Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
27 марта 1979 г -, № 72 (15369) ( Ш н н н н в н н в н з ш в н н а ш ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Н А В С Т Р Е Ч У О Б Л А С Т Н О М У С Л Е Т У М О Л О А Ы X У Ч И Т Е Л Е Й ЩШШ ЕСШ ЭСТАФЕТУ РУНЕ Ответственны м сложны задачи, поставлен ные партией перед советской школой. Они состоят в том, чтобы совершенствовать всеоб щее среднее образование, повышать качест венный уровень обучения и воспитания под растающего поколения. В решении этих задач немалая роль отво дится и молодым педагогическим кадрам, по стоянно пополняющим коллективы учебных заведений — школ, профессионально-техниче ских училищ, техникумов и институтов. Более шестисот молодых учителей, выпуск ников педагогических училищ и вузов, еж егод но приходят в различные учебные заведения области, начинают свой трудовой путь. При нимая эстафету от старших педагогов, они учатся секретам профессионального мастер ства, постигают методику обучения и воспита ния, перенимают передовой опыт наставников. Наша сегодняшняя страница посвящена молодым учителям, их первым шагам, труд ностям и успехам. П УТ Ь К ТВОРЧЕСТВУ «Я убедился, что как бы человек успешно ни ок 1ГОгический вуз, как бы он ни был талантлив, а ее: кончил пе дагогическ ^ли не бу дет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом» А. С. МАКАРЕНКО. Д ВА ГОДА назад Ма рия Иванозна Попова впервые переступи ла порог Замартыновской средней школы Добровского района. Ей предложили вести 7 ' математику в старших классах. Как примут ее в коллективе? Как встретят ребята? Но напрасно волновалась молодая учительница. Шефство над «новенькой» взяла секре тарь парторганизации школы Ольга Пантелеевна Авилкина. Они вместе думали, как заинте ресовать ребят, умело органи зовать работу, как лучше ис пользовать наглядные пособия. Мария Ивановна постепенно понимала, что истинный интерес к учению — следствие не толь ко занимательности преподава ния, но и результат успешной деятельности самих учеников. Молодой педагог по совету Ольги Пантелеевны начала изучать методическую литера туру, посещать уроки своей наставницы. Вскоре появились и первые успехи: учащиеся при решении задач стали предла гать несколько способов, выби рать наиболее рациональные, их ответы все чаше отличались точностью и логичностью, уме- . нием обосновывать математи ческие расчеты... Многие педагогические кол лективы умело организуют по- , мощь начинающим учителям. 'Содержательно и интересно ‘ работает, например, с молоды ми специалистами замести тель директора Пружинской средней школы Липецкого рай она А. А. Тикунова. С первых дней она проводит с ними за нятия по различным темам, ор ганизует консультации. Моло дые учителя изучают методиче скую и педагогическую литера туру, посещают уроки опытных коллег. Во многих педагогических коллективах школ области по лучило широкое распростране ние наставничестзо. Старшие коллеги повседневно работа ют совместно с начинающими. В этом своеобразном творче ском содружестве осуществля ются единство теории и практи ки, контроль за результатами труда. Наставничество помогает кол лективному поиску эффектив ных приемов и методов, внед рению передового педагогиче ского опыта. Молодые учителя получают возможность постоян но, повседневно наблюдать, об разно говоря, «педагогическую лабораторию» своих старших коллег. Хорошую помощь им оказы вают и тематические консуль тации при районных методиче ских кабинетах. Продуманно эту работу ведет учительница средней школы № 1 г. Усмани О. И. Колесникова. Она вносит большой вклад в улучшение преподавания математики не только в районе, но и в обла сти. Каждый молодой специа лист всегда может получить консультацию у Ольги Иванов ны по различным темам, посе тить ее уроки. А они всегда интересны, поучительны. Весь процесс обучения и воспитания опытный педагог строит на ос нове стимулирования умствен ной и волевой активности де тей, развития их самостоятель ности. Большая и разнообразная работа проводится с молодыми педагогами в Елецком, Тер- бунском, Добрииском и других районах. Для них организуются районные семинары, конферен ции. Стали традицией конкурсы рефератов молодых учителей по проблемам обучения и вос питания школьников. Повышению педагогическо го и методического мастерства молодых учителей способствует и их самообразование, изучение передового педагогического опыта. И здесь неоценима по мощь старших. Они посещают уроки своих молодых коллег, тщательно анализируют работу, подсказывают, как устранить недостатки, рекомендуют изу чить соответствующую литера туру по различным проблемам. Все, о чем рассказано, конеч но, только начало работы с молодыми учителями. Поиски новых форм продолжаются. А то, что уже накоплено, предсто ит совершенствовать в соответ ствии с новыми требованиями, определенными постановлени ем ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР «О дальнейшем со вершенствовании обучения, вос питания учащихся общеобразо вательных школ и подготовки их к труду», рекомендациями Всесоюзного съезда учителей. В области созданы хорошие условия для плодотворного учебно-воспитательного про цесса. С каждым годом крепнет материальная база школ, улуч шается состав педагогических кадров, быт учителей. Но надо помнить, что это не даст ощу тимых результатов, если каж дый молодой педаго 1 не будет работать над собой. Заметим, что процесс становления моло дого педагога и его дальнейше го роста зачастую тормозится отсутствием навыков анализа результатов своего труда. Поэ тому руководители школ, учи теля должны учить молодых специалистов вдумчиво и г л у - боко анализировать итоги сво ей работы, видеть перспективы. Повседневная, кропотливая работа опытных Наставников с молодыми- педагогами — один из основных путей к творчест ву, он, без сомнения, позволит всем учителям, в том числе и молодым, работать более эф фективно и плодотворно. В. ПИЩУЛИН, директор института усо вершенствования учителей, заслуженный учитель шко лы РСФСР. З А ДВА последних года коллектив Талицкой средней школы за метно помолодел. К нам пришло девять выпускников пединститута. Мы помогли им определиться с жильем, а по том познакомили с законами, по которым живет наша шко ла, с ее традициями, с кабине тами и классами, ввели в курс работы методических объеди нений. Беседуя с бывшими выпуск никами, мы хотим понять, как они подготовлены, теоретически и методически, в какой помо щи нуждаются, как рациональ нее использовать полученные ими в институте знания во вне классной и общественной рабо те. На первом же педагогиче ском совете в торжественной обстановке посвятили вчераш них студентов в учителя, по знакомили» с наставниками. Помню, со своими стажера ми я провела ряд своеобраз ных собеседований по различ ным вопросам учебно-воспита тельной работы. И выяснилось, что прибывшая молодежь слабо владеет правилами ведения школьной документации, прин ципами тематического и по урочного планирования. Поэте- ПОМОЧЬ СТАНОВЛЕНИЮ му на консультации я принесла методическую литературу из личной библиотеки, свои по урочные и тематические планы. А уж после того, как был усво ен принцип планирования, по просила самостоятельно разра ботать одну—две темы, потом вместе проанализировали напи санное, внесли коррективы и только тогда составили рабочие планы. В августовские дни, когда приходит к нам новое попол нение, мы завершаем подго товку кабинетов к новому учебному году. К этой работе я обязательно привлекаю и молодых учителей. Пусть по смотрят раскладку оборудова ния, лучше познакомятся со своим будущим рабочим мес- том* При этом замечаю: неко торые приборы мои поц,ойечные видят впервые, другие хоть и видели, но не работали с ними. Это, на мой взгляд, большие просчеты физических кафедр института. Провожу с молодыми учите лями практикумы, помогаю составить план самообразова тельной работы, вместе мы раз бираем и первые уроки. А они, эти первые уроки, показывают что далеко не все имеют оди наковую подготовку. Некото рые дают неправильное толко вание понятий, другие слабо владеют современными метода ми преподавания, допускают теоретические ошибки. В целях избежания последних прошу своих подопечных не стесняться консультироваться со мной на кануне каждого урока. Так мы постепенно привыка ем друг к другу, чаще и дове рительнее становятся наши бе седы. Заметила я, что М. плохо владеет лекционным методам. Объяснение нового материала на большинстве уроков идет в вопросно-ответной форме. При подготовке к следующему уро ку предлагаю изменить изло жение нового материала. В ответ .слышу: «Нам методисты советовали пользоваться фор мой беседы». Что ж, предла гаю ей прочитать соответству ющую новую литературу, ряд статей в «Учительской газете», приглашаю к себе на урок, чтобы увидела сама эффект использования лекционного ме тода. Камнем преткновения для на чинающих учителей было проб лемное обучение. Подготовив открытый урок в десятом клас се по теме «Акустический резо нанс», Я пригласила их к себе. Созданию проблемной ситуа ции способствовал демонстра ционный эксперимент. Пони мая, что для более глубокого изучения метода проблемного обучения одного урока мало, мы провели педагогические чтения по этой теме, где опыт ные учителя школы выступали с рефератами. В помощь моло дым был выпущен и методиче ский бюллетень. Чтобы пристрастить начина ющих учителей к педагогиче ской литературе и творческой деятельности, мы поручаем им подготовку докладоз к заседа ниям педагогических советов, производственным собраниям, конференциям. Стараемся при влекать наших молодых коллег и к внеклассной работе. С удовольствием участвова ли молодые педагоги в подго товке и проведении месячника физики. Вечер «Здравствуй, фи зика!» понравился всем — и зрителям, и участникам, и учи телям. В праздник знаний су мели превратить необычный урок «Физика за чашкой «чая», который проводился после про хождения темы «Тепловые яв ления». Организован у нас и клуб любителей физики, где молодые учителя руководят различными секциями. Причем, каждый из них выбирал себе такую тему о душе. Процесс становления всегда труден, но тем отраднее ви деть, как молодой учитель рас тет день сто дня. Шлифуется его мастерство, оттачивается педагогическая зоркость. Н. ТИШАНИНОВА, заместитель директора Талицкой средней школы Добринского района. ХОРОШЕЕ НАЧАЛО В нашей школе молодых учи телей всегда встречают буке тами живых цветов, теплыми напутствиями педагогов, роди телей. Заметно, как это их ра дует, воодушевляет. Творчески начинают они свой, не побо юсь сказать, трудный путь, по степенно сознавая, как он бла городен и прекрасен. Помню, несколько лет назад вот так же встречали мы Га лину Шкатову. Она приняла класс от своей мамы, заслу женной учительницы школы РСФСР — Клавдищ Алексан дровны Кунаковой. Теперь Га лина Валентиновна — одна из лучших педагогов города и района: она плодотворно, раз носторонне работает с родите лями, ведет факультатив по' эстетике, увлеченно занимается с детьми во внеурочное время. И, конечно же, это главное, дает образцовые уроки иност ранного языка..' А сейчас все мы радуемся, глядя как хорошо начинается еще одна трудовая биография — Зои Михайловны Горюшки ной. Она много работает над собой: учится у тех, кто уже много лет преподает иностран ный язык, ходит на их уроки, посещает ребят на дому. Вид но, что молодой педагог хочет изучить наклонности учеников. Много раз мне приходилось слышать, как благодарно от зывалась Зоя Михайловна о Нашем завуче Василин Михай ловиче Бугакове. Это он с пер вых дней дал ей умные и по лезные советы, как находить «ключи» к сердцам мальчиков и девочек, как подойти к «труд ным», как найти верный тон в разговоре с родителями. Охот но помогает Зое Михайловне и ее наставница Лидия Иванов на Буркова. Вместе преодоле вают они трудности, встающие перед начинающим педагогом. И когда разговариваешь с нашей Зоей Михайловной, чув ствуешь: много и серьезно ра ботает она с детьми. Нередко в учительской видишь, как не посредственно, искренне раду ется она удавшемуся уроку, хорошо проведенному занятию в кружке по предмету. А не давно ее ребята поставили пье су на немецком языке. И это стало нашей общей радостью. Каждый новый день несет с собой новые хлопоты педагогу: то надо помочь ученикам отве тить их друзьям из ГДР, то отправиться в редакцию рай онной газеты на экскурсию, то подготовить с ребятами на глядное пособие к уроку. Не отмахивается от этих повсед невных дел Зоя Михайловна — все старается успеть сделать. Л. ПАШКОВА, учительница средней школы № 4 г. Грязи. КРАСОТОЙ ТРУДА УВЛЕЧЬ Индустриально - педагогичен ский факультет Липецкого пединститута организован не давно. Однако достигнуто уже немало. Крепнет материальная база учебных мастерских ин ститута. Грамотная, умная мо лодежь пополняет учительские коллективы отдаленных школ. Нелегкая эта миссия — быть полпредом рабочего класса в глазах сельской детворы. Для того студенты получают много профильную подготовку: шо фера, тракториста, токаря или слесаря-шлифовщика. Однако профессиональное умение — это далеко не все. Простой урокодатель, узкий специалист не сможет увлечь воспитанников красотой творче ского труда. Нужно много знать и широко мыслить, что бы действительно помочь юным сельчанам решить проблему выбора профессии в пользу общества, его интересов, све сти к минимуму противоречие между «я хочу» и «я должен», если оно возникло. Студентов посвящают в проблемы эконо мики села, знакомят с психоло- гическими особенностями сель ских школьников. «Трудовику» само время с его новыми тре бованиями отводит более весо мое, чем раньше, место среди педагогов. Негоже учителю тру да, как бывало, знать лишь свое ремесло. Владимир Шемякин не был отличником. Кое-какие дисцип лины не сразу дались ему: в вуз пришел из армии, и многое надо было осваивать заново. Зато как пригодились теперь преподавателю труда жизнен ный опыт, закалка, спортивная подготовка и даже титул чем пиона по стрельбе. Сейчас он директор одной из сельских школ области. Факультет поддерживает связь со своими выпускниками, следит за их судьбой. С инте ресом ждут и педагоги, и сту денты встречи за «круглым сто лом» с выпускниками последних трех лет. Придут, кстати, в ка честве приглашенных и не са мые благополучные, у кого по ка случаются нелады с местны ми хозяйственниками. Не ис сякло ли их терпение, желание во что бы то ни стало оставать ся полезными людьми, рабо тать на благо культуры села? Не исключено, что встреча в родном институте вдохновит, поддержит в трудную минуту. На факультете после педа гогической практики проводит ся анкетирование. Юноши и де вушки должны ответить, не ошиблись ли они в выборе про фессии. 80 процентов убеди тельно отвечают: если бы сно ва было предоставлено право выбора, пошел бы только сю да, и никуда больше. И все же находятся такие, кто не увидел в будущей профессии ничего привлекательного. Им — осо бое внимание: тут кроются бу дущие конфликты. Может быть, еще можно спасти в че ловеке будущего учителя? Хорошие традиции родились и крепнут у факультетской комсомолии. На одном из соб раний постановили: каждому безвозмездно отработать 12 дней на строительстве нового здания факультета. Это реше ние выполнено — корпус по строен досрочно. Опыт показывает: излишнее теоретизирование, «засушива ние» учебного процесса, отрыв его от жизни более всего вре дят подготовке учителя труда. Есть много примеров, когда де вушки отказывались от заня тий в мастерских, переходили на преподавание черчения, ри сования, даже физкультуры только потому, что им не хва тало навыков работы с дере вом или металлом. Горько им было ощущать, что к знаниям нужны и умелые руки. Беду первого выпуска учли в вузе. Теперь студентам на оп ределенном этапе обязательно предлагается подготовить, «изобрести» какое-либо новое пособие для мастерской, опи сать его, подготовить соответ ствующую методическую раз работку. И результаты сказа лись. Они не только в том, что иной вид и качество обрели са ми факультетские мастерские. Творческий задор царит в кружке моделирования. Сту денты охотно конструируют, увлеклись резьбой по дереву, выжиганием, черчением и рисо ванием. Все это пригодится им в школе. Без творческой жил ки немыслим хороший учитель. Выпускники говорят так: ес ли найдешь подход к ученикам и общий язык с ними, легче пережить любой конфликт. Тогда не уйдешь из-за пустяка, ведь «ребят от сердца нс ото рвать», успеваешь срастись со школой. Вот такими знающи ми, умелыми, интересными людьми и стремится сделать своих воспитанников педагоги ческий коллектив факультета. Г. ШАРИКОВА. На снимке: идут занятия в кабинетах индустриально-пе дагогического факультета ЛГПИ. Фото В* Базылева. П О Э Т И Ч Е С К А Я У и к УЧИТЕЛЬ Учитель мой! Призыв твой мудрый Открыл мне жизненный простор. И ты мой жребий многотрудный Советом облегчал с тех пор. В пути сквозь бури и теченья , Ты был то мягок, то суров — От первой формулы ученья До важных жизненных основ. Ты нас по годам, как по вехам, Провел уверенной рукой, Возвысив радостью успеха И подарив нам опыт свой. Благодарю за все, что вынес Я из общения с тобой, Мудрейший архитектор жизни. Благодарю, учитель мой! А. ЖИЛЯЕВ. ВСЕ ВПЕРЕДИ В минувшем сентябре для учительницы географии Крас пинской средней школы Ольги Николаевны Романенко начал ся второй учебный год. Только второй... Ей еще легко можно сосчитать все свои уроки: удач ные и неудачные, легкие а трудные. Она сама чувствует, что не все пока получается, как хотелось бы, не все ладится. Поэтому тщательно готовится к урокам, листает студенческие конспекты, учебники, справоч ники. Здесь, в Красном, Ольга Ни колаевна часто вспоминает свою добрую наставницу, учи тельницу географии липецкой средней школы № 43 Юлию Ивановну Аникину. Это она помогла закрепиться ее любви к профессии. В. СТЕЦЮК П Р И З Е А Н И Е В третьем классе ее кумиром стала учительница М. Н. Моро зова. Гале Горбуновой все нравилось в ней: и способность найти пути к сердцам ребят, и умение увлечь учеников на уро ках, её простота и скромность. Гале во всем хотелось подра жать Марии Николаевне. Мо жет быть, уже тогда подсозна тельное стремление- стать учи тельницей еще больше окрепло. А когда Галя окончила сред нюю школу, твердо заявила родителям: «Пойду только в педагогический и только на литфак». Теперь она уверенно говорит сама, что в институт ее привела любовь к детям. Она была прилежной студент кой. Особенно нравились ей лекции преподавателей В. В. Щеулина, Н. Д. Жихаревой. Много -дала практика в Липец кой средней школе № 19. Р у ководитель ее М. И. Морозова с первого дня предъявила к студентам строгие требования: конспект урока должен быть подробным; хорошо изучить учеников класса/знать их сла бые и сильные стороны, чувст вовать себя на уроках не прак тикантами, а учителями. Тре бовательность в сочетании с большой человечностью, чут костью, умение заранее преду предить возможные ошибки очень много дали студентам, в том числе и Гале. А после пединститута — на значение в новую, тогда толь ко построенную, 53-ю среднюю школу в Липецке. Новая шко ла — это и хорошо, и сложно: нет еще ни традиций, ни уста новившегося распорядка. Все надо начинать «с нуля». Теперь уже многое позади: и первые радости, и огорчения, и трудности в создании класс ного ученического коллектива, и тяжелый труд по оформле нию и оборудованию школы, бессонные ночи за научной и методической литературой. Самое дорогое воспоминание для Галины Ивановны — это теплое, заботливое отношение руководителей школы, опытных учителей к ним, начинающим педагогам. Запомнилось, пря мо-таки материнское отноше ние к ней Л. В. Сухачевой, ли тератора с большим стажем, человека щедрой души. Люд мила Владимировна часто при ходила к Галине Ивановне на уроки, приглашала на свои, помогала разрабатывать по урочные планы на трудные и сложные темы. Одним словом, стала настоящим наставником. Г. И. Горбунова преподает в 53-й школе уже четвертый год. Мне довелось наблюдать ее за работой. Подкупает’ довери тельное отношение молодой учительницы к ученикам и уче ников к ней. Урок отличало разнообразие методических приемов, сливающихся в единое целое, органический переход от повторения к новой теме, уме ние опереться при объяснении нового материала на ранее приобретенные знания учащих ся, широкая активизация клас са, высокая плотность урока, правильное соотношение инди видуальной и коллективной работы, воспитывающий харак тер дидактического материала. С первого года своей педаго гической работы Галина Ива новна является классным руко водителем. Тогда это был ше стой, а сейчас — 9«б». Она много поработала над тем, что бы сплотить ученический кол лектив, сделать его дружным, активным. Ее девятый — один из лучших в школе. В Обще ственных делах почти всегда занимает первые места в шко ле. Не только девочки, но и, мальчики активно участвуют в школьной художественной самодеятельности, в различных конкурсах. Осенью прошлого года они успешно работа ли в совхозе «Дружба» Гря- зинского района на уборке моркови. В социалистическом соревновании 9«б» занял пер-- вое место по школе. Класс стал победителем и в школьном соревновании в честь 60-летия ВЛКСМ. Девятиклассники Галины Ивановны трудовое обучение проходят в учебно-производст венном комбинате. Занимаются они там с большим интересом. Классный руководитель тща тельно следит за посеща емостью занятий, за отношени ем к труду. Радуется тому, что многие ребята после окончания школы решили работать по тем специальностям, которые они осваивают в комбинате. Большую помощь в работе по воспитанию ребят ей оказы вает классный родительский комитет, который возглавляет работница коксохимического производства НЛМЗ Н. Н. Иг натова. Родительский комитет, например, организует экскур сии на промышленные предпри ятия города. Ребята уже посе тили цементный завод, ЛПЦ-2 НЛМЗ, швейную фирму, а сейчас готовится экскурсия на станкостроительный завод. Молодая учительница уже третий год возглавляет школь ную учительскую комсомоль скую организацию, которая работает в тесном контак те с коммунистами школы. Вошло в традицию проведение совместных открытых партий но-комсомольских собраний. Так, в последнее время они состоялись на темы: «Гражда нином быть обязан», «Роль пионерской и комсомольской ор ганизаций в самоуправлении школы», «Устав школы. Как ты его выполняешь?». Все педагоги — комсомоль цы для оказания практиче ской помощи прикреплены к классным ученическим комсо мольским организациям. Я попросил коллег Г. И. Горбуновой высказать свое мнение о молодой учительни це. Вот они: Директор школы А. Н. Соло мина: «Работоспособна. Прин ципиальна, пунктуальна. Доб рая по натуре. Отзывчива, ча сто советуется по трудным вопросам. Любит детей, дети ее тоже любят». Организатор внеклассной и внешкольной воспитатель ной работы В. П. Скач кова: «Один из лучших клас сных руководителей в школе. Работает с ребятами с душой. Все передовое схватывает бы стро и стремится применить в своей работе». Секретарь парторганизации М. Ф. Князева: «Учительская комсомольская организация, которую возглавляет Галина Ивановна, хороший помощник нам, коммунистам. У нас тес ные контакты в работе». Наставник Л. В. Сухачева: «Свой предмет любит. К уро кам готовится тщательно. Од ним словом, смена надежная растет». ' П. КАШМЕНСКИЙ. На снимке: молодая учи тельница липецкой средней школы № 53 Г. И. Горбунова со своими учениками: готовит ся очередной номер классной стенгазеты. Фото В. Базылева. Страница подготовлена внештатным отделом школ «Ленинского знамени». • г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz