Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

10 июня 1979 г., № 133 (15430)1 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 8 В С ЕРД ЦАХ ЛЮДЕЙ Было это мартовской ночью, •*а Малой земле. Спасаясь от вражеского артиллерийского огня, забежал я в прибрежный блиндаж. В кругу бондов стоял небольшого роста свет­ ловолосый сержант и ожив­ ленно что-то рассказывал. По говору я определил: сержант из нашего края. Когда тот з а ­ к о н ч и л рассказ, я спросил: «Не из курских ли?» «— А что, и ты оттуда? — Д а, из Фатежа. 1— Я из Ожоги. Село паше неподалеку от Тербунов,. Моя фамилия Симкин. Это была первая встреча с земляком, О том, как он жил и воевал, я узнал много позже от его односельчан, боевых друзей, ...Отечественная война з а ­ стала Петра в трехстах мет­ рах от государственной грани­ цы, где он вместе с саперами инженерного батальона строил оборонительные укреп­ ления. 22 июня перед рассве­ том прогремели первые вы­ стрелы, а через несколько ми­ нут •*- разрывы вражеских бомб и снарядов, шум мото­ ров слились в неумолчный грохот. Петр Симкин незадолго до этого окончил полковую Ш1СО- "X освоил профхсии подрыв- яков, минера, строителя. Потому ему доверили коман­ довать отделением. И вот поднятые по тревоге саперы вместе с погранични­ ками вступили в бой. Больше суток на этом участке фронта советские воины отбивали на­ тиск фашистов. Но имеющими­ ся силами не смогли удер­ жать рубеж* По приказу ко­ мандования инженерный ба­ тальон отошел. В 1941—1942 годах мы с Петром шли одной дорогой. Его саперы сооружали для нас переправы на Буге, Днеп­ ре, на Дону и других малых и больших реках, под огнем противника минировали доро­ ги, устанавливали проволоч­ ные заграждения, строили до­ ты. Зимой 1943 года умеете с Н икт о н е за быт , ничт о н е за бы т о инженерным батальоном пере­ правился на Малую • землю Петр Симкин, С первого дня саперы стали готовить прочную оборону. В скальном грунте делали траншеи, ходы сообщения, ще­ ли. Вдоль позиций, занятых нашими частями, создавали минные поля. Работали пре­ имущественно ночью. Нередко завязывались жестокие схват­ ки с гитлеровцами. Особенно трудно пришлось саперам, как и всем малоземельцам, в апреле, когда немцы перешли в наступление. Инженерный батальон днем и ночью вел минирование, вместе с пехот­ ными частями отражал атаки противника. Петр Симкин умело руково­ дил своим отделением. Был он расторопным и смелым. Ему доводилось устанавливать мины, подрывать вражеские укрепления, ходить вместе с разведчиками за «языком». Погиб Петр Симкин при вы­ полнении боевого задания в апреле 1943 года, посмертно был награжден орденом Крас­ ного Знамени. Недавно побывал я на роди­ не Петра Симкина, в селе Ожо­ га Ведовского района. Секре­ тарь партийной организации колхоза «Заоя коммунизма» И, С. Жуков посоветовал встретиться с Н Д Симкиным. — Они с Петром одногод­ ки, жили по соседству, вместе уходили в армию. — Как же, я хорошо помню Петра Федоровича. Он до вой­ ны работал агрономом в МТС, — сказал Николай Сим­ кин. — Был способным, рабо­ тящим парнем, уважительно относился к людям. Я в то время работал трактористом. Бывало, приедет в поле и не­ пременно подскажет, как луч­ ше обработать пашню, побесе­ дует с нами по душам. Встретился я и с почетным колхозником Б. С, Удерев- ским, который свыше 30 лет возглавлял тракторную бри­ гаду в колхозе «Заря комму­ низма». О Петре Симкине Б. С, Удеревский так отозвал­ ся: «Хороший был хлебороб, очень любил землю. Слыхали мы, что он отважно воевал ка Малой земле, За то, что пом­ нят о нем его боевые товари­ щи, спасибо от всех наших КОЛХОЗНИКОВ»,' В Ожоге сейчас близких родственников Симкина нет. Но Петра Федоровича помнят. Память о храбром воине, по­ гибшем в боях за Родину, живет в сердцах людей. С. БЕЗЛЕПКИН , соб. корр. «Ленинского знамени». '^НШШМишипШ1Ш11т111Ш№1тт11МКт1ШШШ111т11С1т1Ш11ТШ11ШЕ1Ш1П1(Ш111ПШ’ По э т и ч е с к а я р у б р и к а Рассвет огни на небе потушил, В акации проснулся ветер прыткий. На улицах поселка — ни души, Но вот уж чьи-то скрипнули калитки. И кто-то с тихой грустью произнес: «Опять, наверно, будет сухо, жарко». В «МАЛОЙ ДАНКОВ. (Соб. корр. «Ле­ нинского знамени».). Наш знатный земляк заслуженный художник РСФСР А, И. Плот­ ное недавно привез большое пополнение для «Малой. Треть­ яковки». Все работы •— дар картинной галерее. Среди них — два эскиза народного ху­ дожника СССР П. Д . Корина, выполненных для . столичных станций метро. Эскизы пере­ дала вдова художника П ра­ сковья Тихоновна. Первый секретарь Союза художников Зеленой тропкой, Что ведет в колхоз, По-над рекой Отправились доярки. Идут они, о разном говоря, Блестят на травах чистые росинки. Вишневым соком летняя заря Обрызгала их белые косыгнки. Б. ЦВЕТАЕВ. ТРЕТЬЯКОВКЕ» РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Е. И. Зверьков подарил дан- ковчанам пейзаж «Осень». Это вторая работа знаменитого художника в данковской гале­ рее. Появился на выставке на­ тюрморт секретаря Союза художников РСФСР А. Л . Ни- кнча. В дар «Малой Треть­ яковке» поступили также ра­ боты члена-корреспондепта Академии художеств СССР В. С. Иванова, других худож ­ ников. Цирк = = = Цирк = = Цирк Цирк приехал... У кого при этих словах не дрогнет радост­ ным предчувствием праздника сердце. Цирк приехал!.. Кому не захочется вернуться на два часа в детство, в сказку, когда акробаты, словно птицы, не подвластные притяжению земли, парят в воздухе под самым куполом, когда таинственный и веселый иллюзионист демонстрирует фантастические чудеса, а огромные хищники послушно подчиняются негромкому*» голосу, едва заметному жесту уверенного в себе укротителя. Цирк приехал! Д а, вот уже вторую неделю зажигает он свои огни, приглашающие Лйпчан на праздник в страну чудес, в веселый, яркий мйр древнего и вечно молодого искусства... - На снимке: на арене — дрессировщик В. Г. Ярослав- Фскго В. Базылева. Гость воскресной полосы ПРЕДСТАВЛЯЕМ В И Н Н И Ч А Н ...» | С большим успехом проход ят в Липецке гастроли Винниц­ кого музыкалвно-драматическ ого театра имени Н. Садовско­ го, посвященные 325-летию воссоединения Украины с Россией. Гость нашей воскресной полосы сегодня — ди­ ректор и главный режиссер театра народный артист СССР Ф . Г. Верещагин. ЕДОР Григорь­ евич, вы давно работаете в этом театре? — Давно — не то слово. Скорее — почти всю созна­ тельную жизнь. 20 марта 1944 года части Советской Армии вышибли из Винницы немецко- фашистских оккупантов, А че­ рез несколько дней я уже приступил к формированию - труппы. Восстановление нор- •^йгальной жизни советского го­ р о д а , как видите, шло сразу по всем линиям. Вот с тех пер все мои творческие помыслы, радости и огорчения связаны с этим театром. — Мне довелось слышать утверждение, что режиссерам полезно время от времени ме­ нять место работы. Дескать, творчеству необходимы све­ жие впечатления, перемена обстановки... — Неверно это. Жизнь на­ столько разнообразна, что каждый день несет множество самых удивительных впечат­ лений, и незачем искать их на стороне, Я хотел бы назвать немало имен крупнейших со­ ветских театральных деятелей, которые весьма плодотворно десятки лет работают в одном театре. Все дело в том, что ты любишь: «себя в искусстве» или «искусство в себе», как говорил К. С. Станиславский. В пер!ВОМ случае, хоть еж е­ дневно меняй обстановку, тол­ ку не будет. Я рассматриваю деятель­ ность театрального режиссера, как передний край партийной работы, направленный на коммунистическое воспитание людей. Для этого прежде всего нужно очень хорошо знать тех, с кем ты работаешь . и для кого ты работаешь. Знать вопросы, на которые зритель ждет ответа от своего театра. Можно ли* «меняя места», досконально изучить все это? Думаю , нет. Наконец, режиссер, «меняю­ щий обстановку», лишает себя огромной радости — годами растить молодого актера, драматурга, видеть развитие его таланта и всемерно по­ могать этому, — Сейчас вы затронули тему режиссерского поиска. Углубите, пожалуйста, ее. — Тридцать пять лет назад ч-'мы начинали молодежным со­ ставом, без громких имен. А если сейчас обратиться к ре­ пертуару нашего театра, вы найдете в нем немало спек­ таклей, которые были приз­ наны лучшими на весьма пред­ ставительных всесоюзных и республиканских смотрах, Таковы «Радуга» и «Мертвый бот» по пьесам Н. Зарудного, «Люди не ангелы» по пьесе Й, Стадиона, «Старик» по пьесе М. Горького и другие. Нынче в нашей труппе три актера носят звание народных артистов УССР — В, Сыро- ватко, И. Тарапата, Г* Ти­ щенко, а восемь — заслужен­ ных артистов республики. Все они выросли в нашем театре, и я горжусь тем, что помогал их становлению. Разумеется, здесь есть и обратная связь: работая с актерами, творчески рос и я сам. Таким образом, в высоком звании народного ар­ тиста СССР, которого я удо­ стоен, есть большая доля тру­ да моих товарищей, Я очень благодарен им. Но режиссер работает не только с актером. Сейчас все любители театра нашей страны знакомы с произведе­ ниями одного из крупнейших украинских драматургов Н. Зарудного. А ведь это у нас, в нашем театре, он начи­ нал свой творческий путь. У, нас, в тесном содружестве ак­ тера и автора, создавались его первые пьесы и спектакли по ним, И вот уже более тридца­ ти лет Н, Зарудный продол­ жает поддерживать с театром самые дружеские творческие отношения. Приведу другой пример, Именно по просьбе театра и вместе с ним И. Стаднкж инсценировал свой известный роман «Люди не ангелы». Спектакль получил высокую опенку зрителей. Наконец, еще один путь ре­ жиссерского поиска: классика. Мы много работаем как над русскими, так и над украин­ скими классическими произве­ дениями. Цензурные рогатки царского правительства в свое время закрыли доступ на сцену многим выдающимся произведениям, оставшимся неизвестными современникам. Разыскать, восстановить их й показать зрителям — разве не благородная задача режиссе­ ра? Я много работал в архивах, разыскивая произведения ук­ раинских классиков, похоро- | пенные цензурным «не доззо- В лено». Так удалось найти ра­ нее неизвестную пьесу И. Тобилевича «Сельская честь» — весьма острую и драматически напряженную психологическую \цраму, рас­ крывающую социальные про­ цессы в украинском селе XIX века. Мы поставили ее, и спектакль был с огромным интересом встречен зрителями. Наш театр восстановил на сце­ не и ряд других, незаслуженно забытых., произведений украин­ ских классиков, — Федор Григорьевич, мно­ го ли гастролирует Винницкий театр? •— Много. Мы четыре раза выезжали в Москву, выступа­ ли на подмостках Кремлевско­ го Двор.ца съездов, МХАТа, Нам хорошо знакома прослав­ ленная сцена театра имени Пушкина в Ленинграде, Нас принимали зрители Свердлов­ ска, Челябинска и многих дру­ гих городов Российской Фе­ дерации. Такие поездки очень нужны, И потому что творче­ ские отчеты — всегда празд­ ник для коллектива, и потому, что они помогают нам острее чувствовать пульс времени, воспринимать ритм всей стра­ ны, перенимать опыт много­ национального советского театра. Кроме того, ведь мы представляем Винничину, гор­ димся ею, и нам бы хотелось, чтобы вся страна узнала этот богатый трудолюбивый край. — Но все спектакли театра осуществлены на украинском языке. Не встает ли между вами и зрителями так назы­ ваемый языковый барьер? —■А вы заметили, что лип­ чане очень живо и точно реа­ гируют на сценическое дейст­ вие? Мы стремимся к яркой выразительности спектаклей, чтобы непонятное слово было компенсировано актерскими изобразительными средства­ ми. И это делает доходчивой и ясной всю постановку, К тому же, разница между рус­ ским и украинским языками не очень велика и преодолеть ее несложно. Один ленинградский зритель рассказывал мне, что на пс%>- вом спектакле он не понял многих слов и даж е предложе­ ний, на втором — гораздо меньше, на третьем я осталь­ ных понимал решительно все. — Это похоже на добрый совет, который я обязательно передам липчанам. Спасибо за беседу. Беседу записал К. ГУРЕНОК. С ВОЮ бесхитростную историю Татьяна рас­ сказала как-то вече­ ром, под настроение. Вышла замуж, родился сын. Жили в двухкомнатной квар­ тире все вместе. Свекровь — уже на пенсии, бывшая хирур­ гическая медсестра, которую частенько приглашали и те­ перь в сложных случаях на операции. В доме царил поря­ док и лад: ласковый муж, вни­ мательная, хоть и не очень разговорчивая свекровь, пер­ вые радости материнства. Беда налетела, как летняя гроза: однажды муж не при­ шел с работы. Вместе со свек­ ровью они обзвонили и обошли всех его приятелей, побывали в милиции, на «скорой», а ког­ да ранним утром он тихо от­ крыл входную дверь, обе сиде­ ли на кухне, одинаково уронив руки на колени. Разговор оказался тяжелым. Муж предложил Татьяне офор­ мить развод: он встретил свою первую, еще школьную лю­ бовь, когда-то не ответившую ему взаимностью. И там — счастье, полное понимание, а .здесь была сделана ошибка, которую нужно скорее испра­ вить. Объясняя все это, он встревоженно смотрел на мать, ожидая ее поддержки: «Мама, ты же помнишь Риту?». А мать молчала... От очень большого горя не плачут, от него немеют. Тать­ яна прошла в комнату и нача­ ла механически вынимать пла­ тья из шкафа. Дверь тихо от­ крылась — на пороге стояла свекровь: «Не спеши, дочка... Уйдет он». Мать отказала от дома, как говорили в старину, родному сыну. На этом семейная драма не кончилась. Как оказалось, «большая школьная любовь» не состоялась. И он вернулся с покаянием. Обе женщины, любившие его, сумели поднять­ ся до полного прощения. Толь­ ко потом однажды он опять не пришел... Трудно измерить глубину че­ ловеческих переживаний. Одна обманулась в любимом, вторая — в сыне, которому отдала всю жизнь. Можно было, ко­ нечно, все свалить на молодую женщину — не смогла удер­ жать, не удержала. Но стар­ шая оказалась мудрей: себя и только себя винила она в том, что сын вырос безвольным ч е ­ ловеком, без чувства ответст­ венности за свои поступки. Еде упустила, где перебаловала — разве теперь вернешь? Так они остались втроем, се­ мья, объединенная общим го- ЖИТЕЙСКИЕ Р И Ф Ы В КРУГУ СЕМЬИ рем. Подрастал малыш, муж ­ чина в доме. И чем больше он становился, тем чаще тревожи­ лась свекровь, останавливая чересчур заботливую мать: не изнежить бы. Случайно услышанная исто­ рия запомнилась, потому что обычно мы привыкли слышать обратное. Как-то «Комсомоль­ ская правда» попросила моло­ дых жен рассказать о своих свекровях. И сколько же при­ шло жалоб! З лая, недобрая, все ей не так, ссорит с мужем. И лишь незначительный про- цент невесток нашел привет­ ливое слово для своих вторых мам. Современная семья, по мне­ нию философов, социологов, демографов, переживает один из сложнейших этапов, связан­ ных с возросшей социальной ролью женщины. По последним статистическим данным, у нас в стране 92 процента женщин трудоспособного возраста или работают или учатся. Именно сфера общественного труда стала главным условием раз­ вития женщины как личности и утверждения ее экономиче­ ского и социального положе» ния. В одной шутливой эстрадной песенке поют о том, что ба­ бушка спешит на свиданье, по­ тому что бабушке только сорок лет. Помолодел возраст всту­ пающих в брак, помолодели свекрови, тещи и бабушки. А значит и вырос среди них про­ цент женщин, имеющих и лю­ бящих свою профессию. Р а ­ ботающая женщина узнала многое из тех ценностей, что были раньше недоступными: и радость творчества, и уваже­ ние коллектива, и гордость экономической самостоятель­ ностью. И когда теперь ей го­ ворят: «Брось все, посиди с внуком» — наверное, не про­ сто сделать выбор. Житейские наблюдения подсказывают, что легко переходят на роль домо­ хозяек женщины, не привязан­ ные к своей профессии, месту работы, может быть, в Свое время просто не нашедшие се­ бя. Для остальной категории это уже определенная жертва. Есть сила, есть здоровье, есть желание работать, есть боль­ шой интересный мир—и вдруг со всем этим порвать? Всегда останется внутренняя неудов­ летворенность, та потайная мина, которая может срабо­ тать в любой миг. Отсюда оби­ ды, и, в первую очередь, на невестку, которая не хочет взять на свои плечи груз, кото­ рый она, свекровь, в свои-то молодые годы несла! Сейчас немало сложных се­ мей, где под одной крышей проживает несколько поколе­ ний: дети, родители, родители родителей.. Мудрость старших часто разбивается об аксели- рованную эрудицию внуков. Пожилым людям трудно порой приспособиться к вкусам, при­ вычкам, представлениям мо­ лодых, которые меняются, как > в калейдоскопе. Только что ругали «мини», и вот уже «макси» по трамваям треплют, А молодые максималисты не догадываются, что в гордом пренебрежении к морализиро­ ванию старших они теряют жемчужины , человеческого опыта. — Уже сам стирает!— в ужасе негодует свекровь в первые недели совместного проживания с молодыми. Ну, и пусть стирает! Это еще не тот случай, когда надо волноваться. И молодая нерасторопна. Чему ее только мать учила? А ничему. Тоже жила люби­ мой и единственной. Только это тоже еще не повод для шу­ ма. Истинная культура зрелой семьи состоит в том, чтобы по­ мочь детям построить свою, обойдя по возможности острые рифы. Можно возмущаться не­ весткой, которой вечно не хва­ тает денег до зарплаты, а можно спокойно сесть и с ка­ рандашом в руке показать, по­ чему образуются дыры в бюд­ жете. Литовские социологи, изучая причины разводов, одной из первых назвали вмешательство родителей в жизнь молодых супругов. И чаще всего это конфликт свекрови и невестки. И ведь обе любят одного! Есть тут и материнская ревность, есть и непонимание молодой женой того простого обстоя­ тельства, что ее муж -— преж­ де всего сын другой женщины. «Володя, поможешь огород по­ лить!»—говорит мать. «Ну, н а­ чинается!.. Мы же в кино ео- 'б р али сь,'уж е билеты взяли»,— вспыхивает жена, держа в ру­ ках нарядный галстук. Вот так и копится горечь по капельке, пока не замутит простую чи­ стую жизнь. «Не на той женился», — од­ на из самых частых причин не­ довольства свекрови. Какой должна быть «та», неясно: красива — не для мужа жена, дурнушка — на людях не по­ кажешься. Смех смехом, а сколько их пролито, женских слез, из-за взаимного непони­ мания. Мне недавно приш­ лось читать письмо одной свекрови своей невестке, где она в высшей степени грамот­ но и логично излагала причи­ ны, по которым та должна «отвязаться» от ее сына (1). Вот так, как говорится, не , сняв калош в чужую душу... Как мы видим, ни образова­ ние, ни высокая должность не помогают 1 порой в сложных житейских ситуациях остаться женщине на высоте человече- ( ского благородства. Нет-нет и выглянут на свет божий черты пресловутой свекрови, заедаю ­ щей по мелочам век невестки. Вспоминается рассказ одной женщины. После свадьбы пе­ реехала она к мужу и в пер­ вую неделю совместного житья взялась готовить котлеты. От волнений перепутала банки с медом и топленым маслом. Пришедшая с работы свек­ ровь, придя в себя от смеха, спасла положение. А ведь можно было... Страшно Я по­ думать, что тут можно было устроить невестке. Свехровц же обратила в шутку промах молодой хозяйки. Наше микрохозяйство с его кухней, стиркой, ремонтом, ор­ ганизацией отдыха и покупок — дело сложное. И если эту сложность усугублять нервоз­ ностью, хмуростью, запомина­ нием обид, то Жизнь, действи­ тельно, станет невыносимой. Самый что ни на есть научный подход к области этих личных отношений заключается в уме­ нии снять Напряжение, разря­ дить атмосферу. Культура се­ мейных отношений тож е стро­ ится на вечных опорах всякой культуры, этике и оптимизме. ...Само слово «свекровь», объясняют нам филологи, произошло от слияния двух — «своя кровь». Значит, родная, самая близкая... Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, социолог. ВЫСТУПАЕТ « З О Р Е Н Ь К А » На одном из концертов ху­ дожественной самодеятельно­ сти Дворца культуры тракто­ ростроителей^ зрители были приятно удивлены выступлени­ ем детского танцезалыюго коллектива. Шуточным танцем «Неваляшки» начал свою жизнь на сцене новый ан­ самбль, получивший поэтиче­ ское название «Зоренька». За прошедшие два года тракто­ розаводцы *увидели несколько разнообразных постановок коллектива: «Спортивная сюи­ та» я «Белорусский танец», шуточный танец « Самоварчи­ ки» и «Русский ■перепляс...». Руководитель ансамбля за ­ служенный работник культуры РСФСР Ирина Григорьевна Петрунина раскрывает перед своими питомцами чарующую гармонию движений и музыки. СРЕДИ ОГНЯ И МЕТАЛЛА Ф О Т О Р Е Это довольно неожиданно: среди металлического кружева эстакад, грохочущих цехов, беспрерывно снующих чугуно­ возов — в индустриальном пейзаже мощного металлурги­ ческого комбината увидеть тихое озерцо с плавающими лебедями-шипунами, дикими утками, прочей озерной и реч­ ной живностью... Всемогущий человек, дер­ зостью ума и мощью техники сотворивший это кружево, будто бы остановился, поняв, что он опасно отдаляется от своей прародительницы — природы, и в этом царстве бетона, огня и металла пре­ рвалась очень важная нить, питающая душу чувством красоты и добра... Эти снимки принес наш не­ штатный корреспондент Ана- П О Р Т А Ж талий Гирев. Они сделаны на Новолипецком металлургиче­ ском заводе. Здесь, у ТЭЦ, создан прекрасный утолок природы, где приятно отдох­ нуть в минуты обеденного перерыва, полюбоваться гра­ циозными лебедями, выводка­ ми диких уток. Соседство стальных цехов , и тихого озера весьма симво­ лично. Это показатель культу­ ры и современности предприя­ тия, его безвредности для окружающей среды. На снимках: ихтиолог Татья­ на Алексеевна Ершова и ин­ женер-рыбовод Петр Гри­ горьевич Гончаров. Это их старанием создан прекрасный уголок природы на заводе. Фото А. Гирева. ПОД АРОК «ПРОМЕТЕЮ» Скульптурная галерея —« портреты тринадцати юных пионеров-героев — создается в ларере «Прометей» Новоли- пецкэго металлургического завода. ’ Бюсты отливает в бронзе один из лучших мастеров ли­ тейного цеха завода В. И. Сосновый. Уже готовы восемь скульптурных Портретов. Художни к на Спартакиад е ИЗОРЕПОРТАЖ С Ф И ­ НАЛЬНЫХ СОРЕВНОВА­ НИЙ ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕ­ ТИКЕ V II ЛЕТНЕЙ СПАР­ ТАКИАДЫ НАРОДОВ РСФСР. Прихватив с собой перо, тушь и бумагу, художник Сер­ гей Костюнин примостился в самом «выгодном» для рисова­ ния месте — у помоста. Но рука у него не дрогнула, а чувство юмора не изменило ему. Давайте улыбнемся вме­ сте.» — Осторожней, пожалуй­ ста! Эта штанга — на вес зо­ лота... — Вечно за вами убирать приходится!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz