Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
РАБОТАТЬ БЕЗ ОТСТАЮ Щ И Х ~Г Т1 11..............■ -...-.....,......................... .............. ..и ,.,........................................................................ .... Ш Т А Б = СО РЕВ НО ВА НИ Я Из оп ыта Елецкого горкома КПСС Н а с овременном этапе раз вития с оциали стичес кой эко. номики, когда во глазу угла ст авит ся з адача до стиже ния вы с оких конечных результатов, о собое значен ие п ри обретает выполнение го су дар ст венных планов и со ци али стических обязатель ст в каждым трудо вым коллективом. Ведь если пл ан со р ван хотя бы одним предприятием, то это непре менно приведет к сб оям в^ра- боте смеж ных предприятий и в конечном счете отраз ится^ на сумм арных народнохозяй ст венных результатах. «План — главный ин струме нт реализа ции экономич еск ой политики партии, — подчеркивал това ри щ Л. И. Б реж нев. — Его можно и надо об суж дать на ст адии разработки. Но когда план утвержден и принял с аду закона нашего го су дар ст ва, о ст ает ся одна обязанно сть • ег о выполнять», причем выпол нять только в ср ок, с наи меньшими издержками и ыан- Лучшими показателями»*• Елецкий горком КПСС в своей р аботе по руковод ст ву экономикой Главное внимание сос ре доточил на вопро с ах обе спече ния вы с окоэффектив ной, у ст ойчивой работы про мышленных предприятий, на проблемах повышения каче ст ва продукции. З а о с нову Принят опыт ро ст овчан, организовав ших движение под девизомз «Работать без от ст аю щих». Опыт р о ст овчан мы начали внедрять два года назад. Дважды этот вопро с р а ссм ат ривал ся на бюро горкома партии. На всех п р омышлен ных предприятиях с о ст ояли сь п артийные , с обрания или ра с шире нные за се дания партко. мов, на которых в сест оронне об суж ден вопро с о шир оком ра спр о стр анении и внедрении: опыта ро ст овчан. Были разра ботаны и утверждены комп лек с ные мероприятия по обе с печению работы без от ст а 10- щи*, схем а контроля за дея тельно стью пре дприятии,:: ор ганизаций, цехов, уча стк ов, бригад. Одним из главных элемен тов Iв системе к онтроля явля ет ся п о ст оянный анализ эконо мической деятельности коллек тивов, повышение персональ ной ответственности хозяйст. венных руководителей за вы полнение государственных планов и социалистических обязательств. Впрочем, такой контроль был и раньше^ но, как правило, по результатам проведшего месяца, Го есть по следам событий, что ’ не давало возможности сзоевре. мённо и оперативно оказывать помощь, влиять на ход выпол нения плановых заданий. Те перь ежемесячно ло итогам работы за две декады в гор коме проводятся совещания с руководителями и секретарями партийных организаций тех предприятий, у которых наме тилось отставание с выполне нием плана. Это позволяет оперативно влиять на положе ние дел в коллективах, преду. преждать срывы, оказывать необходимую помощь отстаю щим. Кроме того, по результа там работы за месяц проводит, ся детальный анализ положе ния дел либо на совещании в горкоме, либо на заседании бюро горкома КПСС, куда приглашаются руководители отставших .предприятий. Очень важно наладить Дей. ственное Социалистическое со ревнование. Елецкий гор ком партии немало дела ет для его организации, нацеливая коллективы на ус пешное выполнение планов за счет использования внутрен них резервов, на повышение творческой инициативы рабо тающих. Отличительной осо бенностью соревнования трудя щихся в этой пятилетке явля ется массовое движение-за до срочное выполнение личных пятилетних планов. К первой годовщине новой Конституции СССР более 3300 рабочих го рода досрочно выполнили производственные задания трех лет пятилетки. Сейчас на за водах и фабриках широкую поддержку нашел почин пере довиков производства — сбор щицы элементного завода Р. Орловской и токаря завода «Гидропривод» Г. Суворова, обязавшихся завершить но примеру москвичей личные пятилетние планы к 110-й го довщине со дня рождения В. И. Ленина. Эта инициатива была одобрена бюро горкома КПСС, примеру передовиков уже последовало более 4000 рабочих. Соревнование под девизом: «Работать без отстающих» рождает новые, прогрессивные формы организации труда. Так, га заводах «Гидропривод» и машиностроительном стали ра ботать по сквозному подряду. Широкое распространение по лучил на элементном заводе почин аксайцев о доброволь ном пересмотре норм и в прошлом году за счет этого снижена трудоемкость изде лий на 72 тысячи норме- часов, получен экономический эффект в 50 тысяч руб.лей. В тресте «Елецтяжотрой» нашла поддержку инициатива перед> р ы х коллективов Свердловской области, работающих под де визом: «Пятилетгее задание бригады — меньшим соста вом». Постоягное внимание уделя ется совершенствованию усло вий социалистического сорев нования. Итоги трудового со перничества подводятся на бюро горкома партии с обяза тельной публикацией з город ской газете «Красное знамя». Это дает возможность повы шать гласность соревнования. Борьба за работу без от стающих должна вестись по многим направлениям. При этом необходимо наладить целенаправленную работу с кадрами. Горком партии посто янно держит в центре внима ния вопросы подбора, расста новки и воспитания руководя щих кадров. Практика показы вает, что именно о т руководи телей, их инициативы и на стойчивости, ст компетентно сти и • предприимчивости,. ,, во многом зависит судьба цдадз, успех дела./ Поэтому к Хозяй ственным руководителям заво дов и фабрик мы предъявляем, с одной стороны, высокие тре бования, а с другой —• учим их работать с людьми, помо гаем учитывать все производ ственные и социально-полити ческие аспекты современного этапа хозяйственього строи тельства. К примеру, длительное вре мя вызывала серьезное бес покойство работа завода «Гидропривод». Предприятие хронически не выполняло план по той причине, что партий ная организация и руководст во мало занимались воспита нием кадров, повышением их персональной ответственности ёа порученный участок рабо ты. На заседании партийного комитета не давалось П р и н ципиальной оценки деятельно сти руководителей. Все это создавало неблагоприятную ; обстановку в коллективе. Горком партии глубоко и з у -■ чил работу парткома завода и рассмотрел этот вопрос на за седании. бюро. Разговор ео- стоялся нелицеприятный, ко по лезный. Одновременно по просьбе горкома партии заво ду была оказана помощь со стороны объединения. Все это в итоге положительно сказа лось на работе коллектива. Завод стал устойчиво выпол нять производственные планы. Больше внимания мы стали уделять и идеологическому обеспечению движения под девизом «Работать без отстаю щих». В системе политического и экономического образования, в лекционной пропаганде уси лия' направляются на развитие трудовой активности слушате лей. На заводах «Эльта» и элементном получила распро странение практика защиты рабочих рефератов по наибо лее актуальным вопросам про изводственной жизни своих цехов, участков. Содержатель нее стала работа народных университетов научно-техни ческих и экономических «' зна ний. Периодически во всех трудовых коллективах прово дятся единые городские поднт- дни, на которых обсуждаются злободневные вопросы работы предприятий. При этом мы до биваемся широкого участия в идейно-воспитательной рабо те хозяйственных руководите лей и специалистов. Проводимая работа по ор ганизации движения «Рабо тать без отстающих» уже дает положительные результаты. За последние два года сокра тилось число предприятий, «е выполняющих план по реали зации и по производительности труда. К сожалению, в работе гор кома партии по обеспечению выполнения государственных планов имеются и недостатки. Мы пока не добились, чтобы в городе., не было отстающих коллективов, .Проблема в .трм, что во многих из них система контроля за выполнением пла на действует нечетко. Не слу чайно почти каждый десятый цех, треть участков и 14 про центов бригад не справляются с заданиями. Не может нас не волновать и тот факт, что поч ти 600 рабочих в горо де те выполняют сменных норм выработки. Не добились мы пока и того, чтобы на -всех предприятиях проводилось ежедневное подведение итогов социалистического соревно вания. Мы считаем, что центр тя жести всей организаторской и политической работы сегодня необходимо перенести непо средственно в первичные парт организации, в трудовые кол лективы, туда, где решается судьба всех наших планов. Этого требует и постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной ра боты». Многое предстоит сде лать по распространению дви жения «Работать без отстаю щих» в строительстве, на тран спорте, в службе "быта и тор говле. Трудовые коллективы горо да могут и должны работать без отстающих — так постав лена задача, и над ее решениям коммунисты и все трудящий':? Ельца будут настойчиво тру диться. В. ЛОКОТУНИН, первый секретарь Елецкого горкома КПСС. П У Т Ь К З Р Е Л О С Т И Н А Ч И Н А Е Т С Я С Д Е Т С Т В А Сегодня в Липецке начинает работу Всероссийская конфе ренция учителей, посвященная теме «Формирование комму нистического мировоззрения младших школьников». Она продлится два дня. В конференции принимают участие руководители секций начального обучения, сотрудники Центрального совета Педа гогического общества РСФСР, преподаватели начальных клас сов школ, работники педагогических вузов й институтов усо вершенствования учителей Российской Федерации. Широко будет представлен на конференции опыт учебно- воспитательной работы лучших школ, в том числе и нашей об ласти. Сегодня мы предоставляем слово нескольким педаго гам, которые рассказывают о своей работе по коммунисти ческому воспитанию учащихся младших классов. ВОСП И ТЫВАТЬ П АТРИ ОТОВ, И Н ТЕРН АЦ И ОН АЛ И СТОВ Воспитать всесторонне раз витую личность с активной жизненной позицией — такую важную задачу поставили партия и правительство перед советскими педагогами. Особое значение при этом приобретает формирование таких общест венных свойств личности, как ответственность, долг, коллек тивизм, сознательная дисцип лина. Многие эти качества ха рактера человека закладыва ются в период начального обучения в школе, и без них невозможно вести воспита тельную работу в старших классах. Тонко и точно воздейство вать на психологию ребят по могает изучение Конституции СССР. Причем, делать это можно и нужно уж е в началь ных классах. Конечно, содер жание текста Конституции трудно усваиваеггся младшими школьниками. Тем необходи мее глубокая продуманность и хорошая методическая обес печенность каждого урока и внеклассного мероприятия. Безусловью, нет нужды раз бирать каждую статью Основ ного Закона. Лучше, когда педагог опирается на жизнен ные примеры, на литературные произведения. Приведу лишь одну из бесед, которая прохо дила по теме: «Наша Родина—• Союз Советских Социалисти ческих Республик». Мои ученики перед этим прочитали книгу Гроденсксго «По родным просторам», и нам Легко было разговаривать друг с другом. Быстро я п о л у чила ответ на вопрос: «Люди каких рациональностей живут в нашей стране?» Это был кол лективный ответ, в нем участ вовал весь класс, поэтому получился он широким и пол ным. Власть в стране принадлежит народу — об этом говорил с детьми депутат сельского Со вета народных депутатов М. А. Владимиров. Ребята прониклись важностью дел, которые решает этот человек, представитель воли народа. Все богатства принадлежат народу — эту мысль сами уче ники иллюстрировали своими рассказами о жизни 'родтого села, читали стихи, слушали з записи песню «Широка страна моя родная». Пришлось нам вместе «рас шифровывать» нелегкую Для восприятия детей мысль о борьбе народов всех нацио нальностей нашей страны за построение коммунизма. Мы предприняли следующее. Пятнадцать учащихся подго товили^ рассказы о каждой союзной республике — приго дилась та же книга Гродег.око- го. Каждый ученик, рассказы вая о республике, держал в руке флажок с ее гербом, учи тель показывал, где располо жена республика на карте. Ос тальные учащиеся читали сти хотворения, написанные на циональными поэтами. Обобщение сделал учитель: все люди в нашей стране, к какой бы национальности они не принадлежали, трудятся на общее благо Родины. Бело русские МАЗы работают вс всех союзных республиках. Узбекский, таджикский, турк менский хлопок идет па заво ды РСФСР, азербайджанская нефть — во все республики. Все национальности живут как одна дружная трудовая Семья. ...Такие беседы имеют боль шое воспитательное значение, являются важным средством формирования начал коммуни стического мировоззрения, воспитания детей в духе со ветского патриотизма и проле тарского интерн ацио нализма. Ф. МОНГУШ, учительница Лавской восьмилетней школы Елецкого района. Ч Т О Б Ы Р О С Л И Т Р У Д О Л Ю Б И В Ы М И Трудовое воспитание, выбор профессии... Часто еще мы говорим о том, что делает в этом направлении та или иная школа, имея в виду в основ ном старшеклассников, стоя щих уж е у выпускного порога. И гораздо реже обращаемся к опыту7 трудового воспитания младших ребят. А ведь все начинается с детства. Профориентационная ра бота в старших классах не ■будет столь эффективна без основ, заложенных в началь ной школе. Всегда надо пом нить: то, что принято умом и сердцем в младшем возрасте, навсегда останется в сознания человека. В школах нашей области на коплен богатый опыт 'Трудово го воспитания учащихся младших классов как на уро ках, так и во внеклассной ра боте. Тема труда — благодатный материал на -уроках родной речи в первых—третьих клас сах. Используя содержание учебника, умело дополняя его фактами из окружающей детей жизни, учитель дает ребятам представление о массовых про фессиях, характерных для ме стности, где они живут. Про фессии родителей, самых близких детям' людей, стано вятся предметом особого их внимания, сначала — простого любопытства, а затем и более глубокого интереса. С любовью прививают ре бятам Многие учителя сель ских школ интерес к профес сии хлебороба. При этом они дополняют материалы уроков внеклассной работой, проводят различные встречи с передови ками производства, знатными людьми колхоза или совхоза, экскурсии на животноводче ские фермы, тематические ок- тябрятские сборы, утренники. Вот как, например, провели с ребятами праздник на тему «Первая борозда» учителя Троицкой начальной школы Лев-Толстовского района. Он состоялся в школе в первые дни весенней посевной. Учите ля пригласили в школу луч ших механизаторов хозяйства, среди них были и родители детей. Ребята встретили го стей хлебом-солью, показали им специально подготовленный концерт, в котором звучали стихи и песни о хлебе. А затем почетные гости праздника по вели с мальчиками и девоч ками беседы о своем хозяйст ве, о профессии хлебороба, рассказали им о машинах, ра ботающих на севе. А позже ребята сами побы вали в поле, своими глазами увидели, как закладывается будущий урожай. Дети по чувствовали, как важен труд хлебороба, ощутили сложность и почетность этой профессии. Работа по трудовому воспи танию младших школьников ни в коем случае не должна носить скучный, назидатель ный характер, сводиться лишь к простому объяснению, «что такое хорошо, что такое пло хо». Д ля того, чтобы создать эмоциональный настрой в классе, многие учителя актив но используют различные ди дактические игры. Например, кто больше знает профессий, начинающихся с одной бук вы? Как правило, игры увле кают ребят, развивают актив ность. В оСьойе принцип сорев нования и соперничества, что очень нравится ребятам. Эти игры помогают выяс нить их представление о рабо чих профессиях, способствуют более глубокому ознакомле нию с ними. Есть и такие, которые позволяют судить учителю о склонностях детей к определенным профессиям. Классные конкурсы развивают у детей наблюдательность, со образительность, находчивость, инициативу, творческое вооб ражение, расширяют их круго зор. Вот как, например, интерес но провела игру, целью кото рой было ознакомить ребят с профессиями, учительница Л и пецкой средней школы № 4 0 А. Е. Самофалопза. Игра нача лась с чтения детьми стихе® о труде. Затем учительница пред ложила ребятам загадку: «Не пекарь, а работает у пёчй, не повар, а варит. Какая', профес сия у этого рабочего?/»...Посы пались дружные ответы—ста левар, доменщик... 6 ходе игры, в которой оживленно участвовал весь класс, ребята уточнили, что речь идет о профессии стале вара и обосновали — почему. А потом с большим интере сом они слушали рассказ о профессии сталевара одного из родителей •— рабочего Ново- липецкого металлургического завода, приглашенного «а урок. Он показал детям фото графии завода, некоторые предметы, изготовленные из стали. Игра на этом уроке также наглядно познакомила ребят с профессиями крановщика, ма ляра... Расширить представленче детей о различных професси ях, сформировать у них пра вильное представление и поня тие о труде, уважение к лю дям труда помогают и специ альные уголки по профориен тации в младших классах. «Жизнь дана на добрые дела» — такой, например, уголок ор ганизовала вместе с ребя7'ами учительница Т. Н. Ж укова в Липецкой средней школе № 3. Для его оформления исполь зовала фотографии, вырезки из газет и журналов, репро дукции картин известных со ветских художников о труде. Есть раздел «К труду гото вимся с детства», где ребята Сами рассказывают о том, что они делают в школе, на уро ках труда и пришкольном уча стке, как помогают родителям дома. Такие уголки следует иметь во всех начальных клас сах, начиная с первого. Во всей этой работе учите лю всегда следует помнить, что трудовое воспитание и профориентация — не кратко временная кампания. Эго важная составная часть ком плексного подхода к осущест влению коммунистического во спитания, один из путой фор мирования коммунистического мировоззрения у младших школьников. А. КОЗЛОВА, руководитель секции на чальных классов областно го отделения Педобщества, заслуженная учительница школы РСФСР. У Р О К И П Р И Р О Д Ы Мне думается, что у уроков природоведения большие воз можности для формирования у детей начал коммунистическо го мировоззрения: ведь по сути своей природа — могучий фак тор воспитания. Только надо' научить хорошо ее знать, лю бить, разбираться во взаимо связи и взаимозависимости ее явлений. А когда дети поймут это, можно гово рить с ними и о величии дел советского человека и раскры вать притягательность нашего образа жизни. Взять, к примеру, урок на тему «Круговорот воды в при роде». Как рассказать сб этом важном природном процессе зримо и убедительно? Решила я провести опыт: на тренож ник поставила сосуд, на дне которого' увлажненный песок, а на нем — домик, деревья. Сосуд подогрела, а сверху при крыла тарелочкой. И дети уви дели, как образовавшийся ту ман поднимался вверх, а со прикоснувшись с холодным дном блюдца, превращался в капли воды — шел «дождь». Потом мы с детьми беседова ли, рассматривая схему круго ворота. Дети наблюдали видэ- измекения воды, учились объ яснять природные явления, убеждались, что человек может их познавать, управлять ими. Хорошее подспорье для уро ка — ребячьи наблюдения. Весь учебный год ,мои малыши интересуются малейшими из менениями в состоянии родной природы, подмечают разницу во временах года. Очень люблю беседовать с ними об этом, и всегда удивляюсь, как точно от'и называют признаки, по де талям отмечают приближение того или иного месяца. Помню, как в конце зимы дети отме чали наступление весны: по свежела кора у осин и топо лей, повлажнел воздух. Н а блюдения были точны, ведь детский глаз — заметно ост рее, а сердце и ум восприим чивее. Проводя серьезные, целена правленные наблюдения, ре бята открывают для себя кра соту, величие родной приводы, она становится им близкой, возникает чувство гордости за Родину. Организуя уроки, ста раюсь развить насыщен, ное эмоциями отношение к Отчизне, строящей коммунизм. И обязательно говорим мы об охране природы, ее богатств. Проводим конкурсы, ка к аж дом уроке — традиционную «природоведческую минутку». Это, действительно, всего лишь минута времени, на которой мы беседуем об изменениях в природе, но она очень важна и необходима в структуре урока. Уроки природоведения спо собствуют и воспитанию луч ших человеческих качеств. Д ля формирования морального облика растущего человека очень больщое значение имеет то, что они знают о труде р о дителей. Изучая тему «Жизнь домашних животных», я сочла нужным провести экскурсию на колхозные фермы. Позже дети с большой охотой обсуж дали увиденное, говорили о людях, с которыми встрети лись на ферме. А я заметила, что и родителям, и детям бы ло приятно общение на месте работы. Мои ребята убеди лись, сколь полезем,, нелегок труд их отцов и матерей, как он важен для общества. Й поистине бесценны эк скурсии на природу! Предва рительно ученики слушают за писи' стихов о природе, поют песни о Родине, показываю я им и детские рисунки-пейзажи. Так однажды я их подготовила к встрече е русским лесом. Это было осенью. Еще издали дети залюбовались столпившимися на опушке березками, сверка ющей на солнце, ослепитель ной белизной их стволов, кро нами, отливавшими золотом пожелтевших листьев. Пре красна была любимица русско го народа в осеннем наряде. В лесу было тихо, и дета при умолкли, покоренные его к р а сотой. Долго бродили мы, при сматривались к растениям. Рассказала я ребятам и о том» что делают труженики нашего края, чтобы умножить природ ные богатства. Не могу не поделиться и еще одним случаем из своей педа гогической практики. Есть в моем классе мальчик — сла бее всех учится, к чтению был неохоч до недавнего времени. Но зато как любит природу, как много знает о ней! И рас сказывает обо всем увиденном живо, интересно. Вот и пред ложила я ему как-то послу шать грамзапись с описанием природы. Красота этого описа ния удивила мальчика. А ис креннее изумление — ключ к познанию. Нашла я ему инте ресную книгу о природе, пред ложила почитать. Увлекся мой ученик, полюбил уроки литера туры, постепенно открываются ему изобразительные богатст ва родного языка. Все чаще против его фамилии в журнале появляются хорошие сцепки, И коли уж зашла речь о ре- зультатах^ которые дает воспи танное в “ детях уважительное и бережное отношение к при роде, как не сказать о нашем* «зеленом патруле», который бдительно охраняет-лесополо сы. Ж дали школьники и своих пернатых друзей: к весне прв- готовили им скворечники. Вот так наши школьника учатся быть бережливыми хо зяевами на своей земле. В. САМОХИНА, учительница Троицкой начальной школы Лсв- Толстовского района. ОСНОВА КУЛЬТУРЫ Ч Е Л О В Е К А С первого класса, когда мои ученики только начинают осва ивать школьные «азы», я ста раюсь воспитывать у них и лучшие нравственные качест ва: честность, скромность, от зывчивость... Любой материал учебника /можно использовать для этой цели. Скажем, мы изучаем бук варь. Есть в нем рассказ, где описывается,? как мальчику не хотелось признаваться, что он разбил чашку. И все же, чтобы не беспокоилась бабушка и чтобы не быть лгуном, он го ворит ей правду. Коллективно прочитав его, мы беседуем с ребятами о честности, об у ва жительном отношении к стар шим. Сопоставляем прочитан ное с примерами из жизни ре бят. Множество тем воспитываю щего характера дает учебник «Родная речь». Большой инте рес вызывают у детей рассказы о жизни и деятельноеги В. И. Ленина и его соратников. Ста раюсь расширить их, допол нить. Так, знакомя ребят с детством Володи Ульянова, я рассказываю о его родителях, братьях и сестрах, об их у ва жительном отношении друг к другу, к окружающим. Во вторых и третьих классах ребят увлекает октябрятская работа. Начинается подготов ка к вступлению в пионеры. Это торжественное событие, Ч которого очень ждут мои у ч а - \ ^ щиеся, я тоже стараюсь ис- (V пользовать в воспитательных целях. Много говорим мы с ре бятами о том, каким должен быть пионер — в школе, до ма, на улице, об отношениях в ребячьем коллективе, к обще ственным поручениям. Как большой праздник, проходит в школе прием ребят в пионе ры. Этот день запоминается им на всю жизнь. Мои учащиеся охотно шеф ствуют в селе над одинокими престарелыми людьми. Они по могают им убирать в кварти ре, ходить в магазин за покуп ками. Причем, надо отметить, делают это с душой, так хоро шо, что взрослые с теплотой отзываются о маленьких ше фах, всегда ждут их в своем доме, как дорогих гостей. Думаю, что такие качества, как отзывчивость, доброта, за ложенные с детства, являются основой культуры человеческих отношений. Ю. МАЛЫШЕВА, учительница Архангель ской начальной школы Краснянского района. Большое внимание уделяет 1 учительница младших классов Липецкой средней школы № 2 Екатерина Андреевна Сошни- на трудовому воспитанию сво их маленьких питомцев. Ее ре бята активно работают на пришкольном участке, ухажи вают за цветами. Под ее руко водством созданы уголки проф ориентации в классных комна тах. На снимке: учащиеся перво го класса «а» Липецкой сред ней школы № 2 за работой на пришкольном участке. Фото В. Базылева. ДЕТЯМ - о Ж ИЗНИ ВОЖДЯ С ранних лет дети знают имя Владимира Ильича Лени на. Доброта и принципиаль ность, воля и энергия, просто та и скромность, огромное трудолюбие — вот те ленин ские черты характера, которые мы стараемся прививать стоим ученикам. Уроки, посвященные ленин ской тематике, дают большой простор для творчества учите ля. На одном из них по теме «Ленин и народ» я использо вала известную картину ху дожника В. Серова «Ходоки у Ленина». Она помогла мне сделать более ярким рассказ о том, как близок был наш вождь народу, как хорошо знал жизнь рабочих и кресть ян. Поэтому и люди любили его, шли к тему со своими нуждами. Использую на уроках о жизни В. И. Ленина репродук ции и с других картин, фото графии. Часто ребята сами со ставляют устный рассказ по ним, связывая его с фактами биографии Ильича. Много чи тают мои учащиеся художест венных книг о В. И. Ленине, делятся прочитанным на уро ках. Мои ребята принимают ак тивное участие в подготовке общешкольных утренников, по- езященных жизни В. И. Лени на. Приучая их самих подби рать нужный материал счи таю, что самостоятельная работа по изучению биографии Ильича дает большой эмо циональный настрой, вызывает стремление стать лучше, во всем следовать примеру вели кого вождя. А .' КАЗАКОВА, учительница Братовщин- ской средней школы Долгоруковского района. А111]!иШ1111ШШ111ииШ11и11111Ш1111111111111Ш1Ш11Ш111111111(1Ш11Ш1и11Л11Ш11и111Ш11:|КШ11111Ш111Ш11111Ш11К1111111111Ш11(11ии111111111и1и1ии1111111111111111111К111и»и11111Ши1111Ш1ПШКПП11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz