРХАТНЫЙ ГОЛОС БАМБИРА Голос незнакомого музы кального инструмента прозву чал в концерте самодеятель ного ансамбля " Дворца куль туры .Орджоаикидзевского района Еревана. Он придал популярной старинной песне «Сари овин» необычное бар хатное звучание, о котором музыковеды и исследователи знали лишь по литературным: источникам. Еще в средние века историк Мовсес Хоренаци восхищался бархатным звуком бамбира так назывался старинный смычковый инструмент, не до живший до наших дней. По коления мастеров пытались возродить его. Известный ма стер В ,' Бунн даже сделал бамбир. Но седая древность, вступив в мир сегодняшний, еще глубже спрятала свою тайну. На первом же -телеви зионном концерте новый бам бир под теплом софцтов поте рял свое бархатное звучание: размякла кожа, которой был обтянут инструмент, И вот смастерить «неподат ливый» бамбир все-таки уда лось ученику Буни, руководи телю народного ансамбля Мартину Хачатряну. Страст ный пропагандист н знаток народного творчества, он соз дал своеобразный центр воз рождения старинных музы кальных инструментов, в ко тором объединены студенты училища и музыканты-энтузи асты народного творчества, ГОД ИЗДАНИЯ — 1715 «Буквар языка словенско го». Эту редкую книгу, отпе чатанную на кириллице в 1715 году, обнаружили сотрудники Львовской научной библиоте ки Академии наук УССР, До сего времени считалось, что весь тираж книги ' «зачитан» многочисленными учениками и до наших дней не дошел ни один экземпляр. Легендарный буиварь пред ставляет из себя небольшой томик карманного формата с гравюрой и орнаментами и содержит старославянский алфавит, отдельные слоги и тексты'для чтения. Г. МАЦЕНКО, корр. ТАСС Львов. -'жгёЕ8М&к: •-.-г «ВТ ОР АЯ СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ» Гастроли Харьковского театра музыкальной комедии Каменный лог. Р ис , Р. Ломоносова. Не случайно творческий коллектив Харьковского театра музыкальной комедии открыл свои гастроли на липецкой земле спектаклем «Вторая свадьба, в Малиновке» — му зыкальной комедии по моти вам Л. Юхвида «Свадьба в Малиновке» (режиссер-поста новщик А. Самохлеб). Во-первых, харьковчане первые осуществили его по становку на своей сцене, а затем уже он шагнул на под мостки других театров страны. Во-вторых, спектакль в репер туаре коллектива — более семи лет, что говорит о его стабильном: успехе у зрителей, И самое главное — музы кальная комедия, сюжет кото рой основан на событиях, про исходящих на украинской зем ле в годы Великой Отечествен ной войны, несет -в себе важ ную героико-патриотическую тему. В открытии гастролей, посвященных большому празд нику — 325-летию воссоеди нения Украины с Россией, эта работа харьковчан стала, та ким образом, закономерной н оправданной. К тому же, важно добавить, в спектакле заняты актеры, как много лет играющие на сцене театра, так и молодые, недавно пришедшие в коллек тив, и поэтому уже первое знакомство с харьковчанами, нх творческими возможностя ми стало достаточно полным, Эта постановка позволяет сделать вывод о той, что к нам приехал интересный, много работающий, постоянно ищу щий, экспериментирующий творческий коллектив, который по праву заслуживает широ кого зрительского внимания и интереса. Давно уже отошли » прош лое представления, что зада ча театра музыкальной коме дии — только развлекать з р и - . теля. Современная оперетта, сохраняя привычные рамки жанра, все больше наполняет ся новым глубоким Содержа нием, радует зрителей интерес ным драматургическим мате риалом, жизненно полнокроэ* кыми характерами героев, но вой сценографией, режиссурой. Спектакль харьковчан «Вто рая свадьба в Малиновке» обладает рядом несомненных достоинств, как в режиссер ском решении темы, так и в плане исполнительского ма стерства актеров. Идейно смысловая тема в нем не дов леет, а органично сочетается с безудержно веселой комедий- иостью характеров персона жей, сюжетных линий, прису щих жанру. Художник 3. Лейзерук об разно решил оформление спек такля. Задник сцены, распи санный яркими подсолнухами, символизирующими мирную спокойную тишину Малиновки, по ходу действия перекрыва ется надвигающимся на зри тельный зал монолитным тя желым фасадом здания фаши стской комендатуры. Мрачные силуэты гитлеровцев, флаг со свастикой, контуры фасада в финале вновь исчезнут в глу бине сцены, открывая пейзаж освобожденного от фашистов села. И вновь засияют, будто живые человеческие лица, те же, обращенные к солнцу, подсолнухи, взмоют вверх красные флаги. Красный цвет — то огонек костра, то луч света, выхватывающий из тем ноты героев, то огромное раз вевающееся под ветром полот* нище, как символ разгоревше гося пожарища народного сопротивления—несет в спек такле своеобразную идейно смысловую нагрузку. Все это придает ему приподнятость, подчеркивает героико-патрио тическое настроение, которым одухотворены герои, В этой работе харьковчан немало исполнителей, пора довавших зрителей точностью и яркостью созданных обра зов. Вот Яков Александрович (заслуженный артист УССР Е. Холодов). Перед нахми —• человек с глубоким характе ром, ставший волею обстоя тельств командиром «бабьего гарнизона» на селе. Поведение героя Е. Холодова в любой сиене убедительно, психологи чески оправдано. Он и серье зен, деловит и лиричен. Он и балагур, за шуткой умею щий скрыть тонкую издевку над своим соперником—став- ,ленником фашистов, старостой Попандопуль. Он — всегда в центре событий, всегда —< вожак. Неординарен образ Попан- Лопуло ^ (заслуженный артист УССР В. Робертов). Навер ное, легче было бы показать этого отрицательного героя просто смешным, глуповатым, недалеким, жаждущим славы, совсем неважно какой, пусть и у фашистов. Но Поландоцу- ло в исполнении В, Робертова отнюдь _не только пустовато смешной. Актер ведет эту роль в остро ^гротесковом плане, и его герой, в конце концов, как бы изобличает сам себя, изде вается над ничтожеством тех кому он служит. Актер вместе с режиссером в отдельных сценах находит такие детали, которые придают тексту новые краски. Вот Попандопуло, на пример, в ретивом рвении ищет исчезнувший фашистский флаг и на мгновение застывает, ка рикатурно. изображая свасти ку. На Этот красноречивый жест актера, вдобавок еще и загримированного «под Гит лера», зрители дружно отвеча ют смехом. Не так, оказыва ется, глуп Попандопуло; сме шон, но н несчастен староста, которого никто в селе не счи тает больше человеком. Хорошо показали свои твор ческие способности молодые исполнители — В. Побережен, создавший образ бесстрашно го сельского парня Назара, В. Панкова (Софийка). Полно* кровный характер веселого и романтичного партизана Соле ного сумел показать в одной, собственно, небольшой сцене Н. Бутковский. Дружным смехом, подтверж дающем симпатии зрителей, зал неизменно встречал «пя терку» женщин Малиновки во главе с Комарихой (заслу женная артистка УССР Ле- вантовская — Силь). Каждым новым появлением они как бы разряжали драматичность со бытий, внося в спектакль за ряд оптимизма. И в целом спектакль полу чился веселым, какой и долж на быть музыкальная комедия, и вместе с тем в нем оптими стично прозвучала тема люб ви к своему украинскому род ному краю, тема патриотизма, верности народа, вставшего на защиту свободы и незави симости. Первая встреча ие разоча ровала липчан, любителей и ценителей оперетты, н дает все основания надеяться, что от августовских гатролей харь ковчан в Липецке можно ждать еще много интересного, Л. ДУБИНА. Б А Ш Н И У ВЕЧНЫХ СНЕГОВ л„ Музеем-заповедником Ака- Адемии наук Грузии объявлено сванское село Ушгули, распо ложенное в южных отрогах Кавказского хребта, на высоте 2200 метров над уровнем мо ря. Здесь, у линии вечных снегов, реставраторы восста новили ансамбль уникальных сооружений средневекового зодчества. Строгой красотой встречают гостей пятьдесят каменных ба шен, 8—10 веков стоящих на этой земле. Высота каждой — с пяти-шестиэтажный дом. В ансамбле семи храмов приме чательна церковь Ушгуль- ской богородицы с монумен тальными фресками и чекан ными иконами, украшенными драгоценными камнями. Время оказалось не властно над памятниками, созданными безвестными мастерами — у сооружения относительно хорошо сохранились. Но оно внесло коренные перемены в жизнь сванов. Рядом со ста рым Ушгули вырос новый сов ременный поселок.На сванских башнях, преграждавших не- хогда путь в Ушгули инозем ным захватчикам, поднялись ретрансляционные телевизи онные антенны. Древний Ушгули и поселок — повостройка включены . во всесоюзный туристский марш- ИТ*. 1 сж*рр. ТАСС), ИЗ БЛОКНОТА ЖУРНАЛИСТА Так ли живу? Крутой косогор сбегает в широкую балку и, будто споткнувшись о цепкие зарос ли вербы, калины и ежевики, останавливается у обвалив шейся криницы с замшелым топким берегом. Наверху, возле узкой тропки, густо усеянной подорожником, ва ляется ведерный чугун _ без дна, должно быть, венчавший когда-то деревенскую дымо ходную трубу. Это все, что осталось от Ивановки, кро хотного хуторка, ютившегося ка краю Усманского бора. По вечерам, когда над бал кой поднимается яркая авгу стовская луна, перепела баю кают сонные калины, примо стившись на месте старых ива новских дворов, где еще не сколько лет назад по весне прошелся острый лемех. Шофер Михаил Терехов, которого я знаю уже давно, нынче, в страдную уборочную пору, чаще обычного бывает в этих местах. Остановит свою машину на стерне и смотрит на зеленый островок с невы сокой деревянной оградой. Там похоронены его дед и отец. Дедовский порог, отчий дом... Кому же не дороги они? Тем и богаты люди, что ценят Р О Д Н О Е И Б Л И З К О Е и берегут родимое и близкое. Ивановны тоже не из тех, кто не помнит родства, И не горе- горькое случайно набрело на их хуторок, не злая судьба разбросала этих людей по све ту белому. В большинстве пе реселились они в соседнюю Круч-Байгору, село большое, веселое, где жить куда удоб- ‘ нес. Хоть и спорят сегодня многие литераторы, защищая трогательную поэзию мелких деревушек, где витает, дескать, исконно русский дух, а здра вый смысл и экономическая целесообразность берут верх. Спросил я Терехова: не жа леет ли он? ' — А чего жалеть, — улыб нулся он. — Вот самое житей ское: потребуется кусок мыла — пять верст пехом. Рыба ище, где глубже, человек — где лучше... Конечно, иногда вспомнится этот уголок, возь мет за душу. Он надолго задумался, ма шинально достал измятую пачку папирос. — Понимаешь, на дыбки здесь встал, дед и отец тут впервые учили меня добру. Теперь-то я знаю, что в этом вся суть, главный корень. Вот заедешь сюда, раздумаешься, да и спросишь себя: так ли живу? Мою родную деревеньку, где был сделан первый шаг во земле, тоже кто-то распахал. И я об этом нисколько не жа лею. Люди, что уехали оттуда, теперь нашли куда лучшие условия и в труде, и в быту. Но как только появляется возможность, обязательно за глядываю на бывшее свое гнездовье, где остался такой же зеленый островок, как возле исчезнувшей Ивановки. Раздугмаюсь и задаю себе тот же вопрос, что и Терехов. Это как бы отчет перед той зем лей, где родился. Ведь только адреса у нас разные, а у каж дого наверняка есть' свое свя тое место, бережно хранящее ся в сердце, где человек по- особому строго спрашивает себя; так ли живу? Наследник Поутру, когда трепетная тишина висит над солнечным полем, комбайнер усманского колхоза имени Калинина Иван Дмитриевич Зелепучин нето ропливо шагает лесной поло сой. ЛлцО его продублено солнцем, обветренное всеми степными .ветрами, крепкая, размашистая походка хозяина. Хлебороб. Но когда он садится за штурвал своего комбайна и окидывает мокрое с низкорос лым хлебом поле вниматель ным взглядом, мне на память приходят слова народного академика Т. С, Мальцева: «Представьте себе шахматную доску с множеством ч полей- клеток. За доской сидят двое — Природа и Человек. При этом белыми всегда играет природа,1за ней право первого хода: она определяет начало весны, жару, дожди,, замороз ки... Чтобы ь этих условиях не проиграть, человек должен правильно ответить на любой коварный ход природы. В его распоряжении, как и у всякого шахматиста, много различных ходов, но всякий раз нужно найти единственно правили-' ный». Иван Дмитриевич трогает машину. Точно учтена обста новка, безошибочно выбрана скорость. И тут я замечаю: сын его Иван, которого Зелепукин- старший взял штурвальным, любуется отцом. Не первую страду они вместе. Доволен Д митриевич. Любознательный Иван, жадный до техники. Зайдет на мостик и только успевай отвечать на вопросы, а это как устроено? . А тут как регулировать? А это?.. * , — К комбайну относится, — смеется отец, — как к живому. Когда рисовали на нем первую звездочку, сказал; «Он у нас, как солдат с орденом». Конечно, длинный августов ский путь от рассвета до зака та за штурвалом, когда и пы ли, и пота вдосталь, — не день, проведенный на пляже. Вечером морщится парнишка: побаливают руки, ноет спина. Но он знает: звезды на бунке рах рисуют не для красоты, как не дают ордена в качестве украшений. Хочется хоть на часок за глянуть в клуб, а отец дает ключи и масленку: — Подтяни, где нужно, смажь. Видишь, сынок, роса. Стало быть, к ведру. Завтра стоять не будем. Иван берег инструменты, и с независимым видом, как по ложено бывалому механизато ру, идет к машине. Паренек, сам того не ведая, получает от отиа самые полезные уроки, проходит большую науку хле боробского мастерства, позна ет цену хлеба. Мы с Иваном Дмитриевичем сидим на копне свежей соло мы, не спеша толкуем про житье-бытье, про дела колхоз ные. И когда речь заходит о нем, Иване, он будто не слы шит, продолжает деловито стучать ключами. А я вижу, слышит и радуется похвале. Прощаясь, Иван Дмитрие вич поднимается на ноги и, словно о чем-то совсем отвле ченном, говорит: — Должно быть, добрый механизатор из него получит ся. Выходит, по всем статьям наследник. Но как бы ни старался Зе- лепукин произнести эти слова равнодушно — не пристало хвастаться родным сыном— в голосе все равно звучала гор дость, Наверное, самая счаст ливая, Отцовская гордость. Возрожденная красота Далеко не на всех картах значилась скромница-речка Белый Колодезь. Ее и длина- то была всего километров пят надцать. А стояли на ней во дяные мельницы. По весне с треском ломался на омутах лед. И были здесь пескариные перекаты, донные родники, пенные водовороты. Мал>- чиш ки солдатиком прыгали с берега в воду. Был даже та кой широкий омут, что они прозвали его Тихий, подра зумевая, конечно, океан. Потом Белый Колодезь за чах, превратился в мелкий холодный ручеек. А в сырой пойме поднялись такие бурья ны, что ни пройти, ни про ехать. Сейчас с беспокойством и тревогой много пишут и го ворят о судьбе мелеющих, а иногда и просто высыхаю щих малых реках. Они не только хранители грунтовых вод, в нашем Черноземье они еще и особая) черта его непов торимой красоты. Может быть, совсем пропал бы Белый Колодезь, да в дали люди. В пойме теперь тихие дни блестит больше водяное зеркало, а в ветре* ные — вздымаются почти мео ровые волны. Окрестили вс доем Боринским морем, Дл села, стоявшего на небольшо речке, это и впрямь мор< Соседний колхоз имени Дзе; жинского орошает отсюда пс ля. Море работает на урожа) Но есть у него н моральна миссия. Появились карась, окуне» по берегам на своих длинны ХОДУЛЯХ брОДЯТ ЦаПЛИ, а Д 1 ких уток — количество и< сметное. На воде, будто ь пруду, где множество доман ней птицы, плавают перышк и пушинки. Людям ьсегд приятно, когда рядом с ним дичь чувствует себя авобещг Взрослые' приезжают сюда в отдых, но настоящие хозяев моря — мальчишки. Всмятр] ваешься в их веснушчатые' л: ца, полные восторга, и еа заражаешься нх бесконечны задором. Наверняка, этот синий пр< стор у многих из них пройде через весь праздник детств навсегда врежется в памят Красота не безучастна. Во: рождая или создавая ее, бр< саем такие семена в детск* души, которые потом прор; стут негасимой н страстнс любовью к отчему краю. М няется он год от гмяа, стан» вится все краше. А. ЗАМЯТИН-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz