Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

О б л а с т н о й с л е т м о л о д ы х у ч и т е л е и Ф О Р Ш И СШГО ШО П ЕН .'V: ' ✓ “V В конце прошлого года на Новолипецком ордена Ленина металлургическом заводе н а одном из корпусов появилась надпись: «Учебный цех завод а». Д ва дня в неделю учебный цех завод а заполняют учащиеся базовых школ. Они получают теоретические знания и практи­ ческие навыки электросварщика, станочника, электрослесаря, слесаря по ремонту оборудования. На снимке: инструктор производственного обучения Алек­ сандра Максимовна Войнова ведет занятия. Фото Ю. Ардашева. О Б Р А Щ Е Н И Е К О ВС ЕМ м о ло ды х У Ч И Т Е Л Я М У Ч И Т Е Л Е Й О Б Л А С Т И Дорог ие товарищи! Мы, участники областного слета молодых учителей, прино­ сим безграничную благодарность нашей родной Коммуни­ стической партии, ее Центральному Комитету, Советскому правительству за ленинскую заботу о подрастающем поколе­ нии, советской школе, учителях и вожатых. Наш слет проходит в Международный год ребенка. «Все лучшее — детям!»— этот девиз стал законом жизни совет­ ского общества. Наглядное свидетельство тому — постанов­ ления партии и правительства о школе, которые на основе глубокого научного анализа дают ясную и широкую програм­ му деятельности народного образования на современном этапе развития общества. Основной целью ' общеобразова­ тельной школы является последовательное претворение в жизнь решений XXV съезда КПСС и положений новой Кон­ ституции СССР о развитии всеобщего обязательного средне­ го образования, дальнейшее совершенствование учебно-вос­ питательного процесса с тем, чтобы обеспечить подготовку всесторонне развитых строителей коммунистического обще­ ства. Решение этих задач Требует от каждого из нас высоко­ го мастерства, идейно-политической зрелости, сознания ог­ ромной ответственности за формирование коммунистической граж данственности, активной нравственной позиции у тех, кто завтра придет на смену старшему поколению. Особое значение в комплексном воспитании подрастающе­ го поколения имеет приобщение школьников к труду, умелая профессиональная ориентация. Важнейшим резервом повы­ шения эффективности воспитательной работы является укреп­ ление связей и делового сотрудничества школы с промыш­ ленными предприятиями, колхозами, совхозами. Мы увере­ ны, что число наших друзей и наставников ребят будет расти с каждым днем. Одной из важнейших задач учителей остается дальнейшее повышение эффективности урока, совершенствование методов обучения и воспитания. Мы будем еще активнее воспитывать у школьников люборь к знаниям, стремление порадовать Родину отличной учебой, общественно полезными делами, быть готовыми к труду и обороне СССР. Приложим усилия к тому, чтобы школьные комсомольские и пионерские организации и дальше были хо­ рошими помощниками в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании учащихся. Многие из нас трудятся сегодня в сельских школах. Сель­ ский учитель — это почетная, прекрасная миссия проводника культуры, человека, который способен оказать большое влияние на завтрашний день села. Мы приложим все усилия, чтобы достойно продолжить традиции наших старших това­ рищей — педагогов и внести вклад в дальнейшее становление советской деревни. Мы будем настойчиво учиться, глубоко изучать марксист­ ско-ленинскую теорию, советскую педагогическую науку и передовой опыт, овладевать ленинским стилем работы, что­ бы еще активнее проводить в жизнь политику партии в деле коммунистического воспитания юной смены. Мы, участники слета, уверены, что учителя, классные руко­ водители, работники внешкольных учреждений, вместе с об­ щественными организациями будут добиваться повышения воспитательного воздействия внешкольных занятий, расшире­ ния сети кружков и других общественных объединений школьников, создания благоприятных условий для развития инициативы и творческих способностей учащихся. Мы заверяем родную Коммунистическую партию, ленин­ ский Центральный Комитет КПСС в том, что отдадим все си­ лы, знания и энергию работе по коммунистическому воспи­ танию подрастающеУо поколения, делу великой партии Лени­ на. (Обращение принято на областном слете молодых учителей). ВСЕ Н АЧИ Н АЕТСЯ СО ШКОЛЬНОГО ЗВОНКА в зал такие С КИНОЭКРАНА поплыли кадры, знакомые всем участни­ кам слета: бегут по дороге, об­ гоняя друг друга, весело раз­ махивая портфелями, мальчиш­ ки и девчонки, торопятся в шко­ лу. Звенит заливисто звонок, и вот они уже за партами. Ну, конечно, это первоклашки. Им еще так трудно настроиться на серьезный ритм урока: один озорничает, другая, розовоще­ кая девчушка, о чем-то увле­ ченно шепчет подружке, а этот крепыш задумчиво смотрит в окно, совсем не слыша голоса молодой учительницы.' Ох, как непросто ей с малышами! Ей, первой открывающей перед ни­ ми мир страны знаний... Уроки, перемены, и опять урони, уроки... Это обычные дни учительской жизни. В бур­ ной круговерти школьных дел ему, педагогу, всегда надо быть победителем. Ведь вся его работа— это борьба за подрастающего человека. Че­ ловека, у которого он воспи­ тывает устремленность к вы­ соким общественным идеалам, идейную убежденность, твор­ ческое отношение к труду. А вот еще кадры: сосредото­ ченные, одухотворенные мыс­ лью, увлеченные разговором лица юношей и девушек. Школьные парты уже теснова­ ты для них, повзрослевших. Такими они уходят из родной школы в большую жизнь... Сколько кропотливого труда вложено учителем в эти годы, разделяющие первый и послед­ ний порог школы. Труда, но и светлой радости. Если есть настоящее счастье, Это только работа моя,— эти слова Из песни о профес­ сии учителя, прозвучавшие на вечере «О т всей души», дума­ ется, лучше всего выразили его общий приподнятый настрой. Ведущие вечера — редактор областного радиокомитета Е. И. Фатеева и доцент Липец­ кого педагогического институ­ та С. А. Шмаков построили его в форме как бы своеобразных «уроков». Уроков, посвящен­ ных на этот раз одной теме— полно, ярко, интересно, увле­ кательно рассказать о творче­ стве учительской профессии. УРОК ж и зни На сцене — обычная обста­ новка класса: парты в ряд, школьная доска. Но, пожалуй, любой из сидящих в зале с р а­ достью и гордостью согласил­ ся бы вести урок в таком клас­ се, с такими учениками. На праздничных костюмах ендя- шА'ть.за партами — высшие на- гр;^-Ч^°одины. Лучшие из луч- Ших'АЯЙ*цей области, представи­ тели разных профессий, стали почетными гостями слета мо­ лодых учителей. Среди них Ге­ рои Советского Союза — пол­ ковник в отставке А. С. Кириллов, полковник з а ­ паса, старший инспектор отдела кадров СУ-2 треста «Ж илстрой» И. Ф. Ко- ванев, Герои Социалистиче­ ского Труда — металлург, ма­ шинист дистрибутора ККЦ-2 НЛМЗ А. С. Гагарин, агроном колхоза имени Крупской Доб- ровского района М. В. Тарнаки- на, свекловичница, звеньевая колхоза имени Ильича Добрин- ского району Е. С. Верзилина, механизатор областной опытной станции В. А. Шамшеев, звень­ евая колхоза имени Нестерова Добринского района А. Н. Лу- гтенко, начальник молочното­ варного комплекса совхоза «Колыбельский» В. М. Воро- ежцев, врач облзстной сани-г зрно - эпи деми ол оги ч еской станции Л . В. Геталло. А повела этот необычный урок на сцене -— Герой Со­ циалистического Труда, учи­ тельница биологии Верхне-Ко- лыбельокой средней школы Хлевенского района, заслужен ­ ная учительница школы РСФСР Нина Алексеевна Неронова. «Уроком жизни» образно можно было н азвать его. По­ тому что те слова, ответы, ко­ торые давали «ученики» на сцене на вопросы—о роли учи­ теля в их судьбе, о высоком назначении педагога в воспита­ нии подрастающего поколения, шли от всего сердца людей, прошедших большую жизнен­ ную школу, школу труда, при­ ведшего их к «звездному, часу», Все, чего достигли они сегодня, началось еще там, в детстве, в родной школе, на уроках лю­ бимых учителей. Любовь к природе, родному краю, земле призили ныне и з­ вестному агроному М. В. Тар- накиной ее первые наставники сельской школы. — Для меня в жизни самые большие ценности это — род­ ной дом, родное село, мои учи­ теля,— сказала свекловичница колхоза имени Ильича Е. С. Верзилина.— Всегда с благо­ дарностью вспоминаю слова своей первой учительницы А. Н. Удаковой: «Н е забывай те, ре­ бята, что в буханку хлеба вло­ жен труд многих людей на зем­ ле». Учителям обязаны эти люди, ставшие правофланговыми каждый в своем деле, самому главному — пониманию важ- , ности .труда на земле, красоты труда, возвышающего челове­ ка, одухотворяющего жизнь. Все начинается со школы: и осознание себя гражданином, патриотом своей Родины, и вы­ бор профессии, и . ощущение собственной причастности к об­ ществу, ответственности перед ним. Об этом говорили и ме­ таллург А. С. Гагарин, и врач Л. В. Геталло, и полковник в отставке, с честыо прошагав­ ший трудные дороги войны, А. С. Кириллов. Все они нашли В своей душе слова, которые можно обобщить так: «Все­ му хорошему во мне я обязан учителю». Каким же неустанно вдохно­ венным должен быть этот труд! И где черпать те силы, что вдохновляют учителя на его тернистом пути? Об этом и сказала очень образно, подво­ дя итог «урока жизни», Н. А. Неронова, пожелаз молодым участникам слета: — Я часто задаю своим ре­ бятам вопрос: «Любите ли вы цветы?». Слышу в ответ д руж ­ ное: «Д а!» «А в чем вы ражает­ ся эта любовь?» Одни говорят: «Любим смотреть на них». Другие хотят рвать их. А тре­ тьи — выращи вать цветы сво­ ими руками. Работай те так, чтобы ваши питомцы хотели всегда третьего — ргсгнть цве­ ты! ОТ ПОРОГА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ «Есть люди, похожие на родники. Это вы, мои учителя! Вы стали для меня примером интеллигентности в самом луч­ шем и высоком значении этого слова. Ибо трудились всегда творчески, на взлете душевных сил. Всей своей жизнью вы убедили пас в том, что самое радостное — как можно боль­ ше отдавать людям. И желая сохранить в своей душе ваш яркий свет, я пошла по ваше­ му пути». Так написала в своем днев­ нике молодая учительница Га­ лина Варламова. Окончив шко­ лу в селе Талицчнй Чамлык Добринского района, она По­ ступила в Липецкий пединсти­ тут. А когда получила диплом, попросила, чтобы ее направили в родное село, в родную школу. Уже полтора года бна препо­ дает литературу, каждое утро входит в класс, где когда-то сидела за партой сама. Добрая, творческая атмосфе­ ра царит ,в этой маленькой школе, которая, по выражению Героя Социалистического Тру­ да А. Н. Лупенко, тоже окон­ чившей ее в свое время, стала центром духовной жизни всего села. Не случайно ребята в со­ чинениях на тему «Кем- ты мечтаешь стать?» пишут, мо­ жет быть, неожиданно, но от души: «Марией Михайловной Пищулиной». М. М. Пищулииа, учительни­ ца литературы, тоже выпуск­ ница этой же школы, труди т­ ся в ней уже около сорока лет. Ребята хотят быть похожими на таких педагогов, как ны­ нешний директор школы Н. И. Красников, организатор вне­ классной работы В. И. Маты- цина, завуч Н. Т- Тишанинова... 23 учителя из 35, которые трудятся сейчас в Талпцкой средней школе,— ее бывшие выпускники. А всего за послед­ ние двадцать лет около 150 выпускников избрали профес­ сию педагога, 60 из них рабо­ тают в районе. Сельская школа многое де­ лает для того, чтобы растить трудолюбивую смену. У нее хо­ рошие, крепкие связи с колхо­ зом имени Нестерова, о чем рассказал секретарь парткома хозяй ства И. Н. Черников, то­ же, кстати, учившийся в род­ ном селе. Выпускники школы пополняют рабочий коллектив хозяйства, трудятся на ферме механизаторами, полеводами, чсвекловодами. Для учителей Талицкой школы организаторы вечера подготовили приятный сюр­ приз, пригласив выступить в их честь необычный хор — учи­ тельский из г. Ельца. Этот кол­ лектив вскоре будет отмечать юбилей — четверть века со дня образования. В нем поют и ве­ тераны-просвещенцы, и моло­ дые педагоги. Лирично, про­ никновенно исполнил хор пес­ ни о Ленине, композитора А. Новикова «Дороги». А затем участники коллектива препод­ несли талицким учителям еще одни подарок чайный сервиз. Своеобразный подарок полу­ чили и участники учительского хора. Поздравил коллектив с юбилеем, художественный ру­ ководитель Русского народно­ го хора новолипецких метал­ лургов, композитор, заслужен ­ ный артист РСФСР А. Г1. Ми- стюков преподнес им пластин­ ку с записью концерта хора. ДИНАСТИИ ПЕДАГОГОВ Говорят, что по-особому счастливы те родители, чьи дети наследуют от них не толь­ ко фамилию или черты харак­ тера, но и дело жизни. К таки м относится и семья Николая З а ­ харовича Анохина, директора ГПТУ № 22, и Ольги Ивановны Анохиной, учительницы мате­ матики средней школы № 1 г. Данкова. Три сына пошли но их стопам, избрав профессию, педагога. Геннадий — мастер ГПТУ № 28 г. Липецка, Нико­ лай — учитель истории ГПТУ № 22. А третий—Валерий, кан­ дидат химических наук, рабо­ тает преподавателем в Ленин­ градском университете. Когда ведущие предоставили слово главе второй учительской династии Николаю Ивановичу Рыкову, директору Слободской восьмилетней школы Лебедян­ ского района, то в зале пробе­ жал шумок — это участники слета подсчитывали общий пе­ дагогический стаж семьи.' А. он, ни много ни мало, составил около 170 лет. Дело в том, что Николай Иванович унаследо­ вал профессию от своего отца Ивана. Ксенофонтэвича. А он один проработал в школе свы­ ше полувека. Дети Н. И. Ры­ кова — Вячеслав, Николай, Се­ рафима тоже учительствуют. В разных уголках нашей об­ ласти есть такие семьи, где главным делом жизни стало учительское. В Усманн это ди­ настия Нижегородэвых, в Ель­ це — Лопухиных (эта семья, где все — физики, тоже стала почетным гостем слета), в Тер- бунах — Богатыревых, Купае- вых, в Задонске — Севостьяно- вых, в Чаплыгине — Урвачевых и Михайловых. Обо всех них тепло и сер­ дечно отозвался заведующий облоно В. П. Шаталов, ’поже- лав, чтобы не угасала и впредь эта традиция, чтобы множи­ лись ряды учительских дина­ стий. Он преподнес семьям по­ дарки — книги. ПАМЯТЬ СЕРДЦА А следующий «урок» слета был посвящен рассказу о му­ жестве учителя. Да, люди самой мирной про­ фессии на земле, педагоги, в трудные годы Великой Отече­ ственной войны, как и тысячи советских людей, были на пе­ реднем крае, служили приме­ ром стойкости духа для дру­ гих. Они, учителя, воспитатели душ, не могли иначе. Когда на сцену поднялись учитель истории средней шко­ лы № 55 г. Липецка, заслужен­ ный учитель школы РСФСР, кавалер ордена Октябрьской Революции А. Н. Пивоваров, учительницы Гатищенской средней школы Воловского района А. Н. Пикалова и 3. Г. Некрасова, зал дружно заапло­ дировал. Их имена знают мно­ гие. Студентом - добровольцам ушел в Красную Армию А. Н. Пивоваров. Защищал Ленин­ град, сражался в партизанской бригаде. После тяжелого ране­ ния вернулся домой, окончил пединститут и стал учителем. Прекрасным учителем, чье ма­ стерство стало школой для многих молодых педагогов. 3. Г. Некрасова и А. Н. Пи- калова и выросли в селе Гати- ще, и всю жизнь живут и учи­ тельствуют здесь. Летом у до­ ма Зинаиды Георгиевны зац ве­ тают георгины: гемно красные, розовые, белые, желто-лимон­ ные. Они носят красивые на­ звания: «Кавалер золотой звезды», «Триумф», «Голубь мира». Цветы — в память о людях, которые прошли с ней рядом по дорогам войны. 3. Г. Некрасова и А. Н. Пи- калова в годы войны были разведчицами, подпольщица­ ми. Под видом беженок в тылу у фашистов они собирали нуж­ ные сведения. Однажды они были задержаны офицером ге­ стапо в Ровеньках Ворошнлов- градской области. Там, в каме­ ре тюрьмы, А- Н. Пнкалова встретилась с Любой Шевцо­ вой. Кадры из фильма «Молодая гвардия», рассказ бывшей раз­ ведчицы о стойкости Любы Шевцовой взволновали участ­ ников слета. И в глубокой тишине зала проникновенно прозвучали сло­ ва, простые и тоже полные му­ жества, веры в жизнь, строки из письма участникам слета матери Олега Кошевого — Елены Николаевны: «Д орогая молодежь!.. Пом­ ните, что без учителя не было бы ничего возвышенного на земле. Свято храпите память о тех, кто отдал- жизнь за то, чтобы весны приходили, чтобы молодость цвела под мирным небом. Прививайте детям лю­ бовь к Родине, партии!». «НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ» Вы из племени самых Щедрых Тех, кто временем не дорожит, Кто всем замкнутым скептикам—недруг, Тех, чей дом для любого открыт. Эти проникновенные строки сыновней благодарности про­ звучали на слете в адрес шести уже немолодых людей, что не­ торопливо поднялись на сцену из зала. Шесть ветеранов педа­ гогического труда, составляю­ щих гордость нашей области: М. Д. Кочерина, А. А. Смета­ нин, А. М. Шаталова, А. А. Козлова, 3. А. Порядин, П. С. Плохих. ^ Короткий фрагмент докумен­ тального фильма. И мы стали участниками одного из уроков заслуженной учительницы шко­ лы РСФСР , кавалера ордена Ленина Марии Дмитриевны Ко- чериной, имя которой известно далеко за пределами области. Мы увидели вдохновенное ли­ цо ее ученицы, читающей стро­ ки любимого произведения, прониклись высокой взволно­ ванностью урока, его трепет­ ной атмосферой взаимного уважения, доверительности. Такой урок — как общий твор­ ческий порыв педагога и его воспитанников. А это признак большого мастерства. ...В трудном двадцатом году демобилизовался с фронта ра­ неный красноармеец. На голо­ ве повязка, за плечами веще­ вой мешок. Хотел продолжить учебу на медицинском факуль­ тете, да занятия в вузе были прерваны в связи с войной. И пошел солдат в родные места. Встретилась ему учительница из родной деревни, поделилась грустно: школа заброшена, за ­ нятий нет. Вскипело в солдат­ ском сердце: еще в восемнад­ цатом году, рабогая в комите­ те бедноты, он сам с великим трудом открывал эту школу — и все напрасно? С таким вопросом подступил он к заведующему Усманским уездным отделом народного об­ разования В. О. Харькину. А тот ему также горячо: — Работать некому. Ты вот, что приехал? Езжай туда и ра­ ботай. — Что ж, поеду! Так — с заведования Гра- чевской школой—начиналась пе­ дагогическая деятельность З а­ хара Арсентьевича Порядина. С решительностью бойца, ком­ муниста взялся он за трудное, неизведанное дело. По-солдат­ ски горячо участвовал в гл ав­ ном сражении молодой Страны Советов — в борьбе с безгра­ мотностью. Захару Арсентье­ вичу посчастливилось дважды встречаться с Н. К. Крупской. И свет этих встреч с выдающим­ ся человеком, педагогом, пар­ тийцем освещал всю его жизнь, помогал в трудные минуты. Подвижничество — то каче­ ство, которое всегда отличало советских учителей. Это свой­ ство' остается в человеке, даже если и пенсия подоспела, при­ шло время отдохнуть. Павел Сергеевич Плохих — пенсионер с десятилетним ста­ жем, а сидеть сложа руки так и не научился. Гордость Л е­ вобережья Липецка — музей истории средней школы № 38 — создан по его инициативе, при его активном участии. Богатую личность может вос­ питать только богатая личность. К такой мысли еще раз прихо­ дишь, когда близко знако­ мишься с Аллой Матвеевной Шаталовой, с ее учениками. Дочь известного скульптора- самоучки Матвея Шаталова, бывшего молотобойца, батрака и поэта, первого председателя Липецкого уисполкома, она сохранила беззаветный энтузи­ азм отца, его революционную вдохновенность. Сама Алла Матвеевна тепло говорила о своей работе, о воспитанниках. А на шутливый вопрос, в чем же секрет долго­ летия учителя, ответила: — В оптимизме!.. Да, по-прежнему молоды наши дорогие ветераны, полны сил, задумок, творческих уст- оемлений. Их оптимизм, энтузи­ азм помогают жить и работать многим людям, давно вышед­ шим в самостоятельную жизнь и прочно стоящим на ногах. Об этом говорил механизатор об­ ластной опытной станции Ге­ рой Социалистического Труда В. А. Шамшеев. НОВАЯ СМЕНА Следующий «Урок» был по­ священ молодым учителям, и шел он прямо из зрительного зал а, где сидели главные его участники. Те, кто сегодня ус­ пешно продолжает дело, на­ чатое старшим поколением. Другие, более трудные зад а­ чи стоят перед ними сегодня. Школа — живой организм, ее дыхание — дыхание времени. А время неумолимо требует при­ ближения школы к жизни. В свою очередь, возрастают тре­ бования к учителям. Не только дать понятие о той или иной науке, познакомить с сокрови­ щами культуры, но и постоян­ но учить тому великому, труд­ ному, радостному, что зовется жизнью. И тут не обойтись уже словами, нужен личный пример. Учить труду... Но как сде­ лать это, если ;ам не знаешь, каково это — вести трактор на вспашку зяби, ухажи вать за молодыми побегами, убирать хлеб. Так родилось в Тербун- ском районе смелое начинание, девизом которого стал горячий призыв: «Учитель — на трак­ тор!» А у истоков его стоят молодые учителя Висло-Полян- ской средней школы. Уже год изучают они сельскохозяйствен­ ную технику. Летом учителя сядут за штурвалы комбайнов. Важность дела, которое они начали, трудно переоценить. Здесь видно стремление, столь типичное для всей советской молодежи, быть там, где труд­ но, идти в йогу со страной. И, несомненно, энтузи азм молодых учителей благодарно отзовется в -.сердцах их воспитанников. Они пойдут по стопам своих школьных наставников, прине­ сут новую смену колхозам и совхозам, станут умелыми и ра­ чительными хозяевами на род­ ной земле. Ведущие познако­ мили нас с представителями Внсло-Полянской школы: Л. Ва­ силевской, Н. Разимковой, Л. Переселковой, В. Полуни­ ной, Г. Рябовой. Потом на сцену пригласили Надю Разинкозу и Валентина Якунина. Оказывается, они — молодожены. Родилась в селе еще одна семья — учительская. Участники слета пожелали мо­ лодым жить красиво и счаст­ ливо, пустить крепкие корни в землю родного села. I I АСТОЯЩИЛ УЧИТЕЛЬ I в — всегда общественник. Он не может не . быть умелым организатором, аги та­ тором, проводником в массы партийных идей. На сцене — лишь небольшая часть боль­ шой армии педагогов об­ ласти, для которых судь­ ба Отчизны стала личной судьбой. Народ неоднократно избирал их своими полпреда­ ми. Это М. П. Левушкина — директор Васильевской средней школы Воловского района, кавалер ордена Ленина, заслу­ женный учитель школы РСФСР , Т. В. Крамаренко— старшая вож атая Тербунской средней школы № 2 , М. Ф. Дмитриева—секретарь партор­ ганизации Боринской средней школы, заслуженный учитель школы РСФСР и другие. Про них можно сказать — это учи­ теля с большой буквы, достой­ но оправдывающие доверие народа, партии, Родины. О ду­ ховном родстве с такими учи­ телями говорил гость слета актер Московского театра име­ ни Ленинского комсомола, за ­ служенный артист РСФСР О. Янковский: — У нас много общего,— сказал он,— у театра и школы одна задача, важнее которой трудно лто-либо сыскать. Э т о - воспитание человека. Слет был в полном разгаре, когда прозвучала неожиданная просьба ведущего: ... — Уважаемые гости, пусть поднимут руки те, кто закон ­ чил или учится в Липецком педагогическом институте. А теперь попросим сделать то же самое выпускников и студентов Елецкого педагогического ин­ ститута. Питомцев обоих Бузов в зале оказалось очень много. Как дань уважения и признательно­ сти преподавателям прозву­ чали горячие аплодисменты участников слета. Е. Ф. Анто­ новой и Б. Н. Бабину, возглав­ ляющих сейчас коллективы Елецкого и Липецкого педаго­ гических институтов, были вру­ чены памятные медали слета. поднимутся на сцену,, и веду­ щий всех назовет красиво и емко — «Доброзольные рыцари детства». Чаще их называют просто шефами, наставниками. У них разные профессии, воз­ раст, образование. А объединя­ ет одно—взволнованная заин­ тересованность судьбой детей. По зову сердца приходят они в свободное от работы время в школы, чтобы отдать мальчиш­ кам и девчонкам псе, чем бо­ гаты сами,— свою мудрость доброту, силу. Разные бывают шефы. Одни, как почетные гости, председа­ тельствуют на собраниях, дру­ гие — откупаются, а третьи - третьи считают шефство пар­ тийным долгом. Директор заво­ да Ж БИ -2 В. В. Исаев рядом с ребятами и в классе, и на выпускном вечере, и в летнем лагере, и в длительном шлю­ почном походе. Это настоящий, добрый, умный друг ребят ли­ пецкой средней школы № 24. Много лет в Липецке суще­ ствует оперативный отряд име­ ни Дзержинского. Возглавляет его майор милиции К- В. Мар­ ков. Многие из его бывших воспитанников могут сказать о своем прошлом — был труд­ ным, беспризорничал. Теперь это уважаемые люди в городе, унаследовавшие от своего Кима чудесные человеческие качест­ ва- — С особым уважением,— говорит ведущий,— я хочу представить человека, которо­ го без преувеличения знают во многих городах страны. Борис Григорьевич Лесюк — дирек­ тор Елецкого детского парка, бессменный руководитель клу­ ба старшеклассников, кавалер ордена «Зн ак Почета». Лесюку отдельно можно бы­ ло бы посвятить большой слет. И для всех его воспитанников мест в зале явно бы не хвати ­ ло. Только на заводе «Эльта» работают 80 его бывших подо­ печных. Более 30 стали врач а­ ми, более 100 — инженерами. ...ДЬсять лет н азад во Д вор­ це культуры профсоюзов ро­ дился детский хореографиче­ ский ансамбль «Родничок»- Те­ перь этот коллектив хорошо знают и в нашей стране, и за ее пределами- Успех кол­ лектива во многом определен личностью его талантливого ру­ ководителя Г. П- Шелякиной. Добровольным рыцарям дет­ ства вручаются символические «золотые ключи» от детских сердец и «грамоты» призна­ тельности. Этим же подарком по праву награжден и один из пионерских комиссаров обла­ сти, доцент Липецкого педаго­ гического института Сталь Ана­ тольевич Шмаков. Говорят, на земле почти треть людей проживает жизнь, ни разу не увидев моря. Но .на слете приводилась и другая цифра: треть людей земного шара не имеет еще возможно­ сти учиться. В нашей стране учительство — самый массовый отряд со­ ветской интеллигенции. И мож­ но с полным правом сказать, что это «превосходная долж ­ ность», выше которой ничего нет под солнцем- Должность превосходная, но и беспокойная- И в этом огромное счастье лю­ дей, воспитывающих счастли­ вых детей самой счастливой страны. ДОБРОВОЛЬНЫЕ РЫЦАРИ ДЕТСТВА И вот пришло время послед­ него «Урока» слета- Последне­ го, но не менее важного, чем все предыдущие. Прежде чем его начать, ведущий бросил быстрый взгляд на группу лю­ дей, сидящих в третьем ряду зала. Борис Григорьевич Л е­ сюк, Ким Васильевич Маркой, Галина Павловна Шелякина, Валерий Васильевич Исаез, Валентина Фнличева, Анатолий Малютин, Юрий Владимирович Давыдов. Все на месте! Сидят рядом, пока не знакомы, еще не знают, как много их связывает. Через несколько минут они Репортаж с областного слета молодых учителей подготовили Л . ДУБИНА, Т. СПАССКАЯ. На снимке: сердечно привет­ ствовали участники слета мо­ лодых учителей своик старших наставников, ветеранов Вели­ кой Отечественной войны, чьи имена хорошо знают в области, — заслуженного учителя шко­ лы РСФСР, кавалера ордена Октябрьской Революции, учите­ ля истории средней школы № 55 г. Липецка А. Н- Пивова­ рова (второй слева), учитель­ ниц Гатищенской средней шко­ лы Воловского района А. Н. Пикалову и 3. Г. Некрасову. Фото В. Базылева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz