Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)

25 февраля Л И В Т & Э Щ УШМЙ ш Ш Ш Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я »иит ви» ж ^ 1 джи 1 Ш 1 Д 1 мшд| 1 ц к ^ ^ ВЕРНЫЙ С ОРАТНИ К И Л Ь И Ч А К 110 - л е т и ю с о д н я р о ж д е н и я Н , К . К р у п с к о й 26 февраля исполняется 110 лет со дня рождения Надежды Ко нст антиновны Крупской —■ выдающегося деятеля Комму­ нистической партии н Совет­ ского государства-, друга, жены н соратника В. И. Ленина, за­ мечательного советского педа­ гога. Характерной особенностью 'Надежды Константиновны, которую она пронесла через всю жизнь, была ее подлинная , революционность и партийная *г" принципиальность. Марксизм- '■'енинизм был компасом всей ее жизни. Сама Н. К. Крупская писала: «Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спо­ койную уверенность в конеч­ ном исходе дела, с которым связала свою жизнь ». С юных л е т Н . К. Кру пская всегда без колебаний шла с рабочим классом, его партией, отдавая делу освобождения трудящихся все свои силы, знания и энергию. Осенью 1891 года Надежда Константиновна поступает учи­ тельницей в воскресную вечер­ нюю школу на Шлиссельбург- ском тракте за Невской заста­ вой в Петербурге. Это было самое крупное учебное заведе­ ние для рабочих не только в России, но и в Европе. Сюда Н. К. Крупскую привела ж аж ­ да революционной деятельно­ сти, потребность в общении с простыми людьми. К этому времени она уже имела опыт педагогической деятельности в качестве воспитателя в пан* сионе гимназии, преподавателя в профессиональной женской школе. Очень скоро Надежда Кон­ стантиновна установила широ- - кце связи с рабочими фабрик %; заводов и, наряду с учебной, стала заниматься революцион­ ной деятельностью. Об этом времени сама она вспоминала с большой теплотой: «В этой школе я проработала пять лет, завязала очень большие связи, близко узнала рабочую жизнь, рабочих... Эти пять лет, прове­ денные в школе, влили живую кровь в мой марксизм, навсег­ да спаяли меня с рабочим классом ». Б л агодаря деятельности Н. К. Крупской и других учи- телей-марксистов вечерне-во­ скресная школа за Невской заставой превратилась в очаг политического просвещения рабочих. В феврале 1894 года Надеж­ да Константиновна впервые встретилась с В. И- Лениным и начала работать под его руко­ водством. Полицейские пресле­ дования, ссылка, эмиграция не сломили Н. К. Крупскую. Она стала профессиональным рево­ люционером. Секретарь редак­ ции ленинской «Искры », а поз днее газет — «Вперед » и «Про л е т арий », от ветственный за связь с партийными органи­ зациями России, активный участник революции 1905— 1907 годов — Надежда Кон­ стантиновна работала там, ку­ да ее посылала партия. Особенно большой вклад внесла Н. К. Крупская в осу­ ществление ленинского плана культурной революции в СССР. Вопросы народного об­ разования, политического про­ свещения и коммунистического воспитания трудящихся стали делом ее жизни. Надежда Константиновна замечательно сочетала в себе черты организатора, партийно­ го и государственного работни­ ка и крупного ученого-исследо- ватедп. Теория и практика у нее всегда были слиты воедино. Еще до Великой Октябрьской социалистической революции Н. К. Крупская умела свою большую организаторскую партийную работу как в эми­ грации, так и в России, соче­ тать с научной по самым ак­ туальным, «больным » вопро­ сам культуры и просвещения. Книга Н. К. Крупской «Народ­ ное образование и демократия », н аписанная в 1915 году, была высоко оценена В. И. Лениным как первый марксистский труд 1 по народному образова­ нию. После Октября Н. К, Круп­ ская стала одним из руководи­ телей Наркомпроса. Разработка основных доку­ ментов по народному образова­ нию, борьба с неграмотностью, политпросветработа в деревне, задачи обучения и воспитания в общеобразовательной и профессиональной школе, дея­ тельность пионерских и комсо­ мольских организаций, до­ школьное воспитание — эти и другие краеугольные вопросы культурной революции входили в круг забот Н. К. Крупской. Ее научные труды тесно связаны с практической дея­ тельностью. Она отвечала на вопросы, поставленные самой жизнью. Именно поэтому сочи нения Н. К- Крупской являют ся и сейчас оружием, помога ющим нам решать задачи, по ставленные партией перед на родным образованием, шко лой. XXV съезд КПСС указал на необходимость комплексного подхода к осуществлению вос­ питания трудящихся. Сердце- вина его — единство идейно­ политического, трудового и нравственного воспитания. Решить эти задачи и сегодня помогает творческое наследие Н. К. Крупской. Идейно-политическое воспи­ тание молодежи всегда было в центре внимания замечательно­ го советского педагога. На­ дежда Константиновна обра­ щала внимание на возможности формирования коммунистиче­ ского мировоззрения в процес­ се обучения, в ряде ее статей дается методика идейно-поли­ тического воспитания учащих­ ся на уроке, во внеклассной работе. Особое место в работах Н. К. Крупской занимают воп­ росы трудового воспитания. Она первая из педагогов стала пропагандистом марксистских взглядов на эту проблему. Ей принадлежит заслуга и в прак­ тическом претворении ленин­ ских идей трудового воспита­ ния в советской школе. Она бескомпромиссно отстаивала партийную линию в народном образовании на создание поли­ технической советской школы. Особенно современны и ак­ туальны ее рекомендации по трудовому воспитанию школь­ ников в свете тех требований, которые поставлены сейчас пе­ ред школой и общественностью постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащих­ ся общеобразовательных школ и подготовки их к труду ». Горяч ий пропагандист ленин­ ского учения о коммунистиче­ ской морали, Н. К. Крупская в многочисленных статьях, вы­ ступлениях, письмах раскрыла содержание и методы нравст­ венного воспитания детей, под­ ростков и юношей. Решающую роль в этом она отводила школе. Как подлинный марк­ сист, она требовала, чтобы идейно-политическое, трудовое, нравственное воспитание вза­ имно были связаны, чтобы на их основе формировалась цель­ ная личность нового человека, то синтетическое качество со­ ветского человека, которое Л. И. Брежнев определил как «активную жизненную пози­ цию ». Важ н е йш е й проблемой нрав­ ственного воспитания МОЛОДв 7 жи Н. К. Крупская считала воспитание коммунистического отношения к труду. Она отме­ чала, что приобщение детей и подростков к посильному фи­ зическому и умственному тру­ ду воспитывает у них уважение к любой общественно полезной деятельности, делает труд по­ требностью. Научные труды замечатель­ ного советского педагога охва­ тывают все важнейшие вопро­ сы культурного строительства, политико-просветительной ра­ боты, дошкольного воспитания, деятельности пионерских и комсомольских организаций, коммунистического воспита­ ния молодежи, подготовки учи­ тельских кадров и другие. Н. К. Крупская осталась для нас живым педагогом-ленин- цем. Ее деятельность навсегда вошла в творческое наследие советской педагогики. Н. КУЗЬМИН, заведующий 'кафедрой педагогики и психологии ЛГПИ, доктор педагогиче­ ских наук, профессор. РЕДКИЙ СЛУЧАЙ Ф РОН ТО ВАЯ БЫЛЬ Когда собираются фронто­ вые друзья и вспоминают о былых сражениях, они непре­ менно рассказывают о самых необычных историях. Внима­ тельно слушают рассказчика, поддакивают, но не удивляют­ ся. А то еще добавят: «На войне всякое бывае т». Но все же и на войне слу­ чается такое, о чем долго хо_ нашел даже свой окоп и де- воевали в 1916 г. И числа. ,.» рево, на котором еше сох,ра- — Названия месяца уже нилась надпись, вырезанная нет, — пояснил Иван Яковле- перочинным ножом... » ВИЧ, — по пожпо, что было В Бы вший командующий 18-й январ е», армии А. И. Г астилозич, спустя Весть о том, ‘ что ездовой много лет, в своих воспомииа- минометной роты второй раз киях так описывает этот слу- воюет в этих местах и нашел чай: «Во время одного из по- свой окоп, быстро облетела сещений 8 -й дивизии, я обра- весь полк, а затем и Дивизию, тил внимание на солдата, Дело в том, что каждый сол­ дат солдатская молва, пишет который стоял, опершись на дат знал, что даже мина или фронтовая печать, сообщается в донесениях. В донесения на имя началь­ ника политуправления 18-й армии генерал-майора Л. И. Брежнева начальник политот­ дела 8 -й стрелковой дивизии подполковник С. И. Паршин, обобщая опыт партнйно-поли, тическон работы в период бое­ вых действий дивизии в Кар. патах, в частности, сообщил: «Дивизионная газета, «Месть народа » н апечатала статью рядового И. Тивоненко «Я вто­ рой раз бью врага в Карпатах ». Ти воненко — участник первой мировой войны. Он узнал ме­ ста,, в которых ему пришлось воевать еще в 1916 году. Он карабин, у старого окопа. По снаряд никогда не попадет в его щехам катились слезы. одно и то же место. А тут — О чем, друг, задумался? такой случай! Солдат отвое- —■Старину вспомнил, това- вал первую мировую войну, ршц генерал,—ответил солдат, остался живым и... спустя — Вот окоп свой нашел. В много лет снова идет на войну нем я сидел в первую мировую и попадает в свой старый войну. Здесь и дружка моего окоп. Это ие подчинялось нн- убило. Не довелось нам тогда каким законам, это исключи- через Карпаты пробиться, а тельно редкое «попадание » по- теперь, к он еч но, пройдем! трясло солдатское воображе- Этдм солдатом был ездовой ние. 310-го стрелкового полка Иван Однако этим обстоятельст- Яковлевич Тивоненко из За- пом быстро воспользовались падцой Украины. В подтверж- политработники. Дело в том, дение своих слов он показал что 8 -я стрелковая дивизия, завалившееся дерево, па кото- была сформирована в Казах- ром еще можно было прочи- стане, а воевала до Карпат тать вырезанную ножом над- на Курской дуге, Украине и пись: «Тивоненко н Рыбаченко -опыта боев в горно-лесистой местности не имела. Поэтому Иван Яковлевич стал частым гостем з соседних частях и подразделениях. «У нас, вспо­ минал старый воин, — боль­ шинство солдат тоже было из степных губерний России, а немного спустя, освоились, да так, словно век тут жили ». И ван Яковлевич рассказы­ вал, как они учились ходить в горах, переправляться через горные ручьи и реки, высле­ живать врага и нападать на него. — Били мы врага в Карпа­ тах крепко, а ведь у нас ору­ жия такого, как сейчас, не было. Винтозка-трехлинейка, да штык-молодец. Потом Иван Яковлевич вы­ ступил со своими воспомииа ниями и в дивизионной газе, те: «Пусть Гитлер со своей бандой помнят, — закончил свой рассказ старый солдат, — если уж не „удержался за гриву, когда под Сталингра дом был, то сейчас, за хвост, и подавно не удержится ». Не ху до бы напомнить сегодня наказ старого солда­ та и современным «ястребам », «гори лл ам » и всем стремящим­ ся к войне: ветераны долго помнят езои окопы. В. ЛУПIIIЕВ, участник Великой Отечественной войны, подполковник запаса. С ЕМЕЙНЫЙ Н а . темы морали Недавно в областном суде рассматривалось уголовное дело. На скамье подсудимых оказалась группа молодых людей, и в их числе — рабо* чин управления «Центрдом- наремонт », восемнадцатилет­ ний Александр Федосов. Судья предоставил слово свидетель­ нице Анне Васильевне Федо­ совой, матери подсудимого. Реакция сына была, как удар бича. Он вскочил и со злостью прокричал: — Что вы слушаете ее, не­ образованную!., По второму делу привлека­ лась к уголовной ответствен­ ности весовершеннолетияя липчанка Светлана Поспело­ ва. На суде выяснилось, что девушка стыдится своей мате­ ри, которую считает малогра­ мотной, старомодной и не­ культурной. Она так и заяви­ ла, что ее раздражает то, что мать делает неправильные уда­ рения в словах, неуклюже дер­ жится. Эти случаи невольно навели меня на размышления: поче­ му, откуда у подростков поя­ вилось такое пренебрежение к самым близким людям? Наивно было бы считать, что причиной тому неправиль­ ное произношение или старо­ модные платья. Тут что-то бо- . лее глубокое. Что же? Становясь ‘старше, взрослее, подростки начинают задумы­ ваться над своим нынешним и будущим положением в об­ ществе, узнают Новомодное слово «престиж ». Сами о ни по­ ка что целиком'зависят от ро­ дителей, а поэтому приходят к мысли, что их личный престиж определяется престижем семьи. А теперь посмотрим, что же именно подразумевают подро­ стки под престижем своей семьи. Чем больше развито общество, тем более ценится в нем образованность. Обширные знания родителей в подавляю­ щем большинстве случаез — предмет гордости их подра­ стающих детей. Но значит ли это, что недо­ статочные знания старших должны уязвлять подростков? Любой взрослый человек ска­ жет: «Конечно, не т!» Не сразу, к сожа л е н ию, при­ ходят к пониманию этой прос­ той истины подростки, которые уже перешли возраст безус­ ловного восприятия всего, чт.о окружает их в родном доме, но еще не научились верно оценивать и объяснять совсем недавно ими обнаруженные «недостатки » родителей. Естественно, сейчас возмож­ ностей учиться значительно больше, чем это, ска­ жем, было четверть века на­ зад. Семей, где дети, как го­ ворится, грамотнее родителей, очень много. И дети, прежде всего должны понять: если у них и их родителей разное об­ разование и разные культур­ ные запросы, то это показа­ тель нормального развития об­ щества. Это положительное явление. В этом нет ни заслу­ ги конкретных детей, ни вины конкретных родителей. Это примечательная черта нашего развитого социалистического общества. Мы, практические работники, лицом к лицу встречаемся в судебных процессах с подро­ стками и молодыми людьми, Пусть сын, требующий новей- очень разными по характеру, часто еще с несложившимися убеждениями. Некоторые из них откровенно рассказывают, как они стыдились, что их ро­ дители недостаточно культур­ ны н как постепенно они из­ бавлялись от этого неумного стыда. Знакомство с какой- либо реальной ситуацией час­ то оказывается поучительнее, чем теоретические рассужде- щий магнитофон, задумается, почему привилегию в такой дорогой покупке должен иметь он, а не кто-либо другой из членов семьи? Достаток —- понятие отно­ сительное. В разговоре со старшими—-нашими отцами, мы узнаем, что в детстве у них не было не только сапог, но и простых башмаков. А если и были, то одни — на несколь ния. Многие подростки, как го- ко членов семьи. И они умела ворится, окунувшись в жизнь, приходят к выводу, что надо любить и уважать родителей не за положение в обществе, не за ученую степень или во­ инское звание, а за высокие человеческие качества: добро­ ту, скромность, трудолюбие, самоотверженность. Недавно мне довелось вы­ ступать с лекцией на этиче­ скую тему в рабочем общежи­ тии треста «Липецкстрой ». Пос л е нее завязался откровен­ ный разговор. Одна из собе­ седниц —- девушка лет сем­ надцати, поделилась, что рань­ ше, когда она не работала, это правильно понимать. Сей час в любой семье есть мате­ риальный достаток, но он не должен создавать у детей не­ померные порою запросы, пе­ рерастать в Жажду вещей, «вещизм ». Д иплом, должность, одежда — ие только ими богата семья, не только ими опреде­ ляется ее престиж. Духовная связь, духовное родство Меж-, ду родителями и детьми вот главное ее богатство. Ни к чему, наверное, определять кто именно несет ответствен­ ность за то, чтобы эта связь не ослабла в период переход могла ^назвать свою маму ного возраста детей. Безуслов* «скупой», «жадной», но теперь, поработав сама, поняла, что каждая копейка — это труд, п ее надо ценить. Семнадцать лет — это уже много. В этом возрасте прихо­ дит зрелость взглядов на жизнь, понимание, что многое, если не все, зависит в ней от собственных усилий, труда. Унизительно клянчить деньги у родителей, а не попробовать заработать их самому. Пусть дочь, обиженная, что у нее нет модных сапог, поинтере­ суется, а есть ли они у мамы? но, родители. Но не в мень­ шей степени — и взррелеющи дочери и сыновья. Им надо научиться ценить близких лю­ дей за все то, что определяет­ ся очень емким словом — че­ ловечность. Понимание этого и будет на­ чалом духовной связи между старшими и младшими. н. усик, член областной комиссии по делам несовершенно­ летних, заслуженный юрист РСФСР. ДО СВИДАНИЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА Сегодня в Липецке — тра­ диционный театрализованный праздник «Проводы русской зимы». Он стал поистине мас­ совым. В прошлом году, на­ пример, в нем приняло уча­ стие свыше 180 тысяч липчан, или каждый второй житэпь го­ рода. Думаем, что и сегодня он будет для липчан веселым и интересным, а глазное—мас­ совым, поскольку празднич­ ные мероприятия пройдут повсеместно: в парках культу­ ры и отдыха, на площадях у дворцов и домов культуры, у Дворца спорта «Звездный», в жилых районах заводов «Свободный сокол», трактор­ ного, силикатного, «Центро- лита», в поселках Дачный и Матырский. В программе веселые теат­ рализованные представления, карнавалы с участием коллек­ тивов художественной само­ деятельности и профессио­ нальных артистзз, игры, кон­ курсы, аттракционы. В красочно оформленных павильонах, домиках для уча­ стников праздника ши­ рокий ассортимент суве­ ниров, значков, изделий, горя­ чий чай, кофе, прохладитель­ ные напитки 'и, конечно, рус­ ские блины, которых будет продано, по предварительным наметкам кулинаров, около 145 тысяч штук. Добро пожаловать, доро­ гие липчане, на традиционный праздник «Проводы русской зимы!» В. РАСТВОРОВ. НОВЫЙ АНСАМБЛЬ Многие труженики Грязин- ской швейной фабрики от­ дают свой досуг художест­ венной самодеятельности. Недавно на фабрике поя вился новый женский вокаль но-инструментальный ан самбль, руководит которым рабочий Владимир Круглов. Играют на инструментах Татьяна Дроздова, Татьяна Карпова, Галина Митяева, Ольга Левина, солистки — Надежда Попкова и Валенти­ на Новикова. Все они швеи- мотористки. В репертуаре коллектива инструментальные пьесы, современные эстрадные песни. Сейчас ансамбль г ото* вит новую программу, с кото рой выступит перед избира телями. ПАЛЕХ В 2000-м ГОДУ МОСКВА. (ТАСС). Город- музей, творческий и туристский центр — таким видится архи­ текторам Палех 2000 года. Ге­ неральным планом, разрабо­ танным Московским государст­ венным институтом проекти­ рования городов, предусмотре­ на организация территории с выделением исторического яд­ ра, туристического и творче­ ского центров и нескольких зон — жилой, промышленной, отдыха и спорта. В проекте определены туристские марш­ руты и трассы, территории для размещения турбаз, гостиниц, кемпингов, автостоянок. Наме­ чено большое жилищное строи­ тельство. Г " Г Ш .Л 1 V >. с-..;?** 5 - I ; 1 т я и п ш т п ш 1 1 Г О « ш и и 1 м ш п п ш о т ш о и и ш 1 * и п т ш « ш 1 1 и е т ш п 1 и т т а т и и 1 !ш г а п 1 1 « « т ш п и п ■ п п и ш т ш к и п и В Елецком Доме пионеров большой популярностью поль­ зуется хореографический кружок, которым руководит выпу­ скник института культуры ельчанин А. И. Мухин. На снимке (слева): на разм инке младшая группа. Отличный подарок в минувшем году получили дети хлебо­ робов колхоза «Заветы Ильича» Липецкого района. В детеа- ду-яслях «Пчелка» открылся плавательный бассейн. На снимке: медсестра Е. П. Хабарова с воспитанником старшей группы Сережей Дорохиным перед водными про­ цедурами. Фото В. Дурнева и В. Ельшаева. СМОТР СТУДЕНЧЕСКИХ АГИТБРИГАД С успехом прошел област­ ной смотр студенческих агит­ бригад, организованный обко­ мом профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. В нем приняли участие пятнадцать коллективов, представляющих вузы и педагогические училтг ща области. Смотр показал, что по прежнему в хорошей творче ской форме находится агит­ бригада «Строитель» Липец кого политехнического иисти тута, которой руководит пре подаватель В. Л. Прокофьева. Порадовало жюри выступле ние дебютантов — агитбрига ды Усманского пэдагогическо го училища. Своеобразную, яркую программу показали студенты биологического фа культета Липецкого педагоги ческого института. СО ВЕТСКОЙ а р м и и — ПОСВЯЩАЕТСЯ «От буденовки до сегод няшних дней» — так называет­ ся выставка, открывшаяся в областной детской библиотеке в канун 61 -й годовщины Со­ ветской Армии. Среди экспонатов — произ­ ведения А. Маркуши, А. Ми* тяева, других писателей, кни­ ги из серии «Библиотечка до­ призывника», репродукции живописных работ, посвящен­ ных военной теме, сегодняш­ ним армейским будням. Вы­ ставка предназначается уча­ щимся старших классоз. Здесь же сотрудники библиотеки де­ лают для езоих читателей биб­ лиографические обзоры. яяшяшшпвпавяпм 1 В ТРАМВАЕ В трамвае едет дед Корней, Заняв местечко у дверей. На остановке видит он — Еще старик вошел в вагон. На голове копна волос, Ну, точно в сказке Дед Мороз. А борода была, как снег. Как видно, долгий прожил век. Он ищет место. Места нет. И тут на выручку — наш дед. Махнул приветливо рукой, Кивнур при этом головой, Как будто с ним знакомым был, И тут же место уступил. И даже сесть ему помог, Поставил рядом посошок, Поправил рюкзачок ему, Чтоб не мешал он никому. Зато Сережа — пионер, Случившийся при этом. Сидел. Смотрел, смеясь, как дед Ухаживал за дедом. А. ТУМАРОВСКАЯ. Н ОВЫЙ французский фильм «Частный де­ тектив», идущий сей­ час на экранах Липецка и области, пользуется большим интересом у зрителей всех возрастов. Безусловно, оп того заслуживает, имея ряд несом­ ненных достоинств. Остро за­ хватывающее, динамичное по­ строение, мастерское использо­ вание изобразительных средств, а, главное, участие в нем про­ славленных актеров, в числе которых кинозвезда междуна­ родного класса Жан-Поль Бельмондо, на счету которого десятки фильмов, хорошо из­ вестных советскому зрителю («Картуш», «Великолепный» и другие). Обаянию этого актера труд­ но противостоять. Весь его об­ лик, раскованная манера игры, создаваемые им образы бес­ страшных, мужественных, сильных и всегда чуть-чуть ироничных героев, обуревае­ мых жаждой подвига во имя благородных устремлений вос­ становления справедливости в заданных, порою самых не­ вероятных обстоятельствах, безошибочно вызывают ответ­ ные симпатии зрителей. И все-таки двойственное от­ ношение вызывает этот фильм с участием известнейшего кино- « С И Л Ь Н А Я Л И Ч Н О С Т Ь » О к и н о ф и л ь м е «Ча с т ный д е т е к т и в » актера. Возможно, потому, что он в большей степени, чем все предыдущие, знакомые нам ленты, заставляет невольно задуматься о судрбе «звезды» на западном кинематографиче­ ском экране. Щедрость и бога­ тейшая палитра таланта. На что расходуется он акте­ ром, во имя какой благородной идеи растрачиваются его силы, способности, бьющая через край энергия души? По мере того, как мы сле­ дим за бесстрашными похож­ дениями «частного детектива», действиями которого, как нам будет заявлено вначале, руко­ водит только идея справедли­ вости, тем больше убеждаем­ ся, что это не совсем так. Бла­ городные устремления сильной личности, несмотря на все его победы над хитроумными, ко­ варными врагами, олицетво­ ряющими зло в современном буржуазном обществе, посте­ пенно меркнут, тускнеют, отхо­ дят на второй план. И проис­ ходит это потому, что герой Бельмондо (а замечает1, созна­ ет ли это сам актер Бельмон­ до?) на наших глазах в борь­ бе со злом в своих действиях сам становится подобным тем, с кем борется. Как будто посыл фильма режиссера Филиппа Лябро в целом обличительный. Смотри­ те, кого только он не выводит «на чистую воду» р капитали­ стическом обществе! Он обру­ шивается на деятельность тай­ ных международных бандит­ ских синдикатов; тонко вы­ смеивает продажность фран­ цузской полиции, покрываю­ щей эти преступные элементы Не способным справиться с ними, бессильным предстает перед нами и само министерст­ во юстиции, вынужденное прибегать к помощи частных компаний, детективов. Из все­ го этого создается впечатление глобальной критики сущест­ вующего буржуазного строя, впрочем, критики, не идущей дальше известных нам фактов нз материалов зарубежной прогрессивной прессы. Социальное зло, утверждает фильм, существует в капита­ листическом мире. Оно неиз­ бежно, но возможность борь­ бы с ним авторы лепты пред­ ставляют себе своеобразно. И вот на экран выходит та­ кой поборник добра, как герой обаятельнейшего Бельмондо. И делается все для того, чтобы превратить его в своеобразный вариант Джеймса Бонда —* по- французски. Безудержна фан­ тазия авторов фильма, живо­ писующих несокрушимость физических сил «частного де­ тектива», предоставляющих ему право на безнаказанное насилие, вооруженного «до зубоз» современными видами оружия и техники. Он. этот герой, может все. ! 1 е служит ему препятствием для подслушивания брониро­ ванная стена. С изяществом распыленный им из портатив­ ного красивого флакона хими. ческин препарат, вызвав неук­ ротимый патологический смех врагов, повергает их в беспа­ мятство. О силе кулаков «де­ тектива» и Говорить ие стоит. Такое впечатление, что перед нами сам знаменитый боксер Али в железных перчатках. Какое это имеет значение, что под их ударами из рассечен­ ных скул жертв ручьем хлещет кровь! И уж совсем мы, захвачен, ные, а отчасти замороченные головокружительной сменой кадров, не удивляемся тому, что «детектив» на едином ров­ ном дыхании способен догнать бешено мчащийся по шоссе автомобиль и вновь крушить направо и налево, уже даже не задумываясь над тем, кон­ кретные ли это носители зла, с которыми борется герой, или рядовые исполнители. Ах, какая бесстрашная, блн. стателыю сильная личность перед нами! Но только почему этот герой к концу фильма все меньше и меньше нравится нам? Вдруг начинаешь ловить себя на мысли, что его похож­ дения наскучивают, растворя­ ется, исчезает • куда-то его обаяние. Деньги, пачки денег, («ча­ стный детектив» берется всегда только за хорошо оплачивае­ мую работу), а не идея спра­ ведливости, о которой мы слы. шали в начале фильма, — вот что движет киногероем Бель­ мондо в этой ленте. Как много, наверное, мог бы сказать благодарным зрите­ лям такой большой актер, как Жан-Поль Бельмондо, и как мало он вынужден выражать в заданном ему сюжете, — вот о чем думаешь, покидая зал. Очередной герой фран­ цузской кинозвезды всего лишь служит тому же обществу, которое фильм, якобы, облича­ ет. И ему за это хорошо пла­ тят. И им восхищаются. И грустно, и горько от того, что бесспорный талант растра, чивается на всего лишь легко­ весную и пустоватую киио- сказку. Л. ДУВИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz