Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

РАБОТАТЬ БЕЗ ОТСТАЮ Щ И Х ~Г Т1 11..............■ -...-.....,......................... .............. ..и ,.,........................................................................ .... Ш Т А Б = СО РЕВ НО ВА НИ Я Из оп ыта Елецкого горкома КПСС Н а с овременном этапе раз­ вития с оциали стичес кой эко. номики, когда во глазу угла ст авит ся з адача до стиже ния вы с оких конечных результатов, о собое значен ие п ри обретает выполнение го су дар ст венных планов и со ци али стических обязатель ст в каждым трудо­ вым коллективом. Ведь если пл ан со р ван хотя бы одним предприятием, то это непре­ менно приведет к сб оям в^ра- боте смеж ных предприятий и в конечном счете отраз ится^ на сумм арных народнохозяй ст­ венных результатах. «План — главный ин струме нт реализа­ ции экономич еск ой политики партии, — подчеркивал това­ ри щ Л. И. Б реж нев. — Его можно и надо об суж дать на ст адии разработки. Но когда план утвержден и принял с аду закона нашего го су дар ст ва, о ст ает ся одна обязанно сть • ег о выполнять», причем выпол­ нять только в ср ок, с наи­ меньшими издержками и ыан- Лучшими показателями»*• Елецкий горком КПСС в своей р аботе по руковод ст ву экономикой Главное внимание сос ре доточил на вопро с ах обе спече ния вы с окоэффектив­ ной, у ст ойчивой работы про­ мышленных предприятий, на проблемах повышения каче ст ва продукции. З а о с нову Принят опыт ро ст овчан, организовав­ ших движение под девизомз «Работать без от ст аю щих». Опыт р о ст овчан мы начали внедрять два года назад. Дважды этот вопро с р а ссм ат­ ривал ся на бюро горкома партии. На всех п р омышлен­ ных предприятиях с о ст ояли сь п артийные , с обрания или ра с­ шире нные за се дания партко. мов, на которых в сест оронне об суж ден вопро с о шир оком ра спр о стр анении и внедрении: опыта ро ст овчан. Были разра­ ботаны и утверждены комп­ лек с ные мероприятия по обе с­ печению работы без от ст а 10- щи*, схем а контроля за дея­ тельно стью пре дприятии,:: ор­ ганизаций, цехов, уча стк ов, бригад. Одним из главных элемен­ тов Iв системе к онтроля явля­ ет ся п о ст оянный анализ эконо­ мической деятельности коллек­ тивов, повышение персональ­ ной ответственности хозяйст. венных руководителей за вы­ полнение государственных планов и социалистических обязательств. Впрочем, такой контроль был и раньше^ но, как правило, по результатам проведшего месяца, Го есть по следам событий, что ’ не давало возможности сзоевре. мённо и оперативно оказывать помощь, влиять на ход выпол­ нения плановых заданий. Те­ перь ежемесячно ло итогам работы за две декады в гор­ коме проводятся совещания с руководителями и секретарями партийных организаций тех предприятий, у которых наме­ тилось отставание с выполне­ нием плана. Это позволяет оперативно влиять на положе­ ние дел в коллективах, преду. преждать срывы, оказывать необходимую помощь отстаю­ щим. Кроме того, по результа­ там работы за месяц проводит, ся детальный анализ положе­ ния дел либо на совещании в горкоме, либо на заседании бюро горкома КПСС, куда приглашаются руководители отставших .предприятий. Очень важно наладить Дей. ственное Социалистическое со­ ревнование. Елецкий гор­ ком партии немало дела­ ет для его организации, нацеливая коллективы на ус­ пешное выполнение планов за счет использования внутрен­ них резервов, на повышение творческой инициативы рабо­ тающих. Отличительной осо­ бенностью соревнования трудя­ щихся в этой пятилетке явля­ ется массовое движение-за до­ срочное выполнение личных пятилетних планов. К первой годовщине новой Конституции СССР более 3300 рабочих го­ рода досрочно выполнили производственные задания трех лет пятилетки. Сейчас на за ­ водах и фабриках широкую поддержку нашел почин пере­ довиков производства — сбор­ щицы элементного завода Р. Орловской и токаря завода «Гидропривод» Г. Суворова, обязавшихся завершить но примеру москвичей личные пятилетние планы к 110-й го ­ довщине со дня рождения В. И. Ленина. Эта инициатива была одобрена бюро горкома КПСС, примеру передовиков уже последовало более 4000 рабочих. Соревнование под девизом: «Работать без отстающих» рождает новые, прогрессивные формы организации труда. Так, га заводах «Гидропривод» и машиностроительном стали ра­ ботать по сквозному подряду. Широкое распространение по­ лучил на элементном заводе почин аксайцев о доброволь­ ном пересмотре норм и в прошлом году за счет этого снижена трудоемкость изде­ лий на 72 тысячи норме- часов, получен экономический эффект в 50 тысяч руб.лей. В тресте «Елецтяжотрой» нашла поддержку инициатива перед> р ы х коллективов Свердловской области, работающих под де­ визом: «Пятилетгее задание бригады — меньшим соста­ вом». Постоягное внимание уделя­ ется совершенствованию усло­ вий социалистического сорев­ нования. Итоги трудового со­ перничества подводятся на бюро горкома партии с обяза­ тельной публикацией з город­ ской газете «Красное знамя». Это дает возможность повы­ шать гласность соревнования. Борьба за работу без от­ стающих должна вестись по многим направлениям. При этом необходимо наладить целенаправленную работу с кадрами. Горком партии посто­ янно держит в центре внима­ ния вопросы подбора, расста­ новки и воспитания руководя­ щих кадров. Практика показы­ вает, что именно о т руководи­ телей, их инициативы и на­ стойчивости, ст компетентно­ сти и • предприимчивости,. ,, во многом зависит судьба цдадз, успех дела./ Поэтому к Хозяй­ ственным руководителям заво­ дов и фабрик мы предъявляем, с одной стороны, высокие тре­ бования, а с другой —• учим их работать с людьми, помо­ гаем учитывать все производ­ ственные и социально-полити­ ческие аспекты современного этапа хозяйственього строи­ тельства. К примеру, длительное вре­ мя вызывала серьезное бес­ покойство работа завода «Гидропривод». Предприятие хронически не выполняло план по той причине, что партий­ ная организация и руководст­ во мало занимались воспита­ нием кадров, повышением их персональной ответственности ёа порученный участок рабо­ ты. На заседании партийного комитета не давалось П р и н ­ ципиальной оценки деятельно­ сти руководителей. Все это создавало неблагоприятную ; обстановку в коллективе. Горком партии глубоко и з у -■ чил работу парткома завода и рассмотрел этот вопрос на за­ седании. бюро. Разговор ео- стоялся нелицеприятный, ко по­ лезный. Одновременно по просьбе горкома партии заво­ ду была оказана помощь со стороны объединения. Все это в итоге положительно сказа­ лось на работе коллектива. Завод стал устойчиво выпол­ нять производственные планы. Больше внимания мы стали уделять и идеологическому обеспечению движения под девизом «Работать без отстаю­ щих». В системе политического и экономического образования, в лекционной пропаганде уси­ лия' направляются на развитие трудовой активности слушате­ лей. На заводах «Эльта» и элементном получила распро­ странение практика защиты рабочих рефератов по наибо­ лее актуальным вопросам про­ изводственной жизни своих цехов, участков. Содержатель­ нее стала работа народных университетов научно-техни­ ческих и экономических «' зна­ ний. Периодически во всех трудовых коллективах прово­ дятся единые городские поднт- дни, на которых обсуждаются злободневные вопросы работы предприятий. При этом мы до­ биваемся широкого участия в идейно-воспитательной рабо­ те хозяйственных руководите­ лей и специалистов. Проводимая работа по ор­ ганизации движения «Рабо­ тать без отстающих» уже дает положительные результаты. За последние два года сокра­ тилось число предприятий, «е выполняющих план по реали­ зации и по производительности труда. К сожалению, в работе гор­ кома партии по обеспечению выполнения государственных планов имеются и недостатки. Мы пока не добились, чтобы в городе., не было отстающих коллективов, .Проблема в .трм, что во многих из них система контроля за выполнением пла­ на действует нечетко. Не слу­ чайно почти каждый десятый цех, треть участков и 14 про­ центов бригад не справляются с заданиями. Не может нас не волновать и тот факт, что поч­ ти 600 рабочих в горо­ де те выполняют сменных норм выработки. Не добились мы пока и того, чтобы на -всех предприятиях проводилось ежедневное подведение итогов социалистического соревно­ вания. Мы считаем, что центр тя­ жести всей организаторской и политической работы сегодня необходимо перенести непо­ средственно в первичные парт­ организации, в трудовые кол­ лективы, туда, где решается судьба всех наших планов. Этого требует и постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной ра­ боты». Многое предстоит сде­ лать по распространению дви­ жения «Работать без отстаю ­ щих» в строительстве, на тран­ спорте, в службе "быта и тор­ говле. Трудовые коллективы горо­ да могут и должны работать без отстающих — так постав­ лена задача, и над ее решениям коммунисты и все трудящий':? Ельца будут настойчиво тру­ диться. В. ЛОКОТУНИН, первый секретарь Елецкого горкома КПСС. П У Т Ь К З Р Е Л О С Т И Н А Ч И Н А Е Т С Я С Д Е Т С Т В А Сегодня в Липецке начинает работу Всероссийская конфе­ ренция учителей, посвященная теме «Формирование комму­ нистического мировоззрения младших школьников». Она продлится два дня. В конференции принимают участие руководители секций начального обучения, сотрудники Центрального совета Педа­ гогического общества РСФСР, преподаватели начальных клас­ сов школ, работники педагогических вузов й институтов усо­ вершенствования учителей Российской Федерации. Широко будет представлен на конференции опыт учебно- воспитательной работы лучших школ, в том числе и нашей об­ ласти. Сегодня мы предоставляем слово нескольким педаго­ гам, которые рассказывают о своей работе по коммунисти­ ческому воспитанию учащихся младших классов. ВОСП И ТЫВАТЬ П АТРИ ОТОВ, И Н ТЕРН АЦ И ОН АЛ И СТОВ Воспитать всесторонне раз­ витую личность с активной жизненной позицией — такую важную задачу поставили партия и правительство перед советскими педагогами. Особое значение при этом приобретает формирование таких общест­ венных свойств личности, как ответственность, долг, коллек­ тивизм, сознательная дисцип­ лина. Многие эти качества ха­ рактера человека закладыва­ ются в период начального обучения в школе, и без них невозможно вести воспита­ тельную работу в старших классах. Тонко и точно воздейство­ вать на психологию ребят по­ могает изучение Конституции СССР. Причем, делать это можно и нужно уж е в началь­ ных классах. Конечно, содер­ жание текста Конституции трудно усваиваеггся младшими школьниками. Тем необходи­ мее глубокая продуманность и хорошая методическая обес­ печенность каждого урока и внеклассного мероприятия. Безусловью, нет нужды раз­ бирать каждую статью Основ­ ного Закона. Лучше, когда педагог опирается на жизнен­ ные примеры, на литературные произведения. Приведу лишь одну из бесед, которая прохо­ дила по теме: «Наша Родина—• Союз Советских Социалисти­ ческих Республик». Мои ученики перед этим прочитали книгу Гроденсксго «По родным просторам», и нам Легко было разговаривать друг с другом. Быстро я п о л у ­ чила ответ на вопрос: «Люди каких рациональностей живут в нашей стране?» Это был кол­ лективный ответ, в нем участ­ вовал весь класс, поэтому получился он широким и пол­ ным. Власть в стране принадлежит народу — об этом говорил с детьми депутат сельского Со­ вета народных депутатов М. А. Владимиров. Ребята прониклись важностью дел, которые решает этот человек, представитель воли народа. Все богатства принадлежат народу — эту мысль сами уче­ ники иллюстрировали своими рассказами о жизни 'родтого села, читали стихи, слушали з записи песню «Широка страна моя родная». Пришлось нам вместе «рас­ шифровывать» нелегкую Для восприятия детей мысль о борьбе народов всех нацио­ нальностей нашей страны за построение коммунизма. Мы предприняли следующее. Пятнадцать учащихся подго­ товили^ рассказы о каждой союзной республике — приго­ дилась та же книга Гродег.око- го. Каждый ученик, рассказы­ вая о республике, держал в руке флажок с ее гербом, учи­ тель показывал, где располо­ жена республика на карте. Ос­ тальные учащиеся читали сти­ хотворения, написанные на­ циональными поэтами. Обобщение сделал учитель: все люди в нашей стране, к какой бы национальности они не принадлежали, трудятся на общее благо Родины. Бело­ русские МАЗы работают вс всех союзных республиках. Узбекский, таджикский, турк­ менский хлопок идет па заво­ ды РСФСР, азербайджанская нефть — во все республики. Все национальности живут как одна дружная трудовая Семья. ...Такие беседы имеют боль­ шое воспитательное значение, являются важным средством формирования начал коммуни­ стического мировоззрения, воспитания детей в духе со­ ветского патриотизма и проле­ тарского интерн ацио нализма. Ф. МОНГУШ, учительница Лавской восьмилетней школы Елецкого района. Ч Т О Б Ы Р О С Л И Т Р У Д О Л Ю Б И В Ы М И Трудовое воспитание, выбор профессии... Часто еще мы говорим о том, что делает в этом направлении та или иная школа, имея в виду в основ­ ном старшеклассников, стоя­ щих уж е у выпускного порога. И гораздо реже обращаемся к опыту7 трудового воспитания младших ребят. А ведь все начинается с детства. Профориентационная ра­ бота в старших классах не ■будет столь эффективна без основ, заложенных в началь­ ной школе. Всегда надо пом­ нить: то, что принято умом и сердцем в младшем возрасте, навсегда останется в сознания человека. В школах нашей области на­ коплен богатый опыт 'Трудово­ го воспитания учащихся младших классов как на уро­ ках, так и во внеклассной ра­ боте. Тема труда — благодатный материал на -уроках родной речи в первых—третьих клас­ сах. Используя содержание учебника, умело дополняя его фактами из окружающей детей жизни, учитель дает ребятам представление о массовых про­ фессиях, характерных для ме­ стности, где они живут. Про­ фессии родителей, самых близких детям' людей, стано­ вятся предметом особого их внимания, сначала — простого любопытства, а затем и более глубокого интереса. С любовью прививают ре­ бятам Многие учителя сель­ ских школ интерес к профес­ сии хлебороба. При этом они дополняют материалы уроков внеклассной работой, проводят различные встречи с передови­ ками производства, знатными людьми колхоза или совхоза, экскурсии на животноводче­ ские фермы, тематические ок- тябрятские сборы, утренники. Вот как, например, провели с ребятами праздник на тему «Первая борозда» учителя Троицкой начальной школы Лев-Толстовского района. Он состоялся в школе в первые дни весенней посевной. Учите­ ля пригласили в школу луч­ ших механизаторов хозяйства, среди них были и родители детей. Ребята встретили го­ стей хлебом-солью, показали им специально подготовленный концерт, в котором звучали стихи и песни о хлебе. А затем почетные гости праздника по­ вели с мальчиками и девоч­ ками беседы о своем хозяйст­ ве, о профессии хлебороба, рассказали им о машинах, ра­ ботающих на севе. А позже ребята сами побы­ вали в поле, своими глазами увидели, как закладывается будущий урожай. Дети по­ чувствовали, как важен труд хлебороба, ощутили сложность и почетность этой профессии. Работа по трудовому воспи­ танию младших школьников ни в коем случае не должна носить скучный, назидатель­ ный характер, сводиться лишь к простому объяснению, «что такое хорошо, что такое пло­ хо». Д ля того, чтобы создать эмоциональный настрой в классе, многие учителя актив­ но используют различные ди ­ дактические игры. Например, кто больше знает профессий, начинающихся с одной бук­ вы? Как правило, игры увле­ кают ребят, развивают актив­ ность. В оСьойе принцип сорев­ нования и соперничества, что очень нравится ребятам. Эти игры помогают выяс­ нить их представление о рабо­ чих профессиях, способствуют более глубокому ознакомле­ нию с ними. Есть и такие, которые позволяют судить учителю о склонностях детей к определенным профессиям. Классные конкурсы развивают у детей наблюдательность, со­ образительность, находчивость, инициативу, творческое вооб­ ражение, расширяют их круго­ зор. Вот как, например, интерес­ но провела игру, целью кото­ рой было ознакомить ребят с профессиями, учительница Л и­ пецкой средней школы № 4 0 А. Е. Самофалопза. Игра нача­ лась с чтения детьми стихе® о труде. Затем учительница пред­ ложила ребятам загадку: «Не пекарь, а работает у пёчй, не повар, а варит. Какая', профес­ сия у этого рабочего?/»...Посы­ пались дружные ответы—ста­ левар, доменщик... 6 ходе игры, в которой оживленно участвовал весь класс, ребята уточнили, что речь идет о профессии стале­ вара и обосновали — почему. А потом с большим интере­ сом они слушали рассказ о профессии сталевара одного из родителей •— рабочего Ново- липецкого металлургического завода, приглашенного «а урок. Он показал детям фото­ графии завода, некоторые предметы, изготовленные из стали. Игра на этом уроке также наглядно познакомила ребят с профессиями крановщика, ма­ ляра... Расширить представленче детей о различных професси­ ях, сформировать у них пра­ вильное представление и поня­ тие о труде, уважение к лю­ дям труда помогают и специ­ альные уголки по профориен­ тации в младших классах. «Жизнь дана на добрые дела» — такой, например, уголок ор­ ганизовала вместе с ребя7'ами учительница Т. Н. Ж укова в Липецкой средней школе № 3. Для его оформления исполь­ зовала фотографии, вырезки из газет и журналов, репро­ дукции картин известных со­ ветских художников о труде. Есть раздел «К труду гото­ вимся с детства», где ребята Сами рассказывают о том, что они делают в школе, на уро­ ках труда и пришкольном уча­ стке, как помогают родителям дома. Такие уголки следует иметь во всех начальных клас­ сах, начиная с первого. Во всей этой работе учите­ лю всегда следует помнить, что трудовое воспитание и профориентация — не кратко­ временная кампания. Эго важная составная часть ком­ плексного подхода к осущест­ влению коммунистического во­ спитания, один из путой фор­ мирования коммунистического мировоззрения у младших школьников. А. КОЗЛОВА, руководитель секции на­ чальных классов областно­ го отделения Педобщества, заслуженная учительница школы РСФСР. У Р О К И П Р И Р О Д Ы Мне думается, что у уроков природоведения большие воз­ можности для формирования у детей начал коммунистическо­ го мировоззрения: ведь по сути своей природа — могучий фак­ тор воспитания. Только надо' научить хорошо ее знать, лю­ бить, разбираться во взаимо­ связи и взаимозависимости ее явлений. А когда дети поймут это, можно гово­ рить с ними и о величии дел советского человека и раскры­ вать притягательность нашего образа жизни. Взять, к примеру, урок на тему «Круговорот воды в при­ роде». Как рассказать сб этом важном природном процессе зримо и убедительно? Решила я провести опыт: на тренож­ ник поставила сосуд, на дне которого' увлажненный песок, а на нем — домик, деревья. Сосуд подогрела, а сверху при­ крыла тарелочкой. И дети уви­ дели, как образовавшийся ту­ ман поднимался вверх, а со­ прикоснувшись с холодным дном блюдца, превращался в капли воды — шел «дождь». Потом мы с детьми беседова­ ли, рассматривая схему круго­ ворота. Дети наблюдали видэ- измекения воды, учились объ­ яснять природные явления, убеждались, что человек может их познавать, управлять ими. Хорошее подспорье для уро­ ка — ребячьи наблюдения. Весь учебный год ,мои малыши интересуются малейшими из­ менениями в состоянии родной природы, подмечают разницу во временах года. Очень люблю беседовать с ними об этом, и всегда удивляюсь, как точно от'и называют признаки, по де­ талям отмечают приближение того или иного месяца. Помню, как в конце зимы дети отме­ чали наступление весны: по­ свежела кора у осин и топо­ лей, повлажнел воздух. Н а­ блюдения были точны, ведь детский глаз — заметно ост­ рее, а сердце и ум восприим­ чивее. Проводя серьезные, целена­ правленные наблюдения, ре­ бята открывают для себя кра­ соту, величие родной приводы, она становится им близкой, возникает чувство гордости за Родину. Организуя уроки, ста­ раюсь развить насыщен, ное эмоциями отношение к Отчизне, строящей коммунизм. И обязательно говорим мы об охране природы, ее богатств. Проводим конкурсы, ка к аж ­ дом уроке — традиционную «природоведческую минутку». Это, действительно, всего лишь минута времени, на которой мы беседуем об изменениях в природе, но она очень важна и необходима в структуре урока. Уроки природоведения спо­ собствуют и воспитанию луч­ ших человеческих качеств. Д ля формирования морального облика растущего человека очень больщое значение имеет то, что они знают о труде р о ­ дителей. Изучая тему «Жизнь домашних животных», я сочла нужным провести экскурсию на колхозные фермы. Позже дети с большой охотой обсуж­ дали увиденное, говорили о людях, с которыми встрети­ лись на ферме. А я заметила, что и родителям, и детям бы­ ло приятно общение на месте работы. Мои ребята убеди­ лись, сколь полезем,, нелегок труд их отцов и матерей, как он важен для общества. Й поистине бесценны эк­ скурсии на природу! Предва­ рительно ученики слушают за­ писи' стихов о природе, поют песни о Родине, показываю я им и детские рисунки-пейзажи. Так однажды я их подготовила к встрече е русским лесом. Это было осенью. Еще издали дети залюбовались столпившимися на опушке березками, сверка­ ющей на солнце, ослепитель­ ной белизной их стволов, кро­ нами, отливавшими золотом пожелтевших листьев. Пре­ красна была любимица русско­ го народа в осеннем наряде. В лесу было тихо, и дета при­ умолкли, покоренные его к р а­ сотой. Долго бродили мы, при­ сматривались к растениям. Рассказала я ребятам и о том» что делают труженики нашего края, чтобы умножить природ­ ные богатства. Не могу не поделиться и еще одним случаем из своей педа­ гогической практики. Есть в моем классе мальчик — сла­ бее всех учится, к чтению был неохоч до недавнего времени. Но зато как любит природу, как много знает о ней! И рас­ сказывает обо всем увиденном живо, интересно. Вот и пред­ ложила я ему как-то послу­ шать грамзапись с описанием природы. Красота этого описа­ ния удивила мальчика. А ис­ креннее изумление — ключ к познанию. Нашла я ему инте­ ресную книгу о природе, пред­ ложила почитать. Увлекся мой ученик, полюбил уроки литера­ туры, постепенно открываются ему изобразительные богатст­ ва родного языка. Все чаще против его фамилии в журнале появляются хорошие сцепки, И коли уж зашла речь о ре- зультатах^ которые дает воспи­ танное в “ детях уважительное и бережное отношение к при­ роде, как не сказать о нашем* «зеленом патруле», который бдительно охраняет-лесополо­ сы. Ж дали школьники и своих пернатых друзей: к весне прв- готовили им скворечники. Вот так наши школьника учатся быть бережливыми хо­ зяевами на своей земле. В. САМОХИНА, учительница Троицкой начальной школы Лсв- Толстовского района. ОСНОВА КУЛЬТУРЫ Ч Е Л О В Е К А С первого класса, когда мои ученики только начинают осва­ ивать школьные «азы», я ста­ раюсь воспитывать у них и лучшие нравственные качест­ ва: честность, скромность, от­ зывчивость... Любой материал учебника /можно использовать для этой цели. Скажем, мы изучаем бук­ варь. Есть в нем рассказ, где описывается,? как мальчику не хотелось признаваться, что он разбил чашку. И все же, чтобы не беспокоилась бабушка и чтобы не быть лгуном, он го­ ворит ей правду. Коллективно прочитав его, мы беседуем с ребятами о честности, об у ва­ жительном отношении к стар­ шим. Сопоставляем прочитан­ ное с примерами из жизни ре­ бят. Множество тем воспитываю­ щего характера дает учебник «Родная речь». Большой инте­ рес вызывают у детей рассказы о жизни и деятельноеги В. И. Ленина и его соратников. Ста­ раюсь расширить их, допол­ нить. Так, знакомя ребят с детством Володи Ульянова, я рассказываю о его родителях, братьях и сестрах, об их у ва­ жительном отношении друг к другу, к окружающим. Во вторых и третьих классах ребят увлекает октябрятская работа. Начинается подготов­ ка к вступлению в пионеры. Это торжественное событие, Ч которого очень ждут мои у ч а - \ ^ щиеся, я тоже стараюсь ис- (V пользовать в воспитательных целях. Много говорим мы с ре­ бятами о том, каким должен быть пионер — в школе, до­ ма, на улице, об отношениях в ребячьем коллективе, к обще­ ственным поручениям. Как большой праздник, проходит в школе прием ребят в пионе­ ры. Этот день запоминается им на всю жизнь. Мои учащиеся охотно шеф­ ствуют в селе над одинокими престарелыми людьми. Они по­ могают им убирать в кварти­ ре, ходить в магазин за покуп­ ками. Причем, надо отметить, делают это с душой, так хоро­ шо, что взрослые с теплотой отзываются о маленьких ше­ фах, всегда ждут их в своем доме, как дорогих гостей. Думаю, что такие качества, как отзывчивость, доброта, за­ ложенные с детства, являются основой культуры человеческих отношений. Ю. МАЛЫШЕВА, учительница Архангель­ ской начальной школы Краснянского района. Большое внимание уделяет 1 учительница младших классов Липецкой средней школы № 2 Екатерина Андреевна Сошни- на трудовому воспитанию сво­ их маленьких питомцев. Ее ре­ бята активно работают на пришкольном участке, ухажи­ вают за цветами. Под ее руко­ водством созданы уголки проф­ ориентации в классных комна тах. На снимке: учащиеся перво­ го класса «а» Липецкой сред­ ней школы № 2 за работой на пришкольном участке. Фото В. Базылева. ДЕТЯМ - о Ж ИЗНИ ВОЖДЯ С ранних лет дети знают имя Владимира Ильича Лени­ на. Доброта и принципиаль­ ность, воля и энергия, просто­ та и скромность, огромное трудолюбие — вот те ленин­ ские черты характера, которые мы стараемся прививать стоим ученикам. Уроки, посвященные ленин­ ской тематике, дают большой простор для творчества учите­ ля. На одном из них по теме «Ленин и народ» я использо­ вала известную картину ху­ дожника В. Серова «Ходоки у Ленина». Она помогла мне сделать более ярким рассказ о том, как близок был наш вождь народу, как хорошо знал жизнь рабочих и кресть­ ян. Поэтому и люди любили его, шли к тему со своими нуждами. Использую на уроках о жизни В. И. Ленина репродук­ ции и с других картин, фото­ графии. Часто ребята сами со­ ставляют устный рассказ по ним, связывая его с фактами биографии Ильича. Много чи­ тают мои учащиеся художест­ венных книг о В. И. Ленине, делятся прочитанным на уро­ ках. Мои ребята принимают ак­ тивное участие в подготовке общешкольных утренников, по- езященных жизни В. И. Лени­ на. Приучая их самих подби­ рать нужный материал счи­ таю, что самостоятельная работа по изучению биографии Ильича дает большой эмо­ циональный настрой, вызывает стремление стать лучше, во всем следовать примеру вели­ кого вождя. А .' КАЗАКОВА, учительница Братовщин- ской средней школы Долгоруковского района. А111]!иШ1111ШШ111ииШ11и11111Ш1111111111111Ш1Ш11Ш111111111(1Ш11Ш1и11Л11Ш11и111Ш11:|КШ11111Ш111Ш11111Ш11К1111111111Ш11(11ии111111111и1и1ии1111111111111111111К111и»и11111Ши1111Ш1ПШКПП11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz