Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
Экономическое образование кадров К Р И Т Е Р ИЙ - ЭФ Ф ЕК ТИВНОСТЬ Во т уже несколько лет в первом строительном управлении нашего тре ста ведет экономическую шко лу пропагандист Н. В. Али фанова. Ее слушатели — ка менщики из бригады тавалера ордена Трудового Красного Знамени Н. И. Пальчикова. За годы учебы Надежда Василь евна помогла членам бригады овладеть основами экономиче ских знаний. В текущем году изучают курс «Социализм и труд». Н. В. Алифанова постоянно ищет новые формы подачи про граммного материала. Причем, обязательно увязывает его с практическими задачами, кото рые решает коллектив. Ей чуждо повторение прописных истин, в каждую фразу она вкладывает жиь'ую мысль. Мне не раз приходилось при сутствовать на ее занятиях. И каждая встреча Надежды Ва сильевны со своими слушате лями не похожа на предыду щую. И не только потому, что темы разные, отличались и са ми формы изложения матери ала. Это и рассказ пропаган диста, и показ диафильмов с комментариями, и выступление специалиста, и обмен мнения ми... И что примечательно, на за нятиях нет равнодушных. Си дят единомышленники, и с го сударственных позиций реша ют, как им лучше справиться с поставленной задачей, какими путями при наименьших затра тах добиться большего успеха. Когда в стране зародилось движение «План трёх лет пя тилетки — к годовщине приня тия новой Конституции СССР» — каменщики бригады одними из первых в городе поддержа ли этот почин и слово свое сдержали. Я не случайно начал разго вор с личности пропагандиста. Ведь именно от него в решаю щей степени зависит эффектив ность экономической учебы, ее идейно-теоретический уровень, практическая направленность. Постановление ЦК КПСС «О работе партийных организаций Башкирии по усилению роли экономического образования трудящихся в повышении эф фективности производства и качества работы в свете реше ний XXV съезда КПСС» тре бует больше внимания уделять подбору, обучению и воспита нию пропагандистов, укрепле нию их состава за счет квали фицированных специалистов, работников экономических служб, руководителей произ водства. Еще недавно в тресте недо оценивалась экономическая учеба вообще и работа с про пагандистскими кадрами, в ча стности. Трест и его подразде ления из года в год не справ лялись с государственными планами. В числе других при чин отставания следует на звать и поверхностное изуче ние экономики, отсутствие тесного контакта между учеб ным и воспитательным процес сами. Теперь партком вплотную занялся экономической уче бой. Начали мы с укрепления состава пропагандистов. В СУ-1, например, пропаганди стом школы по курсу «Консти туция развитого социализма» утвердили секретаря парторга низации, начальника произ водственного отдела С. П. Ше ина. Он не только отличный специалист, но и хороший пе дагог. И не случайно мы реко мендовали его главным инже нером этого же управления. Кстати, главные инженеры сейчас возглавляют семинары и школы в СУ-2, АТХ-4, СУ треста «Елецтяжстрой». Всего в 27 школах и теоре тических семинарах занимают ся нынче 760 человек, в том числе 254 инженерно-техниче ских работника. Практически у нас нет специалиста, кото рый бы нигде не учился. Парт ком учел замечание бюро об кома КПСС, которое было сделано в начале прошлого года в наш адрес. Комиссия обкома партии, готовившая вопрос на бюро, указала тогда на то, что большинство наших пропагандистов работало без личных творческих планов. Те перь в этом деле наведен по рядок. Хорошим помощником про пагандистов стал кабинет по литического просвещения и экономического образования. Он оборудован всем необходи мым. Есть телевизор с проиг рывателем, диапроектор с ди станционным управлением, ки нопроектор. Кабинет стал ме тодическим центром работы с пропагандистами. Плодотворно работает у нас совет содейст вия экономическому образо ванию. Возглавляет его глав ный инженер треста, коммунист И. А. Мигунов. Он же руково дит теоретическим семинаром по изучению курса «Бригадный подряд — новая форма хоз расчета». Партком усилил контроль за ходом и качеством экономиче ской учебы, разнообразит практическую помощь. Одно время главный инженер СУ-3 Н. Н. Бровкин перестал инте ресоваться экономической уче бой в своем управлении. Со стоялся серьезный разговор на заседании парткома. Члены парткома потребовали неза медлительно организовать за нятия, помогли ему в этом. В кабинете политического просвещения для всеобщего обозрения вывешен экран уче та занятий во всех формах политической и экономической учебы, а также график посе щения занятий членами мето дического и экономического советов, партийно-хозяйствен ным активом. На экранах от ражаются не только даты про ведения занятий, но и явка слушателей, их активность на семинарах. Большую помощь кабинету оказывают начальник экономи ческой лаборатории треста УЧЕБЫ коммунист В. И. Миллер и старший инженер этого же от дела Е. И. Быкова. Они регу лярно обновляют материалы стендов, отражающих состо яние экономики треста, про водят консультации с пропа гандистами. Практика показывает, что экономическое образование выступает важным средством воспитания у трудящихся ини циативы и активности в поиске резервов хозяйственной дея тельности предприятия, повы шения эффективностп всех строительных подразделений. Однако экономическая учеба только тогда по-настоящему действенна, когда она сочетает изучение положительного опы та с критическим анализом собственной деятельности, с выявлением резервов, нахож дением путей их практическо го использования. Вот тому яркое подтверждение. Решаю щим фактором в росте выра ботки в тресте явилось приме нение крупноразмерных эле ментов и узлов с полной за водской готовностью, конст рукций и изделий из алюмини евых сплавов, использование профилированного стекла, ин дустриальных перегородок об легченного типа, плит с лице вой поверхностью, подготов ленной под окраску. Это позво лило значительно повысить уровень индустриализации строительства. Анализ показал, что у всех, кто учится, заметно повыси лись активность, производи тельность труда. В прошлом году коллектив . треста выпол нил работ на пятнадцать мил лионов рублей — значительно больше планового задания. Введено в строй основных фон дов на 25 миллионов рублей. Вступили в строй производст венные корпуса на заводах тракторных гидроагрегатов, элементном, «Эльта», 20 тысяч квадратных метров жилья, средняя школа, другие объек ты. За три года пятилетки объ ем строительно-монтажных ра бот возрос против плана по генподряду на 34 процента и собственными силами — на 44 процента. Производитель ность труда повысилась на 30 процентов. В нынешнем году коллектив треста выполнит строительно монтажных работ более чем на 16 миллионов рублей. Будут сданы в эксплуатацию новые производственные мощности, объекты социально-бытового назначения. Ельчане получат от строителей еще около 30 тысяч квадратных метров жи лья. Чтобы успешно решить по ставленные задачи, мы долж ны и впредь повышать уро вень партийного руководства экономическим образованием, воспитывать у каждого строи теля чувство высокой ответст венности за порученный уча сток работы. И. СКРИПЧУК, секретарь парткома треста «Елецтяжстрой». ИМЕгямшя---^ГПП— II I I........ ч уу ЧЧ у ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ У^ Ч ЕЛОВЕК КОЛЛЕК ТИ В ПРОИЗВОДСТВО НОВИ ЧОК Н А З А В ОД Е Специалисты Липецкого тракторного завода в содруж естве с социологической группой кафедры философии и научного коммунизма Липецкого политехнического института с 1975 года ведут планомерное изучение различных аспектов со циально-психологического фактора производства. В частно сти, совместно с заводской лабораторией научной организа ции труда и работниками отдела кадров социологи изучают проблемы профессиональной ориентации и адаптации рабо чей молодеж и. Сегодня мы рассказываем о некоторых ре зультатах этой работы. Д ЛЯ МОЛОДЕЖИ одна из главных проблем — выбор профессии, своего места в жизни, своего призва ния. Кто должен помочь со риентироваться ему в море спе циальностей, найти ту единст венную, что поможет утвер дить себя? На первой стадии решения этого вопроса действуют две главные силы профориентации — семья и школа. Мы опроси ли более тысячи юношей и де вушек в возрасте от 17 до 23 лет, работающих сейчас на за воде, и лишь 7 процентов из них признали, что выбор места работы помогла сделать шко ла. Поэтому администрация и общественные организации на основе рекомендаций социоло гов разработали целую систе му мероприятий, укрепляющих связь школы и производства. К примеру, на базе ГП'ГУ № 13 решено создать центр по проф ориентации для школьников 8—9 классов. Здесь они полу чат полное представление о содержании труда по таким специальностям, как токарь, слесарь, фрезеровщик, элект рик. Готовится на заводе и до кументация на строительство учебного комбината. Это уже перспективы на 1980 год. И все-таки живое слово пе редовика производства — луч шая агитация за рабочую про фессию. Тракторозаводцы не редко выступают в школах, они всегда там желанные гос ти. Раньше медаль «Ветеран труда» вручали чаще всего в парткоме завода. Сейчас это событие проходит более тор жественно. Во Дворце культу ры собираются передозики труда, молодые рабочие, школьники, учащиеся профес сионально-технических учи лищ. И вот в такой эмоцио нально насыщенной обстановке происходит чествование тех, кто много и хорошо потрудил ся для своего народа. Большой воспитательный эффект таких вечеров бесспорен. Данные социологических ис следований показывают, что на выбор места работы наи большее влияние оказывает фактор, который мы условно называем «семейный». Больше половины опрошенных пришли работать на ЛТЗ по совету родных, близких, знакомых. Пока этот фактор во многом срабатывает стихийно, наша задача — подкрепить и уси лить его действие. Рассматривая механизм вы бора места работы и профес сий, мы пришли к выводу, что сам выбор в сравнительно не значительной степени опреде ляется привлекательностью той или иной профессии. Види мо, подавляющее большинство молодежи поступает на завод, не зная, какая работа по ду ше, по способностям. Этот факт, отрицательный с самого начала, требует от админист рации и общественных органи заций создания для моло дежи условий, необходимых для нормальной адаптации. О с о б а я роль — у завод ского „ отдела кадров- Именно здесь буду щий рабочий должен быть точно сориентирован, по лучив полную справку о своей профессии. Именно здесь должны быть четко соб людены два правила: буду щий - работник объективно информирован об условиях труда и быта, а предприятие информировано о деловых ка чествах и планах поступаю щего. Для всех людей, рабо тающих на заводе, предприя тие — не просто работодатель, но и та организация, которая должна удовлетворить целый спектр их потребностей: произ водственный рост, социально- бытовые нужды, культурные запросы. Каждый новичок должен знать богатую трудовой сла вой историю завода. Поэтому на Липецком тракторном реше но ввести обязательное зна комство вновь поступивших с историей предприятия, его традициями, разъяснять зна чение продукции для народно го хозяйства, знакомить с нравственными нормами кол лектива и перспективами раз вития завода. •: Бытующая практика взаимо отношений поступающего и отдела кадров пока довольно проста. Приходит новичок иа завод, а его отправляют в цех, где не хватает людей, напри мер, в сталелитейный. А всег да ли хочет молодой человек быть литейщиком — об этом прежде не задумывались. Что же из этого получилось? Про ходило время. Специальность не нравилась и, как правило, после недолгих раздумий по являлось заявление об ухо де. Для молодого - человека продолжался «поиск себя», а каково заводу? Думается, что пришло время во многом пересмотреть при вычные формы работы с но-. . вичками, поучиться опыту пе редовых предприятий. Вот, например, на одном из за водов в Днепропетровске, ввели такой порядок: груп па психологов и педаго гов основательно изучает нак лонности и способности чело- ■ века, прежде чем помочь ему сделать выбор. Теперь и на Липецком тракторном есть со циолог и психолог. Было бы неплохо ввести в правило для поступающих юношей и деву шек обязательную беседу с этими специалистами для пер воначального изучения лично сти новичка, определения про фессиональной пригодности. Конечно, потребуется боль шая предварительная работа. Ведь нужно иметь точные кар ты организации рабочих мест по условиям труда, четко пред ставлять объективные требо вания, предъявляемые той или иной профессией к личности. Сюда входит и состояние .здо ровья, и тип нервной системы, уровень знаний, образование, добросовестность, самодис- циплинированность и т. д. И все это нужно для того, чтобы избежать ошибок, которые по- • том приведут к разочарованию в профессии и уходу с завода.; Отдел , кадров ЛТЗ недаром называют визитной карточкой предприятия: именно здесь складываются первые впечат ления о предприятии. И дело не только в теплом доброже лательном приеме, но и в об щей обстановке. Раньше в од ном кабинете принимали но вичков и увольняли желаю щих. Придет иной неуверен ный в себе.паренек, а его здесь бывалый «летун» информирует, причем не в пользу предприя тия. К тому же, тесновато здесь был© и неприглядно. Сейчас помещение расшире но и оборудуется с учетом всех пожеланий социологов. Здесь будут стенды с расска зом 66 историй завода, -его продукции. Диорама предста вит завод, его Дворец культу ры, спортивные сооружения, базу отдыха. Здесь же — порт реты лучших людей предприя тия. Завод приобрел специаль ную справочную автоматиче скую установку «Сегодня тре буются», где каждый желаю щий найдет точную информа цию о цехе, профессии, режиме работы, оплате. Кадровики беседуют с каждым, кто прихо дит с заявлением об уходе. Старший инженер-психолог В. В. Сиволапова беседует с рабочим, заполняет анкеты, по которым отдел кадров изучает структуру причин ухода. Пока доминирующая — неудовлет воренность условиями труда. И дирекция завода прилагает сейчас немало усилий, чтобы эта сторона производства вы глядела более привлекатель ной. О НОРМЕ нужно давать 220 деталей, у меня получается только 160. Нервничаю, пере живаю, но никто не подойдет, не. поможет». Это слова из ин тервью с 18-летней девушкой, осваивающей профессию тока ря, Можем ли мы сегодня ска зать, что это единичный слу чай? К сожалению, нет. Если почти 20 процентов опрошен ных новичков не уверены, про должат ли они работу на за воде, значит они не прибились, не нашли себя в коллективе, и коллектив не нашел их для себя. Наставничество — один и$ общественных институтов, призванных помочь молодым адаптироваться в новых про фессиональных и социальных условиях. На заводе есть прек расные наставники молодежи, люди высокого гражданского долга. Это председатель сове та наставников автоматного цеха С. В. Богданов, М. С. Пронина из тракторного- цеха № 5, И. Ф. Авраменко из трак торного цеха № 2, Б. Д. Ов сянников, ; В. Ф. Селютин из экспериментального цеха и другие. В сложный период „ п своего становления многие юноши и девушки нашли у них поддержку и понимание. И все-таки данные социологиче ского опроса показали, что не все молодые рабочие ощущают помощь наставников. Большие претензии у молодежи к стар шим товарищам из кузнечного, заготовительного, тракторного цеха № 2... На заводе сейчас нет кол лективов, не выполняющих план. Снижается и численность рабочих, не выполняющих нор му выработки. Если в 1977 году она составляла 12,5 про цента, то в 1978 году уже 6,9 процента. Но и за этими ма лыми процентами — судьбы, тревоги и переживания, как правило, молодых рабочих. Новичок не выполняет зада ние... Оговоримся, что до по- лугода вновь поступивший работает по норме, сниженной на 40 процентов. Но ведь опять- таки причины отставания мо гут быть разные — отсутст вие опыта, квалификации, устаревшее оборудование, вынужденные простои. А знать эти причины надо. Именно по этому приказом по заводу в регламент начальника цеха введено обязательное прове дение бесед с вновь поступив шей молодежью не реже од ного раза в месяц. И ЕЩЕ немного социоло гической статистики. Нашим молодым собе седникам мы задавали в анке тах вопрос: «Что нового по явилось в вашей жизни ё тех пор, как вы начали работать в данном коллективе?» В боль шинстве ответов юноши и де вушки определили как новое чувство самостоятельности 6 жизни, приобретение специ альности, ^повышение разряда. А вот более активное участие в общественной жизни отмети ли не все. Некоторое время назад, в ответах на вопрос анкеты «Как вас встретил коллек тив?», социологи предлагали оценить отношение мастеров, кадрозых рабочих, сверстни ков, представителен общест- ственных организаций. «Без участно», «меня просто не за метили» — отмечали молодые рабочие. Эти данные послу жили на заводе поводом к серьезному разговору. Именно тогда встал вопрос о более тесной координации действий руководителей цехов и обще ственных организаций. После этого в заводскую практику вошло проведение собраний молодых рабочих по сменам для изучения их настроения, трудностей, с которыми они ^сталкиваются. Таким образом, социологи ческие исследования, прове денные на заводе, помогли тракторостроителям вырабо тать более четкую систему работы с кадрами молодых рабочих. На заводе прекрасно понимают, что завтрашний день предприятия будет во многом зависеть от тех, кто сегодня впервые переступил порог заводской проходной.*. Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, старший инженер научно-исследовательского сектора Липецкого политехнического института. ] к а ид^опогйческой работы щ Ж ■ Ч?л Ш: НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ | Лев-Топстовский райком КПСС провел научно- практическую конферен цию на тему: «Социалисти ческое соревнование, дви жение за коммунистиче ское отношение к труду — могучее средство развития творческой активности масс и воспитания нового чело века». В докладе секретаря райко ма КПСС В. В. Александрова, выступлениях участников кон ференции был обобщен опыт партийных организаций по ру ководству социалистическим соревнованием трудящихся района. Отмечалась, что се годня в районе почти каждый работающий участвует в со ревновании, из года в год раз вивается движение за комму нистическое отношение к тру ду. Нынче высокое звание носят 34 коллектива предприя тий, цехов, бригад, ферм и участков, а 1470 человек с че стью оправдывают звание ударников коммунистическо го труда. На конференции приводи лось много фактов и приме- * ров творческой инициативы участников соревнования, его 'огромного воспитательного воздействия на людей, что, в конечном счете, позволяет добиваться хороших производ ственных показателей. Большое внимание участни ки конференции уделили вог просам разработки социали стических обязательств, совер шенствования гласности, мо рального и материального стимулирования передовиков, пропаганды и внедрения пе редового опыта. В пример ставились коллективы молоч ного завода — предприятия коммунистического труда, швейного цеха московского производственного объедине ния «Сокол», совхоза «Зна менский» и другие. Отмечались на конферен ции факты формализма в организации соревнования в колхозах имени Кирова и «Красный путиловец», по спешности при присвоении звания ударников и коллекти вов коммунистического труда. Участники конференции внесли практические предло жения, нацеленные на даль нейшее развитие средств и форм организации соревно вания, более полное раскры тие неиспользованных резер вов инициативы и политиче ской активности трудящихся. УЧАТСЯ ЛЕКТОРЫ | При Чаплыгинской район ной организации общества «Знание» работает школа лекторов. На одном из последних за нятий были рассмотрены вопросы «Книга Л. И. Бреж не ва «Актуальные вопросы иде ологической работы КПСС» — важный вклад в теорию марк- Старший вальцовщик листопрокатного цеха № 1 НЛМЗ Виталий Васильевич Пустовалов возглавляет одну из лучших бригад прокатчиков. За высокие трудовые показатели он на гражден орденом Трудового Красного Знамени. На снимке: В. В. Пустовалов. Фото А. Шурова. Продукция Елецкого завода медицинского оборудования широко известна в нашей стране и более чем в двадцати за рубежных странах. Изделия, выпускаемые предприятием, отличаются высо кой точностью обработки, долговечностью и надежностью. На снимке — слева: сборщ ица участка № 43 ком сомолка Галя Рощупкина. На заводе она работает 10 лет, является ударником коммунистического труда. Сменные зада ния выполняет на 115—120 процентов. А сверловщица Лидия Макарова работает 16 лет. Она трудится уже в счет июня 1979 года. Фото М. Манаенкова. ШШШ. ГЕКТАР ЗЕМЛИ. ЧТО ОН МОЖЕТ ДАТЫ Ученые-селекционеры страны вносят большой вклад в увели чение валовых сборов сельско хозяйственных культур. Ими выведено и передано в произ водство немало поистине бога тырских сортов зерновых, зер нобобовых, технических и дру гих культур. О том, какую экономическую выгоду дает сорт, говорит та кой пример. В прошлом году в хозяйстве нашей опытной стан ции выращивали ячмень ново го районированного сорта «ну танс-244». На таком же агро фоне механизаторы выращива ли и ячм^рь старого сорта «но- совский-6». «Новосел» дал с каждого из 1275 гектаров по 45,3 центнера зерна — на 8,6 центнера больше, чем «носов- ский-6». Как видим, только за счет преимуществ нового сорта собрано более тысячи Тонн отличного зерна! Научно обоснованный подход к выбору сорта для конкретных условий хозяйства, быстрое внедрение его, организация семеноводства — важнейший резерв повышения урожайно сти. В настоящее время в нашей области районирован целый ряд высокоурожайных сортов зер новых культур интенсивного типа, способных при правиль ном их возделывании давать высокие урожаи. Из озимых хлебов это уже хорошо извест ный земледельцам сорт пшени цы «мироНовская-808» и рожь «харьковская-60». Из яровых хлебов — яровая пшеница «московская-35», ячмень «ну- танс-244», овес «горизонт», просо «мироновское-94», горох «уладовский-8», гречиха «чиш- минская», вика «льгзвская-60». В стадии проверки находится высокоурожайный сорт ржи «чулпан». Но не следует надеяться, что новые сорта самц по себе дают высокие урожаи. Они требуют высокого агрофона. Сорта интенсивного типа более эффективно используют мине ральные удобрения, обладают устойчивостью к болезням н вредителям. Как правило, но вые сорта дают прибавку уро- С О Р Т . жая от двух до десяти центне ров с гектара. Сейчас значи тельно быстрее, чем раньше, создаются новые сорта, поэто му замена их должна осуще ствляться также быстро и опе ративно. Но практика показы вает другое: новые сорта внед ряются очень медленно, а ста рые остаются недопустимо дол го. Мы уже говорили об уро жайности ячменя нового сорта «нутанс-244», полученной на нашей станции. В хозяйствах области в прошлом году этот сорт высевался лишь на 14,5 тысячи гектаров, а «чосовский- 6» — на 368 тысячах. По дан ным Борннского и Лебедянско го госсортоучастков урожай ность ячменя сорта «нутанс- 244» превысила стандарт на 3,5 центнера. Нетрудно подсчи тать, какую прибавку урожая можно получить дополнитель но при посеве этого сорта на всей площади. Новый сорт яро вой пшеницы «московская-35», по данным этих госсортоуча стков, дает прибавку от 4 до 6,1 центнера с гектара, овес «горизонт» — от 6,2 до 9,4, гре чиха «чишминская» — до 2,9 центнера по сравнению со стан дартом. В условиях нашей станции новые сорта дали в минувшем году еще более высокую при бавку: гречиха «чишминская» 21 центнер с гектара против 15,2 центнера, что дал сорт «богатырь», овес «горизонт» — по 35 центнеров с гектара прос тив 25 центнеров сорта «льгов ский». Проса сорта «миронов- ское-94» получено на 4,6 цент нера с гектара больше, чем сорта «веселоподолянское». Но семеноводство нельзя сво дить главным образом к сорто смене и сортообновлению. Главное — умелое возделыва ние зерновых на семенных участках колхозов и совхозов, чтобы создать высококачест венный посевной материал рай онированных сортов и зани мать ими производственные по севы хозяйств. Многие колхозы и совхозы, приобретая семена' элиты и первой репродук-, возлагают м ши бильготе УДОБРЕНИЯ. УРОЖАЙ. надежды. .Однако эго не мо жет решить вопрос увеличения валовых сборов, зерна, так как элитные семена высеваются на небольших площадях семенных участков. Основной урожай в хозяйст вах создается за счет собствен ных семян, выращенных у се бя на семенном участке и вы сеянных на всех производст венных площадях. При небреж ном обращении с семенами эли ты или первой репродукции можно потерять их высокие качества в один год. Семенные участки и существуют для то го, чтобы поддерживать, сое динять высокие качества сор та и элиты. Это достигается за счет высокой культуры земле делия на семенных участках, правильной подготовки и хра нения посевного зерна. Агрономам хозяйств следует твердо знать, что подготовка хороших семян — процесс дли тельный, он не может быть создан каким-либо одним при емом. Процесс формирования хороших семян начинается с посева или даже ранее — с выбора предшественника. Хо рошие семена создаются не только на току, но главным образом в поле. Мне не раз приходилось в разное время года проезжать по угодьям совхоза «Красный колос». Знаю, что Центральное отделение — семеноводческое. Руководители хозяйства, и прежде всего главный агроном Евгений Иванович Анашкин, с особой заботой относятся к семенным участкам Под них отводятся земли с лучшими предшественниками, с осени на них вносят удобрения, пашут зябь обычно в августе. Все ви ды работ на семенных участках проводятся в лучшие агротех нические сроки. Такая забота о семенах дает отличные резуль таты — земледельцы совхоза собирают высокий урожай хле бов. В минувшем году, напри мер, они получили с гектара зерновых и зернобобовых куль тур по 35 центнеров. К сожалению, в ряде хозяйств области отношение агрономов к самемм, я дасшостя» к “ у ш * сортам иное, чем в совхозе «Красный колос». Нередки случаи, когда руководители и специалисты не жалеют денег для приобретения семян ново го сорта, а потом словно за бывают о них: и богатырский сорт при низкой агротехнике возделывания дает урожай не выше сорта — предшественни ка. П РИ интенсивном исполь зовании земли особую роль в борьбе за повы шение отдачи гектара пашни играют местные и минеральные удобрения. По данным работ ников нашей станции и ученых НИИ почв имени Докучаева, внесение на гектар 6 тонн на воза в расчете на один сево оборот позволяет не только повысить содержание гумуса в пахотном слое на 0,4 процента, значительно улучшить струк турное состояние, повысить впитывание воды и водоудер живающую способность почвы, но и увеличить продуктивность культур севооборота на 15 процентов. Рациональное использова ние удобрений в условиях на шей области дает возможность увеличить урожай на 25 про центов. Это огромный резерв, но используется он еше слабо. Так, за три года текущей пя тилетки уровень удобренности 1 гектара пашии в среднем по области составил лишь 2,4 цент нера стандартных туков и 2 тонны навоза. Баланс пита тельных веществ в почвах об ласти остается пока отрица тельным. Из года в год хозяйства об ласти получают все больше минеральных туков, увеличива ется выход органиче ских удоб рений, по используются они крайне нерационально. Напри мер, подстилочный навоз из-за отсутствия навозохранилищ не доводится до нужной конди ции — перепревшего состоя ния, а вывозится зачастую на 'поля в зимних условиях,' хра нится в мелких кучах в тече ние зимы, промораживается и теряет много пнтатеаьны.х ве ществ. Из кучек такой навоз растаскивается во полю, как правило, бульдозером. Отсюда низкая эффективность приме нения органики. Далеко не идеально обстоит дело и с использованием мине ральных удобрений. , Непра вильное планирование поста вок туков в районы и хозяйст ва приводит зачастую к их порче, потере питательных ве ществ, к грубым нарушениям ассортимента и соотношения отдельных элементов питания. Колхозы и совхозы области имеют 70 процентов почв, ха рактеризующихся низким или очень низким содержанием фосфора. Поэтому эффектив ность от применения фосфор ных удобрений у нас очень ве лика. Внесение только 50 кило граммов гранулированного су перфосфата в рядки при посеве обеспечивает прибавку урожая зерна до 4 центнеров с гектара. Большую роль в прибавке урожая от минеральных удобре ний играют способы внесения туков. В засушливые годы в условиях области наиболее эффективно внесение мине ральных удобрений под основ ную вспашку. Мелкая заделка удобрений под культивацию снижает их эффективность на 30—50 процентов. Как ни странно, но в ряде хозяйств даже иа посевах ведущей • в области технической культуры -— сахарной свеклы, фосфорные и калийные удобрения вносят весной под культивацию. Хотя каждому агроному известно, что питательные вещества этих удобрений малоподвижны. Земледельцы кохозов и сов хозов нашей области решили г четвертом году десятой пяти летки значительно повысить отдачу гектара пашни. Актив ное внедрение в производство новых, более высокоурожай ных сортов зерновых и других культур, эффективное исполь зование местных и минераль ных удобрений поможет ре шить эту задачу. Н. ПЕЧЕРСКИХ, директор Липецкой сель скохозяйственной опытной станции, кандидат ссльско- ^ уушйг т«#д»1Ц^ ИЯуК, сизма-лени«изма, в практику идеологической работы», и о развитии социалистической демократии в СССР. Заключи тельная лекция на занятии бы ла посвящена идеологиче ской борьбе в условиях сов ременных меж дународных отношений. СМ ОТР КРАСНЫХ УГОЛКОВ | В Измалковском районе проходит смотр красных уголков животноводческих ферм. Красный уголок централь ной фермы совхоза «Проле тарий» неоднократно завоевы вал призовые места в район ных и областных смотрах-кон курсах. Сейчас в его уютном, продуманно оформленном помещении проводятся бесе ды, занятия экономической школы и школы коммунисти ческого труда, курсов зоотех нического всеобуча. Об итогах соревнования доярок еж едневно сообщают «эстафеты», «боевые листки» и «молнии». В наглядной аги тации отраж ается ход сорев нования за повышение качест ва животноводческой продук ции, за высокую культуру на всех участках производства. ЛЕНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ Становлянский райком ВЛКСМ и правление район ной организации общества «Знание» большое значе- »низ придают пропаганде среди молодежи ленинско го идейного наследия. Принято совместное реше ние провести с апреля 1979 года по апрель 1980 года Ле нинские чтения «Дело Лени на живет и побеж дает». Разра ботана тематика чтений, кото рые будут проходить во всех комсомольских организациях района,' школах, Домах куль туры. В чтениях примут уча стие партийные и советские работники, ветераны партии и комсомола, правофланговые социалистического соревно вания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz