Ленинское знамя. 1979 г. (г. Липецк)
25 февраля Л И В Т & Э Щ УШМЙ ш Ш Ш Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я »иит ви» ж ^ 1 джи 1 Ш 1 Д 1 мшд| 1 ц к ^ ^ ВЕРНЫЙ С ОРАТНИ К И Л Ь И Ч А К 110 - л е т и ю с о д н я р о ж д е н и я Н , К . К р у п с к о й 26 февраля исполняется 110 лет со дня рождения Надежды Ко нст антиновны Крупской —■ выдающегося деятеля Комму нистической партии н Совет ского государства-, друга, жены н соратника В. И. Ленина, за мечательного советского педа гога. Характерной особенностью 'Надежды Константиновны, которую она пронесла через всю жизнь, была ее подлинная , революционность и партийная *г" принципиальность. Марксизм- '■'енинизм был компасом всей ее жизни. Сама Н. К. Крупская писала: «Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спо койную уверенность в конеч ном исходе дела, с которым связала свою жизнь ». С юных л е т Н . К. Кру пская всегда без колебаний шла с рабочим классом, его партией, отдавая делу освобождения трудящихся все свои силы, знания и энергию. Осенью 1891 года Надежда Константиновна поступает учи тельницей в воскресную вечер нюю школу на Шлиссельбург- ском тракте за Невской заста вой в Петербурге. Это было самое крупное учебное заведе ние для рабочих не только в России, но и в Европе. Сюда Н. К. Крупскую привела ж аж да революционной деятельно сти, потребность в общении с простыми людьми. К этому времени она уже имела опыт педагогической деятельности в качестве воспитателя в пан* сионе гимназии, преподавателя в профессиональной женской школе. Очень скоро Надежда Кон стантиновна установила широ- - кце связи с рабочими фабрик %; заводов и, наряду с учебной, стала заниматься революцион ной деятельностью. Об этом времени сама она вспоминала с большой теплотой: «В этой школе я проработала пять лет, завязала очень большие связи, близко узнала рабочую жизнь, рабочих... Эти пять лет, прове денные в школе, влили живую кровь в мой марксизм, навсег да спаяли меня с рабочим классом ». Б л агодаря деятельности Н. К. Крупской и других учи- телей-марксистов вечерне-во скресная школа за Невской заставой превратилась в очаг политического просвещения рабочих. В феврале 1894 года Надеж да Константиновна впервые встретилась с В. И- Лениным и начала работать под его руко водством. Полицейские пресле дования, ссылка, эмиграция не сломили Н. К. Крупскую. Она стала профессиональным рево люционером. Секретарь редак ции ленинской «Искры », а поз днее газет — «Вперед » и «Про л е т арий », от ветственный за связь с партийными органи зациями России, активный участник революции 1905— 1907 годов — Надежда Кон стантиновна работала там, ку да ее посылала партия. Особенно большой вклад внесла Н. К. Крупская в осу ществление ленинского плана культурной революции в СССР. Вопросы народного об разования, политического про свещения и коммунистического воспитания трудящихся стали делом ее жизни. Надежда Константиновна замечательно сочетала в себе черты организатора, партийно го и государственного работни ка и крупного ученого-исследо- ватедп. Теория и практика у нее всегда были слиты воедино. Еще до Великой Октябрьской социалистической революции Н. К. Крупская умела свою большую организаторскую партийную работу как в эми грации, так и в России, соче тать с научной по самым ак туальным, «больным » вопро сам культуры и просвещения. Книга Н. К. Крупской «Народ ное образование и демократия », н аписанная в 1915 году, была высоко оценена В. И. Лениным как первый марксистский труд 1 по народному образова нию. После Октября Н. К, Круп ская стала одним из руководи телей Наркомпроса. Разработка основных доку ментов по народному образова нию, борьба с неграмотностью, политпросветработа в деревне, задачи обучения и воспитания в общеобразовательной и профессиональной школе, дея тельность пионерских и комсо мольских организаций, до школьное воспитание — эти и другие краеугольные вопросы культурной революции входили в круг забот Н. К. Крупской. Ее научные труды тесно связаны с практической дея тельностью. Она отвечала на вопросы, поставленные самой жизнью. Именно поэтому сочи нения Н. К- Крупской являют ся и сейчас оружием, помога ющим нам решать задачи, по ставленные партией перед на родным образованием, шко лой. XXV съезд КПСС указал на необходимость комплексного подхода к осуществлению вос питания трудящихся. Сердце- вина его — единство идейно политического, трудового и нравственного воспитания. Решить эти задачи и сегодня помогает творческое наследие Н. К. Крупской. Идейно-политическое воспи тание молодежи всегда было в центре внимания замечательно го советского педагога. На дежда Константиновна обра щала внимание на возможности формирования коммунистиче ского мировоззрения в процес се обучения, в ряде ее статей дается методика идейно-поли тического воспитания учащих ся на уроке, во внеклассной работе. Особое место в работах Н. К. Крупской занимают воп росы трудового воспитания. Она первая из педагогов стала пропагандистом марксистских взглядов на эту проблему. Ей принадлежит заслуга и в прак тическом претворении ленин ских идей трудового воспита ния в советской школе. Она бескомпромиссно отстаивала партийную линию в народном образовании на создание поли технической советской школы. Особенно современны и ак туальны ее рекомендации по трудовому воспитанию школь ников в свете тех требований, которые поставлены сейчас пе ред школой и общественностью постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащих ся общеобразовательных школ и подготовки их к труду ». Горяч ий пропагандист ленин ского учения о коммунистиче ской морали, Н. К. Крупская в многочисленных статьях, вы ступлениях, письмах раскрыла содержание и методы нравст венного воспитания детей, под ростков и юношей. Решающую роль в этом она отводила школе. Как подлинный марк сист, она требовала, чтобы идейно-политическое, трудовое, нравственное воспитание вза имно были связаны, чтобы на их основе формировалась цель ная личность нового человека, то синтетическое качество со ветского человека, которое Л. И. Брежнев определил как «активную жизненную пози цию ». Важ н е йш е й проблемой нрав ственного воспитания МОЛОДв 7 жи Н. К. Крупская считала воспитание коммунистического отношения к труду. Она отме чала, что приобщение детей и подростков к посильному фи зическому и умственному тру ду воспитывает у них уважение к любой общественно полезной деятельности, делает труд по требностью. Научные труды замечатель ного советского педагога охва тывают все важнейшие вопро сы культурного строительства, политико-просветительной ра боты, дошкольного воспитания, деятельности пионерских и комсомольских организаций, коммунистического воспита ния молодежи, подготовки учи тельских кадров и другие. Н. К. Крупская осталась для нас живым педагогом-ленин- цем. Ее деятельность навсегда вошла в творческое наследие советской педагогики. Н. КУЗЬМИН, заведующий 'кафедрой педагогики и психологии ЛГПИ, доктор педагогиче ских наук, профессор. РЕДКИЙ СЛУЧАЙ Ф РОН ТО ВАЯ БЫЛЬ Когда собираются фронто вые друзья и вспоминают о былых сражениях, они непре менно рассказывают о самых необычных историях. Внима тельно слушают рассказчика, поддакивают, но не удивляют ся. А то еще добавят: «На войне всякое бывае т». Но все же и на войне слу чается такое, о чем долго хо_ нашел даже свой окоп и де- воевали в 1916 г. И числа. ,.» рево, на котором еше сох,ра- — Названия месяца уже нилась надпись, вырезанная нет, — пояснил Иван Яковле- перочинным ножом... » ВИЧ, — по пожпо, что было В Бы вший командующий 18-й январ е», армии А. И. Г астилозич, спустя Весть о том, ‘ что ездовой много лет, в своих воспомииа- минометной роты второй раз киях так описывает этот слу- воюет в этих местах и нашел чай: «Во время одного из по- свой окоп, быстро облетела сещений 8 -й дивизии, я обра- весь полк, а затем и Дивизию, тил внимание на солдата, Дело в том, что каждый сол дат солдатская молва, пишет который стоял, опершись на дат знал, что даже мина или фронтовая печать, сообщается в донесениях. В донесения на имя началь ника политуправления 18-й армии генерал-майора Л. И. Брежнева начальник политот дела 8 -й стрелковой дивизии подполковник С. И. Паршин, обобщая опыт партнйно-поли, тическон работы в период бое вых действий дивизии в Кар. патах, в частности, сообщил: «Дивизионная газета, «Месть народа » н апечатала статью рядового И. Тивоненко «Я вто рой раз бью врага в Карпатах ». Ти воненко — участник первой мировой войны. Он узнал ме ста,, в которых ему пришлось воевать еще в 1916 году. Он карабин, у старого окопа. По снаряд никогда не попадет в его щехам катились слезы. одно и то же место. А тут — О чем, друг, задумался? такой случай! Солдат отвое- —■Старину вспомнил, това- вал первую мировую войну, ршц генерал,—ответил солдат, остался живым и... спустя — Вот окоп свой нашел. В много лет снова идет на войну нем я сидел в первую мировую и попадает в свой старый войну. Здесь и дружка моего окоп. Это ие подчинялось нн- убило. Не довелось нам тогда каким законам, это исключи- через Карпаты пробиться, а тельно редкое «попадание » по- теперь, к он еч но, пройдем! трясло солдатское воображе- Этдм солдатом был ездовой ние. 310-го стрелкового полка Иван Однако этим обстоятельст- Яковлевич Тивоненко из За- пом быстро воспользовались падцой Украины. В подтверж- политработники. Дело в том, дение своих слов он показал что 8 -я стрелковая дивизия, завалившееся дерево, па кото- была сформирована в Казах- ром еще можно было прочи- стане, а воевала до Карпат тать вырезанную ножом над- на Курской дуге, Украине и пись: «Тивоненко н Рыбаченко -опыта боев в горно-лесистой местности не имела. Поэтому Иван Яковлевич стал частым гостем з соседних частях и подразделениях. «У нас, вспо минал старый воин, — боль шинство солдат тоже было из степных губерний России, а немного спустя, освоились, да так, словно век тут жили ». И ван Яковлевич рассказы вал, как они учились ходить в горах, переправляться через горные ручьи и реки, высле живать врага и нападать на него. — Били мы врага в Карпа тах крепко, а ведь у нас ору жия такого, как сейчас, не было. Винтозка-трехлинейка, да штык-молодец. Потом Иван Яковлевич вы ступил со своими воспомииа ниями и в дивизионной газе, те: «Пусть Гитлер со своей бандой помнят, — закончил свой рассказ старый солдат, — если уж не „удержался за гриву, когда под Сталингра дом был, то сейчас, за хвост, и подавно не удержится ». Не ху до бы напомнить сегодня наказ старого солда та и современным «ястребам », «гори лл ам » и всем стремящим ся к войне: ветераны долго помнят езои окопы. В. ЛУПIIIЕВ, участник Великой Отечественной войны, подполковник запаса. С ЕМЕЙНЫЙ Н а . темы морали Недавно в областном суде рассматривалось уголовное дело. На скамье подсудимых оказалась группа молодых людей, и в их числе — рабо* чин управления «Центрдом- наремонт », восемнадцатилет ний Александр Федосов. Судья предоставил слово свидетель нице Анне Васильевне Федо совой, матери подсудимого. Реакция сына была, как удар бича. Он вскочил и со злостью прокричал: — Что вы слушаете ее, не образованную!., По второму делу привлека лась к уголовной ответствен ности весовершеннолетияя липчанка Светлана Поспело ва. На суде выяснилось, что девушка стыдится своей мате ри, которую считает малогра мотной, старомодной и не культурной. Она так и заяви ла, что ее раздражает то, что мать делает неправильные уда рения в словах, неуклюже дер жится. Эти случаи невольно навели меня на размышления: поче му, откуда у подростков поя вилось такое пренебрежение к самым близким людям? Наивно было бы считать, что причиной тому неправиль ное произношение или старо модные платья. Тут что-то бо- . лее глубокое. Что же? Становясь ‘старше, взрослее, подростки начинают задумы ваться над своим нынешним и будущим положением в об ществе, узнают Новомодное слово «престиж ». Сами о ни по ка что целиком'зависят от ро дителей, а поэтому приходят к мысли, что их личный престиж определяется престижем семьи. А теперь посмотрим, что же именно подразумевают подро стки под престижем своей семьи. Чем больше развито общество, тем более ценится в нем образованность. Обширные знания родителей в подавляю щем большинстве случаез — предмет гордости их подра стающих детей. Но значит ли это, что недо статочные знания старших должны уязвлять подростков? Любой взрослый человек ска жет: «Конечно, не т!» Не сразу, к сожа л е н ию, при ходят к пониманию этой прос той истины подростки, которые уже перешли возраст безус ловного восприятия всего, чт.о окружает их в родном доме, но еще не научились верно оценивать и объяснять совсем недавно ими обнаруженные «недостатки » родителей. Естественно, сейчас возмож ностей учиться значительно больше, чем это, ска жем, было четверть века на зад. Семей, где дети, как го ворится, грамотнее родителей, очень много. И дети, прежде всего должны понять: если у них и их родителей разное об разование и разные культур ные запросы, то это показа тель нормального развития об щества. Это положительное явление. В этом нет ни заслу ги конкретных детей, ни вины конкретных родителей. Это примечательная черта нашего развитого социалистического общества. Мы, практические работники, лицом к лицу встречаемся в судебных процессах с подро стками и молодыми людьми, Пусть сын, требующий новей- очень разными по характеру, часто еще с несложившимися убеждениями. Некоторые из них откровенно рассказывают, как они стыдились, что их ро дители недостаточно культур ны н как постепенно они из бавлялись от этого неумного стыда. Знакомство с какой- либо реальной ситуацией час то оказывается поучительнее, чем теоретические рассужде- щий магнитофон, задумается, почему привилегию в такой дорогой покупке должен иметь он, а не кто-либо другой из членов семьи? Достаток —- понятие отно сительное. В разговоре со старшими—-нашими отцами, мы узнаем, что в детстве у них не было не только сапог, но и простых башмаков. А если и были, то одни — на несколь ния. Многие подростки, как го- ко членов семьи. И они умела ворится, окунувшись в жизнь, приходят к выводу, что надо любить и уважать родителей не за положение в обществе, не за ученую степень или во инское звание, а за высокие человеческие качества: добро ту, скромность, трудолюбие, самоотверженность. Недавно мне довелось вы ступать с лекцией на этиче скую тему в рабочем общежи тии треста «Липецкстрой ». Пос л е нее завязался откровен ный разговор. Одна из собе седниц —- девушка лет сем надцати, поделилась, что рань ше, когда она не работала, это правильно понимать. Сей час в любой семье есть мате риальный достаток, но он не должен создавать у детей не померные порою запросы, пе рерастать в Жажду вещей, «вещизм ». Д иплом, должность, одежда — ие только ими богата семья, не только ими опреде ляется ее престиж. Духовная связь, духовное родство Меж-, ду родителями и детьми вот главное ее богатство. Ни к чему, наверное, определять кто именно несет ответствен ность за то, чтобы эта связь не ослабла в период переход могла ^назвать свою маму ного возраста детей. Безуслов* «скупой», «жадной», но теперь, поработав сама, поняла, что каждая копейка — это труд, п ее надо ценить. Семнадцать лет — это уже много. В этом возрасте прихо дит зрелость взглядов на жизнь, понимание, что многое, если не все, зависит в ней от собственных усилий, труда. Унизительно клянчить деньги у родителей, а не попробовать заработать их самому. Пусть дочь, обиженная, что у нее нет модных сапог, поинтере суется, а есть ли они у мамы? но, родители. Но не в мень шей степени — и взррелеющи дочери и сыновья. Им надо научиться ценить близких лю дей за все то, что определяет ся очень емким словом — че ловечность. Понимание этого и будет на чалом духовной связи между старшими и младшими. н. усик, член областной комиссии по делам несовершенно летних, заслуженный юрист РСФСР. ДО СВИДАНИЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА Сегодня в Липецке — тра диционный театрализованный праздник «Проводы русской зимы». Он стал поистине мас совым. В прошлом году, на пример, в нем приняло уча стие свыше 180 тысяч липчан, или каждый второй житэпь го рода. Думаем, что и сегодня он будет для липчан веселым и интересным, а глазное—мас совым, поскольку празднич ные мероприятия пройдут повсеместно: в парках культу ры и отдыха, на площадях у дворцов и домов культуры, у Дворца спорта «Звездный», в жилых районах заводов «Свободный сокол», трактор ного, силикатного, «Центро- лита», в поселках Дачный и Матырский. В программе веселые теат рализованные представления, карнавалы с участием коллек тивов художественной само деятельности и профессио нальных артистзз, игры, кон курсы, аттракционы. В красочно оформленных павильонах, домиках для уча стников праздника ши рокий ассортимент суве ниров, значков, изделий, горя чий чай, кофе, прохладитель ные напитки 'и, конечно, рус ские блины, которых будет продано, по предварительным наметкам кулинаров, около 145 тысяч штук. Добро пожаловать, доро гие липчане, на традиционный праздник «Проводы русской зимы!» В. РАСТВОРОВ. НОВЫЙ АНСАМБЛЬ Многие труженики Грязин- ской швейной фабрики от дают свой досуг художест венной самодеятельности. Недавно на фабрике поя вился новый женский вокаль но-инструментальный ан самбль, руководит которым рабочий Владимир Круглов. Играют на инструментах Татьяна Дроздова, Татьяна Карпова, Галина Митяева, Ольга Левина, солистки — Надежда Попкова и Валенти на Новикова. Все они швеи- мотористки. В репертуаре коллектива инструментальные пьесы, современные эстрадные песни. Сейчас ансамбль г ото* вит новую программу, с кото рой выступит перед избира телями. ПАЛЕХ В 2000-м ГОДУ МОСКВА. (ТАСС). Город- музей, творческий и туристский центр — таким видится архи текторам Палех 2000 года. Ге неральным планом, разрабо танным Московским государст венным институтом проекти рования городов, предусмотре на организация территории с выделением исторического яд ра, туристического и творче ского центров и нескольких зон — жилой, промышленной, отдыха и спорта. В проекте определены туристские марш руты и трассы, территории для размещения турбаз, гостиниц, кемпингов, автостоянок. Наме чено большое жилищное строи тельство. Г " Г Ш .Л 1 V >. с-..;?** 5 - I ; 1 т я и п ш т п ш 1 1 Г О « ш и и 1 м ш п п ш о т ш о и и ш 1 * и п т ш « ш 1 1 и е т ш п 1 и т т а т и и 1 !ш г а п 1 1 « « т ш п и п ■ п п и ш т ш к и п и В Елецком Доме пионеров большой популярностью поль зуется хореографический кружок, которым руководит выпу скник института культуры ельчанин А. И. Мухин. На снимке (слева): на разм инке младшая группа. Отличный подарок в минувшем году получили дети хлебо робов колхоза «Заветы Ильича» Липецкого района. В детеа- ду-яслях «Пчелка» открылся плавательный бассейн. На снимке: медсестра Е. П. Хабарова с воспитанником старшей группы Сережей Дорохиным перед водными про цедурами. Фото В. Дурнева и В. Ельшаева. СМОТР СТУДЕНЧЕСКИХ АГИТБРИГАД С успехом прошел област ной смотр студенческих агит бригад, организованный обко мом профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. В нем приняли участие пятнадцать коллективов, представляющих вузы и педагогические училтг ща области. Смотр показал, что по прежнему в хорошей творче ской форме находится агит бригада «Строитель» Липец кого политехнического иисти тута, которой руководит пре подаватель В. Л. Прокофьева. Порадовало жюри выступле ние дебютантов — агитбрига ды Усманского пэдагогическо го училища. Своеобразную, яркую программу показали студенты биологического фа культета Липецкого педагоги ческого института. СО ВЕТСКОЙ а р м и и — ПОСВЯЩАЕТСЯ «От буденовки до сегод няшних дней» — так называет ся выставка, открывшаяся в областной детской библиотеке в канун 61 -й годовщины Со ветской Армии. Среди экспонатов — произ ведения А. Маркуши, А. Ми* тяева, других писателей, кни ги из серии «Библиотечка до призывника», репродукции живописных работ, посвящен ных военной теме, сегодняш ним армейским будням. Вы ставка предназначается уча щимся старших классоз. Здесь же сотрудники библиотеки де лают для езоих читателей биб лиографические обзоры. яяшяшшпвпавяпм 1 В ТРАМВАЕ В трамвае едет дед Корней, Заняв местечко у дверей. На остановке видит он — Еще старик вошел в вагон. На голове копна волос, Ну, точно в сказке Дед Мороз. А борода была, как снег. Как видно, долгий прожил век. Он ищет место. Места нет. И тут на выручку — наш дед. Махнул приветливо рукой, Кивнур при этом головой, Как будто с ним знакомым был, И тут же место уступил. И даже сесть ему помог, Поставил рядом посошок, Поправил рюкзачок ему, Чтоб не мешал он никому. Зато Сережа — пионер, Случившийся при этом. Сидел. Смотрел, смеясь, как дед Ухаживал за дедом. А. ТУМАРОВСКАЯ. Н ОВЫЙ французский фильм «Частный де тектив», идущий сей час на экранах Липецка и области, пользуется большим интересом у зрителей всех возрастов. Безусловно, оп того заслуживает, имея ряд несом ненных достоинств. Остро за хватывающее, динамичное по строение, мастерское использо вание изобразительных средств, а, главное, участие в нем про славленных актеров, в числе которых кинозвезда междуна родного класса Жан-Поль Бельмондо, на счету которого десятки фильмов, хорошо из вестных советскому зрителю («Картуш», «Великолепный» и другие). Обаянию этого актера труд но противостоять. Весь его об лик, раскованная манера игры, создаваемые им образы бес страшных, мужественных, сильных и всегда чуть-чуть ироничных героев, обуревае мых жаждой подвига во имя благородных устремлений вос становления справедливости в заданных, порою самых не вероятных обстоятельствах, безошибочно вызывают ответ ные симпатии зрителей. И все-таки двойственное от ношение вызывает этот фильм с участием известнейшего кино- « С И Л Ь Н А Я Л И Ч Н О С Т Ь » О к и н о ф и л ь м е «Ча с т ный д е т е к т и в » актера. Возможно, потому, что он в большей степени, чем все предыдущие, знакомые нам ленты, заставляет невольно задуматься о судрбе «звезды» на западном кинематографиче ском экране. Щедрость и бога тейшая палитра таланта. На что расходуется он акте ром, во имя какой благородной идеи растрачиваются его силы, способности, бьющая через край энергия души? По мере того, как мы сле дим за бесстрашными похож дениями «частного детектива», действиями которого, как нам будет заявлено вначале, руко водит только идея справедли вости, тем больше убеждаем ся, что это не совсем так. Бла городные устремления сильной личности, несмотря на все его победы над хитроумными, ко варными врагами, олицетво ряющими зло в современном буржуазном обществе, посте пенно меркнут, тускнеют, отхо дят на второй план. И проис ходит это потому, что герой Бельмондо (а замечает1, созна ет ли это сам актер Бельмон до?) на наших глазах в борь бе со злом в своих действиях сам становится подобным тем, с кем борется. Как будто посыл фильма режиссера Филиппа Лябро в целом обличительный. Смотри те, кого только он не выводит «на чистую воду» р капитали стическом обществе! Он обру шивается на деятельность тай ных международных бандит ских синдикатов; тонко вы смеивает продажность фран цузской полиции, покрываю щей эти преступные элементы Не способным справиться с ними, бессильным предстает перед нами и само министерст во юстиции, вынужденное прибегать к помощи частных компаний, детективов. Из все го этого создается впечатление глобальной критики сущест вующего буржуазного строя, впрочем, критики, не идущей дальше известных нам фактов нз материалов зарубежной прогрессивной прессы. Социальное зло, утверждает фильм, существует в капита листическом мире. Оно неиз бежно, но возможность борь бы с ним авторы лепты пред ставляют себе своеобразно. И вот на экран выходит та кой поборник добра, как герой обаятельнейшего Бельмондо. И делается все для того, чтобы превратить его в своеобразный вариант Джеймса Бонда —* по- французски. Безудержна фан тазия авторов фильма, живо писующих несокрушимость физических сил «частного де тектива», предоставляющих ему право на безнаказанное насилие, вооруженного «до зубоз» современными видами оружия и техники. Он. этот герой, может все. ! 1 е служит ему препятствием для подслушивания брониро ванная стена. С изяществом распыленный им из портатив ного красивого флакона хими. ческин препарат, вызвав неук ротимый патологический смех врагов, повергает их в беспа мятство. О силе кулаков «де тектива» и Говорить ие стоит. Такое впечатление, что перед нами сам знаменитый боксер Али в железных перчатках. Какое это имеет значение, что под их ударами из рассечен ных скул жертв ручьем хлещет кровь! И уж совсем мы, захвачен, ные, а отчасти замороченные головокружительной сменой кадров, не удивляемся тому, что «детектив» на едином ров ном дыхании способен догнать бешено мчащийся по шоссе автомобиль и вновь крушить направо и налево, уже даже не задумываясь над тем, кон кретные ли это носители зла, с которыми борется герой, или рядовые исполнители. Ах, какая бесстрашная, блн. стателыю сильная личность перед нами! Но только почему этот герой к концу фильма все меньше и меньше нравится нам? Вдруг начинаешь ловить себя на мысли, что его похож дения наскучивают, растворя ется, исчезает • куда-то его обаяние. Деньги, пачки денег, («ча стный детектив» берется всегда только за хорошо оплачивае мую работу), а не идея спра ведливости, о которой мы слы. шали в начале фильма, — вот что движет киногероем Бель мондо в этой ленте. Как много, наверное, мог бы сказать благодарным зрите лям такой большой актер, как Жан-Поль Бельмондо, и как мало он вынужден выражать в заданном ему сюжете, — вот о чем думаешь, покидая зал. Очередной герой фран цузской кинозвезды всего лишь служит тому же обществу, которое фильм, якобы, облича ет. И ему за это хорошо пла тят. И им восхищаются. И грустно, и горько от того, что бесспорный талант растра, чивается на всего лишь легко весную и пустоватую киио- сказку. Л. ДУВИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz