Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
1 июл*) 1979 г., № 151 (15 448 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ЗНАТНЫЕ ЗЕМЛЯКИ В Е Р Н Ы Й К АМ ЕРТОН ЖИЗНИ Луч с олнца, выскользнув из-за кудрявой тучки, заиграл на золоченой луковице коло кольни Ивана Великого, кос нулся древнего камня Грано витой палаты, лазером прон зил листву Александровского сада, и вот уже тысячи ярких утренних лучей заплясали, доб еж али по московским пло- 1дям, улицам, проспектам, набережным. Хорошо дышится в эту расцветиую пору. Ни колай Сергеевич, прогулйваясь по аллеям, с удовольствием вдыхал чистый, еще не согрев шийся воздух. Вчера хорошо работалось: отпечатал несколь ко страниц, скоро отнесет в редакцию свою новую доку ментальную повесть. А сегод ня надо встретиться с завод ским коллективом. Вчера вы ступал в Люберцах, Кажется, удачно^. Размышляя, Николай Серге евич задумчиво скользит взглядом по глянцевитым ли- ' стьям тополей, прислушивает ся к легкому шуршанию авто бусов. Москва, где он живет и работает, кажется, давно стала родной. Но отчего-го в последнее время все чаще вопом'инает писатель Николь ский живописный уголок Сред- -"«ерусья, городок с поэтиче- им названием Лебедянь. 'Гам ^рошла юность, годы учебы... В Москве он возглавляет совет ветеранов 27-й гвар дейской стрелковой дивизии. Сюда ежегодно на праздник Победы съезжаются однопол чане. Так было и в прошлом году. Опять встретились вете раны: рукопожатия, улыбки, радостные возгласы, крепкие объятия. Внимание Никольско го вдруг привлек к себе высо кий, статный человек с побе ленными временем висками. Многочисленным правитель ственным наградам было тес но на его груди. Познакоми лись. Это был Субботников Игорь Николаевич. Разговори, лись; — Так вы из Лебедяни? Это " ке город моей юности, я там зоотехникум кончал... Кто теперь руководит им? — Мария Степановна Му хина, замечательный, между прочим, человек. Да вы, Ни колай Сергеевич, приезжайте к нам, сами все и увидите. Думаю, встреча будет интерес ной... Желание посетить город своей юности было теперь на столько сильным, что он уже не мог успокоиться. Когда пришел домой, взял лист бу маги, ручку... И вот в Лебе дянь полетело теплое письмо. ■ Оказалось, в Лебедянском сельхозтехникуме его помнят, не забыли. Гордятся творче скими успехами Николая Сер геевича Никольского, члена Союза писателей СССР, Ге роя Советского Союза. В 1934 году он приехал в Лебе дянь с группой детдомовских ребят, чтобы получить специ альность зоотехника. Учился отлично, был секретарем ком сомольской организации. Вой на круто вмешалась в его судьбу. Он сражался на За падном, Северо-Западном, Ка лининском, Сталинградском, Донском, Юго-Западном, трс. тьем Украинском фронтах. Был тяжело ранен, имеет мно го правительственных наград. За мужество и отвагу, про явленные при ' форсировании Днепра, Н. С. Никольский был удостоен звания Героя Совет ского Союза. ...Еще в Москве, когда са дился в поезд, нахлынули и всю дорогу не отпускали вос поминания о юности, друзьях, о днях учебы. На вокзале в Лебедяни его встретили уча щиеся сельхозтехникума, при шел сюда и однополчанин И. Н. Субботников. Потом все собрались а ак товом зале техникума. Затаив дыхание, слушали учащиеся рассказ героя о своем детстве, о годах учебы, о дорогах зой- ны, о том, как он стал писа телем. Перу Н. С. Никольско го принадлежат 25 книг, вы шедших общим тиражом свы ше 3 миллионов экземпляров. Николай Сергеевич рассказал о нелегкой работе над своей первой книгой. Было трудно, но он считал себя обязанным рассказать о друзьях, о муже стве, стойкости, о широте их души. И вот вечер отъезда* В ак товом зале общежития сель хозтехникума организо.зали прощальный «огонек». Беско нечен был поток вопросов пи сателю, и он охотно отвечал на все. А — Что будет в четвертой ча сти книги «Дерзкого рейда»? — Какие ваши планы, Нико лай Сергеевич? И он рассказывал: — Я все эти годы старался также верно служить Родине, как и в военное время, Авто мат сменил на перо и писал о тех, кто, не щадя себя, бо ролся за освобождение От чизны. ...После этой встречи мы с Николаем Сергеевичем перепп. сыпались, а однажды, будучи в Москве, я воспользовалась приглашением и зашла к пи сателю. Он забросал вопросами: — Как в Лебедяни? Погода- то какая, дождей все нет? И у нас то же самое. Как техни кум? Да, писатель бывает в ча стых разъездах, чго нисколько не мешает ему очень продук тивно работать. Готовится к изданию его новая книга «За линией фронта», на очереди — 'документальная повесть о пар тизанах «Белый лес». Она предназначается для молоде жи. Зреет очередная задумка — создать трилогию о Лебе дяни, в которой он хочет рас сказать о жизни овоих моло дых сверстников и о совре менной комсомолии, — Думаю, еще раз приехать в Лебедянь. Обязательно... — задумчиво говорит писатель. У Никольского нет ни еди ной свободной минуты, время строго расписано; работа над книгами, выступления перед аудиторией москвичей, чтение, командировки. Мне довелось побывать на одной из его встреч с москви чами. Она состоялась на заво де легковых автомобилей. Про сто, но ярко и-образно расска зывал Никольский о создания трилогии «Дерзкий рейд». Ог лянувшись на зрителей, я увидела широко раскрытые глаза юноши-комсомольца, напряженное внимание по жилого рабочего в комбинезо не, круглолицую, с ямочками на щеках, девушку, присло нившуюся к своей подруге н не отрывающую глаз от писа теля... Я знаю, так бывает всегда, на каждой встрече Никольско го с молодыми рабочими, сту дентами, колхозниками, воина ми. Всегда его рассказ о соб ственном творчестве, о воен ных событиях вызывает боль шой интерес. Писатель пони мает, что этот интерес рожден желанием узнать как можно больше о времени, ставшем серьезным испытанием для многих его сверстников. Его время — тот камертон, по ко торому нынешние юноши и девушки сверяют себя, свою жизнь. Р. КОЗЛОВЦЕВА. Ц И Р к... ЦИРК... ЦИРК Л И П Е Ц К И Й ТЕАТР В ОРЛЕ Свое гастрольное лето кол лектив областного драматиче ского театра открыл выступле ниями в Орле, на сцене театра т е н и Тургенева. Успехом у зрителей древнего русского города пользовались спектак ли «А поутру они проснулись», «Мои Надежды», «Последний срок» и другие. За месяц, проведенный в Орле, липецкие артисты много кратно встречались с рабочи ми, строителями, с сельскими тружениками. Они побывали на ударной комсомольской стройке — бройлерной фабри ке в Мценске, были гостями студентов Орловского инсти тута. культуры. ч О. НЕСТЕРОВА. Поэтическая рубрика Мне зависеть от вас, небо, поле, деревья и травы, всей своей неуютной, своей челозечьей судьбой. Дайте разум — понять, как вы праведно были неправы, так безбож н о высоко меня вознеся над собой. Дайте мудрость — прожить с вами рядом по принципу братства, дайте воли — забыть о мятущемся сер д ц е своем. Дайте силы — любить. Пусть любовь не прибавит мне власти, Только право — ответить за вас п ер ед будущим дн ем— Не о любви — е е не занимать, Не о терпеньи — терпелива в меру, Я со слепой к судьбе взываю верой о том, чтобы жила подольше мать. Чтобы в минуту встречи иль прощанья, неведом о о ком или о чем, мне выплакаться в мамино плечо блаженными слезами покаянья. Чтоб вновь меня жалела и журила, втолковывала чтО-то, горячась, а я б жила спокойно и творила, поскольку знала: есть кому прощать... Л. ПАРЩИКОВА. г. Грязи. Н А Ш Д О М В КРУГУ С Е М Ь И В статьях «Старые заботы новых мам», «Житейские рифы'>, опубликованных в «Ленинском знамени» в № 82 и № 133 рассказывалось о проблемах современной семьи. Наши чита тели попросили продолжить разговор на эту тему. На дом аш нее хозяйство у нас уходит пока ещ е 275 мил лиардов часов труда в год. На общественный труд — около 220—230 миллиардов часов. Статистика, опубликованная а центральной печати, лишний раз заставляет задуматься над процессами, происходящими в сф ер е семьи. «Д ом — наш рай, где мы отдыхаем от работы», — говорят одни. «Д ом — это ад, ждешь понедельника, как избавления от бесконечных забот», — говорят другие. ... Социалистический строй Доставил задачу, за которую ад бралось еще человечество — создать общество гармони чески развитых, а значит и счастливых людей. Человек должен найти удовлетворение и радость в труде, семейной жизни, отдыхе, увлечениях. Знаменателен тот факт, что при Академии наук СССР ор ганизован научный совет но проблемам семьи с участием представителей министерств высшего образования, просве щения, здравоохранения, юсти ции и других организаций и учреждений, которые так или иначе влияют на брачно-се мейные отношения. Рекомен дации этого совета уже реа лизуются. }о многих городах, к при- •'згеру, составлена и осуществ ляется комплексная програм ма мер, направленных на все стороннее облегчение труда женщин, как на производстве, так и в быту. Особое внимание женщинам •— не случайно. В семье она шеет одинаковые права с ^мужчиной, но не всегда одина- *ковые обязанности. Отсюда и различия вс внерабочем вре мени, недостаток «свободной минутки». Вернемся к цифрам, указан ным в начале статьи. Домаш ний труд «— разновидность общественно-полезного труда. Он дает определенную сумму жизненных средств, создает новый продукт и различные виды услуг. Если бы сегодня мы все вдруг отказались от домашнего труда, то объем необходимой работы пришлось л выполнять 100 миллионам ЪйЛОвек с фондом заработной платы в 150 миллиардов руб лей. Только по основным опе рациям домашний труд горо жанина оценивается в сумму около 100 рублей в месяц. Две трети этой суммы «зарабаты вают» женщины, одну — муж чины. Исследования бюджетов времени показали, что рабо тающая женщина затрачивает в день от 4 до 5 часов на до машнее хозяйство, мужчина от 1 до 2,5. Как видим, в пе риод своего расцвета — 25— 40 дет — женщина часто ли шена времени на удовлетворе ние своих духовных потребно стей. Интересно сопоставить сов ременные данные с исследова нием академика Струмилина в 1923—24 гг. Он определил, что работающая женщина тратила тогда на домашний труд 5,1 часа. Это при нали чии примусов, керогазов и всех сложностей житья в ком мунальных квартирах. Полу чается, что мы с вами не очень-то выиграли в наш век НТР, если затрачиваем немно гим меньше при наличии быто вой техники и прочих чудес. Но ведь усложнился и наш быт! Стали больше отдельные квартиры, появились поли рованные мебельные гарниту ры, требующие за собой ухода, кафель, который нужно мыть. Простой веник непритязателен, паЛесос уже нуждается во внимании. Смахнуть пыль, подмести пол в коммунальной квартире достаточно считан ных минут. А когда на одной из лекций в преимущественно женской аудитории я спроси ла слушательниц, сколько в субботу затрачивается време ни на хорошую уборку кварти ры, то получилось в среднем 4—5 часов. Стиральная машина есть ь каждом доме. Удобно, И все- таки стирки и постирушки от нимают у женщины от 6 до 12 часов в неделю. Семья дает первый опыт рас пределения обязанностей и «со циальных ролей». Существую щая ситуация, конечно, не может нас устраивать, ибо на такой нервной основе сложно создавать нормальное челэве-* ческое бытие. Равноправное разделение мужского . и жен ского труда в семье — важная социально-экономическая проб лема общенародного значения, решение которой ликвидирует остатки фактического неравен ства женщин. В нашей социо логии пока нет прямых эмпи рических доказательств нега тивного влияния существую щего разделения бытового труда на прочность брака, рождаемость, воспитание де тей н профессиональную рабо ту женщин. Но на основе ста тистических данных выдвигает ся гипотеза, что при современ ном уровне развития всех сфер бытового и торгового обслуживания уровень про фессиональной занятости женщин, как. правило, нахо дится в прямой зависимости с процентом разводов и в об ратной — с относительным числом рождений. И, безу словно, недостаток времени для саморазвития прямо ска зывается на воспитанна де тей. Поэтому перед каждой семьей стоит задача ’ поиска внутренних резервов для сок ращения женского домашнего труда за счет привлечения всех членов семьи. Вместе с тем мы не можем не предъявить претензии к нашим службам быта, вернее к организации их работы. На стораживает тот факт, что на ряд видов домашнего труда затраты времени возросли. Это касается увеличения вре мени на покупки и посещение учреждений обслуживания (время движения, ожидание в очереди). Не будем обращать ся к общесоюзным цифрам и фактам, посмотрим вокруг себя. Недостатки сети общест венного питания известны всем, кто пользуется ее ус лугами, Это вечная нехватка посадочных мест, невысокое качество продукции порой да же в ресторанах, зато высокие цены, неудовлетворительный уровень обслуживания. Не ча сто встретишь семью, которая в воскресные дни предпочтет питаться в кафе. Да и нет у нас в городе уютных, неболь ших помещений, рассчитанных для таких выходов родителей с детьми. Здесь и обстановка нужна особая, и меню совсем домашнее. Вот после трудовой недели приходится работаю щей женщине становиться у плиты, чтобы побаловать семью. Наши липецкие мага зины «Кулинария» имеют, как правило, обедненный ассорти мент полуфабрикатов. Даже теста в предвыходные дни, когда на него особый спрос, в них порой не бывает. Лил-, чане, наверное, и не вспомнят, когда здесь в последний раз проходили выста вки-продажи и консультации мастеров по приготовлению овощей и ры бы, кондитерских изделий. Говорят, что только из карто феля можно сделать 400 блюд. В городе есть опыт передовых заводских столовых, которые к пятнице — последнему дню трудовой недели — специаль но готовят полуфабрикаты н выпечку. Этот бы опыт да ввести в правило! Особенно жаль времени, ко торое мы теряем в очередях, хотя сеть магазинов самооб служивания растет. Но даже в элегантно устроенных магази нах фирмы «Океан» вы по теряете время, потому что нужная вам ставрида идет вразвес у продавщицы, а из трех касс работает одна. «Универсам» — сравнитель но новое слово. По идее это магазин с универсальным ас сортиментом продовольствен ных и непродовольственных товаров повседневного спроса. Пищевые продукты в наших липецких универсамах пред ставлены, а что касается выбо ра промышленных товаров, то он составляется недостаточно продуманно. Мало практикуется в Липец ке торговля по предваритель ным заказам и тем более до ставка на дом. Есть н такая примета времени, как прибли жение торговли к месту рабо ты трудящихся, когда нужные продукты в фасованном виде по договору магазин завозит в определенные дни недели на заводы и учреждения. Предприятия нашего быто вого обслуживания предла гают населению 650 видов ус луг. Звучит внушительно. Спросите своих знакомых, сколькими видами они поль зуются? И насчитаете 4—5, включая парикмахерскую, химчистку, прачечную, пошив и ремонт. Сфера обслуживания вызывает частое недовольство потребителей. Может, надо гнаться не за количеством ус луг, а за качеством и сроками их исполнения? Все это проб лемы, над которыми надо ду мать сегодня и решать их масштабно, по-государствен ному. Потому что многие из них прямо влияют и на на строение в наших семьях. Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, социолог. УДАЛЬ «РУССКИХ ГОР» Популярный аттракцион «Русские горы» получил новую жизнь в Пензе. И так удачно, что его авторам — директору, городского парка культуры и отдыха И. Балалаеву и ин- женеру-мостост р о и т е л ю А. Миллеру — вручено свиде тельство на изобретение. Чер тежи новинки приобрели поч ти полсотнч парков страны. (Корр. ТАСС). Пенза По плану культурного сотрудничества между СССР и ЧССР московской киностудией «Центрнаучфильм» и пражской «Краткий фильм» осуществляется совместная постановка со ветско-чехословацкого научно-популярного фильма «Отходы, превращенные в доходы». По сценарию фильма киногруппа будет делать съемки на семи промышленных предприятиях нашей страны и пяти че хословацких. Кадрами этого ф ильма стали цеха и производ ства Новолипецкого металлургического завода. На снимке: оператор Петр Чех ведет съемку на домне № 6. * Текст и фото К). Ардашева. Для артистов цирка, как и для зрителей, почитателей это го вида искусства, нынешний сезон — особый:, советский цирк завершает 60-летие своих твор ческих поисков и как бы отчи тывается за пройденный путь. Он был достаточно сложен и труден. Не вдаваясь в детали, все же отметим две особенно сти этого пути: полный отказ от так называемых «смертель ных номеров», которые состав ляли существо и главную при манку дореволюционного цир ка, хотя и нередко заканчива лись трагически (вспомните, хотя бы как описывает Л. Лео нов в известном романе «Бор» гибель Татьяны Векшиной во время исполнения «шейного штрабата), и, сохраняя , здоро вую основу, здоровые^ тради ции старого цирка, превраще ние представлений в настоящий праздник человеческого духа, гармонии ума, силы, красоты. Сегодня, присутствуя на спек таклях гостящего в Липецке цирка «Арена», мы в полной мере можем убедиться не только в правильности избран ного пути, но и в том, что он открыл новые горизонты, но вые широкие возможности для развития циркового искусства, наполнил его новым содержа нием. Не потому ли советские цирковые группы — такие же ланные гости > за рубежом? Добрая половина наших гос тей — неоднократные участни ки зарубежных гастролей: эк вилибристы на мотоциклах Ни кулины выступали на манеже Франции и Бельгии, воздушные гимнасты Мирошниченко — в ГДР, силовой номер Валерия Гурьева пользовался огромным успехом у зрителей США и Канады, а джигиты Северной Осетии под руководством за служенного артиста СО АССР Э. Кочинова объехали почти половину земного шара. В чем причина успеха их вы ступлений? Здесь нет «смер тельного риска», нет щекочу щих нервы ужасов. Зато много светлого восторга, мощи, рас кованных человеческих воз можностей. В самом деле, по смотрите, как легко, изящно выполняют сложнейшие уп ражнения воздушные гимнасты, сколько огня, задора, ловко сти заряжено, в выступлениях конников, с какой непринуж денной легкостью обращается стройный и совсем не переви тый вздутыми мышцами Вале рий Гурьев со своими много пудовыми снарядами, и у вас невольно ч возникнет чувство гордости; человек может все— может птицей взлететь на ко ня, проделывая чудеса вольти жировки, может легко подбра сывать и ловить двухпудовые гири, может на одноколесном велосипеде не только выпол нять замысловатые фигуры, но и выстраивать высоченные пи рамиды, на зыбкой вершине ко торых артист чувствует себя свободно и непринужденно. Конечно, зритель отлично понимает, сколько труда, сил, выдумки нужно вложить в каждый номер, чтобы добиться такого совершенства исполне ния. Но ведь не боги горшки обжигают! Цирк сегодня — это обилие огней, музыки, ярких костю мов, веселый и радостный праздник торжества победы человека над самим собой. Даже в каждом традиционном для циркового представления номере мы найдем много ново го: артисты не останавливают ся на достигнутом, они ищут и 'находят новые средства раз вития жанра. Например, уж ка кой кажется это старинный номер—антипод. А ведь сколь ко нового увидели зрители в выступлении артистки Ларисы Ивлевой. Она весьма усложни ли номер, придала ему иной, нетрадиционный характер и за воевала горячие симпатии пуб лики. Или, скажем, танцы на проволоке. Исстари считается, что их выполнение требует мягких, выверенных движений, диктуемых законами равнове сия, но в сущности только ими тирующих танец. Артистка Виктория Архицкая напрочь отклоняет установившуюся традицию — ее танец куклы по строен на угловатых, размаши стых движениях, он широк, порывист, и в нем, кажется, на рушены все требования равно весия. Но — только кажется... Совершенно оригинальным и весьма интересным мне пред ставляется номер «Атлет и лбв». Артист Виктор Ярослав цев не только знакомит зрите лей со сложным искусством дрессировки могучих хищни ков, что само‘по себе достойно восхищения. Но он еще демон стрирует и собственный атле тизм. Согласитесь, для того, .чтобы раскачивать на коро мысле через плечо люльку с лежащим в ней львом (*а эти животные достигают в весе до трехсот килограммов), нужно обладать недюжинной силой. Конечно, цирк—это еще и оби лие порой грубоватых шуток, лукавых реприз, розыгрышей, что во многом зависит от изо бретательности клоунов. В на шем представлении это целая группа — О. Артанов (Алеша), В. Попов (Саша) и С. Суворов (Сережа). У каждого из них свой образ, своя особая мане ра поведения, а вместе они со ставляют дружный ансамбль, доставивший зрителям много веселых минут. Если к этому добавить умелую режиссуру представления, приподнятость настроения артистов, которое вркоре передается зрителям, то станет ясным, почему под куполом шапито постоянно цветут улыбки, царит радост ное оживление. Цирк — это праздник. К. ГУРЕНОК. Н АДЯ с детства лю била вечера, когда мать, управившись с домашними делами, садилась за вязанье и в такт рукам, проворно перекидывавшим спи цы, запевала. Сначала поти хоньку, а потом увлекалась и пела почти во весь голос. Сло ва были красивые и немножко грустные. А голос матери зве нел то трелью жаворонка, то где-то на высокой ноте зами рал, она переходила на речи татив, мягко растягивая слова, словно хотела одной Наде поведать об участи девушки- красавицы, «душеньки-красной девицы». С тех песенных вечеров и зародилась у Нади любовь к русской народной песне, креп ло желание сохранить замеча тельные обрядовые напевы, которые из поколения в поко ление звучат на свадьбах, хо роводах и игрищах их села. Может, поэтому смыслом жизни для Нади Золотаревой стала профессия культработни ка. Сейчас она — художест венный руководитель Часто- Дубравокого Дома культуры. И не случайно, когда бы час- тодубравцы не выступали пе ред односельчанами, изюмин ка их программы — фольклор ный ансамбль, в котором ря дом с матерью поет и сама Надя... Кроме Часто-Дубразского в Липецком районе есть еще два самобытных фольклорных коллектива. Это шумовой ор кестр из села Сенцово и ап- ПЕСНЕ ЖИТЬ ДОЛГО самбль Крутохуторского Дома культуры. Каждый из них не повторим, отличается своеоб разием традиций, костюмов, манерой исполнения, но у всех одна задача — не растерять, сберечь боггтое песенное нас ледие отцов и дедов. Как вода в чистой кринице, неизбывно творчество народа. Старинные песни и пляски, ко чуя из века в век, живут в людской памяти со всеми под робностями и интонациями перворождения. Проходят го ды, десятилетия, и вдруг всплывает она, горькая и светлая, как слеза, простая песня русского народа. Вот так на прошедшем недавно областном фольклорном празд нике прозвучала впервые песня «Ударили два мороза», испол ненная фольклорной группой Крутохуторского Дома куль, туры. Село это у нас в районе издавна славилось обрядовыми песнями и плясками, без кото рых не обходилась ни одна свадьба. Да и женщин, истин ных любителей такой песни, с высокими чистыми голосами, было здесь, пожалуй, больше, чем в любом другом месте. А самой главной запевалой, ве дущей весь обряд свадебной величальной, считалась Акули на Никифоровна Берестнева. И хотя ей давно перезалнло за семьдесят, поет она краси во, тонко передавая все от тенки сложной народной му зыки. Вторят ей подруги по моложе — Нина Г'урьезиа Трубицына, Елена Давыдовна Аксенова, Мария Егоровна Кошеляева и другие песенни цы. Четыре года назад этих * женщин пригласили в Дом культуры и предложили высту пить на сцене в составе фольк лорного ансамбля. Они согла сились. Жители сразу тепло приняли самодеятельных арти стов. А репертуар у них -сло жился необычный: «Мамашень ка бранилась», «Как при поле, при долине», «Как по горенке бочоночек катался» — не все эти песни знали даже одно сельчане в возрасте, а уж о молодежи и говорить не при ходилось. Однако мастерство песенниц, душевность и про никновенность их исполнения сделали свое дело — песни полюбились всем. И молодым, и старикам. Вслед за призна нием односельчан пришла и широкая известность: 1на рай онных и областных ' смотрах ансамбль не раз завоевывал почетные грамоты и дипломы. Душа коллектива по-преж нему Акулина Никифоровна. Ей уже 77 лет. Но память этой женщины хранит неисчерпае мое количество русских несен. Тли, на одной из репетиций она напела мелодию давно за бытой «Ударили два мороза», с которой я и начала рассказ об ансамбле. Песня остальным участникам понравилась. Ста ли восстанавливать слова, при помнили и плясовое сопровож дение. Жюри областного фольклорного праздника высо ко оценило эту находку. ...Вечер. Укрытая тишиной, замирает сельская улица. Но полный покой, обозначая грань отшумевшего дня и ве чера, длится всего несколько минут. Зажигается свет в ок нах домов, открываются две ри клубов. Давайте зайдем, постоим у репетиционных ком нат, послушаем. В широкие, привольные ста ринные напевы серебристыми ручейками вплетаются моло дые голоса. Это в сенцовском фольклорном ансамбле рядом со взрослыми постигают поэ- зию родной песни ученики средней школы. В Частой Дуб раве на сцену вслед за ма терью поднимается дочь. А певунья Берестнева передает драгоценные традиции испол нительского мастерства своим внукам. Мы послушаем их и поймем — в нашем крае рус ским песням жить счастливо и долго. К. БОРОВИКОВА. Липецкий район. П О С Л Е С Л О В И Е К ВЫС Т А В К Е В выставочном зале Дворца культуры проф сою зов в течение месяца была развернута экспозиция ра бот липецкого художника В. •И. Шевченко, вызвавшая большой интерес липчан. Экспозиция работ Василия Ивановича Шевченко доста точно велика (более 50 произ ведений), но это лишь малая толика изо всего, что создано художником. Участник Вели кой Отечественной войны, В. И. Шевченко прошел нелег кий и вместе с тем вполне обычный для поколения, ро дившегося в 20-е годы, жиз ненный путь. Что же харак терно для его творчества? Скорее всего — жажда позна ния жизни, ее философских основ. Художник не фикси рует событие, он отталкивает ся от него, идет к обобщению, к тому, что мы называем «ху дожественный образ». Отсюда и некоторая необычность его работ. Шевченко ищет диало га со зрителем, обращаясь к его опыту, эмоциям, пережива ниям. Картины Шевченко как бы возвращают нас к самим себе. «Домик детства». Это и день воспоминания о прекрасной поре жизни, и радость от то го, что оно было, и грусть от того, что оно больше никогда не повторится, и спокойная уверенность в том, что муд рость бытия заключена в по стоянном движении. Об этом и «Реквием». Художник в спокойной манере передаст величие трагического мгнове ния, и даже в его неизбежно сти чувствуется гимн жизни. «Мой прадед» — раздумие о единении человеческой судьбы с судьбой целого мира, о неру шимом союзе всего живого на земле. Осознать и попять эго помогают и пейзажи Шевчен ко, в которых адтолько очаро вания и тепла. Картины Шевченко очень музыкальны. «Весенняя мело дия», «Ноктюрн», «Пробужде ние», «Весна», «Тишина» — все эти работы передают сложную гамму чувств от со стояния грусти до будоражу- щего предощущения счастья, которое дарует нам веска. Жизнь многоцветна, многото нальна. Каждый человек •— это особый, прекрасный мир, который художник остро чув ствует. А «Куликово поле» на поминает о минувших битзах, о незатухающей боли, живу щей в каждом из нас. Лаконичность и щедрость цветовых оттенков, напря женный ритм и раскованность говорят о нем, как о живо писце особого поэтического склада. Избегая подражания, стремясь н'е повторить найден ное, он ищет точки соприкос новения с прошлым, что также вполне естественно в сложном процессе становления худож ника. Л. СТЕНА-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz