Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
8 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 апреля 1975 г., № 77 (15 374) »аиИ1МИВШИДИИШМИИМИИММ!МШИИИИММИММИЯЖШМНИИИИЯВДИИИИЯИМИИИИЯИИИЯМИИИЯИШЖЯМИМММШИ»1Н11И1 11I■11ШИЦ1ИЫИ«Д111 II,'Я11ИВИИИИИИИШНИШИШКМИЯИИИИЯИИИИИИИЯИИИИИИИМИИМИМИМЯИМИИИИИИИИИИИИИМИИИИИИИ****|||ИИИ1|ИШ1|||,|||и,|ииаМ| О б л а с т н о й с л е т м о л о д ы х у ч и т е л е й Как уж е сообщалось в «Ленинском знамени», в Ли пецке состоялся областной слет молодых учителей. С докладом «О мерах дальнейшего улучшения ра боты с молодыми учителями сельских школ в свете требо ваний XXV съезда КПСС» перед участниками слета высту пил первый секретарь обкома КПСС Г: П. Павлов. В ОБСТАНОВКЕ боль шого трудового и по литического подъ ема, • — отмстил Г. II. Павлов, — наша страна вступила в четвертый год десятой пятилетки. Три минувших года ее были насы щены выдающимися историче скими событиями в жизни со ветского народа. Важным эта пом величественных перспек тив поступательного движения Родины по пути к коммунизму явился шестидесятилетиий юбилей Советской власти. Принята новая Конституция СССР. Как большой всенарод ный праздник прошли в нашей стране выборы в Верховный Совет СССР. Выборы еще раз продемон стрировали всему миру, что сердца миллионов советских людей, их помыслы и сверше ния слиты с родной партией, которая неотделима от народа и верно служит ему. Советские люди .единодушно одобряют и горячо поддерживают муд рую внутреннюю и внешнюю политику КПСС, многогран ную целеустремленную дея тельность ее ленинского Цент рального Комитета, Политбю ро ЦК КПСС во главе с това рищем Л . И. Брежневым. Преобразующая сила дея тельности Коммунистической партии и Советского государ ства наглядно прослеживается на развитии нашей области. Г. П. Павлов на конкретных примерах и цифрах показал, какие изменения произошли в промышленности, строительст ве, сельском хозяйстве и дру гих отраслях народного хо зяй ства области. Одним из ведущих предприятий индуст рии страны стал Новолипец кий металлургический завод, дающий сегодня более 9 мил лионов тонн чугуна, 9 миллио нов тонн стали, почти 7 мил лионов тонн проката. Значи тельно возросло капитальное строительство в области. Ве дется небывалая по своим масштабам работа по корен ной перестройке сельскохо зяйственного производства на основе специализации и кон центрации производства. На селе быстрыми темпами идет развитие промышленной техно логии производства продукции, растет техническая оснащен ность и энерговооруженность хозяйств, что коренным обра зом меняет характер, труда сельчан. Все эти изменения — резуль тат повседневных самоотвер женных усилий трудящихся области. Претворяя в жизнь решения XXV съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС, трудящиеся области до бились в минувшем году новых успехов во всех сферах произ водства. По праву гордятся сегодня липчане тем, что за достижение наивысших резуль татов во Всероссийском социа листическом соревновании за повышение эффективности производства и качества рабо ты, успешное выполнение пла на экономического и социаль ного развития в 1978 году н а ша область награждена пере ходящим Красным знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. Высокую оценку по лучил труд ряда производст венных коллективов. Четвер тый год пятилетки станет го дом ударного труда на всех участках производства. Все наши успехи в социаль но-экономическом развитии в конечном счете зави сят от кад ров. Время властно требует такого человека, который стал бы рачительным хозяином, об ладал развитым самосознани ем, обостренной гражданской совестью, которого отличали бы широкий кругозрр, способность мыслить по-государственному, отвечать за все происходящее в стране, поступать по-хозяй ски, соответственно своим убеждениям, велению совести. В подготовке таких новых кадров важн ая роль принадле жит школе, учителю, которые формируют лицо нашего наро да, народа-труженика и твор ца. В нашей области созданы необходимые условия для под готовки педагогических кад ров. Достаточно интенсивно в этих целях разви вается Ли пецкий педагогический инсти тут, прочно утверждается Елецкий пединститут. Большая работа проводится по укреп лению материально-техниче ской базы вузов. Увеличилось число специальностей, по ко торым готовят учителей. Заметно улучшился качест венный состав педагогических кадров в общеобразовательных школах и профтехучилищах. 85 процентов учителей области теперь имеют высшее образо вание. Особенно радует повы шение .общеобразовательного урозня учителей сельских школ, которое осущестзля'лось более быстрыми темпами, чем в городах. За последние годы заметно моложе стал состав педагогических кадров. На се ле сейчас каждый третий учи тель в возрасте до 30 лет. Созданы хорошие условия для плодотворной работы. З а двадцать последних лет в области построе но школ на 156 тысяч ученических мест. Это позво лило перевести 80 процентов школ, в том числе 92 процента сельских, на работу в одну смену. Значительно возросло число средних школ и, наобо рот, сократилось — мало комплектных, мелких. Партийными и советскими органами многое сделано по созданию нормальных жилищ но-бытовых условий для учи телей в сельской местности. Только за последние восемь лет для них построено более 1400 квартир. Успешнее дру гих эти вопросы решают Во- ловский, Добровский, Добрин- ский, Тербунский районы. Большая работа, проведен ная по созданию необходимых условий для обучения и воспи тания детей, привлечение к этому делу широкой общест венности, самоотверженный труд педагогических коллек тивов позволили нашей обла сти добиться удовлетворитель ных, стабильных показателей по основным направлениям развития народного образова ния. Свыше 99 процентов вы пускников 8-х классов продол жают образовани е в различных типах средних учебных завед е ний. Сокращается отсев уча щихся из школ, растут успе ваемость и качество знаний школьников. По итогам прош лого учебного года около 40 процентов учащихся показали хорошие и отличные знания. Липецкой области за успехи в развитии народного образо вания неоднократно присуж далось переходящее Красное зн амя Совета Министров РСФСР и БЦСПС. По итогам прошлого учебного года об ласть награждена Почетной грамотой Министерства про свещения РСФСР и республи канского Комитета профсоюза. Н А ЗАР Е СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В. И. Ленин н азвал учителей главной армией социалистического просвещения, призвал их свя зать свою деятельность с пар тией, с ее идеями. Этому заве ту советские учителя были и остаются верны. Народный учитель — гордость нашего общества, он снискал всеобщее уважение беззаветным служе нием делу народного просве щения, щедростью своего серд ца, благородными духовными качествами, любовью к детям. Партия высоко ценит идейную убежденность, самоотвержен ный труд учителя, его большой вклад в формирование нов эго человека. В нашей области много учи телей, чей труд всегда отли чается поиском, творческим подходом к организации учеб но-воспитательного процесса. Липецкими педагогами накоп лен богатый опыт совершенст вования урока, освоения всего нового, чего достигли наука и практика. Четверть века отда ла сельским детям Нина Алек сеевна Неронова, учительница биологии Верхне-Колыбель- ской средней школы Хлевен- ского района. Это прекрасный мастер-педагог, беззаветно влюбленный в свою нелегкую профессию, безгранично любя щий детей н школу. Много лет среди ее воспитанников нет второгодников, более 70 процентов ез учеников успе вают на «4» и «5». Ученическая производственная бригада школы заботами Нины Алексе евны и трудом ее учащихся превратилась в прекрасную опытно-семеноводческую стан цию колхоза «Росси я», где проводится увлекательная и полезная учебно-опытная ра бота. Деятельность бригады ежегодно отмечается област ными, республиканскими и союзными наградами. Но главной наградой для се бя Нина Алексеевна считает то, что сорок процентов ее вос питанников прочно закрепля ются на селе. Сейчас большин ство главных специалистов колхоза «Росси я» — выпускни ки местной школы, питомцы Н. А. Нероновой. Их много и среди передовиков, новато ров хозяйства. Большой и славный труд сельской учи тельницы достойно оценен пар тией и правительством — она удостоена высокого звания Героя Социалистического Тру- да. В трудовой книжке Марин Дмитриевны Забабуриной одна- едишетвенная запись: 12 авгу ста 1946 года принята на ра боту в Трубетчинскую сред нюю школу, 33 года в одном коллективе. Теперь она засл у женная учительница школы РСФСР , учитель-методист. Не одна тысяча ребят прошла че рез ее добрые руки. Она и ак тивная общественница: бес сменный руководитель мето дического объединения, на протяжении двадцати лет — депутат областного, районного, сельского Советов, лектор рай кома партии и общества «Зн а ние». Есть люди, которые выби рают дорогу в жизни одн аж ды и навсегда. В народе т а ких н азывают «цельная нату ра». К их числу и относится учительница Куликовской средней школы Усманского района Валентина Александ ровна Ломакина, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Весь жар своего сердца, энергию, профессиональное мастерстзо она отдает детям. Рука об руку с опытными педагогами в сельских школах области трудится талан тли вая молодежь. Это Л . С. Н азарова — учительница Кривополян- ской школы № 1 Чап- лыгинского района, Н. Н. Баран ова из Хлевенской сред ней школы, А. С. Епифанцев — директор Ратчинской средней школы Добровского района, мастера производственного обучения сельских профтех училищ В. Н. Пожидаев, В. М. Цыганов, А. Н. Бутов и мно гие другие. Дан ь особого уважения хо чется отдать педагогическим династиям, которыми богата наша область. Три с половиной десятка лет проработал дирек тором в Слободской школе Лебедянского района учитель Иван Ксенофонтович Рыков. Три его сына и дочь пошли но стопам отца. Хранит верность учительской профессии и третье поколение Рыковых. Большинство учителей, пре подавателей , мастеров произ водственного обучения — это люди высокого гражданского долга. Труд многих из них от мечен наградами Родины. 374 — присвоено почетное звание заслуженных учителей школы РСФСР , более 1600 человек награждены орденами и меда лями СССР, почти каждый четвертый педагог отмечен значком отличника просвеще ния или Почетной грамотой министерств просвещения СССР и РСФСР . Отличительной особенностью советского учителя является то, что он не замыкает свой труд в стенах школы. Педаго ги — активные политические бойцы партии. Они несут се правдивое слово в широкие массы трудящихся, выступают организаторами социалисти ческого соревнования в брига дах, на фермах, на полевых станах. Более семи тысяч пе дагогических работников села — лекторы, свыше 1000 — пропагандисты. Почти полови ну народных университетов в области возглавляют учителя. 585 учителей и преподавате лей с достоинством несут депу татские обязанности в обла стном, городских, районных, сельских и поселковых Советах народных депутатов. Приятно отметить, что в этой большой армии педагогов много моло дых. Таких, нааример, как комсомолец Сергей Шишкин. Третий год работает о » учи телем Княже-Байгорской сред ней школы Грязннского рай она. Несмотря на молодость, снискал уважение рабочих совхоза «Кубан ь», где его знают как политинформатора, энтузиаста художественной самодеятельности совхозного Дома культуры. Время требует в воспитании молодежи четких идейно-клас совых позиций каждого педа гога, повышения его знаний и мастерства, обобщения и рас пространения передового опы та коллективов и учителей, дисциплины и ответственности за выполнение стоящих перед школой задач. Чтобы быть всегда на высоте этих важных требований, педагог должен постоянно учиться, пополнять свои знания. Профессия учи теля больше, чем какая-либо другая, по сути своей творче ская. Ь г АЖ ДЬШ ПЕДАГОГ, . продолжал далее док- ^ ладчнк, должен воспи тывать в себе навыки постоян ного поиска, Постигать искус ство исследования и учить это му своих воспитанников. К со жалению, некоторые практиче ские, задачи многими школами и педагогическими коллектива ми нашей области решаются слабо.. Мы не можем мирить ся с тем, что значительная часть учащихся выбывает из школ и профтехучилищ, не по лучив среднего образования, допускает правонарушения. Это относится в первую оче редь к таким районам, как Данковский, Задонский, Л ебе дянский, Долгоруковский, Тер бунский, где убыль учащихся из 8—10 и даже 1 и 8-х клас сов значительно превышает средние показатели по обла сти. В работе по совершенство ванию обучения и воспитания учащихся, подготовки их к жизни и труду еще много не решенных проблем и серьезных недостатков, особенно на се ле. Отдельные педагогические коллективы работают в неудовлетворительных усло виях. Часть школ, детских садов размещается в ветхих, тесных зданиях, не имеет ин тернатов, столовых, спортив ных залов. Несмотря на это, строительство новых школьных помещений ведется плохо, с нарушением сроков ввода их в эксплуатацию. Паршиновская средняя школа Добринского района, например, размещает ся в трех малопригодных к работе зданиях, а ввод новой школы второй год срывается по вине работников облмеж- колхозстройобъединения. В пяти аварийных зданиях рас положена Колыбельская сред няя школа Чаплыгинского рай она. Но строительство нового помещения неоправданно затя гивается управлением «Ли- пецксельстрой». Школа строит ся почти три года и ввод ее не планируется д аж е в этом году. Пять лет строится и тре тий год планируется как пу сковая Пальна-Мнхайловскля средняя школа Становлянеко- го района. Нек оторые рай нсполкомы, сельские Советы, руководители хозяйств не проявляют заботы о создании нормальных жн- лищйо-бытовых условий для учителей. Не обеспечены квартирами еще около 600 сельских педагогов, преимуще ственно молодых. Например, в Грязинском районе прожи вают на частных квартирах 30 учителей,, в. ^ебедян ском 38. В Октябрьской средней школе Данковского района три молодых учителя не имеют квартир. А совхоз «Огарев- ский» квартир им не обещает, не обеспечивает льгот, преду смотренных директивными до кументами. Между тем, в этой школе не хватает учителей, и лишь 70 процентов педагогов имеют высшее образование. Отсутствие нормальных ус ловий труда и быта порождает высокую текучесть педагоги ческих кадров и отрицательно влияет на уровень обучения и воспитания детей. Из сель ских школ области ежегодно по этим причинам выбывает не Менее 200—250 педагогов, в основном молодежь. Особен но велика текучесть кадров в школах Воловского, Лебедян ского, Чаплыгинского районов. Немаловажное значение для закрепления педагогических кадров на селе имеет подго товка их из числа выпускников местных школ. Однако в ряде районов эта работа практиче ски не ведется. Данковский район, к примеру, сделал на новый учебный год запрос на 44 учителя, а заканчивают пединституты .области из это го района только три человека. В области почти не практи куется направление колхозных и совхозных стипендиатов в педагогические вузы. Очень важное значение имеет работа по закреплению молодежи на селе. Успех ее решения во многом зависит от школы, от учителя. Но многие педагоги продолжают ориентировать выпускникоз на институты и техникумы и слабо прививают им любовь к земле, к профессии хлебороба. Это серьезная недоработка школы. Не проявляют должной заин тересованности в том, чтобы закрепить молодых люден в сельскохозяйственном произ водстве и многие руководите ли хозяйств. Только равно душием к нуждам школ мож но объяснить, например, такие факты: в Данковском районе , только девять средних школ из 15 имеют тракторы, в Тер- бунском — в семи школах из 10 учащиеся изучают сельхоз машины по картинкам. Важную роль в профессио нальном и политическом росте молодого учителя играет его систематическое информиро вание о состоянии и перспек ти вах роста района, села, хо зяй ства. Поэтому должны стать нормой регулярные вы ступления перед молодыми пе дагогами руководителей хо зяйств, районов, квалифициро ванных лекторов, встречи с пе редовиками производства, экс курсии на лучшие фермы, в бригады и хозяйства, приоб щение молодых специалистов к тем делам, проблемам н пла нам, над которыми работают труженики колхозов и совхо зов. Б о л ь ш а я р о л ь в под готовке молодых учите лей к работе в школе и актизной политической жизни на селе принадлежит педаго гическим институтам. За по следние годы наши, вузы вы росли. В них сложились кол лективы высококвалифициро ванных научно-педагогических кадров, заметно совершенст вуется организация учебно- воспитательного процесса. Однако в решении многих воп росов они отстают от уровня современных требований. Главный недостаток — слабая связь с сельской школой. Д а вая молодежи достаточно вы сокие знания по предмету, ин ституты слабо осуществляют их методическую подготовку, плохо готовят к проведению воспитательной работы среди учащихся и политической — с населением. Выпускники недо статочно знают комсомольскую и пионерскую работу. В -вузах студентам плохо прививается любовь к профес сии, слабо воспитывается об щественно-политическая ак- тивность у будущих педаго гов. Поэтому многие выпускни ки отказываются от работы в сельских школах или скоро покидают их, проявляют пас сивность в организации вне классной работы с детьми. Областной и районные отде лы народного образования проводят с педагогическими кадрами большую работу. Но она не носит дифференцирован ного подхода к обучению и воспитанию учителей, прово дится без должной системы. Отделы народного образования нередко пускают на самотек профессиональный рост моло дых учителей, проявляют не обоснованную робость в вы движении талантливых педаго гов из числа молодежи на ру ководящую работу. Нередко наставничество в педагогиче ских коллективах носит фор мальный характер. Н езаслу женно преданы забвению шко лы передового педагогического опыта. Вопросы работы школы, учителя должны находиться под неослабным контролем партийных и советских орга нов. Нельзя мириться с фак тами неправильного отношения к строительству школ и других детских учреждений, необхо димо проявлять постоянную заботу о жилищно-бытовом устройстве педагогических кадров, об их политическом и культурном росте. Безмерны любовь и внимание Коммунистической партии, Со ветского правительства, наше го народа к самому большому В зале заседания. Фото В. Базылева. достоянию страны — детям. 1979 год — Международный год ребенка. Призидиум Вер ховного Совета СССР принял постановление о проведении года ребен ка в стране. Партийным, совет ским, хозяйственным, проф союзным и комсомольским организациям предложено зн а чительно повысить внимание к вопросам охраны материнства и детства, здоровья дегей, улучшения их образования, воспитания и гармонического развития. Партия, государство, народ, говорит в заключение Г, П. Павлов, доверяют учителям формирование подрастающего поколения, свою надежду, свое будущее. Этэ великое доверие, надо оправдать с честью творческим, вдохновенным тру дом. * * * Выступив в прениях по док ладу, участники слета говори ли о проблемах, стоящих се годня перед школой. Секретарь комсомольской организации Крутч-Байгорской средней школы Усманского района В. П. Помыкин рассказал об условиях труда и быта в своем коллективе, остановился на отдельных недостатках, меша ющих творческому росту моло дого учителя. Директор Лев- Толстовского Дома пионеров Л . М. Суворова поделилась опытом совместной работы райкома ВЛКСМ н роно с молодыми педагогами. Ниже - мы публикуем выступления участников слета. КАКИМ БЫТЬ СЕЛЬСКОМ У УЧИТЕЛЮ! Б. Н. Бабин, профессор, рек тор Липецкого педагогического института. За годы двух последних пя тилеток Липецкий педагогиче ский институт стал одним из крупных вузов. По итогам прошлого года институт приз нан победителем Всероссийско го социалистического соревно вания. Но хотелось бы остановиться не столько на достижениях, сколько на нерешенных проб лемах. Институт дает хорошую теоретическую подготовку вы пускникам, а вот с методиче ской подготовкой будущих учителей дело обстоит хуже. Стремясь исправить эти не достатки, пединститут расши ряет связи со школами, и, в первую очередь, с сельскими. Необходимо заметить, что на основе изучения современ ных нужд школы формируется и план научной работы кол лектива института. В послед ние годы в центральных и зда тельствах вышел ряд работ на ших ученых. Преподаватели института изучают проблемы организа ции досуга школьников, проф ориентационной работы, тру дового обучения и воспитания. К этому привлечены и масте ра педагогического труда. В дальнейшем мы намерены рас ширить аспект научной работы. Институт помогает учителям повышать квалификацию, уста навливает контакты с учащи мися через школы юных био логов, физиков, филологов. Мы хорошо понимаем, что без внимания наших выпуск никоз к проблемам седа, без ориентации студента на личное участие в решении этих про. блем настоящего учителя для школы воспитать невозможно. В самом деле, сможет ли учитель пропагандировать сельскохозяйственные про фессии, воспитывать готов ность учащихся работать в сфере материального произ водства, не зн ая по собствен ному опыту, как сеют хлеб, выращи вают скот, убирают урожай. Ежегодно студенты помогают убирать урожай, в составе строительных отрядов возводят объекты, студенче ский отряд механиза торов работает на по лях. Но достаточно ли этого? Не лучше ли наши строитель ные отряды сориентировать больше на отряды механиза торов и таким образом расши рить фронт участия в сельско хозяйственном труде будущих учителей сельской школы? Руководить ученической производственной бригадой мы учим студентов биофака, а осваи вают сельскохозяйст венную технику студенты ин дустриально - педагогического факультета. Но разве подоб ные навыки не обогатят сту- дента-словесника, математика, физика? Думается, какой-то минимум знаний по агрономии, садоводству, животноводству, по экономике нужен к аж дому сельскому интеллигенту, тем более учителю. Над этими проблемами кол лективу института предстоит серьезно работать. Надо рас ширить сферу наших факуль тативов, использовать и другие возможности, чтобы можно было вместе с дипломом учи теля выдавать удостоверение на право вождения трактора, комбайна. СЧАСТЬЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ В. Ф. Щедрин, директор Поройской средней школы Добровского района. ШВШЕ 1 , Д ва года н азад я закончил факультет истории и англий ского языка Липецкого педин ститута и был направлен ди ректором средней школы в се ло Порой. Наше новое двух этажное светлоо здание школы — гордость сельчан. Работать директором, конеч но же, трудно, но и интерес но. Школа, в особенности сель ская, привлекает возмож ностью творчества, которое так необходимо молодым. По могает поддержка, вниматель ное отношение и конкретная помощь райкома партии, рай исполкома, роно. Вместе со мной в школу было направлено 8 молодых учите лей. Основной задачей было создание дружного, сплочен ного коллектива. Молодые привнесли творческую инициа тиву, задор. Нельзя ска зать, что у нас уже создан идеальный коллектив. Но теп лые дружеские вечера отдыха, «огоньки», лыжные походы, че ствование юбиляров создали атмосферу взаимопонимания и поддержки. Все это, несомнен но, сказалось и на результатах работы: в школе улучшилась успеваемость, повысилось ка чество знаний учащихся. Впервые в школе были соз даны драматический кружок, агитбригада, лагерь труда и отдыха, уделяется серьезное внимание ученическому само управлению. Учащиеся стали ездить на экскурсии, бывать на завод ах Липецка, в театре, филармонии. Молодые педагоги — ини циаторы интересных дел не только в школе, но и на се ле: они читают лекции, органи зуют выступления агитбрига ды, встречи, вечера. С большим подъемом про шел у нас митинг солидарно сти с социалистическим Вьет намом. Учащиеся помогали животноводам совхоза «По- ройский». На заработанные деньги сами закупили медика менты и отправили во Вьетнам. Серьезное внимание мы уде ляем укреплению материальной базы школы, У нас неплохая мастерская, постоянно попол няются оборудованием другие кабинеты. В прошлом году совхоз вы делил нам два трактора: ДТ-75 и Т-40, зернокомбайн СК-4, что позволило обучить 26 трактористов, а в этом году готовим еще 38. Представляв шие Добровский район в 1978 году на областных соревнова ниях юного пахаря учащиеся нашей школы Н. Фролова и Н. Ильин стали победителями, а на Всероссийском слете в Костроме вошли в пятерку лучших. В школе имеется уча сток площадью в 8 гектаров, на котором мы не только про водим опыты, но и выращи ва ем семена сахарной свеклы. В прошлом году, например, со брали по 22 центнера свекло- семян с гектара. Но у нас много и нерешен ных вопросов. Серьезно вол нует проблема быта, в особен ности наличие благоустроенно го жилья. С нетерпением ждем завершения строитель ства двухквартирного дома. Райком партии, райисполком оказывают нам в этом вопро се всестороннюю помощь. * К августу дом будет сдан. Здесь мы планируем сделать обще житие для молодых учителей, что позволит нам в основном решить жилищную проблему. На своем опыте мы убеди лись, что строительство в шко ле вести хозспособом крайне трудно, так как у нас нет ни специалистов, ни собственной техники, ни транспорта. Уверен, было бы лучше, если бы строительством и ремонтом занимались специально соз данные ремонтно-строительные организации, специализиру ющиеся на культурно-просве тительных учреждениях. Нет пока яслей и детского сада, дороги С твердым покры тием и маршрутного автобуса. Но как бы трудно нам ни было, мы постараемся оправ дать оказанное Родиной дове рие, чтобы быть достойными высокого звания народного учителя. МЫ — ЗА ДЕЛОВОЕ СОДРУЖЕСТВО М. П. Ивлев, секретарь парт кома совхоза «Колыбельский». Сегодня нельзя возлагать заботу о трудовой подготовке школьников только на педаго гические коллективы. Сегод няшние школьники завтра ста. нут механизаторами, доярка ми, агрономами, инженерами, учителями. Сделать все, чтобы это были отличные специали сты, достойные граждане — такова задача прежде всего коммунистов села. В нашем совхозе почти все специалисты —- бывшие выпу скники местной школы. Все они были в свое время стипен диатами хозяйства. Школа — сельскохозяйственное учебное ззведение — совхоз — . э т о т путь прошли многие руководи тели среднего звена. Школа — надежный резерв рабочих кад ров. За последние три года более трети выпускников оста лось в родном селе. Этому спо собствует вся система тру дового воспитания. Уроки труда приняли за "по следние годы целенаправлен ный профориентационный ха рактер и тесно увязываются с совхозным производством. Д е вушки 9—10 классов изучают зоотехнию, ребята — трак торы. Юные животноводы проходят практику на молоч ном комплексе совхоза, по стоянно ощущают помощь своих шефов — наставников, передовых мастеров машинно го доения. За счет средств совхоза в сельскохозяйственных вузах обучается семь человек, в тех никумах —- одиннадцать выпу скников. Привитию любви к сель скохозяйственным профессиям подчинены многие массовые мероприятия. На пионерских сборах, комсомольских собра ниях, классных часах мы рас сказываем ребятам о родном селе, совхозе. Часто этот важ ный разговор продолжается в Доме культуры. Вечера «П о говорим о профессиях» стали у нас традиционными. Готовят, ся .к ним и партком, и школа, и родительский комитет, и со вет содействия семье и школе. Стараемся мы также и целе сообразно организовать летние каникулы. Для того, чтобы помощь школе была более действен ной, мы включили в условия соревнования пункт, учиты вающий отношение родителей к воспитанию своих детей. Н а ши труженики знают, что д а же при очень высоких п оказа телях в работе они не могут зан ять призовые места в слу чае, если есть пробелы в вое- питании детей. # Словом, единство и взаимо связь нашей совместной дея тельности обогащает духовно и родителей, и детей. ТРУД, ЛЮБОВЬ И ГОРЕНИЕ М. Д . Кочерина, кавалер ор дена Ленина, заслуженная учительница школы РСФСР. К вам, молодые друзья, ад ресую свои пожелания, свой н аказ от имени старшего по коления: ориентироваться на завтрашний день, так как се годняшние дети— люди буду щего. Им, нашим детям, много сил отдали учителя моего поколе ния. Мои коллеги работали, забы вая подчас о себе, очень напряженно, с высоким н ака лом, создавая липецкий опыт, работали, можно сказать, на виду у всей страны и в содру жестве с учителями других об ластей. Теперь вы, молодые учителя, должны продолжить, развить и обогатить опыт старших. Будьте всегда требователь ны к себе, не уставайте позна вать новое. От вашего пове дения, вашей честности, широ ты знаний, убежденности, культуры, любви к детям, от вашего творческого горения и активной позиции в жизни зависит во многом, какими вы растут ученики. Они берут пример с вас, вы для них обра зец, эталон поведения. Мне очень понравилось не давнее выступление советского кинорежиссера, артиста, д ра матурга и педагога С. А,.Гера- симова, который, говоря о фильмах для детей, просил не забывать, что там, где дети, должно быть светло и чисто. Над этим стоит и нам с вами задуматься. Каждая школа должна стать настоящим хра мом науки, дворцом радости, познания мира. В ней пе должно быть места неприязни между учителями и учениками, что, к сожалению, еще встре чается. Здесь должно быть только взаимное уважение, чуткость, внимательность и отношение к каждому ученику не по службе, а «по душе». Ведь все они такие разные, каждый — особая судьба, порою и нелег кая, и требующая прикоснове ния осторожного, а подчас и совсем незаметного, но дейст венного. В отношении к де тям формализм — преступле ние. Глубокая сердечная заин тересованность судьбой к аж дого — моральный долг учи теля. Атмосфера доброжелатель ности должна чувствоваться на уроке, вне его, на классном часе, в работе на участке. Без этого не может быть и эф фективного урока. Каждый урок — это творче ская лаборатория, в которой дети делают для себя откры тия, учатся мыслить, анализи ровать, сопоставлять, спорить и аргументировать свои мысли, а в споре позн авать новые для них истины. Учитель является дирижером всего процесса по знания. Д а, много надо чувства и ума школьному учителю! Ну жен талант. Но — не только, нужны еще и труд, любовь и горение. Ж елаю вам, дорогие моло дые друзья, достигнуть в ва шей работе самых высоких вершин, желаю от имени стар шего поколения самых боль ших творческих успехов в вос питании ваших питомцев, на стоящих и будущих!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz