Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

27 марта 1979 г -, № 72 (15369) ( Ш н н н н в н н в н з ш в н н а ш ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Н А В С Т Р Е Ч У О Б Л А С Т Н О М У С Л Е Т У М О Л О А Ы X У Ч И Т Е Л Е Й ЩШШ ЕСШ ЭСТАФЕТУ РУНЕ Ответственны м сложны задачи, поставлен­ ные партией перед советской школой. Они состоят в том, чтобы совершенствовать всеоб­ щее среднее образование, повышать качест­ венный уровень обучения и воспитания под­ растающего поколения. В решении этих задач немалая роль отво­ дится и молодым педагогическим кадрам, по­ стоянно пополняющим коллективы учебных заведений — школ, профессионально-техниче­ ских училищ, техникумов и институтов. Более шестисот молодых учителей, выпуск­ ников педагогических училищ и вузов, еж егод­ но приходят в различные учебные заведения области, начинают свой трудовой путь. При­ нимая эстафету от старших педагогов, они учатся секретам профессионального мастер­ ства, постигают методику обучения и воспита­ ния, перенимают передовой опыт наставников. Наша сегодняшняя страница посвящена молодым учителям, их первым шагам, труд­ ностям и успехам. П УТ Ь К ТВОРЧЕСТВУ «Я убедился, что как бы человек успешно ни ок 1ГОгический вуз, как бы он ни был талантлив, а ее: кончил пе­ дагогическ ^ли не бу­ дет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом» А. С. МАКАРЕНКО. Д ВА ГОДА назад Ма­ рия Иванозна Попова впервые переступи­ ла порог Замартыновской средней школы Добровского района. Ей предложили вести 7 ' математику в старших классах. Как примут ее в коллективе? Как встретят ребята? Но напрасно волновалась молодая учительница. Шефство над «новенькой» взяла секре­ тарь парторганизации школы Ольга Пантелеевна Авилкина. Они вместе думали, как заинте­ ресовать ребят, умело органи­ зовать работу, как лучше ис­ пользовать наглядные пособия. Мария Ивановна постепенно понимала, что истинный интерес к учению — следствие не толь­ ко занимательности преподава­ ния, но и результат успешной деятельности самих учеников. Молодой педагог по совету Ольги Пантелеевны начала изучать методическую литера­ туру, посещать уроки своей наставницы. Вскоре появились и первые успехи: учащиеся при решении задач стали предла­ гать несколько способов, выби­ рать наиболее рациональные, их ответы все чаше отличались точностью и логичностью, уме- . нием обосновывать математи­ ческие расчеты... Многие педагогические кол­ лективы умело организуют по- , мощь начинающим учителям. 'Содержательно и интересно ‘ работает, например, с молоды­ ми специалистами замести­ тель директора Пружинской средней школы Липецкого рай­ она А. А. Тикунова. С первых дней она проводит с ними за­ нятия по различным темам, ор­ ганизует консультации. Моло­ дые учителя изучают методиче­ скую и педагогическую литера­ туру, посещают уроки опытных коллег. Во многих педагогических коллективах школ области по­ лучило широкое распростране­ ние наставничестзо. Старшие коллеги повседневно работа­ ют совместно с начинающими. В этом своеобразном творче­ ском содружестве осуществля­ ются единство теории и практи­ ки, контроль за результатами труда. Наставничество помогает кол­ лективному поиску эффектив­ ных приемов и методов, внед­ рению передового педагогиче­ ского опыта. Молодые учителя получают возможность постоян­ но, повседневно наблюдать, об­ разно говоря, «педагогическую лабораторию» своих старших коллег. Хорошую помощь им оказы­ вают и тематические консуль­ тации при районных методиче­ ских кабинетах. Продуманно эту работу ведет учительница средней школы № 1 г. Усмани О. И. Колесникова. Она вносит большой вклад в улучшение преподавания математики не только в районе, но и в обла­ сти. Каждый молодой специа­ лист всегда может получить консультацию у Ольги Иванов­ ны по различным темам, посе­ тить ее уроки. А они всегда интересны, поучительны. Весь процесс обучения и воспитания опытный педагог строит на ос­ нове стимулирования умствен­ ной и волевой активности де­ тей, развития их самостоятель­ ности. Большая и разнообразная работа проводится с молодыми педагогами в Елецком, Тер- бунском, Добрииском и других районах. Для них организуются районные семинары, конферен­ ции. Стали традицией конкурсы рефератов молодых учителей по проблемам обучения и вос­ питания школьников. Повышению педагогическо­ го и методического мастерства молодых учителей способствует и их самообразование, изучение передового педагогического опыта. И здесь неоценима по­ мощь старших. Они посещают уроки своих молодых коллег, тщательно анализируют работу, подсказывают, как устранить недостатки, рекомендуют изу­ чить соответствующую литера­ туру по различным проблемам. Все, о чем рассказано, конеч­ но, только начало работы с молодыми учителями. Поиски новых форм продолжаются. А то, что уже накоплено, предсто­ ит совершенствовать в соответ­ ствии с новыми требованиями, определенными постановлени­ ем ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР «О дальнейшем со­ вершенствовании обучения, вос­ питания учащихся общеобразо­ вательных школ и подготовки их к труду», рекомендациями Всесоюзного съезда учителей. В области созданы хорошие условия для плодотворного учебно-воспитательного про­ цесса. С каждым годом крепнет материальная база школ, улуч­ шается состав педагогических кадров, быт учителей. Но надо помнить, что это не даст ощу­ тимых результатов, если каж ­ дый молодой педаго 1 не будет работать над собой. Заметим, что процесс становления моло­ дого педагога и его дальнейше­ го роста зачастую тормозится отсутствием навыков анализа результатов своего труда. Поэ­ тому руководители школ, учи­ теля должны учить молодых специалистов вдумчиво и г л у - боко анализировать итоги сво­ ей работы, видеть перспективы. Повседневная, кропотливая работа опытных Наставников с молодыми- педагогами — один из основных путей к творчест­ ву, он, без сомнения, позволит всем учителям, в том числе и молодым, работать более эф­ фективно и плодотворно. В. ПИЩУЛИН, директор института усо­ вершенствования учителей, заслуженный учитель шко­ лы РСФСР. З А ДВА последних года коллектив Талицкой средней школы за­ метно помолодел. К нам пришло девять выпускников пединститута. Мы помогли им определиться с жильем, а по­ том познакомили с законами, по которым живет наша шко­ ла, с ее традициями, с кабине­ тами и классами, ввели в курс работы методических объеди­ нений. Беседуя с бывшими выпуск­ никами, мы хотим понять, как они подготовлены, теоретически и методически, в какой помо­ щи нуждаются, как рациональ­ нее использовать полученные ими в институте знания во вне­ классной и общественной рабо­ те. На первом же педагогиче­ ском совете в торжественной обстановке посвятили вчераш­ них студентов в учителя, по­ знакомили» с наставниками. Помню, со своими стажера­ ми я провела ряд своеобраз­ ных собеседований по различ­ ным вопросам учебно-воспита­ тельной работы. И выяснилось, что прибывшая молодежь слабо владеет правилами ведения школьной документации, прин­ ципами тематического и по­ урочного планирования. Поэте- ПОМОЧЬ СТАНОВЛЕНИЮ му на консультации я принесла методическую литературу из личной библиотеки, свои по­ урочные и тематические планы. А уж после того, как был усво­ ен принцип планирования, по­ просила самостоятельно разра­ ботать одну—две темы, потом вместе проанализировали напи­ санное, внесли коррективы и только тогда составили рабочие планы. В августовские дни, когда приходит к нам новое попол­ нение, мы завершаем подго­ товку кабинетов к новому учебному году. К этой работе я обязательно привлекаю и молодых учителей. Пусть по­ смотрят раскладку оборудова­ ния, лучше познакомятся со своим будущим рабочим мес- том* При этом замечаю: неко­ торые приборы мои поц,ойечные видят впервые, другие хоть и видели, но не работали с ними. Это, на мой взгляд, большие просчеты физических кафедр института. Провожу с молодыми учите­ лями практикумы, помогаю составить план самообразова­ тельной работы, вместе мы раз­ бираем и первые уроки. А они, эти первые уроки, показывают что далеко не все имеют оди­ наковую подготовку. Некото­ рые дают неправильное толко­ вание понятий, другие слабо владеют современными метода­ ми преподавания, допускают теоретические ошибки. В целях избежания последних прошу своих подопечных не стесняться консультироваться со мной на­ кануне каждого урока. Так мы постепенно привыка­ ем друг к другу, чаще и дове­ рительнее становятся наши бе­ седы. Заметила я, что М. плохо владеет лекционным методам. Объяснение нового материала на большинстве уроков идет в вопросно-ответной форме. При подготовке к следующему уро­ ку предлагаю изменить изло­ жение нового материала. В ответ .слышу: «Нам методисты советовали пользоваться фор­ мой беседы». Что ж, предла­ гаю ей прочитать соответству­ ющую новую литературу, ряд статей в «Учительской газете», приглашаю к себе на урок, чтобы увидела сама эффект использования лекционного ме­ тода. Камнем преткновения для на­ чинающих учителей было проб­ лемное обучение. Подготовив открытый урок в десятом клас­ се по теме «Акустический резо­ нанс», Я пригласила их к себе. Созданию проблемной ситуа­ ции способствовал демонстра­ ционный эксперимент. Пони­ мая, что для более глубокого изучения метода проблемного обучения одного урока мало, мы провели педагогические чтения по этой теме, где опыт­ ные учителя школы выступали с рефератами. В помощь моло­ дым был выпущен и методиче­ ский бюллетень. Чтобы пристрастить начина­ ющих учителей к педагогиче­ ской литературе и творческой деятельности, мы поручаем им подготовку докладоз к заседа­ ниям педагогических советов, производственным собраниям, конференциям. Стараемся при­ влекать наших молодых коллег и к внеклассной работе. С удовольствием участвова­ ли молодые педагоги в подго­ товке и проведении месячника физики. Вечер «Здравствуй, фи­ зика!» понравился всем — и зрителям, и участникам, и учи­ телям. В праздник знаний су­ мели превратить необычный урок «Физика за чашкой «чая», который проводился после про­ хождения темы «Тепловые яв­ ления». Организован у нас и клуб любителей физики, где молодые учителя руководят различными секциями. Причем, каждый из них выбирал себе такую тему о душе. Процесс становления всегда труден, но тем отраднее ви­ деть, как молодой учитель рас­ тет день сто дня. Шлифуется его мастерство, оттачивается педагогическая зоркость. Н. ТИШАНИНОВА, заместитель директора Талицкой средней школы Добринского района. ХОРОШЕЕ НАЧАЛО В нашей школе молодых учи­ телей всегда встречают буке­ тами живых цветов, теплыми напутствиями педагогов, роди­ телей. Заметно, как это их ра­ дует, воодушевляет. Творчески начинают они свой, не побо­ юсь сказать, трудный путь, по­ степенно сознавая, как он бла­ городен и прекрасен. Помню, несколько лет назад вот так же встречали мы Га­ лину Шкатову. Она приняла класс от своей мамы, заслу­ женной учительницы школы РСФСР — Клавдищ Алексан­ дровны Кунаковой. Теперь Га­ лина Валентиновна — одна из лучших педагогов города и района: она плодотворно, раз­ носторонне работает с родите­ лями, ведет факультатив по' эстетике, увлеченно занимается с детьми во внеурочное время. И, конечно же, это главное, дает образцовые уроки иност­ ранного языка..' А сейчас все мы радуемся, глядя как хорошо начинается еще одна трудовая биография — Зои Михайловны Горюшки­ ной. Она много работает над собой: учится у тех, кто уже много лет преподает иностран­ ный язык, ходит на их уроки, посещает ребят на дому. Вид­ но, что молодой педагог хочет изучить наклонности учеников. Много раз мне приходилось слышать, как благодарно от­ зывалась Зоя Михайловна о Нашем завуче Василин Михай­ ловиче Бугакове. Это он с пер­ вых дней дал ей умные и по­ лезные советы, как находить «ключи» к сердцам мальчиков и девочек, как подойти к «труд­ ным», как найти верный тон в разговоре с родителями. Охот­ но помогает Зое Михайловне и ее наставница Лидия Иванов­ на Буркова. Вместе преодоле­ вают они трудности, встающие перед начинающим педагогом. И когда разговариваешь с нашей Зоей Михайловной, чув­ ствуешь: много и серьезно ра­ ботает она с детьми. Нередко в учительской видишь, как не­ посредственно, искренне раду­ ется она удавшемуся уроку, хорошо проведенному занятию в кружке по предмету. А не­ давно ее ребята поставили пье­ су на немецком языке. И это стало нашей общей радостью. Каждый новый день несет с собой новые хлопоты педагогу: то надо помочь ученикам отве­ тить их друзьям из ГДР, то отправиться в редакцию рай­ онной газеты на экскурсию, то подготовить с ребятами на­ глядное пособие к уроку. Не отмахивается от этих повсед­ невных дел Зоя Михайловна — все старается успеть сделать. Л. ПАШКОВА, учительница средней школы № 4 г. Грязи. КРАСОТОЙ ТРУДА УВЛЕЧЬ Индустриально - педагогичен ский факультет Липецкого пединститута организован не­ давно. Однако достигнуто уже немало. Крепнет материальная база учебных мастерских ин­ ститута. Грамотная, умная мо­ лодежь пополняет учительские коллективы отдаленных школ. Нелегкая эта миссия — быть полпредом рабочего класса в глазах сельской детворы. Для того студенты получают много­ профильную подготовку: шо­ фера, тракториста, токаря или слесаря-шлифовщика. Однако профессиональное умение — это далеко не все. Простой урокодатель, узкий специалист не сможет увлечь воспитанников красотой творче­ ского труда. Нужно много знать и широко мыслить, что­ бы действительно помочь юным сельчанам решить проблему выбора профессии в пользу общества, его интересов, све­ сти к минимуму противоречие между «я хочу» и «я должен», если оно возникло. Студентов посвящают в проблемы эконо­ мики села, знакомят с психоло- гическими особенностями сель­ ских школьников. «Трудовику» само время с его новыми тре­ бованиями отводит более весо­ мое, чем раньше, место среди педагогов. Негоже учителю тру­ да, как бывало, знать лишь свое ремесло. Владимир Шемякин не был отличником. Кое-какие дисцип­ лины не сразу дались ему: в вуз пришел из армии, и многое надо было осваивать заново. Зато как пригодились теперь преподавателю труда жизнен­ ный опыт, закалка, спортивная подготовка и даже титул чем­ пиона по стрельбе. Сейчас он директор одной из сельских школ области. Факультет поддерживает связь со своими выпускниками, следит за их судьбой. С инте­ ресом ждут и педагоги, и сту­ денты встречи за «круглым сто­ лом» с выпускниками последних трех лет. Придут, кстати, в ка­ честве приглашенных и не са­ мые благополучные, у кого по­ ка случаются нелады с местны­ ми хозяйственниками. Не ис­ сякло ли их терпение, желание во что бы то ни стало оставать­ ся полезными людьми, рабо­ тать на благо культуры села? Не исключено, что встреча в родном институте вдохновит, поддержит в трудную минуту. На факультете после педа­ гогической практики проводит­ ся анкетирование. Юноши и де­ вушки должны ответить, не ошиблись ли они в выборе про­ фессии. 80 процентов убеди­ тельно отвечают: если бы сно­ ва было предоставлено право выбора, пошел бы только сю­ да, и никуда больше. И все же находятся такие, кто не увидел в будущей профессии ничего привлекательного. Им — осо­ бое внимание: тут кроются бу­ дущие конфликты. Может быть, еще можно спасти в че­ ловеке будущего учителя? Хорошие традиции родились и крепнут у факультетской комсомолии. На одном из соб­ раний постановили: каждому безвозмездно отработать 12 дней на строительстве нового здания факультета. Это реше­ ние выполнено — корпус по­ строен досрочно. Опыт показывает: излишнее теоретизирование, «засушива­ ние» учебного процесса, отрыв его от жизни более всего вре­ дят подготовке учителя труда. Есть много примеров, когда де­ вушки отказывались от заня­ тий в мастерских, переходили на преподавание черчения, ри­ сования, даже физкультуры только потому, что им не хва­ тало навыков работы с дере­ вом или металлом. Горько им было ощущать, что к знаниям нужны и умелые руки. Беду первого выпуска учли в вузе. Теперь студентам на оп­ ределенном этапе обязательно предлагается подготовить, «изобрести» какое-либо новое пособие для мастерской, опи­ сать его, подготовить соответ­ ствующую методическую раз­ работку. И результаты сказа­ лись. Они не только в том, что иной вид и качество обрели са­ ми факультетские мастерские. Творческий задор царит в кружке моделирования. Сту­ денты охотно конструируют, увлеклись резьбой по дереву, выжиганием, черчением и рисо­ ванием. Все это пригодится им в школе. Без творческой жил­ ки немыслим хороший учитель. Выпускники говорят так: ес­ ли найдешь подход к ученикам и общий язык с ними, легче пережить любой конфликт. Тогда не уйдешь из-за пустяка, ведь «ребят от сердца нс ото рвать», успеваешь срастись со школой. Вот такими знающи­ ми, умелыми, интересными людьми и стремится сделать своих воспитанников педагоги­ ческий коллектив факультета. Г. ШАРИКОВА. На снимке: идут занятия в кабинетах индустриально-пе­ дагогического факультета ЛГПИ. Фото В* Базылева. П О Э Т И Ч Е С К А Я У и к УЧИТЕЛЬ Учитель мой! Призыв твой мудрый Открыл мне жизненный простор. И ты мой жребий многотрудный Советом облегчал с тех пор. В пути сквозь бури и теченья , Ты был то мягок, то суров — От первой формулы ученья До важных жизненных основ. Ты нас по годам, как по вехам, Провел уверенной рукой, Возвысив радостью успеха И подарив нам опыт свой. Благодарю за все, что вынес Я из общения с тобой, Мудрейший архитектор жизни. Благодарю, учитель мой! А. ЖИЛЯЕВ. ВСЕ ВПЕРЕДИ В минувшем сентябре для учительницы географии Крас пинской средней школы Ольги Николаевны Романенко начал­ ся второй учебный год. Только второй... Ей еще легко можно сосчитать все свои уроки: удач­ ные и неудачные, легкие а трудные. Она сама чувствует, что не все пока получается, как хотелось бы, не все ладится. Поэтому тщательно готовится к урокам, листает студенческие конспекты, учебники, справоч ники. Здесь, в Красном, Ольга Ни­ колаевна часто вспоминает свою добрую наставницу, учи­ тельницу географии липецкой средней школы № 43 Юлию Ивановну Аникину. Это она помогла закрепиться ее любви к профессии. В. СТЕЦЮК П Р И З Е А Н И Е В третьем классе ее кумиром стала учительница М. Н. Моро­ зова. Гале Горбуновой все нравилось в ней: и способность найти пути к сердцам ребят, и умение увлечь учеников на уро­ ках, её простота и скромность. Гале во всем хотелось подра­ жать Марии Николаевне. Мо­ жет быть, уже тогда подсозна­ тельное стремление- стать учи­ тельницей еще больше окрепло. А когда Галя окончила сред­ нюю школу, твердо заявила родителям: «Пойду только в педагогический и только на литфак». Теперь она уверенно говорит сама, что в институт ее привела любовь к детям. Она была прилежной студент­ кой. Особенно нравились ей лекции преподавателей В. В. Щеулина, Н. Д. Жихаревой. Много -дала практика в Липец­ кой средней школе № 19. Р у­ ководитель ее М. И. Морозова с первого дня предъявила к студентам строгие требования: конспект урока должен быть подробным; хорошо изучить учеников класса/знать их сла­ бые и сильные стороны, чувст­ вовать себя на уроках не прак­ тикантами, а учителями. Тре­ бовательность в сочетании с большой человечностью, чут­ костью, умение заранее преду­ предить возможные ошибки очень много дали студентам, в том числе и Гале. А после пединститута — на­ значение в новую, тогда толь­ ко построенную, 53-ю среднюю школу в Липецке. Новая шко­ ла — это и хорошо, и сложно: нет еще ни традиций, ни уста­ новившегося распорядка. Все надо начинать «с нуля». Теперь уже многое позади: и первые радости, и огорчения, и трудности в создании класс­ ного ученического коллектива, и тяжелый труд по оформле­ нию и оборудованию школы, бессонные ночи за научной и методической литературой. Самое дорогое воспоминание для Галины Ивановны — это теплое, заботливое отношение руководителей школы, опытных учителей к ним, начинающим педагогам. Запомнилось, пря­ мо-таки материнское отноше­ ние к ней Л. В. Сухачевой, ли­ тератора с большим стажем, человека щедрой души. Люд­ мила Владимировна часто при­ ходила к Галине Ивановне на уроки, приглашала на свои, помогала разрабатывать по­ урочные планы на трудные и сложные темы. Одним словом, стала настоящим наставником. Г. И. Горбунова преподает в 53-й школе уже четвертый год. Мне довелось наблюдать ее за работой. Подкупает’ довери­ тельное отношение молодой учительницы к ученикам и уче­ ников к ней. Урок отличало разнообразие методических приемов, сливающихся в единое целое, органический переход от повторения к новой теме, уме­ ние опереться при объяснении нового материала на ранее приобретенные знания учащих­ ся, широкая активизация клас­ са, высокая плотность урока, правильное соотношение инди­ видуальной и коллективной работы, воспитывающий харак­ тер дидактического материала. С первого года своей педаго­ гической работы Галина Ива­ новна является классным руко­ водителем. Тогда это был ше­ стой, а сейчас — 9«б». Она много поработала над тем, что­ бы сплотить ученический кол­ лектив, сделать его дружным, активным. Ее девятый — один из лучших в школе. В Обще­ ственных делах почти всегда занимает первые места в шко­ ле. Не только девочки, но и, мальчики активно участвуют в школьной художественной самодеятельности, в различных конкурсах. Осенью прошлого года они успешно работа­ ли в совхозе «Дружба» Гря- зинского района на уборке моркови. В социалистическом соревновании 9«б» занял пер-- вое место по школе. Класс стал победителем и в школьном соревновании в честь 60-летия ВЛКСМ. Девятиклассники Галины Ивановны трудовое обучение проходят в учебно-производст­ венном комбинате. Занимаются они там с большим интересом. Классный руководитель тща­ тельно следит за посеща­ емостью занятий, за отношени­ ем к труду. Радуется тому, что многие ребята после окончания школы решили работать по тем специальностям, которые они осваивают в комбинате. Большую помощь в работе по воспитанию ребят ей оказы­ вает классный родительский комитет, который возглавляет работница коксохимического производства НЛМЗ Н. Н. Иг­ натова. Родительский комитет, например, организует экскур­ сии на промышленные предпри­ ятия города. Ребята уже посе­ тили цементный завод, ЛПЦ-2 НЛМЗ, швейную фирму, а сейчас готовится экскурсия на станкостроительный завод. Молодая учительница уже третий год возглавляет школь­ ную учительскую комсомоль­ скую организацию, которая работает в тесном контак­ те с коммунистами школы. Вошло в традицию проведение совместных открытых партий­ но-комсомольских собраний. Так, в последнее время они состоялись на темы: «Гражда­ нином быть обязан», «Роль пионерской и комсомольской ор­ ганизаций в самоуправлении школы», «Устав школы. Как ты его выполняешь?». Все педагоги — комсомоль­ цы для оказания практиче­ ской помощи прикреплены к классным ученическим комсо­ мольским организациям. Я попросил коллег Г. И. Горбуновой высказать свое мнение о молодой учительни­ це. Вот они: Директор школы А. Н. Соло­ мина: «Работоспособна. Прин­ ципиальна, пунктуальна. Доб­ рая по натуре. Отзывчива, ча­ сто советуется по трудным вопросам. Любит детей, дети ее тоже любят». Организатор внеклассной и внешкольной воспитатель­ ной работы В. П. Скач­ кова: «Один из лучших клас­ сных руководителей в школе. Работает с ребятами с душой. Все передовое схватывает бы­ стро и стремится применить в своей работе». Секретарь парторганизации М. Ф. Князева: «Учительская комсомольская организация, которую возглавляет Галина Ивановна, хороший помощник нам, коммунистам. У нас тес­ ные контакты в работе». Наставник Л. В. Сухачева: «Свой предмет любит. К уро­ кам готовится тщательно. Од­ ним словом, смена надежная растет». ' П. КАШМЕНСКИЙ. На снимке: молодая учи­ тельница липецкой средней школы № 53 Г. И. Горбунова со своими учениками: готовит­ ся очередной номер классной стенгазеты. Фото В. Базылева. Страница подготовлена внештатным отделом школ «Ленинского знамени». • г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz