Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

8 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 апреля 1975 г., № 77 (15 374) »аиИ1МИВШИДИИШМИИМИИММ!МШИИИИММИММИЯЖШМНИИИИЯВДИИИИЯИМИИИИЯИИИЯМИИИЯИШЖЯМИМММШИ»1Н11И1 11I■11ШИЦ1ИЫИ«Д111 II,'Я11ИВИИИИИИИШНИШИШКМИЯИИИИЯИИИИИИИЯИИИИИИИМИИМИМИМЯИМИИИИИИИИИИИИИМИИИИИИИ****|||ИИИ1|ИШ1|||,|||и,|ииаМ| О б л а с т н о й с л е т м о л о д ы х у ч и т е л е й Как уж е сообщалось в «Ленинском знамени», в Ли­ пецке состоялся областной слет молодых учителей. С докладом «О мерах дальнейшего улучшения ра­ боты с молодыми учителями сельских школ в свете требо­ ваний XXV съезда КПСС» перед участниками слета высту­ пил первый секретарь обкома КПСС Г: П. Павлов. В ОБСТАНОВКЕ боль­ шого трудового и по­ литического подъ­ ема, • — отмстил Г. II. Павлов, — наша страна вступила в четвертый год десятой пятилетки. Три минувших года ее были насы­ щены выдающимися историче­ скими событиями в жизни со­ ветского народа. Важным эта­ пом величественных перспек­ тив поступательного движения Родины по пути к коммунизму явился шестидесятилетиий юбилей Советской власти. Принята новая Конституция СССР. Как большой всенарод­ ный праздник прошли в нашей стране выборы в Верховный Совет СССР. Выборы еще раз продемон­ стрировали всему миру, что сердца миллионов советских людей, их помыслы и сверше­ ния слиты с родной партией, которая неотделима от народа и верно служит ему. Советские люди .единодушно одобряют и горячо поддерживают муд­ рую внутреннюю и внешнюю политику КПСС, многогран­ ную целеустремленную дея­ тельность ее ленинского Цент­ рального Комитета, Политбю­ ро ЦК КПСС во главе с това­ рищем Л . И. Брежневым. Преобразующая сила дея­ тельности Коммунистической партии и Советского государ­ ства наглядно прослеживается на развитии нашей области. Г. П. Павлов на конкретных примерах и цифрах показал, какие изменения произошли в промышленности, строительст­ ве, сельском хозяйстве и дру­ гих отраслях народного хо­ зяй ства области. Одним из ведущих предприятий индуст­ рии страны стал Новолипец­ кий металлургический завод, дающий сегодня более 9 мил­ лионов тонн чугуна, 9 миллио­ нов тонн стали, почти 7 мил­ лионов тонн проката. Значи­ тельно возросло капитальное строительство в области. Ве­ дется небывалая по своим масштабам работа по корен­ ной перестройке сельскохо­ зяйственного производства на основе специализации и кон­ центрации производства. На селе быстрыми темпами идет развитие промышленной техно­ логии производства продукции, растет техническая оснащен­ ность и энерговооруженность хозяйств, что коренным обра­ зом меняет характер, труда сельчан. Все эти изменения — резуль­ тат повседневных самоотвер­ женных усилий трудящихся области. Претворяя в жизнь решения XXV съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС, трудящиеся области до­ бились в минувшем году новых успехов во всех сферах произ­ водства. По праву гордятся сегодня липчане тем, что за достижение наивысших резуль­ татов во Всероссийском социа­ листическом соревновании за повышение эффективности производства и качества рабо­ ты, успешное выполнение пла­ на экономического и социаль­ ного развития в 1978 году н а­ ша область награждена пере­ ходящим Красным знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. Высокую оценку по­ лучил труд ряда производст­ венных коллективов. Четвер­ тый год пятилетки станет го­ дом ударного труда на всех участках производства. Все наши успехи в социаль­ но-экономическом развитии в конечном счете зави сят от кад ­ ров. Время властно требует такого человека, который стал бы рачительным хозяином, об­ ладал развитым самосознани­ ем, обостренной гражданской совестью, которого отличали бы широкий кругозрр, способность мыслить по-государственному, отвечать за все происходящее в стране, поступать по-хозяй­ ски, соответственно своим убеждениям, велению совести. В подготовке таких новых кадров важн ая роль принадле­ жит школе, учителю, которые формируют лицо нашего наро­ да, народа-труженика и твор­ ца. В нашей области созданы необходимые условия для под­ готовки педагогических кад ­ ров. Достаточно интенсивно в этих целях разви вается Ли ­ пецкий педагогический инсти­ тут, прочно утверждается Елецкий пединститут. Большая работа проводится по укреп­ лению материально-техниче­ ской базы вузов. Увеличилось число специальностей, по ко­ торым готовят учителей. Заметно улучшился качест­ венный состав педагогических кадров в общеобразовательных школах и профтехучилищах. 85 процентов учителей области теперь имеют высшее образо­ вание. Особенно радует повы­ шение .общеобразовательного урозня учителей сельских школ, которое осущестзля'лось более быстрыми темпами, чем в городах. За последние годы заметно моложе стал состав педагогических кадров. На се­ ле сейчас каждый третий учи­ тель в возрасте до 30 лет. Созданы хорошие условия для плодотворной работы. З а двадцать последних лет в области построе­ но школ на 156 тысяч ученических мест. Это позво­ лило перевести 80 процентов школ, в том числе 92 процента сельских, на работу в одну смену. Значительно возросло число средних школ и, наобо­ рот, сократилось — мало­ комплектных, мелких. Партийными и советскими органами многое сделано по созданию нормальных жилищ­ но-бытовых условий для учи­ телей в сельской местности. Только за последние восемь лет для них построено более 1400 квартир. Успешнее дру­ гих эти вопросы решают Во- ловский, Добровский, Добрин- ский, Тербунский районы. Большая работа, проведен­ ная по созданию необходимых условий для обучения и воспи­ тания детей, привлечение к этому делу широкой общест­ венности, самоотверженный труд педагогических коллек­ тивов позволили нашей обла­ сти добиться удовлетворитель­ ных, стабильных показателей по основным направлениям развития народного образова­ ния. Свыше 99 процентов вы­ пускников 8-х классов продол­ жают образовани е в различных типах средних учебных завед е­ ний. Сокращается отсев уча­ щихся из школ, растут успе­ ваемость и качество знаний школьников. По итогам прош­ лого учебного года около 40 процентов учащихся показали хорошие и отличные знания. Липецкой области за успехи в развитии народного образо­ вания неоднократно присуж­ далось переходящее Красное зн амя Совета Министров РСФСР и БЦСПС. По итогам прошлого учебного года об­ ласть награждена Почетной грамотой Министерства про­ свещения РСФСР и республи­ канского Комитета профсоюза. Н А ЗАР Е СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В. И. Ленин н азвал учителей главной армией социалистического просвещения, призвал их свя ­ зать свою деятельность с пар­ тией, с ее идеями. Этому заве­ ту советские учителя были и остаются верны. Народный учитель — гордость нашего общества, он снискал всеобщее уважение беззаветным служе­ нием делу народного просве­ щения, щедростью своего серд­ ца, благородными духовными качествами, любовью к детям. Партия высоко ценит идейную убежденность, самоотвержен­ ный труд учителя, его большой вклад в формирование нов эго человека. В нашей области много учи­ телей, чей труд всегда отли­ чается поиском, творческим подходом к организации учеб­ но-воспитательного процесса. Липецкими педагогами накоп­ лен богатый опыт совершенст­ вования урока, освоения всего нового, чего достигли наука и практика. Четверть века отда­ ла сельским детям Нина Алек­ сеевна Неронова, учительница биологии Верхне-Колыбель- ской средней школы Хлевен- ского района. Это прекрасный мастер-педагог, беззаветно влюбленный в свою нелегкую профессию, безгранично любя­ щий детей н школу. Много лет среди ее воспитанников нет второгодников, более 70 процентов ез учеников успе­ вают на «4» и «5». Ученическая производственная бригада школы заботами Нины Алексе­ евны и трудом ее учащихся превратилась в прекрасную опытно-семеноводческую стан ­ цию колхоза «Росси я», где проводится увлекательная и полезная учебно-опытная ра­ бота. Деятельность бригады ежегодно отмечается област­ ными, республиканскими и союзными наградами. Но главной наградой для се­ бя Нина Алексеевна считает то, что сорок процентов ее вос­ питанников прочно закрепля­ ются на селе. Сейчас большин­ ство главных специалистов колхоза «Росси я» — выпускни­ ки местной школы, питомцы Н. А. Нероновой. Их много и среди передовиков, новато­ ров хозяйства. Большой и славный труд сельской учи­ тельницы достойно оценен пар­ тией и правительством — она удостоена высокого звания Героя Социалистического Тру- да. В трудовой книжке Марин Дмитриевны Забабуриной одна- едишетвенная запись: 12 авгу­ ста 1946 года принята на ра­ боту в Трубетчинскую сред­ нюю школу, 33 года в одном коллективе. Теперь она засл у­ женная учительница школы РСФСР , учитель-методист. Не одна тысяча ребят прошла че­ рез ее добрые руки. Она и ак­ тивная общественница: бес­ сменный руководитель мето­ дического объединения, на протяжении двадцати лет — депутат областного, районного, сельского Советов, лектор рай­ кома партии и общества «Зн а­ ние». Есть люди, которые выби­ рают дорогу в жизни одн аж­ ды и навсегда. В народе т а­ ких н азывают «цельная нату­ ра». К их числу и относится учительница Куликовской средней школы Усманского района Валентина Александ­ ровна Ломакина, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Весь жар своего сердца, энергию, профессиональное мастерстзо она отдает детям. Рука об руку с опытными педагогами в сельских школах области трудится талан тли вая молодежь. Это Л . С. Н азарова — учительница Кривополян- ской школы № 1 Чап- лыгинского района, Н. Н. Баран ова из Хлевенской сред­ ней школы, А. С. Епифанцев — директор Ратчинской средней школы Добровского района, мастера производственного обучения сельских профтех­ училищ В. Н. Пожидаев, В. М. Цыганов, А. Н. Бутов и мно­ гие другие. Дан ь особого уважения хо­ чется отдать педагогическим династиям, которыми богата наша область. Три с половиной десятка лет проработал дирек­ тором в Слободской школе Лебедянского района учитель Иван Ксенофонтович Рыков. Три его сына и дочь пошли но стопам отца. Хранит верность учительской профессии и третье поколение Рыковых. Большинство учителей, пре­ подавателей , мастеров произ­ водственного обучения — это люди высокого гражданского долга. Труд многих из них от­ мечен наградами Родины. 374 — присвоено почетное звание заслуженных учителей школы РСФСР , более 1600 человек награждены орденами и меда­ лями СССР, почти каждый четвертый педагог отмечен значком отличника просвеще­ ния или Почетной грамотой министерств просвещения СССР и РСФСР . Отличительной особенностью советского учителя является то, что он не замыкает свой труд в стенах школы. Педаго­ ги — активные политические бойцы партии. Они несут се правдивое слово в широкие массы трудящихся, выступают организаторами социалисти­ ческого соревнования в брига­ дах, на фермах, на полевых станах. Более семи тысяч пе­ дагогических работников села — лекторы, свыше 1000 — пропагандисты. Почти полови­ ну народных университетов в области возглавляют учителя. 585 учителей и преподавате­ лей с достоинством несут депу­ татские обязанности в обла­ стном, городских, районных, сельских и поселковых Советах народных депутатов. Приятно отметить, что в этой большой армии педагогов много моло­ дых. Таких, нааример, как комсомолец Сергей Шишкин. Третий год работает о » учи­ телем Княже-Байгорской сред­ ней школы Грязннского рай­ она. Несмотря на молодость, снискал уважение рабочих совхоза «Кубан ь», где его знают как политинформатора, энтузиаста художественной самодеятельности совхозного Дома культуры. Время требует в воспитании молодежи четких идейно-клас­ совых позиций каждого педа­ гога, повышения его знаний и мастерства, обобщения и рас­ пространения передового опы­ та коллективов и учителей, дисциплины и ответственности за выполнение стоящих перед школой задач. Чтобы быть всегда на высоте этих важных требований, педагог должен постоянно учиться, пополнять свои знания. Профессия учи­ теля больше, чем какая-либо другая, по сути своей творче­ ская. Ь г АЖ ДЬШ ПЕДАГОГ, . продолжал далее док- ^ ладчнк, должен воспи­ тывать в себе навыки постоян­ ного поиска, Постигать искус­ ство исследования и учить это­ му своих воспитанников. К со­ жалению, некоторые практиче­ ские, задачи многими школами и педагогическими коллектива­ ми нашей области решаются слабо.. Мы не можем мирить­ ся с тем, что значительная часть учащихся выбывает из школ и профтехучилищ, не по­ лучив среднего образования, допускает правонарушения. Это относится в первую оче­ редь к таким районам, как Данковский, Задонский, Л ебе­ дянский, Долгоруковский, Тер­ бунский, где убыль учащихся из 8—10 и даже 1 и 8-х клас­ сов значительно превышает средние показатели по обла­ сти. В работе по совершенство­ ванию обучения и воспитания учащихся, подготовки их к жизни и труду еще много не­ решенных проблем и серьезных недостатков, особенно на се­ ле. Отдельные педагогические коллективы работают в неудовлетворительных усло­ виях. Часть школ, детских садов размещается в ветхих, тесных зданиях, не имеет ин­ тернатов, столовых, спортив­ ных залов. Несмотря на это, строительство новых школьных помещений ведется плохо, с нарушением сроков ввода их в эксплуатацию. Паршиновская средняя школа Добринского района, например, размещает­ ся в трех малопригодных к работе зданиях, а ввод новой школы второй год срывается по вине работников облмеж- колхозстройобъединения. В пяти аварийных зданиях рас­ положена Колыбельская сред­ няя школа Чаплыгинского рай­ она. Но строительство нового помещения неоправданно затя ­ гивается управлением «Ли- пецксельстрой». Школа строит­ ся почти три года и ввод ее не планируется д аж е в этом году. Пять лет строится и тре­ тий год планируется как пу­ сковая Пальна-Мнхайловскля средняя школа Становлянеко- го района. Нек оторые рай нсполкомы, сельские Советы, руководители хозяйств не проявляют заботы о создании нормальных жн- лищйо-бытовых условий для учителей. Не обеспечены квартирами еще около 600 сельских педагогов, преимуще­ ственно молодых. Например, в Грязинском районе прожи­ вают на частных квартирах 30 учителей,, в. ^ебедян ском 38. В Октябрьской средней школе Данковского района три молодых учителя не имеют квартир. А совхоз «Огарев- ский» квартир им не обещает, не обеспечивает льгот, преду­ смотренных директивными до­ кументами. Между тем, в этой школе не хватает учителей, и лишь 70 процентов педагогов имеют высшее образование. Отсутствие нормальных ус­ ловий труда и быта порождает высокую текучесть педагоги­ ческих кадров и отрицательно влияет на уровень обучения и воспитания детей. Из сель­ ских школ области ежегодно по этим причинам выбывает не Менее 200—250 педагогов, в основном молодежь. Особен­ но велика текучесть кадров в школах Воловского, Лебедян­ ского, Чаплыгинского районов. Немаловажное значение для закрепления педагогических кадров на селе имеет подго­ товка их из числа выпускников местных школ. Однако в ряде районов эта работа практиче­ ски не ведется. Данковский район, к примеру, сделал на новый учебный год запрос на 44 учителя, а заканчивают пединституты .области из это­ го района только три человека. В области почти не практи­ куется направление колхозных и совхозных стипендиатов в педагогические вузы. Очень важное значение имеет работа по закреплению молодежи на селе. Успех ее решения во многом зависит от школы, от учителя. Но многие педагоги продолжают ориентировать выпускникоз на институты и техникумы и слабо прививают им любовь к земле, к профессии хлебороба. Это серьезная недоработка школы. Не проявляют должной заин­ тересованности в том, чтобы закрепить молодых люден в сельскохозяйственном произ­ водстве и многие руководите­ ли хозяйств. Только равно­ душием к нуждам школ мож ­ но объяснить, например, такие факты: в Данковском районе , только девять средних школ из 15 имеют тракторы, в Тер- бунском — в семи школах из 10 учащиеся изучают сельхоз­ машины по картинкам. Важную роль в профессио­ нальном и политическом росте молодого учителя играет его систематическое информиро­ вание о состоянии и перспек­ ти вах роста района, села, хо­ зяй ства. Поэтому должны стать нормой регулярные вы­ ступления перед молодыми пе­ дагогами руководителей хо­ зяйств, районов, квалифициро­ ванных лекторов, встречи с пе­ редовиками производства, экс­ курсии на лучшие фермы, в бригады и хозяйства, приоб­ щение молодых специалистов к тем делам, проблемам н пла­ нам, над которыми работают труженики колхозов и совхо­ зов. Б о л ь ш а я р о л ь в под­ готовке молодых учите­ лей к работе в школе и актизной политической жизни на селе принадлежит педаго­ гическим институтам. За по­ следние годы наши, вузы вы­ росли. В них сложились кол­ лективы высококвалифициро­ ванных научно-педагогических кадров, заметно совершенст­ вуется организация учебно- воспитательного процесса. Однако в решении многих воп­ росов они отстают от уровня современных требований. Главный недостаток — слабая связь с сельской школой. Д а­ вая молодежи достаточно вы­ сокие знания по предмету, ин­ ституты слабо осуществляют их методическую подготовку, плохо готовят к проведению воспитательной работы среди учащихся и политической — с населением. Выпускники недо­ статочно знают комсомольскую и пионерскую работу. В -вузах студентам плохо прививается любовь к профес­ сии, слабо воспитывается об­ щественно-политическая ак- тивность у будущих педаго­ гов. Поэтому многие выпускни­ ки отказываются от работы в сельских школах или скоро покидают их, проявляют пас­ сивность в организации вне­ классной работы с детьми. Областной и районные отде­ лы народного образования проводят с педагогическими кадрами большую работу. Но она не носит дифференцирован­ ного подхода к обучению и воспитанию учителей, прово­ дится без должной системы. Отделы народного образования нередко пускают на самотек профессиональный рост моло­ дых учителей, проявляют не­ обоснованную робость в вы­ движении талантливых педаго­ гов из числа молодежи на ру­ ководящую работу. Нередко наставничество в педагогиче­ ских коллективах носит фор­ мальный характер. Н езаслу­ женно преданы забвению шко­ лы передового педагогического опыта. Вопросы работы школы, учителя должны находиться под неослабным контролем партийных и советских орга­ нов. Нельзя мириться с фак­ тами неправильного отношения к строительству школ и других детских учреждений, необхо­ димо проявлять постоянную заботу о жилищно-бытовом устройстве педагогических кадров, об их политическом и культурном росте. Безмерны любовь и внимание Коммунистической партии, Со­ ветского правительства, наше­ го народа к самому большому В зале заседания. Фото В. Базылева. достоянию страны — детям. 1979 год — Международный год ребенка. Призидиум Вер­ ховного Совета СССР принял постановление о проведении года ребен­ ка в стране. Партийным, совет­ ским, хозяйственным, проф­ союзным и комсомольским организациям предложено зн а­ чительно повысить внимание к вопросам охраны материнства и детства, здоровья дегей, улучшения их образования, воспитания и гармонического развития. Партия, государство, народ, говорит в заключение Г, П. Павлов, доверяют учителям формирование подрастающего поколения, свою надежду, свое будущее. Этэ великое доверие, надо оправдать с честью творческим, вдохновенным тру­ дом. * * * Выступив в прениях по док­ ладу, участники слета говори­ ли о проблемах, стоящих се­ годня перед школой. Секретарь комсомольской организации Крутч-Байгорской средней школы Усманского района В. П. Помыкин рассказал об условиях труда и быта в своем коллективе, остановился на отдельных недостатках, меша­ ющих творческому росту моло­ дого учителя. Директор Лев- Толстовского Дома пионеров Л . М. Суворова поделилась опытом совместной работы райкома ВЛКСМ н роно с молодыми педагогами. Ниже - мы публикуем выступления участников слета. КАКИМ БЫТЬ СЕЛЬСКОМ У УЧИТЕЛЮ! Б. Н. Бабин, профессор, рек­ тор Липецкого педагогического института. За годы двух последних пя­ тилеток Липецкий педагогиче­ ский институт стал одним из крупных вузов. По итогам прошлого года институт приз­ нан победителем Всероссийско­ го социалистического соревно­ вания. Но хотелось бы остановиться не столько на достижениях, сколько на нерешенных проб­ лемах. Институт дает хорошую теоретическую подготовку вы­ пускникам, а вот с методиче­ ской подготовкой будущих учителей дело обстоит хуже. Стремясь исправить эти не­ достатки, пединститут расши­ ряет связи со школами, и, в первую очередь, с сельскими. Необходимо заметить, что на основе изучения современ­ ных нужд школы формируется и план научной работы кол­ лектива института. В послед­ ние годы в центральных и зда­ тельствах вышел ряд работ на­ ших ученых. Преподаватели института изучают проблемы организа­ ции досуга школьников, проф­ ориентационной работы, тру­ дового обучения и воспитания. К этому привлечены и масте­ ра педагогического труда. В дальнейшем мы намерены рас­ ширить аспект научной работы. Институт помогает учителям повышать квалификацию, уста­ навливает контакты с учащи­ мися через школы юных био­ логов, физиков, филологов. Мы хорошо понимаем, что без внимания наших выпуск­ никоз к проблемам седа, без ориентации студента на личное участие в решении этих про. блем настоящего учителя для школы воспитать невозможно. В самом деле, сможет ли учитель пропагандировать сельскохозяйственные про­ фессии, воспитывать готов­ ность учащихся работать в сфере материального произ­ водства, не зн ая по собствен­ ному опыту, как сеют хлеб, выращи вают скот, убирают урожай. Ежегодно студенты помогают убирать урожай, в составе строительных отрядов возводят объекты, студенче­ ский отряд механиза­ торов работает на по­ лях. Но достаточно ли этого? Не лучше ли наши строитель­ ные отряды сориентировать больше на отряды механиза­ торов и таким образом расши­ рить фронт участия в сельско­ хозяйственном труде будущих учителей сельской школы? Руководить ученической производственной бригадой мы учим студентов биофака, а осваи вают сельскохозяйст­ венную технику студенты ин­ дустриально - педагогического факультета. Но разве подоб­ ные навыки не обогатят сту- дента-словесника, математика, физика? Думается, какой-то минимум знаний по агрономии, садоводству, животноводству, по экономике нужен к аж ­ дому сельскому интеллигенту, тем более учителю. Над этими проблемами кол­ лективу института предстоит серьезно работать. Надо рас­ ширить сферу наших факуль­ тативов, использовать и другие возможности, чтобы можно было вместе с дипломом учи­ теля выдавать удостоверение на право вождения трактора, комбайна. СЧАСТЬЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ В. Ф. Щедрин, директор Поройской средней школы Добровского района. ШВШЕ 1 , Д ва года н азад я закончил факультет истории и англий­ ского языка Липецкого педин­ ститута и был направлен ди­ ректором средней школы в се­ ло Порой. Наше новое двух­ этажное светлоо здание школы — гордость сельчан. Работать директором, конеч­ но же, трудно, но и интерес­ но. Школа, в особенности сель­ ская, привлекает возмож ­ ностью творчества, которое так необходимо молодым. По­ могает поддержка, вниматель­ ное отношение и конкретная помощь райкома партии, рай­ исполкома, роно. Вместе со мной в школу было направлено 8 молодых учите­ лей. Основной задачей было создание дружного, сплочен­ ного коллектива. Молодые привнесли творческую инициа­ тиву, задор. Нельзя ска­ зать, что у нас уже создан идеальный коллектив. Но теп­ лые дружеские вечера отдыха, «огоньки», лыжные походы, че­ ствование юбиляров создали атмосферу взаимопонимания и поддержки. Все это, несомнен­ но, сказалось и на результатах работы: в школе улучшилась успеваемость, повысилось ка­ чество знаний учащихся. Впервые в школе были соз­ даны драматический кружок, агитбригада, лагерь труда и отдыха, уделяется серьезное внимание ученическому само­ управлению. Учащиеся стали ездить на экскурсии, бывать на завод ах Липецка, в театре, филармонии. Молодые педагоги — ини­ циаторы интересных дел не только в школе, но и на се­ ле: они читают лекции, органи­ зуют выступления агитбрига­ ды, встречи, вечера. С большим подъемом про­ шел у нас митинг солидарно­ сти с социалистическим Вьет­ намом. Учащиеся помогали животноводам совхоза «По- ройский». На заработанные деньги сами закупили медика­ менты и отправили во Вьетнам. Серьезное внимание мы уде­ ляем укреплению материальной базы школы, У нас неплохая мастерская, постоянно попол­ няются оборудованием другие кабинеты. В прошлом году совхоз вы­ делил нам два трактора: ДТ-75 и Т-40, зернокомбайн СК-4, что позволило обучить 26 трактористов, а в этом году готовим еще 38. Представляв­ шие Добровский район в 1978 году на областных соревнова­ ниях юного пахаря учащиеся нашей школы Н. Фролова и Н. Ильин стали победителями, а на Всероссийском слете в Костроме вошли в пятерку лучших. В школе имеется уча­ сток площадью в 8 гектаров, на котором мы не только про­ водим опыты, но и выращи ва­ ем семена сахарной свеклы. В прошлом году, например, со­ брали по 22 центнера свекло- семян с гектара. Но у нас много и нерешен­ ных вопросов. Серьезно вол­ нует проблема быта, в особен­ ности наличие благоустроенно­ го жилья. С нетерпением ждем завершения строитель­ ства двухквартирного дома. Райком партии, райисполком оказывают нам в этом вопро­ се всестороннюю помощь. * К августу дом будет сдан. Здесь мы планируем сделать обще­ житие для молодых учителей, что позволит нам в основном решить жилищную проблему. На своем опыте мы убеди­ лись, что строительство в шко­ ле вести хозспособом крайне трудно, так как у нас нет ни специалистов, ни собственной техники, ни транспорта. Уверен, было бы лучше, если бы строительством и ремонтом занимались специально соз­ данные ремонтно-строительные организации, специализиру­ ющиеся на культурно-просве­ тительных учреждениях. Нет пока яслей и детского сада, дороги С твердым покры­ тием и маршрутного автобуса. Но как бы трудно нам ни было, мы постараемся оправ­ дать оказанное Родиной дове­ рие, чтобы быть достойными высокого звания народного учителя. МЫ — ЗА ДЕЛОВОЕ СОДРУЖЕСТВО М. П. Ивлев, секретарь парт­ кома совхоза «Колыбельский». Сегодня нельзя возлагать заботу о трудовой подготовке школьников только на педаго­ гические коллективы. Сегод­ няшние школьники завтра ста. нут механизаторами, доярка­ ми, агрономами, инженерами, учителями. Сделать все, чтобы это были отличные специали­ сты, достойные граждане — такова задача прежде всего коммунистов села. В нашем совхозе почти все специалисты —- бывшие выпу­ скники местной школы. Все они были в свое время стипен­ диатами хозяйства. Школа — сельскохозяйственное учебное ззведение — совхоз — . э т о т путь прошли многие руководи­ тели среднего звена. Школа — надежный резерв рабочих кад­ ров. За последние три года более трети выпускников оста­ лось в родном селе. Этому спо­ собствует вся система тру­ дового воспитания. Уроки труда приняли за "по­ следние годы целенаправлен­ ный профориентационный ха­ рактер и тесно увязываются с совхозным производством. Д е­ вушки 9—10 классов изучают зоотехнию, ребята — трак­ торы. Юные животноводы проходят практику на молоч­ ном комплексе совхоза, по­ стоянно ощущают помощь своих шефов — наставников, передовых мастеров машинно­ го доения. За счет средств совхоза в сельскохозяйственных вузах обучается семь человек, в тех­ никумах —- одиннадцать выпу­ скников. Привитию любви к сель­ скохозяйственным профессиям подчинены многие массовые мероприятия. На пионерских сборах, комсомольских собра­ ниях, классных часах мы рас­ сказываем ребятам о родном селе, совхозе. Часто этот важ ­ ный разговор продолжается в Доме культуры. Вечера «П о­ говорим о профессиях» стали у нас традиционными. Готовят, ся .к ним и партком, и школа, и родительский комитет, и со­ вет содействия семье и школе. Стараемся мы также и целе­ сообразно организовать летние каникулы. Для того, чтобы помощь школе была более действен­ ной, мы включили в условия соревнования пункт, учиты­ вающий отношение родителей к воспитанию своих детей. Н а­ ши труженики знают, что д а­ же при очень высоких п оказа­ телях в работе они не могут зан ять призовые места в слу­ чае, если есть пробелы в вое- питании детей. # Словом, единство и взаимо­ связь нашей совместной дея­ тельности обогащает духовно и родителей, и детей. ТРУД, ЛЮБОВЬ И ГОРЕНИЕ М. Д . Кочерина, кавалер ор­ дена Ленина, заслуженная учительница школы РСФСР. К вам, молодые друзья, ад­ ресую свои пожелания, свой н аказ от имени старшего по­ коления: ориентироваться на завтрашний день, так как се­ годняшние дети— люди буду­ щего. Им, нашим детям, много сил отдали учителя моего поколе­ ния. Мои коллеги работали, забы вая подчас о себе, очень напряженно, с высоким н ака­ лом, создавая липецкий опыт, работали, можно сказать, на виду у всей страны и в содру­ жестве с учителями других об­ ластей. Теперь вы, молодые учителя, должны продолжить, развить и обогатить опыт старших. Будьте всегда требователь­ ны к себе, не уставайте позна­ вать новое. От вашего пове­ дения, вашей честности, широ­ ты знаний, убежденности, культуры, любви к детям, от вашего творческого горения и активной позиции в жизни зависит во многом, какими вы­ растут ученики. Они берут пример с вас, вы для них обра­ зец, эталон поведения. Мне очень понравилось не­ давнее выступление советского кинорежиссера, артиста, д ра­ матурга и педагога С. А,.Гера- симова, который, говоря о фильмах для детей, просил не забывать, что там, где дети, должно быть светло и чисто. Над этим стоит и нам с вами задуматься. Каждая школа должна стать настоящим хра­ мом науки, дворцом радости, познания мира. В ней пе должно быть места неприязни между учителями и учениками, что, к сожалению, еще встре­ чается. Здесь должно быть только взаимное уважение, чуткость, внимательность и отношение к каждому ученику не по службе, а «по душе». Ведь все они такие разные, каждый — особая судьба, порою и нелег­ кая, и требующая прикоснове­ ния осторожного, а подчас и совсем незаметного, но дейст­ венного. В отношении к де­ тям формализм — преступле­ ние. Глубокая сердечная заин­ тересованность судьбой к аж ­ дого — моральный долг учи­ теля. Атмосфера доброжелатель­ ности должна чувствоваться на уроке, вне его, на классном часе, в работе на участке. Без этого не может быть и эф­ фективного урока. Каждый урок — это творче­ ская лаборатория, в которой дети делают для себя откры­ тия, учатся мыслить, анализи­ ровать, сопоставлять, спорить и аргументировать свои мысли, а в споре позн авать новые для них истины. Учитель является дирижером всего процесса по­ знания. Д а, много надо чувства и ума школьному учителю! Ну­ жен талант. Но — не только, нужны еще и труд, любовь и горение. Ж елаю вам, дорогие моло­ дые друзья, достигнуть в ва­ шей работе самых высоких вершин, желаю от имени стар­ шего поколения самых боль­ ших творческих успехов в вос­ питании ваших питомцев, на­ стоящих и будущих!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz