Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
10 июня 1979 г., № 133 (15430)1 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 8 В С ЕРД ЦАХ ЛЮДЕЙ Было это мартовской ночью, •*а Малой земле. Спасаясь от вражеского артиллерийского огня, забежал я в прибрежный блиндаж. В кругу бондов стоял небольшого роста свет ловолосый сержант и ожив ленно что-то рассказывал. По говору я определил: сержант из нашего края. Когда тот з а к о н ч и л рассказ, я спросил: «Не из курских ли?» «— А что, и ты оттуда? — Д а, из Фатежа. 1— Я из Ожоги. Село паше неподалеку от Тербунов,. Моя фамилия Симкин. Это была первая встреча с земляком, О том, как он жил и воевал, я узнал много позже от его односельчан, боевых друзей, ...Отечественная война з а стала Петра в трехстах мет рах от государственной грани цы, где он вместе с саперами инженерного батальона строил оборонительные укреп ления. 22 июня перед рассве том прогремели первые вы стрелы, а через несколько ми нут •*- разрывы вражеских бомб и снарядов, шум мото ров слились в неумолчный грохот. Петр Симкин незадолго до этого окончил полковую Ш1СО- "X освоил профхсии подрыв- яков, минера, строителя. Потому ему доверили коман довать отделением. И вот поднятые по тревоге саперы вместе с погранични ками вступили в бой. Больше суток на этом участке фронта советские воины отбивали на тиск фашистов. Но имеющими ся силами не смогли удер жать рубеж* По приказу ко мандования инженерный ба тальон отошел. В 1941—1942 годах мы с Петром шли одной дорогой. Его саперы сооружали для нас переправы на Буге, Днеп ре, на Дону и других малых и больших реках, под огнем противника минировали доро ги, устанавливали проволоч ные заграждения, строили до ты. Зимой 1943 года умеете с Н икт о н е за быт , ничт о н е за бы т о инженерным батальоном пере правился на Малую • землю Петр Симкин, С первого дня саперы стали готовить прочную оборону. В скальном грунте делали траншеи, ходы сообщения, ще ли. Вдоль позиций, занятых нашими частями, создавали минные поля. Работали пре имущественно ночью. Нередко завязывались жестокие схват ки с гитлеровцами. Особенно трудно пришлось саперам, как и всем малоземельцам, в апреле, когда немцы перешли в наступление. Инженерный батальон днем и ночью вел минирование, вместе с пехот ными частями отражал атаки противника. Петр Симкин умело руково дил своим отделением. Был он расторопным и смелым. Ему доводилось устанавливать мины, подрывать вражеские укрепления, ходить вместе с разведчиками за «языком». Погиб Петр Симкин при вы полнении боевого задания в апреле 1943 года, посмертно был награжден орденом Крас ного Знамени. Недавно побывал я на роди не Петра Симкина, в селе Ожо га Ведовского района. Секре тарь партийной организации колхоза «Заоя коммунизма» И, С. Жуков посоветовал встретиться с Н Д Симкиным. — Они с Петром одногод ки, жили по соседству, вместе уходили в армию. — Как же, я хорошо помню Петра Федоровича. Он до вой ны работал агрономом в МТС, — сказал Николай Сим кин. — Был способным, рабо тящим парнем, уважительно относился к людям. Я в то время работал трактористом. Бывало, приедет в поле и не пременно подскажет, как луч ше обработать пашню, побесе дует с нами по душам. Встретился я и с почетным колхозником Б. С, Удерев- ским, который свыше 30 лет возглавлял тракторную бри гаду в колхозе «Заря комму низма». О Петре Симкине Б. С, Удеревский так отозвал ся: «Хороший был хлебороб, очень любил землю. Слыхали мы, что он отважно воевал ка Малой земле, За то, что пом нят о нем его боевые товари щи, спасибо от всех наших КОЛХОЗНИКОВ»,' В Ожоге сейчас близких родственников Симкина нет. Но Петра Федоровича помнят. Память о храбром воине, по гибшем в боях за Родину, живет в сердцах людей. С. БЕЗЛЕПКИН , соб. корр. «Ленинского знамени». '^НШШМишипШ1Ш11т111Ш№1тт11МКт1ШШШ111т11С1т1Ш11ТШ11ШЕ1Ш1П1(Ш111ПШ’ По э т и ч е с к а я р у б р и к а Рассвет огни на небе потушил, В акации проснулся ветер прыткий. На улицах поселка — ни души, Но вот уж чьи-то скрипнули калитки. И кто-то с тихой грустью произнес: «Опять, наверно, будет сухо, жарко». В «МАЛОЙ ДАНКОВ. (Соб. корр. «Ле нинского знамени».). Наш знатный земляк заслуженный художник РСФСР А, И. Плот ное недавно привез большое пополнение для «Малой. Треть яковки». Все работы •— дар картинной галерее. Среди них — два эскиза народного ху дожника СССР П. Д . Корина, выполненных для . столичных станций метро. Эскизы пере дала вдова художника П ра сковья Тихоновна. Первый секретарь Союза художников Зеленой тропкой, Что ведет в колхоз, По-над рекой Отправились доярки. Идут они, о разном говоря, Блестят на травах чистые росинки. Вишневым соком летняя заря Обрызгала их белые косыгнки. Б. ЦВЕТАЕВ. ТРЕТЬЯКОВКЕ» РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Е. И. Зверьков подарил дан- ковчанам пейзаж «Осень». Это вторая работа знаменитого художника в данковской гале рее. Появился на выставке на тюрморт секретаря Союза художников РСФСР А. Л . Ни- кнча. В дар «Малой Треть яковке» поступили также ра боты члена-корреспондепта Академии художеств СССР В. С. Иванова, других худож ников. Цирк = = = Цирк = = Цирк Цирк приехал... У кого при этих словах не дрогнет радост ным предчувствием праздника сердце. Цирк приехал!.. Кому не захочется вернуться на два часа в детство, в сказку, когда акробаты, словно птицы, не подвластные притяжению земли, парят в воздухе под самым куполом, когда таинственный и веселый иллюзионист демонстрирует фантастические чудеса, а огромные хищники послушно подчиняются негромкому*» голосу, едва заметному жесту уверенного в себе укротителя. Цирк приехал! Д а, вот уже вторую неделю зажигает он свои огни, приглашающие Лйпчан на праздник в страну чудес, в веселый, яркий мйр древнего и вечно молодого искусства... - На снимке: на арене — дрессировщик В. Г. Ярослав- Фскго В. Базылева. Гость воскресной полосы ПРЕДСТАВЛЯЕМ В И Н Н И Ч А Н ...» | С большим успехом проход ят в Липецке гастроли Винниц кого музыкалвно-драматическ ого театра имени Н. Садовско го, посвященные 325-летию воссоединения Украины с Россией. Гость нашей воскресной полосы сегодня — ди ректор и главный режиссер театра народный артист СССР Ф . Г. Верещагин. ЕДОР Григорь евич, вы давно работаете в этом театре? — Давно — не то слово. Скорее — почти всю созна тельную жизнь. 20 марта 1944 года части Советской Армии вышибли из Винницы немецко- фашистских оккупантов, А че рез несколько дней я уже приступил к формированию - труппы. Восстановление нор- •^йгальной жизни советского го р о д а , как видите, шло сразу по всем линиям. Вот с тех пер все мои творческие помыслы, радости и огорчения связаны с этим театром. — Мне довелось слышать утверждение, что режиссерам полезно время от времени ме нять место работы. Дескать, творчеству необходимы све жие впечатления, перемена обстановки... — Неверно это. Жизнь на столько разнообразна, что каждый день несет множество самых удивительных впечат лений, и незачем искать их на стороне, Я хотел бы назвать немало имен крупнейших со ветских театральных деятелей, которые весьма плодотворно десятки лет работают в одном театре. Все дело в том, что ты любишь: «себя в искусстве» или «искусство в себе», как говорил К. С. Станиславский. В пер!ВОМ случае, хоть еж е дневно меняй обстановку, тол ку не будет. Я рассматриваю деятель ность театрального режиссера, как передний край партийной работы, направленный на коммунистическое воспитание людей. Для этого прежде всего нужно очень хорошо знать тех, с кем ты работаешь . и для кого ты работаешь. Знать вопросы, на которые зритель ждет ответа от своего театра. Можно ли* «меняя места», досконально изучить все это? Думаю , нет. Наконец, режиссер, «меняю щий обстановку», лишает себя огромной радости — годами растить молодого актера, драматурга, видеть развитие его таланта и всемерно по могать этому, — Сейчас вы затронули тему режиссерского поиска. Углубите, пожалуйста, ее. — Тридцать пять лет назад ч-'мы начинали молодежным со ставом, без громких имен. А если сейчас обратиться к ре пертуару нашего театра, вы найдете в нем немало спек таклей, которые были приз наны лучшими на весьма пред ставительных всесоюзных и республиканских смотрах, Таковы «Радуга» и «Мертвый бот» по пьесам Н. Зарудного, «Люди не ангелы» по пьесе Й, Стадиона, «Старик» по пьесе М. Горького и другие. Нынче в нашей труппе три актера носят звание народных артистов УССР — В, Сыро- ватко, И. Тарапата, Г* Ти щенко, а восемь — заслужен ных артистов республики. Все они выросли в нашем театре, и я горжусь тем, что помогал их становлению. Разумеется, здесь есть и обратная связь: работая с актерами, творчески рос и я сам. Таким образом, в высоком звании народного ар тиста СССР, которого я удо стоен, есть большая доля тру да моих товарищей, Я очень благодарен им. Но режиссер работает не только с актером. Сейчас все любители театра нашей страны знакомы с произведе ниями одного из крупнейших украинских драматургов Н. Зарудного. А ведь это у нас, в нашем театре, он начи нал свой творческий путь. У, нас, в тесном содружестве ак тера и автора, создавались его первые пьесы и спектакли по ним, И вот уже более тридца ти лет Н, Зарудный продол жает поддерживать с театром самые дружеские творческие отношения. Приведу другой пример, Именно по просьбе театра и вместе с ним И. Стаднкж инсценировал свой известный роман «Люди не ангелы». Спектакль получил высокую опенку зрителей. Наконец, еще один путь ре жиссерского поиска: классика. Мы много работаем как над русскими, так и над украин скими классическими произве дениями. Цензурные рогатки царского правительства в свое время закрыли доступ на сцену многим выдающимся произведениям, оставшимся неизвестными современникам. Разыскать, восстановить их й показать зрителям — разве не благородная задача режиссе ра? Я много работал в архивах, разыскивая произведения ук раинских классиков, похоро- | пенные цензурным «не доззо- В лено». Так удалось найти ра нее неизвестную пьесу И. Тобилевича «Сельская честь» — весьма острую и драматически напряженную психологическую \цраму, рас крывающую социальные про цессы в украинском селе XIX века. Мы поставили ее, и спектакль был с огромным интересом встречен зрителями. Наш театр восстановил на сце не и ряд других, незаслуженно забытых., произведений украин ских классиков, — Федор Григорьевич, мно го ли гастролирует Винницкий театр? •— Много. Мы четыре раза выезжали в Москву, выступа ли на подмостках Кремлевско го Двор.ца съездов, МХАТа, Нам хорошо знакома прослав ленная сцена театра имени Пушкина в Ленинграде, Нас принимали зрители Свердлов ска, Челябинска и многих дру гих городов Российской Фе дерации. Такие поездки очень нужны, И потому что творче ские отчеты — всегда празд ник для коллектива, и потому, что они помогают нам острее чувствовать пульс времени, воспринимать ритм всей стра ны, перенимать опыт много национального советского театра. Кроме того, ведь мы представляем Винничину, гор димся ею, и нам бы хотелось, чтобы вся страна узнала этот богатый трудолюбивый край. — Но все спектакли театра осуществлены на украинском языке. Не встает ли между вами и зрителями так назы ваемый языковый барьер? —■А вы заметили, что лип чане очень живо и точно реа гируют на сценическое дейст вие? Мы стремимся к яркой выразительности спектаклей, чтобы непонятное слово было компенсировано актерскими изобразительными средства ми. И это делает доходчивой и ясной всю постановку, К тому же, разница между рус ским и украинским языками не очень велика и преодолеть ее несложно. Один ленинградский зритель рассказывал мне, что на пс%>- вом спектакле он не понял многих слов и даж е предложе ний, на втором — гораздо меньше, на третьем я осталь ных понимал решительно все. — Это похоже на добрый совет, который я обязательно передам липчанам. Спасибо за беседу. Беседу записал К. ГУРЕНОК. С ВОЮ бесхитростную историю Татьяна рас сказала как-то вече ром, под настроение. Вышла замуж, родился сын. Жили в двухкомнатной квар тире все вместе. Свекровь — уже на пенсии, бывшая хирур гическая медсестра, которую частенько приглашали и те перь в сложных случаях на операции. В доме царил поря док и лад: ласковый муж, вни мательная, хоть и не очень разговорчивая свекровь, пер вые радости материнства. Беда налетела, как летняя гроза: однажды муж не при шел с работы. Вместе со свек ровью они обзвонили и обошли всех его приятелей, побывали в милиции, на «скорой», а ког да ранним утром он тихо от крыл входную дверь, обе сиде ли на кухне, одинаково уронив руки на колени. Разговор оказался тяжелым. Муж предложил Татьяне офор мить развод: он встретил свою первую, еще школьную лю бовь, когда-то не ответившую ему взаимностью. И там — счастье, полное понимание, а .здесь была сделана ошибка, которую нужно скорее испра вить. Объясняя все это, он встревоженно смотрел на мать, ожидая ее поддержки: «Мама, ты же помнишь Риту?». А мать молчала... От очень большого горя не плачут, от него немеют. Тать яна прошла в комнату и нача ла механически вынимать пла тья из шкафа. Дверь тихо от крылась — на пороге стояла свекровь: «Не спеши, дочка... Уйдет он». Мать отказала от дома, как говорили в старину, родному сыну. На этом семейная драма не кончилась. Как оказалось, «большая школьная любовь» не состоялась. И он вернулся с покаянием. Обе женщины, любившие его, сумели поднять ся до полного прощения. Толь ко потом однажды он опять не пришел... Трудно измерить глубину че ловеческих переживаний. Одна обманулась в любимом, вторая — в сыне, которому отдала всю жизнь. Можно было, ко нечно, все свалить на молодую женщину — не смогла удер жать, не удержала. Но стар шая оказалась мудрей: себя и только себя винила она в том, что сын вырос безвольным ч е ловеком, без чувства ответст венности за свои поступки. Еде упустила, где перебаловала — разве теперь вернешь? Так они остались втроем, се мья, объединенная общим го- ЖИТЕЙСКИЕ Р И Ф Ы В КРУГУ СЕМЬИ рем. Подрастал малыш, муж чина в доме. И чем больше он становился, тем чаще тревожи лась свекровь, останавливая чересчур заботливую мать: не изнежить бы. Случайно услышанная исто рия запомнилась, потому что обычно мы привыкли слышать обратное. Как-то «Комсомоль ская правда» попросила моло дых жен рассказать о своих свекровях. И сколько же при шло жалоб! З лая, недобрая, все ей не так, ссорит с мужем. И лишь незначительный про- цент невесток нашел привет ливое слово для своих вторых мам. Современная семья, по мне нию философов, социологов, демографов, переживает один из сложнейших этапов, связан ных с возросшей социальной ролью женщины. По последним статистическим данным, у нас в стране 92 процента женщин трудоспособного возраста или работают или учатся. Именно сфера общественного труда стала главным условием раз вития женщины как личности и утверждения ее экономиче ского и социального положе» ния. В одной шутливой эстрадной песенке поют о том, что ба бушка спешит на свиданье, по тому что бабушке только сорок лет. Помолодел возраст всту пающих в брак, помолодели свекрови, тещи и бабушки. А значит и вырос среди них про цент женщин, имеющих и лю бящих свою профессию. Р а ботающая женщина узнала многое из тех ценностей, что были раньше недоступными: и радость творчества, и уваже ние коллектива, и гордость экономической самостоятель ностью. И когда теперь ей го ворят: «Брось все, посиди с внуком» — наверное, не про сто сделать выбор. Житейские наблюдения подсказывают, что легко переходят на роль домо хозяек женщины, не привязан ные к своей профессии, месту работы, может быть, в Свое время просто не нашедшие се бя. Для остальной категории это уже определенная жертва. Есть сила, есть здоровье, есть желание работать, есть боль шой интересный мир—и вдруг со всем этим порвать? Всегда останется внутренняя неудов летворенность, та потайная мина, которая может срабо тать в любой миг. Отсюда оби ды, и, в первую очередь, на невестку, которая не хочет взять на свои плечи груз, кото рый она, свекровь, в свои-то молодые годы несла! Сейчас немало сложных се мей, где под одной крышей проживает несколько поколе ний: дети, родители, родители родителей.. Мудрость старших часто разбивается об аксели- рованную эрудицию внуков. Пожилым людям трудно порой приспособиться к вкусам, при вычкам, представлениям мо лодых, которые меняются, как > в калейдоскопе. Только что ругали «мини», и вот уже «макси» по трамваям треплют, А молодые максималисты не догадываются, что в гордом пренебрежении к морализиро ванию старших они теряют жемчужины , человеческого опыта. — Уже сам стирает!— в ужасе негодует свекровь в первые недели совместного проживания с молодыми. Ну, и пусть стирает! Это еще не тот случай, когда надо волноваться. И молодая нерасторопна. Чему ее только мать учила? А ничему. Тоже жила люби мой и единственной. Только это тоже еще не повод для шу ма. Истинная культура зрелой семьи состоит в том, чтобы по мочь детям построить свою, обойдя по возможности острые рифы. Можно возмущаться не весткой, которой вечно не хва тает денег до зарплаты, а можно спокойно сесть и с ка рандашом в руке показать, по чему образуются дыры в бюд жете. Литовские социологи, изучая причины разводов, одной из первых назвали вмешательство родителей в жизнь молодых супругов. И чаще всего это конфликт свекрови и невестки. И ведь обе любят одного! Есть тут и материнская ревность, есть и непонимание молодой женой того простого обстоя тельства, что ее муж -— преж де всего сын другой женщины. «Володя, поможешь огород по лить!»—говорит мать. «Ну, н а чинается!.. Мы же в кино ео- 'б р али сь,'уж е билеты взяли»,— вспыхивает жена, держа в ру ках нарядный галстук. Вот так и копится горечь по капельке, пока не замутит простую чи стую жизнь. «Не на той женился», — од на из самых частых причин не довольства свекрови. Какой должна быть «та», неясно: красива — не для мужа жена, дурнушка — на людях не по кажешься. Смех смехом, а сколько их пролито, женских слез, из-за взаимного непони мания. Мне недавно приш лось читать письмо одной свекрови своей невестке, где она в высшей степени грамот но и логично излагала причи ны, по которым та должна «отвязаться» от ее сына (1). Вот так, как говорится, не , сняв калош в чужую душу... Как мы видим, ни образова ние, ни высокая должность не помогают 1 порой в сложных житейских ситуациях остаться женщине на высоте человече- ( ского благородства. Нет-нет и выглянут на свет божий черты пресловутой свекрови, заедаю щей по мелочам век невестки. Вспоминается рассказ одной женщины. После свадьбы пе реехала она к мужу и в пер вую неделю совместного житья взялась готовить котлеты. От волнений перепутала банки с медом и топленым маслом. Пришедшая с работы свек ровь, придя в себя от смеха, спасла положение. А ведь можно было... Страшно Я по думать, что тут можно было устроить невестке. Свехровц же обратила в шутку промах молодой хозяйки. Наше микрохозяйство с его кухней, стиркой, ремонтом, ор ганизацией отдыха и покупок — дело сложное. И если эту сложность усугублять нервоз ностью, хмуростью, запомина нием обид, то Жизнь, действи тельно, станет невыносимой. Самый что ни на есть научный подход к области этих личных отношений заключается в уме нии снять Напряжение, разря дить атмосферу. Культура се мейных отношений тож е стро ится на вечных опорах всякой культуры, этике и оптимизме. ...Само слово «свекровь», объясняют нам филологи, произошло от слияния двух — «своя кровь». Значит, родная, самая близкая... Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, социолог. ВЫСТУПАЕТ « З О Р Е Н Ь К А » На одном из концертов ху дожественной самодеятельно сти Дворца культуры тракто ростроителей^ зрители были приятно удивлены выступлени ем детского танцезалыюго коллектива. Шуточным танцем «Неваляшки» начал свою жизнь на сцене новый ан самбль, получивший поэтиче ское название «Зоренька». За прошедшие два года тракто розаводцы *увидели несколько разнообразных постановок коллектива: «Спортивная сюи та» я «Белорусский танец», шуточный танец « Самоварчи ки» и «Русский ■перепляс...». Руководитель ансамбля за служенный работник культуры РСФСР Ирина Григорьевна Петрунина раскрывает перед своими питомцами чарующую гармонию движений и музыки. СРЕДИ ОГНЯ И МЕТАЛЛА Ф О Т О Р Е Это довольно неожиданно: среди металлического кружева эстакад, грохочущих цехов, беспрерывно снующих чугуно возов — в индустриальном пейзаже мощного металлурги ческого комбината увидеть тихое озерцо с плавающими лебедями-шипунами, дикими утками, прочей озерной и реч ной живностью... Всемогущий человек, дер зостью ума и мощью техники сотворивший это кружево, будто бы остановился, поняв, что он опасно отдаляется от своей прародительницы — природы, и в этом царстве бетона, огня и металла пре рвалась очень важная нить, питающая душу чувством красоты и добра... Эти снимки принес наш не штатный корреспондент Ана- П О Р Т А Ж талий Гирев. Они сделаны на Новолипецком металлургиче ском заводе. Здесь, у ТЭЦ, создан прекрасный утолок природы, где приятно отдох нуть в минуты обеденного перерыва, полюбоваться гра циозными лебедями, выводка ми диких уток. Соседство стальных цехов , и тихого озера весьма симво лично. Это показатель культу ры и современности предприя тия, его безвредности для окружающей среды. На снимках: ихтиолог Татья на Алексеевна Ершова и ин женер-рыбовод Петр Гри горьевич Гончаров. Это их старанием создан прекрасный уголок природы на заводе. Фото А. Гирева. ПОД АРОК «ПРОМЕТЕЮ» Скульптурная галерея —« портреты тринадцати юных пионеров-героев — создается в ларере «Прометей» Новоли- пецкэго металлургического завода. ’ Бюсты отливает в бронзе один из лучших мастеров ли тейного цеха завода В. И. Сосновый. Уже готовы восемь скульптурных Портретов. Художни к на Спартакиад е ИЗОРЕПОРТАЖ С Ф И НАЛЬНЫХ СОРЕВНОВА НИЙ ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕ ТИКЕ V II ЛЕТНЕЙ СПАР ТАКИАДЫ НАРОДОВ РСФСР. Прихватив с собой перо, тушь и бумагу, художник Сер гей Костюнин примостился в самом «выгодном» для рисова ния месте — у помоста. Но рука у него не дрогнула, а чувство юмора не изменило ему. Давайте улыбнемся вме сте.» — Осторожней, пожалуй ста! Эта штанга — на вес зо лота... — Вечно за вами убирать приходится!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz