Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

29 апреля 1979 г., № ТОО (Т5 397) / Л Е Н И Н С К О Е З Н АМ Я 3 1979 год — Международный год ребенка МИР ОТКРЫВАЯ З А Н О В О Говорят, у творчества нет возраста. Вера Иванова была совсем маленькой, когда впер- 'ч е взяла кисть. В семье И ва­ новых до' сих пор хранят книгу орнитолога Шнитиикова «Как я стал натуралистом». Кни­ гу очень любили родители, а дочери нравилось раскраши­ вать картинки. Сейчас, став уже пятнадцатилетней, Вера отдаст должное этой роди­ тельской жертве, хотя и счи- >'*^ет, что сама, пожалуй, по­ мигала бы иначе. Ж аль книгу. Книги Вера очень любит. Особенно Лермонтова, Лон ­ дона, Дюма. С этой ее привя­ занностью соперничать может разве только огромная любовь к животным, корни которой опять-таки уходят в детство. Как я уже сказала, Вере пятнадцать лет, учится она в восьмом классе Липецкой сред­ ней школы № 44. Год н азад закончила детскую художест­ венную школу, где и состоя­ лась недавно первая персональ­ ная выставка ее рисунков. Выставка — всегда экзамен, строгий, ответственный. Д аж е для зрелого художника она сопряжена с огромным волне­ нием. Что уж говорить о де- вочке-подростке, у которой еще не оборвалась связь с детством, но которая уже при­ стально и серьезно всматри­ вается в подступившую взрослую жизнь. Вера открывает незнакомый ей доселе мир, делая это вдумчиво и неторопливо — вот, пожалуй, тот главный вы­ вод, к которому приходишь после зн акомства с выставкой. По-детоки, открыто и довер­ чиво, делится девочка своими первыми открытиями, размыш­ лениями. Еще очень мало у нее зненного опыта, но есть доб- д сердце, душа, настроенная на прекрасное. И есть люби- • мые литературные герои —• верный ориентир в начале са­ мостоятельного пути. Гордые и свободолюбивые — у Л ер­ монтова, дерзкие романтики — у Грина, добрые и мужест­ венные — у Лондона. И еще на выставке вас ожи дает встреча с героями Пушкине, Дюма, Лопе де Вега, Скогта, Гоголя... Рисуя их, Вера им сочувствует, сострадает, а иногда и смеется над ними. Вера открывает жизнь, в ко­ торой много прекрасного. Гр а­ циозно свернулась в клубок лиса — сделано это одним рос­ черком пера. А как показать танцующего ковбоя? Может быть, вот так, — очертив его силуэт змеевидной линией? Вера открывает мир, который далеко не однозначен. И появ­ ляются многоплановые компо­ зиции. Мы видим разноликого Арлекина — на сцене и за ку­ лисами. Останавливаемся у не­ большого рисунка — розовая, желто-зеленая акварель. Р озо­ вый конь, устремившийся в высокую голубизну, и в уголке листа — засохшее деревце на сером обломке скалы. Это — о Есенине. Вера открывает для себя музыку. Оказалось, в ней столько сюжетов, столько кра­ сок! Осмыслить звуки и пере­ дать их в цвете — как это сделать, чтобы было точно и емко? Ей хочется весь мир уместить на небольшом листке бумаги — и она ищет наиболее верное композиционное реше­ ние, находит краски. Свое ре­ шение, свои краски. Получи­ лось? Нет? Об этом можно спорить, но нельзя оставаться к ее рисункам равнодушным. Так бывает всегда, когда стал­ киваешься с чьей-то мыслью, чьим-то резко выраженным мнением, которое или отвер­ гаешь, или понимаешь. Но при этом обязательно уважаешь собеседника за поиск, за само­ стоятельность суждений. Сегодня мы предлагаем чи­ тателям познакомиться с иллю­ страциями, сделанными Верой Ивановой к произведениям — А. I рина «Алые паруса» и Дж. Лондона «Северная Одис­ сея». Т. БОРИСОВА. П ер вая кн и га р абоч е го ФРУН ЗЕ, 28. (ТАСС). В ка­ нун Первомая рабочий Фрун­ зенского завода сверл Алек­ сандр Никитенко принимал поздравления друзей: вышла из печати первая книга его стихов «Подсолнух». Первые творческие шаги он сделал несколько лет н азад в одном из литературных объединений. П о с л е д а м п и с ь м а СЕНЦОВО — СЕЛО П Р И Г О Р О Д Н О Е ...Больше двадцати лет н азад в селе Сенцово Липецкого района появилась Анна Татья­ нина. Родилась она и выросла в Липецке, а в село приехала вслед за мужем. Ей, веселей и энергичной, предложили ра­ ботать в школе старшей пио­ нервожатой. Потом — в биб­ лиотеке, а немного спустя, по- пучили завед овать клубом, .луб был неказистый, простая ^*язба, разве что побольше дру­ гих сельских изб. Но Анна Ивановна и тому была рада: хозяйство только становилось на ноги, и требо­ вать чего-то большего не по­ зволяли условия. Новая завклубом организует танцевальный кружок, скола­ чи вает хор, чуть позже поя- * Д.‘я тся и шумовой оркестр, и агитбригада... Самодеятельных артистов из Сенцово теперь хорошо знают и в Липецком районе, и в области. Они — победители многих смотров, У Анны И ва­ новны не одна Почетная гра­ мота за успехи в развитии са­ модеятельного творчества... И вдруг сенцовская моло­ дежь — всего двадцать три подписи — жалуется на скуку, пишет в редакцию, что в клу­ бе неуютно, что он не удовлет­ воряет запросов юношей и де- гшек села. Чч«*-^Анна Ивановна, прочитав письмо, не смогла скрыть обиды, д аже слезы наверну­ лись: так искренне переживала она этот случай. Мы попросили авторов пись­ ма в назначенный час собрать­ ся в здании совхозной конто­ ры. Не все из них смогли прийти. Но, как оказалось, «клубный вопрос» волнует мно­ гих. Пришли и те, кто к пись­ му не имел отношения, и скоро в маленькой комнатке стало тесно, а люди все подходили. Выяснилось, что большая их часть работает в Липецке. Отчего не остались в ровном селе? — Можно было бы и остать­ ся, — отвечали мне ребята. — Село большое, красивое, до областного центра — полчаса “ езды. Но, во-первых, выбор профессий не удовлетворяет, а во-вторых, в свободное вре­ мя не знаешь, куда себя деть. *— Согласитесь, нельзя сравнить, в каких условиях работает и отдыхает молодежь совхоза «Красный колос», кол­ хоза «Заветы Ильича» и мы, — вступила в разговор А. Пьяно- ва. — Бываю на вечерах во Д ворцах культуры Новолипгц- кого и тракторного заводов и, поверьте, душой отдыхаю, — поддержал ее В. Фомин. Приходят на такие вечера на­ рядно одетые рабочие и тепло чествуют своих лучших люден, в том числе и молодых. В этих Дворцах культуры уютно, ра­ ботают самые разные кружки. А в нашем клубе холодно, тесно. Отдельный разговор был у меня с молодым шофером Александром Емельяновым. В конце ноября прошлого года вернулся он из армии в родное село. Д а, видно, ненадолго. Парень — будущий глава семьи — недоволен и низким заработком, и тем, что в Сен­ цово плохой клуб, и тем, что неважно организована торгов­ ля. По всему видно, на город настроился... ' Пригородные хозяйства (а именно к таким и относится совхоз «Сенцовский») находят­ ся в специфических условиях. Как правило, здесь острее ощу­ щается проблема кадров, пото­ му что вот он, город, под бо­ ком, с его нормированным ра­ бочим днем, с клубами и кино­ театрами, с душевыми в за ­ водских цехах, с хорошим заработком. И коль скоро мы хотим, чтобы молодежь оста­ валась в таких хозяйствах, значит надо создавать такие же, как в городе, условия труда и быта. Ведь именно об этом говорили на встрече еен- цовские парни и девчата, ког­ да приводили в пример совхоз «Красный колос». Не берусь судить об органи­ зации труда — судя по всему она тоже не удовлетворяет молодых сельчан, — а вот что касается условий для культур­ ного досуга, то авторы письма совершенно правы. Старая тесная изба с под­ слеповатыми окошками, та самая, в которой 23 года на­ зад начинала работать А. И. Татьянина, теперь уже не мо­ жет удовлетворить молодежь. И невольно удивляешься не­ дальновидности руководителей совхоза и местного Совета, которые, решая задачи разви ­ тия производства, не позабо­ тились о создании необходимой базы культурного роста тру­ жеников села. Наверное и де­ сять лет назад, и тем более сегодня, можно было бы изы­ скать-средства для приличного клуба. Чтобы построить его, необходимо добиться выде­ ления средств и найти подряд­ чика. Руководители совхоза «Сенцовский» и Липецкого райисполкома говорят, что сейчас нет ни того, ни другого. Чтобы уточнить, так ли это, я обратилась в областное уп­ равление сельского хозяйства. Начальник управления М. Т. Наролин пояснил: «Средства найти можно, труднее — с подрядчиком». Трудно, но ведь не невозможно, как утверж­ дают в совхозе. Так выяснились первые при­ чины, почему до сих пор не за ­ планировано строительство в Сенцово Д ома культуры. Оп­ равдать такую позицию руко­ водства совхоза трудно, если взглянуть на дело с высоты требований июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС, который ставит задачу комплексного развития села. «Сегодня, — подчеркнул в докладе на Пле­ нуме Л . И. Брежнев, — вопрос может стоять только так: об удовлетворении жилищных и бытовых нужд, возросших культурных запросов сельских тружеников руководители хо­ зяйств, партийные комитеты, советские и профсоюзные орга­ ны должны проявлять не мень­ шую заботу, чем о развитии производства». О том, что это указание ке всегда берется во внимание в Липецком районе, говорит н такой факт. Сейчас в плане ПМК-418 четыре Дома куль­ туры. Три из них могут слу­ жить классическими примера­ ми долгостроя и незавершен­ ки. Думается, письмо сенцовской молодежи — это симптомати­ ческий сигнал, к которому следует внимательнее отнес­ тись и райисполкому, и пар­ тийным организациям, и руко­ водителям тех хозяйств, где пока еще не создано н адлежа­ щих условий для удовлетворе­ ния возросших культурных запросов тружеников села. Т. СПАССКАЯ. П оэти ч е ск ая р у б р и к а Б. ШАЛЬНЕВ. Н А Д Е Ж Д А • Не изгои родимой планеты, На развилке прощальных огней Запрягаем а кареты — ракеты Табуны красногривых коней. Полыхнет, громыхнет огневи ца, В блеске молний приметишь вдали, Как печальны любимые ли ца. Как встревожены очи Земли. До свида нья, трава и деревья, Птичьим граем озвученный лес! Пусть не будет бесплодным кочевье По великим пустыням небес. Захолонешь от выси и шири, — Пусть согреет прозрения час: В этом звездном мер цающем мире Кто-то смотрит с надеждой на нас. Р О Д Н Ы Е П Р И М Е Т Ы Речки плескучей излучина, Пол я рж аного жнивье. Родина неразлучная, Светится имя твое. Тихою полнится радостью Ковшик воды ключевой. Даж е за этою малостью Облик мне видится твой. В зарослях трав приворотных Чудится меч-кладун ец, В крестиках птах перелетных — Свет обручальных кол ец. Песней пр отяжной озвучены Все поднебесье твое, Речки плескучей излучины, Поля рж аного жнивье... Б. ЦВЕТАЕВ. В Е С Е Н Н И Й П Р А З Д Н И К Звени, весна, и в зелень одевай И тополя, и ясени, и клены! Встречая юный и веселый Май, Мы развернули алые знамена. Они — В награду нам за честный труд. Их яркий цвет, Как наших домен плам я. Знамена эти тихо поплывут Вдоль чистых ули ц, Шелест я над нами. Искрятся радостью глаза липчан, И солн це светит, Празднично сияя, И песни задушевные звучат Во славу Родины и Первомая. ПОБЕДИЛИ ЛУЧШИЕ К ак уже сообщалось, закон­ чился смотр художественной самодеятельности коллективов учебных заведений профтех­ образования. По его итогам призовые места среди город­ ских профессионально-техни­ ческих училищ заняли ГПТУ №№ 26, 28 — первое, № 25 — второе, № 22 — третье. Среди сельских профессионально-тех­ нических училищ первое место занял ансамбль песни ц пляски СПТУ № 8, второе — СПТУ № 4 и третье — ансамбль пес­ ни и пляски СПТУ № 2. В ЧЕРА коллектив област­ ного драматического театра отметил юбилей­ ный вечер актрисы, чье имя хо­ рошо зн акомо липецким зрите­ лям,—Нины Петровны Ивано­ вой. Вечер был приурочен к двум знаменательным датам в ее жизни — 60-летию со дня рождения и 40-летию сцениче­ ской деятельности. Шестнадцатилетней девуш­ кой, окончив сельскую школу, пришла Нина Иванова в Во­ ронежское театральное учили­ ще. Можно сказать, что Ли­ пецкий областной драматиче­ ский театр, куда она пришла в 4940 году, открыл ей дорогу длиною в 40 лет. Трудно д аж е подсчитать, сколько самых разных харак­ теров создано актрисой за эти годы. Л и за и Шурка в спек­ таклях «Горе от ума» и «Егор Булычев и другие», Лариса в «БесприДаннице» и Элиза Д у­ литл в «Пигмалионе», десятки образов современниц в спек­ таклях советских драматургов. Исполнительское мастерство Ивановой привлекало внима­ ние зрителей, находило теплый отзыв у критиков. Н® роль Домны Пантелеевны в спектак­ ле «Таланты и поклонники» была отмечена на Всероссий­ ском смотре спектаклей теат­ ров, посвященном 150-летню со дня рождения А. Н. Остров­ ского, как лучшая. Ж урнал «Театр» так оценивал ее Ка­ терину в «Грозе»: «Труднейшая роль русского драматического репертуара, пробный камень истинного талан та, была ис­ полнена актрисой с необычай­ ной искренностью, большим темпераментом, тонким пони­ манием душевной жизни герои­ ни Островского...». Актриса работала во многих театрах страны, н о*Липецк, в котором когда-то началась ее театральная деятельность, всегда оставался для нее осо­ бенно близким. Около десяти последних лет она выступает на сцене областного драмтеят. ра. От всей души поздравили коллеги, представители об­ щественных организаций го­ рода Н. П. Иванову с сорока­ летием ее жизни на сцене, по­ желали ей новых творческих успехов. Поздравили и с боль­ шим успехом — премьерой исполнения главной роли в спектакле по пьесе В. Распу­ тина «Последний срок», спе­ циально подготовленном актри­ сой к торжеству. Все это было зчера. А сего­ дня мы попросили Нину Пет­ ровну Иванову поделиться своими мыслями о театре, призвании, творчестве, отве­ тить на наши вопросы. СЧАСТЬЕ Мы спросили, что она считает главным в своей про­ фессии? —...Труд и еще раз труд! Я посоветовала бы мблодым ак­ терам всегда помнить — они избрали профессию особен­ ную, требующую постоянной работы не только над ролью* но и над собой. Актер еже­ дневно затрачи вает колоссаль­ ную энергию собственной ду­ ши. Воспитывать в себе заин­ тересованное отношение к лю­ бой — маленькой или большой роли — это и есть главное в нашей профессии. В личном архиве Нины Пет­ ровны среди других есть По­ четная грамота Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР и ПК профсоюза работников искусств СССР с такой форму­ лировкой: «З а высокбполезную а самоотверженную работу в области культурного шефства над частями героической Крас­ ной Армии, Военно-Морского Флота и войск Н КВД ». Тому минуло тридцать с лишним лет... — Д а, эти годы — а я в то время работала в Липецком областном театре — мне, как и многим моим коллегам, осо­ бенно памятны. Радостно соз­ навать, что и мы своим искус­ ством- помогали поддерживать мужество в наших бойцах. Где только мы ни выступали со спектаклями. Помню, во вре­ мя одного из спектаклей в зале раздалась негромкая команда и он на наших глазах наполовину опустел — солдаты прямо и з'театра уходили в бой. Коллектив актеров встречался тогда с летчиком М. В. Во­ допьяновым, с известным военачальником М. Е. Котуко- вым. В своих военных мемуа­ рах «Н а острие главного уда­ ра» он после упомянул, что бойцам особенно пришелся по душе спектакль липецкого театра «Коварство и любозь». Мы жили среди героев, для которых играли и о которых рассказывали, и это было осо­ бым счастьем. ческой помощи агитбригадам, самодеятельным драматиче­ ским коллективам, народным театрам — задач а нашего театра. Я всегда любила н люблю эту работу. Мечтаю о том времени, чтобы каждый народный театр области имел постоянного шефа — профес­ сионального актера, чего пока мы, к сожалению, не добились. Но — это наш долг. Люди тя ­ нутся к сцене, творчеству, и нам надо сделать все, чтобы их свободное время было запол­ нено интересно, чтобы оно приносило и<м радость обще­ ния. Около пяти лет я помогаю коллективу Чаплыгинского на­ родного театра, последние два года общими силами пробуем «ожи ви ть» Добровский народ­ ный театр... Думаю, что по­ степенно придет и успех. Последний вопрос касался работы Нины Петровны — ро­ ли старухи Анны в спектакле по пьесе В. Распутина «Пос­ ледний срок». Зрители тепло приняли эту роль. Но многие из них, наверное, не знали о том, что это — самостоятель­ ная работа актрисы... — Мне нравится творчество В, Распутина, а роль старухи Анны, чья жизнь наполнена высоким нравственным звуча­ нием, особенно интересна в этом спектакле. Такие женщи­ ны, как она, всегда были мне близки, я часто встречалась с ними в жизни. Это люди с непростой судьбой, мудрые от природы, добрые, чистые сердцем. На таких, я думаю, все на земле и держится. Они олицетворяют правду и красоту человеческих отношений. Д ля меня эта работа как бы итоговая в той галерее образов наших современниц, которые я, как актриса, старалась в ме­ ру своих сил воплотить на сце­ не. А судить о ней зрителям... — Ж елаем, Нина Петровна, чтобы они еще чаще встреча­ лись с Вами на сцене. Новых творческих успехов Вам! Л . ДУБИНА. 19 молодежных общежитий приняли участие в смотре- конкурсе коллективов художе­ ственной самодеятельности, организованном профсоюзны­ ми, комсомольскими организа­ циями и объединенным управ­ лением быта и жилищно-ком­ мунального хозяй ства Главля- пецкетроя. Смотр показал, что в боль­ шинстве общежитий заботливо растят самодеятельные талан­ ты. Успешно выступили вокаль­ но-инструментальные ансамбли общежитий «Ритмы земли» треста «Лнпецкстройтранс» (Космонавтов, 82/1), треста «Липецкметаллургстрой» (Га­ гарина, 131), агитбригада треста «Промстрой» (Космо­ навтов, 90). Среди солистов жюри единодушно отметило выступление молодых строи­ телей Н. Полукаровой, С. Ге­ расимова, Т. Луневой, Л . Дмит- риченко, чтецов — Е. Арте­ менко, Л . Щербатых и других. Смотр-конкурс, прошедший при активном участии и помо­ щи комсомольских организаций строительных организаций, явился хорошим стимулом в развитии художественной са­ модеятельности, организации свободного времени молодых рабочих, АНСАМБЛЬ ЕДЕТ ВФРГ Народный ансамбль песни и пляски областного управления профтехобразования уже много раз показывал свое мастерство за рубежом нашей Родины. И вот ему предстоит еще одна интересная поездка. В соответ­ ствии с планом зарубежных поездок учащихся и работни­ ков учебных заведений проф­ техобразования Госкомитета РСФСР коллектив ансамбля едет в Федеративную Респуб­ лику Германии, где даст де­ сятки концертов перед трудя, щимнея городов Гамбург, Дюссельдорф й других. ЗАСЕДАЕТ ДИСНОКЛУБ Вот уже несколько месяцев в общежитии треста «Ж и л. строй» по улице Гагари ­ на 173/4 работает дискотека, руководит которой председа­ тель бытового совета, рабочий И. Гуляев. Молодые рабочие сами оформили помещение, где разместилась дискотека, сами организуют здесь интересные вечера, которые привлекают много молодежи. Уже состоя­ лись вечера, посвященные творчеству советских певцов Софии Ротару, Аллы Пугаче­ вой, вокально-инструменталь­ ного ансамбля «Песняры». Очередное заседание диско­ клуба, состоявшееся недавно, познакомило слушателей с творчеством советского компо­ зитора Д . Тухманова, — Нина Петровна, мы зн а­ ем, как много сил и энергии отдаете Вы общественной, а также шефской работе и сей­ час. — Оказание шефской твор- На снимке: актриса Липец­ кого областного драмтеатра Н. П. Иванова в спектакле В. Катаева «Д ень отдыха» в роли Зои Валентиновны Д уд ­ киной. ТВОРЧЕСТВА Х РОН И КА КУ Л ЬТ У РН О Й Ж И ЗН И АРТИСТЫ— МОЛОДЫЕ СТРОИТЕЛИ Гость воск ресной страни цы I О фи циальное название занимаемой им должности длинное: начальник группы оперативного управлен ия строительством комплекса цеха холодной прокатки углеродистой стали НЛМЗ. В строительном о биходе название укорочено: на­ чальник комплекса. А го­ воря проще — начальник стройки. Он возглавлял комплекс и на шестой доменной пе­ чи. За большой вклад в досрочное завершение I строительства Анатолий Иванович Губанов награж ­ ден орденом «Знак Поче­ та». Я С ВАШИМ опре­ делением — н а­ чальник стройки — все-такн не согласен. Руково­ дил сооружением домны Ва­ лентин Владимирович Артемов — начальник нашего главка. А мы, сотрудники комплекса, бы­ ли чем-то вроде штаба при ко­ мандующем армией. — Но, Анатолий Иванович, нельзя забывать, что главк одновременно ведет десятки объектов. А на домне все нити управления сходились все же в вашем кабинете... — Верно. Вот мы и занима­ лись тем, что все эти нити рас­ путывали и связывали концы с концами, чтобы не нарушалась последовательность решаемых задач, чтобы смежники, рабо­ тая плечом к плечу, не меша­ ли, однако, друг другу. Мы го­ товили предложения, находили оптимальные варианты. Но окончательное решение, имею­ щее административную силу, все-таки принимал начальник главка, . . ___ - . _ Э ТО И ЕСТЬ НАСТОЯЩАЯ ЖИЗ НЬ Бе седа с начальником комплекса ЦХП А, И. Губановы м — И все же... — Ну, хорошо, пусть будет по-вашему: начальник строй­ ки. Дело-то ведь не в н азва­ нии должности,.. — „.А в том, что и как де­ лает человек, занимающий эту должность, верно? — Не только верно, но счи­ таю это самым главным, самым важным в человеке. Честный работник — честен во всем, ловкач на' работе будет лов­ чить и дома, и в отношениях с друзьями. — Мне не приходилось ви­ деть вас на стройке разд ра­ женным, даже в самые напря­ женные, критические дни и ча­ сы. Эта сдержанность воспи­ тания или, как говорят, от природы? — Ну, во-первых, вам, ве­ роятно, просто не довелось видеть меня в те минуты, ког­ да трудно бывает удержаться от резких выражений. Чтобы на стройке всегда оставаться невозмутимым, надо иметь железные нервы. А у меня они — самые обычные, как и у всех людей. А во-вторых, что значит «воспитанная сдержан ­ ность»? Я ведь специально к этой должности не готовился. Честно признаюсь, ведь и строителем я стал случайно. Просто строительный техникум был рядом с домом, где я жил. А теперь стройка — это для меня •— почти все. — Почти? — Конечно. У меня ведь и семья есть, и другие интересы, кроме работы. — А много вам стройка ос­ тавляет свободного, личного времени? — Мало. Д а вот взять хотя бы прошлый год. Сдавали, как вы знаете, шестую домну. Так, вот, за год раза два-три уд а­ лось сходить с женой в кино, один раз выбрался за грибами до работы, а в восемь утра был уже на площадке... — Есть такой афоризм: од­ ни живут, чтобы работать, а другие работают, чтобы жить. К какой категории вы себя от­ несете? — Игра слов... Все зависит от того, что понимать под- словом «жи зн ь». Если человек на работе только время отбы­ вает, а «по-настоящему жи вет» только дома — среди друзей, книг, грамзаписей, то он за свою жизнь проживет только половину нормальной челове­ ческой жизни. По-моему, чело­ век должен активно жить по­ стоянно. Его все должно инте­ ресовать, волновать, удивлять. Говоря о жизни, я не делю это понятие на «производственную жизн ь», «общественную жизнь», «личную жизнь». Все сложно, вое переплелось — и этим-то и интересно. — А вы, оказывается, фило­ соф... — Должность обязывает. Го­ ворят, что философия — нау­ ка наук, от неё «отпочкова­ лись» все прикладные науки. А должность, которую я зани­ маю, наоборот, — заставляет вбирать в себя знания по мно­ гим отраслям. Вчера строили домну — я должен был изу­ чить доменное производство, сегодня строим ЦХП — зн а­ комлюсь с прокатным произ­ водством, Я уж не говору о том, что кроме чисто строи­ тельных работ надо зн ать и о монтаже механического обо­ рудования, электротехниче­ ского, вентиляционных систем, сантехники. З а день мне при­ ходится разговари вать с десят­ ками людей самых различных строительных и монтажных профилей. И в каждом разго­ воре требуется компетент­ ность... — Приходится много читать? — Ед ва успеваю просмат­ ривать реферативные журналы, чтобы быть в курсе. На солид­ ную специальную литературу, к сожалению, времени нет. Ведь мой рабочий день иногда за­ канчивается поздно. — Как, кстати, жен а отно­ сится к такому режиму рабо­ ты? — С пониманием. Она тоже инженер-строитель. Мы вместе в техникуме учились, потом вместе на занятия в вечерний институт ходили... — А дети? Они как к вашей профессии относятся? — Н аташка — она в чет­ вертый класс ходит — четкой позиции, как вы понимаете, еще не имеет. А вот Евгений — десятиклассник — прямо го­ ворит: буду строителем! — Ваше влияние! — Ни в коем случае! Я ему говорю: «Иди ты, Ж енька, в торговлю». «Нет, — говорит, — хочу, как ты, строить». Правда, я его на все свои стройки брал, показывал. Но — никакого давления... — Вот вы выразили сож а­ ление, что нет времени на специальную литературу. А на художественную? — Тоже нет. Читать люблю, н о читаю только в отпуске... — Помните, вы сказали об увлечениях? — Рыбалка! Но в прошлом году удалось порыбачить всего два раза. — Мне кажется, что вы, строители, все-таки какие-то одержимые люди. Сама дина­ мика стройки на вас, что ли, влияет? Каждый день не похож на вчеращний, каждый день — стройка уже другая. По- моему, вам скучно бы стало в цехе, где все станки стоят на месте — и вчера стояли так, и сегодня, и завтр а будут стоять... <— Ошибочное мнение. Везде мы делаем одно дело: выдаем продукцию. В цехе станки стоят, а продукция находится в движении, а у нас на пло­ щадке — стройматериалы привозятся, а объект — наша продукция — стоит на месте. Стало быть, если говорить об интересе в работе, то он мо­ жет быть одинаков в любом случае. Еще раз повторяю: все зависит от человека, от его жизненной позиции. — Вы помните фильм «Ком­ мунист»? — Помню... — А главного героя? — А как же! Ведь его фа­ милия тоже Губанов. — И фильм тоже о стройке. Об одной йз первых строек нашей молодой Советской рес­ публики, Как вы думаете, ко­ му было труднее — тому Гу­ банову или вам? —Я тогда не жил, но думаю, что моему однофамильцу было неизмеримо труднее. Он начи­ нал — и этим все сказано. Мы продолжаем... Беседу вел Б. СЕМЕНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz