Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

С Е Р Д Ц Е Н А Д В О Е Н Е Д Е Л И Т С Я Из блокнота журналиста Р о д н и к Н а звание у этого села нека­ зистое — Коробовка, да и красотой особой оно не взяло. Вот только старинная роща, что за околицей, удивляет май­ скими зорями таким неисто­ вым пением соловьев, какого, наверное, нет на всем белом свете. Скажи здешнему старо­ жилу, что, например, знамени­ тые курские соловьи голоси­ стее — обидится не на шутку. В летний зной хранит роща тишину и прохладу. Не спеша, Словно уставшие от бесконеч­ ных зеленых хороводов, под­ нимаются наизволок от неглу­ бокой речки Байгоры березы и осины, высокие кряжистые дубки. Дальше — широкий суходол, иссеченный метелями, исстиранный дождями, напол­ няющийся жаркими июльскими днями, такими густыми аро­ матами чебреца и полыни, что кружится голова. На седом взгорье жмутся к молодым кудрявым садочкам коробовские огороды, не ото­ рвешь от них взгляда в пору глазастых подсолнухов. Буд­ то сошли они с полотен зна­ менитых пейзажистов. Потом — улицы. Обычные улицы нашего черноземного се­ ла с палисадниками, где стоят березки и рябины, с крашены­ ми наличниками окон. На косо­ горе рядом с колодцем — дом, старый, ничем не примечатель­ ный. Может, только одним он выиграл, тем, что далеко видны отсюда окрестные мес­ та. И насколько хватает глаз *— все приречные луга да поля. Простор необъятный. В этом доме вырос и соста­ рился Василий Герасимович Бурков. В селе его звали про­ сто Герасимычем. Больше ше­ стидесяти лет отдал он своим землякам. Не чаял души он в родном уголке. Однажды при­ гласили его на работу в город, . в областной центр. Сулили ^ всячески е удобства и блага: к тому времени он стал отмен­ ным бухгалтером. И Герасимыч согласился. Внимательно, с крестьянской основательностью присматри­ вался, как живут в городе. Хорошо живут, широко. И удобств здесь больше, и по ча­ сти развлечений — выбирай «забаву» на вкус. Тут тебе и кино, и театр, и филармония. А на Бангоре между тем готовились к сенокосу. И Гера­ симыч все чаще представлял себе привольные, расшитые цветами луга, вспоминал, как во утрам дрожат на них хру­ стальные росинки, -а в раски­ дистых приречных вербах ко­ му-то отсчитывают годы к у ­ кушки. В такие минуты та ду­ ше становилось тяжело ж не­ спокойно. — И однажды, —- рассказы­ вал мне Герасимыч, — я по­ нял: сердце надвое не разде­ лишь. В последние годы перед вы­ ходом на пенсию работал в совхозной конторе. Бывало, идет туда этак часиков в пятц а за селом уже рокочут косил­ ки. Воздух свежий, чистый, благодатный. В травах на до­ рожной обочине пронзительно голубеют васильки. Любил все это Герасимыч, но больше все­ го был неравнодушным к не­ большому родничку, что стру­ ится из-под косогора возле его дома. Вокруг родничка — су­ хая луговинка, с крупными листьями подорожника. В яс­ ные солнечные дни вода там кажется синей-синей, потому что туда падает кусочек неба. Каждую весну Герасимыч заботливо чистил родничок, и вода, стекающая в Байгору, начинала журчать веселее. Ру- чейковую мелодию не описать. Порой кажется, что это не струйки воды звенят, а поет самозабвенно и восторженно сама душа природы. Минувшей осенью старик тя­ жело заболел. Когда понял, что силы покидают его, спу­ стился под косогор, вновь по­ чистил крохотный омуток, оборвал сорную траву возле него и наказал соседским ре­ бятам беречь родник. Пусть люди всегда любуются его кра­ сотой. В конце зимы Герасимыча похоронили. Оставил он после себя не только светлую память работящего человека, но и чудесный уголок родного села!. Как только расцветет весна, обязательно загляну в Коро- бовку, поклонюсь роднику, ко­ торый был для этого доброго старика поэтическим симво­ лом Родины, самой жизни. Вспоминаю я Герасимыча и думаю, что у каждого из нас должен быть свой родник. Нельзя без него— Свидания Теперь здесь поле. Обычное русское поле. По весне зеле­ неет оно ровными всходами, похожими на острую щетинку, по осени — топорщится густой стерней. Несколько лет назад стояла здесь небольшая дере­ венька Угольная. По нынеш­ ним меркам оказалась она не­ перспективной. Сейчас такие деревеньки исчезают, как снег, ненароком выпавший на теп­ лую апрельскую землю. Люди уходят в большие села, где жить и работать куда удобнее. Таков закон времени. Случайно мне довелось уви­ деть, как из Угольной уезжал последний ее житель, вернее жительница, Марья Дадонова, женщина уже пожилая, с час­ тыми прядями седых волос. Когда погрузили ее немудре­ ный скарб, она не села на под­ воду, а пошла пешком без­ людной околицей. Шла мед­ ленно, всматриваясь в каж ­ дый кустик у почерневших пдетней, словно что-то иска­ ла.„ Вскоре единственную улицу распахали. Осталась лишь старая яблоня, которую трак­ тористы не тронули. У этого дерева я и встретил Марыо снова. Был май. Яблоня оде­ лась в бело-розовый наряд, над цветками деловито гудели пче­ лы. Женщина стояла, присло­ нившись к морщинистому ство­ лу, и задумчиво улыбалась. Бывает, человек смотрит на тебя, даже говорит с тобой, а собеседника не видит. Он где- то далеко в своих мыслях. На­ верное, так было и тогда. Бро­ дила Марья по росным тропин­ кам далекой юности, убегала на закате к этой самой яблоне, где повстречала развеселого парня. Поженились перед са­ мой войной. Только недолгим было счастье... Потому она и съезжала последней, потому и никогда не сотрется из памяти милая деревенька, ее степные мали­ новые зори и пыльный июнь­ ский проселок, по которому провожала мужа на фронт... Пролетели годы. Вот и при­ шла старость, давно вырос и завел свою семью сын — ко­ пия отца, а все не верится, что ее Василий не вернется. Все кажется, вот-вот появится на пригорке знакомая фигура. И ведь знает: не придет. А ждет. Таково женское сердце. Каждую весну, когда насту­ пает пора цветения, Марья приходит на свидание с ябло­ ней. А прошлой осенью она по­ садила рядом с нею крохотный дубок. — Когда он подрастет, — сказала, — пусть внучата при­ бегут сюда, порезвятся на приволье. А. ЗАМ Я ТИ Н . а1111111ШШШП(11111ТП191111111ШШ<шт11т1т111111Ш11111ПШ1НП1Ш1НП11Ш1Ш11111111111П11Ш1 дерево». В Липецке театр гастроли­ рует впервые. Мы надеемся, что наши ра­ боты найдут отклик в сердцах липецких зрителей/ Б. ЛОШЕНЬКОВ, помощник главного режиссера по литературной части Владимирского драмтеатра. СМОТР ХОРОВЫХ КОРОЧА (Белгородская об­ ласть), 24. Смотр хоровых кол­ лективов области проходит в этом районном центре. Для исполнения коллективы наряду с современными музыкальными произведениями использовала КОЛЛЕКТИВОВ лучшее из сокровищницы фоль­ клорного искусства. Призами, дипломами и грамотами отме­ чено творчество нескольких сельских хоров. Ныне в обла­ сти действует более четырехсот хорея. (ТАСС). МОЛОДОСТЬ СТАРОГО ТЕАТРА у 23 марта в областном дра­ матическом театре начались гастроли Владимирского театра драмы им. А. В. Луна­ чарского. Это один из старей­ ших русских театров страны, скоро он отметит свое двух- 5^ сотлетие. Творческую работу коллек­ тива возглавляет главный ре­ жиссер Константин Юрьевич Баранов. Сегодня на суд взыскатель­ ных липецких зрителей театр представляет классический раздел своего репертуара. Это — и «Медвежья свадь­ ба» А. В. Луначарского, на­ писанная по широко известной новелле Проспера Мериме «Л окис», в свою очередь соз­ данной по старинной литов­ ской легенде о неистовой люб­ ви и злой силе рока, о борьбе горячего человеческого сердца и мрачной действительности, и впервые поставленная на со- у ветской сцене инсценировка известного романа Мопассана «Милый друг». Режиссер обоих спектаклей Владислав Пази. Театр привез липецким зри­ телям и веселую комедию «День чудесных обманов», по­ ставленную главным режиссе­ ром театра К. Ю. Барановым по пьесе Р. Шеридана. Юным зрителям мы предла­ гаем сказки «Белоснежка и семь гномов» и «Волшебное Москва. Коллектив Косинского трикотажного производст­ венного объединения взял на 1979 год повышенные обязатель­ ства. Предприятие в новом году значительно увеличит выпуск продукции. Будет изготовляться 205 различных изделий, из них 111 — для детей красивой цветовой гаммы, с рисунками. А для женщин — с орнаментом, используемым в народной одежде. Всего за 1979 год планом предприятия намечено изго­ товить пять миллионов 450 тысяч изделий. На снимке: работницы трикотажной фабрики демонстри­ руют новые изделия, выпускаемые в этом году. Фото В. Савостьянова. (Фотохроника ТАСС). . Поэтическая р у б р и к а БИОГРАФИЯ ПОКОЛЕНИЯ Батрак, комсомольский ра­ ботник, военный моряк, капи­ тан третьего ранга, участник героической обороны города Ленина на Неве — таков ж из­ ненный путь поэта Сергея Панюшкина, — путь поколе­ ния, на долю которого вслед за отцами-красноармейцами, завоевавшими Советскую власть, выпало отстаивать сво. боду и независимость Совет­ ской страны от лютого врага — фашизма. Говорят, что биография поэта — это его стихи. И это действительно так. Стихи Сер­ гея Панюшкина — это поэти­ ческая исповедь моряка-фрон- товика, безмерно любящего Родину, чувствующего себя и по сей день в рядах ее защит­ ников. Автор семи поэтических сборников, С. Панюшкин по­ лон творческих сил. В канун его 60-летия вЬиодят еще два его сборника. Сегодня в на­ шей поэтической рубрике представляем стихи из новых книг поэта. * * * Стихи, как принято,' я не творил И с*г стихов не ожидал признанья. Я просто обнаж енно говорил. Как выступают резко на собраньях^. Однажды мне сказал большой поэт: «Прочел твои стихи — открыл поэта!..» Большой поэт оставил видный след, А у меня заметной строчки нету. Не помышляю первенство стяжать. Ни погрешить, как он, ни на йоту И «не левее сердца» мне б держ ать Граж данскую лирическую ноту! * * * ...А нам не видится покой И за чертою лет! Спешим в сраж енья — Я, живой, И те, которых нет. Ну ладно мне, а им к чему, Почившим, жить войной? На выстрелы беж ать, в дыму, Как и тогда со мной? За что же в снах Им память мстит. С тех пор отняв покой? Она и павших не щадит За жизненной чертой?!.. $ ** Бывают дни мы связи рвем с друзьями, Коль не находим в них душевной теплоты, И отрываемся, как от врагов с боями, Сжигая наведенные мосты. * * * ...Вот село. А на храме знакомом — Серебро обновного креста. Мать честная! Как ахнуло громом: Где стоял отчий дом — пустота. Только горькая божья полынка Малым клином дрожит на ветру — Материнской белесой косынкой, Той, в которой я встретил сестру. И сучочки, и трещинки сруба, Все, что знал наизусть отродясь, Все исчезло... Какая погуба— Так на фронте теряется связь. Коршун кружит, как мертвый, снижаясь, И чапураз застыла в тиши.. И бунтует, чтоб выжить, сражаясь, Отрешенная память души. ПОБРАТИМУ Говорят, только лошади спят на ходу. Я в походах не часто ложился в постели. Засыпал на ходу я На ладож ском льду Под разрывы снарядов и посвист метелей. Многотонную тяж есть военного сна Я развеивал, встав на десантные лыж и.. Потому и восстала из пепла страна, Что с тобой мы шагали «Дорогою жизни!» НА НЕВСКОМ ПЯТАЧКЕ Много дней здесь шел нелегкий бой — Нас в живых остались единицы. Мы пришли, пришли сюда с тобой, Чтоб друзьям-героям поклониться. Здесь в те дни и травы не росли, Ныне встали молодые клены. ..Здесь, в земле Навечно полегли Броневым заслоном Батальоны. * * * ..Уходят курсанты в казенном и новом, В учебный поход вышли наши курсанты. Сверкнули, как грозы, стальные швартовы. На борт, словно рыбицы, выбраны кранцы. Задраены крепко угрюмые трюмы. Натянута снасть от кормы до бушприта. И гимны запели скрипичные струны, Которыми стройные мачты увиты. В заливе штормит, ветер правого галса. И чайка, как вымпел, на гребне скалистом. Курсанты глядят с корабельного марса Глазами Нахимова И декабристов. Свинцового неба тяж елые своды На мокрые плечи взвалили курсанты. Вселенную всю пронесут через годы Российской державы Курсанты-атланты! НАУШНИКАХ Лы- онга, перебивая друг друга, резко зву­ чали голоса друзей. Может, и он сам кричал что-то в пылу боя. За какую-то долю секун­ ды он успел увидеть, что выпу­ щенная им короткая очередь прошла мимо самого крыла «фантома», который все время петлял из стороны в сторону и вдруг провалился вправо. Стис­ нув зубы, Лыонг бросил ма­ шину за ним вслед. Промельк­ нули два «МИГа» — Шау и Доан, — они круто шли вверх, держась почти рядом, из пере­ груженных турбин вырывались красноватые вспышки. «Фантом» почти вертикально взмыл вверх. Л«^нг нажал на гашетку. Ракеты ударили в брюхо самолета противника, и он рухнул на землю...» Это небольшой отрывок из романа офицера вьетнамской армии, писателя, генерального секретаря Союза писателей СРВ Нгуен Динь Тхи. Роман называется так: «Линия фрон­ та прочерчивает небо», напеча­ тан в русском переводе в жур­ нале «Иностранная литерату­ ра» в 1968 году. Познакомился ц с этим уди­ вительно скромным, моложа­ вым человеком в 1973 году в Дубулты, в доме творчества писателей. Так получилось, что и сидели мы за одним сто­ лом, и комнаты наши находи­ лись рядом. И однажды Нгуен сказал мне: «У нас во Вьет­ наме сосед считается таким же близким человеком, как и родной брат». Почти каждый вечер мы уходили на пустын­ ный берег холодного Рижского взморья и беседовали обо всем на свете. Я рассказывал Нгуену о войне, о ленинград­ ской блокаде, о Липецке (кстати, про Липецк он слы­ шал у себя на родине от дру­ зей, которые проходили прак­ тику на предприятиях города). Есть такие люди, которые обладают великим даром: с удивительным вниманием слу­ шать собеседника и в то же время умудряться почти ничего не рассказывать о себе. Таким был и Нгуен Динь Тхи. Однажды, когда мы плавали в бассейне, я увидел на теле товарища несколько синеватых, ИСТОРИЯ одного АВТОГРАФА ------- Памятные встречи — совсем еще недавних шрамов, спросил, откуда они? Нгуен как-то по-детски улыбнулся: «По мне можно изучать йсто- рию отражения иноземных зах­ ватчиков». Почти никогда не рассказы­ вал он о своих литературных делах, творческих успехах. Позже я узнал, что Нгуен Динь Тхи один из наиболее известных литераторов Вьетна­ ма. Его романы: «В огне», «Линия фронта прочерчивает небо», «Вперед, в атаку!» пе­ реведены на русский язык, а поэмы «Солдат Шань и его мать», «Прорванные берега», «Солдат» и многие другие про­ изведения являются широко известными во Вьетнаме, Лао­ се, Таиланде. Позже, когда мы сошлись ближе, Нгуен поведал о труд­ ных годах иностранного втор­ жения, вспомнил, как осваивал советские «МИГи», сбивал зах­ ватчиков, о том, что во всех городах страны на пешеходной части тротуаров через каждые 20—30 метров устроены ин­ дивидуальные убежища из цементных или шлакобетон­ ных труб диаметром 1,3 и глу­ биной до 1,6 м. Труба опу­ скается в яму, верхний ее край приходится вровень с по­ верхностью тротуара, а свер­ ху такая ячейка накрывается цементной крышкой. Незаметно пролетел месяц. Настала пора прощания. И тогда Нгуен Динь Тхн написал мне на память по-вьетнамски эти строки, которые в перево­ де звучат так: «Анатолию Баюканскому. Здесь я вдали от дома, и все незнакомо здесь мне. Но Ваш открытый харак­ тер, сердечность Ваша очень пришлись по душе. Сегодня ветер уж очень сердит, н сильно метет снег, и почему-то о доме, только о доме все вспоминается мне. Эти редкие строчки мои желают Вам счастья, желают Вам радости; очень мала наша Земля, и кто знает, может быть нам еще предстоит встретиться». Так зародилась наша друж­ ба. Не так часто, как хотелось бы, подучал я от него весточ­ ки, в основном, поздравления к праздникам, писал ему. Он неизменно присылал письма в конвертах, на которых было изображено древнее дерево банги — символ мира и бла­ гополучия. В одной открытке Нгуен написал слова, сказан­ ные Хо Ши Мйном: «Ничто не может поколебать железную волю и решимость героическо­ го народа Вьетнама отразить любых захватчиков и отстоять свою родину. Чем свирепей они и злее, тем тяжелей их преступления». Эти гордые фразы вспом­ нились мне в дни, когда на республику вероломно напали китайские агрессоры. И они не могли поколебать волю Вьетнама. И сегодня я не знаю, где на­ ходится мой вьетнамский друг. В одном уверен: конечно, он там, где самый жаркий бой, где совершают свои подвиги Лыонг и Тоан, Шау и Киен — герои его книг. А возможно и сам поднимает в небо само­ лет с желтой звездой в красном кругу — опознава­ тельный знак военной авиации СРВ, офицер, писатель, поэт, чуткой души человек Нгуен Динь Тхи. А. БАЮКАНСКИИ. / 4 */- В Г с * Л ( Ь СОеЖ I 'Л р - Ц ' к * ■к» - а л & ' г & М , « у Яг*] & <Л‘ „ / ! , ^ д а & & $ с ш . , с о о * . т х р о н и к А К У Л Ь Т У Р Н О Й жизни ВЕЧЕР В БИБЛИОТЕКЕ Сотрудники центральной городской библиотеки постоян­ но ищут и находят^разнообраз- ные формы пропаганды книги, привлечения читателей. Этой же цели был посвящен и не_ давний литературный вечер, который назывался «Книга — библиотека — читатель». Он вылился в увлекательный рас­ сказ о рождении литературно­ го произведения, о его значе­ нии в жизни человека. Со своей творческой лабора­ торией познакомила участни­ ков вечера липецкая поэтесса С. В. Мекшен. Старший биб­ лиограф В. М. Мызникова рассказала о книжных новин­ ках, многие из которых можно было приобрести в работавшем здесь же киоске. На вечере выступила и агит­ бригада сотрудников централь­ ной городской библиотечной системы. Ее участники стиха­ ми, песнями, небольшими сценками интересно, с любовью рассказали о своей профессии. «СЛОВА МАТЕРИ» Так называется новый доку­ ментальный фильм, который выходит на экраны - области. Он откроет зрителям еще одну страницу жизни писателя, ак­ тера и режиссера Василия Ма­ каровича Шукшина. Автор картины — близко знавший Шукшина оператор Анатолий Заболоцкий, снимавший «Печ­ ки-лавочки» и '«Калину крас­ ную». «Слова матери», по призна­ нию самого режиссера, скорее этюд, рассказывающий О роди­ не Шукшина. В фильме ис­ пользованы воспоминания ма­ тери писателя Марии Сергеев­ ны, человека интересной судь­ бы, наделенной природным умом и талантом. Фильм снят в родных местах Василия Шукшина. В нем участвуют жители Алтайского края, знакомые нам по карти­ не «Печки-лавочки». ПОРА ЗРЕЛОСТИ Штрихи к творческому портрету коллектива Народному самодеятельному академическому хору новолн- пгцких металлургов 45 лет. Сегодня он — гордость завод­ ского Дворца культуры, боль­ шой, прочно сложившийся кол­ лектив с интересным и разно­ образным репертуаром, четко выраженной творческой инди­ видуальностью. К нему уже пришло широкое признание: хор достойно несет высокое звание «Народный», он — лау­ реат Всесоюзного фестиваля самодеятельного художествен­ ного творчества трудящихся. И если мы предъявим к его искусству даже строгие про­ фессиональные требования, то на многие из них он ответит по самым высоким оценкам, не нуждаясь ни в каких скид­ ках. Это — сегодня... А попробуйте мысленно пе­ ренестись на 45 лет назад. Не было тогда ни Дворца культуры, ни хора. Все начи­ налось с маленького кружка любителей хорового пения, ко­ торый иногда собирался в по­ мещении столовой. Впрочем, даже такие встречи носили нерегулярный характер — не было для этого времени. Это были годы великих и очень трудных строек. Годы, когда только закладывалась буду­ щая промышленная мощь Со­ ветской державы. Была и нес- шц которая «строить к жить помогает» (заметьте, «Марш веселых ребят», из которого взяты эти слова, тоже родил­ ся в те годы). Рабочий коллектив — слож­ ный, но всегда крепко спаян­ ный организм с удивительно прочной памятью. В нем ни­ когда не забывается однажды возникшая добрая традиция, нз поколения в поколение пере­ даются имена ее зачинателей. Хор, возникший в заводском коллективе, развивается вместе с ним, по его законам. Уже давно нет в живых многих из тех первых запевал, которые закладывали фундамент хора, но и сегодня здесь свято пом­ нят их имена: влюбленного в песню Н. Степанова, его пер­ вого самодеятельного руково­ дителя С. Старикова, при ко­ тором коллектив отважился на свою первую большую работу: совместно с заводским драма­ тическим кружком он поставил оперетту В. Александрова «Свадьба в Малиновке», на­ чальника железнодорожного цеха И. Алексеева, руководив­ шего хором в годы Великой Отечественной войны. В ту пору поредели его ряды... По несмотря на сложнейшие ус­ ловия, мржет быть, никогда позже хор не развивал такой напряженной концертной дея­ тельности — он нес такой нужный заряд бодрости завод- ским рабочим, колхозникам ок­ рестных сел, воинам Крас­ ной Армии, раненым, из­ лечивающимся в госпиталях. Нелегко было самодеятель­ ным артистам отдавать корот­ кие часы отдыха между сме­ нами. Но выступления хора ждали, ему радовались, и ко­ роткое слово «Надо!» вновь и вновь подышало его участ­ ников на наспех сколоченные подмостки. После 50-х годов стремитель­ но расширяется завод. Десятки тысяч людей пополняют его коллектив. Вместе с заводом растет, творчески крепнет, об­ новляется и его академический хор. С вводом в действие Дворца культуры металлургов он получает отличные усло­ вия для занятий, богатые кос­ тюмы для концертов. Но кому много дано, с того много и спросится. Е$сущности, весь пройденный путь был толь­ ко подготовкой к настоящему мастерству. Чтобы достичь его, одного, природой данного голоса, мало. Нужно еще по­ ставить его, развить дыхание, слух, постигнуть основы дик­ ции, нотной грамоты, освэигь культуру многоголосного пе­ ния... Вот какие сложные за­ дачи предстояло теперь решать самодеятельным хористам и их руководителям. Скажете; ну, а зачем все зто надо, к примеру, разливщику металла Б. Попову, начальнику лаборатории вычислительной техники Г. Королевой или сменному мастеру В. Шевчуку? Высококлассные, уважаемые специалисты на производстве, вовсе не молодые, обременен­ ные заботами люди. Кажется, им бы проШто отдохнуть в сво­ бодную минуту... Не единым хлебом жив че­ ловек. Посмотрите вниматель­ но, с какой увлеченной настой­ чивостью занимаются они в хоре, как десятки (а может, сотни?) раз повторяют один и тот же звук, музыкальную фра­ зу, обогащая их новыми, более выразительными оттенками, как упорно преодолевают сложности хоровой партитуры, и вы поймете, что может сде­ лать подлинная любовь к пес­ не, желание понять и передать пленительную силу ее лириче­ ского образа. Вечное и неуем­ ное стремление личности к гар­ монии и совершенствованию. Особенно окреп коллектив творчески в последние 10—12 лет, когда к его руководству пришли опытный музыкальный педагог, заслуженный работник культуры РСФСР В. Жеглов, человек, мягкость характера которого удивительно сочета­ ется с высокой требовательно­ стью, и его молодые, предан­ ные делу помощники — воспи­ танники Липецкого музыкаль­ ного училища хормейстер О. Макарова и концертмейстер В. Копытов. Они принесли с собой и сумели привить певцам не только необходимые знания, навыки, но и главное — высо­ кую музыкальную культуру. Расширяется репертуар. Те­ перь рядом с песнями русских и советских композиторов в нем появляются крупные по­ лотна — оперные хоры Глинки, Сметаны, Хренникова, Росси­ ни. Коллектив оттачивает ис­ кусство высшей степени слож­ ности — произведения испол­ няются без музыкального со­ провождения. Растет и его по­ пулярность у широкой аудито­ рии. Он — неизменный побе­ дитель многих смотров, фести­ валей самодеятельности. А недавно состоялся творче­ ский отчет хора перед новоли­ пецкими металлургами. Зрите­ ли отметили хороший строй, богатство и изящную тонкость музыкальных нюансов, испол­ нительскую искренность. Вели­ колепно прозвучали, например, песни «Сын великой партии» Мурадели, «Шуми, Амур» Ру­ мянцева, «Белеет парус одино­ кий» Варламова. Порадовали и солисты. Дуэт Лизы и Поли­ ны из «Пиковой дамы» Чай­ ковского, например, у Г. Ко­ ролевой и Г. Шальневой был просто превосходен. А в заключение было мно­ жество горячих приветствий, поздравлений, благодарных слов. Многие хористы награж­ дены Почетными грамотами. Это была це только высокая оценка их вокальных способ­ ностей, но больше — дань их огромному труду, их упорству, стремлению приносить людям радость общения с прекрас­ ным. Высокая, но заслуженная награда, свидетельствующая о том, что коллектив — на вер­ ном пути. К. ГУРЕНОК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz