Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
^ уесА ю есн ьщ ВЫ П У С К 1 Н А ЗА Д А ННОЙ ВОЛНЕ Три с половиной десятилетия минуло, как отполыхало пла мя сражений на липецкой земле, а летопись войны продолжа ет пополняться именами, которые нам открывает фронтовая история. Сегодня нам представляется возможность назвать новые волнующие события далекого прошлого, расска зать о мужественной борьбе наших земляков в оккупиро ванном Воловском районе. п АСМУРНЫЙ сентябрь ский день военной осени сорок второго года кло нился к вечеру. Еле передви гаясь и заметно хромая, с небольшим узелком в руках, со стороны поля подошла девуш ка к домику на краю деревни Нижнее Чесночное, занятой немцами. Невысокого роста .^старичок соломой утеплял жи- ' 'Лище. Понял, что человек в бе де, разрешил зайти в дом. Так судьба свела советскую разведчицу Клаву Полунину с колхозником колхоза «Вер ный путь» Воловского района Иваном Дмитриевичем Солоду хиным и его семьей — людьми добрыми и душевными, Поведать об этой встрече, о советских патриотах, активно сопротивлявшихся оккупан- ^ там, о боевой деятельности ра- 2 Г' дистки-разведчицы, комсомол ки из Москвы Клавдии Полуни ной нам помогут архивные ис точники и воспоминания участ ников описываемых событий. Сама разведчица рассказыва ет так: «В ночь на 21 сентября вместе с напарником на легком спортивном самолете поднялись в воздух. С тревогой ждали, когда пересечем линию фронта, волнуясь, смотрели на наши последние прифронтовые рубе жи. Внизу все полыхало, летели под шквальным огнем зениток: Как ни пытался летчик вывести машину из зоны обстрела — получили пробоину. По коман де выбросились: Приземляясь, Клава повре дила ногу. Парашют и рацию Клава спрятала, сама укрылась в скирде свежей соломы в от крытом поле. С поврежденной ногой и приступами, малярии сидела она несколько дней в стогу, пока немцы не успоко ились. Как-то на арбе подъеха ли они за соломой. Затаив ды хание, ждала, что будет. На ходившийся с ними пленный советский солдат, воткнув ви лы в край стога и заметив ме ня, сказал: А — Эта солома не годится. "ф В тот день к вечеру мучи тельная жажда вынудила раз ведчицу пробираться к людям. ...Клава вошла в дом. При села к натопленной печи, вы пила кружку кваса и уснула. Когда стемнело, собралась многочисленная семья. Девуш ка повторила легенду: учитель ница, эвакуируется, пробира ется под Москву к родным. Показала паспорт с воронеж ской пропиской. Идти дальше не может — растерла ноги. Со лодухины разрешили пере ночевать. Кругом хозяйничали фаши сты, готовились к зиме, утеп ляя дома, из которых выгнали людей. При виде этого щеми ло сердце. Но ко всему надо было привыкать. Немцы нача-. ли всех эвакуированных уго нять в Германию. Нужно было что-то делать. Старшая дочь Солодухиных Марфа вместе с Клавой от правились к сельскому старосте К. Т. Панькину. Но едва они вошли, как явился жандарм и увел девушек в военно-поле вую жандармерию, помещав шуюся в школе. ч у : Клава показала паспорт, на- чала было рассказывать о себе ф по заученной легенде, но по- V 1 явился староста, который заве рил жандармского офицера, что девушка — родственница Солодухиных. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы при нялись задержанную обыски вать. При ней был пистолет. Вскоре староста К. Т. Пань- кин добыл девушке аусвайс — временное удостоверение на право проживания в этой де ревне. Клава облегченно вздох нула. По ту сторону фронта от разведчицы ждали донесе ний. А рация была спрятана в скирде соломы. Как ее сюда принести? А принести надо) не медленно. Фашисты строили сооружения, устанавливали минные поля. Об этом должно знать наше командование. Клава решилась. Отыскала ра цию, вместе с выкопанной свек лой уложила в большой пла ток. Рацию Клава спрятала во дворе, в сене. А вечером хо зяин обнаружил ее’. Он и рань ше догадывался, что Клава по явилась в их деревне неспро ста. • Рискуя жизнью, подвер гая смертельной опасности се мью, Иван Дмитриевич стал надежным помощником развед чицы. Этой же ночью, когда бу шевала метель, Клава на чер даке сарая, в заранее облюбо ванном месте установила ра цию. При свете карманного фонари отладила аппаратуру, настроилась на нужную волну. С этого момента для нее на ступили бессонные ночи. Тре вожными были они и для Со лодухиных, которые постоянно, когда Клава передавала шиф ровку, зорко, стараясь не обна ружить себя, охраняли подсту пы к дому. Разведчице нужно было ос таваться незаметной, но быть среди людей. И это она умело делала. Повсюду незримые ни ти связывали ее с населением. Вместе со всеми выходила она на работу, помогала по хозяй ству Солодухиным. Как могла, вселяла уверенность в нашу победу: Настрой людей был важен не менее метких выстрелов. Многое переносили и претерпе вали крестьяне этой и соседних деревень от немецко-фашист ских захватчиков, но не поко рились врагу. Они помогали пленным, раненым, спасали беженцев, выводили из окру жения наших воинов. Большая роль принадлежала в этом сельскому старосте Кар пу Трофимовичу Панькину. В течение лета и осени 1942 года жители этой деревни бра ли с собой в поле запас про дуктов для курских партизан, которые по, договоренности приходили сюда со стоцоны со седнего Касторенского района. А староста принимал связных из первой Курской партизан ской бригады. Нижнее Чесночное было на воднено фашистами. В неболь шой деревне размещались и зверствовали 200 человек, воз главляемых жандармским офи цером Гансом Цель и обер- лейгенантом Парадисом. Режим был жестоким и кровавым, но ради победы над врагом люди шли на риск. У каждой семьи были свои счеты с ним. Из 74 домов ушли на фронт 64 человека, 37 из них к тому вре мени погибли. Погибли Анд рей и Дмитрий Солодухины — сыновья Ивана Дмитриевича и Анны Евдокимовны. Готовя этот материал, я по бывал в семье Солодухиных. Они построили новый дом. В нем проживает дочь Марфа Ивановна Сошникова — кол хозная пенсионерка, сын Алек сей Иванович Солодухин — коммунист, тракторист совхоза «Воловский», и внучка Анна Федоровна Сорокина, работни ца совхоза: Неторопливо ведут они свой рассказ о нелегкой жизни периода оккупации. Марфа Ивановна поведала о Клаве. •— Страшно было за малых ребятишек. Мы понимали, что; если разведчицу разоблачат, из нас никого не пощадят. Но по том страх отступил. Клава ра ботала осторожно. Она тоже чувствовала ответственность за наши жизни. В январе 1943 года началась Воронежско-Касторенская опе рация. Донесения К: Полуни ной были очень кстати. Наши войска в сложной обстановке суровой зимы выбивали фа шистов из сел и деревень. Ге нерал Бенч — командир 82-й пехотной дивдзии фашистов, командный пункт которого был в Володаровке, приказал сто ять насмерть. Однако после пятичасового боя было осво бождено Н.-Чесночное, а к ис ходу дня 27 января все насе ленные пункты района были очищены от противника. Нема ло гитлеровцев нашли здесь свою смерть. Был открыт путь к Курску. В момент освобож дения деревни Клава Полуни на, Марфа Солодухина вместе с армейскими разведчиками отыскивали замаскированные огневые точки, разоблачали вражеских ла-зутчиков, скры вавшихся в тайниках. Весной 1943 года Клава По лунина, распрощавшись с жи телями Нижнего Чесночного, направилась по назначению в партизанское соединение П. П. Вершигоры. С рацией прошла по тылам врага не одну тысячу километров. Побывала в каме рах смертников бендеровских банд: Бежала. И снова шла дорогами войны, пока совет ский народ не выбросил фаши стские-орды из пределов своей страны. Родина высоко оценила за слуги разведчицы, наградив ее орденом Красного Знамени. Сейчас Клавдия Владимировна, теперь уже Самарина, работает учительницей средней школы г< Пушкино, что под Москвой. Поддерживает связь с жителя ми деревни Нижнее Чесночное. Недавно она побывала в этих краях. Приехала поклониться замечательным сельским труже никам, проявившим в тот труд ный период высокое мужест во. Встреча, состоявшая ся в переполненном сельском клубе, была радостной и вол нующей. А. СИДОРОВ. На снимке: Клавдия Влади мировна Самарина (Полунина). Н Е Т И П И Ч Н А Я И С Т О Р И Я кино В творчестве кинорежиссера Григория Чухрая, судьба ко торого связана с поколением фронтовиков, четко прослежи вается тяготение к военной тематике. Вот и новый фильм «Тряси на», поставленный им по сце нарию, написанному с В. Ме режко, отличает, прежде всего, убежденность художника- гражданина, четкость вопло щения авторского замысла. В основе сюжета сценария— единичный, нетипичный случай. Это рассказ о том, какой тра гедией оборачивается жизнь матери дезертира, когда она, женщина-мать, переступает гражданские, нравственные за коны общества ради слепой любви к сыну. Но ^нетипичная история» (именно так называл ся сценарий фильма) в худо жественном переосмыслении становится, материалом для утверждения — через развен чание героев — тех ценностей, тех идеалов, которые опреде ляют суть характера советско го человека. Фильм «Трясина» имеет как бы два плана. Напряженно следя за событиями, за тем, как психологически убедитель но раскрывается актерами тра гедия утраченной созести (Матрена — народная артист ка СССР Н. Мордюкова; ее сын Митя — А. Николаев), мы. зрители, ни на минуту не забываем о том главном, ради чего снята лента. Основной мо тив, «нерв» ее постоянно ощу щается нами. Он располагает ся вне событий, происходя щих на пыльном, захламлен ном чердаке дома Матрены, где, подобно пугливому зве рю, скрывается от людских глаз ее сын. Единое дыхание страны, единство народа, спло тившегося в тяжкие минуты испытаний войны подчеркива ются авторами различными вы разительными средствами. Это —’ время от времени повторяю щаяся суровая героическая мелодия, усиливающая вос приятие драматизма судеб ге роев. Это — неожиданно воз никающий в кадре образ коня — символ Победы. Это •*-. за ключительная песня о боевых товарищах, фронтовиках, чест но выполнивших свой долг перед Родиной на полях сра жений. Трудная, но и творчески ин тересная, многогранная роль выпала на долю народной ар тистки СССР Н. Мордюковой, драматический талант которой уже давно и хорошо известен зрителям по многочисленным кинопроизведениям. О высоком назначении Мате ри написано и сказано много. Мать — это всегда символ добра и справедливости, чест ности и правды, она — носи тель и хранительница нравст венных ценностей общества. Но материнство — это еще и подвиг, если речь идет о необ ходимости выбора между при родными требованиями заботы о детях и социальными прин ципами. Матрена не смогла найти в себе, в своей душе ту силу, которая помогла бы ей уравновесить естественную лю бовь к сыну и требования, диктуемые интересами общест ва, страны, соотнести личную и сыновью судьбу с судьбой Родимы. Другие матери смог ли. а она не смогла. Матрена по собственной ви не остается — в своем селе, среди своих людей — в страш ном, безысходном одиночестве. Но не столько люди, как она же сама жестоко казнит себя. Ее горький финал — в этих эпизодах Н. Мордюкова под нимается до высот поистине трагической актрисы — законо мерен. Она оказалась не спо собной на подвиг Матери, и потому даже то, ради чего она пошла против совести, обер нулось противоположностью; любовь к сыну — ненавистью к нему же, безвольному, жал кому, слабому. Ее моральное наказание, как Матери, и в том, что она поняла, что в стремлении уберечь дитя она не способствовала его станов лению как личности. Когда Г. Чухрай вместе с В. Мережко решили снимать фильм о «нетипичной истории», они пришли к выводу — о са мом дезертире ставить карти ну нельзя: слишком он «мелок и однозначен». Таким и пред стает на экране Митя в испол нении А. Николаева, совсем еще молодого актера. Его су ществование труса, обернувше еся в финале откровенным фарсом, вызывает только пре зрение. Целостность фильма «Тряси на» в немалой степени обус ловлена еще одной актерской работой — В. Спиридонова (старший сын Матрены — Сте пан). Степан, молчаливый, сдержанный в проявлении сво их чувств, завоевывает наши симпатии жизненной достовер ностью. Он, познавший ужасы войны, концлагерь, приходит в родной дом человеком на дежных принципов совести и чести. Он — один из тех геро ев, кому и посвящается кино лента. Сценарий «Трясины» необы чен, судьба главного персона жа фильма трагична. И тем не менее новая работа, как и все предыдущие Г. Чухрая, глубоко оптимистична. Л. ДУБИНА. 1 ПЛШПВ 1 1 « 1 т 1ш тп 1 т г ап 11п тш «тш в 1т111 !и тии 1ви тт 11И 1т1««тчк 1вии «в тш ии «тии 1ии т1т ,!5гзяяз5гтв8В2яивяавввЕ1ванзш111нп1 НА ПАМЯТЬ ПОТОМКАМ Музей в Лебедяни был от крыт на втором году Совет ской власти. Посещали его и старые, и молодые, спешила стайками детвора, чтобы при коснуться к далекому прошло му родного края. Но в 1955 году его неожиданно закрыли, а многочисленные экспонаты перекочевали в хранилище об ластного краеведческого му зея. Все эти годы лебедянцы сла ли жалобы, доказывали непре ходящее значение музея в пат риотическом воспитании моло дежи. Понимали это и в рай- 1 онных организациях. Но лег ко разрушить, труднее по строить. Нужен был энту зиаст, который бы взялся за хлопотное дело создания му зея. Им стал Павел Дмитрие вич Алексеев. Мы переходили из зала в зал, от стенда к стенду. Пока зывая, Павел Дмитриевич сказал, что хочет заново пе рестроить всю экспозицию. Алексеев поэтизировал каж дый экспонат, а около камен ной мотыги, найденной в Пав ловском, прочитал целую «лекцию»: — Знаете, сколько ей лет? — он сделал паузу для боль шего впечатления. — Пять ты сяч! Выходит; «то обитавшие в наших краях племена уже тогда хлебопашествовали. Это же тема для научной ра боты... Общее число экспонатов му зея превзошло четьфе ты сячи. И почти каждый прошел через руки Павла Дмитриеви ча. Потребовались недюжин ные силы, терпение, знания. Многие предметы Алексееву пришлось восстанавливать, как говорится, из пепла. Как негодовал Павел Дмит риевич, узнав, что в одном селе изрубили на дрова ткац кий стан, в другом — выбро сили на свалку старинную одежду... Он «вербует» себе в помощники учащихся, рабочих и колхозников, интеллигенцию. По его инициативе на базе музея создано общество крае ведения, цель которого напи сать историю лебедянского края. Урывками Алексеев пи шет очерк о районной комсо мольской организации, ищет знатных земляков, тех, кто стоял у колыбели Советской власти, у истоков партийной организации. Как-то в музей заглянул уже немолодой посетитель. Смотрел на него Павел Дмитриевич, вороша в памяти былое: — Нет, не узнаю. — И не узнаете, — пришел тот на выручку. — Давайте знакомиться, Алексей Серге евич Костин. И рассказал о себе: родился в Лебедяни, кончил десятилет ку, а потом водоворот собы тий унес его от родных мест. Работал, воевал, снова рабо тал. Герой Советского Союза. — Услышал о вашем музее, решил посмотреть. Многое понравилось нашему земляку, сейчас он — один из активистов музея. —■Я бы и половины не сде лал без помощи партийных и советских организаций города, —* сказал Павел Дмитриевич. В числе своих активистов он называет инженера одного из заводов А. С. Куркова, препо давателя музыки Р. А. Оси пову, лектора райкома партии В. А. Дорофеева... В то же время Павел Дмит риевич не согласен с позицией работников областного крае ведческого музея. В Лебедянь они наведываются ревизорами, а нужны помощники, не боя щиеся черновой работы. Ведь много еще трудного, неясного. Лебедянцы вправе рассчиты вать, что областной музей воз вратит им хотя бы часть уни кальных экспонатов. Слушаю неторопливый рас сказ Павла Дмитриевича о музее н ловлю себя на мысли, что больше думаю о нем са мом. Что заставило на склоне лет взяться за хлопотное де ло? — Спрашиваете, почему? — ответил Алексеев после долго го раздумья. — Это мой воз, и мне его везти. Лицо его посуровело, на лбу сошлись глубокие бороздки. — И еще долг релит. Перед комсомольцами двадцатых, перед нынешним и будущим поколениями. Чтобы понять такой ответ, надо знать Павла Дмитриеви ча, его жизнь. Попал он в на ши края в гражданскую войну. В 1920-м вступил в комсомол. Громил белые банды, ликвиди ровал бесиризорничество. В 1926 году стал коммунистом. В числе первых откликнулся на призыв: «Комсомол, на са молеты!» После войны препо давал в педучилище историю искусства Долг перед сверстниками, ответственность перед нынеш ним и будущим поколениями — эти качества души и в семьде сят пять лет связывают его с активной общественной жиз нью. И люди с благодарностью отзываются о его работе. Книга предложений и заме чаний. Последняя запись. «С большим удовлетворением оз накомились с музеем. Проде лана огромная работа. Спасибо за все, что мы здесь увидели, а энтузиасту Алексееву — низ кий поклон». Е. КАРПУХИН, соб. корр. «Ленинского знамени». г. Лебедянь. П О Э Т И Ч Е С К А Я Р У Б Р И К А | Читатели «Пекинского знамени» уже знакомы со стихами липецкой поэтес сы Александры Тамбов ской. Сегодня мы предо ставляем ей слово уже как делегату седьмого Все союзного совещания мо лодых литераторов. ОТЗВУЧАЛО Тетя Таня, помнишь вечер? Бот такой же точно вечер. Сердце трепетно стучало, -г Головой ветла качала. Помнишь вечер? Помнишь встречу? Отзвучало, отзвучало. Помнишь полдень, тетя Таня? Похоронка — как воронка От снаряда, от снаряда. Как избу твою качало, Как душа твоя кричала! Отзвучало, отзвучало. Сын потом ушел в солдаты. Взгляд~то синий, шаг-то — твердость. Колыхалась в сердце гордость, Словно волны у причала. Помнишь это, тетя Таня? Отзвучало, отзвучало. Но смотри, какое небо! Но смотри, какие звезды! Вот и внуки, вот и звуки. Все сначала, все сначала. Что ж ты плачешь, тетя Таня? «Отзвучало... Отзвучало...». А. ТАМБОВСКАЯ. ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ жизни В д о бры й п уть Необычно закончилось сове щание работников культуры в Становляиском районе. Пос ле того, как были подведены итоги минувшего года и наме чены новые планы, присутство вавшие тепло приветствовали свое новое пополнение—семнад цать молодых специалистов. Закончив высшие и средние специальные учебные заведе ния, юноши и девушки уже не сколько месяцев работают в сельских клубах, библиотеках. А в тот день состоялось тор жественное посвящение их в культпросветработники. Не давних выпускников стихами, песнями, просто добрым сло вом напутствовали — заве дующая отделом культуры К. И. Малютина, директор РДК Н. И. Серова, ветераны «культурного фронта» 3. И. Киреева и П. Н. Полосин, уча стники художественной само деятельности. Молодым спе циалистам вручили памятные сувениры. В ответ прозвучало обещание культпросветработ ников •— трудиться самоот верженно и творчески. В ч есть юбилея В честь 325-летия со дня воссоединения Украины с Россией в кинотеатрах, двор цах и домах культуры Липецка и области будет проводиться фестиваль фильмов киносту дий Украинской ССР. В его программе-^новые и повторные художественные, хроникаль но-документальные и научно- популярные ленты. «Право на любовь» — новая киноповесть киностудии имени Довженко выходит 'на экраны в Чаплыгине. В центре повест вования судьба украинских переселенцев, которые в конце прошлого века, гонимые нище той, оставили родные места и начали осваивать богатые земли Дальнего Востока, где им потом выпало вместе с представителями других на циональностей бороться за ус тановление Советской власти. Автор сценария — В. Лыков, режиссер - пост а н о вщ и к —• А. Слесаренко. В главных ро лях И. Шевчук и А. Поддубин- ский. В основе фильма «Свиде тельство о бедности»—нравст венный конфликт. Показана участь человека, для которого единственным идеалом яв ляются деньги. Сценарий на писали известные мастера де тектива Аркадий и Георгий Вайнеры, постановка осуществ лена на Одесской киностудии режиссером Самвелом Гаспа ровым. Из фильмов прошлых лет зрители увидят «Тревожный месяц вересень», «Побег из тюрьмы», «Аннычка» и другие. Документалисты Украины предлагают — «Город, шаг нувший в завтра», «Советская Львовщина», «Эхо наших эмо ций» и др. Перед началом киносеансов будут проводиться лекции и беседй о киноискусстве Ук раинской ССР. «Музыкальная Украина» —< так называется выставка, от крывшаяся в областной науч ной библиотеке, Она расска зывает об истории и путях развития музыкального ис кусства республики. Москва. Новый художественный фильм «Осенние колокола» по мотивам «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пуш кина снял режиссер Владимир Гориккер. Сценарий Александра Володина. В фильме сни мались Ирина Алферова, Александр Кириллов, Людмила Дребнева, Любовь Чиркова. На снимке: актриса Ирина Алферова в филь ме «Осенние колокола». (Фотохроника ТАСС). СОЛОВОЕ - СЕЛО ТИХОЕ? М НЕ 58 лет. Работаю в совхозе ночным ' - сторожем. Меня, да и всех других жителей села тревожит то, как наша моло дежь проводит свободное вре мя. Сейчас почти ни одна ночь не обходится без приключе ний. К одному влезли в под вал, у другого подожгли стог сена, у третьего увели ло- щадь, у четвертого что-ни будь еще приключилось. Молодость моя и моих ро весников — это фронт, затем послевоенная разруха, работа до семи потов... Зато как мы ценили минуты отдыха, с ка ким уважением относились к _у своему и чужому труду...». (Из письма пенсионера Н. П. Самойлова, жителя села Соловое Чаплыгин- ского района). Соловое — село густонасе ленное и, как выразилась сек ретарь парткома совхоза «Ра- ненбургский» Л. И. Васильева, молодежное. — Глубинка, — сказала Лю- ~ бовь Ивановна, — отсутствие связи с райцентром и даже с Центральным отделением — все это накладывает свой отпеча ток на быт, культуру поведе ния молодых людей. Принима ем меры к оздоровлению обста новки, сменили заведующего клубом, школу в этом учебном году п о п о л н и л и выпускниками вузов. Комсомольской органи зацией руководит молодой спе циалист агроном Надя Дуби нина. И, конечно же, то, о чем пишет Самойлов, нетипично для села. Пошалили ребята ра зок-другой. Плохо, конечно... Но в целом Соловое — село ти хое, — подытожила Л. И. Ва сильева. Любовь Ивановна явно спе шила куда-то, и мы не стали ее задерживать, отправились «в глубинку». И вот оно — Соловое... Мо розные седые ивы склонились над тихими добротными дома ми. Густые заросли палисадни ков. Мирный покой в звенящей прозрачной тишине... А вот и дом Николая Петровича, как раз на самом краю села: и за хочешь, да не проедешь мимо. Моложавый на вид, энергич ный и общительный человек, он тут же развеял наше благоду шие, подтвердив, что все, о чем писал, — чистая правда. — Да вот и друг мой, Петр Григорьевич, — представил Са мойлов своего соседа Агафоно ва, — про свои неприятности вам поведает. — Что было, то было, — вздохнул Агафонов. — Тогда по осени, у одного сгорел стог сена, у другого... И до меня добрались... Знал бы, кто это сделал... — Догадываемся, только молчим, — перебил его Нико лай Петрович. —- Боимся. Ми лиция приехала и уехала, а они остались... А мы-то сами — фронтовые дороги прошли! — неужели не можем навести по рядок у себя дома? Ведь видно, что не рабочие руки зло тво рят. А кто в селе тунеядствует? У кого изо дня в день пьянки? Пройдемте по селу — люди вам еще порасскажут, — пред ложил Самойлов. Хозяйка уютного дома, к ко торой привел нас Самойлов, Мария Михайловна Кочеткова, радушно пригласила гостей, поведала: ребята «шалят» — видно, управы на них нет. Неожиданно в маленьком ре продукторе, висевшем на стене, что-то заурчало, затарахтело — все мы с недоумением пере глянулись, что за новости? — Внимание! Внимание! Ра ботает радиостанция «блатные ребята», — доложил гнусавый голос. Затем другой, дребез жащий и хриплый, затянул за унывно что-то жаргонное. Молодеиькая учительница, квартирантка Кочетковой, вы дернув штепсель, зло сказала: — Надоели. Лезут в эфир каждый день. Растащили в щколе всю аппаратуру. «А где же педагогический коллектив, почему так терпе ливо выносит разгулявшихся хулиганов?» — недоуменно по думалось каждому из нас. На верняка, эти самые «блатные ребята» — школьники. Директор Соловской вось милетней школы Н. Н. Кузне цова переживала неприятные минуты. Атмосфера в притих шей учительской явно накалена до предела. — Да, безусловно, наша ви на здесь есть, — самокритично признается Надежда Николаев на. — Но. поверьте, нам тоже нелегко. Поддержки от руко водства совхоза не чувствуем..: Выпускаем ребят из восьмого класса, а трудоустраивать их совхоз берется не сразу. Сло няются они без дела по селу... А от безделия чего не натво ришь... Возвращаясь к недавним бе седам с людьми в Соловом, вновь прочитываю одно за другим взятые в официальном порядке от каждого объясне ния. По-разному рассказыва ют люди, но речь об одном: все темные дорожки ведут к дому Савенковых... Пенсионерка Марая Михай ловна Кочеткова: «/Думаю, что это дело рук Савенкова Анатолия и Князева Виктора, учеников восьмилет ней школы. Анатолий у Савен ковых младший. Знает, что все боятся их семью. Вот и творит, что хочет, да еще и дружков затягивает в свои делишки». Заведующая клубом Нина Мнхаиловиа Подоприхина: «В клубе трудно проводить какую-либо работу, так как ре бята нриходяг в нетрезвом со стоянии, хулиганят. Обычно зачинщики драк — Савенковы... У них в доме свой «клуб». Каждый день там собираются Подростки. Одни — чтобы вы пить. другие—потому, что нра вится разгульная жизнь». Учительница Наталья Ва сильевна Веревкина: «Конечно, уеду отсюда, как только отработаю необходи мый срок. В школе первый год, а кажется, что лет десять тут... Так тянется время. Кружковая ПИСЬМО ПОЗВАЛО В ДОРОГУ работа почти не проводится, дисциплина плохая. В клуб то же не пойдешь. Драки. Вот и сидим вечерами по своим уг лам. Скучно так жить». Председатель Соловского сельского. Совета А. С. Кошелев: «Тунеядцы они, эти Савен ковы! Всему селу мешают. Разлагают молодежь. Пьянки и карты каждый день...». Дом Савенковых на юру, как бельмо на глазу, рядом е дру гими, зажиточными й ухожен ными, смотрится ветхой мазан кой без кола и двора. •У хозяина, Михаила Те рентьевича, восемь детей. Быв ший директор школы, пенсио нер, М. Т. Савенков по каким- то ему одному известным об стоятельствам затаился недоб рой обидой на людей. Частень ко говаривал сыновьям: другие вон как живут, чем мы хуже... И потому, что сам Михаил Те рентьевич к выпивке горазд, сыновья, как яблоки от ябло ни, угрюмые, недовольные с перепоя: тридцатилетний Вла димир, считающий себя инва лидом и выпивающий литровые дозы, Петр, вернувшийся неиз вестно откуда и теперь посто янно устраивающий драки в клубе. «Специалист» по курам, уткам и подвалам Анатолий, числящийся учащимся восьмн- летней школы. Никто из них не работает... Наш визит к Савенковым оказался некстати: в полутем ной хатенке своих гостей было достаточно: человек шесть за столом резались в карты, один спал Мертвецки пьяным сном в углу. Другие просто болтали. Были тут взрослые и подрост ки, соловские и пришлые. Стоял день, все они должны в это время или работать, или сидеть за партой в школе, но все они и лыка не вязали. Пятнадца тилетний Виктор Князев за плетающимся языком пытался объяснить, что он был в шко ле на занятиях, а сюда зашел к своему дружку Анатолию Савенкову... Анатолий, тот самый специалист по курам и уткам, струсил В присутствии милиции и рванулся в откры тую дверь... Остальные «гости», прервав азартную игру, ретировались. И было совершенно непонят но, как могла эта группка трусливых хулиганов столь долгое время безнаказанно ве сти развеселую жизнь, будо ража своими выходками все село? И сколько бы это про должалось, не возмутись быв ший фронтовик Н. П: Самой лов? Ведь есть же в Соловом и комсомольская организация, и сельский- Совет, наконец, есть партийная организация совхоза, прямой долг которой — поднимать жителей села на борьбу с пьянством и тунеяд ством. Как же так случилось, что пьяницы калечили души подро стков на глазах у директора и педагогов школы? На сходе граждан й присут ствии руководителей совхоза состоялся, наконец, нелицепри ятный разговор. Возмущению односельчан не было предела: И пожалеть бы Михаила Те рентьевича — старый, беспо мощный, стоял он с опущенной головой перед односельчанами — но жалости не было: такую судьбу уготовил себе он сам, бывший педагог, бывший ди ректор школы... И сами соловчане с недо умением вглядывались в бра тьев Савен&овых и не могли понять, отчего же они не со брались вот так, всем миром, раньше? Наказаны з а , хулиганство Владимир и Петр Савенковы, младшего — Анатолия вместе с Викторов Князевым и Юрием Пеженковым направляют в спецпрофтехучилище. Соловое действительно стало тише... Ж. СКОЧЕДУБОВА, сотрудник областного УВД. 3 л 1 I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz