Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

18 марта 1979 г., №65 (15 362)'’ Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ А Се годн я — День работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения С егодня—День работников жилищно-комму­ нального хозяйства и бытового обслуживания населения. Хорошими успехами в труде встре­ тил свой праздник коллектив Липецкого ателье высшего разряда объединения «Липецкобл- швейбыт», С высоким качеством и в намечен­ ный срок заказчики получают свои обновы. Об этом прежде всего заботится хозяйка сало­ на, контролер Зоя Федоровна Таганова, кото­ рую вы видите на снимке. Высоких показателей в труде добился и кол­ лектив объединения «Облрембыттехника». За 1978 год было выполнено 115 тысяч заказов по ремонту холодильников, электробытовых приборов, стиральных машин, часов, фотоки­ ноаппаратуры и другой техники. Опытными работниками здесь считаются комсомольцы диспетчер Антонина Васильевна Шарапова и слесарь по ремонту холодильни­ ков Виктор Иванович Пищулии. Фото Ю. Клюева. Ч е л о в е к , к о л л е к т и в , п р о и з в о д с т в о Н ЕПРЕЛОЖНЫ Й З А К О Н Сложилось так, что перееха­ ла Нина Тимофеевна в волов- ское село Липовец, в колхоз имени Кирова. Послали ее на молочнотоварную ферму. Но­ вая работа пришлась по душе. Не изменяет она ей вот уже двадцать пять- лет. „.В окно постучали. —г Тимофеевна, уж не спишь ли? — послышался голос с улицы. — Мы на работу соб­ рались. Соловьева, уже давно под- / 4 жидавшая подруг, вышла на улицу. В лицо пахнуло утрен­ ней свежестью. Любит Нина Тимофеевна эти трепетные ми­ нуты, когда рождается новый день. Любит свои повседнев- (I у ные хлопотливые заботы. Есть * у нее непреложный закон быть требовательной и к себе, и к подругам, работать на совесть. В то утро дела шли хорошо. Управившись со своей груп­ пой коров, Нина Тимофеевна проходила по ферме. Неожи­ данно остановилась. Ну, так я есть: опять не почистила ко­ ров Валентина Левушкина. Она отыскала доярку. Та уже собралась домой. —- Что же, так и уйдешь спо­ койно? — сверкнула глазами Соловьева. — Когда у тебя пробудится совесть-то? Левушкина пристыженно опустила глаза. Не раз уже ей делали подобные замечания. Но на этот раз Валентина по­ няла: Тимофеевна не успокоит­ ся, опять соберет доярок и поднимет шум. И что ей, боль­ ше всех надо, что ли? Такая же доярка, как и все, а нос сует всюду. Подумаешь, ре­ зультаты у нее хорошие. Но не всем же ходить в передовиках. Когда-то примерно так рас­ суждала н Таисия Новикова. Колхозницы на ферме, не таясь, говорили о ней: — Не с душой работает че­ ловек. Подводит коллектив. Слова эти Таисия пропусча- ?***а мимо ушей. Казалось, ни- $НТО не влияет на нее. Но Нина Тимофеевна, бывало, засучит рукава и помогает Таисии. Товарке совестно, а Соловьева будто не замечает этого, рабо­ тает. И лед тронулся... Сейчар коровы в группе Но­ виковой — любо поглядеть, и в эстафете соревнования ее фамилия не на последнем мес­ те. ...— Ладно, чего уж там... — в ответ на замечание Соловье­ вой отозвалась Левушкина. В этот день на ферме опять задержались все. Говорили о чести коллектива, об отноше­ нии к общему делу. И хоть неприятен был такой разговор для некоторых, но Нина Тимо­ феевна зн; на» что он полезен. И не только для тех, кто изо дни в день отстает, но и для средних доярок. По поручению парткома Ни­ на Тимофеевна изучала мате­ риалы июльского (1978 г.) Пленума ЦК со своими подру­ гами по работе. Ну, а больше, конечно, агитировала практи­ ческими делами, личным при­ мером. Вызвав на соревнование Ма­ рию Николаевну Чернышеву, она вышла победителем в тру­ довом соперничестве, обяза­ тельства перевыполнила. В на­ чале этого года Соловьева опять вызвала на соревнование Марию Николаевну. При под­ ведении итогов за февраль она вновь оказалась впереди. Но эти успехи все же не удовлетворяют ее. Знает она, что можно добиваться боль­ шего, если бы в бригаде боль­ ше уделялось внимания живот­ новодству. И об этом она как коммунист прямо говорила на партийном собрании, состояв­ шемся в прошлом месяце. На собрании вели речь о том, как повысить продуктивность животных с тем, чтобы достичь показателей передовых ферм района. — Ведь нечего греха таить, — сказала в своем выступле­ нии Н. Т. Соловьева, — много продукции мы теряем из-за неорганизованности. Бывают случаи, что и корма вовремя не подвозятся. Да и кормоцех наш так и не работает. Разве это по-хозяйски? По замечаниям коммунистки ыли приняты меры. Ц сама [ина Тимофеевна, будучи на- одным контролером, делает ного для того, чтобы навести орядок на ферме. Сейчас здесь надои повысн- ись. Однако она хорошо по­ ймает, что дел впереди непо- атый край. И одними р а з б ­ орами тут не обойтись. Н. Т. Соловьева по пра- у считает себя на переднем рае и делает все, чтобы ао- еныне было на ферме всяко- о рода неурядий. Так велит олг члена партии. С фермы Нина Тимофеевна озвращается по знакомой ропинке. Весело звенит будо- ажущая сердце весенняя ка- ель. Почернели снежные суг- обы, скоро половодье. Весна ловно прибавляет сил Нине имофеевне. Может быть, это отому, что нашла Нина Ти- офеевпа, нет, не призвание, е любит она таких громких лов, а удовлетворение собст- енным делом, делом, которому лужит. В. ВОРОПАЕВ. ЭЛ ЕКТРО ТО К ПРОТИВ Н ЕД УГА Более тридцати лет посто­ янно напоминало о Великой Отечественной войне В. П. Челомбицкому открытое неза. кивающее ранение. Скальпель медикаменты были бессиль­ ны. Однако в Актюбинске» городской больнице нашли способ избавления от недуга. Здесь проводят лечение дли. тельно незаживающих ран и > язв постоянным током. У По просьбе автора этого оригинального изобретения за. ведующего кафедрой общей хирургии Актюбинского мед. института Ж. М. Снджанова приборостроители завода «Актюбрентген» изготовили компактный электростиму. лятор. Он работает от сети обычного напряжения, дейст­ вуя на открытую рану током всего лишь в 25 миллиампер. Это стимулирует рост мягкой и костной тканей. Автору принадлежит также метод ускоренного лечения электротоком костных тканей и переломов. Он применяется в клинической практике ле. чебных учреждений Алма-Аты. Стихи для детей П ЕТУШОК Возвещает о заре Царь-царевич во дворе. Он в резной сидит короне На заборе, как на троне. «Ку-каре...» да «Ку-ка-ре...» Быть порядку во дворе! Только куры: «Ко-ко-ко... Ты, царевич, высоко. Опустись пониже, Подойди поближе, Потрудись-«а ты поди, На обед зерна найди. Для своих ребят, Маленьких цыплят». ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ У меня хорошее Очень настроение! Всей семьею стряпаем На обед пельмени. Мама лепит ловко — У нее — сноровка. Папа лепит прочно — Быть пельменям сочным. У меня немножко тож е получается, но мои пельмени в кашу превращаются. Все равно мне весело. Что за настроение! Сочные, душистые стряпаем пельмени! л. т а к т а е в а . ШКОЛА юных ГЕОГРАФОВ МОСКВА. (ТАСС). Объяв­ лен очередной прием в школу юных географов при Москов­ ском университете — «Школу юнг», как ее называют. Дваж ­ ды в неделю по вечерам 60 учеников седьмого класса, слушая лекции профессоров и преподавателей университета, станут постигать одну из древнейших в мире наук, зна­ комиться с последними дости­ жениями в области физической и экономической географии. Среди тех, кто будет учить юных географов, — немало воспитанников этой школы: она существует уже 30 лет, и многие прежние ее слушатели стали известными учеными. ПОИСК истины О фи л ьм е €< К омиссия по р а с сл е д о в а н и ю » В последние годы возрастает внимание советских кинемато­ графистов к фильмам так на­ зываемой производственной темы. За ее разработку берут­ ся многие известные драма­ турги, режиссеры самых раз­ ных творческих почерков, к участию в фильмах привле­ кается все более широкий круг первоклассных актеров. Сло­ вом, делается все для того, чтобы киноленты, исследуюшие проблему «человек — совре­ менное производство», были глубокими, интересными, чтобы затрагивали сознание зрителя, будили его мысль. На этом пути наш кинемато­ граф уже имеет несомненные удачи. Вспомним, какой ус­ пех имел фильм «Премия» с участием Е. Леонова в роли бригадира Потапова. Именно эта лента блистательно дока­ зала, насколько перспективно вторжение в сферу непосред­ ственно рабочей жизни челове­ ка, человека эпохи НТР. За ней последовали и другие — «Старые стены», «Ксения, лю­ бимая жена Федора», «Обрат­ ная связь»... В этом ряду займет свое место и новый фильм «Комис­ сия по расследованию», сня­ тый по сценарию ГТ. Попогреб- ского режиссером-постановщи- ком В. Бортко. Сказать, что эта лента — принципиально новое явление в разработке производственной темы, нельзя. Построение сю­ жета на конфликтной ситуации, последовательный анализ при­ чин и следствий конфликта, порожденного различным отно­ шением людей разных рангов к своим обязанностям, — все это было уже и в других фильмах подобного плана. Тем не менее нравственный аспект в производственных отноше­ ниях, исследуемый подробно, психологически тонко, нам, зрителям, безусловно, интере­ сен. Не случайно сам режиссер В. Бортко отметил, что в исто­ рии с аварией на атомной электростанции (именно на этом основан сюжет) его и других авторов фильма «мень­ ше всего волновала техниче­ ская сторона дела». Казалось бы, было где развернуться и постановщику, и операторам, показывая нам впечатляющие картины современного круп­ нейшего промышленного пред­ приятия, размах творческой мысли человека, воплощенный в эстетику цехов. Но этого мы не видим в фильме, действие которого намеренно ограниче­ но в основном рамками каби­ нета совещаний, где за «круг­ лым столом» идут острые спо­ ры, где сталкиваются мнения людей, где настойчиво идет коллективный поиск истины, в котором важно только одно — чтобы каждый из героев го­ ворил правду, и только прав­ ду. И потому, что в этой кино­ ленте главная нагрузка ложит­ ся на разговоры, особенно важным оказывается актерское мастерство: умение передать игрой недосказанное, быть убедительным в поведении, жестах, мимике. Новый фильм запомнится нам именно созданными отлич­ ными образам I людей, специа­ листов, несущих на себе ответ­ ственность за большое и по- государственному важное де­ ло. Но ощущение этой ответст­ венности приходит не потому, что нас знакомят с самим де­ лом, а потому, что крупным планом перед нами предстает личность человека. Постепен­ но, следя за событиями, прихо­ дишь к выводу, что подобная ситуация, обнажающая истин­ ное отношение людей к работе, могла бы случиться, произой­ ти в любой другой обстановке, на любом другом предприятии, в любом другом трудовом кол­ лективе, мы невольно начи­ наем свои сопоставления, срав­ нения, оказываемся вовлечен­ ными и сами в процесс уста­ новления истины. Чтобы расследовать причину аварии, в результате которой был сильно поврежден реак­ тор, на электростанцию прибы­ ла комиссия. Это конструктор реактора Жолудов (О. Ефре­ мов) со своими сотрудниками, академик Долинин, автор си­ стемы регулирования (Е. Л е­ бедев), представители заинте­ ресованных ведомств. Комис­ сия должна определить, кто конкретно виновен в случив­ шемся: автор конструкции, специалисты-рсгулировщ и к и или те, кто непосредственно отвечал за режим эксплуата­ ции на АЭС. Признание собственной ошибки — это всегда своего рода маленький нравственный подвиг, рожденный в поединке с самим собой, со своими че­ ловеческими слабостями, с же­ ланием пойти на уступки пе­ ред собственной совестью. На этот подвиг оказываются не­ способными представители двух ответственных организа­ ций: Подоба (П. Панков) и Терехов (Э. Романов). Пер­ вый, поднаторевший в слу­ жебных делах, где, как он считает, завизированная бу­ мага — превыше всего, совсем не склонен глубоко вникать в суть конфликта. Установлен' более или менее точный факт, стало быть, пора его запрото­ колировать и поставить точку. Ищет всяческие лазейки, пы­ таясь во что бы то ни стало выгородить интересы своего ведомства, и Терехов. Личность истинного ученого, для которого наука и нравст­ венная чистота человека нераз­ делимы, предстает перед нами в прекрасной работе Евгения Лебедева. Исполнением роли Долинина он еще раз показал, насколько богата его актер­ ская палитра. И видим-то мы Долинина, казалось бы, мало, В одной н той же обстановке, а много? можем сказать о нем, как о человеке — о его добро­ те, чуткости, внимании к дру. гим, о его глубоком непоказ­ ном интеллекте. По-своему интересен нам, как человек и Жолудов в ис­ полнении О. Ефремова. Менее — в личных отношениях с ин­ женером Анной Верховцевой, более —- в отношении к само­ му делу его жизни, в котором актер подчеркивает уверен­ ность изобретателя в своих творческих силах, стремление ни в чем не идти на поводу эмоций. Не очень много играл пока в кино артист Большого драма­ тического театра В. Рецептер, но в «Комиссии по расследо­ ванию» он также привлекает наше внимание не только тем, что у него одна из главных ролей. Раскрывая образ инже­ нера Зайцева, оттеняя в нем жилку исследователя, смело идущего на риск, он многое сказал нам и о его бескомпро­ миссности в отношениях с близкой ему женщиной. Следует все-таки отметить, что линии личных отношений героев вне, так сказать, произ­ водственной среды показанД не очень убедительно, скорее в силу сюжетной заданности. Поэтому хорошей актрисе Ирине Мирошниченко так сложно соединять в роли ин­ женера Верховцевой женскую мягкость героини с деловыми качествами специалиста. Не все эпизоды психологически точны и оправданы. Лучшие кадры фильма •— это острые, темпераментные споры, в которых рождается вывод: высокий уровень сов­ ременного производства тре­ бует столь же высокого уровня человеческих отношений, осно­ ва которых -— доброжелатель­ ность, доверие, чувство ответ­ ственности за свое дело, перед собственной совестью. Л. ДУБИНА. ВСТРЕЧА В БИБЛИОТЕКЕ Многолюдно было в тот день в девятом филиале Ли­ пецкой городской библиотеки, что в поселке Сырский рудник. Заведующий М. Е. Субко и старший библиотекарь А. А. Юрьева вместе с активом под­ готовили и провели для читате­ лей конференцию по книге Л. И. Брежнева «Малая зем­ ля». Они организовали выстаз- ку книг о Великой Отечествен­ ной войне, рассказывающих о героических событиях, о кото­ рых говорится в книге. На конференции слово было пре­ доставлено как читателям, вы­ сказавшим свои мысли о про­ читанном произведении, так и почетным гостям — участни­ кам Великой Отечественной войны, жителям поселка, ныне — рабочим завода «Цент- ролит». ДЕТЯМ — О ЮНЫХ ГЕРОЯХ В год, объявленный Между­ народным годом ребенка, в Липецкой средней школе № 60 часто проходят тематические общешкольные утренники, ве­ чера и классные часы, посвя­ щенные знакомству ребят с жизнью детей за рубежом. В одном из таких утренников приняли участие самые ма­ ленькие — первоклассники. Они сами вместе с учителями оформили класс плакатами, обличающими империализм, га­ зетными и журнальными вы­ резками о жизни детей за ру­ бежом, репродукциями картин, Школьники читали стихи, пели песни, подготовленные к утреннику, который прошел интересно и содержательно. ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЭКСКУРСИЯ В МИР ПРИРОДЫ Дни открытых дверей для членов школьных краеведче­ ских кружков регулярно про­ водит областная станция юных натуралистов. С удовольстви­ ем побывали здесь недавно ре­ бята средней школы № 54 Ли­ пецка. Они познакомились с работой кружка растениевод­ ства. Его руководитель Е. Д. Чернухина рассказала ребятам о сельских профессиях — ме­ ханизатора, полевода, показа­ ла, какие растения выращива­ ют на полях области. Они посетили также живой уголок станции, лабораторию цветоводства, получили полез­ ные советы, как организовать уголок природы в своей шко­ ле. КИНОТЕАТР — ШКОЛЬНИКАМ Хорошие связи установились у работников кинотеатра «За­ ря» с учащимися средних школ № 9 и № 8. Здесь часто прово­ дятся коллективные просмот­ ры фильмов, киноконференции, тематические просмотры. Один из недавно состоявшихся про­ смотров был посвящен зна­ комству с фильмом «Восхож­ дение», отмеченным высокими наградами на международных кинофестивалях. Директор кинотеатра С. И. Кривуца рас­ сказала ребятам об авторах киноленты, истории ее созда­ ния, о ее главных героях — партизанах Белоруссии. ФИ Л ЬМ -ОП ЕРА Д . ШОСТАКОВИ ЧА Произведение Дмитрия Шо­ стаковича, которое считалось незавершенным, обнаружено в архиве Государственного центрального музея музыкаль­ ной культуры имени М. И. Глинки. Это — сатирическая киноопера «Сказка о попе и работнике его балде». Нотные листы сочинения на пушкин­ ский сюжет исследовала ле­ нинградский музыковед Софья Хентова, работающая над пос­ ледней книгой фундаменталь­ ной четырехтомной биографии «Шостакович. Жизнь и музы­ ка». Замысел оперы подсказал композитору художник Михаил Цехановский, один из осново­ положников советской мульти­ пликации. Вместе с ним 27- летний музыкант с увлечением взялся за создание первого в советском кинематографе рисованого фильма-оперы. Три года продолжалась кропотли­ вая работа, но техническая оснащенность мультипликации была в то время несовершен­ ной, и закончить картину не удалось. Однако Шостакович, как теперь выяснилось, все- таки завершил партитуру, «Я хочу завоевать законное право на смех в так называе­ мой серьезной музыке», — го­ ворил композитор, приступая к переложению сказки. Он сочинил народную, ярмароч­ ную музыку, изобретательно использовав в оркестре раз­ личные инструменты. Пленка с незавершенным фильмом-оперой сгорела в го­ ды Великой Отечественной войны во время пожара на складе «Ленфильма». Случай­ но уцелел лишь 60-метровый эпизод «Базар», показанный в 1967 году на пятом между­ народном кинофестивале в М О. СЕРДОБОЛЬСКИЙ. ПАМЯТНЫЙ ДЕНЬ МЕДСЕСТРЫ Наверное, у каждо; с есть день, отличный от других тем, что глубже всего врезался в память, Для Ольги Ивановны Михейкиной таким днем стал 9 мая сорок пятого года... Наши войска неудержимо рвутся вперед, подавляя на своем пути отчаянное сопро­ тивление врага. В разных ме­ стах на освобожденной терри­ тории скрываются отдельные группы гитлеровцев — остат­ ки развитых соединений, час­ тей. И вот они-то причиняли немало беспокойства нашим тыловым службам. ...Позади очень тяжелый трехдневный бой за город Штокерау. В старом, полураз­ рушенном здании немецкой школы расположился госпиталь с нашими солдатами. Большая часть медработников госпита- , ля — женщины. Настроение у всех отличное — победа близ­ ка! Оленька Михейкиия в этог день дежурила. Г1о долгу службы ей надо было идти за медикаментами в соседнее зда­ ние. Пересекая скверик, Олень­ ка вдруг увидела мужчину, одетого в форму немецкого солдата с фаустпатроном на плече. Гитлеровец в два прыж­ ка очутился рядом. Но санин­ структор умело обезоружила гитлеровца, а подоспевшие бойцы увели его. Это только один эпизод из боевой жизни отважной медсестры. ...Ольга Михейкика, закон­ чив в августе 1942 года меди­ цинское училище, попросилась на фронт. Но ее направили на завод. Тревожны* вести, что приходили с места сражений, не давали гй покоя. Она обра­ щается в военкомат С просьбой отправить на передовую. — Вы нужны здесь, а заме­ ны пока нет,— отвечали ей. Б марте сорок третьего Ольга вновь в военкомате. Теперь она не просит, а требует отправки в действующую армию. На этот раз успешно. О. И. Михен- кина становится хирургической медсестрой. Боевой путь ее пролег через Украину, Польшу, переправы через Сан, Вислу, Одер. Приходилось стоять сутками у операционного стола,, спасая жизнь раненым воинам. В это тяжелое время товарищи по оружию приняли комсомолку Ольгу Михейкину в члены пар­ тии. Она была награждена ме­ далями «За отвагу», «За бое­ вые заслуги». И вот настал радостный день — взят Берлин. Свою надпись на стенах рейхстага вместе с боевыми подругами оставила и Ольга Ивановна. Отгремели победные залпы Великой Отечественной, и старшая операционная сестра вернулась к мирному " труду. Сейчас Ольга Ивановна Ми- хейкина работает в сдвой из поликлиник г. Липецка лабо­ рантом, выполняет обществен­ ные поручения. С. ЛОЖКИН. Т АК называется болгар­ ский литературно-худо­ жественный журнал, выходящий на французском, английском и испанском язы­ ках. С 1979 года журнал начал выходить и на русском языке. Первый его номер липчане смогут приобрести во всех киосках «Союзпечати». Откры­ вается он поздравлением председателя Комитета куль­ туры Народной Республики Болгарии Людмилы Живко­ вой: «От всего сердца желаю чи­ тателям необъятной советской земли, читателям других со­ циалистических стран и про­ грессивным людям всего мирз, которые знают и любят рус­ ский язык, радостных встреч с болгарским искусством, с до­ стижениями деятелей болгар­ ской культуры...» Мы знакомимся с новой поэ­ мой лауреата Дпмитровской премии Любомира Левчева «Дорога с Востока и дорога на Восток». Современную болгарскую прозу представляют Павел Ве- жинов—новелла «Я—атомная», Эмилиан Станев — рассказы «Волк», «Козел», «Тяжелая пора». Э. Станев — лауреат Димитровской премиц, народ­ ный деятель культуры, дважды Герой Социалистического Тру- « О Б ЗОР» да. Им написано свыше трид­ цати книг, среди которых «Когда тает иней», «Похити­ тель персиков», «Будни и праздники» и романы «Легенда о Сибине, князе Преславском», «Антихрист», «Тырновская ца­ рица». Книги Э. Станева пере­ ведены на многие языки мира. О монументальной живописи Светлина Русева советская пресса писала не один раз. В русском издании журнала «Об­ зор» мы увидим репродукции с еео замечательных полотен «Мой отец», «Моя мать», «Конец рабочего дня». Всего воспроизведено шестнадцать ра­ бот талантливого художника. Интересны рубрики «Проб, лемы и суждения», «Театр», «Кино», «Музыка», «Докумен­ тальная проза». В разделе «Силуэты» наш читатель встретится со стиха­ ми Димчо Дебелянова в пе­ реводе Владимира Соколова. Не забыт и юмор. Тут и смешные рассказы, и афориз­ мы, ну и, конечно же, улыбки художников. «Обзор» выходит четыре ра­ за в год. Подписка на 1980 год будет приниматься во всех отделениях езязн. В. ЗОРИН. В 10-м микрорайоне Липецка открылся, но- вый пивной бар комбината общественного пи­ тания Новолипецкого завода. Стены в залах отделаны полированным деревом, установле­ на удобная современная мебель. Вечером по­ мещение освещается декоративными чеканны­ ми светильниками. К пиву официанты предла­ гают посетителям различные салаты, рыбные закуски. В баре всегда широкий выбор безалкоголь­ ных напитков. В книге предложений уже по­ явились первые благодарности работникам общественного питания. Фото В. Ельшаева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz