Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
4 июля 1979 г., № 153 (15450) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я В о с п и т а н и ю к о м п л е к с н ы й п о д х о д З Н А Т Ь И БЫ ТЬ В конце июня кафедра русской и зарубежной литературы Липецкого пединститута совместно с областным отделом на* родного образования и институтом усовершенствования учи* телей провела научно-практический семинар «Критерии оц ен ки работы учителя-словесника». В семинаре приняли участие б о л ее 200 преподавателей, директоров и завучей школ, руководителей школьных и районных методических объединений, инспекторов, сотрудников пединститута. Было заслушано четырнадцать докладов, с разных сторон оценива ющих диапазон творческих возможностей современного учи теля литературы. В публикуемой ниже статье заведующ его каф едрой русской и зарубеж но й литературы, доктора филоло гических н аук/ проф ессор а С Т. Ваймана очерчен круг вопро сов, представляющих интерес для педагогической общ ествен ности и непосредственно связанных с основной проблематикой семинара. С АЖАЕТ —■кт о хочет, растит — кто может. Это аксиоматично. Но . вот проблема: как растить? Приме нительно к школьному препо даванию литературы это озна чает: какими духовными, педа- гагаческими ресурсами дол жен располагать современный учитель-словесник, чтобы не проглядеть, не разбазарить, но сберечь и приумножить в моло дом человеке все хорошее, доб- ; г- и светлое? Какие требова- V ния мы вправе к нему предъя вить? Путеводной нитью в размыш лениях на эту тему служат нам философские и социально-педа гогические идеи, выдвинутые XXV партийным съездом. Прежде всего это идея ком.п- у '"4 леконого воспитания. Именно в комплектом подходе к ученику нуждается и школьное препо давание литературы. Мы глу бочайше заинтересованы в том, чтобы знания, приобретае мые молодежью, изменяли ее к лучшему, — облагораживали, огранивали душу, отвращали от пошлости и зла, Но не только это. Мы хотим, чтобы молодежь была полити чески, духовно и нравственно активна, чтобы она наступала на пошлость и зло, деятельно оберегая вокруг себя и в себе ценности, завещанные нам всей нашей историей. Между тем нередко на передний план в школьном изучении литературы выдвигается эрудиция; своими руками мы, педагоги, зачастую отторгаем знания от духовного, нравственного, словом, челове ческого смысла, и таким обра- 1 зом санкционируем псевдоин- теллигентность. Что же делать? Вероятно, как обычно, начинать надо с перевоспитания воспитателя. И не в рамках очередного педаго гического аврала или бума, а на уровне повседневной рабо ты, цель которой — внутренняя переориентация учителя. Край не желательно, чтобы установ ка на знание уступила место неизмеримо более серьезной и гуманной установке — на чело веческий смысл -— на знание в контексте личности. Когда ученик 8-го клас са, пересказывает, напри мер, лермонтовскую «Бэлу», он уже по необходимости не вольно «прихватывает», выго варивает также и себя. И пото му все, что он в повести про глядел, чего попросту не уло вил, что так или иначе дефор мировал. представляет гро мадный педагогический инте рес — не как повод для упре ка в невежестве, а как иеппо ступившая- картина его внут ренней жизни. Ч ТО греха таить, порою мы несем невосполнимые педагогические потери из-за того, что еще недостаточ но умело и тонко обращаемся » с таким универсальным воспи тательным инструментом, как литературная образность, © с а мом подходе к уроку литерату ры, в обшей трактовке и в ис полнении его без особых усилий обнаруживаются досадные крайности. С одной стороны, избыточная торжественность (так и говорят: «иду на урок, как на праздник»), с другой стороны, — будничность, за- земленяостъ, нередко порожда ющая скучливый зевок. Позволю себе чуть подробней поговорить о каждой из этих крайностей. По моим наблюдениям, суще ствуют две разновидности «праздничного» урока. Это, во- первых, урок чисто эмошю- нальный. Обычно он носит мо нологический характер; учитель пытается внушить школьникам чувства, обуревающие его са мого, заразить их своим энту зиазмом. Речь его открыто-экс прессивна, лексика торжест венна; мимика, жестикуляция — все призвано вовлечь ауди торию в глубоко пристрастный разговор о литературном про- -V-' наведении. Анализ текста, ■ характер общения учителя с классом, ».» форма вопроса — все здесь диктуется чувством. Вторая разновидность «пра здничного» урока — урок зани мательный. Основу его обычно составляет методический до пинг: учитель намеренно под перчивает свой рассказ различ ными «захватывающими* ис ториями, пикантностями, био графическим «интимом», ча сто и ровсе не идущим к делу. Помню, например, с каким без оглядным любопытством слу шали девятиклассники на уро- _/ке, посвященном «Отцам и де тям», учительский коммента рий к некоторым обстоятель ствам личной жизни Тургенева. Этот комментарий был почерп нут из «Воспоминаний» Ав дотьи Панаевой и, естественно, нужд,алея в очень серьезной корректировке. Другая крайность в подхо де к уроку литературы —• буд ничность. Урок-будни. По своему эмоциональному тону-? су, колориту, до характеру вза имоотношений учителя и клас са он мало чем отличается от урока физики или биологии. Литературная 'Образность в этом случае исправно раскла дывается по полкам примерно так же, как молекулы или ка кие-нибудь простейшие. Произ ведение мыслится как ьг^ регат, как механиче ский набор элементов. Из текста, без особых душев ных мук, извлекаются образы Петра Гринева, Маши Мироно вой, Швдбрина и т. д. Полага ют, в литературе, как в жизни: по улице ходят отдельные Граждане — и по повести хо дят. Но помимо Петра Гринева, Маши Мироновой и прочих персонажей «Капитанской доч ки», есть еще и автор, особым образом рассказывающий о них, особым образом распола гающий материал и организу ющий собственное речевое поведение. Понадобилось же ему, в конце концов, зачем-то передать повествование о со бытиях Петру Гриневу! Будничный, бытовой урок —< урок бескрылый; даже в наиме нее пугающих вариантах, он культивирует потре бительское отношение к ис кусству, монотонное усердие. Хочу быть правильно понят. Я не против того, чтобы урок литературы ощущался как праздник или как повседнев ность. На мой взгляд, харак тер урока должен как-то со ответствовать характеру изу чаемого предмета. Конечно же, анализировать искусство, не- проникаясь его пафосом, не волнуясь, практически невоз можно, если не сводить анализ к сугубо технической процеду ре. Но волнение—это ведь не только вулканические прорывы темперамента или эстрадные всплески душевности. Источник подлинного волнения в нашем деле — прежде всего личная вовлеченность в искусство. А как она проявится —• в преоб ладании нижнего или верхнего регистра, в сдержанности, пол ной энергии и огня, или в от крытом юношеском беспокой стве — вопрос не столь сущест венный. В чем же тут дело? Откуда опасная эта однобокость? Дело, мне кажется. в общей профессиональной уста новке. В основе урока—«празд ника» — установка яа восприя тие литературного текста, в ос нове «урока-будней» — уста новка на текст. Там — укруп няется и расцвечивается впе чатление от прочитанного; здесь — интерес концентрируется на печатном слове. Опыт лучших надшх учителей, — и первой в этом списке я назвал бы Марию Дмитриевну Качерину, — свидетельствует: уважитель ное отношение к тексту и глу бочайше заинтересованное, личное восприятие его — мо менты единого, диалектически сложного процесса, именуемого художественной литерату рой. Ибо литература — не хра нилище, не склад готовых изде лий, но живая, ежесекундно творнмая в нашем читатель ском опыте достоверность са мой литературы. Мне известно лишь одно— объективное и непреложное —• условие . гармонизации отноше ний между литературным тек стом и молодым читателем: это — воспитание у молодого чита теля серьезного отношения к тексту. Что я имею в виду? В последнее время по причи нам, о которых я позволю себе здесь специально не говорить, у нас чуть щ не узаконилось разделение литературной на уки на большую и малую. Большая наука — это академи ческое литературоведение, в недрах которого выковывается новая методология, новые принципы изучения текста. Ма лая наука — это ассортимент популярных, общедоступных, простеньких и часто бессистем ных представлений о художе ственности, составляющих тео ретический фундамент школь ного преподавания, так сказать, литературоведческий ширпо треб. Большая наука с небыва лым напряжением аналитиче ской мысли разрабатывает та кие категории, как «художест венное время», «художествен ное пространство», «полифо низм» «позиция повествовате ля», «эволюция стиля», «ин дивидуальная манера». Малая наука, на высших своих сту» пенях (9 и 10 классы) с тру дом добирается до понятия о драматургическом конфликте, образе-символе, подтексте и т. п. Спрашивается: можно ли серьезно изучить шолоховский «Тихий Дон», не уяснив себе предварительно диалогической природы слова? Странное впечатление про изводят теоретические акцен ты, расставленные в программе по литературе. Я не' в состоя нии понять, почему вопрос о противоречиях в мировоззрении и творчестве писателя изучает ся в 9-м классе, в связи с Дос тоевским, и не изучается в 8 классе, в связи с Гоголем. Как будто в 8-м классе позволено выдавать .учащимся не всю истину, а только часть ее, — совсем по рецепту Марка Тве на: «Правда—величайшая дра гоценность; нужно ее эконо мить». Или: почему вопрос о соотношении жизненной прав ды и художественного вымысла — едва ли не самый фундамен тальный в литературной науке, — почему вопрос этот впервые приковывает к себе внимание лишь в 7 классе, при изучении «Капитанской дочки»? Ведь по зади остаются и чеховский «Хамелеон», и некрасовский «Мороз, Красный нос», и «Та рас Бульба», и десятки других шедевров. Разве голыми, «эмпирическими» руками их возьмешь? Понятие о диалоге и монологе программа предла гает разъяснить в 4 классе (Лермонтов, «Бородино»), но о внутреннем монологе и внут реннем диалоге учащиеся сред ней школы так ничего и не узнают, хотя в 10 классе, в разделе «Современная зарубеж ная литература», в числе прочих, названы такие слож нейшие повествования, как «Старик и море» Хемингуэя, «Земля людей» и «Маленький принц» Сент-Экзюпери. Иногда учителя говорят; это, конечно, заманчиво, это крайне необходимо, однако школа к этому еще не готова. Я возражаю: к чему не гото ва школа? К восприятию «художественного простр анст- ва»? Но давайте заглянем в министерские программы по другим дисциплинам. Обрати те внимание: 9-й класс, тот самый, что изучает «Преступле ние и наказание», так ничего и не прослышав о «полифони ческом романе», этот самый, непонятливый 9-й класс в курсе обшей биологии осваива ет такие темы, как сущность основных законов жизни, ин дивидуального и историче ского развития организмов. В \курсе математики 9 класс изучает тригонометрические функции, системы уравнений и неравенств. Затем девяти классники штурмуют молеку лярную физику, основы элек тродинамики и т. д. и т. п. По чему же им недоступна теория полифонического романа? Кем это доказано? Создается впе чатление, что мы плохо знаем наших ребят, и всякий раз, решая вопросы методического характера, исходим не из ре ального положения дел, а из некоей вымученной схемы. Девятиклассник с задатками фо1нвиз1инского Митрофана — это плод нашего воображения, это фигура, вылепленная на шим недоверием к духовному и интеллектуальному потенци алу конкретного ученика. Т АКИМ образом, на воп рос: «Что может и дол жна сделать школа в области преподавания литера туры?» я бы ответил так: шко ла должна органически перева рить, усвоить достижения сов ременного большого литерату роведения, впустить в свое жизненное пространство под линную серьезность, — разуме ется, не переусложняя ни спо соба изучения литературной об разности, ни формы изложения материала. Дух литературоведче ской серьезности — самая надежная защита и от поверх ностной эмоциональности, и от столь же поверхностной буд ничности. Этот дух серьезности не навязывается классу, но по рождается живым общением класса и литературного текста при посредстве учителя. Глав ная задача учителя — придать такому общению творческий ха рактер; Школьное преподавание ли тературы — во всех своих зве ньях и на всех этапах — инст румент воспитательный. Его конечная цель — «выработка» внутреннего мира. Для Словес ника обучить — значит, изме нить человека к лучшему. С; ВАЙМАН, зав. кафедрой Липецкого педагогического института, доктор филологических наук, профессор. М Е Ж Д У и н ф о : В ст р ан а х со ц и а л и зм а Я «Л'у % В О Н С А Н С К И Й П О Р Т С Е Г О Д Н Я Главный гор од провинции Канвондо — Вонсан, располо женный на вос?очном п о б е реж ье КНДР, уж е давно изве стен как один из крупнейших промышленных центров р ес публики. Но в последние го ды в связи с решениями Тру довой партии Кореи по даль нейшему увеличению внешней торговли он стал превра щаться в крупнейший совр е менный порт. Под шум бульдозеров, ко торые ведут расчистку пло щадки и роют котлован под новый огромный склад, глав ный инженер Пен Чои Пин показывает мне территорию порта и рассказывает о его реконструкции. — В последние два года наш порт переживает бурное развитие. Он, м ожно сказать, ещ е м олодой, а уж е вышел по грузообороту на пятое место в республике после Нампхо, Чхончжина, Хынн.зма и Наджина. Д о освобождения от японского колониализма здесь были только небольшие причалы для рыбацких судов, да и те во время войны р аз рушили американцы. В 1961 году на заросший камышом бер ег пришли пер вые бригады строителей. А уже в 1973 году по реш ению правительства КНДР началась реконструкция порта с тем, чтобы превратить его в круп ную базу не только внутрен них, но и внешних гр узоп ер е возок. Для приема и отправки внешнеторговых грузов по строен причал длиной 350 мет ров. В 1976 году на р ей де Вон сана появились первые зару бежные суда. — Из всех иностранных су дов, которые мы сейчас при нимаем, около. 90 процентов — советские, — сказал мне заведующий отделенном внешних сношений Вонсанско го порта товарищ Ким Ен Хэк. — Из Советского Сою за к нам доставляется бумага и другие народнохозяйственные грузы, А уходят корабли с цементом для строек Саха лина, Камчатки и других рай онов советского Дальнего Востока. У нас установились тесные деловые контакты с советски ми товарищами. В их дальней шем укреплении мы видим и укрепление дружбы и эко номического сотрудничества двух стран. О планах развития порта в нынешней семилетке расска зал Пен Чон Пин. — В 1977 году, когда начал ся регулярный прием зару бежных судов, — говорит он, — пропускная способность той части порта, которая за нимается внешнеторговыми перевозками, составляла 100 тысяч тонн. А в этом году мы уж е планируем довести ое до полумиллиона тонн. В конце этого — начале следующ его года, когда за кончится строительство нозо- го склада на 10 тысяч гони, мы см ож ем обрабатывать миллион тонн грузов. К 1984 году длина причальных с о оружений увеличится прибли зительно на полкилометра, что позволит ставить под р аз грузку одноврем енно семь крупнотоннажных судов. Поскольку наш порт з о с новном принимает суда из СССР, это позволит значитель но расширить его роль в раз витии экономических связей с Советским С ою зом и, сл ед о вательно, успешнее решать народнохозяйственные зада чи, которые стоят п ер ед на шими братскими странами, — сказал в заключение Пен Чон Пин. В. ПЕРВУХИН, соб. корр. АПН. БЕРЛИН. Новую высокопроизводи тельную типографскую маши ну передали советскому заказ, чику работники завода типо графского оборудования «Пла. маг» в гор оде Пдауэн. Гигант ский агрегат, весящий не сколько сот тонн, способен за час офсетным сп особом отпе чатать около 300 тыс. экземп ляров газет. Крупнейшим получателем продукции завода «Пламаг» является Советский Сою з. За два десятилетия в СССР по ступило из Плауэна более 200 различных типографских машин. ЛОНДОН. Ставленник белых плантато ров и промышленников в Ро дезии марионетка Музорева прибудет на следующ ей н ед е ле в английскую столицу для переговоров с премьер-мини стром Англии М. Тэтчер. О ПОЛИТИКА «ОТКРОВЕННОГО ГРАБЕЖА» ЛОНДОН, 3 июля. (ТАСС). Британский филиал нефтяной корпорации «Эссо» объявил о решении немедленно повы сить цены на бензин и другие виды топлива в среднем на 6 проц. Два дня назад к оче редному повышению цен при бегла другая компания — «Шелл». В конце нынешней недели подорожает и продук ция «Бритиш петролеум». Не избежным результатом подоб ного скачка цен на горючее станет, по оценкам экономи стов, ускорение темпов инф ляции на Британских островах. Не случайно многие депутаты палаты общин, где проходили дебаты по энергетическим проблемам, называли подоб ную практику монополий «от кровенным грабежом». Несмотря на это, позиция (Монополий встретила полную поддержку со стороны консер вативного правительства стра ны. Формально свое решение нефтяные концерны пыгагатся оправдывать необходимостью преодоления энергетического кризиса, испытываемого Вели кобританией. Одновременно они утверждают, что прежний уровень цен был «абсолютно нерентабельным». Между тем доходы нефтяных гигантов не только не сокращаются, а на против, стремительно возра стают. В нынешнем финансовом го ду доходы «Бритиш петро леум» возрастут более чем вдвое и составят 825 миллио нов фунтов стерлингов, на 25 проц. поднимутся и доходы «Шелл». К тому же, именно граби тельская практика монополий, их бесконтрольное хозяйнича нье на нефтяных месторожде ниях Северного моря во мно гом обусловили нынешний энергетический голод. В погоне за сверхприбылями «Эссо», «Шелл», «Бритиш петролеум» сворачивают поставки северо морской нефти в Великобри танию и одновременно расши ряют ее экспорт в те страны, где цены максимально высо ки, обретая тем самым Вели кобританию на еще более ост рый энергетический голод. ГОРДОЕ ИМЯ — РАБОЧИЙ МИНСК, 3 июля. (Корр. ТАСС В. Бирюков). Рабочие спецовки впервые примерили сегодня молодые трактороза водцы — выпускники средних школ белорусской столицы. Многие из них сразу, встали к станкам и поточным линиям: ребята приобрели профессии в межшкольных учебно-произ водственных комбинатах горо да. Остальные получат квали фикацию на курсах. Молодежь начинает трудот вую биографию под опекой опытных наставников. Учени ков берут к себе член ЦК КПСС, Герой Социалистиче ского Труда слесарь-инстру ментальщик Е. Климченко, Ге рой Социалистического Труда эл ектр осв арщипа Г. Мягкова, Дру гие передовики. — Широко применяется для подготовки пополнения и бригадное . наставничество, — сообщил генеральный дирек тор производственного объеди нения «Минский тракторный завод» П. Бойков. — Эта фоц- ма работы с молодыми хороша тем, что позволяет не только быстро ввести их в строй, но и с первых дней учит коллекти визму, ГАВАНА, 3 июля. (Корр. ТАСС). На Кубе началась идеологическая кампания, по священная отмечаемому в Рес публике Дню национального восстания. Двадцать шесть лет назад, на рассвете 26 ию ля, группа молодых революци онеров во главе с Фиделем Кастро предприняла отважный штурм казармы Монкада в го роде Сантьяго-де-Куба. Под виг героев дал мощный тол чок развитию освободительной борьбы кубинского народа, увенчавшейся победой рево люции 1 января 1959 года. В рамках идеологической кампании по всей стране прой дут митинги и собрания, будут прочитаны лекции, открыты выставки, расска’зывающие о мужественных героях штурма. КУБА НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА На промышленных предприя тиях, в сельскохозяйственных кооперативах, в учреждениях, учебных заведениях и воин ских частях будут организова ны занятия с целью дальней шего изучения политической программы, с которой шли ре волюционеры на штурм цита дели диктатора Батисты, речи «История меня оправдает», ко торую произнес на судилище Фидель Кастро, речи вождя кубинской революции на 1 съезде Компартии. На Кубе стало славной тра дицией встречать День нацио нального восстания новыми трудовыми победами. В честь знаменательного юбилея, кото рый отмечается ныне в год двадцатилетия победы народ ной власти в Республике, тру дящиеся страны активно вклю чились в широко развернувше еся социалистическое соревно вание, берут повышенные обя зательства, направленные на успешное выполнение планов пятилетки. С огромным подъемом и эн тузиазмом работают в эти дни трудящиеся провинции Ольгин. За большие заслуги в деле вы полнения программы развития народного хозяйства Политбю ро ЦК Компартии Кубы при няло решение о проведении 26 июля в городе Ольгин цент рального митинга, посвящен ного Дню национального вос стания. БЕСП РАВИ Е П ЕРЕД ЛИ Ц ОМ ЗАК О Н А ПАРИЖ. Энергичные проте сты трудящихся, демократиче ской общественности Франции вызвало обсуждение в парла менте нового законодательст ва, которое значительно ухуд шает и без того тяжелее поло жение иностранных рабочих. Предложенный правительством законопроект, предусматрива ющий высылку из страны со тен тысяч трудящихся-имми грантов, встретил резкое осуж дение многих депутатов наци онального собрания. Голосова ние по нему было отложено до осенней сессии парламента. Дискриминационный зако нопроект, подчеркивает «Юма- ните», предоставляет властям полную свободу в решении су деб миллионов иммигрантов — практически любой иностран ный рабочий может быть вы слан из страны или арестован. Более 4,2 млн. выходцев из Испании, Италии, Португалии, Туниса, Алжира, Марокко и ряда африканских стран, ко торые приехали во Францию в поисках заработка, трудятся на шахтах, рудниках, строй ках, химических и металлурги ческих заводах, лесоразработ ках. Их используют на самых тяжелых, опасных, низкоопла чиваемых работах. Произвол властей и хозяев в отношении рабочих-имми- грантов, указывает журнал «Ви увриер», означает новое наступление монополии на права трудящихся. Крупнейшие профсоюзные объединения страны заявляют о своей солидарности с трудя- щимися-иммигрантами. ЛОНДОН. «Нас вынуждают жить в тяжких условиях, на поминающих худшие времена средневековая». Эти слова при надлежат молодому англий скому писателю Майклу Мак миллану — одному из милли онов выходцев из стран Азии, Африки и Латинской Амери ки, живущих на Британских островах. Газета «Морнинг стар», опубликовавшая его рассказы, отмечает, что слова Макмил лана справедливы в отноше нии большинства «цветных» жителей Британских островов. Их используют на самых низ кооплачиваемых работах. Они убирают мусор, работают сто рожами, посудомойками, раз носчиками газет, носильщика ми и грузчиками. Среди почти полутора миллионов безработ ных в Англии людей с темным цветом кожи почти втрое больше, чем белых. Бесправными оказываются иммигранты и перед лицом за кона. По малейшему подозре нию полиция может задержать или арестовать «цветного». По добные действия нередко «оп равдываются» законами, п ри н я т ы м и еще в прошлом столе тии. (ТАСС). его визите объявил МИД Ве ликобритании. Д о поездки в Лондон Музорева посетит Вашингтон. Вояж Музоревы свидетель ствует о планах Запада лега лизовать незаконный режим в Родезии, а в дальнейшем отказаться от введенных ООН экономических санкций против родезийских расистов. ДЕЛИ. Осуществляя программу электрификации, правительство Индии стремится улучшить по ложение населения страны. Об этом заявил премьер-ми нистр М. Десаи, выступая на церемонии пуска нового агре гата теплоэлектростанции в Сатпуре (штат Мадхья-Поа- деш ). В настоящее время электрифицированы лишь две из каждых пяти индийских д е ревень. Сейчас усилия направ лены на то, чтобы в ближай ш ее пятилетие электричество пришло в самые отдаленные уголки Индии, заявил М. Д е саи. НЬЮ-ЙОРК. В штаб-квартире ООН от крылось двухнедельное сов е щание прибрежных и матери ковых государств! бассейна Индийского океана. Помимо 48 стран этого региона, в нем приглашены участвовать ещ е 14 крупных морских держав, в том числе Советский Сою з, суда которых широко пользу ются маршрутами этого океа на. Основное внимание уча стники совещания уделят о б суждению хода выполнения декларации о б объявлении Индийского океана зоной ми ра; а также подготовки ещ е бол ее широкой м еж дун ар од ной конференции по этой проблем е, которая, возможно, состоится в следующ ем году. ДАКАР. - , ; , ,4 5 - • ' * ь ? " ; , , > ш"*.,. I ... V щ \ 3 $ * Австрия. В Вене заканчива ется строительство Центра ООН (на снимке), в здания которого уж е в августе этого года I переселятся некоторое международные организации МАГАТЭ, ЮНИДО и др у гие. Здесь создаются все ус ловия для работы 5000 слу жащих. Фото Ю. ВыходЧеза. (Фотохроника ТАСС). КОРРЕСПОНДЕНТЫ АПН СООБЩАЮТ Крепкий двадца гитрехлет- ний парень по имени Андрэ за свою недолгую трудовую жизнь в третий раз остается без работы. А дома семья — . жена, двое детей. Конечно, если ничего подыскать за ме сяц не удастся — выделят пособие по безработице. «Только далось мне это посо бие, — с горечью говорит он, — единственное, что мне нуж но, — получать заработанные собственным трудом деньги. Мне, моим рукам необходима работа, а не подачки...». Франсуа окончил универси тет, по образованию психолог. Вот уже полгода ждет, прай да, без большой надежды, что вдруг один из полусотни об надеживших его предприни мателей наконец сдержит свое обещание «дать знать». Пока же он на содержании у роди телей. Когда они на работе, Франсуа варит обед, убирает квартиру. «Ну хорошо, — гово рит он, — еще месяц, полгала, по крайней мере год. А даль- О решительной п оддерж к е мужественной борьбы пат риотов Фронта национально го освобож дения имени Саи дино против кровавой дикга? туры Сомосы заявила Сене- гэльская демократическая пар ти я . Она осудила преступле- .ния антинародного режима и | выступила в поддерж ку Вре- !менного демократического | правительства национального возрож дения Никарагуа. ТОКИО. Глубокий кризис переж и вает текстильная промышлен ность Японии. За первую по ловину текущего года в стра не разорилось 547 компаний этой отрасли. Их долги прэзы- сили 181 миллиард иен. Число банкротств увеличи вается с каждым м есяцем . В июне, например, финансовый крах потерпели 99 фирм — наивысший месячный показа тель в послевоенной эконо мике страны. В результате лавины банкротств б е з работы остались тысячи рабочих-тек- стильщиков. (ТАСС). Т Р У Д - П Р И В И Л Е Г И Я ше? Не могу же я прожать так всю жизнь...». Мишель только что получала диплом техника. ‘Но таких, как она, много, а предпринимате ли предпочитают брать спе циалистов поопытнее. Поэто му, считает Мишель, ее шансы подыскать работу практически равны нулю. Если только не случится чудо... Действительно, для многих молодых канадцев получение работы разносильно сверше нию чуда. Таких, как Андрэ, Франсуа, Мишель, пишет рас сказавшая их истории мон реальская «Пресс», только в канадской провинции Квебек сто пятьдесят тысяч. По ут рам они отправляются на поиски работы. Вечером — ожесточенные, возвращаются домой. Они готовы и хотят работать, но, к сожалению, этого мало. Получить работу, считает газета, все равно что выиграть в лотерею, забыв ку пить билет. Согласно официальной ста тистике, почти половина всех безработных в Квебеке — мо лодые люди в возрасте до двадцати пяти лет. Впрочем, и эта весьма красноречивая цифра дает еще далеко ке полное представление об ис тинном положении дел. Как ни точна статистика, она все же не учитывает так называе мых «неактивных безработ ных», то есть тех, кто но той или иной причине не пожелал зарегистрироваться в центре по трудоустройству или, от чаявшись от бесплодных попы ток, просто-напросто перестал являться туда для перереги страции. В разгар рабочего дня на улицах небольшого городка Амо группами и поодиночке, кто на газоне, а кто и поямо на тротуаре, сидят с какой-то отрешенностью на лицах «лишние» люди «свободного» общества. Может быть, молодые ка надцы требуют для себя ка ких-то особых, по сравнению с другими, привилегий? От нюдь нет. Многие согласны даже на меньшую на первых порах оплату труда. Для них иметь работу не право, а привилегия. Привилегия — знать, куда пойти утром. При вилегия — потратить зарабо танные своим трудом деньги. Единственная «ошибка» мо лодых безработных, отмечает та же «Пресс», в том, что их — двадцатилетних — ...сейчас слишком много. Больше, чем надо. За это они приговорены обществом к жестокому нака занию —■паразитизму, мораль ной деградации, ведущей к алкоголизму, наркомании, проституции. В ходе недавней избира тельной кампании кандидаты и оппозиционных, и правящих партий вынуждены были кон статировать, что наряду с ин фляцией безработица является самой неотложной из всех стоящих перед канадским обществом проблем. Все поли тические деятели, выступая перед микрофоном, подчерки вали свою озабоченность рос том безработицы, особенно среди молодежи. Но никто не сказал о причинах, ее поро дивших-, и тем более, как от нее избавиться. Вряд ли, конечно, в усло виях общества, где пяти-шес- ти-процентный уровень безра ботицы возведен чуть ли не в ранг экономического закона, может быть найдено какое-то радикальное решение этой проблемы. Ведь безработица среди молодежи — это болезнь отнюдь не канадская. Его по ражен весь капиталистяческий мир. Как вынуждены признать составители одного из докла дов Организации экономиче ского сотрудничества и раз вития, в недалеком будущем на Западе.без работы может оказаться целое поколение мо лодых людей. Оттава. А. САНДАКОВ, соб. корр. АПН. —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz