Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я С е го д н я— М еж дународны й Д ен ь защиты д е т е й С О В Е Т С К О Й П Е С Н Е АПЛОДИРУЕТ МОЛОДЕЖЬ ФРГ Весной коллектив народного ансамбля песни и пляски об. ластного управления профтех. образования был приглашен на гастроли в ФРГ. В этой поезд ке юные певцы и танцоры ча сто встречались с немецкими коммунистами, с представите, лями прогрессивной молодежи, со школьниками. Состоявшиеся гастроли *— наш скромный вклад в укреп ление дружеских связей меж ду двумя странами, которые к тому же помогли советским ребятам еще лучше узнать жизнь их зарубежных сверстс ников, а значит и лучше оце нить те привилегии, которые имеют они — дети Страны Со. ветов. В связи с этим мне вспоми нается встреча в Ботрупе. Ор ганизаторы ее, немецкие коммунисты рассказали о сво. ей нелегкой борьбе, о проблеме безработицы. Мы узнали, что только в этом году 20 процен тов девушек не смогли приоб рести специального образова. ния, и четверть учащейся мо лодежи выпускается без дип лома, а значит и они не полу, чат работу. Примечательна и другая встреча в Дюссельдорфе,, в Доме молодежи, где мы жили, Однажды приехали после кон. « -ерта поздно, ребята уже го товились к отдыху, как вдруг наш переводчик попросил: «Разрешите детям побеседо. вать с их сверстниками из ФРГ. Они живут рядом». Мы согласились. Вскоре познако мились со своими соседями по гостинице. Правда, руководи тель их делегации запретил встречаться с советскими ребя. тами. Но интерес к нашей стране оказался сильнее этого запрета. Мы говорили долго — ведь, как выяснилось, гости /ничего не знали о жизни со. ветской молодежи, В этот день много впечатле ний оставил и первомайский праздник. Мы встали порань, ше, во время завтрака по сто. ему приемнику включили Мо скву, Передавался парад с Красной площади. Я незаметно наблюдал за ребятами — род. ные, знакомые звуки, доноси, мые эфиром, как-то особенно значительно и остро восприми, мались ими, впервые оказав, шимися далеко от дома. Через несколько часов уже в Эссене мы стали свидетелями одной из демонстраций. В колонне шла прогрессивная немецкая молодежь, с лозунгами, тран спарантами. Юноши и девушки пели, скандировали, требуя отмены запрета на профессии;- равноправия для женщин, пра. ва на труд. А нас, цока мы стояли на площади, какие-то люди буквально атаковали сионистскими, китайскими листовками, журналами, про чей нечистью, которая у со ветских ребят вызвала лишь чувство негодования и брезг ливости. В тот же праздничный день состоялось торжественное собрание во Дворце Г’ругхалле где присутствовало более трех тысяч человек. Нам предстоя ло участвовать в большом концерте. Конечно, ребята вол. новались, но выступили ус. пешно, вызвав гром аплодис ментов. В ФРГ мы посетили двенадцать городов, за корот кое время дали шесть концер. тов. Последний состоялся в Гамбурге для участников VI конгресса Союза немецкой рабочей молодежи. На конгрес се присутствовали предсгави. тели молодежного прогрессив, ного движения всего мира, в том числе и делегация совет ских комсомольцев во главе с первым секретарем ЦК ВЛКСМ Б. Н. Пастуховым. Концерт нам очень понравил. ся, в зале долго скандировали «Дружба!», «Фройндшафт!». В финале на «бис» мы повто рили нашу знаменитую «Сме ло, товарищи, в ногу!». Зал встал н пел вместе с нами... - В. ТУРЕЦКИХ, 'директор ансамбля песни и пляски областного управления профтех образования. КОГДА РЯДОМ РОДИТЕЛИ... Заметки педагога Когда в классе заходит раз говор о родителях, желающих рассказать о своих папах и ма. мах находится немало, Жанна, например, может без конца говорить о папиной работе. Правда, она сразу сде лает оговорку, мол, обо всем не расскажешь, да и папа ее не всем делится с дочерью — уж такая у него служба. Впрочем, и так ясно: ее папа охраняет порядок, помогает людям, совершившим ошибку, вернуться на честный путь. Я хорошо знаю семью Ж ан ны, в которой царит взаимное уважение родителей и детей, внимание к интересам и забо там каждого. Часто видишь такую картину: отец беседует с двумя дочерьми, припомина ет какой-нибудь случай из своей практики. Тем временем 'мама, накрыв на стол, при глашает всех к вечернему чаю. Тут уже разговор переключа ется на другие темы: дезочки- школьницы рассказывают об учебе, о товарищах по классу. Впрочем, отец и мать и без то. го в курсе школьных дел: ведь они постоянно бывают на ро дительских собраниях, под держивают связь с педагога- •и. Это в немалой степени шределяет успехи Жанны и "Нелли — девочки учатся на «хорошо» и «отлично». А ведь, что греха таить, иным родителям просто уста ешь напоминать: не отрывай тесь от школы, советуйтесь с учителями, вожатыми. Вы кройте хотя бы полчаса — за гляните в столовую, понаблю дайте за сыном, когда он де журит в классе, посмотрите, как он ведет себя в раздевал ке: помог ли девочке надеть пальто, уступил ли дорогу старшему... Все это, наверное, кому-то покажется мелким и незначи тельным. но, если вдуматься, — это все важные «мелочи», из них-то и складывается чело век. В этом я убеждаюсь каж дый день, на каждом уроке. Есть в моем классе славный мальчуган Юра Кондаков. И вот что я заметила: когда его мама присутствует на за нятиях, Юра, отвечая у доски, меньше волнуется. Ему хочет ся, очень хочется порадовать маму, ведь она одна воспиты вает его и брата. Мария Яков левна бывает у нас часто. Причем, справляется не только о своем Юре, но и о его друзь. ях — Владике Воскове и Гене Корнееве. Она искренне раду ется. когда все трое хорошо дежурят в классе или в пио нерской, близко к сердцу при нимает их промахи. Она уме ет поговорить с каждым из них .по душам и обязательно по том поинтересуется, сумела ли подействовать на них. Много можно назвать роди телей, кто в люоую минуту, ■оставив подчас неотложные домашние дела, приходит на помощь мне и моим шести классникам. Три года без уста ли работает в родительском комитете Зинаида Сергеевна Авдеева. Мой самый трудный ученик Сережа В. — ее подо печный. Мы вместе ищем лю бую возможность, чтобы по мочь ему, вместе радуемся его успехам, печалимся, если он 'обманывает наши надежды. Зинаида Сергеевна верит: Се режа станет другим. У него «неуд» по поведению, случа. ются непозволительные срывы, пропуски уроков. В чем дело? Мальчик растет без отца, хо тя тот работает и живет тут же, в Грязях. Но нет, видно, в сердце его той родительской любви и заботы, что способна отогреть детскую душу. Вот мы и пытаемся хоть как-то компенсировать это. ...Много судеб проходит пе ред глазами педагога. Неволь но или вольно мы принимаем участие в каждой из них, стараемся помочь. И как не оценимы при этом поддержка и внимание родителей наших воспитанников, их заинтересо ванность, — доброе участие в повседневной жизни школы. Л. ПАШКОВА, учительница ГрязинСкой средней школы № 4. У Л Ы Б К А Х У Д О Ж Н И К А м ы - ИЗ «СОЛНЫШКА» В селе «Новая жизнь» под густыми кронами фруктового сада стоит одноэтажное зда ние. Это детский комбинат «Солнышко», объединяющий ясли и сад. Хозяева его — пятьдесят с лишним веселых мальчишек и девчонок — дети рабочих птицефабрики «Рос сия». Здание хорошо оборудо вано: здесь и водопровод, и центральное отопление, элект рифицирована кухня. Все есть у ребят. Забазные игрушки, интересные настоль ные игры. Хочешь — смотри смешной мультфильм по теле визору, хочешь — следи за гра. циозными рыбками, обитающи ми в большом аквариуме. Взрослые делают все, чтобы малыши росли сильными, здо ровыми, ловкими. Ребята з а нимаются гимнастикой, много времени проводят на оздоро вительной площадке. — Н аш ^ задача, — гаворит заведующая детским садом Вера Ивановна Ильяшенко, — обеспечить всестороннее гармо ничное воспитание детей, хо рошо подготовить их к школе. Мы занимаемся с ними раз витием речи, счетом, рисова нием, музыкой. Д ля этого у нас имеют?# все условия. Педагоги- детского сада ста раются йршУбщить ДОШКОЛЬНИ КОВ к труду. В так называемых уголках природы дети ухажи вают за рыбками, комнатны ми растениями. Есть при дет ском саде и свой огород. Как это увлекательно — самим выращивать овощи! А став по старше, ребята работают с «конструктором», учатся вла деть различными инструмента ми, с помощью воспитателей мастерят различные поделки, которые радуют глаз изобрета тельностью и фантазией. Традицией стали увлекатель ные экскурсии на птицефаб рику. Юные обитатели «Сол нышка» многое узнают о жиз ни села, его лучших людях..., «Солнышко» — не единст венное дошкольное учрежде ние птицефабрики «Россия». После того, как открылся дет ский сад в поселке Матырский. их число выросло до трех. И все они также хорошо обору дованы, в каждом работают умелые педагоги. Все это ■— результат постоянной заботы коллектива фабрики о подра стающем поколении. Г. БОРОВИК, заведующая кабинетом по дошкольному воспитанию института усовершенство вания учителей. 4 I Вундеркинд — рационализа. гор. Нам рисовали: т— Где, проказник, рукн от Владимир ДУЛИН, шедевра?!! Михаил КОВАЛЕВ. З А В О Д С К О Й Т Ю З Второй год работает при на родном театре Дворца куль туры новолипецких металлур гов детская драматическая студия. Ребята, а в студию входят учащиеся от первого до десятого класса, сами на звали ее весело и образно — «Подсолнушки». Руководит детским театральным коллек тивом работник Дворца куль туры Владимир Дель. Все в детской студии, как у взрослых: ребята учатся ис кусству сценической речи, дви жения, грима. Б репертуаре студии уже два спектакля по пьесе С. Маршака «Кошкин дом» и Л . Устинова «Бело снежка и семь гномов». Эти спектакли с удовольст вием посмотрели не только ма ленькие зрители Липецка. На весенних каникулах «Подсол нушки» выезжали с гастроля ми в Елец и Данков, где дали несколько выступлений в до мах культуры и школах. И сейчас, с приходом пио нерского лета, юные артисты вновь собираются в дорогу. С выездными спектаклями своего ТЮЗа они побывают в не скольких районах и селах об ласти. Л. МАКСИМОВА. Этот снимок наш фотокорреспондент сделал ясным май ским днем в детском саду № 1 г. Липецка. Нет необходи мости говорить о том, что у юных хозяев этого веселого детского городка прекрасное настроение. С утра до вечера не смолкает здесь звонкий смех, ребячьи голоса. У них подлинно счастливое детство, у этих мальчишек и девчонок. Вся страна заботится о них, весь народ неустан но трудится для того, чтобы юное поколение Страны Сове тов, те, кто составит ядро социалистического общества в XXI веке, выросло крепким, здоровым, многое знало и мно гое умело, верно хранило и приумножало традиции стар ших. Фото В. Базылева. Х О Р - В С Я ШКОЛА По стране шагает Между народный год ребенка. В шко лах, парках, кинотеатрах, биб лиотеках устраиваются встре чи, конкурсы, фестивали. Не проходит недели, которая бы не была отмечена каким-то ин тересным событием, посвя щенным нашим детям. Одно из них организовали коллективы музыкальной школы № 7 и липецкой средней школы № 52. Они собрали учащихся школ Советского района на большой «Праздник детской песни». Готовясь к нему, мы очень хотели, чтобы каждый ребенок ощутил себя частицей огромного коллектива, * испы тал от этого большую творче скую радость. Чтобы у каждо го была возможность раскрыть себя, попробовать свои силы. Ведь известно, что абсолютно неспособных, непоющих детей нет. Готовясь к празднику, пре подаватели музыкальной шко. лы работали с обыкновенными детьми. В хоре, который они создали, пели все без исключе ния учащиеся с первого по седьмой класс школы № 52 —• всего около 900 человек. Нашими активными спо движниками были преподава тели, администрация средней школы № 52. Спортивную часть подготовили ученики школы № 47 под руководством преподавателя физкультуры А. И. Чижова. Очень помогли в проведении праздника ра ботники ДК профсоюзов и детский танцевальный коллек тив «Родничок».* Остались позади бесчислен ные репетиции, организацион ные трудности, сложности и проблемы. Но самое глазное — приобретен ценный, необ ходимый опыт, очевидна и по лезность проведения подобных детских праздников. Е. СИНИЦЫН директор ДМШ № 7 ША : 1 ВЫХОДНОЙ Д ЕН Ь В СЕМ ЬЕ «А без папы и без мамы это что за выходной»... Эти слова из песни послужили темой ро, дительской конференции, орга низованной детским сектором Новолипецкого металлургиче ского завода на базе детских садов №№ 88 и 93. Участники конференции про. слушали доклад методиста дет ского сектора завода Н. И. Гридневой. Полезными для пап н мам были советы о том, как плани ровать выходные дни, чтобы уделять ребенку больше сво бодного времени. Часы с деть ми должны быть часами актив ного воспитания. Как много могут дать малышу посещение театра, кино или выставки, зоопарка, поездка за город! Надо находить время, чтобы и поиграть вместе с сыном или дочерью в игру, соответствую, щую возрасту н увлечениям. Выступали на конференции и родители. Взволнованно, не шаблонно, с настоящей заин тересованностью обсуждали они различные вопросы воспи тания. Полезными были и советы врача-невропатолога В. А. Мерцалова. Ему в практике работы приходилось сталки ваться с различными драмати ческими ситуациями, когда нервные заболевания у детей были следствием неправиль ных отношений в семье. Родители познакомились е рекомендациями по нравствен ному воспитанию в семье. Инициатива детского сектора Новолипецкого металлургиче ского завода заслуживает вся ческого одобрения. Хотелось, чтобы начатый разговор был продолжен в детских са дах, школах и внешкольных учреждениях. Проблема, под нятая на конференции, найдет живой отклик у педагогов, врачей, и. конечно, у родите лей. Свободное время детей — неотъемлемая часть наших за^ бот по их воспитанию. В. С Л А В Е Ц К И И , член родительского комитета детского сада № 100. ДЛЯ М АЛЕНЬКИХ ПАЦИЕНТОВ КУТАИСИ. Маленьких паци ентов принял межрайонный детский медицинский комп лекс, расположенный в город ской зоне Кутаиси. В него во шли больница на 370 мест, поликлиника, аптечно-фарма цевтический отдел. Новое ле чебное учреждение предназна чено для обслуживания малы шей четырех высокогорных районов Грузин. В Междуна родный год ребенка в респуб лике планируется ввести в строй еще 15 сельских меди цинских комплексов с педиат рическими отделениями. (ТАСС). В Р И С У Н К А Х - ВСЕ КРАСКИ МИРА КРАСНОЯРСК. «Пояснел- ник» — так называется выстав. ка произведений юных худож. ников и скульпторов, открыв шаяся в городе на Енисее. На ней представлено около шести. сот рисунков, изделий из кера мики и дерева трехсот школь ников. Их работы — это яркий калейдоскоп окружающего мира* полного света и добра, (ТАСС). ■ Указом Президиума Верховн 1979 года одиннадцати ледаго звание заслуженного учителя директор Липецкой средней Ш КОЛА для тех, кто в ней работает, как рентгеновский аппа. рат. Она «просвечивает» учиге. лей насквозь и четко показы вает на своем «экране» добро, ту и ум, щедрость и любовь, а бывает, что и ремесленничество и равнодушие к детям. Школа — увеличительное стекло до стоинств и недостатков на. ставников детей. И уже поэто му работать в ней надо так, чтобы «свет клином сошелся» на ребятах. Он работает в школе давно. Он — директор. Может быть, детский дом, школа-интер. кат, которыми он руководил раньше много лет, наложили отпечаток в значительной ме ре на его педагогический по черк. А может быть и жизнен но важная встреча в детстве, юности с большим мастером Борисом Григорьевичем Лесю. ком, директором детского пар ка в Ельце. Педагогическое мастерство рождается не вдруг и прихо дит медленно. На трудной до роге учителя много поисков и сомнений, находок и просчетов. Директор Михаил Борисович Раковский — учитель, как го ворится, «от бога». Эту оценку я услышал от мудрого Б. Г, Лесюка. — Миша — горник, альпи нист, — заметил Борис Гри- горьевич, — а горник никогда в работе с ребятами не теряет высоты. М. Б. Раковский переехал в Липецк четыре года назад и принял среднюю школу № 24. В ожидании квартиры год жил в учебном здании, в своем «министерском» кабинете, где на ночь ставил раскладушку. Ребят он изучил быстро, а главное, сроднился со шко. лой. 24-я средняя ничем от дру гих городских не отличается, разве что внешне победнее выглядит, все-таки бывшая восьмилетка. Довольно много численные комиссии и посетите, ли, заглядывающие сюда, не ахают в скромных кабинетах, сделанных, кстати, при новом директоре за один год. Нет там пока кибернетических си стем и прочей умной техники. И стены вестибюлей и коридо ров тоже не дают повода для восторгов. Есть школы, в кото рых наглядное оформление ого Совета РСФСР от 30 мая гам нашей области присвоено школы РСФСР. Среди них •— школы № 24 М . Б. Раковский. сделано весьма профессиональ но и производит большее впе чатление. И все-таки даже очень пристрастные посетители и проверяющие замечают то, что появилось, а возможно, выпукло проявилось здесь с приходом нового директора и составляет главную суть его педагогического амплуа: не броскую. нб основательную воспитанность ребят. Наставник юных воспитанием. Но тогда к слову надо добавить настоящее дело и личный пример. Михаил Борисович никого из ребят и учителей не подгоняет и не подхлестывает. Он просто го ворит: — Сегодня вечером будем наводить уют в нашем школь ном доме. Приходите, кто хочет 1 Вечером он надевает рабо чий халат и берет в руки кисть, пилу или молоток. И рядом с ним обязательно будут товаои- щи-учителя и друзья-дети. Тогда любой стенд, стенка ин- сти школьников. Эту воспитан ность с налету не увидишь. Она проявляется у ребят спон танно, дежурят ли они на по сту у священного огня, смолят ли лодки в дальнем походе, проводят ли конференцию для школьников района «Ленин и Липецкий край», приходят ли на вечер встречи с любимой школой... «Воспитание человека ком мунистического общества...» Эти слова из Конституции СССР отнесены к одной из главных задач нашего госу дарства, нашей партии, Решать. НЕ ТЕРЯТЬ ВЫСОТЫ Директор абсолютно лишен театральности, позы, в нем нет и типичной хватки «матерого» руководителя. Он порою даже застенчив, не умеет и не любит защищаться, очень самокрити чен. С ребятами и учителями ироничен. Часто трудно уло вить грань между юмором и серьезным в его действиях. Юмор, пожалуй, его особый метод воспитания детей. И еще — он очень интеллиген тен. Мы как-то забыли это важнейшее качество ' учителя, тем более директора, и поэто му хвалим за другие качества. Интеллигентность же — та нота, без которой учитель «не звучит» В конечном счете, вос питывают ребят не приемами и методами, воспитывают лично, стью. Только личность способ на сформировать другую лич ность. Географ по профессии, он преподает свой любимый пред мет не только в классе, но и в поле, в лесу, на озерах Каре, лии, в горах Кавказа, куда он совершает путешествия с ре бятами. Его уроки — это вос питание любви не к умозри тельной, а к той Родине, что лежит у ребят перед глазами. Директор открывает эту Роди- ну и через учебник, а еше больше через окружающие де тей деревушки, луговые троп ки, зимники — через большие и малые дороги Отчизны. Уже четверть века приучает он своих питомцев к туризму. Есть воспитание требовани ем, есть нотацией, есть при нуждением, а есть воспитание терьера, кусочек территории школьного дома станут воспи тательно значимыми, даж е ес ли в чем-то не соответствуют критериям эстетики. В этой школе ребята все делают свои ми руками. Раковский по вечерам часто в школе с группами ре бят. Они обсуждают очередной маршрут на Ала-Тау, смотрят любительские фильмы, обго варивают очередную канику лярную «республику» или про грамму трудового лагеря. «...Школа становятся под линным очагом культуры, — писал В. А. Сухомлинсхий, — лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова». Дирек. тор Раковский добавил еще два — культ труда и культ общения. Этим частично и от личается его школа. Здесь не стараются любой иеной за воевать какие-то вершины. Здесь победа приходит нето ропливо, а порою просто не ожиданно. В 1975—76 учеб ном году, к примеру, в анкете на вопрос: «К какому предме ту у тебя не лежит душа?» — дети чуть ли не все ответил и: «К физкультуре». Сегодня в секциях и клубе «Спартак» занимается до семидесяти про центов всех ребят. Поэтому появились и призовые места, командные победы и даже чем. пионы города. Сознательно опускаю другие серьезные победы школы. Главный успех — неторопливо, но неизменно растущий уровень воспитанно- такую задачу способен сегодня только человек с большой бук вы. Учитель и наставник юных. Перефразируем известную пословицу: «Скажи, как к те бе относятся дети, и я скажу, кто ты». Выпускники пишут директору удивительные пись ма, о нем пишут сочинения абитуриенты, поступающие в педвуз. ...Ежедневно рано утром идет пешком (только пешком) в свою школу мужчина сред них лет, с усами, в которых пробивается седина, с лука вым, внимательным взглядом, очень элегантный, а за ним топает неугомонное ребячье племя. Ребята обгоняют ди ректора, задерживаются около него. И как правило, в школь ный двор уже «вваливается» целая компания единомышлен ников, друзей, ведущих свой особый разговор, обсуждаю щих «проблемы века». Компа ния эта неторопливо, по-хо зяйски подходит к дверям школы, над которыми — яр кое пятно плаката с эмблемой Международного года ребен ка. Глядя на стайку ребят, на взрослого, которого они бук вально облепили со всех сто рон, с особой остротой ярило, минается сказанное три века назад замечательным чешским педагогом Яйом Амосом Ко- менским: «А учителями пусть будут лучшие из людей», С. ШМАКОВ, кандидат педагогических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz