Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

4 июля 1979 г., № 153 (15450) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я В о с п и т а н и ю к о м п л е к с н ы й п о д х о д З Н А Т Ь И БЫ ТЬ В конце июня кафедра русской и зарубежной литературы Липецкого пединститута совместно с областным отделом на* родного образования и институтом усовершенствования учи* телей провела научно-практический семинар «Критерии оц ен ­ ки работы учителя-словесника». В семинаре приняли участие б о л ее 200 преподавателей, директоров и завучей школ, руководителей школьных и районных методических объединений, инспекторов, сотрудников пединститута. Было заслушано четырнадцать докладов, с разных сторон оценива­ ющих диапазон творческих возможностей современного учи­ теля литературы. В публикуемой ниже статье заведующ его каф едрой русской и зарубеж но й литературы, доктора филоло­ гических н аук/ проф ессор а С Т. Ваймана очерчен круг вопро­ сов, представляющих интерес для педагогической общ ествен­ ности и непосредственно связанных с основной проблематикой семинара. С АЖАЕТ —■кт о хочет, растит — кто может. Это аксиоматично. Но . вот проблема: как растить? Приме­ нительно к школьному препо­ даванию литературы это озна­ чает: какими духовными, педа- гагаческими ресурсами дол­ жен располагать современный учитель-словесник, чтобы не проглядеть, не разбазарить, но сберечь и приумножить в моло­ дом человеке все хорошее, доб- ; г- и светлое? Какие требова- V ния мы вправе к нему предъя­ вить? Путеводной нитью в размыш­ лениях на эту тему служат нам философские и социально-педа­ гогические идеи, выдвинутые XXV партийным съездом. Прежде всего это идея ком.п- у '"4 леконого воспитания. Именно в комплектом подходе к ученику нуждается и школьное препо­ давание литературы. Мы глу­ бочайше заинтересованы в том, чтобы знания, приобретае­ мые молодежью, изменяли ее к лучшему, — облагораживали, огранивали душу, отвращали от пошлости и зла, Но не только это. Мы хотим, чтобы молодежь была полити­ чески, духовно и нравственно активна, чтобы она наступала на пошлость и зло, деятельно оберегая вокруг себя и в себе ценности, завещанные нам всей нашей историей. Между тем нередко на передний план в школьном изучении литературы выдвигается эрудиция; своими руками мы, педагоги, зачастую отторгаем знания от духовного, нравственного, словом, челове­ ческого смысла, и таким обра- 1 зом санкционируем псевдоин- теллигентность. Что же делать? Вероятно, как обычно, начинать надо с перевоспитания воспитателя. И не в рамках очередного педаго­ гического аврала или бума, а на уровне повседневной рабо­ ты, цель которой — внутренняя переориентация учителя. Край­ не желательно, чтобы установ­ ка на знание уступила место неизмеримо более серьезной и гуманной установке — на чело­ веческий смысл -— на знание в контексте личности. Когда ученик 8-го клас­ са, пересказывает, напри­ мер, лермонтовскую «Бэлу», он уже по необходимости не­ вольно «прихватывает», выго­ варивает также и себя. И пото­ му все, что он в повести про­ глядел, чего попросту не уло­ вил, что так или иначе дефор­ мировал. представляет гро­ мадный педагогический инте­ рес — не как повод для упре­ ка в невежестве, а как иеппо­ ступившая- картина его внут­ ренней жизни. Ч ТО греха таить, порою мы несем невосполнимые педагогические потери из-за того, что еще недостаточ­ но умело и тонко обращаемся » с таким универсальным воспи­ тательным инструментом, как литературная образность, © с а ­ мом подходе к уроку литерату­ ры, в обшей трактовке и в ис­ полнении его без особых усилий обнаруживаются досадные крайности. С одной стороны, избыточная торжественность (так и говорят: «иду на урок, как на праздник»), с другой стороны, — будничность, за- земленяостъ, нередко порожда­ ющая скучливый зевок. Позволю себе чуть подробней поговорить о каждой из этих крайностей. По моим наблюдениям, суще­ ствуют две разновидности «праздничного» урока. Это, во- первых, урок чисто эмошю- нальный. Обычно он носит мо­ нологический характер; учитель пытается внушить школьникам чувства, обуревающие его са­ мого, заразить их своим энту­ зиазмом. Речь его открыто-экс­ прессивна, лексика торжест­ венна; мимика, жестикуляция — все призвано вовлечь ауди­ торию в глубоко пристрастный разговор о литературном про- -V-' наведении. Анализ текста, ■ характер общения учителя с классом, ».» форма вопроса — все здесь диктуется чувством. Вторая разновидность «пра­ здничного» урока — урок зани­ мательный. Основу его обычно составляет методический до­ пинг: учитель намеренно под­ перчивает свой рассказ различ­ ными «захватывающими* ис­ ториями, пикантностями, био­ графическим «интимом», ча­ сто и ровсе не идущим к делу. Помню, например, с каким без­ оглядным любопытством слу­ шали девятиклассники на уро- _/ке, посвященном «Отцам и де­ тям», учительский коммента­ рий к некоторым обстоятель­ ствам личной жизни Тургенева. Этот комментарий был почерп­ нут из «Воспоминаний» Ав­ дотьи Панаевой и, естественно, нужд,алея в очень серьезной корректировке. Другая крайность в подхо­ де к уроку литературы —• буд­ ничность. Урок-будни. По своему эмоциональному тону-? су, колориту, до характеру вза­ имоотношений учителя и клас­ са он мало чем отличается от урока физики или биологии. Литературная 'Образность в этом случае исправно раскла­ дывается по полкам примерно так же, как молекулы или ка­ кие-нибудь простейшие. Произ­ ведение мыслится как ьг^ регат, как механиче­ ский набор элементов. Из текста, без особых душев­ ных мук, извлекаются образы Петра Гринева, Маши Мироно­ вой, Швдбрина и т. д. Полага­ ют, в литературе, как в жизни: по улице ходят отдельные Граждане — и по повести хо­ дят. Но помимо Петра Гринева, Маши Мироновой и прочих персонажей «Капитанской доч­ ки», есть еще и автор, особым образом рассказывающий о них, особым образом распола­ гающий материал и организу­ ющий собственное речевое поведение. Понадобилось же ему, в конце концов, зачем-то передать повествование о со­ бытиях Петру Гриневу! Будничный, бытовой урок —< урок бескрылый; даже в наиме­ нее пугающих вариантах, он культивирует потре­ бительское отношение к ис­ кусству, монотонное усердие. Хочу быть правильно понят. Я не против того, чтобы урок литературы ощущался как праздник или как повседнев­ ность. На мой взгляд, харак­ тер урока должен как-то со­ ответствовать характеру изу­ чаемого предмета. Конечно же, анализировать искусство, не- проникаясь его пафосом, не волнуясь, практически невоз­ можно, если не сводить анализ к сугубо технической процеду­ ре. Но волнение—это ведь не только вулканические прорывы темперамента или эстрадные всплески душевности. Источник подлинного волнения в нашем деле — прежде всего личная вовлеченность в искусство. А как она проявится —• в преоб­ ладании нижнего или верхнего регистра, в сдержанности, пол­ ной энергии и огня, или в от­ крытом юношеском беспокой­ стве — вопрос не столь сущест­ венный. В чем же тут дело? Откуда опасная эта однобокость? Дело, мне кажется. в общей профессиональной уста­ новке. В основе урока—«празд­ ника» — установка яа восприя­ тие литературного текста, в ос­ нове «урока-будней» — уста­ новка на текст. Там — укруп­ няется и расцвечивается впе­ чатление от прочитанного; здесь — интерес концентрируется на печатном слове. Опыт лучших надшх учителей, — и первой в этом списке я назвал бы Марию Дмитриевну Качерину, — свидетельствует: уважитель­ ное отношение к тексту и глу­ бочайше заинтересованное, личное восприятие его — мо­ менты единого, диалектически сложного процесса, именуемого художественной литерату­ рой. Ибо литература — не хра­ нилище, не склад готовых изде­ лий, но живая, ежесекундно творнмая в нашем читатель­ ском опыте достоверность са­ мой литературы. Мне известно лишь одно— объективное и непреложное —• условие . гармонизации отноше­ ний между литературным тек­ стом и молодым читателем: это — воспитание у молодого чита­ теля серьезного отношения к тексту. Что я имею в виду? В последнее время по причи­ нам, о которых я позволю себе здесь специально не говорить, у нас чуть щ не узаконилось разделение литературной на­ уки на большую и малую. Большая наука — это академи­ ческое литературоведение, в недрах которого выковывается новая методология, новые принципы изучения текста. Ма­ лая наука — это ассортимент популярных, общедоступных, простеньких и часто бессистем­ ных представлений о художе­ ственности, составляющих тео­ ретический фундамент школь­ ного преподавания, так сказать, литературоведческий ширпо­ треб. Большая наука с небыва­ лым напряжением аналитиче­ ской мысли разрабатывает та­ кие категории, как «художест­ венное время», «художествен­ ное пространство», «полифо­ низм» «позиция повествовате­ ля», «эволюция стиля», «ин­ дивидуальная манера». Малая наука, на высших своих сту» пенях (9 и 10 классы) с тру­ дом добирается до понятия о драматургическом конфликте, образе-символе, подтексте и т. п. Спрашивается: можно ли серьезно изучить шолоховский «Тихий Дон», не уяснив себе предварительно диалогической природы слова? Странное впечатление про­ изводят теоретические акцен­ ты, расставленные в программе по литературе. Я не' в состоя­ нии понять, почему вопрос о противоречиях в мировоззрении и творчестве писателя изучает­ ся в 9-м классе, в связи с Дос­ тоевским, и не изучается в 8 классе, в связи с Гоголем. Как будто в 8-м классе позволено выдавать .учащимся не всю истину, а только часть ее, — совсем по рецепту Марка Тве­ на: «Правда—величайшая дра­ гоценность; нужно ее эконо­ мить». Или: почему вопрос о соотношении жизненной прав­ ды и художественного вымысла — едва ли не самый фундамен­ тальный в литературной науке, — почему вопрос этот впервые приковывает к себе внимание лишь в 7 классе, при изучении «Капитанской дочки»? Ведь по­ зади остаются и чеховский «Хамелеон», и некрасовский «Мороз, Красный нос», и «Та­ рас Бульба», и десятки других шедевров. Разве голыми, «эмпирическими» руками их возьмешь? Понятие о диалоге и монологе программа предла­ гает разъяснить в 4 классе (Лермонтов, «Бородино»), но о внутреннем монологе и внут­ реннем диалоге учащиеся сред­ ней школы так ничего и не узнают, хотя в 10 классе, в разделе «Современная зарубеж­ ная литература», в числе прочих, названы такие слож­ нейшие повествования, как «Старик и море» Хемингуэя, «Земля людей» и «Маленький принц» Сент-Экзюпери. Иногда учителя говорят; это, конечно, заманчиво, это крайне необходимо, однако школа к этому еще не готова. Я возражаю: к чему не гото­ ва школа? К восприятию «художественного простр анст- ва»? Но давайте заглянем в министерские программы по другим дисциплинам. Обрати­ те внимание: 9-й класс, тот самый, что изучает «Преступле­ ние и наказание», так ничего и не прослышав о «полифони­ ческом романе», этот самый, непонятливый 9-й класс в курсе обшей биологии осваива­ ет такие темы, как сущность основных законов жизни, ин­ дивидуального и историче­ ского развития организмов. В \курсе математики 9 класс изучает тригонометрические функции, системы уравнений и неравенств. Затем девяти­ классники штурмуют молеку­ лярную физику, основы элек­ тродинамики и т. д. и т. п. По­ чему же им недоступна теория полифонического романа? Кем это доказано? Создается впе­ чатление, что мы плохо знаем наших ребят, и всякий раз, решая вопросы методического характера, исходим не из ре­ ального положения дел, а из некоей вымученной схемы. Девятиклассник с задатками фо1нвиз1инского Митрофана — это плод нашего воображения, это фигура, вылепленная на­ шим недоверием к духовному и интеллектуальному потенци­ алу конкретного ученика. Т АКИМ образом, на воп­ рос: «Что может и дол­ жна сделать школа в области преподавания литера­ туры?» я бы ответил так: шко­ ла должна органически перева­ рить, усвоить достижения сов­ ременного большого литерату­ роведения, впустить в свое жизненное пространство под­ линную серьезность, — разуме­ ется, не переусложняя ни спо­ соба изучения литературной об­ разности, ни формы изложения материала. Дух литературоведче­ ской серьезности — самая надежная защита и от поверх­ ностной эмоциональности, и от столь же поверхностной буд­ ничности. Этот дух серьезности не навязывается классу, но по­ рождается живым общением класса и литературного текста при посредстве учителя. Глав­ ная задача учителя — придать такому общению творческий ха­ рактер; Школьное преподавание ли­ тературы — во всех своих зве­ ньях и на всех этапах — инст­ румент воспитательный. Его конечная цель — «выработка» внутреннего мира. Для Словес­ ника обучить — значит, изме­ нить человека к лучшему. С; ВАЙМАН, зав. кафедрой Липецкого педагогического института, доктор филологических наук, профессор. М Е Ж Д У и н ф о : В ст р ан а х со ц и а л и зм а Я «Л'у % В О Н С А Н С К И Й П О Р Т С Е Г О Д Н Я Главный гор од провинции Канвондо — Вонсан, располо­ женный на вос?очном п о б е­ реж ье КНДР, уж е давно изве­ стен как один из крупнейших промышленных центров р ес­ публики. Но в последние го­ ды в связи с решениями Тру­ довой партии Кореи по даль­ нейшему увеличению внешней торговли он стал превра­ щаться в крупнейший совр е­ менный порт. Под шум бульдозеров, ко­ торые ведут расчистку пло­ щадки и роют котлован под новый огромный склад, глав­ ный инженер Пен Чои Пин показывает мне территорию порта и рассказывает о его реконструкции. — В последние два года наш порт переживает бурное развитие. Он, м ожно сказать, ещ е м олодой, а уж е вышел по грузообороту на пятое место в республике после Нампхо, Чхончжина, Хынн.зма и Наджина. Д о освобождения от японского колониализма здесь были только небольшие причалы для рыбацких судов, да и те во время войны р аз­ рушили американцы. В 1961 году на заросший камышом бер ег пришли пер­ вые бригады строителей. А уже в 1973 году по реш ению правительства КНДР началась реконструкция порта с тем, чтобы превратить его в круп­ ную базу не только внутрен­ них, но и внешних гр узоп ер е­ возок. Для приема и отправки внешнеторговых грузов по­ строен причал длиной 350 мет­ ров. В 1976 году на р ей де Вон­ сана появились первые зару­ бежные суда. — Из всех иностранных су­ дов, которые мы сейчас при­ нимаем, около. 90 процентов — советские, — сказал мне заведующий отделенном внешних сношений Вонсанско­ го порта товарищ Ким Ен Хэк. — Из Советского Сою за к нам доставляется бумага и другие народнохозяйственные грузы, А уходят корабли с цементом для строек Саха­ лина, Камчатки и других рай­ онов советского Дальнего Востока. У нас установились тесные деловые контакты с советски­ ми товарищами. В их дальней­ шем укреплении мы видим и укрепление дружбы и эко­ номического сотрудничества двух стран. О планах развития порта в нынешней семилетке расска­ зал Пен Чон Пин. — В 1977 году, когда начал­ ся регулярный прием зару­ бежных судов, — говорит он, — пропускная способность той части порта, которая за­ нимается внешнеторговыми перевозками, составляла 100 тысяч тонн. А в этом году мы уж е планируем довести ое до полумиллиона тонн. В конце этого — начале следующ его года, когда за ­ кончится строительство нозо- го склада на 10 тысяч гони, мы см ож ем обрабатывать миллион тонн грузов. К 1984 году длина причальных с о ­ оружений увеличится прибли­ зительно на полкилометра, что позволит ставить под р аз­ грузку одноврем енно семь крупнотоннажных судов. Поскольку наш порт з о с­ новном принимает суда из СССР, это позволит значитель­ но расширить его роль в раз­ витии экономических связей с Советским С ою зом и, сл ед о ­ вательно, успешнее решать народнохозяйственные зада­ чи, которые стоят п ер ед на­ шими братскими странами, — сказал в заключение Пен Чон Пин. В. ПЕРВУХИН, соб. корр. АПН. БЕРЛИН. Новую высокопроизводи­ тельную типографскую маши­ ну передали советскому заказ, чику работники завода типо­ графского оборудования «Пла. маг» в гор оде Пдауэн. Гигант­ ский агрегат, весящий не­ сколько сот тонн, способен за час офсетным сп особом отпе­ чатать около 300 тыс. экземп­ ляров газет. Крупнейшим получателем продукции завода «Пламаг» является Советский Сою з. За два десятилетия в СССР по­ ступило из Плауэна более 200 различных типографских машин. ЛОНДОН. Ставленник белых плантато­ ров и промышленников в Ро­ дезии марионетка Музорева прибудет на следующ ей н ед е­ ле в английскую столицу для переговоров с премьер-мини­ стром Англии М. Тэтчер. О ПОЛИТИКА «ОТКРОВЕННОГО ГРАБЕЖА» ЛОНДОН, 3 июля. (ТАСС). Британский филиал нефтяной корпорации «Эссо» объявил о решении немедленно повы­ сить цены на бензин и другие виды топлива в среднем на 6 проц. Два дня назад к оче­ редному повышению цен при­ бегла другая компания — «Шелл». В конце нынешней недели подорожает и продук­ ция «Бритиш петролеум». Не­ избежным результатом подоб­ ного скачка цен на горючее станет, по оценкам экономи­ стов, ускорение темпов инф­ ляции на Британских островах. Не случайно многие депутаты палаты общин, где проходили дебаты по энергетическим проблемам, называли подоб­ ную практику монополий «от­ кровенным грабежом». Несмотря на это, позиция (Монополий встретила полную поддержку со стороны консер­ вативного правительства стра­ ны. Формально свое решение нефтяные концерны пыгагатся оправдывать необходимостью преодоления энергетического кризиса, испытываемого Вели­ кобританией. Одновременно они утверждают, что прежний уровень цен был «абсолютно нерентабельным». Между тем доходы нефтяных гигантов не только не сокращаются, а на против, стремительно возра­ стают. В нынешнем финансовом го­ ду доходы «Бритиш петро­ леум» возрастут более чем вдвое и составят 825 миллио­ нов фунтов стерлингов, на 25 проц. поднимутся и доходы «Шелл». К тому же, именно граби­ тельская практика монополий, их бесконтрольное хозяйнича­ нье на нефтяных месторожде­ ниях Северного моря во мно­ гом обусловили нынешний энергетический голод. В погоне за сверхприбылями «Эссо», «Шелл», «Бритиш петролеум» сворачивают поставки северо­ морской нефти в Великобри­ танию и одновременно расши­ ряют ее экспорт в те страны, где цены максимально высо­ ки, обретая тем самым Вели­ кобританию на еще более ост­ рый энергетический голод. ГОРДОЕ ИМЯ — РАБОЧИЙ МИНСК, 3 июля. (Корр. ТАСС В. Бирюков). Рабочие спецовки впервые примерили сегодня молодые трактороза­ водцы — выпускники средних школ белорусской столицы. Многие из них сразу, встали к станкам и поточным линиям: ребята приобрели профессии в межшкольных учебно-произ­ водственных комбинатах горо­ да. Остальные получат квали­ фикацию на курсах. Молодежь начинает трудот вую биографию под опекой опытных наставников. Учени­ ков берут к себе член ЦК КПСС, Герой Социалистиче­ ского Труда слесарь-инстру­ ментальщик Е. Климченко, Ге­ рой Социалистического Труда эл ектр осв арщипа Г. Мягкова, Дру гие передовики. — Широко применяется для подготовки пополнения и бригадное . наставничество, — сообщил генеральный дирек­ тор производственного объеди­ нения «Минский тракторный завод» П. Бойков. — Эта фоц- ма работы с молодыми хороша тем, что позволяет не только быстро ввести их в строй, но и с первых дней учит коллекти­ визму, ГАВАНА, 3 июля. (Корр. ТАСС). На Кубе началась идеологическая кампания, по­ священная отмечаемому в Рес­ публике Дню национального восстания. Двадцать шесть лет назад, на рассвете 26 ию­ ля, группа молодых революци­ онеров во главе с Фиделем Кастро предприняла отважный штурм казармы Монкада в го­ роде Сантьяго-де-Куба. Под­ виг героев дал мощный тол­ чок развитию освободительной борьбы кубинского народа, увенчавшейся победой рево­ люции 1 января 1959 года. В рамках идеологической кампании по всей стране прой­ дут митинги и собрания, будут прочитаны лекции, открыты выставки, расска’зывающие о мужественных героях штурма. КУБА НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА На промышленных предприя­ тиях, в сельскохозяйственных кооперативах, в учреждениях, учебных заведениях и воин­ ских частях будут организова­ ны занятия с целью дальней­ шего изучения политической программы, с которой шли ре­ волюционеры на штурм цита­ дели диктатора Батисты, речи «История меня оправдает», ко­ торую произнес на судилище Фидель Кастро, речи вождя кубинской революции на 1 съезде Компартии. На Кубе стало славной тра­ дицией встречать День нацио­ нального восстания новыми трудовыми победами. В честь знаменательного юбилея, кото­ рый отмечается ныне в год двадцатилетия победы народ­ ной власти в Республике, тру­ дящиеся страны активно вклю­ чились в широко развернувше­ еся социалистическое соревно­ вание, берут повышенные обя­ зательства, направленные на успешное выполнение планов пятилетки. С огромным подъемом и эн­ тузиазмом работают в эти дни трудящиеся провинции Ольгин. За большие заслуги в деле вы­ полнения программы развития народного хозяйства Политбю­ ро ЦК Компартии Кубы при­ няло решение о проведении 26 июля в городе Ольгин цент­ рального митинга, посвящен­ ного Дню национального вос­ стания. БЕСП РАВИ Е П ЕРЕД ЛИ Ц ОМ ЗАК О Н А ПАРИЖ. Энергичные проте­ сты трудящихся, демократиче­ ской общественности Франции вызвало обсуждение в парла­ менте нового законодательст­ ва, которое значительно ухуд­ шает и без того тяжелее поло­ жение иностранных рабочих. Предложенный правительством законопроект, предусматрива­ ющий высылку из страны со­ тен тысяч трудящихся-имми­ грантов, встретил резкое осуж­ дение многих депутатов наци­ онального собрания. Голосова­ ние по нему было отложено до осенней сессии парламента. Дискриминационный зако­ нопроект, подчеркивает «Юма- ните», предоставляет властям полную свободу в решении су­ деб миллионов иммигрантов — практически любой иностран­ ный рабочий может быть вы­ слан из страны или арестован. Более 4,2 млн. выходцев из Испании, Италии, Португалии, Туниса, Алжира, Марокко и ряда африканских стран, ко­ торые приехали во Францию в поисках заработка, трудятся на шахтах, рудниках, строй­ ках, химических и металлурги­ ческих заводах, лесоразработ­ ках. Их используют на самых тяжелых, опасных, низкоопла­ чиваемых работах. Произвол властей и хозяев в отношении рабочих-имми- грантов, указывает журнал «Ви увриер», означает новое наступление монополии на права трудящихся. Крупнейшие профсоюзные объединения страны заявляют о своей солидарности с трудя- щимися-иммигрантами. ЛОНДОН. «Нас вынуждают жить в тяжких условиях, на­ поминающих худшие времена средневековая». Эти слова при­ надлежат молодому англий­ скому писателю Майклу Мак­ миллану — одному из милли­ онов выходцев из стран Азии, Африки и Латинской Амери­ ки, живущих на Британских островах. Газета «Морнинг стар», опубликовавшая его рассказы, отмечает, что слова Макмил­ лана справедливы в отноше­ нии большинства «цветных» жителей Британских островов. Их используют на самых низ­ кооплачиваемых работах. Они убирают мусор, работают сто­ рожами, посудомойками, раз­ носчиками газет, носильщика­ ми и грузчиками. Среди почти полутора миллионов безработ­ ных в Англии людей с темным цветом кожи почти втрое больше, чем белых. Бесправными оказываются иммигранты и перед лицом за­ кона. По малейшему подозре­ нию полиция может задержать или арестовать «цветного». По­ добные действия нередко «оп­ равдываются» законами, п ри ­ н я т ы м и еще в прошлом столе­ тии. (ТАСС). его визите объявил МИД Ве­ ликобритании. Д о поездки в Лондон Музорева посетит Вашингтон. Вояж Музоревы свидетель­ ствует о планах Запада лега­ лизовать незаконный режим в Родезии, а в дальнейшем отказаться от введенных ООН экономических санкций против родезийских расистов. ДЕЛИ. Осуществляя программу электрификации, правительство Индии стремится улучшить по­ ложение населения страны. Об этом заявил премьер-ми­ нистр М. Десаи, выступая на церемонии пуска нового агре­ гата теплоэлектростанции в Сатпуре (штат Мадхья-Поа- деш ). В настоящее время электрифицированы лишь две из каждых пяти индийских д е ­ ревень. Сейчас усилия направ­ лены на то, чтобы в ближай­ ш ее пятилетие электричество пришло в самые отдаленные уголки Индии, заявил М. Д е ­ саи. НЬЮ-ЙОРК. В штаб-квартире ООН от­ крылось двухнедельное сов е­ щание прибрежных и матери­ ковых государств! бассейна Индийского океана. Помимо 48 стран этого региона, в нем приглашены участвовать ещ е 14 крупных морских держав, в том числе Советский Сою з, суда которых широко пользу­ ются маршрутами этого океа­ на. Основное внимание уча­ стники совещания уделят о б ­ суждению хода выполнения декларации о б объявлении Индийского океана зоной ми­ ра; а также подготовки ещ е бол ее широкой м еж дун ар од­ ной конференции по этой проблем е, которая, возможно, состоится в следующ ем году. ДАКАР. - , ; , ,4 5 - • ' * ь ? " ; , , > ш"*.,. I ... V щ \ 3 $ * Австрия. В Вене заканчива­ ется строительство Центра ООН (на снимке), в здания которого уж е в августе этого года I переселятся некоторое международные организации МАГАТЭ, ЮНИДО и др у­ гие. Здесь создаются все ус­ ловия для работы 5000 слу­ жащих. Фото Ю. ВыходЧеза. (Фотохроника ТАСС). КОРРЕСПОНДЕНТЫ АПН СООБЩАЮТ Крепкий двадца гитрехлет- ний парень по имени Андрэ за свою недолгую трудовую жизнь в третий раз остается без работы. А дома семья — . жена, двое детей. Конечно, если ничего подыскать за ме­ сяц не удастся — выделят пособие по безработице. «Только далось мне это посо­ бие, — с горечью говорит он, — единственное, что мне нуж­ но, — получать заработанные собственным трудом деньги. Мне, моим рукам необходима работа, а не подачки...». Франсуа окончил универси­ тет, по образованию психолог. Вот уже полгода ждет, прай­ да, без большой надежды, что вдруг один из полусотни об­ надеживших его предприни­ мателей наконец сдержит свое обещание «дать знать». Пока же он на содержании у роди­ телей. Когда они на работе, Франсуа варит обед, убирает квартиру. «Ну хорошо, — гово­ рит он, — еще месяц, полгала, по крайней мере год. А даль- О решительной п оддерж к е мужественной борьбы пат­ риотов Фронта национально­ го освобож дения имени Саи­ дино против кровавой дикга? туры Сомосы заявила Сене- гэльская демократическая пар­ ти я . Она осудила преступле- .ния антинародного режима и | выступила в поддерж ку Вре- !менного демократического | правительства национального возрож дения Никарагуа. ТОКИО. Глубокий кризис переж и­ вает текстильная промышлен­ ность Японии. За первую по­ ловину текущего года в стра­ не разорилось 547 компаний этой отрасли. Их долги прэзы- сили 181 миллиард иен. Число банкротств увеличи­ вается с каждым м есяцем . В июне, например, финансовый крах потерпели 99 фирм — наивысший месячный показа­ тель в послевоенной эконо­ мике страны. В результате лавины банкротств б е з работы остались тысячи рабочих-тек- стильщиков. (ТАСС). Т Р У Д - П Р И В И Л Е Г И Я ше? Не могу же я прожать так всю жизнь...». Мишель только что получала диплом техника. ‘Но таких, как она, много, а предпринимате­ ли предпочитают брать спе­ циалистов поопытнее. Поэто­ му, считает Мишель, ее шансы подыскать работу практически равны нулю. Если только не случится чудо... Действительно, для многих молодых канадцев получение работы разносильно сверше­ нию чуда. Таких, как Андрэ, Франсуа, Мишель, пишет рас­ сказавшая их истории мон­ реальская «Пресс», только в канадской провинции Квебек сто пятьдесят тысяч. По ут­ рам они отправляются на поиски работы. Вечером — ожесточенные, возвращаются домой. Они готовы и хотят работать, но, к сожалению, этого мало. Получить работу, считает газета, все равно что выиграть в лотерею, забыв ку­ пить билет. Согласно официальной ста­ тистике, почти половина всех безработных в Квебеке — мо­ лодые люди в возрасте до двадцати пяти лет. Впрочем, и эта весьма красноречивая цифра дает еще далеко ке полное представление об ис­ тинном положении дел. Как ни точна статистика, она все же не учитывает так называе­ мых «неактивных безработ­ ных», то есть тех, кто но той или иной причине не пожелал зарегистрироваться в центре по трудоустройству или, от­ чаявшись от бесплодных попы­ ток, просто-напросто перестал являться туда для перереги­ страции. В разгар рабочего дня на улицах небольшого городка Амо группами и поодиночке, кто на газоне, а кто и поямо на тротуаре, сидят с какой-то отрешенностью на лицах «лишние» люди «свободного» общества. Может быть, молодые ка­ надцы требуют для себя ка­ ких-то особых, по сравнению с другими, привилегий? От­ нюдь нет. Многие согласны даже на меньшую на первых порах оплату труда. Для них иметь работу не право, а привилегия. Привилегия — знать, куда пойти утром. При­ вилегия — потратить зарабо­ танные своим трудом деньги. Единственная «ошибка» мо­ лодых безработных, отмечает та же «Пресс», в том, что их — двадцатилетних — ...сейчас слишком много. Больше, чем надо. За это они приговорены обществом к жестокому нака­ занию —■паразитизму, мораль­ ной деградации, ведущей к алкоголизму, наркомании, проституции. В ходе недавней избира­ тельной кампании кандидаты и оппозиционных, и правящих партий вынуждены были кон­ статировать, что наряду с ин­ фляцией безработица является самой неотложной из всех стоящих перед канадским обществом проблем. Все поли­ тические деятели, выступая перед микрофоном, подчерки­ вали свою озабоченность рос­ том безработицы, особенно среди молодежи. Но никто не сказал о причинах, ее поро­ дивших-, и тем более, как от нее избавиться. Вряд ли, конечно, в усло­ виях общества, где пяти-шес- ти-процентный уровень безра­ ботицы возведен чуть ли не в ранг экономического закона, может быть найдено какое-то радикальное решение этой проблемы. Ведь безработица среди молодежи — это болезнь отнюдь не канадская. Его по­ ражен весь капиталистяческий мир. Как вынуждены признать составители одного из докла­ дов Организации экономиче­ ского сотрудничества и раз­ вития, в недалеком будущем на Западе.без работы может оказаться целое поколение мо­ лодых людей. Оттава. А. САНДАКОВ, соб. корр. АПН. —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz