Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

З А В Ы С О К У Ю Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т Ь И Д Е О Л О Г И Ч Е С К О Й Р А Б О Т Ы ( П родолжение. Начало на 1-й стр.). В ПОСТАНОВЛЕНИИ ЦК КПСС большое значе­ ние придается средст­ вам массовой информации и пропаганды. За послед* ние годы наши областные, рай­ онные и многотиражные газеты, радио стремятся более глубо­ ко осмыслить процессы, проис­ ходящие в экономике, в сорев­ новании, в деятельности пар­ тийных организаций. Больше стало появляться принципи­ альных материалов, затрагива­ ющих важные социально-эко­ номические проблемы. Укрепи­ лись связи с читателями, чаще публикуются письма трудя­ щихся. Утвердилось и дает хорошие результаты шефство газет и радио над пусковыми строй­ ками пятилетки, рейды-смот­ ры резервов повышения эф­ фективности производства, уси­ ления режима экономии в на­ родном хозяйстве, более ярким стал показ людей тру­ да. Несколько улучшилось ру­ ководство партийных комите­ тов печатными органами. Однако требования к на­ шей печати с каждым годом растут, задачи усложняются, а достигнутый уровень их рабо­ ты явно недостаточен. Чита­ теля не удовлетворяют многие публикации, которые повто­ ряют то, что всем уже извест­ но, в них неглубоко раскрыва­ ются проблемы, поверхностно освещается опыт, неубедитель­ но рассказывается об успехах, робко критикуются недостатки. Газеты и радиовещание не всегда последовательно и це­ ленаправленно выступают в роли организаторов массовой борьбы против отрицательных явлений в общественной жиз­ ни. Партийные комитеты долж­ ны усилить внимание к своим печатным органам. Нздо укреплять и развивать все хорошее, что появилось за последние годы в формах и методах руководства редакци­ онными коллективами. Это *— четкое определение основных направлений работы, разносто­ роннее информирование жур­ налистов, создание необходи­ мых условий для их плодот­ ворной работы, повседневная забота об эффективности вы­ ступлений прессы, разверты­ вание вокруг них организатор­ ской и маосово-политической работы. Партийные комитеты долж­ ен быть в курсе содержания редакционной, почты, помогать журналистам в организации вы­ ступлений партийных, совет­ ских и хозяйственных работни­ ков для ответов на вопросы читателей. Ведь не секрет, что отдельные руководители не­ охотно соглашаются написать в газету или принять участие в радиопередаче, особенно, когда надо ответить на острые вопросы трудящихся, объяс­ нить недочеты в работе воз­ главляемой ими организации. Стремление лишь рапортовать об успехах, уход от самокрити­ ки несовместимы с современны­ ми идеологическими, политико­ воспитательными задачами. Партия рассматривает пе­ чать как важнейший инстру­ мент коммунистического вос­ питания трудящихся, как часть, по определению В. И. Ленина, общепартийного де­ ла. Надо неустанно добиваться, чтобы наша пресса по-бое- вому выступала коллективным пропагандистом, агитатором и организатором масс, мобили­ зовывала трудящихся на ус­ пешное выполнение историче­ ских решений XXV съезд* КПСС. В ИДНОЕ МЕСТО в арсе­ нале средств идеологи­ ческой работы партий­ ных организаций занимает лек­ ционная пропаганда. Она ох­ ватывает своим влиянием зна­ чительную часть населения об­ ласти. Лекторы общества «Зна­ ние», штатные и внештатные лекторы партийных комитетов ежедневно выступают в трудо­ вых коллективах и по месту жительства. В последнее вре­ мя повысился идейно-теорети­ ческий уровень, получили раз­ витие новые формы и методы лекционной пропаганды. Рас­ ширились проблематика и геог­ рафия читаемых лекций, воз­ росло количество лекций, кото­ рые читаются в циклах. где дается системное изложение тех или иных проблем. Приня­ ты меры по улучшению подго­ товки и переподготовки лек­ торских кадров. В то же время в области сделано не все для улучшения лекционной пропаганды. Про­ блемы научно-технического прогресса, пропаганды и рас­ пространения передового опы­ та, трудового и нравственного воспитания трудящихся в лек­ циях раскрываются еще слабо - и схематично. В ряде насе­ ленных пунктов и коллективах лекций читаются очень редко. К лекционной пропаганде сре­ ди трудящихся слабо привле­ каются специалисты областных управлений и служб, научно- исследовательских коллекти­ вов. Правда, многие работники этих учреждений охотно чи­ тают лекции на различных кур­ сах и семинарах, то есть, там, где за лекции платят. Так, на­ учные сотрудники областной опытной станции в прошлом году прочитали 393 лекции, из них бесплатных для трудящих­ ся только две. Партийным ко­ митетам надо строже подхо­ дить к опенке таких фактов. Важнейшей задачей ос­ тается повышение качест­ ва лекций. Но имен­ но этот вопрос не стал главным в работе партийных комитетов, организаций общества «Зна­ ние». Зачастую в лекциях изо­ билует сложная научная тер­ минология, в них не дается яс­ ных и исчерпывающих ответов на вопросы трудящихся, лек­ ции страдают сухим, казен­ ным языком. Оценка ведется, главным образом, по «валу», т. е. по количеству прочитан­ ных лекций. Горкомы и райко­ мы партии, первичные' партий­ ные организации должны больше и глубже заниматься организацией лекционной ра­ боты, чутко реагировать на во­ просы и предложения, поступа­ ющие к лекторам и докладчи­ кам в массовых аудиториях, информировать людей о приня­ тых мерах. Нам надо расши­ рить лекционную пропаганду, добиваться глубины, повыше­ ния теоретического уровня лек­ ций, заботясь в то же время о их яркой, эмоциональной фор­ ме. В центре лекционной про­ паганды должны быть самые животрепещущие вопросы внутренней и международной жизни, борьбы за повышение эффективности и качества ра­ боты, укрепление дисциплины и организованности, воспитание непримиримости к антиобщест­ венным проявлениям, враж­ дебной идеологии и морали. Самым большим отрядом ак­ тивистов идеологической рабо­ ты являются политинформато­ ры и агитаторы. Их в области 30 тысяч. Выполняя постанов­ ление ЦК КПСС «О повышении роли устной политической аги­ тации в выполнении решений XXV съезда КПСС», горкомы и райкомы партии, партийные ор­ ганизации усилили внимание к агитационно-массовой работе. Организационно укреплены агитколлективы ж группы по­ литинформаторов, улучши­ лась их теоретическая и мето­ дическая подготовка. Стала бо­ лее разнообразной и конкрет­ ной информация трудящихся по политическим, экономиче­ ским, международным и дру­ гим вопросам. Но в этом звене идеологической работы произо­ шли в основном изменения ко­ личественные, а не качествен­ ные. В некоторых партийных комитетах отсутствует систе­ ма учебы политинформаторов и агитаторов. Часто она ведет­ ся от случая к случаю, на низком уровне, беседы полит­ информаторов и агитаторов носят эпизодический характер. Серьезного улучшения требу­ ет наглядная агитация. Во многих трудовых коллективах она слабо нацеливает людей на решение конкретных хозяйст­ венно-политических задач. Всем известно, что одной из важнейших кампаний, а в ны­ нешнем году особенно, являет­ ся заготовка кормов. Партий­ ные организации в этот период обязаны использовать весь ар­ сенал идеологических средств, в том числе н наглядную аги­ тацию, чтобы мобилизовать лю­ дей на активную работу, заго­ товить кормов больше, не до­ пустить потерь. Однако провер­ ка ряда районов, колхозов н совхозов показала, что партий­ ные организации слабо испол- зуют этот мощный рычаг в мобилизации масс на решение стоящих задач. Наглядная агитация недо­ статочно используется для пропаганды передового опыта, широкой информации хода вы­ полнения социалистических обязательств. Многие партий­ ные организации не обеспечи­ вают четкую политическую на­ правленность наглядной агита­ ции, ее высокий художествен­ ный уровень. Горкомы и райкомы партии, первичные партийные органи­ зации должны настойчиво со­ вершенствовать массово-поли­ тическую работу, решительно изживать из практики форма­ лизм, напыщенность, назида­ тельность. Необходимо и даль­ ше вести работу по укреплению состава агитаторов, политин­ форматоров, лекторов и до­ кладчиков, обеспечить высокое качество их работы, добивать­ ся, чтобы их встречи с людьми запоминались, оставляли доб­ рый след, приносили пользу делу. Для каждого лектора, док­ ладчика, агитатора должно стать правилом: ни один воп­ рос, волнующий трудящегося, не должен остаться без ответа. В ОБЩЕЙ системе средств, формирующих духовный мир советского человека, существенная роль принадле­ жит культурно-просветитель­ ным учреждениям. Организуя выполнение постановления ПК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейше­ му улучшению культурного об­ служивания сельского населе­ ния» и постановления Цент­ рального Комитета КПСС «О мерах по дальней­ шему развитию самодеятель­ ного художественного твор­ чества». партийные орга­ низации, советские и проф­ союзные органы стали больше вникать в работу клубов, двор­ цов культуры и библиотек. Но уровень культурно-просвети­ тельной работы во многих го­ родах и районах еще не соот­ ветствует возрастающим требо­ ваниям жизни. Не во всех го­ родах н районах получила развитие худож ественна* само­ деятельность. Так, в Правобе­ режном (г. Липецк), Измалков- ском, Воловском районах в ней участвует единицы. Зна­ чительный спад в развитии ху­ дожественной самодеятельно­ сти произошел в Елецком, Доб- ровском, Липецком районах. Далеко не все исполкомы Советов народных депутатов, хозяйственные руководители внимательно относятся к нуж­ дам и запросам учреждений культуры. В Лебедянском рай­ оне более половины- клубных учреждений расположены в приспособленных помещениях, а четыре — в аварийных. Од­ нако за 1976—1978 гг. здесь не введено в действие ни одного здания. Плохо относятся к строительству учреждений культуры в Грязинском и Д ЯН­ КОВСКОМ районах. Примером долгостроя стало сооружение здания Добринской библиоте­ ки. Задания по строительству и капитальному ремонту куль­ турно-просветительных учреж­ дений, особенно на селе, систе­ матически не выполняются. Подготовка учреждений куль­ туры к работе в зимних усло­ виях осуществляется неудовле­ творительно. Во многих случа­ ях остаются неиспользованны­ ми культфонды, создаваемые колхозами и совхозами. Чрезвычайно острой остается проблема кадров учреждений культуры. Только в клубных учреждениях недостает 160 человек, а из имеющихся лишь одна треть работников являет­ ся специалистами. Плохо за­ нимаются обеспечением кадра­ ми учреждений культуры в Добровском, Воловском, Тер- бунском, Чаплыгинском . рай­ онах. В каждом районе разра­ ботаны мероприятия по улуч­ шению культурно-просвети­ тельной работы. Полностью осуществить эти мероприятия — прямая обязанность партий­ ных, советских, профсоюзных и хозяйственных органов. Необходимо активнее ис­ пользовать в целях воспитания трудящихся силы и возможно­ сти наших творческих союзов и организаций. Требует даль­ нейшего улучшения кинообслу- живание населения, особенно в отдаленных, небольших насе­ ленных пунктах н на агитпло» щадках по месту жительства. Немало предстоит сделать по дальнейшему повышению роли физической культуры и спорта для гармоничного развития че­ ловека. Здесь на первый план выдвигаются задачи развития массового физкультурного дви­ жения, повышения мастерства спортсменов.-В последние годы наметились определенные успе­ хи. Введено в строй несколько новых спортивных сооруже­ ний, увеличилось число физ­ культурных коллективов, стало больше готовиться спортсменов высших квалификаций. Непло­ хо поставлена спортивно-массо­ вая работа в Левобережном районе г. Липецка, в г. Ельце, в Хлевенском, Липецком, Елец­ ком районах. В то же время в Добрииском, Задонском, Из- малковском, Л ев-Толстовском и некоторых других районах проблемы физкультурно-спор­ тивного движения решаются неудовлетворительно. Многие советские, профсо­ юзные органы не проявляют заботы о расширении и укреп­ лении материальной базы спорта. Даже в ряде райцент­ ров до сих пор нет стадионов. В запущенном состоянии на­ ходятся спортивные комплексы на заводе «Свободный сокол», в Студеновском рудоуправле­ нии, стадионы «Труд» в г. Ель­ це, на заводе «Прожекторные угли», в Добром, Красном. Го­ родским и районным комите­ там партии следует разобрать­ ся в этом вопросе, повысить спрос с местных Советов, профсоюзных и комсомольских организаций за развитие спор­ та. Это тем более необходимо сделать в канун Олимпиады-80, которая будет проходить в столице нашей Родины. В ЫПОЛНЕНИЕ эконо­ мической и социальной программы партии, рост благосостояния трудящихся, их культурное развитие в ре­ шающей степени зависят от трудовой деятельности народа. Труд во имя общества, на бла­ го людей составляет сердцеви­ ну коммунистической нравст­ венности. Поэтому работа по воспитанию человека в духе любви и уважительного отно­ шения к труду, в духе неукос­ нительного соблюдения тру­ довой дисциплины должна по­ стоянно находиться в центре внимания партийных организа­ ций. Для воспитания коммуни­ стического отношения к труду широко применяются такие формы работы, как обучение трудящихся передовым мето­ дам труда, наставничество, по­ стоянно действующие произ­ водственные совещания, по­ вышение профессиональных знаний и навыков, организа­ ция вечеров трудовой славы, поддержка традиций трудовых династий и многие другие. Среди наиболее действенных средств повышения трудовой активности важнейшее место занимает социалистическое со­ ревнование. В постановлении ПК КПСС подчеркивается на­ стоятельная необходимость полнее использовать воспита­ тельные возможности трудового соперничеств*, прогрессивных промышленности, сельском хо­ зяйстве, строительстве, на транспорте. Различными формами социа­ листического соревнования в области охвачены почти все работающие. Свыше 9 тысяч трудящихся обязались выпол­ нять пятилетку к 110-й годов­ щине со дня рождения В. И, Ленина. Все более широкое распространение приобретает движение под девизами: «Ра­ ботать без отстающих». «Пя­ тилетке качества — рабочую гарантию», «Рабочей инициати­ ве — инженерную поддержку», соревнование на основе лице­ вых счетов экономии. Предмет­ но, со знанием дела руководят социалистическим соревнова­ нием партийные и профсоюз­ ные организации заводов: Ли­ пецкого тракторного, «Свобод­ ный сокол», Грязинского гид­ рооборудования, трестов «Ли- пецкетрой», «Липецкстройме- ханизация», совхозов «Маев­ ка», «Рудничный», колхозов «Заветы Ильича» Воловского, имени Чапаева Добрикского районов, Калининского МХП и многих других предприятий и хозяйств. Вместе с тем уровень орга­ низации социалистического соревнования еще не отвечает тем большим задачам, которые решают трудящиеся области. Об этом говорят итоги первого полугодия. Промышленные коллективы области, хотя и вы­ полнили полугодовое задание по большинству показателей, идут гораздо ниже контроль­ ных цифр пятилетки как по росту объемов производства, так и по производительности труда. Особенно неудовлетво­ рительно закончили первое полугодие елецкие заводы «Прожекторные угли» и трак­ торных гидроагрегатов, ус- манские завод литейного обо­ рудования и табачно-махороч­ ная фабрика, липецкие заводы ремонтно-механический и стро­ ительных конструкций, произ­ водственные объединения ко­ жевенной и мясной промыш­ ленности. Их полугодовой долг по реализации продукции со­ ставил 12,3 млн. рублей. Более 70 предприятий снизили объем производства по сравнению с тем же периодом прошлого го­ да. В их числе — цементный завод, предприятия треста «Железобетон», Елецкий ма­ шиностроительный завод и многие другие. 42 промышлен­ ных коллектива — почти чет­ вертая часть имеющихся, не выполнили задания полугодия по росту производительности груда и по этой причине недо­ дали продукции на 13,5 млн. рублей. На многих предприя­ тиях нет настоящей борьбы за снижение себестоимости выпус­ каемых изделий. Значительно ниже своих воз­ можностей в текущем году ра­ ботают строители, железно­ дорожники, автомобилисты, работники торговли. Область не выполнила полугодовые планы по производству и про­ даже государству молока и мяса. Причины сложившегося по­ ложения в немалой степени кроются в том, что на многих предприятиях, стройках, в кол­ хозах и совхозах на низком уровне находится организация труда, слабо поставлено со­ циалистическое соревнование. В нем много формализма, не обеспечивается гласность рабо­ ты передовиков и отстающих, подведение итогов проходит по-казенному, не используются яркие формы пропаганды луч­ ших достижений. Социалисти­ ческое соревнование все ейсе слабо действует на уровне главного звена — предприятия, цеха, бригады, участка. Из по­ ля зрения организаторов со­ ревнования порой выпадает значительная масса «середня­ ков», в улучшении работы ко­ торых заключается основной резерв улучшения всей нашей работы. Следует подчеркнуть, что низкая исполнительская дисциплина на местах объясня­ ется и недостаточным контро­ лем аппарата обкома, горкомов и райкомов партии за исполне­ нием решений пленумов и бю­ ро партийных комитетов, низ­ кой требовательностью к руко­ водителям предприятий, орга­ низаций, колхозов и совхозов. Задача горкомов и райкомов партии, первичных партийных организаций — устранить недо­ статки в организации социа­ листического соревнования, обеспечить дальнейший рост трудовой активности масс, на­ править их усилия на повыше­ ние производительности тру­ да, успешное выполнение пла­ нов четвертого года и пяти­ летки в целом, на достойную встречу 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина. С РЕДИ МНОГОГРАН­ НЫХ проблем политико­ воспитательной работы в постановлении ЦК КПСС большое внимание уделяется нравственному воспитанию трудящихся. К сожалению, в этом вопросе у нас имеются серьезные упущения. Практика каждодневно убеждает, что эффективность идейно-нравст­ венного воспитания в коллекти­ ве сводится к нулю, если нет главного — не налажен по-на­ стоящему труд людей. Низкий уровень его организации при­ водит к постоянным сбоям в производстве, к штурмовщине, нию материальных и трудо­ вых ресурсов. Концентрируя внимание на производстве, партийные ор­ ганизации часто упускают из поля зрения свободное время людей, их поведение в общест­ ве и семье. А ведь именно в быту чаще всего проявляется отступление от моральных норм. Недостатки нравственного воспитания во многом являют­ ся причиной роста случаев ху­ лиганства, пьянства, нарушений производственной и трудовой дисциплины. Только в про­ мышленности области из-за простоев, прогулов и неявок рабочих с разрешения админи­ страции в минувшем полуго­ дии недодано продукции на 9 млн-, рублей. А есть факты иного порядка. Часть трудоспособного насе­ ления злоупотребляет гуманно­ стью наших законов, уклоня­ ется от общественно полезного труда. Но ни исполкомы ме­ стных Советов, ни администра­ ция и общественные организа­ ции не принимают действенных мер, чтобы заставить этих лю­ дей трудиться в общественном производстве. Хуже того, рав­ нодушие к различного рода правонарушениям нередко пе­ рерастает в стремление как-то выгородить, защитить непо­ средственных виновнике». Трудно подсчитать моральный урон, наносимый подобными беспринципными действиями по защите преступников. Некоторые партийные, со­ ветские и хозяйственные орга­ ны не принимают решитель­ ных мер борьбы с пьян­ ством и алкоголизмом. Эти факты не всегда находят осуждение в трудовых коллективах. Настораживает тот факт, что определенная часть людей стремится устро­ ить свою жизнь нечестным пу­ тем, испрльзует в корыстных целях свое служебное положе­ ние, занимается спекуляцией, взяточничеством, нарушает со­ ветские законы. Недавно бюро обкома КПСС рассмотрело во­ прос о мерах по усилению борьбы с преступностью и на­ рушениями правопорядка, да­ ло принципиальную оценку де­ ятельности горкомов н райко­ мов партии, советских, проф­ союзных и комсомольских ор­ ганизаций, руководителей ад­ министративных органов. Равнодушие, примиренчест­ во, а тем более потакание амо­ ральным фактам, недопусти­ мы и опасны. Им надо давать бой, как и самим виновникам нарушений. Для этого в пол­ ную силу нужно использовать и нашу печать, и осуждающее мнение коллектива, и силу за­ кона. Надо иметь в виду, что от­ рицательные явления мораль­ но-нравственного порядка опас­ ны не только сами по себе. На них делают ставку наши идей­ ные противники. Империали­ стическая пропаганда стре­ мится противопоставить нор­ мам социалистического обще­ жития нравы и обычаи буржу­ азного общества, внедрить в среде советских людей индиви­ дуализм, аполитичность и бе­ зыдейность, стремление к лич­ ному обогащению. «Наш долг, *— говорится в постановлении НК КПСС,— противопоставить подрывной политической и идеологической , деятельности классового противника, его злобной клевете на социализм непоколебимую сплоченность, могучее идейное единство сво­ их рядов, глубокую убежден­ ность и политическую бдитель­ ность каждого советского че­ ловека, его готовность защи­ щать Родину, революционные завоевания социализма». В борьбе с различного рода недостатками необходимо пол­ нее использовать такое дейст­ венное средство, как критика и самокритика. Интересы успеш­ ного решения задач коммуни­ стического строительства тре­ буют открыто ставить на об­ суждение самые актуальные вопросы нашей жизни, не сгла­ живать, не обходить сложно­ сти происходящих . процессов, нерешенных проблем. Только в таком случае можно сформи­ ровать у наших людей трезвую оценку и верное понимание не­ достатков, что является глав­ ным условием преодоления их. Нравственное воспитание не­ мыслимо без преодоления ре­ лигиозных пережитков з соз­ нании людей. В последнее вре­ мя в городах и районах, в тру­ довых коллективах атеистиче­ ская работа несколько оживи­ лась. В целом по области на­ блюдается процесс сокраще­ ния религиозной обрядности, В тб же время религиозные пе­ режитки все еще продолжают бытовать среди некоторой час­ ти населения. Все еще значительное число религи­ озных обрядов совершается в г. Липецке, Лебедян­ ском, Усманском, Задон­ ском, Грязинском, Добровском районах. Здесь' ослаблена ра­ бота комиссий по соблюдению законодательства о религиоз­ ных культах при исполкомах Советов народных депутатов. Все это требует от партийных, советских и комсомольских ор­ ганов усиления внимания к проблемам атеистического вос­ питания населения. В ПОСТАНОВЛЕНИИ ЦК КПСС особое место уде- тания молодежи. В нашей об­ ласти только учащаяся моло­ дежь составляет 230 тысяч человек, или пятую часть все­ го населения. Долг партийных и комсомольских организаций — привить молодому поколе­ нию чувство исторической от­ ветственности за судьбы социа­ лизма, за процветание и безо­ пасность Родины, обеспечить высокий уровень и преемствен­ ность подготовки к труду на­ шей смены на всех стадиях воспитания. Обком КПСС, горкомы и рай­ комы партии в своей практи­ ческой деятельности стали больше уделять внимания про­ блемам, связанным с улучше­ нием воспитательной работы среди учащихся школ, профтех­ училищ, техникумов, студен­ тов вузов. У нас, как и в це­ лом по стране, успешно завер­ шен переход ко всеобщему среднему образованию моло­ дежи. Большое внимание уделяется созданию условий для прове­ дения воспитательной работы. За годы девятой и десятой пя­ тилеток в области построено школ почти на 56 тысяч уче­ нических мест, в том числе на 48 тысяч мест в сельской мест­ ности, 9 новых комплексов профтехучилищ, ряд объектов учебного, производственного и культурно-бытового назначе­ ния в высших и средних спе­ циальных учебных заведениях. Сейчас 80 процентов шкой, в том числе 92 процента на селе, занимаются в одну смену. Дей­ ствует довольно развитая сеть внешкольных учреждений. Многие педагогические коллек­ тивы школ и других учебных заведений проводят положи­ тельную работу по совершенст­ вованию учебного процесса, по улучшению идейно-нравствен- . ного воспитания, В идейно-политическом вос­ питании большую роль играют ленинский зачет, политические информации, конкурсы работ по общественным наукам, лич­ ные комплексные планы уча­ щихся и студентов. При Доме политического просвещения об­ кома КПСС успешно работает университет юного марксиста- ленинца. Студенты вузов к учащиеся техникумов обуча­ ются на факультетах общест­ венных профессий, где они ов­ ладевают искусством пропа­ гандистской, лекторской, аги­ тационно-массовой работы, приобретают навыки руководи­ телей кружков, художественной самодеятельности, обществен­ ных тренеров по различным видам спорта. Накоплен поло­ жительный опыт работы по воспитанию учащихся и сту­ дентов на славных боевых, ре­ волюционных и трудовых тра­ дициях советского народа, по интернациональному воспита­ нию. Все это оказывает поло­ жительное воздействие на фор­ мирование у молодежи марк­ систско-ленинских убеждений, на утверждение активной жиз­ ненной позиции. В районах области в боль­ шинстве школ созданы и рабо­ тают ученические производст­ венные бригады, школьные лес­ ничества, в которых насчиты­ вается более 30 тысяч учащих­ ся. Ежегодно функционируют более 100 лагерей труда и от­ дыха старшеклассников и уча­ щихся профтехучилищ, где по­ лезным трудом занято до 8 тысяч человек. Около 3 тысяч юношей и девушек работают в строительных и других трудо­ вых студенческих отрядах, ме­ ханизаторами в колхозах в сов­ хозах. Почти 15 тысяч студен­ тов вузов, учащихся технику­ мов и профтехучилищ ежегод­ но участвуют в уборке плодов и овощей. Но нельзя не видеть и серь­ езных недостатков в идейно-по­ литическом н нравственном воспитании молодого поколе­ ния. Об этом свидетельствует все еще значительное количест­ во правонарушений среди уча­ щихся и студентов. Немало подростков развязно ведут се­ бя в общественных местах, не соблюдают элементарных тре­ бований общей культуры. Име­ ются серьезные недостатки в идейно-нравственном воспита­ нии студенческой молодежи. Воспитательная работа во мно­ гих учебных заведениях зача­ стую ведется без учета сло­ жившейся нравственной атмо­ сферы в коллективе. Недоста­ точно изучаются личные каче­ ства, черты характера, наклон­ ности отдельных подростков и молодых людей, отсутствует индивидуальный подход к их воспитанию. Администрация, партийные и общественные ор­ ганизации учебных заведений, организуя массовые мероприя­ тия, не всегда обеспечивают должный контроль за их идей­ ным содержанием. В ряде случаев они проходят на низ­ ком уровне, не носят четкую политическую направленность, лишены идейно-нравственных установок. Не всегда находят должное отражение в преподавании учебных дисциплин нравствен­ ные аспекты. Многие учителя и преподаватели сами недоста­ точно владеют умением и на­ выками ведения воспитатель­ ной работы. Партийные комитеты н пер­ вичные организации, исполко­ мы местных Советов, обком ВЛКСМ обязаны более пред­ метно заниматься вопросами коммушгспгаесхого воспитания учащейся молодежи. Поста­ новление НК КПСС ставит перед партийными и советски­ ми органами, работниками просвещения задачу «добивать­ ся органического единства учебного и воспитательного процессов, формирования у учащихся и студентов научно­ го мировоззрения, высоких мо­ рально-политических качеств,. трудолюбия». А это значит прививать учащейся молодежи интерес к политическим знани­ ям, всемерно развивать их об­ щественную активность, прини­ мать меры для дальнейшего развития внешкольной работы, технического я художественно­ го творчества, физкультуры и спорта. Аттестат и диплом об окончании учебного заведения ныне должны свидетельство­ вать не только об уровне полу­ ченных знаний, по и об идейно­ нравственной, гражданской зрелости выпускников, о твер­ дости их убеждений и взгля­ дов. Более конкретную идей­ но-воспитательную работу не­ обходимо проводить среди юношей и девушек, работаю-- щих на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, на стройках, в сфере обслужива­ ния. Претворение в жизнь задач- дальнейшего улучшения воспи­ тания масс требует повышения уровня организаторской и по­ литической работы всех пар­ тийных организаций, совершен­ ствования форм и методов пар­ тийного руководства этим важ­ ным участком работы. Опыт на­ ших передовых предприятий и хозяйств убеждает, что ключ к успеху лежит в умении пар­ тийных организаций находить пути к уму и сердцу людей, в умении сплотить их в дружный рабочий коллектив. И где хо­ рошо поставлена работа * с людьми, там, как правило, ус­ тойчивые темпы роста произ­ водства, здоровая атмосфера в коллективе. Это видно на примерах Лебедянского инстру­ ментального, Липецкого опыт­ но-экспериментального, Лев- Толстовского молочного заво­ дов, совхозов «Красный ко­ лос», «Россия», «Петровский», «Екатериновский», колхоза «Заветы Ильича» Воловского района, других предприятий, уч­ реждений, хозяйств. П ЕРВИЧНЫЕ ПАРТИЙ­ НЫЕ организации, пар­ тийные группы должны стать центром повседневной идейно-воспитательной дея­ тельности, сплачивать коллек­ тивы, умело вести индивиду­ альную работу с людьми, сти­ мулировать их социальную и трудовую активность, повы­ шать культуру труда и быта, развивать чувство ответствен­ ности и дисциплины. Вопросы идейно-политического, трудо­ вого и нравственного воспита­ ния должны чаще рассматри­ ваться на собраниях в первич­ ных и цеховых парторганизаци­ ях, в партгруппах. Большие задачи по выполне­ нию постановления НК КПСС стоят перед горкомами и рай­ комами партии. Речь идет о серьезном улучшении, компе­ тентном руководстве этим важ­ ным и сложным участком. Все это требует, чтобы в аппарате партийных комитетов вопроса­ ми идеологии занимались под­ готовленные коммунисты, име­ ющие необходимые знания н опыт работы с людьми. Определенный положитель­ ный опыт руководства идеоло­ гической работой накоплен в Елецком горкоме партии. Всю свою воспитательную деятель­ ность горком КПСС осущест­ вляет на основе хорошо проду­ манного комплексного плана, составленного на ряд лет. Гор­ ком постоянно анализирует состояние-идеологической рабо­ ты в трудовых коллективах, на­ целивает парторганизации на ее совершенствование, обобща­ ет и распространяет лучший опыт. В городе сложи­ лась система участия руководящих кадров в идеологической работе, совер­ шенствуется практика полити­ ческого обеспечения выполне­ ния планов и социалистических обязательств. Заметно улучшили руковод­ ство идеологической работой и другие городские, районные комитеты партии. Вместе с тем, проводя различные мероприя­ тия с идеологическим активом, некоторые партийные комитеты недостаточно занимаются прак­ тической работой на местах —. в первичных партийных орга­ низациях,. в трудовых коллек­ тивах. Слов нет, учебой и ин­ формированием актива зани­ маться нужно. Но это дело на­ до упорядочить и по количест­ ву проводимых мероприятий, и по составу вовлекаемых в них людей. В постановлении НК выдви­ нуто важное требование э по­ вышении роли и ответственно­ сти отраслевых отделов пар­ тийных комитетов за состоя­ ние воспитательной ра­ боты в тех коллек­ тивах и отраслях, которые они курируют. Не секрет, что до сих пор отраслевые отделы вопросами воспитательной ра­ боты занимались слабо. Про­ изводственные заботы нередко заслоняли человека, от кото­ рого зависит выполнение лю­ бых планов, создавали из от­ раслевого отдела партийного комитета некое подобие хо­ зяйственного органа, занима­ ющего в о р о в узковедомствен­ ные позиции. Партийным ра­ ботникам любого отдела всегда надлежит помнить, что нравственная сторона произ­ водственных процессов, мо­ ральный настрой коллектива оказывают решающее влияние на результаты работы, поэтому уходить от проблем воспита­ ния трудящихся недопустимо. Работники отдела пропаганды и агитации обкома КПСС так­ же должны глубже и квали­ фицированнее вникать в суть работы низовых партийных звеньев, оказывать им прак­ тическую помощь. Хотелось бы особо сказать о воспитательных возможно­ стях руководящих кадров. Многие секретари райкомов партии, члены исполкомов районных Советов, руководи­ тели других районных и об­ ластных ведомств и служб часто бывают в трудовых коллективах, решают много­ численные вопросы хозяйст­ венного, политического, бы­ тового характера. Но, как пра­ вило, эти встречи, контакты в основном осуществляются с руководителями трудовых кол­ лективов, с узким крутом ак­ тива. Непосредственно с тр у дящимиея многие районные и областные руководители встре­ чаются редко. Всем нам сле­ дует твердо уяснить очевид­ ную, подтвержденную жизнью истину о необходимости ре­ шительного перемещения ос­ новного центра тяжести идео­ логической деятельности туда, где трудятся, учатся, живут и отдыхают люди. Это одно из магистральных направлений совершенствования системы коммунистического воспитания трудящихся, повышение ее результативности. Ни для кого не является секретом, что уровень полити­ ческой работы в большой сте­ пени зависит от первого сек­ ретаря партийного комитета, директора предприятия, на­ чальника стройки, председате­ ля колхоза. Их заинтересован­ ное отношение к проблемам воспитания, нуждам и запро­ сам людей дает вдохновляю­ щий ориентир всему аппарату руководства. Хороший пример в этом отношении подают многие руководители. В своем большинстве это квалифици­ рованные организаторы, тре­ бовательные к себе и подчи­ ненным, пользующиеся заслу­ женным уважением трудя­ щихся. К сожалению, некото­ рые руководящие работника уходят от вопросов воспита­ ния под предлогом чрезмерной занятости производственными делами, административной ра­ ботой. Л ЮБОЕ СОЦИАЛИСТИ­ ЧЕСКОЕ предприятие — не только и не столько станки, механизмы и техноло­ гия, а прежде всего —• кол­ лектив людей, не только про­ изводство продукции, но я «производство» совершенных норм человеческого бытня и общения. Так что нельзя от* рывать одно от другого. Каж­ дый руководитель обязан в одинаковой мере успешно выполнять функции организа­ тора производства и функции воспитателя коллектива, уметь в центр всего ставить челове­ ка, предвидеть, как уже гово­ рилось, не только экономиче­ ские, но и нравственные по­ следствия своих решений и действий. Руководящие кадры, замыкающиеся в кругу чисто административно - хозяйствен­ ных дел, как правило, оказы­ ваются в конце концов во всех отношениях несостоятельными руководителями. Руководите­ ли должны чаще выходить на прямой разговор с массами и говорить с ними откровенно, что у нас делается хорошо и что плохо. И прислушиваться к критическим замечаниям ра­ бочих. Нет необходимости лока­ зывать, что задачи, вытекаю­ щие из постановления ЦК КПСС, можно решить лишь общими усилиями партийных организаций, Советов, проф­ союзов, комсомола, хозяйст­ венных руководителей, тру­ довых коллективов. .Большую воспитательную работу среди трудящихся про­ водят Советы народных де­ путатов области. Они регуляр­ но рассматривают вопросы, связанные с деятельностью учреждений, занимающихся коммунистическим воспитани­ ем трудящихся, направляют работу постоянных комиссий по этим вопросам, ведут через депутатов целенаправленную пропагандистскую работу по разъяснению новой Конститу­ ции СССР, прав и обязанно­ стей граждан, решают со­ циальные вопросы. Однако многие местные Советы дале­ ко не полностью реализуют возможности, которыми рас­ полагают. Интересы трудящихся тре­ буют, чтобы каждый местный орган власти в точности ис­ полнял возложенные на него социальные и культурно-про­ светительные функции, шире применял имеющиеся з его распоряжении формы и сред­ ства идеологического воздей­ ствия на массы, улучшал ра­ боту школ, библиотек, клубов, больниц, торговых, комму­ нальных и бытовых организа­ ций, полнее использовал все средства повышения матери­ ального и культурного уровне (Окончание на 3-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz