Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

^ уесА ю есн ьщ ВЫ П У С К 1 Н А ЗА Д А ННОЙ ВОЛНЕ Три с половиной десятилетия минуло, как отполыхало пла­ мя сражений на липецкой земле, а летопись войны продолжа­ ет пополняться именами, которые нам открывает фронтовая история. Сегодня нам представляется возможность назвать новые волнующие события далекого прошлого, расска­ зать о мужественной борьбе наших земляков в оккупиро­ ванном Воловском районе. п АСМУРНЫЙ сентябрь­ ский день военной осени сорок второго года кло­ нился к вечеру. Еле передви­ гаясь и заметно хромая, с небольшим узелком в руках, со стороны поля подошла девуш­ ка к домику на краю деревни Нижнее Чесночное, занятой немцами. Невысокого роста .^старичок соломой утеплял жи- ' 'Лище. Понял, что человек в бе­ де, разрешил зайти в дом. Так судьба свела советскую разведчицу Клаву Полунину с колхозником колхоза «Вер­ ный путь» Воловского района Иваном Дмитриевичем Солоду­ хиным и его семьей — людьми добрыми и душевными, Поведать об этой встрече, о советских патриотах, активно сопротивлявшихся оккупан- ^ там, о боевой деятельности ра- 2 Г' дистки-разведчицы, комсомол­ ки из Москвы Клавдии Полуни­ ной нам помогут архивные ис­ точники и воспоминания участ­ ников описываемых событий. Сама разведчица рассказыва­ ет так: «В ночь на 21 сентября вместе с напарником на легком спортивном самолете поднялись в воздух. С тревогой ждали, когда пересечем линию фронта, волнуясь, смотрели на наши последние прифронтовые рубе­ жи. Внизу все полыхало, летели под шквальным огнем зениток: Как ни пытался летчик вывести машину из зоны обстрела — получили пробоину. По коман­ де выбросились: Приземляясь, Клава повре­ дила ногу. Парашют и рацию Клава спрятала, сама укрылась в скирде свежей соломы в от­ крытом поле. С поврежденной ногой и приступами, малярии сидела она несколько дней в стогу, пока немцы не успоко­ ились. Как-то на арбе подъеха­ ли они за соломой. Затаив ды­ хание, ждала, что будет. На­ ходившийся с ними пленный советский солдат, воткнув ви­ лы в край стога и заметив ме­ ня, сказал: А — Эта солома не годится. "ф В тот день к вечеру мучи­ тельная жажда вынудила раз­ ведчицу пробираться к людям. ...Клава вошла в дом. При­ села к натопленной печи, вы­ пила кружку кваса и уснула. Когда стемнело, собралась многочисленная семья. Девуш­ ка повторила легенду: учитель­ ница, эвакуируется, пробира­ ется под Москву к родным. Показала паспорт с воронеж­ ской пропиской. Идти дальше не может — растерла ноги. Со­ лодухины разрешили пере­ ночевать. Кругом хозяйничали фаши­ сты, готовились к зиме, утеп­ ляя дома, из которых выгнали людей. При виде этого щеми­ ло сердце. Но ко всему надо было привыкать. Немцы нача-. ли всех эвакуированных уго­ нять в Германию. Нужно было что-то делать. Старшая дочь Солодухиных Марфа вместе с Клавой от­ правились к сельскому старосте К. Т. Панькину. Но едва они вошли, как явился жандарм и увел девушек в военно-поле­ вую жандармерию, помещав­ шуюся в школе. ч у : Клава показала паспорт, на- чала было рассказывать о себе ф по заученной легенде, но по- V 1 явился староста, который заве­ рил жандармского офицера, что девушка — родственница Солодухиных. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы при­ нялись задержанную обыски­ вать. При ней был пистолет. Вскоре староста К. Т. Пань- кин добыл девушке аусвайс — временное удостоверение на право проживания в этой де­ ревне. Клава облегченно вздох­ нула. По ту сторону фронта от разведчицы ждали донесе­ ний. А рация была спрятана в скирде соломы. Как ее сюда принести? А принести надо) не­ медленно. Фашисты строили сооружения, устанавливали минные поля. Об этом должно знать наше командование. Клава решилась. Отыскала ра­ цию, вместе с выкопанной свек­ лой уложила в большой пла­ ток. Рацию Клава спрятала во дворе, в сене. А вечером хо­ зяин обнаружил ее’. Он и рань­ ше догадывался, что Клава по­ явилась в их деревне неспро­ ста. • Рискуя жизнью, подвер­ гая смертельной опасности се­ мью, Иван Дмитриевич стал надежным помощником развед­ чицы. Этой же ночью, когда бу­ шевала метель, Клава на чер­ даке сарая, в заранее облюбо­ ванном месте установила ра­ цию. При свете карманного фонари отладила аппаратуру, настроилась на нужную волну. С этого момента для нее на­ ступили бессонные ночи. Тре­ вожными были они и для Со­ лодухиных, которые постоянно, когда Клава передавала шиф­ ровку, зорко, стараясь не обна­ ружить себя, охраняли подсту­ пы к дому. Разведчице нужно было ос­ таваться незаметной, но быть среди людей. И это она умело делала. Повсюду незримые ни­ ти связывали ее с населением. Вместе со всеми выходила она на работу, помогала по хозяй­ ству Солодухиным. Как могла, вселяла уверенность в нашу победу: Настрой людей был важен не менее метких выстрелов. Многое переносили и претерпе­ вали крестьяне этой и соседних деревень от немецко-фашист­ ских захватчиков, но не поко­ рились врагу. Они помогали пленным, раненым, спасали беженцев, выводили из окру­ жения наших воинов. Большая роль принадлежала в этом сельскому старосте Кар­ пу Трофимовичу Панькину. В течение лета и осени 1942 года жители этой деревни бра­ ли с собой в поле запас про­ дуктов для курских партизан, которые по, договоренности приходили сюда со стоцоны со­ седнего Касторенского района. А староста принимал связных из первой Курской партизан­ ской бригады. Нижнее Чесночное было на­ воднено фашистами. В неболь­ шой деревне размещались и зверствовали 200 человек, воз­ главляемых жандармским офи­ цером Гансом Цель и обер- лейгенантом Парадисом. Режим был жестоким и кровавым, но ради победы над врагом люди шли на риск. У каждой семьи были свои счеты с ним. Из 74 домов ушли на фронт 64 человека, 37 из них к тому вре­ мени погибли. Погибли Анд­ рей и Дмитрий Солодухины — сыновья Ивана Дмитриевича и Анны Евдокимовны. Готовя этот материал, я по­ бывал в семье Солодухиных. Они построили новый дом. В нем проживает дочь Марфа Ивановна Сошникова — кол­ хозная пенсионерка, сын Алек­ сей Иванович Солодухин — коммунист, тракторист совхоза «Воловский», и внучка Анна Федоровна Сорокина, работни­ ца совхоза: Неторопливо ведут они свой рассказ о нелегкой жизни периода оккупации. Марфа Ивановна поведала о Клаве. •— Страшно было за малых ребятишек. Мы понимали, что; если разведчицу разоблачат, из нас никого не пощадят. Но по­ том страх отступил. Клава ра­ ботала осторожно. Она тоже чувствовала ответственность за наши жизни. В январе 1943 года началась Воронежско-Касторенская опе­ рация. Донесения К: Полуни­ ной были очень кстати. Наши войска в сложной обстановке суровой зимы выбивали фа­ шистов из сел и деревень. Ге­ нерал Бенч — командир 82-й пехотной дивдзии фашистов, командный пункт которого был в Володаровке, приказал сто­ ять насмерть. Однако после пятичасового боя было осво­ бождено Н.-Чесночное, а к ис­ ходу дня 27 января все насе­ ленные пункты района были очищены от противника. Нема­ ло гитлеровцев нашли здесь свою смерть. Был открыт путь к Курску. В момент освобож­ дения деревни Клава Полуни­ на, Марфа Солодухина вместе с армейскими разведчиками отыскивали замаскированные огневые точки, разоблачали вражеских ла-зутчиков, скры­ вавшихся в тайниках. Весной 1943 года Клава По­ лунина, распрощавшись с жи­ телями Нижнего Чесночного, направилась по назначению в партизанское соединение П. П. Вершигоры. С рацией прошла по тылам врага не одну тысячу километров. Побывала в каме­ рах смертников бендеровских банд: Бежала. И снова шла дорогами войны, пока совет­ ский народ не выбросил фаши­ стские-орды из пределов своей страны. Родина высоко оценила за­ слуги разведчицы, наградив ее орденом Красного Знамени. Сейчас Клавдия Владимировна, теперь уже Самарина, работает учительницей средней школы г< Пушкино, что под Москвой. Поддерживает связь с жителя­ ми деревни Нижнее Чесночное. Недавно она побывала в этих краях. Приехала поклониться замечательным сельским труже­ никам, проявившим в тот труд­ ный период высокое мужест­ во. Встреча, состоявшая­ ся в переполненном сельском клубе, была радостной и вол нующей. А. СИДОРОВ. На снимке: Клавдия Влади­ мировна Самарина (Полунина). Н Е Т И П И Ч Н А Я И С Т О Р И Я кино В творчестве кинорежиссера Григория Чухрая, судьба ко­ торого связана с поколением фронтовиков, четко прослежи­ вается тяготение к военной тематике. Вот и новый фильм «Тряси­ на», поставленный им по сце­ нарию, написанному с В. Ме­ режко, отличает, прежде всего, убежденность художника- гражданина, четкость вопло­ щения авторского замысла. В основе сюжета сценария— единичный, нетипичный случай. Это рассказ о том, какой тра­ гедией оборачивается жизнь матери дезертира, когда она, женщина-мать, переступает гражданские, нравственные за­ коны общества ради слепой любви к сыну. Но ^нетипичная история» (именно так называл­ ся сценарий фильма) в худо­ жественном переосмыслении становится, материалом для утверждения — через развен­ чание героев — тех ценностей, тех идеалов, которые опреде­ ляют суть характера советско­ го человека. Фильм «Трясина» имеет как бы два плана. Напряженно следя за событиями, за тем, как психологически убедитель­ но раскрывается актерами тра­ гедия утраченной созести (Матрена — народная артист­ ка СССР Н. Мордюкова; ее сын Митя — А. Николаев), мы. зрители, ни на минуту не забываем о том главном, ради чего снята лента. Основной мо­ тив, «нерв» ее постоянно ощу­ щается нами. Он располагает­ ся вне событий, происходя­ щих на пыльном, захламлен­ ном чердаке дома Матрены, где, подобно пугливому зве­ рю, скрывается от людских глаз ее сын. Единое дыхание страны, единство народа, спло­ тившегося в тяжкие минуты испытаний войны подчеркива­ ются авторами различными вы­ разительными средствами. Это —’ время от времени повторяю­ щаяся суровая героическая мелодия, усиливающая вос­ приятие драматизма судеб ге­ роев. Это — неожиданно воз­ никающий в кадре образ коня — символ Победы. Это •*-. за­ ключительная песня о боевых товарищах, фронтовиках, чест­ но выполнивших свой долг перед Родиной на полях сра­ жений. Трудная, но и творчески ин­ тересная, многогранная роль выпала на долю народной ар­ тистки СССР Н. Мордюковой, драматический талант которой уже давно и хорошо известен зрителям по многочисленным кинопроизведениям. О высоком назначении Мате­ ри написано и сказано много. Мать — это всегда символ добра и справедливости, чест­ ности и правды, она — носи­ тель и хранительница нравст­ венных ценностей общества. Но материнство — это еще и подвиг, если речь идет о необ­ ходимости выбора между при­ родными требованиями заботы о детях и социальными прин­ ципами. Матрена не смогла найти в себе, в своей душе ту силу, которая помогла бы ей уравновесить естественную лю­ бовь к сыну и требования, диктуемые интересами общест­ ва, страны, соотнести личную и сыновью судьбу с судьбой Родимы. Другие матери смог­ ли. а она не смогла. Матрена по собственной ви­ не остается — в своем селе, среди своих людей — в страш­ ном, безысходном одиночестве. Но не столько люди, как она же сама жестоко казнит себя. Ее горький финал — в этих эпизодах Н. Мордюкова под­ нимается до высот поистине трагической актрисы — законо­ мерен. Она оказалась не спо­ собной на подвиг Матери, и потому даже то, ради чего она пошла против совести, обер­ нулось противоположностью; любовь к сыну — ненавистью к нему же, безвольному, жал­ кому, слабому. Ее моральное наказание, как Матери, и в том, что она поняла, что в стремлении уберечь дитя она не способствовала его станов­ лению как личности. Когда Г. Чухрай вместе с В. Мережко решили снимать фильм о «нетипичной истории», они пришли к выводу — о са­ мом дезертире ставить карти­ ну нельзя: слишком он «мелок и однозначен». Таким и пред­ стает на экране Митя в испол­ нении А. Николаева, совсем еще молодого актера. Его су­ ществование труса, обернувше­ еся в финале откровенным фарсом, вызывает только пре­ зрение. Целостность фильма «Тряси­ на» в немалой степени обус­ ловлена еще одной актерской работой — В. Спиридонова (старший сын Матрены — Сте­ пан). Степан, молчаливый, сдержанный в проявлении сво­ их чувств, завоевывает наши симпатии жизненной достовер­ ностью. Он, познавший ужасы войны, концлагерь, приходит в родной дом человеком на­ дежных принципов совести и чести. Он — один из тех геро­ ев, кому и посвящается кино­ лента. Сценарий «Трясины» необы­ чен, судьба главного персона­ жа фильма трагична. И тем не менее новая работа, как и все предыдущие Г. Чухрая, глубоко оптимистична. Л. ДУБИНА. 1 ПЛШПВ 1 1 « 1 т 1ш тп 1 т г ап 11п тш «тш в 1т111 !и тии 1ви тт 11И 1т1««тчк 1вии «в тш ии «тии 1ии т1т ,!5гзяяз5гтв8В2яивяавввЕ1ванзш111нп1 НА ПАМЯТЬ ПОТОМКАМ Музей в Лебедяни был от­ крыт на втором году Совет­ ской власти. Посещали его и старые, и молодые, спешила стайками детвора, чтобы при­ коснуться к далекому прошло­ му родного края. Но в 1955 году его неожиданно закрыли, а многочисленные экспонаты перекочевали в хранилище об­ ластного краеведческого му­ зея. Все эти годы лебедянцы сла­ ли жалобы, доказывали непре­ ходящее значение музея в пат­ риотическом воспитании моло­ дежи. Понимали это и в рай- 1 онных организациях. Но лег­ ко разрушить, труднее по­ строить. Нужен был энту­ зиаст, который бы взялся за хлопотное дело создания му­ зея. Им стал Павел Дмитрие­ вич Алексеев. Мы переходили из зала в зал, от стенда к стенду. Пока­ зывая, Павел Дмитриевич сказал, что хочет заново пе­ рестроить всю экспозицию. Алексеев поэтизировал каж­ дый экспонат, а около камен­ ной мотыги, найденной в Пав­ ловском, прочитал целую «лекцию»: — Знаете, сколько ей лет? — он сделал паузу для боль­ шего впечатления. — Пять ты­ сяч! Выходит; «то обитавшие в наших краях племена уже тогда хлебопашествовали. Это же тема для научной ра­ боты... Общее число экспонатов му­ зея превзошло четьфе ты­ сячи. И почти каждый прошел через руки Павла Дмитриеви­ ча. Потребовались недюжин­ ные силы, терпение, знания. Многие предметы Алексееву пришлось восстанавливать, как говорится, из пепла. Как негодовал Павел Дмит­ риевич, узнав, что в одном селе изрубили на дрова ткац­ кий стан, в другом — выбро­ сили на свалку старинную одежду... Он «вербует» себе в помощники учащихся, рабочих и колхозников, интеллигенцию. По его инициативе на базе музея создано общество крае­ ведения, цель которого напи­ сать историю лебедянского края. Урывками Алексеев пи­ шет очерк о районной комсо­ мольской организации, ищет знатных земляков, тех, кто стоял у колыбели Советской власти, у истоков партийной организации. Как-то в музей заглянул уже немолодой посетитель. Смотрел на него Павел Дмитриевич, вороша в памяти былое: — Нет, не узнаю. — И не узнаете, — пришел тот на выручку. — Давайте знакомиться, Алексей Серге­ евич Костин. И рассказал о себе: родился в Лебедяни, кончил десятилет­ ку, а потом водоворот собы­ тий унес его от родных мест. Работал, воевал, снова рабо­ тал. Герой Советского Союза. — Услышал о вашем музее, решил посмотреть. Многое понравилось нашему земляку, сейчас он — один из активистов музея. —■Я бы и половины не сде­ лал без помощи партийных и советских организаций города, —* сказал Павел Дмитриевич. В числе своих активистов он называет инженера одного из заводов А. С. Куркова, препо­ давателя музыки Р. А. Оси­ пову, лектора райкома партии В. А. Дорофеева... В то же время Павел Дмит­ риевич не согласен с позицией работников областного крае­ ведческого музея. В Лебедянь они наведываются ревизорами, а нужны помощники, не боя­ щиеся черновой работы. Ведь много еще трудного, неясного. Лебедянцы вправе рассчиты­ вать, что областной музей воз­ вратит им хотя бы часть уни­ кальных экспонатов. Слушаю неторопливый рас­ сказ Павла Дмитриевича о музее н ловлю себя на мысли, что больше думаю о нем са­ мом. Что заставило на склоне лет взяться за хлопотное де­ ло? — Спрашиваете, почему? — ответил Алексеев после долго­ го раздумья. — Это мой воз, и мне его везти. Лицо его посуровело, на лбу сошлись глубокие бороздки. — И еще долг релит. Перед комсомольцами двадцатых, перед нынешним и будущим поколениями. Чтобы понять такой ответ, надо знать Павла Дмитриеви­ ча, его жизнь. Попал он в на­ ши края в гражданскую войну. В 1920-м вступил в комсомол. Громил белые банды, ликвиди­ ровал бесиризорничество. В 1926 году стал коммунистом. В числе первых откликнулся на призыв: «Комсомол, на са­ молеты!» После войны препо­ давал в педучилище историю искусства Долг перед сверстниками, ответственность перед нынеш­ ним и будущим поколениями — эти качества души и в семьде­ сят пять лет связывают его с активной общественной жиз­ нью. И люди с благодарностью отзываются о его работе. Книга предложений и заме­ чаний. Последняя запись. «С большим удовлетворением оз­ накомились с музеем. Проде­ лана огромная работа. Спасибо за все, что мы здесь увидели, а энтузиасту Алексееву — низ­ кий поклон». Е. КАРПУХИН, соб. корр. «Ленинского знамени». г. Лебедянь. П О Э Т И Ч Е С К А Я Р У Б Р И К А | Читатели «Пекинского знамени» уже знакомы со стихами липецкой поэтес­ сы Александры Тамбов­ ской. Сегодня мы предо­ ставляем ей слово уже как делегату седьмого Все­ союзного совещания мо­ лодых литераторов. ОТЗВУЧАЛО Тетя Таня, помнишь вечер? Бот такой же точно вечер. Сердце трепетно стучало, -г Головой ветла качала. Помнишь вечер? Помнишь встречу? Отзвучало, отзвучало. Помнишь полдень, тетя Таня? Похоронка — как воронка От снаряда, от снаряда. Как избу твою качало, Как душа твоя кричала! Отзвучало, отзвучало. Сын потом ушел в солдаты. Взгляд~то синий, шаг-то — твердость. Колыхалась в сердце гордость, Словно волны у причала. Помнишь это, тетя Таня? Отзвучало, отзвучало. Но смотри, какое небо! Но смотри, какие звезды! Вот и внуки, вот и звуки. Все сначала, все сначала. Что ж ты плачешь, тетя Таня? «Отзвучало... Отзвучало...». А. ТАМБОВСКАЯ. ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ жизни В д о бры й п уть Необычно закончилось сове­ щание работников культуры в Становляиском районе. Пос­ ле того, как были подведены итоги минувшего года и наме­ чены новые планы, присутство­ вавшие тепло приветствовали свое новое пополнение—семнад­ цать молодых специалистов. Закончив высшие и средние специальные учебные заведе­ ния, юноши и девушки уже не­ сколько месяцев работают в сельских клубах, библиотеках. А в тот день состоялось тор­ жественное посвящение их в культпросветработники. Не­ давних выпускников стихами, песнями, просто добрым сло­ вом напутствовали — заве­ дующая отделом культуры К. И. Малютина, директор РДК Н. И. Серова, ветераны «культурного фронта» 3. И. Киреева и П. Н. Полосин, уча­ стники художественной само­ деятельности. Молодым спе­ циалистам вручили памятные сувениры. В ответ прозвучало обещание культпросветработ­ ников •— трудиться самоот­ верженно и творчески. В ч есть юбилея В честь 325-летия со дня воссоединения Украины с Россией в кинотеатрах, двор­ цах и домах культуры Липецка и области будет проводиться фестиваль фильмов киносту­ дий Украинской ССР. В его программе-^новые и повторные художественные, хроникаль­ но-документальные и научно- популярные ленты. «Право на любовь» — новая киноповесть киностудии имени Довженко выходит 'на экраны в Чаплыгине. В центре повест­ вования судьба украинских переселенцев, которые в конце прошлого века, гонимые нище­ той, оставили родные места и начали осваивать богатые земли Дальнего Востока, где им потом выпало вместе с представителями других на­ циональностей бороться за ус­ тановление Советской власти. Автор сценария — В. Лыков, режиссер - пост а н о вщ и к —• А. Слесаренко. В главных ро­ лях И. Шевчук и А. Поддубин- ский. В основе фильма «Свиде­ тельство о бедности»—нравст­ венный конфликт. Показана участь человека, для которого единственным идеалом яв­ ляются деньги. Сценарий на­ писали известные мастера де­ тектива Аркадий и Георгий Вайнеры, постановка осуществ­ лена на Одесской киностудии режиссером Самвелом Гаспа­ ровым. Из фильмов прошлых лет зрители увидят «Тревожный месяц вересень», «Побег из тюрьмы», «Аннычка» и другие. Документалисты Украины предлагают — «Город, шаг­ нувший в завтра», «Советская Львовщина», «Эхо наших эмо­ ций» и др. Перед началом киносеансов будут проводиться лекции и беседй о киноискусстве Ук­ раинской ССР. «Музыкальная Украина» —< так называется выставка, от­ крывшаяся в областной науч­ ной библиотеке, Она расска­ зывает об истории и путях развития музыкального ис­ кусства республики. Москва. Новый художественный фильм «Осенние колокола» по мотивам «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пуш­ кина снял режиссер Владимир Гориккер. Сценарий Александра Володина. В фильме сни­ мались Ирина Алферова, Александр Кириллов, Людмила Дребнева, Любовь Чиркова. На снимке: актриса Ирина Алферова в филь­ ме «Осенние колокола». (Фотохроника ТАСС). СОЛОВОЕ - СЕЛО ТИХОЕ? М НЕ 58 лет. Работаю в совхозе ночным ' - сторожем. Меня, да и всех других жителей села тревожит то, как наша моло­ дежь проводит свободное вре­ мя. Сейчас почти ни одна ночь не обходится без приключе­ ний. К одному влезли в под­ вал, у другого подожгли стог сена, у третьего увели ло- щадь, у четвертого что-ни­ будь еще приключилось. Молодость моя и моих ро­ весников — это фронт, затем послевоенная разруха, работа до семи потов... Зато как мы ценили минуты отдыха, с ка­ ким уважением относились к _у своему и чужому труду...». (Из письма пенсионера Н. П. Самойлова, жителя села Соловое Чаплыгин- ского района). Соловое — село густонасе­ ленное и, как выразилась сек­ ретарь парткома совхоза «Ра- ненбургский» Л. И. Васильева, молодежное. — Глубинка, — сказала Лю- ~ бовь Ивановна, — отсутствие связи с райцентром и даже с Центральным отделением — все это накладывает свой отпеча­ ток на быт, культуру поведе­ ния молодых людей. Принима­ ем меры к оздоровлению обста­ новки, сменили заведующего клубом, школу в этом учебном году п о п о л н и л и выпускниками вузов. Комсомольской органи­ зацией руководит молодой спе­ циалист агроном Надя Дуби­ нина. И, конечно же, то, о чем пишет Самойлов, нетипично для села. Пошалили ребята ра­ зок-другой. Плохо, конечно... Но в целом Соловое — село ти­ хое, — подытожила Л. И. Ва­ сильева. Любовь Ивановна явно спе­ шила куда-то, и мы не стали ее задерживать, отправились «в глубинку». И вот оно — Соловое... Мо­ розные седые ивы склонились над тихими добротными дома­ ми. Густые заросли палисадни­ ков. Мирный покой в звенящей прозрачной тишине... А вот и дом Николая Петровича, как раз на самом краю села: и за­ хочешь, да не проедешь мимо. Моложавый на вид, энергич­ ный и общительный человек, он тут же развеял наше благоду­ шие, подтвердив, что все, о чем писал, — чистая правда. — Да вот и друг мой, Петр Григорьевич, — представил Са­ мойлов своего соседа Агафоно­ ва, — про свои неприятности вам поведает. — Что было, то было, — вздохнул Агафонов. — Тогда по осени, у одного сгорел стог сена, у другого... И до меня добрались... Знал бы, кто это сделал... — Догадываемся, только молчим, — перебил его Нико­ лай Петрович. —- Боимся. Ми­ лиция приехала и уехала, а они остались... А мы-то сами — фронтовые дороги прошли! — неужели не можем навести по­ рядок у себя дома? Ведь видно, что не рабочие руки зло тво­ рят. А кто в селе тунеядствует? У кого изо дня в день пьянки? Пройдемте по селу — люди вам еще порасскажут, — пред­ ложил Самойлов. Хозяйка уютного дома, к ко­ торой привел нас Самойлов, Мария Михайловна Кочеткова, радушно пригласила гостей, поведала: ребята «шалят» — видно, управы на них нет. Неожиданно в маленьком ре­ продукторе, висевшем на стене, что-то заурчало, затарахтело — все мы с недоумением пере­ глянулись, что за новости? — Внимание! Внимание! Ра­ ботает радиостанция «блатные ребята», — доложил гнусавый голос. Затем другой, дребез­ жащий и хриплый, затянул за­ унывно что-то жаргонное. Молодеиькая учительница, квартирантка Кочетковой, вы­ дернув штепсель, зло сказала: — Надоели. Лезут в эфир каждый день. Растащили в щколе всю аппаратуру. «А где же педагогический коллектив, почему так терпе­ ливо выносит разгулявшихся хулиганов?» — недоуменно по­ думалось каждому из нас. На­ верняка, эти самые «блатные ребята» — школьники. Директор Соловской вось­ милетней школы Н. Н. Кузне­ цова переживала неприятные минуты. Атмосфера в притих­ шей учительской явно накалена до предела. — Да, безусловно, наша ви­ на здесь есть, — самокритично признается Надежда Николаев­ на. — Но. поверьте, нам тоже нелегко. Поддержки от руко­ водства совхоза не чувствуем..: Выпускаем ребят из восьмого класса, а трудоустраивать их совхоз берется не сразу. Сло­ няются они без дела по селу... А от безделия чего не натво­ ришь... Возвращаясь к недавним бе­ седам с людьми в Соловом, вновь прочитываю одно за другим взятые в официальном порядке от каждого объясне­ ния. По-разному рассказыва­ ют люди, но речь об одном: все темные дорожки ведут к дому Савенковых... Пенсионерка Марая Михай­ ловна Кочеткова: «/Думаю, что это дело рук Савенкова Анатолия и Князева Виктора, учеников восьмилет­ ней школы. Анатолий у Савен­ ковых младший. Знает, что все боятся их семью. Вот и творит, что хочет, да еще и дружков затягивает в свои делишки». Заведующая клубом Нина Мнхаиловиа Подоприхина: «В клубе трудно проводить какую-либо работу, так как ре­ бята нриходяг в нетрезвом со­ стоянии, хулиганят. Обычно зачинщики драк — Савенковы... У них в доме свой «клуб». Каждый день там собираются Подростки. Одни — чтобы вы­ пить. другие—потому, что нра­ вится разгульная жизнь». Учительница Наталья Ва­ сильевна Веревкина: «Конечно, уеду отсюда, как только отработаю необходи­ мый срок. В школе первый год, а кажется, что лет десять тут... Так тянется время. Кружковая ПИСЬМО ПОЗВАЛО В ДОРОГУ работа почти не проводится, дисциплина плохая. В клуб то­ же не пойдешь. Драки. Вот и сидим вечерами по своим уг­ лам. Скучно так жить». Председатель Соловского сельского. Совета А. С. Кошелев: «Тунеядцы они, эти Савен­ ковы! Всему селу мешают. Разлагают молодежь. Пьянки и карты каждый день...». Дом Савенковых на юру, как бельмо на глазу, рядом е дру­ гими, зажиточными й ухожен­ ными, смотрится ветхой мазан­ кой без кола и двора. •У хозяина, Михаила Те­ рентьевича, восемь детей. Быв­ ший директор школы, пенсио­ нер, М. Т. Савенков по каким- то ему одному известным об­ стоятельствам затаился недоб­ рой обидой на людей. Частень­ ко говаривал сыновьям: другие вон как живут, чем мы хуже... И потому, что сам Михаил Те­ рентьевич к выпивке горазд, сыновья, как яблоки от ябло­ ни, угрюмые, недовольные с перепоя: тридцатилетний Вла­ димир, считающий себя инва­ лидом и выпивающий литровые дозы, Петр, вернувшийся неиз­ вестно откуда и теперь посто­ янно устраивающий драки в клубе. «Специалист» по курам, уткам и подвалам Анатолий, числящийся учащимся восьмн- летней школы. Никто из них не работает... Наш визит к Савенковым оказался некстати: в полутем­ ной хатенке своих гостей было достаточно: человек шесть за столом резались в карты, один спал Мертвецки пьяным сном в углу. Другие просто болтали. Были тут взрослые и подрост­ ки, соловские и пришлые. Стоял день, все они должны в это время или работать, или сидеть за партой в школе, но все они и лыка не вязали. Пятнадца­ тилетний Виктор Князев за­ плетающимся языком пытался объяснить, что он был в шко­ ле на занятиях, а сюда зашел к своему дружку Анатолию Савенкову... Анатолий, тот самый специалист по курам и уткам, струсил В присутствии милиции и рванулся в откры­ тую дверь... Остальные «гости», прервав азартную игру, ретировались. И было совершенно непонят­ но, как могла эта группка трусливых хулиганов столь долгое время безнаказанно ве­ сти развеселую жизнь, будо­ ража своими выходками все село? И сколько бы это про­ должалось, не возмутись быв­ ший фронтовик Н. П: Самой­ лов? Ведь есть же в Соловом и комсомольская организация, и сельский- Совет, наконец, есть партийная организация совхоза, прямой долг которой — поднимать жителей села на борьбу с пьянством и тунеяд­ ством. Как же так случилось, что пьяницы калечили души подро­ стков на глазах у директора и педагогов школы? На сходе граждан й присут­ ствии руководителей совхоза состоялся, наконец, нелицепри­ ятный разговор. Возмущению односельчан не было предела: И пожалеть бы Михаила Те­ рентьевича — старый, беспо­ мощный, стоял он с опущенной головой перед односельчанами — но жалости не было: такую судьбу уготовил себе он сам, бывший педагог, бывший ди­ ректор школы... И сами соловчане с недо­ умением вглядывались в бра­ тьев Савен&овых и не могли понять, отчего же они не со­ брались вот так, всем миром, раньше? Наказаны з а , хулиганство Владимир и Петр Савенковы, младшего — Анатолия вместе с Викторов Князевым и Юрием Пеженковым направляют в спецпрофтехучилище. Соловое действительно стало тише... Ж. СКОЧЕДУБОВА, сотрудник областного УВД. 3 л 1 I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz