Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
П Р ЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ А. А. ГРОМЫКО (О кончан ие. На ч ало на 1-й стр.). о тветственное время, когда после подписания договора определенные круги еще при мериваются какую занять по зицию в отношении договора. Хотелось бы выразить надеж ду, что это будет правильная и объективная позиция. Дого вор в одинаковой степени от вечает интересам США и Со ветского Союза. Он отвечает также интересам народов все го мира, так как они хотят разрядки напряженности, хо роших, улучшающихся отноше ний между государствами. Они хотят прочного мира, хотят, чтобы опасность войны быйа предот®иашена. Я уже сказал, что перегово ры были трудными. За Совет ский Союз — или как принято говорить в ходе переговоров— за советскую сторону могу сказать, пользуясь этим слу чаем, что советское руководст во, Центральный Комитет на шей партии, Советское прави тельство, Политбюро, лично Леонид Ильич Брежнев все время активно занимались этим вопросом, постоянно дер жали его в поле зрения с на чала и до конца переговоров. Лично Л . И. Брежнев, хорошо знающий эту проблему я это хочу особо подчеркнуть, —- постоянно следил за главными, принципиальными вопросами и линиями переговоров. Я не хочу этим сказать, что дело в Соединенных Штатах велось несерьезно. Это амери канской стороне лучше ква лифицировать, как оно велось. Но за советскую сторону « могу сказать полным голосом: мы отдавали должное значе ние этой проблеме, серьезно подходили к ней от начала и до конца на протяжении всех переговоров. Правильно говорят и за ру бежом — и это подтверж даем, — и это, собственно, следует из договора и тех до кументов, которые были одно временно согласованы и при мыкают к нему, что договор за . кладывает в определенном смысле фундамент для движе ния вперед, для разработки и подготовки нового соглашения о дальнейшем ограничении стратегических вооружений. И в этом его огромная ценность. В печати опубликовано совме стное заявление, которое по священо будущим переговорам о возможном заключении ново го договора о5 ограничении стратегических вооружений. Та ким образом, настоящий дого вор перебрасывает мосты к следующему договору. В этом также ценность подписанного з Вене договора. Определены и основные на правления, по которым должны проходить последующие пере говоры об ограничении страте гических вооружений. Стороны договорились, что новый дого вор может обеспечить — если успешно дело будет доведено до конца — дальнейшее огра ничение и сокращение страте гического наступательного оружия. Прежде всего речь должна идти о соответствую щих носителях ядерного ору жия, пусковых установках. Каждому человеку, который задумывается над будущим, должно быть ясно, что означа ет дальнейшее ' сокращение стратегического ядерного ору жия по сравнению с тем, что предусмотрено в нынешнем до говоре, который принято те перь называть договор ОСВ-2. Ведь в конечном счете надо стремиться к тому, чтобы за первым сокращением последо вало второе, за вторым после довало третье сокращение и т. д. Это начало процесса, ко торый по своей серьезности д а же т$рдно сравнить с каким-то другим процессом. Это процесс борьбы за мир, против войны. Этого не должны упускать из виду даже те, кто сейчас еще взвешивает: а что такое дого вор, подписанный в Вене, хо рошо это или нет? У нас таких колебаний нет — ни у нашего народа, ни у нашей партии, руководящей силы Советского государства, ни у нашего ру ководства — Центрального Комитета, Политбюро. Мы за то, чтобы не останавливаться на достигнутом, чтобы идти дальше, не жалеть усилий для того, чтобы добиваться даль нейшего сокращения ракетно- ядерного оружия. И еще хочу обратить внима ние на одну сторону дела, ко торую люди вдумчивые не мо гут не замечать. Правда, есть такие деятели, которые, увлек шись заявлениями о том, ко му договор более выгоден, упускают из виду эту сторону дела. Я имею в виду качест венную сторону. Договор на кладывает на стороны четкие обязательства не только по ог раничению в количественном отношении, но и предусматри вает определенные обязательст ва, ограничивающие качествен ную сторону, качественное со вершенств ование стратегическо го оружия, если вообще слово «совершенствование» подходя ще в этом случае. О совершен ствовании принято говорить применительно к чему-То по ложительному, но условно можно сказать и в данном слу чае. Эти ограничения касаются и мощности ракет, и количест ва боеголовок и других пара метров. Не буду расширять эту тему, хочу лишь еще раз подчеркнуть, что договор на кладывает обязательства не только 'количественного, но и качественного характера. Го воря проще, речь идет об ог раничении разрушительной си лы ракетно-ядерного оружия. Стороны пришли к положи тельному завершению перего воров по договору, подписан ному в Вене, руководствуясь принципом равенства и одина ковой безопасности. Только руководствуясь этим же прин ципом, стороны могут достиг нуть успеха во время проведе ния переговоров по будущему договору. Могут задать вопрос: кто будет вести будущие перего воры — только Советский Со юз и США или, быть может, и некоторые другие державы? Ведь, помимо СССР и США, есть и другие хорошо' нам всем известные ядерные дер жавы. На этот вопрос мы отве тили бы так: США и Советский Союз не могут без конца толь ко на двусторонней основе ве сти переговоры. Это невоз можно. До определенной вре менной черты они могут вести такие переговоры, но только до определенной. Другие ядер ные державы также должны подключиться к переговорам. Сколько и какие — этот воп рос пока не был обсужден детально ни в Вене, ни за ее пределами. Но хочу добавить, что Л . И. Брежнев и Дж . Кар тер согласились в Вене с тем, что вопрос об участниках пе реговоров относительно заклю чения будущего договора об ограничении стратегических во оружений — актуален. Могут спросить: хорошо, до говор ОСВ-2 подписан, есть соглашение относительно про ведения переговоров о возмож ности заключения нового до говора, а как же обстоит дело с гонкой вооружений? Кладет подписанный договор конец гонке вооружений? Должен сказать совершенно определен но; нет, не кладет конец гонке вооружений. Во-первых, хотя бы потому, что договор касает. ся только стратегического ору, жия. Но хорошо известно, что существуют и другие виды оружия—нестратегические. Но по своей разрушительной силе это оружие нельзя сравнить с тем оружием, которое применя лось в период второй мировой войны. Далее, каждому разумному человеку, который наблюдает за положением в мире, броса ется в глаза такой показатель гонки вооружений, как воен ные бюджеты. Может быть, они сокращаются? К сожале нию, нет. Не проходит не толь ко года, полугода, месяца, или, если хотите, недели, чтобы Со ветский Союз не доказывал своим партнерам по перегово рам, партнерам в соответствую щих международных форумах- необходимость сокращения во енных бюджетов. Нам же от вечают: прежде нужен конт роль. Хорошо известно, что во енные бюджеты принимаются и одобряются в конечном сче те парламентами. Все это происходит на глазах всего народа. Поэтому разговоры о каком- то контроле здесь нельзя рас сматривать иначе, как камуф ляж , которым прикрывают действительную позицию и нежелание идти на сокращение военных бюджетов, военных ассигнований, стремление про должать гонку вооружений. И вот мы сейчас находимся — и Советский Союз, и США,, и мир в целом — в таком поло жении, когда заключаются до говоры, которые являются бес спорным тормозом на пути гонки вооружений. Такие, как договор, подписанный в Вене. Но если взять все слагаемые гонки вооружений, то совер шенно очевидно, что она про должается. Рано или поздно человече ство должно найти решение вопроса о ядерном оружии, исключить его из арсеналов государств, переключить ис пользование ядериой энергии только на мирные пели. Но се годня этого еще нет. Почем'/? Д а потому, что этого не жела ют в ряде стран, не желают прежде всего деятели, которые держат там руки на руле внеш ней политики. Вы знаете, и не нам напоми нать о заинтересованности оп ределенных кругов в некото рых странах в производстве оружия во все большем и большем объеме, в раскручива- нии этого маховика. Эти круги ставят, как и прежде, свои уз кие интересы выше, чем инте ресы своего собственно/о наро да, интересы всех народов ми ра. Мы будем вести борьбу про тив гонки вооружений и впредь. Мы будем вести борь бу, если хотите, еще с лучших п о з и ц и й , чем вчера. Мы будем опираться на подписанный в Веке договор, на другие согла шения, которые прямо или кос венно ставят тормоза на цуги гонки вооружений. Наш народ, наша страна, наша партия бу дут1проводить ту линию, кото рую Советский Союз проводит с ленинских дней. И мы, как и наши друзья и союзники, не думаем сворачивать эту борь бу. Напротив, мы будем ее развертывать. Мы будем и впредь твердо держать в своих руках знамя борьбы за прекра щение гонки вооружений, за разоружение. Мы будем вести переговоры с нашими партнерами, страна ми НАТО, будем вести перего воры с Соединенными Штатами, но мы не считаем, что борьбу за прекращение гонки воору жений можно канализировать только в одном направлении, пусть даже оно будет важным и решающим направлением. Ведь могут быть созданы та кие виды и системы аружия, которые ранее не производи лись. Разве человечество мо жет примириться с мыслью, что Есегда над головами лю дей будет висеть опасность разрушительной войны.от то го или иного вида оружия? Нет! Все виды оружия, осо бенно оружия массового унич тожения, должны быть запре щены, и их производство пре кращено. Мы будем убеждать политических деятелей, будем апеллировать к народам, мы будем доказывать необходи мость того', чтобы колоссаль ные материальные средства, которые идут сейчас на произ водство вооружения, были пе реключены на удовлетворение материальных и культурных по требностей людей. А то, что в этом есть необходимость, осо бых доказательств не требу ется. Достаточно ознакомить ся, хотя бы бегло, с темн отчетами, которые распрост раняет Организация Объеди ненных Наций. Сколько еще людей в мире голодает, недоедает, не имеет или почти не имеет медицинской помо щи! А что касается удовлетво рения культурных потребно стей, то здесь вообще нет по толка. А наука, освоение кос моса, океана и его ресурсов, и т. д.? У Советского Союза хватит терпения, энергии, решимости вести переговоры по тем во просам, по которым наши партнеры согласны вести пере говоры, и заниматься теми проблемами, по которым, к большому сожалению, мы еще не убедили наших партнеров сесть за стол переговоров, и искать необходимых решений, чтобы гонка вооружений была прекращена, чтобы ядефная энергия была использована только в мирных целях и толь ко для блага человечества. Есть другие международные вопросы, который сейчас об суждаются. И более важные и менее важные. Но в сумме они имеют исключительно важ ное значение. Таких вопросов немало. Не буду на них под робно останавливаться, но ска жу, что положение с их обсуж дением за малым исключением неудовлетворительное. Про движение либо незначительное, либо его вовсе нет. А то бы вает и так: партнер сел за стол переговоров, а завтра он уже отсутствует и не может объяснить, почему он получил указание не продолжать пере говоры. В Вене Леонид Ильич Бреж нев и Дж . Картер высказали единую точку зрения, что под писание договора ОСВ-2 дол жно оказать положительное воздействие на переговоры и по другим вопросам. По та ким, как прекращение испыта ний ядерного оружия, запре щение химического оружия, за прещение радиологического оружия, ограничение военной деятельности в районе Индий ского океана, возможность за ключения международного со глашения о неприменении си лы и т. д. Хотелось бы верить в то, что в результате подпи сания в Вене договора ОСВ-2 и эти переговоры наконец полу чат нужный и полезный им пульс. Хотя в самом договоре не сказано, но в коммюнике, подписанном на самом высо ком уровне в Вене, говорится о том, что ни США, ни Советский Союз не будут стремиться к военному превосходству. Это очень сильное положение. Вы хорошо знаете, что эта мысль в нашАй внешней политике все время присутствует. Не долж но быть стремления у кого бы то ни было иметь военное пре восходство над другим. А ког да речь идет о двух крупней ших державах мира, то значе ние этого положения становит ся еще более очевидным. Ведь что означает, если одна сторона стремится к превосходству, а другая будет стремиться не от стать от нее? И наоборот. Это означает дополнительный сти мул гонке вооружений. Хот'елось бы надеяться, что хорошее положение, принятое американской стороной и за крепленное в документе, на котором стоят подписи самого высокого уровня, будет обяза тельно выполняться. Это было бы большое дело и облегчало бы решение ряда проблем, спо собствовало бы, в частности, предстоящим переговорам об ограничении стратегических во оружений, да и всем другим переговорам, которые ведутся и имеют, если не прямое, то косвенное отношение к прекра щению гонки вооружений и во обще к международной обста новке. Кроме договора и других международных проблем, о ко торых я упоминал, в Вене об суждался вопрос и о положе нии на Ближнем Востоке. Пе ли бы я в данном случае об этом не упомянул, вы бы д а же, наверное, выразили удив ление. Кратко скажу: позиции здесь у Советского Союза и США разные. Американская сто рона пыталась доказать, что Советскому Союзу лучше бы ло бы поддержать сепаратный договор между Египтом и И з раилем и что ему следовало бы содействовать, чтобы ООН тем или иным путем, в той или иной форме была бы пристегнута к договору и к механизму, ко торый создан для того, чтобы обслуживать этот договор на Ближнем Востоке. Само собой разумеется, что СоЕетский Союз не мог согла ситься с такой точкой зрения. Л. И. Брежнев высказал прин ципиальную позицию Советско го Союза. Он ясно заявил, что не может быть и речи о том, чтобы Советский Союз поддер жал антиарабский договор и какой-либо механизм, который создается для того, чтобы об служивать этот договор. У нас сложилось впечатление, что иного ответа, иной реак ции на постановку вопроса со стороны СССР президент Дж . Картер и не ожидал. Поэ тому в соответствующих публи кациях, как вы знаете, хотя й лаконично, но недвусмысленно сказано, что позиции у сторон по этому вопросу были и оста ются разными. Принципиальная позиция Со ветского Союза в ближневос точных делах была и остается такой, как она много лет тому назад была сформулирована. А именно: все земли, которые Израиль захватил у арабов, должны быть возвращены; арабский народ Палестины должен получить возможность создать свое, хотя бы неболь шое самостоятельное, незави симое государство. Это сде лать нетрудно. История знает, что решались и более трудные аналогичные вопросы. Все страны этого района, в том числе и Израиль,— здесь ни у кого не может быть сом нения — должны иметь воз можность существовать и раз виваться на Ближнем Востоке как независимые суверенные государства. Не Советскому Союзу возражать против того, чтобы Израиль существовал. Мы сами в свое время внесли предложение в ООН о созда нии израильского государства, когда английский мандат на Палестину утратил свое значе ние. Израиль должен бы пе нить позицию Советскою Со юза. Но, видимо, у израиль ских деятелей Еерх берут дру гие соображения и другие ин тересы. Видимо, они выше всего ставят жажду захв та чужих территорий. Эта течка зрения недальновидна. В нескольких словах скажу об Африке. Стороны обменялись мнениями, дали оценку поло жению в Африке, особенно на юге Африки. Должен сказать, что по понятным причинам оценки были даны разные. Ес ли кратко сформулировать на шу позицию, то она заключает ся в следующем: в Африке, в тех районах, в которых народы еще не получили свободу, где они еще несут колониальное, расистское ярмо, они должны взять власть, сами определить свою судьбу, определить свой общественный строй. Они дол жны сами решать рсе внутрен ние проблемы, находящиеся в их компетенции, и никто извне не должен им диктовать, Ц должен вмешиваться в их де ла. Американская сторона при держивается иной точки зре ния. Не высказываясь прямо за вмешательство, давление и прочее, США берут под защи ту политику, в которой нуж даются расисты, политику, на правленную на то, чтобы не дать возможности коренному населению установить свою власть. В свое время приводи лись данные о населении Ро дезии: там из 25 человек — один белый, а 24 — черные. Таково соотношение местного населения и пришлого населе ния. У кого лее должна быть власть, и кто должен решать возрос, кто должен образовы вать правительство, опреде лять общественный строй стра ны? Каждый объективно мыс лящий человек не может не признать, что коренное населе ние, народ этой страны долж ны все это определять и ре шать все внутренние вопросы. В Родезии были проведены так называемые выборы и было создано марионеточное прави тельство. Ни для кого не зву чит убедительно иное толкова ние происходящего там. Все хорошо знают, при каких об стоятельствах и как это было сделано, к каким ухищрениям прибегали противники свободы народов. Думаю, мир не удивился, что по этому вопросу у нас не на- . шлось общего языка на встре че в Вене. Хотелось бы верить, что западные страны и Соеди ненные Штаты придут к выво ду, что нужно искать более справедливое решение этой проблемы, ликвидировать ра сизм, колониализм, неоколони ализм как в Родезии, так и в Намибии. Положение в Нами бии примерно такое же с той лишь разницей, что там более открыто и беззастенчиво ЮАР пустила в ход свои вооружен ные силы и, можно сказать, пытается потопить в крови на ционально - освободительное движение этого района. Но нельзя обратить вспять исто рию. У нее есть неумолимые законы: рано или поздно они возьмут верх. Мы в этом убеж дены. Наконец, о двусторонних со ветско-американских отноше ниях. Они были предметом об суждения в Вене между Л. И. Брежневым и президентом Картером. Я бы сказал, чгго они более глубоко обсуждались, чем когда-либо раньше. Это ка сается и политических,^ и эко номических, и торговых отно шений. Картина здесь неодно значна. Это подчеркивалось с нашей стороны. Л. И. Брежнев откровенно говорил о том, ^где дела идут не так уж плохо, и о том, где дела идут плохо и нет движения вперед. А в неко торых е опросах за последние годы движение было явно вспять. Разговор был откро венным. У нас такое мнение — все, что было сказано с совет ской стороны, неожиданностью не было ни для Соединенных Штатов, ни лично для прези дента Картера. Закончился об мен мнениями по этим вопро сам тем, что стороны должны прилагать усилия для выправ ления положения дел в тех об ластях, в которых оно явно не удовлетворительно. Это преж де всего касается области эк<}- номических отношений между Советским Союзом и С /единен ными Штатами. Американская сторона, как говорилось, будет думать над тем, что можно сделать, будет взвешивать вся кие возможности. Нам броси лось в глаза, что какого-то оп ределенного четкого плана у нее пока нет. Впрочем, воз можно, он и есть, но об этом не было сказано. Одним словом, потребуются еще немалые усилия, чтобы вы править двусторонние отноше ния. Мы готовы и в этих вопро сах пройти свою часть пути. Мы убеждены, что улучшение двусторонних отношений, в ча стности, в экономической и торговой областях, во многом способствовало бы укреплению наших общих отношений, в том числе политических. Они подводили бы более солидный фундамент под эти отношения. Я уж не говорю о том, что нельзя каким-то железным барьером отделить двусторон ние отношения от международ ных проблем. Наверное, мне бы задали во прос, если бы я не отметил е своем заявлении, а как смотрит *на.договор ОСВ-2 китайское руководство. Необходимо ска зать, что руководство Китая давало и дает договору отри цательную оценку. Мы объяс няем это просто: здесь дейст вует не логика международной жизни, а узкая позиция китай ского руководства, по кото рой — тем лучше, если сущест вует напряжение, а" еще лучше накал в отношениях между Соединенными Штатами и Со ветским Союзом. Они понима ют, что этот договор вносит много положительного, исклю чительно важного в наши дву сторонние отношения с США. Он вносит сильную позитивную струю в международную об становку в целом. Недаром сейчас практически весь мир аплодирует договору, аплоди рует Л. И. Брежневу и Дж . Картеру, подписавшим этот догоЕор. Пекину это не нравится. Не нравится по уз ким соображениям. Нам ка- ч жется, что едва ли этот тезис о причинах такого отношения Пекина кто-либо будет оспари вать. Мы думаем, что для обоих государств — Советского Сою за и США будет правильно — идти той дорогой, которая про пахана и которая привела к подписанию договора в Вене. Этот договор есть догоЕор в пользу мира, в пользу разряд ки. Он направлен против опас ности войны. И тот, кто будет , голосовать за договор, будет голосовать за мир. Если упро стить положение и взять, что называется, душу того, что предусматривает договор, к чему он ведет, то именнб так можно охарактеризовать по ложение — тот, кто поддержи вает договор, тот поддержи иает мир, разрядку, добрые от ношения между людьми, а это выражает сокровенные мысли, чаяния не только советского народа, американского народа, но и всех народов мира. Мы думаем, что и китайский народ — не исключение, война ему не нужна. Нет народа в мире, ко торый хотел бы погибнуть в огне новой войны. Вот то заявление, которое я хотел сделать. Далее А. А. Громыко отве тил на вопросы корреспонден тов. С Е С С И Я С О В Е Т А ЭКОНОМИЧЕСКОЙ В ЗАИМ ОПОМ ОЩ И т е : (Окончание. Начало на 1-й стр.). ствует делегация Социалисти ческой Федеративной Респуб лики Югославии, возглавляе мая заместителем Председате ля Союзного исполнительного веча Д. Ставревым. По приглашению в заседа нии участвуют делегации На родной Республики Ангола во главе с членом Политбюро ЦК МПЛА — Партии труда, ми нистром планирования Жозе Эдуардом Душ Сантушем, Демократической Республики Афганистан во главе с членом Политбюро ЦК Народно-Демо кратической партии Афганиста на, секретарем ЦК НДПА, за местителем премьер-министра и министром здравоохранения Щах Вали, Иракской Респуб лики во главе с заместителем министра торговли 'МеЧДи Мухсин Аудом, Народно-Де мократической Республики Йемен во главе с членом По литбюро ЦК Йеменской социа листической партии, премьер- министром, министром финан сов А. Н. Мухаммедом, Лаос ской Народно- Демократиче ской Республики во главе с членом Политбюро ЦК Народ но-революционной партии Л ао са, первым заместителем пре мьер-министра, министром финансов Н. Пхумсаваном, Мексики во главе с заместите лем секретаря по иностранным делам X. Э. Наварет Э, Н а родной Республики Мозамбик во главе с членом постоянного Полигкомитета ЦК партии ФРЕЛИМОу секретарем ЦК партии по экономической поли тике, министром планирования М. Душ Сантушем, Финлян дии во главе с министром внеш ней торговли Э. Рекола, со циалистической Эфиопии во главе с членом постоянного комитета ВВАС, заместителем председателя Высшего ' совета по проведению общенацио нальной революционной кам пании развития й центрально го планирования Эндале Тес- сема, а также представители европейской экономической ко- мисиии ООН, генерального секретаря ООН, ЮНИДО — Организации Объединенных Наций по промышленному раз витию. В заседании участвует сек ретарь СЭВ Н. В. Фаддеев. Присутствуют председатели комитетов и постоянных комис сий СЭВ, а также представите ли международных экономи ческих организаций социали стических стран. (ТАСС), ДОГОВОР В ПОЛЬЗУ М И РА С глубоким удовлетворением встретили советские люди под писание договора между СССР и США об ойраничении страте гических наступательных воо ружений, других документов, достойно увенчавших сонетскс- американскую встречу на выс шем уровне. Горячо одобряя итоги этой встречи, они отме чают, что ею созданы благо приятные предпосылки .для пе реговоров о еще более круп ных мерах, направленных на ре шение центральной проблемы наших дней — проблемы разо. ружения. Договор ОСВ-2 — крупный и серьезный шаг, спо собствующий углублению раз рядки напряженности. Многолюдный митинг состо ялся 26 июня на московском опытном заводе «Хромотограф». Выступая на нем, строгальщик А. Золотухин говорил о том, что для Советского Союза до говор ОСВ-2 является логиче ским продолжением миролюби вого внешнеполитического кур са, определенного съездами КПСС.. Эту же мысль, выражая мне ние строителей БАМ, подчерк нул начальник участка строи тельно-монтажного поезда «Молдавстройбам» Г. Гомо- зов. «Договор ОСВ-2 одобряем!», «Да здравствует миролюбивая внешняя политика Страны Со нетов!» — с лозунгами и тран спарантами такого содержания пришли на митинг труженики прядилыю-ткапкого производ ства № 3 Душанбинского хлоп чатобумажного объединения. (ТАСС). ВЕЛ И КАЯ СИЛА СОДРУЖЕСТВА Сессия Совет а Э к он ом ич еской В за им о п ом ощ и В обстановке плодотворного, напряженного труда встречает свое 30-летие Совет Экономи ческой Взаимопомощи. Итоги работы за минувшие три деся тилетия, перспективы дальней шего сотрудничества в целях повышения его эффективности, укрепления дружбы между на родами и упрочения мира на планете обсуждают участники XXXIII заседания сессии СЭВ, открывшегося 26 июня в Моск ве, в Колонном зале Дома Со юзов. Заседание открыл предсе дательствующий — глава деле гации СССР А. И. Косыгин. Наше сегодняшнее заседание, сказал он, посвящено важному событию в жизни стран социа лизма — 30-летию Совета Эко номической Взаимопомощи. Созданный по воле коммуни стических и рабочих партий Со вет я е и л с я первой в мировой истории международной орга- зацией, в рамках которой на основе принципов социалисти ческого интернационализма осу ществляется плановое экономи ческое сотрудничество суверен ных к равноправных госу дарств. А. Н. Косыгин выразил уве ренность, что совместная рабо та на сессии послужит даль нейшему развитию этого сот рудничества, углублению соци алистической экономической интеграции на благо каждой отдельной страны и всего соци алистического содружества, ве ликому делу мира и междуна родного сотрудничества. Глава делегации СССР сооб щил, что с приветствием к уча стникам сессии обратился Ге- неф.альный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Вер ховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев. По поручению Л . И. .Брежнева глава совет ской делегации передал его сердечный привет, пожелания успеха работе сессии и огласил текст приветствия, которое бы ло встречено горячими аплоди сментами. На заседании выступил С. То- доров. Пройдут десятилетия, сказал представитель Болга рии, нынешние наши проблемы и трудности позабудутся, но че ловечество не забудет перво открывателей нового, рожден ного социалистической револю цией экономического порядка, создателей отношений братско го сотрудничества между сво бодными и равноправными на родами, строителей нашей международной организации, которой исполнилось тридцать лет. С. Тодоров огласил привет ствие Первого секретаря ЦК БКП, Председателя Государст венного совета НРБ Т. Ж ив кова.. В приветствия и выступ лении главы делегации брат ской страны подчеркивается, что Совет Экономической Вза имопомощи — детище эпохи, детище мировой социалистиче ской системы. Летопись социа листической Болгарии неотде лима от тридцатилетнего пути СЭВ. Особо отметив роль Совет ского Сюза в развитии дея тельности СЭВ, руководители Болгарии обратились со сло вами горячей благодарности и признательности к ЦК КПСС, правительству СССР, лично к товарищу Л , И, Брежневу за их последовательный интерна ционализм, за неоценимый вклад в общее дело укрепле ния и углубления братской дружбы, сотрудничества и сближения между Н РБ и СССР. В выступлении Д. Л азара и приветствии Первого секретаря ЦК ВСРП Я. Кадара отмеча ется, что за тридцать лет сот рудничества страны—члены СЭВ добились не имеющего себе равных в мире динамич ного развития. Необходимой предпосылкой продолжения созидательной деятельности является укреп ление мира и безопасности. Большим шагом на этом пу ти является подписание дого вора об ОСВ-2. Наша цель — построение развитого социалистического общества. Это. открывает перед венгерским народом замеча тельные перспективы и одно временно ставит все более сложные задачи. Мы полны решимости и в будущем, как и в течение последних трех десятилетий, решать их в тес ном единении с братскими странами, неуклонно развивая основанное на взаимной зыго- де экономическое сотрудниче ство, используя мобилизующую роль СЭВ. Руководители ВСРП и пра вительства ВНР выразили ис креннюю признательность КПСС, коммунистическим и рабочим партиям братских стран за укрепление сотрудни чества в рамках СЭВ, развитие социалистической экономиче ской интеграции. Осуществляе мое в рамках СЭВ сотрудни чество и в дальнейшем будет источником успешного разже- тия стран содружества!, процве тания их народов". Сессия продолжает работу. (ТАСС). П ОРА Б ОЛЬ Ш О Г О МОЛОКА Лето — пора большого молока. Как с наибольшей эффек тивностью использовать благоприятные условия для резкого повышения продуктивности дойного стада, добиться высоких надоев от каждой коровы! Об этом шел обстоятельный раз говор на семинаре первых секретарей горкомов и райкомов партии, директоров специализированных трестов, начальников молочных комплексов, руководителей, специалистов и секре тарей партийных организаций хозяйств, специализирующихся на производстве молока. В работе семинара приняли участие секретарь обкома КПСС В. В. Донских, заместитель председа теля облисполкома Ф . Т. Суханов, заведующий отделом орг- партработы обкома КПСС Н. И. Егоров, заведующий сельхоз- отделом обкома КПСС М . Ф . Коденский. М ЕСТО семинара — сов хоз «Красный колос» — было выбрано не случайно. В этом хозяй стве из года в год получа ют высокие и устойчивые уро жаи зерновых и картофеля, ин-? тенсивно ведется птицеводство. Большие успехи достигнуты и в производстве молока. Совхоз на собственные сред ства создает крупный живот новодческий комплекс, где уже сейчас размещено 1000 коров. Ферма строится и одновфемен- но эксплуатируется. В прош лом году от каждой корозы было получено 3600 килограм мов молока. Комплекс дал 600 тысяч рублей прибыли. При такой продуктивности он оку пится не более чем за пять лет. Все это результат постоян ной заботы об улучшении ка чества дойного стада, кропот ливой зоотехнической работы, создания всех условий для вы сокопроизводительного труда животноводов. На комплексе имеется племенное ядро, телки второго периода стельности переводятся в родильное отде ление, где для них устанавли вается особый рацион кормле ния. Отелы, как правило, толь ко зимние. Все животноводы работают с двумя выходными днями в неделю, текучести кадров нет. За пять месяцев нынешнего года от каждой ко ровы получено по 1600 кило граммов молока. Руководители и специали сты совхоза по-деловому забо тятся о кормах. Уже сейчас за готовлено более 700 тонн тра вяной витаминной муки и поч ти три тысячи тонн сенажа. Механизаторы успешно приме нили для трамбовки зеленой массы тяжелые катки, что з а метно повышает качество за кладки корма. И в других хозяйствах, где кормовая база повседневно на первом плаке, где о ней пекут ся так же, как о хлебе, продук тивность скота высокая. Са мого широкого распростране ния заслуживает опыт совхоза «Красный горняк». Еще недав но здесь дойное стадо, насчи тывающее более 900 коров, уходило в зиму с таким запа сом кормов, который состав лял лишь половину потребно сти. Ожидать высоких надоев, конечно, не приходилось. Главная причина этих бед за ключалась в обезличке произ водства кормов. Им занима лись многие, а конкретно за кормовое поле никто не отве чал. Люди были мало заинте ресованы морально и матери ально в результатах своего тру да. Положение резко измени лось, как только кормопроиз водство передали в руки одно го хозяина — специального механизирОЕэнного отряда, ко торый выращивает кормовые культуры и на богаре, и на орошаемых участках. На кормозаготовителей круг лый год интенсивно работают звенья плодородия, которые помогают обильно удобрять поля. Теперь коровы летом бесперебойно получают зеле ную массу, на полноценном рационе находятся животные и в стойловый период. Про дуктивность каждой коропы возросла в среднем почти до 2500 килограммов молока в год, а себестоимость центнера продукции снизилась с 25 руб лей до 22. Это только начало. В дальнейшем затраты на про изводство молока будут быст ро снижаться. Если бы так дело обстояло повсеместно, то область дава ла бы стране молока, по край ней мере, в полтора раза боль ше. Сейчас в области действу ют 20 крупных молочных ком плексов, где содержатся 22 тысячи коров. И хотя каждая из них дает в год в среднем >• на 200 килограммов молока больше, чем в неспециализиро ванных хозяйствах, все же от дача комплексов еще далеко не отвечает нынешним требо ваниям. Многие фабрики моло ка, несмотря на то, что они построены несколько лет назад, до сих пор не вышли на про ектную мощность. Есть такие, которые не оскоёны д аж е и-на половину, а на 15 комплексах не достигнуто намечаемое по головье скота. Эта недостатки стали воз можны потому, что руководи тели и специалисты многих крупных ферм, местные Пар тийные комитеты и районные производственные управления сельского хозяйства недоста точно занимаются внедрением в производство достижений науки и передового опыта, пло хо заботятся о кормовой базе, Разве можно всерьез говорить о высокой продуктивности жи вотных, если обеспеченность кормами на многих комплек сах из года в год не превыша ет 50—70 процентов, а сотни корон уже имеют 8—10 лакта ций? Низок и выход молодняка- На молочном комплексе «Бо- ринский», например, получают от ста коров не более 60 те лят. Настало время по-настояще му взяться за внедрение це хового метода содержания жи вотных на комплексах. Есть все возможности на каждом из ннх создать, к примеру, це ха искусственного осеменения, сухостойных коров, отела, про изводства молока. Выгода бу дет огромная. Прежде всего по высится отЕетственность спе циалистов и животноводов за порученное дело, улучшится зоотехническая работа, - шире' развернется борьба за прочную кормовую базу на перспекти ву. А в эти дни хорошему корм лению скота — внимание осо бое, первостепенное. Из-за по годных условий в зеленой мас се не хватает фосфора. По этому широкое применение должны найти соответствую щие добавки. Животным надо давать злаковые и бобовые Правы, а также концентраты, причем в течение дня равно мерно, а не только на ночь, как делают во многих хозяйствах. Рачительные хозяева ввели повышенные рационы н о е о - стельным коровам. Так долж но быть везде, потому что эти животные дают наибольшее ко личество молока. А ЗАМЯТИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz