Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
НАЧАЛИСЬ ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ В ШКОЛЕ ЭТОТ ТРУДНЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ШАГ Ш кола. Позади десять лет. Это иного и мало. Осталось сделать последний шаг—отчи т а т ь с я перед государством, пе- чред педагогами, перед собой, сдать экзамены, получить пу тевку в самостоятельную жизнь. А это всегда тргзожно я волнительно, особенно первый экзамен. Он первый и, кажется выпускникам, самый трудный. “V Мы в пятой средней школе *. Липецка. Обычная школа, которых в городе десятки. И в о в с е х позавчера начались эк замены, Торжественные н при тихшие пришли десятиклассни ки*» .школу, Не слышно зали. виетоиусмеха и шуток- Девуш ки. ■■‘юноши о чем-то спокойно беседуют, по-взрослому солид- но^Потом-учителя приглашают учеников проити в школу. Торжественная линейка, пос ледняя в школьной жизни. Директор шкоды Николай Александрович Свиридов позд равляет ребят с началом экза менов, желает им счастливого старта. Сто двадцать юношей и де вушек расходятся по классам. Раздается звонок. Классные руководители, учителя, пред ставители отдела народного об разования, школьники ждут того мгновения, когда будет вскрыт конверт с темами. И вот в звенящей тишине |зчи-, тываются названия тем: | «Я отвечаю за все» (по роману Н. Островского «Как закаля лась сталь»), «Истинный ге роизм н патриотизм в понима- нин-Л. Н. Толстого» (по*ро- ман у“«Во»на и мир»), -«Ленин ский комсомол — боевой по мощник и надежный резерв партии». И как-то сразу стало спокойнее на душе у ребят: те мы знакомы, книги читаны- перечитаны. Теперь нужно со средоточиться, выбрать тему. А какой отдать предпочтение? Смотрю на задумчивые лица ребят. Проходит несколько ми нут. На экзаменационных ли стах появляются записи. Н а таша Перцева останавливает свой выбор на второй теме, Светлана Баранкина — на тре тьей, Вячеслав Щукин — на первой. Сосредоточенные десяти классники начинают излагать свои мысли. Семнадцатилггннм юношам н девушкам есть что рассказать: они принимали участие в конференциях пЬ об суждению произведений Л . Н. Толстого и Н. А. Островского, истории Ленинского комсомо ла, не один год трудились в строительных отрядах. Им хо рошо известны герои книг. А сколько знают они о подвигах молодежи в годы Великой Отечественной войны, о поко рении целины, о возведении ударных комсомольских строек! Шелестят страницы. Еще и еще раз ребята перечитывают написанное. Все идет хорошо. Классные руководители, чувст вуется по всему, довольны. А вот мамы, собравшиеся у школы, волнуются, кажется, больше своих детей... К 13 часам на столы, па ко торых масса живых цветов, легли первые сочинения.., Н. ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ. На снимках:-идет экзамен * ТО«В» классе;* Ю. Бучок пи шет сочинение о герое замечательного романа Я. Остров ского «Как-закалялась, сталь*. Фото автора. П р о и сш е ст в и я В З Р Ы В В КАРЬЕРЕ Взрывы в карьере Студенов- ского рудоуправления, где до бывается известняк для метал лургии, — обычное явление, и жители поселка горняков не обращают на них внимания. Но тот, о котором мы хотим рассказать, был помощнее. Он напомнил о тревожном време ни воины.., В один из субботних дней экскаваторщик В. В. Проску рин прокладывал водопровод ную траншею к строящемуся корпусу учебного комбината управления «Липе иксельетрой», что в районе нефтебазы на улице Гагарина. В самой тран шее тянули трубы его Т03ЛШ1- щи — слесари из СПМК-1204 В. И. Беляев и А. М. Царев. * Неожиданно на глубине бо лее двух метров из-под экска ваторного ковша вывернулась поржавевшая болванка. Рука В. В. Проскурина невольно за мерла на рычаге: «болванка» оказалась необычной. Это была 82-миллиметровая мина. На место происшествия при были манор Правобережного РОВД Н. С. Выходцев и ко- гендант гарнизона А. Г. Б ар дин. Опасное место было оцеп лено. Спустившись в траншею, Н. С. Выходцев. осторожно очистил вокруг смертельной находки землю, приподнял сна ряд и опустил в ящик с пескам. В сопровождении двух ма шин опасный груз был вывезен За черту города, в карьер, шо фером пятой автобазы АТК № 2 О. И. Петруховым. В карьере находка поступила в распоря жение взрывника Й. И. Там бовского. — Ну, подруга, хоть для воины тебя изготовили, послу жишь доброму делу, — пошу тил опытный взрывник и зало жил мину в подготовленный шурф... Прогремел взрыв. Обычный для карьера, но не обычный для тех, кто обезвредил опас ную находку. Ю. КЛЮЕВ. милиции Мг На снимке: майор й . С. Выходцев. _____ Ж ЕНЩИНА, о которой пойдет речь, живет в са мом центре Задонска, в небольшом старом деревянном домишке, под окнами которого густо разрослись кусты ж ас мина-. Привела нас к ней ред кая, явно нерусская фамилия — Филадельфийская. Встрети ла нас Валентина Васильевна приветливо. Выслушав, как-то грустно и задумчиво сказала: — По мужу я — Филадель фийская. Муж у меня был по ляк из Варшавы, А сама-то я Iиз здешних мест, в девичестве Ш ахш а. — Потом, вдруг бро сив на нас быстрый взгляд, с побелевшим лицом тяжко опу. стилась на стул, чуть слышно проговорила. — Да неужто о нем стало что-нибудь известно? Пропал он ведь в войну без вести. Хоть бы узнать, где мо гилка, съездила бы, цветочки жасмина положила. Очень лю бил мой Василий Петрович, когда цветет жасмин. Родилась Валентина Василь евна в семье портного, в том доме, где и теперь живет. Д е тей в семье было девятнадцать. Мать едва успевала присмат ривать за домом. Обходиться заработками отца было нелег ко, и дети, чуть окрепнуз, один за другим разлетелись из ро дительского гнезда. Уехала и Валентина Васильевна, когда подросла и окончила школу. Устроилась в Воронеже на почтамт. Там и встретилась со своим будущим супругом Ва силием Петровичем Филадель фийским, сыном потомственно го связиста, высланного когда- то из Варшавы в Сибирь за выступления против царя, а после осевшего в центре Рос сии. У них появились дочь, по. том сын. Вскоре грянула вой на. 1°* Как-то муж вернулся с ра боты поздно, возбужденный, взволнованный. Обняв за Пле чи жену, сказал: и — Собрание у нас было.1’Ре бята добровольцами запаса- РЕДКАЯ лиеь на фронт. И я в том чис ле. Как смотришь? — Ну, что ж, — после дол гого молчания, собравшись с силами, — ответила Валентина Васильевна. — Это хорошо, по совести. Проводила мужа, н тот, как в воду канул. Ни одного «тре угольничка». Потом в город ворвались фашисты. Спустя несколько дней Филадельфий скую с детьми, другими воро. нежцами, не успевшими эва куироваться, посадили в ваго ны и повезли в сторону Ка- сторной. На полпути, в глухую ночь, всех высадили в по ле. Раздались автоматные оче, реди, крики, стон. Филадель фийская потихоньку скрылась во тьме, добрела до какой-то деревеньки, постучалась в крайнюю хату. Ее приютила одинокая женщина. Здесь по хоронила внезапно заболевше го сынишку, дождалась осво бождения. Вернувшись в Воронеж, дом свой отыскала среди руин по приметной, искареженной дет ской кроватке. Постояла, по плакала и решила пробирать ся в Задонск. Поступила ра ботать в детдом. Приходилось иметь дело с малышами, поте рявшими родителей на войне, и она отдавала им всю душу. Однажды сбежал мальчик. Разыскала Валентина Василь евна беглеца в Ельце на вок зале. Оборванный, голодный, тот спал, забившись под ска мейку. — Хочу к папе с мамой в Ленинград! — вырывался ма ленький беглец, а Филадель фийская лишь молча вытирала слезы. Что она могла сказать? Что ни папы, ни мамы больше нет у мальчика? ФАМИЛИЯ : Л ю д и и с уд ьбы В то время она стала доно> ром. Сдавала кровь для ране ных солдат, порой во вред се бе. Донором оставалась долго и после войны. Всего крови сдала более девяноста кило- грамхмов. Но в те годы это бы ло особенно нелегко. Ведь при ходилось и недоедать, и не досыпать. И из головы не вы. ходили трудные думы о муже: где он, что произошло? Зача стила в военкомат, вскоре ей вручили извещение, что Васи лий Петрович пропал без ве сти, оставив надежду: жив муж..,,, И она ждала, вот-вот объявится. Ж дет еше и теперь. Как-то поехала в Воронеж, заглянула на почтамт. Началь ник почтамта, тот, что работал и до войны, встретил радушно, поинтересовался жизнью, йо том повел ее в зал. Там, на гранитной доске, висевшей на. стене, среди погибших связи-, стов на фронте золотом высе чено имя и ее супруга. ...Лицо густо покрыли мор щины, а сердце, пока есть силы, не позволяет ограничиться кругом домашних забот. Фи ладельфийская — председатель уличкома. Хлопот немало. По ломалась водоразборная ко лонка, шалуны-мальчишки но чью разбили окно у старушки — идут люди к ней. Знают, всегда отзовется, поможет. Мы стали прощаться, вышли на крыльцо. Под окнами оде вался в кипенный цвет ж ас мин. Знает ли Валентина Ва сильевна, что фамилия ее про исходит от латинского назва ния этого красивого кустарни ка? И. ЛЕСНИКОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». НОВОЕ МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО ФЛАМИНГО ЛЕНКОРАНЬ (Азербай джанская ССР). Местом посто янного обитания фламинго становятся прибрежные лима ны Кызылагачекого заповед ника, расположенного в азер байджанских субтропиках. Редкие птицы с бело-розовым оперением, занесенные в «красную книгу», прежде лишь зимовали здесь, а гнездились в северо-восточной части Каспия к Казахстане. Нынче на терри тории заповедника их разме стилось около двухсот, Причи на миграции—быстрое размно жение птиц и нехватка корма в давно обжитых местах. ХР О Н ИКА К УЛЬТУРН ОЙ ЖИЗ Н И ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ТРУЖЕНИКОВ Закончились так называемые «малые гастроли», с которыми ежегодно областной драмати ческий театр выезжает к своим сельским зрителям. На этот раз коллектив труппы побывал в четырех районах — Добрян. ском, Измалковском, Краснян ском, Становлянском. Их жи тели познакомились со спек таклями «Последний срок» В. Распутина, «Такси в тече ние получаса» Г. Рябкина и детским — «Вовка на планете Ялмез» В. Коростылева. СМОТР ТВОРЧЕСКИХ с ил На Липецком тракторном заводе подведены итоги смот ра вечеров труда и творчества коллективов цехов и отделов. Победителями его стали коллективы художественной самодеятельности корпуса МС-4, сталелитейного, а также отделов главного металлурга и научно-исследовательского. Среди победителей и агит. бригада объединенных коллек тивов отделов главного кон структора, конструкторского и экспериментального цехов. Решением дирекции зазода, партийного комитета, завкома профсоюза и комитета ВЛКСМ эти коллективы награждены Почетными грамотами с при суждением денежных премий. ПУШКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ В Липецком государствен ном педагогическом институте состоялись традиционные «Пушкинские чтения», которые ка этот раз были посвящены 180-летию со дня рождения великого русского поэта. Чтениям предшествовали конкурсы чтецов, которые про шли во всех группах филологи ческого факультета. На заклю чительном вечере был сделан доклад «А. С. Пушкин и липец кий край», после которого сту денты читали стихи и отрывки из произведений поэта. «РАННИЙ РАССВЕТ» На экраны кинотеатров го рода и области выходит новый фильм А. Цинемана «Ранний рассвет». Картина посвящена проблеме интеллектуального воспитания детей в возрасте от 3 до 7 лет. Авторы фильма дают нам объективные свидетельства раннего проявления человече ской одаренности. Мы увидим мальчика-японца из детского сада университета Дружбы на родов им. П. Лумумбы, кото рый с легкостью переводит своей матери слова воспита тельницы, увидим также четы рехлетнего малыша, играющего на скрипке, первоклассников, еще не умеющих как следует считать, но уже запросто вни кающих в смысл отвлеченных алгебраических формул. — Что же это за дети? — не вольно удивляемся мы. «Об.ыч. ные дети, — говорит режиссер. — Они не проходят никаких специальных конкурсов. Мы и не собирались рассказывать о .'случаях исключительной ода- | ренности. Вслед за учеными | мы утверждаем: все дети на- \ делены теми или иными способ- !ностями, надо только разгля деть и развить эту одарен ность». Зрители познакомятся с пе дагогом Т. Г. Пилыциковой, которая ведет урок математики в первом классе эксперимен тальной 91-й московской шко лы, с руководителем литера турной студии Харьковского Дворца пионеров В. А. Леви ным, а также Е. А. Басмано вой, занимающейся с юными шахматистами в Московском Дворце пионеров. КОНФЕРЕНЦИЯ ФИЛАТЕЛИСТОВ В Липецке состоялась VI отчетно-выборная конференция Всесоюзного общества филате листов. Ее делегаты проанали зировали работу областного от деления общества за минув шие три года, наметили пути ее дальнейшего улучшения, из брали новый состав правления. На организационном плену ме председателем областного правления ВОФ вновь избран В. Ф. Мелихов. А. ИВАНОВ. Н ЕОП ЛАТНЫ Й Д О Л Г ^ ОНФЛИКТ, свидете лем которого я был, произошел весной этого года в одном из липецких книжных магазинов. Была объявлена очередная подписка на собрание сочине ний. На этот раз книголюбам предлагался шеститомник А. Иванова, автора широко известных романов «Тени ис чезают в полдень», «Вечный зов» и других произведений. За несколько дней до назна ченного дня у дверей магазина образовалась очередь желаю щих иметь э т и . книги в своих домашних библиотеках. А в своем крошечном каби нете директор в это гремя решал нелегкую задачу. М ага зину дали 17 комплектов. По положению, двадцать ироцен. тов этого количества необходи мо было выделить инвалидам Великой Отечественной войны. Получалось 3,4 комплекта. И вот директор, сам в прошлом фронтовик, защищавший в 1941-м Москву, получивший в окопах тяжелый недуг, от ко торого не оправился до сих пор, ломал голову: в (какую сторону округлить эти десятые доли. Арифметические прави ла вроде бы стояли за тройку — ведь четыре десятых мень ше половины. Совесть подска зывала другое: выделить инва лидам 4 комплекта. Директор был достаточно опытным ра ботником книжной торговли и догадывался, что второй ва риант решения придется не по вкусу «очередникам». Но он и предположить не мог, в каком эпицентре бури окажется че рез какие-нибудь двадцать минут. Итак, объявление было вы вешено ца стеклянных дверях магазина: 13 комплектов — об щей очереди, 4 — инвалидам Великой Отечественной войны. Директор решил поступить по совести. И очередь воспылала него дованием. — Как?—с надрывом вопро шал молодой мужчина года рождения явно' послевоенного. — Ведь четыре десятых мень ше половины! Где справедли вость? — О какой справедливости вы говорите? — не выдержал я. — Ведь речь идет о людях, которые нас защитили — и вас, и меня. Неужели эти де сятые доли стали выше сове сти? — Не надо! — веско сказал мужчина. — Не надо громких слов. Сейчас не война... — Действительно, — поддер жала его холеная женщина с зонтиком. — Мы тут трое су ток мокли и зябли. И вот — такая досада... - — Д а? А они четыре года мокли и зябли в окопах! Это им мы обязаны всем: и книж ными полками тоже, и книга ми... И тем, что можно стоять в очереди за книгами, а не за куском хлеба! — Ну и что? Ну н что? — горячилась женщина, которой как раз и не хватало одного экземпляра. — Зачем эти кни ги инвалидам? А я преподаю в вузе, мне перед студентами будет неудобно, если я не прочитаю Иванова... Не знаю, что сказали бы студенты, увидев в эти минуты свою наставницу. Думаю, что им было бы за нее... неловко. (Кстати, потом выяснилось, что у этой женщины есть практи чески все произведения А. Ива нова. Но они были выпущены разными издательствами, а ей хотелось — в едином оформ лении). Я мог бы уделить больше места этой перепалке. Но не буду. Типичная картина? Нет! Нет и нет! Каждый из нас мо жет привести десятки приме ров, когда коллективы чеетву. ют фронтовиков, когда любая очередь посторонится, увидев на лацкане пиджака скромный знак участника Великой Отечественной войны. Я созна тельно не перечисляю здесь все те многочисленные льготы, ко торые установлены в нашей стране для ветеранов войны. Я хочу остановить твое вни мание, читатель, на нашем личном отношении к тем, кто в самую страшную годину испы таний сделал все, что мог, а часто — даж е то, что было выше человеческих сил. % Мы все сейчас смотрим се рии телефильма «Великая Оте чественная». От многих кадров перехватывает горло, глаза за стилают слезу. И мысль: «Не ужели мы все это смогли вы нести, устоять, одолеть, побе дить?». И гордость за это уди вительное поколение советских людей, принявших на себя страшный удар фашизма. И благодарность этим безымян ным солдатам, чередой прохо дящим перед нами по голубо му экрану. И тем, кто погиб, и тем, кто с победой вернулся домой. Мой отец тоже воевал. Име ет несколько боевых наград, ТогДа он был моложе, чем я сейчас. Когда я приезжаю к родителям, собираются мои старые друзья. Шумные разго воры, рассуждения о жизни, работе, политике, искусстве. Каждый категоричен, каждый толкует свое. Однажды во время такой «дискуссии» вы сказал свое мнение и отец. И тут же, решив, что сказал не впопад, замолчал, робко и ви новато глянув на меня. Я почувствовал, как волна нежности сдавила сердце. Ну, что ты замолчал, отец? Говори все, что ты хочешь и что дума ешь. Твой голос здесь —• п ер -' вый. Д а, ты постарел — * ео н голова уже почти вся белая, и годы жмут плечи к земле, твои плечи, на которых ты взмет нул меня, мальчишку, в теперь уже далеком 45-м году. Да, жизнь теперь иная, быстрая, и ты иной раз не успезаешь за ней. Ну, и что? Ты сделал свое дело, самое главное и са мое трудное в жизни. И я у тебя в вечном и неоплатном долгу. Дорогие наши отцы и мате ри! Вы, отдававшие последний кусок нам, детям войны, вы, прикрывавшие нас своими те лами во время бомбежки, вы, шедшие ради нас сквозь огонь и смерть, — знайте и помните: мы никогда не забудем это. Не обращайте внимание на тех, поднявших шум из-за шести десятых. Таких,мало. Нас, лю бящих в ас/ больше, значитель но больше. Обопритесь на на ши плечи. Б. СЕМЕНОВ. Знать, уж так — на Земле, Видно это в крови: Ждем до старости лет Самой Главной любви. Мы с тобой полетим Над пустыней рябой, Над огнем заводским, Над притихшей избой. Твои волосы ветер Откинет назад И неведомым светом Хлестнет по глазам. Этот смерч не земной — Горячее огня, Он закружит весною Тебя от меня. Улетишь без следа В хороводе комет, Голубая звезда, Без особых примет. По орбите, пыля, Вспоминай иногда, Что и наша земля — Голубая звезда! * * * А через мост, А за мостом, У Каменного лога Стоит веселый белый дом, А в нем — моя тревога. Она зовет меня, зовет И руки прижимает, Как будто собралась в полет, В. ЗО РИ Н . ПО ИМЕНИ ТРЕВОГА... (Из новой книги стихов «Мостов перестуки»). У ЧИТЕЛЬ Михаил Иль ич Семенихин два го да назад решил приобре сти легковой автомобиль. Об ластной отдел народного обра зования помог ему в этом. Учитель стал обладателем мо бильной, быстроходной авто машины «Жигули». Казалось бы, все хорошо, катайся себе на здоровье. С некоторых пор Михаил Ильцч стал неравнодушен к спиртному. А машина требует осторожного с ней обращения, поскольку является источни ком повышенной опасности. В январе прошлого года ра ботниками ГАИ он был задер жан за рулем в нетрезвом со стоянии. Был в таком состоя нии, что его вынуждены были поместить в медицинский вы трезвитель. Притом оказался за рулем, не имея водитель ского удостоверения. Работ ники ГАИ могли его лишить водительских нрав. Однако к Семенихину была проявлена снисходительность. Ограничи лись наложением штрафа в сумме 50 рублей. Думали, че ловек с высшим образованием, ошибся, поймет. Однако Ми хаил Ильич не сделал для се бя правильных выводов. Через три месяца вновь ра ботниками ГАИ он был задер жан за рулем в пьяном виде. На этот раз его лишили прав вождения на два года, преду предили, что если окажется за рулем без водительских прав, будет привлечен к уголовной ответственности’. Однако в январе нынешнего года Семенихин опять уп равлял своим автомобилем в нетрезвом состоянии. При этом у него нс имелось ни водитель ского удостоверения, ни даже технического паспорта. Семенихина привлекли к уголовной ответственности. И вот он на скамье подсудимых. ...Высоки моральные требо вания, предъявляемые жизнью к учителю. Недаром в народе он олицетворяет собой все лучшее. Высокое чувство нрав ственной ответственности — тот критерий, который лучше всего характеризует моральный облик сегодняшнего учителя. Ответственности не только пе ред обществом, но и перед собственной совестью. Учитель и в школе, и в быту должен быть образцом неуклонного соблюдения морального кодек са строителя коммунизма. А вот Михаил Ильич оказался не в ладу с этими жизненными критериями. Учитель — и на скамье под судимых.., Подобные случаи очень редки и нетипичны для нашей жизни. Но факт остается фактом. Семенихин был нака зан судом на один год испра вительных работ по месту рой всякое нарушение трудо вой дисциплины и обществен ного порядка воспринималось бы как чрезвычайное происше ствие. И в каждом конкретном случае требуется анализ при чин и следствий, самая строгая Пьянству — бой ! мяков, учителя М. В. Ж урав лева, А. Ф. Бельских. Замечу, ни один из выступивших и словом не обмолвился о спра ведливости меры наказания. Все старались как бы «смяг чить» вину коллеги. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА жительства с удержанием из зарплаты двадцати процентов в доход государства. Совершенное им преступле ние связано с пьянством. По становление ЦК КПСС «О ме рах по усилению борьбы про тив пьянства и алкоголизма» требует вести решительную и настойчивую борьбу с наруши телями дисциплины и общест венного порядка, повысить эф фективность общественного и административного воздейст вия на лиц, злоупотребляющих алкоголем. Настоящая борьба с пьянством требует такой ат мосферы в коллективе, в кото- оценка проступка. По дачному делу этого, к сожалению, ке произошло. Семенихин работа ет в особом коллективе — учительском. И как раз он-то оказался не на высоте положе ния. После того, как уголовное дело на Семенихина поступило в народный суд, состоялось профсоюзное собрание коллек тива учителей школы. На по вестке один вопрос: обсужде ние проступка, совершенного учителем. На собрании высту пили директор школы А. М. Нижегородова, секретарь пар тийной организации Д. В. Ко. На собрании довольно про странно отмечалось, что Семе нихин прививает учащим ся культуру поведения и требует соблюдения дис циплины. Трудно мне су дить, насколько это у него получается, но ясно одно, что сам учитель не в ладу с этими нравственными категориями. Говорили даже о том, что их коллега повышает педагогиче скую квалификацию, посещая теоретический семинар по изу чению актуальных вопросов нравственного воспитания. Но никто не сказал о главном: о том, что Семенихин уронил Да вот куда — не знает. Она в улыбке холодна, Как снег вокруг пожарищ, Н о -у меня она одна — Подруга и товарищ. Я по мосту не тороплюсь, Все висну на перилах, А белый дом, как белый гусь, Плывет над речкой стылой. У каждого своя нужда, Забота за порогом... Кому там женщина нужна По имени Тревога. Заря январская сгорит, Прибудет май с цветами, И частый дождик прошумит Над белыми садами. Тогда войду в тревожный дом, Как прежде и не прежде... А позади, а за мостом... Живет моя Надежда! И дом, и улица известны: Мой адрес там, где я рожден, А что касается здесь песни, То в песне этой свой резон. Но ведь в стране есть «государство», Оно со мной, в груди достоинство советского учите ля. я потерял моральное право быть воспитателем других. Ни кто не обмолвился, что еще в 1977 году Семенихин задержи вался работниками милиции на улице пьяным и наказывал ся за это в административном порядке. Собрание приняло решение: взять учителя М. И. Семенихя- на на поруки. Так и записали в протоколе. Наше общество гуманно к людям. Оно основывается на взаимном доверии, духе друж бы, коллективизма, взаимопо мощи. Конечно, хорошо, когда тот или иной коллектив берет на поруки оступившегося кол легу. Часто в зале судебного заседания очень веско, убеди тельно и, что главное, гуман но звучит речь общественного защитника. И все-таки высшая справедливость требует, чтобы в иных случаях звучала и речь общественного обвините ля. Нет, не высокое гражданское и профессиональное чувство владело учителями, не созна ние общественного долга, ког да они брали под защиту чело века, не достойного этого. Преобладало скорее разноду- моей, Оно живительней лекарства От первых до последних дней. Будь это город в среднерусье, Или изба в глухом селе, Где над тобой впервые гуси Прошли в весенней теплой 1 мгле. Здесь —- первый крик твой , на планете, Здесь первый шаг твой, первый вздох, И первый грех, что был в запрете, А ты переступил порог... Мы* как незримой пуповиной, Привязаны к своим краям, Откуда начат путь целинный К другим полям и городам! Ниспошли мне легкий шаг, Песенку в дорогу, Дай удачи на ветрах И оставь тревогу. А когда пройду свой путь, Попрошу иное — Дай последний раз взглянуть С неба на земное. шие к делу, к своей профес сии, к делу нравственного вос питания учащихся. В. И. Ленин считал равно душие тяжким моральным пре, ступлением против человечно сти. Он ценил в человеке его внутреннюю собранность, це леустремленность, сознатель ную деятельность по воспита нию в себе нравственных ка честв, поднимающих чувство моральной ответственности. А она в условиях нашего разви того социалистического обще ства выступает как личная ответственность за общее дело строительства коммунизма, воспитание человека коммуни стического завтра. Чувство личной ответствен ности не только перед общест вом, но и перед собственной совестью должно быть' особен но высоким у учителей. Имен но это с наибольшей полнотой характеризует моральный об лик педагога. Он везде—и на работе, и в быту—должен быть образцом $ля всех. ,Иначе он не достоин носить высокое зва ние воспитателя молодежи. Н. УСИК, заместитель председателя областного суда, заслуженный юрист РСФСР
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz