Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

4 марта 1979 г., № 54 (15 35 П ш Л Е НИНС КО Е ЗНАМЯ Н АШИ ДЕТИ ОТ ВЫБОРОВ ВЫБОРОВ 1^ шл «/1г«- п ецкого района за последнее время неузнаваемо преобрази­ лось: поднялись производст- • венные корпуса, выросли кра­ сивые здания , профтехучили­ ща, Дома культуры, школы, детского сада, столовой, протя­ нулись новые улицы. Правле­ ние колхоза «Заветы Ильича» взяло на себя немалую долю Дбот по воспитанию детей, лггоянно улучшает жилищ­ ные и культурно-бытовые усло­ вия сельских тружеников. Когда все потомство Раисы Ивановны и Бориса Стефано­ вича Кндиновых (снимок ввер- Л* ху) собирается за вечерним самоваром, весело и шумно становится за столом. Один­ надцать детей воспитывают супруги Кидиновы. Правление колхоза выделило им простор­ ный дом, их дети посещали детсад-ясли, учатся в школе. На снимке справа — ново­ селы Тихоновы. Петр Михай­ лович работает механизатором в колхозе, Полина Васильевна учительствует в местной школе. В выходной день молодежь села становится на лыжи (снимок внизу). Здесь любят спорт. Фото В. Кожевникова. «ВОСХОД» - Э ТО ЗДОРОВЬЕ Среди детских медицинских учреждений страны давней и заслуженной славой пользует­ ся липецкий санаторий «Вос­ ход». Ежегодно в нем попраз- ляют здоровье, учатся и отды­ хают около тысячи детей в возрасте от 3 до 14 лет. Трех­ месячное пребывание каждого ребенка обходится государству в 500 рублей. Однако родите­ ли наших юных пациентов не платят з4-.путевки ни копейки. Все расходы берут на себя органы здравоохранения. Все кабинеты функцио­ нальной диагностики, рентге­ новский, зубоврачебный, фи­ зиотерапевтический, глазной, лечебной физкультуры, масса­ жа, механотерапии, — а также клиническая и биохимическая лабораторий, водогрязелечеб ница, б/ссейн оснащены но вешней медицинской техникой При санатории работает 8 летняя школа. Поэтому уча щиеся, прибывающие к нам в зимнее время, не прерывают своих занятий и не отстают от сверстников. Сейчас ведет­ ся строительство спецкэльного школьного корпуса, который пополнит в этом году комплекс санаторных сооружений. Мы большое внимание уде­ ляем организации досуга ре­ бят, временно оторванных и от семей, и от друзей. Создана пионерская дружина, носящая имя Героя Советского Союза, летчика-космонавта В. М. Ко­ марова. Работают 16 различ­ ных кружков, фотостудия, студия бального танца. Часто в клубе санатория проводятся встречи со знатными людьми нашего края, творческие кош курсы, вечера кинопутешест­ вий, защиты фантастических проектов. С нашими юными гостями занимаются и лечат их . 215 Медицинских работников, вос­ питателей, учителей. Среди них — врач А. Ф. Полянская, воспитатель Т. Д. Вострикова, фельдшер М. С. Петунина, медсестра Е. А. Антонова, ня­ нечка А. В. Гордеева и многие другие, составляющие коллек­ тив коммунистического труда. В санатории ведется боль­ шая научная работа в содру­ жестве с Институтом педиат­ рии Академии медицинских наук'СССР и Липецким педа­ гогическим институтом. После прохождения курса лечения более 99 процентов наших па­ циентов выздоравливают. Готовясь к 30-летию, кото­ рый коллектив здравницы бу­ дет отмечать в будущем году, мы стремимся еще лучше ор­ ганизовать свою работу, повы­ сить ее качество, ибо всегда помним, что конечный итог на­ шей работы — это самое доро­ гое на свете: здоровье детей. Л. ОВСЯННИКОВА, завуч школы-санатория «Восход». МАСТЕР ИЗ ПУШКИНО Рейсовый автобус подвез до села Пушкино и умчался даль­ ше, оставив меня одного пе­ ред длинным рядом .крепких домов. В одном из них живет человек, который ждал меня и с которым я давно искал встречи, наслышавшись о щед­ рой душе и золотых руках народного умельца. Осмотревшись, я наугад по­ дошел ко двору с примыкаю­ щим к нему большим садом и окруженным стройным пря­ моугольником взрослых ив. Мне подумалось: художник должен жить именно здесь. Я не ошибся. Невысокий че­ ловек преклонного возраста и поношенной телогрейке но- ал от калитки в сарай уголь. '^5н уже кончал работу. Подой­ дя поближе и вглядевшись, я узнал торо, кто был мне нужен. Александр Иванович Потрош- ков, бывший учитель Пушкин- ской средней школы, ныне пен- ' сионер. Он радушно встретил меня и повел за собой через светлую веранду. Едва переступив порог его дома, сразу же замечаешь разнообразные поделки. Они висят на стенах, стоят на сто­ лах, на комоде, в застеклен­ ном шкафу. Александр Иванович провел меня через кухню в небольшой зал. Мы расположились у невысокого стола, на котором хозяин предварительно разло­ жил свои работы. И завязался непринужденный разговор. ‘ —Рисовать-то я стал с детст­ ва,—начал свой рассказ Алек­ сандр Иванович, — а вот вы­ жиганием занимаюсь около 25 лет. > Потрошкову 73 года. Есте- ' ствепно, возник вопрос: почему КНИГИ - РЕЛИКВИИ Коллекцию книг, принадле­ жавших декабристам, удалось собрать сотрудникам научной библиотеки Иркутского уни­ верситета. Здесь хранится около 140 книг нз личной библиотеки М. Лунина, одного из руково­ дителей северного общества декабристов. Находясь на ка­ торжных работах в Петров-- ском заводе, М. Лунин — страстный книголюб, собрал обширную библиотеку. Когда в 18*41 году Лунина вторично арестовали по обвинению в распространении декабрист­ ских идей и отправили в аха- туйскую тюрьму, там он умер в заточении, а библиотеку се­ стра революционера Е, Уваро­ ва передала в дар Иркутской духовной семинарии. Недавно сотрудникам биб­ лиотеки удалось выявить в фондах книга. еще трех декаб­ ристов. (Корр. ТАСС). ВЫШИ В А Л ЬЩИ ЦЫ Небольшое помещение цеха залито солнечным светом. Вдоль стен у окон за пяльца­ ми — деревянными рамками ■на ножках, — сидят выши­ вальщицы. Мы ПОДХОДИМ к од­ ной из них — Н. Ф. Ивановой. Орудие труда у нее, как, впро­ чем, и у других вышивальщиц, нехитрое: иголка да наперсток. Материал — белое хлопчато­ бумажное полотно, натянутое между перекладинами, и набор цветных ниток-мулине. Выши­ вает Нина Федоровна так на­ зываемым «свободным» стилем по нанесенному заранее кон­ туру. Нитки предпочитает ярко-красные, традиционные для русской вышивки. Тради- ционен и рисунок — фантасти­ ческий цветок с тщательно вы­ писанными листьями. Вышивальщицей Нина Фе­ доровна стала сравнительно недавно — три года назад. Именно тогда в производст­ венно-художественном объе­ динении • «Елецкие кружева» стали поговаривать Ъ создании в городе цехов ручной и ма­ шинной вышивки. — Необходимость в этих цехах возникла потому, — рассказывает главный инже­ нер объединения Р. Н. Трофи­ мова, — что спрос на выши­ тые изделия в последнее время резко повысился. Удовлетво­ рить его за счет продукции Лебедянского производствен­ ного участка, где вышивкой занимаются издавна, невоз­ можно из-за недостатка имею­ щихся там мастериц. В Ельце же людские ресурсы больше, однако вышивкой здесь преж­ де не занимались, предпочитая ей кружевоплетенне. Перед нами стояла нелегкая задача: сохранить в неприкосновенно­ сти кружевной промысел и дать толчок другому старин­ ному искусству — вышивке. Всесоюзный научно-исследо­ вательский институт художе­ ственной промышленности по заказу объединения разрабо­ тал особый, «липецкий стиль» вышивки, в основу которого были положены опыт воронеж­ ских, рязанских и орловских мастериц. Для обучения кад­ ров в Елец пригласили группу выпускниц профессионально- технического училища из горо­ да Торжка Калининской обла­ сти, славящегося старинным золотошвейным ремеслом. У одной из выпускниц учи­ лища, Валентины Красильни­ ковой, и я училась искусству вышивки, — говорит Н. Ф. Иванова. — Сейчас у меня — третий разряд. Нормы всегда перевыполняю. — Да и качество у нее от­ личное, — вступает в разговор мастер цеха ручной вышизкн В. Г. Карташова, — смотрите, как удачно сочетаются на ее рисунке различные приемы вы­ шивки: двухсторонняя гладь, узелки, петельки, шов за игол­ ку, стяги. А как аккуратно отбиты края, как рельефен контур! Похвала Валентины Геор­ гиевны значит немало. Ведь она и сама в недавнем прош­ лом вышивальщица, изучала искусство старых мастеров. Как одну из самых способных учениц, ее назначили недавно мастером. Многие из молодых деачзт, которые работают сейчас в цехе, — ее ученицы. В их числе и Людмила Ершова. — В прошлом году, — рас­ сказывает девушка, — я окон­ чила среднюю школу. Думать над выбором специальности мне много не пришлось. Моя мама в объединении «Елецкие кружева» работает нормиров­ щицей, я часто бывала у нее, присматривалась к работни­ цам. Особенно по душе при­ шлась профессия вышивальщи­ цы. Ведь это очень ■интересно — своими руками создавать такую красоту. Теперь рабо­ таю самостоятельно. — Сейчас в нашем цехе уже, более 30 вышивальщиц, — сообщает В. Г. Карташова. — Кроме того, имеем около 100 надомниц. Все вместе мы за первые два месяца этого • года изготовили около сорока тысяч единиц вышивки, в 10 раз больше, чем за тот же период прошлого. Женские платья и блузки с нашей вышивкой не залеживаются на прилавках. Число вышивальщиц скоро значительно вырастет. Для этого в Елецком техническом училище № 2 организована специальная группа. Практи­ ческие занятия в ней ведет опытная Н. В. Моргунова. Училище будет готовить вы­ шивальщиц как ручной, так и машинной вышивки. А. КОЛЯДОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». тт1!П 1!1т1111Н 1|111|||1И 111П 11И 111тН П 11т1П 1Ш 11111«Е аШ Я 11П !!!9!111Ш Н 181И 1Ш Ш Ш 11Я Ш 151В ЗВ 1!1вШ Л 1В Н П Ш тШ 11^П 11Л 111!1111Ш 1т1Ш 1Ш Н ЗЛ ЗШ Ш ЗШ ЗР!1Е ЗИ Н П О Э Т И Ч Е С К А Я вдруг увлекся именно выжи­ ганием? В ответ он объяснил: — Все очень просто. Я узнал, что выжиганием занимались многие художники, решил по­ пробовать сам и незаметно увлекся. Но раньше это было более трудоемким делом. Иг­ ла для выжигания после на­ грева на открытом огйе почти моментально остывала, уда­ валось оставить на дереве две-три точки, потом надо было греть ее заново. Чтобы сделать небольшой по разме­ рам рисунок, требовалось очень много времени. С прихо­ дом в деревню электричества появилось электровыжигание. А это уже легче, удобнее. — Но ведь электричество не рисует само, — замечаю я, — техника выжигания непроста. Наверняка, пришлось у кого- то учиться? — Учиться было не у кого. Вот в чем суть, — отвечает мой собеседник. — До всего доходил сам. Моим ученикам из Пушкинской средней шко­ лы значительно легче. Опыт свой я им передал без остатка. Вот уже более десяти лет, как учитель Потрошков стал пенсионером. Но зерна творче­ ства, брошенные им в благо­ датную почву, взошли обиль­ ным урожаем. Из года в год все больше ребят берут в руки чудесный электрический ин­ струмент—выжнгатель. А руко­ водит ими бывший ученик Александра Ивановича — В. П. Дубровин. Растет новое пополнение мастеров. Формально нет учителя Пот- рошкова в школе, и все-таки присутствие его ощутимо. 40 работ, посвященных жизни и деятельности Владимира Ильи­ ча Ленина, рассказывают школьникам о великом вожде. Есть среди них и выполненные по оригинальным рисункам. Особенно привлекает работа, изображающая вождя во время отдыха. Она выставлялась в Москве и получила теплый отзыв зрителей. Сам же Александр Ивано­ вич, говоря о своей Лениниа- не, поясняет, что всегда стре­ мился показать в работах ленинскую простоту. Передо мной некоторые ра-. боты Потрошкова: «Ленин с детьми», «Ленин беседует с крестьянином И. А. Чекуно- вым», «Ленин на велосипеде». И Ленин в них действительно живой, простой и очень близ­ кий нам всем человек. Вглядываешься в творения Александра Ивановича и диву даешься: столь они интересны, выразительны. И немудреный прибор—выжнгатель, и средств для выражения как будто немного. Но мастер продол­ жает искать новые формы. Так вот пришел Потрошков к соединению выжигания с худо^ жественной росписью, и слу­ чилось чудо: как будто на экране черно-белого телевизо­ ра запестрели цветные кадры. Ожили творения, появились в них и зеленый лес, и голубая река, и золотое солнце... Я засиделся у Потрошковых до позднего вечера. Но, рас­ ставаясь, твердо знал, что встреча обязательно по­ вторится: самодеятельный ху­ дожник полон энергии, новых творческих замыслов. Г. ЛУКИН, сотрудник добринской районной газеты «Заря коммунизма». В ТЕАТРЕ — ПРЕМЬЕРА «НА БОЙКОМ МЕСТЕ» Среди самых первых премьер, которые открывают историю Липецкого драмати­ ческого театра, рожденного в послереволюционные годы, — «Бесприданница» А. Н, Остров­ ского. Впоследствии коллек­ тив не раз обращался к шедев­ рам великого русского драма­ турга. Вчера состоялась премье­ ра комедии «На бой­ ком месте». О работе над спектаклем рассказывает ре­ жиссер Б. Голубицкий: — Это превосходная коме­ дия с отличной сценической репутацией. Трудно, пожалуй, назвать театр, который бы ее не ставил. И на липецкой сце­ не она шла четверть века на­ зад. Нам хотелось создать жи­ вой, волнующий спектакль, сделать понятней зрителю эту старую пьесу, написанную сто с лишним лет назад. Репетировать и играть Островского — настоящее творческое счастье. Но Островский — это и огромное испытание. Он требует четкого гражданского ощущения темы, высокого мастерства, способности к им­ провизации, ярких красок, вкуса к комедийному приему. В спектакле занята, в основ­ ном, молодежь театра и акте­ ры среднего поколения. День премьеры станет к то­ му же и днем дебютов. Декорации к спектаклю создал художник Г. Белов. О. НЕСТЕРОВА. В ПИОНЕРЛАГЕРЕ Еще робеет сон слепой, Еще светло под облаками, А в лагере трубят отбой Мальчишки с тонкими руками. Задрав веснушчатые лбы, Они трубят и видят тропы, Где репетицией судьбы Шел «бой» за старые окопы. Там, где с победой шел отряд, Еще в поклоне ветви гнутся. .Так почему ж отбой трубят Мгновениям, что не вернутся? Пойми, мальчиш, пусть кончен бой (Не повредит глоток покоя), Но в жизни... в жизни, милый мой, Желай, чтоб не было отбоя: От песен, от шальных стрекоз, Среди камней и — трав покосных, От звезд, от смеха и от слез И от товарищей несносных. Он сбудется — за правду бой, И снова не усну легко я, Когда трубят «Отбой! Отбой!» — Горнисты, что не ждут покоя. А. ТАМБОВСКАЯ. ЗА КАЖДОЙ РОЛЬЮ-ХАРАКТЕР Сегодня в зале областного драматического театра собе­ рутся почитатели таланта одной нз актрис труппы — Киры Александровны Шитовой. Ее сценическая жизнь исчисляет­ ся сорока годами. Пройден большой творческий путь. На­ кануне юбилея наш корреспон дект встретился с К. А. Шито­ вой и попросил ее рассказать о сценическом пути, о сыгран­ ных ролях. -ГГ УТЬ к сиене начался для меня с учебы в студии прн Горьков-, ском академическом драмати­ ческом театре. Через три го­ да окончила ее, и меня остави­ ли в театре,: где я сыграла свою первую самостоятельную роль совсем юной девочки Га­ ли в спектакле «Сады цветут». Первая роль — первые труд­ ности и первые радости. Все для меня только начиналось, все было впервые... А тут — война. Я поступила в транспортный театр при Ок-. тябрьскрй железной дороге. Купе на четверых — наше жилье и гримерная одновре­ менно. Мы выступали перед железнодорожниками, перед- ранеными в госпиталях, с осо­ бым подъемом для тех, кто уходил ца фронт. По Октябрь­ ской железной дороге шли по­ езда в Ленинград. Работалось нам нелегко, но, может быть, оттого, что мы были молоды и остро ощущали всю безмерность народного горя, лишения быта отступали на второй план. В нашем тран- спортном театре той поры шли «Русские люди», «Парень из нашего города», «Синий плато­ чек», другие пьесы, вселявшие бодрость и мужество в людей, веру в. победу над врагом. Закончилась война, я верну­ лась в Горький. Была принята в труппу. театра комедии. Иг­ рала в пьесах Гольдони, ‘'Ше­ ридана, Мольера, Шекспира. Работа на сцене этого театра: стала для меня серьезной школой, приучила к глубокому исследованию роли, постиже­ нию природы комедийных ха­ рактеров. Впрочем, роли, в ко­ торых много гротеска, юмора, доходящего до сатиры, иначе говоря, характерные роли, давно привлекали меня. Но впервые я поняла, сколь это благодарная почва для актера, пожалуй, только в театре ко­ медии. Работая; над такими ролями — большими и маленькими —- нельзя себе позволить отде­ латься внешним рисунком, не­ пременно требуется внутрен­ нее, психологическое перево­ площение. А для этого надо знать о своем герое всегда много больше, чем напНсано в пьесе. Это трудно, но и не-> обычайно интересно: искать И находить для создаваемого образа мельчайшие оттенки, подробности, нюансы, чтобы передать особый строй души и чувств того или иного ха­ рактера. Сумеет актер сделать это — наградой будет та неви­ димая теплая волна сопере­ живания, которая идет из зри­ тельного зала, согревая, по­ могая работать. * На липецкой сцене я с 1961 года. Мои роли? Их все теперь трудно вспомнить. Была Дуэнья — этот яркий, острый характер захватил меня. И помнится совсем . крохотный эпизод в «Дне отдыха»: за считанные минуты мне надо было показать в домохозяйке Зайцевой и большую лю­ бовь к детям, мужу, и стрем­ ление удержать, отстоять се­ мейное счастье, в том смысле, в каком понимала его эта не­ много смешная женщина. Надо было сделать так, чтобы, смеясь, зрители жалели мою Зайцеву. И все это за один небольшой выход на сцену. Очень дороги мне образы Марфы в «Русских людях» и Ильиничны в «Тихом Доне». Обе они матери, но какие раз­ ные. Объяснение их несхожести я искала в том времени, когда жили мои героини, в историче­ ски сложившихся ситуациях, обусловивших во многом их мысли, поступки. Нередко приходилось играть отрицательные роли. И с их помощью я стремилась пере­ дать свое отношение к какому- либо . негативному явлению, выразить езой личный про­ тест. Часто хочется помочь зрителю разобраться в себе, в окружающих, вообще в жизни. Если это мне удавалось и удается — можно, наверное, считать, что долг перед людь­ ми, обществом я вьщолняю. Люблю играть для детей. Дети—самый чуткий, внима­ тельный зритель. Нельзя ему солгать — ни в большом, ни в малом. Все должно быть до­ стоверно, реально. И опять —- даже в «сказочной» роли — должна проступать твоя лич­ ная, гражданская позиция. Сейчас мы в театре репети­ руем «Снежную королеву». В этой старинной сказке мне отведена роль Бабушки. На первый взгляд, это просто доб­ рый, мягкий характер. Но я снова чувствую, что не обой­ тись лишь одной-двумя красками. Хочется, чтобы полу­ чился живой, полнокровный образ, 14 еше обязательно на­ до сказать современным маль­ чикам и девочкам: учитесь лю­ бить окружающих, будьте го­ товы кого-то защитить, убе­ речь от беды. Словом, опять у меня новая роль, а значит и новые планы... ‘ Беседу вела Т. СПАССКАЯ- Д О Б Р Ы Е П Е Р Е М Е Н Ы Люди советской деревни В тот раз Нина Петровна вышла нз дома до восхода солнца и через мелколесье, подступающее почти к самой калитке, торопливо зашагала в сторону фермы. Сквозь заснеженный орешник прогля­ дывали редкие огоньки хат. По дороге почему-то стали наплывать воспоминания... Отца Нина Петровна помнит смутно: он ушел на фронт, когда она едва на ноги подня­ лась. Ушел и не вернулся. После четырех классов вы­ нуждена была оставить школу, чтобы помогать матери. Не один год выращивала с ней сахарную свеклу, а когда мать стала дояркой, тоже попроси­ лась на ферму телятницей. Вскоре мать ушла на пенсию, а свою группу коров передала дочери. Н. П. Тишкова рабо­ тала и училась сперва в ве­ черке, а затем в Конь-Коло- д^зском сельхозтехникуме. Потом Нину Петровну приняли в партию, а через некоторое время предложили возглавить ферму... Там, где„ орешник и дубняк становятся покрупнее, а доро­ га берет чуть влево, она за­ держивается: здесь обычно она поджидает доярку А. А. Сычову, чтобы дальше идти вместе. Нина Петровна нетер­ пеливо посматривает на тро­ пинку, ведущую к ее дому. Вчера Анна Андреевна дежу­ рила допоздна на ферме, и заведующая беспокоилась: сможет ли она вовремя выйти нынче на работу — у нее все- таки большая семья. Но на тропинке раздаются торопли­ вые шаги и еще издали доно­ сится знакомый голос А. А. Сычевой: — Здравствуй, Нина Пет­ ровна! А я после дежурства и не выспалась толком, на скорую руку собрала завтрак, и бегом сюда. Еще раньше, будучи дояр­ кой, Н. П. Тишкова видела, что многое у них. на ферме требует улучшения. И когда сама стала заведующей, од­ нажды собрала в красном уголке скотников, работников кормоцеха, от которых в зна­ чительной мере зависело каче-> ство рационов, и, показав на вывешенный новый распорядок дня, заявила: — Запомните, с сегодняш-. него дня вольница кончается. Вот здесь расписано, сколько и каких кормов, в Том числе и обработанных, следует до­ ставлять скоту на утро, в обед и вечером. Будьте добры со­ блюдать! . Но. не зря говорят: привыч­ ка — вторая натура. Фураж в кормушки по-прежнему поступал без веса, как попало. И пришлось ей власть употре­ бить. Нерадивых наказали, лишили их премии, да еще про­ песочили на собрании живот­ новодов. Тогда все поняли, что новая заведующая за дело взялась по-серьезному. Сложнее было наладить зоотехническую работу. Как специалист, Нина Петровна сознавала что дело это требу­ ет не одного года упорного, «ропотливого труда. Но уже в первые дни работы пришла она к главному зоотех­ нику колхоза А. И. Плотнико­ вой, да не с пустыми руками, а с подробным, обстоятельным планом действий. Показав этот план, Н. 11. Тишкова сказала: — Чтобы дело вести не вслепую, надо заново, по- настоящему обследовать ста­ до, на каждую корову родо­ словную завести. А мне одной со всем этим не управиться. Помощь требуется. .— Будет помощь! — живо откликнулась Анна Игнатьев­ на. — Я от твоих предшест­ венников добивалась, чтобы они навели порядок. А ты са­ ма пришла. Так чтб вместе будем осуществлять твЬй план! И побежали напряженные, хлопотливые дни, месяцы. По­ рядок в зоотехническом учете навели, наладили отбор тело- чек на племя. Приходилось нелегко. Не хватало помеще­ ний,... чтобы отдельно содер­ жать отобранный молодняк; выхоженных нетелей. Давал •о себе знать дефицит фуража. Начали строить помещения, разрабатывали меры для ук­ репления кормовой базы. В частности,: в пойме Дона раз­ вернули сооружение орошае­ мого участка И все это не без участия Нины Петровны. С улучшением условий труда работа на ферме пошла еще лучше. Через три года в ста­ де не осталось коров, годо­ вой надой которых был бы ниже 2600—2800 килограммов молока. В группах же, за ко­ торыми ухаживают доярки В. Я. Черных, 3. Н. Журавле­ ва, В. И. Черных, .надои до­ стигли трехтысячного рубежа. Но Нина Петровна по- прежнему не удовлетворена. . Прослышав о том, что в Круг- лянском . отделении совхоза ;«Елец-Л сзовекйй» / успешно действует контрольно-селек­ ционный двор, предложила зоотехнику А. И. Плотнико­ вой: — Давайте, Анна Игнатьев­ на, съездим в Круглянку. Уж очень заинтересовал меня этот двор. Хочу поглядеть. Вскоре опыт круглянцев взя­ ли на вооружение Но при этом.Нина Петровна внесла в него существенные коррективы. Устранила, к примеру, обез­ личку нетелей. На шестом ме­ сяце стельности их объединя­ ют в группы и закрепляют за опытными доярками. Одну из групп доверили В. С. Смо­ родиной. Валентина Семеновна —одна из; лучших доярок фер­ мы. Сама подготовила жи­ вотных к отелам, раздоила их и в первый же год от каждой из них получила свыше трех тысяч килограммов молока. Главным образом за счет та­ ких первотелок теперь еже­ годно обновляется до трети дойного гурта. Благодаря настойчивым уси­ лиям Нины Петровны, в ко­ ровниках к транспортерам прибавились электродоилки, автопоилки. Да и корма теперь раздаются не вручную, как прежде, а кормораздатчиком. ...И вот давние подруги сно­ ва встретились на стыке тро­ пинок. Некоторое время они идут молча. — Спасибо тебе, Нина Пет­ ровна, — вдруг* говорит А. А. Сычева. — Работать стало легче... За полтора часа управ­ ляемся! — Теперь бы еще жирность молока поднять, .— вздыхает в ответ Н. П. Тишкова. — Корма нужны получше. Сегод­ ня наведаюсь в правление, узнаю, что агроном будет сеять в этом году на кормовом поле.-. Сегодня у Нины Петровны напряженный, трудный день. Впрочем, р бывают ли у нее легкие дни? То занятия с доярками надо проводить — учеба стала одной из главных забот заведующей, то бе­ седу организовать о событиях в стране и за рубежом. Да и дома хлопот немало. Дети, правда, повзрослели, помога­ ют, но все равно без хозяйки семья же не может... Когда Н. П. Тишкова с А. А. Сычевой подошли к .жи­ вотноводческому городку, уже светало. С фермы донеслись голоса, звон посуды. Нина Петровна направилась в крас­ ный уголок, чтобы первым де­ лом заполнить эстафету за вчерашний день. Занимаясь этим, вдруг улыбнулась, вспомнив мать. Та сегодня ут­ ром вновь 4поинтересовалась, как с надоями. И 'она, как всегда, ей ответила: — В районе в числе первых. Но могли бы и лучше рабо­ тать! Л. СТУРОВ. Хлевенский район, колхоз «Память Ленина».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz