Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

1 июл*) 1979 г., № 151 (15 448 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ЗНАТНЫЕ ЗЕМЛЯКИ В Е Р Н Ы Й К АМ ЕРТОН ЖИЗНИ Луч с олнца, выскользнув из-за кудрявой тучки, заиграл на золоченой луковице коло­ кольни Ивана Великого, кос­ нулся древнего камня Грано­ витой палаты, лазером прон­ зил листву Александровского сада, и вот уже тысячи ярких утренних лучей заплясали, доб еж али по московским пло- 1дям, улицам, проспектам, набережным. Хорошо дышится в эту расцветиую пору. Ни­ колай Сергеевич, прогулйваясь по аллеям, с удовольствием вдыхал чистый, еще не согрев­ шийся воздух. Вчера хорошо работалось: отпечатал несколь­ ко страниц, скоро отнесет в редакцию свою новую доку­ ментальную повесть. А сегод­ ня надо встретиться с завод­ ским коллективом. Вчера вы­ ступал в Люберцах, Кажется, удачно^. Размышляя, Николай Серге­ евич задумчиво скользит взглядом по глянцевитым ли- ' стьям тополей, прислушивает­ ся к легкому шуршанию авто­ бусов. Москва, где он живет и работает, кажется, давно стала родной. Но отчего-го в последнее время все чаще вопом'инает писатель Николь­ ский живописный уголок Сред- -"«ерусья, городок с поэтиче- им названием Лебедянь. 'Гам ^рошла юность, годы учебы... В Москве он возглавляет совет ветеранов 27-й гвар­ дейской стрелковой дивизии. Сюда ежегодно на праздник Победы съезжаются однопол­ чане. Так было и в прошлом году. Опять встретились вете­ раны: рукопожатия, улыбки, радостные возгласы, крепкие объятия. Внимание Никольско­ го вдруг привлек к себе высо­ кий, статный человек с побе­ ленными временем висками. Многочисленным правитель­ ственным наградам было тес­ но на его груди. Познакоми­ лись. Это был Субботников Игорь Николаевич. Разговори, лись; — Так вы из Лебедяни? Это " ке город моей юности, я там зоотехникум кончал... Кто теперь руководит им? — Мария Степановна Му­ хина, замечательный, между прочим, человек. Да вы, Ни­ колай Сергеевич, приезжайте к нам, сами все и увидите. Думаю, встреча будет интерес­ ной... Желание посетить город своей юности было теперь на­ столько сильным, что он уже не мог успокоиться. Когда пришел домой, взял лист бу­ маги, ручку... И вот в Лебе­ дянь полетело теплое письмо. ■ Оказалось, в Лебедянском сельхозтехникуме его помнят, не забыли. Гордятся творче­ скими успехами Николая Сер­ геевича Никольского, члена Союза писателей СССР, Ге­ роя Советского Союза. В 1934 году он приехал в Лебе­ дянь с группой детдомовских ребят, чтобы получить специ­ альность зоотехника. Учился отлично, был секретарем ком­ сомольской организации. Вой­ на круто вмешалась в его судьбу. Он сражался на За­ падном, Северо-Западном, Ка­ лининском, Сталинградском, Донском, Юго-Западном, трс. тьем Украинском фронтах. Был тяжело ранен, имеет мно­ го правительственных наград. За мужество и отвагу, про­ явленные при ' форсировании Днепра, Н. С. Никольский был удостоен звания Героя Совет­ ского Союза. ...Еще в Москве, когда са­ дился в поезд, нахлынули и всю дорогу не отпускали вос­ поминания о юности, друзьях, о днях учебы. На вокзале в Лебедяни его встретили уча­ щиеся сельхозтехникума, при­ шел сюда и однополчанин И. Н. Субботников. Потом все собрались а ак­ товом зале техникума. Затаив дыхание, слушали учащиеся рассказ героя о своем детстве, о годах учебы, о дорогах зой- ны, о том, как он стал писа­ телем. Перу Н. С. Никольско­ го принадлежат 25 книг, вы­ шедших общим тиражом свы­ ше 3 миллионов экземпляров. Николай Сергеевич рассказал о нелегкой работе над своей первой книгой. Было трудно, но он считал себя обязанным рассказать о друзьях, о муже­ стве, стойкости, о широте их души. И вот вечер отъезда* В ак­ товом зале общежития сель­ хозтехникума организо.зали прощальный «огонек». Беско­ нечен был поток вопросов пи­ сателю, и он охотно отвечал на все. А — Что будет в четвертой ча­ сти книги «Дерзкого рейда»? — Какие ваши планы, Нико­ лай Сергеевич? И он рассказывал: — Я все эти годы старался также верно служить Родине, как и в военное время, Авто­ мат сменил на перо и писал о тех, кто, не щадя себя, бо­ ролся за освобождение От­ чизны. ...После этой встречи мы с Николаем Сергеевичем перепп. сыпались, а однажды, будучи в Москве, я воспользовалась приглашением и зашла к пи­ сателю. Он забросал вопросами: — Как в Лебедяни? Погода- то какая, дождей все нет? И у нас то же самое. Как техни­ кум? Да, писатель бывает в ча­ стых разъездах, чго нисколько не мешает ему очень продук­ тивно работать. Готовится к изданию его новая книга «За линией фронта», на очереди — 'документальная повесть о пар­ тизанах «Белый лес». Она предназначается для молоде­ жи. Зреет очередная задумка — создать трилогию о Лебе­ дяни, в которой он хочет рас­ сказать о жизни овоих моло­ дых сверстников и о совре­ менной комсомолии, — Думаю, еще раз приехать в Лебедянь. Обязательно... — задумчиво говорит писатель. У Никольского нет ни еди­ ной свободной минуты, время строго расписано; работа над книгами, выступления перед аудиторией москвичей, чтение, командировки. Мне довелось побывать на одной из его встреч с москви­ чами. Она состоялась на заво­ де легковых автомобилей. Про­ сто, но ярко и-образно расска­ зывал Никольский о создания трилогии «Дерзкий рейд». Ог­ лянувшись на зрителей, я увидела широко раскрытые глаза юноши-комсомольца, напряженное внимание по­ жилого рабочего в комбинезо­ не, круглолицую, с ямочками на щеках, девушку, присло­ нившуюся к своей подруге н не отрывающую глаз от писа­ теля... Я знаю, так бывает всегда, на каждой встрече Никольско­ го с молодыми рабочими, сту­ дентами, колхозниками, воина­ ми. Всегда его рассказ о соб­ ственном творчестве, о воен­ ных событиях вызывает боль­ шой интерес. Писатель пони­ мает, что этот интерес рожден желанием узнать как можно больше о времени, ставшем серьезным испытанием для многих его сверстников. Его время — тот камертон, по ко­ торому нынешние юноши и девушки сверяют себя, свою жизнь. Р. КОЗЛОВЦЕВА. Ц И Р к... ЦИРК... ЦИРК Л И П Е Ц К И Й ТЕАТР В ОРЛЕ Свое гастрольное лето кол­ лектив областного драматиче­ ского театра открыл выступле­ ниями в Орле, на сцене театра т е н и Тургенева. Успехом у зрителей древнего русского города пользовались спектак­ ли «А поутру они проснулись», «Мои Надежды», «Последний срок» и другие. За месяц, проведенный в Орле, липецкие артисты много­ кратно встречались с рабочи­ ми, строителями, с сельскими тружениками. Они побывали на ударной комсомольской стройке — бройлерной фабри­ ке в Мценске, были гостями студентов Орловского инсти­ тута. культуры. ч О. НЕСТЕРОВА. Поэтическая рубрика Мне зависеть от вас, небо, поле, деревья и травы, всей своей неуютной, своей челозечьей судьбой. Дайте разум — понять, как вы праведно были неправы, так безбож н о высоко меня вознеся над собой. Дайте мудрость — прожить с вами рядом по принципу братства, дайте воли — забыть о мятущемся сер д ц е своем. Дайте силы — любить. Пусть любовь не прибавит мне власти, Только право — ответить за вас п ер ед будущим дн ем— Не о любви — е е не занимать, Не о терпеньи — терпелива в меру, Я со слепой к судьбе взываю верой о том, чтобы жила подольше мать. Чтобы в минуту встречи иль прощанья, неведом о о ком или о чем, мне выплакаться в мамино плечо блаженными слезами покаянья. Чтоб вновь меня жалела и журила, втолковывала чтО-то, горячась, а я б жила спокойно и творила, поскольку знала: есть кому прощать... Л. ПАРЩИКОВА. г. Грязи. Н А Ш Д О М В КРУГУ С Е М Ь И В статьях «Старые заботы новых мам», «Житейские рифы'>, опубликованных в «Ленинском знамени» в № 82 и № 133 рассказывалось о проблемах современной семьи. Наши чита­ тели попросили продолжить разговор на эту тему. На дом аш нее хозяйство у нас уходит пока ещ е 275 мил­ лиардов часов труда в год. На общественный труд — около 220—230 миллиардов часов. Статистика, опубликованная а центральной печати, лишний раз заставляет задуматься над процессами, происходящими в сф ер е семьи. «Д ом — наш рай, где мы отдыхаем от работы», — говорят одни. «Д ом — это ад, ждешь понедельника, как избавления от бесконечных забот», — говорят другие. ... Социалистический строй Доставил задачу, за которую ад бралось еще человечество — создать общество гармони­ чески развитых, а значит и счастливых людей. Человек должен найти удовлетворение и радость в труде, семейной жизни, отдыхе, увлечениях. Знаменателен тот факт, что при Академии наук СССР ор­ ганизован научный совет но проблемам семьи с участием представителей министерств высшего образования, просве­ щения, здравоохранения, юсти­ ции и других организаций и учреждений, которые так или иначе влияют на брачно-се­ мейные отношения. Рекомен­ дации этого совета уже реа­ лизуются. }о многих городах, к при- •'згеру, составлена и осуществ­ ляется комплексная програм­ ма мер, направленных на все­ стороннее облегчение труда женщин, как на производстве, так и в быту. Особое внимание женщинам •— не случайно. В семье она шеет одинаковые права с ^мужчиной, но не всегда одина- *ковые обязанности. Отсюда и различия вс внерабочем вре­ мени, недостаток «свободной минутки». Вернемся к цифрам, указан­ ным в начале статьи. Домаш­ ний труд «— разновидность общественно-полезного труда. Он дает определенную сумму жизненных средств, создает новый продукт и различные виды услуг. Если бы сегодня мы все вдруг отказались от домашнего труда, то объем необходимой работы пришлось л выполнять 100 миллионам ЪйЛОвек с фондом заработной платы в 150 миллиардов руб­ лей. Только по основным опе­ рациям домашний труд горо­ жанина оценивается в сумму около 100 рублей в месяц. Две трети этой суммы «зарабаты­ вают» женщины, одну — муж­ чины. Исследования бюджетов времени показали, что рабо­ тающая женщина затрачивает в день от 4 до 5 часов на до­ машнее хозяйство, мужчина от 1 до 2,5. Как видим, в пе­ риод своего расцвета — 25— 40 дет — женщина часто ли­ шена времени на удовлетворе­ ние своих духовных потребно­ стей. Интересно сопоставить сов­ ременные данные с исследова­ нием академика Струмилина в 1923—24 гг. Он определил, что работающая женщина тратила тогда на домашний труд 5,1 часа. Это при нали­ чии примусов, керогазов и всех сложностей житья в ком­ мунальных квартирах. Полу­ чается, что мы с вами не очень-то выиграли в наш век НТР, если затрачиваем немно­ гим меньше при наличии быто­ вой техники и прочих чудес. Но ведь усложнился и наш быт! Стали больше отдельные квартиры, появились поли­ рованные мебельные гарниту­ ры, требующие за собой ухода, кафель, который нужно мыть. Простой веник непритязателен, паЛесос уже нуждается во внимании. Смахнуть пыль, подмести пол в коммунальной квартире достаточно считан­ ных минут. А когда на одной из лекций в преимущественно женской аудитории я спроси­ ла слушательниц, сколько в субботу затрачивается време­ ни на хорошую уборку кварти­ ры, то получилось в среднем 4—5 часов. Стиральная машина есть ь каждом доме. Удобно, И все- таки стирки и постирушки от­ нимают у женщины от 6 до 12 часов в неделю. Семья дает первый опыт рас­ пределения обязанностей и «со­ циальных ролей». Существую­ щая ситуация, конечно, не может нас устраивать, ибо на такой нервной основе сложно создавать нормальное челэве-* ческое бытие. Равноправное разделение мужского . и жен­ ского труда в семье — важная социально-экономическая проб­ лема общенародного значения, решение которой ликвидирует остатки фактического неравен­ ства женщин. В нашей социо­ логии пока нет прямых эмпи­ рических доказательств нега­ тивного влияния существую­ щего разделения бытового труда на прочность брака, рождаемость, воспитание де­ тей н профессиональную рабо­ ту женщин. Но на основе ста­ тистических данных выдвигает­ ся гипотеза, что при современ­ ном уровне развития всех сфер бытового и торгового обслуживания уровень про­ фессиональной занятости женщин, как. правило, нахо­ дится в прямой зависимости с процентом разводов и в об­ ратной — с относительным числом рождений. И, безу­ словно, недостаток времени для саморазвития прямо ска­ зывается на воспитанна де­ тей. Поэтому перед каждой семьей стоит задача ’ поиска внутренних резервов для сок­ ращения женского домашнего труда за счет привлечения всех членов семьи. Вместе с тем мы не можем не предъявить претензии к нашим службам быта, вернее к организации их работы. На­ стораживает тот факт, что на ряд видов домашнего труда затраты времени возросли. Это касается увеличения вре­ мени на покупки и посещение учреждений обслуживания (время движения, ожидание в очереди). Не будем обращать­ ся к общесоюзным цифрам и фактам, посмотрим вокруг себя. Недостатки сети общест­ венного питания известны всем, кто пользуется ее ус­ лугами, Это вечная нехватка посадочных мест, невысокое качество продукции порой да­ же в ресторанах, зато высокие цены, неудовлетворительный уровень обслуживания. Не ча­ сто встретишь семью, которая в воскресные дни предпочтет питаться в кафе. Да и нет у нас в городе уютных, неболь­ ших помещений, рассчитанных для таких выходов родителей с детьми. Здесь и обстановка нужна особая, и меню совсем домашнее. Вот после трудовой недели приходится работаю­ щей женщине становиться у плиты, чтобы побаловать семью. Наши липецкие мага­ зины «Кулинария» имеют, как правило, обедненный ассорти­ мент полуфабрикатов. Даже теста в предвыходные дни, когда на него особый спрос, в них порой не бывает. Лил-, чане, наверное, и не вспомнят, когда здесь в последний раз проходили выста вки-продажи и консультации мастеров по приготовлению овощей и ры­ бы, кондитерских изделий. Говорят, что только из карто­ феля можно сделать 400 блюд. В городе есть опыт передовых заводских столовых, которые к пятнице — последнему дню трудовой недели — специаль­ но готовят полуфабрикаты н выпечку. Этот бы опыт да ввести в правило! Особенно жаль времени, ко­ торое мы теряем в очередях, хотя сеть магазинов самооб­ служивания растет. Но даже в элегантно устроенных магази­ нах фирмы «Океан» вы по­ теряете время, потому что нужная вам ставрида идет вразвес у продавщицы, а из трех касс работает одна. «Универсам» — сравнитель­ но новое слово. По идее это магазин с универсальным ас­ сортиментом продовольствен­ ных и непродовольственных товаров повседневного спроса. Пищевые продукты в наших липецких универсамах пред­ ставлены, а что касается выбо­ ра промышленных товаров, то он составляется недостаточно продуманно. Мало практикуется в Липец­ ке торговля по предваритель­ ным заказам и тем более до­ ставка на дом. Есть н такая примета времени, как прибли­ жение торговли к месту рабо­ ты трудящихся, когда нужные продукты в фасованном виде по договору магазин завозит в определенные дни недели на заводы и учреждения. Предприятия нашего быто­ вого обслуживания предла­ гают населению 650 видов ус­ луг. Звучит внушительно. Спросите своих знакомых, сколькими видами они поль­ зуются? И насчитаете 4—5, включая парикмахерскую, химчистку, прачечную, пошив и ремонт. Сфера обслуживания вызывает частое недовольство потребителей. Может, надо гнаться не за количеством ус­ луг, а за качеством и сроками их исполнения? Все это проб­ лемы, над которыми надо ду­ мать сегодня и решать их масштабно, по-государствен­ ному. Потому что многие из них прямо влияют и на на­ строение в наших семьях. Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, социолог. УДАЛЬ «РУССКИХ ГОР» Популярный аттракцион «Русские горы» получил новую жизнь в Пензе. И так удачно, что его авторам — директору, городского парка культуры и отдыха И. Балалаеву и ин- женеру-мостост р о и т е л ю А. Миллеру — вручено свиде­ тельство на изобретение. Чер­ тежи новинки приобрели поч­ ти полсотнч парков страны. (Корр. ТАСС). Пенза По плану культурного сотрудничества между СССР и ЧССР московской киностудией «Центрнаучфильм» и пражской «Краткий фильм» осуществляется совместная постановка со­ ветско-чехословацкого научно-популярного фильма «Отходы, превращенные в доходы». По сценарию фильма киногруппа будет делать съемки на семи промышленных предприятиях нашей страны и пяти че­ хословацких. Кадрами этого ф ильма стали цеха и производ­ ства Новолипецкого металлургического завода. На снимке: оператор Петр Чех ведет съемку на домне № 6. * Текст и фото К). Ардашева. Для артистов цирка, как и для зрителей, почитателей это­ го вида искусства, нынешний сезон — особый:, советский цирк завершает 60-летие своих твор­ ческих поисков и как бы отчи­ тывается за пройденный путь. Он был достаточно сложен и труден. Не вдаваясь в детали, все же отметим две особенно­ сти этого пути: полный отказ от так называемых «смертель­ ных номеров», которые состав­ ляли существо и главную при­ манку дореволюционного цир­ ка, хотя и нередко заканчива­ лись трагически (вспомните, хотя бы как описывает Л. Лео­ нов в известном романе «Бор» гибель Татьяны Векшиной во время исполнения «шейного штрабата), и, сохраняя , здоро­ вую основу, здоровые^ тради­ ции старого цирка, превраще­ ние представлений в настоящий праздник человеческого духа, гармонии ума, силы, красоты. Сегодня, присутствуя на спек­ таклях гостящего в Липецке цирка «Арена», мы в полной мере можем убедиться не только в правильности избран­ ного пути, но и в том, что он открыл новые горизонты, но­ вые широкие возможности для развития циркового искусства, наполнил его новым содержа­ нием. Не потому ли советские цирковые группы — такие же­ ланные гости > за рубежом? Добрая половина наших гос­ тей — неоднократные участни­ ки зарубежных гастролей: эк­ вилибристы на мотоциклах Ни­ кулины выступали на манеже Франции и Бельгии, воздушные гимнасты Мирошниченко — в ГДР, силовой номер Валерия Гурьева пользовался огромным успехом у зрителей США и Канады, а джигиты Северной Осетии под руководством за­ служенного артиста СО АССР Э. Кочинова объехали почти половину земного шара. В чем причина успеха их вы­ ступлений? Здесь нет «смер­ тельного риска», нет щекочу­ щих нервы ужасов. Зато много светлого восторга, мощи, рас­ кованных человеческих воз­ можностей. В самом деле, по­ смотрите, как легко, изящно выполняют сложнейшие уп­ ражнения воздушные гимнасты, сколько огня, задора, ловко­ сти заряжено, в выступлениях конников, с какой непринуж­ денной легкостью обращается стройный и совсем не переви­ тый вздутыми мышцами Вале­ рий Гурьев со своими много­ пудовыми снарядами, и у вас невольно ч возникнет чувство гордости; человек может все— может птицей взлететь на ко­ ня, проделывая чудеса вольти­ жировки, может легко подбра­ сывать и ловить двухпудовые гири, может на одноколесном велосипеде не только выпол­ нять замысловатые фигуры, но и выстраивать высоченные пи­ рамиды, на зыбкой вершине ко­ торых артист чувствует себя свободно и непринужденно. Конечно, зритель отлично понимает, сколько труда, сил, выдумки нужно вложить в каждый номер, чтобы добиться такого совершенства исполне­ ния. Но ведь не боги горшки обжигают! Цирк сегодня — это обилие огней, музыки, ярких костю­ мов, веселый и радостный праздник торжества победы человека над самим собой. Даже в каждом традиционном для циркового представления номере мы найдем много ново­ го: артисты не останавливают­ ся на достигнутом, они ищут и 'находят новые средства раз­ вития жанра. Например, уж ка­ кой кажется это старинный номер—антипод. А ведь сколь­ ко нового увидели зрители в выступлении артистки Ларисы Ивлевой. Она весьма усложни­ ли номер, придала ему иной, нетрадиционный характер и за­ воевала горячие симпатии пуб­ лики. Или, скажем, танцы на проволоке. Исстари считается, что их выполнение требует мягких, выверенных движений, диктуемых законами равнове­ сия, но в сущности только ими­ тирующих танец. Артистка Виктория Архицкая напрочь отклоняет установившуюся традицию — ее танец куклы по­ строен на угловатых, размаши­ стых движениях, он широк, порывист, и в нем, кажется, на­ рушены все требования равно­ весия. Но — только кажется... Совершенно оригинальным и весьма интересным мне пред­ ставляется номер «Атлет и лбв». Артист Виктор Ярослав­ цев не только знакомит зрите­ лей со сложным искусством дрессировки могучих хищни­ ков, что само‘по себе достойно восхищения. Но он еще демон­ стрирует и собственный атле­ тизм. Согласитесь, для того, .чтобы раскачивать на коро­ мысле через плечо люльку с лежащим в ней львом (*а эти животные достигают в весе до трехсот килограммов), нужно обладать недюжинной силой. Конечно, цирк—это еще и оби­ лие порой грубоватых шуток, лукавых реприз, розыгрышей, что во многом зависит от изо­ бретательности клоунов. В на­ шем представлении это целая группа — О. Артанов (Алеша), В. Попов (Саша) и С. Суворов (Сережа). У каждого из них свой образ, своя особая мане­ ра поведения, а вместе они со­ ставляют дружный ансамбль, доставивший зрителям много веселых минут. Если к этому добавить умелую режиссуру представления, приподнятость настроения артистов, которое вркоре передается зрителям, то станет ясным, почему под куполом шапито постоянно цветут улыбки, царит радост­ ное оживление. Цирк — это праздник. К. ГУРЕНОК. Н АДЯ с детства лю­ била вечера, когда мать, управившись с домашними делами, садилась за вязанье и в такт рукам, проворно перекидывавшим спи­ цы, запевала. Сначала поти­ хоньку, а потом увлекалась и пела почти во весь голос. Сло­ ва были красивые и немножко грустные. А голос матери зве­ нел то трелью жаворонка, то где-то на высокой ноте зами­ рал, она переходила на речи­ татив, мягко растягивая слова, словно хотела одной Наде поведать об участи девушки- красавицы, «душеньки-красной девицы». С тех песенных вечеров и зародилась у Нади любовь к русской народной песне, креп­ ло желание сохранить замеча­ тельные обрядовые напевы, которые из поколения в поко­ ление звучат на свадьбах, хо­ роводах и игрищах их села. Может, поэтому смыслом жизни для Нади Золотаревой стала профессия культработни­ ка. Сейчас она — художест­ венный руководитель Часто- Дубравокого Дома культуры. И не случайно, когда бы час- тодубравцы не выступали пе­ ред односельчанами, изюмин­ ка их программы — фольклор­ ный ансамбль, в котором ря­ дом с матерью поет и сама Надя... Кроме Часто-Дубразского в Липецком районе есть еще два самобытных фольклорных коллектива. Это шумовой ор­ кестр из села Сенцово и ап- ПЕСНЕ ЖИТЬ ДОЛГО самбль Крутохуторского Дома культуры. Каждый из них не­ повторим, отличается своеоб­ разием традиций, костюмов, манерой исполнения, но у всех одна задача — не растерять, сберечь боггтое песенное нас­ ледие отцов и дедов. Как вода в чистой кринице, неизбывно творчество народа. Старинные песни и пляски, ко­ чуя из века в век, живут в людской памяти со всеми под­ робностями и интонациями перворождения. Проходят го­ ды, десятилетия, и вдруг всплывает она, горькая и светлая, как слеза, простая песня русского народа. Вот так на прошедшем недавно областном фольклорном празд­ нике прозвучала впервые песня «Ударили два мороза», испол­ ненная фольклорной группой Крутохуторского Дома куль, туры. Село это у нас в районе издавна славилось обрядовыми песнями и плясками, без кото­ рых не обходилась ни одна свадьба. Да и женщин, истин­ ных любителей такой песни, с высокими чистыми голосами, было здесь, пожалуй, больше, чем в любом другом месте. А самой главной запевалой, ве­ дущей весь обряд свадебной величальной, считалась Акули­ на Никифоровна Берестнева. И хотя ей давно перезалнло за семьдесят, поет она краси­ во, тонко передавая все от­ тенки сложной народной му­ зыки. Вторят ей подруги по­ моложе — Нина Г'урьезиа Трубицына, Елена Давыдовна Аксенова, Мария Егоровна Кошеляева и другие песенни­ цы. Четыре года назад этих * женщин пригласили в Дом культуры и предложили высту­ пить на сцене в составе фольк­ лорного ансамбля. Они согла­ сились. Жители сразу тепло приняли самодеятельных арти­ стов. А репертуар у них -сло­ жился необычный: «Мамашень­ ка бранилась», «Как при поле, при долине», «Как по горенке бочоночек катался» — не все эти песни знали даже одно­ сельчане в возрасте, а уж о молодежи и говорить не при­ ходилось. Однако мастерство песенниц, душевность и про­ никновенность их исполнения сделали свое дело — песни полюбились всем. И молодым, и старикам. Вслед за призна­ нием односельчан пришла и широкая известность: 1на рай­ онных и областных ' смотрах ансамбль не раз завоевывал почетные грамоты и дипломы. Душа коллектива по-преж­ нему Акулина Никифоровна. Ей уже 77 лет. Но память этой женщины хранит неисчерпае­ мое количество русских несен. Тли, на одной из репетиций она напела мелодию давно за­ бытой «Ударили два мороза», с которой я и начала рассказ об ансамбле. Песня остальным участникам понравилась. Ста­ ли восстанавливать слова, при­ помнили и плясовое сопровож­ дение. Жюри областного фольклорного праздника высо­ ко оценило эту находку. ...Вечер. Укрытая тишиной, замирает сельская улица. Но полный покой, обозначая грань отшумевшего дня и ве­ чера, длится всего несколько минут. Зажигается свет в ок­ нах домов, открываются две­ ри клубов. Давайте зайдем, постоим у репетиционных ком­ нат, послушаем. В широкие, привольные ста­ ринные напевы серебристыми ручейками вплетаются моло­ дые голоса. Это в сенцовском фольклорном ансамбле рядом со взрослыми постигают поэ- зию родной песни ученики средней школы. В Частой Дуб­ раве на сцену вслед за ма­ терью поднимается дочь. А певунья Берестнева передает драгоценные традиции испол­ нительского мастерства своим внукам. Мы послушаем их и поймем — в нашем крае рус­ ским песням жить счастливо и долго. К. БОРОВИКОВА. Липецкий район. П О С Л Е С Л О В И Е К ВЫС Т А В К Е В выставочном зале Дворца культуры проф сою ­ зов в течение месяца была развернута экспозиция ра­ бот липецкого художника В. •И. Шевченко, вызвавшая большой интерес липчан. Экспозиция работ Василия Ивановича Шевченко доста­ точно велика (более 50 произ­ ведений), но это лишь малая толика изо всего, что создано художником. Участник Вели­ кой Отечественной войны, В. И. Шевченко прошел нелег­ кий и вместе с тем вполне обычный для поколения, ро­ дившегося в 20-е годы, жиз­ ненный путь. Что же харак­ терно для его творчества? Скорее всего — жажда позна­ ния жизни, ее философских основ. Художник не фикси­ рует событие, он отталкивает­ ся от него, идет к обобщению, к тому, что мы называем «ху­ дожественный образ». Отсюда и некоторая необычность его работ. Шевченко ищет диало­ га со зрителем, обращаясь к его опыту, эмоциям, пережива­ ниям. Картины Шевченко как бы возвращают нас к самим себе. «Домик детства». Это и день воспоминания о прекрасной поре жизни, и радость от то­ го, что оно было, и грусть от того, что оно больше никогда не повторится, и спокойная уверенность в том, что муд­ рость бытия заключена в по­ стоянном движении. Об этом и «Реквием». Художник в спокойной манере передаст величие трагического мгнове­ ния, и даже в его неизбежно­ сти чувствуется гимн жизни. «Мой прадед» — раздумие о единении человеческой судьбы с судьбой целого мира, о неру­ шимом союзе всего живого на земле. Осознать и попять эго помогают и пейзажи Шевчен­ ко, в которых адтолько очаро­ вания и тепла. Картины Шевченко очень музыкальны. «Весенняя мело­ дия», «Ноктюрн», «Пробужде­ ние», «Весна», «Тишина» — все эти работы передают сложную гамму чувств от со­ стояния грусти до будоражу- щего предощущения счастья, которое дарует нам веска. Жизнь многоцветна, многото­ нальна. Каждый человек •— это особый, прекрасный мир, который художник остро чув­ ствует. А «Куликово поле» на­ поминает о минувших битзах, о незатухающей боли, живу­ щей в каждом из нас. Лаконичность и щедрость цветовых оттенков, напря­ женный ритм и раскованность говорят о нем, как о живо­ писце особого поэтического склада. Избегая подражания, стремясь н'е повторить найден­ ное, он ищет точки соприкос­ новения с прошлым, что также вполне естественно в сложном процессе становления худож­ ника. Л. СТЕНА-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz