Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
18 марта 1979 г., №65 (15 362)'’ Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ А Се годн я — День работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения С егодня—День работников жилищно-комму нального хозяйства и бытового обслуживания населения. Хорошими успехами в труде встре тил свой праздник коллектив Липецкого ателье высшего разряда объединения «Липецкобл- швейбыт», С высоким качеством и в намечен ный срок заказчики получают свои обновы. Об этом прежде всего заботится хозяйка сало на, контролер Зоя Федоровна Таганова, кото рую вы видите на снимке. Высоких показателей в труде добился и кол лектив объединения «Облрембыттехника». За 1978 год было выполнено 115 тысяч заказов по ремонту холодильников, электробытовых приборов, стиральных машин, часов, фотоки ноаппаратуры и другой техники. Опытными работниками здесь считаются комсомольцы диспетчер Антонина Васильевна Шарапова и слесарь по ремонту холодильни ков Виктор Иванович Пищулии. Фото Ю. Клюева. Ч е л о в е к , к о л л е к т и в , п р о и з в о д с т в о Н ЕПРЕЛОЖНЫ Й З А К О Н Сложилось так, что перееха ла Нина Тимофеевна в волов- ское село Липовец, в колхоз имени Кирова. Послали ее на молочнотоварную ферму. Но вая работа пришлась по душе. Не изменяет она ей вот уже двадцать пять- лет. „.В окно постучали. —г Тимофеевна, уж не спишь ли? — послышался голос с улицы. — Мы на работу соб рались. Соловьева, уже давно под- / 4 жидавшая подруг, вышла на улицу. В лицо пахнуло утрен ней свежестью. Любит Нина Тимофеевна эти трепетные ми нуты, когда рождается новый день. Любит свои повседнев- (I у ные хлопотливые заботы. Есть * у нее непреложный закон быть требовательной и к себе, и к подругам, работать на совесть. В то утро дела шли хорошо. Управившись со своей груп пой коров, Нина Тимофеевна проходила по ферме. Неожи данно остановилась. Ну, так я есть: опять не почистила ко ров Валентина Левушкина. Она отыскала доярку. Та уже собралась домой. —- Что же, так и уйдешь спо койно? — сверкнула глазами Соловьева. — Когда у тебя пробудится совесть-то? Левушкина пристыженно опустила глаза. Не раз уже ей делали подобные замечания. Но на этот раз Валентина по няла: Тимофеевна не успокоит ся, опять соберет доярок и поднимет шум. И что ей, боль ше всех надо, что ли? Такая же доярка, как и все, а нос сует всюду. Подумаешь, ре зультаты у нее хорошие. Но не всем же ходить в передовиках. Когда-то примерно так рас суждала н Таисия Новикова. Колхозницы на ферме, не таясь, говорили о ней: — Не с душой работает че ловек. Подводит коллектив. Слова эти Таисия пропусча- ?***а мимо ушей. Казалось, ни- $НТО не влияет на нее. Но Нина Тимофеевна, бывало, засучит рукава и помогает Таисии. Товарке совестно, а Соловьева будто не замечает этого, рабо тает. И лед тронулся... Сейчар коровы в группе Но виковой — любо поглядеть, и в эстафете соревнования ее фамилия не на последнем мес те. ...— Ладно, чего уж там... — в ответ на замечание Соловье вой отозвалась Левушкина. В этот день на ферме опять задержались все. Говорили о чести коллектива, об отноше нии к общему делу. И хоть неприятен был такой разговор для некоторых, но Нина Тимо феевна зн; на» что он полезен. И не только для тех, кто изо дни в день отстает, но и для средних доярок. По поручению парткома Ни на Тимофеевна изучала мате риалы июльского (1978 г.) Пленума ЦК со своими подру гами по работе. Ну, а больше, конечно, агитировала практи ческими делами, личным при мером. Вызвав на соревнование Ма рию Николаевну Чернышеву, она вышла победителем в тру довом соперничестве, обяза тельства перевыполнила. В на чале этого года Соловьева опять вызвала на соревнование Марию Николаевну. При под ведении итогов за февраль она вновь оказалась впереди. Но эти успехи все же не удовлетворяют ее. Знает она, что можно добиваться боль шего, если бы в бригаде боль ше уделялось внимания живот новодству. И об этом она как коммунист прямо говорила на партийном собрании, состояв шемся в прошлом месяце. На собрании вели речь о том, как повысить продуктивность животных с тем, чтобы достичь показателей передовых ферм района. — Ведь нечего греха таить, — сказала в своем выступле нии Н. Т. Соловьева, — много продукции мы теряем из-за неорганизованности. Бывают случаи, что и корма вовремя не подвозятся. Да и кормоцех наш так и не работает. Разве это по-хозяйски? По замечаниям коммунистки ыли приняты меры. Ц сама [ина Тимофеевна, будучи на- одным контролером, делает ного для того, чтобы навести орядок на ферме. Сейчас здесь надои повысн- ись. Однако она хорошо по ймает, что дел впереди непо- атый край. И одними р а з б орами тут не обойтись. Н. Т. Соловьева по пра- у считает себя на переднем рае и делает все, чтобы ао- еныне было на ферме всяко- о рода неурядий. Так велит олг члена партии. С фермы Нина Тимофеевна озвращается по знакомой ропинке. Весело звенит будо- ажущая сердце весенняя ка- ель. Почернели снежные суг- обы, скоро половодье. Весна ловно прибавляет сил Нине имофеевне. Может быть, это отому, что нашла Нина Ти- офеевпа, нет, не призвание, е любит она таких громких лов, а удовлетворение собст- енным делом, делом, которому лужит. В. ВОРОПАЕВ. ЭЛ ЕКТРО ТО К ПРОТИВ Н ЕД УГА Более тридцати лет посто янно напоминало о Великой Отечественной войне В. П. Челомбицкому открытое неза. кивающее ранение. Скальпель медикаменты были бессиль ны. Однако в Актюбинске» городской больнице нашли способ избавления от недуга. Здесь проводят лечение дли. тельно незаживающих ран и > язв постоянным током. У По просьбе автора этого оригинального изобретения за. ведующего кафедрой общей хирургии Актюбинского мед. института Ж. М. Снджанова приборостроители завода «Актюбрентген» изготовили компактный электростиму. лятор. Он работает от сети обычного напряжения, дейст вуя на открытую рану током всего лишь в 25 миллиампер. Это стимулирует рост мягкой и костной тканей. Автору принадлежит также метод ускоренного лечения электротоком костных тканей и переломов. Он применяется в клинической практике ле. чебных учреждений Алма-Аты. Стихи для детей П ЕТУШОК Возвещает о заре Царь-царевич во дворе. Он в резной сидит короне На заборе, как на троне. «Ку-каре...» да «Ку-ка-ре...» Быть порядку во дворе! Только куры: «Ко-ко-ко... Ты, царевич, высоко. Опустись пониже, Подойди поближе, Потрудись-«а ты поди, На обед зерна найди. Для своих ребят, Маленьких цыплят». ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ У меня хорошее Очень настроение! Всей семьею стряпаем На обед пельмени. Мама лепит ловко — У нее — сноровка. Папа лепит прочно — Быть пельменям сочным. У меня немножко тож е получается, но мои пельмени в кашу превращаются. Все равно мне весело. Что за настроение! Сочные, душистые стряпаем пельмени! л. т а к т а е в а . ШКОЛА юных ГЕОГРАФОВ МОСКВА. (ТАСС). Объяв лен очередной прием в школу юных географов при Москов ском университете — «Школу юнг», как ее называют. Дваж ды в неделю по вечерам 60 учеников седьмого класса, слушая лекции профессоров и преподавателей университета, станут постигать одну из древнейших в мире наук, зна комиться с последними дости жениями в области физической и экономической географии. Среди тех, кто будет учить юных географов, — немало воспитанников этой школы: она существует уже 30 лет, и многие прежние ее слушатели стали известными учеными. ПОИСК истины О фи л ьм е €< К омиссия по р а с сл е д о в а н и ю » В последние годы возрастает внимание советских кинемато графистов к фильмам так на зываемой производственной темы. За ее разработку берут ся многие известные драма турги, режиссеры самых раз ных творческих почерков, к участию в фильмах привле кается все более широкий круг первоклассных актеров. Сло вом, делается все для того, чтобы киноленты, исследуюшие проблему «человек — совре менное производство», были глубокими, интересными, чтобы затрагивали сознание зрителя, будили его мысль. На этом пути наш кинемато граф уже имеет несомненные удачи. Вспомним, какой ус пех имел фильм «Премия» с участием Е. Леонова в роли бригадира Потапова. Именно эта лента блистательно дока зала, насколько перспективно вторжение в сферу непосред ственно рабочей жизни челове ка, человека эпохи НТР. За ней последовали и другие — «Старые стены», «Ксения, лю бимая жена Федора», «Обрат ная связь»... В этом ряду займет свое место и новый фильм «Комис сия по расследованию», сня тый по сценарию ГТ. Попогреб- ского режиссером-постановщи- ком В. Бортко. Сказать, что эта лента — принципиально новое явление в разработке производственной темы, нельзя. Построение сю жета на конфликтной ситуации, последовательный анализ при чин и следствий конфликта, порожденного различным отно шением людей разных рангов к своим обязанностям, — все это было уже и в других фильмах подобного плана. Тем не менее нравственный аспект в производственных отноше ниях, исследуемый подробно, психологически тонко, нам, зрителям, безусловно, интере сен. Не случайно сам режиссер В. Бортко отметил, что в исто рии с аварией на атомной электростанции (именно на этом основан сюжет) его и других авторов фильма «мень ше всего волновала техниче ская сторона дела». Казалось бы, было где развернуться и постановщику, и операторам, показывая нам впечатляющие картины современного круп нейшего промышленного пред приятия, размах творческой мысли человека, воплощенный в эстетику цехов. Но этого мы не видим в фильме, действие которого намеренно ограниче но в основном рамками каби нета совещаний, где за «круг лым столом» идут острые спо ры, где сталкиваются мнения людей, где настойчиво идет коллективный поиск истины, в котором важно только одно — чтобы каждый из героев го ворил правду, и только прав ду. И потому, что в этой кино ленте главная нагрузка ложит ся на разговоры, особенно важным оказывается актерское мастерство: умение передать игрой недосказанное, быть убедительным в поведении, жестах, мимике. Новый фильм запомнится нам именно созданными отлич ными образам I людей, специа листов, несущих на себе ответ ственность за большое и по- государственному важное де ло. Но ощущение этой ответст венности приходит не потому, что нас знакомят с самим де лом, а потому, что крупным планом перед нами предстает личность человека. Постепен но, следя за событиями, прихо дишь к выводу, что подобная ситуация, обнажающая истин ное отношение людей к работе, могла бы случиться, произой ти в любой другой обстановке, на любом другом предприятии, в любом другом трудовом кол лективе, мы невольно начи наем свои сопоставления, срав нения, оказываемся вовлечен ными и сами в процесс уста новления истины. Чтобы расследовать причину аварии, в результате которой был сильно поврежден реак тор, на электростанцию прибы ла комиссия. Это конструктор реактора Жолудов (О. Ефре мов) со своими сотрудниками, академик Долинин, автор си стемы регулирования (Е. Л е бедев), представители заинте ресованных ведомств. Комис сия должна определить, кто конкретно виновен в случив шемся: автор конструкции, специалисты-рсгулировщ и к и или те, кто непосредственно отвечал за режим эксплуата ции на АЭС. Признание собственной ошибки — это всегда своего рода маленький нравственный подвиг, рожденный в поединке с самим собой, со своими че ловеческими слабостями, с же ланием пойти на уступки пе ред собственной совестью. На этот подвиг оказываются не способными представители двух ответственных организа ций: Подоба (П. Панков) и Терехов (Э. Романов). Пер вый, поднаторевший в слу жебных делах, где, как он считает, завизированная бу мага — превыше всего, совсем не склонен глубоко вникать в суть конфликта. Установлен' более или менее точный факт, стало быть, пора его запрото колировать и поставить точку. Ищет всяческие лазейки, пы таясь во что бы то ни стало выгородить интересы своего ведомства, и Терехов. Личность истинного ученого, для которого наука и нравст венная чистота человека нераз делимы, предстает перед нами в прекрасной работе Евгения Лебедева. Исполнением роли Долинина он еще раз показал, насколько богата его актер ская палитра. И видим-то мы Долинина, казалось бы, мало, В одной н той же обстановке, а много? можем сказать о нем, как о человеке — о его добро те, чуткости, внимании к дру. гим, о его глубоком непоказ ном интеллекте. По-своему интересен нам, как человек и Жолудов в ис полнении О. Ефремова. Менее — в личных отношениях с ин женером Анной Верховцевой, более —- в отношении к само му делу его жизни, в котором актер подчеркивает уверен ность изобретателя в своих творческих силах, стремление ни в чем не идти на поводу эмоций. Не очень много играл пока в кино артист Большого драма тического театра В. Рецептер, но в «Комиссии по расследо ванию» он также привлекает наше внимание не только тем, что у него одна из главных ролей. Раскрывая образ инже нера Зайцева, оттеняя в нем жилку исследователя, смело идущего на риск, он многое сказал нам и о его бескомпро миссности в отношениях с близкой ему женщиной. Следует все-таки отметить, что линии личных отношений героев вне, так сказать, произ водственной среды показанД не очень убедительно, скорее в силу сюжетной заданности. Поэтому хорошей актрисе Ирине Мирошниченко так сложно соединять в роли ин женера Верховцевой женскую мягкость героини с деловыми качествами специалиста. Не все эпизоды психологически точны и оправданы. Лучшие кадры фильма •— это острые, темпераментные споры, в которых рождается вывод: высокий уровень сов ременного производства тре бует столь же высокого уровня человеческих отношений, осно ва которых -— доброжелатель ность, доверие, чувство ответ ственности за свое дело, перед собственной совестью. Л. ДУБИНА. ВСТРЕЧА В БИБЛИОТЕКЕ Многолюдно было в тот день в девятом филиале Ли пецкой городской библиотеки, что в поселке Сырский рудник. Заведующий М. Е. Субко и старший библиотекарь А. А. Юрьева вместе с активом под готовили и провели для читате лей конференцию по книге Л. И. Брежнева «Малая зем ля». Они организовали выстаз- ку книг о Великой Отечествен ной войне, рассказывающих о героических событиях, о кото рых говорится в книге. На конференции слово было пре доставлено как читателям, вы сказавшим свои мысли о про читанном произведении, так и почетным гостям — участни кам Великой Отечественной войны, жителям поселка, ныне — рабочим завода «Цент- ролит». ДЕТЯМ — О ЮНЫХ ГЕРОЯХ В год, объявленный Между народным годом ребенка, в Липецкой средней школе № 60 часто проходят тематические общешкольные утренники, ве чера и классные часы, посвя щенные знакомству ребят с жизнью детей за рубежом. В одном из таких утренников приняли участие самые ма ленькие — первоклассники. Они сами вместе с учителями оформили класс плакатами, обличающими империализм, га зетными и журнальными вы резками о жизни детей за ру бежом, репродукциями картин, Школьники читали стихи, пели песни, подготовленные к утреннику, который прошел интересно и содержательно. ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЭКСКУРСИЯ В МИР ПРИРОДЫ Дни открытых дверей для членов школьных краеведче ских кружков регулярно про водит областная станция юных натуралистов. С удовольстви ем побывали здесь недавно ре бята средней школы № 54 Ли пецка. Они познакомились с работой кружка растениевод ства. Его руководитель Е. Д. Чернухина рассказала ребятам о сельских профессиях — ме ханизатора, полевода, показа ла, какие растения выращива ют на полях области. Они посетили также живой уголок станции, лабораторию цветоводства, получили полез ные советы, как организовать уголок природы в своей шко ле. КИНОТЕАТР — ШКОЛЬНИКАМ Хорошие связи установились у работников кинотеатра «За ря» с учащимися средних школ № 9 и № 8. Здесь часто прово дятся коллективные просмот ры фильмов, киноконференции, тематические просмотры. Один из недавно состоявшихся про смотров был посвящен зна комству с фильмом «Восхож дение», отмеченным высокими наградами на международных кинофестивалях. Директор кинотеатра С. И. Кривуца рас сказала ребятам об авторах киноленты, истории ее созда ния, о ее главных героях — партизанах Белоруссии. ФИ Л ЬМ -ОП ЕРА Д . ШОСТАКОВИ ЧА Произведение Дмитрия Шо стаковича, которое считалось незавершенным, обнаружено в архиве Государственного центрального музея музыкаль ной культуры имени М. И. Глинки. Это — сатирическая киноопера «Сказка о попе и работнике его балде». Нотные листы сочинения на пушкин ский сюжет исследовала ле нинградский музыковед Софья Хентова, работающая над пос ледней книгой фундаменталь ной четырехтомной биографии «Шостакович. Жизнь и музы ка». Замысел оперы подсказал композитору художник Михаил Цехановский, один из осново положников советской мульти пликации. Вместе с ним 27- летний музыкант с увлечением взялся за создание первого в советском кинематографе рисованого фильма-оперы. Три года продолжалась кропотли вая работа, но техническая оснащенность мультипликации была в то время несовершен ной, и закончить картину не удалось. Однако Шостакович, как теперь выяснилось, все- таки завершил партитуру, «Я хочу завоевать законное право на смех в так называе мой серьезной музыке», — го ворил композитор, приступая к переложению сказки. Он сочинил народную, ярмароч ную музыку, изобретательно использовав в оркестре раз личные инструменты. Пленка с незавершенным фильмом-оперой сгорела в го ды Великой Отечественной войны во время пожара на складе «Ленфильма». Случай но уцелел лишь 60-метровый эпизод «Базар», показанный в 1967 году на пятом между народном кинофестивале в М О. СЕРДОБОЛЬСКИЙ. ПАМЯТНЫЙ ДЕНЬ МЕДСЕСТРЫ Наверное, у каждо; с есть день, отличный от других тем, что глубже всего врезался в память, Для Ольги Ивановны Михейкиной таким днем стал 9 мая сорок пятого года... Наши войска неудержимо рвутся вперед, подавляя на своем пути отчаянное сопро тивление врага. В разных ме стах на освобожденной терри тории скрываются отдельные группы гитлеровцев — остат ки развитых соединений, час тей. И вот они-то причиняли немало беспокойства нашим тыловым службам. ...Позади очень тяжелый трехдневный бой за город Штокерау. В старом, полураз рушенном здании немецкой школы расположился госпиталь с нашими солдатами. Большая часть медработников госпита- , ля — женщины. Настроение у всех отличное — победа близ ка! Оленька Михейкиия в этог день дежурила. Г1о долгу службы ей надо было идти за медикаментами в соседнее зда ние. Пересекая скверик, Олень ка вдруг увидела мужчину, одетого в форму немецкого солдата с фаустпатроном на плече. Гитлеровец в два прыж ка очутился рядом. Но санин структор умело обезоружила гитлеровца, а подоспевшие бойцы увели его. Это только один эпизод из боевой жизни отважной медсестры. ...Ольга Михейкика, закон чив в августе 1942 года меди цинское училище, попросилась на фронт. Но ее направили на завод. Тревожны* вести, что приходили с места сражений, не давали гй покоя. Она обра щается в военкомат С просьбой отправить на передовую. — Вы нужны здесь, а заме ны пока нет,— отвечали ей. Б марте сорок третьего Ольга вновь в военкомате. Теперь она не просит, а требует отправки в действующую армию. На этот раз успешно. О. И. Михен- кина становится хирургической медсестрой. Боевой путь ее пролег через Украину, Польшу, переправы через Сан, Вислу, Одер. Приходилось стоять сутками у операционного стола,, спасая жизнь раненым воинам. В это тяжелое время товарищи по оружию приняли комсомолку Ольгу Михейкину в члены пар тии. Она была награждена ме далями «За отвагу», «За бое вые заслуги». И вот настал радостный день — взят Берлин. Свою надпись на стенах рейхстага вместе с боевыми подругами оставила и Ольга Ивановна. Отгремели победные залпы Великой Отечественной, и старшая операционная сестра вернулась к мирному " труду. Сейчас Ольга Ивановна Ми- хейкина работает в сдвой из поликлиник г. Липецка лабо рантом, выполняет обществен ные поручения. С. ЛОЖКИН. Т АК называется болгар ский литературно-худо жественный журнал, выходящий на французском, английском и испанском язы ках. С 1979 года журнал начал выходить и на русском языке. Первый его номер липчане смогут приобрести во всех киосках «Союзпечати». Откры вается он поздравлением председателя Комитета куль туры Народной Республики Болгарии Людмилы Живко вой: «От всего сердца желаю чи тателям необъятной советской земли, читателям других со циалистических стран и про грессивным людям всего мирз, которые знают и любят рус ский язык, радостных встреч с болгарским искусством, с до стижениями деятелей болгар ской культуры...» Мы знакомимся с новой поэ мой лауреата Дпмитровской премии Любомира Левчева «Дорога с Востока и дорога на Восток». Современную болгарскую прозу представляют Павел Ве- жинов—новелла «Я—атомная», Эмилиан Станев — рассказы «Волк», «Козел», «Тяжелая пора». Э. Станев — лауреат Димитровской премиц, народ ный деятель культуры, дважды Герой Социалистического Тру- « О Б ЗОР» да. Им написано свыше трид цати книг, среди которых «Когда тает иней», «Похити тель персиков», «Будни и праздники» и романы «Легенда о Сибине, князе Преславском», «Антихрист», «Тырновская ца рица». Книги Э. Станева пере ведены на многие языки мира. О монументальной живописи Светлина Русева советская пресса писала не один раз. В русском издании журнала «Об зор» мы увидим репродукции с еео замечательных полотен «Мой отец», «Моя мать», «Конец рабочего дня». Всего воспроизведено шестнадцать ра бот талантливого художника. Интересны рубрики «Проб, лемы и суждения», «Театр», «Кино», «Музыка», «Докумен тальная проза». В разделе «Силуэты» наш читатель встретится со стиха ми Димчо Дебелянова в пе реводе Владимира Соколова. Не забыт и юмор. Тут и смешные рассказы, и афориз мы, ну и, конечно же, улыбки художников. «Обзор» выходит четыре ра за в год. Подписка на 1980 год будет приниматься во всех отделениях езязн. В. ЗОРИН. В 10-м микрорайоне Липецка открылся, но- вый пивной бар комбината общественного пи тания Новолипецкого завода. Стены в залах отделаны полированным деревом, установле на удобная современная мебель. Вечером по мещение освещается декоративными чеканны ми светильниками. К пиву официанты предла гают посетителям различные салаты, рыбные закуски. В баре всегда широкий выбор безалкоголь ных напитков. В книге предложений уже по явились первые благодарности работникам общественного питания. Фото В. Ельшаева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz