Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

НАЧАЛИСЬ ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ В ШКОЛЕ ЭТОТ ТРУДНЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ШАГ Ш кола. Позади десять лет. Это иного и мало. Осталось сделать последний шаг—отчи­ т а т ь с я перед государством, пе- чред педагогами, перед собой, сдать экзамены, получить пу­ тевку в самостоятельную жизнь. А это всегда тргзожно я волнительно, особенно первый экзамен. Он первый и, кажется выпускникам, самый трудный. “V Мы в пятой средней школе *. Липецка. Обычная школа, которых в городе десятки. И в о в с е х позавчера начались эк­ замены, Торжественные н при­ тихшие пришли десятиклассни­ ки*» .школу, Не слышно зали. виетоиусмеха и шуток- Девуш­ ки. ■■‘юноши о чем-то спокойно беседуют, по-взрослому солид- но^Потом-учителя приглашают учеников проити в школу. Торжественная линейка, пос­ ледняя в школьной жизни. Директор шкоды Николай Александрович Свиридов позд­ равляет ребят с началом экза­ менов, желает им счастливого старта. Сто двадцать юношей и де­ вушек расходятся по классам. Раздается звонок. Классные руководители, учителя, пред­ ставители отдела народного об­ разования, школьники ждут того мгновения, когда будет вскрыт конверт с темами. И вот в звенящей тишине |зчи-, тываются названия тем: | «Я отвечаю за все» (по роману Н. Островского «Как закаля­ лась сталь»), «Истинный ге­ роизм н патриотизм в понима- нин-Л. Н. Толстого» (по*ро- ман у“«Во»на и мир»), -«Ленин­ ский комсомол — боевой по­ мощник и надежный резерв партии». И как-то сразу стало спокойнее на душе у ребят: те­ мы знакомы, книги читаны- перечитаны. Теперь нужно со­ средоточиться, выбрать тему. А какой отдать предпочтение? Смотрю на задумчивые лица ребят. Проходит несколько ми­ нут. На экзаменационных ли­ стах появляются записи. Н а­ таша Перцева останавливает свой выбор на второй теме, Светлана Баранкина — на тре­ тьей, Вячеслав Щукин — на первой. Сосредоточенные десяти­ классники начинают излагать свои мысли. Семнадцатилггннм юношам н девушкам есть что рассказать: они принимали участие в конференциях пЬ об­ суждению произведений Л . Н. Толстого и Н. А. Островского, истории Ленинского комсомо­ ла, не один год трудились в строительных отрядах. Им хо­ рошо известны герои книг. А сколько знают они о подвигах молодежи в годы Великой Отечественной войны, о поко­ рении целины, о возведении ударных комсомольских строек! Шелестят страницы. Еще и еще раз ребята перечитывают написанное. Все идет хорошо. Классные руководители, чувст­ вуется по всему, довольны. А вот мамы, собравшиеся у школы, волнуются, кажется, больше своих детей... К 13 часам на столы, па ко­ торых масса живых цветов, легли первые сочинения.., Н. ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ. На снимках:-идет экзамен * ТО«В» классе;* Ю. Бучок пи­ шет сочинение о герое замечательного романа Я. Остров­ ского «Как-закалялась, сталь*. Фото автора. П р о и сш е ст в и я В З Р Ы В В КАРЬЕРЕ Взрывы в карьере Студенов- ского рудоуправления, где до­ бывается известняк для метал­ лургии, — обычное явление, и жители поселка горняков не обращают на них внимания. Но тот, о котором мы хотим рассказать, был помощнее. Он напомнил о тревожном време­ ни воины.., В один из субботних дней экскаваторщик В. В. Проску­ рин прокладывал водопровод­ ную траншею к строящемуся корпусу учебного комбината управления «Липе иксельетрой», что в районе нефтебазы на улице Гагарина. В самой тран­ шее тянули трубы его Т03ЛШ1- щи — слесари из СПМК-1204 В. И. Беляев и А. М. Царев. * Неожиданно на глубине бо­ лее двух метров из-под экска­ ваторного ковша вывернулась поржавевшая болванка. Рука В. В. Проскурина невольно за ­ мерла на рычаге: «болванка» оказалась необычной. Это была 82-миллиметровая мина. На место происшествия при­ были манор Правобережного РОВД Н. С. Выходцев и ко- гендант гарнизона А. Г. Б ар­ дин. Опасное место было оцеп­ лено. Спустившись в траншею, Н. С. Выходцев. осторожно очистил вокруг смертельной находки землю, приподнял сна­ ряд и опустил в ящик с пескам. В сопровождении двух ма­ шин опасный груз был вывезен За черту города, в карьер, шо­ фером пятой автобазы АТК № 2 О. И. Петруховым. В карьере находка поступила в распоря­ жение взрывника Й. И. Там­ бовского. — Ну, подруга, хоть для воины тебя изготовили, послу­ жишь доброму делу, — пошу­ тил опытный взрывник и зало­ жил мину в подготовленный шурф... Прогремел взрыв. Обычный для карьера, но не обычный для тех, кто обезвредил опас­ ную находку. Ю. КЛЮЕВ. милиции Мг На снимке: майор й . С. Выходцев. _____ Ж ЕНЩИНА, о которой пойдет речь, живет в са­ мом центре Задонска, в небольшом старом деревянном домишке, под окнами которого густо разрослись кусты ж ас­ мина-. Привела нас к ней ред­ кая, явно нерусская фамилия — Филадельфийская. Встрети­ ла нас Валентина Васильевна приветливо. Выслушав, как-то грустно и задумчиво сказала: — По мужу я — Филадель­ фийская. Муж у меня был по­ ляк из Варшавы, А сама-то я Iиз здешних мест, в девичестве Ш ахш а. — Потом, вдруг бро­ сив на нас быстрый взгляд, с побелевшим лицом тяжко опу. стилась на стул, чуть слышно проговорила. — Да неужто о нем стало что-нибудь известно? Пропал он ведь в войну без вести. Хоть бы узнать, где мо­ гилка, съездила бы, цветочки жасмина положила. Очень лю­ бил мой Василий Петрович, когда цветет жасмин. Родилась Валентина Василь­ евна в семье портного, в том доме, где и теперь живет. Д е­ тей в семье было девятнадцать. Мать едва успевала присмат­ ривать за домом. Обходиться заработками отца было нелег­ ко, и дети, чуть окрепнуз, один за другим разлетелись из ро­ дительского гнезда. Уехала и Валентина Васильевна, когда подросла и окончила школу. Устроилась в Воронеже на почтамт. Там и встретилась со своим будущим супругом Ва­ силием Петровичем Филадель­ фийским, сыном потомственно­ го связиста, высланного когда- то из Варшавы в Сибирь за выступления против царя, а после осевшего в центре Рос­ сии. У них появились дочь, по. том сын. Вскоре грянула вой­ на. 1°* Как-то муж вернулся с ра­ боты поздно, возбужденный, взволнованный. Обняв за Пле­ чи жену, сказал: и — Собрание у нас было.1’Ре­ бята добровольцами запаса- РЕДКАЯ лиеь на фронт. И я в том чис­ ле. Как смотришь? — Ну, что ж, — после дол­ гого молчания, собравшись с силами, — ответила Валентина Васильевна. — Это хорошо, по совести. Проводила мужа, н тот, как в воду канул. Ни одного «тре­ угольничка». Потом в город ворвались фашисты. Спустя несколько дней Филадельфий­ скую с детьми, другими воро. нежцами, не успевшими эва­ куироваться, посадили в ваго­ ны и повезли в сторону Ка- сторной. На полпути, в глухую ночь, всех высадили в по­ ле. Раздались автоматные оче, реди, крики, стон. Филадель­ фийская потихоньку скрылась во тьме, добрела до какой-то деревеньки, постучалась в крайнюю хату. Ее приютила одинокая женщина. Здесь по­ хоронила внезапно заболевше­ го сынишку, дождалась осво­ бождения. Вернувшись в Воронеж, дом свой отыскала среди руин по приметной, искареженной дет­ ской кроватке. Постояла, по­ плакала и решила пробирать­ ся в Задонск. Поступила ра­ ботать в детдом. Приходилось иметь дело с малышами, поте­ рявшими родителей на войне, и она отдавала им всю душу. Однажды сбежал мальчик. Разыскала Валентина Василь­ евна беглеца в Ельце на вок­ зале. Оборванный, голодный, тот спал, забившись под ска­ мейку. — Хочу к папе с мамой в Ленинград! — вырывался ма­ ленький беглец, а Филадель­ фийская лишь молча вытирала слезы. Что она могла сказать? Что ни папы, ни мамы больше нет у мальчика? ФАМИЛИЯ : Л ю д и и с уд ьбы В то время она стала доно> ром. Сдавала кровь для ране­ ных солдат, порой во вред се­ бе. Донором оставалась долго и после войны. Всего крови сдала более девяноста кило- грамхмов. Но в те годы это бы­ ло особенно нелегко. Ведь при­ ходилось и недоедать, и не­ досыпать. И из головы не вы. ходили трудные думы о муже: где он, что произошло? Зача­ стила в военкомат, вскоре ей вручили извещение, что Васи­ лий Петрович пропал без ве­ сти, оставив надежду: жив муж..,,, И она ждала, вот-вот объявится. Ж дет еше и теперь. Как-то поехала в Воронеж, заглянула на почтамт. Началь­ ник почтамта, тот, что работал и до войны, встретил радушно, поинтересовался жизнью, йо­ том повел ее в зал. Там, на гранитной доске, висевшей на. стене, среди погибших связи-, стов на фронте золотом высе­ чено имя и ее супруга. ...Лицо густо покрыли мор­ щины, а сердце, пока есть силы, не позволяет ограничиться кругом домашних забот. Фи­ ладельфийская — председатель уличкома. Хлопот немало. По­ ломалась водоразборная ко­ лонка, шалуны-мальчишки но­ чью разбили окно у старушки — идут люди к ней. Знают, всегда отзовется, поможет. Мы стали прощаться, вышли на крыльцо. Под окнами оде­ вался в кипенный цвет ж ас­ мин. Знает ли Валентина Ва­ сильевна, что фамилия ее про­ исходит от латинского назва­ ния этого красивого кустарни­ ка? И. ЛЕСНИКОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». НОВОЕ МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО ФЛАМИНГО ЛЕНКОРАНЬ (Азербай­ джанская ССР). Местом посто­ янного обитания фламинго становятся прибрежные лима­ ны Кызылагачекого заповед­ ника, расположенного в азер­ байджанских субтропиках. Редкие птицы с бело-розовым оперением, занесенные в «красную книгу», прежде лишь зимовали здесь, а гнездились в северо-восточной части Каспия к Казахстане. Нынче на терри­ тории заповедника их разме­ стилось около двухсот, Причи­ на миграции—быстрое размно­ жение птиц и нехватка корма в давно обжитых местах. ХР О Н ИКА К УЛЬТУРН ОЙ ЖИЗ Н И ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ТРУЖЕНИКОВ Закончились так называемые «малые гастроли», с которыми ежегодно областной драмати­ ческий театр выезжает к своим сельским зрителям. На этот раз коллектив труппы побывал в четырех районах — Добрян. ском, Измалковском, Краснян­ ском, Становлянском. Их жи­ тели познакомились со спек­ таклями «Последний срок» В. Распутина, «Такси в тече­ ние получаса» Г. Рябкина и детским — «Вовка на планете Ялмез» В. Коростылева. СМОТР ТВОРЧЕСКИХ с ил На Липецком тракторном заводе подведены итоги смот­ ра вечеров труда и творчества коллективов цехов и отделов. Победителями его стали коллективы художественной самодеятельности корпуса МС-4, сталелитейного, а также отделов главного металлурга и научно-исследовательского. Среди победителей и агит. бригада объединенных коллек­ тивов отделов главного кон­ структора, конструкторского и экспериментального цехов. Решением дирекции зазода, партийного комитета, завкома профсоюза и комитета ВЛКСМ эти коллективы награждены Почетными грамотами с при­ суждением денежных премий. ПУШКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ В Липецком государствен­ ном педагогическом институте состоялись традиционные «Пушкинские чтения», которые ка этот раз были посвящены 180-летию со дня рождения великого русского поэта. Чтениям предшествовали конкурсы чтецов, которые про­ шли во всех группах филологи­ ческого факультета. На заклю ­ чительном вечере был сделан доклад «А. С. Пушкин и липец­ кий край», после которого сту­ денты читали стихи и отрывки из произведений поэта. «РАННИЙ РАССВЕТ» На экраны кинотеатров го­ рода и области выходит новый фильм А. Цинемана «Ранний рассвет». Картина посвящена проблеме интеллектуального воспитания детей в возрасте от 3 до 7 лет. Авторы фильма дают нам объективные свидетельства раннего проявления человече­ ской одаренности. Мы увидим мальчика-японца из детского сада университета Дружбы на­ родов им. П. Лумумбы, кото­ рый с легкостью переводит своей матери слова воспита­ тельницы, увидим также четы­ рехлетнего малыша, играющего на скрипке, первоклассников, еще не умеющих как следует считать, но уже запросто вни­ кающих в смысл отвлеченных алгебраических формул. — Что же это за дети? — не­ вольно удивляемся мы. «Об.ыч. ные дети, — говорит режиссер. — Они не проходят никаких специальных конкурсов. Мы и не собирались рассказывать о .'случаях исключительной ода- | ренности. Вслед за учеными | мы утверждаем: все дети на- \ делены теми или иными способ- !ностями, надо только разгля­ деть и развить эту одарен­ ность». Зрители познакомятся с пе­ дагогом Т. Г. Пилыциковой, которая ведет урок математики в первом классе эксперимен­ тальной 91-й московской шко­ лы, с руководителем литера­ турной студии Харьковского Дворца пионеров В. А. Леви­ ным, а также Е. А. Басмано­ вой, занимающейся с юными шахматистами в Московском Дворце пионеров. КОНФЕРЕНЦИЯ ФИЛАТЕЛИСТОВ В Липецке состоялась VI отчетно-выборная конференция Всесоюзного общества филате­ листов. Ее делегаты проанали­ зировали работу областного от­ деления общества за минув­ шие три года, наметили пути ее дальнейшего улучшения, из­ брали новый состав правления. На организационном плену­ ме председателем областного правления ВОФ вновь избран В. Ф. Мелихов. А. ИВАНОВ. Н ЕОП ЛАТНЫ Й Д О Л Г ^ ОНФЛИКТ, свидете­ лем которого я был, произошел весной этого года в одном из липецких книжных магазинов. Была объявлена очередная подписка на собрание сочине­ ний. На этот раз книголюбам предлагался шеститомник А. Иванова, автора широко известных романов «Тени ис­ чезают в полдень», «Вечный зов» и других произведений. За несколько дней до назна­ ченного дня у дверей магазина образовалась очередь желаю­ щих иметь э т и . книги в своих домашних библиотеках. А в своем крошечном каби­ нете директор в это гремя решал нелегкую задачу. М ага­ зину дали 17 комплектов. По положению, двадцать ироцен. тов этого количества необходи­ мо было выделить инвалидам Великой Отечественной войны. Получалось 3,4 комплекта. И вот директор, сам в прошлом фронтовик, защищавший в 1941-м Москву, получивший в окопах тяжелый недуг, от ко­ торого не оправился до сих пор, ломал голову: в (какую сторону округлить эти десятые доли. Арифметические прави­ ла вроде бы стояли за тройку — ведь четыре десятых мень­ ше половины. Совесть подска­ зывала другое: выделить инва­ лидам 4 комплекта. Директор был достаточно опытным ра­ ботником книжной торговли и догадывался, что второй ва­ риант решения придется не по вкусу «очередникам». Но он и предположить не мог, в каком эпицентре бури окажется че­ рез какие-нибудь двадцать минут. Итак, объявление было вы­ вешено ца стеклянных дверях магазина: 13 комплектов — об­ щей очереди, 4 — инвалидам Великой Отечественной войны. Директор решил поступить по совести. И очередь воспылала него­ дованием. — Как?—с надрывом вопро­ шал молодой мужчина года рождения явно' послевоенного. — Ведь четыре десятых мень­ ше половины! Где справедли­ вость? — О какой справедливости вы говорите? — не выдержал я. — Ведь речь идет о людях, которые нас защитили — и вас, и меня. Неужели эти де­ сятые доли стали выше сове­ сти? — Не надо! — веско сказал мужчина. — Не надо громких слов. Сейчас не война... — Действительно, — поддер­ жала его холеная женщина с зонтиком. — Мы тут трое су­ ток мокли и зябли. И вот — такая досада... - — Д а? А они четыре года мокли и зябли в окопах! Это им мы обязаны всем: и книж­ ными полками тоже, и книга­ ми... И тем, что можно стоять в очереди за книгами, а не за куском хлеба! — Ну и что? Ну н что? — горячилась женщина, которой как раз и не хватало одного экземпляра. — Зачем эти кни­ ги инвалидам? А я преподаю в вузе, мне перед студентами будет неудобно, если я не прочитаю Иванова... Не знаю, что сказали бы студенты, увидев в эти минуты свою наставницу. Думаю, что им было бы за нее... неловко. (Кстати, потом выяснилось, что у этой женщины есть практи­ чески все произведения А. Ива­ нова. Но они были выпущены разными издательствами, а ей хотелось — в едином оформ­ лении). Я мог бы уделить больше места этой перепалке. Но не буду. Типичная картина? Нет! Нет и нет! Каждый из нас мо­ жет привести десятки приме­ ров, когда коллективы чеетву. ют фронтовиков, когда любая очередь посторонится, увидев на лацкане пиджака скромный знак участника Великой Отечественной войны. Я созна­ тельно не перечисляю здесь все те многочисленные льготы, ко­ торые установлены в нашей стране для ветеранов войны. Я хочу остановить твое вни­ мание, читатель, на нашем личном отношении к тем, кто в самую страшную годину испы­ таний сделал все, что мог, а часто — даж е то, что было выше человеческих сил. % Мы все сейчас смотрим се­ рии телефильма «Великая Оте­ чественная». От многих кадров перехватывает горло, глаза за­ стилают слезу. И мысль: «Не­ ужели мы все это смогли вы­ нести, устоять, одолеть, побе­ дить?». И гордость за это уди­ вительное поколение советских людей, принявших на себя страшный удар фашизма. И благодарность этим безымян­ ным солдатам, чередой прохо­ дящим перед нами по голубо­ му экрану. И тем, кто погиб, и тем, кто с победой вернулся домой. Мой отец тоже воевал. Име­ ет несколько боевых наград, ТогДа он был моложе, чем я сейчас. Когда я приезжаю к родителям, собираются мои старые друзья. Шумные разго­ воры, рассуждения о жизни, работе, политике, искусстве. Каждый категоричен, каждый толкует свое. Однажды во время такой «дискуссии» вы­ сказал свое мнение и отец. И тут же, решив, что сказал не­ впопад, замолчал, робко и ви­ новато глянув на меня. Я почувствовал, как волна нежности сдавила сердце. Ну, что ты замолчал, отец? Говори все, что ты хочешь и что дума­ ешь. Твой голос здесь —• п ер -' вый. Д а, ты постарел — * ео н голова уже почти вся белая, и годы жмут плечи к земле, твои плечи, на которых ты взмет­ нул меня, мальчишку, в теперь уже далеком 45-м году. Да, жизнь теперь иная, быстрая, и ты иной раз не успезаешь за ней. Ну, и что? Ты сделал свое дело, самое главное и са­ мое трудное в жизни. И я у тебя в вечном и неоплатном долгу. Дорогие наши отцы и мате­ ри! Вы, отдававшие последний кусок нам, детям войны, вы, прикрывавшие нас своими те­ лами во время бомбежки, вы, шедшие ради нас сквозь огонь и смерть, — знайте и помните: мы никогда не забудем это. Не обращайте внимание на тех, поднявших шум из-за шести десятых. Таких,мало. Нас, лю­ бящих в ас/ больше, значитель­ но больше. Обопритесь на на­ ши плечи. Б. СЕМЕНОВ. Знать, уж так — на Земле, Видно это в крови: Ждем до старости лет Самой Главной любви. Мы с тобой полетим Над пустыней рябой, Над огнем заводским, Над притихшей избой. Твои волосы ветер Откинет назад И неведомым светом Хлестнет по глазам. Этот смерч не земной — Горячее огня, Он закружит весною Тебя от меня. Улетишь без следа В хороводе комет, Голубая звезда, Без особых примет. По орбите, пыля, Вспоминай иногда, Что и наша земля — Голубая звезда! * * * А через мост, А за мостом, У Каменного лога Стоит веселый белый дом, А в нем — моя тревога. Она зовет меня, зовет И руки прижимает, Как будто собралась в полет, В. ЗО РИ Н . ПО ИМЕНИ ТРЕВОГА... (Из новой книги стихов «Мостов перестуки»). У ЧИТЕЛЬ Михаил Иль­ ич Семенихин два го­ да назад решил приобре­ сти легковой автомобиль. Об­ ластной отдел народного обра­ зования помог ему в этом. Учитель стал обладателем мо­ бильной, быстроходной авто­ машины «Жигули». Казалось бы, все хорошо, катайся себе на здоровье. С некоторых пор Михаил Ильцч стал неравнодушен к спиртному. А машина требует осторожного с ней обращения, поскольку является источни­ ком повышенной опасности. В январе прошлого года ра­ ботниками ГАИ он был задер­ жан за рулем в нетрезвом со­ стоянии. Был в таком состоя­ нии, что его вынуждены были поместить в медицинский вы­ трезвитель. Притом оказался за рулем, не имея водитель­ ского удостоверения. Работ­ ники ГАИ могли его лишить водительских нрав. Однако к Семенихину была проявлена снисходительность. Ограничи­ лись наложением штрафа в сумме 50 рублей. Думали, че­ ловек с высшим образованием, ошибся, поймет. Однако Ми­ хаил Ильич не сделал для се­ бя правильных выводов. Через три месяца вновь ра­ ботниками ГАИ он был задер­ жан за рулем в пьяном виде. На этот раз его лишили прав вождения на два года, преду­ предили, что если окажется за рулем без водительских прав, будет привлечен к уголовной ответственности’. Однако в январе нынешнего года Семенихин опять уп­ равлял своим автомобилем в нетрезвом состоянии. При этом у него нс имелось ни водитель­ ского удостоверения, ни даже технического паспорта. Семенихина привлекли к уголовной ответственности. И вот он на скамье подсудимых. ...Высоки моральные требо­ вания, предъявляемые жизнью к учителю. Недаром в народе он олицетворяет собой все лучшее. Высокое чувство нрав­ ственной ответственности — тот критерий, который лучше всего характеризует моральный облик сегодняшнего учителя. Ответственности не только пе­ ред обществом, но и перед собственной совестью. Учитель и в школе, и в быту должен быть образцом неуклонного соблюдения морального кодек­ са строителя коммунизма. А вот Михаил Ильич оказался не в ладу с этими жизненными критериями. Учитель — и на скамье под­ судимых.., Подобные случаи очень редки и нетипичны для нашей жизни. Но факт остается фактом. Семенихин был нака­ зан судом на один год испра­ вительных работ по месту рой всякое нарушение трудо­ вой дисциплины и обществен­ ного порядка воспринималось бы как чрезвычайное происше­ ствие. И в каждом конкретном случае требуется анализ при­ чин и следствий, самая строгая Пьянству — бой ! мяков, учителя М. В. Ж урав­ лева, А. Ф. Бельских. Замечу, ни один из выступивших и словом не обмолвился о спра­ ведливости меры наказания. Все старались как бы «смяг­ чить» вину коллеги. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА жительства с удержанием из зарплаты двадцати процентов в доход государства. Совершенное им преступле­ ние связано с пьянством. По­ становление ЦК КПСС «О ме­ рах по усилению борьбы про­ тив пьянства и алкоголизма» требует вести решительную и настойчивую борьбу с наруши­ телями дисциплины и общест­ венного порядка, повысить эф­ фективность общественного и административного воздейст­ вия на лиц, злоупотребляющих алкоголем. Настоящая борьба с пьянством требует такой ат­ мосферы в коллективе, в кото- оценка проступка. По дачному делу этого, к сожалению, ке произошло. Семенихин работа­ ет в особом коллективе — учительском. И как раз он-то оказался не на высоте положе­ ния. После того, как уголовное дело на Семенихина поступило в народный суд, состоялось профсоюзное собрание коллек­ тива учителей школы. На по­ вестке один вопрос: обсужде­ ние проступка, совершенного учителем. На собрании высту­ пили директор школы А. М. Нижегородова, секретарь пар­ тийной организации Д. В. Ко. На собрании довольно про­ странно отмечалось, что Семе­ нихин прививает учащим­ ся культуру поведения и требует соблюдения дис­ циплины. Трудно мне су­ дить, насколько это у него получается, но ясно одно, что сам учитель не в ладу с этими нравственными категориями. Говорили даже о том, что их коллега повышает педагогиче­ скую квалификацию, посещая теоретический семинар по изу­ чению актуальных вопросов нравственного воспитания. Но никто не сказал о главном: о том, что Семенихин уронил Да вот куда — не знает. Она в улыбке холодна, Как снег вокруг пожарищ, Н о -у меня она одна — Подруга и товарищ. Я по мосту не тороплюсь, Все висну на перилах, А белый дом, как белый гусь, Плывет над речкой стылой. У каждого своя нужда, Забота за порогом... Кому там женщина нужна По имени Тревога. Заря январская сгорит, Прибудет май с цветами, И частый дождик прошумит Над белыми садами. Тогда войду в тревожный дом, Как прежде и не прежде... А позади, а за мостом... Живет моя Надежда! И дом, и улица известны: Мой адрес там, где я рожден, А что касается здесь песни, То в песне этой свой резон. Но ведь в стране есть «государство», Оно со мной, в груди достоинство советского учите­ ля. я потерял моральное право быть воспитателем других. Ни­ кто не обмолвился, что еще в 1977 году Семенихин задержи­ вался работниками милиции на улице пьяным и наказывал­ ся за это в административном порядке. Собрание приняло решение: взять учителя М. И. Семенихя- на на поруки. Так и записали в протоколе. Наше общество гуманно к людям. Оно основывается на взаимном доверии, духе друж ­ бы, коллективизма, взаимопо­ мощи. Конечно, хорошо, когда тот или иной коллектив берет на поруки оступившегося кол­ легу. Часто в зале судебного заседания очень веско, убеди­ тельно и, что главное, гуман­ но звучит речь общественного защитника. И все-таки высшая справедливость требует, чтобы в иных случаях звучала и речь общественного обвините­ ля. Нет, не высокое гражданское и профессиональное чувство владело учителями, не созна­ ние общественного долга, ког­ да они брали под защиту чело­ века, не достойного этого. Преобладало скорее разноду- моей, Оно живительней лекарства От первых до последних дней. Будь это город в среднерусье, Или изба в глухом селе, Где над тобой впервые гуси Прошли в весенней теплой 1 мгле. Здесь —- первый крик твой , на планете, Здесь первый шаг твой, первый вздох, И первый грех, что был в запрете, А ты переступил порог... Мы* как незримой пуповиной, Привязаны к своим краям, Откуда начат путь целинный К другим полям и городам! Ниспошли мне легкий шаг, Песенку в дорогу, Дай удачи на ветрах И оставь тревогу. А когда пройду свой путь, Попрошу иное — Дай последний раз взглянуть С неба на земное. шие к делу, к своей профес­ сии, к делу нравственного вос­ питания учащихся. В. И. Ленин считал равно­ душие тяжким моральным пре, ступлением против человечно­ сти. Он ценил в человеке его внутреннюю собранность, це­ леустремленность, сознатель­ ную деятельность по воспита­ нию в себе нравственных ка­ честв, поднимающих чувство моральной ответственности. А она в условиях нашего разви­ того социалистического обще­ ства выступает как личная ответственность за общее дело строительства коммунизма, воспитание человека коммуни­ стического завтра. Чувство личной ответствен­ ности не только перед общест­ вом, но и перед собственной совестью должно быть' особен­ но высоким у учителей. Имен­ но это с наибольшей полнотой характеризует моральный об­ лик педагога. Он везде—и на работе, и в быту—должен быть образцом $ля всех. ,Иначе он не достоин носить высокое зва­ ние воспитателя молодежи. Н. УСИК, заместитель председателя областного суда, заслуженный юрист РСФСР

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz